Основные факты и закономерности памяти. Память

Процессы памяти представляют собой единую мнемическую систему, и практически неразделимы. Это запоминание , хранение, воспроизведение и забывание. Все они могут протекать произвольно или непроизвольно. Произвольность предполагает относительную самостоятельность психической деятельности, имеющей свои мнемические цели и применяющую специальные приемы для реализации этих целей. При отсутствии специальной мнемической цели мы говорим, что процессы памяти непроизвольны. Кроме того, все процессы памяти могут быть механическими или смысловыми. В этом случае основанием для деления является характер связей с предметом памяти - ассоциативный или смысловой. Лишь в специально сконструированных экспериментах удается выявить собственные характеристики каждого из них.

Запоминание . Первый блок - это запоминание (или кодирование - в терминологии когнитивной психологии). Представляет собой запечатление и закрепление любого опыта. На результативность и стратегии запоминания влияют объем материала, степень его однородности и последовательность запоминания. Это зафиксировано в феноменах, получивших название «эффект длины», «эффект привычности», «эффект края».

Процесс и продуктивность запоминания зависит от осмысленности или отсутствия осмысленности для субъекта запоминаемого материала. В этом случае говорят об осмысленном/механическом запоминании. Кроме того, на успешность запоминания влияет степень произвольности протекания процесса запоминания. Так непроизвольное механическое запоминание характерно при запоминании (особенно в детстве) стихотворений, считалок, дразнилок, имен, фамилий.

Непроизвольное смысловое запоминание не имеет мнемических целей, опирается на установление смысловых связей между объектами, которые включены в деятельность, то есть при других задачах. Например, понять какое-то явление.

Экспериментальное исследование харьковской психологической школы, проведенное под руководством П.В.Зинченко, позволило сделать следующие выводы. Непроизвольное смысловое запоминание лучше для того материала, с которым оперировали, то есть материал был включен в цель задания; непроизвольное смысловое запоминание материала, включенного в способ работы, хорошо лишь тогда, когда этому способу человек только научается, то есть он не является навыком.

Произвольное механическое запоминание - компонент любой мыслительной работы. Нужно всегда запоминать даты, имена, исключения из правил, формулы. Этот вид запоминания опирается на многократное повторение. Для облегчения этого утомительного процесса с давних времен люди разрабатывали специальные приемы, названные мнемотехническими приемами.

Произвольное смысловое запоминание - основной способ запоминания в учебном процессе студента и во взрослой профессиональной деятельности. Его продуктивность зависит от многих факторов, не столько объективных, сколько субъективных. На продуктивность влияет:

  • v Умение легко ставить любые мнемические задачи , которые различаются по содержанию и по времени (например, запомнить только смысл или запомнить как можно ближе к первоначальному тексту; запомнить надолго или только до очередного занятия). Само умение зависит от меры осознания мнемических задач, то есть от степени осознанности, с которой человек регулирует работу своей памяти.
  • v Мнемические приемы , которые использует человек для реализации задачи. Выделяют две группы приемов:
    • · первая группа - простые мнемические приемы , точнее, более общие, используемые при организации всей умственной деятельности. Они не требуют дополнительной работы над материалом, подлежащим запоминанию. К этим приемам относятся:
  • - Наглядность . Запоминание улучшается потому, что при наглядности участвуют многие виды памяти (один и тот же материал запоминается на образном языке и на языке операционально-символическом);
  • - Закрепление только что понятого и осмысленного материала. Возвращение к тому материалу, в котором человек разобрался. Необходима сознательная установка на запоминание. Следуя после мыслительного процесса, произвольное смысловое запоминание может подпасть под иллюзию закрепленности понятого материала, результатом которой будет сильное забывание (до 25-75% изученного материала в первые же сутки);
  • - Повторение - классический прием, обеспечивающий закрепление материала, подлежащего запоминанию. Его продуктивность, в свою очередь, определяется несколькими условиями. Одно из них - активность. Повторение опирается не на узнавание, а на воспроизведение материала, чтобы не возникла иллюзия закрепленности материала. Повторение также должно быть распределено во времени, а не быть сплошным;
  • - Правильная организация умственной работы. Запоминание будет более продуктивным, если друг за другом будут следовать различные по характеру и по типу работы, так как последующая работа может стереть результаты предыдущей. Например, если после английского языка следующим будет русский, то возникнет так называемая интерферйнция, которая представляет собой взаимодействие двух и больше чисел процессов, при котором происходит нарушение или подавление деятельности одного из них.
  • · вторая группа - сложные мнемические приемы . В них в наибольшей степени обнаруживается специфика произвольного смыслового запоминания. Эти приемы предполагают определенное структурирование материала, который требуется запомнить. Имеются следующие сложные приемы:
  • - Смысловая группировка (или аналитико-синтетический разбор). Она базируется на мыслительных операциях анализа и синтеза. При работе с учебным текстом алгоритм смысловой группировки будет следующий: ориентировочное чтение с целью ознакомления с объемом и т.д.; разбивка материала на законченные в смысловом отношении группы, не забывая при этом о законе кратковременной памяти (законе Миллера-Спеллинга: разбиваем информацию на 72 блока (установление основной мысли в каждом блоке, установление смысловых логических связей между частями)). Смысловая группировка становится мнемическим приемом лишь в том случае, если стала мыслительным навыком;
  • - Смысловые отношения. В основе этого приема лежит мыслительная операция сравнение. Суть его заключается в том, что сопоставляется материал уже запомненный и запоминаемый. Как и предыдущий прием, помогает запоминанию, если стал мыслительным навыком;
  • - Выделение смысловых и наглядных опор. В этом случае работы по запоминанию идут на двух языках: в словесной структуре и в наглядном образе.

Итак, повышение продуктивности запоминания при использовании сложных мнемических процессов связано с тем, что все они уменьшают объем запоминаемого материала, материал при этом становится организованным в определенную структуру.

Если следом за мыслительными процессами, направленными на понимание материала, особенно сложного, не идет произвольное смысловое запоминание, обучающийся вынужден обращаться к тривиальной зубрежке.

Хранение . Блок хранения, как и первый блок запоминания, имеет свои закономерности и детерминанты. Из житейского опыта известно, что не все то, что успешно запомнено, хорошо хранится. В то же время, не столь важное при запоминании вдруг неожиданно всплывает в актуальном воспоминании, или неосознанно влияет на другие когнитивные процессы (чувство языка на запоминание слов данного языка). Эта характеристика носит название продуктивности хранения . Другая характеристика называется длительностью хранения . И сюда же может быть отнесена интерференция (ретроградная и антероградная), из-за которой одна информация препятствует (затрудняет) хранение другой. Соответственно, при ретроградной интерференции затрудняется хранение предыдущей информации, при антероградной - последующей информации.

Воспроизведение . Блок воспроизведения отвечает за извлечение информации из блока хранения. Осуществляется его деятельность через «узнавание», «воспроизведение», «припоминание».

Узнавание генетически более раннее проявление памяти. Это воспроизведение образа какого-либо объекта, явления в условиях его повторного восприятия. Узнать - это опознать, то есть узнавание - это акт познания.

Его элементарная первичная форма - это более или менее автоматическое узнавание в действии - непроизвольное узнавание . Происходит при значительном совпадении новых впечатлений с прежними впечатлениями и достаточной прочности сохранения этих прежних впечатлений. Проявляется непроизвольное узнавание в виде адекватной реакции на привычный раздражитель.

Узнавание становится произвольным и превращается в процесс припоминания при недостаточном совпадении новых впечатлений с прежними впечатлениями, а также при недостаточной прочности сохранения этих прежних впечатлений. В припоминании вначале возникает чувство знакомости предмета, которое, однако, еще не позволяет отождествлять его с чем-либо известным. И только в дальнейшем, находя общие черты с прежними впечатлениями, мы узнаем предмет. Было показано, что объем припоминания меньше объема узнавания. На основе чувства знакомости возникает ложное узнавание .

Противоположным ложному узнаванию является феномен утраты хорошо знакомого. Если имеется стойкий характер утраты знакомости - это агнозия (нарушение предметов узнавания, явлений при ясном сознании вследствие поражения коры головного мозга).

Воспроизведение отличается от узнавания тем, что осуществляется без повторного восприятия того объекта, который воспроизводится.

Воспроизведение может осуществляться непроизвольно , т.е. вызывается обычно содержанием той деятельности, которую человек осуществляет в данный момент, хотя эта деятельность и не направлена на воспроизведение. Определяется в таком случае в основном ассоциативным механизмом. Толчком может быть предмет, человек, мысль. В связи с тем, что толчок идет из деятельности, то непроизвольное воспроизведение будет более направлено, если более логична деятельность, которая его вызывает. Будет меньше хаотичности тех ассоциаций, которые образовались в нашем прошлом опыте, то есть в основе будет логика того материала, который воспроизводится.

Произвольное воспроизведение происходит на основе сознательной установки на воспроизведение, превращаясь в таком случае в процесс воспоминания или при затруднении припоминания.

Реконструкция материала . Она происходит по многим причинам. Основные:

  • · образование новых систем временных связей под влиянием нового опыта, приобретенного уже после запоминания данного материла;
  • · доминирование тех или иных раздражителей в зависимости от интересов, эмоций и других особенностей личности, а также под влиянием различных задач деятельности.

При этом обычно происходит:

  • · Перестройка последовательности запомненного материала;
  • · Обобщение и схематизация, или, наоборот, конкретизация и детализация;
  • · Иногда искажение подлинника. Чаще всего имеют место два феномена ошибок воспроизведения: различают контаминацию и конфабуляцию . При контаминации происходит перепутывание, например, смешение двух и более событий при их описании. Конфабуляция представляет домысливание при возникновении пробелов в воспроизводимом материале. При стойком нарушении памяти (становится разновидностью парамнезии ), человек заполняет пробелы фантастическими выдумками. Процесс обучения изобилует примерами обоих феноменов.

Реминисценция . Реминисценция - факт улучшения отсроченного воспроизведения, то есть воспоминание первоначально забытого материала.

С реминисценцией мы очень часто сталкиваемся у детей, если запоминаемый материал разный по эмоциональному воздействию (при первом воспроизведении они описывают лишь то, что было для них сильно в эмоциональном плане), если запоминаемый материал был сложным, и если ребенку предлагают свободное изложение материала. По данным С.Я.Рубинштейна до 65% информации в детской памяти подвержены реминисценции. На возникновение реминисценции влияет отношение заучивающего к материалу и степень овладения им содержанием материала.

Каков механизм реминисценции?

При непосредственном воспроизведении заученного материала имеет место в основном попытка восстановить этот материал, используя при этом, в основном, внешние ассоциативные связи. При отсроченном воспроизведении человек опирается главным образом на смысловые связи. Поэтому для реминисценции характерна бульшая гибкость. Во время непосредственного воспроизведение забывание приводит к остановке воспроизведения, при воспроизведении с помощью смысловых связей мы обходим слабые места.

Забывание . Блок забывания также определяется как относительно независимый. До сих пор на уровне дискуссий идет объяснение механизма и причин забывания. Немецкий психолог Герман Эббингауз , первый среди современных психологов, обратившихся к этой проблеме, определял забывание как функцию времени.

Предполагается, что точность забывания зависит, в первую очередь, от стратегий, которые использовались на предыдущих этапах, особенно при запоминании. Динамика забывания определяется эмоциональным и общим физическим состоянием запоминающего. Конечно, на запоминание влияет осмысленность, привычность запоминаемого материала. Не в меньшей степени забывание связано с качественными характеристиками этого материала: является он вербальным, образным и т.п.

Уточнение: от забывания в собственном смысле слова надо отличать выпадение материала при воспроизведении, обусловленное отбором материала, который определяется логикой смыслового содержания выполняемой мыслительной задачи.

Классификация памяти. Рассматривая вариации памяти, обычно говорят о видах, формах и типах памяти. Виды памяти связывают с модальностью (качеством запоминаемого материала). Формы связаны с волевым компонентом в структуре процесса памяти. Именно «намеренные» формы памяти интересуют практиков. Методы совершенствования получили название мнемотехник. Термин «тип» используется при описании временных характеристик памяти.

Память характеризуется тремя процессами: запоминанием, сохранением, воспроизведением. Рассмотрим последовательно каждый из них.

Запоминание - процесс памяти, в результате которого происходит запечатление новой информации разными путями.
Человек может не ставить пред собой цель что - либо запомнить, но если событие, факт и т.п. запомнились, мы говорим: «Запомнилось само». Это непроизвольное запоминание. Без специального намерения человек запоминает огромное число сведений. Однако, выяснилось, что непроизвольно человек запоминает далеко не все подряд. Непроизвольное запоминание достаточно избирательно. Что именно человек запоминает непроизвольно? Что влияет на качество запоминания? Качество запоминания информации определяется точностью и полнотой ее воспроизведения. Качество запоминания – это также прочность запоминания, которая может определяться сроком сохранения информации.
Произвольное запоминание - сложная, целенаправленная мнемическая деятельность. Одно из основных условий произвольного запоминания - постановка цели запомнить материал. Человек сознательно выбирает ту или иную цель запоминания. Что влияет на качество запоминания в этом случае?
Любое запоминание избирательно: в памяти сохраняется далеко не все из того, что нас окружает, и что мы пытаемся специально запомнить. Чем же определяется выбор?
1. Известно, что мы запоминаем полно и прочно, иногда на всю жизнь то, что имеет для нас особенно важное жизненное значение, что вызывает у нас интерес и сильные эмоции. Чем более заинтересованно мы относимся к содержанию выполняемой деятельности, к новой информации, тем продуктивнее запоминание. Так, если ученика интересует урок, он запомнит его содержание лучше, чем тогда, когда школьник слушает только «для порядка».
У каждого человека есть воспоминания детства, юности и более старшего возраста. Взрослый человек прошел через тысячи ситуаций, однако помнит он далеко не все. Если проанализировать то, что мы помним, то окажется, что многие события связаны с сильными эмоциями. Мы помним события, которые были волнительными для нас, помним что-то, что сильно обрадовало, испугало, удивило нас. Мы помним сильные переживания счастья, страха, обиды, горя, гнева и т.д. Все это значимые событий нашей жизни. По отношению к незначимым событиям мы не переживаем острых эмоций.
Группе детей детского сада давали запомнить слова в двух разных ситуациях. В первой ситуации дети играли в магазин. Ребенка посылали купить... Дальше перечислялись предметы. Это были слова для запоминания. Маленькому покупателю вручались «деньги», корзинка и он отправлялся в «магазин». В процессе покупки фиксировалось, сколько слов запомнил ребенок. Во второй ситуации детей приглашали для «занятий», просили прослушать и запомнить ряд слов. Оказалось, что в игре, когда слова нужны ребенку для дела, запоминается значительно больше слов, чем «на занятиях», когда смысл запоминания слов менее значим или не известен.
Установлено, что если наборы цифр, предъявляемых человеку в эксперименте, преподносятся ему как перечень цен на продукты или список важных для бизнеса телефонов, то они запоминаются лучше и в большем объеме, чем в условиях психологического эксперимента по изучению памяти на цифровом материале. Если сложная геометрическая фигура представляет собой логотип некоей важной для человека фирмы, куда он планирует обратиться по поводу осуществления сделки, то она намного легче и чаще узнается в условиях эксперимента.
Итак, именно личностная значимость информации является основной причиной или мотивом для хорошего запоминания. В случае с непроизвольным запоминанием значимость информации определяет, будет ли она запомнена в принципе, т.е. влияет на избирательность памяти. В случае с произвольным запоминанием значимость информации влияет на качество запоминания и срок сохранения. Информация, не имеющая устойчивой значимости для человека, запоминается менее прочно и в последующем быстро забывается.
В повседневной жизни все значимое, нужное, важное фокусируется в целях поведения и деятельности. Соответственно, то, что связано с целями деятельности, всегда запоминается лучше.
Человека попросили вспомнить все, что с ним было по пути на работу. В воспоминаниях обнаружила себя связь непроизвольного запоминания с направленностью человека на основную деятельность, а она заключалась в том, чтобы поскорее дойти до места работы. Запоминается то, что, так или иначе, связано с целью деятельности, что помогает или, наоборот, мешает ее достичь.
Группе испытуемых предложили расклассифицировать предметы, изображенные на карточках. На каждой карточке кроме предмета было изображено еще и число. После опыта испытуемых попросили вспомнить, что они видели на карточках. Были перечислены предметы, что касается чисел, то некоторые испытуемые утверждали, что они их вообще не заметили. В опыте по разложению тех же карточек другой группой людей по порядку чисел, на них изображенных все обстояло наоборот: хорошо запомнились числа и почти не запомнились предметы.
Какие действия запоминаются лучше: те, которые успешно начаты и завершены, или те, которые оборвались на высокой ноте? Группе испытуемых предлагалось как можно точнее выполнить около 20 заданий разного характера. Здесь были и небольшие математические задачи, загадки, лепка фигурок из глины, изготовление картонных ящиков и т.п. Когда исполнители входили во вкус, работа прерывалась. Потом экспериментатор просил перечислить все выполнявшиеся задания. Прерванные задачи запомнились лучше завершенных примерно в два раза.
2. Среди условий продуктивного запоминания огромную роль играет понимание материала. Понятое запоминается быстрее и прочнее потому, что содержание ассоциируется (увязывается) с уже усвоенными ранее знаниями. Непонятое запоминается хуже, поскольку у него нет привязки к тому, что человек уже хорошо знает и помнит, а также в силу того, что оно не вызывает интереса к себе.
При наличии у человека соответствующей информационной базы понимание новой информации может происходить без проблем, автоматически. При других обстоятельствах понимание может быть достигнуто как результат развернутого мыслительного процесса, включающего ряд операций, таких как выделение элементов или частей информации, выделение в каждой части и подчасти ключевых мыслей или слов, установление связей между элементами или частями, составление плана, сравнение, классификация и др. Чем более значима информация, тем активнее мы ее анализируем. Чем активнее мы анализируем материал, тем продуктивнее запоминание.
3. На характер запоминания влияют мотивы запоминавния, в качестве которых часто выступают цели запоминания, которые могут быть разными.
Три группы школьников одного возраста и примерно одинаковых способностей порознь учили одно и то же стихотворение. Разница была в одном: ребят первой группы предупредили, что их спросят завтра, а второй - через неделю; третьей - через месяц. А спросили всех через три недели. Оказалось выгоднее учить «на месяц», помнится дольше. Как невыгодно учить не понимая, так и невыгодно учить «на завтра», «до экзамена», «до контрольной». Те, кто делают ставку на длительное запоминание, выигрывают.
4. На качество запоминания оказывают влияние объем и характер запоминаемого материала. В экспериментах установлено, что увеличение исходного объема запоминаемого материала после определенного предела ведет к снижению объема того, что запомнится. Например, в опытах на запоминание двузначных чисел испытуемые студенты запоминают 8-10 чисел из 10. По мере увеличения количества предъявляемых чисел до 20, объем запоминания увеличивается, однако, ненамного – до 12-13 чисел, а после дальнейшего увеличения и вовсе начинает уменьшаться. Поэтому стремление к запомнить информацию большого объема в один прием может быть не всегда оправдано.
В нашей памяти работает закон ретро- и проактивного торможения, который гласит: любой элемент смыслового ряда в процессе запоминания оказывает тормозящее влияние на то, что было запомнено до него, и повлияет на то, что будет запоминаться после. В результате элементы одного ряда удерживаются в памяти далеко не одинаково. Первые элементы испытывают тормозящее влияние последующих (ретроактивное торможение), крайние - предшествующих (проактивное торможение), а средние элементы - и тех и других и потому запоминаются хуже. Это следствие закона называется эффектом края. Торможение проявляется особенно сильно тогда, когда предшествующая или последующая информация является либо сложной, либо сходной с настоящей. Например, при воспроизведении ряда из 10-12 двузначных чисел чаще всего выпадают средние числа.
Учет этого закона очень важен и при подаче информации. Если мы хотим, чтобы реципиент хорошо запомнил все сообщение, необходимо разнообразить информацию, особое внимание уделить средним ее элементам. Чтобы реципиент лучше запомнил какую-либо мысль, необходимо подать ее в конце сообщения, а еще лучше подать ее дважды: в начале и в конце сообщения.
5. Наконец, на продуктивность запоминания влияют воспроизведение и повторение материала.
Воспроизводить или пересказывать запоминаемое содержание. необходимо вслух, т.к. при этом кроме словесно-логического, в процесс запоминания включается еще и слуховой и двигательный виды памяти. Воспринимая свой ответ человек, точно фиксирует, что он запомнил, а что еще необходимо повторить, осуществляя тем самым самоконтроль за деятельностью запоминания
Наибольший процент забывания приходится на первые 48 часов после заучивания. Отсюда следует, что распределить повторения следует так, чтобы максимальное их количество приходилось на эти часы. Прослушанную утром или днем лекцию полезно прочесть вечером, вспомнить то, что не вошло в конспект, прочитать дополнительную статью, отрывок из книги. Это предупредит забывание материала.
Подводя итог, следует сказать, что запоминание информации и его качество зависит от ряда условий. К ним относятся:
- значимость информации для человека, наличие интереса к ней;
- понятность информации;
- объем информации;
- характер информации с точки зрения ее однородности;
- положение новой информации в системе уже известной человеку информации;
- количество повторений;

Сохранение - более или менее длительное удержание в памяти сведений, полученных в опыте, и определяется рядом условий. Сохранение информации в памяти человека определяется в первую очередь ее ролью в жизни личности. Устойчиво значимый материал, связанный с потребностями человека, его интересами и целями деятельности, забывается медленно. Жизненно важное совсем не забывается. Забывание материала оказывается тем более глубоким, чем менее значимым он становится для достижения актуальных целей личности, чем реже включается в деятельность.
Все те сведения, которые неактуальны, не повторяются, не воспроизводятся человеком, не востребованы жизнью, должны забываться. В принципе явление забывания целесообразно. Без забывания в сознании сосуществовали бы как личностно значимые, так и случайные сведения, как правильно, так и неверно заученные знания. При письме вместо автоматизма правильного написания постоянно всплывали бы словесные формулировки правил. Неприятные, тяжелые эмоциональные переживания были бы постоянно в сознании, угнетая нормальную жизнь человека.
Являются ли факты забывания результатом полного стирания следов раздражителя в мозгу или забытые знания сохраняются бессознательно? Известны факты гипнотического внушения человеку состояния давно прожитых лет. Например, взрослому внушают, что он ребенок 5 лет. Форма его поведения начинает соответствовать пятилетнему возрасту. (Однако, кто может поручиться, что он воспроизводит себя в пятилетнем возрасте, а не тех детей, которых он наблюдал, будучи взрослым.)
Опытами Павлова доказано, что угасшие рефлексы требуют для своего возобновления меньшего числа повторений, чем для их начального образования. Кроме того, угасшие рефлексы могут растормаживаться при определенных условиях. Этим объясняется неожиданное воспроизведение того, что казалось давно забытым. Так, один человек в болезненном состоянии заговорил на немецком языке, которому научился много лет назад, но потом, долго не пользуясь им, казалось совсем забыл его.
Эти факты позволяют предположить, что сохраняемое в долговременной памяти не стирается, а становится неосознаваемым.
Невозможность припомнить какой - либо материал не всегда означает, что он забыт окончательно, полностью потерян, совершенно выпал из опыта личности. Здесь мы можем столкнуться с двумя явлениями:
1.Забывается конкретная «фактическая» форма материала, в то время как существенное, устойчиво значимое содержание включается в соответствующие знания и формы поведения и воспроизводится в этих формах поведения в интегрированном виде.
2.Это может быть явление временного забывания, связанное с отрицательной индукцией или запредельным торможением.
Запредельное торможение наступает вследствие перенапряжения соответствующих корковых клеток. Это ведет за собой резкое снижение запоминания в состоянии утомления. После возобновления нормальной работы нервных клеток то, что забылось, может быть воспроизведено.
Забывание не сводится к чисто количественному уменьшению объема ранее воспринятого материала. В процессе сохранения и воспроизведения он подвергается качественной перестройке. Разные части материала забываются неодинаково. Лучше всего сохраняются основные положения, менее полно сохраняются отдельные смысловые единицы, наименее сохраняется текстуальное содержание. Запомненные знания взаимодействуют с вновь усваиваемыми: они уточняются, дифференцируются, обобщаются, перекодируются.
Таким образом, понятно, что память не склад, не архив, где документы хранятся в неизменном виде. Сохранение - процесс активный, динамический.
Сохранение запомненного материала в высшей степени зависит от того, какой длины и как проживается отрезок времени между запоминанием и воспроизведением, чем было заполнено это время. Если этот интервал был заполнен бодрствованием и интеллектуальной работой, забывание протекало быстрее, если сном - значительно медленнее.

Воспроизведение может быть также непроизвольным и произвольным. К непроизвольному воспроизведению относятся узнавание и вспоминание по ассоциации.
Произвольное воспроизведение всегда вплетено в какую-либо целенаправленную деятельность и может протекать как легко, так и трудно. Во втором случае процесс воспроизведения называется припоминанием.
Мы привыкли к тому, что чем больше времени прошло между восприятием и воспроизведением, тем больше потерь. Это не всегда так. Случается так, что отсроченное воспроизведение оказывается более точным и полным, нежели то, которое осуществляется непосредственно после восприятия. Это случается при заучивании большого по объему материала, а так же при восприятии образного материала. Это явление получило название реминисценции. Реминисценция используется в учебном телевидении. Учебная телепередача или фильм в сочетании с отсроченным воспроизведением позволяют лучше воссоздать материал по сравнению с уроком учителя или самостоятельным изучением темы по учебнику. Реминисценция как бы говорит, что выученное или воспринятое должно отлежаться, отстояться в памяти.
Затруднения в воспроизведении могут усиливаться вследствие слишком сильного желания припомнить, что вызывает торможение. Когда со временем человек отвлекается чем - то другим и торможение снимается, тогда то, что надо припомнить, нередко как бы само всплывает в памяти.

Одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.

Существуют различные типологии памяти :

  • по сенсорной модальности - зрительная (визуальная) память, моторная (кинестетическая) память, звуковая (аудиальная) память, вкусовая память, болевая память;
  • по содержанию - образная память, моторная память, эмоциональная память;
  • по организации запоминания - эпизодическая память, семантическая память, процедурная память;
  • по временным характеристикам - , ультракратковременная память;
  • по наличию цели - произвольная и непроизвольная;
  • по наличию средств - опосредованная и неопосредованная;
  • по уровню развития - моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая.

Особенности функционирования памяти

Свойства памяти

  • Точность
  • Объём
  • Скорость процессов запоминания
  • Скорость процессов забывания

Закономерности памяти

Память имеет ограниченный объём. Успешность воспроизведения большого объёма материала зависит от характера распределения повторений во времени. Имеет место такая закономерность, как кривая забывания.

Законы памяти:

Закон интереса – Интересное запоминается легче.
Закон осмысления – Чем глубже осознать запоминаемую информацию, тем лучше она запомнится.
Закон установки – Если человек сам себе дал установку запомнить информацию, то запоминание произойдёт легче.
Закон действия – Информация, участвующая в деятельности (т.е. если происходит применение знаний на практике) запоминается лучше.
Закон контекста – При ассоциативном связывании информации с уже знакомыми понятиями новое усваивается лучше.
Закон торможения – При изучении похожих понятий наблюдается эффект “перекрытия” старой информации новой.
Закон оптимальной длины ряда – Длина запоминаемого ряда для лучшего запоминания не должна намного превышать объём .
Закон края – Лучше всего запоминается информация, представленная в начале и в конце.
Закон повторения – Лучше всего запоминается информация, которую повторили несколько раз.
Закон незавершённости – Лучше всего запоминаются незавершённые действия, задачи, недосказанные фразы и т.д.

Мнемотехнические приёмы запоминания

  • Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации.
  • Рифмизация.
  • Запоминание длинных терминов или иностранных слов с помощью созвучных.
  • Нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией.
  • Метод Цицерона на пространственное воображение.
  • Метод Айвазовского основан на тренировке зрительной памяти.
  • Методы запоминания цифр:
    • закономерности;
    • знакомые числа.

Процессы памяти

  • Запоминание - это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятие, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. Основу запоминания составляет связь материала со смыслом в одно целое. Установление смысловых связей - результат работы мышления над содержанием запоминаемого материала.
  • Хранение - процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Сохранение дает возможность для обучения человека, развития его перцептивных (внутренних оценок, восприятия мира) процессов, мышления и речи.
  • Воспроизведение и узнавание - процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). Простой формой воспроизведения является узнавание - опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту, установлением сходств между объектом и образом его в памяти. Воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным. При непроизвольном образ всплывает в голове без усилий человека.

Если в процессе воспроизведения затруднения, то идет процесс . Отбор элементов нужных с точки зрения требуемой задачи. Воспроизведенная информация не является точной копией того, что запечатлено в памяти. Информация всегда преобразовывается, перестраивается.

  • Забывание - потеря возможности воспроизведения, а иногда даже и в узнавании раннее запомненного. Наиболее часто забываем то, что не значимо. Забывание может быть частичным (воспроизведение не полностью или с ) и полным (невозможность воспроизведения и узнавания). Выделяют временное и длительное забывание.

Неврологическая память

Память - совокупность видов деятельности, включающих в себя как биолого-физиологические, так и психические процессы, осуществление которых в данный момент обусловлено тем, что некоторые предшествующие события, близкие или отдалённые по времени, существенным образом модифицировали состояние организма. (Ц. Флорес).

Память означает использование и участие предыдущего опыта в настоящем . С этой точки зрения память и в момент закрепления, и в момент её воспроизведения представляет собой деятельность в полном смысле этого слова. (Зинченко).

  • Зрительная (визуальная) память отвечает за сохранение и воспроизведение зрительных образов.
  • Моторная память отвечает за сохранение информации о моторных функциях. К примеру, первоклассный бейсболист великолепно бросает мяч в частности благодаря памяти о моторной деятельности при прошлых бросках.
  • Эпизодическая память - память о событиях, участниками или свидетелями которых мы были (Tulving, 1972). Примерами ее могут быть воспоминания о том, как вы справили свой семнадцатый День рождения, память о дне вашей помолвки, припоминание сюжета фильма, который вы видели на прошлой неделе. Этот вид памяти характерен тем, что запоминание информации происходит без видимых усилий с нашей стороны.
  • Семантическая память - память о таких фактах, как таблица умножения или значение слов. Вы, скорее всего, не сможете вспомнить, где и когда вам стало известно, что 6547 х 8791 = 57554677, или от кого вы узнали, что означает слово «акция», но тем не менее эти знания составляют часть вашей памяти. Может быть, вы сумеете припомнить все те мучения, которые доставило вам изучение таблицы умножения. И эпизодическая, и семантическая память содержат знания, которые легко могут быть рассказаны, декларированы. Поэтому эти две подсистемы составляют часть более обширной категории, которую называют декларативной памятью.
  • Процедурная память, или запоминание того, как нужно что-то делать, имеет некоторые сходства с моторной памятью. Различие заключается в том, что описание процедуры не обязательно предполагает владения какими-то моторными навыками. К примеру, в школьные годы вас должны были обучать работе с логарифмической линейкой. Это своего рода «знание о том, как», которое часто противопоставляют описательным задачам, предполагающим «знание о том, что».
  • Топографическая память - способность ориентироваться в пространстве, распознавать путь и следовать маршруту, признавать знакомые места. Топографический кретинизм может быть вызван многочисленными нарушениями, включая трудности с восприятием, ориентацией и запоминанием.

Классификация видов памяти по критериям

  • образная память
  • словесно-логическая память
  • сенсорная память
  • эмоциональная память

Время

  • оперативная
  • промежуточная

Организация запоминания

  • эпизодическая память
  • семантическая память
  • процедурная память

Свойства памяти человека

Пионером в исследовании памяти человека считается Герман Эббингауз, ставивший эксперименты на себе (основной методикой было заучивание бессмысленных списков слов или слогов).

Долговременная и кратковременная память

Физиологические исследования обнаруживают 2 основных вида памяти: кратковременная и долговременная. Одно из важнейших открытий Эббингауза состояло в том, что если список не очень велик (обычно 7), то его удаётся запомнить после первого прочтения (обычно список элементов, которые можно запомнить сразу, называют объёмом кратковременной памяти).

Другой закон, установленный Эббингаузом, - количество сохраняющегося материала зависит от промежутка времени с момента заучивания до проверки (так называемая «кривая Эббингауза»). Был открыт позиционный эффект (возникающий, если запоминаемая информация по объёму превышает кратковременную память). Он заключается в том, что лёгкость запоминания данного элемента зависит от места, которое он занимает в ряду (легче запоминаются первые и последние элементы).

Считается, что кратковременная память основана на электрофизиологических механизмах, поддерживающих связанных нейронных систем. Долговременная память фиксируется структурными изменениями в отдельных клетках, входящими в состав нейронных систем, и связана с химической трансформацией, образованием новых веществ.

Кратковременная память

Кратковременная память существует за счет временных паттернов нейронных связей, исходящих из областей фронтальной (особенно дорсолатеральной, префронтальной) и теменной коры. Сюда попадает информация из сенсорной памяти. Кратковременная память позволяет вспомнить что-либо через промежуток времени от нескольких секунд до минуты без повторения. Ее емкость весьма ограничена. Джордж Миллер во время своей работы в Bell Laboratories провел опыты, показывающие, что емкость кратковременной памяти составляет 7±2 объекта (название его знаменитой работы гласит «Волшебное число 7±2»). Современные оценки емкости кратковременной памяти несколько ниже, обычно 4-5 объектов, причем известно, что емкость кратковременной памяти увеличивается за счет процесса, называемого «чанкинг» (группировка объектов). Например, если предъявить строку

ФСБКМСМЧСЕГЭ

человек будет способен запомнить только несколько букв. Однако, если та же информация будет представлена иным образом:

ФСБ КМС МЧС ЕГЭ

человек сможет запомнить гораздо больше букв потому, что он способен группировать (объединять в цепочки) информацию о смысловых группах букв (в английском оригинале: FBIPHDTWAIBM и FBI PHD TWA IBM). Также Херберт Саймон показал, что идеальный размер для чанков букв и цифр, неважно осмысленных или нет, составляет три единицы. Возможно, в некоторых странах это отражается в тенденции представлять телефонный номер как несколько групп по 3 цифры и конечной группы из 4-х цифр, разделенных на 2 группы по две.

Существуют гипотезы о том, что кратковременная память опирается преимущественно на акустический (вербальный) код для хранения информации и в меньшей степени на зрительный код. Конрад (1964) показал, что испытуемым труднее вспоминать наборы слов, которые акустически подобны.

Современные исследования коммуникации муравьёв доказали, что муравьи способны запоминать и передавать информацию объёмом до 7 бит. Более того, продемонстрировано влияние возможной группировки объектов на длину сообщения и эффективность передачи. В этом смысле закон «Волшебное число 7±2» выполнен и для муравьёв.

Долговременная память

Хранение в сенсорной и кратковременной памяти обычно имеет жестко ограниченную емкость и длительность, то есть информация остается доступной некоторое время, но не неопределенно долго. Напротив, долговременная память может хранить гораздо большее количество информации потенциально бесконечное время (на протяжении всей жизни). Например, некоторый 7-значный телефонный номер может быть запомнен в кратковременной памяти и забыт через несколько секунд. С другой стороны, человек может помнить за счет повторения телефонный номер долгие годы. В долговременной памяти информация кодируется семантически: Бэддли (Baddeley, 1960) показал, что после 20-минутной паузы испытуемые имели значительные затруднения во вспоминании списка слов с похожим значением (например, большой, огромный, крупный, массивный).

Долговременная память поддерживается более стабильными и неизменными изменениями в нейронных связях, широко распределенных по всему мозгу. важен при консолидации информации из кратковременной в долговременную память, хотя, по-видимому, собственно в нем информация не хранится. Скорее гиппокамп вовлечен в изменение нейронных связей в период после 3 месяцев от начального обучения.

Одной из первичных функций является консолидация информации. Возможно показать, что память зависит от достаточного периода между тренировкой и тестом. Причем гиппокамп воспроизводит активность текущего дня во время сна.

Нарушения памяти

Большое количество знаний об устройстве и работе памяти, которое сейчас имеется, было получено при изучении феноменов её нарушения. Нарушения памяти - амнезии - могут быть вызваны различными причинами. В 1887 русский психиатр С. С. Корсаков в своей публикации «Об алкогольном параличе» впервые описал картину грубых расстройств памяти, возникающих при сильном алкогольном отравлении. Открытие под названием «корсаковский синдром» прочно вошло в научную литературу. В настоящее время все нарушения памяти делятся на:

  • Гипомнезии - ослабление памяти. Ослабление памяти может возникнуть с возрастом или/и как следствие какого-либо мозгового заболевания (склероза мозговых сосудов, эпилепсии и т. д.).
  • Гипермнезии - аномальное обострение памяти по сравнению с нормальными показателями, наблюдается гораздо реже. Люди, отличающиеся этой особенностью, забывают события с большим трудом (Шерешевский)
  • Парамнезии, которые подразумевают ложные или искаженные воспоминания, а также смещение настоящего и прошлого, реального и воображаемого.

Особо выделяется детская амнезия - потеря памяти на события раннего детства. По-видимому, этот вид амнезии связан с незрелостью гиппокампальных связей, либо с использованием других методов кодирования «ключей» к памяти в этом возрасте.

Мифология, религия, философия о памяти

  • В древнегреческой мифологии имеется миф о реке Лета. Лета обозначает «забвение» и является неотъемлемой частью царства смерти. Умершие есть те, кто потеряли память. И напротив, некоторые, удостоенные предпочтения, - среди них Тиресий или Амфиарай, - сохранили свою память и после кончины.
  • Противоположностью реки Лета является Богиня Мнемозина, персонифицированная Память, сестра Кроноса и Океаноса - мать всех муз. Она обладает Всеведением: согласно Гесиоду (Теогония, 32 38), она знает «всё, что было, всё, что есть, и всё, что будет». Когда поэтом овладевают музы, он пьет из источника знания Мнемозины, это значит, прежде всего, что он прикасается к познанию «истоков», «начал».
  • Согласно философии Анамнесис - припоминание, воспоминание - понятие, описывающее основную процедуру процесса познания.

Человек на протяжении всей жизни приобретает и теряет различные способности своего разума.

Это делает его уникальным существом . Одной из таких способностей является память.

Она позволяет запечатлеть важные моменты. А иногда человек теряет ее, как и все воспоминания.

Понятие

В источниках психологической литературы при употреблении понятия памяти в основном упоминаются , которыми управляет наша психика.

Среди них:

  • запечатление;
  • сохранение;
  • узнавание;
  • воспроизведение.

Память как процесс объединяет в себе этот последовательный список. Это означает, что память — это процесс запечатления информации , ее сохранения с целью узнавания ее в дальнейшем, а также ее воспроизведения.

Ее можно сравнить с фототехникой , задача которой заключается в заключении какого-либо момента или события в фотоснимке.

Фотоаппарат принимает изображение, пропуская через свои механизмы, запечатлевает его и выводит на экран. Так мы сохраняем важные моменты жизни в виде картинок.

Этим подчеркивается значимость данного явления, так как не сохранив в памяти опыт прошлого мы не сможем построить правильное будущее.

Немецкий исследователь Герман Эббингауз изучил еще один процесс — . Однако к самому процессу запоминания он не относится.

Законы и закономерности

Законы и закономерности памяти предполагают правила, по которым процесс запоминания возможно облегчить .

Так, Артур Думчев, современный российский специалист в области памяти, в своей книге «Помнить все» выделяет 12 законов памяти:


Также закономерности памяти в психологической литературе принято связывать с : непроизвольным и произвольным.

Если это касается непроизвольного запоминания , то такие закономерные условия часто появляются неожиданно и резко, что позволяет крепко запомнить связанное с ними событие.

Это, к примеру, может быть громкий, резкий звук, неожиданная смена действия, внезапно включенный яркий свет и прочие раздражители.

При втором виде запоминания человек дает себе установку на запоминание определенной информации.

Закономерности такого вида запоминания строятся на:

  • понимании смысла информации, достижении ее ядра, сути;
  • создании структуры информации;
  • представлении данной информации в целостной системе, состоящей из элементов — ее неотъемлемой части;
  • составлении плана, схем, таблиц, кластеров, графиков;
  • составлении опорного конспекта, содержащего более запоминающиеся ключевые слова;
  • использовании мнемотехники, или мнемоники, — , облегчающих запоминание.

Последний пункт очень разнообразен и может вызвать интерес. При правильном его использовании процесс запоминания становиться похожим на игру, что полезно, к примеру, для детей.

Среди числа мнемонических приемов наиболее действенными являются:

Основные теории

Ассоциативная теория памяти является основополагающей в психологической науке.

Аристотель вывел принципы ассоциации, согласно которым человек связывает несколько предметов или событий вместе с целью запоминания.

Также ее основоположниками являются немецкие психологи Генрих Мюллер и Герман Эббингауз, которые разработали понятие ассоциации в ее связи с феноменом памяти.

Согласно смысловой теории памяти , в процессе запоминания мы выделяем суть информации.

Это не сугубо механическое запоминание, а попытка понять истину и ядро материала.

Основоположниками данной теории считаются Альфред Бине, французский психолог, и Карл Бюлер, психолог и лингвист из Германии.

Память как вид психологической деятельности трактует теория общепсихологической деятельности . У ее истоков стоит французская школа психологии памяти, представителями которой являются Пьер Жане, Жан Пиаже и Теодюль Рибо.

Их заслуги выразились в определении памяти как некой системы действий, направленных на процессы запечатления, сохранения и воспроизведения информации.

Советские исследователи данной области Анатолий Александрович Смирнов и Петр Иванович Зинченко рассмотрели данную теорию с точки зрения осмысливания человеком своей деятельности.

Доказательством стало изучение процессов памяти на протяжении жизни человека. В его результате выяснилось, что чем старше становится человек, тем его деятельность становится опытнее, а память крепче и целенаправленнее.

Гештальтпсихологическая теория памяти основывается на запоминании человеком информации в виде целостных образов («гештальт» — целостная структура, система образов).

Ее правила можно соотнести с законом одновременных впечатлений.

Представители гештальтпсихологии Макс Вертгеймер, Вольфганг Келер, Курт Левин доказали, что процесс запоминания происходит намного легче при построении структуры запоминаемого материала, нежели при поиске ассоциаций.

Бихевиористсткая (поведенческая) теория памяти базируется на разработках Ивана Петровича Павлова — «стимул-реакция».

Данная теория предполагает осуществление упражнений, необходимых для запоминания информации. Зигмунд Фрейд при изучении поведенческой теории указал на влияние положительных и отрицательных эмоций на процесс запоминания.

Поскольку мир становится более компьютеризированным, психологи чаще стали уделять внимание информационно-кибернетической теории памяти .

Согласно ее постулатам, мозг -; это своеобразный компьютер. На основании знаний о работе памяти человека изобретаются компьютерные процессы ее сохранения.

В психологии также имеет место быть также физиологическая теория памяти . В современной психологической литературе также встречается под названием условнорефлекторная теория.

На основании исследований Павлова память материально образовывается на условных рефлексах, которые образует кора полушарий головного мозга.

Петр Кузьмич Анохин, советский физиолог, развил идеи Павлова в данном русле. Под воздействием определенных раздражителей происходят физиологические процессы, которые вызывают запоминание.

Физическая теория памяти основывается на нейрофизиологических процессах.

Другое ее название — теория нейронных моделей, которая обязана своему существованию опытам Уайлдера Пенфилда, канадского нейрохирурга.

Он подтвердил, что воспоминания тесно связаны с возбуждением участков коры головного мозга, пронизанных мельчайшими клетками на нейронном и молекулярном уровне.

Основоположники химической теории памяти утверждают, что процессы запоминания осуществляются при помощи химических изменений, происходящих в нейронных клетках при действии определенных раздражителей.

Подтверждением тому является наличие в нашем организме ДНК, которая является носителем наследственной памяти, и РНК как носителя индивидуальной памяти.

Данную теорию развил шведский биохимик Хольгер Хиден. Советский ученый Александр Лук называет его именем отдельную теорию, образовавшуюся в рамках химической, — теорию Хидена .

Таким образом, память — своеобразный емкий процесс, над которым работает не только наше сознание и бессознательная часть, но миллиарды мельчайших клеток нашего организма.

Понятие, процессы, виды и законы памяти:

Классификация явлений памяти

Различаютсяпроцессы памяти запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание иформы памяти: непроизвольная (непреднамеренная) и произвольная (преднамеренная).

В зависимости от вида анализаторов, сигнальной системы или участия подкорковых образований мозга различаютвиды памяти: образную, логическую и эмоциональную.

Образная память – представления – классифицируется по видам анализаторов: зрительная, слуховая, двигательная и т. д.

По способу запоминания различают непосредственную (прямую) и опосредованную (косвенную) память.

След от каждого впечатления бывает связан со множеством следов сопутствующих впечатлений. Косвенное запоминание и воспроизведение – это запоминание и воспроизведение данного образа по той системе связей, в которую образ входит, – по ассоциациям. Это непрямое, ассоциативное всплывание образов психологически гораздо содержательнее, чем прямое запоминание, оно приближает явления памяти к явлениям мышления. Основная работа памяти человека состоит из запоминания и воспроизведения следов по ассоциациям.

Различаются три вида ассоциаций.

1. Ассоциация по смежности: элементарный вид связи без существенной переработки информации.

2. Ассоциация по контрасту: связь двух противоположных явлений. Этот вид связей основан уже на логическом приеме противопоставления.

3. Ассоциации по сходству. Воспринимая одну ситуацию, человек по ассоциации вспоминает другую сходную ситуацию. Ассоциации по сходству требуют сложной переработки полученной информации, выделения существенных признаков воспринимаемого объекта, обобщения и сопоставления с тем, что хранится в памяти. Объектами ассоциации по сходству могут быть не только наглядные образы, но и понятия, суждения, умозаключения. Ассоциации по сходству – один из существенных механизмов мышления, основа логической памяти.

Таким образом, по способу запоминания память может быть механической и ассоциативной (смысловой).

Системы памяти. В любом виде деятельности осуществляются все процессы памяти. Но различные уровни деятельности связаны с функционированием различных механизмов, систем памяти.

Различаются следующие четыре взаимосвязанные системы памяти: 1) сенсорная – непосредственный чувственный отпечаток воздействующего объекта; 2) кратковременная; 3) оперативная; 4) долговременная.

Сенсорная память – непосредственное запечатление сенсорных воздействий, т. е. сохранение наглядных образов в виде четкого, полного отпечатка чувственных воздействий объекта на очень краткий промежуток времени (0,25 сек). Это так называемыепослеобразы. Они не связаны с закреплением следов и быстро исчезают. Этот вид памяти обеспечивает непрерывность, целостность восприятия динамических, быстроизменяющихся явлений.



Кратковременная память – непосредственное запечатление совокупности объектов при одноактном восприятии ситуации, фиксация объектов, попавших в поле восприятия. Кратковременная память обеспечивает первичную ориентировку при одномоментном восприятии обстановки.

Время функционирования кратковременной памяти – не более 30 сек. Объем ее ограничен 5–7 объектами. Однако при воспроизведении образов кратковременной памяти из них может извлекаться дополнительная информация.

Оперативная память – избирательное сохранение и актуализация информации, необходимой только для достижения цели данной деятельности. Продолжительность оперативной памяти ограничивается временем соответствующей деятельности. Так, мы запоминаем элементы фразы, чтобы осмыслить ее в целом, помним условие задачи, которую решаем, помним промежуточные цифры при сложных вычислениях.

Продуктивность оперативной памяти определяется способностью человека организовывать запоминаемый материал, создавать целостные комплексы – единицы оперативной памяти. Примерами использования различных блоков оперативных единиц может служить чтение по буквам, слогам, целым словам или комплексам слов. Оперативная память функционирует на высоком уровне, если человек видит не частные, а общие свойства различных ситуаций, объединяет сходные элементы в более крупные блоки, перекодирует материал в единую систему. (Так, запомнить номер АБД125 легче в виде 125125, т.е. перекодировав буквы и цифры соответственно месту букв в алфавите.)

Функционирование оперативной памяти сопряжено со значительным нервно-психическим напряжением, так как она требует одновременного взаимодействия ряда конкурирующих центров возбуждения. При оперировании с объектами, состояние которых изменяется, в оперативной памяти может удержаться не более двух переменных факторов.

Долговременная память – запоминание на длительный срок содержания, имеющего большую значимость. Отбор информации, входящей в долговременную память, связан с вероятностной оценкой его будущей применимости, предвидением будущих событий.

Объем долговременной памяти зависит от релевантности информации, т. е. от того, какой смысл информация имеет для данного индивида, для его ведущей деятельности.

Типы памяти – индивидуально-типологические особенности памяти. Они различаются по следующим качествам, встречающимся в различных комбинациях: объем и точность запоминания; скорость запоминания; прочность запоминания; ведущая роль того или иного анализатора (преобладание у данного человека зрительной, слуховой или двигательной памяти); особенности взаимодействия первой и второй сигнальных систем (образный, логический и средний типы). Различные сочетания индивидуально-типологических особенностей дают многообразие индивидуальных типов памяти (табл. 9).

Существуют большие индивидуальные различия в скорости запоминания материала и продолжительности его сохранения в памяти. (Так, в ходе психологических опытов было установлено, что для запоминания 12 слогов одному человеку требуется 49 повторений, а другому лишь 14.)

Существенная индивидуальная особенность памяти – направленность на запоминание определенного материала. (Известный криминалист Ганс Гросс рассказывал о крайне плохой памяти своего отца на имена людей. Отец не мог безошибочно сказать, как зовут его единственного сына, в то же время он очень точно и надолго запоминал разнообразный статистический материал.)

Таблица 9

Классификация явлений памяти

Одни люди запоминают материал непосредственно, а другие стремятся использовать логические средства. У одних память близка к восприятию, у других – к мышлению. Чем выше уровень умственного развития человека, тем больше его память приближается к мышлению. Интеллектуально развитый человек запоминает преимущественно с помощью логических операций. Но развитие памяти не находится в прямой связи с интеллектуальным развитием. У некоторых людей очень развита образная (эйдетическая) память.

Закономерности памяти (условия успешного запоминания и воспроизведения) связаны с формами памяти.

Условиями успешного непроизвольного запоминания являются: 1) сильные и значимые физические раздражители (звук выстрела, яркий свет прожектора); 2) то, что вызывает повышенную ориентировочную деятельность (прекращение или возобновление действия, процесса, необычность явления, его контрастность по отношению к фону и т. п.); 3) раздражители, наиболее значимые для данного индивидуума (например, профессионально значимые предметы); 4) раздражители, имеющие особую эмоциональную окраску; 5) то, что более всего связано с потребностями данного человека; 6) то, что является объектом активной деятельности. Так, условия задачи, которую мы долго решаем, запоминаются непроизвольно и прочно.

Но в деятельности человека чаще возникает необходимость специально запомнить что-либо и воспроизвести это в соответствующих условиях. Это произвольное запоминание, при котором всегда ставится задача – запомнить, т. е. осуществляется специальная мнемическая деятельность.

В процессе развития человека произвольное запоминание формируется сравнительно поздно (в основном к периоду школьного обучения). Этот вид запоминания интенсивно развивается в учении и трудовой деятельности.

Условиями успешного произвольного запоминания являются: 1) осознание значимости и смысла запоминаемого материала; 2) выявление его структуры, логической взаимосвязи частей и элементов, семантическая и пространственная группировка материала; 3) выявление плана в словесно-текстовом материале, опорных слов в содержании каждой его части, представление материала в виде схемы, таблицы, диаграммы, чертежа, наглядного зрительного образа; 4) содержательность и доступность запоминаемого материала, его соотнесенность с опытом и направленностью субъекта запоминания; 5) эмоционально-эстетическая насыщенность материала; 6) возможность использования данного материала в профессиональной деятельности субъекта; 7) установка на необходимость воспроизведения данного материала в определенных условиях; 8) материал, который выступает как средство достижения значимых целей, играет существенную роль в решении жизненных задач, выступает как объект активной умственной деятельности.

При заучивании материала существенно рациональное распределение его во времени, активное воспроизведение материала заучивания.

При невозможности установления смысловых связей в разнородном материале используются искусственные приемы облегчения запоминания – мнемотехника (от греч. mnēmē– память и technē – искусство; искусство запоминания): создание вспомогательных искусственных ассоциаций, мысленное размещение запоминаемого материала в хорошо знакомом пространстве, привычной схеме, легко запоминающемся ритмическом темпе. Со школьных лет всем известен мнемонический прием запоминания последовательности цветов светового спектра: "Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан".

Произвольная память – память целенаправленно организуемая. Исследования показывают, что человек легко удерживает и воспроизводит лишь 3–4 изолированных объекта (при одномоментном их восприятии). Ограниченность объема одномоментного удержания и воспроизведения материала обусловленаретроактивным и проактивным торможением (торможением, возникающим от предшествующих и последующих воздействий).

Если испытуемому дается ряд из 10 слогов, то первые и последние слоги запоминаются легче, а средние – хуже. Чем объясняется этот факт? Первые элементы не испытывают тормозного влияния со стороны предшествующих впечатлений, а последние члены ряда не испытывают торможения со стороны последующих элементов. Средние же члены ряда испытывают торможение как со стороны предшествующих (проактивное торможение), так и со стороны последующих элементов (ретроактивное, обратнодействующее торможение). Указанная закономерность памяти (лучшее запоминание крайних элементов) называетсяфактором края.

Если запоминаемый ряд состоит из четырех элементов, то в первую очередь запоминаются первый, второй и четвертый, хуже – третий. Поэтому в четверостишиях следует обратить внимание на третью строку – "ахиллесову пяту" конструкции. Характерно, что именно в третьих строках четверостиший поэты часто допускают нарушения размера с тем, чтобы вызвать к ней повышенное внимание. Вот как звучит, например, первое четверостишие стихотворения Н. М. Языкова "Муза":

Богиня струн пережила

Богов и грома и булата.

Она прекрасных рук в оковы не дала

Векам тиранства и разврата.

Трудно запомнить перечень из 18 разнообразных предметов. Но перечисление покупок Ноздрева, героя "Мертвых душ", не оказывается слишком сложным для запоминания. В этом нам помогает сам автор, который осуществляет необходимую контрастную организацию перечня. "Если ему (Ноздреву) на ярмарке посчастливилось напасть на простака и обыграть его, он накупал кучу всего, что прежде попадалось на глаза в лавках: хомутов, курительных смолок, ситцев, свечей, платков для няньки, жеребца, изюму, серебряный рукомойник, голландского холста, крупитчатой муки, табаку, пистолетов, селедок, картин, точильный инструмент, горшков, сапогов, фаянсовую посуду – насколько хватало денег".

При переходе от запоминания одного сложного материала к запоминанию другого необходимо делать перерывы (минимум на 15 мин), которые предотвращают ретроактивное торможение.

Предположение, что следы не исчезают вовсе, а лишь тормозятся под влиянием других воздействии, подтверждается явлениемреминисценции (от лат. reminiscentia – воспоминание). Часто при воспроизведении материала сразу после его восприятия количество удержанных в памяти элементов оказывается меньше по сравнению с тем количеством, которое человек может воспроизвести после паузы. Это объясняется тем, что за период отдыха снимается действие торможения.

Для расширения объема произвольной памяти необходимо придавать запоминаемому материалу определенную структуру, группировать его. Вряд ли, например, кто-нибудь сможет быстро запомнить ряд из 16 изолированных цифр: 1001110101110011. Если же сгруппировать этот ряд в виде двувначных чисел:

10 01 11 01 01 11 00 11, то они запоминаются легче. В виде четырехзначных чисел этот ряд запоминается еще легче, так как он состоит уже не из 16 элементов, а из четырех укрупненных групп: 1001 1101 0111 0011. Объединение элементов в группы уменьшает количество тех элементов, которые испытывают про- и ретроактивное торможения, позволяет сравнить эти элементы, т. е. включить в процесс запоминания интеллектуальную деятельность.

Продуктивность смысловой памяти в 25 раз выше, чем механической памяти. Установление связей, структуры, принципа, закономерности построения объекта – основное условие его успешного запоминания. Трудно механически запомнить цифры 24816326 4128256, но очень легко запомнить эти же цифры, если установить в этом ряде цифр определенную закономерность (удвоение каждой последующей цифры). Номер 123-456-789 легко запомнить, найдя принцип его построения (рис. 83).

Произвольное запоминание образного материала также облегчается выявлением принципа его организации (рис. 84).

В экспериментальных исследованиях обнаруживается, что испытуемые припоминают большее количество информации, чем то, которое им было предъявлено для запоминания. Если для запоминания дается, например, предложение "Иванов колол сахар", то при его воспроизведении испытуемые часто реконструируют этот материал следующим образом: "Иванов колол сахар щипцами". Этот феномен объясняется непроизвольным подключением к запоминанию суждений и умозаключений индивида.

Рис. 83. Приемы, организации произвольного мнемического действия.

Рис. 84 Запомните и воспроизведите в такой же последовательности этот ряд фигур (задание можно выполнить лишь при установлении принципа расположения фигур).

Итак, память – не хранилище статичной информации. Она организуется систематизирующими процессами восприятия и мышления.

Привоспроизведении материала в качестве опоры следует использовать те объекты, которые структурно организовывали поле восприятия, регулировали деятельность субъекта запоминания.

Особой разновидностью воспроизведения являются воспоминания.Воспоминание – это отнесение индивидом образных представлений к определенному месту и моменту своей жизни. Локализация воспоминаний облегчается при воспроизведении целостных поведенческих событий, их последовательности.

Воспроизведение, связанное с преодолением трудностей, называетсяприпоминанием. Преодолению трудностей припоминания содействует установление различных ассоциаций. Воспроизводимые образы предметов или явлений называетсяпредставлениями. Они разделяются на виды, соответствующие видам восприятий (зрительные, слуховые и др.).

Особенность представлений – их обобщенность и фрагментарность. Представления не передают с одинаковой яркостью все черты и признаки предметов. Если те или иные представления связаны с нашей деятельностью, то в них на передний план выдвигаются те стороны объекта, которые для данной деятельности наиболее существенны.

Представления – обобщенные образы действительности. В них сохраняются постоянные признаки вещей и отбрасываются случайные; представления – более высокая ступень познания, чем ощущение и восприятие. Они являются переходной ступенью от ощущений к мысли. Но представления всегда бледнее, менее полны, чем восприятие. Представляя образ хорошо знакомого объекта, например, фасада своего дома, можно обнаружить, что образ этот фрагментарен и несколько реконструирован.

Прошлое восстанавливается с участием мышления – обобщенно и опосредованно. Сознательность воспроизведения неизбежно ведет к категориальному, понятийному охвату прошлого. И только специально организуемая контрольная деятельность – сопоставление, критическая оценка – приближает реконструируемую картину к подлинным событиям.

Материал воспроизведения – продукт не только памяти, но и всего психического своеобразия данной личности.

Материал запоминается в контексте деятельности человека. Прежде всего в памяти откладывается то, что было наиболее актуально, значимо в деятельности человека, с чего начиналась и как завершалась эта деятельность, какие препятствия возникали на пути к ее осуществлению. При этом одни люди лучше запоминают содействующие, а другие – затрудняющие факторы деятельности.

В межличностных взаимодействиях прочнее запоминается то, что затрагивает наиболее значимые личностные особенности индивида.

Существуют и личностные тенденции к реконструкции хранящегося в памяти материала. Человек запоминает события в таком виде, в каком он их осмысливает в процессе восприятия. Уже элементарный акт синтеза восприятия и памяти – узнавание отличается рядом индивидуальных особенностей. Плохая память на лица может сочетаться с хорошей памятью на другие объекты.

Точность и полнота воспроизведения зависят от внушаемости и конформности индивида, его склонности к фантазированию. Значительные деформации познавательных процессов происходят в эмоционально напряженных состояниях.

Итак, память – не склад готовой продукции. Ее материал подвержен личностной реконструкции. Личностная реконструкция воспроизводимого материала может проявляться в искажении смыслового содержания исходного материала, иллюзорной детализации воспроизводимого события, в объединении разрозненных элементов, разъединении связанных элементов, замене содержания другим сходным содержанием, в пространственном и временном смещении событий или их фрагментов, утрировании, акцентировании личностно значимых сторон события, смешении функционально однотипных объектов.

В памяти человека сохраняется не только фактическая сторона событий, но и соответствующая их интерпретация. Осмысленное запоминание характеризуется включенностью материала в семантическое (категориально-понятийное) поле индивида. Репродукция, восстановление прошлых воздействий не является "слепком" этих воздействий. Степень расхождения представлений и реальных событий у разных людей неодинакова. Она зависит от типа высшей нервной деятельности индивида, структуры индивидуального сознания, ценностных установок, мотивов и целей деятельности.

Память человека интенсивно функционирует и за порогом сознания. В настоящее время она моделируется при помощи электронно-вычислительных машин. Однако эти машины обеспечивают лишь хранение информации. Тогда как память человека – постоянно самоорганизующийся процесс, психический механизм, интегрирующий результаты всех психических процессов, механизм сохранения непосредственно воспринимавшейся и логически переработанной информации.

У некоторых людей могут возникать полные, яркие представления после однократного и непроизвольного восприятия объекта. Такие образы представления называютсяэйдетическими (от греч. eidos – образ). Иногда происходит непроизвольное, навязчивое, цикличное всплывание образов –персеверация (от лат. perseveratio – упорство).

Память базируется на тех психических процессах, которые совершаются при первичной встрече с запоминаемым материалом. Соответственно и при воспроизведении основную роль играет актуализация материала по функциональным связям его элементов, их смысловому контексту, структурной взаимосвязи его частей. А для этого материал в процессе запечатления должен быть четко проанализирован (расчленен по структурно-смысловым единицам) и синтезирован (концептуально объединен). Резервы человеческой памяти неисчерпаемы.

По расчетам известного кибернетика Джона Неймана, мозг человека может вместить весь объем информации, хранящийся в крупнейших библиотеках мира. Александр Македонский знал в лицо и по имени всех солдат своей огромной армии.

Алехин мог играть по памяти (вслепую) с сорока партнерами одновременно.

Некто Э. Гаон знал наизусть все 2500 книг, прочитанных им за свою жизнь, и мог воспроизвести любой отрывок из них. Известны многочисленные случаи выдающейся образной памяти людей художественного типа. Моцарт мог записать большое музыкальное произведение, прослушав его только один раз. Такой же музыкальной памятью отличались Глазунов и Рахманинов. Художник Н. Н. Ге мог по памяти точно изобразить то, что он однажды видел.

Человек непроизвольно запоминает все, что привлекает его внимание: пленительные краски и запахи весенних вечеров, изящные очертания старинных соборов, радостные лица близких ему людей, запахи моря и соснового бора. Все эти многочисленные образы составляют образно-интеллектуальный фонд его психики.

Каждый человек имеет возможность значительно расширить объем своей памяти. При этом необходимо дисциплинировать свой интеллект – выделять существенное на фоне второстепенного, активно воспроизводить нужный материал, широко использовать мнемонические приемы. Привычка запоминать нужное закрепляется, как и любой другой навык. Школьный фольклор о "пифагоровых штанах" и о "каждом охотнике, желающем знать, где сидит фазан" свидетельствует о неистребимом стремлении нашего ума найти схему, ассоциацию даже там, где невозможно установить логические связи.

У каждого человека имеются особенности его памяти – у одних людей сильна словесно-логическая память, у других – образная, одни запоминают быстро, другим нужна более тщательная обработка запоминаемого материала. Но во всех случаях необходимо избегать того, что вызывает проактивное и ретроактивное торможение. А при первых трудностях воспроизведения следует уповать на явление реминисценции.



Публикации по теме