Основные законы бесконфликтного существования классный час на тему. Открытый кл.час Бесконфликтное существование Презентация классного часа бесконфликтное существование

Классный час

Тема: Основные законы бесконфликтного существования

Цель:

    Знакомство учащихся с основами бесконфликтного общения.

Задачи:

1. Образовательная:

    Ознакомление учащихся с понятиями «конфликт», «компромисс», «добро», «зло»;

2. Развивающая:

    Развитие таких личностных качеств, как эмпатия, толерантность;

    Повышение активности учащихся на занятии;

3. Воспитательные:

    Воспитание уважительного отношения к окружающим людям;

    Формирование социально одобряемых форм поведения.

Оборудование: слова - грубость (вежливость); ненависть (любовь); обман (доверие); злость (доброжелательность); унижение (уважение); равнодушие (внимательность). картинки- настроения; рисунки про осликов.

Эмпатия - способность эмоционально отзываться на переживании других людей.

Конфликт

Доброта

Компромисс – согласие на основе взаимных уступок .

Толерантность - быть терпеливым.

Брошюра «Души прекрасные порывы»

Ученик.

Здравствуйте! -

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хоть были совсем незнакомы.

Здравствуйте! -

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто "Здравствуйте", больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

(В. Солоухин)

Учитель

Давайте и мы на капельку радостней и добрей сделаем нашу жизнь.

А как мы можем это сделать?

Что для этого нужно? (Ответы учащихся.) Правильно. Мы должны жить без ссор, помогать другим людям, не оставлять в беде друга.

Ребята, поздоровайтесь глазами, улыбнитесь. У каждого из вас сейчас свое настроение: кто- то возбужден, кто- то может быть огорчен. Давайте отвлечемся. В этом нам поможет «Волшебный мешочек ».

И тема нашего занятия – «Основные законы бесконфликтного существования».

То есть, как мы должны жить, чтобы у нас при общении с другими людьми не было ссор.

Наше мироощущение, удовлетворение жизнью зависят не только от деловых успехов и материального благополучия, но, в большей мере, от того, как складываются взаимоотношения в семье, учебном и трудовом коллективах, общественных местах. Искусству общения учатся всю жизнь.

Очень хороший педагог, замечательный человек В. А. Сухомлинский писал:

«Вы живете среди людей. Каждый ваш поступок, каждое ваше желание отражаются на людях. Знайте, что существует граница между тем, что вам хочется, и тем, что можно. Ваше желание - это радость или слезы ваших близких. Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо.

Каждый человек неповторим, и у каждого из нас есть свои отличительные черты, свои личные особенности, свой характер и темперамент. И в связи с этим давайте поиграем в игру. Каждый из вас встает и говорит свою отличительную черту, начиная со слов : «Я отличаюсь от других людей тем, что я..." (Проводится игре.)

Молодцы! И что же мы можем сказать? Что все люди разные, многим отличаются друг от друга. Что все мы очень разные. Правда? Все мы и наши друзья не похожи друг на друга. Есть весельчаки и плаксы, непоседы и зануды, трудяги и ленивцы, смельчаки и осторожные. И это хорошо, что все мы разные, иначе было бы нам скучновато.

1-й ученик.

Стань добрым волшебником.

Ну-ка, попробуй!

Тут хитрости вовсе не нужно особой.

Понять и исполнить желанье другого -

Одно удовольствие, честное слово!

Учитель. Ребята! А теперь давайте подумаем о том, какими качествами должен обладать человек, чтобы людям, которые окружают его, было хорошо. (Ответы учащихся: доброта, отзывчивость, умение любить, дружить, помогать друзьям и прочие.)

Все правильно. Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей - основы человеческого счастья. Хорошо, что сейчас возрождаются эти понятия.

Добрый человек умеет общаться, поддерживать хорошие отношения с людьми. Но человека, который никогда, ни с кем не ссорился, встретишь редко. В жизни бывает всякое. Но ссоры вырабатывают плохие черты характера: человек становится сварливым, несдержанным, злым, Поэтому надо избегать конфликтов, ссор, непродуманных поступков. Если ссора все же состоялась - миритесь.

А как вы понимаете слово «конфликт»? (Ответы учащихся.) Правильно , конфликт - это столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений.

2-й ученик.

В жизни немало страниц

Мрачных, тяжелых, суровых.

Хочется дружеских лиц,

Хочется доброго слова.

Хмурый, неласковый день.

Тучи нависли свинцово.

Как не хватает нам всем

Теплого, доброго слова!

Вывод отсюда простой,

Это любому понятно:

Маленькой кошке и той

Доброе слово приятно.

Пусть тишина и покой

В сердце поселятся снова!

Пусть на планете земной

Царствует доброе слово!

Учитель. Вначале мы с вами говорили о тех качествах, которыми должен обладать человек: доброта, отзывчивость, умение любить и помогать... А как вы понимаете слово - доброта»? (Ответы учащихся.) Доброта - это чуткость, отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим, деликатность по отношению к другому человеку.

Деликатный человек - вежливый, мягкий в обращении;

Отзывчивый - легко отзывающийся на чужие нужды, готовый помочь:

Чуткий - отзывчивый, сочувствующий другим людям.

Но часто рядом с добром идет зло. Зло - это все плохое, вредное: грубость, жадность, ненависть, равнодушие.

3-й ученик.

Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.

Но зло творится без труда,

Добро творить трудней.

Рождает зверя зверь.

Рождает птица птицу.

От доброго - добро,

От злого зло родится.

Добро, сколь ни было б оно мало.

Гораздо лучше, чем большое зло.

Учитель. - Ребята, давайте поиграем.

Задание - заменить все плохие слова добрыми, противоположными по смыслу:

- грубость (вежливость);

- ненависть (любовь);

- обман (доверие);

- злость (доброжелательность);

- унижение (уважение);

- равнодушие (внимательность).

Учитель. Молодцы! Вот какими добрыми качествами должен быть наделен каждый человек. Много хороших дел ждет вас впереди, но прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми - добрыми, честными, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться с детства. В каждом из нас есть маленькое солнце. Это доброта. Она согревает окружающих людей и помогает им в трудную минуту.

Недоразумения, недоверие, недостаток общения часто становятся источником ссор и конфликтов. Эффективное общение - это одна из важных основ разрешения конфликтов.

Каждый день нам приходится решать те или иные сложные задачи. И теперь давайте посмотрим, как бы вы поступили в следующих ситуациях?

Ситуации:

1. Кто-то из одноклассников нарочно толкнул вас и свалил с ног. Как вы поступите?

Будете плакать;

Ударите его;

Сделаете ему замечание;

Не скажете ничего;

Пожалуетесь учителю.

2. Один из одноклассников смеется над вашим другом. Как вы поступите?

Будете плакать;

Пожмете плечами;

Будете смеяться над ним;

Будете защищать товарища кулаками.

3. Вам не везет: вы второй раз подряд проигрываете в шашки. Ваши действия?

Будете плакать;

Продолжите играть;

Начнете злиться;

Ничего не скажете.

4. Приятель схватил вашу ручку без разрешения. Как вы поступите?

Пожалуетесь учителю;

Будете кричать;

Попытаетесь отобрать ее;

Отлупите приятеля.

4-й ученик.

Знай, мой друг, вражде и дружбе цену

И судом поспешным не греши.

Гнев на друга, может быть, мгновенный,

Изливать покуда не спеши.

Может, друг твой сам поторопился

И тебя обидел невзначай.

Провинился друг и повинился -

Ты ему греха не поминай.

(Р. Гамзатов)

Учитель. Ценное качество в людях - умение мысленно поставить себя на место другого. Если человек что-то говорит, то ему очень важно знать, слышат ли, понимают ли его. Сплошь и рядом можно наблюдать такие ситуации, в которых люди не умеют или не желают поставить себя на место собеседника. В таких случаях может возникнуть конфликтная ситуация. Собеседника надо принимать таким, каков он есть. Относиться к нему уважительно. Не навязывать ему свое мнение, впечатление, быть терпеливым. А стремитесь ли вы понять своих близких и друзей? (Ответы учащихся.) Чтобы легко жилось с людьми, чтобы с ними складывались близкие, теплые отношения, надо уметь внимательно относиться к людям, уметь становиться на их место.

А задумывались ли вы о своих недостатках? Какие из них вам удалось преодолеть? (Ответы учащихся. Например, лень, обидчивость, вспыльчивость.)

Удается ли вам бережно относиться ко времени своих друзей и знакомых? В чем это выражается? (Ответы учащихся. Например, назначил встречу - приди вовремя, не можешь - предупреди заранее.) А теперь давайте посмотрим, так ли вы чутки к настроению другого человека.

Игра. Учитель показывает учащимся картинки- настроения. Задание -назвать настроение, изображенное на рисунке: радостный, злой, печальный, спокойный, удивленный, страх, сердитый, счастливый.

Учитель. Разрешение конфликта - дело творческое: необходимо учесть все компоненты сложившейся ситуации. Спокойное поведение во время конфликта значительно снижает напряженность ситуации. Некоторые считают, что предложить помириться первым - значит проявить слабость характера. А вы как думаете? (Ответы учащихся).

При назревании конфликта или при враждебных отношениях с человеком полезно обратиться к нему с просьбой о какой-нибудь услуге. Это подчеркнет его значительность и снизит взаимное недовольство.

А как вы думаете, что еще помогает разрешить конфликт? (Ответы учащихся.) Правильно, шутка, юмор, а еще компромисс. Разрешить глубинный конфликт помогает компромисс. А вы знаете, что такое компромисс? (Ответы учащихся.)

Компромисс – согласие на основе взаимных уступок. Человек может идти на него сознательно, выражая этой уступкой уважение к своему оппоненту. Тот, кто не боится

идти на компромисс, чаще выходит из конфликта.

Учитель демонстрирует учащимся рисунок про осликов, где животные «договариваются» о том, в какую сторону им идти.

и договориться, найти компромисс? (Ответы учащихся). Правильно - общее решение можно найти в том случае, если стороны доверяют друг другу и не сомневаются в том, что каждый видит не только свои желания и потребности. При конфликте не исключен и третейский суд - обращение к третьему лицу, авторитетному для обоих людей.



5 ученик

Не обижай людей - придет расплата.

Нам счастья не сулит обида чья-то.

Ты будешь ближними любим

И радость доброты познаешь,

Не пожелав другим того.

Чего себе не пожелаешь.

Учитель. А теперь давайте посмотрим, как вы поведете себя в той или иной ситуации.

Ситуации:

1. Классный руководитель объявил ребятам, что удалось достать 18 билетов на елку, А в классе 35 человек. Кого выбрать? Как поступить?

2. Ребята готовили к Новому году спектакль. Всем хотелось играть главные роли. Что делать?

Этический заряд доброты.

Предлагаю разгадать кроссворд в основе которого лежит слово, которое помогает нам жить в мире и согласии, без ссор и конфликтов, - «доброта»

Вопросы:

1. Она может быть настоящая и мнимая. (Дружба.)

2. Готовность помочь, отозваться на чужие нужды. (Отзывчивость.)

3. Это чувство необходимо каждому человеку. (Любовь.)

4. Между друзьями должно быть взаимопонимание и... (доверие).

5. Столкновение противоположных интересов. (Конфликт.)

6. Доброе, отзывчивое отношение к человеку. (Теплота.)

7. Заботливое отношение к людям. (Внимание.)

Звучит песня О. Митяева «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!».

Учитель: Ребята, у вас на партах есть памятки от группы «Души прекрасные порывы», которая дает советы на всю предстоящую жизнь.

    Избегайте конфликтов, ссор, не совершайте необдуманных поступков.

    В споре будьте сдержанны и тактичны.

    Никогда никого не упрекайте. Если все – таки упреки прозвучали, и ссора произошла – скорее примеритесь.

    Старайтесь видеть в людях прежде всего хорошее и доброе: от этого все окружающие становятся лучше.

Классный руководитель: Закончить наше занятие мне хочется словами Максима Горького: « Если ты хочешь, чтобы вокруг тебя были хорошие люди, попробуй относиться к ним внимательно, ласково, вежливо – увидишь, что все станут лучше. Все в жизни зависит от тебя самого, поверь мне…» Я надеюсь, что после сегодняшнего занятия вы будете всегда доброжелательными, вни мательными, уступчивыми, постараетесь не обижать друг друга, чтобы в классе не возникало конфликтных ситуаций.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 рабочего посёлка Хор

Классный час в 4-м классе

по теме " Бесконфликтное существование

Подготовила: Л.Н.Днепровская,

учитель начальных классов

2013 год

Классный час в 4-м классе по теме

" Бесконфликтное существование"

Цель: формирование основ морали – осознанной необходимости определенного поведения, обусловленного в обществе представлениями о добре и зле.

Задачи: формирование этических форм поведения в обществе и общения друг с другом;

развитие умения анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями;

повышение уровня сплоченности, взаимопонимания и согласованности действий в коллективе.

Ход занятия

1 Ученик.

Здравствуйте! ­

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хоть были совсем незнакомы.

Здравствуйте! ­

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте»,

Больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь? (В. СОЛОУХИН)

- Давайте и мы на капельку радостней и добрей сделаем нашу жизнь. А как мы можем это сделать? Что для этого нужно? (Ответы учащихся.) Правильно. Мы должны жить без ссор, помогать другим людям, не оставлять в беде друга. И тема нашего занятия – « Бесконфликтное существование». В конце нашего занятия мы попробуем составить свод правил бесконфликтного поведения.

Что такое конфликт? (ответы детей) (слайд 2) Конфликт – это отсутствие согласия между двумя и более сторонами.

Почему возникают конфликты? Верно, конфликты возникают потому, что все люди разные, со своими привычками, взглядами на жизнь.

Искусству общения учатся всю жизнь. Однако именно в молодые годы закладывается фундамент коммуникативной культуры.

Каждый человек неповторим, и у каждого из нас есть свои отличительные черты, свои личные особенности, свои характер и темперамент. Давайте поиграем в игру. Каждый из вас встанет и назовет свою отличительную черту, начиная со слов: «Я отличаюсь от других людей тем, что я...»

Вывод: - И что же мы можем сказать? Что все мы разные, многим отличаемся друг от друга, но мы можем жить дружно.

2-й ученик.

Стань добрым волшебником,

Ну-ка, попробуй!

Тут хитрости вовсе не нужно особой.

Понять и исполнить желанье другого ­

Одно удовольствие, честное слово!

Ребята! А теперь давайте подумаем о том, какими качествами должен обладать человек, чтобы людям, которые окружают его было хорошо.

Работа в группах (Ответы учащихся: доброта, отзывчивость, умение любить, дружить, помогать друзьям и прочие.)

Все правильно. Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей - основы человеческого счастья. Добрый человек умеет общаться, поддерживать хорошие отношения с людьми. Но человека, который никогда, ни с кем не ссорился, встретишь редко. В жизни бывает всякое. В чём же вред конфликтов? (слайд 3-8).

Ссоры вырабатывают плохие черты характера: человек становится сварливым, несдержанным, злым. Поэтому надо избегать конфликтов, ссор, необдуманных поступков.

Что делать, если ссора все же состоялась? Верно, надо помириться. Как это сделать? Сказать друг другу добрые слова и улыбнуться.

3-й ученик.

В жизни немало страниц

Мрачных, тяжелых, суровых.

Хочется дружеских лиц,

Хочется доброго слова.

Хмурый, неласковый день,

Тучи нависли свинцово.

Как не хватает нам всем

Теплого, доброго слова!

4-й ученик

Вывод отсюда простой,

Это любому понятно:

Маленькой кошке и той

Доброе слово приятно.

Пусть тишина и покой

В сердце поселятся снова!

Пусть на планете земной

Царствует доброе слово.

Мы с вами говорили о тех качествах, которыми должен обладать человек: доброта, отзывчивость, умение любить и помогать... А как вы понимаете слово «доброта»? (Ответы учащихся.) (слайд 9)

Доброта – это чуткость, отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим, деликатность по отношению к другому человеку.

5-й ученик

Не зависит доброта от роста. Не зависит доброта от цвета. Доброта не пряник, не конфета.

Только надо, надо добрым быть, И в беде друг друга не забыть. И завертится Земля быстрей, Если будем мы с. тобой добрей.

6-й ученик

Доброта с годами не стареет, Доброта от холода согреет, Если доброта как солнце светит, Радуются взрослые и дети.

Добрым быть совсем, совсем не просто. Не зависит доброта от роста, Доброта приносит людям радость, И взамен не требует награды. (Н. Тулупова)

Притча о доброте и вежливости.

Однажды к Учителю пришел юноша и попросил разрешения заниматься у него. - Зачем тебе это? - спросил мастер. - Хочу стать сильным и непобедимым. - Тогда стань им! Будь добр со всеми, вежлив и внимателен. Доброта и вежливость принесут тебе уважение других. Твой дух станет чистым и добрым, а значит, сильным. Внимательность поможет тебе замечать самые тончайшие изменения, это даст возможность избегать столкновений, а значит, выиграть поединок, не вступая в него. Если же ты научишься предотвращать столкновения, то станешь непобедимым. - Почему? - Потому что тебе не с кем будет сражаться. Юноша ушел, но через несколько лет вернулся к Учителю. - Что тебе нужно? - спросил старый мастер. - Я пришел поинтересоваться Вашим здоровьем и узнать, не нужна ли Вам помощь... И тогда Учитель взял его в ученики.

Как вы думаете, почему Учитель не взял юношу в ученики при первой встрече, а взял при второй? (Ответы детей)

Вывод: Юноша стал доброжелателен к людям, стал думать не только о себе, но и о других.

Но часто рядом с добром идет зло. (слайд 10)

Что такое зло? Зло - это всё плохое, вредное: грубость, жадность, ненависть, равнодушие.

7-й ученик.

Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.

Но зло творится без труда,

Добро творить трудней.

Рождает зверя зверь,

Рождает птица птицу.

От доброго - добро,

От злого зло родится.

Добро, сколь ни было б оно мало,

Гораздо лучше, чем большое зло.

Ребята, давайте поиграем.

Заменить все плохие слова на противоположные по смыслу: (слайд 11)

Грубость (вежливость);

Ненависть (любовь);

Обман (доверие);

Злость (доброжелательность);

Унижение (уважение);

Равнодушие (внимательность).

Доброта-это волшебное лекарство, которое вылечит от многих недугов. Надо научиться быть добрыми ко всему окружающему.

Мультипликационный фильм «Просто так».

Как вы думаете, почему мультфильм называется «Просто так»? Как менялось настроение героев мультфильма? Как вы думаете, почему это произошло? Можно ли это считать добротой? Объясните, почему?

Вывод: Если человек ожидает благодарности за свою доброту, это не настоящая доброта. Вы не должны рассчитывать на то, что станете свидетелем радости других и услышите их похвалу. Добрые дела сами по себе должны доставлять вам удовольствие, и при этом, давая что-то другим или помогая им, вы не должны ожидать награды. Такова настоящая доброта.

Много хороших дел ждет вас впереди, но прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми - добрыми, честными, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться с детства. В каждом из нас есть маленькое солнце. Это доброта. Она согревает окружающих людей и помогает им в трудную минуту.

Пословицы и поговорки о добре.

А что говорит о доброте народная мудрость? Какие пословицы и поговорки о добре вы знаете? (Ответы детей)

Соедините слова первого и второго столбиков, чтобы получилась пословица. (Слайд 12 )

Добро помни, а пожнёшь. Что посеешь, то и зло забывай. За добро добра не делает никому. Худо тому, кто добром платим.

Вывод: Добрый человек всегда найдёт поддержку и утешение в радости других людей. Относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.

Каждый день нам приходится решать те или иные сложные задачи, искать выход из сложившейся ситуации. Давайте посмотрим, как бы вы поступили в следующих ситуациях?

Ситуации:

Разрешение конфликта - дело творческое: необходимо учесть все компоненты сложившейся ситуации. Спокойное поведение во время конфликта значительно снижает напряженность ситуации. Некоторые считают, что предложить помириться первым - значит проявить слабость характера. А вы как думаете? (Ответы учащихся.).

А как вы думаете, что еще помогает разрешить конфликт? (Ответы учащихся.) Правильно, шутка, юмор, а еще компромисс. Разрешить глубинный конфликт помогает компромисс. А вы знаете, что такое компромисс? (Ответы учащихся.) (слайд 13)

Компромисс - согласие на основе взаимных уступок. Человек может идти на него сознательно, выражая этой уступкой уважение к своему оппоненту. Тот, кто не боится идти на компромисс, чаще выходит из конфликта.

Как вы думаете, почему ослики смогли договориться, найти компромисс? (Ответы учащихся.)

В конце нашего занятия предлагаю разгадать кроссворд. В его основе лежит слово, которое помогает нам жить в мире и согласии, без ссор и конфликтов - «доброта».

1. Она может быть настоящая и мнимая. (Дружба.)

2. Готовность помочь, отозваться на чужие нужды. (Отзывчивость.)

3. Это чувство необходимо каждому человеку. (Любовь.)

4. Между друзьями должно быть взаимопонимание и... (доверие).

5. Отсутствие согласия между двумя и более сторонами. (Конфликт.)

6. Доброе, отзывчивое отношение к человеку. (Теплота.)

7. Заботливое отношение к людям. (Внимание.)

Ребята, поработайте в группах попробуйте сформулировать правила для своих младших товарищей, как сделать так, чтобы наше существование было бесконфликтным.(высказывания групп) (слайд 14-15)

Избегайте конфликтов, ссор, не совершайте необдуманных поступков.

В споре будьте сдержанны и тактичны.

Никогда никого не упрекайте. Если же все-таки упреки прозвучали, и ссора произошла - скорее помиритесь.

Старайтесь видеть в людях, прежде всего хорошее и доброе: от этого все окружающие становятся лучше.

Итог. Рефлексия.

Видео - клип «Делай добро».

Вот и подошел к концу наш классный час. Удалось ли нам сформулировать правила бесконфликтного поведения? Продолжите предложение:

Я сегодня узнал….


Задачи: 1.Образовательные: формирование представлений о различных вариантах человеческого общения; формирование представлений о различных вариантах человеческого общения; ознакомление учащихся с понятиями «конфликт», «компромисс», нравственными категориями «добро» и «зло». ознакомление учащихся с понятиями «конфликт», «компромисс», нравственными категориями «добро» и «зло». 2.Развивающие: р азвитие познавательного интереса учащихся; р азвитие познавательного интереса учащихся; р азвитие таких личностных качеств, как рефлексия, эмпатия, толерантность; р азвитие таких личностных качеств, как рефлексия, эмпатия, толерантность; Повышение активности учащихся на занятиях. Повышение активности учащихся на занятиях. 3.Воспитательные: воспитание уважительного отношения к окружающим людям; воспитание уважительного отношения к окружающим людям; ф ормирования социально одобряемых форм поведения. ф ормирования социально одобряемых форм поведения.


В.А. Сухомлинский «Вы живете среди людей. Каждый ваш поступок, каждое ваше желание отражаются на людях. Знайте, что существует граница между тем, что вам хочется, и тем, что можно. Ваше желание – это радость или слёзы ваших близких. Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо».


Какими качествами должен обладать человек, чтобы людям, которые окружают его, было хорошо? Основы человеческого счастья: человеческая доброта, человеческая доброта, милосердие, милосердие, умение радоваться, умение радоваться, умение переживать за других людей. умение переживать за других людей.




Как вы понимаете слово «доброта»? Доброта - это чуткость, чуткость, отзывчивость, отзывчивость, душевное расположение к людям, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим, стремление делать добро другим, деликатность по отношению к другому человеку. деликатность по отношению к другому человеку.


Деликатный человек – вежливый, мягкий в обращении. Деликатный человек – вежливый, мягкий в обращении. Отзывчивый человек – легко отзывающийся на чужие нужды, готовый помочь. Отзывчивый человек – легко отзывающийся на чужие нужды, готовый помочь. Чуткий человек – отзывчивый, сочувствующий другим людям. Чуткий человек – отзывчивый, сочувствующий другим людям.


















Вывод: избегайте конфликтов, ссор, не совершайте необдуманных поступков. избегайте конфликтов, ссор, не совершайте необдуманных поступков. в споре будьте сдержанны и тактичны. в споре будьте сдержанны и тактичны. никогда никого не упрекайте. Если же всё-таки упрёки прозвучали, и ссора произошла – скорее помиритесь. никогда никого не упрекайте. Если же всё-таки упрёки прозвучали, и ссора произошла – скорее помиритесь. старайтесь видеть в людях прежде всего хорошее и доброе: от этого все окружающие становятся лучше. старайтесь видеть в людях прежде всего хорошее и доброе: от этого все окружающие становятся лучше.





Разделы: Внеклассная работа

Цель - знакомство учащихся с основами бесконфликтного общения.
Задачи:
1. Образовательные:
- формирование представлений о различных вариантах человеческого общения;
- ознакомление учащихся с понятиям и «конфликт», «компромисс», базовыми нравственными категориями «добро» и «зло».
2. Развивающие:
- развитие познавательного интереса учащихся;
- развитие таких личностных качеств, как рефлексия, эмпатия, толерантность;
- повышение активности учащихся на занятиях.
З. Воспитательные:
- воспитание уважительного отношения к окружающим людям;
- формирование социально одобряемых форм поведения.
Примечание. Эмпатия - способность эмоционально отзываться на переживания других людей.

Ход занятия

Ученик.
- Здравствуйте! ­
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хоть были совсем незнакомы.
- Здравствуйте! ­
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте»,
Больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь? (В. СОЛОУХИН)

Ведущий. Давайте и мы на капельку радостней и добрей сделаем нашу жизнь. А как мы можем это сделать? Что для этого нужно? (Ответы учащихся .) Правильно. Мы должны жить без ссор, помогать другим людям, не оставлять в беде друга. И тема нашего занятия - «Ос­новные законы бесконфликтного существования». (слайд 2) То есть как мы должны жить, чтобы у нас при общении с другими людьми не было ссор.
Наше мироощущение, удовлетворение жизнью зависят не только от деловых успехов и материального благополучия, но, в большей мере, от того, как складываются взаимоотношения в семье, учебном и трудовом коллек­тивах, общественных местах. Искусству общения учатся всю жизнь. Однако именно в молодые годы закладывается фундамент коммуникативной культуры.
Очень хороший педагог, замечательный человек В. А. Сухомлинский писал (слайд 3): «Вы живете среди людей. Каждый ваш поступок, каждое ваше желание отражаются на людях. Знайте, что существует граница между тем, что вам хочется, и тем, что можно. Ваше желание - это радость или слезы ваших близких. Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо».
(Зву­чит песня Б. Окуджавы «Пожелание друзьям».)
Каждый человек неповторим, и у каждого из нас есть свои отличительные черты, свои личные особенности, свои характер и темперамент. И в связи с этим давайте поиграем в игру. Каждый из вас встает и говорит свою отличительную черту, начиная со слов: «Я отличаюсь от других людей тем, что я...» (Проводится игра .)(слайд 4)
И что же мы можем сказать? Что все люди разные, многим отличаются друг от друга.

1-й ученик.
Стань добрым волшебником,
Ну-ка, попробуй!
Тут хитрости вовсе не нужно особой.
Понять и исполнить желанье другого ­
Одно удовольствие, честное слово!

Ведущий . Ребята! А теперь давайте подумаем о том, какими качествами должен обладать человек, чтобы людям, которые окружают его было хорошо. (Ответы уча­щихся: доброта, отзывчивость, умение любить, дружить, помогать друзьям и прочие .)
Все правильно. Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и пережи­вать за других людей - основы человеческого счастья. Хорошо, что сейчас возрождаются эти понятия.
Добрый человек умеет общаться, поддерживать хоро­шие отношения с людьми.Но человека, который никогда ни с кем не ссорился, встретишь редко. В жизни бывает всякое. Но ссоры вырабатывают плохие черты характера: человек становится сварливым, несдержанным, злым. Поэтому надо избегать конфликтов, ссор, непродуманных поступков. Если ссора все же состоялась - миритесь. А как вы понимаете слово «конфликт»? (Ответы учащихся )(слайд 5)
Конфликт – это столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений.

2-й ученик.
В жизни немало страниц
Мрачных, тяжелых, суровых.
Хочется дружеских лиц,
Хочется доброго слова.
Хмурый, неласковый день,
Тучи нависли свинцово.
Как не хватает нам всем
Теплого, доброго слова!
Вывод отсюда простой,
Это любому понятно:
Маленькой кошке и той
Доброе слово приятно.
Пусть тишина и покой
В сердце поселятся снова!
Пусть на планете земной
Царствует доброе слово.

Ведущий. Вначале мы с вами говорили о тех качествах, которыми должен обладать человек: доброта, отзывчивость, умение любить и помогать... А как вы понимаете слово «доброта»? (Ответы учащихся.) (слайд 6) Доброта – это чуткость, отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим, деликатность по отношению к другому человеку. (слайд 7) Деликатный человек - вежливый, мягкий в обращении; (слайд 7) отзывчивый - легко отзывающийся на чужие нужды, готовый помочь; чуткий - отзывчивый, сочувствующий другим людям. Но часто рядом с добром идет зло. (слайд 8) Зло - это всё плохое, вредное: грубость, жадность, ненависть, равнодушие.

З-й ученик.
Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.
Рождает зверя зверь,
Рождает птица птицу.
От доброго - добро,
От злого зло родится.
Добро, сколь ни было б оно мало,
Гораздо лучше, чем большое зло.

Ведущий. Ребята, давайте поиграем.
- Заменить все плохие слова добрыми, противоположными по смыслу :(слайд 9)
- грубость (вежливость);
- ненависть (любовь);
- обман (доверие);
- злость (доброжелательность);
- унижение (уважение);
- равнодушие (внимательность).

Ведущий. Молодцы! Вот какими добрыми качествами должен быть наделен каждый человек. Много хороших дел ждет вас впереди, но прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми - добрыми, честными, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться с детства. В каждом из нас есть маленькое солнце. Это доброта. Она согревает окружающих людей и помогает им в трудную минуту.
Звучит песня Б. Окуджавы «Виноградная косточка».

Ведущий. Недоразумения, недоверие, недостаток общения часто становятся источником ссор и конфликтов. Эффективное общение - это одна из важных основ разрешения конфликтов.
Каждый день нам приходится решать те или иные сложные задачи. И теперь давайте посмотрим, как бы вы поступили в следующих ситуациях?
Ситуации: (слайды 10 – 13)

4-й ученик.
Знай, мой друг, вражде и дружбе цену
И судом поспешным не греши.
Гнев на друга, может быть, мгновенный,
Изливать покуда не спеши.
Может, друг твой сам поторопился
И тебя обидел невзначай.
Провинился друг и повинился ­
Ты ему греха не поминай. (Р. Гамзатов)

Ведущий. Ценное качество в людях - умение мысленно поставить себя на место другого. Если человек что-то говорит, то ему очень важно знать, слышат ли, понимают ли его. Сплошь и рядом можно наблюдать такие ситуации, в которых люди не умеют или не желают поставить себя на место собеседника. В таких случаях может возникнуть конфликтная ситуация. Собеседника надо принимать таким, каков он есть. Относиться к нему уважительно. Не навязывать ему свое мнение, впечатление, быть терпеливым. А стремитесь ли вы понять своих близких и друзей? (Ответы учащихся.) Чтобы легко жилось с людьми, чтобы с ними складывались близкие, теплые отношения, надо уметь внимательно относиться к людям, уметь становиться на их место.
А задумывались ли вы о своих недостатках? Какие из них вам удалось преодолеть? (Ответы учащихся. Например, лень, обидчивость, вспыльчивость.)
Удается ли вам бережно относиться ко времени своих друзей и знакомых? В чем это выражается? (Ответы учащихся. Например, назначил встречу - приди вовремя, не можешь - предупреди заранее.)
А теперь давайте посмотрим, так ли вы чутки к настроению другого человека.
Игра. Ведущий показывает детям картинки-настроения .(слайд 14) Задание - назвать настроение, изображенное на рисунке.

Ведущий. Разрешение конфликта - дело творческое: необходимо учесть все компоненты сложившейся ситуации. Спокойное поведение во время конфликта значительно снижает напряженность ситуации. Некоторые считают, что предложить помириться первым - значит проявить слабость характера. А вы как думаете? (Ответы учащихся.) При назревании конфликта или при враждебных отношениях с человеком полезно обратиться к нему с просьбой о какой-нибудь услуге. Это подчеркнет его значительность и снизит взаимное не­довольство.
А как вы думаете, что еще помогает разрешить конфликт? (Ответы учащихся.) Правильно, шутка, юмор, а еще компромисс. Разрешить глубинный конфликт помогает компромисс. А вы знаете, что такое компромисс? (Ответы учащихся.) (слайд 15) Компромисс - согласие на основе взаимных уступок. Человек может идти на него сознательно, выражая этой уступкой уважение к своему оппоненту. Тот, кто не боится идти на компромисс, чаще выходит из конфликта.
Ведущий демонстрирует учащимся рисунок про осликов, где животные «договариваются» о том, в какую сторону им идти .(слайд 16)
Ведущий. Как вы думаете, почему ослики смогли договориться, найти компромисс? (Ответы учащихся.) Пра­вильно - общее решение можно найти в том случае, если стороны доверяют друг другу и не сомневаются в том, что каждый видит не только свои желания и по­требности. При конфликте не исключен и третейский суд - обращение к третьему лицу, авторитетному для обоих людей.

5-й ученик.
Не обижай людей - придет расплата.
Нам счастья не сулит обида чья-то.
Ты будешь ближними любим
И радость доброты познаешь,
Не пожелав другим того,
Чего себе не пожелаешь.
Без зла смотри на мирозданье,
А взглядом разума, добра, любви.
Жизнь - это море из благих деяний.
Построй корабль и по волнам плыви.

Ведущий. А теперь давайте посмотрим, как вы поведете себя в той или иной ситуации.
Ситуации:
1. Классный руководитель объявил ребятам, что удалось достать 18 билетов на елку. А в классе 35 человек. Кого выбрать? Как поступить?
2. Ребята готовили к Новому году спектакль. Всем хотелось играть главные роли. Что делать?

Ведущий. Молодцы! И в конце нашего занятия предлагаю разгадать кроссворд. В его основе лежит слово, которое помогает нам жить в мире и согласии, без ссор и конфликтов, - «доброта».
Кроссворд

Вопросы : (слайд 17)
1. Она может быть настоящая и мнимая. (Дружба.)
2. Готовность помочь, отозваться на чужие нужды. (Отзывчивость.)
3. Это чувство необходимо каждому человеку. (Любовь.)
4. Между друзьями должно быть взаимопонимание и... (доверие).
5. Столкновение противоположных интересов. (Конфликт.)
6. Доброе, отзывчивое отношение к человеку. (Теплота.)
7. Заботливое отношение к людям. (Внимание.)
Звучит песня О. Митяева «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!...
Ведущий . Ребята, послушайте советы на всю предстоящую жизнь. (слайд 18)
- Избегайте конфликтов, ссор, не совершайте необдуманных поступков.
- В споре будьте сдержанны и тактичны.
- Никогда никого не упрекайте. Если же все-таки упреки прозвучали, и ссора произошла - скорее помири­тесь.
- Старайтесь видеть в людях прежде всего хорошее и доброе: от этого все окружающие становятся лучше.
Ведущий. Закончить наше занятие мне хочется словами Максима Горького (слайд 19): «Если ты хочешь, чтобы вокруг тебя были хорошие, добрые люди, попробуй относиться к ним внимательно, ласково, вежливо - увидишь, что все станут лучше. Все в жизни зависит от тебя самого, поверь мне...»

6-й ученик.
Достается недешево
Счастье трудных дорог.
Что ты сделал хорошего,
Чем ты людям помог?
Этой мерой измерятся
Все земные труды.
Может, вырастишь деревце
На земле Кулунды?
Может, строишь ракету?
Гидростанцию? Дом?
Согреваешь планету
Своим мирным трудом?
Иль под снежной порошей
Жизнь спасаешь кому?
Делать людям хорошее-
Хорошеть самому.
(Л. Татьяничева "Что ты сделал хорошего?»)

" Основы закона бесконфликтного существования ",

Цель : Помочь ребятам определить путь бесконфликтного общения.

1.Образовательные:

Формировать представление о различных вариантах человеческого общения.

Ознакомить ребят с понятием "добро".

2.Развивающие:

Развитие познавательного интереса

Развитие таких качеств, как рефлексия, эмпатия, толерантность.

3. Воспитательные:

Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям.

Формирование социально одобряемых форм поведения.

Ход мероприятия:

Ведущий:

Здравствуйте! Здравствуйте! Здравствуйте!

Поклонившись друг другу, с улыбкой сказали.

Что особого темы друг другу пожелали?

Капельку солнца, капельку добра, капельку радости, капельку тепла!

Я очень рада всех вас видеть, и мне приятны ваши добрые лица. Сейчас я думаю, у нас у всех возник один и тот же вопрос:

КАК ВАС ЗОВУТ?

Чтоб я могла вас всех запомнить, я дарю вам всем капельку своего тепла. Вы напишите на них свои имена и прикрепите себе на грудь.

Теперь я с вами познакомилась (прохожу по рядам и читаю имена)

Вы знаете, что я сейчас заметила в ваших глазах?

Вам очень интересно узнать, как меня зовут!

Ответ прост, отгадайте кроссворд.

Людмила Валерьевна (буквы написаны картинками)

Я предлагаю по очереди, не шумя, выходить по одному к доске и под картинкой написать ту букву, на которую начинается картинка.

Посмотрите, мы несколько минут назад были с вами совсем не знакомы, а теперь у нас возникло такое чувство, что знакомы давным-давно, и на душе тихо и спокойно.

Вы догадались, о чём пойдёт сейчас речь? (ответы детей).

Об искусстве общаться, знакомиться, творить добро, нести мир людям. Этому искусству общения многие люди учатся всю жизнь друг у друга.

Посмотрите, есть ли среди вас одинаковые ребята?

Да, каждый человек неповторим, и у каждого из нас есть свои отличительные черты, свои личные особенности, свой характер и темперамент.

А сейчас проведём маленькую разминку.

Вы видите у меня есть очень красивые волшебные колпачки. Выберите те, цвет которого вам по душе . (Дети выбирают.)

Посмотрите, у нас получилось 4 команды. Соберитесь в группы вместе, дайте названье своим командам, например: злые, ленивые, болтливые, шумные… Запишите на

А я напишу названия ваших команд вот на этих ваших домиках города добра, который назван Солнечным.

Раз есть команды, значит, должно быть соревнование. Вы готовы?

1 конкурс : Я раздаю каждой команде по 2 слова, а вы хором говорите противоположные по смыслу слова, заменяете их на добрые.

1. грубость (вежливость)

2. ненависть (любовь)

3. обман (доверие)

4. злость (доброжелательность)

5. равнодушие (внимательность)

6. лень (трудолюбие)

7. болтливость (сдержанность)

8. хвастливость (скромность)

Так, чья же команда выиграла и быстрее справилась с заданием.

Дети получают букву ( Д ОБРО)

Молодцы! Вот какими добрыми качествами должен быть наделён каждый человек. Много хороших дел ждёт вас впереди, но прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми - добрыми, честными, отзывчивыми, вежливыми. Этому надо учиться с детства.

В каждом из нас есть маленькое солнце. Это доброта. Оно согревает окружающих людей и помогает им в трудную минуту. А чтобы видеть добро, надо нести это добро самим. Посмотрите на себя. Если бы вы сейчас были злыми, грубыми, недовольными. Как вы думаете, я бы выдержала?....

2 конкурс . "Добро в предметах"

Добро можно нести людям не только словами и чувствами.

Капитаны, подойдите и выберите предмет:

ВЕРЁВКА, КАМЕНЬ, ПАЛКА, КНИГА.

- Совершите с ним те действия, о которых можно сказать, что они приносят добро. (приз - буква)

3 конкурс. Каждой команде предлагается изобразить одну ситуацию (по жребию).

1. "Злой мальчик"

2."Вредный учитель"

3."Драчуны"

4."Грубый продавец" (приз - буква)

4.конкурс . Конкурс - рисунков - перед вами рисунки из любимых сказок. Что надо изменить в рисунке, чтобы злой персонаж стал добрым.

(Дети рисуют, кто быстрее, приз - буква)

5 конкурс . Молодцы! В конце нашего задания, предлагаю разгадать КРОССВОРД.

В его основе лежит слово, которое помогает нам жить в мире и согласии, без сор и конфликтов.

(Дети решают кроссворд - кто быстрее)

  1. Она может быть настоящая и мнимая (дружба).
  2. 2. Готовность помочь, отзываться на чужие нужды (отзывчивость).
  3. Это чувство необходимо каждому человеку (любовь).
  4. Между друзьями должно быть взаимопонимание и … (доверие).
  5. Столкновение противоположных интересов (конфликт).
  6. 6. Доброе, отзывчивое отношение к человеку (теплота).
  7. Заботливое отношение к людям (внимание ).

Итак, кто быстрее решит кроссворд. (приз-буква)

Молодцы! Дарю вам шарики .

1.Добрым быть совсем, совсем не просто.

Не зависит доброта от роста.

Не зависти доброта от цвета.

Доброта не пряник, не конфета.

Только надо, надо, добрым быть.

И в беде друг, друга не забыть.

И завертится земля быстрей

Если будем мы с тобой добрей.

2.Добрым быть совсем. совсем не просто.

Не зависти доброта от роста.

Доброта приносит людям радость.

И взамен не требует награды.

3. Доброта с годами не стареет.

Доброта от холода согреет.

Если доброта живёт на свете,

Радуются взрослые и дети.

Перед вами у каждого из вас портреты с разными выражениями лица . Вам сейчас надо выбрать один портрет, который больше всего подходит вашему настроению.

Что вы испытываете, когда вам что-то дарят?

А какие чувства вы испытываете, когда, что-то дарите другим?

Правда, что когда вы что-то дарите другим, вы отдаёте частичку тепла своего сердца. Каждый человек может стать солнышком для того, кого он согревает своей любовью, добротой, вниманием, терпением.

А может человек быть грозой, градом, холодным дождём. Мне бы хотелось, чтобы вы всегда были солнышками для своих родных людей, которые вас окружают. Чтобы как можно чаще дарили им свет, и тепло. Как делает это большое солнышко . Его тепла и света хватает каждому из нас. Сейчас каждый возьмёт кусочек этого большого солнца . Пусть маленькие солнышки напоминают вам о сегодняшней встрече. Может быть, вы продолжите эту беседу со своими родителями и спросите их:

- Бываете ли вы для них солнышками? Запомните их рассказ, запишите и поделитесь на следующей встрече с другими.

Каждый заберёт солнышко, а взамен оставит то настроение (портрет) , с которым он уходит сегодня.

Вот видите как дружно мы проплыли с вами по реке Успеха в Солнечный город. А успех каждого зависти от того, сколько добра он несёт. На партах чьи команды получили слово "ДОБРО"? Поздравляю! Но это не значит, что другие не добрые, просто им чуть-чуть не повезло сейчас, зато повезёт в чём-то другом, правда.

А в конце любого вечера, обычно поют. Давайте и мы с вами вспомним песни, от которых становится мир добрей.

От улыбки хмурый день светлей,

От улыбки в небе радуга проснётся

И она к тебе ещё не раз вернётся.

И тогда наверняка,

Вдруг запляшут облака,

И кузнечик запиликает на скрипке…

С голубого ручейка начинается река,

Ну а дружба начинается с улыбки.

Рассыпая смех звучно

Если песни петь с нами веселей

А когда наоборот, скучно.

Если песни петь с нами веселей,

А когда наоборот, скучно.

Расстаются друзья,

Остаётся в сердце нежность…

Будем песню беречь

До свиданья, до новых встреч!

В добрый час, друзья в добрый час!

Наши дни не зря наши дни

Я вас жду, я помню о вас

Знаю я, что вы не одни..

- А вот вам ещё задание:

1 команда собирает - пословицы о добре.

2 команда - песни, где есть слово "Добро"

3 команда - собирает мультяшных добрых героев

4 команда - пишут сочинения про добрые дела.




Публикации по теме