Особенности общения детей разного возраста. Возрастные особенности общения дошкольника со сверстниками

Особенности общения с ребёнком в семье

(родительская конференция)

Для того, чтобы ребёнок желал общаться с родителями, необходимо помнить, что основой общения родителей с детьми являются шесть принципов, которые можно записать в виде рецепта. Этот рецепт может стать основным законом воспитания детей в семье: взять принятие, добавить к нему признание, смешать с определённым количеством родительской любви и доступности, добавить собственной ответственности, приправленной любящим отцовским и материнским авторитетом.

Самым веским принципом является принцип принятия ребёнка. Это проявление родительской любви, когда ребёнок понимает, что его любят несмотря ни на что. Принять ребёнка – значит любить его не за отметку в дневнике или убранную без напоминания постель, а за сам факт его существования в этом мире. В основе настоящего принятия ребёнка лежит значимость – признание его значительности в существовании семьи.

Хорошие отношения ребёнка с родителями является его признание родителями. Это сохранение у ребёнка чувства собственного достоинства и уверенности в себе, в своих силах. Со стороны родителей – это безграничная вера в то, что ребёнок, оправдает их ожидания. Ребёнок должен чувствовать, что родители стараются понять все его поступки, даже неправильные, но при этом они ему не угрожают, не требуют немедленного покаяния и осознания своей вины, а вместе с ним пытаются понять, что побудило совершить такой поступок и как можно избежать подобных ситуаций в дальнейшем. Признание формирует у ребёнка чувство собственной значимости и необходимости в своей семье.

Признание – это на стенах в доме рисунки и стихи ребёнка, самое видное место для его поделок, праздничных газет и поздравлений, похвальных грамот и благодарственных писем. Признание может существенно влиять и на учёбу ребёнка. Если родители в конце учебной недели не только проверяют дневник, но и обсуждают достижения ребёнка, а также позволяют ему эти достижения продемонстрировать, то этот ритуал позволит ребёнку ощутить собственную значимость и убедиться в собственных возможностях.

Отсутствие у родителей умения признавать интересы и способности своего ребёнка может привести к крайне нежелательным последствиям.

Не менее значимым чувством для ребёнка является родительская любовь. Есть дети, которые имеют родителей, но не знают, что такое любовь. Ребёнок нуждается в любви и ласке независимо от возраста. Детям нужно, чтобы их обнимали, целовали не менее 4-5 раз в день. Иногда родители сетуют на то, что ребёнок-подросток не подпускает к себе, сторонится родительских объятий. В такой ситуации нельзя искать причину только в ребёнке. Возможно, в младшем возрасте проявление любви и ласки на себе со стороны родителей ребёнок ощущал редко, и у него не сформировалась потребность в родительском внимании.

Посеешь любовь и ласку в детском возрасте, будешь её холить и лелеять в подростковом – и пожнёшь сполна в старости: она вернётся к тебе заботой и вниманием, терпением и терпимостью уже выросших детей.

Если ребёнок физически и духовно ощущает родительскую любовь и ласку, он не будет принимать требования родителей в штыки.

Очень значимым принципом в общении детей и родителей является принцип доступности. Быть доступным – это в любую минуту найти в себе силы отложить все свои дела, свою работу, чтобы пообщаться с ребёнком. Нельзя отмахиваться, нельзя списывать на занятость, нельзя переносить на «потом». Если у взрослых нет времени на общение с ребёнком сегодня, то у выросшего ребёнка не будет времени на общение с родителями завтра.

Однако родители должны помнить, что проводить время с ребёнком – это не значит без конца читать ему мораль или делать с ним уроки. Быть доступным для ребёнка – это значит вовремя прочитать вопрос в его глазах, ответить на него, доверить ребёнку свои переживания и помочь ему пережить его страдания, поговорить и обсудить их вовремя. Когда ребёнок начинает искать истину в подворотне, в плохой компании, одной из причин такого положения вещей является родительская недоступность, безразличие к ребёнку.

Только имея в своём родительском арсенале принятие, признание, любовь можно формировать у ребёнка ответственность и самодисциплину, осознанную способность к самоограничению.

Воспитание ответственности и самодисциплины в ребёнке зависит от проявления этих качеств родителями в семье. Ежедневно родители должны демонстрировать своим детям собственное проявление ответственности пред ними. Мудрость ответственных родителей состоит в том, что они всегда выполняют то, что обещают детям, а если по каким-то причинам этого не происходит, они находят в себе смелость признать своё неумение сдержать обещание и пытаются исправить собственные ошибки.

Одним из главных условий воспитания в ребёнке ответственности и самодисциплины является наличие у него определённых обязанностей, которые он должен выполнять ежедневно. Если в обязанности сына или дочери входит уборка дома или вынос мусора, значит, никто другой не должен за них это делать. Безусловно, бывают разные ситуации, но если ребёнок в добром здравии и просто не хочет ничего делать, он должен быть наказан и при этом необходимо, чтобы наказание было им осознанно.

Неправильным будет брать ответственность за все поступки детей на себя, т.к. такое поведение родителей не учит ребёнка осмысливать свои действия.

Одним из главных умений родителей в воспитании ответственности в собственных детях является твёрдость и умение сказать ребёнку «нет». Нет ничего страшней в воспитании, если один родитель позволяет, а другой запрещает. Ещё страшнее, когда один из родителей вместе с ребёнком что-то скрывает от другого родителя, боясь его гнева. Потворствуя ребёнку в его неблаговидных поступках, скрывая проступки, мы способствуем вседозволенности, теряем остатки своего родительского авторитета.

Родительский авторитет – важная составляющая успешности воспитания в семье. Приобретение авторитета в глазах собственных детей - кропотливый труд отца и матери. Мнение родителей о родных и близких, окружающих людях, коллегах по работе, поведение родителей в кругу семьи и вне его, поступки родителей, их отношение к работе и к посторонним людям в обыденной жизни, отношение родителей друг к другу – всё это слагаемые родительского авторитета.

Авторитетность родителей не состоит в том, чтобы повысить голос, взять в руки ремень, кричать так, что не выдерживают барабанные перепонки, а в том, чтобы спокойно, без ненужных истерик проанализировать ситуацию и предъявить ребёнку требования так, чтобы он понял: об этом ему говорят раз и навсегда.

Меняется мир, дети XXI века имеют иные информационные возможности, многое умеют из того, чего не умеют их родители. Родители, которые хотят сохранить авторитет в глазах своих детей, должны тоже учиться у них. Какая музыка интересна ребёнку, какие книги он читает, какие речевые обороты он использует и что они обозначают, - это и многое другое должно интересовать родителей, претендующих на роль авторитетного лица для собственного ребёнка.

Воспитание ребёнка – это долгосрочная миссия родителей, подвижнический труд.

Правила благополучного родителя:

1.Чем больше времени родители проведут со своим ребёнком в его детстве и юности, тем больше шансов у престарелых родителей видеть взрослых детей в отцовском доме.

2.Чем раньше родители научатся проявлять терпение и терпимость по отношению к ребёнку в детстве, тем больше шансов у состарившихся родителей почувствовать по отношению к себе проявление терпения и терпимости от взрослых детей.

3. Хамство и грубость детства практически всегда возвращаются неуютной и обиженной старостью, очень грустной и очень тоскливой.

4. Чем больше родители привлекают своих детей к обсуждению жизненно важных вопросов семьи, нравственных проблем, тем больше шансов у престарелых родителей быть в гуще событий жизни своих взрослых детей.

5. Родители, воспитывая ребёнка, должны задать себе вопрос не только о том, какого ребёнка они хотят вырастить, но и о том, какой они представляют себе свою старость.

Консультация для родителей

«Особенности общения с детьми в семье»

Дети всему учится в общении со взрослыми. Это создает фон, который ведет к развитию речи, умению слушать и думать, подготавливает ребенка к вычленению смысла слов «Годы чудес» - годы общения ребенка с родителями. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни, людям, - конечно же, все это оставит неизгладимый отпечаток на всем дальнейшем поведении и образе мысли человека. Цель моей консультации сегодня – помочь вам радоваться детям, даруя им опыт человеческого общения через умение слушать, говорить.

Мы с вами должны стремиться к умению слушать другого, стремиться его понять. От того, как человек чувствует другого, может повлиять на него, не оскорбив и не вызвав агрессии, зависит его будущий успех в межличностном общении. Очень не многие среди нас умеют по-настоящему хорошо слушать других людей, быть восприимчивыми к нюансам в их поведении. Нам требуется умение и усилие, чтобы одновременно и общаться и наблюдать, и слушать.

Не меньшее значение имеют способности слушать и понимать самого себя, т.е. осознавать свои чувства и действия в различные моменты общения с другими и всему этому надо учиться. Умение не приходит к человеку само собой, оно приобретается ценой усилий, затраченных на обучение. Однако вы как первые учителя своего ребенка можете во многом помочь ему, если начнете прививать навыки общения уже сейчас.

Дети требуют не столько внимания-опеки, сколько внимания-интереса, который им можете дать только вы – их родители. В дошкольном возрасте ребенок лишь «ищет» характерные для него способы отношения с окружающими, у него вырабатывается устойчивый личностный стиль и появляется представление о самом себе. При дефиците общения может возникнуть болезнь, которая называется госпитализмом. Общение приносит ребенку массу положительных радостных переживаний. Лишенный общения малыш впадает в тоску, личность его травмируется, и не только личность. Замедляется и искажается все психическое развитие. Если вы понимаете ребенка, реагируете на его неудачи или наоборот успехи; если помогаете ему избавиться от чего-то, что мешает ему; если его любят, разговаривают с ним, и играют, то он понимает, что мир – это безопасное место, и он может доверять тем, кто ухаживает за ним. Если же его потребности не удовлетворяются, особенно потребность в общении с любящими взрослыми, он вырастаем, испытывая недоверие ко всему миру. Такие виды общения, как улыбка и взгляд, увеличивают силу взаимного притяжения малыша и его родителей. Уже в младенчестве у детей формируется чувство доверия, или недоверия, к окружающему миру, у людям, вещам, явлениям и при дефиците внимания, любви, ласки при жестком обращении у детей складывается недоверие, боязнь окружающих, формируется чувство отчужденности.

Доверие к ребенку, умение взрослого прощать малышу большие и малые прегрешения, поручения детям посильных трудовых задач, воспитание младших – вот истоки морали бескорыстия и доброты. По мере того как у ребят развиваются способности к совместным действиям и умения общаться, взаимодействие со сверстниками становится более стабильным и продолжительными. Успех среди партнеров по игре в немалой степени зависит от ощущения безопасности и удовлетворенности, которые знакомы детям по их общениям с отцом и матерью. Для формирования положительных навыков общения необходимо развивать в детях эмоциональное восприятие окружающие эмоции – одна из составляющих частей человеческой натуры. Они отражение индивидуальности человека его внутреннего состояния (интерес, радость, удивление, стыд, страх…).

Если преобладает отдельная эмоция у ребенка, то это и определяет характер его поведения. Воспитание способно ослабить отрицательное эмоциональное восприятие у детей, а положительное, наоборот, усилить. Точно известно: живое человеческое общение – это самое интересное на свете. Сначала мы видим и слышим человека и лишь за тем что-то понимаешь. Будьте всегда внимательны ко всем проявлениям чувств и желаний собеседника. Это позволит не только общаться со взрослыми людьми, но и найти настоящих друзей в лице ваших малышей.

Активно подключайте выразительные мимические средства, помните, что ваши жесты, мимика, пантомимика – наши первые помощники в общении.

Неумение правильно выражать свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимика жестовой речи затрудняет общение детей между собой и со взрослыми. Непонимание другого часто становиться причиной страха, отчужденности, враждебности. Возможность выражать свои чувства и мысли по средствам мимики способна заменить нам обычную речь. Использование и постоянное развитие мимических средств позволит не только лучше понимать своего собеседника, но и привносить определенную живость в общении друг с другом. Необходимо мягко, но настойчиво воспитывать у ребенка культуру жеста. Жесты, а также интонации должны лишь эмоционально дополнять его речь. Это ласка, нежное прикосновение, выражение несогласия. Вам необходимо обеспечить своему ребенку наиболее благоприятные условия для общения с вами, а для этого запомните следующие: Для ребенка вы являетесь образом речи, поскольку дети учатся речевому общению, подражая, слушая, наблюдая за вами Ваш ребенок будет говорить, так как его домашние. Вам наверняка приходилось слышать: «Да он разговаривает точь-в-точь как его отец!» Ребенок постоянно изучает то, что он наблюдает и понимает гораздо больше, чем может сказать.

Речь ребенка успешнее всего развивается в атмосфере спокойствия, безопасности и любви, когда взрослые слушают его, общаются с ним, разговаривают, направляют внимание, читают ему. Вам принадлежит исключительно активная роль в обучении вашего малыша, умению думать и говорить, но не менее активную роль в интеллектуальном, эмоциональном, речевом и коммуникативном развитии присуща самому ребенку.

Нужно обеспечить ребенку широкие возможности для использования всех пяти органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира. Это позволит ему больше узнать о доме, местах удаленных от него. По возможности нужно присоединиться к ребенку. Когда он смотрит телевизор, и стараться узнать, что его интересует, обсуждать увиденное.

У каждого ребенка свой темперамент, свои потребности, интересы симпатии и антипатии. Очень важно уважать его неповторимость, ставить для себя и для ребенка реальные цели.

Старайтесь, чтобы ребенок не чувствовал недостатка в любви и разнообразии впечатлений, но не терзайтесь, если вы не в состоянии выполнить все его просьбы и желания.

Нужно помнить, что дети больше всего любят учиться, даже больше, чем есть конфеты, но учение – это игра, которую нужно прекращать прежде, чем ребенок устанет от нее. Главное чтобы у ребенка было постоянное ощущение «голода» из-за недостатка знаний. Процесс развития личности – это этап развития отношений между ребенком и взрослым, в первую очередь матерью. Ее материнская любовь вызывает у малыша ответное теплое чувство.

Успехов вам!

Краткое содержание: Общение ребенка со сверстниками. Возрастные особенности общения дошкольника со сверстниками. Почему дети ссорятся? С чего начинается дружба.

В дошкольном возрасте в жизнь ребенка прочно и уже навсегда входят другие дети - сверстники. Между дошкольниками разворачивается сложная и порой драматичная картина отношений. Они дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие "пакости". Все эти отношения остро переживаются и несут массу разнообразных эмоций. Эмоциональная напряженность и конфликтность в сфере детских отношений значительно выше, чем в сфере общения со взрослым. Родители иногда не подозревают о той широкой гамме чувств и отношений, которую переживают их дети, и, естественно, не придают особого значения детской дружбе, ссорам, обидам.

Между тем опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом. Далеко не всегда он складывается удачно. У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к другим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия. Вовремя определить проблемные формы отношения ребенка к сверстникам и помочь преодолеть их - важнейшая задача родителей. Для этого необходимо знать возрастные особенности общения детей, нормальный ход развития общения со сверстниками.

Как общаются малыши

Общение младших дошкольников совершенно не похоже на их общение со взрослыми. Они по-другому разговаривают, смотрят друг на друга, иначе ведут себя.

Первое, что бросается в глаза, - это чрезвычайно яркая эмоциональная насыщенность общения детей. Они буквально не могут разговаривать спокойно - кричат, визжат, хохочут, носятся, пугают друг друга и при этом захлебываются от восторга. Повышенная эмоциональность и раскованность существенно отличает контакты малышей от их взаимодействия со взрослыми. В общении сверстников наблюдается примерно в 10 раз больше ярких экспрессивно-мимических проявлений, выражающих самые разные эмоциональные состояния: от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до драки.

Еще одна важная особенность контактов детей заключается в нестандартности их поведения и в отсутствии всяких правил и приличий. Если в общении со взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных норм поведения, то при взаимодействии со сверстниками малыши используют самые неожиданные и непредсказуемые звуки и движения. Они прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга, трещат, квакают и гавкают, придумывают невообразимые звуки, слова, небылицы и т. п. Такие чудачества приносят им необузданную веселость - и чем чуднее, тем веселее. Естественно, взрослых подобные проявления раздражают - так и хочется скорее прекратить это безобразие. Кажется, что такая бессмысленная возня только нарушает покой, конечно же не имеет никакой пользы и никакого отношения к развитию ребенка. Но если все дети дошкольного возраста при первой возможности снова и снова кривляются и передразнивают друг друга, значит, им это для чего-то нужно?

Что же дает дошкольникам такое странное общение?

Подобная свобода, нерегламентированность общения дошкольников позволяет ребенку проявить свою инициативу и оригинальность, свое самобытное начало. Очень важно, что другие дети быстро и с удовольствием подхватывают инициативу ребенка, умножают ее и возвращают в преобразованном виде. Например, один крикнул, другой крикнул и подпрыгнул - и оба хохочут. Одинаковые и необычные действия приносят малышам уверенность в себе и яркие, радостные эмоции. В таких контактах маленькие дети переживают ни с чем не сравнимое ощущение своего сходства с другими. Ведь прыгают и квакают они одинаково и при этом испытывают общую непосредственную радость. Через эту общность, узнавая и умножая себя в ровеснике, дети пробуют и утверждают себя. Если взрослый несет для ребенка культурно-нормированные образцы поведения, то сверстник создает условия для индивидуальных, ненормированных, свободных проявлений. Естественно, что с возрастом контакты детей все более подчиняются общепринятым правилам поведения. Однако особая раскованность, использование непредсказуемых и нестандартных средств остается отличительной чертой детского общения до конца дошкольного возраста, а может быть, и позже.

В младшем дошкольном возрасте ребенок ждет от сверстника соучастия в своих забавах и жаждет самовыражения. Ему необходимо и достаточно, чтобы сверстник присоединялся к его шалостям и, действуя с ним вместе или попеременно, поддержал и усилил общее веселье. Каждый участник такого общения озабочен прежде всего тем, чтобы привлечь к себе внимание и получить эмоциональный отклик партнера. Общение малышей целиком зависит от конкретной обстановки, в которой происходит взаимодействие, и от того, что делает другой ребенок и что у него в руках.

Характерно, что введение привлекательного предмета в ситуацию общения детей может разрушить их взаимодействие: они переключают внимание со сверстника на предмет или же дерутся из-за него. Всем известны "разборки" в песочнице, когда два малыша цепляются за одну машинку и с криком тащат ее каждый в свою сторону. А мамы при этом убеждают детишек не ссориться и играть дружно, вместе. Но беда в том, что играть вместе в игрушки малыши еще не умеют. Их общение пока не связано с предметами и с игрой. Новая интересная игрушка для малыша более притягательный предмет, чем его ровесник. Поэтому предмет как бы закрывает собой другого ребенка, внимание малыша притягивается к игрушке, а сверстник воспринимается как помеха. Совершенно другое дело, когда таких отвлекающих предметов нет, когда между малышами происходит "чистое общение" - тут уж они соединяются в общем веселье и наслаждаются обществом сверстника.

Хотя самого сверстника дети воспринимают весьма своеобразно. Для большинства младших дошкольников характерно индифферентное отношение к другому ребенку. Трехлетние дети, как правило, безразличны к успехам сверстника и к его оценке со стороны взрослого. Им гораздо важнее поддержка и признание взрослого, чем другого ребенка. Малыш как бы не замечает действий и состояний своего сверстника. Он плохо запоминает его имя и даже внешний облик. Ему в принципе все равно, с кем возиться и носиться, важно, чтобы он (партнер) был такой же, действовал и переживал то же самое. Таким образом, сверстник еще не играет существенной роли в жизни младших дошкольников.

В то же время его присутствие повышает общую эмоциональность и активность ребенка. Это выражается прежде всего в радости и даже восторге, с которыми малыш подражает движениям и звукам сверстников, в его стремлении быть рядом с ними. Та легкость, с которой трехлетние дети заражаются общими эмоциональными состояниями, свидетельствует об особой общности, которая возникает между маленькими детьми. Они чувствуют свою схожесть, свою принадлежность к общему роду. "Мы с тобой одной крови", - как бы говорят они друг другу своими ужимками и прыжками. Эта общность выражается и в том, что они охотно ищут и с восторгом обнаруживают сходство друг в друге: одинаковые колготки, одинаковые варежки, одинаковые звуки и слова и т. п. Такие чувства общности, связи с другими очень важны для нормального развития общения и самосознания ребенка. Они ложатся в фундамент отношений ребенка к другим людям, создают ощущение причастности к другим, что в дальнейшем избавляет от мучительных переживаний одиночества. Кроме того, такое общение с другими помогает маленькому человеку лучше выделить и осознать самого себя. Повторяя одни и те же движения и звуки, дети отражают друг друга, становятся своеобразными зеркалами, в которых можно увидеть самого себя. Ребенок, "смотрясь в сверстника", как бы выделяет в самом себе конкретные действия и качества.

Получается, что, несмотря на свою "разнузданность" и, казалось бы, бессмысленность, такое эмоциональное общение очень даже полезно. Конечно, если подобные забавы и шалости преобладают в общении 5-6-летних детей, это уже ненормально. Но в 2-4 года нельзя лишать ребенка радости непосредственного эмоционального взаимодействия с ровесниками.

Однако для родителей такого рода детские радости весьма утомительны, особенно в квартире, где негде укрыться и где детская беготня угрожает опасностью как имуществу, так и самим детям. Чтобы избежать напряженностей, можно придать детскому общению более спокойную и более культурную форму, не нарушая при этом его психологической сущности. Для такого общения подходят все игры, в которых дети действуют одинаково и одновременно. Это многочисленные хороводные игры ("Зайка", "Карусели", "Пузырь", "Каравай" и пр.), а также игры в любых зверюшек - лягушек, птичек, зайчиков, где малыши вместе скачут, квакают, чирикают и т. п. Такие забавы обычно с восторгом принимаются детьми и, помимо чистой детской радости, несут с собой организующее и развивающее начало.

В 3-4 года общение со сверстниками приносит в основном радостные эмоции. А вот позже возникают более сложные и не всегда радужные отношения.

Почему дети ссорятся?

В середине дошкольного возраста происходит решительный перелом в отношении к сверстнику. Картина взаимодействия детей существенно меняется. После четырех лет общение (в особенности у детей, посещающих детский сад) со сверстником становится привлекательнее общения со взрослым и занимает все большее место в жизни ребенка. Дошкольники уже совершенно сознательно выбирают общество сверстников. Они явно предпочитают играть вместе (а не в одиночку), и другие дети становятся более привлекательными партнерами, нежели взрослые.

Наряду с потребностью в совместной игре у ребенка 4-5 лет обычно появляется потребность в признании и уважении сверстника. Эта естественная потребность создает массу проблем в отношениях детей и становится причиной многих конфликтов. Ребенок всеми силами стремится привлечь внимание других, чутко ловит в их взглядах и мимике признаки отношения к себе, демонстрирует обиду в ответ на невнимание или упреки партнеров. Для ребенка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициатива сверстника в большинстве случаев им не поддерживается. Особенно ярко это проявляется в невозможности продолжить и развить диалог, который распадается из-за неспособности услышать партнера. Каждый говорит о своем, показывает свои достижения и совершенно не реагирует на высказывания партнера. Вот, например, типичный разговор двух маленьких подруг:

У моей куклы новое платье.
- А мне мама тапочки купила, смотри...
- А моя кукла лучше твоей - у нее волосы вон какие длинные и можно косы заплетать.
- А я своей бантики завязываю. Я уже умею бантики завязывать, а ты нет.
- А я умею принцессу с бантиками рисовать...

Что здесь происходит? Казалось бы, девочки играют. Но в каждой фразе их разговора обязательно стоит "я": у меня есть, я умею, мое лучше и т. д. Дети как бы хвастаются друг перед другом своими умениями, достоинствами, имуществом. Все эти достоинства важно не просто иметь, но продемонстрировать их сверстнику, причем так, чтобы хоть в чем-то (а лучше во всем) превзойти партнера. Новая вещь или игрушка, которую никому нельзя показать, теряет половину своей привлекательности.

Дело в том, что маленькому ребенку необходима уверенность в том, что он самый хороший, самый любимый. Эта уверенность совершенно оправдана, поскольку она отражает отношение к нему близких взрослых, для которых он всегда "самый-самый", особенно пока маленький. Маме или бабушке не надо доказывать, что он самый хороший. Но как только малыш оказывается среди детей, эта истина перестает быть столь очевидной. И ему приходится доказывать свое право на уникальность и превосходство. Для этого подходят самые разные аргументы: и тапочки, и бантики, и куклины волосы. Но за всем этим стоит: "Смотри, какой я хороший!" А сверстник нужен для того, чтобы было с кем себя сравнивать (а иначе как можно показать, что ты лучше всех?), и для того, чтобы было кому показать свое имущество и свои преимущества.

Получается, что дошкольники видят в других прежде всего самого себя: отношение к себе и предмет для сравнения с собой. А сам сверстник, его желания, интересы, действия, качества совершенно не важны: они просто не замечаются и не воспринимаются. Вернее, воспринимаются только тогда, когда другой начинает мешать, ведет себя не так, как хотелось бы.

И сразу партнер вызывает суровую и однозначную оценку: "Не толкайся, идиот!", "Жадина ты противная", "Дурак, это моя машина" и т. п. Подобными эпитетами дети награждают друг друга даже при самых безобидных действиях: не даешь игрушку - значит, жадина, делаешь что-то не так - значит, дурак. И все эти недовольства дошкольники откровенно и непосредственно высказывают своему маленькому товарищу. А ведь товарищу нужно совсем другое! Ему тоже нужны признание, одобрение, похвала! Но похвалить или одобрить сверстника в этом возрасте оказывается очень трудно.

Получается, что, испытывая потребность в признании и восхищении других, сами дети не хотят и не могут выразить одобрение другому, своему сверстнику, они просто не замечают его достоинств. В этом и состоит первая и главная причина бесконечных детских ссор.

В 4-5-летнем возрасте дети часто спрашивают у взрослых об успехах их товарищей, демонстрируют свои преимущества, пытаются скрыть от сверстников свои промахи и неудачи. В детском общении в этом возрасте появляется конкурентное, соревновательное начало. "Невидимость" сверстника превращается в пристальный интерес ко всему, что тот делает. Успехи и промахи других приобретают для ребенка особое значение. В любой деятельности дети пристально и ревниво наблюдают за действиями сверстников, оценивают их и сравнивают со своими. Реакции детей на оценку взрослого - кого он похвалит, а кого, может быть, и поругает - также становятся более острыми и эмоциональными. Успехи сверстника у многих детей могут вызывать огорчения, а вот его неудачи - нескрываемую радость. В этом возрасте возникают такие тяжелые переживания, как зависть, ревность, обида на сверстника. Они конечно же осложняют отношения детей и становятся поводом для многочисленных детских конфликтов.

Итак, мы видим, что в середине дошкольного возраста происходит глубокая качественная перестройка отношения ребенка к сверстнику. Другой ребенок становится предметом постоянного сравнения с собой. Это сравнение направлено не на обнаружение общности (как у трехлеток), а на противопоставление себя и другого. Каждому важно показать, что он хоть в чем-то лучше других - лучше прыгает, рисует, решает задачи, обладает лучшими вещами и т. п. Такое сравнение отражает прежде всего изменения в самосознании ребенка. Через сравнение со сверстником он оценивает и утверждает себя как обладателя определенных достоинств, которые важны не сами по себе, а "в глазах другого". Этим другим для 4-5-летнего ребенка становится сверстник. Все это порождает многочисленные конфликты детей и такие явления, как хвастовство, демонстративность, конкурентность. Некоторые дети буквально "вязнут" в негативных переживаниях и не на шутку страдают, если кто-то в чем-то их превосходит. Подобные переживания могут в дальнейшем стать источником многих серьезных проблем, вот почему очень важно вовремя "притормозить" надвигающийся вал зависти, ревности и хвастовства. В дошкольном возрасте это возможно сделать через совместную деятельность детей, и прежде всего через игру.

Данный возраст является периодом расцвета ролевой игры. В это время игра становится коллективной - дети предпочитают играть вместе, а не в одиночку. Главное содержание общения детей в середине дошкольного возраста заключается теперь в общем деле или деловом сотрудничестве. Сотрудничество следует отличать от соучастия. Младшие дети, как мы уже отмечали, действовали одновременно и одинаково, рядом, но не вместе. Малышам важно было разделить свои эмоции и повторить движения сверстника. При деловом же общении, когда дошкольники заняты общим делом, они должны согласовывать свои действия и учитывать активность своего партнера для достижения общего результата. Здесь уже совершенно недопустимо повторение действий или слов другого, потому что у каждого своя роль. Большинство ролевых игр устроены так, что каждая роль предполагает партнера: если я врач, мне нужен больной; если я продавец, то мне необходим покупатель, и т. д. Следовательно, сотрудничество, согласованность действий с партнером - необходимое условие нормальной игры.

В ролевой игре совершенно нет повода соревноваться и конкурировать - ведь у всех участников общее дело, которое они вместе должны выполнить. Детям уже не так важно утвердить себя в глазах сверстника; гораздо важнее играть вместе, чтобы получилась хорошая игра, или красивая комната для кукол, или большой дом из кубиков. При этом не имеет значения, кто построил этот дом. Главное - результат, которого мы достигаем вместе. Необходимо, таким образом, сдвинуть интересы ребенка с самоутверждения как основного смысла его жизни к совместной с другими детьми деятельности, где главное - общий результат, а не его личные достижения. Создавая условия для общей игры и объединяя усилия детей для достижения общей цели, вы поможете ребенку избавиться от многих личностных проблем.

Однако для многих детей-пятилеток обостренная потребность в признании и уважении сверстника является лишь возрастной особенностью. К старшему дошкольному возрасту отношение к сверстнику снова существенно меняется.

С чего начинается дружба

К 6-7 годам у детей дошкольного возраста значительно возрастает доброжелательность к сверстникам и способность к взаимопомощи. Конечно, конкурентное, соревновательное начало сохраняется уже на всю жизнь. Однако наряду с этим в общении старших дошкольников постепенно обнаруживается и умение видеть в партнере не только его ситуативные проявления: что у него есть и что он делает, но и некоторые психологические аспекты существования партнера: его желания, предпочтения, настроения. Дошкольники теперь не только рассказывают о себе, но и обращаются с вопросами к сверстнику: что он хочет делать, что ему нравится, где он был, что видел и т. п. Пробуждается интерес к личности сверстника, не связанный с его конкретными действиями.

К 6 годам у многих детей возникает непосредственное и бескорыстное желание помочь сверстнику, подарить ему что-нибудь или уступить в чем-то. Злорадство, зависть, конкурентность проявляются реже и не так остро, как в пятилетнем возрасте. Значительно также возрастает в этот период эмоциональная вовлеченность в деятельность и переживания сверстника. Детям важно, что и как делает другой ребенок (во что играет, что рисует, какие книжки смотрит), не для того, чтобы показать, что я лучше, а просто так, потому что этот другой становится интересен сам по себе. Иногда даже вопреки принятым правилам они стремятся помочь другому, подсказать ему правильный ход или ответ. Если 4-5-летние дети охотно, вслед за взрослым, осуждают действия сверстника, то 6-летние мальчики, напротив, могут объединяться с товарищем в своем "противостоянии" взрослому, защищать или оправдывать его. Например, когда взрослый негативно оценил одного мальчика (вернее, его постройку из конструктора), другой мальчик встал на защиту своего товарища: "Он хорошо умеет строить, он просто еще не закончил, вот подождите, и у него все хорошо получится ".

Все это свидетельствует о том, что мысли и действия старших дошкольников направлены не только на положительную оценку взрослого и не только на подчеркивание собственных преимуществ, но и непосредственно на другого ребенка, на то, чтобы ему было лучше.

Многие дети уже способны сопереживать как успехам, так и неудачам ровесника. Так, они, например, радуются, когда воспитатель в детском саду хвалит их товарища, и расстраиваются или пытаются помочь, когда у него что-то не получается. Сверстник, таким образом, становится для ребенка не только средством самоутверждения и предметом сравнения с собой, не только предпочитаемым партнером, но и самоценной личностью, важной и интересной, независимо от своих достижений и своих игрушек.

Дети начинают интересоваться тем, что переживает и предпочитает другой ребенок:

Ты не ушибся? Тебе не больно?
- Ты по своей маме не скучаешь?
- Хочешь яблоко откусить?
- Тебе нравятся трансформеры?
- Ты какие мультики любишь?

Подобные вопросы шестилетних детей при всей их наивности и простоте выражают не только интерес к занятиям или к "имуществу" сверстника, но внимание к самому ребенку и даже заботу о нем. Сверстник теперь уже не только объект для сравнения с собой и не только партнер по увлекательной игре, но и самоценная, значимая человеческая личность со своими переживаниями и предпочтениями.

В старшем дошкольном возрасте дети все чаще специально что-то делают для другого, чтобы помочь ему или как-то сделать ему лучше. Они и сами понимают это и могут объяснить свои поступки:

Я согласилась в эти куклы играть, потому что Катя очень любит в них играть.
- Я так хрюкала, потому что хотела Олю рассмешить, она грустная была.
- Я хотел, чтобы Саша скорей машину хорошую нарисовал, и поэтому острые карандаши выбирал и ему давал...

Во всех этих объяснениях другой ребенок уже не конкурент и не противник, он - самобытная личность: что-то любит, чему-то радуется, чего-то хочет. Очень важно, что дети думают не только о том, как помочь другому, но и о его настроениях, желаниях; они искренне хотят доставить другому радость и удовольствие. С такого внимания к другому, с заботы о нем и начинается дружба.

В старшем дошкольном возрасте отношение к сверстникам становится более устойчивым, не зависящим от конкретных обстоятельств взаимодействия. К концу дошкольного возраста возникают прочные избирательные привязанности между детьми, появляются первые ростки настоящей дружбы. Дошкольники собираются в небольшие группы (по 2-3 человека) и оказывают явное предпочтение своим друзьям. Они больше всего заботятся о своих друзьях, предпочитают играть с ними, сидеть рядом за столом, гулять на прогулке и т. п. Друзья рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других. Вопрос: "С кем ты дружишь?" становится обычным и почти обязательным. Так же как и фразы: "Я с тобой больше не дружу", "Мы с Надей дружим, а с Таней нет" и т. д. Иногда (а в последнее время - все чаще) уже в 6-7 лет возникает первая детская влюбленность между мальчиками и девочками. На этой почве разворачиваются настоящие драмы маленьких "измен", "предательств" и, наоборот, проявлений верности и самоотверженности. Но это уже другая тема.

Нам же сейчас важно подчеркнуть, что представленная выше последовательность развития общения и отношения к сверстнику в дошкольном возрасте далеко не всегда реализуется в развитии конкретных детей. Широко известно, что существуют значительные индивидуальные различия в отношении ребенка к сверстникам, которые во многом определяют его самочувствие, положение среди других и в конечном счете особенности становления личности.

Другие публикации по теме данной статьи:

Особенности общения ребенка с родителями

Кризис 3-х лет меняется стабильным состоянием. Однако и в дальнейшем будут чередоваться периоды относительного покоя и эмоционального напряжения, в значительной мере зависит от стиля общения взрослого с ребенком.

3-летний ребенок начинает чувствовать свою самостоятельность, утешает ее. Однако ребенку трудно дается переход к новым формам общения: от "мама-малыш", "папа-малыш" до "мама-папа-малыш". ее не устраивает, что мама и папа относятся не только ей - она возмущается, ревнует. Со временем ребенок принимает эти новые формы общения, однако пристально следит за родителями, нередко предпочитая сначала одному, а через некоторое время - другому. Позже ревность проходят, ребенок устанавливает душевное равновесие, одинаково любит и маму, и папу.

В неполной семье ребенок со временем начинает осознавать, что с родителей, например, у нее есть только одна мама, это внушает ей волнения, беспокойство, повышает возбудимость нервной системы. В случае мама должна позаботиться, чтобы кто-то из родных и близких мужчин помог малышу справиться с нереализованной потребностью в папе.

В старшем дошкольном возрасте ребенок при правильном воспитание начинает действовать самостоятельно, однако нуждается в родительской ласки. 5-6-летние дети приобретают большую уравновешенности, особенно, если они довольны своим положением в семье и собой.

Трудности возникают, когда ребенок перестает быть единственной, поскольку в семье неожиданно для нее появляется второй ребенок - братик или сестренка, на которых переключается внимание родителей. В это время очень важно, чтобы родители уделяли должное внимание своей первой ребенку, чтобы он не чувствовал себя обделенным их теплом, опекой, не теряла уверенности в себе, не переживала по поводу положения в семье. При таких условиях первый ребенок не только не будет ревновать родителей, но и чувствовать себя старшей сестренкой (братом). Если в этот период ребенка, ранее не посещала дошкольное учреждение, отправляют туда, она будет думать, что эти изменения произошли в ее жизни через новорожденного. Поэтому в дошкольное учреждение первенца следует отдавать задолго до появления в семье второго ребенка, помогая ему адаптироваться к новой роли, обрести уверенность в способности справиться со всеми своими новыми обязанностями.

Характер общения ребенка с родителями во многом зависит и от того, какого стиля при этом они будут придерживаться. По авторитарного стиля общения родители предпочитают указаниям, дисциплинарным взысканием, наказанием, подавлению инициативы, принуждения. Часто они ждут от своего ребенка достижений, которые превышают ее возможности, формирует у нее комплекс неполноценности. Соблюдение либерально-потурольного стиля нередко приводит к вседозволенности, искажает представление ребенка о том, что можно и чего нельзя, при чрезмерных проявлений любви не позволяет сформироваться в ней самостоятельности и активности. Самым эффективным является демократический стиль общения, который опирается на потребности ребенка в положительных эмоциях, требовательность, признание его личности и достижений. В такой коммуникативной практике родителей доминируют внушения и убеждения.

Специфика общения ребенка с воспитателем

В общении ребенка с воспитателем конструктивную, благоприятную роль играет атмосфера дружеского взаимопонимания, что дает детям положительные эмоции, уверенность в себе, понимание значения сотрудничества в совместной деятельности, обеспечивает сорадость от успеха. Со временем у них появляется чувство «мы», соучастия в общем деле.

Отношение к воспитателю дошкольники мотивируют по-разному. Младшие дошкольники, как правило, оценивают его обобщенно (она хороша!), Иногда - на основании характерных признаков внешности (у нее прическа хорошая). 5-7-летние дети часто берут за основу личное отношение воспитателя к ним (подарила игрушку), а также его знания и умения (знает много сказок, все умеет делать), моральные качества воспитателя (ласковая, всегда строгая), проявления доверия к ним, поддержание их самостоятельности (позволяет книги подклеить, дежурить в уголке книги). В основном дети дают положительную характеристику педагогу и его моральным качествам. Однако они еще редко оценивают его с точки зрения внимания ко всем детям (водит на прогулки, кормит).

Отношение дошкольников к педагогу зависит от их возраста, особенностей личностного развития, места среди сверстников и т. В активных, инициативных детей оно более осознанное и имеет разнообразные мотивы. На отношение детей к воспитателю влияет и то, как о нем высказываются авторитетные для них взрослые. Имеет значение и стиль общения воспитателя: дети благосклонны к тем, кто придерживается демократического стиля взаимодействия с ними.

Иногда у старших дошкольников возникают элементы критического отношения к воспитателю и его деятельности (не позволяет рисовать и лепить), хотя в целом оно нетипично для них.

Дела детей к личности педагога часто зеркально отражает отношение педагога к ним. Поощрительное отношение педагога ребенку предполагает внимание и заботу, активное использование в общении положительных оценок и требований, которые подбадривают. При таких условиях детям становятся понятны чувства, которые переживает воспитатель, у них возникают переживания, созвучные его переживаниям, и соответствующие инициативные действия. Дошкольники особенно чувствительны к позитивным оценкам, нередко побуждают взрослых проявлять к себе положительное эмоциональное отношение, переживают ярко выраженное удовольствие от похвалы. Эмоционально выразительное проявление воспитателем своего отношения к отрицательного поступка ребенка побуждает его к переживанию чувства вины, во избежание в дальнейшем таких действий.

Формально-требовательное отношение заключается в опоре на механизмы управления и руководства. При этом нередко преобладают негативные оценки, осуждающие высказывания, эмоциональная бесцветность общения. Воспитатель подавляет инициативность, желание детей, которые негативно реагируют не только на него, но и на дошкольное учреждение в целом. Поэтому эффективность усилий воспитателя очень низкая.

Непоследовательный тип отношения к детям сопровождается неуравновешенными эмоциональными проявлениями, нестабильными требованиями, отсутствием контроля за выполнением пожеланий, указаний. Поведение детей такой воспитатель оценивает ситуативно, в зависимости от своего настроения, внимание не на поступок, а на собственные симпатии и антипатии. Дети пытаются заслужить благосклонность воспитателя, но без надлежащего его поощрения это стремление угасает. Ведь в одних ситуациях он замечает и оценивает старания детей, а в других - игнорирует. Со временем это снижает значимость оценок воспитателя для детей, они начинают избегать прямых контактов с ним, не проявляют инициативы и активности в общении.

Для переживания ребенком того, как ее оценивает взрослый, нужно, чтобы она чувствовала себя объектом его внимания и уважения. Без заинтересованного эмоционального отношения воспитателя к детям невозможны соответствующие их эмоциональные переживания, адекватное восприятие педагогического воздействия.

В общем ребенок воспринимает воспитателя как нравственный образец, независимо от его эмоциональной привлекательности, часто следует даже в мелочах ("эффект роли»). Такое подражание дошкольников личностно осмысленное и не является простым копированием воспитателя. Дети фиксируют определенные поведенческие штампы взрослого, свидетельствуют о его власть. Изображая в своих импровизированных инсценировка воспитателя, они садятся на стул "повторяют его жесты; выбрав роль конкретного воспитателя, даже агрессивные, спокойные дети позволяют себе окрик, суровые интонации, осуждение сверстников. Ролевой стереотип воспитателя в глазах детей обусловлена также ореолом" непогрешимости "- приписыванием ему особых качеств, способностей, умений. Следствием этого является некритическое восприятие дошкольниками высказываний, оценок, действий, недостатков характера, недостатков поведения, ошибок воспитателя.

Воспитатель часто предстает в глазах многих детей как носитель качества "сверхконтроля", которая иногда может существенно расходиться с тем, как он на самом деле их контролирует. Дети чувствуют себя постоянно под наблюдением педагога, переживают открытость, вероятность оказаться под влиянием взрослого, его способности "все видеть и все оценивать". Однако идеализируют они не так конкретное лицо, как социальную функцию педагога.

Особенности общения с ребенком

Особенности общения детей раннего возраста

К раннему, относятся дети в возрасте 1-3 лет, именно в этот период закладывается основа всего общения. Сказать о своем желании или намерении ребенку еще сложно, так как он учится говорить первые слова.

Основа всего развития заключается в познании предметов, о предназначении которых дети узнают от взрослых через общение.

В полтора года начинает устанавливаться связь между предметом и словом, в результате чего, ребёнок начинает овладевать речью. Необходимость говорить, заключается в потребности общения со взрослыми и потребность в предмете, который нужно назвать. В возрасте двух лет дети начинают полностью подражать взрослым, копируя движения, слова, жесты, мимику, эмоции, интонацию.


К 3-х летнему возрасту у детей проявляется стремление действовать самостоятельно, упрямство, своеволие. Часто слышим от них высказывания: «Я сам», «Я хочу», «Я умею», «Я сделаю». Этот сложный период носит название - кризис 3-х лет.

Если раньше мир ребенка был ограничен только предметами, то сейчас происходит переход в более взрослый мир. Коренные изменения происходят с ребенком в семье - в отношениях с родителями. Ребенок отдаляется от близких, с которыми до недавнего времени была тесная связь. Возникает противопоставление во всем.


Самое главное в этот сложный период не быть слишком категоричными. Выстраивать отношения и требовать что-либо от ребенка (слушаться, убирать игрушки, одеться или покушать) необходимо грамотно и тонко. Излишнее давление и крики могут поломать, без того, шаткую психику ребенка. В некоторых случаях, необходимо предоставить ребенку право выбора, но при этом самим все контролировать. Некоторые ситуации можно разрешить при помощи игры.

Недостаток общения у детей раннего возраста приводит к различным отклонениям:

  • задержке развития;
  • педагогической запущенности.

Особое внимание стоит обратить и на психологические особенности общения детей раннего возраста, которые можно наблюдать в обособленности, излишней, обидчивости, необоснованном притязании к лидерству ребенка. Создавшиеся проблемы способны затормозить и создавать определенные трудности в общении.

Особенности общения со сверстниками

Особое место в социальном становлении и развитии ребенка как личности занимает общение со сверстниками. Такое общение влияет на психическое развитие, на самооценку, самосознание. Чувство удовлетворенности, спокойствия, уверенности в себе зависит от комфортного ощущения ребенка в компании сверстников.

Развитие отношений со сверстниками проходит несколько стадий. В раннем возрасте в основу включена двигательная активность. Дети резвятся, кривляются, обмениваются игрушками, подражают друг другу, показывают достижения и умения.

Совместные действия придают детям уверенность в себе и приносят яркие эмоции.


В возрасте 4-5 лет общение основано на коллективной игре. Дети начинают оценивать поступки других, делятся впечатлениями, планами, предпочтениями. Появляется чувство стыда за свои промахи и неудачи. Достигнув этого возраста ребенок начинает относиться к сверстникам с признанием и уважением. Но также проявляется конкурентность и соперничество, нередки конфликтные ситуации.


К 5-6 летнему возрасту конфликты между сверстниками снижаются. Начинает проявляться дружба, привязанность, забота, чувство личностного отношения к другому человеку. Возникает желание оказать какую-либо помощь, уступить в чем то, сделать подарок. К этому возрасту дети начинают создавать группы со своим лидером.


Особенности общения с трудными детьми

Существует несколько типов трудных детей:

1.Гиперактивные – беспокойные дети с повышенной активностью, не умеющие концентрироваться, часто и быстро отвлекающиеся.В возрасте 5-7 лет у гиперактивных детей наблюдается задержка в психомоторном, интеллектуальном развитии, слуховом и зрительном восприятии, часто меняется настроение.

Дети младшего школьного возраста очень быстро подвергаются скуке, нарушают дисциплину, плохо усваивают школьную программу. Отношения со сверстниками чаще не складываются из-за раздоров, не умения играть вместе и соблюдать правила. У детей старшего возраста наблюдается плохая успеваемость, склонность к конфликтам, импульсивность, агрессивность, неспособность оценивать последствия.

Самооценка у таких детей часто занижена, они склонны к плохому настроению. В общении с гиперактивными детьми стоит придерживаться следующих правил: исключить повышение интонации, телесную агрессию, общаться необходимо спокойно и мягко, чаще хвалить, не делать много запретов, использовать систему поощрения.


2.Импульсивные – дети, которые спешат в своих действиях, не рассуждают, не обдумывают, действуют под влиянием эмоций. В процессе общения с импульсивными детьми необходимо обсуждать все запреты и поощрения, правила поведения, все действия объяснять четко коротко и ясно, чаще предоставлять право выбора, выбирать занятия на логику, внимание. Детей с разным типом темперамента необходимо учить спокойствию, умению сдерживаться. Внимательность, терпение, усидчивость взрослых непременный путь к успеху.


Особенности общения детей с ограниченными возможностями

Дети с ограниченными возможностями, не только физическими (ОВЗ), но и умственными, особенно нуждаются в правильно выстроенном общении.

У детей с ОВЗ существуют следующие трудности: нарушение речи, умственная отсталость, задержка в психическом развитии (ЗПР), нарушение зрения.

Социальная реабилитация занимает главную роль в общении с такими детьми. Этот процесс должен включать занятия на познавательные темы. Ребенка необходимо заинтересовать и развить интерес к чему-то: ухаживать за цветами, наблюдать за животными, природой. Это позволит ребенку расширить словарный запас и преодолеть некий барьер в общении с людьми.


Глухонемые дети общаются при помощи жестикуляции, усиления громкости речи, при неполной потере слуха, чтению по губам.

Дети с нарушениями зрения из-за недостатка зрительных впечатлений не могут выстроить полноценное общение из-за отсутствия понимания смысла слова, несоответствия с предметом. Общаясь с окружающими, дети используют мимику, пантомимику.

У детей с ЗПР трудности общения заключаются в восприятии и осмыслении сказок, рассказов, дефекты в произношении звуков, несоответствие речи возрасту, неумении строить предложения, начать и продолжить разговор.


Для развития навыков общения, познавательной, эмоциональной и личностной сферы необходимо использовать сюжетно-ролевые игры. Такие игры поднимают детей на высокий уровень развития, так как пределы речевых и неречевых возможностей в процессе игры не ограничены. Организацию игр должны выстраивать взрослые от начала до конца, учитывая при этом возрастные и индивидуальные особенности ребенка.



Публикации по теме