Особенности общения детей. Специфика общения ребенка с воспитателем

ВВЕДЕНИЕ

1. Хронологические рамки

3. Особенности общения младенца со взрослыми

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ

Проблема общения детей раннего возраста со взрослыми очень актуальна и злободневна. Исследованиями выдающихся отечественных психологов доказано, что общение - важнейший фактор психического развития ребенка. Изучением этой проблемы они начали заниматься с 50-х годов. Как известно, общение - это первая человеческая деятельность, возникающая на заре становления человеческого общества.

В исследованиях ведущих отечественных психологов доказано, что потребность в общении у детей является базисом для дальнейшего развития всей психики и личности уже на ранних этапах онтогенеза. Именно в процессе общения с другими людьми ребенок усваивает человеческий опыт. Без общения невозможно установление психического контакта между людьми.

Вне человеческого общения невозможно развитие личности ребенка, подтверждением того являются дети - маугли. Дефицит общения взрослого с ребенком, по мнению специалистов, ведет к различным нарушениям: в одних случаях к возникновению задержки психического развития, в других - к педагогической запущенности, а в более тяжелых случаях - даже к гибели детей на ранних этапах онтогенеза (в младенческом и раннем возрасте). Также отсутствие общения с детьми приводит к следующим результатам: как свидетельствуют многочисленные факты, будучи лишенным общения с себе подобными, человеческий индивид, даже если он, как организм вполне сохранен, тем не менее остается биологическим существом в своем психическом развитии.

Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому ребенок получает необходимую для его индивидуального развития информацию.

Общение - один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества.


1. Хронологические рамки

Первая стадия - стадия новорожденного (до 2 месяцев). Для этой стадии характерно прежде всего то, что ребенок рождается, обладая относительно высоко развитыми органами чувств, органами движения и нервной системой, формирование которых происходит во внутриутробный период. У новорожденного отмечаются зрительные и слуховые ощущения, ощущения положения тела в пространстве, обонятельные, кожные и вкусовые ощущения, а также многие элементарные рефлексы. Нервная система новорожденного, включая кору головного мозга, в общем уже полностью анатомически оформлена. Но развитие микроскопической структуры коры еще не завершено, в частности миелинизация нервных волокон двигательных и чувствительных зон коры только начинается.

Образ жизни новорожденного мало отличается от его образа жизни во внутриутробный период: в состоянии покоя ребенок сохраняет прежнюю эмбриональную позу; сон занимает 4 / 5 всего времени; внешняя активность ребенка в значительной мере сосредоточена на удовлетворении своих потребностей в пище; ручные и переместительные движения отсутствуют вовсе. Тем не менее стадия новорожденного является первой стадией, на которой начинает формироваться поведение в виде простейших актов, а самое главное - особенно интенсивно формируется сфера ощущений. Отмечается ранняя дифференциация вкусовых и обонятельных ощущений, которые связаны с питанием ребенка. Высокого развития достигают кожные ощущения со стороны щек, губ, рта. Зрительное восприятие форм вначале отсутствует, ребенок реагирует лишь на крупные или яркие движущиеся предметы. Одновременно с этим происходит развитие ориентировочных реакций, таких как затихание на звук, и прежде всего на шепот матери.

В возрасте трех-четырех недель у ребенка начинается подготовка к переходу к следующей, более высокой стадии развития. В это время появляется своеобразная сложная реакция, выражающаяся в общем оживлении ребенка в присутствии человека. Эта реакция среди исследователей получила название «реакция оживления». Развитие этой реакции начинается с того, что в ответ на приближение говорящего человека ребенок начинает улыбаться и у него появляется общая положительная направленность, пока еще не дифференцируемая. То есть у ребенка начинают появляться первые признаки предметного восприятия.

Таким образом, основными характеристиками данной стадии являются: миелинизация нервных волокон; формирование простейших поведенческих актов и ориентировочных реакций; возникновение реакции «оживления».

Ранний младенческий возраст (от 2 до 6 месяцев). На данной стадии психического развития ребенок начинает оперировать предметами и у него формируется восприятие. Начинается все с попыток схватить или ощупать предмет с одновременной зрительной фиксацией на этом предмете, что обусловливает формирование зрительно-осязательных связей, лежащих в основе предметного восприятия. Особенно активно ребенок оперирует предметами (с одновременным зрительным фиксированием) в возрасте пяти-шести месяцев, поэтому можно полагать, что в этом возрасте происходит бурное развитие процессов восприятия. Тем более что к этому времени ребенок уже может сидеть самостоятельно, что обеспечивает ему дальнейшее развитие движений при доставании предметов. В это же время ребенок начинает узнавать людей и вещи. Развивается зрительное сосредоточение и зрительное ожидание.

Таким образом, главной особенностью данной стадии является развитие действий с предметами и процессов предметного восприятия.

Поздний младенческий возраст (от 6 до 12-14 месяцев). Во второй половине первого года жизни ребенок осваивает новые действия, что связано с изменением его отношения к окружающему миру. На седьмом месяце жизни у ребенка уже хорошо развиты ручные предметные движения. Он может взять предмет, поднести его ко рту, оттолкнуть. При этом ребенок может самостоятельно садиться, переворачиваться с живота на спину; он начинает ползать, приподнимается, пытаясь цепляться за окружающие предметы. Таким образом, укрепление костно-мышечнои системы приводит к развитию диапазона движений ребенка, что в свою очередь является предпосылкой к увеличению потока информации из окружающей среды. Все это приводит к увеличению самостоятельности ребенка. Его взаимоотношения со взрослыми все больше приобретают форму совместной деятельности, при которой взрослый чаще всего подготавливает действие ребенка, а само действие ребенок выполняет сам. С помощью подобного взаимодействия уже можно установить общение с ребенком через предметы. Например, взрослый подвигает предмет к ребенку - ребенок берет его. Ребенок отодвигает предмет от себя - взрослый его убирает.

Следовательно, деятельность ребенка в данный период развития управляется уже не восприятием отдельных предметов или их совокупности, а сложным соотношением собственного предметного действия ребенка и действия взрослого. На этой основе у ребенка начинает возникать первое осмысление предметов. В ходе установленного «предметного» контакта у ребенка начинает формироваться речь. Он все чаще начинает отвечать действием на слово взрослого. Несколько позже у ребенка появляются жесты, обращенные к взрослому, при этом действия ребенка все чаще сопровождаются звуками, обозначающими нечто объективное.

Другое важное отличие этого возраста состоит в том, что у ребенка в процессе предметного общения со взрослым становится возможным неимпульсивное подражание взрослым. В результате ребенок начинает подражать взрослому более осознанно, что свидетельствует о появлении у ребенка возможности овладения общественно выработанными способами действий. Это в свою очередь обеспечивает появление в конце данной стадии специфически человеческих двигательных операции с предметами. При этих операциях большой палец противопоставляется остальным, что характерно только для человека. Постепенно ребенок начинает все более совершенным способом захватывать и держать предметы рукой. К концу периода ребенок овладевает и самостоятельной ходьбой.

Таким образом, основными характеристиками данного периода являются: изменение отношения с окружающим миром на основе предметного общения; осмысление предметов и появление первых признаков речи; появление неимпульсивного подражания взрослым и выработка специфически человеческих двигательных операций с предметами; овладение самостоятельной ходьбой.

2. Врожденные формы психики и поведения младенца

Младенец, которому от рождения всего лишь 1-2 дня уже способен различать химические вещества по вкусу. Обоняние как один из древнейших и важнейших органов чувств начинает у него функционировать также сразу после рождения. Такими же особенностями обладают элементарное зрение, движения и слух.

В первые два месяца жизни ребенок демонстрирует способность к рефлекторному повороту головы в ответ на прикосновение какого-либо предмета к уголку рта, сильно сжимает ладони при касании их поверхности, совершает общие некоординированные движения руками, ногами и головой. У него имеется также способность зрительного слежения за движущимися объектами, поворота головы в их сторону. В родильных домах дети в первые дни их жизни инстинктивно поворачиваются лицом в сторону окна, из которого льется дневной свет.

Младенец способен различать вещества на вкус. Он определенно предпочитает сладкие жидкости другим и даже способен определить степень сладости. Новорожденный ощущает запахи, реагирует на них поворотом головы, изменениями в частоте сердцебиений и дыхания. Эти двигательные и физиологические реакции аналогичны тем, которые наблюдаются у взрослых людей при повышенном внимании и особом интересе к чему-либо.

Следует также назвать, признав в качестве врожденных, группу процессов, способствующих самосохранению и развитию детского организма. Они связаны с регуляцией пищеварения, кровообращения, дыхания, температуры тела, обменных процессов и т. п. Несомненно врожденными являются сосательные, защитные, ориентировочные, хватательные, опорно-двигательные и ряд других рефлексов; все они отчетливо проявляются уже на втором месяце жизни ребенка.

Тесное общение родителей с детьми в семье является основой построения доверительных отношений. От того, как вы общаетесь со своим ребенком дома, во многом будет зависеть и то, как малыш станет контактировать с воспитателями в саду и педагогами в школе, как он сможет общаться с родителями своих сверстников и в будущем взаимодействовать с коллегами на работе.

Существуют основополагающие установки, придерживаясь которых вы сможете гибко выстраивать отношения с ребенком в различном возрасте. Принципы построения общения взрослых с детьми универсальны; они являются основой подхода к взаимодействию с подрастающим поколением.

Вспомните о какой-нибудь ситуации с вашим ребенком, которая вызывает у вас досаду. Может быть, ребенок в определенной ситуации постоянно ведет себя так, как вам не нравится, а может быть, вы вспомните яркий случай, который произошел всего один раз. Знакомясь с принципами общения с детьми, приведенными ниже, анализируйте свою ситуацию на предмет того, не нарушено ли вами данное правило. Такой способ осмысления поможет вам понять основы психологического взаимодействия с практической точки зрения.

Итак, как же правильно общаться родителям с детьми, чтобы выстроить доверительные отношения?

Принцип построения общения взрослого с ребенком: считайтесь с возрастом

В каждом возрасте вы имеете дело с особенным существом. Изменения, которые происходят с вашим ребенком, очень велики. Меняется его тело, психика, объем знаний о мире, его характер и устремления. Здесь наблюдается асимметричная картина: взрослые люди, которые воспитывают малыша, качественно почти не изменяются, а ребенок постоянно находится в процессе изменений.

Разница, которая существует между восприятием мира годовалым и пятилетним ребенком, огромна. Поэтому никогда не забывайте об одном из основных принципов общения взрослого с ребенком – всегда нужно считаться с возрастом малыша.

Методы, к которым вы прибегаете в общении с ребенком, также должны меняться. Вполне естественно, что вчерашние способы часто не работают и вы вынуждены искать что-то новое, ведь ребенок изменился. Родители же часто не учитывают, не видят этой разницы, застревают на предыдущих этапах или забегают вперед, требуя от ребенка невозможных вещей. Реалии родительской практики зачастую таковы, что, только приспособившись к общению с ребенком в определенный отрезок времени, родители вдруг обнаруживают, что они уже отстали и их методы негодны.

Огромное количество жалоб, с которыми родители приходят к психологу, не являются настоящими проблемами. Это всего лишь возрастные особенности, нормальные явления в процессе развития.

С другой стороны при общении взрослых с ребенком без учета возрастных особенностей и важных этапов развития в каждом возрасте легко можно не заметить настоящую проблему, пропустить то время, когда пора обращаться к специалисту за помощью по коррекции поведения.

Особенности общения взрослого с ребенком раннего возраста: учитывайте разницу в мышлении

При общении между родителями и детьми нужно обязательно учитывать разницу в мышлении. Взрослые же часто общаются с ребенком так, как будто перед ними маленькие взрослые, примерно с тем же уровнем мышления. Они проецируют свое понимание реальности на ребенка и считают, что он понимает эту реальность точно так же. Нередко от родителей можно услышать фразу: «Он понимает, что так нельзя, но продолжает делать!» При этом родителям трудно ответить на вопрос, каким способом они узнают о том, что именно ребенок понимает и в каком объеме. В конечном итоге напрямую узнать этого нельзя; родитель просто приписывает ребенку такое понимание. Взрослому кажется, что понимание ребенка сродни взрослому пониманию вопроса; он фактически приписывает ребенку свое личное понимание ситуации, и ему начинает казаться, что он знает, что происходит в голове у ребенка. При общении взрослых с детьми дошкольного возраста надо иметь в виду, что «понимает» ребенок что-то очень свое, сильно отличное от понимания того же вопроса взрослым.

Одной из особенностей общения взрослого с ребенком раннего возраста является учет разницы в мышлении. Интеллектуально взрослый и ребенок не равны, и все объяснения и разговоры с ребенком должны строиться с постоянным учетом этого факта.

Думая о том, что мышление ребенка равно мышлению взрослого, мы может загнать себя и ребенка в ловушку. Согласитесь, психологически мы совершенно по-разному воспринимаем поведение ребенка, который «понимает», что он делает, и того, который нарушает правила по недомыслию.

С другой стороны, не учитывая такую особенность общения с детьми в семье, как разница между мышлением взрослого и ребенка, родители очень часто переоценивают роль объяснений в воспитании. «Я же ему много раз объясняла, что это опасно, а он все равно лезет», - сообщает мама двухлетнего малыша. Нужно отдавать себе отчет, что для ребенка слово «опасно» имеет совершенно иной смысл, чем для взрослого. Что может знать об опасности ребенок, благополучно проживший первый год своей жизни? Однако мама может искренне считать, что, услышав слово «опасно», малыш наполняет его тем же смыслом, что и она сама.

Вывод: для эффективного общения родителей с детьми нужно учитывать, что ребенок может понять вас только на своем уровне развития. Все разговоры с малышом должны строиться исходя из этого факта. И вам важно представлять, что это за уровень, какие у этого этапа развития особенности и ограничения.

Правила эффективного общения родителей с детьми дошкольного возраста: берегите чувства ребенка

Эмоционально ребенок равен взрослому. Родители, как правило, склонны переоценивать интеллектуальное развитие ребенка, но недооценивать силу его чувств. Ребенок воспринимает мир без рационального осмысления, преимущественно эмоционально. Одно из важных правил эффективного общения с ребенком – бережное отношение к его чувствам. Недооценивать чувства малыша - значит зачастую неоправданно ранить его. Родители часто стремятся управлять ребенком с помощью чувств гнева, стыда, страха, забывая, насколько разрушительны эти чувства для человека. Публично пристыдить малыша, не умеющего пользоваться туалетом, посмеяться над ребенком, когда он сделал что-то неправильно, напугать его злым домовым, когда он не хочет спать, дразнить ребенка в надежде, что он перестанет капризничать, - все это, к сожалению, типичные приемы родителей, которые они широко используют, пытаясь чего-то добиться от своих детей. Горе малыша кажется уцененным горем, не важным, проходящим. Против такого обесценивания чувств малыша вас предостережет пос
тоянное понимание того, что малышу также больно, как и взрослому, а зачастую и гораздо тяжелее справляться с чувствами.

Раны, которые оставляют сильные чувства в раннем детстве, закладывают основу тех психологических проблем, которые проявят себя во взрослой жизни.

Так как же общаться с ребенком правильно, чтобы не ранить малыша? Выстраивая отношения, родители должны понимать, что чувства малыша точно такие же, как и у них самих, и ни в коем случае не пытаться управлять ребенком, намеренно вызывая в нем негативные переживания.

Как нужно общаться взрослому с маленьким ребенком: учитывайте влияние стресса

Те постоянные изменения, которые претерпевает психика ребенка, его образ жизни, характер общения со взрослыми ставят его в условия постоянной адаптации к меняющейся среде, то есть в условия стресса. Если вдуматься, то для ребенка процесс взросления сопряжен с беспрерывным приспособлением к меняющейся реальности. Это непросто. Не успевает он приспособиться к своему существованию, как тут же качественные изменения в психике, жизненные обстоятельства заставляют организм вновь работать на приспособление. Это нормативный стресс, то есть запрограммированный самой природой, но не стоит преуменьшать его трудностей. Природные стрессы усиливаются тем образом жизни, который ведут современные дети.

Таким образом, правила общения родителей с детьми выстраиваются на вашей помощи и поддержке. Процесс воспитания во многом и строится вокруг тех сложностей, которые переживает ребенок в процессе взросления. Наработка правильных способов преодоления стрессовых ситуаций - один из важнейших результатов воспитания.

Вывод: с детьми нужно общаться как можно бережнее, вам будет проще поддерживать ребенка, если вы начнете понимать, как многому ему ежедневно приходится учиться, ко многому приспосабливаться. Ребенок находится в очень специфической, зачастую стрессовой ситуации, когда для него все новое - впервые.

Организация общения детей с взрослыми: будьте честными

Если понаблюдать, сколько неправды взрослые говорят детям, становится вообще непонятно, как дети все еще верят родителям и педагогам. А ведь для правильной организации общения с детьми взрослым очень важно быть честными.

С самого детства взрослые подрывают доверие к себе двумя способами.

Прямая неправда. Взрослые обычно преувеличивают последствия или угрожают никогда не сбывающимися карами.

Например, «Если ты не успокоишься, мы сейчас же уйдем из гостей!», «Нас никогда больше не пустят сюда, ты очень плохо себя ведешь!», «Вот будешь руки в рот совать - живот заболит, придется тебе делать уколы!».

Как правило, угрозы взрослых так и остаются пустым звуком. Вначале дети по-настоящему пугаются и расстраиваются, потом учатся пропускать слова взрослых мимо ушей. Дети понимают, что глаза не заболят, сколько телевизор ни смотри, из школы не выгонят и т.д. И в тот момент, когда родители действительно говорят серьезные вещи, например, про опасность ходить с чужим дядей, доверие к их словам уже сильно подорвано. И виноваты в этом не непослушные дети, а недальновидные родители.

Когда страдает доверие к родителям, подорванное поведением родителей и их требованиями к детям. В таком случае родитель обманывает не при помощи слов, а своим поведением. Всем знакомая картина: требования родителей к детям меняются в зависимости от ситуации. Дома можно есть руками, а в гостях у бабушки мама сердится на это. И вообще, при бабушке мама становится какой-то другой - более мягкой или более строгой. При папе мама делает замечания более резко, то, что разрешалось без него, теперь запрещается без соответствующих пояснений. Если контраст сильный и ситуации подобного рода частые, образ родителя становится зыбким, неопределенным, исчезает уверенность в том, что это надежная фигура, которой можно доверять. Дети легко видят слабости взрослых, теряют уважение и доверие к ним. Грустно понимать тот факт, что часто дети не хотят разговаривать с родителями на серьезные темы просто потому, что не считают их достойными своей серьезности.

Взрослые скрывают часть информации от детей по множеству причин. Однако чем меньше неправды вы скажете детям, тем проще впоследствии вам будет установить доверительные отношения. Чтобы общаться с ребенком в семье как можно доверительнее, нужно стараться не врать, не произносить пустых угроз, не преувеличивать последствия.

Развитие общения и взаимодействия ребенка раннего дошкольного возраста с взрослыми

Для развития общения и взаимодействия ребенка с взрослыми принятие малыша таким, как он есть, и определенные правила поведения являются двумя принципиальными опорами, без которых гармоничное воспитание невозможно. Проблемы начинаются там, где не разработана одна из этих двух частей. Например, правил в семье очень много, а принятия и одобрения ребенок не чувствует. Или обратная ситуация - родители очень внимательны, нежны к ребенку, принимают большую часть его поведения, но устанавливать правила и добиваться их соблюдения у них получается плохо. И в первом и во втором случае развитие общения ребенка раннего возраста с взрослыми будет страдать, так же, как и эмоциональное состояние участников этого контакта.

Что такое правила, которые устанавливаются для детей в семье, обычно бывает более понятно. «Не сидим на подоконнике», «Ложимся спать после передачи «Спокойной ночи, малыши», «Не бьем людей». Однако с принятием дело обстоит сложнее. Само по себе слово «принятие» появилось в популярной психологической литературе сравнительно недавно, и оно не дает полного представления о том, что, собственно, нужно делать.

Общение взрослых с ребенком основывается на особенностях ваших чувств и убеждений по отношению к малышу. С другой стороны, принятие не есть только внутреннее состояние родителя, это нечто такое, что обязательно демонстрируется в поведении. Эти две составляющие могут существовать гармонично, а могут выступать противоречиво по отношению друг к другу.

Когда вы принимаете что-то, вы просто даете право этому существовать. Принимать - это давать ребенку право быть таким, какой он есть. Учитывая основные принципы построения общения с ребенком, вам не обязательно должно нравиться что-то в малыше, какая-то его особая черта, но при этом вы можете принимать ее, то есть соглашаться с тем, что так есть и это особенность ребенка. Давать ребенку право внутренне быть именно таким, какой он есть. Например, вы можете предпочитать веселых и контактных малышей, но ваш ребенок застенчив. В случае принятия вы просто даете ему право быть таким, какой он есть. В случае же непринятия вы постоянно пытаетесь переделать его, сделать «правильным», веселым и задорным. Принятие в чем-то сродни согласию с тем, что нечто именно такое, какое оно есть.

Одна из особенностей общения взрослого с ребенком раннего возраста заключается в том, что принятие малыша не означает бездействия. Если ребенок дерется или иным образом выражает свою сущность, должны ли мы, принимая его, позволять ему делать все это? Совсем не обязательно. Мы можем принимать и допускать все те переживания и эмоции, с которыми он сталкивается, но мы можем и должны воздействовать на поведение ребенка, если в этом есть необходимость.

Способность к принятию - это характеристика самого родителя. Эта способность зависит от уровня развития личности родителей, от их терпимости к самим себе и окружающим. Понятие «принятие» чем-то сродни понятию «толерантность, терпимость». Люди с высоким уровнем принятия самих себя обычно более терпимые. С такими людьми всегда легче общаться; рядом с ними вы ощущаете свободу быть самим собой. То же относится и к детям: с более принимающими родителями им проще развиваться, они чувствуют принятие своей внутренней сущности.

Существует также факт, о котором редко говорят: принятие зависит и от самого ребенка, некоторых детей принимать действительно труднее. Дети могут быть повышено агрессивными или обладать другими качествами, трудными для окружающих.

Огромную роль в развитии общения детей дошкольного возраста со взрослыми играет физическое и психологическое состояние родителей. Если человек живет в мире с собой и доволен своей жизнью, тогда ему гораздо проще испытывать принятие в отношении своего ребенка. Плохое же состояние родителей (физическое и психологическое) напрямую сказывается на их общении с детьми.

На то, насколько мы принимаем детей, влияет и место действия. В привычной безопасной обстановке уровень принятия родителями детей обычно выше, требования более умеренны. В чужой обстановке, если вы ожидаете, что вас как родителя будут оценивать, развитие общения ребенка со взрослыми снижается; родители становятся более нетерпимыми.

Особенности общения между родителями и детьми

Внутреннее состояние родителя является основой принятия ребенка. Однако принятие должно быть активно продемонстрировано вовне. Существует несколько отличных способов показать ребенку, что вы его принимаете.

Придерживайтесь трех главных правил общения с ребенком: контакт глазами, тактильный контакт, время для 100%-ного внимания к ребенку.

  • Поддерживайте с ребенком контакт глаз.

Чтобы правильно общаться с ребенком, надо как можно чаще устанавливать с малышом зрительный контакт. Лучше всего это делать, когда у вас хорошее настроение. Нельзя наказывать ребенка злым или подавляющим взглядом. Используйте контакт глаз для передачи добрых чувств.

  • Поддерживайте с ребенком тактильный контакт.

Многие родители касаются ребенка преимущественно, когда наказывают его: шлепают, дергают за руку, насильно удерживают где-либо. Другой вид контакта - так называемые бытовые контакты: родители касаются ребенка только по необходимости, когда нужно что-то поправить, куда-то его подвинуть, подсадить. Первый вид контакта в большинстве случаев просто неприемлем, второй же просто недостаточен.

Важная особенность общения детей с родителями – телесный контакт, который сообщает ему о любви, а не о враждебности. Ребенка необходимо обнимать, гладить, возиться с ним, щекотать. Естественно, все физические контакты должны соответствовать возрасту ребенка. То, что приемлемо с малышом полутора лет, будет неуместным с двенадцатилетним ребенком. Однако разные формы телесного контакта должны сохраняться на притяжении всего детства человека и во взрослом возрасте.

  • Выделяйте время, когда вы полностью, на 100%, принадлежите ребенку.

Это время только для него. Правила общения взрослого с ребенком в такие периоды предполагают, что родители полностью сконцентрированы на том, что делают, не позволяя телефону, компьютеру или другим обстоятельствам отвлекать их. Такие моменты очень важны для детей. Это особенно важно для сильно занятых родителей, которые не могут себе позволить быть с ребенком много времени. Тогда такие вот «островки стопроцентного внимания» особенно необходимы, при этом они могут быть и не слишком длительными.

Методика общения взрослых с детьми: не вмешивайтесь в детские игры

Родители, испытывая самые разные чувства, постоянно вмешиваются в игру или другую деятельность ребенка. Иногда это продиктовано страхом, когда мама говорит малышу: «Не лезь туда - упадешь!» Нередко - чрезмерным стремлением к порядку: «Встань с колен - испачкаешь одежду!» Иногда - тщеславием и желанием похвастаться успехами ребенка: «Нельзя ставить такой большой кубик - упадет вся пирамидка!» Иногда - жгучим желанием научить ребенка чему-то, показать ему, как «правильно»: «Карандашом нужно рисовать вот так», «Машинкой не стучат, ее возят». Вне зависимости от мотива родителя ребенок в случае прерывания его деятельности получает сигнал: ты неправильный, твои действия вызывают раздражение.

Ребенок выражает себя в своей активности для того, чтобы он чувствовал, что его принимают; старайтесь минимально вмешиваться в его деятельность. Важный принцип методики общения детей с взрослыми – не приставайте к малышу, если он явно не просит вас о помощи.

Случается, что родитель посылает ребенку сложное смешанное послание. Например, он чувствует сильное раздражение по отношению к ребенку, но старается говорить с ним спокойным и даже ласковым голосом. Некоторые родители даже считают это своеобразным идеалом общения с детьми: постоянно сохранять мягкий тон общения, невзирая на собственные переживания. Но эта ситуация отнюдь не безобидна. Здесь ребенку демонстрируется особенность общения со взрослыми, которую известный психолог Т. Гордон метко назвал «ложное принятие». Действительно, внешне принятие существует, но оно ненастоящее: за «правильным» поведением может прятаться самая настоящая буря негативных эмоций. И ребенок воспринимает обе части одновременно: и внешне спокойные слова, и негативные чувства родителей, которые выражены в мимике, пластике, тоне голоса.

Например, трехлетний малыш не спит поздно вечером, мать же хочет отдохнуть, а не уделять ему внимание. В то же время если мама следует тактике «принятия», она не будет ругать ребенка или отказывать ему в общении из опасения, что это будет означать «непринятие». Тогда мама может, злясь на ребенка, стараться не показывать ему этого. Она будет вести себя так, как будто бы принимает поведение ребенка, но внутри станет чувствовать раздражение, досаду. В таком случае ребенок получает «смешанные сообщения» или противоречивые сигналы. На вербальном уровне ничего плохого ребенку не адресуется, а на языке тела идет отчетливый негативный сигнал. Дети же очень легко считывают язык тела. Они видят, что мама недовольна, происходит что-то не то, но мама не дает понять, что именно не так, не сообщает прямо, что с ней происходит. Если такие ситуации происходят часто, это может привести к тому, что ребенок будет испытывать тревогу, постоянное беспокойство, сомнения в отношении матери к нему.

Частые ситуации, подобные этой, могут привести к неблагоприятным последствиям для формирования личности малыша. Отношения родителей и детей так близки, что в них практически невозможно скрыть свои чувства. И усилия родителей в этой области должны быть направлены на уместное выражение своих чувств, а не на их скрывание. В некоторых ситуациях полное сдерживание такого чувства, как сильный гнев, может привести к разрушительным последствиям.

Не во всех моментах родители могут испытывать принятие в отношении своего ребенка. Однако то, насколько благополучно и психологически комфортно чувствует себя ребенок, зависит оттого, как много ситуаций принятия или непринятия встречается в его жизни. Взрослые, не понимающие особенностей общения с детьми дошкольного возраста, порождают в них чувство отверженности, неуверенности в себе.

Стиль и характер общения родителей с детьми: принятие чувств ребенка

Одним из главных стилей общения родителей с детьми, важным инструментом демонстрации хорошего отношения является принятие чувств ребенка. В этом случае вы подтверждаете ребенку то, что он чувствует, как бы давая свое согласие и разрешение на то, что малыш имеет право это чувствовать. Это закладывает основу принятия человеком самого себя.

Важный момент этого процесса состоит в том, что взрослый сам должен обладать тем, что называется «эмоциональной компетентностью», чтобы быть способным распознавать и учитывать чувства ребенка. То есть взрослый должен обладать тем, что называется «эмоциональный интеллект», то есть способность различать свои собственные и чужие чувства и управлять ими.

Обычно простейший способ принятия чувств ребенка - это называние этих чувств, эмпатическое отражение их в речи родителей. Видя, что ребенок испытывает какие-то чувства, просто скажите ему, что вы видите и понимаете его эмоции (даже если само чувство вы считаете неуместным или чрезмерным).

Особенности общения взрослых с детьми дошкольного возраста: принципы установки правил

Помимо принятия, существуют правила общения, которые устанавливаются для детей дошкольного возраста. От того, насколько понятны и уместно установлены эти правила, будет зависеть, как они станут выполняться. Для ребенка до трех лет жизненно необходима установка четких, понятных, непротиворечивых правил. Для него это основа предсказуемости и безопасности мира, в котором он живет. В раннем возрасте малыши формируют свое отношение к власти и правилам вообще. Оттого, насколько адекватно родители вели себя с малышом, зависит то, как человек будет воспринимать правила во взрослой жизни.

Есть несколько принципов установки правил:

  1. Требования взрослых должны быть одинаковы. Если они различаются, то как должен вести себя ребенок? Послушавшись одного члена семьи, он автоматически нарушает требования другого. Ставя ребенку противоречивые требования, вы делаете послушание в принципе невозможным.
  2. Желательно, чтобы требования были едины для всех членов семьи. Трудно добиться того, чтобы ребенок не плевался, не кричал, если это делают окружающие его взрослые.
  3. Для того чтобы принять правила, ребенку требуется время. Любое новое правило поначалу встречает сопротивление, и это нормально. Когда правило выполняется, поощряйте ребенка, хвалите, зато, что он следует семейным правилам.

Правила часто связано с запретами. Сказать «нет» тоже нужно правильно.

Как надо общаться со своим ребенком: психология запретов

Осваивая азы того, как надо общаться с детьми, важно помнить о психологии запретов. Что-то запрещая, нужно учитывать возраст ребенка, не заигрывать с ним т говорить дружелюбным тоном.

  • Учитывайте возраст ребенка.

Подумайте, способен ли малыш выполнить запрет. Ограничения в игре («Не садись в песочнице», «Не пачкай руки», «Не лезь на высокую горку», «Сиди нормально, когда рисуешь») для маленьких детей трудно выполнимы и тормозят их активность, а в конечном итоге пагубно влияют на развитие.

Для того чтобы запреты выполнялись, их должно быть совсем немного. Если вы перейдете критическую массу запретов, они постоянно будут нарушаться, Причем вне зависимости от их важности. Ребенок не понимает иерархии запретов, ему все равно, какой запрет нарушать: не ставить игрушки на стол во время еды или не бить сестренку. Если вокруг ребенка стоит частокол запретов, приготовьтесь к тому, что он будет нарушать их все, не считаясь с тем, что более и что менее серьезно. Просто потому, что он не понимает этой разницы.

Учитывая особенности общения с детьми, проведите ревизию запретов, спросите себя, какие запреты можно снять (что в конечном итоге делать все-таки можно, каких запретов можно избежать, сделав невозможным само действие).

Если вы иногда разрешаете играть со своей помадой, а иногда запрещаете, то ребенок каждый раз будет к ней тянуться. И не сможет, к сожалению, понять, что ему «миллион раз говорили», что нельзя, потому что иногда можно, иногда нельзя. В таком случае для ребенка это не запрет.

Другая сторона этого вопроса - запрет существует только на словах. «Я ему говорю, нельзя светом играть, а он играет, как будто слов не понимает!» Дети действительно не понимают слов в нашем с вами понимании. Запрет для детей до трех лет должен быть сопровожден жестом. Отведите ручку малыша, если он дерется, придержите его, если куда-то ходить нельзя, удерживайте его от тех действий, которые вы запрещаете. Если вы не добились выполнения своего требования, то оно и не есть настоящее требование. Добейтесь того, чтобы ваш запрет выполнялся. Не стоит, сидя в кресле, отдавать команды ребенку, чтобы он перестал висеть на шторах. Мягко отстраните его, прерывая нежелательное действие. Если вы постоянно выдвигаете требования, которые не выполняются, то вы просто учите ребенка тому, что с вашими словами можно не считаться.

Говорите дружелюбным тоном.

Запрет не должен сопровождаться негативными эмоциями. Дети все понимают в плоскости отношений. Злой голос для них, прежде всего, сигнал об отношении к ним самим. Избегайте металлических интонаций, когда запрещаете что-то, говорите дружелюбно, но твердо.

Не заигрывайте с ребенком.

Не делайте вид, что договариваетесь с ним. Если хотите прервать какое-либо действие и уверены в этом, говорите определенно: «В моей комнате не играют в ботинках!».

Избегайте вопросов, когда формулируете запрет («Давай не будем играть здесь в ботинках?» «Надо отсюда слезть - хорошо?»). Вопрос предполагает, что ситуация спорная и вы хотите знать мнение ребенка. Спрашивайте мнение ребенка, только если действительно хотите его услышать.

В общении с ребенком, особенно младшего возраста, сложных ситуаций бывает очень много. Невозможно знать правильный ответ на каждый отдельный случай, как следует себя вести. Важнее всего помнить об общих, базовых, принципах. Отталкиваясь от них, вы сможете найти такой вариант поведения, который подойдет к каждому конкретному случаю.

Статья прочитана 27 715 раз(a).


Ранним возрастом называется период развития малышей от одного до трех лет. Дети в этот период интересуются всем, что их окружает. Дети 1-3 лет развиваются в деятельности, которая связана с манипулированием предметами, смысл и предназначение которых малыши узнают посредством общения со взрослыми. Связь между словами и предметами дети начинают устанавливать с 1,5 лет. Малыши в этот период уже умеют называть отдельные слова. В дальнейшем уровень общения напрямую связан с развитием речи ребенка. Малыши еще не владеют навыками полноценного общения, но основы их уже были заложены в течение первого года жизни.
Вопросы общения детей в раннем возрасте всегда являются весьма актуальными, поскольку именно процесс общения - фундамент нормального психического развития личности. Без него становится невозможным установление контакта между собеседниками и формирование гармоничной личности. Недостаток общения взрослых и детей в раннем возрасте приводит к отклонениям: педагогической запущенности и даже задержке развития.   Именно в этот период закладываются основы здоровья как физического, так и психического. Будущее малышей полностью зависит от тех условий, в которых происходит их развитие в раннем детстве.

В период 1- 3 лет малыш еще сильно нуждается в тесном эмоциональном контакте с родными ему людьми. Но в этот же период у него уже проявляется потребность в партнерстве и совместных действиях со взрослыми.
Интересно наблюдать за детьми в раннем возрасте, когда они начинают "видеть" рядом с собой других детей. Очень важно родителям дать возможность побыть в обществе детей. Также очень полезно маленьким детям просто наблюдать за тем, как общаются между собой другие. Вы увидите, как через некоторое время им будет намного проще начать общаться и контактировать с другими детками и в первую очередь со сверстниками. Если ваш кроха воспитывается в основном в одиночестве, ему сложно будет вступать в диалог с окружающими и контактировать с ними.                 

У детей в раннем детстве (1-3 года) начинают появляться важнейшие функции: ходьба, речь, манипулирование предметами. Взрослые в процессе общения должны обязательно акцентировать внимание на функциональное предназначение предметов, окружающих малыша. В этот период именно взрослые - это главные люди, которые помогают крохе познавать мир.

Основным объектом общения являются предметы и их предназначение, которое так желают познать все без исключения малыши.

В раннем детстве у детей основой деятельности является подражание поведению окружающих его взрослых. Наши дети пытаются повторить за нами абсолютно все! У нас малыши обучаются использованию предметов именно так, как это принято в культурном обществе. К двухлетнему возрасту основным стимулом общения для ребенка становится безупречный авторитет взрослых. Дети копируют их движения, речь, мимику, интонацию. В процессе подражания взрослым, малыши осваивают новые модели поведения. Период раннего детства - это основное время, когда вырабатываются способы поведения ребенка в обществе, которые останутся с ним на всю жизнь. Получается, что люди совершают действия, которые совершили бы в подобной ситуации взрослые, которые окружали их в раннем детстве.

Основные потребности малышей в раннем детстве:

Главная потребность малыша 1-3 лет - это разнообразное общение. Потребности во взаимодействиях со старшими уже появилась у малыша в шестимесячном возрасте. Важную роль она будет играть до достижения возраста четырех лет.

Старшие для малышей в раннем детстве являются:

Партнерами в играх;
Оценщиками навыков, умений и знаний;
Источниками познаний;
Образцами для подражаний.

Если рядом с крохой будут заботливые и внимательные взрослые, то он овладеет всеми важными навыками в общении.

Особенности общения малышей со сверстниками:

Формирование отношений малыша со сверстниками проходит в несколько стадий:

1. Он воспринимает сверстника как объект (любит трогать его, прикасаться к частям его лица);
2. С 1,5 лет начинают появляться игры рядом;
3. К двухлетнему возрасту он начинает комментировать все свои действия от третьего лица;
4. После исполнения 2-х лет малыш начинает сравнивать себя с другими, у него происходит зарождение самооценки и основ взаимоотношений с другими людьми;
5. К трем годам появляются признаки самостоятельности ребенка.

Игры рядом, а не вместе:

Ребенок раннего возраста играет в игры в непосредственной близости от сверстников, но еще не умеет играть вместе с детьми. Лучше всего у него получаются совместные игры такие, как бег толпой, выкрикивания, подпрыгивания, гримасы. В сюжетные игры дети в этот период не умеют играть, хотя уже появляются зачатки таких игр, когда партнерами являются не дети, а игрушки.

Играем в одиночестве: это нормально...:

Случается, что родители ребенка раннего возраста переживают по поводу того, что ребенок не дружит со сверстниками, а играет сам. Если понаблюдать за детьми в детском садике, то легко можно заметить, что они играются по одиночке, иногда могут объединяться, например, чтобы покатать кукол или управлять игрушечными машинами. Но через некоторое время они увлекаются другими объектами и продолжают играть сами по себе без каких-либо предупреждений. Такие поступки никогда не обижают других детей.

Застенчивость и осторожность малышей:

Дети до трех лет очень сложно вступают в контакт с другими малышами или незнакомыми, редко дают ответы на разные вопросы и просьбы, держатся как можно ближе к маме. Проявление застенчивости и осторожности у малышей в этом возрасте считается нормой. Наоборот, должно вызывать тревогу, когда ребенок раннего возраста свободно общается со всеми окружающими и не реагирует на реакцию родителей по поводу его поведения. Малыши в этом возрасте нуждаются в помощи близких, присутствии их рядом. У них еще имеется недостаточное развитие навыков общения, поэтому они чувствуют себя неуверенно в ситуации общения с посторонними. Это нормально и пройдет с возрастом.

Проверяем потенциал общения ребенка:

Дайте ответы "да" или "нет" на предлагаемые вопросы.

1. Интересуется ли малыш чужими детьми?
2. Проявляет ли малыш признаки доброжелательности, находясь рядом с чужими детками?
3. Может ли ваш ребенок вместе со знакомыми или малознакомыми детьми бегать, играть на площадке, визжать?
4. Делится ли ваш кроха своими игрушками с чужими малышами?
5. Малыш проявляет терпение в то время, пока чужой ребенок поиграет его игрушками?
6. Ваш ребенок во время игр смотрит в глазки другим детям?
7. Ребенок бывает инициатором общения (дает игрушечку, берет за руку, улыбается)?
8. Если вы скажете ребенку о встрече на площадке со знакомыми детьми, он начнет быстрее собираться?
9. Ваш малыш обладает способностью жалеть других ребят?
10. Воспитатель детского сада отмечает, что ваш малыш дружелюбен?

Если у вас большинство ответов «да», то у ребенка хороший потенциал общения.

Как развивать навыки общения:

Не завышайте требования к своему малышу. Не просите от малыша то, что он не сможет сделать из-за возрастных особенностей;
Дайте малышу оценить вашу реакцию на посторонних;
Во время проявления нерешительности и стеснения крохи, общайтесь с окружающими «от него», встречаясь с ним взглядом. При этом обязательно улыбайтесь;
Не заставляйте малыша очень быстро включаться в общение с посторонними;
Будьте ребенку отличным примером правильного общения;
Водите малышей в парки, посещайте разнообразные детские праздники;
Наблюдайте со стороны за общением вашего крохи с другими детками;
   Поощряйте самостоятельность.

Родители всегда должны помнить о том, что возраст 1-3 года является прочным фундаментом для формирования нормальной самооценки личности малыша. Это возраст, когда малыш впитывает от старших мнение о самом себе, которое оказывает очень сильное влияние на процесс дальнейшего развития.   Ребенку очень важны слова, которые говорят о нем близкие люди.

Критерии гармоничных отношений ребенка с родителями:

1. Уверенность ребенка в родительской любви и заботе;
2. Признание прав ребенка на проявление своей индивидуальности и своего мнения;
3. Ощущение чувства независимости в общении с родителями.

Уважаемые родители! Укрепляйте у ребенка уверенность в себе! Будьте авторитетом для своего малыша!


Особенности общения с ребёнком в семье

(родительская конференция)

Для того, чтобы ребёнок желал общаться с родителями, необходимо помнить, что основой общения родителей с детьми являются шесть принципов, которые можно записать в виде рецепта. Этот рецепт может стать основным законом воспитания детей в семье: взять принятие, добавить к нему признание, смешать с определённым количеством родительской любви и доступности, добавить собственной ответственности, приправленной любящим отцовским и материнским авторитетом.

Самым веским принципом является принцип принятия ребёнка. Это проявление родительской любви, когда ребёнок понимает, что его любят несмотря ни на что. Принять ребёнка – значит любить его не за отметку в дневнике или убранную без напоминания постель, а за сам факт его существования в этом мире. В основе настоящего принятия ребёнка лежит значимость – признание его значительности в существовании семьи.

Хорошие отношения ребёнка с родителями является его признание родителями. Это сохранение у ребёнка чувства собственного достоинства и уверенности в себе, в своих силах. Со стороны родителей – это безграничная вера в то, что ребёнок, оправдает их ожидания. Ребёнок должен чувствовать, что родители стараются понять все его поступки, даже неправильные, но при этом они ему не угрожают, не требуют немедленного покаяния и осознания своей вины, а вместе с ним пытаются понять, что побудило совершить такой поступок и как можно избежать подобных ситуаций в дальнейшем. Признание формирует у ребёнка чувство собственной значимости и необходимости в своей семье.

Признание – это на стенах в доме рисунки и стихи ребёнка, самое видное место для его поделок, праздничных газет и поздравлений, похвальных грамот и благодарственных писем. Признание может существенно влиять и на учёбу ребёнка. Если родители в конце учебной недели не только проверяют дневник, но и обсуждают достижения ребёнка, а также позволяют ему эти достижения продемонстрировать, то этот ритуал позволит ребёнку ощутить собственную значимость и убедиться в собственных возможностях.

Отсутствие у родителей умения признавать интересы и способности своего ребёнка может привести к крайне нежелательным последствиям.

Не менее значимым чувством для ребёнка является родительская любовь. Есть дети, которые имеют родителей, но не знают, что такое любовь. Ребёнок нуждается в любви и ласке независимо от возраста. Детям нужно, чтобы их обнимали, целовали не менее 4-5 раз в день. Иногда родители сетуют на то, что ребёнок-подросток не подпускает к себе, сторонится родительских объятий. В такой ситуации нельзя искать причину только в ребёнке. Возможно, в младшем возрасте проявление любви и ласки на себе со стороны родителей ребёнок ощущал редко, и у него не сформировалась потребность в родительском внимании.

Посеешь любовь и ласку в детском возрасте, будешь её холить и лелеять в подростковом – и пожнёшь сполна в старости: она вернётся к тебе заботой и вниманием, терпением и терпимостью уже выросших детей.

Если ребёнок физически и духовно ощущает родительскую любовь и ласку, он не будет принимать требования родителей в штыки.

Очень значимым принципом в общении детей и родителей является принцип доступности. Быть доступным – это в любую минуту найти в себе силы отложить все свои дела, свою работу, чтобы пообщаться с ребёнком. Нельзя отмахиваться, нельзя списывать на занятость, нельзя переносить на «потом». Если у взрослых нет времени на общение с ребёнком сегодня, то у выросшего ребёнка не будет времени на общение с родителями завтра.

Однако родители должны помнить, что проводить время с ребёнком – это не значит без конца читать ему мораль или делать с ним уроки. Быть доступным для ребёнка – это значит вовремя прочитать вопрос в его глазах, ответить на него, доверить ребёнку свои переживания и помочь ему пережить его страдания, поговорить и обсудить их вовремя. Когда ребёнок начинает искать истину в подворотне, в плохой компании, одной из причин такого положения вещей является родительская недоступность, безразличие к ребёнку.

Только имея в своём родительском арсенале принятие, признание, любовь можно формировать у ребёнка ответственность и самодисциплину, осознанную способность к самоограничению.

Воспитание ответственности и самодисциплины в ребёнке зависит от проявления этих качеств родителями в семье. Ежедневно родители должны демонстрировать своим детям собственное проявление ответственности пред ними. Мудрость ответственных родителей состоит в том, что они всегда выполняют то, что обещают детям, а если по каким-то причинам этого не происходит, они находят в себе смелость признать своё неумение сдержать обещание и пытаются исправить собственные ошибки.

Одним из главных условий воспитания в ребёнке ответственности и самодисциплины является наличие у него определённых обязанностей, которые он должен выполнять ежедневно. Если в обязанности сына или дочери входит уборка дома или вынос мусора, значит, никто другой не должен за них это делать. Безусловно, бывают разные ситуации, но если ребёнок в добром здравии и просто не хочет ничего делать, он должен быть наказан и при этом необходимо, чтобы наказание было им осознанно.

Неправильным будет брать ответственность за все поступки детей на себя, т.к. такое поведение родителей не учит ребёнка осмысливать свои действия.

Одним из главных умений родителей в воспитании ответственности в собственных детях является твёрдость и умение сказать ребёнку «нет». Нет ничего страшней в воспитании, если один родитель позволяет, а другой запрещает. Ещё страшнее, когда один из родителей вместе с ребёнком что-то скрывает от другого родителя, боясь его гнева. Потворствуя ребёнку в его неблаговидных поступках, скрывая проступки, мы способствуем вседозволенности, теряем остатки своего родительского авторитета.

Родительский авторитет – важная составляющая успешности воспитания в семье. Приобретение авторитета в глазах собственных детей - кропотливый труд отца и матери. Мнение родителей о родных и близких, окружающих людях, коллегах по работе, поведение родителей в кругу семьи и вне его, поступки родителей, их отношение к работе и к посторонним людям в обыденной жизни, отношение родителей друг к другу – всё это слагаемые родительского авторитета.

Авторитетность родителей не состоит в том, чтобы повысить голос, взять в руки ремень, кричать так, что не выдерживают барабанные перепонки, а в том, чтобы спокойно, без ненужных истерик проанализировать ситуацию и предъявить ребёнку требования так, чтобы он понял: об этом ему говорят раз и навсегда.

Меняется мир, дети XXI века имеют иные информационные возможности, многое умеют из того, чего не умеют их родители. Родители, которые хотят сохранить авторитет в глазах своих детей, должны тоже учиться у них. Какая музыка интересна ребёнку, какие книги он читает, какие речевые обороты он использует и что они обозначают, - это и многое другое должно интересовать родителей, претендующих на роль авторитетного лица для собственного ребёнка.

Воспитание ребёнка – это долгосрочная миссия родителей, подвижнический труд.

Правила благополучного родителя:

1.Чем больше времени родители проведут со своим ребёнком в его детстве и юности, тем больше шансов у престарелых родителей видеть взрослых детей в отцовском доме.

2.Чем раньше родители научатся проявлять терпение и терпимость по отношению к ребёнку в детстве, тем больше шансов у состарившихся родителей почувствовать по отношению к себе проявление терпения и терпимости от взрослых детей.

3. Хамство и грубость детства практически всегда возвращаются неуютной и обиженной старостью, очень грустной и очень тоскливой.

4. Чем больше родители привлекают своих детей к обсуждению жизненно важных вопросов семьи, нравственных проблем, тем больше шансов у престарелых родителей быть в гуще событий жизни своих взрослых детей.

5. Родители, воспитывая ребёнка, должны задать себе вопрос не только о том, какого ребёнка они хотят вырастить, но и о том, какой они представляют себе свою старость.

Особенности общения с ребенком

Особенности общения детей раннего возраста

К раннему, относятся дети в возрасте 1-3 лет, именно в этот период закладывается основа всего общения. Сказать о своем желании или намерении ребенку еще сложно, так как он учится говорить первые слова.

Основа всего развития заключается в познании предметов, о предназначении которых дети узнают от взрослых через общение.

В полтора года начинает устанавливаться связь между предметом и словом, в результате чего, ребёнок начинает овладевать речью. Необходимость говорить, заключается в потребности общения со взрослыми и потребность в предмете, который нужно назвать. В возрасте двух лет дети начинают полностью подражать взрослым, копируя движения, слова, жесты, мимику, эмоции, интонацию.


К 3-х летнему возрасту у детей проявляется стремление действовать самостоятельно, упрямство, своеволие. Часто слышим от них высказывания: «Я сам», «Я хочу», «Я умею», «Я сделаю». Этот сложный период носит название - кризис 3-х лет.

Если раньше мир ребенка был ограничен только предметами, то сейчас происходит переход в более взрослый мир. Коренные изменения происходят с ребенком в семье - в отношениях с родителями. Ребенок отдаляется от близких, с которыми до недавнего времени была тесная связь. Возникает противопоставление во всем.


Самое главное в этот сложный период не быть слишком категоричными. Выстраивать отношения и требовать что-либо от ребенка (слушаться, убирать игрушки, одеться или покушать) необходимо грамотно и тонко. Излишнее давление и крики могут поломать, без того, шаткую психику ребенка. В некоторых случаях, необходимо предоставить ребенку право выбора, но при этом самим все контролировать. Некоторые ситуации можно разрешить при помощи игры.

Недостаток общения у детей раннего возраста приводит к различным отклонениям:

  • задержке развития;
  • педагогической запущенности.

Особое внимание стоит обратить и на психологические особенности общения детей раннего возраста, которые можно наблюдать в обособленности, излишней, обидчивости, необоснованном притязании к лидерству ребенка. Создавшиеся проблемы способны затормозить и создавать определенные трудности в общении.

Особенности общения со сверстниками

Особое место в социальном становлении и развитии ребенка как личности занимает общение со сверстниками. Такое общение влияет на психическое развитие, на самооценку, самосознание. Чувство удовлетворенности, спокойствия, уверенности в себе зависит от комфортного ощущения ребенка в компании сверстников.

Развитие отношений со сверстниками проходит несколько стадий. В раннем возрасте в основу включена двигательная активность. Дети резвятся, кривляются, обмениваются игрушками, подражают друг другу, показывают достижения и умения.

Совместные действия придают детям уверенность в себе и приносят яркие эмоции.


В возрасте 4-5 лет общение основано на коллективной игре. Дети начинают оценивать поступки других, делятся впечатлениями, планами, предпочтениями. Появляется чувство стыда за свои промахи и неудачи. Достигнув этого возраста ребенок начинает относиться к сверстникам с признанием и уважением. Но также проявляется конкурентность и соперничество, нередки конфликтные ситуации.


К 5-6 летнему возрасту конфликты между сверстниками снижаются. Начинает проявляться дружба, привязанность, забота, чувство личностного отношения к другому человеку. Возникает желание оказать какую-либо помощь, уступить в чем то, сделать подарок. К этому возрасту дети начинают создавать группы со своим лидером.


Особенности общения с трудными детьми

Существует несколько типов трудных детей:

1.Гиперактивные – беспокойные дети с повышенной активностью, не умеющие концентрироваться, часто и быстро отвлекающиеся.В возрасте 5-7 лет у гиперактивных детей наблюдается задержка в психомоторном, интеллектуальном развитии, слуховом и зрительном восприятии, часто меняется настроение.

Дети младшего школьного возраста очень быстро подвергаются скуке, нарушают дисциплину, плохо усваивают школьную программу. Отношения со сверстниками чаще не складываются из-за раздоров, не умения играть вместе и соблюдать правила. У детей старшего возраста наблюдается плохая успеваемость, склонность к конфликтам, импульсивность, агрессивность, неспособность оценивать последствия.

Самооценка у таких детей часто занижена, они склонны к плохому настроению. В общении с гиперактивными детьми стоит придерживаться следующих правил: исключить повышение интонации, телесную агрессию, общаться необходимо спокойно и мягко, чаще хвалить, не делать много запретов, использовать систему поощрения.


2.Импульсивные – дети, которые спешат в своих действиях, не рассуждают, не обдумывают, действуют под влиянием эмоций. В процессе общения с импульсивными детьми необходимо обсуждать все запреты и поощрения, правила поведения, все действия объяснять четко коротко и ясно, чаще предоставлять право выбора, выбирать занятия на логику, внимание. Детей с разным типом темперамента необходимо учить спокойствию, умению сдерживаться. Внимательность, терпение, усидчивость взрослых непременный путь к успеху.


Особенности общения детей с ограниченными возможностями

Дети с ограниченными возможностями, не только физическими (ОВЗ), но и умственными, особенно нуждаются в правильно выстроенном общении.

У детей с ОВЗ существуют следующие трудности: нарушение речи, умственная отсталость, задержка в психическом развитии (ЗПР), нарушение зрения.

Социальная реабилитация занимает главную роль в общении с такими детьми. Этот процесс должен включать занятия на познавательные темы. Ребенка необходимо заинтересовать и развить интерес к чему-то: ухаживать за цветами, наблюдать за животными, природой. Это позволит ребенку расширить словарный запас и преодолеть некий барьер в общении с людьми.


Глухонемые дети общаются при помощи жестикуляции, усиления громкости речи, при неполной потере слуха, чтению по губам.

Дети с нарушениями зрения из-за недостатка зрительных впечатлений не могут выстроить полноценное общение из-за отсутствия понимания смысла слова, несоответствия с предметом. Общаясь с окружающими, дети используют мимику, пантомимику.

У детей с ЗПР трудности общения заключаются в восприятии и осмыслении сказок, рассказов, дефекты в произношении звуков, несоответствие речи возрасту, неумении строить предложения, начать и продолжить разговор.


Для развития навыков общения, познавательной, эмоциональной и личностной сферы необходимо использовать сюжетно-ролевые игры. Такие игры поднимают детей на высокий уровень развития, так как пределы речевых и неречевых возможностей в процессе игры не ограничены. Организацию игр должны выстраивать взрослые от начала до конца, учитывая при этом возрастные и индивидуальные особенности ребенка.



Публикации по теме