Особенности работы логопеда в детском саду. Логопед - это кто такой? Цели и задачи работы логопеда Чем занимаются логопеды в детском саду

Врачипомогают справиться с любой речевой проблемой детей. Если у вашего ребенка отмечается задержка речевого развития, значит, это является поводом для обращения к специалисту. Задача взрослых не только заниматься общим развитием, но и вовремя обращать внимание на проблемы в речи ребенка. Ведь от этого во многом будет зависеть последующее развитие как речевое, так и интеллектуальное. Консультация специалиста поможет родителям и ребенку понять, что происходит с его речевым развитием. Указывая на индивидуальные особенности малыша, он подскажет, как грамотно заниматься с ним. Именно логопед сможет рассказать вам про возрастные отличия речи. Своевременное выявление скрытых дефектов поможет избежать проблем в будущем.

В каком возрасте начинают говорить дети?

В среднем уже в 7-8 месяцев ребенок начинает произносить простые слова, такие как «агу – агу», «ма – ма», «ба – ба» и прочее. Немного позже родители уже начинают определять, что от них хочет ребенок, так как речь становится более четкой. Именно в этот период важно обратить внимание на формирование разговорной речи. Правильный подход родителей, использование различных интонаций и модулирование голоса родителей поможет уже в 10-12 месяцев произнести малышу 3-6 слов. В 1 год и 3 месяца к этому словарному запасу прибавится еще 5-6 слов. К двухлетнему возрасту ребенок будет пытаться озвучивать первые словосочетания. А вот в 3 года у ребенка уже заканчивается созревание речевых областей мозга, и он может говорить полноценными осмысленными предложениями.

Если до сих пор этого не произошло, значит, срочно надо заняться вопросом.

Консультация детского логопеда – это правильное решение

Чаще всего, первое знакомство с логопедом происходит, когда ребенок начинает посещать детский сад. В этот период значительно увеличивается количество контактов, речь становится важным инструментом коммуникации. Любые проблемы или сложности в общении, могут привести к серьезным последствиям, таким как замкнутость, повышенная агрессивность, развитие комплексов. Следить за развитием речи нужно, как только ваш малыш начнет произносить первые звуки.

Логопед в детском дошкольном учреждении выполняет большое количество важных функций. Он занимается не только с детьми с дефектами речи, но и с малышами, речь которых на хорошем уровне. Логопедические занятия важны для всех детей без исключения. А все потому, что специалист способен не только выявить скрытые дефекты, но и устранить речевые и психофизические нарушения.

Функции логопеда в детском саду:

1. Наблюдение за детьми, анализ их речи и выявление проблем;

2. Коррекция и профилактика выявленных нарушений;

3. Работа с детьми с дефектами речи (групповая и индивидуальная);

4. Работа с детьми, у которых речь развивается по нормам;

5. Работа с родителями – разъяснение проблем в речи ребенка, его индивидуальных особенностей, назначение коррекционных занятий дома.

Безусловно, консультации детского профессионального врача помогут скорректировать и исправить речь вашего ребенка. Однако не стоит забывать, что без вашей помощи и участия ему будет достаточно сложно добиться успеха. Помните о том, что психологические проблемы и семейные трудности также могут отразиться на речи ребенка. Для того чтобы малыш заговорил, его должно побудить к этому общение с окружающими его людьми. Окружающая обстановка должна быть благожелательной и безопасной.

Елена Александровна Трафимова
Роль учителя-логопеда в формировании речевого развития ребёнка

В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами в речевом развитии . Поэтому вопрос комплексного подхода к коррекции речевого и психического развития является наиболее актуальным. Задержки в формировании речи обусловлены рядом факторов. Один из них – это неблагоприятное влияние языковой среды, в том числе недостаточное речевое общение ребенка с родителями. В процессе взаимодействия педагогов с семьями довольно часто выявляется, как мало родители уделяют должного внимания преодолению речевого нарушения у ребенка : не замечают недостатков в его речи, не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом все исправится. Обеспечение тесной взаимосвязи между родителями и педагогическим коллективом - важнейший аспект в коррекционно-образовательной деятельности ДОУ. Целенаправленная, систематически спланированная, комплексная работа педагогического коллектива и осознанная заинтересованность родителей – значительно повысит результативность обучения. Не целенаправленность или бессистемность работы с родителями приводит к усугублению речевых и коммуникативных трудностей детей.

Таким образом, актуальность выбранной темы заключается в том что, современным родителям нужна постоянная помощь учителя – логопеда для решения проблем речевого развития ребенка . Для того, чтобы повысить уровень речевого развития ребенка , необходимо целенаправленно и систематически вести работу по речевому развитию детей , которая должна предусматривать обучение родителей общению с детьми в игровой форме . Родители нередко сами отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов , так как не владеют необходимыми знаниями и умениями и достаточным количеством свободного времени для занятий с детьми дома. Отсюда возникает проблема : родителям необходимо дать определенный уровень знаний, умений по вопросам речевого развития детей .

Цель работы : поиск эффективных форм взаимодействия учителя -логопеда с родителями.

Задачи :

1. Подобрать наиболее оптимальные формы и методы взаимодействия с семьей, учитывая индивидуальность каждого из родителей.

2. Рационально спланировать работу с родителями, способствующую их активному включению в коррекционный процесс и апробировать ее на практике.

3. Определить эффективность выбранных нами форм работы с родителями .

Предварительный опрос родителей показал, что большинство (86%) родителей считают, что их ребёнок нуждается в логопедической помощи. Почти все из них считают необходимым участие родителей в коррекционной работе с ребёнком . Но все родители затрудняются в том, какую именно помощь они могут оказать своим детям.

Следовательно, необходимо проводить просветительскую работу среди родителей по формированию у них компетентности в вопросах преодоления речевых нарушений у детей . Задача учителя -логопеда помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка , выбрать правильное направление домашнего обучения, вооружить определенными знаниями и умениями, методами и приемами преодоления речевого нарушения , наполнить конкретным содержанием домашние занятия с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний.

Для целенаправленной и систематической работы с родителями было составлено планирование на основе наиболее оптимальных для нашего ДОУ форм работы . Их можно условно разделить на 2 вида : просветительские и практические.

Просветительские формы работы с родителями :

Родительские собрания

Стенды «Поговори со мною, мама» , «Говорим грамотно»

Папки-передвижки (на каждой группе)

Индивидуальные беседы

Практические формы работы :

Домашние задания (логопедическая тетрадь)

Открытые занятия для родителей

Работу с родителями целесообразно проводить в двух формах письменной и устной . Необходимо подчеркнуть преимущество письменной формы .

Во-первых, обращение только в устной форме требует много времени.

Во-вторых, родители не в состоянии удержать в памяти всю информацию , которую они последовательно получают от педагогов.

И в-третьих, для того, чтобы родители смогли осмыслить полученные рекомендации и следовать им, их необходимо, в начале, убедить в этом, предложить определённый алгоритм действий и вооружить памяткой, которая позволит осуществлять эти действия последовательно и точно.

Индивидуальная работа с родителями имеет то преимущество над коллективной, что позволяет установить более тесный контакт с родителями. Поэтому в своей практике я использую такой вид работы с родителями, как индивидуальные беседы. В беседе с родителями можно выделить те проблемы, которые их интересуют в коррекции речевых нарушений . В ходе беседы родители получают советы, рекомендации.

Консультации : В совместной работе учителя -логопеда и семьи необходимы для решения тех или иных проблем речевого развития детей . Наиболее актуальные темы для консультаций : «Артикуляционная гимнастика» , «Речевые игры дома » , «Автоматизация звуков в домашних условиях» и др. К консультациям организуем выставки пособий, дидактических игр. Родители могут воспользоваться подбором практического материала.

Одной из форм работы с родителями является Тетрадь. В ней записываются индивидуальные задания по коррекции звукопроизношения, что помогает привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка . Выполнение заданий позволяет увеличить время и частоту речевых упражнений , добиться быстрого и устойчивого результата. Успех коррекционной работы зависит от добросовестного отношения родителей к выполнению предложенных заданий.

Нарушение звуко-наполняемости и слоговой структуры слов родители, как правило, относят к возрастным особенностям речи детей, не замечают бедности, неточности словаря, умиляются ошибкам грамматического плана. Отсюда появилась проблема : как информировать всех родителей по формированию у дошкольников лексико-грамматического строя речи.

Примеры упражнений

Тема «Весна»

Образовать признак по аналогии : март -мартовский, апрель-апрельский. .

упражнение «До - между - после» (повторить последовательность времен года и месяцев) .

Тема «Зимние забавы»

Упражнение

«Почему так назван?» (упражнение на словообразование, в том числе и образование сложных слов) :

конькобежец (бегает на коньках, саночник (катается на санках, лыжник (катается на лыжах, хоккеист (играет в хоккей) и т. д

Тема «Фрукты» упражнение «Скажи ласково» лимон-лимончик, яблоко-яблочко, абрикос-абрикосик.

Что можно приготовить? (образование относительных прилагательных) : салат из капусты-капустный, а запеканка., салат из моркови., а запеканка-…

У нас составлен перспективный план проведения этой игры с родителями и детьми подготовительных к школе групп.

Задачи поставленные учителем-логопедом

· развивать у детей внимание к слову, его различным значениям,

· развивать графомоторные навыки.

· развивать связную речь ,

· выработать умение выбирать из своего словарного запаса нужное слово,

· совершенствовать словесно-логическое мышление,

· развивать понимание чужой и активизация собственной речи.

В играх участвуют дети подготовительных к школе групп. Дети группы делятся на пять команд, так как в год всего проводится 5 игр. Каждая команда играет в игру, сценарий который составляется по одному из художественных произведений : К. Чуковский «Федорино горе» , Э. Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот» , П. Бажов «Серебряное копытце» , А. Толстой «Буратино» , Е. Шварц «Сказка о потерянном времени» . Для укрепления связей между детьми и родителями, для поднятия детской самооценки, для создания ситуации успеха в игре разработаны и строго соблюдаются следующие правила : отсутствует элемент соревновательный, дети и родители играют в одной команде, помогают друг другу, зрители помогают «зарабатывать» буквы, поддерживают участников аплодисментами и танцами.

Перед игрой осуществляется большая предварительная работа :

1. воспитателями : работа с детьми (чтение произведения, просмотр видеофильма, обсуждение сюжета) ; организация родителей (собеседование, анкетирование, обговаривание их роли в игре) .

2. учителем-логопедом : работа с детьми (обучение детей звукобуквенному анализу и синтезу, развитие фонематического слуха и другое).

Организация интеллектуально-деловой игры «Большие буквы для маленьких детей» строится на основе следующих правил взаимодействия с родителями.

Правило первое – информированность . Родители знакомятся с содержательным аспектом интеллектуально-деловой игры. Им предлагается информация о возможных способах участия в игре, о сроках каждого этапа, о том, где и как будет проходить игра. Для этого в групповой комнате выделено место, где размещается все, что касается совместной деятельности детей и родителей в предстоящей игре. Информация носит для родителей понятный и привлекательный характер.

Правило второе – добровольность и возможность выбора. Родителям заранее предлагаем выбрать месяц, когда они смогут поучаствовать в игре, а также варианты участия с учётом их интересов и возможностей.

Правило третье – чувство успешности. В письменной форме заранее предлагаются родителям и детям варианты упражнений, подобных тем которые используются в игре. Знакомые игры способствуют успешности выполнения игровых заданий. Мы поддерживаем и поощряем участие членов семьи, благодарим каждого участника за его персональный вклад по окончании игры. В группе также определено специальное место для размещения благодарственных листов, писем, грамот.

Структура интеллектуально-деловой игры состоит из трёх этапов :

1. Подготовительный этап, который включает в себя определение цели, задач игры, организационных правил, регламентирующих ход игры, выбор литературного произведения, просмотр телепередачи в оригинале, подготовку необходимого наглядного материала и оборудования, составление сценария, проигрывание однотипных игр, организацию родителей.

2. Ход игры, заключающийся в выполнении всеми участниками игры необходимых правил и действий.

3. Итог игр–это анализ ее результатов : награждение семей-участников, обсуждение проблем родителей в воспитании детей.

Итак, какие бы значительные изменения в речи ребенка ни происходили на занятиях с учителем-логопедом , они приобретут значение лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию. Никакая позитивная динамика в ходе коррекционного воздействия не сможет привести к достижению ожидаемого эффекта, если изменения в речевом развитии ребенка не находят

Советы логопеда

Логопедическая работа в детском саду

В нашем детском саду функционируют две логопедические группы - старшая и подготовительная к школе. В них проводится коррекционная работа по устранению и общего, и фонетико-фонематического недоразвития речи детей.

Комплектование детей с нарушениями речи в логопедические группы проводится после решения психолого - медико-педагогической комиссии.

Дошкольники, имеющие различные речевые нарушения, объединяются в одну возрастную группу по сходству уровня речевого недоразвития.

Для работы используются программы и учебно-методические комплекты для детей с нарушением речи, а именно:

1. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (для детей подготовительной к школе группы). Составители: Г.А.Каше, Т.Б. Филичева.

2. Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи: 6-го года жизни. Авторы: Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина.

3. Учим говорить правильно (учебно-методический комплект).

4. Программа логопедической работы в дошкольном учреждении. Авторы: Л.В. Лопатина, Г.Г. Голубева, Л.Б. Баряева.

5. Программа коррекционно - развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (4 до 7 лет).

6. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада (практическое пособие). Часть1 (первый год обучения, старшая группа). Часть 2 (второй год обучения, подготовительная к школе группа). Авторы: Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина.

7. Программно – методические материалы для логопедических занятий.

8. Программа работы с детьми 4-5 лет с общим недоразвитием речи.

9. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей.

10. Речедвигательная ритмика. Составители: А. Я. Мухина, Н. Ю. Михайлова.

Направления работы учителя – логопеда в детском саду:

Логопедическое обследование;

Консультирование родителей;

Развитие неречевых психических функций (внимание, восприятия, памяти, мышления, моторики, зрительно-пространственных навыков);

Развитие правильного физиологического и речевого дыхания;

Развитие артикуляционной моторики и мимической мускулатуры;

Коррекция звукопроизношения у детей;

Развитие лексики и грамматического строя речи;

Развитие связной речи;

Коррекция нарушений чтения и письма;

Подготовка к обучению грамоте;

Развитие мелкой моторики рук.

Коррекционная работа представляет с собой сложную многоступенчатую деятельность. Сложность работы возникает от многих внутренних и внешних факторов влияющих на развитие речи ребенка. Логопат находится под бдительным надзором со стороны логопеда, психолога, медицинского работника, воспитателя, и конечно самих родителей.

Логопед проводит фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия.

Занятия по коррекции речи проводятся в логопедических кабинетах. Они оснащены таким образом, что обеспечивают коррекционную, воспитательную помощь детям с нарушением речи. Занятия проводятся в строго отведенные часы.

Большую роль в работе логопеда играют родители, участия в родительских собраниях, вовлечения родителей в речевую работу с детьми, в процессе которой предполагается организация правильного отношения к речи ребёнка в домашней обстановке и помощь в выполнении домашних заданий, даваемых логопедом. Совместная работа логопеда с родителями также определяет общий успех коррекционного обучения. С этой целью проводятся; открытые занятия, консультации, семинары-практикумы, оформляются информационные стенды, папки-передвижки.

Советы логопеда

Очень часто дети, плохо говорящие для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уже о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата. Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари и целые овощи, и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо.

Чтобы развить мышцы щек и языка, покажите ребенку, как полоскать рот. Научите надувать щеки и удерживать воздух, «перекатывать» его из одной щеки в другую.

Не забывайте развивать и мелкую моторику - то есть малыш как можно больше должен работать своими непослушными пальчиками. Каким бы утомительным вам это ни казалось, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Причем начинать тренироваться ребенку лучше не на своей одежде, а сперва «помогать» одеваться куклам и даже родителям.

По мере того как детские пальчики будут становиться проворнее, его язык будет все понятнее не только маме.

В детском возрасте очень полезно лепить. Только не оставляйте ребенка наедине с пластилином, чтобы вовремя пресечь его желание попробовать слепленный шарик на вкус.

Многие мамы не доверяют ребенку ножницы. Но если в кольца ножниц просовывать свои пальцы вместе с детскими и вырезать какие-нибудь фигурки, получится отличная тренировка для руки.

Наверное, каждая мама знает, когда у ребенка должны вырасти зубки, когда малыш должен сидеть, а когда сделать первые шаги. А вот когда он должен правильно произносить звуки, к сожалению, задумываются не все и часто спохватываются лишь перед тем, как приходит время оформлять ребенка в школу или в детский сад в лучшем случае.

У детей в возрасте до трех лет существует возрастное косноязычие, когда они неточно воспроизводят звуки. Конечно, родители понимают речь любимого чада с самого младенчества, но крайне важно, чтобы в определенном возрасте произносились определенные звуки:

1-2 года - звуки: А, У, О, И, П, Б, М
2,5 года - звуки: Г, К, X, Й, Ы, Г, К, X
З года - звуки: Ф, С, 3, Т, Д, Н, Ц
4 года - звуки: Ж, Ш, Ч, Щ
5 лет - звуки: Л, Р

Если это не происходит до пяти лет, проблему решить гораздо сложнее и вмешательства специалиста не избежать.

Среди основных нарушений речи выделяют:

- дислалия - нарушение произношения отдельных звуков (картавый «р», замена «р» на «л» или «ш» на «с»; тогда и получается вместо «рыба» - «лыба», вместо «шишки» - «сыски» и т. п.);
- фонетико-фонематические нарушения - когда ребенок не только произносит, но и воспринимает неправильно звуки родного языка;
- общее недоразвитие речи - когда нарушены и произношение, и восприятие, и грамматика;
- бедный словарный запас;
- отсутствие связкой речи;
- заикание.

♦ Ни в коем случае не подражайте неправильному произношению ребенка, не «сюсюкайте». Дети вполне способны воспринимать правильную литературную речь. Даже с самым маленьким ребенком говорите красиво и грамотно.

♦ Помимо произношения звуков обратите внимание на общую структуру речи. Послушайте, как ребенок выражает свои мысли, правильно ли строит предложения, согласовывает ли слова в роде, числе, падеже, правильно ли использует предлоги и союзы. У пятилетнего ребенка уже не должно быть аграмматизмов.

♦ Если ребенок говорит слишком громко или, наоборот, у него тихий голос - обратитесь к отоларингологу, т. к. ребенок может оказаться слабослышащим или иметь проблемы с голосовым аппаратом.

♦ Просматривайте видео- и прослушивайте аудиоматериалы, которыми увлекается ваш малыш, ведь ребенок будет произносить то, что слышит. Обратите внимание: качественно ли проведен дубляж, внятно ли и четко слышно каждое слово; нет ли наслоения перевода иностранной продукции на текст оригинала.
♦ Если вы хотите, чтобы ребенок занялся изучением второго или третьего иностранного языка, обязательно посоветуйтесь с логопедом и невропатологом. Узнайте, способна ли нервная система вашего ребенка воспринимать такую нагрузку. Начинать изучение первого иностранного языка рекомендуется не раньше 4-х лет.

Помните , что любые нарушения в произношении звуков, не соответствующие нормам возраста, рассматриваются как дефекты речи, исправлять которые бывает очень трудно.

И главное : родители, не забывайте, что ваша речь - образец для подражания.

Значение семейного воспитания в развитии речи детей

Вы хотите, чтобы Ваш ребенок, став взрослым , добился в жизни успехов, сделал блестящую карьеру, преуспел в бизнесе? Конечно же, дорогие папы и мамы, бабушки и дедушки, вы хотите, чтобы ваш малыш состоялся как личность, чувствовал себя свободным и уверенным всегда и во всем.

Тогда учите вашего ребенка говорить! Говорить он должен правильно. Ведь учась говорить, ребенок учится логически мыслить. Не заглядывая в отдаленное будущее, попробуйте оценить сегодняшнее состояние речи своего малыша.

Ребенку нужно умело и вовремя помочь.

Чистое произношение, лексическое богатство, грамматически правильная и логически связанная речь – заслуги, прежде всего семейного воспитания. И, напротив, недостаточное внимание к речи ребенка нередко становится главной причиной речевых нарушений.

Устранить такие дефекты, сформировать, и закрепит, правильную артикуляцию звуков вашему ребенку помогут, и учитель-логопед, и педагоги-воспитатели дошкольных учреждений. И всё- таки основную нагрузку в обучении ребенка правильной речи вы должны взять на себя.

От вас же, любящие родители, потребуется "совсем немного – набраться терпения, заинтересовать ребенка и включить его в целенаправленную работу. При этом нельзя забывать элементарные принципы обучения:

Ребенок должен учиться, играя.

Принуждать ребенка заниматься нельзя. Занятия дадут наилучший результат при сочетании разных приемов обучения.

Обучающий может научить обучаемого, только если сам в достаточной мере владеет материалом, сам произносит звуки правильно.

Уважаемые папы и мамы!

Логопедические обследования, проводимые ежегодно в детском саду, показывают, что состояние речи детей среднего возраста (4- 5 лет) часто не соответствует возрастной норме, а ведь к четырем годам все звуки уже должны быть полностью сформированы и правильно употребляемы в речи. Не будем останавливаться на причинах неблагополучия.

Постараемся выделить те мероприятия, которые должны выполнять родители, желающие слышать чистую речь детей

    ежегодно, начиная с первого года жизни ребенка, проходите осмотр логопеда в детской поликлинике;

    критически относитесь к речевым проявлениям детей, начиная с рождения, и в случаях любых отклонений от нормы обращайтесь к логопеду, не успокаивая себя убеждением, что все само собой образуется;

    обязательно проконсультируйте ребенка у лор-врача по поводу наличия аденоидов, т. к. аденоиды существенно влияют на речь, и у ортодонта. Если ребенку показана аденотомия или исправление прикуса, то не затягивайте с решением этих проблем;

    большинство детей, страдающих нарушением звукопроизношения, имеют нарушения фонематического слуха, с помощью которого мы различаем сходные по звучанию или артикуляции звуки. Логопед, к которому вы обратитесь, научит вас, как развивать фонематический слух;

    посещайте с ребенком логопедические занятия, выполняя тщательно домашние задания. Без выполнения этих заданий, без постоянного контроля над поставленными звуками невозможно будет добиться положительных результатов;

    через полгода после того, как все звуки будут поставлены, покажите ребенка логопеду с целью проверки надежности результатов;

    в случае тяжелых речевых нарушении сделайте все, чтобы ребенок попал в логопедическую группу своевременно. Не откладывайте решение этого вопроса из года в год, слушая советы не компетентных людей.

Профессию логопеда многие люди попросту недооценивают. А ведь это очень важное и нужное для общества ремесло. Все о профессии логопеда будет рассказано в нашей статье.

Логопед: это кто?

Логопедом называют высококвалифицированного специалиста, основной рабочей функцией которого является изучение различных речевых дефектов. Логопед обязан качественно изучить причины этих дефектов, а также назначить эффективный курс лечения. Лечение может включать в себя разного рода методики, приемы и тренировки. Вопреки расхожему мнению, логопед - отнюдь не детский специалист. Несмотря на то, что большинство пациентов, с которыми работает данный профессионал - это дети, взрослые также не прочь обратиться за квалифицированной помощью.

Грамотный логопед обязан владеть основами психологии, педагогики и медицины. Особенно важным в рассматриваемой профессии является умение качественно классифицировать группы лиц, которым нужна помощь. Подход к детям и взрослым очень разный. Так, в последнее время логопеды и вовсе стали делиться на детских и взрослых специалистов.

Логопед - это очень важная, развивающаяся и востребованная профессия. Что еще о ней можно рассказать?

Зачем нужны логопеды?

Как уже было сказано выше, многие люди сильно недооценивают профессию логопеда. Более того, отдельные личности и вовсе не понимают, зачем эта профессия нужна. "Очередным бесполезным занятием" и "никому не нужным ремеслом" именуют граждане рассматриваемую специальность.

Именуют до тех пор, пока сами не столкнутся с явными проблемами. Речь идет о тех случаях, когда, например, ребенок четырех лет в принципе не способен членораздельно говорить. Некоторые сразу сваливают эту проблему на родителей: мол, недостаточно хорошо занимались с детьми. Однако не все так просто. У ребенка могут проявляться крайне серьезные формы заболеваний, вроде дислексии, дисграфии и прочих крайне неприятных дефектов. Исправить их не так уж и просто. Именно здесь и нужна квалифицированная помощь грамотного специалиста. Логопед - это как раз такой человек.

Необходимые для работы качества

Прежде чем приступить к разбору основных профессиональных обязанностей и функций работника, стоит немного рассказать о том, какими важными качествами и чертами характера должен обладать логопед. И это действительно важно: дети, при общении с данным специалистом очень часто волнуются и чувствуют себя неловко. Грамотный профессионал должен владеть определенными навыками и чертами характера, чтобы уметь располагать к себе детей.

Детский логопед обязан владеть такими качествами, как коммуникабельность, открытость и доброжелательность, тактичность и наблюдательность. Далеко не каждый человек способен работать по такой специальности. Нервным, подверженным стрессу, нетактичным людям о профессии логопеда лучше даже не задумываться. Сам по себе логопед - это отличный психолог, умеющий за считаные минуты распознать темперамент и характер ребенка, а также найти источник речевых проблем.

Получение профессии

Где можно пройти обучение, чтобы освоить профессию логопеда? Сегодня практически в каждом крупном городе России или прочих стран СНГ существует множество высших учебных учреждений, готовых предоставить свои услуги для качественного обучения граждан. Работа логопедом может быть получена после обучения в таких заведениях, как:

  • МГПУ - Московский государственный педагогический университет. Сегодня этот вуз остается одним из лучших в мире педагогических учреждений. Здесь можно качественно освоить профессию логопеда, после чего работать в ведущих клиниках, школах и прочих заведениях страны.
  • МГГУ имени Шолохова - ведущий гуманитарный вуз страны.
  • РГПУ имени Герцена - еще один элитный педагогический вуз.
  • Институт педагогики и психологии имени Валленберга.

Естественно, в стране существует и множество других университетов, готовых предоставить курс обучения по специальности "логопедия".

Профессиональные обязанности

Перечислить основные профессиональные функции и обязанности работника представляется особенно важным. Именно то, чем занимается логопед, наилучшим образом характеризует саму профессию.

Какие основные обязанности здесь можно выделить? Вот самые основные:

  • качественный осмотр пациентов, в ходе которого должны быть выявлены основные особенности развития речи;
  • постановка диагноза, определение основной проблемы;
  • набор методов и способов лечения;
  • проведение основных групп работ - так называемые занятия с логопедом (сюда входят проведение упражнений, выдача "домашних заданий", помощь в развитии основных речевых способностей);
  • оценивание результатов по итогам проведения занятий, сравнение результатов с начальными данными.

Таким образом, довольно большим и структурированным количеством обязанностей обладает такой специалист, как логопед. Отзывы о работе этих профессионалов, как правило, сплошь положительные. Да и не может быть иначе: человек в течение как минимум пяти лет изучал и практиковал методы развития речевых особенностей человека. Безусловно, это дает свои плоды.

Особенности профессии

Профессия логопеда имеет множество интересных и удивительных особенностей. О некоторых из них стоит рассказать отдельно.

Логопед должен обладать невероятным терпением. Наверное, уже не является шуткой высказывание о том, что лучшим логопедом был бы какой-нибудь бездушный робот. Ведь нужно очень сильно любить свою работу, чтобы из раза в раз, в спокойной манере, давать одни и те же рекомендации не самым усидчивым детям (да и некоторым взрослым). Отличными логопедами являются лица, способные убедить даже ребенка в том, насколько это важно - уметь красиво и четко разговаривать. А создать нужную мотивацию у пациента может, к сожалению, далеко не каждый.

Логопед должен быть отличным психологом. К каждому пациенту должен быть индивидуальный подход. Если это ребенок - нужно помнить об основах возрастной психологии, о критических и литических периодах; если это взрослый, сформировавшийся человек - стоит помнить о возможном наличии у него разного рода комплексов и психических нарушений.

Доход

Еще одна немаловажная тема, которую стоило бы затронуть - это заработная плата логопедов. В Российской Федерации, как уже можно догадаться, с этим все обстоит не самым лучшим образом. Так, средняя зарплата логопеда по стране составляет чуть больше 20 тыс. рублей. Безусловно, речь идет о бюджетной сфере - школы, детсады, больницы и т. д. В частных же клиниках оклады могут быть чуть выше.

Несколько горестно становится, если начать сравнивать доходы российских логопедов с доходами зарубежными. Так, в странах Европы, а также в США, логопед является очень важным и нужным для общества специалистом. Соответственно, и доход там в разы выше. И это при том, что в России на данный момент существует острый недобор подобного рода специалистов: во многих школах и детсадах логопеды попросту отсутствуют, вследствие чего индивидуальная речевая работа с детьми и вовсе не ведется.

История профессии

Logos - речь, Paideia - воспитание. Именно так в переводе с греческого можно перевести название рассматриваемого ремесла. Воспитание речи - короткая, но емкая характеристика профессии логопеда.

Профессия логопеда родилась не так давно - в 17 веке. Лучшие педагоги Европы пытались бороться с нарушениями слуха у детей. Разрабатывались разной степени причудливости аппараты, появлялись особенные методики и способы лечения. Однако со временем логопедическое направление только росло, вбирая в себя все больше и больше разных проблем и нарушений. Ближе к 20 веку логопедия стала относительно похожа на то, что она представляет собой сегодня: работа по исправлению дефектов речи.

К 21 веку логопедия вбирает в себя великое множество самых разных теорий, методов и способов лечения. Любой логопед в саду для детей, в школе или в простой поликлинике обладает богатым спектром знаний и умений.

Первая группа преимуществ работы

Как и любая другая трудовая деятельность, профессия логопеда имеет ряд "духовных" и "материальных" преимуществ. Если говорить о нематериальной составляющей, то выделить стоит, разве что, полезность. Речь идет о том, что вопреки не самым умным суждениям, профессия логопеда все же является очень полезной и нужной для общества.

Каждый человек хочет ясно, грамотно и четко говорить. Наверное, не существует в мире людей, которым бы нравились их собственные дефекты речи. Логопед приходит здесь на помощь.

Вторая группа преимуществ работы

С "духовной" составляющей профессии разобраться было не сложно. А если обратить внимание на что-то материальное? К более "приземленным" достоинствам профессии стоит отнести:

  • Возможность постоянно развиваться. Если зарекомендовать себя как качественного и грамотного специалиста, о котором многие знают, можно попробовать повысить свой статус (а соответственно, и доход) путем перехода в частные заведения.
  • Высокая "география" трудоустройства. Сегодня профессия логопеда считается очень важной и нужной для общества. Логопед в школе, в детском саду - не частое явление. Его там попросту нет. Проблем с трудоустройством у логопеда возникнуть точно не должно.
  • У логопедов нет понятия "пенсионный возраст". Работать можно столько, сколько позволяет здоровье.

Недостатки профессии

Как и любая другая профессиональная сфера, трудовая деятельность логопеда содержит в себе и ряд определенных недостатков. Стоит отметить:

  • Огромные силовые затраты. Логопед тратит много энергии при работе с одним только пациентом. Хорошо, если у профессионала есть значительный стаж, а стало быть, и опыт. В этом случае должна сложиться определенная привычка и некоторые навыки работы с "проблемными" пациентами (определенные задания логопеда, подходящие по возрасту, характеру и т. д.). Но молодым и неопытным работникам действительно будет тяжело.

  • Большое количество документации. Эта проблема сегодня имеется практически у каждого работника. Что уж говорить о врачах: в последнее время все бремя ведения разного рода бумаг сваливается именно на них. И это, как следствие сокращений, совершенно ненормальное явление.
  • Маленькая заработная плата. О доходах специалиста уже было рассказано выше. Логопед в детском саду, в школе или другом бюджетном учреждении действительно получает очень небольшие деньги.

Таким образом, логопед - очень самобытный, особенный специалист. Его деятельность ни с чем нельзя перепутать.

Многие родители сталкиваются с тем, что ребенок не выговаривает отдельные буквы или не может правильно составить предложение. Стоит помочь ему научиться. И поможет в этом логопед. Практически во всех детских садах есть группы логопедического профиля, где занимаются дети с подобными проблемами.

Для чего нужны занятия со специалистом?

Именно логопед учит малыша не только правильно произносить звуки, но и воспитывает связную речь, обучает грамотно рассуждать, пересказывать текст, подводить итог. Все это очень важно для дальнейшего обучения в школе.
Логопедическая работа идет по следующим направлениям:
  • специальный массаж - происходит укрепление или наоборот, расслабление артикуляционных мышц;
  • артикуляционная гимнастика - проводится в игровой форме;
  • развитие мелкой моторики рук - это необходимо, так как речевые зоны и зоны кистей рук взаимосвязаны;
  • развитие фонематического восприятия - умение выделять определенные звуки из потока речи;
  • развитие воздушной струи - помогает произносить некоторые звуки (например, «р»);
  • развитие фонематического анализа и синтеза - умение определить ударные гласные звуки, разделить слово на слоги, определить количество слов в предложении по схемам;
  • постановка определенных звуков, дифференциация с другими схожими звуками;
  • развитие грамматической и лексической стороны речи, развитие памяти и внимания.

То есть, этот специалист в детском саду помогает ребенку научиться правильно выговаривать звуки, правильно строить предложение, развивает мелкую моторику, внимание, память и зрительно-пространственную ориентацию.

Как проходит занятие?

В дошкольном учреждении логопедические занятия проводятся индивидуально или в группе. Несмотря на то, что индивидуальные занятия более эффективны, во время групповых занятий дети обычно чувствуют себя комфортнее.
Групповые логопедические занятия проводятся с детьми, которые имеют разные отклонения в речевом развитии. В группе обычно 6-8 детей, возраст должен быть одинаковым. В группу набирают детей с одинаковыми речевыми проблемами. На таких занятиях ребят учат связно говорить, накапливать словарный запас.
Индивидуальные занятия проходят с детьми, у которых нарушено произношение отдельных звуков. При помощи игр и упражнений логопед будет исправлять различные дефекты. Причем, логопед использует упражнения для пальцев, музыку, учит правильно распределять дыхание (что актуально для заикающихся детей).
Занятия проходят два раза в неделю по 20-25 минут. Логопед обязательно дает домашние задания малышу. И родители должны каждый день их выполнять. Для этого потребуется зеркало и тетрадь.

Обычно на занятиях применяются следующие упражнения:

  • сильно надувать и сдувать щеки;
  • плотно закрывать рот и широко его открывать;
  • сжимать зубы и напрягать губы;
  • стискивать зубы и размыкать губы, широко улыбаясь;
  • широко улыбаться, затем кончиком языка двигать по часовой стрелке;
  • улыбаясь, выставить язык между губами и сказать «ля-ля-ля», прикусывая кончик языка;
  • улыбаться и облизывать верхнюю губу широким языком;
  • во время улыбки водить языком вверх и вниз;
  • вытягивать губы и делать узкий язык, произнося звук цокающих копыт.
Это самые распространенные упражнения. Но существует еще множество упражнений, которые использует в своей работе логопед.

Очень важно, чтобы в дополнение к работе логопеда в детском саду, родители занимались с чадом дома. Делать это надо регулярно. Это поможет быстрее справиться с логопедическими проблемами у ребенка.



Публикации по теме