Особенности развития речи у мальчиков и девочек. (Некоторые рекомендации родителям и педагогам) занимательные факты по логопедии на тему

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Выступление на родительском собрании: Особенности развития речи у мальчиков и девочек МАОУ «СОШ №8» Учитель-логопед: Акименко Татьяна Леонидовна ProPowerPoint.Ru

2 слайд

Описание слайда:

Некоторые рекомендации родителям Во многих методических пособиях, в том числе и в литературе, по логопедии, мы встречаем строгие рамки, в которые при своем развитии должны укладываться дети независимо от пола. Нейропсихологами и психологами давно доказано, что у здоровых мальчиков и девочек разный мозг, разные пути развития, значит, им необходимы разные программы обучения. Вот некоторые факты ProPowerPoint.Ru

3 слайд

Описание слайда:

У мальчиков детство длится дольше, чем у девочек: девочки рождаются более зрелыми на 3-4 недели; мальчики на 2-3 месяца начинают ходить позже, чем девочки; мальчики на 4-6 месяцев позже начинают говорить; к периоду поступления в школу мальчики «младше» девочек по биологическому возрсту на целый год. ProPowerPoint.Ru

4 слайд

Описание слайда:

На что же должны обратить внимание родители при работе над развитием устной и письменной речи мальчиков и девочек? Как нужно развивать речь у всех детей, и какие особенности мальчиков и девочек нужно учитывать при этом? Какие речевые функции нужно развивать специально у мальчиков и девочек? На поставленные вопросы попытаемся частично ответить. ProPowerPoint.Ru

5 слайд

Описание слайда:

Особенности мальчиков и девочек, влияющие на развитие речи в норме. Мальчики Девочки Острота слуха до 8 лет Выше Ниже Чувствительность к шуму Менее чувствительны,поэтомубольше шумят сами. Более чувствительны Кожная чувствительность Ниже Выше Созревание левого полушария(логическое, речевое мышление) Медленное. С возрастам начинаетлидировать Быстрое ProPowerPoint.Ru

6 слайд

Описание слайда:

Особенности мальчиков и девочек, влияющие на развитие речи в норме. Мальчики Девочки Созревание правого полушария(пространственная- временная ориентация) Быстрое. Имеется уже в 6 лет. Медленное. Трудности даже в 13 лет. Речевое мышление Меньше говорят, но мыслят нестандартно, интересно Лучше развита речь, но мышление более однотипное Поисковаядеятельность Выдвигают новые идеи, лучше решают принципиально новые задачи Лучше выполняют типовые задачи ProPowerPoint.Ru

7 слайд

Описание слайда:

Особенности мальчиков и девочек, влияющие на развитие речи в норме. Мальчики Девочки Нахождение словесных ассоциаций Лучше Хуже Период врабатываемости Медленно набирают нужный уровень работоспособности Быстро набирают работоспособность Развитие памяти Длится достаточно долго Завершается рано. Больше опираются на механическое запоминание. Скорость чтения Ниже Выше Правописание Хуже Лучше ProPowerPoint.Ru

8 слайд

Описание слайда:

Особенности мальчиков и девочек, влияющие на развитие речи в норме. Мальчики Девочки Утомление Страдаютлевополушарныепроцессы(речевое мышление, логические операции) Страдают правополушарные процессы(образное мышление, пространственные отношения, эмоциональное самочувствие) Качество выполнения заданий, тщательность, проработка деталей Низкое Высокое Рисунки детей Танки, самолеты ит.д Дом, цветы,человек! ProPowerPoint.Ru

9 слайд

Однако факт остается фактом - разница есть, но нет единого мнения, чему эту разницу приписать: особенностям развития мозга и организма того или иного пола, или все-таки особенностям раннего воспитания. Скорее всего, истина где-то посередине.

Нам же, как воспитателям, достаточно просто знать, что среднестатистическая двадцатимесячная девочка имеет словарный запас в два раза больший, чем среднестатистический двадцатимесячный мальчик. А раз словарь в два раза больше, то и речевого опыта у девочек в этом возрасте накапливается больше. Таким образом, благодаря жизненному опыту, мы знаем, что девочки раньше начинают говорить: у них - в соответствующем возрасте - более четкое и правильное произношение, в речи раньше появляются предложения.

Все это ни в коем случае не означает, что мальчики далее не догонят девочек. Непременно догонят, особенно если им помогать и поощрять к словесному самовыражению. Воспитывая детей разных полов, полезно понимать некоторые особенности, связанные с небольшими различиями в процессе развития речи. Например, отличаются преимущественные способы накопления словарного запаса. Девочки (в среднем) склонны словарный запас «расширять», а мальчики – «углублять». Для примера: девочки будут пытаться охватить тему «машина-автобус-колесо-гараж-ехать-водитель...», а мальчики – подробно и точно описать конкретное действие «машина-гараж-ехать-заехать-приехать-отъехать-подъехать...». Подобные «углубленные» описания зачастую бывают сложными, поэтому мальчики достаточно часто совершают речевые ошибки.

Также стоить отметить, что мальчики и девочки понимают речь немного по-разному. Например, мальчики позже начинают распознавать эмоциональные оттенки. Нередко родители мальчиков жалуются, что сыновья никак не реагируют на их выговоры. Это происходит потому, что главная информация, которую несет родительский выговор – эмоциональная, а маленькие мальчики еще не умеют воспринимать эту составляющую речи. Для них выговор родителей совершенно не несет смысловой нагрузки, никакой: невозможно десять минут выслушивать, что он влез на подоконник! Он и так в курсе: он сам туда лез и знает, что влез! О чем разговаривать-то?

Девочки устроены иначе - для них как раз важны чувства и эмоции ругающего. Именно их они пытаются уловить, прислушиваясь к речи родителей. Поэтому ругать мальчиков и девочек имеет смысл по-разному. Мальчиков надо ругать конкретно и коротко. Выдавать информацию по схеме «причина-поступок-следствие». Внятно и не распыляясь, иначе на третьей минуте он «уйдет в себя», и вы будете наслаждаться монологом в пустом театре. Девочек можно ругать гораздо дольше, но – важно! – тихим и спокойным голосом. Излишняя ваша резкость и экспрессивность может произвести на девочку слишком тяжелое впечатление: она не услышит ничего «по смыслу», но при этом будет ощущать себя объектом плохого отношения и нелюбви.

Кстати, в выражении эмоций тоже есть подобная разница, подкрепленная еще и стереотипами воспитания. Девочки чаще выражают эмоции словами и плачем. Мальчики – действиями, и нередко эти действия выглядят агрессивными: например, от большого огорчения мальчик может наброситься на маму с кулаками, порвать и разбросать по комнате неудавшийся рисунок, и тому подобное.

Есть разница и в восприятии мальчиками и девочками информации. Девочки воспринимают мнения и наставления окружающих, выраженные словесно. Именно поэтому у родителей складывается впечатление, что с девочками легче договориться. Мальчики, в основном, черпают информацию из поведения взрослых, и часто копируют это поведение. Особенно следует помнить об этом родителям, которые, например, не всегда переходят улицу на зеленый свет. Мальчикам сказать недостаточно, им нужно убедительно показать, как себя ведут. Увы, мы в этом не всегда преуспеваем.

В беседу мальчики и девочки тоже вступают по-разному, потому что чаще всего делают это из разных побуждений. Мальчики задают вопрос, чтобы получить на него конкретный ответ. Девочки, нередко, - просто чтобы установить контакт с собеседником.

Ко всем этим особенностям нужно, видимо, относиться способом «от обратного»: стараться их сгладить. Помогать ребенку там, где его пол «отстает», и не слишком «давить» на сильные стороны. Чтобы у нас не вырастали в чистом виде «болтушки-плаксы-сплетницы», в ужасе убегающие с уроков физики, и мрачные замкнутые «технари», не умеющие сказать девушке «люблю».

Анна Иотко
Гендерные различия в развитии речи дошкольников

МДОАУ детский сад №3

Воспитатель Иотко А. В.

Консультация для педагогов

Гендерные различия в развитии речи детей дошкольного возраста

Как известно, своевременное и полноценное овладение речью является главным условием развития личности ребенка .

Процесс формирования речи охватывает несколько возрастных этапов. Особенно продуктивным и важным в этом плане является период раннего и младшего дошкольного возраста – от 8 месяцев до 3-4 лет. В течение этого короткого отрезка времени ребенок овладевает основными закономерностями языка.

Существуют возрастные нормативные показатели развития речи дошкольников . Но следует помнить, что сроки, в течение которых могут появиться те или иные формы общения и языковые единицы, могут быть достаточно растянутыми. Это объясняется индивидуальными, а также гендерными особенностями ребенка.

Известно, что речевое развитие мальчиков и девочек отличается некоторым своеобразием. Для девочек характерно более раннее начало речи . У них быстро растет словарь слов, обозначающих предметы. Девочки сравнительно поздно осваивают фразовую речь, зато стараются говорить правильно, «как взрослые» . Речь мальчиков характеризуется более поздним началом. У них, прежде всего, формируется словарь названий действий, относительно рано формируется грамматический строй, но говорят мальчики часто «на своем языке» . Одна и та же ситуация озвучивается мальчиками и девочками по - разному. Например, ребенок хочет мячик. Скорей всего, мальчик будет кричать : «Дай!» , а девочка тихо скажет : «Мячик» .

Согласно исследованиям, 99% речи девочек понятно к 3 годам, в то время как аналогичных показателей мальчики достигают к 4,5 годам. Девочки допускают меньше грамматических ошибок. Мальчики же в возрасте 4-14 лет опережают девочек по способности к рассуждению. У девочек преобладают в речи имена существительные и прилагательные. При передачи прочитанного текста, устном изложении какого-либо события они склонны к подробностям, к повторению отдельных эпизодов, которые при этом обрастают массой детализирующих мелочей.

Доминирующее влияние на развитие речи ребенка старше 1 года 6 месяцев оказывает период «лексического взрыва» - короткого временного периода в раннем возрасте, когда происходит стремительный переход слов из пассивного в активный словарный запас.

Различия в темпах усвоения начального детского лексикона у девочек и мальчиков определяются, прежде всего, некоторым временным сдвигом : у девочек этот процесс начинается на несколько месяцев раньше. По данным исследований, девочки, как правило, начинают больше говорить в возрасте старше 1 года 8 месяцев, мальчики – после 1 года 10 месяцев. Лексический взрыв протекает у мальчиков несколько позже, чем у девочек, однако в онтогенезе разрыв не превышает 2 – 2,5 месяца.

Успехи девочек в лексическом развитии в период от 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев достигаются за счет хорошего накопления глаголов в активном словарном запасе. Именно с эти связано и некоторое опережение в появлении коротких двухсложных высказываний девочек по сравнению с мальчиками.

При изучении восприятия речевых и неречевых (шум, крик животных, тиканье часов) звуков мальчиками и девочками выяснилось, что уже с 5-летнего возраста мальчики лучше воспринимают неречевые звуки левым ухом.

О природе гендерных различий

Большое значение в развитии речи мальчиков и девочек имеет формирование полушарий головного мозга. По данным нейрофизиологов и нейропсихологов, мозг мальчиков и мозг девочек устроены и работают по разному. Отсюда различия познавательных стратегий и путей формирования познавательных функций, темпов, способов переработки и усвоения информации, организации внимания; различия в формах активации эмоций, различия в оценки своих действий и их результатов.

Обнаружено, что гендерные различия в развитии речи существуют во времени гуления и лепета в зависимости от пола ребенка. Гуление и лепет у девочек появляются раньше, чем у мальчиков. Однако подобное опережение заметно, в первую очередь, в младенческом возрасте, затем темп развития сравнивается .

На ранних этапах развития (примерно до 7 лет) девочки в своем интеллектуальном развитии опережают мальчиков , у них лучше развит так называемый вербальный интеллект и в более раннем возрасте формируется речь. У мальчиков в этом же возрастном периоде более развиты зрительно- пространственные и математические способности, они уже в дошкольном возрасте лучше справляются с заданиями, требующими понимания пространственных соотношений. В дальнейшем речь девушек, как правило, богаче по словарному запасу, и по грамматическому строю. Навыками чтения девочки также овладевают раньше мальчиков. В 5 лет уровень развития зрительно-пространственной и слухоречевой памяти у мальчиков и девочек одинаковый. В 6 лет девочки опережают мальчиков по показателям слухоречевой памяти. В возрасте 4-5 лет по показателям развития речи девочки опережают мальчиков. К 6 годам эти различия исчезают .

Прежде всего, различия заключаются в темпах созревания центральной нервной системы. Девочки рождаются более зрелыми детьми (на 3-4 недели, чем мальчики. Мальчики на 2-3 месяца позже начинают ходить, на 4-6 месяцев позже начинают говорить. К периоду половой зрелости эта разница достигает примерно двух лет.

Таким образом, гендерная принадлежность и соответствующий социальный опыт влияют на уровень и основные характеристики развития речи детей , определяя качественное своеобразие высказываний девочек и мальчиков. Использование гендерного подхода существенно повышает эффективность педагогической работы по развитию речи девочек и мальчиков в дошкольном учреждении .

Первые признаки психологических отличий в зависимости от пола ребенка можно заметить еще в младенчестве, а со временем они лишь усиливаются и становятся выразительнее. Поэтому так важно учитывать особенности работы психики сына или дочки, чтобы корректировать свой подход к воспитанию и обучению. Наш обзор психологических различий малюток разного пола поможет вам понять своего кроху и создать для него развивающую среду.

Темпы развития мозга

Обычно педиатры озвучивают общие рекомендации о том, в каком возрасте младенец должен начинать держать головку, ходить или говорить. Однако, эти нормативы усреднены и не учитывают специфику развития мозга новорожденных в зависимости от их пола.

В реальности, на момент рождения девчонки опережают мальчишек в развитии на несколько недель, а к подростковому возрасту эта разница увеличивается до двух лет.

Поэтому не стоит переживать, если ваш сынишка поздно начал ходить или учится разговаривать медленнее старшей сестры, ведь темп созревания его мозга немного меньше.

У девочек быстрее включается в работу левая половина мозга, отвечающая за речевую деятельность, а у мальчиков сначала прогрессирует правое полушарие, которое ответственно за пространственное мышление и ориентацию в пространстве.

Девчонки легко переключаются с одного вида деятельности на другой, а мальчишкам для полной перезагрузки может потребоваться продолжительный отдых и даже сон. Ваша дочка лучше запоминает предметы, ведь ее память начинает развиваться раньше, а сын с легкостью вспомнит изображения и значения, хотя его память укрепится намного позже.

Выработка навыков и познавательные процессы

Малышки начинают говорить в возрасте около года, и вскоре их словарный запас достигает 100 слов (в 16 месяцев). Малыши заговаривают на 30-60 дней позже, и их словарный запас пополняется медленнее - к 16 месяцам он составляет всего 30 слов. Разница в речевых возможностях деток становится незаметной к 2,5 годам.

Для дочки лучше выбирать простые, неподвижные игрушки, а для сынишки - машинки, поезда, конструкторы, которые двигаются и имеют хорошую детализацию. Вы также заметите, что девочки чаще рисуют статичные объекты и людей, а мальчикам больше нравится изображать автомобили, самолеты и другую технику в движении. Мелкие моторные навыки быстрее проявляются у малышек, которые уже к шести годам легко держат в руках карандаши. У маленьких проказников же активнее развивается общая моторика, они больше любят бегать, прыгать, играть в подвижные игры.

Дружба у девчонок строится на схожести личностей, а ее основой становится общение, при котором они предпочитают смотреть в лицо. Мальчишки находят друзей по общим интересам и увлечениям, при этом базой для дружбы служат не разговоры, а совместные игры и приключения. Общаться малыши любят, стоя рядом, плечом к плечу, избегая зрительного контакта.

Сенсорное развитие мальчиков и девочек

Ваша дочка, наверняка, чувствительна к звуку, хорошо различает силу и тональность, тогда как сыну нужно часто повторять одни и те же слова и пожелания, чтобы добиться от него запоминания. Девочки ориентируются на «ближнее» зрение, хорошо читают и различают больше оттенков. Мальчуганы, напротив, любят читать вывески и плакаты, хорошо оценивают расстояние до дальних предметов, но плохо концентрируются на книгах. Цвета и оттенки малыши различают плохо, потому не запоминают.

Для мальчишек на передний план выходит тактильное познание мира, поэтому им нужно все потрогать и пощупать. Несмотря на запреты, они не могут усидеть на месте, а пытаются освоить максимум пространства. В результате в детских садах группы сорванцов занимают обширную площадь, а девочки предпочитают “кучковаться” в отдельных уголках. Им не интересно прикасаться к каждому незнакомому предмету, девчушки предпочитают наблюдать за ними с безопасного расстояния.

Эмоциональные особенности деток разного пола

Маленьких барышень обычно одолевают яркие, но простые эмоции, потому они легко могут описать, что чувствуют и с готовностью выражают свое эмоциональное состояние на словах, а также при помощи гримас. При этом девчонки проще переносят разлуку с близкими людьми. Они редко прибегают к агрессии в общении со сверстниками, а в опасных ситуациях ощущают себя слабыми и беспомощными. Яркие проявления эмоционального состояния в форме плача учащаются с наступлением переходного возраста.

Мальчуганы часто не могут описать свои чувства, потому что испытывают сложные, комплексные эмоции, которые тяжело описать словами, потому они прибегают к действиям. С шести месяцев и до поступления в школу мальчишки плачут часто, но со временем из-за особенностей воспитания пытаются скрывать и подавлять свои чувства. Особенно тяжело сыновья переживают разлуку с мамой и другими близкими. С другой стороны, они часто используют агрессию в играх с друзьями, а опасность и страх вызывают у них возбужденность и осознание собственной силы.

Специфика и трудности обучения

Психологические особенности детей разного пола проявляются и в процессе обучения дома, в детском саду или в школе. Девочки проще переключаются с одной темы на другую, быстрее достигают максимальной работоспособности и лучше воспринимают информацию на слух. Они обычно хорошо читают, но решение математических задач требует от них максимальной концентрации.

Мальчишкам, напротив, тяжело быстро сменять предметы обучения, они не могут выполнять несколько заданий одновременно и долго “включаются”. Для лучшего восприятия информации мальчикам нужно предоставлять информацию в виде схем, графиков и диаграмм. Они легко справляются со счетом и математикой, а в литературе отдают предпочтение познавательным произведениям.

Детские психологи считают, что интеллект мальчиков направлен, в первую очередь, на поиск новых оригинальных решений. Поэтому, чтобы заинтересовать сына в новой теме, не предлагайте ему готовый алгоритм, а лишь намекните на правильный вариант решения. Мальчуган получит массу удовольствия от того, что сам найдет правильный ответ, и это укрепит его веру в собственные способности и привьет интерес к учебе. Оценить заинтересованность ребенка во время занятия может быть трудно, ведь мальчики предпочитают смотреть на парту, в окно или на доску, они редко устанавливают зрительный контакт с учителем. Для формулировки ответов на вопросы им требуется немного больше времени, зато они часто предлагают нестандартные варианты решений.

Интеллект девочек хуже справляется с поиском оригинальных ответов, но позволяет им доводить до совершенства уже отработанные варианты решений. Для достижения лучших результатов девчонкам нужно показать готовый алгоритм решения, по которому они смогут решать даже самые сложные задачи. Учителям всегда проще ориентироваться на женскую часть группы, ведь девчата внимательно следят за ходом урока и поддерживают зрительный контакт. Они быстро и легко формулируют ответы на вопросы, часто не давая возможности мальчикам выразить свое мнение.

Психологические отличия мальчишек и девчонок проявляются в первые же месяцы после рождения и с возрастом только усиливаются. Используйте знания об этих особенностях, чтобы обеспечить ребенку правильное воспитание, гармоничное развитие и повысить эффективность обучения.

Как выбрать спортивную секцию? Читайте в нашей следующей статье.

2.9. Особенности развития мальчиков и девочек

Средние показатели развития тех или иных психических функций (уровень интеллекта, эмоциональность и т. п.) у мальчиков и девочек, мужчин и женщин если и различаются, то не очень существенно. Более важное различие состоит в другом: у мальчиков больше «разброс» всех этих показателей, у девочек же они обычно стремятся к «золотой середине». Это проявляется и при анализе средних показателей многих людей, и при рассмотрении особенностей развития конкретного человека. Так, например, практически во всех сферах деятельности максимальные результаты достигаются мужчинами, и по этому признаку можно предположить, что талантливых людей среди них гораздо больше, чем среди женщин. Это так, но… ведь и интеллектуально малоразвитых людей среди мужчин тоже куда больше, чем среди женщин! В среднем то на то и выходит, но «разброс» (по-научному, дисперсия) показателей у мужчин гораздо выше.

У девочек оценки по разным предметам в школе обычно довольно близки, разница редко оказывается больше одного балла. У мальчиков же часто встречается ситуация, когда дневник пестрит всей гаммой отметок от двоек до пятерок.

Различаются общие темпы развития мальчиков и девочек. В среднем, у девочек они несколько выше. Хотя в дошкольном и младшем школьном возрасте эти различия не очень заметны: в общем-то, мальчики и девочки взаимодействуют вполне на равных. Зато это различие начинает ярко проявляться в младшем подростковом возрасте: половое созревание у девочек начинается, в среднем, на полтора года раньше, чем у их сверстников-мальчиков. (Впрочем, это только средние различия: индивидуальные темпы созревания могут довольно сильно варьировать, и не столь уж редки ситуации, когда мальчик оказывается более развит в физиологическом плане, чем девочка такого же возраста).

Различается очередность развития различных психических функций. Так, девочки обычно раньше начинают говорить, что существенно влияет на их дальнейшее интеллектуальное развитие. Ведь когда они встречаются с какими-то проблемами, то и решить их пытаются, в первую очередь, с опорой на речь: сформулировать, обсудить (либо с собеседниками, либо сами с собой, во внутренней беседе). У мальчиков же быстрее развивается наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, с опорой на него они и решают проблемы. Им нужно все потрогать и/или представить себе в виде какого-то образа, а не обсуждать. Для них это более эффективный путь познания мира, в отличие от девчонок, им нужно не столько рассказывать, сколько показывать и давать «повертеть в руках» заинтересовавшие их предметы.

Имеются данные, что девочки, в целом, превосходят мальчиков в речевых задатках, мальчики же оказываются сильнее в пространственных и зрительных. Так, у них богатое воображение, но работает оно «в картинках», им сложнее выразить то, что они представляют себе, с помощью речи. В этом одна из причин того, что взрослым зачастую труднее установить доверительные контакты с мальчиками, чем с девочками. Ведь их внутренний мир, богатый и интересный, обычно скрыт от нас, так как они не очень склонны раскрывать его в словах.

Есть и ряд других любопытных различий в темпах и очередности развития психических функций. Так, память у девочек развивается несколько быстрее, чем у мальчиков, но только до младшего школьного возраста, а потом темпы ее развития начинают отставать от мальчишеских.

Различается динамика работоспособности . Девочки набирают оптимальный уровень работоспособности быстрее, чем мальчики, легче включаются в новые виды деятельности. Но и устают быстрее. Мальчики же дольше «раскачиваются», но и медленнее устают.

Вероятно, у многих читателей возникнет желание поспорить с этим утверждением. В самом деле, мальчики чаще всего демонстрируют более высокую отвлекаемость, особенно при выполнении учебных заданий. Однако дело тут все же не в работоспособности как таковой, а в том, что у них, как правило, несколько меньше развита способность к волевой регуляции своего поведения и, в частности, к произвольной концентрации внимания. То есть они не менее работоспособны, а более активны, динамичны и отвлекаемы.

Имеются различия в самовосприятии . Они хорошо видны на примере детских рисунков. Мальчики чаще рисуют какие-либо действия или неодушевленные объекты, а девочки – людей, в том числе самих себя. Если, например, попросить ребенка нарисовать снегопад, то мальчишка, скорее всего, изобразит что-нибудь типа работающей снегоуборочной машины, а девчонка – себя, прыгающую через сугробы. Что же стоит за такими различиями? Для девочек самовосприятие выстраивается, в первую очередь, через призму межличностных отношений . Они считают себя такими, как, с их точки зрения, их видят окружающие люди. Для мальчиков же восприятие себя основано на тех действиях , что они совершают.

Различаются реакции на сложности . При возникновении затруднений девочки предпочитают приспосабливаться к ситуации, а мальчики – менять саму эту ситуацию или просто уходить из нее. Так, когда взрослые ругают девочку, то она обычно стремится изменить поведение, чтобы начать соответствовать их требованиям. Мальчик же в такой ситуации склонен «замыкаться» и игнорировать критику, а если она повторяется – начинает попросту избегать тех ситуаций, в которых столкнулся с ней (по типу «раз в школе меня ругают – значит, буду ее прогуливать»). Они не столько адаптируются к требованиям, по тем или иным причинам вызывающим их протест, сколько пытаются уйти из-под контроля того, кто их предъявляет. И если такой стиль взаимодействия между родителями и сыном становится устойчивым, то остается один шаг до так называемой «трудновоспитуемости», стойкого и подчас агрессивного неприятия мальчиком любых воспитательных воздействий, от кого бы они ни исходили.

Девочки при возникновении сложностей обычно стремятся обсудить их, а мальчики, наоборот, склонны замыкаться в себе.

Различается реакция мальчиков и девочек на критику . Если необходимо сделать замечание девочке, не стоит спешить высказывать отрицательное эмоциональное отношение к ее поступку – скорее всего, это вызовет ответную бурю эмоций, которая помешает девочке понять, за что же ее ругают. Сначала нужно спокойно указать, в чем именно она не права, а уже потом, убедившись, что она поняла это, можно высказать и собственное отрицательное отношение. В общении же с мальчиками допустима и обратная последовательность (но объяснить, что именно вызвало отрицательную реакцию, необходимо в любом случае: ребенок – не экстрасенс, ваши мысли он читать не умеет). Говорить необходимо кратко и точно, длинные нотации в общении с мальчиками неприемлемы, так как в этих случаях они просто «отключаются», перестают воспринимать обращенные к ним слова.

Различается реакция на утомление . У мальчиков в первую очередь снижается эффективность логических операций и речевого мышления, у девочек же – эмоционального самочувствия и образного мышления. Это объясняется тем, что у мальчиков более подвержено утомлению левое полушарие головного мозга (и проявляется оно, соответственно, в снижении функций этого полушария), у девочек же – правое. Поэтому у девочек усталость проявляется в капризах без причины или по незначительным поводам, мальчики же в таких случаях начинают «тупить», они как будто забывают, что у них есть разум, плохо воспринимают информацию и проявляют склонность к совершению глупых поступков. Ругать детей и в том и в другом случае бесполезно, это только усугубляет ситуацию. Более эффективно просто ненадолго оставить ребенка в покое, дать ему небольшой отдых.

Мальчики и девочки по-разному справляются с разнотипными заданиями . Девочкам легче даются те задания, в которых способ решения уже известен заранее, требуется лишь тщательное исполнение, проработка деталей. Большинство учебных задач, особенно в начальных классах, именно такие – сначала объясняется, как их решить, а потом требуется аккуратно воплотить это в жизнь (вот, кстати, одна из причин того, что девочки обычно успевают лучше мальчиков). Мальчики же лучше решают те задачи, которые являются для них принципиально новыми, где нужно выдвинуть оригинальные идеи, но требования к качеству ее воплощения, пунктуальности и аккуратности невелики. В школе такие задачи встречаются довольно редко, и эти качества, присущие мальчикам, оказываются невостребованными. Между тем важно не переусердствовать, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения заданий.

Эти различия, кстати, сохраняются и у взрослых: женщины лучше справляются с такой работой, которая является однообразной, где требуется изо дня в день тщательно и аккуратно выполнять одно и то же. Мужчины же быстро теряют интерес к однообразной работе, им более свойственно стремление осваивать или создавать что-то новое (вот почему, к примеру, женщины обычно работают на конвейерах эффективнее мужчин, зато почти все инженеры, проектирующие эти конвейеры, – мужчины).

Родители, не желая вырастить сына агрессивным, не давали ему игрушки военной тематики и стремились вообще изолировать его от всего милитаристского (например, запрещали ему смотреть такие фильмы). Каково же было их удивление, когда они обнаружили, что он выгрыз из пряника нечто напоминающее по форме пистолет и играет с ним в «войнушки»!

Мечтали родители о сыне, а родилась дочка. Воспитывать ее стремились по-мальчишески: в частности, давали для игры не кукол, а военные игрушки. И вот они с упоением наблюдают, как она играет с тремя танками. А потом решили спросить, что же у нее в игре происходит. Она и рассказала: «Этот танк – папа, этот – мама, а это дочка. Они ее кормят, потом спать укладывают».

Из книги Гендерная психология автора Автор неизвестен

Глава 12 Воспитание современных девочек и мальчиков с позиций гендерного подхода Л. Э. Семенова, В. Э.

Из книги ОДИНОКАЯ.NET! автора Еникеева Диля

СЕКС - ДЛЯ МАЛЬЧИКОВ, ЛЮБОВЬ - ДЛЯ ДЕВОЧЕК Девочка рыдает:- Мои родители не разрешают мне выйти за тебя замуж!Ее приятель:- Да не плачь, ничего страшного! Я найду себе другую невесту. АнекдотЕще одна причина, из-за которой женщина остается одинокой, -

Из книги Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет. Пособие для психологов и педагогов автора Веракса Александр Николаевич

Особенности развития дошкольника В отечественной психологии каждый возраст характеризуется особой социальной ситуацией развития, под которой понимается система отношений между взрослым и ребенком, сложившаяся на данном возрастном этапе. При этом взрослый выступает в

Из книги Русские дети вообще не плюются автора Покусаева Олеся Владимировна

Приложение 3 Разница в результатах диагностического обследования мальчиков и девочек Ряд нейропсихологов и психофизиологов считают, что между мальчиками и девочками существует большая разница. Например, девочки по природе обладают более сильными нейронными связями в

Из книги Опоздания и невыполненные обещания автора Красникова Ольга Михайловна

Глава 17 Воспитание девочек и мальчиков: сходства и различия Современные особенности мужчин и женщин. Различие в подходах к воспитанию мальчиков и девочек Пятилетняя Лера играет с братишкой. И он вдруг заявляет:– А я тигр!Лера не удивилась и ответила:– А я дракон!Брат

Из книги Похвалите меня [Как перестать зависеть от чужого мнения и обрести уверенность в себе] автора Рапсон Джеймс

Современные особенности мужчин и женщин. Различие в подходах к воспитанию мальчиков и девочек Пятилетняя Лера играет с братишкой. И он вдруг заявляет:– А я тигр!Лера не удивилась и ответила:– А я дракон!Брат рассердился:– А я саблезубый тигр! У меня из пасти торчат

Из книги Слышать, понимать и дружить со своим ребенком. 7 правил успешной мамы автора Маховская Ольга Ивановна

Инфантилизм, или Проблема «хороших» мальчиков и девочек Недостаточный самоконтроль – частая причина опозданий – может быть следствием незрелости личности. Если мама все детство будила ребенка в школу, собирала портфель, напоминала о каких-то делах и постоянно

Из книги Как спокойно говорить с ребенком о жизни, чтобы потом он дал вам спокойно жить автора Маховская Ольга Ивановна

Из хороших мальчиков и девочек в славных людей Славный человек рано понимает, что любовь – приз, который непросто получить. Поэтому ему необходимо понять, как стать достойным любви. Ребенок с тревожной привязанностью верит, что материнская любовь – вещь хрупкая и она

Из книги Нежные мальчики, сильные девочки… автора Гусева Юлия Евгеньевна

Влияние культуры на мальчиков и девочек Хотя стрессы современной жизни ощущаются и мальчиками, и девочками, когда речь идет о тревожности, наше общество весьма разборчиво в вопросах пола. Далее мы рассмотрим некоторые

Из книги Все лучшие методики воспитания детей в одной книге: русская, японская, французская, еврейская, Монтессори и другие автора Коллектив авторов

Из книги автора

Одаренность мальчиков и девочек? У мальчиков понижена мотивация к систематическому обучению, но они показывают феноменальные способности в специализированных областях, а также в науках, требующих точного, логического мышления.? По данным ряда исследований, одаренных

Из книги автора

Женское воспитание мальчиков и мужское поведение девочек Поскольку мы живем в эпоху смешения традиционно мужских и женских ролей, возникает различий между полами, когда мы воспитываем наших детей? По-моему, различию полов на биологическом, психологическом, социальном



Публикации по теме