От первого лица. Чем американское воспитание детей отличается от нашего

Американцы отличаются раскованностью, стрессоустойчивостью, внутренней свободой, преданностью государству. Американское воспитание восточными странами не принимается, но одновременно ценится другими народами. Культом семьи являются дети. На маленьких жителей страны направлено все внимание взрослых.

Воспитани е детей в США приходится на зрелый возраст родителей - период определенных достижений, когда родители уже имеют ресурсы, чтобы вырастить маленького члена семьи. Среднестатистический американец не думает о продлении рода, женитьбе в 20 лет. Юношей и девушек интересуют другие цели:

  • Получение образования, идеально - высшего, стать студентом престижного колледжа, университета.
  • Развитие личностных, профессиональных качеств - получение новых знаний, поиск престижной работы, получение профессиональных навыков.

Россияне воспринимают рождение малыша после 30 как позднее, а американские женщины в этом возрасте только задумываются о личной жизни. К 40 годам среднестатистическая женщина-американка принимает решение о беременности, рождении малыша.

Количество детей

Воспитание в Америке начинается с младенческого возраста. Большинство родителей понимает, что младенцу тяжело расти среди взрослых, поэтому зачастую американки рожают детей-погодок. Это делается ради облегчения развития личности маленького человека среди сверстников. Воспитывать двоих, троих детей легче: малыши вместе играют, растут, познают мир.

Как американцы воспитывают детей

Характер малыша воспитывается с раннего детства. П равила воспитания содержат негласный постулат: дети - не помеха родителям, семья должна быть вместе. Родители, приучая малышей к социуму, берут их с собой в общественные заведения: магазины, рестораны, на концерты и т. п. Семья обязательно делает выезды на природу. Малыш учится взаимодействовать с окружающими. Акцент делается на естественных принципах развития малыша. США - многонациональная страна, но принципы воспитания у населения сохраняются одинаковые.

Соцзащита, социальное воспитание

Государство заботится о маленьких американцах, обеспечивая социальные гарантии для малышей:

  • выплаты социальной помощи;
  • обязательство биологического отца выплачивать 1/3 заработной платы;
  • законная защита от морального, физического насилия.

Социальное воспитание начинается с маленького возраста: малыш взаимодействует со сверстниками, взрослыми. Особенностью воспитания подрастающего поколения является предоставление . Принцип передачи опыта объясняется возможностью избавиться от сложившихся стереотипов : малыш делает желаемое, а не навеянное традициями.

Американцы скептически рассуждают о воспитании детей из России . Российские малыши воспитываются методом кнута и пряника, находятся под чрезмерной опекой и вседозволенностью.

Культура передачи ценностей, умений, навыков у американцев формировалась в мультикультурных условиях. Штаты - страна переселенцев, переехавших из разных стран Европы, Азии. Поэтому в странах Западной Европы и Америки схожие принципы отношения к маленькому населению.

Дошкольники - свободные дети

Особенностью дошкольного образования в США является наличие небольшого количества учреждений, занимающихся присмотром за детьми. Нравственное воспитание девочек, мальчиков дошкольного возраста заключается в том, что д ошкольники перенимают нормы поведения в социуме не только от родителей, но и от нянь. Существует несколько беби-ситтеров (детских садов) с ограниченным количеством мест, в которых предпочтение отдается населению черного квартала. Еду несут домашнюю. Альтернатива - частные учреждения, отличающиеся высокой стоимостью.

Дошкольное воспитание детей в Америке сводится к непринужденному общению в развивающих центрах, «домашних» садах, когда мамы дежурят с воспитанниками из разных семей.

В учреждениях для дошкольников делается акцент на всестороннем развитии малыша. Основными занятиями являются:

  • игры;
  • изготовление поделок;
  • рисование;
  • пение;
  • знакомство с музыкальными произведениями, искусством, литературными произведениями;
  • физические упражнения;
  • развитие устных навыков речи.

Дошкольная организация в конце обучения выдает родителям сертификат с общими достижениями ребенка: документ необходим при зачислении в начальные классы. Также родители уделяют много внимания организации внеаудиторной работы.

Основная школьная учеба

Американская система воспитания детей предполагает активное обучение с пятилетнего возраста. Дошкольники активно познают мир, разные характеристики предметов, общаются.

Акцент коллективизма

В Соединенных Штатах воспитывают детей индивидуалистами, но в коллективе. Маленьких учеников хвалят за выявленные достижения , про отставание по программе родители узнают от учителей.

Успешность обучения

Школьная программа рассчитана на определенный уровень знаний ребенка. Есть углубленные задания, средние, низкий уровень заданий. Результаты обсуждаются наедине с родителями. Основой педагогической мысли США является мониторинг результатов одного ученика, сравнение достижений. Такой подход закладывает у ребенка уверенность в знаниях, школьник видит свои достижения.

В школах обеспечиваются необходимые условия для успешного усвоения материала: видеоуроки, лаборатории, практические занятия.

Патриотическое воспитание

Особое место занимает предмет истории развития гражданского воспитания в США . Дети с раннего детства усваивают, что американское государство могучее, сильное, крепкое. Дух патриотизма поддерживается военно-патриотическим воспитанием у малышей дошкольного возраста.

Целями воспитания гражданина американского общества являются:

  • Акцент на культуре мира, толерантности: главным американским преимуществом является мультикультурность страны. Основа обучения в США - равенство людей, независимо от национальности, расы, религии.
  • Патриотизм. Маленьких граждан в США воспитывают для поднятия патриотического духа, понимания, что американцы сильны в единстве.
  • Целомудрие. Маленьким детям прививают правила приличия, целомудрия. К примеру, на пляже девочкам запрещено ходить в открытых купальниках, а мальчики носят купальные шорты вместо плавок.

Студенческая жизнь

ВУЗы США ценятся среди других социокультурных условий. Американские образовательные учреждения престижны, значимы. Студенты ценят университетское место, прикладывая максимум усилий, чтобы окончить обучение. Это способствует сознательной, самостоятельной учебе. Студенты активно трудятся среди организаций внеаудиторной работы , способствующих развитию новых ценностей .

Особое внимание уделяется самоактуализации студентов гуманитарных факультетов - развитию творческого, креативного мышления, помогающего качественно выполнять работу .

Зарубежные социальные нормы, правила воспитания маленьких членов семьи не всегда понятны и приемлемы для россиян, но родителям полезно воспользоваться опытом США в воспитании волевых, уверенных, оптимистичных, патриотичных, свободных личностей.

Екатерина Морозова


Время на чтение: 18 минут

А А

В каждом уголке планеты родители любят своих детей одинаково сильно. Но воспитание осуществляется в каждой стране по-своему, в соответствии с менталитетом, образом жизни и традициями. Чем же отличаются основные принципы воспитания малышей в разных странах?

Америка. Семья – это святое!

Для любого жителя Америки семья – это святое. Никакого разделения на мужские и женские обязанности. Папы успевают уделить время и женам, и детишкам, и не только по выходным дням.

Особенности воспитания детей в Америке

Америка. Особенности менталитета

Италия. Ребенок – дар небес!

Итальянская семья – это, прежде всего, клан. Даже самый дальний, самый никчемный родственник – это член семьи, которого семья не бросит.

Особенности воспитания детей в Италии

Италия. Особенности менталитета

  • Учитывая, что дети не знают слова «нельзя» и вообще не знакомы с какими-то запретами, вырастают они людьми абсолютно раскрепощенными и артистичными.
  • Итальянцы считаются самым страстным и обаятельным народом.
  • Они не терпят критики и не меняют своих привычек.
  • Итальянцев все устраивает в своей жизни и стране, которую они сами считают благословенной.

Франция. С мамой – до первой седины

Семья во Франции крепкая и незыблемая. Настолько, что дети даже после тридцати лет не спешат покидать родителей. Поэтому есть доля правды во французской инфантильности и безынициативности. Конечно, французские мамы не привязаны к детям с утра до ночи – они успевают уделить время и ребенку, и мужу, и работе, и личным делам.

Особенности воспитания детей во Франции

Франция. Особенности менталитета

Россия. Кнут и пряник

Российская семья, как правило, всегда озабочена вопросом жилья и вопросом денег. Отец – кормилец и добытчик. Он не участвует в делах по дому и не вытирает сопли хнычущим детям. Мама пытается сохранить рабочее место все три года декретного отпуска. Но обычно не выдерживает и выходит на работу раньше – либо от нехватки денег, либо из соображений психического равновесия.

Особенности воспитания детей в России

Россия. Особенности менталитета

Особенности русского менталитета прекрасно выражены всем известными афоризмами:

  • Кто не с нами – тот против нас.
  • Зачем упускать то, что само плывет в руки?
  • Все вокруг колхозное, все вокруг мое.
  • Бьет – значит, любит.
  • Религия – опиум для народа.
  • Вот приедет барин, и нас рассудит.

Загадочная и таинственная русская душа подчас непонятна даже самим русским.

  • Душевные и сердечные, смелые до сумасшествия, хлебосольные и дерзкие, за словом в карман не лезут.
  • Русские ценят простор и свободу, легко отвешивают подзатыльники детям и тут же целуют их, прижимая к своей груди.
  • Русские совестливы, участливы и, одновременно, суровы и непреклонны.
  • Основа русского менталитета – это чувства, свобода, молитва и созерцание.

Китай. Приучение к труду с пеленок

Основные черты китайской семьи – сплоченность, второстепенная роль женщины в доме и непререкаемый авторитет старших. Учитывая перенаселенность страны, семья в Китае не может себе позволить более одного малыша. Исходя из данной ситуации, дети растут капризными и избалованными. Но только до определенного возраста. Начиная с детского сада, все поблажки прекращаются, и начинается воспитание жесткого характера.

Особенности воспитания детей в Китае

Китай. Особенности менталитета

  • Основы китайского общества – это скромность и покорность женщины, уважение к главе семьи, строгое воспитание детей.
  • Детей растят, как будущих тружеников, которые должны быть готовы к тяжелой многочасовой работе.
  • В повседневной жизни китайцев бессменно присутствует религия, соблюдение древних традиций и вера в то, что бездеятельность – символ разрушения.
  • Основные качества китайцев – упорство, патриотизм, дисциплинированность, терпение и сплоченность.

Какие мы разные!

В каждой стране – свои традиции и свои принципы воспитания детей. Английские родители заводят малышей в возрасте около сорока лет, пользуются услугами нянь и растят из детей будущих победителей всеми доступными методами. Кубинцы детей купают в любви, с легкостью спихивают бабушкам и позволяют вести себя настолько раскрепощенно, как того желает ребенок. Немецкие чада закутаны только в нарядные одежки, защищены даже от родителей, им все позволено, и гуляют они в любую погоду. В Южной Корее дети до семи лет – это ангелы, которых наказывать запрещено, а в Израиле за крик на ребенка можно попасть в тюрьму. Но какие бы ни были традиции воспитания в той или иной стране, всех родителей объединяет одно – любовь к детям .

Всегда любопытно посмотреть, как в других странах воспитывают детей. Путешествуя, всегда обращаешь на это внимание: как ведут себя мамы с малышами, что говорят, как реагируют. Сегодня поговорим о родительских заботах и привычках в американских семьях: авторы книги «Цыпочки в Нью-Йорке» расскажут о своих наблюдениях. Особенно интересно это будет для тех, кто читал бестселлер «Французские дети не плюются едой» — тут обратный, зеркальный взгляд: две француженки с нескрываемым изумлением наблюдают, как американки относятся к своим младенцам.

Моя мамочка и я

На этаже, где расположены игровые площадки Sydney Playground, мамочки и их цыплята рассаживаются в зале для игр вокруг Робин, аниматора, которая берет гитару и, призвав своих учеников к тишине, проигрывает несколько нот и начинает петь песню, своего рода увертюру и символ программы "Музыка для всех".

— Hello everybody, so glad to see you, hello to Jimmy, so glad to see you... (Привет всем, я так рада вас видеть, здравствуй, Джимми, я так рада тебя видеть...)

Мамы, няни и несколько присутствующих здесь папаш хором повторяют:

— Hello to Lucy, to Oriana, to Seith, hello to the moms, to the dads, to the nannies, to the grandparents, we’re so glad to see yououou... (Здравствуй, Люси, Ориана, Сейт, здравствуйте все дети, мамочки, папочки, няни, бабушки, дедушки... Мы рады видеть вааас...)

У песен веселые мелодии, слова в них легко рифмуются, все несут положительный заряд, призывают к любви и толерантности. Вообще, настрой американских песенок в корне отличается от, например, французских считалочек, в которых подвешивают Пьера, запрещают под страхом смертной казни плакать Жаннетте, прославляют матушку Ми-шель и ее пропавшего кота, пастушку, которая бьет котенка, и, начиная с пеленок, пропагандируют табакокурение: "В моей табакерке отличный табак!"

Младенцы в Нью-Йорке чуть ли не с рождения ведут бурную жизнь, посещая всевозможные курсы гиперстимуляции, занятия на которых, если уж к ним и приступили, не прекращаются никогда. Жительницы Нью-Йорка, как и природа, не терпят пустоты. Едва маленький Тревор начинает ходить, мать сразу же записывает его на курсы гимнастики. Вы не представляете, как трудно удержать равновесие, ступая по бревну, когда у тебя младенчески слабые ножки. Ну и что с того! Незамысловатая философия, которой руководствуются родители, сводится к тому, что начинать нужно как можно раньше, чтобы все успеть и добиться успеха жизни. Заниматься музыкой начинают с четырех месяцев, плаванием — с восьми, а рисованием, когда еще не умеют держать карандаш. И святая святых — это посещение курсов йоги для детей. Уже с трех лет дети умеют делать упражнение "Приветствие солнцу" и занимаются пранаямой (упражнения на дыхание).

К преимуществам, как и всегда в Нью-Йорке, относится наличие в городе множества самых разнообразных курсов йоги, на любой вкус. Джуниор и его товарищи, прислушиваясь к тишине, расположились на ковре. Родители убеждены, что их сорванцы научатся лучше, чем они, справляться со стрессами.

А чтобы записная книжка Джуниора не выглядела, как органайзер министра, программа занятий не сложная и представлена в виде развлечений.

Все чаще родители обращаются к терапевтам, чтобы те, наблюдая их потомство, способствовали ускорению процесса обучения. Early intervention — это программа, разработанная для детей с задержкой развития. Проблема заключается в том, что не все дети развиваются в соответствии с ритмом, заданным природой. Если Джуниор не встанет на ноги и не пойдет в год, это ненормально. Если он сдергивает носочки с ног или не любит дотрагиваться до песка в песочнице, это означает, что у него тактильные и сенсорные проблемы. А тот факт, что бамбино не признает шапку, послужил поводом для похода к терапевту, который диагностировал у него задержку развития, на борьбу с которой ушел целый год. Родители убеждают сами себя: "Если занятия и не принесут пользы, то уж хуже от этого, в любом случае, не будет.

О детских игровых площадках
Французским урбанистам не мешало бы приехать в Нью-Йорк, чтобы своими глазами увидеть детские игровые площадки. Как только на небе появляется хоть один луч солнца, ватаги ребятишек берут приступом пространства, отведенные под игры. Как это всегда бывает, когда речь идет о развлечениях, американцы быстро поняли, в чем нуждаются малыши и чем обеспокоены их родители, — игровые площадки в зеленых зонах оборудованы резиновыми напольными покрытиями, тобоганами (металлические горки), качелями с сиденьями в виде пластиковых штанишек, куда можно посадить ребенка, едва умеющего держать головку, не боясь, что он упадет, песочницами, в которых не встретишь экскрементов животных (у животных свои "игровые площадки" — места для выгула). Нельзя не упомянуть и о знаменитых sprinklers, фонтанах, действующих с наступлением первых жарких дней и до конца бабьего лета, где с наслаждением плещутся малыши в памперсах (даже в четыре месяца нельзя выставлять напоказ свою наготу; видимо, американцы еще не окончательно избавились от пуританских пережитков).

Раннее развитие — начинаем до рождения

Ситуация складывается таким образом, что все большее количество матерей решают оставить хорошо оплачиваемую работу, требующую от них полной самоотдачи, чтобы полностью посвятить себя детям. Целью такой самоотверженности "профессиональных мамочек" является демонстрация на "ярмарке тщеславия" достижений их потомства. Но не вздумайте им сказать, что они не работают. В целях политкорректности теперь принято говорить не "домохозяйка", а "женщина, не получающая вознаграждения за свой труд". Они полностью сосредотачиваются на образовании детей, вкладывая душу и деньги в культурное развитие своих херувимов, и, организуя школьные праздники, пекут бесконечные кексы и торты и шьют своими белыми руками костюмы на Хэллоуин.

Этот феномен скрупулезно изучается Шарон Хэйс, которая назвала его "интенсивным материнством". Но подобный подход не находит понимания у трех англосаксонских мэтров педиатрии: Томаса Берри Брейзелтона, Бенджамина Спока и Пенелопы Лич, произведения которых и сегодня не утратили актуальность: их цитируют, на них ссылаются и они стали настольными книгами для большей части нью-йоркский матерей.

Прочтя все, что возможно, по поводу физического развития детей и доведя до совершенства свои теории на скамейках игровых площадок, продвинутые мамы начали доселе невиданное наступление на интеллект своих малышей.

Во-первых, ребенку нужно читать, когда он еще находится в утробе; во-вторых, начиная с четырех месяцев необходимо приобщать его к возможно более разносторонней деятельности и, в-третьих, следует неустанно трудиться над организацией и проведением плейдейта (playdate).

Это — абсолютно нью-йоркское нововведение. И не думайте, что речь идет о банальной вечеринке, где угощают шоколадными бисквитами и соком. Чтобы провести плейдейт на должном уровне, родителям придется не раз встречаться, ведь надо продумать все до мелочей, организовать игры и развлечения не только для детей, но и для их мамочек, которые тоже не должны скучать.

Но даже если методические указания продиктованы лучшими побуждениями (и часто оказываются действенными), воспитательный процесс, бывает, доходит до абсурда. Нередко можно видеть в библиотеку молодую маму, читающую на ушко своему спящему младенцу детскую книжку из серии "Угадай, как я тебя люблю". А вот другая мама, разговаривающая с двухлетним малышом по методике "прочти по моим губам":

— По-смо-три, бе-би спииит.

Встречаются родители, которые уверяют, будто их 16-месячный карапуз уже выучил буквы, различает цвета и знает наизусть слова детской песенки про паучка Itsy Bitsy Spider. На языке вертится вопрос: "А логарифмами он еще не овладел".

Синдром вундеркинда овладел всем городом. Дети просто обязаны быть сверхспособными. И если ваш бамбино не доказал теорию Большого взрыва в трехлетнем возрасте, будьте уверены, его жизнь не удалась, если не потерпела крах.

Следствием этой тенденции явилось так называемое позитивное мышление.

Мать Уильяма никогда не говорит "нет". Она всегда в приподнятом настроении.

Каждый раз, когда Уильям слепит куличик из песка, она вскрикивает от восторга:

— Дорогой мой, как у тебя хорошо получилось!

Каждые четверть часа Уильям слышит, как она к нему обращается:

— Какой хороший мальчик!

Как только он начинает плакать, мать тут же подбегает и пригоршнями сует ему в рот любимые хлопья американских детей Cheerios или Goldfish, а иногда, в зависимости от случая, обнажает грудь, чтобы покормить его: "Ему это так полезно".

Однажды, когда Уильям чуть было не выбил глаз своей подружке Эшли, укусив ее за щеку и отобрав у нее куклу, его мама встала, подвела сорванца к плачущей девочке и сказала ровным тоном:

— Уильям, ты очень плохо поступил, ты расстроил мамочку, а теперь извинись перед Эшли. Эшли, Уильям просит у тебя прощения.

Но на самом деле ее Уильям не чувствует никаких угрызений совести, он даже не знает, что это такое. И по правде говоря, он находит все это довольно забавным: Эшли рыдает во весь голос, мама занята только им, он — центр мироздания. Здорово!

Поняв, что инцидент исчерпан, Уильям поворачивается, берет свою лопатку, набирает в нее песок и швыряет в лицо девочки.

Как всегда в такие моменты, мать Уильяма рассыпается в извинениях и заявляет:

— Это не его вина, его отец и я, мы разводимся, Уильям проходит курс лечения у терапевта.

Малышку Эшли, по-видимому, не впечатлили результаты лечения, потому что она зарыдала еще громче, во всю мощь своих легких, как и подобает в подобных случаях.


Парентология (наука о родителях) — типично нью-йоркская дисциплина

Брошюра, на которой изображена фотография двух подростков с нахмуренными, недовольными лицами, вопрошает: "Вы когда-нибудь хотели иметь руководство по эксплуатации?" Разумеется, в тот или иной момент жизни родители только и мечтают о том, чтобы к их малышу прилагалась инструкция. Как поменять пеленки, как убаюкать, как накормить ребенка, как успокоить, когда он раздражен? Все это, естественно, очень важно, чтобы взять да пустить на самотек, предоставить опыту старших либо просто послушаться здравого смысла.

В Нью-Йорке подход очевиден: здесь говорят "прощай" благоразумию и "добро пожаловать" — разного рода тренингам для родителей! Курсы и семинары призваны дать исчерпывающие ответы на вопросы, возникающие у отцов и матерей. Каждый роддом в этом городе учит молодых родителей ежедневному уходу за младенцем, включая массаж. Когда ребенок немного подрастет, вам объяснят, что делать, если он капризничает или проявляет агрессивность (даже не надейтесь, что вам посоветуют посадить его под замок). А может быть, вы хотите привить ребенку любовь к чтению, чтобы он стал завсегдатаем библиотек, или развить в нем сверхспособности? Что ж, вы и в этом найдете учителей. И никакой , если ваш малолетний отпрыск катается по земле, разозлившись не на шутку. Более того, в городе работает "горячая линия" по воспитанию! Снимите трубку и позвоните консультанту — он любезно объяснит вам, как обезвредить бомбу. При условии, конечно, что вашего херувима не снабдили при доставке самовзрывающимся механизмом. Бумс... Ну, это не так страшно!

Для Джулии Росс, консультанта по воспитанию, опасения родителей стали основой ее бизнеса. Она с полной серьезностью объяснит, что родительского инстинкта не существует и что спонтанность поведения — самый короткий путь к катастрофе. Лучше следовать ее советам буквально. Она предлагает находящимся в полной растерянности мамам и папам семинары и частные консультации по 150 долларов за час. В ходе одного семинара, тема которого "Что нужно делать, чтобы ребенок доверял вам?", она объяснила сорока родителям, что они, сами того не понимая, занимаются саботажем. Не хуже тайных агентов с "Воина радуги" (корабль "Гринписа") они подрывают доверие, которое испытывает к ним ребенок. Ее указания таковы:

—Не нужно говорить "не делай того-то" или "будь внимательнее". Наоборот, необходимо сосредоточиться на положительных аспектах. И вместо того чтобы приказным тоном сказать ребенку "Не забудь сделать уроки", скажите: "Дорогой, надеюсь, что сегодня ты быстро сделаешь домашнее задание". Или вместо "Будь осторожнее!" —"Мне будет приятно, если ты проявишь осторожность".

И наконец, секретное оружие Джулии Росс: ежедневные слова любви, чтобы ребенок не чувствовал себя обделенным.

— Возьмите ручку и напишите самым красивым почерком: "Дорогая Сьюзи, я люблю тебя больше всех на свете". На следующий день отметьте: "Спасибо, моя любовь, за то, что вчера вечером ты убрала со стола". И повторяйте в таком же духе ad libitum (по собственному усмотрению).

Все это совершенно серьезно, и сотни потерявших надежду семей платят большие деньги, чтобы услышать подобные советы. И если все закончилось тем, что ваш бамбино стал алкоголиком и наркоманом, это значит, что вы допустили орфографическую ошибку в адресованных ему словах любви.

Звезда тротуаров

Некоторое время назад, окинув взором вереницы колясок, протянувшиеся вдоль игровых площадок от Форт Грин Парк до Вашингтон-сквер и от Бэттери Парк до Верхнего Ист-Сайда, можно было заметить, что родители в основном приобретают функциональные классические модели, которые в целом почти не отличаются друг от друга. Рынок поделили между собой два "тяжеловеса": итальянская торговая марка Peg Perego и английская марка MacLaren, козырек которой в шотландскую клетку казался незаменимым и вечным. Да, и еще: знаменитую трехколесную Baby Jogger — настоящий тренд! — выбирали для себя любители бега.

Но сегодня все изменилось. Ньюйоркцы, всегда умевшие использовать новинки в области высоких технологий в собственных интересах, не оставили в стороне и детские коляски.

Суперлегкие, складывающиеся одним пальцем, с крошечными звуковыми колонками, встроенными под козырек для прослушивания МР3-плеера, со специальным отделением для мобильного телефона, из титана, с кожаным сиденьем и т. д., и т. д.

Нет, нет, не автомобиль, а именно детская коляска, стала символом социального статуса на Манхэттене. Так как его жители довольно редко обзаводятся машиной, они готовы вложить не одну сотню долларов в это ручное транспортное средство.


Некоторое время назад на тротуарах появилась настоящая звезда (которой сразу отдали предпочтение такие звезды, как Джулиана Мур и Кейт Хадсон) — коляска Bugaboo, "внедорожник" с вращающимися вокруг собственной оси колесами. Злые языки называют ее "хаммер с козырьком", намекая на огромную, устрашающего виду машину американской армии, популярную среди рэперов и некоторых голливудских знаменитостей (по большей части республиканцев). Bugaboo с "хаммером" объединяет функция четырех ведущих колес, правда, на этом сходство и заканчивается. Коляску разработали в Нидерландах, и ее вид, одновременно стильный и эргономичный, произвел на экологически корректных ньюйоркцев, готовых заплатить за нее 700 долларов, сильное впечатление. Кстати, благодаря Bugaboo цвета детской коляски стали разнообразнее и веселее: ярко-оранжевый, насыщенный красный, темно-фиолетовый и размыто-голубой.

Что касается тех, у кого есть деньги — мы имеем в виду тех, у кого действительно есть деньги! — то они, покупая Silver Cross, подражают Саре Джессике Паркер, Брук Шилдс или Мадонне (ну не отставать же от них!) И это несмотря на цену — более двух тысяч долларов. Роллс-Ройс детских колясок постепенно подвергается демократизации, утрачивая свое первоначальное назначение — верно служить наследникам английской короны. Если только их высочества не сделают выбор в пользу MacLaren из титана за ту же стоимость или не решат приобрести коляску марки Burberry, от английского производителя товаров экстра-класса, вынужденного следовать политике вздувания цен.

Короче говоря, все средства хороши, чтобы мама выглядела неотразимо. И даже компания BabyBjorn не осталась в стороне от этого процесса, выпустив на рынок "кенгуру" из кожи для ношения ребенка.

Единственный недостаток колясок нового поколения: их высокая технологичность, которая имеет и обратную сторону — они выдерживают вес за 20 килограммов, и нередко можно увидеть шестилетних детей с Game Boy в руках, восседающих в коляске, как в кресле. Это приводит в бешенство американских педиатров, видящих в такой "оседлости" еще одну причину ожирения, как если бы в борьбе с ожирением для них и заключается смысл их профессиональной деятельности.

В США принято приветствовать новую жизнь. Громко, шумно, весело, а главное - самой широкой из всех улыбок

Чтобы понять, откуда берутся взрослые американцы, как они есть, нужно пройтись по улицам с младенцем и пару часов провести на городской детской площадке. А затем заглянуть в ближайшую школу. Поскольку здесь тот же принцип: США, как и другие страны, начинаются в условной песочнице.

Каждый день я с ней (в коляске или в слинге) иду к океану, на детскую площадку, в парк или в ресторан. Благодаря чему получила бесценный опыт, и обросла миллионом подсмотренных и подслушанных историй. Об отношениях между родителями и детьми. Об отношениях между детьми и детьми. И вообще - о воспитании в США.

1. Младенцы, или "Самый прекрасный малыш в мире". Младенцы здесь - предмет культа, восторга и интереса вообще всех. Завидев маму с младенцем, практически любой прохожий набирает больше воздуха, приближается и обязательно заглядывает в коляску, чтобы с неподдельным восторгом сообщить, что младенец прекрасен, что он - самое красивое дитя на свете. Спросит, сколько младенцу отроду и, реже, но все же, попросит подержать.

В кафе недалёко от меня официантка, заметив Оливу, натурально смахнула слезу. Затем убежала внутрь (мы были на террасе) и вернулась с коллегой. «А можно и она посмотрит, - спросила меня официантка, подталкивая коллегу вперёд. - Она страшно сентиментальна». Я, безусловно, разрешаю. И ещё разрешаю подержать ребенка на руках. Обе находятся в состоянии практически аффекта. Улыбаются от уха до уха. Не только мне, но и младенцу.

И тут дело не в Оливе (хотя, как нормальная мама, я её считаю самым прелестным ребёнком в мире), дело в культуре. Точнее в культе. Здесь принято приветствовать новую жизнь. Громко, шумно, весело, а главное - самой широкой из всех улыбок.

Вот именно из этого восторженного отношения к новой жизни вырастает, мне кажется, американская невыносимая лёгкость бытия и умение праздновать жизнь.

2. Дошкольник, или "Какой ты молодец". В США нет детских садов в нашем понимании. То есть места, куда бы детвору сдавали в промышленных масштабах. И институт бабушек тут тоже не очень развит (кроме недавно переехавших "наших"). И неработающих мам тут тоже немного. Так что детей сдают в небольшие детские сады или нанимают бебиситтеров. А вне работы их повсюду таскают с собой: на футбольные матчи, в рестораны, в музеи и в гости. Вы никого не удивите годовалым ребёнком в слинге на светском рауте. И не просто не удивите - ребёнку там будут рады: ему станут улыбаться, с ним будут здороваться и разговаривать, и нахваливать даже за самые банальные штуки. Поощрять попытки маленького человека сделать что-то правильно.

Вы никого не удивите годовалым ребёнком в слинге на светском рауте. И не просто не удивите - ребёнку там будут рады: с ним будут здороваться и разговаривать

Во время обеда сын моих приятелей шести лет отроду от скуки заполз на высоченный барный стул. Он начал болтать с барменами, а затем принялся помогать симпатичному официанту, который его всячески подбадривал. Помощь - проще не придумаешь: отнести счёт, забрать меню, подать салфетки. Мы собрались уходить, и официант выдал мальчишке в качестве платы за помощь доллар: "It is your tips". Нужно было видеть сияющие от счастья и гордости глаза мальчишки. Этот официант сделал совершено незнакомому ребенку прививку нужности, самостоятельности и предпринимательства.

Детям всячески дают понять: ты важный, твоя помощь нужна, твои попытки что-то сделать - ценятся, ты не лишний, главное - действуй. Причём не только родители, но и окружающие. Своего рода "инклюзивная система воспитания детей", когда во взрослом мире их ценят в любом возрасте и не вытесняют в "специально отведённые места".

Я ни разу не видела, чтоб мамы одёргивали своих чад, требовали от них "вести себя прилично", пугали их "злыми дядями" или ругали за опрокинутую еду "что ты наделал, выпачкал новую футболку, весь в отца". Я ни разу не видела, чтобы посторонние люди одёргивали чужих детей или встревали в разборки пятилеток на детских площадках.

Более того - я ни разу не видела, чтобы американские мамаши вползали за своими чадами на все горки. И контролировали каждый шаг. Напротив - они обычно сидят где-то рядом, наблюдают за происходящим и в какие-то моменты громко хвалят своих детей (как по мне - по поводу и без).

Именно так, мне кажется, самоуважением воспитывается и свобода у американских детей. Когда человек не боится пробовать, не боится показаться лишним, не боится оказаться наказанным. И отсюда же - вот это предпринимательство как национальная черта. Хотя иногда эта абсолютная детская свобода кажется мне чрезмерной, и руки чешутся, хоть немного уместить её в рамки.

3. Школьники, или "Вы имеете право". В школах США, точнее в младшей школе, обучение - это эдьютеймент. Практически вся учеба проходит в игровой форме. Здесь по любому поводу поют песни, и тексты для них есть на все темы - от алфавита до правил безопасности. Я была поражена тому, как много детей приходит в нулевой класс, не зная алфавита, не умея читать и писать. Больше! Многие на Юге не говорят по-английски (только по-испански). Но никто не делает из этого трагедию и к концу подготовительного класса ситуация выравнивается. Зато именно в школе детей учат их правам и обязанностям. Знакомят с законом, учат азам бизнеса.

Ещё одни мои знакомые (в прошлом - киевляне) в Штатах живут второй год. Их дочь сейчас в выпускном классе и в первый учебный день я стала свидетелем семейного совета. Девочка выбрала довольно сложные предметы из-за преподавателей (то есть, выбирала педагогов, а не предметы) и по двум предметам получила других тьюторов. Но сам факт выбора предметов вызывал у нее восторг, ее потрясло, как много появилось возможностей и как много ее прав. А вот необходимость самой "разруливать" результаты своего не совсем удачного выбора оказались для неё большой и неприятной неожиданностью. Как и то, что в школе особо никто её не контролировал: учиться или не учиться - тоже было её право и её выбор. Педагоги - тема для отдельного поста. Скажу одно: в любой муниципальной школе немало учителей, которых дети любят, дружат с ними и в определённой степени ими восхищаются. И это, на мой взгляд, дорогого стоит.

Кстати, девочка в такой системе очень быстро научится принимать ответственность за свои решения. И исправлять свои ошибки тоже. И это - отличная прививка от патернализма, я считаю.

4. И последнее - безопасность. Американцы помешаны на безопасности детей и на защите их прав и интересов. Знакомые как-то рассказали, что наказывают своего сына. Но мера наказания всегда согласовывается с ним. Как это работает, понятия не имею, но факт остаётся фактом, как и то, что социальные службы в США действительно могут забрать из семьи ребёнка за то, что у нас считается нормой. Возможно, это одна из причин, почему детей в США не наказывают физически. Даже по попе не шлепают. Чревато.

Я не идеализирую отношение американцев к их детям. Я просто хочу сказать вот что: все успехи и проблемы Америки рождаются из их отношения к детям. Как все успехи и проблемы Украины - родом из украинского детства. И нет никакой конкретной науки в том, чтобы воспитывать наших детей как-то правильно. Всего-то и нужно помнить, что воспитывать их бесполезно - они все равно вырастут похожими на нас.

Раскованность, умение без паники выходить из затруднительных ситуаций и ощущение полной внутренней свободы при подчеркнутой политкорректности и законопослушности. Основы подобного менталитета закладываются с ранних лет. Каковы же особенности американского воспитания детей?

Со времен освоения «дикого Запада» граждане Америки сумели выработать в себе уникальный набор качеств, благодаря которым их можно узнать в любой стране мира: это раскованность, умение без паники выходить из затруднительных ситуаций и ощущение полной внутренней свободы при подчеркнутой политкорректности и законопослушности. Основы подобного менталитета закладываются с ранних лет. Каковы же особенности американского воспитания детей?
Сергей Петров

На бога надейся, и сам не плошай!

Америка — страна иммигрантов. И менталитет граждан США (в том числе, и отношение к детям) формировался с одной стороны, на основе пестрой и многообразной культуры разных национальностей, а с другой — под влиянием среды, в которую попадали эти люди, оказавшись на новом континенте. Территория, которая впоследствии стала Соединенными Штатами, первоначально была английской колонией, и в течение долгого времени основную массу белых первопоселенцев там составляли пуритане — представители религиозных общин, которые в Великобритании подвергались преследованиям со стороны государства и господствующей церкви.

Эти люди перебирались из Англии в Америку, мечтая осуществить там те или иные эксперименты по социально-политическому переустройству общества. Для религиозных представлений пуритан характерны индивидуализм, опора на собственные силы, вера в свою избранность и особую миссию, а также высокие моральные стандарты в повседневной жизни, трудолюбие, правдивость, сдержанность в чувствах. Во многом именно эти качества помогли пионерам освоения Америки выжить и стать хозяевами на новой земле. Они же оказали определяющее влияние на формирование американской нации в целом и того, что мы понимаем под американским характером. Дети переселенцев получали воспитание, построенное в основном на фундаментальных библейских и семейных ценностях. Общеобразовательные школы в большинстве своем были конфессиональными, то есть принадлежали той или иной религиозной общине. Кроме того, существовала сеть воскресных школ.

В труднодоступных местностях, куда представители конфессий не могли добраться из-за больших расстояний и бездорожья, жители сами регулярно устраивали семейные чтения и обсуждения Библии и другой духовно-нравственной литературы. Значительная часть населения жила в сельской местности, на фермах, которые подчас находились в большом удалении от городов, да и друг от друга. Поэтому в затруднительных ситуациях ждать помощи было не от кого, семья могла рассчитывать только на свои силы, и детей воспитывали соответствующим образом. В мальчиках культивировалась смелость, инициативность, способность самостоятельно принимать рациональные решения, умение постоять за себя и близких, свободолюбие и уверенность в себе.

Характерно, что того же ждали и от девочек — ведь в отсутствие мужа женщина должна была уметь выполнять все его обязанности, а в случае чего и постоять за себя и детей. Так что, умение обращаться с оружием, скакать верхом и другие типично мужские навыки были в почете у прекрасного пола. Конечно, этнический и расовый портрет США с тех времен значительно изменился.

Однако пуританская мораль и ценности первых поселенцев продолжают оказывать влияние на американскую модель воспитания.

Семья — главная ценность

Воспитание в семье до сих пор — важный аспект для американцев. Родители, даже занятые и поглощенные работой, считают своей непременной обязанностью уделять как можно больше времени своим детям, интересоваться их успехами и развитием, вникать в их увлечения и проблемы. Семейные походы на природу, экскурсии, пикники, хотя бы регулярные ужины вместе — неотъемлемая часть быта многих американских семей. И утренник, организованный в детском саду, клубе, при церкви или национальной культурной организации, на котором яблоку негде упасть от пап и мам с видеокамерами, а любая незамысловатая песенка или стишок из детских уст вызывает бурю аплодисментов, — совершенно обычная картина.

Вопреки распространенному мнению, количество работающих мам в США не так уж велико и имеет тенденцию к сокращению. Все больше родителей предпочитают семью работе и карьере. С кем и где остается в США большинство детей дошкольного возраста, сказать трудно, поскольку такого рода статистика находится в постоянной динамике и сильно отличается в зависимости от социальной, имущественной и расовой группы. Но, по всей видимости, число малышей, которые находятся под присмотром мам-домохозяек, нянь (беббиситтеров) или посещают различные импровизированные кружки и детские сады, гораздо больше, чем количество детей, посещающих формальные детсадовские структуры.

Интересная особенность последних лет — то, что дома с детьми чаще стали оставаться папы. Естественно, речь идет о случаях, когда мамы действительно делают важную карьеру, и их заработка более чем достаточно для безбедного существования семьи. Нередко родители пользуются преимуществами гибкого графика или удаленной работы через виртуальный офис, чтобы посвящать семье как можно больше времени. В Америке широко распространены разного рода клубы женщин с маленькими детьми, в которых мамы по очереди остаются с малышами своих подруг, соседей и единоверцев или встречаются на нейтральной территории (клуб, церковь, библиотека и т.д.) для общения, обмена опытом, а заодно — чтобы дети поиграли вместе.

Неформальность подобных объединений конечно, располагает к проявлению творческого потенциала их участников, но не позволяет в полной мере считать их частью системы воспитания.

Учеба подождет

Следует сказать несколько слов о публичных библиотеках и так называемых «общественных центрах» (community centers). Они существуют практически повсеместно. Нередко там бывают хорошо оснащенные игровые комнаты, компьютерные залы, бесплатные либо очень недорогие кружки, в том числе для дошкольников.

Темы — на любой вкус: рисование, пение, аппликация, танцы, театральные группы, кружки любителей природы и многие другие. А главная цель занятий — развлекательность, игра и ощущение хорошо и с пользой потраченного времени.

Академические достижения ребенка (к примеру, раннее овладение чтением или письмом) беспокоят американских родителей гораздо меньше, чем российских. В нашей стране уже стала нормальной ситуация, когда при поступлении в подготовительный класс от детей требуют умения читать, а изучение иностранного языка в садике считается преимуществом. Большинству американцев трудно понять и принять подобные реалии. Считается, что всем этим премудростям ребенок непременно научится, когда придет время.

Жизнь как она есть

Еще одна «диковинка» американского воспитания с российской точки зрения — то, что бабушки в США как правило, не обременены заботами о внуках. Во многом такое отношение проистекает из старого пуританского идеала самостоятельности и самодостаточности. Дети — это проблемы родителей, и коль скоро те сочли себя достаточно взрослыми, чтобы иметь малышей, то должны сами думать и том, кто будет ими заниматься. Кроме того, американцы — очень мобильная нация, по некоторым подсчетам, средний житель США меняет место жительства 4-5 раз в течение жизни, поэтому зачастую внуки живут далеко от бабушек и дедушек и видят их несколько раз в году.

Услугами гувернеров, наемных воспитателей и частных учителей представители среднего класса (а именно к нему принадлежит основная масса населения) в США практически не пользуются. Квалифицированный специалист в области воспитания детей стоит здесь очень дорого, и большинство семей просто не может себе такого позволить. Впрочем, и очень обеспеченным американцам не свойственно стремление создавать для своих чад особые тепличные условия. Ведь дети не смогут прожить всю жизнь в таком «щадящем режиме», им предстоит адаптироваться к условиям рынка и конкуренции, поэтому сыновей и дочерей нужно заранее приучать к реалиям повседневной жизни. Правда, работающие родители для присмотра за самыми маленькими детьми все-таки нанимают бэбиситтеров.

Подавляющее большинство представителей этой профессии в США — женщины без какого-либо специального образования, немалую часть из них составляют иммигрантки (часто нелегалки), согласные работать без официального оформления за очень небольшое, по американским стандартам, вознаграждение. Конечно, бебиситтеры проводят с малышами значительное время и в определенной мере оказывают влияние на формирование личности своих воспитанников, но ни о каком систематическом воспитании речь здесь не идет. Оставлять маленьких детей без присмотра запрещено, и родители, поступающие подобным образом, могут быть подвергнуты административному, а если это повлекло какие-то серьезные последствия (травма, пожар), то и уголовному наказанию.

Пора получать знания

Ясли (nursery) в США тоже существуют. Но это — частные коммерческие заведения, и содержание ребенка в них может стоить больше, чем оплата услуг бэбиситтера-мексиканки или филиппинки. В яслях и детских садах с детьми играют, (в том числе в развивающие игры), гуляют, их кормят, укладывают спать — одним словом, обеспечивают уход. Но обучение как таковое начинается только в подготовительном классе (kindergarden) при школах.

Государственной системы яслей и детских садов в этой стране нет, государство считает себя ответственным за образование детей, начиная со школьного возраста, точнее — с подготовительного класса школы. Так что дошкольное воспитание в Америке отличается огромной широтой и свободой подходов и методов. Когда ребенку исполняется 5 лет, он поступает в подготовительный класс. В государственных школах обучение в нем бесплатное, как и все учебные принадлежности — ручки, карандаши, фломастеры, тетрадки, пластилин. По желанию, можно отдать малыша в полновременный (full-time) (с 8 или 9 до 15 часов) или сокращенный класс (c 9 до 12). Для желающих организовано двухразовое питание, причем дети из семей с низким доходом питаются за символические деньги либо бесплатно. Особый упор в учебном процессе делается на те приемы, которые возбуждают интерес и желание участвовать — обучающие игры, в том числе подвижные, рисование и изготовление поделок, разучивание песенок, стихов, считалок. Считается важным развивать детскую фантазию и воображение.

Для этого малыши могут «сочинить» книжку в картинках, а затем рассказать ее сюжет товарищам и воспитателю. Кроме того, под наблюдением воспитателя дети ухаживают за растениями, регулярно поливают их, взрыхляют почву и делятся с классом своими достижениями. Малыши также могут наблюдать за личинками бабочек и кузнечиков, собирать коллекцию красивых камушков. В школах регулярно устраиваются костюмированные представления, утренники и сценки, на которые в качестве зрителей всегда приглашаются мамы и папы.

Многие родители добровольно помогают воспитателю и классу, следят за малышами во время экскурсий или ассистируют на утренниках. Как правило, в конце учебного года на торжественной линейке директор школы персонально благодарит особо отличившихся волонтеров из числа родителей, вручая им памятные значки и подарки.

Интернационализм, патриотизм и… целомудрие

Одна из причин для гордости в современной Америке — мультикультурность. Она культивируется в школах, начиная с самых первых шагов. Детям объясняют, что все люди, независимо от расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, обладают равными правами и возможностями. Поэтому ситуация, в которой маленький представитель другой расы, национальности или ребенок, слабо владеющий английским, оказался бы изгоем, в американской школе практически немыслима. Но наряду с этим исповедуется и «единство в многообразии», то есть, идея о том, что какими бы разными ни были люди, населяющие Америку, они прежде всего американцы, и этим сильны.

Даже в подготовительном классе каждый день занятия начинаются с хорового прочтения «pledge of allegiance», клятвы на верность Соединенным Штатам. Все малыши вскоре заучивают ее наизусть, хотя зачастую, в силу возраста, не всегда понимают ее смысл. Конечно же, каждая школа и каждая классная комната украшена флагом США. Подход американцев к сексуальному воспитанию и вопросам пола во многом определяется наследием пуританской морали.

Соответствующий курс занятий входит в учебные планы общеобразовательных школ, однако его посещение — факультативно, и родители вправе отказаться от того, чтобы их ребенок присутствовал на подобных уроках. Очень много внимания уделяется соблюдению внешних приличий. К примеру, даже совсем маленьких девочек невозможно увидеть на общественном пляже без купальников. А любые элементы эротики на общедоступных каналах телевидения и в рекламе полностью табуированы.

Никакого насилия!

Следует сказать несколько слов о домашних наказаниях и поощрениях. Американское законодательство прямо не запрещает телесные наказания детей, однако в обществе превалирует мнение, что воспитательные меры такого рода являются пережитком прошлого и свидетельствуют о невысоком интеллектуальном и моральном уровне родителей, которые их применяют.

А жалобы малышей в садике, школе или просто соседям на рукоприкладство со стороны мамы или папы, не говоря уже о внешних признаках подобного обращения (синяках, ссадинах и.т.п.), могут привести к серьезному разбирательству и большим проблемам для родителей, если выяснится, что применяемые ими меры воздействия носят неадекватный характер. В качестве наказания для непослушных малышей практикуется лишение развлечений, сладостей, игрушек и прочих удовольствий, но если ребенок жалуется на это окружающим, такой поступок родителей может расцениваться как abuse (противоправные действия, повлекшие физический или моральный ущерб).

В итоге лучшим способом внушить ребенку, что он вел себя неправильно, остается беседа. Считается, что любое наказание должно сопровождаться подробным объяснением его мотивов. На первый взгляд, такой подход может показаться очень сложным и неэффективным, ведущим к вседозволенности со стороны детей, однако на практике этот метод дисциплинирует и детей, и родителей.

В школу? С удовольствием!

Несомненным преимуществом американского подхода к воспитанию являетсяего неформальность и упор на практические знания и навыки. Курс на прагматизм, иногда в ущерб теоретическим знаниям, обусловлен самим американским менталитетом. Со стороны отношение к усвоению знаний в США, особенно на ранних этапах (детский сад, подготовительные классы) может показаться недостаточно серьезным и даже поверхностным. В части теории, наверное, так оно и есть. Однако многих родителей (в частности, иммигрантов из бывшего СССР) приятно удивляет то желание, с которым дети в Америке спешат в школу и делятся тем, что они выучили и узнали сегодня.

Не ябеда, а честный гражданин

Многие выходцы из России негативно относятся к «ябедничеству», которое, как им кажется, прививают их детям с ранних лет. Но в Америке на это смотрят иначе, детей приучают быть законопослушными гражданами и следить за тем, чтобы их товарищи тоже были законопослушными. А если такая модель поведения является естественной и общепринятой, в том числе в детском коллективе, никаких проблем с «ябедами» и «доносчиками» не возникает.

«Чужаков» не бывает

Американский детский коллектив отличается удивительной терпимостью. Ситуации, когда над детьми смеются или издеваются сверстники, крайне нехарактерны. Рыжие, очкарики, лопоухие могут чувствовать себя в полной безопасности.

Конечно, многое зависит от района, где находится образовательное учреждение, но в целом драки и другие нарушения дисциплины — скорее исключение, чем правило для американских детей. Адаптация ребят из других стран, в том числе из России, как правило, проходит в американских школах очень гладко. Навыки разговорного языка усваиваются в течение нескольких месяцев, и в дальнейшем ребенок чувствует себя совершенно комфортно. Тем более что он, как правило, оказывается не единственным иностранцем в классе. А в Нью-Йорке, Флориде или Калифорнии число детей иммигрантов в школах зачастую превосходит количество коренных американцев.

Конечно, многое в процессе адаптации зависит от личности и индивидуальных особенностей ребенка, от настроя его семьи на адаптацию в новом обществе, однако атмосфера образовательных учреждений благоприятствует тому, чтобы этот процесс прошел максимально безболезненно.

Конечно, опыт другой страны и культуры нельзя перенести на родную почву механически. Но в этом и нет необходимости. Однако знакомство с таким опытом, творческое осмысление его положительных и рациональных моментов очень важны для того чтобы изменить что-то к лучшему и у себя дома.

В бонусе читайте секрет воспитания детей от Анджелины Джоли и Брэда Питта


Трудно вспомнить более известных родителей, чем многодетная пара Анджелина Джоли и Брэд Питт. Сейчас в их семье шестеро детей – Мэддокс, Пакс, Захра, Шило Нувель и близнецы Нокс и Вивьен. В планах – завести еще одного биологического и одного приемного ребенка, и на этом пока остановиться.

Малыши у этой звездной пары разных национальностей. Старшему Мэддоксу девять лет, близнецам всего год. Воспитать такую компанию непросто, но голливудская чета справляется – на радость папарацци семейство частенько выбирается на совместные ланчи, где дети демонстрируют неплохое воспитание.

И Джоли, и Питт росли в строгих правилах, и в собственной семье пытаются придерживаться тех же принципов. Главный из них – отказ от любых проявлений агрессии. Детям не покупают игрушечного оружия, в семье действует строгий запрет на компьютерные «стрелялки». Кроме того, детям нельзя смотреть боевики и, в первую очередь, экшны с участием родителей. Все-таки мама в образе сексуальной киллерши – не лучший пример для подражания.

Однако и свободы детям не занимать. В отличие от строгого отца, Анджелина заботится о гармоничном развитии детей. Все дети в мире устраивают в комнате бардак, рисуют на стенах, пачкают джинсы шоколадом, и делать из этого трагедии не стоит.



Публикации по теме