Открытое занятие кружка волшебный лоскуток. «Оживи волшебный лоскуток «Чудо-коврик»

Способы лоскутного шитья в домашнем рукоделие.

Простое рукоделие наших бабушек из оставшихся лоскутков тканей, в настоящее время, превратилось в целый раздел народно-прикладного искусства именуемое пэчворк. Различные техники соединения разноцветных, разнообразной или правильной формы кусочков позволяют творить необычайно красивые и неординарные изделия. Очень часто пэчворк используют для оформления интерьера.

Лоскутное шитье для начинающих: разная техника

Первые шаги по освоению пэчворка следует начинать с самых простых техник:

  • Традиционная. Основой служит тканевое полотно, на которое с изнаночной стороны накладываются сшитые лоскутки. Рисунок, сложенный из кусочков, является лицевой стороной изделия. Чаще всего таким способ оформляются прихватки и тонкие одеяла.
Кухонная утварь своими руками

Покрывало украшенное лоскутками
  • Быстрые квадраты . Самый простой способ. Подготовленные разноцветные квадратные лоскутки складываются в определенный рисунок. Все зависит от фантазии рукодельницы.


Очень простой способ пэчворка для учеников
  • Полоска к полоске. Пестрые отрезы из полос соединяется по-разному: в спиральных или зигзагообразных формах, в горизонтальных или вертикальных направлениях


Мягкая подушка, сделанная своими руками
  • Волшебные треугольники. Делая первые шаги в работе, лучше использовать равнобедренные треугольники. Из них очень просто выстраивать любой узор.


Одеяло из треугольных лоскутков

Техника барджелло в лоскутном шитье: схемы для начинающих



Схематичный рисунок

Подготавливаем 6 отрезов разной расцветки, выбранной длины и ширины (в зависимости от желаемого размера готового полотна)

Отрезы распределяем по тонам

Сшиваем полоски сначала попарно с изнаночной стороны, далее в одно целое полотно

Отрезаем неровные края

Прострачиваем вместе: первую и последнюю полосу

Отрезаем ровные полосы барджелло

Складываем полоски по схеме, затем сшиваем. Лишние швы на наборных полосах распарываем. Делаем окантовку готового изделия лентой

Если все сделано правильно, получаем красивое одеяло или накидку

Техника пэчворк в лоскутном шитье: схемы для начинающих



Пример 1

Пример 2

Пример 3

Пример 4

Пример 5

Пример 6

Техника пицца в лоскутном шитье: схемы для начинающих

  • Очень удобный вариант, так как не требует никакой определенной схемы
  • Делается из кусочков ткани любого размера
  • На отрез ткани, выбранного размера готового изделия, накладываем лоскутки. Рисунок совершенно произвольный
  • Сверху накладываем слой органзы
  • Утюжим
  • Кладем еще один рисунок из лоскутков
  • Накрываем еще раз органзой
  • Простёгиваем весь шаблон на машинке


Простеганный лоскутный вариант

Техника крейзи в лоскутном шитье из джинсы: схемы для начинающих

  • Идеальная возможность создавать самобытные изделия из пришедших в негодность старых джинсов.
  • Поскольку эта техника предусматривает использование различной формы фигур, украшение пуговицами, бусинами, стразами, лентами, кружевом и другими непредсказуемыми элементами, в ход пойдут лейблы, карманы, готовые простроченные швы, присутствующие на старых джинсах.
  • Отсутствие требований к какому-либо плану или сюжету позволяет творить весьма непредсказуемые и полезные изделия.


Украшаем интерьер при помощи лоскутного мастерства

Изготавливаем сумочки из потрепавшихся парусиновых штанов

В ход идут: потрепанные кромки, карманы, пристроченные замки и прочие элементы декорации старых джинсов

Техника боро в лоскутном шитье: схемы для начинающих

  • Этническая мода в стиле боро является ярким представителем японского прикладного искусства
  • Подобная техника подразумевает под собой имитирующую штопку обрывками тряпок и лоскутами
  • Работа очень трудоемкая, поскольку каждая заплата пришивается вручную
  • Любое изделие, изготовленное с помощью этой техники, получается весьма уникальным и декоративным
  • Превратить обыденную, скучную сумку в эксклюзивный предмет гардероба, под силу даже начинающей рукодельнице


Нарезанные разной формы прямоугольники накладываем на лицевую сторону сумки

Пришиваем вручную каждую фигурку

Эффектное изделие готово

Техника ляпочиха в лоскутном шитье: схемы для начинающих

Самый распространенный вид техники. Еще наши предки изготавливали ковровые дорожки используя данную технологию. Тоненькие трикотажные полоски нашиваются на основу. Чем разнообразнее цветовая гамма, тем изделие получается интереснее.



Декоративная подушка в стиле ляпочиха

Традиционный коврик из лоскутков

Красивое лоскутное шитье одежды: схемы, фото

  • Создание одежды в стилистике пэчворка, требует много времени и терпения
  • Изготовить из кусочков можно: верхнюю одежду, платье, блузку, и даже сапоги и тапочки
  • Подбирайте кусочки приблизительно одного размера
  • При максимальном разнообразии цветов всегда должен быть один доминирующий цвет
  • Можно использовать лоскутки от старой одежды, остатки от новой ткани


Теплая куртка из лоскутков

Схема формирования изделия

Фантазии из джинсы

Гармоничный наряд в стиле пэчворк

Еще один вид наряда с помощью лоскутной техники

Боярка из отрезков ткани

Уютные домашние тапочки, оформленные лоскутками

Красивое лоскутное шитье для детей: схемы, фото



Шаблон: курочка на прогулке

Готовое покрывало сделанное по шаблону

Схематичное изображение: креативный цыпленок под зонтом

Детский плед по предложенной схеме

Сумочка для девочки из лоскутков

Детский нагрудник, украшенный аппликацией из кусочков ткани

Красивое пано в технике пэчворк

Подушки для детской комнаты с помощью лоскутной техники

Красивое лоскутное шитье прихваток

  • Практическая вещь, не требующая больших затрат при выполнении в стиле пэчворк, может послужить прекрасным подарком для близкой подруги и родственниц.
  • Прихватки можно делать разной формы и размера, это очень упрощает работу для тех, кто впервые берется за лоскутный вид рукоделия.


Схема котика для кухонной утвари, сделанной из обрезков ткани

Готовые прихватки с котом

Вариант прихватки-варежки

Веселые совушки в кухонном интерьере

Листочки из лоскутков на кухонных прихватках

Яркие елочки для хозяйки в стиле пэчворк

Еще один вариант прихваток из кусочков ткани в форме листочков

Видео: Прихватка из лоскутков ткани

Красивое лоскутное шитье сумок

Один из вариантов лоскутного рукоделия сумок рассмотрен выше.

Применить этот вид народного творчества можно для любых видов сумок.



Эксклюзивный вариант сумки своими руками

Прекрасное оформление лоскутками

Нежная креативная модель в технике пэчворк

Этапы выполнения необычной детали гардероба

Лоскутное красивое шитье из носков

Приемы лоскутного шитья очень часто применяются для латания дыр на носках. Но иногда носки используют для уникального изготовления изделий домашнего творчества.



Птичка из отслужившего свою службу носков

Причудливые дракончики из носка

Забавные совята из прохудившихся носков

Лоскутное шитье из полосок ткани

Рассмотрим данную технику на следующем примере.

  • Из тканевого отреза длиной 1,5 м вырезаем две полосы желтой расцветки и столько же полос с синими цветами


Подготовительный этап 1
  • Раскраиваем при помощи линейки с углом 60 градусов или обыкновенной, имеющую разметку угла 30 градусов
  • На раскроенные отрезы кладем чистый лист ватмана
  • Совмещаем нижние концы


Подготовительный этап шаг 2
  • Обрезаем верх листа по размеру ширины полосы
  • До точки з0 градусной разметки на линейке прикладываем боковую часть края бумаги
  • Вершину треугольника немного скашиваем, оставляя припуски на швы


Подготовительный этап 3
  • Прокладываем черту по намеченной линии, обрезаем полученный треугольник
  • При помощи скотча крепим линейку, как показано на рисунке


Подготовительный этап 4

Приступаем к основной работе

  • Полосы одинаковой расцветки складываем изнаночной стороной внутрь
  • Отрезаем первую треугольную деталь
  • У нас получилось две одинаковые треугольные фигуры, из которых в дальнейшем мы сотворим красивую салфетку
  • Вырезаем подобным образом треугольники для коврика


Этап 1
  • Далее перевернутой стороной линейки отмеряем уголок с противоположной части бордюры
  • Режем по отмеренной линии - еще две детали для салфетки
  • Вновь меняем положение линейки, отрезаем треугольники для дорожки
  • В результате, необходимо заготовить два уголка с одной стороны полосы для коврика и два с другой, для салфетки
  • Подобным образом делаем все манипуляции с другого края полосы, но в зеркальном отражении
  • Получаем готовые изделия
  • Далее можно сделать подстежку из синтепона и окантовку лентой


Заключительный этап

Лоскутное шитье коврика из трикотажа

  • Оптимальный вариант изготовления трикотажных ковриков из лоскутков - с помощью техники ляпочиха, рассмотренного выше
  • Усложнить узор можно пришив кусочки трикотажа в форме клювиков
Оригинальные лоскутные коврики

Лоскутное шитье: техника волшебные треугольники, салфетки



Украшаем волшебными треугольниками салфетки
  • Одна из самых популярных техник в лоскутном шитье
  • Использование треугольников очень удобно для создания различных узоров и орнаментов
  • Очень легко работать с равнобедренными треугольниками
  • Творческий процесс прост: треугольники сшиваются короткой стороной - складывается узор из длинных разноцветных полосок, длиной - получаются квадратные рисунки

Лоскутное шитье из квадратов



Уютная подушка из квадратных кусочков

Доступная техника пэчворк из квадратов – оптимальное решение для начинающих, поскольку она простая и легкая. Для создания такого рисунка, можно использовать технику барджело, приведенную выше.

Изделия из лоскутного шитья: фото


  • Не всегда простой, но очень интересный предмет народного творчества, по мере получения навыков будет вдохновлять на новые идеи.
  • У каждой рукодельницы имеется индивидуальный подход к любой из имеющихся технологий.
  • Именно в этом рукоделии практически невозможно повторить любую даже самую простую идею, так как лоскутки, один в один оригиналу, очень трудно подобрать.
  • За что и имеет лоскутная мозаика особую значимость - это неповторимость.
  • Видео: Лоскутное шитье для начинающих. Техника «колодец»

    Художественные проекты ознакомления дошкольников с региональными художественными ремёслами.

    Проблема: Показать разнообразие художественных ремесел Симбирского края и их отличительные черты.

    Цели:

    1. Показать особенности лоскутной техники шитья и возможности ее использования для убранства дома, украшения интерьера.
    - путем погружения в быт русского народа;
    - знакомство с современной мастерицей г. Димитровграда О. Вукаловой.

    2. Формирование потребности создавать изделия по мотивам работ симбирских мастериц.

    Задачи:

    1. Знакомство с орнаментом симбирских тканых изделий, его особенностями и функциями: эстетической, этнической, обереговой.

    2. Знакомство с видами орнамента: геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный.

    3. Дать представление о региональных особенностях народного костюма {расцветка, форма отделки и т.д.}.

    Предварительная работа:

    Подготовка книжек-раскрасок “Ткачество и вышивка симбирских мастериц”, “Симбирский народный костюм”, “ Симбирские головные уборы”.
    - выполнение детьми под руководством взрослого отдельных элементов костюма своей местности для сюжетно-ролевых игр.
    - внесение вариативных моделей.
    - подготовка необходимого инструментария.
    - рассматривание тканых изделий.

    - чтение симбирских сказок.

    1. Плетение пояса - ручной труд.

    Цель: заинтересовать детей техникой плетения на примере плетения с помощью бумажных полос. Формирование потребности создавать изделие по мотивам работ симбирских мастериц.

    Методика: загадывание загадок о поясах. Предложение сплести пояс, как симбирские мастерицы. Обсуждение проблемной ситуации: как можно сплести пояс из бумажных полос. Игровая мотивация: пояс для бумажной куклы. Установка на сочетание цветов и оттенков. Самостоятельная деятельность детей - плетение пояса. Рассматривание детских работ. Украшение бумажных кукол.

    Обыгрывание - куклы любуются поясами.


    - обсуждение с детьми значения пояса в народном костюме.
    - дидактическая игра “Плетение ковра”.
    - рассматривание репродукции картины Р.А.Тропинина “Пряха”, обмен впечатлениями.

    2. Беседа с детьми о лоскутной мозаике.

    Цель: познакомить детей с лоскутной мозаикой как старинным видом декоративно- прикладного народного искусства.

    Методика: Воспитатель показывает различные образцы лоскутной мозаики: игрушки, одеяльца и другие изделия из лоскутков. Рассматривание, любование изделиями, выполненными в лоскутной технике. Рассказ воспитателя о лоскутной технике.

    Взаимодействие с другими видами деятельности:
    - конструирование из бросового материала - Рукотворное чудо.
    - экскурсия в музей народного творчества.

    3. Аппликация “Узоры симбирских мастериц”.

    Цель: удивить детей красотой орнамента тканых полотенец. Познакомить с особенностями геометрического орнамента, с элементом симбирского орнамента - “перунов цветок”, его значением и способом вырезывания. Воспитывать интерес к орнаменту, желание использовать его для украшения изделий.

    Методика: рассматривание тканых изделий, обсуждение понравившихся. Беседа и рассуждение с детьми об орнаменте и его функциях (украшает, защищает, выражает пожелание). Дидактическая игра “Чтение орнамента”. Рассказ воспитателя об основном элементе орнамента “перунов цветок”, предложение создать свой орнамент из этого элемента.

    Показ способа вырезывания элемента - “ перунов цветок ”. Анализ вариативных моделей орнамента из этого элемента. Повторение особенности построения линейного орнамента. Самостоятельная деятельность детей над орнаментацией полотенца. Рассматривание детских работ, определение их индивидуальной выразительности.

    Взаимодействие с другими видами деятельности:
    - дидактическая игра “Симбирская мозаика”. Составление композиций из элемента “ перунов цветок ” на полосе, квадрате.
    - книжка-раскраска “Симбирские полотенца”,
    - творческое задание “Придумай свой орнамент”.

    4. Изготовление дидактической игры “Симбирская мозаика”.

    Цель: составление композиций из элемента “перунов цветок” на полосе, квадрате.

    Методика: Рассматривание тканых изделий, вышитых геометрическим орнаментом. Предложение изготовить дидактическую игру, вырезать элементы для составления геометрического орнамента. Анализ вариативных моделей орнамента из этих элементов. Выбор понравившегося орнамента. Самостоятельная деятельность детей. Обмен конвертами с элементами орнамента. Составление орнамента на изделии. Обмен впечатлениями и чтение орнамента.

    5. Рассказ детям о разнообразии русского народного костюма.

    Цель: познакомить с русским народным костюмом, выделить защитную функцию орнамента в одежде - для оберега от неблагоприятных воздействий.

    Методика: Предложение детям отправиться в путешествие по старине и поговорить о том, что носили, во что одевались наши предки в прежние времена. Создание проблемной ситуации - в древние времена магазинов не было. Как же одевались люди в красивые одежды в старину. Какой же была тогда одежда. Рассказ воспитателя с показом элементов народного костюма - рубаха, сарафан, налобник, кокошник, сорока и тд.

    Взаимодействие с другими видами деятельности:
    - беседа по прослушанному рассказу.
    - разгадывание кроссворда о русских головных уборах.

    6. Выступает будто пава.

    Цель: познакомить с русским народным костюмом Симбирской губернии, выделить защитную функцию орнамента в одежде - для оберега от неблагоприятных воздействий. Побудить детей использовать полученные знания в собственной изобразительной деятельности.

    Методика: рассматривание элементов костюма симбирских крестьянок. Определение вместе с детьми понятий “сарафан”, “кокошник”, “рубаха”. Рассказ воспитателя о русском народном костюме Симбирской губернии. Нахождение детьми в украшении костюма знакомых элементов орнамента. Предложение создать свой орнамент из знакомых элементов.

    Проблемная ситуация: как можно изобразить перунов цветок с помощью карандаша. Рассматривание динамической таблицы - последовательность рисования элемента “ перунов цветок ”. Определение местонахождения и способа построения орнамента на силуэте. Самостоятельная деятельность детей.

    Анализ работ.

    Взаимодействие с другими видами деятельности:
    - сравнение симбирского народного костюма с костюмами персонажей русских народных сказок. Изготовление бумажных кукол, придумывание им старинных имен, украшение костюма орнаментом.

    7. Посещение музея народного творчества.

    Цель: обобщить и закрепить у детей знания о русском народном костюме.

    Методика: В музее встречает работник музея в народном костюме.

    Экскурсовод: Здравствуйте, дети. Пришли вы в музей посидеть, на красоту посмотреть, про старину послушать. Ведь недаром в народе говорят: обед узнают по кушанью, а ум по слушанию. Сегодня я проведу конкурс, и мы узнаем, кто же из вас лучше знает старину. (Делит ребят на две команды).

    1. Придумайте названия своим командам.

    2. Закончите пословицы и поговорки:

    1) Какова пряха,…… такова на ней рубаха.
    2) По платью встречают, ……по уму провожают.
    3) Береги платье снову,…… а честь смолоду.
    4) Не поносишь старого -…….. не носить и нового.
    5) Всяк портной на свой …….раскрой.
    6) Умеют не от хохота, а от…….жизненного опыта.

    Экскурсовод: Молодцы, дети, много знаете пословиц и поговорок. Посмотрите, сколько здесь разных костюмов. Но как мы определим, где здесь костюм Симбирской губернии?

    3. Воспитатель: Давайте поиграем в игру. Дети, я буду показывать на рисунках части костюма, а вы говорите, что это за деталь. (Показывает рисунки с разными костюмами - северорусский, южнорусский, симбирский).
    Воспитатель: Молодцы! Вот мы и нашли симбирский костюм.

    4. А теперь попробуйте превратиться в ткачей. Каждая команда должна одеть куклу в симбирский народный костюм. Будьте внимательны. А мы посмотрим, какая команда сделает это дружно, быстро и аккуратно.

    5. Вопросы 1 команде:
    - что в старину на Руси носили женщины? (сарафан)
    - от какого корня происходило слово рубаха? (рубить)
    - какой длины обычно были рубахи у мужчин?
    - круг - символ……солнца.
    - чем обычно украшали сарафан? (пуговицами)

    Вопросы 2 команде:
    - что в старину было основой мужской одежды? (рубаха)
    - что означает слово «опростоволоситься»
    - какой длины были рубахи у женщин?
    - дерево - символ…..жизни.
    - что было вышито на поясе у мужчин?

    Подведение итогов. Предложение поиграть в симбирскую игру.

    Игра «Челноком».

    Играющие становятся в пары одна после другой: поднимают руки вверх, чтобы свободно можно было пройти между ними; последняя пара бежит между всех пар и кричит:

    Челнок бежит, земля дрожит!
    Пройдя все пары, становится впереди первой и тоже поднимает вверх руки. Таким же образом бежит вторая пара, третья и т.д. до последней пары, затем опять начинает бежать первая, и таким образом игра продолжается по желанию без конца.

    8. “Украсим дом для куклы”.

    Цель: побудить детей украсить интерьер комнаты для кукол, выбрав понравившуюся технику создания изделия по мотивам симбирских мастериц. Развивать желание создавать неповторимую работу, стремление выразить в ней свое творческое начало.

    Методика: создание проблемной ситуации: необходимо обустроить дом для куклы. Обсуждение проблемы с детьми, определение объёма работы и её содержание для каждого ребёнка. Самостоятельная деятельность детей. Обыгрывание новоселья.

    Взаимодействие с другими видами деятельности:
    - игры с обустроенным домом,
    - выставка детских работ для сотрудников ДОУ и родителей.

    Мелекова Ирина Александровна, МБДОУ Центр развития ребёнка - детский сад № 60 «Незабудка», г. Ульяновск, старший воспитатель.

    Чтобы скачать материал или !

    Цель: Сформировать у детей представление о лоскутном шитье, вызвать у детей интерес к истории возникновения лоскутного шитья, приобщать к культуре русского народа, к семейным традициям, воспитывать интерес к рукоделию.

    Задачи:

    • формировать уважительное, бережливое отношение к вещам;
    • развивать рефлексивные навыки;
    • способствовать развитию познавательного интереса;
    • закреплять умение различать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, квадрат, прямоугольник.

    Место проведения: групповое помещение.

    Возраст детей: 5 лет.

    Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Двигательная».

    Предшествующая работа: чтение русских народных сказок о рукодельницах, рассматривание иллюстраций в книгах и фотографий с изображением различных видов рукоделия.

    Оборудование и материал: кусок ткани, ножницы, изделия сшитые из лоскутков ткани, кусочки ткани, нарезанные треугольниками, квадратами, прямоугольниками, костюм для бабушки.

    Ход занятия

    Воспитатель: Ребята, сегодня мы выкроим новое платье для нашей куклы Даши.

    Воспитатель раскладывает на столе ткань и вырезает детали платья.

    Раздается стук в дверь и входит бабушка в народном костюме с большой сумкой сшитой из лоскутков.

    Бабушка: Здравствуйте, ребята! Меня зовут бабушка Марфа. А что вы делаете?

    Дети: Да вот бабушка, кроим платье для куклы.

    Бабушка: Молодцы! Ой, сколько у вас кусочков ткани осталось! Можно я их себе заберу.

    Дети: Конечно, бабушка Марфа. А зачем они тебе?

    Бабушка: О, ребята, из этих кусочков можно сделать много красивых и полезных вещей. Вот видите какая у меня яркая, красивая сумка? Она сшита из кусочков ткани-лоскутков. Но чтобы сшить вещь из лоскутков, нужно остатки ткани нарезать квадратами, прямоугольниками, треугольниками.

    У меня в сумке есть такие лоскутки, но они все перепутались. Помогите мне, ребята, разобрать их.

    Дидактическая игра «Собери лоскутки по форме».

    На стол вперемешку выкладывают лоскутки ткани нарезанные квадратами, прямоугольниками, треугольниками. На полу лежат треугольник, квадрат, прямоугольник. Дети берут со стола по одному лоскутку и называют его форму. По сигналу воспитателя ребята начинают двигаться по групповой комнате, по второму сигналу находят свои домики: те, у кого в руках треугольник, бегут к треугольнику, те у кого квадрат, - к квадрату, у кого прямоугольник к прямоугольнику. Когда дети разбегутся по местам, воспитатель просит их обосновать свой выбор и дать объяснение, чем квадрат отличается от прямоугольника, а треугольник от квадрата и прямоугольника.

    Бабушка:

    Спасибо, ребята, помогли бабушке Марфе. Ну, а теперь смотрите, что можно сшить из лоскутков. (Достает из сумки детское одеяльце, коврик, прихватку, подушечку, грелку на чайник и т.д. - все сшитое из лоскутков).

    Дети рассматривают эти изделия, трогают руками.

    Бабушка:

    Садитесь, ребята, и послушайте. Давным-давно русские мастерицы, оставшимися после кроя рубахи или платья кусочками ткани стали украшать одежду, удлинять детские рубашонки и, конечно шить из них лоскутные одеяла. Лоскутные одеяла были почти во всех крестьянских домах. Под лоскутным одеялом так тепло спать в холодные ночи. Лоскутное одеяльце дарили при рождении малыша, оно обязательно входило в приданное невесты. В них, как в калейдоскопе, можно было увидеть и мамино платье, и бабушкину юбку, и отцовскую рубаху. Лоскутное шитье в России имело свои особенности. Выполненные из лоскутков изделия всегда были яркими, в них обязательно присутствовал красный цвет. Лоскутные одеяла, коврики, подушечки и другие изделия не только согревали своим «разноцветьем», но и украшали скромный быт крестьян, в короткие зимние дни напоминали о солнечном лете.

    Ох, засиделись что-то мы, все косточки затекли. Ну-ка давайте подвигаемся!

    Подвижная игра «Бояре».

    Две группы детей становятся рядами напротив друг друга. (Воспитатель становится в первую группу, а бабушка Марфа в другую). Берутся за руки и идут навстречу друг другу, потом назад. При этом поется такая песня:

    Первые: «Бояре, а мы к вам пришли, молодые, а мы к вам пришли».

    Вторые: «Бояре, а зачем пришли, молодые, а зачем пришли?»

    Первые: «Бояре, нам невесту выбирать, выбирать».

    Вторые: «Бояре, а какая вам мила, вам мила?»

    Первые: «Бояре, нам вот эта мила, нам мила» (указывают на кого-либо из противоположного ряда).

    Выбранная невеста поворачивается к выбирающим спиной.

    Вторые: «Бояре, она шалунья у нас».

    Первые: «Бояре, а мы плеточкой ее».

    Вторые: «Бояре, она плеточки боится».

    Первые: «Бояре, а мы пряничком ее».

    Вторые: «Бояре, у ней зубки болят».

    Первые: «Бояре, а мы к доктору сведем».

    Вторые: «Бояре, она доктора боится».

    Так идет своеобразная торговля. Слова можно изменять, добавлять свои.

    Заканчивается игра так:

    Первые: «Бояре, не валяйте дурака, отдавайте нам невесту навсегда».

    Невеста разбегается и старается разорвать ряд выбирающих, которые крепко держаться за руки. Если ее удержат, невеста переходит в ряд к выбирающим, а если нет-невеста возвращается к своим.

    Затем команды меняются ролями. Игра заканчивается.

    Хорошо с вами, ребята, весело. Но мне пора возвращаться домой, шить лоскутное одеяльце для своей внучки. До свидания.

    Заключительная часть.

    Воспитатель:

    Ребята, понравилось вам лоскутное шитье?

    Дети:

    Воспитатель:

    А почему это шитье называется лоскутным?

    Дети:

    Потому что шьют из лоскутков.

    Воспитатель:

    Правильно. Ребята, а давайте мы тоже на занятии по изобразительной деятельности создадим лоскутное одеяло. У нас после занятий остается много обрезков цветной бумаги. Мы не будем их выбрасывать, а будем собирать, а потом нарежем из них квадраты, прямоугольники, треугольники. И каждый, наклеив эти «лоскутки» на лист бумаги, создаст свое красивое, неповторимое лоскутное одеяльце.

    Список литературы.

    1. Денисова Л.Ф. Изысканный лоскут. Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия.-М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010.
    2. Монина Г.Б., Гурин Ю.В. Игры для детей от трех до семи лет.-СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008.
    3. https://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения: 01.12.2015).

    Учебно-методический план занятия

    Тема: Волшебный лоскуток.

    Цель урока: познакомить учащихся с основами техники лоскутного шитья, выполнить мини-проект «Корпе».

    Задачи урока:

    Образовательная:

    1. Познакомить учащихся с одним из видов народных ремесел, получившего распространение у многих народов мира.

    2. Выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на уроке.
    3. Проверить способность к творческому мышлению и самостоятельной деятельности.

    Развивающая:
    1. Развивать познавательный интерес, творческую активность учащихся.

    2.Развивать эстетический вкус.

    Воспитательная:
    1.Воспитывать уважительное отношение к народным обычаям и традициям.

    2.Воспитывать толерантность.

    3. Воспитывать дружеское и деловое общение учащихся в совместной работе.

    Методы обучения: проблемного изложения, объяснительно-иллюстративный, исследовательский, репродуктивный.

    Формы учебной деятельности на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная.

    Оборудование урока: образцы изделий из лоскутов, презентации«Что нас объединяет и делает разными», «История лоскутного шитья», «Лоскутные одеяла в картинах художников» , экран, записи народной музыки, таблицы гармонирующих цветов, цветная бумага, ножницы, клей, простой карандаш, линейка.

    Ход урока

    I.Организационный момент.

    Приветствие, проверка присутствия учащихся (по журналу), проверка готовнос­ти учащихся к уроку.

    II. Сообщение темы и цели урока.

    Девочки, для того, чтобы определить тему урока, поставить его цель и задачи, я хочу предложить вам посмотреть презентацию, которая называется «Что нас объединяет и делает разными?». /Просмотр мотивационной презентации/.

    1 слайд. «Что нас объединяет и делает разными?».

    2 слайд. Мы – люди, наш общий дом планета Земля.

    3,4 слайд. Самое главное в жизни человека это семья.

    5-10 слайд. Мы рождаемся, ходим в детский сад, школу, университет, на работу, создаём свою семью.

    11 слайд. Мы разной национальности.

    12 слайд. У нас разная культура, обычаи, традиции.

    13-24 слайд. Каждый народ славится своим ремеслом.

    25 слайд. Всё это делает нас индивидуальными.

    26слайд. Но всех нас объединяет любовь к творчеству, желание создавать красоту своими руками. Мы любим свою культуру, с уважением относимся к культуре других народов. Мы хотим жить в мире!

    Учитель: тема нашего урока «Волшебный лоскуток». (Слайд 27) На уроке мы познакомимся с одним из народных промыслов – поджаги, пэчворк, или курак, или квилт, или лоскутное шитье. Девочки, а как вы думаете, почему техника лоскутного шитья носит разные названия? /Ответы детей/. Совершенно верно, этот народный промысел был распространен у народов разных национальностей. Это искусство нас объединяет и делает одновременно разными, а почему мы узнаем в течении урока. Ещё вы выполните минипроект «корпе».

    Записать в тетради тему урока и ключевые слова: пэчворк, курак, квилт, лоскутное шитье.

    III. Изучение нового материала. Актуализация знаний.

    Сборка полотна из лоскутов, аппликация из ткани, стёганые изделия издавна существовали независимо друг от друга у многих народов мира. (слайд №28). Вероятно везде, где человек работал с тканью, возникала необходимость использовать обрезки и выпады кроя, и лоскутное шитьё появлялось в том или ином виде. Известен египетский орнамент, созданный из кусочков газельей кожи около 980 года до н. э., в одном из музеев Токио экспонируется сшитый примерно в то же время костюм с украшениями из лоскутов. В 1920 году в Пещере тысячи Будд был найден ковёр, собранный приблизительно в IX веке из множества кусочков одежд паломников.

    Экспозиции музеев таких стран, как США, Германия, Швеция, Швейцария, Австралия, содержат целые коллекции изделий, выполненных в стиле лоскутной техники - Patchwork*. (Слайд № 29-31). Имеется такая коллекция и во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства в России, в музее имени А. Кастеева в Казахстане. (Слайд №32-34). По всему миру созданы ассоциации мастеров лоскутного шитья.

    В XVI веке в Англию начали поступать красочные ткани разнообразных узоров из индийского хлопка. Одеяло, декорированное вышивкой или набойкой, считалось модным украшением домашнего интерьера. Шитьё из лоскутов появилось в результате дефицита ситца, возникшего из-за запрета продажи в Англии индийских тканей в 1712 году. Таким образом, правительство намеревалось сохранить отечественные мануфактуры, на которых производились шерстяные и шёлковые ткани. Ситец попадал в Англию контрабандными путями и его цена резко выросла. Обрезки, оставшиеся после кроя одежды из ситца, не выбрасывали, а использовали для создания других изделий. Крупными фрагментами декорировались шерстяные либо льняные ткани в технике аппликации. Самые мелкие остатки сшивались друг с другом, образуя единое полотно. Так появился Patchwork.

    На Руси издавна было распространено бережливое отношение к ткани, как произведённой дома (до XVIII века в основном в стране использовалось домотканое полотно), так и покупной. Шитьё из лоскутов получило широкое распространение во второй половине XIX века с появлением в продаже заграничного ситца. В отличие от домотканых полотен, ширина которых была около 40 см, ткани фабричного производства имели ширину 75-80 см, и при раскрое из них одежды образовывалось большое количество обрезков. В основном вещи (большей частью лоскутные одеяла), создаваемые в крестьянской среде, несли исключительно практическую функцию - защищали от холода.

    В подготовке этого урока принимала участие творческая группа девочек, которая занималась исследовательской работой. Девочки решили выяснить, как изделия из лоскутов нашли отражение в творчестве поэтов, художников, какие техники лоскутного шитья известны. Давайте предоставим им слово. /Выступление группы девочек. Они демонстрируют презентацию, где на картинах художников запечатлены лоскутные одеяла. Все картины наполнены теплом, уютом, радостью, светом. Также девочки декламируют стихотворения и презентацию о технике лоскутного шитья /.

    ОДЕЯЛО /Лена/

    Шила бабушка внучатам
    Из лоскутьев одеяло.
    В сундучишке небогатом
    Разбирала, узнавала:

    Вот горошек старой шторки,
    Вот остаток покрывала…
    Вот кусок от гимнастёрки –
    В ней когда-то воевала.

    В этом – радостно плясала…
    В этом – горько голосила…
    В небольшое одеяло
    Жизнь нелёгкая вместилась.

    Гелия Маура.

    Я лоскутное шью одеяло
    Из озер, рек, травинок и тучек.
    Шью такое, каких не бывало,
    Чтобы мир стал нарядней и лучше.
    За стежком шью стежок кропотливо.
    Солнце – верный помощник мой светит.
    Я стараюсь, чтоб было не криво,
    И не смог разорвать его ветер.
    У природы расцветки, что надо,
    Много зелени и голубого.
    Есть вкрапленья цветущего сада
    И чего-то давно дорогого.

    Я лоскутное шью одеяло.
    Подмигнули мне с ткани цветочки.
    Я в единое ловко спаяла
    Слишком разные эти кусочки.

    Зинаида Маркина

    С полки бабушка достала
    Непростое одеяло:
    Развернул его я... Ах!
    Всё в цветастых лоскутках!

    Разлетелись лоскутки,
    Точно это мотыльки:
    Желтый, красный, полосатый,
    Фартук, галстуки, халаты,
    Занавески, покрывало -
    Что здесь только ни бывало!

    Шерстяные и из ситца -
    Всё для дела пригодится.

    Вот, пришит наискосок
    От костюма лоскуток;
    Пиджаком была когда-то
    Темно-синяя заплата.
    Вот, букетик васильков
    На одном из лоскутков.

    Вот, зеленый, мягкий самый -
    Лоскуток от платья мамы!
    Рядом с ним (случайно вдруг...)
    От моих парадных брюк,
    Чтоб я помнил каждый раз,
    Что с гвоздем в заборе лаз!..

    А вот этот лоскуток
    Выцвел вдоль и поперёк,
    Он за много-много лет
    Потерял свой прежний цвет.

    Вот, еще один, большой;
    Полюбуйтесь, он какой -
    Треугольный, из фланели,
    Мой любимый, в самом деле.

    Ох, какое одеяло!
    Все секреты рассказало;
    Лоскуточек к лоскутку,
    Уголочек к уголку!

    Подрасту еще чуток
    И пришью свой лоскуток!

    Мария Федоренкова

    Учитель: я тоже хочу прочитать вам стихотворение Татьяны Ковальчук, которое называется «Оберег».
    Сошью в подарок детям одеяла,
    Укрывшись ими будут сниться только радостные сны-
    Ведь каждый шов и яркий лоскуточек
    Хранят тепло моей руки, души.

    И пусть прослужит рук творенье
    Красивый свой лоскутный век,
    Согреет самых дорогих мне
    С любовью сшитый оберег.

    Вот такие замечательные картины и стихи были созданы в честь лоскутных одеял. Слово предоставляется Даше, она расскажет нам о техниках лоскутного шитья.

    /Записать в тетради техники лоскутного шитья/

    Ну а мы продолжаем наш рассказ о лоскутном шитье. Слово предоставляется Анофриевой Наде, она подготовила сообщение о лоскутном шитье в Казахстане.

    « Техника пэчворк у казахов называется курак. От тюркского «кура», означающего «сшитый вместе – собранный из отдельных кусков» Из лоскута в старину казахские рукодельницы шили головные уборы, одежду, конские попоны, коврики для сидения – корпе, принадлежности для колыбели, одеяла, подушки, наволочки. (слайд №19, 20). Куракам казахи приписывали магические свойства. Считалось, что чем большее количество лоскута использовано в изделии, тем больше у его хозяина будет детей, скота, богатства. Поэтому кураки часто преподносили в подарок. Чтобы защитить новорожденного ребенка от злых духов, ему шили одеяло из 40 лоскутов, а детям постарше – халатики и тюбетейки. Много кураков заготавливалось и в приданое невесте».

    Учитель: Я хочу подробнее рассказать о корпе. /Просмотр презентации 36-46/. Казахские корпе – традиционный вид народного прикладного творчества. Яркие лоскутки собранные вместе напоминают о ярких цветах в весенней казахской степи, о тихой глади озер. В бескрайних степях каждую весну зеленеет трава, расцветают подснежники, красные и желтые тюльпаны, в горах цветут колокольчики и эдельвейсы. Когда смотришь на яркие корпешки, понимаешь, что в них собрана вся красота казахской природы и именно поэтому, они зажигают дом энергией и счастьем.

    Несмотря на то, что казахи уже давно не кочуют так, как предки, традиции сохранились, и казахские умелицы так же шьют в приданое своим дочерям как минимум шесть напольных корпе и два больших одеяла. Как правило, все эти корпе складываются в стопку до возникновения надобности, причём, чем выше стопка, тем выше «рейтинг» невесты. И ещё одна интересная особенность: кроме стандартных напольных корпе (в среднем 2,5 м* 0,75м), в приданом невесты обязательно есть шай-корпе (0,75*0,75 м) - это личная вещь невестки-снохи, на которой сидит только она, когда разливает гостям и домочадцам чай. Лоскутные одеяла, корпе, стелили на полу, поверх текемета (казахский ковер ручной работы, сделанной из войлока), рядом с невысоким столиком во время обеда, для того, чтобы было мягче и теплее сидеть за столом. Корпе использовали на кроватях вместо или поверх матраса или, большого размера – в качестве одеяла.

    Для изготовления корпе используют шерсть овец или верблюжью шерсть для внутреннего заполнения. Для этого шерсть предварительно очищают от мусора, стирают, сушат, чешут и затем используют для заполнения корпе. Для создания чехлов для корпе используются разные способы: аппликация и вышивка по бархату или плюшу, лоскутное шитье, с мозаичным, растительным, геометрическим, зооморфным орнаментом. Само собирание в лоскутном шитье отдельных частей в единое целое имеет положительный импульс, отличный настрой в будущее, это символ единения. Лоскуты вырезались в форме ромба, квадрата, треугольника, в виде полос и сшивались. У каждой рукодельницы свой орнамент и способ лоскутной техники или вышивки. Изначально предполагалось, что такие корпе не только будут использоваться замужней женщиной в быту, но и будут напоминать об отчем доме и родном крае.

    IV. Практическая работа.

    Я предлагаю вам выполнить мини – проект «Корпе» из цветной бумаги. Я предлагаю вам для корпе выбрать технику «квадрат». Быстро подобрать цвет бумаги, а в дальнейшем ткани для из­делия из лоскутков, поможет цветовой круг (Слайд №47). Цвет имеет ре­шающее значение в зрительном восприятии композиции. (Учащимся раздается материал в виде карточек с примерами цветового сочетания.)

    Родственное цветовое сочетание имеет общий цветовой тон с раз­личной насыщенностью. Это цветовое сочетание вызывает в компо­зиции состояние покоя, равновесия. Контрастное сочетание - не имеют общего цветового тона. Создают яркие, сочные, живые компо­зиции. Родственно - контрастные сочетания имеют один общий цве­товой тон и два различных цветовых тона. Вызывают чувство тепла, веселое настроение.

    Работа проводится в парах, необходимо сделать эскиз в цвете и наклеить квадраты в соответствии с эскизом. Соблюдайте технику безопасности при работе с клеем. Если клей попал в глаза, необходимо сразу промыть в большом количестве воды.

    V. Защита проектов.

    Учащиеся демонстрируют свою работу, дают ей название. Рассказывают, какое сочетание цветов и почему использовали, что хотели передать.

    VI. Закрепление нового материала. (слайд № 48).

    Какое название получило лоскутное шитьё в Англии? (Пэчворк).

    Как называется лоскутное шитьё в Казахстане? (Курак).

    Какие изделия можно выполнить в технике лоскутного шитья? (Одеяла, подушки, одежда).

    Что такое корпе? (Коврик для сидения на полу за столом).

    Какую ткань используют для изготовления корпе? (Бархат, велюр, ситец).

    Лоскуты какой формы используют мастерицы для корпе? (Квадраты, ромбы, полоски).

    VII. Анализ урока.

    Девочки, вам понравился урок?

    Что было интересным?

    Что вызвало затруднение?

    Вы справились с поставленной целью урока?

    Выставление оценок.

    VIII. Домашнее задание: принести разноцветную ткань для изготовления корпе, картон, швейные принадлежности.

    « Техника пэчворк у казахов называется курак. От тюркского «кура», означающего «сшитый вместе – собранный из отдельных кусков». Из лоскута в старину казахские рукодельницы шили головные уборы, одежду, конские попоны, коврики для сидения – корпе, принадлежности для колыбели, одеяла, подушки, наволочки. Куракам казахи приписывали магические свойства. Считалось, что чем большее количество лоскута использовано в изделии, тем больше у его хозяина будет детей, скота, богатства. Поэтому кураки часто преподносили в подарок. Чтобы защитить новорожденного ребенка от злых духов, ему шили одеяло из 40 лоскутов, а детям постарше – халатики и тюбетейки. Много кураков заготавливалось и в приданое невесте. Выполненные вручную лоскутные произведения приносят в дом ощущение устойчивости, традиционности и спокойствия. Такие изделия и раньше были незаменимым атрибутом быта кочевников и теперь не выходят из моды в среде современных казахов, являясь гордостью каждой семьи. ».

    Волшебный лоскуток

    02.03.2017 1310 220 Кочешкова Юлия Анатольевна

    Тема: Волшебный лоскуток.
    Цель урока: познакомить учащихся с одним из видов народных ремесел -основами техники лоскутного шитья, выполнить мини-проект «Корпе».
    Задачи урока:
    Образовательная:
    1. Познакомить учащихся с одним из видов народных ремесел, получившего распространение у многих народов мира.
    2. Выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на уроке.
    3. Проверить способность к творческому мышлению и самостоятельной деятельности.

    Развивающая:
    1. Развивать познавательный интерес, творческую активность учащихся.
    2.Развивать эстетический вкус.

    Воспитательная:
    1.Воспитывать уважительное отношение к народным обычаям и традициям.
    2.Воспитывать толерантность.
    3. Воспитывать дружеское и деловое общение учащихся в совместной работе.

    Методы обучения: проблемного изложения, объяснительно-иллюстративный, исследовательский, репродуктивный.
    Формы учебной деятельности на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная.
    Оборудование урока: экран, записи народной музыки, таблицы гармонирующих цветов, цветная бумага, ножницы, клей, простой карандаш, линейка.

    Ход урока
    I.Организационный момент.
    Приветствие, проверка присутствия учащихся (по журналу), проверка готовнос¬ти учащихся к уроку.
    II. Сообщение темы и цели урока.
    Девочки, для того, чтобы определить тему урока, поставить его цель и задачи, я хочу предложить вам посмотреть презентацию, которая называется «Что нас объединяет и делает разными?». /Просмотр мотивационной презентации/.
    1 слайд. «Что нас объединяет и делает разными?».
    2 слайд. Мы – люди, наш общий дом планета Земля.
    3,4 слайд. Самое главное в жизни человека это семья.
    5-10 слайд. Мы рождаемся, ходим в детский сад, школу, университет, на работу, создаём свою семью.
    11 слайд. Мы разной национальности.
    12 слайд. У нас разная культура, обычаи, традиции.
    13-24 слайд. Каждый народ славится своим ремеслом.
    25 слайд. Всё это делает нас индивидуальными.
    26слайд. Но всех нас объединяет любовь к творчеству, желание создавать красоту своими руками. Мы любим свою культуру, с уважением относимся к культуре других народов. Мы хотим жить в мире!
    Учитель: тема нашего урока «Волшебный лоскуток». (Слайд 27) На уроке мы познакомимся с одним из народных промыслов – поджаги, пэчворк, или курак, или квилт, или лоскутное шитье. Девочки, а как вы думаете, почему техника лоскутного шитья носит разные названия? /Ответы детей/. Совершенно верно, этот народный промысел был распространен у народов разных национальностей. Это искусство нас объединяет и делает одновременно разными, а почему мы узнаем в течении урока. Ещё вы выполните минипроект «корпе».
    Записать в тетради тему урока и ключевые слова: пэчворк, курак, квилт, лоскутное шитье.

    III. Изучение нового материала. Актуализация знаний.
    Сборка полотна из лоскутов, аппликация из ткани, стёганые изделия издавна существовали независимо друг от друга у многих народов мира. (слайд №28). Вероятно везде, где человек работал с тканью, возникала необходимость использовать обрезки и выпады кроя, и лоскутное шитьё появлялось в том или ином виде. Известен египетский орнамент, созданный из кусочков газельей кожи около 980 года до н. э., в одном из музеев Токио экспонируется сшитый примерно в то же время костюм с украшениями из лоскутов. В 1920 году в Пещере тысячи Будд был найден ковёр, собранный приблизительно в IX веке из множества кусочков одежд паломников.
    Экспозиции музеев таких стран, как США, Германия, Швеция, Швейцария, Австралия, содержат целые коллекции изделий, выполненных в стиле лоскутной техники - Patchwork*. (Слайд № 29-31). Имеется такая коллекция и во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства в России, в музее имени А. Кастеева в Казахстане. (Слайд №32-34). По всему миру созданы ассоциации мастеров лоскутного шитья.
    В XVI веке в Англию начали поступать красочные ткани разнообразных узоров из индийского хлопка. Одеяло, декорированное вышивкой или набойкой, считалось модным украшением домашнего интерьера. Шитьё из лоскутов появилось в результате дефицита ситца, возникшего из-за запрета продажи в Англии индийских тканей в 1712 году. Таким образом, правительство намеревалось сохранить отечественные мануфактуры, на которых производились шерстяные и шёлковые ткани. Ситец попадал в Англию контрабандными путями и его цена резко выросла. Обрезки, оставшиеся после кроя одежды из ситца, не выбрасывали, а использовали для создания других изделий. Крупными фрагментами декорировались шерстяные либо льняные ткани в технике аппликации. Самые мелкие остатки сшивались друг с другом, образуя единое полотно. Так появился Patchwork.
    На Руси издавна было распространено бережливое отношение к ткани, как произведённой дома (до XVIII века в основном в стране использовалось домотканое полотно), так и покупной. Шитьё из лоскутов получило широкое распространение во второй половине XIX века с появлением в продаже заграничного ситца. В отличие от домотканых полотен, ширина которых была около 40 см, ткани фабричного производства имели ширину 75-80 см, и при раскрое из них одежды образовывалось большое количество обрезков. В основном вещи (большей частью лоскутные одеяла), создаваемые в крестьянской среде, несли исключительно практическую функцию - защищали от холода.
    В подготовке этого урока принимала участие творческая группа девочек, которая занималась исследовательской работой. Девочки решили выяснить, как изделия из лоскутов нашли отражение в творчестве поэтов, художников, какие техники лоскутного шитья известны. Давайте предоставим им слово. /Выступление группы девочек. Они демонстрируют презентацию, где на картинах художников запечатлены лоскутные одеяла. Все картины наполнены теплом, уютом, радостью, светом. Также девочки декламируют стихотворения и презентацию о технике лоскутного шитья /.
    ОДЕЯЛО
    Шила бабушка внучатам
    Из лоскутьев одеяло.
    В сундучишке небогатом
    Разбирала, узнавала:

    Вот горошек старой шторки,
    Вот остаток покрывала…
    Вот кусок от гимнастёрки –
    В ней когда-то воевала.

    В этом – радостно плясала…
    В этом – горько голосила…
    В небольшое одеяло
    Жизнь нелёгкая вместилась.
    Гелия Маура.
    Я лоскутное шью одеяло
    Из озер, рек, травинок и тучек.
    Шью такое, каких не бывало,
    Чтобы мир стал нарядней и лучше.
    За стежком шью стежок кропотливо.
    Солнце – верный помощник мой светит.
    Я стараюсь, чтоб было не криво,
    И не смог разорвать его ветер.
    У природы расцветки, что надо,
    Много зелени и голубого.
    Есть вкрапленья цветущего сада
    И чего-то давно дорогого.

    Я лоскутное шью одеяло.
    Подмигнули мне с ткани цветочки.
    Я в единое ловко спаяла
    Слишком разные эти кусочки.
    Зинаида Маркина
    С полки бабушка достала
    Непростое одеяло:
    Развернул его я... Ах!
    Всё в цветастых лоскутках!
    Разлетелись лоскутки,
    Точно это мотыльки:
    Желтый, красный, полосатый,
    Фартук, галстуки, халаты,
    Занавески, покрывало -
    Что здесь только ни бывало!
    Шерстяные и из ситца -
    Всё для дела пригодится.
    Вот, пришит наискосок
    От костюма лоскуток;
    Пиджаком была когда-то
    Темно-синяя заплата.
    Вот, букетик васильков
    На одном из лоскутков.
    Вот, зеленый, мягкий самый -
    Лоскуток от платья мамы!
    Рядом с ним (случайно вдруг...)
    От моих парадных брюк,
    Чтоб я помнил каждый раз,
    Что с гвоздем в заборе лаз!..
    А вот этот лоскуток
    Выцвел вдоль и поперёк,
    Он за много-много лет
    Потерял свой прежний цвет.
    Вот, еще один, большой;
    Полюбуйтесь, он какой -
    Треугольный, из фланели,
    Мой любимый, в самом деле.
    Ох, какое одеяло!
    Все секреты рассказало;
    Лоскуточек к лоскутку,
    Уголочек к уголку!
    ...Подрасту еще чуток
    И пришью свой лоскуток!
    Мария Федоренкова
    Учитель: я тоже хочу прочитать вам стихотворение Татьяны Ковальчук, которое называется «Оберег».
    Сошью в подарок детям одеяла,
    Укрывшись ими будут сниться только радостные сны-
    Ведь каждый шов и яркий лоскуточек
    Хранят тепло моей руки, души.
    И пусть прослужит рук творенье
    Красивый свой лоскутный век,
    Согреет самых дорогих мне
    С любовью сшитый оберег.
    Вот такие замечательные картины и стихи были созданы в честь лоскутных одеял. Слово предоставляется следующей учнице она расскажет нам о техниках лоскутного шитья.
    /Записать в тетради техники лоскутного шитья/
    Ну а мы продолжаем наш рассказ о лоскутном шитье. Слово предоставляется следующей девочке, она подготовила сообщение о лоскутном шитье в Казахстане.
    « Техника пэчворк у казахов называется курак. От тюркского «кура», означающего «сшитый вместе – собранный из отдельных кусков» Из лоскута в старину казахские рукодельницы шили головные уборы, одежду, конские попоны, коврики для сидения – корпе, принадлежности для колыбели, одеяла, подушки, наволочки. (слайд №19, 20). Куракам казахи приписывали магические свойства. Считалось, что чем большее количество лоскута использовано в изделии, тем больше у его хозяина будет детей, скота, богатства. Поэтому кураки часто преподносили в подарок. Чтобы защитить новорожденного ребенка от злых духов, ему шили одеяло из 40 лоскутов, а детям постарше – халатики и тюбетейки. Много кураков заготавливалось и в приданое невесте».
    Учитель: Я хочу подробнее рассказать о корпе. /Просмотр презентации 36-46/. Казахские корпе – традиционный вид народного прикладного творчества. Яркие лоскутки собранные вместе напоминают о ярких цветах в весенней казахской степи, о тихой глади озер. В бескрайних степях каждую весну зеленеет трава, расцветают подснежники, красные и желтые тюльпаны, в горах цветут колокольчики и эдельвейсы. Когда смотришь на яркие корпешки, понимаешь, что в них собрана вся красота казахской природы и именно поэтому, они зажигают дом энергией и счастьем.
    Несмотря на то, что казахи уже давно не кочуют так, как предки, традиции сохранились, и казахские умелицы так же шьют в приданое своим дочерям как минимум шесть напольных корпе и два больших одеяла. Как правило, все эти корпе складываются в стопку до возникновения надобности, причём, чем выше стопка, тем выше «рейтинг» невесты. И ещё одна интересная особенность: кроме стандартных напольных корпе (в среднем 2,5 м* 0,75м), в приданом невесты обязательно есть шай-корпе (0,75*0,75 м) - это личная вещь невестки-снохи, на которой сидит только она, когда разливает гостям и домочадцам чай. Лоскутные одеяла, корпе, стелили на полу, поверх текемета (казахский ковер ручной работы, сделанной из войлока), рядом с невысоким столиком во время обеда, для того, чтобы было мягче и теплее сидеть за столом. Корпе использовали на кроватях вместо или поверх матраса или, большого размера – в качестве одеяла.
    Для изготовления корпе используют шерсть овец или верблюжью шерсть для внутреннего заполнения. Для этого шерсть предварительно очищают от мусора, стирают, сушат, чешут и затем используют для заполнения корпе. Для создания чехлов для корпе используются разные способы: аппликация и вышивка по бархату или плюшу, лоскутное шитье, с мозаичным, растительным, геометрическим, зооморфным орнаментом. Само собирание в лоскутном шитье отдельных частей в единое целое имеет положительный импульс, отличный настрой в будущее, это символ единения. Лоскуты вырезались в форме ромба, квадрата, треугольника, в виде полос и сшивались. У каждой рукодельницы свой орнамент и способ лоскутной техники или вышивки. Изначально предполагалось, что такие корпе не только будут использоваться замужней женщиной в быту, но и будут напоминать об отчем доме и родном крае.
    IV. Практическая работа.
    Я предлагаю вам выполнить мини – проект «Корпе» из цветной бумаги и выбрать технику «квадрат». Быстро подобрать цвет бумаги, а в дальнейшем ткани для из¬делия из лоскутков, поможет цветовой круг (Слайд №47). Цвет имеет ре¬шающее значение в зрительном восприятии композиции. (Учащимся раздается материал в виде карточек с примерами цветового сочетания.)
    Родственное цветовое сочетание имеет общий цветовой тон с раз¬личной насыщенностью. Это цветовое сочетание вызывает в компо¬зиции состояние покоя, равновесия. Контрастное сочетание - не имеют общего цветового тона. Создают яркие, сочные, живые компо¬зиции. Родственно - контрастные сочетания имеют один общий цве¬товой тон и два различных цветовых тона. Вызывают чувство тепла, веселое настроение.
    Работа проводится в парах, необходимо сделать эскиз в цвете и наклеить квадраты в соответствии с эскизом. Соблюдайте технику безопасности при работе с клеем. Если клей попал в глаза, необходимо сразу промыть в большом количестве воды.
    V. Защита проектов.
    Учащиеся демонстрируют свою работу, дают ей название. Рассказывают, какое сочетание цветов и почему использовали, что хотели передать.
    VI. Закрепление нового материала. (слайд № 48).
    -Какое название получило лоскутное шитьё в Англии? (Пэчворк).
    -Как называется лоскутное шитьё в Казахстане? (Курак).
    -Какие изделия можно выполнить в технике лоскутного шитья? (Одеяла, подушки, одежда).
    -Что такое корпе? (Коврик для сидения на полу за столом).
    -Какую ткань используют для изготовления корпе? (Бархат, велюр, ситец).
    -Лоскуты какой формы используют мастерицы для корпе? (Квадраты, ромбы, полоски).
    VII. Анализ урока.
    -Девочки, вам понравился урок?
    -Что было интересным?
    -Что вызвало затруднение?
    - Вы справились с поставленной целью урока?
    Выставление оценок.

    VIII. Домашнее задание: принести разноцветную ткань для изготовления корпе, картон, швейные принадлежности.

    Скачать материал

    Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
    На странице приведен только фрагмент материала.


    Публикации по теме