Отношения между матерью и ребенком. Связь матери и малыша: мифы, реальность, внутренние убеждения

Психология 4

Здравствуйте, дорогие читатели! Связь матери и ребенка — это невидимая нить, которая крепко соединяет их сердца на протяжении всей жизни. Где бы не находился малыш, мать всегда мысленно с ним, она молится за его здоровье, ее сердце наполнено любовью и жизнь имеет огромный смысл. Эта связь не имеет границ и ее невозможно разрушить.

Психологическая связь

Став матерью, вы уже с первых дней ощутите эту непреодолимую тягу к крошечному созданию. А что же ребенок? Он в свою очередь требует вашего присутствия каждую секунду, он еще многого не понимает, но природа наделила детеныша инстинктами, которые срабатывают практически по любому поводу. Ему может быть страшно, ему может быть больно и холодно, ему может быть скучно, и он громким плачем требует присутствия мамы.

Ни одна любящая мать не в состоянии проигнорировать , хотя столь частое требование ее присутствия может злить и раздражать. Тем не менее, природа не зря наделила кроху способностью громко плакать. Уже в роддоме вы легко определите плач своего чада, даже если будете находится в отдельных палатах, так и по жизни, призыв о помощи ребенку всегда будет услышан его матерью.

Малыш часто просится на руки? Это не прихоть, это нормальная физиологическая потребность. Многие матери , в руках, усталость из-за работы по дому и ухода за ребенком. Фраза «не надо приучать дитя к рукам» слышится все чаще, а между тем в некоторых племенах Африки, женщины не спускают детей с рук с самого рождения и приблизительно до трех лет. У них и мысли такой нет, оставить дитя и идти заниматься делами. В этом есть огромное преимущество, ребенок всегда под присмотром, ему спокойно рядом с мамой, он не плачет. Привязав кго к себе платком, можно сделать немало работы по дому.

К тому же, исследователями выявлено, что дети, растущие у мамы на руках или в слинге, гораздо смышленее и развитее своих сверстников, которых в младенчестве часто оставляли одних в кроватке. Находясь всегда при маме малыш запоминает, что делает мама и учится тому же. Вообще, если бы беременность у людей длилась, к примеру, как у слонов два года, то может быть и не нужно было бы донашивать ребенка на руках, он бы уже через пару часов встал и следовал бы за мамой, тем не менее, даже за слоненком до пятилетнего возраста необходим тщательный присмотр, а что уж говорить о человеческих детенышах, столь не приспособленных к жизни после рождения.

Очень болезненно детёныш воспринимает, если отделить его от матери до трехлетнего возраста. Все та же самая, невидимая связь матери и дитя будет крепко соединять их, а находясь в разлуке, оба будут испытывать тревогу и волнение. У женщины появится чувство вины перед ребенком, а он почувствует себя беззащитным, слабым и очень одиноким.

Неизвестно, чем разлука обернется в дальнейшем, некоторые дети замыкаются в себе, другие становятся нервными и раздражительными, а у кого-то могут появиться проблемы со здоровьем, отсутствие аппетита, тревожный сон с частыми просыпаниями, плач без повода. Никогда не оставляйте чадо с малознакомыми людьми, прежде чем отдать его в ясли или в садик, пройдите все этапы подготовки к дошкольным учреждениям. Об этом читайте .

С малышом до года старайтесь не расставаться, тем самым вы выстроите базу взаимного понимания и доверия, вы не лишите себя самого прекрасного времени, когда он скажет заветное «Агу», или, когда однажды вы его сможете увидеть самостоятельно сидящим в кроватке, а первые шаги, когда они так неустойчивы и требуется поддержка любимой мамы. Все эти чудесные моменты существуют лишь однажды и их не пережить еще раз…

На что еще толкает тесная связь матери и дитя?

Как часто вам приходится вставать ночью, чтобы успокоить малыша, покачать, если он расплакался, чтобы укрыть, если в комнате холодно? Вы не высыпаетесь, у дитя нарушается режим. А происходит это с теми, кто рано спешит отделить чадо от себя и пытается приучить его спать в своей кроватке.

У детей до определенного возраста есть физиологическая потребность спать рядом с мамой. И предусмотрено это, все той же природой. Если бы в древние времена матери спали отдельно от своих детей, то они замерзали бы в холодной пещере, и человеческий род уже давно бы закончил свое существование.

Еще один пример с животными, вы видели когда-нибудь, чтобы собака или кошка спала отдельно от своих детенышей? Период, когда крохе необходимо спать с мамой, у всех разный. Одному требуется год, два, а кому-то достаточно полгода, а то и меньше. Если вам хочется приучить кроху спать отдельно как можно быстрее и без неприятных последствий, то почитайте об этом в статье , более подробно.

Дорогие мамочки, наслаждайтесь тем временем, когда ваш малыш в вас особенно нуждается, берегите эти прекрасные моменты и дарите ему заботу, внимание и любовь. Пройдет совсем немного времени, когда он полностью отделится от вас и будет жить своей личной жизнью, но связь между вами будет прочной, а отношения теплыми и доверительными.

Если информация оказалась для вас интересной, делитесь ею с друзьями, нажимая на кнопочки внизу. Сохраняйте мой блог в закладках, чтобы не потерять. Всего вам хорошего!


Мама просто знает.

«Когда я несла тебя домой из роддома, то на лестничной пло-щадке заглянула в конвертик и застыла в изумлении. Ты смотре-ла на меня таким всепроникающим и полным смысла взглядом, что с этого момента я была абсолютно уверена - ты все понима-ешь, все чувствуешь, все знаешь обо мне, доченька моя!» - так мне рассказывала моя мама, когда я, бере-менная, расспрашивала ее о своем младенчестве. После этих слов многие фрагменты из моей уже взрослой жизни сложились в одну картинку: как мама однажды позвонила мне издалека и спро-сила, как я себя чувствую. Потому что она уве-рена, что у меня температура. И у меня была, да еще какая! Когда же мне пришло время рожать, что случилось на неделю раньше установленного срока, мама находилась за сто километров на даче с сыном сестры. Мы с мужем не рассчитывали ни на какую поддержку, но она внезапно возникла на пороге и, даже не поздоровавшись, спросила: «Скорую вызвали?». Откуда ты все это знала? - пытала я ее после каждого такого случая. Мама разводила руками: просто знала - и все.

Лучший друг.

Став матерью, я неоднократно замечала, что не-кое бессловесное понимание между мной и сыном установилось как бы само собой. Если мое плохое настроение было вызвано не зависящими от ребен-ка причинами, малыш словно бы «подстраивался» под меня. Особенно это стало заметно после года. Ребенок мог подолгу сам заниматься собой, особен-но тогда, когда я была в таком состоянии, что каза-лось, все меня раздражает, и лучше меня лишний раз не трогать. Его умиротворенность была зарази-тельна - все мои беды начинали казаться не такими уж страшными. Став постарше, сын мог подойти, не говоря не слова, приласкаться ко мне и словно пере-дать часть своей неисчерпаемой детской энергии.

Бывает по-разному.

Разговаривая с другими матерями и наблюдая за их взаимоотношениями с детьми, я обратила внимание, что все они вырабатывают свои зако-ны общения. У иных все построено на нюансах, они чутко реагируют друг на друга. А некоторые матери на удивление нечувствительны к знакам, которые им подает их дитя. И бывает, чужой роди-тельнице удается раньше понять нужды малыша, чем его собственной матери.

Мы связаны.

Очевидно, что между нами и нашими детьми существует незримая нить, протянутая от сердца к сердцу. Благодаря этой природной связи между матерью и ребенком, мы почти все понима-ем без слов и тогда, когда один из собеседников еще не умеет говорить. Возможность такой связи предусмотрена природой как один из механизмов выживания, но она может быть не сформирована, подавлена или разрушена.

Малыш появился на свет. Хорошо, если в род-доме были созданы максимальные условия для ва-шего немедленного воссоединения. Но случается по-всякому, и находятся всевозможные причины, по которым мать и дитя могут быть разлучены в первые дни после встречи. Да и во время бере-менности женщины по-разному осознают свою готовность к материнству. Способность чувство-вать и предугадывать формируется постепенно, для этого нужны часы и дни.

Материнский бондинг (от английского слова bond - «связь, узы») - это часть общечеловече-ских отношений, хотя и особая часть. В отличие от связи с отцом, связь между матерью и ребенком носит в том числе и физиологический характер. Существуют сотни различных факторов, влияю-щих на формирование этой связи.

Мы знаем, что и между двумя любящими, пусть и не родными, людьми со временем налаживается незримая психологическая связь, позволяющая предугадывать мысли, настроения, чувствовать тончайшие изменения в отношениях, ощущать едва ли не чужую боль. Что говорить о матери и ребенке, чья связь поддерживается природой на гормональном уровне. Выброс гормона окситоцина, особенно усиливающегося у женщин во время грудного вскармливания, помогает наладить та-кую связь как нельзя лучше. Но и матерям, кото-рые пережили травматичные роды или не кормят грудью, этот путь, хотя и затруднен, вовсе не за-крыт.

Слушайте и услышите.

Лучший способ настроить свою собственную «линию связи» - это устранить из вашей с малы-шом жизни как излишний контроль, так и безраз-личную расхлябанность. Не нужно делать ребенка чем-то вроде своего ежедневника, а его распоря-док дня - способом организовать собственную жизнь. Согласование ваших ритмов не терпит суеты. Излишние волнения, тревоги и метания на тему «что я делаю не так», особенно если вы их сознательно в себе взращиваете, - это и есть первое проявление вашей пока еще мнимой без-ответственности. Ведь этим ненужным эмоцио-нальным шумом вы заглушаете инстинктивные и интуитивные импульсы, которые вам подает ваш организм - организм матери.

Да, ребенок - новичок в этом мире. Но ваше дитя не первый человек на земле. Так что не бес-покойтесь - он снабжен природой достаточным количеством способов, чтобы дать знать, что ему нужно именно в этот момент жизни. Главное, что-бы было кому его «выслушать».

Все свои сообщения малыш адресует мате-ри. А она может настроиться на своего ребенка, спокойно прислушиваясь к его дыханию, когда он спит рядом, держа у груди на руках во время укачивания, спокойно и внимательно относясь к естественным надобностям ребенка, не «вы-слеживая», но и не игнорируя его малейшие движения. Мама учится, часто почти на подсо-знательном уровне, по внешним, едва уловимым признакам беспокойства, по каким-то общим на двоих внутренним часам, улавливать, когда ма-лышу надо «а-а» или «пи-пи». Учится отличать плач от боли или голода, недовольного хныка-нья от скуки.

Доверьтесь себе и ребенку.

Различные материалы, которые мы можем по-черпнуть из литературы по уходу за детьми, из личного опыта других матерей, очень важны. Вос-принимайте рекомендации с доверием (если они того достойны), но и со здоровой долей критики. Которая уместна хотя бы потому, что опыт каждой матери и ребенка не только имеет общие харак-теристики (иначе какой смысл что-то обобщать и обсуждать, делать выводы!), но и индивидуальные черты. И именно эти «детали», едва заметные по-стороннему взгляду, но очевидные для чуткой матери, и делают ваши отношения с собственным ребенком уникальными.

Радуйтесь и ищите спокойствие среди своих забот. Тогда вы сможете ясно слышать тот самый голос материнской и детской привязанности друг к другу, который со временем не заглушат никакие жизненные бури.

Считается, что связь между матерью и новорожденным ребенком устанавливается в послеродовой период. Отделение новорожденного от матери сразу после родов затрудняет и затягивает установление психических связей между ними.

Но связь между матерью и ребенком может установиться и спустя неделю в домашней обстановке. Поэтому матери обычно не замечают разницы во взаимоотношениях со своими детьми, с одним из которых была возможность установить такой контакт, а с другим - нет. Часто даже с усыновленными детьми устанавливается эмоциональный контакт. В связи с этим группа ученых пришла к выводу, что до второй половины первого года жизни ребенка физический контакт не влияет на формирование эмоциональной связи с ребенком. По их мнению, физическая близость ребенка и матери в первые же часы после родов не гарантирует мгновенного появления эмоциональной близости.
Появление чувства не столь быстро и очевидно, как послеродовые изменения в организме матери. И не всегда в первые же секунды после родов вспыхивает безграничная материнская любовь.

На самом деле эмоциональная связь между матерью и ребенком формируется гораздо раньше, еще на эмбриональной стадии. Многие женщины обращаются к своему животу уже как к живому существу: гладят его, легонько похлопывают, особенно когда он уже заметно округляется, а ребенок начинает ощутимо двигаться. Зная пол ребенка, могут обратиться к нему по имени: «Ну-ну, Олечка, не толкайся», «Петечка, дай мне возможность заняться уборкой»; а если не захотели определения пола, то обращаются к нему просто на «ты»: «А теперь ложимся спать. Давай, укладывайся» или «Пойдем-ка погуляем. Tы как, готов?»

Для этих матерей не существует проблемы принятия или непринятия ребенка.
Они уже давно его приняли, еще до рождения. И то, что он наконец родился, - величайшее счастье.
Очень многие матери говорят, что когда впервые увидели своего ребенка, то ощутили, что теперь они не одиноки. Что теперь у них есть смысл жизни. Другие матери, которые не хотели наступления беременности и подчинились необходимости или дали себя уговорить, утверждали, что полюбили ребенка в первый же день, как только поняли, какой он крошечный и беззащитный, и сами не ожидали от себя такого проявления чувств.

И тем не менее бывают матери образованные, начитанные, готовящиеся к беременности и не испытывающие потом к ребенку теплых чувств. Заботиться о нем они могут, а любить - нет. Но они не закрыты для этого чувства, и оно рано или поздно их все равно настигнет. Иногда рождение второго ребенка способно все расставить по своим местам.
В настоящее время во многих больницах вместо полной изоляции, практиковавшейся ранее, матерям после родов разрешают держать детей при себе и ухаживать за ними.
На первый взгляд это прекрасная идея. Но не все матери могут ухаживать день и ночь за новорожденным: некоторые настолько измучены, что постоянный контакт с ребенком в первые дни после родов им просто не по силам.

Не старайтесь ухаживать за ребенком против своего желания. Чувствуя себя мученицей, мать может всю вину за приносимые ею жертвы взвалить на ребенка, который ждет от нее заботы и ласки. Выходом из такой ситуации может быть передача ребенка на время перерывов между ночными кормлениями больничной няне. Благодаря этому и мать и ребенок смогут нормально отдохнуть, а когда придет утро, у них будет больше возможностей лучше узнать друг друга.

Многие матери, родившие с помощью кесарева сечения, не имеющие возможности находиться со своим ребенком после родов и знающие о теории раннего возникновения привязанности, сильно беспокоятся о возможности потери эмоциональной связи с ребенком. Некоторые матери пытаются всеми средствами и при любой возможности оказаться рядом со своим ребенком, даже когда новорожденный находится в отделении интенсивной терапии.

Реакция женщины на своего ребенка в минуты первой встречи зависит от многих факторов:
длительности и тяжести родов;
введения матери во время родов наркотических препаратов;
предшествующего опыта;
степени желания или нежелания рождения ребенка;
взаимоотношений с мужем;
состояния здоровья матери;
характера матери.

Отношение каждой матери к новорожденному ребенку строго индивидуально. Например, в случае первых родов часто первые ощущения женщины являются скорее чувством облегчения, а не любви, особенно если роды были трудными. Это вполне нормально. Поэтому мать воспринимает плачущего новорожденного как чужого и незнакомого, не похожего на сложившийся в сознании образ. Только через неделю-две у матери появятся к ребенку первые нежные чувства.
Но в случае возникших и не проходящих негативных чувств к ребенку, таких как злость и антипатия, вам стоит обратиться к опытным специалистам.

В период вынашивания ребенка между матерью и плодом устанавливается тесный контакт, который осуществляется в основном через пуповину. Уже во втором триместре ребенок выпивает по подсчетам от 15 до 40 мл амниотической жидкости, запах которой схож с запахом секрета, выделяемого ареолами молочной железы. Такое питание подготавливает ребенка к дальнейшему грудному вскармливанию. Таким образом, ребенок учиться буквально по запаху узнавать свою настоящую мать. Конечно, малыш чувствует биоритмы матери, ее эмоции и переживания, биение ее сердца. После того, как ребенок выходит из утробы и теряет последнюю связь с матерью в момент обрезания пуповины, наступает "кризис рождения". Малыш вступает в совершенно новый мир.

На смену водной среде приходит воздушная , не такая теплая и влажная. На маленький организм начинает действовать сила тяжести и обрушивается большое количество антигенов - бактерий, вирусов, грибков. Новорожденный испытывает воздействия сразу множества раздражителей: звуков, света, прикосновения и многих других, которые не тревожили его в утробе. Все это - огромный стресс для ребенка, и чтобы сгладить его, необходимо сделать переход из одной среды в другую наиболее плавным. Это достигается за счет материнского тепла, запаха, голоса, прикосновений и, конечно, грудного вскармливания.

Связь ребенка с матерью в первые часы после рождения

Первые часы после появления ребенка на свет - один из самых важных периодов в становлении связи между матерью и ребенком. Специалисты установили прямую параллель между тем, насколько часто плачет младенец и тем, сколько времени мать проводила с ним в первые часы после рождения. Слабый контакт между матерью и ребенком может обернуться в дальнейшем психологическими проблемами в развитии малыша и отсутствии привязанности к маме. Прикосновение к матери для ребенка необходимо не только с психологической, но и с физиологической точки зрения. Телесный контакт помогает новорожденному регулировать температуру собственного тела, количество выделяемых гормонов и ферментов и все обменные процессы в целом. Связь устанавливается уже в первые минуты после рождения. Когда ребенка кладут на живот матери, у него включается безусловный рефлекс, он находит сосок и дает начало периоду лактации.

Однако поддержание тесной связи с новорожденным важно не только ему, но и самой матери. Специалисты сделали вывод, что плач и количество контактов с ним также влияют на процесс образования молока. Кроме того, первые 30 минут контакта сразу после рождения включают материнский инстинкт, в той или иной степени заложенный в каждой женщине. Формированию прочной связи между матерью и ребенком способствует тот факт, что оба они находятся в состоянии сильного эмоционального всплеска. Ребенок - из-за перехода в другую среду и потери физиологической связи с матерью. Мать - из-за потери связи с ребенком и чувства эйфории, радости по причине того, что малыш появился на свет. Чувствуя в унисон, мама и ее малыш объединяются под воздействием сильных эмоций.

Связь мамы с ребенком во время грудного вскармливания

Грудное вскармливание является очень важным аспектом в процессе нормального психологического развития ребенка потому, что это - своеобразная форма общения. В этот момент грудничок чувствует знакомый запах родного человека, биение сердца мамы, ее дыхание, слышит голос, ощущает нежные прикосновения и чувствует себя полностью защищенным. Поэтому так важно в процессе кормления разговаривать с ребенком, поглаживать его, прижимать к себе.

Связь мамы с ребенком во время кормления сцеженным молоком

Бывают ситуации, когда ребенок самостоятельно отказывается от . Многие мамы испытывают из-за этого некое чувство вины, подвергая себя стрессу и психологическим переживаниям. Важно помнить, что в такой ситуации мать вовсе не виновата. В таком случае приходится прибегать к кормлению сцеженным молоком. Конечно, вся польза вскармливания все равно имеет место, и при этом младенец получает необходимые ему вещества и защитные агенты, укрепляет свой иммунитет. Но связь с мамой, присутствующая в момент кормления грудью, пропадает, если бутылочку малышу дает папа, бабушка или няня, а это наблюдается довольно часто.

Стоит не забывать и о том, что со временем процесс кормления завершается уже быстрее, и если новорожденный ребенок кормится в течение 30-40 минут, то к трем месяцам ему достаточно уже 15-20 минут. А кормление из бутылочки может занять и того меньше - всего 10 минут. К тому же контакт получается не таким прочным, если ребенка кормят, не вынимая из кроватки. Чтобы не терять связи, маме необходимо как можно чаще самостоятельно кормить ребенка сцеженным молоком, при этом брать его на руки, как и при грудном кормлении, прикасаться и разговаривать. Всегда помните о том, что процесс кормления несет на себе функцию общения примерно в той же степени, что и питательную, поэтому не пренебрегайте им, чтобы иметь со своим ребенком прочный контакт.


Связь мамы и ребенка при искусственном вскармливании

Если вскармливание собственным молоком по каким-либо причинам стало невозможным, задача мамы опять же сводится к тому, чтобы не потерять связь с ребенком, появившуюся еще в период беременности. Несомненно, важную роль играет подбор подходящей по составу питательной смеси, в этом вам поможет педиатр, и мы частично касались этого вопроса в предыдущих статьях, рассматривая, чем нужно кормить детей, имеющих проблемы с пищеварением.

Однако если грудного вскармливания не было вовсе, это может послужить причиной тотально дефицита материнского внимания. Во избежание этого мать должна кормить ребенка из бутылочки самостоятельно, поглаживая его, и глядя малышу в глаза. Важно, чтобы ручки ребенка оставались свободными, и он мог самостоятельно прикасаться к матери. Не забывайте о том, что кормление из бутылочки занимает куда меньше времени, чем грудью, поэтому после того, как ребенок поел, его нужно некоторое время подержать на руках. Это важно для соблюдения неких временных норм при поддержании связи.

Таким образом, кормление - акт общения между мамой и малышом, который влияет на дальнейшее развитие родительско-детских отношений, гармоничного развития личности ребенка.

Ирина, а расскажите, пожалуйста, про связь ребёнка и мамы в возрасте до года, с точки зрения психологии. Как влияет на ребёнка (7 мес.) выход мамы на работу? Что делать с привязанностью малыша к маминой груди, если он привык успокаиваться только у мамы на руках, посасывая молочко, и, вдруг, его оставляют на весь день с няней и заставляют кушать из бутылочки? Спасибо.

Вопрос был задан давно. Я заранее прощу прощения за задержку у автора (чей ребенок явно подрос:)). Ответом на это письмо я бы хотела начать большой и серьезный разговор о привязанности, о том, как опыт взаимодействия с родителями (в первую очередь, с мамой) потом жирным пунктиром проходит через всю нашу жизнь.

Если коротко отвечать на вопрос, то: связь мамы и ребенка до года – колоссальная, всеобъемлющая. Детеныш человека появляется на свет крохотным, беспомощным и беззащитным. Ему нужен рядом кто-то чуткий и надежный, кто будет удовлетворять его потребности – в еде, сне, комфорте, безопасности, успокоении, эмоциональном общении, любви. Без любящего взрослого младенчику просто не выжить. И тут в дело вступают инстинкты.

Сразу после рождения, когда малыша кладут маме на живот, происходит установление первого зрительного и телесного контакта – запечатление (импринтинг): мама запоминает своего ребенка, а ребенок – свою маму. Это послеродовое объятие в каком-то смысле – судьбоносный жизненный эпизод. В первые часы и дни после родов через ношение на руках, баюканье, кормления грудью запускается инстинктивная «программа привязанности». Для малыша привязанность мамы означает, что он будет вовремя накормлен, ухожен, защищен и получит все, в чем будет нуждаться.
Поэтому: главное, что нужно маленькому человеку – это присутствие, тепло и ВКЛЮЧЕННОСТЬ любящего взрослого, который откликается на его потребности и удовлетворяет их .

Если на свой зов ребенок всегда получает отклик, если с ним играют, общаются, его ласкают, всячески показывая свою любовь, если его жизнь стабильна, упорядочена и свободна от страха, если рядом с ним внимательный, понятный, ПРЕДСКАЗУЕМЫЙ взрослый, ребенок проникается к нему доверием и приобретает самое первое, самое важное ощущение, которое становится затем основой его дальнейшего развития. Американский психолог Э.Эриксон назвал его чувством базового доверия к миру .

Базовое доверие - это интуитивная уверенность в том, что жить – хорошо (а если вдруг станет плохо, тебе помогут, тебя не бросят), что от внешнего мира не надо защищаться, что ему можно доверять. Человек, наделенный этим «базовым доверием», верит в себя, в свои силы, открыт, оптимистичен, дружелюбен и способен на длительные, глубокие и теплые отношения с другими людьми.
Если же ребенок не получает должного ухода, не встречает любовной заботы, к нему относятся непоследовательно, то в нем вырабатывается недоверие - боязливость и подозрительность, чувство тревоги и беспомощности в потенциально враждебном мире.


Первые годы жизни – это еще и время, когда формируется такой важный внутренний конструкт, как привязанность . Изначально она складывается в наших отношениях с мамой (или фигурой, ее заменяющей). И – самое интересное – мы потом переносим эту сложившуюся модель на отношения с другими людьми. Т.е. чему научились в детстве, в отношениях с мамой, с тем и живем, то и воссоздаем – с партнерами, друзьями, детьми.

Изучению привязанности были посвящены работы английского психолога и педиатра Дж. Боулби (сер. XX в.). В своих исследованиях он показал, что для психического здоровья ребенка необходимо установление теплых, доверительных, приносящих радость взаимоотношений с матерью. Теоретические положения Боулби были подтверждены экспериментами его ученицы М. Эйнсворт (в частности, она установила, что взаимоотношения мамы и ребенка складываются в течение первых трех месяцев жизни и определяют качество их привязанности к концу года и в последующем ).

Стадии формирования привязанности

0-6 мес. У малыша формируется представление о главном объекте привязанности в его жизни. Как правило, этот человек – мама, которая опекает и заботится. На этом этапе очень важно, чтобы «объект» был ПОСТОЯННЫМ, ОТЗЫВЧИВЫМ, предсказуемым и не выпадал из поля зрения больше, чем на 3 часа. У младенчика есть потребность в восприятии материнских стимулов. И если они вдруг надолго исчезают, ребенок начинает нервничать и беспокоиться.

На этом этапе может формироваться как «монопривязанность» (к одному человеку), так и «множественная привязанность» (к нескольким людям). Если в жизни малыша есть 3-4 человека, которые разделяют заботу о нем, то это очень хорошо. Но среди них должна быть четкая иерархия: вот главный объект привязанности (мама), вот остальные по списку (папа, бабушка, тетя и пр.). Ритм появления этих «остальных» тоже, в идеале, должен быть упорядоченным и регулярным: например, папа каждый вечер купает, бабушка приходит пару раз в неделю и отпускает маму по делам.

6-12 мес. У малыша появляется уже собственное «поведение привязанности» (например, он льнет к маме, видя незнакомых людей). Если в первом полугодии все развивалось хорошо, то теперь уже ребенок способен принять нового человека (няню). Вовлекать нового человека в процесс ухода за малышом надо очень постепенно (2-3 недели): сначала няня просто присутствует, наблюдает, ребенок к ней привыкает, потом постепенно она включается в процесс ухода. Когда настает момент маме уйти, мама уходит (даже несмотря на протесты). И возвращается – обязательно! – со счастливым (а не встревоженным) лицом и в полной уверенности, что в ее отсутствие ребенку было хорошо.

Считается, что в период 6-9 мес. мамино отсутствие может удлиниться до 6 часов каждый день или до 12 часов 1-3 раза в неделю. А после 9 мес. мама (если очень нужно) может выйти на работу. Грудные кормления при желании в этом случае сохраняются по утрам, вечерам, ночью, в выходные, а днем мама может сцеживать молоко на работе – в переговорной комнате, комнате отдыха, любом другом укромном местечке. Если такой возможности нет, и ребенок переводится на искусственное (или смешанное) вскармливание, делать это нужно опять же очень мягко и постепенно. Телесную, эмоциональную близость и ощущение безопасности, которые дают ребенку кормления, важно обеспечить другими средствами – объятиями, поцелуями, поглаживаниями, совместными играми, пением, спокойной, душевной обстановкой в семье. Это сделает процесс отлучения наименее травматичным и послужит для ребенка своеобразным опытом: да, в жизни случаются потери, но меня не бросят, меня поддержат, мне есть на кого опереться.

И ни в коем случае нельзя допустить, чтобы вас поглотило чувство вины («Я плохая мать, раз не кормлю своего ребенка грудью и вышла на работу»), так как в этом случае огромная часть внутренней энергии будет тратиться не на малыша, а на самобичевание и переживания. Да, так сложились обстоятельства, но ничто не может помешать вам дарить своему сокровищу любовь, тепло и ласку.
Помните: мама не обязана любой ценой, забывая себя, везде и всегда быть вместе с собственным ребенком. Но она обязана сделать так, чтобы жизнь ее малыша оставалась упорядоченной, стабильной, а рядом с ним был теплый, надежный, «принимающий» человек , на которого во всем можно положиться.

12-20 мес. Это сложный период. У ребенка уже есть память, а значит возникают и подозрения – а вдруг мама сейчас уйдет и не вернется? Огромную роль на этом этапе продолжают играть повторяющиеся изо дня в день ритуалы: например, мама уходит, а малыш с няней провожают ее до лифта и машут ручкой.

20-30 мес. Это фаза стабилизации привязанности. Период подтверждения сложившейся картины мира. В идеале, надолго разлучаться с ребенком нельзя. Нетравматично малыш переживает разлуку с мамой не более суток. 2 дня – это уже напряженная ситуация. 3 недели – критический период. Через 3 недели ребенок либо сформирует новую привязанность, либо (если не найдет новый объект) разрушится.

В следующих постах:
- что происходит с ребенком, когда мама вдруг исчезает из его жизни на несколько дней;
- типы привязанности;
- как мы строим отношения с другими людьми на основе сформированной модели привязанности.

Ирина Чеснова, семейный психолог



Публикации по теме