Патриотическое воспитание: опыт дискурсивного анализа. Патриотическое воспитание старших подростков во внеклассной работе Статья на тему патриотическое воспитание

Ключевые слова: образование, обучающийся, патриотическое воспитание, развитие личности, нравственные ценности, гражданственность.

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено правовое регулирование вопросов, связанных с воспитанием обучающихся, в том числе патриотическим. Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются, в том числе на гуманистическом характере образования, приоритете жизни и здоровья человека, свободном развитии личности, воспитании гражданственности, трудолюбии, ответственности, уважении закона, прав и свобод личности, патриотизме, бережном отношении к природе и окружающей среде, рациональном природопользовании (статья 3). Отдельная статья 86 посвящена обучению по дополнительным общеразвивающим образовательным программам, имеющим целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях. Указанной статьёй предусматривается, что в рамках обучения по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, интегрированным с дополнительными общеразвивающими программами, имеющими целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в том числе к государственной службе российского казачества, создаются соответствующие общеобразовательные организации со специальными наименованиями «президентское кадетское училище», «суворовское военное училище», «нахимовское военно-морское училище», «кадетский (морской кадетский) военный корпус», «кадетская школа», «кадетский (морской кадетский) корпус», «казачий кадетский корпус» и профессиональные образовательные организации со специальным наименованием «военно-музыкальное училище» .

В настоящее время задачи совершенствования общественно-государственной системы гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, формирования социально-активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовностью к его защите и выполнению конституционных обязанностей решаются в рамках реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795 .

В рамках программы реализуются следующие мероприятия:

– всероссийский творческий конкурс научно-исследовательских работ по патриотической направленности среди обучающихся;
– всероссийский творческий конкурс курсовых, дипломных работ, связанных с героическим прошлым России, важнейшими событиями в жизни народа;
– всероссийский конкурс методических пособий «Растим патриотов России»;
– всероссийский слет руководителей молодежных почетных караулов постов №1 у мемориальных комплексов и воинских захоронений;
– всероссийский смотр-конкурс студенческих работ «Великая Отечественная война в судьбе моей семьи»;
– всероссийский студенческий форум «Великая победа великой страны»;
– финал военно-спортивной игры «Победа» (в 2014 г. состоялся в Тульской области на базе 106-ой гвардейской воздушно десантной Краснознаменной ордена Кутузова дивизии, собрал более 500 участников из 54 субъектов Российской Федерации);
– организация работы специализированных отрядов по благоустройству воинских захоронений и проведению поисковых работ в местах боев Великой Отечественной войны;
– всероссийский месячник оборонно-массовой работы, посвященный Дню защитника Отечества и другие.

С целью анализа вовлеченности граждан Российской Федерации в систему патриотического воспитания, состояния внедрения в деятельность организаторов и специалистов патриотического воспитания современных форм, методов и средств воспитательной работы, развития материально-технической базы патриотического воспитания в образовательных, трудовых, творческих и воинских коллективах и общественных объединениях проведен мониторинг деятельности субъектов Российской Федерации по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию, по данным которого доля молодых граждан, участвующих в мероприятиях по патриотическому воспитанию, проводимых в рамках реализации региональных программ по патриотическому воспитанию или допризывной подготовке молодежи, по отношению к общему количеству молодых граждан в стране составляет около 22%.

Одной из эффективных форм работы с молодежью допризывного возраста является организация работы оборонно спортивных лагерей, общее количество которых по результатам мониторинга составило около 1500. Количество образовательных организаций и клубов, которым были присвоены почетные наименования в честь героев Советского Союза и героев России, составило 1122 организаций.

В 2013/14 учебном году в системе образования Российской Федерации функционировали 178 кадетских учреждений (в них обучалось 60 750 обучающихся), из них 155 кадетских учреждений в городских поселениях (в них обучалось 57 008 обучающихся) и 23 кадетских учреждения – в сельской местности (в них обучалось 3 742 обучающихся). В целях сохранения преемственности поколений и традиций патриотического воспитания в среде казачьей молодежи проводятся смотр- конкурс на звание «Лучший казачий кадетский корпус» и Всероссийская военно-спортивная игра «Казачий сполох». В 2014 году в смотре-конкурсе на звание «Лучший казачий кадетский корпус» участвовало 30 образовательных организаций (в 2010 году – 13 , в 2011 году – 20, в 2012 году – 28, в 2013 году – 23), осуществляющих образовательный процесс с использованием культурно-исторических традиций казачества.

Важную роль в формировании у молодежи активной жизненной позиции, гражданских и нравственных качеств, готовности к участию в общественно-полезной деятельности и защите государственных интересов страны играют центры гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи. В 64 субъектах Российской Федерации действуют такие центры военно патриотического воспитания. В 19 субъектах ведется работа по созданию подобных центров, которая планируется к завершению в 2014-2015 годах. В рамках своей деятельности центры:

– организуют проведение региональных физкультурно-спортивных мероприятий, направленных на духовно-нравственное, патриотическое воспитание граждан, пропаганду службы в армии;
– координируют работу по организации деятельности специализированных классов добровольной подготовки к военной службе, в том числе организацию и проведение летних оборонно-спортивных лагерей;
– координируют работу зональных центров военно-патриотического воспитания и допризывной подготовки молодежи к военной службе, действующих на территории региона;
– организуют методическую работу и повышение квалификации специалистов по военно-патриотическому воспитанию;
– совместно с органами, осуществляющими управление в сфере образования, и военным комиссариатом принимают участие в организации учебных сборов с гражданами, обучающимися по основам военной службы.

В региональных центрах реализуются более 524 программ дополнительного образования военно-патриотической направленности. В стране действует более 20 тысяч патриотических объединений, клубов, центров, в том числе детских и молодежных, реализуются всероссийские мероприятия, что позволит при сохранении наметившихся тенденций увеличить охват молодежи системой патриотического воспитания в 1,5-1,7 раза.

Положительной тенденцией патриотического воспитания является увеличение количества молодых людей, участвующих во всероссийских проектах и акциях по военно-патриотическому и гражданско- патриотическому воспитанию (Всероссийская акция «Вахта Памяти», Всероссийская молодежная патриотическая акция «Георгиевская ленточка», Всероссийский проект «Наша общая Победа», Всероссийский проект «Великая забытая война»). Ежегодно, начиная с 2010 года, Минобрнауки России реализует Всероссийский проект «Наша общая Победа». Целью проекта является формирование видеоархива воспоминаний ветеранов Великой Отечественной войны, который впоследствии будет передан в Государственный архив Российской Федерации и размещен в сети Интернет в свободном доступе, а также вовлечение молодежи и ветеранов в совместную социальную деятельность. Проект является самым масштабным видеоархивом очевидцев событий Великой Отечественной войны и служит инструментом противодействия попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России. В феврале 2014 года в г. Москве состоялось открытие Всероссийского проекта «Великая Забытая война» в Музее Великой Отечественной Войны на Поклонной горе.

В настоящее время Минобрнауки России ведется работа по разработке проекта государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».

В 2014/15 учебном году значительная часть мероприятий приурочена к празднованию 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов .

Список использованных источников

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2010/10/11/patrioty-sitedok.html (дата обращения: 3.04.2015).
2. Указ Президента Российской Федерации от 20 октября 2012 г. № 1416 «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания» [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/70244894/ (дата обращения: 2.09.2014).
3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения: 14.07.2015).

Научная статья на тему “Патриотическое воспитание современной молодежи” обновлено: Октябрь 22, 2017 автором: Научные Статьи.Ру

Преподаватель – организатор ОБЖ

Максимова Галина Ивановна

Военно-патриотическое воспитание на уроках ОБЖ

и во внеурочной деятельности

Одной из важных задач государства является военно-патриотическое воспитание молодёжи, в основе которого, лежит подготовка молодых людей страны к службе в Вооружённых Силах РФ, воспитание любви к армии, формирование высокого чувства гордости за принадлежность к России, постоянной готовности к защите Родины. Проблема патриотического воспитания молодёжи актуальна как никогда. В условиях утраты нашим обществом традиционного российского патриотического сознания, широкого распространения равнодушия, цинизма, агрессивности и падения престижа военной службы, у значительной части призывников отсутствует позитивная мотивация к добросовестной военной службе. Многие из них воспринимают её как неприятную неизбежность и неблагодарную повинность, которую следует выполнять лишь во избежание уголовной ответственности. Причастность к защите Родины, гордость за принадлежность к Вооружённым Силам, воинская честь и достоинство - эти понятия утрачивают в глазах призывной молодёжи свою значимость.

Выпускник школы, будущий защитник Отечества, должен быть высокообразованным, физически развитым молодым человеком, обладающий высокими моральными принципами.

Задача военно-патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня в числе приоритетных, но одно дело заявить о ней во всеуслышание и совсем другое - осмыслить её и предпринять конкретные шаги. Таким образом, цель моего преподавания ОБЖ – подготовка физически и нравственно развитых молодых людей, которые могли бы адаптироваться в изменяющемся мире.

При составлении плана стараюсь работать в тесном взаимодействии с директором школы, учителями физкультуры, классными руководителями, учителями-предметниками, учитываю рекомендации военного комиссариата.

На занятиях по «Основам военной службы и ОБЖ» учащиеся знакомятся со спецификой воинского труда, готовятся к выполнению обязанностей солдата, познают особенности службы в армии, воспитывают в себе качества необходимые защитнику Родины. Знакомятся и обучаются приёмам строевой подготовки и выполнение упражнений по прикладной физической подготовки.

Занятия проводятся по следующим темам: строевая подготовка, тактическая подготовка, физическая подготовка, уставы вооруженных сил, огневая подготовка. В результате у многих изменилась негативное отношение к службе в Вооруженных Силах.

Развитие коммуникативных умений, воспитание культуры поведения и общения, культуры досуга учащиеся получают через организацию вечеров отдыха, посещение музеев, кинотеатров. Поэтому я считаю, что на результат в военно-патриотическом воспитании большое влияние оказывает внеурочная деятельность учащихся. В нашей школе проводится внеурочная работа по военно-патриотическому воспитанию.

Традицией в школе стало проведение в школе месячника военно-патриотической работы, посвященного Дню защитника Отечества, месячник «Пожарная безопасность», проведение Дня призывника, Вахты памяти, Дня Победы, военно-спортивной игры «Зарница».

В ходе работы по гражданско-патриотическому воспитанию родились и другие традиции: шефство над местами захоронения и памятниками, помощь ветеранам. Все мероприятия в рамках месячника, начинаются и завершаются торжественной линейкой, где сначала раздаются путевые листы с запланированными мероприятиями, а по окончании вручаются грамоты и подарки. Все это оставляет неизгладимый след в душах ребят.

Различные по форме и содержанию конкурсы очень нравится ребятам, поэтому они с интересом участвуют в военно-спортивной игре «А ну-ка, парни!», «Силовое четырехборье», «Стрелковый турнир», в военно-спортивной игре «России верные сыны!». Традиционным стало проведение операции «Память» (возложение цветов к памятнику павловцев, погибших в ВОВ), поздравление ветеранов на дому, выпуск стенгазет, посвященных годовщинам великих сражений, юбилейным датам Великих полководцев, подвигам земляков- Героев ВОВ, Дню защитника Отечества, оформление уголка «Наши выпускники на защите Отечества».

Работа по гражданско-патриотическому воспитанию ведется круглый год. Юноши посещают различные, как школьные кружки и секции, так спортивные секции на базе физкультурно-оздоровительного комплекса. В поисках рациональных путей и средств военно-патриотического воспитания учащихся разрабатывались различные мероприятия и привлекались ветераны войны, труженики тыла, военнослужащие запаса, представители военного комиссариата к работе с учащимися, что помогает на конкретных примерах патриотических поступков воспитывать трудолюбие, чувство гражданского долга, готовность к защите Родины.

Система гражданско-патриотического воспитания учащихся предусматривает формирование развитие социально-значимых ценностей гражданственности и патриотизма в процессе воспитания, обучения в школе; массовую патриотическую работу, организуемую и осуществляемую совместно с государственными структурами, общественными движениями и организациями.

Патриотическое воспитание школьников - это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Самое главное приобретение человека в период детства и ученичества - это вера в себя, вера в то, что он знает и умеет, чувство собственного достоинства. Эти качества необходимо формировать в процессе патриотического воспитания посредством различных средств и способов. Героическая борьба, подвиги лучших сынов Отечества должны стать основой патриотического воспитания. Рассказывая о героических личностях, необходимо подчеркивать их нравственные устои и мотивы их действий, так как это может затронуть душу ребенка.

Ведущую роль в патриотическом воспитании учащихся играет школьный Музей Военной истории, где учащиеся совместно с руководителем:

    Собирают материал об учителях, работавших в Школе № 2, участников военных событий 1941-1945 гг.

    Собирают материал о выпускниках, служивших в Афганистане и Чечне.

В Музее проводятся уроки Мужества, уроки, посвященные истории Гражданской и Великой Отечественной войн для учащихся. В Музее есть постоянно действующий экскурсовод Юндина Р.М., выступает перед учащимися и гостями школы и проводит экскурсии по экспозициям Музея. Традиционно в Музее проходят экскурсии и беседы по темам: - первый директор «Белошевский А.Л. – участник ВОВ»; «Учителя и выпускники нашей школы - защитники Отечества”.

Много побед на счету наших воинов. Наша страна всегда славилась и славится героями. Любовь к своей Родине, к своему Отечеству поднимала людей на подвиги. 1941 год - на защиту Родины встали и жители города Красный Сулин, среди них были и учащиеся нашей школы. Участники поисковых отрядов нашли и встретились с ветеранами, участниками войны. И сегодня фотографии ветеранов войны занимают почетное место в нашем школьном музее:Куценко Николай Андреевич, Ряднов Петр Стефанович, Грабович Иван Георгиевич, Фатеев Василий Иванович, Шаповалов Иван Григорьевич, Демкин Николай Григорьевич, Гузеева Лидия Васильевна, Белошевский Анатолий Леонтьевич, Бондаренко Тихон Иванович,

Чеботарев Алексей Константинович. Их имена стали для нас символами мужества и чести.

Посещая школьный музей и знакомясь с биографией космонавта героя РФ генерал-майора Корзуна Валерия Григорьевича, выпускником нашей школы, учащиеся воспитывают в себе дисциплинированность, смелость, физические качества и положительное отношение к учебе. Многие ребята задумались над выбором профессии.

Посещение занятий по «Основам военной службы и ОБЖ» в комплексе с военно-патриотическим воспитанием положительно отражается на учащихся. Уже в младших классах учащиеся осмысливают такие понятия, как «Родина», «Подвиг», «Патриот», «Воин-освободитель», узнают о победах российского народа. Учащиеся старших классах становятся более дисциплинированными, поднимается общефизический уровень, улучшается выправка и собранность, появляется интерес к выбору не только военной профессии, но и гражданской.

В заключении мне хотелось бы сказать, что наша работа, работа всего педагогического коллектива школы по военно-патриотическому воспитанию требует дальнейшего совершенствования, углубления по всем направлениям, главный итог которой, выпускник школы - патриот, надёжный будущий защитник Родины! Профессия - Родину защищать навсегда останется для всех поколений россиян социально значимой, исполненной высокого, благородного смысла.

Без сомнения, на сегодняшний день в России патриотическому и военно-патриотическому воспитанию уделяется повышенное внимание: в нем участвует целая сеть государственных и общественных организаций, на эти цели выделяются специальные средства, о результатах и существующих проблемах написано множество статей, книг, отчетов и методических пособий. В этой небольшой статье мы не можем подробным образом рассмотреть весь этот многоуровневый и многоплановый процесс. А потому хотелось бы сосредоточить внимание на его осмыслении в публичном пространстве: какие смыслы доминируют в обсуждении (военно-)патриотического воспитания в публичном пространстве современной России. Опираться в этом мы будем на официальные документы, научные статьи и доклады тематических конференций последних лет, а также наиболее популярные материалы в Интернете .

Во-первых , необходимо обратить внимание на то, что в средствах массовой информации внутрироссийские события представляются через противопоставление «либералов» и «патриотов». Странность этой дихотомии заключается в том, что либерализм является политической идеологией (т.е. системой воззрений о желательном политическом устройстве государства), в то время как патриотизм (любовь к Отечеству и готовность подчинять свои интересы государственным) - это более фундаментальная система воззрений, не связанная с обсуждением конкретных политических проблем. В качестве примера можно привести ситуацию в России в августе 1914 г., когда в самом начале Первой мировой войны представители разных политических взглядов объединились под патриотическими лозунгами во имя защиты Отечества.

Существующее ныне ситуативное противопоставление во многом связано со смешением понятий, когда консервативные идеи представляются как патриотические, а «патриотами» называют себя консерваторы, тем самым обозначая монополию на «патриотизм» и обрекая оппонентов на автоматический статус «не патриотов». Влияние идеологии консерватизма прослеживается в увязывании патриотического воспитания с духовно-нравственным развитием и апелляцией к таким понятиям как «духовность», «соборность», «национальный дом» и пр. . В итоге патриотическое воспитание начинает сводиться к продвижению определенной политической идеологии, неизбежным следствием чего патриотизм перестает быть универсальной ценностью для всего общества.

Во-вторых , в глаза бросается нечеткость определения патриотизма даже в официальных документах. Например, четкое определение отсутствует в тексте государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.» . В Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации патриотизм определяется как «любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите». Определение патриотизма через «любовь» характерно для большинства изученных нами материалов. Некоторым исключением является Росвоенцентр (осуществляет организационное сопровождение указанной программы), на сайте которого акцент смещен на поведенческий аспект: «патриотизм рассматривается как особая направленность социального поведения граждан, высший смысл жизни и деятельности личности, долг и ответственность перед обществом, предполагающие приоритет общественных интересов над индивидуальными вплоть до самопожертвования, пренебрежения опасностью для личной жизни и здоровья при защите интересов Отечества» .

Широкое использование таких размытых понятий как «любовь», «готовность» и прочих (т.е. отсылающих к психическому миру человека) создает неопределенность (ведь конечная цель «любить свое Отечество» размыта и широка) при выработке конкретных действий в рамках (военно-)патриотического воспитания и тем более при создании конкретных систем оценки. Так, хотя (военно-)патриотическое воспитание направлено на сознание людей, 7 из 8 оценочных показателей упомянутой государственной программы учитывают лишь интенсивность ее воплощения. Размытость понятий и целей при акценте на формально-организационную сторону приводит к тому, что под воспитание любви и чувств можно привязать чуть ли не любое мероприятие, избегая ответа на сущностный вопрос: действительно ли проводимые мероприятия эффективны. Например, в методических материалах, написанных педагогами, порою наблюдается столь большое расширение понятия «патриотическое воспитание», что возникает ощущение, будто авторы пишут обо всем образовательном процессе .

В-третьих , и это отражено в заглавии, стоит отметить столь тесное переплетение патриотического и военно-патриотического воспитания, что зачастую последнее полностью поглощает первое. Подобная подмена характерна прежде всего для представителей государственных организаций и тех, кто занимается именно военно-патриотическим воспитанием (и в меньшей, например, для работников системы среднего образования). Нередко оба понятия используются как синонимы. Это наблюдается и в аналитических , и в учебно-методических работах : в приведенных по ссылкам примерах можно наиболее ярко наблюдать, как разговор о патриотизме плавно перетекает в анализ системы военно-патриотического воспитания. В государственной программе по патриотическому воспитанию из шести задач пять относятся к организационно-правовым и лишь одна, связана с конечным результатом: «формирование позитивного отношения общества к военной службе и положительной мотивации у молодых людей относительно прохождения военной службы по контракту и по призыву». Среди задач по патриотическому воспитанию, решаемых Росмолодежью, на первом месте стоит: «Содействие включению молодёжи в программы патриотического воспитания, в том числе по подготовке к службе в Вооружённых Силах, проведению работ по увековечению памяти защитников Отечества» .

Четвертый аспект, который обращает на себя внимание, связан с тем, что во всех текстах подрастающее поколение выступает зачастую в качестве пассивного объекта патриотического воспитания: его учат любить Родину, передают определенные знания, прививают культурные нормы и стандарты в целях формирования долга перед страной. Если некая творческая активность и предполагается, то лишь в выборе определенного рода занятий. В качестве иллюстрации обратимся к словам «практика» - руководителя Зала воинской славы музея Великого Новгорода С.М. Орловой: «Реже видим посетителей-студентов. Это показывает, что добровольное посещение, без принуждения, непривычно для сознания сегодняшней молодежи и автоматически сигнализирует о маловажности мероприятия. <...> Во многом такой образ мысли связан с позицией нашего государства, где человек пассивен. Стоя в толпе на митинге, он не является его активным участником и услышанная таким образом информация не сформирует его самосознания и активной гражданской позиции» . Поясним, что наша критика направлена на навязчивую нарочитость этого процесса, в рамках которого даже не предполагается, что обучающийся может выстраивать собственные тактики сопротивления, которые в самом радикальном случае приведут к полному отрицанию «навязываемых» идей (ибо они будут восприниматься именно как навязанные).

И наконец, отметим, что работа по (военно-)патриотическому воспитанию зачастую ограничивается такими смысловыми сферами как «спорт», «армия», «история», «духовность», «народная культура». Как правило под патриотическую попадают такие виды деятельности, которые сочетают те или иные элементы, заимствованные из указанных сфер. Например, военно-патриотические лагеря, в которых происходит подготовка к армии, проходят занятия по физической подготовке и читаются лекции на историческую тематику. Другой пример - издания, указанные в списке мероприятий по реализации государственной программы по патриотическому воспитанию: 7 из 8 посвящены исторической тематике (причем остается неясным каким образом 6-томный сборник архивных документов по истории оборонно-промышленного комплекса России и СССР может напрямую способствовать патриотическому воспитанию подрастающего поколения) . Институт национальной стратегии (Центр политологического консалтинга) посвятил патриотическому воспитанию один доклад с характерным названием: «Концепция патриотического воспитания в современной России: историческая память и гражданское самосознание». Весь текст представляет собой разоблачение стереотипов, связанных с отечественной историей.

Показательно и то, что язык («дискурс»), на котором ведется обсуждение проблем (военно-)патриотического воспитания является смесью бюрократического языка (превращение разговора в «сухие» программы и отчеты), дидактики (с акцентом на структурно-функциональный подход, который везде видит некие «системы», «структуры», «элементы» и «функции», создавая тем самым иллюзию управляемости) и патриотической публицистики. Подобное сочетание делает дискурс обращенным самим на себя: на этом языке практически невозможно критическое обсуждение и выработка стратегий, однако он идеален если надо определенные виды деятельности представить в качестве «патриотических». Последнее имеет колоссальное значение с точки зрения получения государственного финансирования.

По крайней мере по форме процесс патриотического воспитания во многом воспроизводит существовавшую в Советском Союзе систему идеологической пропаганды, если из последней исключить централизацию и относительно развитую проработку внутреннего смыслового стержня, т.е. ключевых идейных посылов. Это роднит патриотическое воспитание и пропаганду, а патриотизм начинает восприниматься как государственная идеология.

Здесь важно провести разницу между патриотизмом военного и мирного времени. Безусловно, во время войны (в ситуации чрезвычайного положения - что принципиально) залогом победы является готовность каждого отдать собственную жизнь, т.е. на первое место выступает идеал жертвенности, что не отменяет, впрочем, и ряда личных целей (защита своей семьи, посмертная слава героя и пр.). Отсюда высокий моральный дух является производной тесного взаимодействия высоких идеалов и личных смыслов. Управлять этим с помощью героической пропаганды в полной мере невозможно. Как показывает опыт обеих мировых войн, она может быть эффективна с точки зрения общественной мобилизации. Однако оказавшись на фронте воодушевленный патриотическими идеалами человек сталкивается вовсе не с героической стороной войны, что может иметь негативные последствия (начавшаяся деморализация русской армии уже в конце 1916 года тому свидетельство). Без сомнения, в мирное время с прагматической точки зрения государство должно воспитывать те идеалы служения обществу, которые в случае войны станут идейной основной для общественной мобилизации. Однако те же примеры ратных подвигов прошлого готовят общество к реагированию в ситуации именно чрезвычайного, военного, положения, но предлагаемые «рецепты» как правило не применимы для самой мирной жизни (искусственно же создавать «угрозу войны» вряд ли прагматично с социально-экономической точки зрения). Нередко в литературе по патриотическому воспитанию приводится тезис о том, что практически всю историю Россия воевала, но при этом забывается, что за исключением периода мировых войн (когда война стала тотальной) сражения вели профессиональные армии где-то на периферии государства, в то время как основная часть населения жила практически мирной жизнью.

А потому более целесообразным патриотизм стоит определять не через абстрактную любовь или особый род деятельности, а посредством увязывания личных интересов с интересами страны, готовность реализовывать жизненные цели в России так, чтобы реализация личного интереса вела к созданию некоего общественного блага. Как писал заместитель директора Административного департамента Аппарата Правительства Российской Федерации А.Л. Балыбердин: «Сегодня основной проблемой, связанной с совершенствованием системы патриотического воспитания, является то, что современное смысловое наполнение российского патриотизма не является фактором, формирующим интерес граждан к нему и, особенно, у молодого поколения» . Другими словами, созидать смыслы и возбуждать интерес - вот те задачи, которые должны стать руководящими.

Становится очевидным, что на первое место выступает не прямое информационное воздействие, а создание системы институтов, нацеленных на помощь молодым людям в поиске своего призвания, определении и реализации жизненных целей. Соответственно, из объекта воздействия молодой человек превращается в субъекта, а во многом абстрактный разговор о национальной гордости и ценностях заменяется совместным поиском ответа на более практичный вопрос: «Как я могу реализовать себя и тем самым послужить своей стране?». Естественно, это напрямую связано с созданием социальных лифтов (к слову, их отсутствие было одной из ключевых причин «арабской весны» на Ближнем Востоке) и общим экономическим положением страны. Тогда критериями эффективности могут служить количество желающих эмигрировать или уже эмигрировавших молодых людей. Проблема «утечки мозгов», опять остро вставшая в последние годы, явно показывает: люди по разным причинам не могут найти свое место в стране. Бороться с этим явлением посредством пропаганды как минимум неэффективно (а по сути аморально). В этом плане патриотизм действительно мог бы стать ответом и на решение социальных проблем молодежной среды (наркомания, преступность и пр.), о чем говорил в своей выше процитированной статье А.Л. Балыбердин, однако опять-таки не напрямую, а через содействие в личном развитии.

А военно-патриотическое воспитание может, как это постоянно говорится, конечной целью ставить снижение числа уклонистов от срочной службы в Вооруженных Силах. Однако подобная постановка вопроса представляется ограниченной. Скорее, система военно-патриотического воспитания должна ориентироваться на поиск и привлечение тех молодых людей, которые по физическому состоянию, личным интересам и психологическому складу готовы и способны пойти на военную службу.

Конечно, все вышесказанное вовсе не отрицает значения той деятельности по (военно-)патриотическому воспитанию, которая ныне проводится. Тем более, что ряд существующих форм и методов (например, военно-спортивные лагеря или поисковые экспедиции), на наш взгляд, могут быть весьма эффективны при решении определенных (тактических) задач. Вопрос в том, что создавать смыслы, прививать идеалы и давать знания невозможно через одноразовые (пусть и многочисленные) мероприятия и простое информирование. Главное - увлечь человека. В качестве примера, можно привести романы В.С. Пикуля, которые, с одной стороны, совершенно справедливо критиковались профессиональными историками за многочисленные ошибки, а с другой стороны, привлекли внимание миллионов граждан Советского Союза к истории. У некоторых затем этот интерес перерос в профессиональную деятельность. Если говорить о практической деятельности Российского военно-исторического общества, то зачастую акцент делается на тех мероприятиях, которых позволяют привлечь внимание к истории, сделать ее ближе, т.е. наполнить личными смыслами. Так, одним из многочисленных проектов, приуроченных к 100-летию Первой мировой войны, стало создание бесплатной компьютерной игры «Илья Муромец» (первый в мире стратегический бомбардировщик, сконструированный И.И. Сикорским и принятым на вооружение в русской императорской армии). Другим примером может послужить «Народный архив Первой мировой» - электронная база данных, где каждый желающий может разместить имеющуюся у него в личном архиве информацию о родственниках - участниках той войны. За несколько лет было установлено 1150 мемориальных досок героям Советского Союза и России на школах, где они учились. Подобная доска будет всегда находиться в поле зрения учащихся школы (подавляющее количество которых находится в сельской местности), самим существованием свидетельствуя о близости героя, словно говоря: «Вот он, герой, совершивший подвиг, когда-то учился в тех же самых стенах, что и вы». Другое перспективное направление - военно-исторические (реконструкторские) фестивали. Так, на 26 проведенных или поддержанных Обществом фестивалей присутствовало около 700 тыс. зрителей.

В заключение, хотелось бы повторить, что (военно-) патриотическое воспитание должно быть ответом не на вопрос: «Почему я должен любить страну, в которой я живу?», а на вопрос: «Что я могу сделать для общества, в котором живу?». Если акцентировать внимание только на первом вопросе, то патриотическое воспитание неизбежно деградирует в пропаганду мегаломании. Русский религиозный философ В.С. Соловьев за несколько десятилетий до русской революции 1917 г. весьма ярко очертил гибельность такого пути: «Национальное самосознание есть великое дело, но когда самосознание народа переходит в самодовольство, а самодовольство доходит до самообожания, тогда естественный конец для него есть самоуничтожение».

Пахалюк Константин Александрович , ведущий специалист научного отдела Российского военно-исторического общества

Первая публикация: Пахалюк К.А. Патриотическое воспитание: опыт дискурсивного анализа // Аналитический вестник № 33 (586): "Военно-патриотическое воспитание российских граждан: состояние, проблемы, пути совершенствования". Аналитическое управление Аппарата Совета Федерации. М., 2015. С. 53-60.

Патриотическое воспитание молодежи // Росмолодежь. Электронный ресурс: режим доступа: http://www.fadm.gov.ru/directions/patrioticheskoe-vospitanie/ (последняя дата обращения 7 октября 2015 г.)

Орлова С.М. Историческая память поколений в системе патриотического воспитания на наследии Великой Отечественной войны // Патриотизм XXI века: формирование его на традиции прошлого и современного опыта. М., 2013. С. 99.

Волкова Ольга Олеговна
МБДОУ №37 Кемеровская область город Ленинск-Кузнецкий пр-т Кирова 73
воспитатель
Статья "Патриотическое воспитание дошкольников"

«Только тот, кто любит, ценит и уважает

накопленное и сохранённое предшествующим

поколением, может любить Родину,

узнать её, стать подлинным патриотом».

С. Михалков.

В современном мире, когда происходят большие изменения в жизни общества, патриотическое воспитание становится одним из главных направлений работы в дошкольном образовании. Все больше возникает необходимость обращаться к народным традициям, культуре, истории, к вековым корням, к понятиям родство, Родина.

В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ» дано следующее определение патриотического воспитания: это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Патриотическое воспитание - это процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек.

Чувство патриотизма включает в себя не только любовь и преданность к Родине, ответственность и гордость за нее, но желание и стремление трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатство. Без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике невозможно воспитать в ребенке чувство собственного достоинства, уверенность в себе и полноценную личность.

Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.

В последние годы возросло внимание к духовному богатству культурного наследия народа. В этом следует видеть стремление народов к национальному возрождению. Нет ни одного народа, который бы не стремился к сохранению своего национального своеобразия, проявляющегося в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве. Сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной традиции. Воспитание целостной личности требует применение взаимосвязанных средств и различных форм влияния.

В трудах Б.Г. Белинского, К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского патриотическое воспитание было центральной идеей. Большой вклад в научное обоснование данной проблемы внесли Б.Т. Лихачев, Н.В. Виноградова, Е. И Радина и др. Современные исследователи, такие как Т. Т. Зубова, Е. П. Арнаутова, А. С. Козлова, С. Е. Шукшина, О. А. Артамонова, М. В. Крулехт и др., так же уделяют большое внимание патриотизму. Особенно исследованиям в области содержания дошкольного образования и воспитания, направленные на изучение механизмов социализации, формирования социальной компетенции ребенка, осознания им самого себя как представителя человеческой цивилизации, а также восприятия детьми предметов окружающего их мира, формирование у них представлений о трудовой деятельности взрослых и т.д.

На научно-методическом уровне актуальность заключается в необходимости расширения содержания работы с семьей. В нормативных документах и программах дошкольных учреждений отражена необходимость активного взаимодействия с семьей, однако при этом недостаточно разработаны содержание и формы работы с семьями с целью воспитания чувств патриотизма.

Противоречия, сложившиеся в настоящее время, приобретают особую актуальность в формировании основ патриотизма у дошкольников:

Приоритет материальных интересов и прагматических ценностей над духовными и нравственными;

Резкое снижение воспитательного воздействия семьи в сфере воспитания.

В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, пренебрежительное отношение к гражданскому долгу и служению Родине.

Основное противоречие - противоречие между необходимостью освоить определенные знания, умения и навыки в процессе дошкольной подготовки и разрозненностью, оторванностью от жизни знаний, умений и навыков, усвоенных традиционным путем.

Необходимо создать пространство, которое поможет взрослым и детям взаимодействовать в передаче одними и принятии другими культурных ценностей прошлого и настоящего, познании и сохранении их в настоящем и будущем.

В дошкольном возрасте формируются основные качества человека. Поэтому важно не упустить возможность наполнить душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории своей Родины.

В процессе нравственного, трудового и умственного развития ребенка зарождаются первые ростки гражданско-патриотического воспитания.

Исходя из вышесказанного, под гражданско-патриотическим воспитанием понимается процесс становления сознательного человека, который любит и ценит свою землю, родной край, знает и уважает культурные ценности и историю своего народа.

Задача воспитания гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Включение национально-регионального компонента в патриотическое воспитание дошкольника определяется современными условиями: углубляющимся социально-культурным кризисом, противоречием между возросшим национальным самосознанием и сложившейся практикой воспитания исключительно на общечеловеческих ценностях.

С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования. С 1 января 2014 введен в действие федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС).

Основной целью образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является - позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Одним из основных направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.

Исходя из этого, патриотическое воспитание дошкольников включает в себя следующие компоненты:

Воспитание у ребенка отношения к себе как полноправной личности;

Уважения своей семьи как носителя семейной традиции и родного языка;

Формирование духовно-нравственных отношений;

Формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, города);

Формирование любви к культурному наследию своего народа;

Толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.

В связи с остро стоящим вопросом патриотического воспитания подрастающего поколения в условиях меняющегося мира возникает необходимость обратиться к родным истокам, к корням, а именно традиции и культуре народа, его истории, таким понятиям, как «Родина», «родной край», «любимый город», побуждать любовь к Отчине, чувства гордости за свою Родину.

В настоящее время все чаще обсуждается проблема гражданско - патриотического воспитания дошкольников. При модернизации образования выстраиваются образовательные модели, отмечающие необходимость проводить их с учетом национально-регионального опыта и местных условий.

Один из целевых ориентиров в Законе Российской Федерации «Об образовании» направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций.

В рамках данной статьи мы хотим показать работу МБДОУ детский сад № 37 г Ленинска-Кузнецкого по воспитанию в детях любви к родному краю, чувства патриотизма.

На базе МБДОУ № 37 г. Ленинска-Кузнецкого педагогами был подготовлен долгосрочный проект (с октября по май) по гражданско - патриотическому воспитанию дошкольников с использованием регионального компонента под названием «Кузбасс - мой край родной».

Участниками проекта стали дети старшего дошкольного возраста, педагоги и родители.

Были определены цели и задачи, направленные на более глубокое изучение природы родного края, курортов, заповедников республики, памятных мест городов. Педагоги разработали перспективный план, по которому был подобран материал с помощью родителей. Совместно с родителями были организована экскурсия в краеведческий музей, походы по памятным местам города.

Продуктом данной работы явилась организация праздника «Сабантуй». Он проводился на территории учреждения, в оформлении и проведении праздника принимали активное участие как педагоги так и родители дошкольников.

Ни одна из программ не даёт возможности в полном объёме решить задачи по ознакомлению детей с родным краем. Педагогам приходится самостоятельно собирать и систематизировать материал. В своей работе мы используем методические пособия и рекомендации.

В.А. Сухомлинский утверждал, что «детство - каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».

Нравственные качества не возникают естественным путем. Становление их происходит в результате эмоционального накопления и осознания определенных личностных явлений и зависит от средств и методов воспитания, от условий в котором живет ребенок.

Список использованной литературы.

  1. Агаркова, Е.И. Разработка региональных программ развития системы дошкольного образования [текст] / Е.И. Агаркова, С.В. Загребельная, И.В. Клемоинова, А.П.Самородова, Г.А.Шешерина, под общей ред. Н.Г.Астафьевой, методические рекомендации. -М.: Аркти, 2010.-72 с.
  2. Зеленова, Н.Г. Мы живем в России [текст] / Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова, учебное пособие. -М.: Академия, 2007. -82 с
  3. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [текст] / С.А.Козлова, Т.А.Куликова, учебник для студ. Сред. Проф. Учеб. заведений.-М.: Издательский центр «Академия», 2009.
  4. Новицкая, М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду [текст] / М.Ю. Новицкая, учебное пособие. -М.: Линка-Пресс, 2012.
  5. Постановление Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795 “О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы” [Электронный ресурс]. - Режим доступа http: //www.garant.ru/ (15.01.2015).
  6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".

«Патриотизм – это не значит только любовь к родине. Это гораздо больше. Это – сознание своей неотъемлемости от родины, неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней», - писал А.Н.Толстой.

Дошкольникам, особенно детям старшего возраста, доступно чувство любви к своей семье, родному городу, к родной природе, к своей Родине.Именно это и является началом патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из самых важнейших звеньев системы воспитательной работы. Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей тёплой и уютной атмосферы. Каждый день ребёнка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, улице, семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.Под руководством взрослых у детей постепенно формируются элементы патриотических и гражданственных чувств и общественныхотношений.

В детском саду создана предметно-развивающей среда с учётом интересов и потребностей ребёнка и включению ребёнка в разнообразную деятельность: образовательную, познавательно - игровую, продуктивную, трудовую, художественно - литературное творчество.

Совместно с родителями в группе создан уголок по патриотическомувоспитанию «Моя Родина», где центральное место занимают флаги: Российской Федерации, Республики МарийЭл и ее столицы - города Йошкар-Олы, а также куклы в национальных платьях: русском и марийском. В уголке имеются различные карты России и МарийЭл, фотографии и иллюстрации с видами города Москвы и города Йошкар-Олы, книгами об истории и достопримечательностях русского имарийскогонарода, государственной символикой, изделиями культуры, подборкой художественной литературы и музыкальных произведений, составлены картотеки: «Пословицы и поговорки о Родине», «Наши славные дела».

Для занятий по патриотическому воспитанию были разработаны конспекты занятий, подобраны сюжетно-ролевые, подвижные и дидактические игры. Совместно с родителями и детьми созданмакет«Русская изба» с внутренним убранством и макет «Мой город». Получился очень красочный наглядный объемный макет города с дорогами, домами, дорожными знаками. Дети определяли местонахождение нашего детского сада, близлежащих магазинов, школы и т.д. Эти макеты используем в других видах деятельности: на занятиях, в самостоятельной деятельности детей, при индивидуальной работе с детьми и т. д.

Успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома. Вся работа по патриотическому воспитанию проходила в тесном контакте с семьей. Взаимосвязь с семьями осуществлялась через следующие формы работы:

  • совместное творчество детей и родителей (выставки поделок и рисунков на тему «Моя семья», «Моя мама - самая лучшая»,«Мой папа служил в Армии», «Бабушка рядышком с дедушкой»);
  • участие на праздниках и утренниках (соревнование «Мама, папа, я - спортивная семья», Новый год);
    • участие родителей и детей в городских мероприятиях, посещение библиотек и музеев, в акции («День Плюшкина»), вблагоустройстве ДОУ;
  • Участие в конкурсе «Любимая подвижная игра», «Сочиняем вместе».

В «Уголках для родителей» были выставлены консультации, рекомендации, памятки по вопросам патриотического воспитания. Было проведено анкетирование «Что такое патриотизм?»иродительское собрание «Воспитываем патриотов».Родители были активными участниками во всех мероприятиях, проводимых в группе: оформляли рисунки семьи, дома, генеалогическое древо, герб семьи.

В своей работе использовала различные формы работы с детьми:

  • Познавательные занятия:

Изучение государственных символов Российской Федерации, получение детьми знаний о Москве - столице России, о её истории.

- «Марий Эл - мой край родной», «Йошкар-Ола - столица Марий Эл» - знакомство детей с культурой и традициями родного края.

- «Герои войны», «Дети-герои» - знакомство сподвигами российских солдат, проявлявших героическое мужество в те страшные для Отечества времена.

  • Чтение художественных произведений: народных, экологических сказок, марийских сказок, рассказов, стихов о природе.
  • Беседы - рассуждения, создание проблемных ситуаций. Следует отметить речевую работу: обогащение и активизацию словаря, умение высказывать свое мнение, составлять рассказы по ознакомлению детей с родным городом, краем.
  • Организованное наблюдение окружающей действительности: кто и что их окружает, как трудятся люди, как оценивают этот труд окружающие, как они выражают свое уважение к тем, кто хорошо работает.
  • Продуктивная деятельность. Чем интереснее было наблюдениеокружающего, тем содержательнее становилось детское творчество.Дети с увлечением рисовали родную природу и любимый город, создавали фотоальбомы, делали поделки из природного материала.
  • Экскурсии: в краеведческий музей им Т.Евсеева, в музей леса, к монументам, к вечному огню с возложением цветов.
  • Утренники и развлечения: «Защитники Отечества», «День Победы».С традициями русского народа дети знакомились, участвуя в народных праздниках: «Осенины», «Масленица», «Пасха», «Праздник Березки».
    • Участие на конкурсах:

-«Йошкар-Ола - цветущий сад» - победитель городского конкурса в номинации «Самый творческий воспитатель»;

- «Йошкар-Ола – мой любимый город»- победитель городского конкурса;

Конкурс художественной самодеятельности среди ДОУ г. Йошкар-Олы «Юные таланты 2015» с танцевальной композицией «Синенький скромный платочек» - выступление на гала концерте и благодарность.

Городская литературная конкурсная игра «По дорогам сказок», посвященной году литературы в России – диплом III степени за 3 место в командной игре по мотивам русских сказок;

Республиканский конкурс «В мире финно-угорских сказок» - грамота; «Медвежонок - символ заповедника» - участие;

Всероссийский конкурс «Любят дети детский сад» - победители и благодарность;

Вся целенаправленная деятельность способствовала формированию патриотических чувств дошкольников. Дети стали более общительны, дружелюбны, активны. Проявляют интерес ко всему, что связано с родным краем, городом, семьей. Они стали более рассудительными, узнают и называют улицы города, его достопримечательности, с восторгом воспринимают красоту окружающего мира, с сочувствием относятся ко всему живому, у детей сформировалось чувство уважения, гордости и большой благодарности тем, кто защищал и защищает нашу Родину.

Можносделать вывод, формирование у дошкольников патриотической позиции заключается,прежде всего во взаимосвязи различных средств и методов воспитания, которые помогут обрести систему ценностных ориентиров в дальнейшей жизни.

Библиографический список:

1. Александрова, Е.Ю., Гордеева Е.П. «Система патриотическоговоспитания в ДОУ».

2. Баранникова, О.Н. «Уроки гражданственности и патриотизма вдетском саду».

3. КомратоваН.Г, Грибова,Л.Ф, «Патриотическое воспитание детей », М., 2007г.

4. Костина, Э.П. Родина моя – Россия, Н.Новгород, 1996

5 Новицкая, М.Ю. Наследие, М, Линка пресс, 2003

6. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям М, 1980

7. Усова, А.П. Русское народное творчество в детском саду, М, 1972



Публикации по теме