Патриотическое воспитание в работе логопеда доу. Отчет Тема: «Развитие речи детей логопедической группы, через патриотическое воспитание

Васильева Татьяна Анатольевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 368" г. Перми
Населённый пункт: г. Пермь
Наименование материала: статья
Тема: "Если ваш ребенок плохо говорит"
Дата публикации: 07.09.2016
Раздел: дошкольное образование

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад № 368» г. Перми

Духовно-нравственное воспитание

дошкольников с нарушениями речи в

условиях логопункта
(выступление на краевой конференции по духовно- нравственному воспитанию по теме: «Духовно- нравственное воспитание детей и их родителей. Проблемы и пути их решения») Подготовила: учитель-логопед МАДОУ «Детский сад № 368» г. Перми Васильева Татьяна Анатольевна Пермь, 27 июня 2016 г.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников с

нарушениями речи в условиях логопункта
Уважаемые, коллеги, представляю вашему вниманию опыт работы по духовно-нравственному воспитанию детей с нарушениями речи в условиях логопункта детского сада Дорогие коллеги, друзья! Мы сегодня все понимаем, Что без нравственности и духовности Кого мы сейчас воспитаем? Сейчас опасность в обществе нависла: Не экономика разваливается – нет. Агрессия, жестокость в нас проникла – И справедливости, великодушью места нет. Чтоб жизнь улучшилась в стране – Нам надо нравственность поднять И возродить духовные основы. А, значит, христианские традиции вернуть опять, И ценности культуры за основу. На современном этапе развития образования духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения. В нравственном воспитании современных детей появились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора и компьютера. Персонажи сказок, герои мультфильмов, которые смотрят современные дошкольники, не всегда отличаются нравственной чистотой и высокой духовностью. Материальные ценности во многих семьях возвышаются над духовными, поэтому у детей искажены представления о гражданственности и патриотизме, справедливости и доброте, милосердии и великодушии. В погоне за развитием интеллекта многие родители упускают из виду необходимость работы над воспитанием души своего ребёнка, над развитием нравственных и духовных качеств маленького человека. Педагоги заново пытаются понять, каким образом привить современным детям духовно-нравственные ценности. Актуальность этой задачи в современной России отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) дошкольного образования. Так в Общих положениях отмечено, что одним из основных принципов ДО является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Дошкольный возраст
– важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в этот период ребёнок приобщается к миру общественных ценностей. Поэтому
в этом возрасте ребенку необходимо закладывать основы системы духовно- нравственных ценностей. Однако не стоит рассчитывать на то, что нравственность развивается у ребенка спонтанно – она требует системы специальных педагогических воздействий. Духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач как общей, так и специальной педагогики. Оно одинаково необходимо и детям с нормой речевого развития и детям с нарушениями речи. Однако наличие у детей с нарушениями речи определенных психофизических особенностей в отдельных случаях в значительной мере затрудняет формирование у них нравственных качеств личности. Кому как не им - детям с ограниченными возможностями здоровья, знакомы насмешки и унижения со стороны нормально развивающихся сверстников? Всем известно, что в настоящее время детей дошкольного возраста с нарушениями речи встречается все больше, и они испытывают значительные трудности в речевой деятельности, которые носят многоаспектный характер. - это несформированность чувства языка, неспособность к построению развернутого высказывания, инертность в выборе языковых средств, обусловленную недостатками когнитивно-речевой деятельности, болезненное переживание по поводу своего дефекта речи Исследования ученых свидетельствуют о том, что овладение культурой общения детьми с нарушениями речи затруднено в связи со сложностью в формировании самих коммуникативных навыков и умений, произвольной регуляции поведения. Это может привести к нежеланию общаться со сверстниками, неумению обратиться с просьбой или вопросом к взрослым, что обуславливает недостаточную коммуникативную направленность речи таких детей. А недостаточность употребления в их речи слов вежливости, они объясняют простым незнанием их. По данным, полученным в ходе обследования старших дошкольников выяснилось, что 25% испытуемых среди детей с нарушениями речи имеют не адекватные, болезненные проявления эмоций, и лишь 13% дошкольников с нормой развития имеют те же проявления. Дети с нарушениямиречи заостряют свое внимание не на положительных чувствах, вызванных при соблюдении какой-либо нормы, а на последствиях события, то есть ребенок судит о поступках по важности их последствий, а не по намерениям человека («гетерономная мораль»). Данный вид морали характерен для детей более раннего дошкольного возраста. Основные задачи нравственного воспитания дошкольников с нарушениями речи заключается в формировании у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, основ моральных качеств, нравственных представлений и мотивов поведения. Духовно-нравственное воспитание нельзя сводить от мероприятия к мероприятию. Оно должно быть систематическим, непрерывным и вестись в
единстве непосредственной и опосредованной образовательной деятельности детей. Работа по духовно-нравственному воспитанию детей с нарушениями речи не ограничивается только занятиями. С детьми организуется систематическая работа в разнообразных формах: - логопедические занятия; - чтение художественной литературы; - краткосрочные образовательные практики; - беседы; - детско-родительские мероприятия в рамках работы детско-родительского клуба МАДОУ «Детский сад № 368» «Семья от А до Я». Так как дети с нарушениями речи обладают преимущественно наглядно-образным мышлением, необходимо насытить окружающую действительность предметами и пособиями, позволяющими детям более точно представить то, о чём им говорят. На логопункте и в группах создана предметно-развивающая среда, содержащая материал по ознакомлению с родным городом (иллюстрации, наборы открыток, тематические папки «Пермь», «Экскурсия по Перми», карта города, символика города, макеты детского сада и его окружения), краем (карта области, гербы городов нашей области, материал, знакомящий детей со славой и достижениями области), страной (карта России, наборы открыток о городах нашей страны, природные зоны), государственной символикой (герб, флаг, гимн, портрет президента России), историческим прошлым России (иллюстрации и тематические папки по темам, предметы народного декоративно-прикладного искусства, русские игрушки, куклы в национальных костюмах, художественная литература и книги – раскраски, дидактические и сюжетно-ролевые игры), а также материл по духовно-нравственному воспитанию детей (фотографии с изображением храмов, художественная литература по фольклору – сказки, былины, предания). Для занятий с детьми, имеющими речевые нарушения всегда готовится более подробный обширный наглядный материал. В содержание духовно-нравственного воспитания детей с недостатками речи входит: - воспитание патриотизма; - бережного отношения к природе; - коллективизма, дружбы, товарищества; - гуманного отношения к людям; культуры поведения; - сознательной дисциплины; положительного отношения к труду; - правовое воспитание и тесно взаимосвязанные эстетическое, трудовое и экологическое воспитание. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию. Это любовь к родным местам, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и
гордость за свой народ, и желание приумножить богатство своей страны. Но начинает формироваться чувство патриотизма у дошкольников с любви к своему ближайшему окружению, с любви к своей семье. Именно в семье закладываются основы патриотизма духовно-нравственных ценностей, с е м е й н ы х т р а д и ц и й, в з а и м о о т н о ш е н и й в с е м ь е. Патриотическое воспитание дошкольников с нарушениями речи является средством коррекционно-развивающей работы: для формирования лексического запаса; обучения правильному употреблению грамматических категорий родного языка; развития навыков связной речи. Воспитание патриотизма невозможно без знакомства с историей и русской культурой, которое осуществляется на логопедических занятиях в процессе изучения детьми тем: «Посуда», «Мебель», «Одежда», «Обувь», «Наша армия», «Профессии», «Моя семья», «Мой дом», «Мой родной город», «Моя улица». В ходе изучения этих тем дети расширяют словарный запас не только за счет современных слов, но и узнают устаревшие слова. Так, изучая тему «посуда», они знакомятся не только со значениям слов «перечница», «соусник», «самовар» и др., но и «ухват», «коромысло», «ступка». Они узнают из чего делается посуда и из чего ее делали раньше. Это ведет не только к накоплению номинативного словаря, но и словаря признаков. Чувство любви к родной природе - одно из слагаемых патриотизма. Именно с воспитания любви к родной природе, можно и нужно начинать патриотическое воспитание дошкольников. Изучая на логопедических занятиях различные лексические темы, связанные с природой «Овощи», «Фрукты», «Времена года», «Зимующие птицы», «Перелетные птицы», «Животные», «Деревья», «Цветы», дети знакомятся с природой нашего края, узнают, как она богата и интересна, узнают, что ее нужно беречь: зимой подкармливать птиц и животных, бережно относиться к деревьям и цветам, а также решаются чисто логопедические задачи по закреплению относительных и притяжательных прилагательных, единственного и множественного числа существительных и прилагательных, предлогов, дети учатся образовывать существительные уменьшительно-ласкательной формы, составляют и пересказывают рассказы «У кормушки», «Спасение ежика», «Весной», «Дед Мазай и зайцы». На занятиях, посвященных лексическим темам, такие как «Профессия», «Мой город», «Семья», «Хлеб», обсуждаем, разговариваем с детьми о их
привязанности и любви к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; говорим о важности и уважению к труду людей разных профессий. Кроме непосредственно логопедических занятий, мы проводим краткосрочные образовательные практики, в процессе которых знакомим детей с русскими традициями и обычаями: КОП «Сказочники», где дети слушают, рассказывают русские народные сказки и рассказы, учатся их пересказывать, сочинять и анализировать. Сказки несут в себе глубокую народную мудрость, пронизанную христианской нравственностью. Совместный с детьми анализ сказочных ситуаций и характеров героев способствует формированию умений правильного поведения в тех или иных ситуациях («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Волк и семеро козлят», «Рукавичка», «Как звери человеку помогли»). Сказки учат детей следовать заповедям, данным человеку Богом, жить в гармонии с собой и миром. Дети делают выводы о том, что добром воздается тем, кто живет, следуя нравственным законам: «Не убий», «Почитай отца и мать», «Не лги», «Не завидуй», а к тем, кто нарушает заповеди, приходит возмездие. Былинные богатыри являются воплощением нравственных свойств русского народа: бескорыстия, мужества, справедливости, чувства собственного достоинства, трудолюбия. В формировании нравственных представлений, конечно же, важную роль играет знакомство с родным языком. Поэтому неотъемлемой частью логопедической работы в детском саду является
приобщение

детей

родному языку, привитие любви к родной речи.
Образцы родного языка очень ярко представлены в художественной литературе, особенно в произведениях устного народного творчества (сказках, стихотворениях, песенках, пословицах, поговорках и т.д.). Именно фольклор вмещает в себя все ценности родного языка. В устном народном творчестве сохраняются особенные черты национального характера, присущие ему нравственные ценности. Одним из жанров, влияющих на духовно-нравственное развитие детей, являются пословицы и поговорки. На логопедических занятиях ежедневно разучиваем с детьми пословицы и поговорки, скороговорки и чистоговорки. Дети дома с родителями повторяют разученные пословицы, поговорки, чистоговорки и разучивают новые. Яркость, емкость, эмоциональность образа – всё это воздействует на нравственно-эмоциональную сферу дошкольников. В пословицах и поговорках в краткой форме и очень метко оцениваются различные жизненные моменты, восхваляются положительные качества, высмеиваются человеческие недостатки.
Нельзя не отметить с точки зрения формирования патриотических чувств праздники, которые проводятся в течение учебного года: «День победы», «День Защитников Отечества», «Масленница», «Рождество», «Проводы зимы» и др. При подготовке к праздникам учим с детьми стихи, песни, роли. Праздники в детском саду являются эффективным средство эстетического воздействия на подрастающее поколение, так как они отражают национальные ценности нашего края, призывают к труду, добру, к красивым поступкам, нравственному поведению, в них отражаются традиции и обычаи русского народа. Немаловажным условием нравственного воспитания дошкольника с речевой патологией является отношение к этой проблеме семьи. В связи с этим, особую значимость приобретает работа логопеда с родителями, так как именно семья является основой, в которой формируются нравственные качества ребенка, которые так необходимы при исправлении речевых недостатков. Чтобы активнее привлечь родителей к воспитательному процессу, мы используем нетрадиционные формы работы с родителями: мастер- классы, семинары-практикумы, тренинги на темы: «Борьба за чистоту речи», «Я у мамочки родился», «В гостях у сказки», «Использование в работе по нравственно- патриотическому воспитанию детей в детском саду воспитательного потенциала семьи », « Использование поэтических произведений в воспитании любви к родному краю», групповые и индивидуальные консультации - « Система взаимодействия семьи и детского сада в вопросах нравственного воспитания», « Требования современного общества к уровню развития ребёнка». В рамках клуба организуются речевые детско – родительские праздники «Праздник правильной речи», « Встречи с книжными героями», интеллектуальные игры для каждой возрастной группы «Маленькие знатоки», « В стране грамматики»; консультации для родителей: «Речевые нарушения и причины их возникновения», «Советы для родителей, имеющих детей с нарушениями речи», «Как развить слуховое восприятие у детей», «Мы учим детей рассказывать», «Воспитание и обучение ребенка с нарушениями речи». Радует тот факт, что количество заинтересованных родителей, участвующих в заседаниях клуба, возрастает. В рамках «Недели открытых
дверей» мы знакомим родителей с методикой ознакомления дошкольников с флорой и фауной Урала и средней полосы России. Итог нашей системной работы с детьми, имеющими речевые нарушения – дети самостоятельно научились рассказывать сказки, знают много загадок, пословиц, примет, с большим удовольствием разучивают стихи о природе, играют в народные игры, приобщились к народному творчеству. Улучшились отношения между детьми в игре, в труде. Дети больше стали заниматься сообща, стали отзывчивее относиться друг к другу, радоваться успехам своих товарищей, сопереживать в случае неудачи. Дети научились построению развернутых высказываний, стали более уверенными в своих коммуникативных способностях, и как следствие – стали более активно общаться со сверстниками и взрослыми. Они стали с уважением относиться к людям других национальностей, к труду взрослых и их отдыху. Система правильного нравственного воспитания развивает и укрепляет в детях ценнейшие психологические черты и моральные качества – патриотизм и национальную гордость, что является главной задачей нашего общества. Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет. Поэтому переоценить важность семьи в нравственном воспитании дошкольников невозможно. Способы поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются ребенком, и воспринимается им, как правило, в качестве общепринятой нормы. Обобщая вышесказанное, можно сказать, что в организованной определенным образом логопедической работе всегда найдется место духовному обогащению детей, формированию у них высоких моральных качеств, формирование чувства патриотизма, гордости за свой край, Родину.

Отдел образования администрации Петровского района

Дошкольное образовательное учреждение ясли-сад №180 г. Донецка

Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики

Творческий отчёт учителя-логопеда

Тема: «Развитие речи детей логопедической группы, через патриотическое воспитание»

Подготовила:

Масалитина

Оксана Владимировна

«Любовь к родному краю, родной культуре,

родной речи начинается с малого- с любви к своей семье,

к своему жилищу, к своему детскому саду.

Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».

Л.С.Лихачев.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей республике за последнее время. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Возрождение духовно-нравственного воспитания -это шаг к возрождению республики.

Чувство любви к Родине начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе...

Отношение к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Народные сказки, которые передаются от поколения к поколению.

    Задачи по патриотическому воспитанию:

    воспитание у ребенка любви к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

    формирование бережного отношения к природе и всему живому;

    воспитание уважения к труду;

    развитие интереса к традициям и промыслам;

    формирование элементарных знаний о правах человека;

    расширение представлений о родном городе;

    знакомство детей с символами республики (герб, флаг, гимн);

    развитие чувства ответственности и гордости за достижения республики;

    формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Решая задачи по патриотическому воспитанию, педагог должен строить свою работу учитывая следующие принципы:

    непрерывность и преемственность педагогического процесса;

    дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;

    "позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);

    сочетание разных видов деятельности;

    деятельный подход;

        • развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

        Чувство любви к родному краю начинается через знакомство :

          с семьей;

          с детским садом;

          со своей улицей;

        • с республикой;

          с символами;

          с праздниками и традициями;

          с природой

        Представление о родном городе

        Город славен:

          своей историей;

          традициями;

          достопримечательностями;

          памятниками;

          лучшими людьми;

          народными промыслами и умельцами.

        Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город - частица Родины

            повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.);

            везде соблюдаются традиции;

            повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;

            люди берегут и охраняют природу;

            есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.

            всех людей объединяет любовь к своей республике.

        Огромное значение имеет пример взрослых:

          прививать детям такие важные понятия, как долг перед Родиной;

          любовь к Отечеству;

          уважение к ветеранам войны;

          чтить память о погибших воинах;

          знать героев республики;

          знакомить с трудовыми подвигами;

          соблюдать традиции.

        МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

          Консультации

          Семинары

          Педагогические советы

          Самообразование

          Курсы повышения квалификации

        РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА

        Уголки родного края

          Изготовление макетов

          Развивающие игры

          Атрибуты к сюжетно-ролевым играм

          Фотоальбомы, иллюстрации

          Художественная и познавательная литература

          Мини-музеи

        МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ

          Целевые прогулки и экскурсии.

          Наблюдения.

          Объяснения в сочетании с показом.

          Беседы о родном городе и республике.

          Разучивание песен и стихов, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений.

          Использование иллюстраций, диафильмов, детских произведений.

          Ознакомление с произведениями народного творчества.

          Обогащение и стимулирование детского творчества.

          Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду.

          Встречи с ветеранами, знаменитыми людьми.

        Работа с родителями

        ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

        Самое главное, не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления патриотизма. Но если в результате педагогической работы ребёнок будет располагать знаниями о названии города, природе, символике, профессиях, если ему известны имена тех, кто прославил наш город, республику, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных дошкольному возрасту.

        Заповедь А.С. Макаренко для педагогов и родителей

        "В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль, должно приходить к детям».

Ольга Титовец

В настоящее время, патриотическое воспитание дошкольников актуально и приоритетно для подрастающего поколения. Дети в возрасте до семи лет обычно очень активны, инициативны, любознательны, имеют удивительные способности к сочувствию, сопереживанию. Именно это время благоприятно для развития патриотизма и духовности . Полезные советы и рекомендации психологов говорят о том, что при воздействии на эмоциональную сферу ребенка, можно заложить основные ценностные ориентиры , которые в будущем помогут в становлении личностной направленности.

Устное народное творчество выполняет очень важную роль в расширении кругозора детей, учит познавать традиции и обычаи своей страны, развивает интерес к родному языку.

Использование жанров устного народного творчества, в качестве речевого материала на логопедических занятиях – является одним из методов приобщения дошколят к своей исторической культуре. Пословицы и поговорки издавна точно отражали и отражают по сей день все стороны жизни и быта людей. На логопедических занятиях я как учитель -логопед использую пословицы, но особенно дети любят малые фольклорные формы, которые доступны для понимания и интересны в любом возрасте : народные сказки, загадки, заклички, потешки.

Однако, патриотическое воспитание в работе логопеда с детьми, заключается не только в отработке фольклорного речевого материала на коррекционных занятиях. Интеграция образовательных областей позволяет приобщить детей к родному языку, даёт возможность зажечь в их сердцах желание познавать традиции, интересоваться своими предками, ценить и любить свою родину и историю своей страны.

В течение последних пяти лет в МБДОУ детском саду ст. Милютинская проводится большая работа в патриотическом направлении . Она объединена в образовательные проекты такими как : «Россия – родина моя» , «Четыре художника» , «Согреем памятью сердца» . Совместная работа логопеда и всех специалистов детского сада направлена на реализацию этих проектов. К ним относится тематическая непосредственно образовательная деятельность на темы : «Слава Армии родной» , «Моя родина Россия, моя малая родина» , «День великой победы» ; «Подвиг солдата бессмертен» ,


«Олимпиада, вперед!» , «Олимпийские игры Сочи-2014» , «Наши космонавты» , «О чем мечтали дети войны» , «Семейный герой» ;

праздники и развлечения : «День рождение станицы» ,


«День пожилого человека» , «День матери» , «Малые олимпийские игры» .

Особое значение имеет подготовка и проведение мероприятий, посвящённых великому празднику - День Победы. Который год подряд, наш детский сад участвует в акциях «Читаем детям о войне» и «Георгиевская ленточка» .


Прекрасная традиция – праздничный концерт в преддверии 9 мая. Участие педагогов и воспитанников в акции «Россия, вперёд!» , посвященной Зимним Олимпийским играм, «День флага» , «Георгиевская ленточка» поднимает патриотический дух взрослых и детей.


Совместная проектная деятельность , участие в экскурсиях , творческих выставках, конкурсах, праздниках и развлечениях помогает малышам развиваться, а педагогам радоваться за своих воспитанников , у которых в ходе этих мероприятий развивается речь, расширяется кругозор, интеллект, а главное – зарождаются и укрепляются патриотические чувства к своей стране и родному краю.


Цени и береги свою страну!

Красивый сохрани её язык!

Люби её прекрасную красу

И не позволь испортить гордый лик!

Публикации по теме:

"Неделя логопеда" "Неделя логопеда" успешно проведена в дошкольном учреждении. Эта форма работы является инновационной во взаимодействии.

Применение игровых технологий в практической деятельности учителя-логопеда по преодолению нарушений речи у дошкольников Во ФГОСе ДО написано, что - «интегративным результатом реализации указанных требований должно быть создание комфортной развивающей образовательной.

Консультация «Сюжетно-ролевая игра, как первая ступень театрализованной деятельности в дошкольной организации!» Цель: способствование развитию игровой деятельности воспитанников через создание предметно-игровой среды. Задачи: - обогащение содержания.

Консультация учителя-логопеда воспитателям ДОУ

Планирование коррекционно-образовательной работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей подготовительной логопедической группы МБДОУ детский сад №4

Учитель-логопед Шептунова О.В.

Цель: Формирование духовности, нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

Задачи:

    Воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, Родине;

    Формирование бережного отношения к природе и всему живому;

    Развитие интереса к русским традициям и промыслам;

    Формирование элементарных знаний о правах человека;

    Знакомства детей с символами государства (герб, флаг, гимн)

В подготовительной группе формируются:

    Умение давать оценку поведению сверстника и обосновывать её

    Умение вежливого обращения к окружающим

    Умение давать оценку своих возможностей

    Освоение позиции ученика члена коллектива

    Стремление к принятию новых обязанностей

    Стремление к учёбе

    Представление о долге

Календарно-тематический план работы составлен с учётом регионального компонента. Содержание данного плана включает цель, формы, сопутствующие лексические темы. Система и последовательность работы представлена в следующих блоках:

    Мой детский сад.

    Моя семья.

    Моя малая родина.

    Мой город.

    Страна, её столица, символика.

    Будем Родине служить.

    Культура и традиции.

    Правила, по которым мы живём.

Месяц

Тема

Цели, задачи, методы и приёмы работы

Сентябрь

« Осень»

«Экскурсия на огород и в сад»

Экскурсия по территории детского сада: формировать у детей умение ориентироваться на территории детского сада, развивать экологические представления: сезонные изменения в природе родного края, воспитывать бережное отношение к природе

Продолжать формировать и закреплять у детей умение ориентироваться на территории детского сада. Уточнить и систематизировать представления об овощах и фруктах, растущих в нашей местности, о сезонных изменениях, происходящих в труде людей осенью. Воспитывать бережное отношение к природе

Октябрь

«Деревья осенью»

«Я выбираю сам»

- «Берёза символ России»: продолжать детей знакомить с понятиями Родина, Отечество, создавать в воображении детей образ Родины, воспитывать интерес к обычаям и традициям русского народа.

Беседа: воспитывать чувство собственного достоинства, желание выбора и уверенность в его реальной возможности. Развивать понимание разумности выбора, невозможности выбора в ущерб другим

Ноябрь

«Человек»

«Обувь, одежда, головные уборы»

- «Мы все разные, но мы все равны»: формировать у детей понятие о том, что люди не похожи друг на друга, но все равны. Учить выделять характерные особенности внешности человека. Воспитывать уважение к детям и взрослым. Воспитывать у детей уважение и терпимость к людям независимо от их социального положения, расовой, национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, внешнего облика, личностного своеобразия

- «Русский национальный костюм, его особенности»: познакомить детей с особенностями национального костюма, его элементами, особенностями. Формировать интерес к национальной культуре, гордость за неё.

Декабрь

«Правила, по которым мы живём»

«Дети и родители»

Игра-беседа: формировать умения и навыки поведения в обществе, воспитывать осознанное отношение к нормам и правилам, развивать способность к умозаключениям, к оценке и самооценке.

Беседа: формировать представление о значении семьи в жизни ребёнка и о семейных традициях, знакомить с особенностями и трудностями детей живущих вне семьи, воспитывать у ребёнка любовь и привязанность к своей семье и дому.

Январь

Праздник «Рождество Христово»

«Семья»

Знакомить детей с историей возникновения и традициями празднования христианского праздника, развивать речевые, музыкальные, коммуникативные способности детей, воспитывать уважение, интерес к традициям и культуре России.

Беседа «7-Я»: формировать представление о мире семьи, актуализировать эмоциональный опыт детей о семейных взаимоотношениях, способствовать развитию доброжелательности, терпимости, понимании, взаимопомощи в семье.

Февраль

«Что такое героизм»

«День защитника Отечества»»

Беседа: формировать представление о героизме, воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение к воинам, желание подражать им в ловкости, быстроте, смелости, в стремлении быть похожими на них.

- «Будущие защитники»: формировать патриотические чувства, воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины, развивать интеллектуальные способности детей.

Март

«Весна. Мамин праздник»

«Страна вежливости»

- «Моя мама лучше всех»: воспитывать доброе, уважительное отношение к маме, стремление заботиться и помогать ей.

Творческая игра: учить детей уместно в зависимости от ситуации и адресата употреблять вежливые слова приветствия, объяснять детям значение вежливых слов в речи, обучать общей культуре поведения, доброму, уважительному отношению друг к другу.

Апрель

«Мой дом»

«Наша страна»

Беседа «Семья и родной дом»: формировать представление о мире семьи, актуализировать эмоциональный опыт детей семейных взаимоотношений, способствовать развитию доброжелательности, терпимости, понимания, взаимопомощи.

Игра «Мы патриоты»: расширять представления детей о символах государства, Донского края, достопримечательностях, закреплять знания об особенностях растительного и животного мира России, развивать диалогическую речь, формировать чувство уверенности в себе, воспитывать интерес к истории своей малой родины и страны, чувство любви и патриотизма.

Май

«Россияне – граждане России»

«День Победы»

Беседа: формировать понятие «гражданин», воспитывать интерес и уважение к любым национальным отличиям, дать представление «человеческие расы»

Беседа «Праздник Победы»: формировать представления детей о ВОВ, воспитывать патриотические чувства: любовь, гордость и уважение к Родине



Публикации по теме