Патронатное воспитание детей сирот. Патронатная семья

Время чтения: 7 минут

Российское семейное законодательство, в частности, ст. 123 Семейного кодекса, предусматривает четыре допустимые формы семейного устройства детей. Одной из таких новых форм является патронат. Он имеет множество особенностей, связанных с представительскими и воспитательными функциями, а также правами и обязанностями по отношению к детям. Более того, патронатное воспитание не нашло определения в федеральном законодательстве, поэтому оно функционирует и регулируется лишь на уровне субъектов федерации, где его внедрение допустимо законодательством. Рассмотрим все это по порядку.

Что такое патронат

Статья 123 СК рассматривает патронат над ребенком из детского дома как вид опеки и попечительства. Его появление в России предварено историческими аспектами, так как впервые он появился еще во времена Екатерины II. Гораздо позже, во времена Второй мировой войны, патронат использовали для воспитания детей погибших военных. Отметим, что еще большее распространение патронат получил за пределами нашей страны, где уже множество лет действуют зарубежные аналоги – фостеровские семьи. Поэтому чтобы определить, что такое патронат и патронатная семья, правильнее всего обратиться к правовой доктрине.

Патронатным воспитанием принято считать форму семейного устройства детей, в рамках которой права и обязанности по их воспитанию, а также защите прав и интересов обязательно распределяются между патронатным воспитателем и органом опеки или уполномоченной им организацией.

Суть такого устройства в том, что оно позволяет обеспечить полноценную педагогическую и воспитательную работу на протяжении всего времени пребывания ребенка в семье. При этом патронат признается весьма гибкой формой устройства, так как допускает передачу детей для патронатного воспитания еще до обретения им официального юридического статуса – сразу после изъятия из проблемных семей, вместо отправления в приют.

Обратим внимание, что патронат действует не по всей России, а лишь в тех регионах, где это определено законодательно и при этом учреждены специальные организации, уполномоченные на патронатное воспитание органами опеки, – так называемая патронатная служба. Данная организация занимается заключением специальных патронатных договоров с семьями и их последующим сопровождением.

Отметим, что патронат наряду с является возмездной формой опеки – за это семьи получают вознаграждение. Поэтому патронат часто воспринимается не только как форма воспитания, но и как вид социальной помощи детям. Чтоб понять это, необходимо рассмотреть существующие виды патроната.

Виды патроната

Для этого необходимо обратиться как к правовой доктрине, так и к особенностям регионального законодательства, которое предусматривает, что патронат в РФ реализуется минимум в трех формах:

  • Патронатное воспитание – это форма воспитания, при которой дети-сироты или дети, оставшиеся без родительской заботы по иным причинам, передаются на воспитание и содержание непосредственно в семью патронатного воспитания на основе социального договора.
  • Социальный патронат – форма оказания патронатным воспитателем помощи в случаях, когда ребенок признается нуждающимся в такой поддержке. Рассматривают также социальный патронат лиц пожилого возраста и инвалидов, однако он является формой поддержки социально незащищенных граждан и не имеет ничего общего с семейным воспитанием. Социальное патронатное сопровождение детей нацелено на реабилитацию кровной семьи и оставление ребенка в ней или возврат в нее. В таком случае государственная поддержка направлена на преодоление трудных жизненных ситуаций в жизни ребенка и семьи.
  • Постинтернатный патронат – форма оказания помощи ребенку-сироте или ребенку, чьи родители лишены родительских прав или отсутствуют по другим причинам, если он находится в возрасте 18-23 лет. Цели такой помощи – содействие социализации совершеннолетних лиц, покинувших специализированные учреждения, адаптации их к новым бытовым условиям, профессиональной самореализации посредством наставничества и так далее.
  • Особенно распространенным считается патронатное сопровождение детей с ОПФР (особенностями психофизического развития); такие дети сталкиваются со множеством проблем в самостоятельной жизни. Подобная социальная работа включает не только социальную и педагогическую поддержку, но и медицинское сопровождение, поставленное в зависимость от диагноза ребенка.

    Обратим внимание, что научная литература, рассматривая патронат как форму социального сопровождения, предусматривает еще один вид – превентивный патронат – это профилактика неблагополучных семей, организация их семейного досуга с целью препятствовать дальнейшим проблемам, в том числе изъятию ребенка. Данный вид помощи считается первым этапом социальной работы органов опеки, предшествующим всем остальным формам, так как позволяет избежать неблагоприятных последствий.

    Законодательство

    Впервые воспитание в форме патроната рассмотрел Семейный кодекс: создание патронатной семьи, согласно ст. 123 СК, является одной из опекунских форм семейного воспитания. Позже аналогичные положения были изложены в ст. 14 ФЗ «Об опеке и попечительстве». Это, по сути, единственное упоминание данной формы воспитания в федеральном законодательстве – согласно указанным нормам, возможность его применения переложена на регионы и поставлена в зависимость от наличия в них соответствующего законодательства.

    Поэтому положение о патронатном воспитании и иные нормативные акты принимаются в субъектах федерации: сегодня их имеют более 40 регионов, в том числе Москва и область, Краснодарский край, Брянская, Владимирская, Псковская, Самарская и ряд других областей. Все нормативы, касающиеся патроната, регионы регулируют самостоятельно.

    В 2012 году имела место попытка принять соответствующий федеральный НПА, однако закон о социальном патронате вызвал волну критики и впоследствии был отклонен парламентом. Его противники, в частности, опасались введения в стране института ювенальной юстиции и создания социальных рисков, которые не будут учитывать «российские семейные традици». На фоне противоречивого отношения в обществе и негативных отзывов от высшего руководства страны от данной идеи решили отказаться.

    Пройдите социологический опрос!

    Отличия от других форм воспитания

    Как усыновление, опека и попечительство, патронат – это форма семейного воспитания. У всех них есть общее и особенное, что позволяет выделить вид из числа других. , например, порождает родственные связи между сторонами, опека и попечительство предусматривают полноценный уход не только за ребенком, но и за совершеннолетними, а приемная семья предусматривает возмездный уход.

    Идентифицирующий признак патроната – это разграничение родительских прав и обязанностей между биологическими родителями (если они не лишены прав), органом опеки и воспитателем.

    То есть главное отличие приемной семьи от патронатной в том, что последняя не является единоличным законным представителем подопечного.

    Нужно понимать, что в данном контексте рассматривается именно воспитание с передачей ребенка в семью, сопровождающееся профессиональным взаимодействием педагогов, психологов и воспитателей. Оно предусматривает широкий круг передаваемых детей, предварительную подготовку родителей, а также сохранение связей с кровной семьей, чем отличаются патронат и сопровождение с опекой.

    Ограничения для кандидатов в воспитатели

    Как уже сказано, критерии отбора в воспитатели определяются законодательством субъектов федерации для каждого региона отдельно. Традиционно таковыми могут стать совершеннолетние дееспособные граждане независимо от пола, имеющие соответствующие условия и прошедшие специальную подготовку.

    Исключения составляют:

    • недееспособные и ограниченные в дееспособности граждане;
    • лишенные или ограниченные в родительских или опекунских правах лица, а также бывшие усыновители;
    • лица, чьи воспитательные способности ограничены по состоянию здоровья;
    • лица без постоянного места жительства или не имеющие собственного жилья;
    • осужденные за преступления против жизни и свободы или за другие тяжкие и особо тяжкие преступления.

    Потенциальные патронатные родители проходят предварительную подготовку в специальной службе, уполномоченной органами опеки, вопрос о возможности передачи им детей решается по итогам такой подготовки.

    Права и обязанности воспитателя

    Как мы уже выяснили, отличительной особенностью патроната является разграничение прав и обязанностей по отношению к воспитаннику между воспитателями, кровными родителями и соответствующей службой. Объем полномочий, в том числе права и обязанности каждой из этих сторон, определяются условиями договора, учитывающего интересы ребенка и возможности семьи, в которую он передается, а также местное законодательство, регулирующее данную сферу.

    Воспитатель рассматривается как работник, его труд оплачивается и ему предоставляется оплачиваемый отпуск, что позволяет говорить о трудовом характере возникающих отношений. Вместе с этим на него возлагаются обязанности по содержанию ребенка, частичному его воспитанию, обеспечению безопасности, предоставлению медицинской помощи, решению вопросов о его образовании.

    Как правило, воспитатель несет ответственность за условия жизни ребенка, но вместе с тем нужно помнить, что такое патронатное воспитание не порождает каких-либо наследственных или алиментных правоотношений.

    Более того, в ряде регионов установлены ограничения, согласно которым на воспитателя не могут быть возложены полномочия:

    • по защите и реализации имущественных прав воспитанников;
    • по представительству при рассмотрении вопроса о лишении прав его родителей;
    • по разрешению вопросов, касающихся выезда из страны.

    Оформление патроната

    Необходимо отметить, что патронат характеризуется более простой процедурой оформления в сравнении с другими формами опеки. Вместе с этим он сопряжен с прохождением таких обязательных процедур, как:

    • сбор и подача документов;
    • прохождение специальной подготовки;
    • заключение договора;
    • передача ребенка в семью;
    • последующее сотрудничество с уполномоченными органами.

    Рассмотрим наиболее значимые моменты подробнее.

    Куда обращаться

    Органы опеки самостоятельно не занимаются устройством воспитанников на патронат: полномочия на это передаются ими специально созданным органам – патронатным службам. Гражданину, который желает стать воспитателем, необходимо обращаться именно в эти службы. Подавая туда заявление и документы, граждане должны будут пройти специальную подготовку, по результатам которой выдается заключение о возможности подписания договора о патронате.

    После заключения такого договора специалисты производят подбор детей и родителей по психологической совместимости, после чего им на воспитание передают детей – с этого момента воспитатель становится работником службы патроната. Патронат как технология социальной работы гарантирует воспитателю профессиональную помощь специалистов в дальнейшем, то есть и после передачи детей.

    Пакет документов

    При обращении в уполномоченную службу кандидатам в воспитатели необходимо представить:

    • заявление на прохождение подготовки;
    • документы, удостоверяющие личность;
    • справку с места работы;
    • выписку из домовой книги или иное доказательство наличия жилья;
    • акт обследования жилищно-бытовых условий;
    • справку из полиции об отсутствии судимостей;
    • копию ;
    • согласие других членов семьи;
    • автобиографию.

    Выплаты воспитателям

    То, сколько платят патронатным родителям, как и виды надлежащих им выплат, определяется в каждом регионе отдельно. Как правило, воспитатели, оформившие договор о патронате, могут претендовать на:

    • Единовременное пособие при передаче ребенка в семью – 16,759 тыс. рублей (с февраля прошлого года, в этом году будет проиндексировано).
    • Денежные средства на содержание ребенка, которые зависят от его возраста (например, в Москве – 16,5 тыс. рублей до 12 лет, 22 тыс. рублей до 18 лет) и выдаются на каждого ребенка.
    • Ежемесячное вознаграждение – определяется на местном уровне (в Москве – 16,7 тыс. рублей за каждого воспитанника, 28,4 тыс. рублей – если воспитанник инвалид).

    Кроме того, воспитатели могут рассчитывать на компенсационные выплаты, например, на оплату жилья и коммунальных услуг.

    Изъятие ребенка

    Как мы уже сказали, договором о патронате определяются меры ответственности сторон, в том числе и ответственность патронатного воспитателя за соблюдение условий содержания, воспитания и иных аспектов проживания ребенка в такой семье. Как правило, такие семьи находятся на постоянном контроле у специалистов, поскольку патронат предусматривает постоянный личный контакт уполномоченной службы и воспитателя.

    Это позволяет вовремя выявить нарушения со стороны патронатной семьи, выраженные в нарушении прав и интересов ребенка, или, например, условий его содержания по договору. В таком случае уполномоченные службы составляют акт о нарушении, производят изъятие ребенка у патронатной семьи, а с самим воспитателем расторгают договор.

    Магистр юридических наук. Также в 2012 году получил специальность “Финансовая аналитика”. После получения второго высшего образования основал независимую оценочную компанию. Занимаюсь оценкой недвижимости, земли и другого имущества.

Патронатной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании) случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.

Деятельность патронатной семьи характеризуется:

1. профессиональная деятельность (по договору) приемных родителей

или патронатных воспитателей (начисляется заработная плата, трудовой стаж;

патронатные воспитатели проходят специальное обучение);

2. профессиональное сопровождение семей структурами,

заключающими с ними договор (органы опеки и попечительства или

учреждение, организующее патронатное воспитание) и осуществляющими

консультирование (психологическое, педагогическое, юридическое,

медицинское и др.) и контроль над их деятельностью.

Патронатное воспитание - форма воспитания, при которой ребенок-сирота, ребенок, оставшийся без попечения родителей, передается на содержание и воспитание в семью патронатного воспитателя. Патронатный воспитатель - совершеннолетний дееспособный гражданин, осуществляющий воспитание и защиту прав и законных интересов ребенка на основании договора, заключенного с учреждением по патронату и органом опеки и попечительства.

На патронатное воспитание передаются дети-сироты, дети, родители которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, лишены свободы, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими, дети, родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их воспитание и содержание, дети, родители которых уклоняются без уважительных причин от воспитания, содержания детей или от защиты их прав и интересов, дети, родители которых неизвестны или их местонахождение не установлено, а также в других случаях отсутствия родительского попечения.

При передаче ребенка на патронат защита его прав и законных интересов осуществляется в соответствии с установленным в договоре о патронатном воспитании разграничением прав и обязанностей по защите его прав и законных интересов между патронатным воспитателем и уполномоченным учреждением. Методическое руководство деятельностью по патронату возлагается на управление образования области. Контроль за деятельностью учреждения по патронату осуществляет орган опеки и попечительства по месту нахождения учреждения.

В обеспечении патронатного воспитания участвуют три стороны - патронатные воспитатели, детский дом и органы опеки. Патронатные воспитатели входят в штат детского дома, у них идет трудовой стаж, есть зарплата и пособие на содержание ребенка. Законным представителем ребенка в этом случае остается детский дом. Ответственность по защите прав и законных интересов ребенка в патронатной семье возлагается на его законного представителя (учреждение образования, здравоохранения или социальной защиты населения), на патронатного воспитателя и на орган опеки и попечительства по месту проживания несовершеннолетнего, между которыми заключается трехсторонний договор. (Не более 3 детей передаются в семью на патронат).


Перечень документов для создания патронатной семьи:

1.копия трудовой книжки;

2.справка об отсутствии судимости;

3.справка с места работы; копия свидетельства о заключении брака (в случае, если лицо состоит в браке);

4.медицинская справка установленного образца;

5.справка от районного терапевта об отсутствии у совместно проживающий членов семьи инфекционных заболеваний;

6.документ, подтверждающий наличие жилья;

7.письменное согласие совершеннолетних членов семьи, проживающих совместно с заявителем;

8. паспорт или документ, его заменяющий, предъявляется лично.

Патронатная семья сегодня имеет ряд преимуществ по сравнению с другими способами устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Одно из важных преимуществ – общегуманитарная ценность семьи как таковой.

Статус патронатной семьи

Патронатная семья как новая форма предоставляет участникам дополнительные возможности:

расширяет выбор условий участия

допускает плавный переход из одной формы в другую (патронатная семья как этап к усыновлению)

допускает отказ от ребенка без длительных процедур

Мотивы патронатных воспитателей образуют более широкий спектр, по сравнению с усыновителями, опекунами и попечителями, следствием чего является вовлечение большего числа социальных групп.

Возможные мотивы, предполагаемый социальный портрет патронатного воспитателя и плюсы и минусы этой социальной группы приведены в таблице.

Необходимо отметить, что патронатное воспитание существует ТОЛЬКО при наличии службы , профессионально занимающейся патронатным воспитанием и имеющей «качество» уполномоченной организации органа опеки и попечительства, на которую органом опеки и попечительства возложена работа по патронату.

Такая служба должна иметь необходимую структуру и профессионально подготовленный штат.

Работа по патронатному воспитанию включает в себя:

Реабилитационно-воспитательную работу с ребенком, оставшимся без попечения родителей, ребенком в социально опасном положении, на всех этапах работы с ним органа опеки и попечительства - от выявления до возврата родителям или усыновления;

Работу по отбору и подготовке граждан, желающих взять детей на воспитание в семью;

Технологию сопровождения и поддержки ребенка и семьи после помещения ребенка на патронатное воспитание;

Технологию оценки, целенаправленного вмешательства и изменений в кровной семье такого ребенка с целью сохранения семьи.

Данные технологии являются новыми инновационными технологиями, связанными в единый педагогический процесс деятельности по опеке и попечительству. Удаление какого-либо из указанных элементов недопустимо, т.к. в таком случае главная цель - адаптация ребенка – не может быть достигнута. Таким образом, учреждение патронатного воспитания должно иметь в своем составе следующие службы:

Службу реабилитации (психологи, врач, логопед, педагог, дефектолог, неворолог и др. специалисты);

Службу по социально- правовой защите детей (социальные педагоги и юрист);

Службу по работе с семьями, желающими взять ребенка в семью (семейный психолог и ведущий групповых тренингов подготовки семей, семейный консультант для дальнейшей терапевтической работы с семьей, социальные педагоги для обследования семьи и помощи семьям);

Службу по работе с кровными родителями ребенка.

Патронатное воспитание это в первую очередь - форма устройства детей в семью.

Принципиальным отличием этой формы устройства в семью от известных форм устройства (усыновление, приемная семья, опека) является наличие разграничения прав и обязанностей по защите прав и интересов этого ребенка между родителями(если они не ограничены или не лишены родительских прав), органом опеки и попечительства (уполномоченным учреждением), патронатным воспитателем.

Т.е. патронатная семья не является в полной мере законным представителем ребенка. Функции законного представителя имеются и у семьи, и у службы, передавшей ребенка в семью – у уполномоченной службы органа опеки и попечительства.

В какой мере и за что отвечает семья, а за что – служба, определяется в договоре о патронатном воспитании. Объем полномочий патронатного воспитателя по законному представительству интересов детей в соответствии со статьями 26, 28, 37 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливается в договоре о патронатном воспитании.

В законах ряда субъектов установлено, что на патронатного воспитателя не могут быть возложены:

Полномочия по защите имущественных прав несовершеннолетнего (за исключением права распоряжаться причитающимися несовершеннолетнему денежными средствами на текущее его содержание);

Полномочия по представлению интересов ребенка в суде при рассмотрении судом дел о лишении (ограничении) родителей родительских прав;

Решение вопроса о выезде ребенка за пределы Российской Федерации.

Эти вопросы остаются в компетенции уполномоченной организации. Патронатный воспитатель отвечает за обеспечение безопасности ребенка, сохранение его жизни и здоровья. Он наделяется полномочиями давать разрешение на экстренную госпитализацию и операцию ребенка. Вопросы о выборе формы обучения ребенка, о его плановом лечении, о плановой операции, о летнем отдыхе могут решаться как самостоятельно воспитателем, так и совместно с профессиональной службой по устройству детей. Объем полномочий сторон устанавливается в договоре исходя из потребностей ребенка и возможностей семьи.

Уполномоченная служба (организация) по патронату обязана исполнять функции опекуна (попечителя) ребенка не полностью, а в соответствии с перечнем прав и обязанностей, установленных в договоре о патронатном воспитании, плане по защите прав ребенка.

Устройство ребенка на патронат не влечет за собой возникновения между патронатным воспитателем и ребенком, переданным на патронат, алиментных и наследственных правоотношений, вытекающих из законодательства Российской Федерации.

Права ребенка, переданного на патронат, права и обязанности родителей (законных представителей) ребенка, уполномоченной службы (организации) по патронату, патронатного воспитателя определяются в договоре о патронатном воспитании в соответствии с действующим законодательством, и планом по защите прав ребенка, издаваемом органом опеки и попечительства (если таковой применяется).

Ребенок, переданный на патронатное воспитание в семью, обладает правами и льготами, уставленными для воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

План по защите прав ребенка при достижении ребенком десятилетнего возраста в обязательном порядке должен согласовываться с самим ребенком.

Договор о патронатном воспитании обязательно содержит положения, предусматривающие ответственность сторон за условия содержания, воспитания и образования ребенка, права и обязанности патронатного воспитателя, права и обязанности уполномоченной службы (организации) по патронату, а также родителей (законных представителей) ребенка.

В случае переезда на постоянное место жительства патронатного воспитателя за пределы данного региона (или даже муниципального образования) договор о патронатном воспитании расторгается. Это связано с необходимостью постоянного личного контакта патронатной семьи и уполномоченной организации.

П атронатный воспитатель получает заработную плату и пособие на содержание ребенка. Размер пособия и заработной платы, порядок выплат устанавливаются законом субъекта РФ.

Патронатным воспитателям предоставляется оплачиваемый отпуск, назначается испытательный срок, вносится запись в трудовую книжку. Эти особенности возникающих отношений позволяют квалифицировать договор о патронатном воспитании как безусловно имеющий трудовой характер. Отсутствие регламентации распорядка дня, рабочего времени и круглосуточный характер работы относят их к разновидности трудовых отношений, характерных для труда надомников.

Таким образом, отношения, возникающие и при помещении ребенка на патронатное воспитание могут быть отнесены к труду надомников, регулируемому гл. 49 ТК РФ, а заключаемый договор о патронатном воспитании следует считать трудовым договором (см.: Трудовой договор о патронатном воспитании)

На период отпуска патронатного воспитался ребенок может направляться в оздоровительный лагерь. Либо, в случае, если ребенок остается в семье во время отпуска воспитателя, временно заключается договор о патронатном воспитании с одним из обследованных членов семьи, или другим воспитателем.

Такое юридически простроенное взаимодействие семьи с специалистов служб по устройству является юридическим основанием, механизмом осуществления профессионального сопровождения ребенка и семьи после устройства в нее ребенка, впервые дает возможность поэтапно профессионально вести устроенного ребенка и оказывать помощь семье, вести мониторинг устройства и оценку успешности адаптации и реабилитации ребенка в семье, пересматривать план по защите прав ребенка, т.е. планировать меры по возможному возврату ребенка родителям, либо, если это не возможно, меры обеспечения стабильности семейного размещения на основе предоставляемой помощи ребенку и семье. Патронатное воспитание - первая в России форма именно профессиональной работы на дому по воспитанию ребенка - социального сироты.

Контроль за условиями жизни и воспитания ребенка, переданного на патронат, осуществляется уполномоченной службой (организацией) по патронату в виде регулярных посещений ребенка.

Устанавливается следующий порядок проведения посещений: 1 раз в месяц в течение первых трех месяцев после передачи ребенка на патронат, далее - 1 раз в три месяца в течение первого года после передачи ребенка на патронат, далее - 1 раз в полгода.

Не реже 1 раза в год проводится комплексная проверка, включающая в себя оценку состояния здоровья ребенка, образования ребенка, его умственного развития, самосознания, его внешнего вида и гигиены, его эмоционального и поведенческого развития, навыков самообслуживания ребенка, отношений в семье.

Ряд прочих отличий патронатного воспитания от других форм устройства детей на воспитание в семью (опека, усыновление, приемная семья):

1. Форма патронатного устройства расширяет круг детей, которые могут быть помещены на воспитание в семью.

  • Помещаются дети, изъятые из семьи, вне зависимости от их юридического статуса (т.к. разграничиваются права по защите прав ребенка между родителями (если они еще не лишены прав), уполномоченной службой, патронатным воспитателем.
  • Появляется возможность для устройства в семью детей, свободных юридически, но имеющих мало шансов на усыновление (дети, вышедшие из младенческого возраста, братья и сестры, дети с различными проблемами в поведении, обучении, развитии).

2. Проводится предварительный профессиональный отбор и подготовка граждан, желающих взять ребенка на воспитание в семью :

  • Проводится профессионально предварительное изучение семьи, желающей взять ребенка на воспитание в семью;
  • подбор семьи для ребенка осуществляется по принципу психологической совместимости;
  • проводится тренинговая программа подготовки воспитателей к выполнению своих обязанностей, дающая возможность человеку оценить свои возможности и мотивы;
  • возможность для воспитателей овладения новой профессией и профессионального роста.

3. Профессиональное сопровождение семьи после принятия ребенка :

  • разграничение прав и обязанностей между уполномоченной службой, патронатным воспитателем (и возможно кровными родителями ребенка (если они не ограничены в правах, не лишены родительских прав и не опасны);
  • материальная, медицинская, психологическая, юридическая, педагогическая и другие виды поддержки;
  • работа в команде, возможность общения в кругу единомышленников, расширения круга общения.

4. Форма патронатного устройства расширяет круг семей, которые могут взять ребенка на воспитание .

  • При опеке и усыновлении для усыновителей и опекунов необходимо выполнение формальных критериев, подтвержденных документально (официальный доход на члена семьи, жилищные нормативы в соответствии с пропиской, возрастной ценз для усыновителей, предпочтение полных семей неполным, требование официальной регистрации брака и пр.). Патронатными воспитателями могут стать люди, которые хотели бы усыновить ребенка, но не могут этого сделать по формальным (вышеуказанным) причинам:

Семьи с небольшим официальным доходом;

С недостаточной официально оформленной жилплощадью;

Одинокие женщины или женщины, состоящие в гражданском браке;

Пожилые или очень молодые люди.

  • Появляется возможность взять ребенка в семью у людей, которые хотели бы усыновить ребенка, но не могут на это решиться, так как не имеют достаточной информации о ребенке, профессиональной подготовки, боятся остаться наедине с проблемами.
  • Появляется возможность профессиональной самореализации для женщин, имеющих своих детей, и для тех, кто рассматривают воспитание детей как любимое дело и профессию. Возможность официально работать, не выходя из дома.

5. Ребенок не теряет связь с кровной семьей .

  • Возможность для каждого ребенка поддержания его отношений с кровными родителями (если они не лишены родительских прав и не представляют для него опасности), с его братьями, сестрами и другими значимыми для ребенка людьми из его прошлого.

В настоящее время в семью на патронатное воспитание могут помещаться различные категории детей.

Приоритет отдается воспитанию ребенка в кровной семье, если есть возможность его возвращения. В таких случаях ребенок отдается на краткосрочное размещение в семью патронатного воспитателя. Если после установленного срока кровная семья оказывается в состоянии воспитывать ребенка, он возвращается к своим родителям.

Если такой возможности не оказывается, то ребенок устраивается на патронатное воспитание на длительный срок . В ситуациях, когда нет надежды на восстановление кровной семьи, и кровные родители могут быть лишены родительских прав, ребенок может быть усыновлен патронатными воспитателями.

В соответствии с вышесказанным, в настоящее время возникают два основных направления работы по устройству ребенка в семью.

Первое - это долгосрочное устройство, при котором патронатные воспитатели становятся для ребенка «родителями» (преобладание родительской роли), независимо от того, оформлено ли усыновление юридически.

Второе - краткосрочное устройство , при котором патронатные воспитатели помогают ребенку пережить кризисный период его жизни и удовлетворить его насущные потребности, а также участвуют в диагностике основных проблем ребенка (преобладание профессиональной роли у воспитателей).

На основании зарубежного опыта фостеровских семей, а также исходя из реальных потребностей детей, нуждающихся в государственной защите, можно выделить несколько видов патронатного воспитания :

  • Устройство на длительный срок. Ребенок устраивается в семью фактически до совершеннолетия. Возврат в кровную семью крайне маловероятен по причинам необратимого распада и деградации этой семьи. В случае успешного устройства образуются родственные связи. Ребенок воспринимает патронатных воспитателей, как своих родителей.
  • Устройство с перспективой усыновления (подготовка к усыновлению). То же, что в предыдущем пункте, при условии, что ребенок юридически свободен, а семья готова перейти к усыновлению и форму патронатного воспитания рассматривает как переходную. При переходе к усыновлению происходит официальное признание образовавшихся родственных связей.
  • Экстренное устройство на патронатное воспитание. Применяется в случаях, когда ребенок был срочно изъят из кровной семьи и по каким-либо причинам ему противопоказано или не обязательно нахождение в детском учреждении для диагностики и подготовки к жизни в семье (ребенок-инвалид, младенец, ребенок с особыми психологическими проблемами). Размещение производится на срок до нахождения постоянной патронатной семьи, либо семьи усыновителей; или до возвращения в кровную семью.
  • Устройство детей-инвалидов. Перед изъятием такого ребенка из семьи вначале необходимо найти семью, способную и готовую его принять. Желательно было бы специально готовить патронатных воспитателей, готовых воспитывать детей-инвалидов, и дополнительно оплачивать их труд.
  • Устройство подростков для подготовки к самостоятельной жизни. З адачи этого вида устройства специфические. За недолгий период до наступления совершеннолетия между ребенком и патронатным воспитателем, как правило, не образуется родственных связей. Патронатный воспитатель рассматривается подростком как авторитетный старший товарищ. Желательна специальная подготовка патронатных воспитателей для такого вида устройства. Заметим, что не все подростки согласятся пойти жить в новую семью, для некоторых это не приемлемо. Поэтому требуется тщательная диагностика ребенка перед решением вопроса о возможности его помещения в семью.
  • Устройство на короткий период времени (до полугода, либо периодически на небольшое количество дней) для воспитания ребенка на период болезни кровных или патронатных родителей, для воспитания ребенка на период отпуска (вынужденного отъезда) кровных или патронатных родителей; на выходные дни, каникулы. (В этих случаях оплата труда воспитателя производится по совокупности отработанных дней).

При любом виде патронатного воспитания всегда присутствуют 2 основные функции патронатного воспитания: родительская и профессиональная .

С одной стороны, патронатный воспитатель выполняет родительскую функцию по отношению к ребенку, вне зависимости от срока размещения ребенка в его семье. Как родитель, он любит ребенка, испытывает к нему привязанность, связывает с ним свою судьбу.

С другой стороны, патронатный воспитатель является профессионалом. Он использует специальные навыки, является членом коллектива профессионалов, выполняет поставленные перед ним задачи.

В различных случаях размещения ребенка удельный вес этих составляющих бывает разным. Так, при долгосрочном устройстве, устройстве маленьких детей превалирует родительская функция. При краткосрочном размещении, при устройстве в семью подростка большее значение приобретает профессиональная функция. Таким образом, можно говорить о двух типах патронатного воспитателя: «скорее родителя» и «скорее профессионала». Соответственно работа службы по подбору и подготовке патронатных воспитателей должна вестись параллельно в двух направлениях. Следует отметить, что в силу причин, которые были указаны в п.2, работа с воспитателями «скорее профессионалами» находится в стадии становления.

Патронатное воспитание предполагает наличие профессиональных служб, обеспечивающих как работу с ребенком до и после устройства, так и работу с самой патронатной семьей, а также работу с родителями ребенка. Тем самым можно говорить о том, что патронатное воспитание - это целостная педагогическая система, охватывающая всю совокупность субъект-субъектных отношений ребенка, его семьи, патронатной семьи и служб сопровождения . Введение данной системы автоматически обеспечивает переход к профессионально выстроенной работе по опеке и попечительству с привлечением системы специальных служб по реабилитации ребенка, устройства ребенка и сопровождению ребенка и семьи (заметим, и по работе с кровной семьей ребенка).

Т.е. создаются предпосылки для наилучшей защиты прав ребенка и укреплению гражданского общества, привлечению населения к решению проблемы социального сиротства .

Технологии, применяемые в педагогической системе патронатного воспитания, являются новыми социально-педагогическими технологиями.

Работа по патронатному воспитанию, таким образом, включает в себя: технологию взаимодействия с органом опеки и попечительства (технология планирования попечения, мониторинга и контроля); социально-педагоги­ческую технологию реабилитационной работы с ребенком; социально-педа­гогическую технологию психолого-педагогического сопровождения семьи и ребенка; технологию работы с семьями, желающими взять ребенка на воспитание; технологию работы с кровными родителями ребенка. Все составляющие технологического процесса взаимосвязаны через единый процесс планирования попечения и неделимы. В этом смысле можно говорить о патронатном воспитании как о новой педагогической системе.

К сожалению, количество воспитанников детских домов имеет тенденцию к увеличению. Как достойная альтернатива за рубежом широкое распространение получила передача ребёнка в патронатную семью. В Российской Федерации такая форма воспитания лишь набирает обороты. Впервые подобный эксперимент был проведён в 1994 году на базе детского дома города Москва. Так как он оказался успешен, сегодня государство старается как можно чаще организовать именно такую форму воспитания. Патронатная семья, что это такое?

Прежде чем раскрывать подробно тему патронатных родителей, следует в целом обозначить, что вообще собой представляет патронатная семья. Патронатная форма воспитания - это такое устройство малышей, осуществляющееся в отношении детей, у которых по каким-то причинам нет родителей или же они не занимаются своим ребёнком. Такой процесс предполагает заключение трёхстороннего договора между патронатным воспитателем, органом опеки и попечительства, и детским домом.

В одну семью могут передать до 3х воспитанников.

Патронажная семья и патронатная это два различных понятия. В первом случае подразумевается ситуация с полностью дееспособным совершеннолетним гражданином, который в здравом уме, но в силу физических ограничений или пожилого возраста, ему требуется помощник. Коим как раз и является патрон. Коронное отличие же патронирования в том, что здесь речь идёт о несовершеннолетнем. Чаще всего это ребёнок сирота или временно остался без попечения родителей. Над ним устанавливается покровительство, за которое патронатный воспитатель получает оплату.

А вот в первом варианте это безвозмездная помощь, за исключением случаев, когда патронируемый сам решает платить зарплату своему патрону.

Как выше было обозначено, патронатное воспитание – это форма устройства детей, которым требуется помощь в данный момент так называемое временное убежище в неродной семье, в целях привить навыки жизни вне детского дома, обзавестись социальными связями, отличными от круга детдомовцев, подготовить ребёнка ко взрослой жизни. Но в некоторых случаях такая форма опеки может перерасти в постоянную, до достижения ребёнком совершеннолетия, а в дальнейшем в постинтернатный патронаж.

Если говорить грубо, то можно обозначить понятие воспитателя как лица, работающего за плату и воспитывающего ребёнка не в детском саду, а на дому. Работодателем в таком случае выступает служба по приёму детей, такая как детский дом, например.

По сравнению с проживанием в детском доме, такое воспитание имеет ряд неоспоримых преимуществ для воспитанника.

К таким плюсам следует относить то, что:

  1. Приобретение семьи прививает ценности, установленные в ней и чего лишены дети из детдома.
  2. Такие воспитанники будут становиться более приспособленными к самостоятельной взрослой жизни.
  3. Дети, которые воспитывались до совершеннолетия в такой семье оказывались успешнее вхожими в общество. Так как средний ребёнок из семьи успевает завести связи среди благополучных взрослых и ровесников. К таким лицам он может обратиться в любой момент. В то время как воспитанники детских домов не приобретают такие связи, находясь среди взрослых, которые занимаются воспитанием на профессиональной основе. Если брать патронатного воспитателя, проживающего недалеко от предыдущего адреса ребёнка, то это станет отличным условием для образования дружеских связей с соседями. Появятся друзья. А это важно, так как после детского дома, когда человек вернётся в свою квартиру, уже сложнее будет найти близких в силу взрослого возраста.
  4. Проще привить понимание таких понятий, как чувство долга, ответственности, потому что видя позитивный пример взрослого, подобная информация усваивается проще.
  5. Такие лица лучше подготовлены к жизни, специальные мероприятия для этого не требуется. Так как семья - это естественная среда, в которой всё идёт своим чередом. У воспитанника есть обязанности по дому, обязательства в отношении других членов семьи. В то время как в детском доме всё готовое, и среда искусственная. Никто во взрослой жизни не будет укладывать спать по режиму, готовить, стирать и прибирать за ними.
  6. Минимизация установления особой среды детей из детского дома. Ведь не секрет, что выходцы из детского дома пропагандируют не совсем верные ценности.

При очевидных плюсах такого воспитания, есть значительные минусы.

Например:

  1. Не всегда можно избежать конфликтов между воспитателем и воспитанников. Даже больше, вероятнее всего, они точно будут, так как жизнь в семье отличается от детского дома, и в ней есть обязанности.
  2. Наличие нестыковки между тем, что идёт пропаганда семейных традиций, и в то же время после совершеннолетия судьба воспитанника может быть безразлична патронатному воспитателю. А ребёнок привязался к семье.
  3. Огромный стресс от необходимости съезжать из дома воспитателя после 18 лет, резкий переход из тёплого семейного гнёздышка в неизвестность.
  4. Проживание в семье обозначено временными периодами, и существуют право очень легко вернуть ребёнка. В соответствии с чем, последний может испытать огромное разочарование, что от него повторно отказались.

Мы уже разобрались с тем, что такое патронатная семья, пришло время поговорить о сроках.

Выделяется несколько вариантов оформлять воспитания:

  1. Семья на короткий срок. Такое может быть в том случае, если ребёнка временно изъяли у родителей. Например, родители больны либо не могут договориться между собой, постоянные скандалы, что мешает достойному воспитанию. Либо же родитель может быть лишён свободы. Вариантов масса. И вот именно на этот срок ребёнка передают на воспитание. Такое время может быть продлено.
  2. Постоянное воспитание. Здесь речь идёт о передаче дитя до совершеннолетия. Это актуально, когда родители лишены в правах, умерли либо по другим причинам отказались от своего ребёнка. Ещё актуально тогда, когда семья хочет оформить опекунство или усыновить ребёнка, но не может в силу недостаточности квадратных метров, или слишком строгих требований к приёмным семьям. Как мы и говорили требования к патронатному воспитателю менее строгие. Он не приравнивается к членам семьи воспитанника, и не наследуют имущество друг за другом, кроме случаев, когда они названы в завещании.
  3. Периодическое воспитание. Здесь можно провести параллель с пансионатом. То есть ребёнок всё время проводит в детском доме, а на каникулах и выходных живёт у воспитателя. Такой способ хорош тем, что семья перед усыновлением может протестировать свою готовность к такому ответственному шагу. Чтобы не разочаровать ожидания ребёнка.

Такой выбор вариантов срока очень хорошо сказывается на тенденции к сокращению детских домов. Если взять зарубежные примеры, там не переполнены детские дома, несмотря на то, что сирот достаточно именно в силу распространённости такого способа воспитания.

Пришло время разобраться с кругом лиц, которые могут быть помещены в подобную семью.

К ним относятся дети:

  • чьи родители объявлены пропавшими без вести;
  • родные которых лежат в больнице на длительном лечении;
  • у которых родители умерли;
  • чьи родственники лишены свободы;
  • если родители недееспособны или частичного недееспособны;
  • у чьих родителей отсутствует возможность обеспечивать своего ребёнка;
  • папа и мама которых тяжело больны;
  • если родные лишены родительских прав.

Когда специалисты опеки принимают решение о передаче в патронатную семью, они действуют в интересах ребёнка. И если он уже достиг возраста 10 лет, то интересуются его мнением. Когда решается судьба малышей, у которых есть браться и сёстры, их отдают в одну семью. Если такая возможность отсутствует, то они все остаются в детском доме. Исключения возможны лишь по состоянию здоровья.

Совершенно не каждый человек может взять на себя обязанности по воспитанию. Хоть требования, по сравнению с опекой, минимальные, но они всё же существуют.

Кандидат в воспитатели оценивается уполномоченной службой на предмет:

  • крепости здоровья;
  • уточняется есть ли жилая площадь;
  • какой статус у претендента.

При анализе вышеперечисленного, выводы делаются не на основе необходимого количества квадратов, то есть нормы усыновления не действуют. Специалисты смотрят жилище на предмет разумного проживания. Их интересует то, есть ли место в жилище, чтобы выделить свою кровать ребёнку, игровую зону небольшую.

Противопоказанием для должности патронатного воспитателя станет:

  • лишение судом дееспособности либо ограничение таковой;
  • тот факт, что лицо не является подданным Российской Федерации;
  • подтверждённое судом лишение прав родителя;
  • факт того, что лицо было отстранено ранее от должности усыновителя, опекуна или приёмного папы/ мамы;
  • доказанный факт проблем со здоровьем, которые делают невозможным достойное воспитание;
  • отсутствие у лица собственной жилплощади;
  • наличие судимости за преступления в сфере жизни и здоровья.

Выше перечислены общие положения. Но семейным кодексом предусматривается право регионов издавать специальные законы в сфере патроната. Они не должны противоречить по смыслу федеральным, но могут дополнять их.

Для начала стоит разузнать существует ли в городе специальная служба, которая занимается устройством детей в семьи, и какие требования предъявляются к воспитателю в регионе. Такой информацией, зачастую, обладает опекунский совет в администрации.

В том случае если подобная служба существует, порядок становления воспитателем следующий:

  • обращение с заявление в службу патроната;
  • всей семьёй пройти интервью;
  • получить результаты медицинского характера;
  • получить корочки воспитателя, пройдя специальные курсы по подготовке, которые длятся около 80 часов;
  • подготовить необходимые документы;
  • пообщаться с психологом и пройти тест на совместимость, на основании которого будет выбран ребёнок;
  • лично пообщаться с воспитанником;
  • разработать и подписать договор с уполномоченной службой.

Гражданин, который чувствует в себе силы и желание воспитывать ребёнка из детского дома, должен ответственно подойти к вопросу подготовки.

Как только граждане надумали стать патронатной семьёй для малыша, им нужно собрать ряд документов. Данный пакет подаётся по месту прописки в органы опеки.

Перечень документации может несколько отличаться в разных регионах, но к обязательным относятся следующие:

  • соответствующее заявление;
  • документ о доходе за последний год;
  • справка о здоровье;
  • документ, подтверждающий наличие жилплощади, которая соответствует установленным нормам;
  • если гражданин состоит в браке, то свидетельство о браке;
  • если заявитель проживает не один, то надлежаще оформленное согласие всех совершеннолетних, взять воспитанника;
  • текст о своей жизни;
  • бумага, которая подтверждает, что заявитель прошёл курсы патронов.

Вышеперечисленные документы должны содержать исключительно правдивую информацию.

Наличие соглашения - это обязательное условие становления патронатной семьёй. В таком документе, обычно, указывается размер оплаты за услуги, определяется круг обязанностей.

Форма договора предполагает наличие разделов:

  1. Функции воспитателя, и обязанности специальной службы.
  2. Как будет происходить выплата вознаграждения.
  3. На какой срок заключён договор (краткосрочный, периодичный, до совершеннолетия).
  4. Какие бонусы положены патрону.

Перед подписанием соглашения его необходимо внимательно прочитать.

Адаптация

Одно из наиболее часто встречающихся препятствий, с которыми сталкиваются патронатные семьи - это проблемы адаптации воспитанника. С такими вопросами работают психологи службы патронажа.

В адаптации выделяют несколько этапов:

  1. Начальный. Данный период характеризуется абсолютно разными формами поведения. В течение месяца после покидания интернета, воспитанник может не выходить из своей комнаты, прятать игрушки и скрываться сам. Важно на данном этапе проявить терпение и заботу. Как только поведение начнёт меняться, это сигнал того, что наступил новый этап.
  2. Промежуточный. Срок такой адаптации около квартала. Оно отличается тем, что здесь начинает проявляться непростой характер малыша. Трудности могут возникать с элементарными вещами, такими как уборка, приведение себя в порядок. Ведь в детском доме за детей всё делают специальные работники. На этот счёт можно посоветоваться с психологами, если не получается справиться самим.
  3. Окончательный этап отличается тем, что ребёнок полностью акклиматизировался, и семья выглядит настоящей.

Эти сроки очень приблизительные. В каждом конкретном случае они могут меняться. Всё зависит от ребёнка. Чтобы адаптация прошла легче, нужно закрепить для себя, что ребёнок полноценная личность, и у него может быть мнение, отличное от воспитателя. Нужно попробовать поставить себя на место воспитанника и максимально бережно отнестись к его чувствам.

Примеры из практики

В Верховный Суд обратилась истец с требованием признать частично не действующим пункт, запрещающий стать патронатной семьёй гражданину с инфекционными заболеваниями. Суд рассмотрел предложенные доводы отказал в удовлетворении иска. Так как заявитель является ВИЧ-инфицированным. А государство стоит на защите детства и в перечень противопоказаний для патрона включены подобные заболевания.

Дети-сироты, какие они?
— Их часто предавали, поэтому они не верят взрослым, но они мечтают о счастье.




— Они не знают, на что способны, поэтому неуверенны в себе, в своем будущем, но среди них много талантливых детей

Ирина Чугреева, педагог-психолог
Уполномоченной службы по патронатному воспитанию Детского дома № 2

Oдна из форм семейного воспитания – патронат
В настоящее время в России проблема социального сиротства приобрела национальный масштаб и представляет реальную угрозу национальной безопасности.
За последние сто лет мы переживаем уже третью волну сиротства. Для сравнения: после Второй мировой войны в 1945 году во всём Советском Союзе было 678 000 детей-сирот , но нынешнее, возникшее в 90-е годы положение с детьми особенно парадоксально. Если первые две волны сиротства были обусловлены двумя мировыми войнами и революцией, в которых родители просто погибли, то в наше время из 1 миллиона выявленных безнадзорных и беспризорных детей около 900 000 имеют хотя бы одного живого родителя . Эти дети — социальные сироты .

В детском доме №2 проживает 60 детей, в возрасте от 3 до 18 лет. На базе детского дома работает патронатная служба по устройству детей в семьи . Перед нами стоит вопрос: Как помочь этим детям найти свое место в жизни? Как помочь создать свои семьи и не повторить ошибок своих родителей?

Дети-сироты, какие они?
— Их часто предавали, поэтому они не верят взрослым, но они мечтают о счастье.
— Они живут в “стае”, поэтому часто зависимы от нее и не могут быть самостоятельными, но каждый из них ищет свое гнездо.
— Они живут в своих обидах и страхах, поэтому становятся беззащитными, и им нужна поддержка.
— Они не знают, как защитить себя, поэтому агрессивны к внешнему миру, но им нужны ласковые руки матери.
— Они изолированы от нас, поэтому у них есть трудности в общении, но они ищут понимания.
— Они мало знают о жизни, поэтому неспособны к сознательному выбору своей судьбы, и они ждут мудрого совета.
— Они не знают, на что способны, поэтому неуверенны в себе, в своем будущем, но среди них много талантливых детей.

Перед нами стоит задача: развивать семейные формы воспитания детей, лишившихся родительского попечения. Ведь воспитание в семье это самый простой и естественный способ адаптации ребенка к взрослой жизни.
Мы знаем, что есть усыновление, опека, а последнее время развивается такая форма как патронатное воспитание.

Что такое патронатное воспитание?
Принцип патронатного воспитания: у каждого ребёнка должно быть право на свой дом и своих родителей .
Что же это такое? Всё очень просто: патронатное воспитание – это новая форма устройства в семью ребёнка, нуждающегося в государственной защите, где патронатным воспитателем может стать практически любой человек, желающий помочь ребёнку.
Патронатная семья по-другому — замещающая семья, которая предоставляет сиротам возможность познакомиться с укладом семейной жизни, получить незаменимый опыт общения и взаимодействия между членами семьи, установить доверительные отношения с взрослыми, которые могут о них заботиться.
Патронат – это не усыновление и не опека. Это особая форма воспитания детей, где всё направленно на помощь в интеграции ребёнка в общество, где с одной стороны патронатный воспитатель (любой из нас), а с другой стороны ребёнок-сирота и детский дом. В патронатной семье опекуном ребёнка остаётся детский дом, а один из родителей наделяется статусом патронатного воспитателя, являясь сотрудником сиротского учреждения на время устройства ребёнка в свою семью, и разделяет ответственность за воспитание ребёнка с опекуном, т.е с детским домом.
Патронатный воспитатель – это взрослый, который предоставляет воспитаннику детского дома возможность жить в своей семье. Он обеспечивает ребёнку безопасное и благоприятное окружение, удовлетворяет его базовые потребности во время пребывания в семье, обучает бытовым, социальным навыкам и самообслуживанию, создаёт у ребёнка представление о жизни в семье.

Чему ребенок учится в патронатной семье?
Дети имеют в семье возможность познакомиться с основами семейной жизни, ведением домашнего хозяйства, планированием бюджета.
Ребенок наблюдает за взаимоотношениями между членами семьи, получает необходимую информационную и эмоциональную поддержку, получает возможность понять, что у каждого члена семьи есть не только права, но и обязанности.
Многообразие отношений между членами семьи, обнаженность и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, живая реакция на малейшие детали поведения ребёнка, — всё это создаёт благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности ребёнка.
В семье ребёнок учится принимать жизнь реально и адаптироваться в ней. Здесь его учат самому простому: готовить пищу, стирать, и самому сложному: уметь ставить цели, достигать их и верить в себя.


Они нашли семью
В ходе работы патронатной службы детского дома №2 было создано 8 патронатных семей. Пятеро детей постоянно проживают в семьях патронатных воспитателей, трое посещают патронатные семьи в выходные, каникулярные и праздничные дни. Из восьми ребят, шестеро проживают в семьях более года.
1. Во время проживания ребёнка в семье патронатного воспитателя частота хронических рецидивов, а также простудных заболеваний уменьшается. Боря Е. 5 лет находился в детском доме с диагнозами: «аденоидные вегетации», снижение слуха, грубое нарушение фонетико-фонематической стороны речи. Во время нахождения в патронатной семье была проведена операция по удалению аденоидов. Патронатным воспитателем был проведён необходимый восстановительный курс. В результате состояние слуха у ребёнка улучшилось, чище стало произношение. Патронатные воспитатели прилагают большие усилия по оздоровлению детей: проходят различные курсы лечения, соблюдают чёткий режим, приобщают к спортивным играм, обучают катанию на коньках, хождению на лыжах.
2. У детей, находящихся в семьях патронатных воспитателей на постоянной основе к концу первого года пребывания отмечается снижение тревожности и агрессивности, дети спокойнее спят (не вскакивают и не вскрикивают), меняется характер рисунков (вместо злых персонажей рисуют добрых).
Серёжа Г. 5 лет часто болел ОРЗ, страдал энурезом, наблюдались ночные кошмары. Провёл в патронатной семье год. Прошёл курс лечения у гомеопата. За этот период ночные кошмары прекратились, сократилась частота заболеваний ОРЗ, вылечен энурез.
3. Дети, попадая в семью, становятся более восприимчивыми к себе и к окружающему миру, формируется способность к внутреннему самоотчёту и рефлексии, появляется своя точка зрения и вырабатываются навыки и умения отстаивания своих взглядов.
4.Обстановка семьи обеспечивает формирование игровых навыков, норм поведения, навыков самообслуживания, сглаживает школьную дезадаптацию. Даёт возможность более быстрого и лёгкого, по сравнению с детским домом, освоения навыков приготовления пищи, личной гигиены, навыков уборки квартиры, стирки и ухода за вещами, т.е. бытовых навыков и умений, необходимых в самостоятельной жизни. Патронатными воспитателями для детей в семье создаются условия стабильности и защищённости, которые формируют у ребёнка чувство привязанности к взрослому и другим членам семьи. Дети чувствуют заботу и неравнодушное отношение к себе. В результате патронатный воспитатель становится для ребёнка значимым человеком.
5. У детей оказавшихся после детского учреждения в семье патронатного воспитателя интеллектуальное развитие улучшается. Это связано с тем, что взрослый, с помощью специалистов Уполномоченной службы, начинает проводить специальные, коррекционно — развивающие занятия, направленные на развитие памяти, внимания, воображения, мелкой моторики руки, а также мышления. Патронатные воспитатели стимулируют мотивацию детей к учёбе (с помощью рассказов, на собственном примере, в виде реальной помощи в выполнении домашнего задания), повышают интерес к окружающему миру, способствуют видению цели в жизни. Света П. 5 лет прожила в патронатной семье год. За это время с девочки был снят диагноз ЗПР, в настоящее время посещает логопедический детский сад.

Итак, в решении многих поставленных задач имеется позитивный результат, о чём свидетельствуют перемены, которые произошли с ребятами за время проживания в патронатных семьях. Ребята стали более открытыми и доверчивыми, а также более эмоционально уравновешенными, научились справляться со вспышками раздражительности и обидчивости, обсуждают свои проблемы со взрослыми. Конечно, разные воспитанники имеют разную степень прогресса.
Развитие ребёнка в домашних условиях является наилучшим, о чём свидетельствует продолжение отношений между патронатным воспитателем и детьми, достигшим восемнадцатилетнего возраста и вступившим в самостоятельную жизнь. Патронатный воспитатель стал для них старшим другом и наставником. Лена Ш. 19 лет и Миша Ж. 19 лет продолжают поддерживать доверительные, теплые отношения с патронатными воспитателями, обращаются к ним за советом и поддержкой. Таким образом, такая форма семейного воспитания как патронатное воспитание предполагает осуществление работы по профилактике социального сиротства, которая обеспечивает право ребенка жить и воспитываться в замещающей семье, создаёт у ребенка позитивную картину будущего, основанную на доверии к воспитателю и на уверенности постоянства отношений с ним. Эта модель позволяет положительно решать вопрос об устройстве детей-сирот в семью.
Каждый ребёнок, независимо от возраста нуждается в том, кого он может назвать «мама», «папа» и «мой дом».

Если ВЫ верите, что способны изменить жизнь хотя бы одного ребенка, взяв его в семью, стать ему верным другом и подарить детство, то обращайтесь к нам!

Для выполнения стоящих перед патронатным воспитателем задач ему необходимо пройти курс подготовки, который проводит Уполномоченная служба по патронатному воспитанию детского дома. Задачей данного курса является повышение психолого-педагогического уровня кандидата в патронатные воспитатели, обучение выстраиванию отношений, развитие навыков работы с ребенком-сиротой.
МЫ ЖДЕМ ВАС!!!

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ ДОМ №2 (VII вида) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Директор: Хрыкина Надежда Михайловна
Район Ново-Переделкино, г. Москва
Ул. Шолохова, д.6, корп.3
Телефон: 732-56-12, 732-70-00
Факс: 732-66-50



Публикации по теме