Педагогические взгляды фребеля. Ф

03.07.15

Фридрих Фрёбель ввел понятие «игра» в дошкольное детство как воспитательное средство. Разработал систему детского сада, направленную на развитие природных способностей ребенка, его творческого потенциала.
Он распознал глубокое значение игры для ментального развития человека, которое уже давно доказано современными исследованиями.

21 апреля 1782. Родился Фридрих Вильгельм Август Фрёбель (Friedrich Wilhelm August Frobel) в деревне Обервейсбах на юге Германии, в Тюрингии. Он был шестым ребенком в семье пастора Иоганна Якоба Фрёбеля и его жены Якобины Элеоноры Фридерики, урожденной Гофман.
7 февраля 1783. Мать умерла, когда Фридриху было 9 месяцев. Эту раннюю потерю Фрёбель переживал всю жизнь, так как его воспитанием в семье никто не занимался. Мальчик рос, предоставленный самому себе.
1792. Дядя Фридриха, Иоганн Христоф Гофман, забирает его к себе в свою семью в г.Штадтилм, где Фридрих начинает посещать городскую школу. Позднее Фрёбель писал, что это были самые счастливые годы его жизни. Но не все в организации школы устраивало молодого Фридриха. «Мое школьное учение не нравилось мне. Оно было сухо и мертво; за это отсутствие жизни я ненавидел школу, убегал в горы, в лес. Там природа была мне школой, деревья, цветы учителями».
1779. После конфирмации Фридрих возвратился домой к отцу, начал работать учеником лесничего и заниматься самообразованием (изучал математику, геометрию, естествознание).
1799. Поступает в Йенский университет на деньги, полученные в наследство от матери. Изучает математику, архитектуру, топографию. Через два года у него закончились средства и он был вынужден вернуться к отцу.
1802. Умер отец Фридриха. Фрёбель был вынужден работать лесничим, библиотекарем, секретарем, но вся эта работа не приносит ему удовлетворения.
1804–1805. Поворотные года в биографии Фрёбеля. Получение наследства после смерти дяди (Гофмана) позволило Фридриху стать обеспеченным человеком и искать дело по душе. Он продолжает изучать архитектуру, в которой его привлекает точность, расчет, красота. По мнению Фрёбеля, «архитектура несет потенциал, облагораживающий души людей и общества».
1806. Фрёбель поселился во Франкфурте-на-Майне. Благодаря влиянию директора местной школы Готлиба Грюнера, меняет архитектуру на педагогику. В этой школе он знакомится с воззрениями известного швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци. Несколько позже он дважды лично встречается с Песталоцци в Ивердонском университете. Его собственная педагогическая практика и встречи с Песталоцци легли в основу его педагогической системы.
1811. Поступает в Геттингенский университет, затем в Берлинский.
1813. Прерывает занятия в университете и поступает волонтером в действующую армию. Свой поступок он мотивировал так: «В нравственном воспитании пример должен подкреплять слова. Как же я стану внушать детям обязанность защищать отечество, если сам уклонюсь от этой обязанности».
1816. Открывается первая школа Фрёбеля в Тюрингии, которая была известна как «Универсальный германский воспитательный институт». К 1820 году в ней обучалось 60 мальчиков.
1826. Фрёбель пишет свою первую, незавершенную работу «Воспитание человека». В этой работе он впервые описал систему учебных средств для маленьких детей. За время своей 40-летней педагогической деятельности Фрёбель создал разнообразные учебные заведения. И все они содержали отделения для маленьких детей.
1836–1837. Фрёбель разрабатывает план элементарной школы при сиротском доме в Бургдорфе. В этом плане была изложена в сжатом виде педагогическая система воспитания.
1838–1839. Путешествует по городам Германии со своими публичными лекциями о школе для детей.
1838–1840. Фрёбель издает газету «Воскресный листок» под девизом «Будем жить для наших детей», в которой печатались его статьи и статьи его сотрудников.
1839. Издается его известная книга «Материнские и ласкательные песни».
1840. Фрёбель находит название своему дошкольному учреждению – «детский сад». В это название он вкладывал двоякий смысл: «1) настоящий сад как место общения ребенка с природой должен составлять неотъемлемую принадлежность заведения; 2) дети, подобно растениям, нуждаются в умелом уходе». В этом же году 28 июля открывается первый детский сад в г. Бад-Бланкенбурге – «Генеральный немецкий детский сад».
1842. Отрываются курсы подготовки женщин для работы в детских садах
1844. Выходит в свет его вторая крупная работа «Сто песен к играм в мяч». Книга составлена в сотрудничестве с художником З. Унгером и композитором М. Кохалом, песни и игры использовались в практике детского сада в г. Бад-Бланкенбурге. В этой работе Фрёбель обосновывает концептуальные основы своих педагогических воззрений.
1849–1850. Фрёбель объехал крупные города Германии с лекциями о распространении идеи о детских садах. В это же время во многих городах Германии открываются детские сады по системе Фрёбеля. Педагогические идеи Фрёбеля вошли в единую систему образования от детского сада до университета
22 сентября 1851. По роковому стечению обстоятельств, по идеологическим мотивам все детские сады в Германии были закрыты. Фрёбель принял этот удар стоически и сказал: «Будем усердно работать, а труды не пропадут даром».
21 июня 1852 Фрёбель скончался в г. Мариентале, близ Либенштейна. Его надгробие выполнено в виде пирамиды, состоящей из куба, цилиндра и шара, символизирующих идею Фрёбеля о единстве и многообразии мира и одновременно представляющих собой разработанные им простые первые детские игрушки.
Идеи Фрёбеля не умерли вместе с ним. Его друзья, ученики, соратники продолжали распространять его идеи по всему миру. Детские сады в XIX веке появились в Швейцарии, Англии, России, других европейских странах, а также в США. Детские сады вновь были открыты в Германии, когда в 1860 году был снят на них запрет.

Фридрих Фрёбелъ (1782-1852) в своих педагогических воззрениях исходил из всеобщности законов бытия: "Во всем присутствует, действует и царит вечный закон... и во внешнем мире, в природе, и во внутренним мире, духе..." Назначение человека, по Фребелю, – включиться в осеняемый этим законом "божественный порядок", развивать "свою сущность" и "свое божественное начало". Внутренний мир человека в процессе воспитания диалектически переливается во внешний. Воспитание и обучение предлагалось организовать в виде единой системы педагогических учреждений для всех возрастов.

В основном педагогическом сочинении Фребеля " Воспитание человека" (1826) подчеркнуто, что человек по своей сути - творец. Воспитание должно выявить и развить в человеке соответствующие творческие задатки. Фребель сформулировал несколько законов воспитания: самораскрытие божественного начала в человеке, поступательное развитие человека, закон природосообразного воспитания. Фребель полагал, что ребенок в своем развитии творчески повторяет исторические этапы генезиса человеческого сознания.

Центром педагогической системы Фребеля является теория игры.

По Фребелю, детская игра - "зеркало жизни" и "свободное проявление внутреннего мира". Игра - мостик от внутреннего мира к природе. Природа представлялась Фребелю в виде единой и многообразной сферы. Шар, куб, цилиндр и прочие предметы, олицетворяющие сферичность природы, - это средства, с помощью которых устанавливается связь между внутренним миром ребенка и внешним миром.

  1. Традиции семейного, домашнего и общественного воспитания детей дошкольного возраста в странах Западной Европы и Америки 17-18 вв.

В XVII-XVIII вв. педагогика и школа в Западной Европе и Северной Америке развивались в экономических и социальных условиях, переломных для человечества. Социальные институты и идеология феодализма превратились в тормоз для воспитания и образования. В противоречие со временем вступала традиция, в соответствии с которой жизненный успех обеспечивали не деловые качества и образованность, а игра обстоятельств и принадлежность к привилегированным сословиям. В результате на вершину власти поднимались люди если не невежественные, то, во всяком случае, не получившие достаточного воспитания и образования.

В недрах феодализма ускорилось формирование иных общественных и духовных ценностей, решительно пересматривалась концепция человека и мира. Наиболее заметная роль в критике сословной школы, в разработке новых педагогических идей принадлежала представителям позднего Возрождения и возникшего в XVIII в. движения Просвещения. Появляется небывалое до того времени число педагогических трактатов, в которых было выражено стремление сделать личность свободной посредством воспитания и образования, обновить духовную природу человека. Педагогическая проблематика становится одним из приоритетов научных исследований. Новая педагогическая мысль стремилась превратить педагогику в самостоятельную область исследований, отыскать законы педагогического процесса.

Новый идеал личности был ориентирован на формирование человека, который постигает окружающую действительность как целостный мир, являющийся частью множества иных миров. Воспитать такого человека можно было только на основе нового знания, необходимого для занятий коммерцией, путешествий и т.д. Такое знание могло даваться лишь на родном языке. Следовало интегрировать с этим новым знанием средневековую "школьную премудрость" на латинском языке.

Нидерландская революция (1566-1609), Английская революция (1640-1660), война за независимость США (1777-1783), Французская революция (1789-1794) - таковы исторические точки отсчета возникновения и развития новой педагогики и школы в XVII-XVIII вв.

XVII столетие было временем рационализма и индивидуализма, выразившихся в соответствующем осмыслении природы человека и воспитания. В этот период возрастает роль образования, что также получило отражение в педагогической мысли. Новая педагогическая мысль стремилась базировать свои выводы на данных экспериментальных исследований. Все более очевидной становилась роль естественнонаучного, светского образования. Ярким примером проявления указанных тенденций может служить творчество ряда мыслителей.

Так, английский ученый Френсис Бэкон (1561-1626) целью научного познания считал освоение сил природы путем последовательных экспериментов. Провозгласив власть человека над природой, Ф. Бэкон вместе с тем видел его частью окружающего природного мира, т.е. фактически признавал принцип природосообразного познания и воспитания.

Немецкий педагог Вольфганг Ратке (1571-1635) также отстаивал природосообразность обучения, которую трактовал как дедуктивное движение от простого и известного к сложному и непознанному.

В работе "Всеобщее наставление" Ратке проводил мысль о создании демократических учебных заведений. Он подчеркивал необходимость педагогических знаний для каждого человека как условия счастливого существования. Ратке создал новую науку - методологию образования. Ученый установил критерии, по которым следовало строить научные педагогические исследования и содержание образования. Он расширил предмет дидактики как науки о формировании личности.

В "Франкфуртском мемориале" (памятной записке) (1612) Ратке сформулировал педагогических требования в духе Нового времени и идеи объединения Германии: особое внимание обучению родному языку в начальной школе, превращение школы единого общего языка в основу системы школьного образования

Новый взгляд на природу и человека с особой силой выразил французский философ Рене Декарт (1596-1650). В отличие от сенсуализма Ф. Бэкона и Я.А. Коменского, Р. Декарт воспринимал природу как некий механизм, законы которого можно постичь лишь разумом.

Декарт полагал, что если окружающая человека природа (мировая материя) подчинена универсальным законам механики, то человек не только материальная, но и мыслящая, духовная субстанция, производная от Бога. При воспитании, следовательно, нужно учитывать дуализм человеческой сущности.

Декарт считал, что в процессе воспитания необходимо преодолевать издержки детского воображения, при котором предметы и явления видятся не такими, какие они есть на самом деле. Он писал: "Мы столько раз испытывали в нашем детстве, что плача, приказывая и пр., мы подчиняем себе наших кормилиц и получаем вещи, которых желаем, так что незаметно приобретаем убеждение в том, что мир существует только ради нас и что все принадлежит нам." Подобные особенности ребенка, полагал ученый, идут вразрез с нормами нравственности.

Будучи убежденным в нравственном и интеллектуальном вреде детского эгоцентризма, Декарт советовал прилагать максимум усилий для развития у учащихся способности к суждениям (самостоятельному и верному осмыслению собственных поступков и окружающего мира).

Среди педагогов начала Нового времени особое место принадлежит Яну Амосу Коменскому (1592-1670). Философ-гуманист, общественный деятель, он занял видное место в борьбе против отживших и отживавших норм, принятых средневековьем в науке и культуре, в воспитании и образовании. Я.А. Коменского по праву можно назвать отцом современной педагогики. Он одним из первых попытался отыскать и привести в систему объективные закономерности воспитания и обучения, решить вопросы, на которые не смогла дать ответа прежняя педагогика.

Жизненный путь Я.А. Коменского тесно связан с трагической и мужественной борьбой чешского народа за свою национальную независимость. Он был среди тех, кто возглавлял общину "чешских братьев" - прямых наследников национально-освободительного гуситского движения. Выходец из семьи члена общины "чешских братьев", Я.А. Коменский получил начальное образование в братской школе. Блестяще закончив латинскую (городскую) школу, в дальнейшем он приобрел наилучшее для своего времени образование. В Пражском Карловом, Герборнском и Гейдельбергском университетах Я.А. Коменский изучает творчество античных мыслителей, знакомится с идеями выдающихся гуманистов и философов своего времени. После путешествия по Европе в 1614 г. Я.А. Коменский возвращается в Чехию, где принимает пост руководителя латинской школы, которую ранее закончил сам. Через четыре года он переезжает в Фульпек, где возглавляет школу.

Начавшаяся в 1618 г. тридцатилетняя война в Европе навсегда прерывает сравнительно спокойную педагогическую деятельность Я.А. Коменского. В результате репрессий, которым подверглись протестанты со стороны римско-католической церкви и Габсбургской монархии, община "чешских братьев" вынуждена была покинуть родину. В 1628 г. Я.А. Коменский начал жизнь скитальца. Вместе с общиной он перебрался в Лешно (Польша), где находился с перерывами около двадцати восьми лет. За эти годы Я.А. Коменский посетил Англию, Швецию, Венгрию, Нидерланды.

В Польше Я.А. Коменский попытался осуществить ранее задуманную реформу латинской школы. В Лешно им написан ряд школьных учебников, при создании которых ученый ставил перед собой задачу дать детям целостную картину мира. Там же он закончил наиболее крупное педагогическое сочинение - "Великую дидактику".

В трактате рассмотрены вопросы не только обучения, но и воспитания (умственного, физического, эстетического), школоведения, педагогической психологии, семейного воспитания. "Великая дидактика" - своеобразный сплав педагогических идей того времени. Но трактат - отнюдь не компиляция, Коменский вносит в педагогику новые идеи, кардинально пересматривая старые.

В "Великой дидактике" сформулированы сенсуалистские педагогические принципы. Коменский призывает обогащать сознание ребенка, знакомя с предметами и явлениями чувственно воспринимаемого мира. Согласно его теории эволюции, в природе, а, следовательно, и в воспитании, не может быть скачков. "Все происходит благодаря саморазвитию, насилие чуждо природе вещей", - гласит надпись на фронтисписе "Великой дидактики". В трактате проводится мысль о необходимости поставить знание закономерностей педагогического процесса на службу педагогической практике. Последняя призвана обеспечивать быстрое и основательное обучение, в результате которого личность должна приобрести знания и умения, сделаться способной к духовному и нравственному совершенствованию. Для Коменского образованность, следовательно, не является самоцелью. Он подчеркивал, что она приобретается и для того, чтобы "сообщать другим" образование и ученость.

В 1641-1642 гг. Я.А. Коменский активно сотрудничает с последователями Ф. Бэкона в Англии. Он разрабатывает обширные планы улучшения общества посредством реформ школы.

Коменский отправляется в Швецию в надежде получить помощь в борьбе против Габсбургов. В обмен на такую поддержку он предложил свои услуги при подготовке учебников для шведских городских школ.

Не оставил своих педагогических замыслов Я.А. Коменский и во время пребывания в венгерском городе Шарош-Патаке в 1650–1654 гг. Здесь ученый однако столкнулся с ситуацией, которая заставила его оставить на время обширные планы улучшения образования. В условиях почти поголовной неграмотности в Венгрии следовало решать более скромные задачи, и Коменский направляет свои усилия прежде всего на организацию первоначального обучения. Он предлагает новые формы учения и преподавания. В Венгрии Коменский издает ряд педагогических сочинений. Он завершает труд "Мир чувственных вещей в картинках", пишет несколько школьных пьес, создает школу. Но в Венгрии чешский педагог сумел лишь отчасти реализовать свои планы совершенствования школьного дела.

Тридцатилетняя война разрушила надежды "чешских братьев" на освобождение родины. Много горя принесла война и самому Коменскому. За годы изгнания он потерял детей, жену, немало близких. В 1656 г. в Лешно сгорели рукописи ученого.

Последние годы жизни педагог проводит в Амстердаме. В Нидерландах ему удалось издать многие свои сочинения. Так, в 1657 г. впервые увидела свет "Великая дидактика" на латинском языке. За четыре года до смерти Я.А. Коменский публикует часть " Всеобщего совета об исправлении дел человеческих" - главного труда своей жизни. В этом своеобразном завещании потомкам выдающийся деятель позднего Возрождения призывал человечество к миру и сотрудничеству. "Всеобщий совет" - итог размышлений Коменского о целях и сущности воспитания. Он пишет, что мудрым и полезным человек становится лишь тогда, когда основную цель жизни видит в "благополучии человеческого рода". Пафос "Всеобщего совета" состоит прежде всего в идее универсального воспитания, которое приведет человечество к миру без войн, социальной справедливости и процветанию. В "Пампедии" (одна из частей "Всеобщего совета") Я.А. Коменский с глубочайшим оптимизмом, верой в беспредельный прогресс человечества, торжество добра над злом обозревает бытие за пределами школы. Ученый мечтает изменить жизненный уклад современников в духе общественного блага. Воспитание в "Пампедии" осмыслено как путь преобразования человечества. С удивительной силой и страстью провозглашены основополагающие педагогические идеи: всеобщее образование народа; демократическая, с преемственными звеньями школьная система; приобщение подрастающего поколения к труду; приближение образования к потребностям общества; нравственное воспитание на началах гуманизма.

Педагогика Я.А. Коменского выражает общее философское видение мира. Его мировоззрение складывалось под влиянием идейных потоков, которые в значительной мере исключали друг друга: античной философии, протестантизма, идей Возрождения. Взгляды Я.А. Коменского представляли собой своеобразное сочетание новых и уходящих идей, но чаша весов неизменно склоняется в сторону прогресса и гуманизма.

Сын своего времени, глубоко религиозный человек, Я.А. Коменский с необыкновенной силой выразил идеи Возрождения. Его взгляд на человека противостоял догматам Средневековья. Великий гуманист видел в каждой личности совершенное творение природы, отстаивал право человека на развитие всех его возможностей, придавал огромное значение воспитанию и образованию, которые должны формировать людей, способных служить обществу. Взгляд Коменского на ребенка был исполнен надежды, что при соответствующей организации учебно-воспитательного процесса он сможет взойти на "самую высокую" ступень "лестницы образования". Полагая, что познание должно приносить пользу в практической жизни, педагог провозглашал обязательность реального, общественно полезного обучения. Он уделял особое внимание развитию системы органов чувств ребенка.

Я.А. Коменский был первым из педагогов, последовательно обосновавшим принцип природосообразности в воспитании. Он шел от гуманистических традиций предшественников, в первую очередь Ф. Рабле и М. Монтеня. У Коменского человек предстает как "микрокосм". Подобный взгляд вел к признанию особых закономерностей формирования личности, которые тесно связаны с глобальными изменениями в природе. Природное в человеке, считал Коменский, обладает самодеятельной и самодвижущейся силой. Исходя из этого, ученый формулирует как педагогическую необходимость принцип самостоятельности воспитанника в осмыслении и деятельном освоении мира. Эта теория получила наиболее полное воплощение в работе "Выход из школьных лабиринтов". Развернутая аргументация природосообразного воспитания стала громадным шагом вперед в педагогике.

Главным методом воспитания в то время было подчинение (безусловное) воспитанника. Таким образом, решающими в развитии личности оказывались внешние обстоятельства, которые формировали ее по своим законам, независимым от потенциала и активности ребенка. Коменский провозгласил понимание, волю и деятельность воспитанника как основные составляющие педагогического процесса.

Природосообразность в воспитании означала для чешского ученого и признание природного равенства людей. Люди наделены природой одинаково, они в равной степени нуждаются в возможно более полном умственном и нравственном развитии, которое, несомненно, принесет пользу человечеству. Таким образом, их права на образование равны. Но провозглашая равенство людей от природы, Коменский отнюдь не отрицал наличие у каждого индивидуальных задатков.

Считая, что ребенку присуща склонность к деятельности, чешский педагог видел цель воспитания в поощрении этого влечения с учетом их задатков. Такая задача может быть решена при соблюдении определенной последовательности обучения: вначале посредством развития чувств дети должны ознакомиться с окружающими предметами и явлениями, затем усвоить образы окружающего мира и, наконец, научиться активно действовать с помощью рук и речи, опираясь на приобретенные знания, умения, навыки.

Принцип природосообразности представлен в дидактике Я.А. Коменского прежде всего идеей подражания природе (так называемый естественный метод образования). Это означает приведение в соответствие педагогических законов с законами природы. В работе "Выход из школьных лабиринтов" ученый рассматривает четыре стадии обучения, основанные на единстве законов природы и воспитания: первая – автопсия (самостоятельное наблюдение); вторая - автопраксия (практическое осуществление); третья – автохресия (применение полученных знаний, умений, навыков в новых обстоятельствах); четвертая – автолексия (самостоятельное изложение результатов своей деятельности).

Формулируя правила организации учебного процесса, Коменский ставит цель обеспечить легкое, основательное и прочное обучение. Он отвергает вербализм и предлагает идти в преподавании от реального.

Призывая к формированию человека в соответствии с идеалами добра и общественной пользы, Я.А. Коменский особое внимание уделял вопросам нравственного воспитания. Его труды, прежде всего "Великая дидактика" и "Всеобщий совет", проникнуты глубокой верой в человеческую личность. Расцвет человеческой личности всегда был заветной мечтой выдающегося чешского педагога. "Человек есть самое высшее, самое совершенное, самое превосходное творение," - читаем мы в первых строках "Великой дидактики".

Фундаментальной идеей педагогики Я.А. Коменского является пансофизм, т. е. обобщение всех добытых цивилизацией знаний и донесение этого обобщенного знания через школу на родном языке до всех людей, независимо от общественной, расовой, религиозной принадлежности.

Великий мыслитель видел корень зла в невежестве или искажении знаний и мечтал о приобщении человечества к всеобщей мудрости, подлинному знанию - пансофии.

В своей утопии "Лабиринт света и рай сердца" (1625) Коменский изобразил человека путником, проходящим по лабиринту жизни. Чтобы достойно и успешно пройти этот лабиринт, человек должен приобрести приносящее общественную пользу образование. Спустя четверть века в трактате "О развитии природных дарований" Коменский писал: " Кто мудр, тот повсюду сумеет быть полезным и будет подготовлен ко всем случайностям".

Его педагогика противостояла схоластическому воспитанию. Бичуя бессистемность обучения, пустословие и грубость, господствовавшие в школе, Я.А. Коменский стремился к формированию благочестия, самостоятельного, деятельного мышления, способности к разнообразному труду.

Я.А. Коменский отстаивал гуманистическую программу школьного дела. Он отдал всего себя превращению учебного заведения из места бессмысленной зубрежки, телесных наказаний в храм разумного, приносящего радость воспитания и обучения. Чешский педагог видел школу исполненной красоты, любви и внимания к детям. Идеальная школа должна была стать "лабораторией" подготовки гуманных людей, обученных эффективно действовать на "поприще труда". Разумно организованное обучение, считал ученый, требует от наставника и воспитанника усилий на пределе их возможностей.

Я.А. Коменский необычайно современен. И это видит всякий, кто обращается к его педагогическому наследию. Ему принадлежит заслуга привнесения в педагогическую мысль кардинально новых идей, определивших ее развитие на века вперед. Коменский наметил стройную систему всеобщего образования. Он поставил вопросы об общенациональной школе, о плановости школьного дела, о соответствии ступеней образования возрасту человека, об обучении на родном языке, о сочетании гуманитарного и научно-технического общего образования, классно-урочной системе.

Жизнестойкость, современность педагогических идей Я.А. Коменского объясняется прежде всего их высочайшим демократизмом и гуманизмом. Они составили стройную систему, утверждающую великую преобразующую миссию воспитания. В идеях Коменского заложена громадная сила созидания. Его наследие помогает преодолеть косность, догматизм в воспитании, развивать духовных силы ребенка.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

I. Идеологические основания и педагогические принципы системы Ф. Фребеля

II. Значение системы Ф. Фребеля, ее оценка и критика в русской педагогике

2.1 Вклад и значение Ф.Фребеля в развитие дошкольной педагогике

2.2 Критика системы Ф.Фребеля в русской педагогике

Заключение

Библиография

Введение

Идея выделения дошкольной педагогики в отдельную отрасль педагогической науки принадлежит немецкому педагогу Фридриху Фребелю (1782 - 1852). Ф. Фребль является создателем детских садов. До него существовали детские приюты, задачи которых сводились к присмотру и уходу за маленькими детьми, но не включали их образование. Ф.Фребель одним из первых привлек внимание общественности к необходимости именно педагогической работы с детьми до семи лет. Ему же принадлежит и сам термин «детский сад», который стал общепринятым во всем мире. В самом названии детского учреждения, а также в том, что воспитательницу Ф.Фребель называл «садовницей», проявилось особое отношение Ф.Фребеля к ребенку, как к цветку, который нужно бережно и заботливо выращивать, не меняя его врожденной природы.

Ф.Фребель также занимался разработкой своей воспитательной системы, в основу которой им были положены принципы педагогики Песталоцци в соединении с идеалистическими постулатами немецкой философии.

Ф.Фребель во многом был первооткрывателем в педагогике. Именно он первым уделил огромное значение детской игре, он рассмотрел ее как средство обучения и воспитания. Игра и учение, творчество и познание образуют в его системе одно целое и включены в единую деятельность. Признавая ведущее значение игры в развитии ребенка, он внес существенные изменения в бытовавшие детские игры и разработал свои авторские игры. Изменения и разработки Фребеля касались материала для игр, самого процесса игр и их систематики. Главные положения его педагогической системы сохраняют свою актуальность и сегодня. До появления системы Ф.Фребеля задачи воспитания сводились к развитию ума, расширению знаний и выработке полезных навыков. Ф.Фребель вслед за Песталоцци стал говорить о целостном, гармоничном воспитании человека, а именно эта задача является наиболее важной в настоящем времени для современного педагога, что делает изучение данной темы, а именно трудов Ф.Фребеля актуальным и по сей день.

Несмотря на все свои достоинства система Ф.Фребеля, в отечественной педагогике, была подвергнута критики, и были выявлены ряд ее недостатков.

Цель данной работы заключается в выявлении недостатков системы Ф.Фребеля, применительно к отечественной дошкольной педагогике.

Задачи работы:

Проанализировать и выявить идеологические основания, педагогические принципы и задачи системы Ф.Фребеля.

Показать значение системы Ф.Фребеля оказавшую влияние на развитии дошкольных учреждений, и оценить ее.

Литературно обосновать недостатки системы Ф.Фребеля.

I. Идеологические основания и педагогические принципы системы Ф.Фребеля

Система дошкольного воспитания Фребеля имеет мощный философский и духовно-религиозный фундамент, который восходит к немецкой классической философии.

Опираясь на философскую систему Ф.Гегеля, которая была крайне популярна в то время в Германии, Фребель подчеркивал внутреннюю связь всех вещей, поскольку в каждой из них так или иначе выражает себя абсолютный дух. Любая вещь может открыть ребенку все законы мира, которые универсальны и восходят к единому началу. Теоретически обосновывая свою систему, Фребель постоянно подчеркивал мысль о бесконечном развитии в природе и о развитии человека на протяжении всей его жизни. Периодом наиболее интенсивного и эффективного развития человека он справедливо считал дошкольное детство.

Фребель исходит из врожденной позитивной природы ребенка. Ребенок по своей природе добр, открыт и благороден. Ему изначально присущи светлые и чистые помыслы и желания. Недобрым и закрытым его делают, прежде всего, воспитание и дурное влияние окружающего общества. Следовательно, главная задача воспитания - не испортить врожденной и позитивной природы ребенка.

Поэтому воспитание должно быть «….пассивным, следящим, просто предостерегающим и охраняющим, но отнюдь не предписывающим и не насильственным». Этой цели служат создание домашней уютной обстановки, ласковое, доброжелательное общение с воспитателем, игры и занятия, соответствующие интересам детей.

А первым стремление воспитателя, педагога или родителя, первой обязанность воспитывающего должно быть следующее. Каждый, кто признает истинным изложенные основы воспитания и образования, дожжен начать применение и выполнение их прежде всего на себе самом, а затеи и на своих питомцах. Особенно необходимо привлечь к этому делу всех воспитателей, в особенности же женский пол - жен и матерей, а также более иле менее взрослых их дочерей - помощниц в деле воспитания…. Но было бы опять-таки односторонним, если бы воспитание оставалось только в руках одних женщин на том основании, что по законам природы женщины - первые воспитательницы человека. Нет! По закону противоположности обучения, в особенности внешнее, принадлежит также и мужчинам как будущим учителям, защитникам детей, их воспитателям, отцам семейств, руководителя общины и народа; и их содействие в образовании должно начинаться не только в отроческих и юношеских, но уже и в детских годах, чтобы с ранних лет можно было всесторонне подготавливать ребенка к его назначению и чтобы охранять и поддерживать более слабый и более нежный пол в исполнении трудного дела воспитания.

Итак, сообразно с этой идеей целого человек должен быть рассматриваем уже при своем первом появлении на свет как существо двойственное, как два, хотя и противоположных, но в то же время и совершенно равных, бок о бок стоящих пола. Таким образом, к ребенку необходимо относиться, принимая во внимание его чувства и внешнее строение во всей его природе, его тело и душу, его чувствование и существование, его понимание, его восприятие и способность понимания - его рассудок, разум, его существо, обнимающее все его качества и все его духовные силы.

Фребель во многом был первооткрывателем в педагогике. Главные положения его педагогической системы сохраняют свою актуальность и сегодня. До появления системы Фребеля задачи воспитания сводились к развитию ума, расширению знаний и выработке полезных навыков. Фребель вслед за И.Г.Песталоции стал говорить о целостном, гармоничном воспитании человека. Истинно рациональное воспитание должно одинаково заботиться о развитии познания и творчества, слова и дела, ума и характера. Оно должно развивать человека всесторонне и гармонично не допуская перегибов и перекосов в какую-либо сторону. Особое значение придавалось развитию творчества ребенка.

Во многих своих сочинениях Фребель говорит о необходимости видеть в ребенке с первых минут его жизни творческое существо и развивать его для творчества и «самодеятельности». Именно направленность на развитие творчества и самостоятельности отличает систему воспитания Фребеля от методов обучения, существовавших до него.

Фребель впервые ввел в педагогику принцип деятельности, который в настоящее время получил широкое признание.

Дитя - существо деятельное, творящее,- писал он,- которое постоянно требует дела и идет от дела к познанию. Воспитание должно удовлетворять эту потребность. Дело воспитателя - охранять и побуждать действия ребенка, но не определять их. Именно через деятельность, через самостоятельную активность ребенка осуществляется познание, обучение и воспитание.

Еще один важнейший принцип педагогической системы Фребеля - необходимость сочетания практического действия или чувственного впечатления со словом.

Необходимо для развития сознания, для укрепления духовной силы и способностей ребенка связывать его действия и поступки со словом. Ни то на другое в отдельности не исчерпывает действительности и не способствует развитию духа ребенка. Связь действия ребенка со словом делает его чувственный опыт осмысленным и осознанным, открывает возможность овладения им.

Всестороннее развитие ребенка, считал Фребель, начинается с физического развития. Уже в раннем возрасте уход за телом ребенка Фребель связывал, вслед за Песталоции, с развитием его психики. Для постепенного укрепления и развития всех членов и органов ребенка он рекомендовал предоставить ему свободу движений, умеренное и подходящее питание, удобную одежду. Огромное значение для физического развития ребенка имеют, считал Фребель, разнообразные виды деятельности: игры, ритмические движения, конструирование, сельскохозяйственные несложные работы на участке, прогулки.

Высшим проявление детской деятельности Фребель считал игру. Он фактически был первым, кто оценил важнейшее значение игры в жизни и развитии ребенка. На детской любви к играм и занятиям он построил всю свою систему. Признавая человека существом творческим и стремящимся к творчеству с первых лет жизни, Фребель естественно, видел в играх детей проявление их стремления к творческой самостоятельности и придавал играм огромное значение в развитии ребенка.

Игра, - пишет он,- есть высшая степень человеческого развития в это время, ибо игра есть свободное выражение внутреннего… игра есть чистейшее, духовнейшее произведение человека на этой ступени развития и есть в то же время образец и копия всей человеческой жизни…. Источники всего доброго находятся в игре и исходят из нее. Именно в игре ребенок выражает свой внутренний мир, получает и наиболее остро переживает внешние впечатления, проявляет себя как деятель и творец, поэтому в основу педагогической системы Фребеля были положены игры, которые он стремился сделать увлекательными, яркими и осмысленными.

Таким образом, можно выделить следующие принципы и задачи дошкольного воспитания по системе Ф.Фребеля:

Главной задачей является воспитание всесторонне развитого и гармоничного человека.

Воспитание должно быть - щадящим, пассивным и предостерегающим, для того чтобы не нарушить еще одну задачу поставленную Фребелем, не нарушение врожденной и позитивной природы ребенка.

Второй принцип заключается в применение и выполнение всех приемов и методов воспитание на себе самом, т.е. воспитателе, а затем и на своих воспитанниках.

Третий принцип - это принцип целого человека.

Четвертый принцип - это принцип деятельности, который способствует развитию самостоятельности и творчества детей. А это отличительная черта системы Ф.Фребеля.

И последний принцип этой системы заключается в сочетании практических действий с чувственным впечатлением.

II. Значение системы Ф.Фребеля, ее оценка и критика в русской педагогике

2.1 Вклад и значение Ф. Фребеля в развитие дошкольной педагогике

Система Фребеля оказала колоссальное влияние на развитие дошкольной педагогики и на долгое время завоевала всю Европу. В начале ХХ в. детские сады связывались исключительно с именем Фребеля и его родиной - Германией. Особой популярностью Фребель пользовался в России, где у него было множество последователей.

Детский сад Фребеля - это образовательное учреждение, отличающееся от ранее существовавших заведений по присмотру за детьми, характеризуется развитием и воспитанием самостоятельного, творческого и свободного человека.

Первые детские сады в России, которые стали появляться со второй половины ХIХв., работали преимущественно по системе Фребеля. В 1871г. в Санкт-Петербурге было организовано Фребелевское общество, содействовавшее раннему воспитанию детей и объединившее деятелей культуры, меценатов, педагогов и др. Это общество взяло на себя новую для России задачу- подготовку специальных педагогических кадров для работы с маленькими детьми: детских садовниц и руководительниц детских садов. Фребелевские курсы подготовили за время своего существования (1894-1917 гг.) более 300 «фребеличек», которые открывали свои детские сады, работавшие, естественно, по системе Фребеля.

Ядром педагогики детского сада Фребель считал игру. Раскрывая ее сущность, он доказывал, что игра для ребенка - влечение, инстинкт, основная его деятельность. В игре ребенок выражает свой внутренний мир через изображение внешнего мира. Фребель широко использовал игру как одно из средств нравственного воспитания, полагая, что в коллективных и индивидуальных играх, подражая взрослым, ребенок утверждается в правилах и нормах нравственного поведения, тренирует свою волю. Для развития ребенка в самом раннем возрасте Фребель предложил шесть «даров»:

1дар - 9 цветных мягких шерстяных мячей.

2дар(основной)- деревянный шар, цилиндр, куб, (к ним прилагается блюдце для катания шарика, палочка для вращения куба и цилиндра, стойка для подвешивания всех трех тел).

3дар- деревянный куб, разделенный на 8 кубиков.

4дар- деревянный куб, разделенный на 8 кирпичиков.

5дар- деревянный куб, разделенный на 27 кубиков, часть из которых делится по диагонали на «крыши».

6дар- деревянный куб, деленный на 27 кирпичиков, часть из которых делится на полукирпичики и бруски.

Каждый дар храниться в отдельном ящике.

Помимо того, что Фребелевские игрушки отличаются не только простотой, но и разнообразием. Фребель также внес изменения в сам процесс детских игр. Он «очищал» и облагораживал известные народные игры и делал их более благоприятными для развития каждого ребенка.

Другое важное изменение, внесенное им в процесс детских игр, - это текстовое, словесное оформление игры. Все игры Фребеля сопровождались песенкой или стихами, многие из которых сочинил он сам.

Еще одно важное изменение, которое внес Фребель в процесс игры, - это непременное участие взрослого в детских играх. По мнению Фребеля только при постоянном и активном содействии взрослого игра может иметь развивающий эффект. Занятия в детских садах осуществлялись в коллективной форме, фронтально.

И наконец, существенный вклад Фребеля в дошкольную педагогику состоит в том, что он осуществил систематику и внес порядок в детские игры. До Фребеля никакой системы в детских играх не было: они выбирались случайно и хаотично. Фребель же определил дидактическую задачу каждой игры и обосновал, в какой последовательности их проводить. Он специально указывал, какие игры полезны для развития органов чувств ребенка, какие - для развития речи, ума, движений. Он обосновал, в какой последовательности использовать игры, определив для каждой игры свое место и время, в результате чего детские игры стали представлять собой не хаотичную массу, а стройную и связную систему.

Таким образом, все это говорит о том, что Фребель внес огромный вклад в развитие дошкольной педагогики и является автором первой системы дошкольного воспитания.

2.2 Критика системы Ф. Фребеля в русской педагогике

фребель педагогический детский сад

Но если в 60-70 годы ХIХ столетия многие педагоги с энтузиазмом следовали системе Фребеля, то, начиная со второй половины 70-х годов, многие из его прежних почитателей, находя недостатки во фребелевкой системе, пытались адаптировать ее к русским условиям. В педагогической прессе того времени стали появляться публикации с критикой в адрес его системы.

В журнале «Детский сад», редактором которого являлась А.С.Симонович, уже в 1866 году выходит статья «Самодеятельность моего ребенка» (1866, №8), в которой подвергаются критике детские сады работающие по системе Фребеля, так как она губит личность воспитанника, не оставляя места инициативе и развитию способностей детей. Целью детского сада, по мнению автора, является развитие творчества и самодеятельности ребенка. Поэтому, убедившись в несовершенстве системы Фребеля, А.С. Симонович отказалась от практики механического перенесения его системы в свои детские сады. Она старалась приспособить педагогические идеи Фребеля, творчески обработав их, в отечественную педагогику, применительно к русским условиям. Следуя идеи народности Ушинского, Симонович ввела подвижные игры, которые отражали отдельные моменты из жизни русской природы, труда и быта русского народа и сопровождались песнями с русскими мелодиями и текстами, вместо, заунывных немецких песенок, которым учили детей некоторые отечественные педагоги, слепо следовавшие системе Ф.Фребеля.

Среди членов Фребелевского общества также определились два направления. Сторонники одного стремились внедрить в Российскую практику все элементы фребелевкой системы дошкольного воспитания, широко распространенной в Германии. Представители другой точки зрения опирались на мнение отечественных педагогов, таких как П.Ф.Каптерев, А.М. Калмыкова, Е.Н. Водовозова и др., которые критиковали механическое перенесение системы Фребеля в Россию и выступали за творческое использование его педагогических идей применительно к российским традициям семейного и дошкольного воспитания.

Глубокой критики подверглась система Ф.Фребеля и со стороны нашего русского педагога К.Д.Ушинского. Так в своих высказываниях он обращал внимание на то, что Фребелевская система выражала характерные черты немецкой педагогики - формализм, чрезмерную строгую систематизацию искусственность, ограничение самодеятельности ребенка в играх и занятиях, страсть к морализированию и излишней сентиментальности, что вредно действует на ребенка. Считая ценным в системе Фребеля внимание к игре ребенка, к организации его занятий, К.Д. Ушинский предлагал разработать другую систему игр, учитывающую национальные особенности и традиции России.

На недостатки системы Фребеля указывали, подвергая ее критики, и многие другие прогрессивные русские педагоги, такие как - Е.П.Смидович, Л.Н.Толстой, Е.И.Водовозова и другие. Они отмечали мистически - идеалистическое обоснование Фребелевских занятий, их надуманную последовательность, механичность и сухость.

Например:

Фребель считал квадрат самой совершенной формой и множество его занятий были основаны на создании геометризированных комбинаций. Он разработал принципы деления квадрата и вырезания разных формальных эффектов, имевших название «формы красоты». Из квадратной бумаги путем ее многократного сгибания на части и получения на сгибах разных выемок, срезов разной конфигурации (без опоры на конкретное предметное изображение). При развороте такой заготовки после вырезания получалась фигура, красота которой достигалась правильным, ритмичным чередованием и повторением абстрактных форм от середины к углам и сторонам.

Эти занятия превращались в скучную систему упражнений ради отработки движений руки и глаз на отвлеченном для малыша геометрическом содержании.

А в процессе массового использования на практике игры с «дарами», по Фребелю, были извращены и превратились в формальные упражнения. Судя по отзывам многих педагогов (К.Д.Ушинский, С.Л.Бобровская, Е.И.Тихеева и др.), основной перекос состоял в том, что всю активность брала на себя «садовница»: она демонстрировала нужные действия с предметами, сама пела песенки, а ребенок оставался слушателем и наблюдателем. В играх, придуманных Фребелем, было много искусственного, «недетского», а песенки оказались в большинстве своем скучными, отличались морализированием и дидактизмом. Исходный принцип Фребеля - принцип деятельности, собственной активности и творчества ребенка оказался нарушенным. Видимо, такая опасность содержалась в самой методике фребелевских игр: в их жесткой систематизации, завершенность и определенность, излишней проработанности и искусственности. Воспитательница (садовница) должна была воспроизвести чужую методику, которая не оставляла простора для ее собственного творчества. В результате игры Фребеля утратили свой развивающий эффект, а фребелевские детские сады подверглись справедливой критике за формализм, педантизм и дидактизм.

Таким образом, отношение к системе Фребеля в России было двояким: одни считали необходимым внедрять ее в том виде, как она применялась в Германии; другие стремились брать из нее только педагогические целесообразное с учетом российских условий. Данная педагогическая система подверглась критики со стороны некоторых российских педагогов. Главными ее недостатками они считали - формализм, педантизм и дидактизм. А система его игр выражала характерные черты немецкой педагогики и не учитывала черты национальных особенностей России.

Массовое же использование «даров» Фребеля утратило свою особенность, и превратилось в ряд формальных упражнения.

Главный принцип системы Фребеля, принцип деятельности так же нарушался действиями «садовницы», при которых ребенок оставался слушателем и наблюдателем.

Заключение

Таким образом, Фридрих Фребель - немецкий педагог, последователь И.Г. Песталоции, разработал оригинальную систему дошкольного воспитания, и является основателем детских садов.

В философском обосновании своих взглядов он говорил о двух целях педагогики - национальной и общечеловеческой. У нее две главные задачи: развитие духовных сил народа и вместе с тем познание человеком Бога, природы и самого себя.

Главной задачей воспитания по системе Ф. Фребель является развитие всесторонне развитого гармоничного человека, и поддержание в нем позитивной врожденной природы. По его мнению, воспитание должно также быть предостерегающим, щадящим и ненавязчивым, соблюдающим принцип деятельности и принцип целостности человека. А практические действия должны сочетаться с чувственными впечатлениями.

Эта система получила распространение в ряде стран Западной Европы и США, а также и в России. Но спустя небольшой промежуток времени отношение к методам и приемам Фребеля в России частично изменилось и подверглось критик со стороны ряда отечественных педагогов.

Но многие главные положения педагогической системы Фребеля сохраняют свою актуальность, и по сей день.

Библиография

1. «Детский сад Фридриха Фребеля». Журнал «Дошкольное воспитание» №3. 2003г.

2. Егоров В.Ф., Лыкова С.Ф., Волобуева Л.М. Введение в историю дошкольной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед.учеб. заведений / Под ред. С.Ф.Егорова.- М.: Издательский центр «Академия», 2001.-320с.

3. История дошкольной педагогики: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / ред. Л.Н.Литвина.- 2-е изд., дораб.- М.: Просвещение, 1989. - 352с.

4. История зарубежной дошкольной педагогики: Хрестоматия: Учеб.пособие/ Сост. С.Ф.Егорав, С.В.Лыков, Л.М.Волобуева, Н.Ю.Житнякова; Под.ред. С.Ф.Егорова.- М.: Издательский центр «Академия», 2000.- 440с.

5. Смирнова Е.О. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания: учеб. пособие для студентов пед. училищ и колледжей, обучающихся по специальности 0313 «Дошк. Образование» / Е.О.Смирнова. - М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2006. - 119с.

6. Фребель Ф. Детский сад. / Пед. соч. М., 1913 Т.2.

7. Ятефанова Н.Н. Классические системы дошкольного воспитания: учеб. пособие для студентов средн. спец.учеб. заведений. / Н.Н. Ятефанова - М.: АСТ; СПБ.: Сова 2008. - 126с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Дошкольное образование в Соединенных Штатах Америки, Финляндии, Франции, Германии, Великобритании, Ирландии и Японии. Система дошкольного воспитания немецкого педагога Фридриха Фребеля. Вальдорфские детские сады. Педагогические системы Марии Монтессори.

    контрольная работа , добавлен 05.11.2012

    Система общественного дошкольного воспитания Ф. Фребеля. Особенности процесса обучения дошкольников. Дидактические требования к наблюдению как методу обучения. Условия и средства эстетического воспитания. Задачи и средства физического воспитания детей.

    шпаргалка , добавлен 20.06.2012

    Понятие педагогической системы и ее структурные компоненты. Социально-педагогические и временные условия функционирования педагогической системы. Инновационные образовательные системы XXI века. Наиболее известные в мире "новые школы" XX столетия.

    презентация , добавлен 18.06.2011

    Обзор истории педагогики с позиции различий между подходами к пониманию человека. Педагогическая система К. Дуэк. Влияние концепции на понятия психологии личности, их философско-антропологические основания. Подход к человеку как к обучающемуся существу.

    дипломная работа , добавлен 08.11.2015

    Основные задачи и функции главных отраслей педагогической науки. Понятие и содержание общих и частных (конкретных) закономерностей процесса обучения. Сущность и характеристика основных принципов системы физического воспитания, их взаимосвязь и значение.

    контрольная работа , добавлен 01.03.2010

    Анализ системы преподавания предмета, производственного обучения, воспитательной работы, конфликтной педагогической ситуации. Система теоретического обучения. План-конспект производственного обучения. Психолого-педагогическая характеристика группы.

    отчет по практике , добавлен 29.04.2009

    Педагогическая система К.С. Станиславского: сущность, структура, история возникновения. Исследование процесса развития творческих способностей подростков в условиях любительского театра при использовании принципов педагогической системы Станиславского.

    курсовая работа , добавлен 18.04.2016

    Изучение биографии А.С. Макаренко и основных положений его педагогической системы. Характеристика современных воспитательных колоний для несовершеннолетних правонарушителей. Система взаимоотношений подростков и педагогов в условиях закрытых учреждений.

    курсовая работа , добавлен 17.11.2010

    Понятие авторской педагогической системы, реализация авторских подходов к обучению и воспитанию. Педагогический процесс как динамическая педагогическая система по формированию умений. Профессионально обусловленные требования к личности педагога.

    реферат , добавлен 19.10.2011

    История создания Вальдорфских школ, основные методы преподавания. Суть и специфика данного вида образования. Недостатки педагогической составляющей философии Штайнера. Система раннего развития Елены и Бориса Никитиных, суть методики, развивающие игры.

Система воспитания, основанная выдающимся немецким педагогом и теоретиком дошкольного воспитания Фридрихом Фребелем (1782-1852).

Фребель является основателем первых детских садов, задача которых, в отличие от детских приютов, заключалась в обучении и воспитании детей. Основная цель детских садов Фребеля состояла в содействии развитию природных способностей ребенка: дети растут как цветы (отсюда термин «детский сад») и задача воспитателей в том, чтобы заботиться о них и способствовать их наиболее полному раскрытию. В системе Фребеля главный акцент делается на активности самого ребенка, на необходимости побуждения и организации его собственной деятельности. Поэтому в воспитании детей дошкольного возраста подчеркивается огромное воспитательное и образовательное значение игры.

Обучение детей в детских садах Фребеля построено на системе игр с конкретным дидактическим материалом. Фребель разработал свой дидактический материал (так наз. «дары Фребеля»), куда входили предметы, различающиеся по цвету, форме, величине и по способу действия с ними: вязаные шарики всех цветов; кубы и цилиндры; мячи разных цветов и размеров; куб, разделенный на 8 кубиков; палочки для выкладывания; бумажные полоски для плетения и аппликаций и т.д.

Большое место в системе Фребеля занимает художественная деятельность детей: рисование, лепка, аппликация, музыка и стихи. Важным принципом системы Фребеля является сочетание действия или чувственного впечатления со словом. Связь со словом делает действия ребенка и его чувственный опыт осмысленным и осознанным. В процессе игр с дарами Фребеля воспитатель демонстрировал ребенку предмет, подчеркивая его физические характеристики и возможные способы действия с ним и сопровождал свой показ специальным текстом (как правило, стишком или песенкой). Система Фребеля предполагает активное участие взрослого в деятельности ребенка: передача «даров», демонстрация способов действия с ними, стишки и песенки - все это исходит от воспитателя. Но руководство взрослого основано на уважении к ребенку и на учете его интересов.

Система Фребеля оказала колоссальное влияние на развитие дошкольной педагогики и нашла своих многочисленных последователей. Широкое распространение она получила и в России, где в начале века существовали специальные фребелевские курсы, на которых воспитатели осваивали систему. Организовывались также фребелевские общества, объединяющие педагогов и представителей прогрессивной интеллигенции, которые стремились путем организации платных и бесплатных дошкольных учреждений содействовать улучшению семейного и внесемейного воспитания детей.

Однако в процессе своего массового использования игры с дарами Фребеля были извращены и превратились в формальные упражнения, в которых основную активность брал на себя взрослый, а ребенок оставался лишь слушателем и наблюдателем. Принцип деятельности и активности самого ребенка оказался нарушенным. В результате эти занятия утратили свой развивающий эффект, а системе Фребеля получила массу критики за формализм, педантизм, дидактизм, излишнюю регламентацию деятельности детей и пр. Вместе с тем основные теоретические и методические принципы системы Фребеля остаются актуальными в настоящее время и используются в современной практике дошкольной педагогики.

Первый в мире детский сад

В 1839 году Ф. Фребель в Блакенбурге открыл учебное заведение для игр и занятий взрослых с детьми дошкольного возраста. До этого в мире таких учебных заведений не было. Были школы для детей постарше. И были приюты для детей младшего возраста, в которых цель развития ребенка не ставилась, а ставилась задача присмотра, ухода и сохранения жизни.

Через год Ф. Фребель назвал созданное им учебное заведение «детским садом», а работающих в нем педагогов называли тогда «садовницами». Название «детский сад» прижилось и существует до сих пор.

Почему это именно «сад»? Ф.Фребель объяснял это так:

1) настоящий сад как место общения ребенка с природой должен составлять неотъемлемую принадлежность заведения;

2) дети, подобно растениям, нуждаются в умелом уходе.

Детские сады Фребеля создавались не взамен семьи, а в помощь матерям в воспитании и развитии детей. Матери могли прийти и посмотреть, как заниматься с детишками, поучиться у воспитательниц.

Задачей детского сада было воспитание человека свободного, самостоятельного, уверенного. Фребелю хотелось, чтобы детский сад был местом радости для детей. Основная цель работы воспитательниц состояла в развитии природных способностей малышей. Дети рассматривались как цветы, о которых надо заботиться и способствовать их гармоничному развитию.

Воспитательниц и нянь для детских садов специально готовили. На курсы воспитательниц принимали девушек, которые отличались любовью к детям, стремлениям к играм, чистотой характера и уже закончили к тому времени женскую школу. Будущие воспитательницы детского сада изучали средства воспитания, законы развития человека и ребенка, имени практические занятия, участвовали в играх детей. Уже в то время понимали, что чтобы обучать и развивать маленьких детей, нужны специальные знания об их развитии и особые профессиональные умения педагога.

Дары Фребеля и игры с ними

Первый дар Фребеля

Это текстильные мячики на ниточке всех цветов радуги и белого цвета (один красный мячик, один оранжевый мячик, один желтый мячик и так далее). Мячик держат за веревочку и показывают ребенку разные виды движений с ним: направо-налево, вверх-вниз, по кругу, колеблющиеся движения. Игры с мячиком учат ребенка различать цвета и ориентироваться в пространстве. Мать каждый раз называет свое движение: вверх – вниз, влево-вправо. Она прячет мячик, а потом снова показывает его («есть мячик – нет мячика»).

Я попробовала поиграть с мячиками Фребеля. И очень удивилась своим впечатлениям! Раньше я, конечно, видела эти мячики и хорошо знала эти упражнения по учебникам истории зарубежной дошкольной педагогики, но никогда не держала их в руках. Ощущения очень приятные – мячики уютные, теплые, живые, яркие, вязаные. И с ними действительно хочется играть!

Первое впечатление – оказывается, действительно, нужно для каждого движения с мячом совершенно по-особому вести руку, причем эти движения и различия между ними очень тонкие, едва заметные даже для меня! И для ребенка это очень важное упражнение, которое развивает сенсомоторную координацию.


Могу сказать, что совершенно необязательно покупать готовые мячики Фребеля. Вполне можно связать крючком разноцветные шарики или использовать лоскутные мячи для этой игры. Причем играть с мячиками с малышом можно уже на первом году жизни. На рисунке Вы видите перечень движений с мячом и песенку, которую поют при игре с этим даром.




Второй дар Фребеля

Шар, куб и цилиндр одинакового размера. Этот дар знакомит с геометрическими телами и различиями между ними. Шар катится, а куб неподвижен, у него есть ребра.


Другие дары Фребеля

Третий, четвертый, пятый и шестой дар Фребеля – это куб, разделенный на мелкие части (мелкие кубики и призмы). Эти фигуры использовались как конструктор для построек детей. Так дошкольники знакомились с геометрическими формами, получали представление о целом и его частях. Последние два дара Фребеля дают возможность делать самые разнообразные постройки в строительных играх детей.


Фридрих Фребель разработал так называемые «формы жизни», которые можно было построить из деталей такого первого дидактического конструктора для детей: здания, мосты, башни, мебель, транспорт. Дети могли сделать их по образцу – картинке.

А еще он предложил «формы красоты» (формы познания). С помощью форм красоты малыши постигают азы геометрии. Один из вариантов упражнения с формой красоты Вы видите на рисунках ниже.




Такой конструктор позволяет и сейчас научить ребенка координировать движения, познакомиться с предлогами и наречиями над, под, вверху, внизу, справа, слева, узнать понятие длины, ширины.

Игры с дарами имели у Фребеля философскую основу. Он считал, что через них ребенок понимает единство и многообразие мира и его божественное начало, философские законы построения Вселенной. И шар, куб и цилиндр существовали в его играх не сами по себе, а как определенные символы, которые ребенок постигает.

Так, шар был символом «единства в единстве», бесконечности, движения. Куб - символом покоя, «единства в многообразии» (он по-разному представлен нам, если мы посмотрим на его вершину, на ребро или на сторону). А цилиндр сочетает в себе свойства куба и шара – он устойчив в вертикальном положении, и подвижен и катится в горизонтальном положении.

В современной же дошкольной педагогике дары Фребеля рассматриваются прежде всего как обучающий материал, развивающий умственные способности ребенка.

Интересные факты о дарах и играх Ф. Фребеля

  • Фридрих Фребель предложил и ввел пальчиковые игры, так популярные сейчас. Было это в 1844 году!
  • Кроме того, именно Фребель изобрел первую детскую мозаику, а также многие другие детские развивающие игры, хорошо известные всем нам. Например, он считал очень полезным нанизывание на тесьму бусин разного цвета из керамики, стекла, дерева. Ф. Фребель придумал задания для детей по плетению из бумаги, по оригами – складыванию из бумаги - и много других интересных детских занятий.

Алина Царькова
Фридрих Вильгельм Август Фрёбель. Вклад в развитие дошкольного образования

Фридрих Фрёбель родился 21 апреля 1782 года в семье пастора в Обервейсбахе. Он был шестым ребёнком в семье. Мать умерла, когда Фридриху было 9 месяцев . Эту раннюю потерю Фрёбель переживал всю жизнь , так как его воспитанием в семье никто не занимался.

Первоначальное образование он получил в деревенской школе для девочек.

В 1792 году его дядя, пастор Гофман в Ильме, взял его к себе. Отданный в городскую школу, он плохо занимался и считался малоспособным. Но он много читал, собирал растения, определял их, занимался геометрией.

С 1799 года он слушал в Йенском университете лекции по естественным наукам и математике, но через два года был вынужден, вследствие недостатка средств, покинуть университет. Прослужив несколько лет делопроизводителем в разных лесничествах, Фрёбель отправился во Франкфурт на Майне с целью изучить строительное искусство. Здесь он познакомился с Грунером, старшим учителем образцовой школы , часто беседовал с ним о разных педагогических вопросах и, заняв место учителя в его школе, всецело посвятил себя делу воспитания.

В 1808 году Фрёбель переселился в Ивердон и поступил учителем в школу известного швейцарского педагога Песталоцци.

Небольшое наследство, полученное в 1811 году после дяди, дало Фрёбелю возможность поступить в Гёттингенский университет, а затем в Берлинский.

Когда началась война 1813 года, он вступил волонтером в действующую армию.

13 ноября 1816 года Фрёбель открыл в Грисгейме первое учебное заведение для мальчиков, организованное по его системе.

В 1818 году Фрёбель женился . Его жена увлеклась его идеями и пожертвовала на их осуществление все свое состояние.

Постепенно школа Фрёбеля начала процветать . В 1821 – 1825 годах в ней насчитывалось около 60 воспитанников. К этому периоду относится составление главного литературного труда Фрёбеля : «О воспитании человека» , напечатанного в 1826 году. В этой работе он впервые описал систему учебных средств для маленьких детей.

В 1836 – 1837 гг. Фрёбель разрабатывает план элементарной школы при сиротском доме в Бургдорфе. В этом плане изложена педагогическая система воспитания.

В 1838 – 1839 гг. Фрёбель путешествует по городам Германии со своими публичными лекциями о школе для детей.

В 1838 -1840 гг. он издаёт «Воскресный листок» под девизом «Будем жить для наших детей» .

В 1839 г. Издаётся его известная книга «Материнские и ласкательные песни» .

В 1840 году он переселился в Бланкенбург, где и открыл первое учебное и воспитательное заведение для детей дошкольного возраста , назвав его «детским садом» .

Название «детский сад» прижилось и существует до сих пор. Почему это именно «сад» ? Ф. Фрёбель объяснял это так : «1) настоящий сад как место общения ребёнка с природой должен составлять неотъемлемую принадлежность заведения; 2) дети, подобно растениям, нуждаются в умелом уходе», работающих в нём педагогов назвал «садовницами» .

Воспитательниц и нянь для детских садов специально обучали.

Фрёбель не просто создал первый в мире детский сад, но и разработал основы методики обучения детей. Ведущее место в своей системе он отдавал игре и специально созданной обучающей (дидактической) игре и игрушке. Фридрих Фрёбель писал : «Игра есть высшая ступень детского развития , Игра – самое чистое и самое духовное проявление человека. Игра является прообразом всей человеческой жизни».

В 1844 г. Выходит в свет его вторая крупная работа «Сто песен к играм в мяч» . Песни и игры использовались в практике детского сада.

В 1849 – 1850 гг. Фридрих Фрёбель объехал крупные города Германии с лекциями о распространении идеи о детских садах. В это же время во многих городах Германии открываются детские сады по системе Фрёбеля . Его педагогические идеи вошли в единую систему образования от детского сада до университета.

22 сентября 1851г. по идеологическим мотивам все детские сады в Германии были закрыты, Фрёбель принял этот удар стойчески и сказал : «Будем усердно работать, а труды не пропадут даром» .

Его надгробие выполнено в виде трёх фигур – куба, цилиндра и шара. Это его идеи об единстве и многообразии мира и одновременно это памятник первым в мире дидактическим игрушкам для дошкольников .

Идеи Фрёбеля не умерли вместе с ним. Его ученики, соратники продолжали распространять его идеи по всему миру. Детские сады в 19в. появились в Швейцарии, Англии, США, России. В 1860 г. в Германии детские сады вновь были открыты.

На основании педагогической системы Фрёбеля разработаны многие современные дошкольные пособия : кубики Никитина, блоки Дьенеша, палочки Кьюзинера, Монтессори материалы и др.

Заслугой Фрёбеля явилось введенное им разнообразие видов детской деятельности : подвижные игры, пальчиковые игры, рисование, работа с мягкими материалами, плетение и вырезание из бумаги, вышивание, выкладывание фигур из металлических колец, гороха, бус, выпиливание, конструирование и др. Многие из этих занятий, преобразованные методически , до сих пор используются в детских садах.

Фрёбель изобрёл систему раннего развития , основанную на т. н. «дарах» , которые впоследствии получили его имя.

Фребель замечал, что шар наиболее удобен ребенку, и шар является «единством в единстве» , шар - символ движения, шар - символ бесконечности и т. д.

Мячи небольшие, мягкие, связанные из шерсти, окрашенные в различные цвета : красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый (т. е. цвета радуги) и белый (всего 7 мячей) . К каждому мячу прикреплена ниточка.

Раскачивая шарик в разные стороны, приговаривая «вперед-назад» , «вверх-вниз» , «вправо-влево» , ребенок знакомится с пространственными представлениями.

Второй дар включает в себя набор из шара, цилиндра и кубика. (Возраст с 2 лет) . Диаметр шара, диаметр основания цилиндра и ребра кубика одного размера. Все фигуры выбраны не случайно : шар - символизирует движение, куб - покой, цилиндр совмещает свойства обоих предметов.

Занятие по Фрёбелю со вторым даром

1) Сравнение фигур между собой, с выявлением особенностей каждой.

2) Наблюдение вращающихся на шнурке фигур и сравнение их поведения при вращении.

Выявление, фактов : 1. Быстро крутящийся шар не изменяет свою форму, в отличии от куба и цилиндра. 2. В то время как быстро вертящийся куб, подвешенный за центр ребра, принимает форму цилиндра.

Третий дар - куб, разделенный на восемь кубиков (куб разрезан пополам, каждая половина - на четыре части) . (Возраст : от 4 лет) . Посредством этих предметов ребенок, считал Фребель, получает представление о целом и составляющих его частях («сложное единство» , «единство и многообразие » );

Фрёбель предлагает три основных типа занятий :

1)Жизненные формы. Этот тип занятий подразумевает конструирование предметов из окружающей жизни. (Стол, стул, ворота) .

Дети могли их сделать по образцу , по картинке.

2)Изящные формы. При занятия изящными формами, ребенок выкладывает кубики в виде различных симметричных абстрактных узоров.

При занятиях с жизненными и изящными формами следует соблюдать правила : - Готовые фигуры не разрушаются; - Новые фигуры создаются путем трансформации предыдущей фигуры.

Такой конструктор позволяет научить ребёнка координировать движения, познакомиться с предлогами и наречиями над, под, вверху, внизу, справа, слева, узнать понятия длины, ширины.

3)Математические формы предполагают использование кубиков в качестве счетного материала.

Четвертым даром Фрёбеля являются 8 деревянных плиток. (Возраст с 4 лет) . Длина каждой плитки вдвое больше, чем ширина. Ширина каждой плитки вдвое больше, чем толщина. Если два ряда, по 4 плитки каждый, положить рядом, то получим куб. Этот куб по размерам должен быть равен кубу из 8 кубиков третьего дара.

Занятия с четвертым даром аналогичны занятиям с кубиками третьего дара (жизненные, изящные и математические формы) . Для них остаются все те же правила.

Пятый дар состоит из 27 маленьких кубиков, шесть из которых разделены на более мелкие части - призмы. (Возраст : с 5 лет) . Три разделены на 2 половины, другие три - на 4 части. В итоге набор включает 39 частей. Если построить из всех частей куб, то он должен по размерам быть равен кубам третьего и четвертого дара.

Шестой дар является продолжением четвертого дара и состоит из 27 маленьких плиток, шесть из которых разделены на более мелкие части. (Возраст : с 6 лет) . Итоговое количество деталей в наборе - 33 шт. Шестой дар позволяет при конструировании воспроизводить объекты достаточно высокого уровня реализма. Толщина плиток позволяет конструкциям в большой степени походить на настоящие.

При строительстве соблюдаем те же правила : строим не разрушая, а преобразовывая существующую постройку. После постройки каждого объекта беседуем. В ходе беседы обсуждаем реальный объект, повторяем его назначение, свойства. Затем сравниваем реальный объект с получившейся моделью, выделяем её сходства, отличия и функционал. Для взрослого это очевидные вещи, но ребенку необходимо осознать всю эту информацию, поэтому её очень полезно проговаривать вслух.

Дар седьмой : цветные фигуры. (С 5 лет)

Цель : демонстрирует абстракцию, подготавливает ребёнка к рисованию; развивает воображение . Применение : используется для демонстрации изображения как заместителя реальных объектов.

Дар восьмой : палочки. Цель : демонстрирует линию и вводит понятие длины. Применение : используется для введения идеи периметра. Направленность : развивает моторные навыки

Дар девятый : кольца и полукольца.

Цель : представляет идею кривой Применение : используется для введения идеи края цилиндра. Направленность : развивает моторные навыки , координацию, переводит математические способности на новый уровень.

Дар десятый : мозаика.

Цель : демонстрирует, что линия состоит из точек.

Одной из основных задач игры с мозайкой является изучение сочетания цветов и составление цветных узоров.

Направленность : развивает моторные навыки , координацию, переводит математические способности на новый уровень. Теперь ребёнок может переходить к изобразительной деятельности .

Почему Фрёбель – педагогика популярна и сегодня в мире

Педагогическая система Фридриха Фрёбеля основана на математике, эстетике и взаимодействии с природой. Именно поэтому та среда, которую он разработал, не подвержена влиянию времени;

В последнее время систему детского образования , основанную на принципах Фрёбель – педагогики всё чаще называют «устойчивой системой образования воспитания детей раннего возраста»;

Сложные задания и игры, которые впервые предложил Фрёбель являются примером наиболее эффективного метода саморазвития и самовоспитания детей от рождения до школы;

Влияние игры на качество образования в детских садах доказали долгосрочные международные исследования.

Слайд 17 Спасибо за внимание!



Публикации по теме