Первичный учет детей оставшихся без попечения родителей. II

Учет детей, оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации носит централизованный характер и ведется на двух уровнях. Первичный учет осуществляется органами опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка, оставшегося без родительского попечения. В последующем информация о ребенке, не устроенном в семью, поступает на второй уровень – в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, который функционирует на уровне субъектов РФ (региональные банки данных о детях) и на федеральном уровне (федеральный банк данных о детях) (абз. 3 п. 3 ст. 122 СК).

Государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей (далее – ГБД), представляет собой

совокупность информационных ресурсов и информационных технологий, реализующих процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и предоставления гражданам, желающим принять детей на воспитание в свои семьи, документированной информации о детях, оставшихся без попечения родителей и подлежащих устройству на воспитание в семьи. Порядок формирования и использования ГБД определяется Федеральным законом "О банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" от 16.04.2001 № 44 ФЗ (Законом о банке данных о детях).

Орган опеки и попечительства, проведя обследование условий жизни ребенка и установив факт отсутствия попечения родителей, обязан зарегистрировать данные о ребенке в журнале первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечить временное устройство ребенка до решения вопроса о передаче его на воспитание в семью или в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также предпринимает меры для устройства ребенка на воспитание в условиях семьи . При невозможности устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью сведения о нем должны быть переданы в ГБД (п. 3 ст. 122 СК РФ).

Для формирования регионального банка данных о детях органы опеки и попечительства обязаны предоставлять региональному оператору сведения о каждом ребенке, оставшемся без попечения родителей и не устроенном на воспитание в семью по месту его фактического нахождения в срок, установленный ст. 122 СК РФ (п. 1 ст. 5 Закона о банке данных о детях). Поэтому, если оставшийся без попечения родителей ребенок, в отношении которого возникли установленные законом основания для передачи на воспитание в семью, по истечении одного месяца со дня его первичной регистрации не был устроен в семью по месту его фактического нахождения, орган опеки и попечительства заполняет на него особый документ – анкету ребенка. Анкета должна быть передана региональному оператору ГБД в семидневный срок для занесения сведений о ребенке в соответствующий региональный банк данных о детях субъекта РФ (п. 4 Правил ведения банка данных о детях).

Региональный оператор (орган исполнительной власти субъекта РФ) формирует региональный банк данных о детях на основании сведений о детях, которые поступили из органов опеки и попечительства, и осуществляет учет этих детей. В течение месяца со дня поступления сведений о ребенке региональный оператор организует его устройство в семью граждан, проживающих на территории данного субъекта РФ (абз. 2 п. 3 ст. 122 СК РФ). Если в течение этого срока ребенок не был устроен на воспитание в семью, региональный оператор в трехдневный срок направляет копию анкеты ребенка и его фотографию федеральному оператору государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, которым является Министерство образования и науки РФ. Федеральный оператор осуществляет учет детей, оставшихся без попечения родителей, и оказывает содействие в последующем устройстве ребенка на воспитание в семью граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории РФ (абз. 2 и. 3 ст. 122 СК РФ, п. 5 Правил ведения банка данных о детях).

Федеральный и региональные операторы ведут также учет сведений об обратившихся к ним гражданах, желающих принять ребенка на воспитание в свою семью, рассматривают их документы, документируют информацию о них; знакомят этих граждан с порядком предоставления сведений о ребенке, находящихся в ГБД, и предоставляют такие сведения; выдают гражданам направление на посещение выбранного ими ребенка; организуют работу по информированию населения РФ о детях, подлежащих устройству на воспитание в семьи; консультируют граждан, желающих принять ребенка на воспитание в свою семью, по вопросам семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, и др.

  • См.: Правила ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществления контроля за его формированием и использованием. Утверждены постановлением Правительства РФ от 04.04.2002 № 217 "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием" (далее в тексте – Правила ведения банка данных о детях).

Если у вас есть право на получение жилья, то по закону вас должны включить в списки сирот, нуждающихся в жилье. Это процедура называется “постановка на учет”.

Учтите, что встать на учет сирот, нуждающихся в жилье, можно с 14 до 23-х лет. После этого возраста это можно сделать только с помощью юриста через суд. И только при наличии уважительных причин несвоевременной постановки.

Петр Иванов Юрист

Обычно сирот, которые воспитывались в интернатном учреждении, ставит на учет администрация интерната. Эти данные хранятся в вашем личном деле. Если администрация этого не сделала, после 18 лет вы должны встать на учет самостоятельно.
Сирот, находившихся под опекой, на учет должен поставить опекун.

Шаг 1. Соберите документы

Для постановки на учет потребуются следующие документы.

Документ Где получить
Постановление о направлении в образовательное учреждение (интернат) или об установлении опеки
Решение суда о лишении родительских прав или свидетельство о смерти родителей. Иные документы, которые подтверждают отсутствие родительского попечения. В личном деле. Оно хранится в последнем оконченном образовательном учреждении или у опекуна.
Справка об отсутствии в собственности недвижимости, либо свидетельство о праве собственности + документ, устанавливающий факт невозможности проживания в имеющемся жилье Бюро технической инвентаризации (БТИ), Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр)
Справка с места жительства по адресу регистрации (прописки) В ЖЭУ по месту регистрации. Если частный дом, то копия домовой книги
Свидетельство о рождении Находится в личном деле или на руках.

Если утеряно, восстановить можно в ЗАГСе по месту рождения.

Паспорт

Шаг 2. Заполните заявление

Распечатайте о включении в список сирот, нуждающихся в жилье. Заполните его заполните от руки.

Приложите копии документов (справка из БТИ и с места жительства предоставляются в оригинале).

Если вы опекун или другой законный представитель несовершеннолетнего ребенка-сироты, подайте заявление от своего имени. В таком случае нужно приложить документы подтверждающие ваши полномочия (постановление о назначении опеки).

Шаг 3. Подайте заявление

Подайте заявление в администрацию по месту жительства. Это можно сделать двумя способами:

По почте . Отправить документы заказным письмом с уведомлением. Важно сохранить уведомление об отправке. Оно может потребоваться позднее.

Лично. Отнести лично в канцелярию. Заранее сделайте копию заявления и возьмите с собой оригиналы всех собранных ранее документов. На копии заявления обязательно попросите поставить дату и отметку о том, что его приняли.

По закону ответ органы власти обязаны дать в течение 30 дней с момента получения заявления.

Что делать, если администрация отказывается принимать заявление о постановке на учет?

По закону отказать в приеме заявления о постановке на учет администрация может только если оно не подписано и не указано от чьего имени подается (анонимное). Отсутствие каких-либо документов не является причиной для непринятия заявления и пакета документов. Если чего-то не хватает, то орган власти должен попросить донести что-то, либо письменно отказать в постановке на учет с указанием конкретных причин.

Если в приеме документов отказывывают при личном обращении, отправьте их по почте заказным письмом с уведомлением. В этом случае администрация будет вынуждена отказать письменно и такой ответ можно оспорить через прокуратуру или суд.

Можно ли встать на учет сирот, нуждающихся в жилье, после 23-х лет?

Получить жилье могут только те сироты, которые встали на соответствующий учет до 23-х лет.

Если до этого возраста сирота не был поставлен на учет, в некоторых случаях право на жилье можно доказать через суд. Для этого потребуется , разбирающегося в особенностях судебной практики.

Самое важное в таких случаях — доказать, что у сироты были существенные препятствия, из-за которых не получилось своевременно встать на учет нуждающихся. Незнание закона и процедур, а также бездействие не являются уважительными причинами.

Что делать, если отказали в постановке на учет?

Необходимо понять, законный отказ или нет. Обратитесь за консультацией к юристу.

На незаконный отказ можно пожаловаться в прокуратуру или в суд.

Если есть сомнения по поводу законности отказа и самостоятельно разобраться не получается, лучше обратиться за консультацией к юристу.

Куда обратиться, чтобы поставили на учет?

В зависимости от региона учет сирот, нуждающихся в получении жилья, ведут разные государственные органы. Например, в Рязанской области этим занимается региональное Министерство образования.

Куда подавать в вашем регионе нужно уточнить в органах опеки. В Рязанской области за прием таких заявление отвечает администрация по месту жительства. Оттуда документы перенаправляются в Министерство образования.

Могут ли снять с учета после 23-х лет?

Если вы были поставлены на учет до 23-х летнего возраста, то снять вас с него могут только после предоставления жилья.

Кроме того, с учета нуждающихся могут снять, если до обеспечения жильем вы станете собственником жилого помещения, либо нанимателем/членом семьи нанимателя муниципального жилья.

Также снять с учета могут, если есть жилье, в отношении которого установлен факт невозможности возвращения и отпали обстоятельства, послужившие причиной установления такого факта. Например, если изменится количество зарегистрированных граждан в сторону уменьшения или в жилье перестанет проживать лицо с заболеванием из перечня и т.п.

В остальных случаях снятие с учета незаконно и его надо обжаловать в суде или прокуратуре.

Согласно п. 3 ст. 8 Федерального закона РФ от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" орган исполнительной власти субъекта РФ в порядке, установленном законом субъекта РФ , формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по достижении совершеннолетия. Согласно Федеральному закону в этот список включаются лица, достигшие возраста 14 лет .

В то же время законы субъекта не только прописывают процедуру постановки на учет и выделения жилья, но могут вносить коррективы в предельный возраст подопечного ребенка, с которого он может быть поставлен на учет.

Например, в г. Москве действует Положение об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в городе Москве, утв. Постановлением Правительства Москвы от 14.07.2015 № 430-ПП , согласно п. 2.1 которого законный представитель ребенка письменно обращается в уполномоченный орган в сфере организации и деятельности по опеке, попечительству и патронажу в городе Москве по месту своего жительства в городе Москве с заявлением о предоставлении жилья до 1 апреля года, предшествующего году достижения ребенком возраста 18 лет , т.е. в районе 16-17 лет.

Внимание! Если ребенок-сирота не поставлен на учет на получение жилья до 23 лет, то право на получение жилья он теряет.

Согласно Апелляционному определению Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан по делу 33-13282/2013 от 7 ноября 2013 года по апелляционной жалобе Кривошеевой О.В. правом на получение жилья после достижения 23 лет обладают только те дети-сироты, которые были поставлены на учет на получение жилья до 23 лет. Логика суда такова:

В ст. 1 определен круг лиц, которые имеют право на дополнительные гарантии по социальной поддержке – это и дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (т.е. лица в возрасте до 18 лет), и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - т.е. лица в возрасте от 18 до 23 лет.

В соответствии с ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Таким образом, одним из условий предоставления вне очереди жилого помещения по договору социального найма является нахождение лица из числа детей-сирот на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Постановка на учет носит заявительный характер, должна быть реализована заинтересованным лицом, а именно самим гражданином, которому положена соответствующая социальная гарантия.

В силу п. 9 ст. 8 Федерального закона РФ от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями. По смыслу указанной нормы достижение лицом 23-летнего возраста, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение. Однако, если лицо из числа детей-сирот достигло возраста 23 лет и до этого времени не встало на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, возможность для получения жилья у такого лица утрачивается.

По мнению суда, доводы о том, что органы опеки и попечительства бездействовали либо не сообщили лицу из числа детей-сирот о его жилищных правах, не заслуживают рассмотрения, так как между 18 и 23 года у ребенка-сироты имеет возможность самостоятельно осуществлять свои права в органах местного самоуправления, в т.ч. по постановке на регистрационный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Неполучение поддержки или информации от органов опеки объективным препятствием для обращения в соответствующие органы не является (например, о подобных случаях в Омской области см. статье "Протест неучтенных сирот", Г. Бородянский, "Новая газета", 21 июля 2013 года , аналогичная трактовка закона в Татарстане и Нижегородской области).

Вопрос прописки приемных детей встает перед каждым приемные родителем. Фото — law5.ru

Приемная мама Светлана Строганова рассказала о проблемах, связанных с временной регистрацией приемных детей е на своей страничке в Facebook. «Есть такой юридический казус — дети, которых забирают приемные родители в семьи под опеку, имеют только временную регистрацию по месту жительства опекуна. Постоянную не имеют. Казалось бы — ну и что? – рассказывает Светлана. — А вот что: на практике это сложности при устройстве в сад и школу. А для детей-инвалидов — отказ в реабилитационных мероприятиях, в компенсациях за различные приспособления, во всяких «молочных кухнях» и проч. Причем, это касается и региональных детей, и детей из московских детских домов».

По словам Светланы, недавно одной приемной маме начальником Управления социальной защиты населения (УСЗН) в присутствии представителя департамента образования, здравоохранения дали ответ на вопрос о реабилитации ребенка с особыми нуждами: с временной регистрацией ничего не положено.

«И это распространенная практика, — уверяет Светлана. — При этом сотрудники опек и ФМС аргументируют отказ дать постоянную регистрацию (прописку) интересами ребенка: мол, мы его пропишем, а значит ему квартира не положена будет в 18 лет. И говорят это на голубом глазу, как будто не догадываются (а может и правда не догадываются), что по Конституции у нас льгота положена сиротам не потому что они где-то прописаны или нет, а потому что они – сироты».

Еще одна приемная мама, говорит Светлана, уже больше года не может получить пенсию на ребенка-инвалида, потому что у него временная регистрация — хотя ребенок взят из московского дома ребенка. «Но регистрация временная, поэтому «ничего не положено», — так она описывает сложившуюся ситуацию». А другая мама изготовила ортезы для ребенка, а ей отказали в возмещении расходов — временная прописка, извините, не положено.

«Оно, конечно, городу может какая-никакая и экономия на этих сиротах-инвалидах, глядишь, так и соберется тот самый миллиард на памятник Горькому, только как-то горько от этого, — заключает Светлана. — Как бы нам защитить детей от тех, кто по закону вроде должен их защищать?»

Ирина Шагова из Москвы взяла в семью девочку Сашу, когда ей было 5 месяцев. «Саша родилась в Москве (это записано в свидетельстве о рождении), — рассказывает Ирина. — Ее кровная мать – москвичка, но она не прописала дочку в своей квартире».

Через какое-то время маму лишили родительских прав, а Саша попала в приют. Приемная мама взяла Сашу и прописала ее временно у себя. «МФЦ почему-то сделали регистрацию до достижения 14-летнего возраста, — говорит Ирина. — Я рассчитывала, что пропишут до 18 лет. Возникли проблемы с получением продуктов на молочной кухне. Мы долго с этим боролись, и в итоге нас допустили до получения детского питания. Через какое-то время ребенку дали категорию по инвалидности. Мы хотели записать Сашу в инклюзивную группу, но мы получили отказ».

«Мы воспитываем приемного ребенка с инвалидностью (на тот момент ему было полтора года), — рассказывает приемная мама, москвичка Мария Лымарь . — Степень инвалидности тяжелая. Ребенок лежачий. В итоге мы обратились в соцзащиту, чтобы получить ряд льгот, положенных законодательством: бесплатный проезд в общественном транспорте, санаторно-курортное лечение».

По словам Марии, чиновники им отказали, сославшись на отсутствие у ребенка постоянной регистрации. У мальчика регистрации нет. Когда малыш находился в доме ребенка, то у него была временная регистрация. Потом приемная мама подала документы на регистрацию (до 18-летнего возраста).

«Нам отказали во всех льготах, — рассказывает Мария. — В итоге пришлось писать жалобу в прокуратуру. Сотрудники провели проверку органов соцзащиты и внесли им предписание. Чиновники отказались это сделать. Далее прокуратура подала в суд на них. Суд выиграли, но сотрудники соцзащиты подали апелляцию в областной суд. Мы выиграли и эту инстанцию. Проблему удалось решить, но было потрачено огромное количество сил и времени».

Комментарии экспертов

Алексей Рудов, специалист по семейному устройству и руководитель проекта «К новой семье»:

«Пункт 2 статьи 20 Гражданского кодекса говорит прямо, что место жительства детей (в том числе подопечных) является место жительства их опекунов. Соответственно при передаче ребенка опекуну его регистрируют по месту жительства или по месту пребывания. Выбор за опекуном.

Положение регламента о регистрации, определяющее возможность регистрировать ребенка только по месту пребывания напрямую противоречит федеральному законодательству. В этом случае надо идти в суд и отстаивать свои права. Приемные родители часто сетуют на проблему, но не готовы идти в суд.

Часто опекунам приходится слышать от чиновников такую фразу: «Если ребенка зарегистрируете по месту жительства, то квартиру мы ему не дадим (по достижении 18 лет)». Это абсолютная глупость.

Регистрационные действия – это учетные действия. Наличие или отсутствие регистрации не снимает с государства обязательства по предоставлению жилья ребенку, не имеющего жилого помещения. В любом случае, государство обязано исполнить свои обязательства т.к. опекун это временный воспитатель и по достижении 18 лети любые правоотношения с опекуном прекращаются».

Оксана Хухлина, юрист, эксперт в области семейного устройства:

Вопросы с пропиской приемные родители решают с привлечением прокуратуры

Понятие постоянной и временной регистрации, места жительства и места пребывания, конфликт норм разных федеральных законов – все эти вопросы приходится решать родителям «на земле», часто с привлечением прокуратуры и судебных органов.

Согласно ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации «местом жительства гражданина является место, где он постоянно или преимущественно проживает». Что касается подопечных, то местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов. Согласно Определению Верховного суда Российской Федерации (№ 5-КГ16-84 от 28.06.2016 г.) данная норма должна применяться и для подопечных в возрасте старше 14 лет, если они проживают совместно с попечителем в его жилом помещении.

Кроме того, законом четко установлено, что наличие или отсутствие у гражданина (в том числе подопечного) регистрации не является основанием для того, чтобы отказывать ему в предоставлении каких-либо услуг или благ, если на них имеется право (ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах территории Российской Федерации»).

2 основные проблемы столичных опекунов: регистрация и получение льгот и выплат

На практике московским опекунам иногородних детей приходится решать 2 основные проблемы:

  1. Можно ли зарегистрировать подопечного в Москве постоянно, по месту жительства?
  2. Как добиться того, чтобы подопечный, у которого в Москве временная (по месту пребывания) регистрация до 18 лет, получил положенные ему по закону льготы, гарантии и выплаты.

По первому вопросу напомню, что подопечный, которого вы привезли в Москву из другого региона, может уже иметь постоянную регистрацию по месту жительства своих родителей или родственников.

В этом случае при передаче ребенка в семью опекуна постоянная регистрация у него сохраняется, это прямо предусмотрено Семейным кодексом РФ. В квартире опекуна такому ребенку можно оформить только временную регистрацию по месту пребывания на срок до совершеннолетия.

В итоге получается, что «по жизни» ребенок живет у опекуна постоянно, безвыездно, длительное время, а юридически ему оформляют временную регистрацию.

Зарегистрировать подопечного ребенка у опекуна постоянно теоретически возможно, однако для этого нужно получить письменное разрешение органов опеки и попечительства с места постоянной регистрации ребенка. А органы опеки такое разрешение по разным причинам дают крайне редко.

Если же ваш подопечный ранее не имел никакой регистрации (найден, подкинут, оставлен матерью в роддоме, родители сами не имели места жительства и пр.), такой ребенок в принципе имеет только временную регистрацию по месту пребывания – в Доме ребенка, детском доме, приюте. При передаче в семью опекун может такого ребенка зарегистрировать или временно по месту пребывания (до совершеннолетия) или постоянно, по месту жительства (без ограничения срока регистраци). Дополнительных разрешений органа опеки и попечительства для постоянной регистрации подопечного в этом случае не требуется.

Плюсом наличия у вашего подопечного постоянной регистрации в Москве является то, что он автоматически получает все блага и льготы, установленные как федеральным, так и региональным законодательством. Минусом – то, что впоследствии опекуны могут столкнуться с рядом проблем, связанных с вопросом обеспечения подопечного жильем и со снятием повзрослевшего воспитанника с регистрационного учета. Вероятнее всего, оба вопроса придется решать через суд.

Третий вариант развития событий – обратиться в интересах подопечного, имеющего временную регистрацию в Москве, в суд с требованием признать факт его постоянного проживания по конкретному адресу.

Постоянная регистрация в Москве дает возможность получить льготы, установленные как федеральным, так и региональным законодательством.smolensk-i.ru.

Как получить и оформить причитающиеся ребенку пособия, льготы и выплаты? Самые частые вопросы, с которыми сталкиваются московские опекуны иногородних детей, это:

  1. Получение региональных доплат к пенсии по инвалидности или потере кормильца;
  2. Предоставление технических средств реабилитации или услуг по реабилитации детей-инвалидов;
  3. Обеспечение детей бесплатными медикаментами (особенно терапия ВИЧ);
  4. Получение дополнительного молочного питания (дети до 3 лет, дети-инвалиды);
  5. Зачисление ребенка в детский сад (часто) или школу (редко);
  6. Оформление социальной карты москвича;
  7. Получение путевок на летний отдых.

Безусловно, каждый случай индивидуален, и давать рекомендации можно только изучив конкретное дело, видя все документы подопечного.

  1. Изучите универсальные рекомендации

Во-первых, значительная часть льгот и гарантий, которые имеются у вашего подопечного, установлены федеральными законами. Это означает, что их обязаны предоставить в любом случае, вне зависимости от того, есть ли у ребенка регистрация по месту жительства в регионе или нет. Важно, что ребенок проживает в данном месте совместно с вами на законных основаниях. Никакой региональный закон, приказ или постановление не могут лишить вашего подопечного прав на федеральную льготу.

Например, пособие на содержание подопечного ребенка в Москве выплачивается всем детям, вне зависимости от места регистрации. К сожалению, некоторым опекунам приходится добиваться этого пособия через прокуратуру или суд, но, так или иначе, получают его все семьи.

Право на получение образования (как дошкольного, так и школьного) закреплено за всеми детьми соответствующего возраста, поэтому отказать в приеме в школу подопечному не могут ни при каких обстоятельствах. Если классы переполнены в ближайшей к вам школе – в Департаменте образования г. Москвы ребенку обязаны найти место в соседней.

Кстати, с вопросами устройства в школу вам может помочь (это бывает довольно неожиданно для опекунов) районная Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав. Важно только обратиться туда с письменным заявлением. В органах опеки и попечительства также могут дать вам ходатайство о помощи в поиске места в школе или детском саду.

В случае с детскими садами у детей, оставшихся без попечения родителей, есть право на внеочередное устройство в ДОУ и на бесплатное пользование услугами (ст. 15 закона г. Москвы от 30.11.2005 г. № 61 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве»).

В любой затруднительной ситуации в любую инстанцию опекуну необходимо обращаться письменно. Фото — saroblnews.ru

  1. Ищете поддержку: изучайте нормативные акты и консультируйтесь

Во-вторых, опекуну придется внимательно изучить нормативные акты, регулирующие предоставление той или иной услуги его подопечному. Если вы затрудняетесь найти документы или разобраться в них – необходимо обратиться за консультацией (желательно очной).

Консультацию обязаны дать в органах опеки и попечительства и профильных департаментах по подведомственности (Департамент труда и социальной защиты населения г. Москвы, Департамент здравоохранения г. Москвы, Департамент образования г. Москвы и пр.), в организации, где семья состоит на сопровождении. В органах опеки и попечительства обязательно имеется папка, в которой собраны все нормативные акты – по вашей просьбе вам должны назвать дату, номер, наименование закона, на который ссылается сотрудник, и показать его текст.

Также консультацию могут дать в ШПР, где вы проходили обучение, городских благотворительных организациях («Арифметика добра», «Волонтеры в помощь детями-сиротам», «Соучастие в судьбе»).

  1. «Государственный орган рта не имеет»: в любую инстанцию обращайтесь письменно

В третьих, надо помнить, что «государственный орган рта не имеет». Вы можете сколько угодно долго общаться по телефону со специалистами разного уровня, которые будут говорить, что вы имеете или наоборот, не имеете права на что либо. Однако только письменный отказ со ссылками на действующее законодательство будет иметь юридическую силу как для вас, так и для ответившего вам чиновника.

Следовательно, в любой затруднительной ситуации в любую инстанцию опекуну необходимо обращаться письменно. Если вы подаете обращение лично – обязательно оформляйте его в 2 экземплярах и требуйте на втором экземпляре отметку о том кто (должность, ФИО) и когда принял ваши документы. Если специалист отказывается принять ваше заявление – подавайте его через приемную или секретаря. В крайнем случае, отправляйте почтой, заказным письмом с уведомлением о вручении.

Сегодня практически все структуры имеют сайты с формой обратной связи, где заявления регистрируются автоматически, также обращения по любым вопросам можно подавать через сайт Правительства Москвы – они будут направлены в нужное ведомство.

  1. Помните о праве обжаловать любой неправомерный отказ

В четвертых, помните, что у вас есть право любой неправомерный, на ваш взгляд отказ обжаловать либо в вышестоящую инстанцию, либо в судебном порядке. В помощники не бойтесь привлекать прокуратуру, уполномоченного по правам ребенка или по правам человека в вашем регионе – как правило, они становятся на сторону подопечного ребенка и помогают опекунам получить желаемое, а в некоторых случаях – даже наказать нерасторопного или неграмотного специалиста».

Гражданство. Регистрация Рождествина Анна Анатольевна

10.4. Регистрация сирот по месту жительства и по месту пребывания

Согласно Федеральному закону от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется:

по месту жительства (месту закрепления за ними жилой площади),

по месту временного пребывания (учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитии, семье опекуна (попечителя), приемной семье).

При этом регистрация по месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется при наличии документов, подтверждающих их право на данную жилую площадь.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, регистрируются по месту пребывания в специализированных учреждениях (образовательных, социального обслуживания населения, системы здравоохранения и других аналогичных учреждениях), а также в общежитиях и жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, занимаемых семьей опекуна (попечителя) или приемной семьей на необходимый срок в общем порядке по ходатайствам администрации учреждений, а также на основании документов, удостоверяющих личность опекунов (попечителей), подопечных и подтверждающих установление опеки (попечительства).

Несовершеннолетние граждане, находящиеся в специальных учебно-воспитательных, лечебно-профилактических, учебно-образовательных учреждениях, специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, и других аналогичных учреждениях независимо от форм собственности, регистрируются по месту пребывания на необходимый (определенный) для этого срок при наличии документов, подтверждающих направление (нахождение) несовершеннолетних граждан в учреждение и по ходатайствам администрации этих учреждений.

В Инструктивном письме Минобразования России от 14 мая 1998 г. № 29 «О порядке регистрации несовершеннолетних, направляемых в специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением» указано, что в соответствии с п. 5.14 Инструкции о применении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 23 октября 1995 г. № 393, несовершеннолетние граждане, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением, регистрируются по месту пребывания в порядке, установленном названной Инструкцией, на необходимый (определенный) для этого срок при наличии документов, подтверждающих направление (нахождение) несовершеннолетних граждан в учреждение и по ходатайствам администрации этих учреждений.

Несовершеннолетние, направляемые в специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением, с регистрационного учета по месту жительства не снимаются, адресный листок убытия при поступлении в учреждение не представляется.

Особенностью снятия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания является то, что оно осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

5. Правомерно ли требование сотрудника московской милиции при проверке документов, удостоверяющих личность гражданина, обязательного наличия у гражданина регистрации в Москве или Московской области по месту жительства или по месту пребывания? Правомерно ли требование

Регистрация граждан по месту пребывания Граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок свыше 90 дней, обязаны по истечении указанного срока обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и

Регистрация граждан по месту жительства Гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить: документ, удостоверяющий личность;

Регистрация некоторых категорий граждан по месту пребывания и по месту жительства Регистрация военнослужащих осуществляется: по месту их жительства – на общих основаниях (за исключением солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву);

Статья 35. Предъявление иска по месту нахождения или месту жительства ответчика Иск предъявляется в арбитражный суд субъекта Российской Федерации по месту нахождения или месту жительства

2.1. Дела об отказе в регистрации по месту жительства Конституция РФ закрепляет за каждым гражданином Российской Федерации право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ст. 27). В соответствии со ст. ст. 3, 6 Закона РФ от 25 июня 1993 г. №5242-1 «О праве

Статья 28. Предъявление иска по месту жительства или месту нахождения ответчика Иск предъявляется в суд по месту жительства ответчика. Иск к организации предъявляется в суд по месту нахождения

СТАТЬЯ 28. Предъявление иска по месту жительства или месту нахождения ответчика Иск предъявляется в суд по месту жительства ответчика. Иск к организации предъявляется в суд по месту нахождения

Статья 35. Предъявление иска по месту нахождения или месту жительства ответчика 1. Комментируемая статья устанавливает общее правило территориальной подсудности, т. е. общее правило распределения подведомственных арбитражным судам дел между арбитражными судами

Статья 35. Предъявление иска по месту нахождения или месту жительства ответчика Иск предъявляется в арбитражный суд субъекта Российской Федерации по месту нахождения или месту жительства

9. Регистрация по месту жительства и по месту пребывания граждан Российской Федерации 9.1. Право на свободу передвижения и выбор места жительства Статья 27 Конституции гарантирует каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно

9.3. Регистрация по месту жительства В соответствии со ст. 6 Закона о праве граждан на свободу передвижения гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу,

9.4. Регистрация по месту пребывания Согласно ст. 5 Закона о праве граждан на свободу передвижения регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания производится без снятия с регистрационного учета по месту жительства.Граждане, прибывшие для временного

10. Регистрация некоторых категорий граждан по месту жительства и месту

12. Форма заявления о регистрации по месту жительства Приложение 6 к ИнструкцииФорма № 6 ЗАЯВЛЕНИЕ О РЕГИСТРАЦИИ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВАВ отдел внутренних дел, в администрацию ________________________________________________________________________(ненужное зачеркнуть)от

14. Форма свидетельства о регистрации по месту жительства Приложение 8 к ИнструкцииФорма № 8СВИДЕТЕЛЬСТВО № ____ О РЕГИСТРАЦИИ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВАВыдано _________________________________________________(фамилия, имя, отчество, год и место



Публикации по теме