Первомайская демонстрация в ссср. Возникновение праздника в России

Сегодня Первое мая это в первую очередь повод выехать на природу, порадоваться яркой майской зелени, когда еще не жарко, но уже и вполне себе можно позагорать и открыть купальный сезон. А помните, как праздновали Первое мая в СССР?

Советский первомай.

1 мая в СССР отмечалось широко и красиво. Рисовали плакаты, делали огромные гвоздики из гофрированной бумаги, детям, участвующим в параде, шили национальные костюмы. Мы вспомним самые запомнившиеся элементы, по которым по-человечески скучаем.

Парад в Москве.

Первый первомайский парад состоялся в Москве в 1918 году. Традиционно в этот день по Красной площади шли колонны рабочих и трудящихся, а с трибуны их приветствовали руководители КПСС.

Демонстрации - страна отмечает первомай.

Они проводились практически в каждом городе. Явку проверяли парторги организаций, отмечая в списках не явившихся. Насколько это было интересно и удобно нашим родителям, нам уже не узнать. Для детей это был праздник. Ярко, громко, весело.

Можно было залезть на плечи к отцу или деду, и увидеть весь это человеческий поток, поддерживающий трудящихся, борющихся с капитализмом во всем мире.

Шарики, бантики, косички.

Ни одна демонстрация не обходилась без наглядной агитации. Плакаты с лозунгами рисовались заранее" "Мир! Труд! Май!", "Да здравствует 1 мая!". Кстати, нести портреты руководителей партии доверяли только передовикам производства.

На лацканы пальто и плащей на булавку крепились красные бантики, девочкам вплетали красные ленточки в косички, в руках несли флаги и гвоздики. Некоторым детям шили национальные костюмы стран, входивших в состав СССР. Они шли в голове колонны, а остальные им дико завидовали.

Изначально маевкой называли собрание рабочих на природе - они обсуждали революционные вопросы, делая вид, что просто собрались попить, поесть и пообщаться. В дальнейшем революционные вопросы перестали быть интересными, но маевки никуда не делись. Традиционно после демонстрации народ перебирался на природу. Кто не мог уехать – устраивал "пикники" во дворах домов, вскладчину, кто что принесет.

Ну куда же на маевке без шашлыка? Самой большой проблемой было – достать правильное мясо. Теоретически, в магазинах оно было и стоило вполне доступно, практически – шашлычного варианта было не найти, а покупать на рынке было не всем по карману. Тем более, что готовили шашлыки в большом количестве, маринуя их в кастрюлях и тазиках.

И свежесть мяса иногда бывала подозрительной, может, поэтому самым популярным маринадом для мяса в СССР был уксус? Никто особо не думал о специях, только уксус с водой, лук, соль, перец, иногда лимон. Куски делали достаточно крупными, чтобы мясо не пересохло. Если очень захотеть, то легко можно вспомнить тот самый вкус шашлыка из детства, с хрустящей корочкой и легкой уксусной кислинкой.

Молодость.

На самом деле все наши воспоминания о демонстрациях и маевках, это не тоска по СССР, а ностальгия по времени, когда все были молоды и веселы. Когда утром ты, подпрыгивая от радости, надеваешь первые белые гольфы после зимы, и наплевать, что нужно надеть еще и плащ. Когда смешные родители, путаясь в шариках, ведут тебя за руку по площади, вокруг их коллеги и друзья, и чуть-чуть хмельной папа одним рывком сажает тебя на плечи. А ты совершенно точно уверен, что все это никогда не кончится.

Но все эти пункты можно повторить. Например, на даче. Идеальный вариант, собрав всех соседей, пройти с барабанами и дудками демонстрацией, а потом устроить общий сбор за столом, попеть песен и вспомнить Международный день солидарности трудящихся, как следует.

Этот праздник отмечается весной, когда на улице тепло, светит ласковое солнце, распускаются первые листики на деревьях.

1 Мая в наше время — это праздник весны и труда, который мы обычно отмечаем в кругу семьи и друзей, выезжаем на природу, за город.

Не все знают историю его создания. Давайте проведём небольшую экскурсию в мир истории и узнаем как он появился и когда.

В Древнем Риме в этот день чествовали богиню плодородия и земледелия, прекрасную Майю. В этот день жрецы приносили ей жертвы, проводили обряды, все радовались, танцевали и просили у богини плодородия большой урожай, хорошие весенние всходы, много плодов и фруктов.

Интересные сведения о появлении праздника известны из современной истории. Так в 1886 году 1 мая рабочие организовали первую забастовку на Американском заводе в городе Чикаго. Ими были выдвинуты требования к администрации и владельцам предприятия о 8- и часовом рабочем дне.

Рабочие вышли с транспарантами на демонстрацию, скандировали свои требования. Фабриканты дали приказ полиции разогнать митинг, что и было сделано. Многие рабочие были застрелены, получили тяжёлые ранения. Через три года в Париже состоялся второй конгресс Интернационала, где его члены почтили память погибших рабочих первой демонстрации в Чикаго. Было принято решение о том, что каждый год 1 Мая будут проводиться демонстрации международной солидарности рабочих всего мира.

Первая демонстрация была проведена 1 Мая 1890 года в городах Европы, в Америке, в Норвегии, Швеции. Первомайский праздник отмечается в этот день почти в 142-х странах по всему миру.

Он символизирует рост классовой борьбы рабочих всего мира, является символом солидарности, революционных начинаний. История праздника 1 Мая в России связана с революционными событиями. В нашей стране этот праздник появился в то время, когда учение Маркса , Энгельса и труды Ленина получили большую популярность. Будучи революционером он принимал участие в демонстрациях.

В 1890 году первая маёвка, с участием более 10 тысяч рабочих, состоялась в Варшаве, а через год она была проведена в Петербурге, где её организаторами стали лидеры социал- демократической группы. В течении четырёх лет 1-го Мая проводились собрания и сходки революционно настроенных рабочих в таких крупных городах: Петербург, Нижний Новгород, Тула, Варшава, Лодзь, Киев, Казань.

Позже, уже в 1900 году, в день 1 Мая проходили демонстрации рабочих по улицам городов с лозунгами и транспарантами. Рабочие выкрикивали политические лозунги «Долой самодержавие!», «Долой царя». Такие майские демонстрации обычно разгонялись войсками, было много пострадавших, раненых.

В начале 19 века полным ходом начало развиваться марксистско- ленинское движение. Труды марксизма- ленинизма переписывались вручную и распространялись между революционерами и рабочими.

В это время на предприятиях, в учебных заведениях по всей стране стали регулярно проводились демонстрации, первомайские митинги. После Великой Октябрьской революции в 1917 году этот праздник получил официальный статус и название- «Праздник солидарности трудящихся».

В Советском Союзе этот праздник был официальным и отмечался ежегодно. Каждый год работники всех предприятий, учащиеся школ и учебных заведений выходили на парад с транспарантами, лозунгами. В этот день, а он приходился на выходной, все демонстранты красиво одевались, были веселы, приходили семьями, вместе с детьми.

Демонстрация выливалась в настоящее событие, сплачивала весь коллектив. Демонстранты несли транспаранты с громкими названиями «Вся власть советам», «Долой миллионеров». В бывшем тогда Советском Союзе дни 1и 2 Мая считались праздничными, в эти дни никто не работал.

С развитием цивилизации праздник потерял свои политические корни, теперь он называется .

Сегодня на демонстрации с транспарантами и лозунгами уже никто не ходит, но всё равно в этот весенний день у всех хорошее настроение, появляется отличный повод провести выходной день вместе с родными и детьми, друзьями и коллегами.

1-го Мая в городах организовываются праздничные концерты, проводятся конкурсы и викторины, работают аттракционы, кафе, парки с аттракционами и каруселями для детей.

День международной солидарности трудящихся

1 мая 1886 года чикагские рабочие организовали забастовку и демонстрацию с требованиями 8-часового рабочего дня, которые закончились кровопролитными столкновениями с полицией. Через три года Парижский конгресс II Интернационала назвал 1 мая Днем солидарности рабочих всего мира и предложил ежегодно отмечать его демонстрациями с социальными требованиями. В Российской империи этот праздник впервые был отмечен в 1890 году в Варшаве проведением первомайской стачки рабочих. На следующий год в Петербурге состоялась первая маевка. С 1897 года маевки стали носить политический характер и сопровождаться массовыми демонстрациями. В 1917 году 1 мая впервые отпраздновали открыто. Во всех городах страны миллионы рабочих вышли на улицы с лозунгами коммунистической партии «Вся власть Советам», «Долой министров-капиталистов». По настоящему «массовым праздником» 1 мая стал в СССР. И это действительно был праздник для трудящихся, получивших дополнительно два выходных дня. Майские гуляния проходили по всей стране, люди радовались обновлению природы и дружно шли на демонстрацию с транспарантами и цветами. Обязательным атрибутом Первомая был праздничный стол. Долгое время 1 мая отмечалось как День международной солидарности трудящихся всех стран. Со временем праздник утратил свой политический характер. В 1992 году в России его переименовали в Праздник весны и труда.

90 лет назад (1918) на Ходынском поле состоялся первый военный парад Красной Армии

На Руси триумфальные шествия войск проводились еще в конце XII века. Например, после разгрома немецких рыцарей на Чудском озере войско Александра Невского в полном боевом облачении прошло по Пскову под праздничный перезвон колоколов. Своеобразные парады были и во времена Петра I. Сначала они практиковались в «потешном войске» молодого царя, а затем в гвардейских частях. В XIX веке парады в русской армии получили повсеместное распространение. В Петербурге зимой они проводились на Дворцовой площади, весной - на Марсовом поле, а летом - в Царском селе. Первый военный парад в годы советской власти состоялся 1 мая 1918 года на Ходынском поле в Москве. Но самыми запоминающимися воинскими шествиями в ХХ веке были, безусловно, парады 1941 и 1945 годов на Красной площади. Отсюда уходили на фронт, сюда же вернулись после разгрома врага. После распада СССР российское руководство отказалось от проведения помпезных мероприятий. Однако вскоре поняли, что это - ошибка. Ее исправили, поскольку ветеранские организации были очень недовольны. Первый постсоветский парад в России состоялся 9 мая 1995 года в честь 50-летия Великой Победы над фашистской Германией. Он был организован и прошел при активном участии воинов-фронтовиков. Тогда прошли два парада - на Красной площади (в пешем строю) и на Поклонной горе (с участием войск и боевой техники). С тех пор парады проходят в Москве регулярно.

18 лет назад (1990) оппозиция организовала демонстрацию на Красной площади, что привело к срыву военного парада

1 мая 1990 года впервые прошла демонстрация оппозиции. В этот день за официальной демонстрацией на Красную площадь вступила альтернативная колонна с антикоммунистическими, антисоветскими и антигорбачевскими лозунгами. Президент и другие руководители СССР покинули трибуну мавзолея. Телевизионная трансляция была прекращена, военный парад не состоялся. Комментируя происшедшее, М.С.Горбачев говорил на встрече с коммунистами Фрунзенского района Москвы в мае того же года: «...Мы должны вообще давать решительный бой всем «бешеным» - и справа, и слева. Они объединились против главного - линии на перестройку и тех, кто ее проводит. Вспомните 1 мая, конец демонстрации. Ведь это, товарищи, был их прорыв. И не будем преуменьшать того, что это своего рода сигнал и сигнал серьезный». Крупные беспорядки в день празднования 1 мая вспыхнули в Москве и в 1993 году, когда наиболее радикальные сторонники коммунистической оппозиции прорвали милицейские цепи и попытались организовать дальнейшее движение по неразрешенному городской администрацией пути. В результате пострадали несколько десятков человек, погиб сержант ОМОН Владимир Толокнеев.

168 лет назад (1840) в Англии появились первые в мире почтовые марки
1 мая 1840 года на лондонском почтамте было необычайно оживленно: в продажу поступили первые в мире почтовые марки с портретом королевы Виктории. Черная стоила один пенни, синяя - два пенса. А с 6 мая эти марки разрешили наклеивать на конверты и использовать при пересылке писем. Автором идеи использования марок для оплаты почтовых отправлений был Роуленд Хилл, в 1854 году ставший главным почтмейстером Британии. Ему же принадлежит работа по реформированию почты (1837). Заслуги этого реформатора государственной почтовой службы впоследствии были отмечены присвоением ему титула лорда и денежной премией в 20 тысяч фунтов стерлингов. В России первые знаки почтовой оплаты были введены в 1845 году - так называемые «штемпельные куверты» для городской почты Санкт-Петербурга. Их успех привел к выпуску в 1848 году штемпельных конвертов для общегосударственной почты. Первые почтовые марки в России вышли в обращение 1 января 1858 года. При подготовке к их изданию Почтовым департаментом и Экспедицией заготовления государственных бумаг (ЭЗГБ) предварительно печатались различные пробные варианты проектов. Первыми проектами русских марок были так называемые «штемпельные» марки круглого рисунка с двумя разными изображениями: головы Меркурия и герба Почтового ведомства - двуглавого орла с почтовыми рожками. Но эти проекты изданы не были. В октябре 1856 года был утвержден проект рисунка первой почтовой марки России - цветной рисунок, выполненный Ф.Кеплером в величину почтовой марки: с верхним и правым боковым полем, подлинным клеем, водяным знаком «1»; овальный медальон с гербом Почтового департамента был выполнен рельефной печатью. Отпечатанные пробные экземпляры первых марок в октябре 1857 года утвердил царь Александр II и «высочайше повелеть соизволил называть их вместо штемпельных почтовыми марками». Все виды отечественных знаков почтовой оплаты - марки, маркированные почтовые конверты и карточки, а также подготовительные материалы к их изданию: оригиналы, проекты, пробы, эссе, образцы хранятся в Государственной коллекции знаков почтовой оплаты при Центральном музее связи им. А.С.Попова, основанном в 1872 году. Из года в год фонды коллекции пополняются современными выпусками почтовых марок стран мира - из Всемирного почтового союза (ВПС) и отечественными знаками почтовой оплаты - из издательско-торгового центра «Марка». В настоящее время коллекция насчитывает около 8 миллионов единиц хранения.

48 лет назад (1960) американский самолет «У-2», пилотируемый летчиком Фрэнсисом Пауэрсом, нарушил воздушное пространство СССР и был сбит в районе города Свердловска (ныне Екатеринбург)

Пауэрс выпрыгнул с парашютом и был немедленно по приземлении задержан около Свердловска. Первая же выпущенная ракета ЗРК С-75 оторвала у самолета Пауэрса крыло, повредила двигатель и хвостовую часть, для надежного поражения было выпущено еще несколько зенитных ракет. Кроме того, случайно был сбит советский перехватчик МиГ-19 (он летел ниже, не имея возможности подняться на высоту «У-2»). Пилот советского самолета, старший лейтенант Сергей Сафронов, погиб. Посмертно был награжден орденом Красного знамени.
Пауэрс был привезен в Москву, где военная коллегия Верховного суда СССР осудила его за шпионаж и приговорила к длительному сроку тюремного заключения. Американской администрации пришлось признать, что ее разведывательные самолеты продолжают облетать на большой высоте советскую территорию для мониторинга военных приготовлений (раньше Вашингтон это отрицал). В результате был отменен визит в Советский Союз президента Эйзенхауэра и другие инициативы по сближению. Фрэнсис Пауэрс, пилот сбитого «У-2», отсидел в ГУЛАГе 21 месяц, после чего был обменен на советского разведчика Рудольфа Абеля, арестованного в Америке в сентябре 1957 года. Обмен состоялся 10 февраля 1962 года на мосту Альт Глинике между Западным и Восточным Берлином. Адвокат Донован в своей книге об Абеле утверждал, что Пауэрса передали американцам одетым в хорошее пальто, в зимней пыжиковой шапке, здоровым и откормленным. Рудольф Иванович Абель, несмотря на мороз, был только в серо-зеленом тюремном балахоне и кепочке, выглядел «худым, усталым и сильно постаревшим». Фрэнсис Пауэрс вскоре уволился из ЦРУ и стал гражданским летчиком. Погиб в августе 1977 года в Латинской Америке в пилотируемом им вертолете. А жизнь Фишера-Абеля, оборвавшаяся в результате тяжелой болезни 15 ноября 1971 года, была связана с советской разведкой до конца. Буквально до последних дней он консультировал отбывавших с ответственными заданиями за рубеж нелегалов, вооружая их бесценным опытом. Его похоронили на Донском кладбище Москвы недалеко от могилы друга и соратника Конона Молодого (Лонсдейла). Заслуги полковника Абеля отмечены орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, Отечественной войны I степени и Красной Звездой, а также знаком «Почетный сотрудник госбезопасности».
Википедия

63 года назад (1945) покончил жизнь самоубийством Йозеф Геббельс, идеолог фашизма, один из главных нацистских военных преступников

Геббельс родился в 1897 году в Ринеланде, стал журналистом. В 1922 году защитил докторскую диссертацию по истории романтической драмы. Пьесы Геббельса «Иуда Искариот» и «Странник» были отвергнуты театрами, его статьи не публиковались в газетах. Самый крупный акт самовыражения Геббельса - роман «Михаэль, или Немецкая судьба на страничках дневника» - увидел свет несколько позднее, при поддержке нацистской партии, к которой Геббельс примкнул в том же году. В 1927-1933 годах Геббельс - издатель нацистской газеты «Ангрифф». В 1928 году возглавил в нацистской партии работу по ведению пропаганды. После захвата фашистами власти в 1933 году - имперский министр народного просвещения и пропаганды. Фашистская пропаганда Геббельса была основана на проповеди расизма, восхвалении насилия и захватнических войн. В мае 1933 года во всех университетских городах Германии запылали костры из книг. Эту акцию организовал Геббельс. А в 1938 году он устроил «Хрустальную ночь» - грандиозный еврейский погром, прокатившийся по всей стране. В августе 1944 года Геббельс был назначен особым уполномоченным по ведению тотальной войны, ему было дано право призывать на войну любого здорового человека в рейхе. В последние дни Берлинского сражения перебрался в бункер фюрера. После вступления советских войск в Берлин 1 мая 1945 года Йозеф Геббельс и его жена Магда покончили жизнь самоубийством, предварительно отравив синильной кислотой шестерых своих детей.

О Первомайских демострациях: из воспоминаний разных лет и разных людей…
Сколько помню себя, всегда вспоминаются первомайские и октябрьские демонстрации, в которых мне пришлось участвовать. Вернее, присутствовать. С самого маленького возраста.
Отец брал меня на демонстрации еще тогда, когда я был в детском саду. Помню, что я сижу на плечах у папы, крепко обхватив его голову. А он держит мои ноги. Мы находимся на Красной площади…"
Тут полно народа. Идут колоннами. Мы тоже в какой-то колонне. Вокруг много цветов, много знамен, портретов, воздушных шаров, транспарантов, макетов. Глаза разбегаются. Сейчас трудно вспомнить все эти макеты и портреты, все эти лозунги. Да и не обязательно это.


Но об одном, глубоко врезавшимся в память, расскажу.
Представляете, на грузовом автомобиле, борта которого обтянуты кумачом, стоят две огромные фигуры, рабочий с большим молотом и буржуй толстопузый с широкой белой лентой поверх черного фрака. На ленте только цифры: единица и много-много нолей. Папа говорит, что это значит, что он очень богатый человек, что у него миллионы.


Рабочий время от времени поднимает свой большой молот и бьет им по черному цилиндру. Около этих фигур большая надпись: «Наш ответ Чемберлену!», или Керзону, сейчас уж и не помню. Папа объясняет, что Англия что-то делает плохое против нас, но мы ее не боимся.
Когда мы приблизились к этой машине, то я увидел, что внутри этих огромных фигур Рабочего и Буржуя находятся люди, они изнутри делают все эти движения молота. Они смотрят через маленькие прорези в одежде и смеются. Даже Буржуй смеется, когда по его цилиндру ударяет Молот.


И еще одна интересная машина: на ней одетый в позолоченную рясу поп, рядом с ним в черной поддевке поверх синей косоворотки и в черном картузе пузатый человек. На его пузе надпись - «Кулак». А что это значит, я не знаю. Папа говорит, что это деревенский буржуй. Рядом с ним маленький юркий человечек. Надпись: «Подкулачник». Еще какие-то люди.


Это все всякие враги. А над ними на специальном помосте два человека - рабочий и девушка-работница с красной косынкой на голове. В руках у них Знамя. Они в красных костюмах.
Вокруг них много знамен. Они что-то кричат в толпу, которая им аплодирует. А враги только за головы хватаются. От впечатлений голова кругом. Мы возвращаемся домой, где нас ждет вкусный праздничный обед.


Помню еще, как нас, ребятишек из детского сада, возили по праздничному городу на автомобилях. Борта машин обтянуты красными полотнищами, украшены гирляндами из цветов.
В машине деревянные скамейки. Нам строго запрещают садиться на борт. Это опасно. Только на скамейках, и только спокойно и чтобы не баловаться. В руках у нас красные флажки. У некоторых воздушные шарики и цветы.


Мы кружим по праздничным улицам центра Москвы. Кричим «Ур-р-р-а!», отчаянно размахиваем флажками. Нас приветствуют прохожие. Они тоже на празднике. В руках у многих цветы, флажки или даже шарики.
По Москве идет гуляние.


Младшие классы школы на демонстрации не ходили. На машинах нас не возили. Приходилось самостоятельно, или с родителями, выходить на праздничные гуляния.


Когда подросли, перешли уже в старшие классы, то стали принимать участие в демонстрациях. Это было святым делом для всех нас.
Помню, я просыпался рано-рано. Одевал выглаженную пионерскую форму, повязывал шею красным галстуком и долго изнывал, пока не приближалось время для ухода в школу. Форма у нас была красивая - белый верх, черный низ. Белые носочки. Красные галстуки. Очень нарядно. Даже в зеркало приятно посмотреть.


Пионеры на автомобиле перед выездом на демонстрацию. 1 мая 1933 г.
Наскоро позавтракав, отправляюсь в школу. На улицах встречаются спешащие к себе в организации люди. Они тоже будут участвовать в демонстрации. Все веселые, улыбаются. Многие с цветами.

На улицах только люди. Трамвайное движение снято. Можно спокойно идти по середине мостовой. А над нами во всю орет радио. Почти на всех домах на крышах установлены радиорупора. Они настроены на всю громкость. Передаются только праздничные песни. Играет бодрая музыка. Все это создает особое праздничное настроение.


В школе мы долго ждем своего выхода. По радио уже передают репортаж с Красной площади. Там военный парад. Слышится грохот танков.
А над головами вдруг проносятся в сторону Красной площади самолеты. Медленно в строю проплывают тяжелые бомбардировщики.
Их обгоняют стремительные истребители. Тоже звеньями, эскадрильями.


И вдруг совсем неожиданно, оглашая воздух страшно нарастающим гулом, проносится ястребок. Это какой-то особый скоростной истребитель. Он летит низко над крышами домов и где-то над самой площадью вдруг взмывает резко вверх. Эффектно. За ним тоже самое проделывают еще и еще такие же ястребки. У нас уже шею ломит от того, что мы стоим, задрав головы. От грохота некоторые стоят с открытыми ртами.


Наконец, мы строимся в колонны по шесть в ряду и возглавляемые директором школы Иваном Кузьмичом, учителями и старшей пионервожатой, идем с нашего Мерзляковского переулка на Большую Никитскую улицу. На нас смотрят, нам машут приветственно руками. Мы горды, мы счастливы.

Мы идем на Красную площадь. А над нами проплывает дирижабль. Это тоже поднимает настроение. А в воздухе полно воздушных шариков разных цветов. Дома украшены флагами, плакатами. На стенах праздничные плакаты вместо афиш о спектаклях. Очень много цветов.


Площадь проходим в быстром темпе. Так, видимо, надо, но очень неприятно почти бежать по самой Красной площади. Стараемся разглядеть членов Политбюро.


Вон там в центре сам Сталин. «Ур-р-ра товарищу Сталину!» А рядом старенький Калинин. «Ур-р-ра товарищу Калинину!» А дальше Молотов, Куйбышев, Ворошилов, другие. Ур-ра! Ур-ра» И все это во время бега. А тут еще нас все время подгоняют: «Быстрее, быстрее! Не задерживайтесь». Как ложка дегтя. Все впечатление портится.


Около Василия Блаженного строй распадается. Идем группами, кто куда хочет. Многие демонстранты складывают свои знамена и портреты вождей около Кремлевской стены. Их потом подберут машины. А мы свои знамена несем обратно в школу.


Настроение у всех снова приподнятое. Уже забылось неприятное чувство от пробежки по площади. Обмениваемся впечатлениями. Спорим о том, кто был на трибуне, а кого не было. Возбужденные идем по праздничным улицам.


























Вечером снова собираемся у школы и отправляемся по вечернему праздничному городу. Зажигаются иллюминации. В витринах освещены плакаты и портреты. Много света. Вокруг веселый смех. Повсюду песни.




Мы отправляемся на Тверскую. По ней к Красной площади на набережную Москвы-реки. Там особенно хорошо иллюминирован МОГЭС.
Когда мы учились уже в старших классах, то после демонстраций обязательно ходили на улицу Горького (бывшую Тверскую), где в витринах были выставлены проекты будущих зданий Москвы. Красивые перспективы, фотографии. Живо обсуждали виденное, яростно спорили о проектах.

Какие это были замечательные дни. Как хорошо было всем вместе быть на демонстрации, всем вместе ходить по заполненной народом праздничной Москве. Как хорошо жить…
Борис Маркус
* * *

Сколько себя помню, папа всегда брал нас на парады и демонстрации. Во-первых, в советские времена так было положено, во-вторых, отец, состоявший в различных профсоюзах, не мог себе позволить пропустить подобные мероприятия.










Я себя отчетливо помню у папы на плечах, с флажком в руках, орущим какие-то песни. Как-то перед нами шел оркестр, и я решил попробовать себя в роли музыканта.


Это фото из домашнего архива моей семьи, конечно, не такое старое, как большинство здесь представленных. Но от этого оно не становится менее ценным. Ведь на нём – одна из страниц истории нашей страны.








И пускай сейчас к ней неоднозначное отношение, пускай многие шли на демонстрации «по указке сверху», но в лицах людей читается искренняя радость – радость от того, что всё так торжественно, что звучит музыка, что их много и они заодно.










В 1976 году первомайская демонстрация шла по самому центру нашего города - улице Кирова.










* * *
В детстве я любила Первомай. Рано утром просыпаешься под звуки оркестра, доносящиеся с улицы. Весеннее солнце ярко светит в окно, на деревьях распускаются первые листочки.
Улицы чистые, украшены красными флагами, цветами, плакатами «Мир. Труд. Май», «Слава трудящимся», «Миру -мир», портретами Маркса, Энгельса, Ленина.


Родители приносят связку разноцветных воздушных шариков, надутых гелием. Шарики сразу улетают под потолок. Красиво! Я подпрыгиваю, чтобы дотянуться до них.
Мы с мамой прикручиваем проволокой к веткам разрисованные акварелью бумажные цветы, чтобы с ними пойти на демонстрацию. По радио звучит: «Утро красит нежным светом стены древнего Кремля…».
После всех приготовлений на улицу выходим нарядные. У меня - новое платье, белые носочки, в руках - флажок. Флажок был очень красивый: на красном фоне нарисован золотой салют. А еще к флажку можно было привязать шарик.


Народу на улице много, все бегут в центр с флажками, веточками, красными гвоздиками, шарами. Гремит музыка. По улице Ленина (от «Детского мира» до Гостиных рядов) идет демонстрация.


Мы добегаем до магазина «Светлана», там - лучшее место: отлично видны все колонны - и протискиваемся к бордюру. Дети сидят на плечах у пап, чтобы лучше было видно. А по улице движутся колонны с портретами вождей, знаменами, транспарантами «Народ и партия едины», «Слава КПСС».


Каждый завод придумывал к демонстрации что-то эдакое. Кто-то плясал под гармошку, кто-то пел. Особенно мне нравились машины, украшенные цветами, крутящимися «земными шарами», яркими лентами.
Еще были огромные транспаранты на колесиках - портреты Ленина, выложенные цветами.


Мне всегда хотелось тоже пройти в радостной первомайской колонне, и однажды отец взял меня с собой. Тогда мне очень понравилось вместе со всеми кричать «ура!». Я постоянно тормошила отца: «Ну когда же мы будем кричать? Другие уже кричат!» - «Уже скоро, сейчас подойдем к площади!» - отвечал он.


На площади собралась огромная толпа, мне ничего не было видно. На трибунах стояли какие-то дядьки и махали рукой, флажками. Но это было не важно. Когда бодрый голос в рупор говорил: «С праздником мира и труда, ура!», все горланили: «Ура-а-а!» И я вместе со всеми. Было шумно и весело.


А потом, когда все закончилось, мы пошли гулять в парк: там катались на качелях–каруселях, ели мороженое…
* * *

Небывалое единение охватывало трудящихся СССР два раза в год - 1 Мая и 7 Ноября. Перекрывалось движение и празднично одетые люди с плакатами и флагами двигались к Центральной площади, где их приветствовали с трибун руководители партии.


И хотя последняя официальная демонстрация прошла 1 Мая 1990 года, воспоминания о них свежи. Действительно, это было незабываемое ощущение - сидя на плечах папы, сжимая в руке флажок «Миру-Мир» и шарик, кричать вместе со взрослыми до хрипоты радостное «Ура!!!».


К ним готовились с особым настроением. На демонстрацию приходили в лучшей одежде, и праздничное шествие превращалось в демонстрацию самой модной одежды. По одежде людей, изображенных на фотографиях, можно безошибочно определить годы, когда это происходило.


Для конца 40 – 50 годов самой модной одеждой было пальто с чернобуркой, для 60 годов – плащ «болонья», для 70-х - расклешенные брюки и батники.


Кстати, с демонстрациями связана еще одна советская традиция – фотографироваться с друзьями и коллегами по работе во время праздничного шествия. Благодаря этим фотографиям сейчас мы можем вспомнить – как это было.









































В середине 19 столетия рабочий класс начал борьбу за свои права, в частности, за установление восьмичасового рабочего дня. Первыми с этим требованием выступили рабочие Австралии в 1856 году, а в 1886 году их примеру последовали различные анархические организации США и Канады, устроившие целый ряд митингов и демонстраций в первый день мая. В результате этой акции пострадало немало людей, а организаторы были казнены.

В июле 1889 года Парижский конгресс II Интернационала в память об этом событии провозгласил 1 мая 1890 года Днем солидарности рабочих всего мира и предложил провести мирную демонстрацию и выступить с социальными требованиями. С тех пор праздник стал ежегодным.

После Февральской революции 1917 года на демонстрацию 1 мая на улицы вышли миллионы людей с лозунгами: "Долой министров-капиталистов", "Вся власть советам!" и так далее.

После Октябрьской социалистической революции 1917 года праздник был назван "День Интернационала" и стал отмечаться официально. С тех пор несколько раз менялось его название: Праздник международной солидарности пролетариата (с 1930 года), Боевой праздник международного пролетариата (с 1943 года), День всемирного праздника трудящихся (с 1946 года), День международной солидарности трудящихся - Первое Мая (с 1972 года).

Москва, первый парад Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА), 1 мая 1918 года

Рига, 1919 год

Москва, 1 мая 1920 года. В. И. Ленин на I Всероссийском субботнике во дворе Кремля

Иваново, Первомайская демонстрация, середина 1930-х годов

Москва, 1 мая 1949 года. Министр Вооруженных Сил СССР А. М. Василевский приветствует войска, построенные для военного парада

Северск, 1960-е годы

Москва, Первомай, 1970-е годы

Первомайская демонстрация, 1970-е годы

Первомайская демонстрация, 1970-е годы

Первомайская демонстрация

Москва, 1 мая 1990 года. Последняя первомайская демонстрация в СССР



Публикации по теме