Пилотирование самолета в подарок.

В ближайшие выходные, если выдастся лётная погода, я хочу совершить свой первый настоящий полёт на месте второго пилота на настоящем самолёте, Як-18т. А пока выходные не наступили, изучаю мат. часть, тренирую навыки самолётовождения в симуляторе полётов. Симер я уже довольно опытный, 5 лет за плечами). Поэтому нижеследующий рассказ интересен и тем, кому хочется знать, "как делается полёт" изнутри, и тем, кто только начинает играть в симулятор.

Обучение полётам на пилота любителя проходит на разных аэродромах Ленинградской области, в частности, в Кронштадте, Куммолово, Гостилицах. Я поеду в Гостилицы, но в симе (в симуляторе) Гостилицы пока не реализованы, поэтому тренируюсь я в Кронштадте. Тем более был там совсем рядом с аэропортом и хорошо представляю себе наземные ориентиры. А учебные полёты, по крайней мере те, что проходят визуально, большую роль уделяют ориентировке в воздухе, основываясь именно на видных наземных сооружениях.

Итак, аэродром в Кронштадте. Бывший закрытый военный, теперь открытый частным лицам. Раньше на нём также проходили рейвы. Совсем небольшой перрон на несколько маленьких самолётов, да взлётно-посадочная полоса из бетонных плит длинной всего 500 метров. Вот и всё, что тут есть).

А вот и самолёт, на котором будет проходить виртуальный учебный полёт по кругу - Як-18т:

Самолёт выпускался с конца 60ых годов в СССР и с середины девяностых в России смоленским заводом. Массово использовался для обучения курсантов лётных училищ. Сейчас дейтсвующих самолётов осталось несколько десятков, большинство из них в частных руках членов аэроклубов.

По руководству по лётной эксплуатации (документ, регламентирующий все основные действия, связанные с полётами на самолёте) до того, как собственно лететь, необходимо осмотреть самолёт, включить все приборы, проверить их. Вся эта довольно скучная работа реализована и в симуляторе - для того, чтобы запустить двигатель нужно выполнить следующие действия:
- Проверить, чтобы шаг винта был минимальным, а рычаг управления двигателем (РУД) переставить в положение примерно 1/3 от малого газа
- Запросить разрешение на запуск двигателя последовательно у диспетчера и у наземного техника
- Открыть вентиль насосной системы
- Включить аккумулятор
- Включить генератор, АЗС "Зажигание" и ещё парочку тумблеров щёлкнуть на той же нижней панели (АЗС - автомат защиты сети)
- Вручную подкачать шприцом топливо 3-5 раз (в реальной жизни это делается, когда техник раскручивает винт)
- Переставить указатель магнето из положения "0" в положение "1+2"
- Нажать и удерживать кнопку запуска двигателя до его запуска, но не более 3х секунд

После того, как двигатель запустится, необходимо переставить РУД туда-сюда в диапазоне 40-60%, потом установить на прогрев где-то в районе 50%. Можно и меньше, но не опусктаь ниже 41% - иначе генератору не хватит частоты оборотов вала, электроэнергия на потребители пойдёт от аккумулятора, который быстро разрядится. Если на стоянке планируется стоять довольно долго, то имеет смысл открыть жалюзи капота (чтобы двигатель лучше охлаждался). Если нужно быстрее полететь - жалюзи лучше закрыть.

Перед рулением необходимо прогреть двигатель минимум до 120 градусов. Пока он прогревается, можно заняться корректировкой гирокомпаса. Для этого необходимо на соответствующей панели управления выставить широту текущего аэродрома (60 градусов для Кронштадта), выбрать северное полушарие, переставить правый тумблер в положение "ГМК". В течение 3х минут компас начнёт показывать истинный текущий курс, что важно для совершения полёта.

Далее следует запросить у диспетчера Старта и наземного техника (если он ещё здесь:) разрешение на руление. Техник уберёт колодки из-под колёс и даст отмашку рулить. Диспетчер скажет, что можно выезжать на предварительный старт примерно так:
- Старт, 10, разрешите руление и предварительный
- 10, разрешаю руление и предварительный. Полоса 9.
- 10, разрешили руление и предварительный. Полоса 9.

Предварительный старт - это позиция перед выездом на полосу (ВПП). Есть ещё исполнительный старт - позиция, с которой начинается разбег самолёта.

Итак, даём двигателю режим 50-55%, снимаем самолёт с тормозов, и начинаем руление, в поворотах отклоняя педали и нажимая соответствующие боковые тормоза.

Подъезжаем к педварительному старту, запрашиваем разрешение на выезд на полосу у диспетчера:
- 10, на предварительном. Разрешите выезд на ВПП 27 и занятие исполнительного.
- 10, выезд на ВПП 27 и занятие исполнительного разрешаю.
- 10, выезд на ВПП и исполнительный разрешили.

В авиации взлётно-посадочный полосы обозначаются цифрами, примерно указывающими на курс полосы. К примеру, в Кронтштадте одна ВПП. В одну сторону курс 267 градусов, в другую - 87. Полоса, с которой разбег ведётся на восток - 9 (округлённые 87), на запад - 27. Нам нужно проехать по полосе до её западного торца, и развернуться на 180 градусов, чтобы взлетать на восток.

По бетонному покрытию на рулении запрещается ездить на Як-18т на скорости, превышающей 30 км/ч. Поэтому неспеша направляемся к торцу, там сбрасываем оборты двигателя и разворачиваемся.

Направляем носовую часть самолёта по оси полосы. На этом рулёжная часть закончена, вот как это выглядит на видео:

После выруливания на взлётный курс, открываем жалюзи, чтобы мотор не перегрелся на взлётном режиме. И зачитываем карту контрольных проверок, попутно проверяя готовность всех приборов к взлёту и взлётное положение самого самолёта. На Як-18т как таковых закрылок нет, есть "посадочный щиток", который выполняет те же функции. Он выпускается только на посадке, а взлёт производится на чистом крыле. Проверяем, чтобы он был убран и включаем обогрев приёмника воздушного давления (ПВД) для корректной работы в воздухе указателя горизонтальной и вертикальной скоростей.

Докладываем диспетчеру:
- 10, на исполнительном, к взлёту готов.
- Взлёт разрешаю. После взлёта следуйте по левому прямоугольному маршруту.
- Взлёт разрешили, после взлёта по левому маршруту.

Прожигаем свечи кратковременным увеличением режима двигателя до 64%, после этого снимаем самолёт с тормозов и плавно переводим РУД от себя до упора - во взлётное положение. Самолёт немного уходит вправо - это следствие вращательного момента винта. Парируем уклонение вправо педалями, держим самолёт по осевой линии, следим за набором скорости.

На скорости 90 км/ч аккуратно тянем штурвал на себя, поднимаем переднюю стойку шасси и в этом положении продолжаем взлёт. Самолёт будет пытаться сильнее поднять нос, но это движение надо подавить, немного отдав штурвал от себя и сохраняя угол атаки. В таком положении на скорости примерно 130 км/ч произойдёт отрыв задних стоек шасси и самолёт взлетит.

Не допуская сильного задирания носа вверх, набираем высоту 50 метров, после чего убираем шасси и несколько уменьшаем угол атаки. Таким образом увеличится скорость самолёта и можно будет снизить режим двигателей до 75%. После набора скорости 170 км/ч, можно увеличить вертикальную скорость.

На картинке ниже момент уборки шасси и выдерживания на высоте около 50 метров. Видна будка диспетчера, перрон и торец полосы.

И кольцевую автодорогу. На картинке - КАД в сторону строящегося тоннеля в направлении Ломоносова. Видны высокоэтажки 16го квартала Кронштадта:

Удаляемся от ВПП, поднимаемся выше. Не так уж и далеко - историческая часть города, виден Морской собор:

Взлёт на видео из кабины:

Набрав высоту 150 метро, делаем первый разворот. Вообще, полёт по кругу - это полёт по прямоугольному маршруту. В прямоугольнике, как известно, 4 угла, в которых происходят четыре разворота. Первый - после взлёта на 90 градусов. За пару секунд до разворота немного прибавляем газу и разгоняем самолёт до 180 км/ч. Из окошек видно дамбу в сторону Горской:

После первого разворота продолжаем набирать высоту, следя за тем, чтобы температура головок цилиндра и масла была в установленных пределах. А чтобы она оставалась в таких пределах, режим двигателя устанавливаем примерно на 70-72%. Скорость - 170 км/ч. После набора высоты снижаем режим до 68-70%, смотрим в левое окошко назад. Как только полоса, с которой взлетели, будет под углом 45 градусов к самолёту, начинаем второй разворот.

В полётах по кругу разешается создавать крены до 30 градусов. Но в таком резком крене нужды сейчас нет, поэтому вполне хватит и 15. Самолёт маленький, инерция слабая, разворачивается быстро. Не забываем держать высоту - штурвал немножко на себя, газу чуть больше.

Первый и второй развороты на видео из кабины:

Итак, развернулись на 180 градусов по отношению к взлётному курсу. Слева видно ВПП, по её направлению можно проконтролировать, правильным ли курсом летит самолёт. Если направление его полёта параллельно полосе, значит, летит правильно.

Когда самолёт пролетает торец полосы (т.е. её оконечность), можно доложить диспетчеру о своём местоположении:
- 10, на траверзе
- 10, понял

Вообще в нормальных аэропортах работает много диспетчеров, каждый из которых обслуживает небольшой участок - руление, взлёт, круг, район, подход, посадку. На маленьких аэродромах при полётах по кругу как правило работает один единственный диспетчер старта. Однако если требуется произвести полёт по маршруту, тогда диспетчер старта передаёт самолёт диспетчеру района или центра. В нашем случае осталось пролететь ровно половину пути, и заморочки с кучей диспетчеров нет.

Дистанция между вторым и третьим разворотами на видео из кабины:

Третий разворот производим, когда полоса будет под углом 45 градусов к самолёту. Не теряя высоты, ложимся в крен 15 градусов:

Развернувшись, выпускаем шасси. Выпущенные шасси создают повышенное сопротивление воздуха, поэтому немного увеличиваем режим двигателя.

Связываемся с диспетчером:
- 10, шасси выпустил, три зелёных горят, разрешите посадку визуально.
- 10, визуальную посадку разрешаю, ВПП 9.
- 10, посадку разрешили

Оцениваем удаление до ВПП и начинаем снижаться. Убираем немного режим двигателя, нос самолёта сам наклонится вниз, и самолёт перейдёт в снижение. При необходимости угол снижения можно отрегулировать штурвалом.

В чётвертый и последний разворот входим в снижении, определив начало разворота таким образом, чтобы после выхода из него оказаться в створе ВПП. В данном полёте расчёт был ошибочным, немного не долетели до глиссады (траектория захода на посадку). Поэтому снова отвернули чуть вправо.

Третий и четвёртый развороты на видео из кабины:

Установив визуальный контакт с полосой, вносим регулировки по курсу и скорости снижения, выпускаем посадочный щиток:

10, щиток

Обращаем внимание на скорость. Она должна быть 150 км/ч. Полоса кажется такой маленькой, хотя она уже близко. На самом деле она и есть маленькая, 500 метров всего. Поэтому целимся не в торец полосы, а в точку, расположенную ближе к нам на 100-120 метров ближе. Иначе пока будем выравнивать самолёт, половину полосы пролетим и выкатимся в поле. А это чревато.

Каждый, кто получил в подарок сертификат на пилотирование самолета, окажется в удивительном мире покорителей неба. Полет пройдет на тренажере-симуляторе Diamond DA40 или Diamond DA42, выполненном в виде кабины легкомоторного самолета Cessna 172. Благодаря подвижной кабине с панорамной визуализацией и точной имитаций бортовых систем создается полная иллюзия полета на настоящем самолете. Тренажер сертифицирован FAA США по категории B.
Каждый тренажер-симулятор оборудован подвижной платформой с тремя степенями свободы, позволяющей воспроизводить ощущения реального полета. Перед обладателем сертификата откроются шикарные виды местности (изображения транслируются на окна кабины). Все, кто пробовал «летать» хотя бы раз, утверждают, что ощущения настолько реалистичны, что иногда забываешь о том, где ты находишься на самом деле.
На тренажере воспроизведены все элементы управления, которыми оснащен настоящий самолет, а обладатель сертификата испытает те же ощущения, что и профессиональный пилот при взлете, посадке, выполнении фигур пилотажа, турбулентности и т. д.
В настоящий момент в симуляторе можно выбрать полет из 222 стран и более чем 15000 аэродромов.

Сертификат на пилотирование самолета – хороший подарок для любого человека, ведь оказаться хотя бы раз за штурвалом мечтает каждый – и ребенок, и взрослый. К полетам допускаются лица старше 6 лет.

Что включает в себя сертификат?

30 или 60 минут (в зависимости от сертификата) виртуального пилотирования (включая инструктаж), «полет на самолете» с инструктором по выбранному маршруту (также можно выбрать погодные условия и даже «неожиданную» неисправность систем), отработка взлета, посадки и фигур высшего пилотажа. Завершится «полет» разбором ошибок и рекомендациями инструктора. Каждый летчик получит приятный подарок- сертификат о прохождении начального уровня подготовки.

Сколько дарить?

Если ваш близкий человек, друг или ребенок давно мечтает попробовать пилотирование самолета, в подарок выбирайте сертификат на 60 минут, не прогадаете. Когда крылатая машина мчится над океаном или проносится над городами, минуты летят очень быстро! Кроме того, этот сертификат может быть поделен между двумя начинающими пилотами, в таком случае каждый из них полетает по 30 минут.

Пролетая над Невой в дирижабле. Боялся выронить за борт айфон, но всё обошлось. :-)

«МегаФон» уже второй год спонсирует проект Андрея Добрынина «Чудеса России с высоты птичьего полета». Группа энтузиастов на купленном для этого проекта дирижабле летает над российскими достопримечательностями и фотографирует их с воздуха. Мои друзья из «МегаФона» предложили мне присоединиться к проекту и поснимать русские города самому. Первым оказался Санкт-Петербург, над которым я уже летал недавно на вертолете.

Полет на дирижабле - это, конечно, совсем другое: скорость летающего баллона с газовой горелкой и пропеллером позволяет фотографировать всё внимательно и с расстановкой и, наконец-то, между стеклом объектива и тем, что находится на земле, нет никаких преград, нет мутного стекла иллюминатора.

Вчера состоялся первый мой полёт над Питером. Мы поднимались в воздух два раза, на полтора часа по времени. Взлетали около шести утра, пока тепловые потоки от разогретой от жары земли не мешали дирижаблю находиться в воздухе. Сделали облет центральной части города со всеми её основными достопримечательностями - Марсовым полем, храмом Спаса на крови, Дворцовой площадью, Исакиевским собором, Адмиралтейством, Кунсткамерой, стрелкой Васильевского острова и, конечно, Петропавловской крепостью, от стен которой мы с пилотом Михаилом Бакановым стартовали. Впечатления трудно передать словами. Это просто счастье в чистом, незамутненном виде. Я и представить себе не мог, что когда-нибудь представится возможность пролететь над великим городом и побыть с ним один на один.



1. Миша Баканов в кресле пилота. Отсюда он управляет газовой горелкой, клапанами стравливания воздуха и работой двигателя. Пассажир сидит у него за спиной.



2. Миша сказал: «Поехали», и мы так быстро стали подниматься, что я оглянуться не успел, как дирижабль оказался на высоте шпиля Петропавловки.



3. И вот мы уже летим в сторону Невы, крепость уменьшается в размерах, удаляется от нас.



4. Общий вид Петропавловской крепости.



5. Марсово поле.



6. Река Фонтанка и Михайловский (Инженерный) замок (справа).



7. Питерские крыши.



8.



9. Храм Спаса на крови.



10.


11.


12. Движемся в сторону Дворцовой площади. Огромные баллоны с газом, стоящие прямо у моих ног, заставляют думать о вечном.



13. Казанский собор.



14. Пролетаем над Невским проспектом.


15. Взгляд вдоль Невы - на Зимний дворец и Адмиралтейство.


16. Вид от Дворцовой - до Петропавловки.


17. Зимний дворец.



18. «Бежит матрос, бежит солдат, стреляют на ходу». Дворцовая площадь.



19. Классический питерский двор-колодец.



20. Троице-Измайловский собор. Главный купол храма восстановлен после страшного пожара 2006 года.



21.



22. Начинаем облёт Исаакиевского собора.



23.



24.



25.



26.



27.



28.



29. Один из символов города - памятник Петру Великому.


30. Зимний дворец со стороны Невы.



31. Дворцовая площадь.



32.



33. Храм Спаса на крови



34. Летим над Невой. Кунсткамера и стрелка Васильевского острова.



35.



36.



37. Прямо по курсу - Петропавловская крепость.



38.



39.



40. Облетаем Петропавловскую крепость, заходим на посадку.



41. Музей артиллерии.



42. Местный житель тепло приветствует прибытие отважных воздухоплавателей.



43. После приземления ребята провели торжественный ритуал посвящения меня в воздухоплаватели с шампанским и поджиганием клока волос зажигалкой. Всё, как полагается.



44. Полеты окончены? Нет, они продолжаются. На очереди у нас Ярославль, Казань и, если очень постараемся, то и Москва.




Публикации по теме