План конспект урока аппликация тканевая копирование рисунка. Конспект урока по трудовому обучению на тему "объемная аппликация "сказочный цветок"

ОГБОУ «Смоленская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа I и II видов»

Конспект урока по теме:

«Аппликация из бумаги. Пальмы»

Выполнила

Кляпицкая Юлия Владимировна ,

учитель начальных классов

Смоленск

2012

Цели урока:

Обучающие (образовательные) : закрепить представление об аппли­кации, продолжить знакомство с понятием «симметрия».

Развивающие: способствовать развитию художественного вкуса, во­ображения; развивать навыки работы с ножницами, клеем.

Воспитывающие: воспитывать такие необходимые учебные качества, как аккуратность, усидчивость.

Оборудование: цветная бумага, ножницы, плакаты по технике безопасно­сти при работе с ножницами, клей ПВА и листок бумаги, аудиозапись песни «Чунга-чанга» (слова Ю. Энтина, музыка Шаинского), табличка «симметрич­ные фигуры».

План урока:

    Организационное начало.

    Ориентировка в задании.

    Практическая работа.

    Подведение итогов.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя и учащихся

Примечания

I . Организа-ционное нача-ло.

Задачи: на­строить ребят на работу.

— Ребята, выйдите из-за парт, станьте ровно. (Ровно стоят около парт, приветствуя учителя). Сейчас урок технологии.

II . Ориенти­ровка в зада­нии.

Задачи: по­знакомить с планом работы, организовать рабочее место детей.

— Послушайте песенку «Чунга-чанга». Что вы представляете себе, слушая эту песенку?

— Какой характер музыки передает ее содер­жание? (Веселый, задорный)

— Как вы думаете, о какой стране идет речь? Если вы были внимательны, то услышали, что речь идет о кокосах и бананах. А пальмы с этими плодами растут только в теплых стра­нах, на берегу океана.

— Почету для основы (фона) выбрали бумагу оранжевого цвета? (Жара, много солнца.)

— Как называются деревья, на которых рас­тут кокосы? (Пальмы.)

— Обратите внимание на ствол пальмы. Ка­кую геометрическую фигуру он напоминает? (Перевернутые треугольники.)

— Из каких деталей состоит пальма? (Ствол, пять резных листьев, плоды.)

— Какого цвета дерево? (Ствол — коричнево­го, листья – зеленого, кокосы – коричневого, темного цвета.)

— Вначале необходимо подготовить детали аппликации: вырезать листья, затем – ствол и кокосы. Для этого повторим инструкцию по технике безопасности при работе с ножница­ми.

— Прежде чем приступить к работе, проверь­те, все ли необходимое к уроку у вас лежит на парте: цветная бумага, ножницы, клей ПВА, листок бумаги.

Образец

Вывешиваю плакаты (дети чита­ют по пунк­ту)

III . Практиче­ская работа.

Задачи: пока­зать ребятам, как можно ис­пользовать зна­ния по теме «Симметрия» при создании красивой ап­пликации из бумаги, а также с какой легкостью можно получать одинаковые фигуры в двух и более экземплярах.

— Что будете вырезать вначале? (Листья)

— Сделаем заготовки: зеленые прямоуголь­ники 3 см*5 см.

— Обратите внимание на способ вырезания деталей. Он называется симметричным. Что это значит? (Это значит, что вырезая де­таль по сложенной заготовке, а потом рас­крыв ее, получим зеркальное отражение од­ной части в другой)

— Заготовка ствола должна быть равна длине двух листьев, т. е. 10 см*3см.

— Что наклеивается вначале? (Ствол)

Выполнение изделия в следующей последо­вательности

А) вырезать по плану детали.

Б) расположить на основе.

В) приклеить, начиная со ствола.

демонстра-ция образца

Прикрепляю табличку «Симмет­ричные фи­гуры»

Прохожу между ряда­ми, показы­ваю, контро­ли-рую, объ­ясняю.

IV. Подведе­ние итогов.

— Положите свои работы на край парты. Я пройду и оценю их.

— Расскажите, что вам понравилось в вашей работе. Какие ошибки вы допустили? Что бы вам хотелось исправить или дополнить?

— В ходе работы мы закрепили представле­ние об аппликации; продолжили знакомство с какими фигурами? (с симметричными фигу­рами)

— Работали вы дружно, помогая друг другу советами, выполняя правила по ТБ, пользуясь планом. Молодцы!

— Приведите свое рабочее место в порядок. Урок закончен.

Оценка ка­чества рабо­ты в сравнении с образцом. Лучшие ра­боты пока­зываю всему классу. Самооценка выполнен-ных работ.

Список литературы

1) Андрущенко А. В. Развитие пространственного воображения на уроках математики. 1 – 4 классы / А. В. Андрущенко. – М.: Владос, 2005. – 134 с.

2) Житомирский В. Г. Путешествие по стране Геометрии / В. Г. Житомирский, Л. В. Шеврин. – М.: Педагогика, 1994. – 176 с.

3) Цирулик Н. А. Умные руки. 1 класс: Учебник / Н. А. Цирулик, Т. Н. Проснякова. – Самара: Учебная литература, 2004. – 80 с.

Кляпицкая Юлия Владимировна, учитель начальных классов

Степанова Валентина Юрьевна

Конспект урока технологии: объемная аппликация из салфеток «Рыбка»

Класс: 3

Цель: создание условий для знакомства с новым видом объемной аппликации из салфеток.

Задачи урока:

    Способствовать изучению технологии правильного выполнения объемной аппликации из салфеток.

    Развивать фантазию, внимание и творческие способности.

    Воспитывать эстетический вкус, аккуратность.

Формируемые УУД

Предметные:

    учиться изготавливать объемные аппликации из салфеток;

    использовать приемы работы с бумагой;

    применять правила безопасной работы с ножницами и клеем.

Метапредметные:

Познавательные УУД

    извлекать информацию из схем, иллюстраций;

    выявлять сущность и особенности объектов;

    на основе анализа объектов делать выводы;

    искать и отбирать информацию.

Коммуникативные УУД

    формируем умение слушать и понимать других;

    строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

    организовывать учебное взаимодействие в паре.

Регулятивные УУД

    оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

    прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

    контролировать свою деятельность на основе плана;

    определять цель учебной деятельности самостоятельно или с помощью учителя.

Личностные

    учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

    ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

    способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Форма урока: фронтальная, групповая.

Методы: словесный (разъяснение), практический (изготовление аппликации).

Оборудование: салфетки, образцы рыбок, ножницы, клей, картон, готовая аппликация «Рыбка», аквариум.

План урока:

1) Организационный момент
2) Мотивационный этап
3) Актуализация знаний
4) Постановка учебной задачи

5) Подготовка к практической работе

6) Физкультминутка
7) Практическая работа
8) Итог урока. Рефлексия

Ход урока

Название этапа: организационный момент

Задача: создать эмоциональный настрой на урок

Метод: словесный

Прием: беседа

Время: 1 мин

Название этапа: мотивационный этап

Задача: заинтересовать учащихся на изучение нового материала

Метод: словесный

Прием: рассказ, беседа, загадки

Время: 3 мин

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Испортить, разрушить природу легко, а вот понять ее секреты, извлечь из них пользу может лишь тот, кто умеет любоваться

ею, рассматривать ее, изучать.
На уроке мы поговорим о мире животных, но о каких – это вы можете сказать, отгадав загадку.
Плаваю под мостиком и виляю хвостиком, по земле не хожу, рот есть, да не говорю, глаза есть, да не мигаю, крылья есть – не летаю?
– Сегодня мы познакомимся на уроке с обитателями подводного мира и не только, а также создадим свой маленький подводный мир.
– А вы знаете, что жизнь на земле зародилась много миллионов лет назад. Скорее всего, первые существа появились в океанах. И через много лет эти живые существа изменились и превратились в животных, которых мы называем рыбами.
– На Земле около 200 тысяч видов разных рыб. Часть из них обитает в прудах, озерах и реках. А остальные морские.
– Среди рыб, если посмотреть на рисунок, есть большие и маленькие.
– Каких рыб вы знаете?

Поиграем в игру, вам нужно узнать названия рыб, помогут в этом загадки.

1) Шириной с тарелку
В реках и озерах
Много зарослей, в которых
Он спокойно обитает.
Он прудов не избегает.
С промерзающей водой
И серебряный бывает
И бывает золотой.

2) В бинокль злюку разгляжу
И капитану доложу
Знают все прекрасно –
С ней играть опасно:
Зубы острые как нож,
Лучше ты ее не трожь!

3) Хвостом виляет, зубаста, а не лает.

4) Как по морю-океану,
Рыба – рыбица плывет,
И к огромному фонтану
Подплывать нам не дает!
От него волна бежит,
Ну конечно это –

Рыбы

Окунь, карась, щука..

Карась

Акула

Щука

кит

Показ картинок с рыбами

Название этапа: актуализация знаний

Задача: актуализировать знания учащихся

Метод: словесный

Прием: беседа

Время: 2 мин

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Ребята, посмотрите, какие материалы лежат у вас на парте? Как вы думайте, что можно изготовить из данных

материалов?

Что такое аппликация?

Что можно украсить аппликацией? А как вы понимайте понятие «объемная аппликация»?

Только часть такой аппликации соприкасается с основой, а большая часть поднимается над основой и имеет высоту.

Салфетки, ножницы, клей.

Оригами, цветы, аппликацию

Аппликация-это один из видов из видов изобразительной техники, который основан на вырезании и наложении различных материалов на определённый фон.

Аппликацию используют для украшения одежды, мебели и много другого.

Большая часть аппликации поднимается над картоном и имеет высоту.

Название этапа: постановка учебной задачи

Задача: самостоятельная постановка учебной задачи учащимися

Метод: словесный

Прием: загадки

Время: 2 мин

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Посмотрите, дом стоит,
До краев водой налит,
Без окошек, но не мрачный.
С четырех сторон прозрачный.
В этом домике жильцы –
Все умелые пловцы.
Кто знает обитателей аквариума?

Как вы думайте, что мы будем сегодня изготавливать?

Ребята, у меня есть аквариум, рассмотрите на него.

В нем всего одна рыбка, и ей очень одиноко. Мы сделаем ей друзей?

Какая будет цель нашего урока?

Аквариум

Меченосцы, скалярии, петушки, сомики.

Рыбок, аквариум.

Изготовить рыбок из салфеток, аппликация рыбки

Показ аквариума

Название этапа: подготовка к практической работе

Задача: составление этапов работы

Метод: словесный

Прием: беседа

Время: 6 мин

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Рассмотрите рыбку, которая есть в аквариуме. Как вы

думайте, как мы будем ее выполнять? Какие могут быть рыбки по цвету?

Посмотрите внимательно и скажите, как она сделана, из
каких деталей?

Верно. Сейчас составим алгоритм.

Что сделаем сначала?

Итак, первый этап нашей работы:

Второй этап:

Сворачиваем салфетку 4 раза, разрезаем.

Скатываем между двумя ладошками кусочки салфетки в небольшие шapики.

Четвертый этап:
Намазываем клеем участок на рисунке, который мы сейчас будем «зарисовывать», и плотно в один слой выкладываем (приклеиваем) шарики. Двигаемся от одного участка к другому.

Работать вы будете в парах, вам нужно будет сделать вдвоем одну рыбку. Как работать в паре?

Выберите одного человека из вашей пары, который подойдет и вытянет одну рыбку. Сейчас рыбку, которую вы взяли, нужно перевести на картон. А затем приступить к созданию аппликации.

Будем брать маленькие кусочки салфетки, скатывать и приклеивать.

Всех цветов.

из скрученной салфетки

хвост, плавники, тело, голова.

Выберем цвета, из которых будет состоять наша рыбка.

Нужно подготовить квадраты из салфеток.

Нужно скатать шарики, комочки

Нужно намазать клеем, то место, куда будем приклеивать шарики.

Слушать друг друга, помогать, подсказывать, дружно, сообща.

На слайде поэтапная схема

Название этапа: физкультминутка

Задача: снять физическое напряжение

Прием: стихотворение, упражнение

Время: 2 мин

Название этапа: практическая работа

Задача: выполнение работы практически

Метод: словесный, практический

Прием: создание аппликации

Время: 25 мин

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Перед началом работы давайте повторим технику безопасности при работе с клеем и ножницами.

Техника безопасности при работе с ножницами

Ножницы нельзя брать без разрешения

Ножницы нельзя класть на край стола, они могут упасть и поранить

Ножницы нельзя оставлять в открытом виде

Нельзя проводить руками по открытым лезвиям ножниц, они острые и можно поранится

Ножницы нельзя передавать лезвиями вперед

Ножницы нужно хранить в подставке ручками вверх

Ножницы нельзя держать лезвиями вверх или по направлению к себе, можно наткнутся и пораниться

Ножницами нельзя вырезать на ходу

Техника безопасности при работе с клеем

1. С клеем обращайтесь осторожно. Клей ядовит!

2. Наноси клей на поверхность изделия только кистью.

3. Нельзя, чтобы клей попадал на пальцы рук, лицо, особенно глаза.

4. При попадании клея в глаза надо немедленно промыть их в большом количестве воды.

5. По окончании работы обязательно вымыть руки и кисть.

6. При работе с клеем пользуйтесь салфеткой.

Теперь вы можете приступать к работе

Работа учащихся

Название этапа: итог урока, рефлексия

Задача: подвести итоги урока

Метод: словесный

Прием: беседа

Время: 4 мин

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Послушайте стихотворение В. Шульжик «На дне морском»:

Ныряли в море первооткрыватели
И без дыханья достигали дна.
А после

Привычные давали имена.
Вот кот морской,
Вот, пообедав вкусно,
У камня дремлет рыба-звездочет.
Морской бычок морскую ест капусту,
Как будто он забрался в огород.

Вот рыба-меч,
Она как меч без ножен,
Мечу такому ножны не нужны.
Морской петух напуган и встревожен.
Забился в тень, одни глаза видны.
У многих рыб обычные названия,
Земные и привычные вполне.
Названия, известные нам ранее.
Хоть мы и не бывали в глубине....

А теперь, давайте, и мы дадим имена своим рыбкам.

По очереди выходите, показывайте рыбку, называйте ее имя и запускайте в аквариум.

Теперь моей рыбке не грустно.

Нам нужно оценить работы друг друга.

Критерии оценивания работ:

    аккуратность,

    проявление творчества, оригинальность композиции использование приемов для создания деталей композиции,

    цветовое решение.

Пришло время прощаться с золотой рыбкой. Но она хочет знать, что вы на уроке узнали нового. Что было интересного?

Рыбка предлагает вам загадать желание, которое непременно исполнится.

Убираем свои рабочие места.

Запускают рыбок в аквариум. Оценивают друг друга

Тема урока: «Аппликация из ткани»

Уроку предшествует подготовительная (домашняя) работа по разработке несложных эскизов и изготовлению шаблонов для аппликаций.

Цель: Обучающая – знакомство с одним из видов народного творчества – аппликацией, применением ее для украшения интерьера, расширение знания о материалах, применяемых для выполнения аппликации.

Развивающая – продолжать развивать мышление, самостоятельность, самоконтроль, способность проявлять творческий подход при выполнении заданий.

Воспитывать – познавательный интерес к предмету, культуру общения, эстетический вкус, аккуратность, трудолюбие, дисциплинированность, взаимопомощь.

Коррекционная - развивать у учащихся функции мелкой моторики рук, глазомер. Развивать аккуратность, усидчивость при выполнении работы.

Выбор и обоснование форм и методов:

Формы:

    фронтальная (выдача на класс);

    дифференцированная

Методы:

    словесные

    наглядные

    практические

Методы проведения занятий:

    беседа с объяснением нового материала;

    показ наглядностей

    демонстрация трудового приема

    практическая работа учащихся;

Межпредметные связи:

Тип урока: комбинированный

Наглядные пособия: изделия, украшенные аппликацией (наволочки на подушки, картины, прихватки, сумка).

Технологические карты: порядок выполнения аппликаций, швы, применяемые при выполнении аппликации.

Образцы: порядок выполнения аппликации. Эскизы, выкройки-шаблоны (для аппликации).

Материалы, инструменты, оборудование: лоскутки несыпучих тканей (разноцветный драп, кримплен, плотный трикотаж), синтепон, ватин, клеевая ткань, бусинки, бисер, калька, копирка, иглы ручные, английские булавки, нитки мулине, швейные нитки, ножницы, линейка, мел портновский, электрический утюг.

Дидактический материал : презентация коллекции иллюстраций изделий с аппликацией, материалов и приспособлений для выполнения аппликации

Ход урока:

I. Орг. момент (приветствие, озвучивание темы)

II. Объяснение нового материала
III. Практическая работа по технике выполнения аппликации

IV. Заключительная часть. Подведение итогов

1.Вступление

Ребята тема нашего урока “Аппликация из ткани”.

В переводе с латинского слова аппликация означает “прикладывание”.- создание художественных изображений нашиванием на ткань или наклеиванием на бумагу разноцветных кусочков какого-либо материала.

В младших классах вы уже занимались этим видом работы, но аппликация была из каких материалов?

Из бумаги;

Природного материала.

Когда же появилась аппликация?

1 ученица: Аппликация родилась очень давно. Она появилась как способ украшения одежды и обуви, домашней утвари и орудий труда, интерьера своего жилища.

2 ученица: Возможно, первым толчком к появлению аппликации явилась необходимость сшивать шкуры для одежды, и первый стежок подсказал человеку, что им можно не только соединять детали одежды, но и украсить ее. Детали, выкроенные из этих материалов, стали прикреплять к одежде. Так появилась аппликация .

3 ученица : Сюжетом становились животные, птицы, сами люди, фантастические чудовища, красивые цветы и растения, сцены охоты. Впоследствии аппликация превратилась в экстравагантный вид прикладного искусства.

Люди украшают свою одежду и другие бытовые вещи, накладывая на них в соответствии с узором различные кусочки материала – ткань, кожу, мех – и закрепляя их нитками на ткани различными ручными стежками.

Какие ручные стежки вы знаете?

Ответ: прямые, петельные, тамбурные, косые, крестообразные .

Кроме ручных приёмов используются разнообразные декоративные строчки, выполняемые на современных швейных машинах.

В наше время спектр применения аппликации неограничен. C приходом в лёгкую промышленность лазеров все кардинальным образом изменилось.

На приведенных вам фотографиях виден весь процесс изготовления аппликации поэтапно.

Прежде всего, на компьютере составляется программа для лазера, а в сам лазер заправляется материал.

Затем лазер вырезает запрограммированную форму аппликации.

Вышивальный автомат прострачивает контур будущей аппликации, куда и накладывается вырезанный лазером материал.

Вышивальный автомат заканчивает аппликацию.

Аппликации бывают:

а ) предметные (на изделии изображена одна деталь: гриб, солнце, утенок) – для украшения детских вещей

б) сюжетные (изображено много предметов или фрагмент) – для украшения предметов быта

в) декоративные (изображение, состоящее из декоративных элементов) – для украшения сумок, сапог, шуб

При конструировании аппликации следует выбирать простые, стилизованные формы. Подобранные цвета должны гармонировать друг с другом. Выбор материала зависит в большей степени от назначения предмета, а также от изображаемого предмета. Материалы используют несыпучие (кримплен, трикотаж плотный драп).

Инструменты и материалы для выполнения аппликации:

Ткань, нитки, ножницы, бумага, копировальная бумага, иголки, булавки

Нитки для пришивания аппликации используют мулине или швейные, но обязательно в цвет пришиваемых деталей.

Вводный инструктаж перед выполнением практической работы.

1.Вспомним порядок перевода рисунка на основную ткань с использованием копировальной бумаги.

2.Рассмотрим технологическую карту и образец “Последовательность выполнения аппликации

3.Рассмотрим технологическую карту “Швы, применяемые при выполнении аппликации”

Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним правила техники безопасности. Ведь как гласит народная мудрость: “Берегись бед, пока их нет”.

Учащимся предлагается ответить на вопросы:

Какие правила необходимо соблюдать при работе с иглой, булавками, ножницами?

Какие правила необходимо соблюдать при работе с электрическим утюгом?

Учитель.

Вы выбрали эскизы и выкройки-шаблоны, на столах находятся технологические карты и образцы выполнения аппликации, все это поможет вам самостоятельно справиться с заданием.

Теперь, вооружившись всем необходимым, вы можете приступать к практической работе.

Практическая часть урока.

Учащиеся индивидуально и самостоятельно выполняют практическую работу по изготовлению аппликации из несыпучих тканей (драп, трикотаж, кримплен).

Физкультминутка

Выполните упражнения:

    Исходное положение – стоя, ноги вместе, руки опущены. На счет “раз” – поднять руки вверх, встать на носки, потянуться; на счет “два” – вернуться в исходное положение (повторить упражнение 5–6 раз).

    Исходное положение – стоя, ноги вместе, руки опущены вниз. На счет “раз” – поднять правую руку вверх, левую ногу отставить назад, прогнуться; на счет “два” – вернуться в и.п.; на счет “три” – поднять левую руку вверх, отставить правую ногу, прогнуться; на счет “четыре” – вернуться в и.п. (повторить 5–6 раз).

    Дадим отдохнуть глазам. Сидя медленно переводить взгляд с пола на потолок и обратно (голова неподвижная; повторить 8–12 раз).

В процессе выполнения самостоятельной работы следует обратить внимание учащихся на соблюдение эстетических требований при соединении отделочных материалов: длина стежка, цвет ниток и др.

Во время практической работы звучит инструментальная музыка и т.п.

Учитель в процессе работы детей контролирует степень понимания учащимися изучаемого материала, консультирует при необходимости.

Заключительный инструктаж.

Учитель. Вижу, что знания, которые вы сегодня получили на уроке, помогли вам справиться с практической работой: правильно подобрать цвет к вашей аппликации, сделать раскрой, выбрать наилучшее место на изделии для прикрепления деталей аппликации, прикрепить детали к ткани мелкими сметочными стежками. Многие начали пришивать край детали к ткани. Молодцы! На следующем уроке мы закончим прикреплять аппликацию к ткани и оформим изделие.

Учитель объявляет оценки за урок, учащиеся убирают свои рабочие места.

Урок закончен. До свидания. Всего вам доброго. До встречи на следующей неделе.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Лицей № 3»

План – конспект

урока по технологии

Тема: «Аппликация. Букет для мамы»

I квалификационной категории

г. Астрахань

Тема: Работа с бумагой. Аппликация. Букет для мамы.

Цели: 1. Дать понятие аппликации , объемной аппликации. Научить изготавливать объемную аппликацию «Букет для мамы».

2. Развивать моторику рук, мышление, память , совершенствовать умение читать технологические карты, умение доводить работу до конца.

3. Воспитывать уважение, любовь к близкому человеку, к труду.

I. Организация класса.

Всё ли готово к уроку.

Материалы: цветная бумага, картон, клей, простой карандаш.

Инструменты: ножницы.

Проверим: материалы лежат слева, инструменты – справа, клей - посередине

Вспомним правила работы с ножницами.

Работайте хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.

Ножницы должны иметь тупые, скругленные концы.

Ножницы кладите кольцами к себе.

Следите за движением лезвий во время резания.

Не оставляете ножницы раскрытыми.

Передавайте ножницы кольцами вперед.

Не машите ножницами, не подносите к лицу.

Храните ножницы всегда в определенном месте

II. Изложение нового материала.

1. Вступительная беседа.

Прошёл какой праздник? Кто помнит, когда начали его отмечать? Как можно поздравить маму? Лучший подарок тот, который сделан своими руками. Сегодня изготовим поделку методом аппликации.

Аппликация (от лат. applicatio - прикладывание) - создание художественных изображений наклеиванием, нашиванием на ткань или бумагу разноцветных кусочков какого-либо материала; изображение, узор, созданный таким способом. Аппликация - один из видов изобразительной техни­ки, основанный на вырезывании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон. Это наиболее простой и доступный способ создания художественных работ. Основным признаком аппликации является силуэтность.

Для аппликации можно использовать самые разные материалы: бумагу, ткань, нитки, ракушки и камешки, и даже самую обыкновенную крупу. Аппликация может быть предметной, состоящей из от­дельных изображений (лист, ветка, дерево, птица, цветок, животное, человек и т. д.), сюжетной, отображающей те или иные события, и декоративной, включающей орна­менты, узоры, которыми можно украсить различные пред­меты. Это очень древнее искусство. Его история насчиты­вает более 2500 лет.

2. Сообщение темы урока.

Существуют различные виды аппликаций. Я познакомлю с одним из них – «Объёмной аппликацией». Такая аппликация более реалистично отражает окружающий мир. Объемной она называется потому, что изображение на картине получается выпуклым, выступающим над поверхностью фона.

Изготовим аппликацию «Букет для мамы»

3. Анализ образца.

Из скольких деталей она состоит? Как они соединены? (Основа – красный картон, рамка, стебельки, цветы, листочки, поздравление)

4. Объяснение предстоящей работы.

1 этап. Подготовьте основу-фон для аппликации из цветного картона и рамочку для работы.

2 этап. Сделайте отпечаток ручки из цветной бумаги.

3 этап. Наклейте отпечаток ручки на картон - основу, не приклеивая «пальчики».

4 этап. Используя зеленую цветную бумагу, изготовьте стебли цветов. Приклеивать начните каждый стебель на «ладошке» и доклейте до середины листа, чтобы осталось место для цветов.

5 этап. Изготовьте листочки и приклейте их к стебелькам

6 этап. Из цветной бумаги сделайте цветочки.

font-size:14.0pt">7 этап. Вырежьте тычинки из желтой бумаги и приклейте их к цветам

5. Планирование:

III. Физкультминутка.

IV. Самостоятельная работа..

V. Итог урока.

Что такое объёмная аппликация?

Объемной она называется потому, что изображение на картине получается выпуклым, выступающим над поверхностью фона.

VI. Оценивание работы учащихся.

Раздел: Работа с бумагой.

Тема: ВЫПУКЛАЯ АППЛИКАЦИЯ ИЗ БУМАЖНЫХ ПОЛОС

1. Познакомить учащихся с историей ножниц;

3. научить делать выпуклую аппликацию из бумажных полос;

Оборудование: белая бумага (писчая), цветная бумага, коробка из-под конфет, ножницы, клей ПВА, кисточка для клея, линейка, карандаш; ТСО - магнитофон и кассета (веселая музыка, "Танец маленьких лебедей" П.И. Чайковского).

Тема урока: Изучение нового материала.

Литература:

Место проведения: кабинет.

Рекомендации: выполнение ажурных аппликаций из бумаги лучше осуществлять парами: один держит колечко, а другой подклеивает. Обратить внимание при парной работе на координацию действий, ведь что может упустить один, заметит и поправит второй. Совместная деятельность объединяет соседей по парте и помогает их дружбе.

Ход урока

I. Организационный момент.

а) приветствие

б) организация рабочего места

II. Изучение нового материала.

1. Беседа "Что могут ножницы?".

Откройте учебник, с. 19. Какие инструменты изображены? Для чего они нужны?

Учитель. Ножницы - это инструмент для резания тонких материалов.

Посмотрите, как они устроены и как у них заточены режущие лезвия. Подумайте, почему они заточены только с одной стороны, а вторая сторона у них плоская.

Такими ножницами режут бумагу, ткань, кожу, клеенку. Ножницы для бумаги называются канцелярскими. Они имеют длинные прямые лезвия.

Для резания тонкого листового металла используют кровельные ножницы. У них короткая рабочая часть и длинные ручки.

Ножницы садовник - секатор.

Портновские ножницы предназначены для резания толстых тканей больших размеров. Ими удобно работать, опираясь одним кольцом ручки на стол. Для раскроя ткани портной использует ножницы не только с прямыми лезвиями, но и с зигзагообразным краем.

Парикмахерские ножницы необходимы для стрижки волос. Они легкие, с прямыми и особенно острыми лезвиями.

Маникюрные ножницы меньше других. Они могут иметь закругленные концы. Представьте, как устала бы рука парикмахер, если бы ему пришлось работать, например, портновскими ножницами. А сколько времени ушло бы на стрижку маникюрными?

Очень важно правильно выбрать рабочий инструмент. Для выполнения изделий, предложенных в учебнике, вполне подойдут канцелярские ножницы.

Подберите ножницы с прямыми, не очень длинными лезвиями. Ими будет удобно резать о прямым, ломаным и изогнутым линиям.

1) Чтение рассказа из истории ножниц (с. 19 учебника).

2) Практическая работа

Рассмотрите фигуру петушка на с. 20.

Как при помощи ножниц можно сделать ажурного петушка?

(Нарезать полоски белой бумаги и склеить из них.)

Как можно сделать такие завитки? (Взять полоски разной длины, например отрезать полоски равной ширины, но разной длины: 5 см, 10 см, 15 см и20 см. Склеить поочередно маленькое колечко, потом побольше и т.д. вместе.)

Каким еще способом можно получать такие ажурные завитки? (Можно склеить длинную полоску, например,20 + 20 = 40, обернуть на палец один виток и склеить. Не отрезая, второй виток сделать на некотором расстоянии от первого также вокруг пальца. Закрепить клеем второй виток и т.д.)

Как получить форму капли? (Нужно или клеить сразу капли, или придать форму капли кругу, соединив пальцами один край углом.) Отрезайте

Полоски и тренируйтесь делать элементы ажура.

Работайте в парах.

Игра " Театр пальчиков".

Парта - это сцена, а артисты - ваши пальчики.

Первый номер нашего концерта - балетный номер. (Включает музыку "Танец маленьких лебедей".)

Пальцы изображают выбегающих балерин. Балерины встают на носочки. Стоя носочках, балерины начинают перебирать ножками: указательный и средний пальцы совершают танцевальные движения. В конце

балерины раскланиваются, при этом ладони покачивают вперед, и убегают.

Второй номер - русский танец.

На сцену выходят большой и указательный пальцы. Они под музыку начинают танцевать русский танец, выполняя приседание и прыжки. Во время приседаний пальцы сгибаются и выпрямляются, их кончики соединены и расположены на поверхности стола. Во время прыжков кончики пальцев разводятся в стороны, а затем опять соединяются.

Третий номер - акробаты (пальцы изображают акробатов).

Последовательность выполнения аппликации " Петушок":

1. Взять коробку от конфет, вырезать и вклеить в нее фон.

2. Нарезать полоски белой бумаги шириной, равной глубине крышки коробки от конфет.

3. Склеить круглую головку из кругов.

4. Склеить туловище в виде капли.

5. Склеить три больших капли для хвоста.

6. Соединить голову, туловище и хвост.

7. Склеить гребешок, бородку, нос и приклеить к петуху.

8. Приклеить ноги и жердочку к ногам.

9. Вклеить петуха в коробку.

Обратите внимание, что надо соблюдать пропорции тела петуха. Нарезайте полоски шириной, равной глубине коробки.

Приготовьте коробку с фоном для петуха.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

III. Итог урока.

Посмотрите на наших готовых петухов. Какое впечатление осталось у вас от этой работы?

Давайте оценим ваши фигурки.

Дома вы потренируетесь делать ажурные изделия из полосок. Фантазируя, из разноцветных бумажных лент разных размеров, вы можете получить много веселых игрушек. Учитель показывает детям рисунки.

Урок закончен.

Раздел: Работа с бумагой.

Тема: СИММЕТРИЧНОЕ ВЫРЕЗЫВАНИЕ.

1. Повторить симметрию и асимметрию;

2. Повторить способы аппликации;

3. Научить вырезать симметричные фигуры из бумаги;

4. Воспитывать аккуратность и терпение;

5. Прививать навыки культуры труда;

6. Развивать фантазию, мелкую моторику рук.

Оборудование: симметричные вырезки, пример симметричного вырезывания на большом листе, карандаш, цветная бумага, коробка из-под конфет, ножницы, клей ПВА, кисточка для клея, линейка; ТСО - магнитофон и кассета с записями звуков природы; большое прямоугольное зеркало.

Тип урока: Изучение нового материала.

Литература:

1. Т.Н. Проснякова "Уроки мастерства" 3 класс, Самара: Корпорация "Федоров", 2005 г.

2. М.А. Гусакова "Аппликация", Москва "Просвещение" 1982 г.

Место проведения: кабинет.

Ход урока

I. Организационный момент.

а) приветствие

б) организация рабочего места

в) повторение правил безопасности при работе с ножницами

II. Работа по теме.

Покажите ваши ажурные аппликации. Сегодня наш класс превращается в филиал музея изящных искусств. Какие красивые поделки вы изготовили!

2. Рассказ об истории вырезывания.

Уже более 1000 лет во всём мире существует народное искусство - вырезывание из бумаги. Его используют для подарков, для украшения домов и окон, фонарей, вывешивают длинными гирляндами поперек улиц и дворов.

Искусство силуэта возникло в древности. В начале XVII века во Франции возникла мода на силуэты из бумаги и в короткое время перекинулась во все страны Европы и в Россию. Стены жилищ стали украшать небольшими силуэтными портретами, бытовыми сценками. Свое название силуэт получил от фамилии Этьена Силуэта, французского чиновника XVII века, который, следуя моде, увлекался вырезыванием из бумаги. О нем рассказывали разные истории, а однажды какой-то художник нарисовал на него карикатуру, которая была сделана как тень. Этот способ изображения стали называть силуэтом.

Искусством силуэта интересовались многие художники-профессионалы: Альбрехт Дюрер, Петер Пауль Рубенс. Это искусство привлекало и знаменитого сказочника Ганса Христиана Андерсена.

Силуэты можно и рисовать и вырезать из бумаги.

В России в XIX веке наибольшей популярностью пользовались силуэты Ф.И. Толстого, который создал многофигурные композиции разнообразного содержания.

Искусство силуэта привлекало и художников XX века М.В. Добужинского, К.А. Сомова. Крупными мастерами этого искусства считаются художники: Г.И. Нарбут, Н.В. Ильин, Е.С. Кругликова.

Многие художники-графики и в настоящее время с успехом используют силуэт как самостоятельное средство художественного выражения при создании экслибрисов, плакатов, в оформлении книг.

3. Практическая работа.

Откройте учебник на с.22.

Что вы заметили в изображении насекомого? (Изображение имеет ось симметрии.)

Что это значит? (Если мысленно согнуть такое изображение пополам, две части совпадут.)

А как проверить, не сгибая? (Приложить зеркало.)

Зеркальное или одинаковое симметричное изображение можно получить, если сложить бумагу пополам, нарисовать узор, вырезать и развернуть (показ учителем)

Рассмотрите изображения насекомых на картинке.

У какого насекомого одна ось симметрии? (нет таких.) Где одна ось симметрии? (на изображении паутины.)

У какого насекомого 2 оси симметрии? (у клопа-солдатика.)

Чем отличается вырезывание паук и клопа? (При вырезывании клопа надо сложить бумагу один раз, а потом еще раз, но не по серединке.)

ФИЗМИНУТКА

Мы с вами рассмотрели всех насекомых. Осталось вырезать их, паутинку и приклеить на лист бумаги.

Алгоритм выполнения задания:

1. Рассмотреть насекомое.

2. Определить количество осей симметрии.

3. Сложить листок бумаги по осям симметрии.

4. Нарисовать рисунок по образцу в учебнике, с.22.

Придумайте, где будут жить жуки, пауки, бабочки - на лужайке с цветами, на кустике и т.д.

При вырезывании соблюдайте ТЕХНИКУ БЕЗОПАСНОСТИ

III. Итог урока.

Чем мы с вами занимались на уроке? (Вырезыванием.) Это сложная и кропотливая работа. Кто не успел, закончите работу дома.

Приводите в порядок рабочее место.

Урок закончен.

Раздел: Работа с бумагой.

Тема: НАРЯД ДЛЯ БАНОЧКИ.

1. Закрепить технику симметричного вырезывания;

2. Повторить симметрию;

3. Научить вырезать изображение, не нанося предварительный контур;

4. Воспитывать аккуратность и терпение;

5. Прививать навыки культуры труда;

6. Развивать творческий подход к работе, мелкую моторику рук.

Оборудование: баночки, цветная бумага, ножницы, клей ПВА, кисточка для клея, линейка, карандаш; счетные палочки, стаканчики из-под йогурта.

Тип урок а: Изучение нового материала.

Литература:

1. Т.Н. Проснякова "Уроки мастерства" 3 класс, Самара: Корпорация "Федоров", 2005 г.

2. М.А. Гусакова "Аппликация", Москва "Просвещение" 1982 г.

Место проведения: кабинет.

Рекомендации: повторить с детьми симметричное вырезывание, складывание бумаги гармошкой, вырезание гирлянд и снежинок. Желательно опросить как можно больше детей; побуждать к самостоятельному планированию работы.

Ход урока

I. Организационный момент.

а) приветствие

б) организация рабочего места

в) повторение правил безопасности при работе с ножницами

II. Работа по теме.

1. Проверка домашнего задания.

III. Практическая работа.

Откройте учебник, с.24.

Посмотрите, какие красивые вазочки можно сделать из обычных баночек.

Какую технику применим для такого "наряда"? (симметричное вырезание.)

Вспомните, где вы использовали такое украшение. (При вырезании гирлянд и снежинок.)

Рассмотрите по картинкам, ка сделать наряд для баночки. А теперь поиграем в игру " Лестница к мастерству". Вы уже знаете, как составляется план работы, каждый пункт - это ступенька лестницы.

1) Выбрать цветную бумагу.

2) Разметить на глаз размер бумаги и отрезать.

3) Сложить бумагу в 3 раза.

4) Отметить высоту баночки

5) Нарисовать узор.

6) Вырезать узор.

7) Развернуть заготовку, обернуть вокруг, отогнуть кружева и склеить.

Выполняем наряд для баночки по плану.

А как сделать баночку по плану.

1. Взять оранжевую, желтую или коричневую бумагу, отмерить ширину баночки на глаз, плюс 2-3 см припуск на склеивание.

2. Сложить пополам, нарисовать половину лица и волосы.

3. Вырезать лицо и волосы.

4. Развернуть бумагу, ко дну баночки подклеить темную бумагу.

5. Обклеить баночку белой стороной вверх и расправить волосы.

IV. Итог урока.

Сегодня вы сделали очень красивые наряды для баночек. А как можно сделать другие баночки с зелеными веточками? (надо взять двухстороннюю бумагу или склеить одностороннюю белой стороной внутрь.)

Как получить одинаковые кружева для отделки? (Сложить бумагу гармошкой и вырезать.)

Дома вы нарядите небольшую бутылочку из - под кетчупа, сока или воды. Это будет полет вашей фантазии. Может, это будет бабушка в кружевной шали, а может, невеста в фате.

На след. уроке мы устроим выставку "На прогулке". Приведите в порядок рабочее место. Урок окончен.

V. Домашнее задание: повторить правила техники безопасности на

Раздел: Работа с бумагой.

Тема: САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА. ПРОРЕЗНАЯ АППЛИКАЦИЯ.

1. Обобщить знания о прорезной аппликации на практике;

2. Расширение кругозора;

3. Развитие самооценки и умение анализировать приемы работ и выбор

4. Воспитывать аккуратность и терпение;

5. Прививать навыки культуры труда;

6. Развивать творческий подход к работе, мелкую моторику рук.

Оборудование: черная и белая бумага или картон, карандаш, канцелярские ножницы, стаканчики из-под йогурта, счетные палочки, клей ПВА, тряпочка, клеенка, кисточка для клея.

Тип УРОК а: Изучение нового материала.

Литература:

1. Т.Н. Проснякова "Уроки мастерства" 3 класс, Самара: Корпорация "Федоров", 2005 г.

2. М.А. Гусакова "Аппликация", Москва "Просвещение" 1982 г.

Место проведения: кабинет.

Рекомендации: провести этот урок в виде самостоятельной работы. Дети сами должны выбрать и материал, и инструменты для работы. Оценку работы в конце урока провести в форме игры "Найди как можно больше отличий". Педагогу надо сделать самому образец, как в учебнике, только с добавлениями, чтобы в конце урока учащиеся могли сравнить его со всеми.

Ход урока

I. Организационный момент.

а) приветствие

б) организация рабочего места

в) повторение правил безопасности при работе с ножницами

II. Работа по теме.

1. Проверка домашнего задания.

2. Рассказ "Бамбуковый медведь панда",

В наше время на просторах шара земного живут семь видов медведей. Интересно, что большинство видов получили название по окраске своего природного одеяния: белый, бурый, черный, белогрудый, очковый - у него вокруг глаз большие белые кольца или полукружья. Остальные два вида по окраске тоже черные, но название имеют иное, ведь черный-то уже есть. Это медведи малайский и губач. У губача длинная морда и подвижные губы, которые он складывает трубочкой, вытягивает вперед и, раскопав дом термитов, всасывает его обитателей, словно живым шлангом. Вот и все медвежье семейство. Но иногда в литературе, да и в разговорах среди специалистов можно услышать и о восьмом медведе-бамбуковом. Есть ли такой в природе? Есть, но он не медведь.

История этого медведя - не медведя очень интересна и даже романтична. Во второй половине прошлого века в кругах зоологов и натуралистов произошло событие, всполошившее даже маститых ученых многих стран. В парижский Музей естественной истории доставили оригинальную по окраске шкуру крупного зверя, похожую с первого взгляда на медвежью. Но когда ее расстелили на полу, подумали было, что она сшита искусным мастером из больших лоскутов звериного меха черного и белого цвета. Загадка! Шкуру подвергли тщательному осмотру, вертели в руках и так, и сяк, но ни каких следов кройки и шитья, склейки или иной скрепки не обнаружили. Что же это за шкура? - задумались ученые. Может, принадлежит она вымершему животному? Но некоторые специалисты возражали и считали, что мех на шкуре хитро вытравлен или окрашен, а в действительности она медвежья. Но кто же и где раздобыл и доставил в Париж эту шкуру - загадку?

В 1869 году по Китаю путешествовал французский миссионер Арман Давид. Помимо своей религиозной деятельности он, будучи натуралистом, попутно собирал сведения о животном мире страны, приобретал интересные экспонаты. В одном из глухих селений провинции Сычуань он и обнаружил на ограде дома эту странную шкуру. Давид приобрел ее после того, как местные жители сообщили ему о том, что принадлежит она реальному зверю, обитавшему в окрестностях селения, высоко в горах среди бамбуковых зарослей. Название зверя " бей-шунг", что в переводе примерно означает " белый горный медведь".А. Давид сумел отправить шкуру в Париж, а сам продолжил поиски хозяина шкуры. Ему повезло. В том же году он приобрел у охотников убитого бей-шунг, обработал его и с изложением охотничьих рассказов отправил во Францию. Было это более ста лет тому назад. Получив вторую шкуру и скелет, ученые смогли уже делать выводы. За большое внешнее сходство с обыкновенным медведем и по характеру питания его первоначально нарекли бамбуковым медведем. Однако, тщательно изучив поступившие материалы, зоологи, вскоре отказались от поспешного определения и нового зверя отнесли к семейству енотовых, назвали большой пандой. Большой потому, что ранее, в 1825 году, в семейство была зачислена малая панда, зверек, обитающий в некоторых областях Азии. Шли годы, но первоначальное название большой панды - бамбуковый медведь - оказалось живучим, и его часто употребляют в обиходе, поскольку внешнее сходство с медведем несомненное.

Открытие необычного зверя, как водится, обернулось против него самого. Пандой заинтересовались не только ученые, но и добытчики редких охотничьих трофеев, ловцы и торговцы дикими животными. В Китай устремилось немало авантюристов из Европы и Нового Света. Но добраться до мест обитания больших панд было чрезвычайно трудно. На пути охотников встали высокогорья, бездорожье, густые леса, непроходимые заросли бамбука, многочисленные водные преграды, горные обвалы…

С помощью местных жителей первую большую панду удалось поймать в 1916 году, но она быстро погибла. И лишь через двадцать лет одна американка приобрела молоденькую панду и благополучно доставила ее в США, в город Сан-Франциско.

В 1957 году большая панда впервые поселилась в нашей стране, в специальном домике на территории Московского зоопарка.

В естественных условиях большие панды питаются в основном листьями и молодыми побегами бамбука, поедают и некоторые другие растения, насекомых. Есть сведения, что иногда бамбуковые мишки лакомятся рыбой, мелкими грызунами и другими животными.

Максимальная продолжительность жизни больших панд в неволе 13-14 лет. Сколько они живут в естественных условиях, и сколько их бродит сегодня в густых горных лесах, никому не ведомо, подсчитать их количество-

Дело чрезвычайно трудное. Сейчас, как, впрочем, и раньше, большие панды - большая редкость в неволе. Изображение этого чудесного зверя стало эмблемой Международного фонда охраны дикой природы.

4. Самостоятельная практическая работа.

Внимательно прочитайте текст на с.28. Посмотрите на значки. Вспомните, что они означают. Составим лесенку - план работы:

1) Переведите через копировальную бумагу выкройку на белую бумагу (с.100.)

2) Вырежьте прямоугольник из черной бумаги или картона для фона.

3) Вырежьте контур из белой бумаги и наклейте на черный фон.

4) Вырежьте 2 глаза и нос из черной бумаги, наклейте на панду.

Задание. Изготовьте панду.

Учитель наблюдает, комментирует, помогает. Особое внимание уделяет технике безопасности.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

III. Итог урока.

Подпишите и положите ваши работы на парту.

Игра " Найди отличия".

Откройте учебник и посмотрите на картину в учебнике, затем на свою работу. Поднимите руку, у кого работа такая же, как на картинке. Поднимите руки, у кого одно отличие, два отличия.

А теперь сравните свою работу с выполненной мною. Найдите отличия (когти на лапах, сук, на котором сидит медведь, и две веточки в лапах и внизу).

Вспомните, как вырезать симметричные детали.

Приводите в порядок рабочее место.



Публикации по теме