План-конспект занятия (младшая группа) на тему: Конспект занятия во второй младшей группе по здоровьесбережению "Я здоровье берегу". Конспект НОД по здоровьезбережению во второй младшей группе, привитию культурно — гигиенических навыков «Письмо от Почемуч

Тема: «Путешествие в Страну здоровья»

Программные задачи: Формирование навыков здорового образа жизни, развитие речи детей и двигательной активности.

Образовательные задачи: закреплять знания детей в умывании; в знании предметов туалета и их назначении; закрепить знания о свойствах воды.

Воспитательные задачи: воспитывать у детей культурно-гигиенические навыки, желание всегда быть красивыми, чистыми, аккуратными, уважительно относиться к своему телу.

Развивающие задачи: вызвать интерес к выполнению культурно – гигиенических навыков, побудить детей к постоянному их соблюдению; развивать наблюдательность, любознательность.

Методические приемы: использование наглядности, вопросы к детям, рассказ воспитателя, загадывание загадок.

Предварительная работа: чтение сказки, рассматривание иллюстраций, беседы о здоровье, загадывание загадок.

Материал: Иллюстрированная книга К. Чуковского “Мойдодыр”, музыкальная запись по усмотрению воспитателя, воздушные шары с советами от Айболита, голубые ленточки для игры “Собери ручейки в речку”, мыло, гребень, зубная щетка, мочалка, полотенце.

Участники: сказочные герои Айболит и Вода.

Ход занятия.

Дети заходят под музыку и рассаживаются на стулья.

Ребенок: Рано утром просыпайся,

Всем на свете улыбайся,

Ты зарядкой занимайся,

Обливайся, вытирайся,

Всегда правильно питайся,

Аккуратно одевайся,

В детский садик отправляйся!

Воспитатель: Дети сегодня у нас необычное занятие, мы поговорим о нашем здоровье. (Раздается стук в дверь) Давайте посмотрим, кто к нам пришел?

Айболит: Здравствуйте дети! Я очень рад, что попал на ваше занятие в детский сад. А теперь скорее (Айболит зовет к себе детей.) Отвечайте мне! -Вы здоровенькие? - Да! (Дети показывают, какие они здоровенькие.) -Вы чистенькие? -Да! (Дети показывают, какие они чистенькие.) -С Водой дружите? -Да! А вы меня узнали? (ответы детей) Вот спасибо, отгадали. Сказку вы мою узнали? Но я пришел сюда не один. Со мной пришли мои друзья. Я сейчас загадаю вам загадку: Я мокрая, зимой замерзаю, весной журчу, летом теку, а осенью капаю (вода) Не знаете? А угадаете другую? Если руки наши в ваксе, Если на нос сели кляксы, Кто тогда нам первый друг, Снимет грязь с лица и рук? Без чего не может мама Ни готовить, ни стирать, Без чего, мы скажем прямо, Человеку умирать? Чтобы лился дождик с неба, Чтоб росли колосья хлеба, Чтобы плыли корабли - Жить нельзя нам без...(воды) Под музыку входит Вода Вода: Здравствуйте, зачем вы меня позвали? Я - Вода!

Воспитатель: Мы сегодня отправляемся в Страну здоровья, а без тебя и Айболита мы туда не попадем. Сейчас дети расскажут и покажут потешку, как они тебя любят.

Дети: Водичка, водичка! Умой мое личико, Чтобы глазки блестели, Чтобы щечки горели, Чтобы смеялся роток, Чтоб кусался зубок. Вода: Молодцы, а еще я нужна, чтобы пить, мыть, поливать, готовить и стирать. Ничего я не забыла дети? (Ответы детей)

Побежали в Страну здоровья (легкий бег на носках, с ускорением и замедлением).

Айболит: Вспомните, в какой сказке говорится о том, как все любят умываться, как она называется, и кто ее написал?

Дети: «Мойдодыр», К. Чуковский. Вода и Айболит: Правильно! Давайте вместе вспомним: Рано утром на рассвете Умываются мышата И котята, и утята, И жучки, и паучки. Воспитатель: - Купаться, умываться любят все животные и насекомые. Ребята, кто из вас видел, как они умываются? Как умывается кошка? Дети: - Лапками и язычком.

Воспитатель: - Правильно, а как умывается собака? Дети: - Тоже лапками и язычком. Воспитатель: - Кто знает, как купается слон? Дети: - Хоботом. Воспитатель: - Молодцы! Слон может делать своим хоботом себе душ. Хомячок умывается лапками. Попугайчик чистит свои пёрышки клювом.

Детям предлагается игра – имитация «Как животные, птицы, насекомые умываются»

Воспитатель: - Молодцы! Ребята, а человек умывается? Дети: - Да.

Воспитатель: А зачем человек умывается? Дети: - Чтобы быть чистым, красивым, аккуратным, хорошо пахнуть. Если дети затрудняются, воспитатель помогает.

Воспитатель: - Правильно! А ещё, чтобы не заболеть. У нас на теле скапливаются вредные микробы, мы их не видим. Поэтому, надо мыться, ухаживать за собой, даже если ты и не очень грязный. Человек моет всё тело, когда купается в ванне, под душем, а может отдельно вымыть руки, лицо, ноги. Все любят купаться: и люди, и животные, и насекомые, и даже игрушки, мы с вами их моем.

Айболит и Вода: Дети в Стране здоровья жители выполняют правила, которые вы должны знать и выполнять (Правила прикреплены к воздушным шарикам)

1-й совет. Умывайтесь по утрам и вечерам. Мойте руки, лицо, шею и уши.

2-й совет. Мойте руки и ноги перед сном каждый день.

3-й совет. Мойте руки после игры, прогулки и туалета.

4-й совет. Мойте руки перед едой с мылом.

5-й совет. Чаще принимайте душ и ванну.

Воспитатель и дети: Запомнили советы (опросить индивидуально)? «Надо, надо умываться По утрам и вечерам, А нечистым трубочистам- Стыд и срам! Стыд и срам!»

Вода: Всех зову я вас к воде, Есть она у нас везде - И в реке, и в океане, В озере, ручье и ванне (раздает голубые ленточки).

Проведем игру сейчас. Игра «Собери ручейки в речку». Дети бегут врассыпную с ленточками под музыку, а затем собираются в речку и все вместе, вибрируя рукой с ленточкой.

Айболит: Какую вы большую речку собрали! Теперь воды в нашем детском саду много. Ой, а что это по речке приплыло (показывает мыло и слушает ответы детей)?

Воспитатель: Правильно, это мыло! Мыло и вода - настоящие друзья! А что нам для чистоты еще надо (показать мочалку, зубную щетку, пасту, гребень, полотенце)?

Ребенок: «Да здравствует мыло душистое, И полотенце пушистое, И зубной порошок, И густой гребешок! Давайте же мыться, плескаться В ушате, в корыте, в лохани, В реке, в ручейке, в океане, И в ванне, и в бане, Всегда и везде - Вечная слава воде!»

Воспитатель: А какие еще есть средства, чтобы избавиться от микробов (ответы детей, можно подсказать)? -Это чистый воздух. Нужно чаще проветривать комнату и гулять на воздухе. -Это физические упражнения, сейчас мы вместе с Айболитом и Водой выполним веселые упражнения: Раз, два, три, четыре, пять, Начал заинька скакать. Прыгать, заинька горазд, Он подпрыгнул десять раз. Взялся зайка за бока, Заплясал он гопака. Прилетели утки. Заиграли в дудки. Ах, какая красота. Заплясал он гопака. Лапки вверх, лапки вниз. На носочках подтянись. Лапки ставим на бочок. На носочках скок-скок-скок. А затем в присядку, А потом на пятку. Вода и Айболит: Молодцы, мы вам дарим замечательные мыльные пузыри. Играйте, улыбайтесь и будьте здоровыми всегда! До свидания! Воспитатель: Занятие наше закончилось. Сегодня мы посетили Страну здоровья, вспомнили сказки К. Чуковского «Мойдодыр» и «Айболит» и выучили правила, чтобы быть здоровыми.


Лилия Леонидовна Лях

Конспект занятия во второй младшей группе по привитию культурно — гигиенических навыков: «Письмо от Почемучки».


Программное содержание:
— Упражнять детей в умении описывать предметы личной гигиены, давать им характеристику;
— Показать значение правил личной гигиены на понятных для детей примерах;
— Учить детей оценивать поступки и сравнивать их с правилами;
— Закрепить навыки правильного использования предметов личной гигиены.

Материалы, оборудование: аудиозапись «Письмо от Почемучки», магнитофон, дидактическая игра «Так или не так»; предметы личной гигиены, письма с заданиями, красочные конверты; полоски бумаги красного и зеленого цветов.

Предварительная работа: рассматривание предметов личной гигиены,
обсуждение их назначения; чтение произведений о чистоте, гигиене;
разучивание потешек, песен.

Ход занятия:
Звучит аудиозапись «фанфары», затем обращение Почемучки. «Здравствуйте ребята! Меня зовут Почемучка. Однажды я побывал в одном детском саду и наблюдал за тем, как дети выполняют правила личной гигиены и решил написать всем письма – задания».

Воспитатель: — Ребята, посмотрите, у меня в руках (показывает цветные конверты) те самые письма – задания, про которые говорил Почемучка, я их уже получила. Давайте их вместе прочитаем. Хотите?
(ответы детей) Тогда слушайте внимательно. Итак, первое письмо (открывает конверт с цифрой 1 и зачитывает) : «Жили были крокодил гена, Чебурашка и Шапокляк. Крокодил Гена и Чебурашка всегда мыли руки перед едой, а Шапокляк не любила умываться. Однажды у нее заболел живот. Как вы думаете, почему? Какое бы правило вы наказали Шапокляк выполнять каждый день и перед едой?»
(Ответы детей)

Также интересное занятие по здоровьезбережению в детском саду:

Воспитатель: -Ребята, а давайте мы с вами дружно покажем, как умеем умываться! (Воспитатель вместе с детьми проговаривает стихотворение и имитируют движения.)
«Мою ручки до локтей,
Я водой похолодней,
А потом лицо и шею
Я намылю поскорее.
Стану сразу чистый-чистый,
И веселый, и лучистый.»

Воспитатель: — Ну что, ребята, перейдем ко второму письму? (Ответы детей) «Как — то раз папа, мама и Оля сели за стол обедать. Оля взяла хлеб и стала играть. Хлеб упал на пол, всюду были крошки. Чтобы вы сказали Оле? Какому правилу ей нужно учиться?» (Ответы детей) Молодцы ребята! А что же за задание у нас в третьем письме? Давай прочитаем? (воспитатель зачитывает письмо) «Куклы устроили большую уборку. Подмели чисто – чисто комнату, вытерли пыль, а маленький зайчонок не помогал, бегал на улице. Когда он вернулся и пошел в комнату после него остались грязные следы. Как вы думаете о чем забыли куклы? Какое правило не выполнил зайчонок?» (Ответы детей)

Воспитатель: — Ой, ребятки, я совсем забыла, мы ведь не дослушали звуковое послание Почемучки (воспитатель включает запись) : «Дети, кроме писем я прислал еще предметы туалета. Рассмотрите их и расскажите о них, отвечая на вопросы:
1.Как называется предмет?
2.Для чего необходим это предмет?
3.Как ухаживать за этим предметом?» (Сначала рассказывает о предмете воспитатель, затем спрашивает 3-4 детей) .

Воспитатель: — Ну вот, ребята, мы дошли и до четвертого письма. Сейчас я его зачитаю. «Почемучка: я приготовил для вас загадки, послушайте и попробуйте отгадать».
1.Костяная спинка
На брюшке щетинка
С мятной пастой дружит
Нам усердно служит (зубная щетка)

2.Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Дело ясное вполне,
Пусть отмоет руки мне (мыло)

3.Я увидел свой портрет,
Отошел портрета нет (зеркало). И т.д.

Воспитатель: — Какие вы умные и внимательные ребята! Я подготовила для вас игру, которая называется «Так или не так». Объясняю правила игры: я буду вам зачитывать действия и показывать картинки, а вы должны поднимать полоски. Красный цвет означает неправильное действие, «это не так» и зеленый цвет полоски означает правильное действие, «это так». Затем вы отвечаете почему подняли красные или зеленые полоски. Будьте внимательны! (Воспитатель начинает игру и зачитывает действия)

1.Зубной щеткой расчесывают волосы?
2.Носовым платком вытирают руки?
3.Шампунем для волос моют пол? и т.д. (вопросы – действия чередуются с картинками — действиями) .

Воспитатель: — Ну и напоследок Почемучка дал нам советы:
«Не забывайте мыть руки после прогулок, игр, туалета;
Не забывайте умываться по утрам и чистить зубки;

Содержите свою одежду опрятной». Сегодня мы с вами повторили правила личной гигиены, дали характеристику предметам туалета. Все ваши ответы, на Почемучкины вопросы, я записала на магнитофон. И отошлю их Почемучке, чтобы он узнал, как хорошо наши дети знают правила гигиены и каждый день их выполняют. Всем спасибо!

Название: Конспект НОД по здоровьезбережению во второй младшей группе, привитию культурно — гигиенических навыков «Письмо от Почемучки»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, здоровьесбережение, 2 младшая группа

Должность: воспитатель
Место работы: МБ ДОУ детский сад «Лучик»
Месторасположение: город Серов, Свердловская область

Дата публикации: 25.01.17

Конспект занятия во второй младшей группе здоровьесберегающие технологии используемые в образовательном процессе «Советы здоровья для Медвежонка».

Цель : формирование представлений об основах здоровье сбережения у детей дошкольного возраста.

Задачи : дать представление о способах укрепления и сохранения здоровья (утренняя зарядка, прогулка, употребление фруктов).

Материал к занятию : персонаж «Медвежонок»,чашка с блюдцем, чашка с вареньем, сюжетные картинки «мальчик делает зарядку», «дети на прогулке», наглядно-демонстрационный материал «фрукты».

Ход занятия.

Организационный момент.

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке.

Шагают наши ножки.

По камешкам, по кочкам, в ямку бух,

Основная часть.

Воспитатель:

Ребята, вы слышите звук, кто же это может быть (появляется медвежонок в шарфе и с градусником).

Воспитатель:

Ребята,посмотрите это же медвежонок!Здравствуй, Медвежонок! А почему ты в шарфе и с градусником?

Медвежонок:

Здравствуйте, ребята! (покашливает).

Воспитатель:

Ребята, мне кажется, что с Медвежонком, что-то случилось, как вы думаете?

Дети:

Он заболел.

Воспитатель:

Да, я тоже так думаю. Предлагаю пригласить Медвежонка к нам в детский сад и напоить его чаем с вареньем.

Медвежонок:

Спасибо, я очень люблю чай с вареньем.

Воспитатель:

Ребята, как вы думаете, почему Медвежонок заболел? (ответы детей).

Медвежонок, а ты знаешь, как заботиться о своем здоровье? (Медвежонок качает головой).

Тогда мы с ребятами тебе расскажем и покажем, что надо делать, чтобы не болеть.

Воспитатель показывает детям картинки-подсказки.

Воспитатель:

Посмотрите на картинку, что делает мальчик? (мальчик делает зарядку).

А мы с вами делаем зарядку?

Дети:

Да. Утром, когда приходим в детский сад.

Воспитатель :

Покажем Медвежонку наши упражнения (дети вместе с Медвежонком выполняют упражнения).

Физминутка.

Топни мишка,

Хлопни мишка.

Приседай со мной братишка.

Руки вверх, вперед и вниз.

Улыбайся и садись.

Медвежонок:

Какие вы молодцы, мне очень понравилось с вами выполнять упражнения.

Воспитатель:

Ребята, чтобы и вы, и Медвежонок лучше запомнили, что надо делать для здоровья, я буду показывать картинки-подсказки. Согласны?

Дети:

Да, согласны.

Воспитатель показывает картинки- подсказки.

Воспитатель:

Чтобы быть здоровым, надо делать зарядку(показываем картинку).

Воспитатель:

Кто на этой картинке?

Воспитатель:

Что они делают? (картинка подсказка дети на гуляют).

Дети:

Гуляют. Дышат воздухом.

Воспитатель:

Правильно, мы тоже ходим на прогулку и дышим свежим воздухом.А как мы дышим?(носом).

Дети:

Воспитатель:

Давайте покажем Медвежонку, как правильно надо дышать: ротик закрыт, делаем вдох через нос, выдох.(Медвежонок выполняет дыхательную гимнастику вместе с детьми).Молодцы, все справились!

Воспитатель показывает наглядно-демонстрационный материал «фрукты».

Воспитатель:

Ребята, что это?(фрукты)

Дети:

Воспитатель:

Правильно, фрукты. В них много витаминов и поэтому они полезны для здоровья.

Анализ занятия.

Медвежонок :

Спасибо вам, ребята! Вы мне очень помогли,и я обязательно буду заботиться о своем здоровье.

Я запомнил все ваши советы чтобы не болеть и расскажу всем своим друзьям лесным.

Мне пора уходить, до свиданья, ребята!

Воспитатель:

Мы очень рады, что смогли тебе помочь!

Дети:

До свиданья, Медвежонок!

Воспитатель:

Будьте здоровы и вы ребята. Вы все молодцы! Похлопаем в ладоши, похвалим себя.

Митаки Татьяна Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №2 Колокольчик
Населённый пункт: С. Троицкое, Сахалинская область, Анивский район
Наименование материала: Программа здоровьесберегающих технологий
Тема: "Здоровьесберегающие технологии для детей второй младшей группы"
Дата публикации: 11.11.2017
Раздел: дошкольное образование

Тема: «Здоровьесберегающие технологии детей второй младшей

группы».

Цель: Сохранение и укрепление здоровья детей через использование

здоровьесберегающих технологий с учетом индивидуальных возможностей и

способностей.

Задачи:

1. Воспитание у детей культуры здоровья, осознания необходимости заботы

о своем здоровье

2. Формирование знаний, умений и навыков, которые необходимы для

сохранения и укрепления здоровья

3. Создание здоровьесберегающей среды в группе

4. Организация рационального двигательного режима для развития

двигательных навыков детей и увеличения работоспособности организма

5. Повышение защитных сил организма и устойчивости к различным

заболеваниям посредством системы закаливания

6. Создание оптимальных условий для всестороннего полноценного

психофизического развития детей и укрепления их здоровья

7. Проведение мониторинга состояния здоровья детей в группе и анализ его

результатов

Ожидаемые результаты:

· Улучшение показателей физического развития, эмоционального

состояния;

· Благоприятная динамика в состоянии здоровья дошкольников (снижение

числа случаев заболеваний в течении года)

· Формирование необходимости заботиться о своем здоровье, желания и

стремления вести здоровый образ жизни;

1.Утренняя гимнастика

Так как день у детей начинается с утренней гимнастики, она является

одним из важнейших компонентов двигательного режима, ее организация

направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей.

Ежедневное выполнение физических упражнений способствует проявлению

определенных волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку

начинать день с утренней гимнастики. Утренняя гимнастика постепенно

вовлекает весь организм ребенка в деятельное состояние, углубляет дыхание,

усиливает кровообращение, содействует обмену веществ. Гимнастика

осуществляемая после ночного сна, выводит организм ребенка из состояния

заторможенности физиологических процессов, усиливая деятельность всех

органов и систем.

В процессе утренней гимнастики необходимо обеспечить правильную

физическую, психическую и эмоциональную нагрузку.

Существуют различные формы утренней гимнастики:

традиционная форма с использованием общеразвивающих упражнений;

– сюжетная гимнастика;

С использованием методов снятия психоэмоционального напряжения;

– с использованием элементов ритмической гимнастики, хороводов;

– с использованием элементов корригирующей гимнастик

2. Дыхательная гимнастика.

Дышать нужно правильно! Для этого необходимо научить ребёнка

глубокому выдоху для хорошей очистки лёгких и улучшения их снабжения

кислородом. Необходимо обращать внимание детей на то, что дышать нужно

через нос. Правильное носовое дыхание – условие здоровья ребёнка,

профилактическое средство против респираторных заболеваний. Не менее

важно в обучении правильному дыханию, является научить ребёнка

сморкаться не через обе ноздри, а поочерёдно. Во время прогулок полезно

учить ребёнка медленно вдыхать и ещё медленней выдыхать носом, а также

при быстрой ходьбе и медленном беге.

Дыхательная гимнастика играет значительную роль в процессе

оздоровления и закаливания дошкольников.

Для успешного овладения этой гимнастикой необходимо соблюдать

основные правила:

дышать надо с удовольствием, так как положительные эмоции сами по

себе имеют значительный оздоровительный эффект

необходимо концентрировать внимание на дыхательном упражнении, что

увеличивает его положительное воздействие

дышать надо медленно, это необходимо для насыщения организма

кислородом

выполнять каждое упражнение не дольше, чем оно доставляет

удовольствие

дышать надо носом

все упражнения выполнять естественно, без усилий и напряжения

привести свой организм в состояние глубокого расслабления воздух

должен входить и выходить из лёгких одной непрерывной струёй.

3. Гимнастика для глаз

Цель гимнастики для глаз: профилактика нарушений зрения дошкольников.

Задачи:

Предупреждение утомления,

Укрепление глазных мышц

Снятие напряжения.

Общее оздоровление зрительного аппарата.

Гимнастика для глаз благотворно влияет на работоспособность зрительного

анализатора и всего организма.

Условия: Для проведения не требует специальных условий. Любая

гимнастика для глаз проводится стоя.

Время: Выполняются 2-4 мин.

Правило: При выполнении упражнений голова неподвижна (если не указано

Детям с патологией зрения противопоказаны упражнения, связанные с

длительным и резким наклоном головы.

Прием проведения – наглядный показ действий педагога.

Если гимнастика для глаз используется педагогом в системе

для разучивания и выполнения 1 комплекс в стихотворной форме, совмещая

его 1 или 2 раза с комплексами другого вида.

По названию гимнастики для глаз легко подобрать ее по теме НОД.

вначале простые движения глазами: вправо-влево, вверх-вниз, круговые

движения, зажмуривания, моргание, выпячивание глаз, а затем используя их

по поду более сложного стихотворного текста в различных сочетаниях.

Стихотворный текст также нужно использовать вначале небольшой (до 4

строк), а затем переходить к более сложным и длинным.

Виды гимнастик.

По использованию художественного слова гимнастики для глаз можно

разделить на те, которые имеют стихотворное сопровождение и те, которые

проводятся без не

С предметами или работа с расположенными на стенах карточками. На них

мелкие силуэтные изображения предметов, буквы, слоги, цифры,

геометрические фигуры и т.д. (размер изображенных предметов от 1 до 3

см). По просьбе педагога дети встают и выполняют ряд заданий: отыскивают

на стенах картинки, являющиеся ответом на загадку; находят изображения

предметов, в названиях которых есть нужный звук и т.д.

Без атрибутов (никакие предметы и плакаты не используют. Интереснее

всего проходят гимнастики для глаз, на которых используются предметы или

задания в стихотворной форме, движения по определенным дорожкам,

задания на поиск предметов и картинок в разных частях группы.

4. Пальчиковая гимнастика

Развитие ребёнка связано с развитием движений пальцев рук. Третья часть

всей двигательной проекции в коре головного мозга занимает проекция кисти

руки. Поэтому тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое

влияние на развитие активной речи ребёнка. Воздействуя на тонус руки

ребёнка, с помощью комплекса пальчиковой гимнастики, происходит прямое

воздействие на тонус речевого аппарата.

Пальчиковую гимнастику провожу ежедневно индивидуально или с

подгруппой, в любой удобный отрезок времени в течение дня: во время

утренней гимнастики, физкультминуток, в свободное время утром и после

сна по 2-3 минуты. Особенно важно проводить гимнастику с детьми,

имеющими речевые проблемы.

Наиболее часто использую в работе пальчиковую гимнастику

стихотворного ритма, которая помогает поставить правильное дыхание,

развить речевой слух. Больше всего детям нравятся упражнения под

названием «Семья», «Салат капустный», «Мы делили апельсин», «Пальчик-

пальчик где ты был?» и пр. Нравится детям и то, что они имеют возможность

проводить пальчиковую гимнастику, выступая в роли ведущего, он чувствует

ответственность и дорожит тем, что именно ему я поручила эту роль. Это

является, своего рода, мотивацией детей.

Пальчиковые игры

Представляет собой набор упражнений, направленных на развитие мелкой

моторики руки, т.е. совместных действий систем организма человека

(мышечной, зрительной, нервной, костной), формирующих способность

выполнять точные, мелкие движения пальцами и кистями.

Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:

Помогает развивать речь;

Развивает эмоциональную выразительность;

Повышает работоспособность головного мозга;

Развивает внимание, память, воображение;

Способствует развитию пространственного мышления;

Снимает тревожность.

Пальчиковые игры очень эмоциональны,

увлекательны. Дети с удовольствием

принимают участие в таких играх.

Необходимо помнить три важных правила:

Первое: пальцы правой и левой рук следует нагружать равномерно;

Второе : после каждого упражнения нужно расслаблять

пальцы(например, потрясти кистями рук);

Третье : поскольку пальчиковая гимнастика оказывает комплексное

воздействие, она должна использоваться на всех образовательных

деятельностях в ДОУ

Правила выполнения упражнений:

1 . Перед игрой с ребенком можно обсудить ее содержание. Это не только

позволит подготовить его к правильному выполнению упражнения, но и

создаст необходимый эмоциональный настрой.

2. Перед началом упражнений дети разогревают ладони легкими

поглаживаниями до приятного ощущения тепла.

3. Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала

правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.

4. Выполняйте упражнение вместе с ребенком, при этом демонстрируя

собственную увлеченность игрой.

5. При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все

пальцы руки.

6. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным

переключением с одного движения на другое.

7. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком

легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему

5. Игровой массаж и самомассаж.

В современных условиях возникла необходимость поиска

нетрадиционных путей организации коррекционно-образовательного

процесса уже в раннем дошкольном возрасте. Одним из таких направлений

является массаж и самомассаж. Как лечебное средство они были известны

ещё в глубокой древности. При систематическом массаже усиливаются

рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами,

нормализуется мышечный тонус, происходит стимуляция тактильных

ощущений. Массаж позволяет активизировать и синхронизировать работу

обоих полушарий мозга.

С детьми выполняются массажные движения по ладоням, кистям и

предплечьям обеих рук: поглаживание, растирание, лёгкое надавливание,

пощипывание, похлопывание. Различные упражнения: катание

одногошарика, катание ребристого карандаша, имитация скатывания колобка,

палочек, как в лепке, сжимание резиновых игрушек разной плотности и др.

В работе игровой массаж по методике А. Уманской и К. Дейнеки.

Массаж и самомассаж проводится 2-3 раза в день на занятиях,

физминутках, прогулках, самостоятельной деятельности детей.

После каждого упражнения следует делать расслабляющие поглаживания

или встряхивания рук. Подобранные упражнения могут комплексно влиять на

развитие речи и интеллектуальные способности детей. Поскольку у

дошкольников преобладает конкретно-образное мышление, ко многим

массажам придуманы стихотворные тексты. Их содержание и ритм

максимально приближены к характеру самого движения, чтобы у ребёнка

возникал конкретный образ. Начинать следует с прогревающих движений,

делающих мышцы более податливыми, а движения безболезненными.

6. Гимнастика после сна.

Одной из главных особенностей нервной системы детей дошкольного

возраста является медленное переключение из одного состояние в другое,

чему способствует несформированность нервных процессов. Именно

поэтому после дневного сна я провожу с детьми специальные упражнения,

позволяющие им постепенно перейти к бодрому состоянию.

Гимнастика после дневного сна помогает улучшить настроение детей,

поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений

осанки и стоп.

Гимнастику пробуждения выполняем лежа в кроватях. Сначала дети

вытягиваются: прогибают спину, вытягивают вверх руки, переворачиваются с

боку на бок. После чего делают упражнения. После гимнастики дети

проходят босиком по массажным дорожкам, что усиливает

оздоровительный эффект и является профилактикой плоскостопия.

Важно помнить, что темп пробуждения у детей разный, разная и степень

выраженности эмоционального реагирования. Поэтому я улавливаю

настроение детей, подбадриваю тех, у кого фон настроения после сна снижен.

Слова упражнения проговариваю в спокойном темпе, с радостными

интонациями.

Важность гимнастики пробуждения нельзя недооценивать. Она

развивает дыхательную мускулатуру, увеличивает подвижность грудной

клетки и диафрагмы, улучшает кровообращение в легких, деятельность

сердечно - сосудистой системы, укрепляет мышцы спины, стопы, повышает

концентрацию внимания.

Динамическая пауза

Динамическая пауза и физкультурная минутка предупреждают утомление

упражнений здесь подбираются в зависимости от интенсивности нагрузки и

состоят из 2-3 упражнений (физкультурная минутка) или 6-8 упражнений

(динамическая пауза). Применяю простые, наиболее доступные упражнения,

провожу в начале, середине или конце занятия, по мере утомляемости детей.

Необходимо помнить, что интенсивность упражнений не должна быть

высокой, их основная задача - позволить ребёнку сменить позу, расслабиться.

А короткая, но интенсивная нагрузка приведёт лишь к обратному эффекту. Я

провожу для детей в качестве профилактики утомления плавные

«растягивающие» движения, которые снимают мышечное напряжение,

повышают уровень работоспособности, именно поэтому в начале разминки

уделяю большое внимание дыхательным упражнениям в сочетании с

различными движениями тела. Это способствует общему оздоровлению и

улучшению самочувствия.

В практических занятиях используют физминутки по стихотворному

тексту, но обращаю внимание на следующие правила при подборе

стихотворений к конкретному занятию:

задачами стихи должны быть с чётким ритмом, так как под них легче

выполнять разнообразные движения

сам воспитатель произносит текст, так как при произношении текста с

детьми у них может сбиться дыхание.

Гимнастика хатха -йога

Занятия восточной гимнастикой являются прекрасным средством

эстетического и нравственного воспитания.

Под их воздействием укрепляется здоровье, формируется красивая

фигура, правильная осанка и энергичная походка, улучшается координация

движений, вырабатываются сила воли, выдержка, уверенность в себе.

Упражнения приучают занимающихся к каждодневному преодолению

трудностей, повышают жизненный тонус и работоспособность, создают

хорошее настроение.

Йога не является ни акробатикой, ни гимнастикой в спортивном смысле.

Хатха – йога – это физические упражнения. Отметим специфические

особенности упражнения йогов. Во-первых, преобладающая часть поз в хатха

– йоге преимущественно статична, и хотя позы не имеют целью развития

мускулатуры, они оказывают силовое мускульное действие. При выполнении

упражнений статичных хатха – йоги образуется мало тепла, затраты энергии

невелики. А раз упражнения статичны, то они не сопровождаются

кислородной недостаточностью или так называемой гипоксией. В йоге эти

состояния достигаются несколько искусственным путем тренировки

задержки дыхания, которое в течение столетий разрабатывали в йоги Индии.

Во-вторых, для поз в йоге характерно и воздействие на мускульную систему

через силовое сокращение работающих мускулов, а также через вытягивание

и растяжение противодействующих мускулов, сухожилий, связок. Ни одна

гимнастика, физкультура не имеют такой степени максимального растяжения,

как йога.

Цель акробатики и гимнастики – добиться необходимой эластичности тела

путем длительных упражнений.

Особое внимание в йоге уделяется тренировке суставов. Упражнения

делают суставы подвижными, эластичными и гибкими до старости.

Для детей йоговские упражнения – это профилактика сколиоза,

остеохондроза, кифоза, астмы и простудных заболеваний. Йоговские

упражнения помогают стать им более внимательными на занятиях.

Большинство поз хатха – йоги естественны, физиологичны. Они копируют

зверей, животных и насекомых. Благодаря этому дети лучше запоминают

позы и легче их осваивают. Гибкость позвоночника – основа долголетия.

Сохранение гибкости позвоночника обеспечивает активную

жизнедеятельность спинного мозга и нервных ответвлений, отходящих от

Таким образом, хатха – йога комплексно воздействует на физическое и

нервно – психическое развитие ребенка.

Система закаливания детей.

Цель закаливания - выработать способность организма быстро изменять

работу органов и систем в связи с постоянно меняющейся внешней средой.

Способность организма приспосабливаться к определенным условиям

внешней среды вырабатывается многократным повторением воздействия

того или иного фактора (холод, тепло и т.п.) и постепенного повышения его

дозировки.

В результате закаливания ребенок становится менее восприимчивым не

только к резким изменениям температуры и простудным заболеваниям, но и к

инфекционным болезням. Закаленные дети обладают хорошим здоровьем и

аппетитом, спокойны, уравновешенны, отличаются бодростью,

жизнерадостностью, высокой работоспособностью. Этих результатов можно

добиться лишь при правильном выполнении закаливающих процедур

Природными факторами закаливания являются воздух, вода и солнце. Самое

мягкое воздействие на организм оказывают воздушные процедуры. Влияние

воздуха на организм зависит и от его физических качеств: температуры,

теплопроводности, влажности, давления, скорости движения и т. п.

Более сильным является закаливание водой. Принцип постепенности при

использовании этого средства должен выдерживаться особенно тщательно.

Закаливание солнцем – эффективный способ оздоровления и полноценного

роста и развития, но использовать солнечные лучи нужно осторожно и

умеренно, так как они оказывают очень сильное воздействие.

При организации закаливания необходимо соблюдать следующие требования:

систематичность в течение всего года, с учётом сезонных явлений;

строгая постепенность увеличения силы раздражителя;

последовательность раздражения;

учёт состояния здоровья, типологических особенностей ребёнка,

домашних условий и условий детского учреждения (индивидуальный

учёт эмоционального состояния ребёнка;

связь с режимом, с организацией всей деятельности ребёнка.

1. Воздушная ванна-10-15 минут. Ребенок двигается, бегает; одетый

в трусики, майку с короткими рукавами, тапочки на босу ногу или короткие

носочки. Часть времени (6-7 минут) отводится на гимнастические

упражнения из приведенного комплекса.

2. Умывание водой, температура которой с +28 градусов снижается к

концу года закаливания летом до +18, зимой до +20. Дети старше двух лет

моют лицо, шею, руки до локтя, старше трех- верхнюю часть груди и руки

выше локтя. Исходная температура воды для детей старше трех лет тоже +28,

а минимальная летом +16, зимой + 18 градусов.

3. Дневной сон летом с доступом свежего воздуха, зимой-в хорошо

проветренной комнате при температуре + 15 +16 градусов.

4.Сон без маечек. Проводится круглый год. На случай понижения

температуры из-за перебоев в отоплении или установившейся холодной

погоды должны быть подготовлены тёплые носочки на ноги и вторые одеяла.

Разумеется, температура в спальной комнате не должна быть ниже +14

градусов Цельсия.

5. Прогулка два раза в день при температуре до -15 градусов

продолжительность от 1-1,5 часа до 2-3 часов.

6. В летнее время солнечные ванны от 5-6 до 8-10 минут два-три

раза в день; пребывание на свежем воздухе и в тени неограниченно.

Умывание

Ребёнок должен:

Открыть кран с водой, намочить правую ладошку и провести ей от кончиков

пальцев до локтя левой руки, сказать «раз»; то же проделать левой рукой.

Намочить обе ладошки, положить их сзади на шею и провести ими

одновременно к подбородку, сказать «два».

Намочить правую ладошку и сделать круговое движение по верхней части

груди, сказать «три».

Намочить обе ладошки и умыть лицо.

Ополоснуть, «отжать» обе руки, вытереться насухо.

Примечание.

Через некоторое время длительность процедуры увеличивается, а именно:

каждую руку, а так же шею и грудь дети обмывают по два раза, проговаривая

«раз, два» и т.д.

Сон без маечек.

Проводится круглый год. На случай понижения температуры из-за

перебоев в отоплении или установившейся холодной погоды должны быть

подготовлены тёплые носочки на ноги и вторые одеяла. Разумеется,

температура в спальной комнате не должна быть ниже +14 градусов Цельсия.

Воздушное закаливание

Воздушные ванны сочетают с подвижными играми или гимнастикой.

Начинают (одежде – майка, трусы, мягкая обувь) закаливание в одежде и по

мере закаливания доводят одежду до трусов, если можно – босиком.

Воздух - это среда, постоянно окружающая человека. Он соприкасается с

кожей - непосредственно или через ткань одежды и со слизистой оболочкой

дыхательных путей. Из специальных мер закаливания воздухом в детских

садах применяются: сон на воздухе, в холодное время и воздушные ванны. В

детском саду мы используем воздушный режим.

Закаливающее значение действия солнца своеобразно. Солнце является

сильно действующим средством закаливания. Солнечные лучи оказывают на

организм общее укрепляющее действие, повышают обмен веществ в

организме, лучше становится самочувствие, сон, кожа лучше регулирует

теплообмен. Но солнце может оказывать и отрицательное действие. Поэтому

надо к этой процедуре подходить очень осторожно. У младших детей

особенно полезны солнечные ванны, но важен при этом индивидуальный

подход. Проводить солнечные ванны надо в движении, но игры надо

проводить спокойного характера. Солнечные ванны увеличиваются

постепенно:

Здоровьесберегающая среда.

Предметно-развивающая среда помогает обеспечить гармоничное развитие

ребенка, а также создать эмоционально-положительную обстановку. Она не

только позволяет проводить игры и занятия, но и приучает детей к

самостоятельным играм.

Здоровьесберегающая среда в нашей группе включает в себя:

1) Уголок двигательной активности детей

В этом уголке размещаются следующие пособия:

Скакалки,

Массажные коврики и дорожки (для профилактики плоскостопия и ходьбы

ладошками и ступнями одновременно),

Пластмассовые гантели и гантели изготовленные из подручного материала,

Массажные шарики,

Ленточки,

Лесенка для лазания и перешагивания,

Дуга для подлезания,

Тренажер для формирования равновесия,

Ростомеры, которые служат также для профилактики нарушений осанки,

Мишень на стене в виде матрешки для попадания мячиком в цель,

Кольцеброс,

Кегли для сбивания мячиком,

Тренажер для развития ловкости и быстроты (палочки с веревками разных

цветов для скручивания),

Пособия для развития глазомера (на стене).

Также в группе имеются пособия:

Для развития мелкой моторики рук: разнообразные «шнуровки», «бусы»,

Комплексы по утренней гимнастике, дыхательной гимнастике, гимнастике

для глаз, гимнастике после сна, пальчиковой гимнастике,

Цветные мягкие модули для прыгания, лазания, игр (например, нравится

детям модуль «Гусеница»).

В уголке здоровья имеются наглядные консультации для родителей на тему

«Здоровье»: «Профилактика гриппа», «Витамины», «О пользе прогулок»,

«Правильное питание», «Физическое развитие дошкольников» и т.д.

Воспитание культурно-гигиенических навыков.

Сохранение и укрепление здоровья невозможны без соблюдения правил

личной гигиены – комплекса мероприятий по уходу за кожей тела, волосами,

полостью рта, одеждой и обувью.

Большой упор в личной гигиене делается на мытье рук перед едой, после

любой работы, прогулок, при утреннем и вечернем туалете, поскольку

именно через руки в ротовую полость попадает подавляющее большинство

болезнетворных микроорганизмов.

После каждого приема пищи детьи полоскают рот кипяченой водой

комнатной температуры.

Конспект интегрированной деятельности детей по здоровьесбережению во второй младшей группе «Мишка-Топтыжка».

Цель: формирование представлений об основах безопасного поведения, закрепление знаний режима дня в детском саду.

Задачи: закрепить знания детей о правилах поведения в детском саду; формировать у детей знания безопасного поведения, навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих; продолжить развивать умение составлять целое из фрагментов по образцу; закреплять знания о геометрических фигурах.

Материалы и принадлежности: мягкая игрушка-медведь, блокнот и карандаш, кисточки, клей, вырезанные геометрические фигуры разного цвета, листы картона A4, тряпочки для промакивания, фонограмма Максима Задорнова «Солнышко лучистое», аудиоцентр.

Ход занятия:

Воспитатель:

Ребята! Сегодня у нас в гостях Мишка-Топтыжка! Он пришёл к нам в гости. Давайте поздороваемся с Мишкой-Топтыжкой!

(Дети хором здороваются.)

Мишка-Топтыжка:

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Мишка-Топтыжка. Я живу в лесу, но мне очень хочется, как все дети, ходить в детский сад! Вот только я совсем не знаю правил и боюсь сделать что-нибудь не так!..

Воспитатель:

Ребята, давайте расскажем Мишке-Топтыжке, как мы с вами живём в нашем детском саду и какие правила надо соблюдать!

(Ответы детей.)

Воспитатель:

Давайте расскажем всё по порядку! Наступает утро, и все дети идут в детский сад. Что мы делаем с утра, когда все пришли в группу?

(Ответы детей.)

Воспитатель:

Правильно! Мы делаем зарядку!

Мишка-Топтыжка:

Ой! А я не знаю, что такое зарядка!

Воспитатель:

Ребята, давайте покажем Мишке-Топтыжке, что такое зарядка! И он тоже, вместе с нами, попробует её сделать!

(Дети выходят и занимают свои места, Топтыжке тоже находится место. Включается фонограмма песни Максима Задорнова «Солнышко лучистое любит скакать», проводится зарядка.)

Воспитатель:

Молодцы, дети! Садитесь на свои места. Ну, что, Мишка-Топтыжка, понравилась тебе наша зарядка?

Мишка-Топтыжка:

Очень понравилась! Я сразу стал сильнее и бодрее! Я всех зверят в лесу научу такую зарядку делать!

Воспитатель:

Конечно, научи! Ребята, а что мы делаем после зарядки?

(Ответы детей: руки мыть с мылом, не брызгаться, мыло класть на место, закрывать воду, вытираться насухо, полотенца вешать на свои места. Топтыжка переспрашивает, уточняет, записывает.)

Воспитатель:

Мишка-Топтыжка, ты внимательно слушал? Всё запомнил?

Мишка-Топтыжка:

А я даже записал, чтобы ничего не забыть! (Показывает листок с записями).

Воспитатель:

Записывай! Ничего не пропускай! А после мытья рук, что мы делаем?

(Ответы детей: садимся за столы завтракать.)

Мишка-Топтыжка:

А что вы кушаете на завтрак?

(Ответы детей: кашу.)

Мишка-Топтыжка:

Каша – это хорошо! Вкусно и полезно! Я тоже ем кашу, и вот какой уже вырос! Я могу даже целую кастрюлю каши съесть! А вы все кушаете кашу? Всю съедаете?

(Ответы детей.)

Мишка-Топтыжка:

Ой, я вот что вспомнил! Меня сорока научила играть в игру про то, как она кашу варила! А вы знаете такую игру? Давайте поиграем!

(Проводится пальчиковая игра «Сорока-белобока кашу варила».)

Сорока-белобока кашу варила,

На порог скакала, деток созывала,

Этому дала на тарелочке,

Этому дала на блюдечке,

Этому дала в чашечке,

Этому дала в мисочке,

А этому ничего не дала:

"Ты дров не рубил, ты каши не варил,

Тебе нет ничего!"

Ну мамочка, мамочка, ну дай кашки!

Ну на тебе кашки-малашки!

Ням-ням-ням!..

(Во время загибания пальчиков у детей спрашивается их название.)

Воспитатель:

А что у нас после завтрака?

(Ответы детей: занятия.)

Воспитатель:

Правильно, занятия. Садись, Топтыжка, с детьми за столик и приготовься внимательно слушать и вместе с нами выполнять задания! Давайте вспомним, какие геометрические фигуры мы знаем.

(Демонстрируются и называются геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник. Всем раздаются конверты с наборами геометрических фигур из цветной бумаги, принадлежности для аппликации, листы A4.)

Достаньте и разложите фигуры, которые вам достались. Посмотрите на доску, здесь я сложила из таких, как у вас, фигур, целый лес! Здесь и ёлочки, и солнышко, и наш гость Мишка-Топтыжка, и его домик, и его друг Зайка-Побегайка!

Приложение №1.

Воспитатель:

Посмотрите внимательно на свои фигуры. Что из них может получиться? Давайте наклеим их на бумагу, а потом подарим Мишке-Топтыжке на память!

(Дети выполняют аппликации, принадлежности убираются.)

Воспитатель:

Вот, Топтыжка, какие у нас интересные занятия! А после занятий мы что делаем, ребята?

(Ответы детей: отдыхаем и играем в игры.)

Мишка-Топтыжка:

Я очень люблю играть! Давайте поиграем в игру «Мишка косолапый»! Вам надо повторять за мною все движения!

(Проводится игра «Повторяй за мной»: хором проговаривается текст, Мишка показывает движения, дети повторяют.)

Мишка косолапый
По лесу идёт, (ходьба вразвалочку)

Шишки собирает

И в карман кладёт (имитация сбора шишек).

Вдруг, упала шишка.
Прямо мишке в лоб... (хлопок по лбу)

Мишка рассердился.

И ногою - топ! (топанье ногой)

Больше я не буду
Шишки собирать, (отрицательные движения головой и руками)

Лягу я в берлогу,

Буду крепко спать! (сложенные ладошки под щёку, глаза закрыть).

(Детям предлагается сесть на ковёр в кружок для продолжения рассказа о детском саде.)

Воспитатель:

А после игр мы съедаем фрукты (яблочко, апельсины, бананы и т.д.) или пьём сок (фруктовый или томатный), потому что в них что?..

(Ответы детей: витамины, сила, здоровье.)

Воспитатель:

Совершенно верно! И идём в раздевалку одеваться на прогулку. А одеваться нужно, Топтыжка, не как попало, а по правилам! Ребята, что мы одеваем сначала? А потом?

(Ответы детей: по порядку – носочки, штанишки, ботиночки, кофточку, курточку, шапочку, шарфик, рукавички.)

Воспитатель:

И нельзя доставать из шкафчика все вещи сразу! А кто оделся первым, тот помогает остальным. Потом мы выходим на улицу, строимся парами и идём на площадку. А на площадке, Мишка-Топтыжка, тоже есть правила. Какие правила надо соблюдать на площадке, ребята?

(Ответы детей: не толкаться, не убегать с площадки, не кидаться песком и игрушками, не лезть в лужи, не есть снег и пр.)

Воспитатель:

Вот так, Мишка-Топтыжка, мы и живём в нашем детском саду. Весело, дружно и интересно! Тебе понравилось?

Мишка-Топтыжка:

Мне очень понравилось! Я всем-всем-всем в лесу расскажу про ваш замечательный детский сад и про то, какие правила в нём нужно соблюдать! Я обязательно к вам ещё приду, но мне пора домой, к маме и папе…

Воспитатель:

Ребята, давайте попрощаемся с Мишкой-Топтыжкой!

(Дети прощаются с Топтыжкой.)

Воспитатель:

Мишка-Топтыжка отправился в свой зелёный бор – так по-другому называется лес, где растут ёлки. А мы с вами давайте поиграем в игру «У медведя во бору». Хотите?

(Проводится игра «У медведя во бору».)

У медведя во бору
Грибы, ягоды беру!

(Дети ходят вокруг спящего «медведя», имитируют сбор ягод.)

А медведь не спит,

Все на нас глядит!

(«Медведь» просыпается и ловит детей. Первый пойманный становится «медведем». Игра повторяется несколько раз.)

Воспитатель:

Молодцы мы сегодня! И гостю про наши правила всё-всё-всё рассказали, и красивые аппликации сделали, и поиграли! Вам понравилось? А что вам больше всего понравилось? Что бы вы хотели повторить на следующих занятиях? (Ответы детей.)

Приложение №1.



Публикации по теме