Платья начала 19 века англия. Модные тенденции и фасоны платьев девятнадцатого века

Думала просто повыкладывать фотографии с выставки Васильева ("Мода в зеркале истории") из зала 19 века,а потом поняла что интереснее будет все-таки добавить немного истории костюма.

Итак,мода на рубеже 18 и 19 столетий и первых двух десятилетий 19-го.

к началу 19 века Франция стала мировым лидером не только в политике,но и в искусстве.эталоном для подражания стала Римская империя,благодаря имперским амбициям французов и раскопкам в Помпеях.

волна увлечением стилем ампир (от фр.empire-имперский) охватила весь мир.

Россия в правление Александра 1-го,убаюканная патриархальным устоем,"спала".

русская аристократия во всем подражала Франции:говорила и одевалась по-французски.

но если в женской моде законодателем была Франция,то в мужской моде-Англия.античная идея в мужской моде провалилась.придворные щеголи вообще перестают украшать себя лентами,кружевами,перьями.драгоценностям и и мушками.

вот что пишет о мужской моде тех лет Делеклюз в своих "Воспоминаниях за шестьдесят лет":"аристократизмом в мужчине является талант,а в женщине красота.современные мужчины одеваются,а не наряжаются".

женщины же носят исключительно те наряды,которые подчеркивают их физические достоинства.

мужчины носят узкие,наглухо закрытые костюмы;женщины одеты в в легкие платья без сорочек.

мужчины носят сапоги с гвоздями,женщины-едва заметные туфельки без каблуков,с такой узенькой подошвой,что при малейшей сырости они не могут ходить пешком-недаром "Модный журнал для дам" за 1801 год утверждает:"нельзя быть модницей,не имея экипажа".

Давид,автопортрет.
художник во время работы в домашнем халате с белым жабо;ненапудренные волосы указывают на послереволюционную эпоху

творцами мужской моды были английские лорды,артисты и денди.
некий лорд Кэтогэн оказал влияние на всю Европу своей прической;лорд Спенсер-своим жилетом,а лорд Кэррик своим плащом с несколькими воротниками.
английский костюм для верховой езды переняли многие молодые поэты Германии,например,Гете,преобразовав его в светский костюм "редингот" (redingot)-который вскоре стал самой распространенной одеждой и в остальных странах Европы.

по поводу женского костюма журнал "Московский Меркурий" в 1803 году высказывается следующим образом:
"в нынешнем костюме главным почитается обрисовывание тела.если у женщины не видно сложения ног от башмаков до туловища,то говорят,что она не умеет одеваться или хочет отличаться странностью.когда нимфа идет,платье искусно подобранное и позади гладко обтянутое.показывает всю игру мускулов ее при каждом шаге".
для создания таких нарядов требовались и особые ткани.
в этот период пользуются популярностью батист,муслин,тафта,креп и кисея.

Законодательницами моды периода Директории(1795-1799) - так называемые "Merveileuses"-были Тереза Тальен,Жозефина Богарне(будущая императрица) и мадмуазель Ланж.

про светскую даму,подругу Жозефины Богарне(Бонапарт),Терезу Тальен журнал "Зеркало Парижа" писал следующее:
"она имеет вид выходящей из ванны и нарочно показывает свои формы под прозрачными тканями"


Тереза на картине Давида

ей не уступала мадмуазель Ланж,французская актриса и куртизанка-она позировала художникам обнаженной и вообще всячески поддерживала эту новую моду,получившую название "а-ля соваж"(a-la sauvage-нагая)

мадмуазель Ланж в образе Венеры на картине Жирозе Триозона,1798 год

английская карикатура Джеймса Гилрея(1806 г) "Тереза Тальен и императрица Жозефина танцуют голыми перед Баррасом зимой 1797 года"(Бонопарт подсматривает справа)
***Поль Баррас-один из видных деятелей Великой Французской революции,был мужем Терезы Тальен

крой платьев напоминал рубашечный силуэт,созданный с оглядкой на античные пеплосы и хитоны.
под платья-туники надевали рубашку или трико телесного цвета,эта рубашка называлась "шмиз" ("chemise").

шмизы,1800 год


карикатура:мужчина принимает даму,одетую по моде,за нищенку (что она стоит "в одной рубашке") и подает ей монету


карикатура "три грации":намек на то,что далеко не всем шел новый свободный фасон платьев

в России моды "саваж" никогда не было,у дам на балах всегда присутствовали нижние юбки.

во Франции же период революционных вольностей сошел на нет когда Наполеон стал императором.
общий силуэт сохранился,но оголяться дамы стали меньше;декольте поползло вверх.
ближе к 1804 году платье становится закрытым до шеи,появляются рукава,а шлейф исчезает полностью.

однажды Наполеон,увидев молодую даму в очень смелом наряде,громко вызвал ее из толпы и сказал:"мадам,вы раздеты,идите и оденьтесь!"-на этом "голая мода" ушла в прошлое.
также в период Империи вошли в моду тяжелые античные орнаменты,золотое шитье на шлейфах платье-их дизайн был разработан к коронации Бонапарта.

"посвящение императора Наполеона"

большой вырез платья,выходя на улицу.прикрывали пелериной.с легкими платьями надевали легкое кружевное манто на подкладке,которое застегивали спереди на крючки.также носили рединготы (пальто из легкой шерстяной ткани прилегающего силуэта) и спенсеры(короткий жакет с длинными рукавами на утепленной ватной или меховой подкладке).
очень модными были шали,особенно кашмировые шали-они стоили целые состояния.также декольте прикрывали прозрачными косынками-"фишю".это был тонкий треугольный или сложенный по диагонали квадратный платок из легкой ткани(муслина,батиста) или кружев,подчеркивавший шею и декольте.
появился в в одежде французских женщин нижних и средних слоев общества в 17-м веке.


Кристиан Галлагер "Элизабет Сьюл Солсбери",1789 год.
светлый платок на шее-фишю

замужние женщины и женщины в возрасте носили боа.

прически были гладкие,с пробором посередине в подражание греческим и римским образцам.

портрет мадмуазель де РИвьер
эталонное платье ампир;прическа с пробором

А.Молинарти 1809
портрет В.Ф.Вяземской
прическа под названием "а-ля Титус"(или "Жертва")-призвана была напоминать о казнях во времена Великой франц.революции1789 года.выбривались волосы на затылке,как это делал палач Самсон;женщины отрезали себе волосы на затылке до корней


Давид,портрет мадам Рекамье
она одета в шлиз,прическа-опять а-ля ТИт:легко завитые волосы придерживаются надо лбом лентой

рисунок из журанла "Журнал де дам",1799 год.шмиз,который книзу расширяется до шлейфа,украшенного искусственными цветами.
прическа-"а-ля олландэз"(a la hollandaise)

сзади волосы убирают в пучки("узел Психеи")-из своих волос или из шиньона,закрепленного гребнями,шпильками,заколками или сетками.
лицо обрамляли локонами-плоскими,круглыми,спиральными и т.д.
на лоб часто спускались челки

Боровиковский,1807 год.
портрет М.Ф.Барятинской
челка на лбу и волосы заколоты сзади


Жерар,портрет мадам Рекамье
шлиз из тонкой белой тканис большим вырезом,обнажающим плечи.платье дополняет шаль,заменяющая собой плащ.
волосы собраны в пучок с декоративной иглой "а-ля грек"

также голова украшалась диадемами и обручами,также использовались венки из искусственных цветов,колосьев и лавровых листьев.в период Директории были популярны парики(господствовал принцип:"утром светлый парик,вечером темный")

из украшений очень популярны были браслеты на руках и ногах;ножные надевались на щиколотку и выше колена,ручные браслеты и кольца надевали поверх перчаток.
круглыми и овальными брошами закалывали модные кашмировые шали.
очень популярны были камеи-на какое-то время они затмили бриллианты и проч.
"теперь модные женщины носят камеи на поясах,в ожерельях,в каждом браслете,в диадеме"-писал модный журнал Jurnal des Dames в 1805 году.


Каролина и Элиза (сестры Наполеона) в камеях


корона Наполеона-старинные камеи.мода на резные камни усугубилась после его итальянской компании в 796 году


Гортензия Богарне в тиаре с камеями

а вот шляпы находятся в стороне от античной моды.головные уборы делались на восточный образец:тюрбаны,чалмы,"китайские шляпки",на которые шли легкие муслиновые и шифоновые ткани,перевивая бусами и укрепляя на них перья брошью,а также береты со страусовыми перьями.
также носили шляпы наподобие капора с большими полями спереди,отделывая их лентами и кружевом,подвязывая лентами под подбородком.


"Журнал де дам"1799 год;сельский чепчик украшенный тюлем-парижская мода конца 18 века

1797 год,рисунок из модного английского журнала-шляпа с широкой лентой в профиль закрывает лицо


рисунок из модного журнала,1803 год
шляпки и чепцы к выходным платьям

Ну а теперь- экспонаты с выставки Васильева:

платье дамское,хлопчатобумажная ткань 1810-е годы,Россия

платье-хлопчатобумажная ткань,Франция 1810-е годы
шаль-батист,вышивка;Франция 1810-е годы


платье с шалью
Россия,1810-е годы
атлас,отделка шелковыми полосами и шнуром в тон


платье с шалью
платье:муслин,вышивка "французским узелком",Франция 1800-е годы
шаль:батист,вышивка гладью;Франция 1800-е годы


платье дамское:хлопчатобумажный батист,Россия 1800-е
кашемировая шаль,Россия 1800-е годы



кость,шелк,вышивка блестками
Франция,1800-е годы


радикюль в форме ладьи:тисненый картон,шелк,стальные блестки
Франция,!800-е годы
гребень-диадема:латунь,искусственный жемчуг
Франция,1810-е годы

еще веера в стиле ампир:

кость,черепаха,шелк,вышивка,блестки
1800-1815 годы

веера и пудреница-табакерка

вот здесь получше видно:


пудреница-табакерка с миниатюрой
дерево,слоновая кость,акварель,металл


латунь,золочение,хрксталь,искуственный жемчуг
Фпанция 1810-е годы

(вышивка бисером,вязание льняной нитью;РОссия,Испания,Франция 1810-1820-е годы)




туфли бальные,атлас
Este,Париж 1810-е

лорнет:меиалл,стекло;1810-е

веер-опахало в стиле ампир;картон,гравюра,дерево
Франция,1800-1810-е

трубка-одноглядка:латунь,кость,перламутр
Франция,1810-е

женский портрет-миниатюра-дерево,слоновая кость,акварель,масло
Франция,1801810-е годы

столик для рукоделия:


дерево,резьба,фанеровка,лак


зеркало настенное:дерево,лак,резьба
РОссия,первая половина 19 века

столик:дерево,мрамор,бронза,литье
Россия,конец 19 в

часы настольные со скульптурой античного бога:бронза,стекло,литье,золочение,эмаль цветная
Франция,начало 19 века

Ну а остальное с выставки выложу в следующих постах.

В музее Лондона (Museum of London) хранится замечательная коллекция модного городского костюма, в которой есть удивительно хорошо сохранившиеся предметы женской одежды 18-19 веков, сделанные преимущественно в Англии.
На сайте музея можно увидеть эти вещи, порой, собранные в настоящие ансамбли, на очень необычных манекенах.

В большинстве музеев манекены безлики и совершенно не привлекают к себе внимания, позволяя зрителям сосредоточится на костюме. Обычно манекены белые, если с головами - то схематично выраженными, часто без волос. Бывают исключения, когда манекены смотрятся очень "по-человечески". Но в музее Лондона отношение к манекенам особое. Они чёрные. Возможно, так вещи из светлых тканей смотрятся более эффектно. Все манекены с головами, причём, такими, что на первый взгляд совсем не совместимо с вещами из иных столетий, т.к. головы манекенов венчают замысловатые причёски и сюрреалистические шляпы - вольные стилизации современных дизайнеров на исторические темы.

Давайте посмотрим на некоторые из них. Возможно, такой подход к манекенам многим может показаться слишком экстравагантным, но известно одно - ни в одном другом музее такое не встречается, исторический костюм на таких манекенах смотрится очень необычно.


1. Платье из жёлтой шёлковой тафты с тканым узором. Под таким платьем состоятельные дамы 18 века носили льняную сорочку (chemise), которую часто стирали, в отличие от самого платья. На сорочку надевали корсет. Между половинами лифа спереди крепился стомак - треугольный элемент из ткани, который часто украшали вышивкой цветными шёлковыми и металлизированными нитями. Стомак, оборки рукавов и шейный платок здесь - реконструкция.
Великобритания, 1743-1750 гг.

2. Платье из белого муслина, с завышенной линией талии. Муслин попал в Европу в 17 веке, родиной этой ткани считается Ирак (название ткани происходит от Mussolo - итальянского названия города Мосул в Ираке). Эта тонкая хлопчатобумажная ткань стала очень популярна в конце 18 века, особенно во Франции. Спенсер (коротенькая курточка с длинными рукавами) из шёлковой тафты коричневого цвета украшен брошью, центральную часть которой занимает композиция, выложенная из волос.
Великобритания, 1801-1810- е годы.


3. Платье из полосатого жёлтого шёлка, с отложным воротником, завышенной талией, подчёркнутой поясом, длинными рукавами с небольшими буфами у плеча. Шёлк, скорее всего, импортный, французского производства. В Великобритании с 1766 года был запрещён ввоз шёлка из Франции. Вероятно, это платье сшито из шёлка самых первых поставок после отмены запрета в 1820-х годах.
Великобритания, 1820-1824 гг.

4. Платье из шёлкового атласа цвета шалфея, с широким вырезом декольте, длинными рукавами, расширяющимися у локтя (модное веяние начала 1840-х годов), естественной линией талии. Лиф со шнипом (острым выступом в нижней части), застёгивается сзади.
Великобритания, 1841-1845 гг.

Послереволюционная Франция отличалась от предшествующей эпохи не только политическим строем. Оттесняя платья и прически из сложных конструкций, набирают популярность откровенные полупрозрачные наряды в стиле ампир. Основным ориентиром в моде и в архитектуре XIX века была античность: силуэт, как мужской так и женский становится подобен стройной колонне греческого храма с небольшим украшением наверху и узкими складками по бокам. Новая мода зародилась на балах и собраниях прежней аристократии, чьи родственники были казнены во время революции. Дамы носили красные ленты и бархотки как символический след от гильотины и длинную белую рубашку, подобную той, в которой королева Мария-Антуанетта и ее фрейлины шли на казнь. Их называли merveilleuses – причудницами. Однако вскоре такой силуэт стал модным и среди других дам, в том числе горожанок и жен чиновников. Именно так одевалась возлюбленная Наполеона – Жозефина Богарне.

Платья имели высокую , закрепленную лентой прямо под грудью, от которой спускались длинные полупрозрачные складки до пола. В качестве служили тонкие обтягивающие панталоны телесного цвета (с течением времени они превратятся в современные и колготки), натягивание которых было отдельным искусством. Вместо жестких туфель из кожи на тяжелом каблуке в XIX веке в моду входят тонкие шелковые балетки с длинными лентами, опоясывающими крест накрест ноги до колен по образцу античных моделей.

Мода XIX века стала революционной и в плане украшений. Уходит в прошлое любовь к бриллиантам и золоту, за эталон красоты берется античная камея, которая может быть выполнена из слоновой кости, черепахового панциря или камней – халцедона, опала. Особую популярность приобретают – в память об осужденных на казнь дамах, которым коротко отрезали волосы. Еще одна модная тенденция – кудри или небольшой свободный пучок, перехваченный несколькими лентами.

В 1837 году в Англии наступает период правления королевы Виктории, который продлится более полувека. Молодая чувственная королева проявляла большой интерес к нарядам, и весь двор следовал за ней. Со второй трети XIX века в моду входит романтизм, который характеризуется вниманием к оттенкам собственных чувств, природе, любовью к длинным средневековым одеяниям, плащам, небольшим шляпкам и чепцам с изящными рюшами. Чтобы представить себе моду XIX века достаточно вспомнить «Джейн Эйр» или героинь «Войны и мира». Особо популярной считалась прическа, при которой лицо обрамляли два локона, а основная часть волос зачесывалась высоко наверх и закреплялась в виде пучка, иногда украшенного несколькими лентами или цветами. Чтобы подчеркнуть тонкую талию, помимо пышной юбки, делали широкие рукава и плечи, в которые иногда даже вставлялся каркас из китового уса, таким образом, силуэт дамы становился похожим на песочные часы. Ворот, обильно украшенный кружевами и рюшами, плавно переходил в линию плеч, пышно обрамляя локти дополнительными складками. Украшениям в XIX веке отводилась особая роль – в моду входят медальоны с изображениями любимых или детей, иногда там же хранится прядь волос. Вместо прежних неудобных туфель становятся модными небольшие шнурованные ботиночки с закругленными носками. В качестве верхней одежды приобретают популярность разнообразные шали, муфты и боа, прикрывающие лишь часть пышной юбки.

Благодаря экспансии Англии и Франции в восточные страны, Африку и Индию появляется много экзотических элементов гардероба – тюрбаны, парчовые ткани, яркие украшения из бирюзы и кораллов. Такое количество новых атрибутов не сразу нашло разумное место в европейском гардеробе, часто являясь причиной несуразных и странных образов.

Одно из ключевых достижений моды XIX века – кринолин. В отличие от предыдущих более громоздких и тяжелых конструкций он был сделан таким образом, чтобы в нем можно было легко сидеть, наклоняться и делать сложные фигуры танцев. К необходимым элементам одежды относятся белые кружевные рукава и воротник, которые лишь слегка выглядывали из-под верхней одежды. Дама обязательно носила перчатки, которые допускалось снимать лишь во время обеда, драгоценные перстни и браслеты часто надевались прямо поверх ткани. В XIX веке в моду снова входит корсет, который затягивал талию до 50 – 55 сантиметров, что могло серьезно повредить здоровью его обладательницы.

После смерти своего супруга в 1861 королева Виктория погружается в нескончаемый траур, продолжавшийся практически 40 лет, а вместе с ней и весь двор. Поэтому в конце XIX века в моду входят черный и серый цвета, украшения из черного оникса, мориона и темных оттенков агата. Пышные платья сменяются более спокойными и простыми, пропадает большое количество рюшей и кружев. Дамы среднего сословия одеваются и вовсе скромно, полностью закрывая плечи и шею.

Мария Лев
Женский журнал JustLady

Во второй половине 19 века моду диктуют вкусы богатой буржуазии. На основе стиля середины 18 века - рококо - складывается новый, еще более пышный и эклектичный стиль - «второе рококо», или «выставочный стиль».

Мужской костюм

Основным нововведением в области мужского костюма стало строгое деление одежды по функциональному назначению. Выделяются визитный, бальный, домашний и повседневный (рабочий) костюмы.
Мужчины носили белые рубашки на пуговицах, со стоячими или отложными воротничками. В 60-е годы появились манишки, заменяющие рубашку.
В 50-е гг. мужчины носили брюки на штрипках, в 60-е - без штрипок. В 70-80-е гг. брюки приобрели лампасы и сильно расширились книзу. В 90-е гг. в моду вошли брюки «французского» покроя - мешковатые, суженные книзу. В основном их шили из ткани в полоску или клетку.
Парадной, бальной одеждой стал фрак - черный или цветной, который иногда дополнялся фрачным плащом черного цвета на белой подкладке. К фраку надевали белый жилет.
Визитной одеждой становится новый тип костюма - визитка. В отличие от фрака и сюртука, она была однобортной, имела отрезную талию и закругленные фалды. К черной визитке полагались черно-серые полосатые брюки (которые назывались «визиточными») и двубортные или однобортные жилеты - черные, цветные или даже белые. Крахмальные воротнички в тон жилета были стоячими либо отложными. В отличие от фрака, который надевали вечером, визитка была преимущественно дневной одеждой.

на женщине: прогулочное платье

на мужчине: двубортный сюртук

В конце века в моду вошел еще один новый костюм - смокинг (первоначально - «костюм для курения»). Его носили в основном молодые люди. Со смокингом надевали черные брюки с черными шелковыми лампасами.
Каждый день мужчины носили сюртук. Распространившиеся в этот период пиджаки и жакеты также играют роль повседневной одежды.
Дома надевали различные жакеты и бархатные блузы.
Верхняя мужская одежда была очень разнообразна: пальто с пелериной, длинная шуба на меху, длинный плащ без рукавов с пелериной («гавелок»), мешкообразное пальто («сак»), короткое пальто в талию, отделанное спереди шнурами («бекеша»).
В 50-е-60-е гг. галстук имел вид банта, а к 70-м годам появился ленточный галстук. К фраку полагался белый галстук, завязанный бантом.

Женский костюм

Во второй половине 19 века Франция по-прежнему законодательница женских мод.
В 50-е-60-е гг. модный женский костюм приобрел вычурные формы. Этот период в истории моды известен как «моды Второй империи».
Платья в это время шили из шелковых и шерстяных тканей, из атласа, репса, штофа, бархата. В моде самые яркие расцветки - лиловые, ярко-розовые, красные. Отделкой служили искусственные цветы, бахрома, галуны, вышивки, кружева (особенно модными были кружева золотые). Кружева и вышивки теперь изготовлялись не вручную, а фабричным способом.
Самой примечательной чертой женского костюма стал кринолин (от французского слова crine - «грива, конский волос»). Это была конструкция из ивовых прутьев, китового уса или металлических обручей, которую надевали под нижнюю юбку. Она позволяла придать юбке особую пышность. К 1860-му г. круглый каркас кринолина уступил место овальному.

на женщине: платье на кринолине для визитов

на мужчине: придворная одежда с пелериной

на мужчине: повседневный сюртучный костюм

на женщине: летнее платье на кринолине

Для женских платьев была характерна естественная длина талии и спущенная линия плеч. Под платьем обязательно носили туго зашнурованный корсет.
Повседневные платья имели глухой лиф и расширенные книзу рукава. Бальные платья глубоко декольтировались и обычно были без рукавов.
Как верхнюю одежду женщины носили шали, накидки, мантильи, пелерины, жилеты. Для визитов и прогулок надевали также приталенный жилет - казакин.
Дополнением к туалету служили сумочка, лорнет и зонтик. В связи с охватившей высшие слои общества модой на путешествия возникла мода на дорожные и купальные костюмы.
В 70-е-80-е гг. в истории моды наступила эпоха «позитивизма». Главной идеей этого направления была демонстрация богатства и благополучия. Костюм периода «позитивизма» перегружен деталями и украшениями, часто сочетал в себе ткани, различные по фактуре и цвету: шелк, бархат, шерсть, кружева, газ. Основные тона женских нарядов - темные, а в 80-е гг. появились платья светлых голубых, зеленых, розовых оттенков.

на женщине: домашнее платье-полонез

на мужчине: выходной костюм

на женщине: платье для прогулок

на мужчине: выходной костюм

В моде - высокие и стройные фигуры, которые подчеркивались неотрезными по талии платьями, плотно охватывающими тело до середины бедер. Под платье надевали корсет с очень тугой шнуровкой, стягивавший всю фигуру до середины бедер. Сзади платье драпировалось, прикрывая турнюр - подушечку или подкладку из туго накрахмаленной ткани, за счет которой центр силуэта резко смещался назад. В 80-е гг. турнюры стали огромными, почти карикатурными, но в последнее десятилетие 19 века вышли из моды.

на мужчине: повседневный костюм

на женщине: драпированное платье с турнюром

Бальные платья по-прежнему шили без рукавов, но у них появляется новая особенность - шлейф или подшитая к подолу складчатая оборка. Кроме того, в моду вошли платья с двойной юбкой. Верхняя юбка в таком наряде подбиралась со всех сторон, имитируя вместе с лифом жакет.
Верхняя одежда осталась прежней: носили и различные жакеты, и накидки, особенно модной была кружевная бальная накидка «иллюзион».
Маленький зонтик, перчатки, веер в виде опахала, боа из меха и перьев, черные чулки дополняли туалет.

Обувь

Распространенной мужской обувью во второй половине 19 века были штиблеты и ботинки на кнопках или со шнуровкой. Открытые туфли надевали только на балы. К визитке надевали только черные или лаковые ботинки или полуботинки. На лаковые полуботинки часто надевали фетровые гетры. В 50-е гг. мужская обувь была остроносой, а в 60-е годы в моду вошел тупой нос и высокий каблук.
В 50-60-е гг. женщины носили туфли на каблуках и шнурованные ботинки.
Повседневной женской обувью 70-х-80-х гг. были высокие ботинки, шнурованные или на пуговицах, на высоком или среднем каблуке.

Прически и головные уборы

В 1850-е годы у мужчин были в моде довольно длинные, расчесанные на косой пробор и завитые в локоны волосы. Носили также бородку и усы. В 60-е гг. модной стала сравнительно короткая стрижка, бакенбарды и усы.
Самым популярным мужским головным убором оставался цилиндр, однако после 1850 гг. он перестал считаться обязательной принадлежностью одежды для выхода. Носили также жесткие («мелоны») и мягкие фетровые шляпы, широкополые панамы и «канотье» - жесткие круглые плетеные шляпы с плоской тульей и ровными полями.
В 90-е годы излюбленным головным убором мужчин стал черный (изредка серый) «котелок» - нечто среднее между цилиндром и фетровой шляпой с узкими ровными полями и жесткой куполообразной тульей.
Женщины в 50-е годы носили пышные шиньоны. Иногда волосы расчесывали на прямой пробор и укладывали сзади в сетку.

Одежда у женщин

Можно с полной уверенностью сказать, что женщины Лондона были рабынями моды, ее власть над ними переходила все границы разумного. Модницы Англии следовали моде французской. Мода менялась каждый месяц, поэтому очень сложно уследить за тем, что носили в какой-то конкретный период. При этом следование моде было несколько неразумным и порой приводило к казусным ситуациям и плачевным последствиям. Например, стало модно - закутываться до подбородка, лицо закрывать частым покрывалом или шляпою. В теплую и ясную погоду женщины страдали и едва могли дышать, пот тек у них по лицу и бороздил поддельный румянец, они едва держались на ногах от утомления от сильной испарины, но ничего не могли поделать, мода есть мода, а одеться несоответственно, значит подвергнуться осмеянию. Если какая-нибудь модная красавица первой статьи оденется: плечи и грудь покрыта тончайшим флером, так, что все прелести едва скрываемы, красавица эта появится в обществе и ею восхитятся – назавтра все последуют ее примеру. Часты были и такие ситуации: за окном северо-восточный ветер, а женщина одета легко, по моде, за этим следуют простуды, болезни, а иногда дело кончалось смертельным исходом. Когда в моде было открывать все прелести и грудь, женщины, которые в большинстве своем были обделены большими размерами от природы, прибегали к искусственным средствам, что иногда приводило к довольно забавным случаям. Например, такой: девушка со своим женихом была приглашена на обед к знатной даме. Воздух в зале для приема гостей был сперт и нагрет и несчастная девушка упала в обморок. К ней подбежали другие девушки и естественно, как это водится при обморочном состоянии, расстегнули ей одежду. мгновенно раздались крики девушек – по полу покатились две безупречные груди. Жених, увидев такой обман своей невесты, отказался жениться на ней. По всей видимости, его желание жениться на ней ранее был продиктовано не в последнюю очередь прекрасными формами избранницы.

В моде была роскошь. Она распространялась и на людей среднего и нижнего состояния. Так, что было порою достаточно сложно отличить дочь молочника от дочери милорда.

Как уже говорилось ранее, в моде англичанки подражали француженкам.

Имели место в Англии смешные и странные моды. Например, «мода на талию». Она постоянно менялась. В зависимости от того какая талия была в моде, женщины старались подогнать свое тело к нужным параметрам. Порой модны были такие декольте, что в других странах одетую таким образом женщину могли бы счесть за служительницу Венеры, а что еще хуже, увидев на улице, счесть ее сумасшедшей и отправить в смирительный дом.

Начало XIX в. характеризуется появлением в искусстве стиля ампир. Он выражал эстетические вкусы крупной буржуазии и прославлял военные победы Наполеона. Силуэт костюма ампир стремится к цилиндрическим очертаниям высокой и стройной колонны. Плотные блестящие ткани украшают однотонной рельефной вышивкой или симметричной декоративной отделкой. Композиция костюма статична, декоративное решение преобладает над конструктивным. Главное требование - всего хороший покрой и элегантность. Дамы носят платья в стиле "ампир" – т.е. с завышенной талией и свободной юбкой. Фижмы вышли из моды уже много десятилетий назад, а классические кринолины 19-го века еще просто не появились. Однако на балу соседствуют как привычные белые, так и новомодные цветные платья, которые носят вне зависимости от возраста дамы – бывает, что пожилая леди по-прежнему одевается в белое, а юная девица щеголяет выписанным из Лондона малиновым платьем. То же можно сказать и об отделке – каждая старается украсить себя как ей позволяют вкус и материальное положение. Неизменным остается лишь общий силуэт.

Нельзя не сказать о таком важном элементе женской одежды, как шляпка. В начале века продолжали носить шляпы с высокими тульями и небольшими полями, отделанные перьями, и шляпу "бержер" 18 в. Приблизительно с 1810 г среди фасонов дамских шляп преобладал капор. Этот чуть ли не самый узнаваемый символ Регентства, был популярен до середины 19 века. Девушки часто украшали собственные капоры дома, богатые дамы специально заказывали шляпки в тон определенной одежде. Бархат, кружева и соломка – вот только некоторые из возможностей, доступных леди этой эпохи. Благодаря тому, что их можно было приспособить к той или иной одежде и любому сезону, они не выходили из моды.

Альтернативой шляпе являлся чепец. Их носили и служанки, и хозяйки, и дети, и старые девы. Замужние женщины и вдовы должны были дома и в обществе показываться в чепцах, за исключением событий особенно формальных, таких как балы. Вдовы носили чепцы полностью или частично черные. Единственно, кто их не носил, были молодые девушки, когда они уже были не дети, но еще не старые девы. Носили их главным образом в помещении, а выходя на улицу, часто надевали шляпку прямо поверх чепца – из соображений тепла и удобства.

Платье из материала из Индийских колоний. Тончайший батист с 20 различными рисунками-вышивкми в вид

Бальное платье из голубого шелка с объемной отделкой по низу, 1820 г

одежда у мужчин

Одежда у мужчин

Мужчины не гнались за модой на такой скорости, как женщины Лондона. Это касалось прежде всего мужчин высшего и нижнего состояния. Знатные люди одевались просто, по-мещански. Шелковые чулки, пряжки вместо завязок на башмаках и треугольная шляпа вместо обыкновенной круглой, это были единственные знаки, по которым в обществах отличали знатных людей от других. Например, в итальянскую оперу, в круглой шляпе не пускали. В начале XIX века мужской костюм достаточно радикально меняется - и сам силуэт мужской фигуры становится другим: уходят парики, высокие каблуки, треуголки, "колоколообразные" сюртуки, короткие пышные штаны и т.д. Одежда становится все более практичной и "современной" - минимум излишеств, максимум удобства и элегантности. Деталей не так много, но зато им уделяется исключительное внимание - цепочка для часов, трость, жилет, перчатки, шейный платок... о последнем следует сказать отдельно. Когда на переломе веков стали носить высокие воротнички, шейные платки обвязывали вокруг шеи, завязывали в красивый узел разных видов. Существовало порядка ста узлов, так что было из чего выбрать. Остромодный денди мог завязывать по часу и раскидывать кругом себя неудавшиеся. Разнообразие тканей тоже было большое - батист, муслин, шелк, помимо этого вышитые куски ткани, и шотландка, и ленты с кисточками, и кружево. В 1800-х годах они были практически исключительно белые (особенно формальные, вечерние) или черные, но потом постепенно входили в моду цветные, хотя обычными они стали только к 1840-м годам.

несколько вариантов повязывания шейного платка

Браммелл, лондонский денди

перчатки

Перчатки – еще один непременный атрибут костюма. Их носили и мужчины, и женщины. Браммель, как известно, заказывал перчатки у трех мастеров – один кроил, другой вшивал большой палец и т.д. Джентльмен не считался хорошо одетым, если у него не было лайковых или шелковых перчаток, как правило, белых или очень светлых, к вечернему костюму, замшевых или кожаных днем. Женские перчатки или митенки, также обязательные, были длинными, достигавшими коротких рукавов в 1800-1810 гг.; длиной три четверти для вечерних приемов в 1812 г.; более короткими к 1830 г. Перчатки для дневных платьев были длиной до запястья. В начале века они могли быть яркими, но к 1820-м обычными стали белые или светлые перчатки из лайки или шелка, или черные – для женщин старшего возраста или носивших траур.

Белье

Белье. В начале XIX века в женском гардеробе утвердились панталоны: отделанные кружевом, сначала они достигали лодыжки, а затем укоротились до середины икры. Отличительная особенность кроя первых панталон - раздельные штанины, которые крепились к поясу на талии, оставляя шов на уровне промежности открытым. Сначала панталоны практически полностью копировали аналогичные мужские, но постепенно их крой становился все более женственным.

В эпоху Регентства мужское белье было сравнительно новым изобретением. Джентльмен носил под одеждой хлопчатобумажные шорты, нижнюю рубашку (льняную или муслиновую), а также, что зависело от конкретного человека, и корсет. Принц-регент носил чулки.

Бальные туфли 1800-1830 год. Шёлк, подкладка из льна на клею.

Бальные туфельки 1800 года

Кожаные полуботинки 1812 года



Публикации по теме