Почему ребенок бьет себя.

Здравствуйте! На протяжении многих лет у меня были твёрдые принципы, следуя которым, я отвечала бы собственным запросам. В 2016 году был период времени, когда я забыла о своих фундаментальных принципах и своими ошибками разрушила собственный идеал себя. Я ненавижу себя за это. Ненавижу настолько, что постоянно бью себя по голове, груди, ногам, царапаю и щипаю кожу. Я ненавижу себя за то, что дала слабину. И сейчас у меня ощущение того, что прошлое уже не вернуть, что я совершила эти ошибки , и их уже не исправить! свой идеал не вернуть. Чувство, будто я испорчена, и меня злит это. Я злюсь на саму себя. Я ненавижу себя за то, что забыла о своих принципах. Ненавижу себя за то, что не могу доверять самой себе. Как осознать, что нет ничего идеального? Как осознать, что о прошлом нельзя горевать? Моё нынешнее состояние со всеми этими мыслями очень мешает мне двигаться дальше.

Ненавижу себя, постоянно бью себя, царапаю и щипаю кожу

Здравствуйте, Алина.
Вы спрашиваете
Как осознать, что нет ничего идеального?

Что бы мы не представили идеальным, всегда найдется что-то еще лучше. И идеального в самом деле нет. Мы все разные, и при этом не идеальные. Мы все можем делать ошибки, значит мы живые. Вот ссылка на статью по поводу о осознанности , можете прочитать.
своими ошибками разрушила собственный идеал себя. Я ненавижу себя за это. Ненавижу настолько, что постоянно бью себя по голове, груди, ногам, царапаю и щипаю кожу.

Алина, зачем Вам так важно быть идеальной? Если Вы не идеальны, то что тогда? И в чем состоял Ваш идеал себя? А сейчас получается так, что Вы ненавидите себя за то, чего быть не может.
Я ненавижу себя за то, что забыла о своих принципах. ненавижу себя за то, что не могу доверять самой себе.

Видимо, были какие-то причины тому, что Вы забыли о Ваших принципах. Важнее доверять как раз не своему представлению о идеальности, а самой себе, своим чувствам.
На нашем сайте есть статья про идеальность, прочитайте .
Алина, если нужна будет консультация, пожалуйста, обращайтесь. Будут рада помочь.
С уважением, Ольга Позняк.

Здравствуйте, Алина.
С одной стороны вы говорите, что понимаете, что достичь идеала нереально, с другой стороны как будто не хотите с этим смириться.
Похоже у вас есть некий идеальный образ себя и есть запрет быть какой то другой, не соответствующей этому образу. Очень важно, что случилось тогда, когда вы отступили от своих принципов, с чем это было связано для вас. Может быть дело не только в отступлении от принципов но и в самом событии...
Может быть вы тогда пережили тяжелую ситуацию, а теперь по какой то причине вините себя за то, что произошло. Может быть у вас есть убеждение в том, что "давать слабину" нельзя, неприемлемо, опасно. Важно разбираться, что вы имеете ввиду, когда говорите о слабости, в чем именно опасность быть слабой.
Если вы хотели бы помочь себе, научиться принимать себя такой какая вы есть, перестать винить себя и наказывать, тогда нужно подробнее разобраться со всеми вышеперечисленными и другими вопросами.
Обращайтесь ко мне на консультацию, я буду рада вам помочь.
[email protected]
https://сайт/psiholog-lola-makarova/

С уважением, психолог,
Макарова Лола.

Вопрос от Гульнары, г. Красноуфимск:

Сыну 8 лет. За непослушание шлепала по попе. Сейчас не трогаю. Теперь ребенок бьет себя сам, наказывает сам себя. Меня это пугает.

Отвечает Татьяна Сосновская, педагог, психолог:

Здравствуйте, Гульнара!

Вы совершенно правы, что перестали применять физические наказания к своему ребенку. Современных детей необходимо воспитывать современными методами, обязательно учитывая их природные особенности, желания и возможности. , это имеет крайне негативные последствия. Но что делать, когда ребенок сам себя бьет? Почему так происходит? Давайте попробуем разобраться в этом вопросе с помощью Системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Для каждого ребенка родительское битье это стресс. Но разные дети на этот стресс реагируют по-разному. Острее всего чувствует боль от физических наказаний ребенок с кожным вектором, его тонкая нежная кожа не выдерживает такого жесткого воздействия. При систематических наказаниях для адаптации стресса и чтобы погасить боль гибкая психика кожного ребенка начинает вырабатывать естественные опиаты. Происходит парадоксальная реакция: после боли становится приятно! Постепенно человек начинает получать подсознательное удовольствие, когда ему плохо и больно. Так складывается механизм формирования так называемого мазохистского сценария в кожном векторе и кроется причина, почему ребенок сам себя бьет.

Некоторые родители и воспитатели даже отмечают тенденцию: такие дети как бы специально провоцируют взрослых, «нарываются» на наказание: сознательно нарушают правила, не слушаются, хулиганят.
Подобное поведение поначалу можно спутать с независимым поведением ребенка с уретральным вектором, но они в корне отличаются. Уретральнику просто плевать на запреты, он менее других от природы нуждается в опеке родителей.

Когда ребенок бьет сам себя, он, вроде как наказывая себя, получает свое искаженное маленькое удовольствие через инициацию кожи болью. Пока ребенок не вырос, его психика развивается, поэтому все еще можно исправить!

Есть дети, которые сами бьют себя по голове или довольно сильно стучатся головой об стену. Эти проявления можно наблюдать у детей довольно раннего возраста, уже до года. Причина такого поведения иная – это серьезный симптом начинающегося неблагополучия в развитии звукового вектора . Это тема нашей следующей статьи.

Если подобная аутоагрессия это звуковое, то для мальчиков с кожно-зрительной связкой векторов может быть свойственна жертвенность — сам себя ударю. Именно такие дети становятся изгоями в школе, которых все клюют и задирают. И здесь кроме кожного очень важно понимание состояния зрительного вектора, его правильное развитие.
Ребенок с анальным вектором, очень зависимый от мамы, ее мнения, послушный и ведомый, может сам себя бить, желая угодить маме. «Сделаю все, как ты хочешь, даже накажу себя сам, только люби меня.»

То есть одно и то же поведение ребенка может быть продиктовано разными внутренними состояниями и их причинами. Разобраться в них можно, хорошо понимая психику ребенка. Этому вы можете научиться на полном тренинге по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. А в этой статье мы чуть подробнее остановимся на одном из возможных аспектов — особенностях реакций кожного вектора.

Что делать, если ребенок бьет себя

Работа с ребенком с кожным вектором, который себя бьет, должна идти по двум направлениям.

Первое, и самое главное: восстановление чувства безопасности и защищенности у ребенка.

Второе: наполнение желаний кожного вектора.

Девиз воспитания ребенка с кожным вектором:

  • Ласка
  • Логика
  • Дисциплина
  • Спорт

Ребенок с кожным вектором нуждается в ласке, да он и сам по себе очень ласковый, как котенок. От шлепков и грубого воздействия на его кожу, он может начать избегать телесного контакта. Когда ребенок бьет себя сам это на самом деле его крик о помощи. Обнять, поцеловать, погладить по спинке, сделать массажик на ночь – воспользуйтесь этими простыми действиями, и вы сможете постепенно вернуть ребенку его психологический комфорт!

Просто запрещать что-то кожному ребенку «потому что я так сказала!» не стоит. Ему лучше логически объяснить причину запрета или правила, и он будет выполнять ваши ограничения. При правильном подходе он даже научится . Ведь самоограничение – это то, что доставляет взрослому кожнику удовольствие, позволяет ограничивать других, то есть руководить.
Развивать логику можно также с помощью интересных конструкторов, головоломок, позже, занятий математикой и прочего.

Когда вы бьете ребенка, он испытывает колоссальный стресс, но это его ничему не учит. Напротив, он теряет способность к развитию. А вот дисциплина и разумные ограничения действуют на кожника ободряюще. Например, если ребенку с анальным вектором сказать, что на уроки ему отводится полчаса, то у того может просто наступить ступор. А вот для кожника это стимул сделать все быстро и качественно. «А если еще и расписание в дневник успеешь написать, то получишь конфету!» Не сомневайтесь – он успеет.

Понимание психики ребенка, который бьет себя поможет вам забыть об этой проблеме и вырастить замечательного человека. Распорядок дня, расписание дел на неделю, поощрения за хорошо выполненную работу приучают такого ребенка к трудолюбию, самодисциплине, здоровой конкуренции, удовлетворяют его желание быть первым. Идеальный образ развитого кожного вектора – это военный офицер. Но самодисциплина нужна везде: и в бизнесе, работе, особенно руководящей.

Ну и конечно, спорт. Кожные детки от природы очень подвижны. Именно в физической активности, ритме, конкуренции (только не ведите детей до подросткового возраста в студии современного или восточного танца, ранняя сексуализация в этих направлениях вредит детской психике). При правильном подходе к кожному ребенку, у него больше не будет причин бить себя.

Как наказывать кожного ребенка?

Ограничением. Только сначала объяснить, что он сделал не так, и за что вы его наказываете. Можно поставить его в угол, но на строго ограниченное время, в зависимости от возраста это может быть и 3, и 5, и 10 минут. Можно забрать планшет или мобильный телефон на определенное время (сказать, на какое). Или лишить похода в кино или в гости. Главное, помнить, что наказание – это не кара, а метод научить ребенка правильным способам поведения и взаимодействия с внешним миром.

Гульнара, когда в следующий раз увидите, что ребенок бьет сам себя, постарайтесь его успокоить: тихо обнять и спокойно поговорить: «Я понимаю, что у тебя не получается, но давай попробуем сделать это по-другому…». Конечно, нужно иметь в виду, что описанные механизмы в кожном векторе – это одна из возможных причин. Картина может усложниться, если у вашего ребенка есть другие вектора (а наверняка они есть), а также если вы сами находитесь в не лучшем психологическом состоянии.

Лучшим выходом из ситуации будет прохождение тренинга системно-векторной психологии Юрия Бурлана, который уже позволил многим родителям изменить к лучшему свою жизнь, глубже понять себя и природу собственного ребенка и решить самые разные проблемы воспитания .
Уже на бесплатных онлайн-лекциях можно много узнать об особенностях детей с кожным вектором, об особенностях подхода к ним, исчерпывающую информацию по вашему вопросу вы сможете получить на полном тренинге Первого уровня по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Присоединяйтесь !

Регистрируйтесь на бесплатные онлайн-лекции .

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Самоповреждение – умышленное нанесение телесных повреждений самому себе, которое обусловлено внутренними психологическими проблемами и не связано с намерением совершить суицид.

МКБ-10 X84
MeSH D016728
DiseasesDB 30605 29126

Причины

Выделяют три вида самостоятельного истязания: серьезное, стереотипическое и умеренное.

Серьезное самоповреждение – это удаление органов или частей тела (глаз, ушей, конечностей, гениталий). Оно встречается очень редко и в большинстве случаев имеет определенный символический смысл. Его основными причинами являются:

  • шизофрения;
  • маниакальный синдром;
  • глубокая депрессия;
  • транссексуализм;
  • острая наркотическая или алкогольная интоксикация.

Стереотипическое самоповреждение – ритмичные монотонные действия, наносящие вред человеку (удары головой о стену, укусы). Оно характерно для людей с задержкой в развитии, аутизмом и синдромом Туретта.

Умеренное самоповреждение проявляется в виде поверхностного травмирования собственного тела (порезов, расцарапываний, вырывания волос). Им занимается около 4% населения. Основная часть из них – дети подросткового возраста (в большинстве случаев – девочки). Кроме того, склонность к самоповреждению наблюдается среди:

  • ветеранов войны;
  • заключенных;
  • гомосексуалистов;
  • воспитанников интернатов;
  • людей, подвергавшихся насилию в детстве.

Основные причины умеренного самоповреждения – различные эмоциональные проблемы: душевная боль, внутренняя пустота, чувство вины, желание привлечь к себе внимание. Кроме того, членовредительство может быть следствием приема психоактивных веществ или одним из проявлений психических дисфункций:

  • пограничного расстройства личности;
  • посттравматического синдрома;
  • депрессии;
  • биполярного аффективного расстройства;
  • расстройства пищевого поведения (анорексии, булимии) и так далее.

Патогенез

Существует три основных теории, которые объясняют, почему самоповреждение становится повторяющимся поведением:

  • серотониновая;
  • опиатная;
  • кортизоловая.

Согласно серотониновой теории у некоторых людей в организме вырабатывается недостаточный уровень серотонина, поэтому они хуже справляются со стрессовыми ситуациями. При нанесении аутоповреждений происходит активизация синтеза этого гормона, и у человека улучшается самочувствие.

Опиатная теория состоит в следующем. Травма запускает противоболевую систему головного мозга: начинают вырабатываться естественные обезболивающие вещества – опиаты. Они притупляют неприятные ощущения и вызывают эйфорию. В результате возникает зависимость, заставляющая человека повторять самоповреждение.

Кортизол – гормон, который синтезируется в стрессовые моменты и запускает каскад реакций, способствующих защите организма от внешних агрессивных факторов. Но у части людей происходит наоборот – в проблемных ситуациях уровень кортизола снижается. Они сознательно причиняют себе боль, чтобы изменить гормональный фон и справиться с трудностями.

Психологические механизмы самоповреждения:

  • замещение боли – физический дискомфорт приводит к притуплению эмоциональных страданий;
  • усиление ощущений – боль помогает заполнить внутреннюю пустоту, а также доказывает пациенту, что он еще жив;
  • самонаказание – завышенные требования окружающих или реальные проступки заставляют человека наказывать себя.

Иногда с помощью нанесения повреждений подростки пытаются привлечь внимание родителей или друзей. Особенностью этой ситуации является демонстративность травм, в то время как в остальных случаях люди тщательно скрывают следы членовредительства.

Симптомы

Самоповреждение у подростков может проявляться в таких формах, как:

  • порезы кожи острыми предметами;
  • саморасцарапывание кожи;
  • ожоги;
  • препятствование заживлению ран;
  • ущемление частей тела;
  • вырывание волос;
  • ломание костей;
  • втыкание иголок.

Кроме того, многие специалисты относят к самоповреждению употребление токсических веществ, переедание и голодание.

Чаще всего травматизации поддаются руки, ноги и передняя часть туловища. Человек может использовать несколько способов нанесения повреждений. Поводом для членовредительства является любая ситуация, вызывающая тревогу или напряжение. Как правило, люди истязают себя в одиночестве. В редких случаях подростки делают это в небольших группах.

Основной признак самоповреждения кожи – наличие следов (порезов, гематом, шрамов, ожогов). Обычно человек скрывает их под одеждой или объясняет неосторожным поведением. Зачастую он носит с собой острые предметы.

Как правило, расстройство сопровождается другими симптомами, среди которых:

  • трудности с установлением межличностных связей;
  • склонность к рефлексии;
  • импульсивность, тревожность, поведенческая нестабильность;
  • недовольство жизнью и так далее.

Диагностика

Обнаружив у подростка признаки самоповреждения острыми предметами, необходимо проконсультироваться с психологом. В ходе беседы врач проведет опрос и установит причины аутоагрессивного поведения. При необходимости он направит пациента к психиатру для постановки клинического диагноза.

Кроме того, может потребоваться осмотр у , травматолога или терапевта для определения характера и тяжести повреждений.

Лечение

Как избавиться от склонности к самоповреждению? Прежде всего необходимо, чтобы пациент признал проблему, а также выяснил ее причины совместно с психологом. Зачастую подросток не может объяснить, почему он ранит себя. Узнать глубинные предпосылки аутоагрессивного поведения получается только с помощью психоанализа.

Алгоритм лечения самоповреждения подбирается индивидуально. Он может включать одно или несколько направлений психотерапии:

  • когнитивно-поведенческую терапию;
  • диалектическую поведенческую терапию;
  • техники, целью которых является развитие внутренней осознанности.

Могут использоваться медикаменты – антидепрессанты, транквилизаторы, нейролептики и так далее. Их прием должен обязательно контролироваться врачом.

Для того чтобы эффективно бороться с самоповреждением, пациенту необходимо корректировать свое поведение. Специалисты рекомендуют постепенно заменять привычку резать или царапать себя в тревожных ситуациях на менее травматичные действия. Например, надевать на запястье резинку и дергать за нее при возникновении желания нанести себе травму. Другие варианты замещения – крик, удары по боксерской груше, разрывание бумаги

Кроме того, пациенту следует отвлекаться от навязчивых мыслей с помощью физических упражнений, прогулок, танцев, занятий музыкой и так далее. Если человек страдает от внутренней опустошенности, в качестве усилителя ощущений можно использовать холодный душ.

Самоповреждение у подростков требует участия всей семьи. Необходимо поддерживать ребенка и обсуждать с ним его чувства.

Прогноз

Возможные последствия самоповреждения в подростковом возрасте:

  • закрепление поведенческой схемы, в основе которой лежит использование аутоагрессии вместо конструктивных решений в сложных жизненных ситуациях;
  • инфицирование ран;
  • формирование шрамов и увечий;
  • нанесение повреждений, несущих угрозу для жизни.

Грамотная позволяет скорректировать поведение и устранить склонность к самоповреждению.

Профилактика

Профилактика самоповреждения заключается в своевременном решении психологических проблем и лечении расстройств поведения.

Здравствуйте!
Последнее время мне не хочется жить. Я чувствую себе ничтожеством. Да, в последнее время я многому научилась. Я стала лучше рисовать (Чтобы вы знали, рисование-мое хобби. Я с недавних пор хожу в художественную школу. Мне очень нравится. Родным и ребятам в художке нравятся мои работы. Учителя считают меня способной.), я узнала много нового относительно учебы. Но дело в другом... Я ненавижу в себе все:внешность, походку, голос. Я ненавижу сколиоз, который мешает мне жить. Ненавижу свою физическу слабость. Я совсем ничего не могу сделать на физкультуре (мы сейчас занимаемся с мячами). Я плачу каждый раз, когда у меня физкультура. Одноклассники постоянно отпускают сексистские шуточки в мой адрес, хотя одеваюсь я скромно. Я устала. Во мне борится желание ничего не делать с желанием сделать все сразу. Я ненавижу свою неуравновешенность. Я хочу серьезно заболеть, сделать себе больно. Часто бью себя кулаками, режу лезвиями.
И я боюсь за своё будущее. Боюсь, что стану хуже учиться (я хорошистка), боюсь потерять всех близких, боюсь, что рано выйду замуж за какого-нибудь плохого человека, боюсь, что не найду работу, что не сдам экзамены, боюсь за своё будущее.
Я не красива. Я немного полная (лет в 10-11 из-за гормональногой сбоя набрала вес), у меня сколиоз, очки. Я похожа на гоблина. Я лечу сколиоз с 6 лет. Все тщетно.
Я думаю, что я высказа достаточно. Обычно я не нахожусь в таком депредепрессивном состоянии, просто сейчас очень неприятное для меня время.
Поддержите сайт:

Отклики:

Здравствуйте, Маша!И на физкультуре может быть достаточно сильная нагрузка для вашего позвоночника,наверное, стоит обговорить эти моменты с врачом,что можно и нельзя.И потом, что если вам объективно трудней с упражнениями, чем одноклассникам, не стоит добиваться от себя идеальности.Не надо делать всё сразу, лучше постепенно, но постоянно двигаясь вперед.Так же и проблемы, нельзя переживать их все сразу, особенно, если они еще не наступили.
Желаю Вам любви и радости!

Татьяна, возраст: 43 / 30.01.2017

Машенька впусти в своё сердце Господа нашего Иисуса Христа молись ему, делись с ним, разговаривай, благодари его и ты увидишь как изменится твоя жизнь.И перестань делать глупости издеваться над своим телом, это глупо.

Наталия, возраст: 28 / 30.01.2017

Простите за несоблюдение правил орфографии. В тот момент я не думала об этом.

Маша, возраст: 15 / 30.01.2017

Привет,Мария!Не отчаивайся!Не важнее ли в человеке внутреннее,чем внешнее?Внешность и голос это данность их нужно принять.Если бы все люди были с идеальными внешними данными,это было бы ужасно скучно.Не относись к себе так критично,по себе знаю,что чрезмерное стремление к совершенству до добра не доводит.Тебя же хвалят в школе,так почему же ты относишься к себе плохо?Кем ты видишь окружающих себя людей,если не считаешься сих мнением.Страхи вводят нас в депрессию.Машенька,старайся бороться со своими страхами.Прилежно учись,тогда и работа у тебя будет хорошая.А насчёт будущего мужа,ведь родные тоже помогут тебе,и подскажут,если с ним будет что-то не так.Все мы рано или поздно потеряем своих близких.Это нужно принять,а пока цени каждый момент,который ты проводишь с ними и тогда жалеть не о чём не будешь)У меня тоже сколиоз.Он сейчас у многих.Состояние твое здоровья всегда можно поддержать,а в твоём возрасте ещё и подправить.Не унывай из-за этого,всё ещё может измениться в лучшую сторону)Не говори о себе плохо,старайся видеть в себе больше положительных качеств.Ведь Бог сотворил тебя прекрасным человеком и вложил в тебя много доброго)Господь очень тебя любит и не хочет,чтобы ты делала себе больно.Просто больше в жизни доверяй ему и все страхи рассеются)Если тебе станет плохо,то попробуй помолиться,это очень помогает)Я желаю тебе здоровья и побольше любви,радости и мира в жизни!Всего тебе самого наилучшего,будь счастлива!

Анастасия, возраст: 18 / 30.01.2017

Привет, Машенька. Вы отличная девочка! И пишите здорово, и учитесь хорошо, думаю и работы по рисованию ваши прекрасны. Уже есть чем гордиться! Ну а одноклассники временные люди в вашей жизни. Не стоит принимать всё близко к сердцу, даже если вам самой не нравится ваш голос, цвет глаз, походка и т.д. - это не значит, что вы не сможете понравиться парню, подруге, коллеге и т.д. Настраивайтесь позитивно! Не паникуйте! Поэксперементируйте с прической, макияжем, очки замените линзами, одевайтесь женственно, не забывайте про обувь на каблучке. И конечно чаще улыбайтесь! Будьте приветливой и лёгкой, словно перышко. Ну а страхи по поводу будущего - это нормально. Думаете нам всем не страшно было за экзамены и вообще будущее. Страшно, и сейчас тревожно в какие-то жизненные моменты, но всё преодолимо, пока мы живы. Поэтому выше носик, солнышко, желаю вам здоровья, счастья и исполнения всех светлых мечт!

Ирина, возраст: 29 / 30.01.2017

Маша все просто! давным давно всем извесна следующая истина: человек становится тем о чем думает больше всего времени! прочитай все что ты написала еще раз и все станет ясно. чтобы решить все твои проблемы думай правильно! например: я красивая, у меня приятная внешность, голос, я крутая и способная у меня отличное настроение. ты не поверишь но это факт! простое повторение этих мысей про себя каждый день по 100 раз и больше в течение всего лишь 1 месяца полносью изменит твою жизнь к лучшему. это работает абсолютно всегда! это закон природы! попробуй, тебе ничего не стоит сделать это на протяжении всего лишь одиного месяца. а и еще ты должна делать это всегда вместо депресивных мыслей. удачи

андрей, возраст: 30 / 31.01.2017

Маша! Иди на танцы! И не нужно будет лечить сколиоз.Научишься владеть своим телом,физически и морально будешь удовлетворена. Самые классные направления=вок,дансхол и конечно же хип-хоп! Иди,не задумываясь кто-что скажет,частные школы с удовольствием научат каждого!

Фиалка, возраст: 45 / 31.01.2017


Предыдущая просьба Следующая просьба
Вернуться в начало раздела



Последние просьбы о помощи
20.03.2019
Хочу только одно, умереть. Чтобы избавиться от этого всего. Мою душу разрывают плохие мысли о смерти.
20.03.2019
Я не закончил учёбу, на работу не берут. В доме скандалы и драки. Я чувствую себя безнадежным. В лет 14 была попытка самоубийства и сейчас приходят такие мысли.
20.03.2019
Я пытаюсь сохранить семью. Но воспоминания приходят часто, как кинолента перед глазами. Я истощён до смерти... не могу так продолжать...
Читать другие просьбы

Столкнулись с неординарной проблемой, когда ребенок бьет себя по голове? Что делать в этом случае, и какие могут быть причины такого поведения малыша? Попробуем разобраться в возможных мотивах такого поступка, а также поделимся советами специалистов о том, как справиться с такой проблемой.

Аутоагрессия

В психологии и психотерапии такое поведение человека обозначается термином "аутоагрессия". Проявляется это состояние в разных формах: в словесной (порицание самого себя), в физической (удары, порезы, укусы). Причины появления такой патологии бывают разные, во многом они зависят от возраста человека. Многие исследователи считают, что аутоагрессия - это своеобразная защитная реакция на какой-либо раздражитель. Такое состояние у детей от 2 до 16 лет встречается достаточно часто. Оставлять без внимания агрессию ребенка, направленную на самого себя, ни в коем случае нельзя, так как это может привести к развитию серьезных нервозных состояний или психическому расстройству. Ниже рассмотрим самые распространенные причины, по которым ребенок бьет себя по голове.

Недостаток внимания

Одной из распространенных причин детской аутоагрессии является недостаток внимания взрослых. Нередко такая ситуация наблюдается в семьях, в которых появился второй ребенок. Когда все внимание взрослых сосредоточено на младшем братике (сестричке), старший малыш остро страдает от недостатка общения со взрослыми. Тогда ребенок бьет себя по голове с целью привлечения внимания. Причем такое поведение отмечается как у малышей дошкольного возраста, так и у подростков. Чтобы разрешить сложившуюся ситуацию, взрослым необходимо уделять больше внимания ребенку, проявлять заботу и любовь.

Неблагоприятная ситуация в семье

Следующей распространенной причиной такого поведения ребенка является неблагоприятная психологическая обстановка в семье. Частые ссоры родителей, физическое несомненно, нарушают неокрепшую психику ребенка. Малыш попросту теряется, не понимает, что происходит, и не может найти решение сложившейся проблемы. В такой обстановке вырастает, как принято называть в обществе, который постоянно капризничает, дерется, проявляет агрессию как к себе, так и к окружающим людям. В данной ситуации психологическое состояние малыша зависит только от дальнейшего поведения взрослых, их решений касательно сложившейся в семье ситуации.

Возрастные кризисы

Исследователями замечено, что в определенные возрастные периоды чаще фиксируются случаи, когда ребенок бьет себя по голове. 1 год - это этап, когда малыш начинает воспринимать себя вне организма мамы; понимать, что он может сделать что-либо самостоятельно. Если же взрослые пытаются ограничить его свободу, некоторые малыши проявляют свое несогласие именно в виде аутоагрессии.

Следующий кризисный период наступает в 3 года. В этом возрасте малыш активно демонстрирует собственное мнение, даже если сам понимает, что оно ошибочное. Именно в этот период чаще всего проявляется негативное поведение ребенка, которое представляет собой протест малыша против вмешательства взрослых в его пространство и ограничения самостоятельности.

Ну и, пожалуй, наиболее сложный и длительный кризисный период - подростковый. Если в таком возрасте ребенок проявляет аутоагрессию, то следует незамедлительно разобраться в причинах такого поведения, поговорить с подростком, а при необходимости - обратиться за профессиональной помощью к врачу.

Манипуляция

Ребенок бьет себя по голове? Причины такого поведения могут скрываться в эгоцентризме. Таким способом малыш может пытаться получить то, что ему хочется. Чаще всего так поступают дошкольники или младшие школьники. Ребенок, осознав, что для взрослых является важным мнение окружающих, начинает капризничать прямо в магазине, требуя купить ему игрушку. Родители, оказавшись в такой ситуации, чаще всего идут на поводу у малыша, так как место не располагает к длительной беседе с ребенком, а тем более к наказанию непослушного крохи. Но, получив однажды таким способом желаемое, малыш только еще чаще станет манипулировать взрослыми. В подобной ситуации ни в коем случае нельзя выполнять требования ребенка - нужно четко обозначить грани дозволенного и строго их соблюдать.

Психическое заболевание

В редких случаях причиной такого поведения ребенка является неврологическое или психическое заболевание. Диагностировать патологическое состояние может только специалист, проведя необходимые диагностические исследования. Заподозрить болезнь можно в том случае, если близкие взрослые малыша не могут найти причин такого поведения ребенка, а также при внезапных приступах аутоагрессии. Например, карапуз играл в кубики, при этом смеялся, не был чем-то обеспокоен или огорчен, но внезапно начал бить себя по голове, после чего вновь приступил к веселой игре. Особенно важно обратить внимание на капризы ребенка в раннем возрасте - когда кроха еще не может объяснить, почему он это делает и что его беспокоит.

В первую очередь для решения такой проблемы взрослым необходимо разобраться в причинах подобного поведения малыша. Для этого необходимо определенный период понаблюдать, при каких обстоятельствах ребенок бьет себя по голове. Если причина найдена - ее следует незамедлительно устранить. Например, если малыш проявляет такую реакцию на наказание, недостаток внимания взрослых, возникшие трудности в школе, то следует поддержать кроху, поговорить с ним о его переживаниях и страхах. Важно не столько содержание, сколько доверительная атмосфера, доброжелательный настрой беседы взрослого с малышом. Ребенок должен почувствовать искреннюю поддержку и понимание со стороны взрослого.

Эффективным средством борьбы с детской аутоагрессией является увлечение спортом. Например, мальчикам можно предложить записаться в футбольную секцию, а девочкам может понравиться гимнастика или современные танцы. Такой досуг не только уменьшит тревожность и агрессию, но и поможет детям повысить уверенность в собственных силах и реализовать свой потенциал и способности.

Если родителям не удается справиться с проблемой следует обратиться за помощью к неврологу и психологу. Так, первый специалист предложит успокаивающие фитопрепараты. Такие лекарства не только не навредят здоровью малыша, но и при правильной дозировке обогатят организм ребенка полезными элементами и витаминами.

Психологи все чаще в подобных случаях применяют арт-терапию, иппотерапию и лечение с помощью животных. Первый метод представляет собой выражение негативных эмоций, агрессии через художественное творчество.

Иппотерапия дословно обозначает С помощью данного метода достигается снижение напряженности, зажатости не только психологической, но и физической.

Схожей методикой является энимал-терапия, основанная на общении малыша с разными животными, чаще всего кошками, кроликами, декоративными собаками.

Таким образом, мы рассказали, что можно предпринять, если проявляет аутоагрессию. Так, основной задачей взрослых является своевременное выявление патологического состояния и оказание посильной помощи крохе, которая проявляется в заботе, внимании, поддержке малыша в сложной для него ситуации.



Публикации по теме