Почему ребенок должен помогать с домашними делами. Должны ли дети что-то родителям? Как сделать ребенок помогал родителям

Как бы ни мечтали родители пораньше получить себе помощников по дому, к сожалению, с такими умениями дети не рождаются.

Конечно, хочется, чтобы ребёнок мыл за собой посуду и заправлял кровать, причём делал это без напоминаний и качественно. Но, к сожалению, большинство родителей делает много ошибок, пытаясь воспитать в детях хозяйственность и аккуратность, а после удивляются, почему в 10–12 лет их подросшее чадо не горит желанием сходить в магазин или вынести мусор, а предпочитает круглосуточно играть в «танчики» или сидеть ВКонтакте.

Бывает и по-другому

Когда малыш стремится помочь маме, а ей некогда заниматься с ним, объяснять, показывать. Проще сказать: «Ты ещё маленький, иди поиграй, а я всё сделаю сама». Или того хуже «Только не прикасайся, ты, как всегда, сделаешь всё не так, сломаешь, разобьёшь…».

А когда приходит возраст, когда нужно помогать по дому (взрослые считают, что это приблизительно 10–12 лет), у детей просьбы родителей вызывают лишь негативную реакцию. Получается, мы сами взращиваем лень в наших детях, а после возмущаемся, откуда они такие взялись?

Когда и как?

Чёткого ответа, как и с какого возраста, нужно приучать детей помогать родителям по дому, не существует. Но это вовсе не означает, что нужно оберегать ребёнка от домашней работы до 10-ти лет, когда уже будет немыслимо приучить его выполнять элементарные действия по самообслуживанию, не говоря уже о чём-то большем.

Самые простые хозяйственные дела малыш может выполнять уже в 2–3 года. Наблюдая с самого рождения за тем, что делают мама и папа, дети стараются помогать, подражать, быть полезными. А наша задача - не пропустить этот момент и приучить ребёнка к труду на простом бытовом уровне.

Не делайте ошибок

Вообще любой аспект в воспитании детей требует большого терпения и сил. Точно также и здесь - вам гораздо проще полить цветы самой, ведь потом не придётся вытирать пролившуюся воду из подоконника. А между тем, уже к трём годам вы вполне можете передоверить эту обязанность по дому своей дочке или сыну.

В 4–5 лет дети вполне могут убрать свою комнату, пропылесосить, вымыть посуду.

А к 10 годам ежедневная помощь родителям в домашних делах должна стать такой же обыденной процедурой, как утреннее умывание.

Когда вашему ребёнку исполнится 18 лет, он должен будет уметь приготовить несколько несложных блюд, постирать и погладить одежду и бельё, произвести полную уборку в доме.

Пусть это будет не то качество, которое обеспечиваете вы, но освоить эти приёмы он должен обязательно.

Чистоплотность: врождённое или приобретённое?

Ни один ребёнок не рождается чистюлей - это качество нужно воспитывать, так же, как и другие положительные качества. Самыми верными вашими союзниками в этом деле должны стать поощрение и похвала. А ещё - теплота, понимание и любовь к своему ребёнку.

Советы, которые мы предложим вашему вниманию ниже, должны помочь вам вырастить чистоплотного и аккуратного наследника, а если случилось так, что время уже упущено, и желание помогать родителям так и не появилось, попробовать исправить ситуацию.

Поощрение

Начиная с самого раннего возраста, поощряйте детей за их посильный вклад в общее дело. Даже если вам после приходится всё переделывать - похвалите, и в следующий раз не отказывайте, если малыш опять проявит инициативу.

Делайте всё вместе

Если вы возитесь на кухне, например, с тестом - пусть ребёнок вам поможет (кстати, практически все дети обожают эту забаву). Пусть он попробует слепить, раскатать, вырезать формочкой печенье.

Купите детский веничек и совочек для вашего маленького помощника, чтобы он мог вместе с вами наводить чистоту.

Оглядитесь вокруг - есть очень много дел по хозяйству, с которыми может справиться даже такая кроха, конечно, с вашей помощью. Если у ребёнка что-то не получается, лучше не вмешиваться, пока он сам не попросит об этом.

Ценно желание, а не качество работы

Не ругайте малыша, если он выразил желание, а потом отказался и бросил занятие, не доделав. В таком возрасте дети ещё не умеют долго концентрироваться на чём-то одном.

Похвалите его за ту часть работы, которую он выполнил. Когда малышу исполнится лет 6–7, вы сможете составить для него список ежедневных обязанностей и вешать для памяти на холодильник. Выполнив одно из них, он сможет сам с чувством выполненного долга убрать стикер или вычеркнуть строчку в записке.

Пока дети не подрастут, не поручайте им сложных самостоятельных заданий. Позже вы должны назначать время, к которому должна быть сделана, например, уборка: к 12.00 в субботу. Если ребёнок так и не позаботился о чистоте своей комнаты, можно в качестве штрафа отменить какую-либо покупку или, например, поход в цирк.

Важность верных формулировок

Стройте фразу так: «Я заметила, что…». Например: «Я заметила, что не вынесен мусор» или «Я заметила, что игрушки не собраны в коробку». Это позволит малышу вспомнить о том, что он забыл сделать, но в тоже время не будет являться упрёком. А вот ещё одна правильная и взвешенная формулировка: «Как только ты заправишь свою постель, мы сможем пойти в зоопарк».

Не наказывайте и не ругайте

Возникшие проблемы обсуждайте мирно, спокойно и с любовью. Спокойно спросите ребёнка: «Когда ты будешь свободен, чтобы мы смогли поговорить?». В назначенный час сядьте и в спокойной обстановке обсудите проблему.

Что может сделать ребёнок самостоятельно:

  • от 3 до 5 лет. Накрыть и убрать стол, полить цветы, вытереть пыль, пропылесосить, застелить кровать, покормить животных, убрать свои игрушки, вымыть полы, самостоятельно одеться и обуться.
  • от 5 до 8 лет . Сменить постельное бельё, помыть фрукты, почистить овощи, выбить ковры, приготовить бутерброды, вынести мусор, погулять с собакой.
  • от 8 до 9 лет . Управляться с плитой: сварить или пожарить яйца; почистить овощи или фрукты, выгладить бельё (под контролем взрослых), управляться со стиральной и посудомоечной машинами.
  • от 10 до 14 лет . Готовить простые блюда, убирать в доме, ходить в магазин, ухаживать за младшими братьями и сёстрами.

Желаем вам терпения и взаимопонимания с детьми!

Нравится

Психологи утверждают, что любые отношения между людьми представляют собой гласную или негласную договоренность: ты мне, я – тебе. Так неужели дети должны «отдавать свой долг» только тогда, если родители были достаточно ответственны при исполнении своих обязанностей и только тогда в старости все им вернется. А если они не отличались сильной родительской заботой, то и детям беспокоится о них не обязательно. Ведь сколько в нашей стране брошенных стариков, которые тянули детей до последних своих сил, во многом отказывая себе, но в итоге оказались одинокими и ненужными им.

По мнению психологов, долг – понятие относительное. Все мы кому-то что-то должны лишь в том случае, если есть письменная или устная договоренность об этом. Если же ее нет, то и нет долга, а значит, делать ли что-то для кого-то, человек решает только сам по доброй воле. Но часто поведение человека находит осуждение и критику окружающих, вот тогда возникают конфликты и взаимные обиды.

В жизни существуют три вида отношений между взрослыми детьми и родителями. Одной пожилой семейной паре, сколько бы не помогали взрослые дети и не старались уделять им внимания, все равно бывает мало и хочется еще большего. Они постоянно высказывают детям обиды и выражают свое недовольство. Например, что они приехали сегодня, а родители ждали их вчера. Дети повезли их на дачу, а они хотели на море. И таких вот претензий и обид с каждым годом становится все больше и больше. В этом случае дети начинают задумываться о том, что может вообще ничего не нужно делать, чтобы не вызывать лишний раз недовольство родителей.

Некоторым родителям наоборот ничего не надо: ни заботы детей, ни помощи домработницы, они от всего отказываются и при каждом случае, когда дети предлагают помощь, стыдливо прячут взгляд. Они не представляют свою жизнь без заботы о детях и даже со своей крошечной пенсии пытаются продолжать помогать своим уже вполне самостоятельным детям. Многие дети, получая постоянный отказ от родителей и помочь от них, со временем перестают задумываться о том, что они могут чем-то быть полезными своим родителям.

Третий вид отношений очень печальный. Это когда взрослые дети просто забывают о своих родителях, считая их виноватыми во всех своих несчастиях и неудачах в жизни. И не всегда брошенные детьми родители плохо относились к своим детям, во многих случаях они помогали им, отказывая себе, но допустили много ошибок при воспитании. Родители не должны считать своих детей собственностью, и постоянно твердит им, что они их вырастили, теперь они всю жизнь перед ними в неоплатном долгу. Дети на самом деле не должны родителям ничего, потому что они не просили их своего появления на свет. Помогать или нет родителям, дети должны решать сами. Нельзя принимать заботу детей о родителях каким-то долгом, дети не обязаны делать что-то, потому что они должны. Забота о родителях дело чести каждого человека, следовательно, дети помогать должны только тогда, когда они действительно этого хотят.

Отношения детей с родителями оставляют глубокий след в жизни человека. Многие дети даже после смерти родителей, чувствуют вину перед ними и глубоко страдают от этого. Ведь родители это первые люди, с которыми человек общается и на первом жизненном этапе они составляют для него весь мир. Каждый человек все свои дальнейшие отношения с миром бессознательно рассматривает через призму отношений с родителями. Он выбирает супруга, опираясь на опыт родителей, и часто строит свою жизнь, так же как и родители. Поэтому очень важно, каким бы не были родители, научиться прощать им их несовершенство и уважать их. Пусть они и не были очень хорошими родителями, но они старались ими стать. Научитесь принимать ситуацию такой, какая она есть. Если вы не можете изменить своих родителей, то меняйте свое отношение к ним. А для этого станьте хорошими детьми. Научитесь слушать, слышать и понимать советы родителей, какими бы абсурдными они вам не казались. Берите на себя всю ответственность и заботу за семью, откажитесь от чрезмерной родительской опеки и помощи. Каждый взрослый человек должен сам обслуживать и обеспечивать семью.

Родители не должны контролировать и обучать своих взрослых детей. Они обязаны уважать выбор детей. Освободившись от опеки родителей, дети должны помогать родителям не чувствовать себя одинокими. А для многих родителей достаточно, если дети постоянно будут интересоваться их делами и желаниями, делится с ними своими радостями и печалями. Общаться с родителями, заботиться о них надо не из-за благодарности за то, что они сделали для нас, но еще и потому, что этот контакт нельзя прерывать. Только так может иметь смысл жизнь человека и только таким примером он может научить своих детей правильному отношению их к себе. Психологи утверждают, что те люди, кому родители были обузой и бременем, с годами сами становятся головной болью своим детям. А у тех, кто относится к родителям с уважением и любовью совсем другая история. Они и в старости живут полной жизнью в кругу любимых детей и внуков.

Июн 6, 2016 tigress…s

Плохо, когда дети растут по сути иждивенцами, привыкая к тому, что их во всем обслуживают родители. Не та беда, что это нагрузка на родителей - многие родители этой нагрузке рады, - беда в том, что такие дети не способны позаботиться о себе сами и остаются детьми даже тогда, когда все вокруг них уже повзрослели. Кому нужен такой безрукий и безответственный мужчина, когда он по сути еще ребенок? Кому нужна такая женщина, если она не умеет следить за домом и не может приготовить даже завтрак?

Хорошо, когда родители приучают детей к элементарному самообслуживанию, и отлично, когда вслед за этим они учат детей заботиться обо всей семье. Если в семье веселая и добрая атмосфера, для ребенка поучаствовать в общей готовке - радость . Вместе с мамой резать сыр и капусту, зажигать плиту, раскладывать ложки и вилки на стол - самая увлекательная игра и одновременно предмет гордости.

Обычная трудность здесь не в том, что ребенок не может или не хочет помогать родителям , главная трудность здесь чаще в том, что маме проще и быстрее все сделать самой, нежели организовывать ребенка, все ему объяснять, направлять, учить и ликвидировать последствия его ошибок и неумелости - а всё это неизбежно. С этой трудностью сталкивается каждый руководитель: проще сделать все самому, нежели обучать сотрудников и делегировать им свои дела. Однако хороший руководитель это делать обязан, соответственно нужно приучать себя, учить себя этому и мамам.

Итак, первый этап в подготовке детей ко взрослой жизни - дети шаг за шагом осваивают самообслуживание. Второй этап - дети помогают родителям в общих семейных делах. Третий этап - сотрудничество, когда дети участвуют в общих семейных делах наравне со взрослыми. И заключительный этап - взрослость, когда тот, кто прежде был ребенком, берет на себя семейные дела и при необходимости организует взрослых себе на помощь. Когда дети помогают родителям, главная ответственность и основная работе - на родителях . Как момент в деле воспитания, это нормально, но как образ семейной жизни - неправильно. Правильно, когда родители уже могут передать детям все основные семейные дела, чтобы дети это на себя взяли и с ними справлялись. По дому должны работать дети, а не родители, так же как в компании текущие дела выполняют сотрудники, а не руководитель. Хороший руководитель - тот, кто может ничего не делать, а в компании будет все происходить без него. Хорошие родители те, которые могут полностью положиться на детей, не беспокоиться по поводу домашних дел, но все будет сделано.

Итак, в хорошей семье не дети помогают родителям, а родители должны помогать детям. В хорошей семье дети берут на себя все основные домашние обязанности, а родители ими только любуются. Когда это произошло - наши дети действительно повзрослели.

"Мама, послушай меня, теперь я не буду помогать тебе в домашних делах. От домашних дел я тебя отстраняю, все теперь будут делать я, а ты у меня теперь будешь отдыхать, гулять и заниматься своим здоровьем. Будешь мне помогать, когда я буду обращаться к тебе за помощью? Спасибо тебе за то, что ты всему меня научила!"

Видео от Яны Счастье : интервью с профессором психологии Н.И. Козловым

Темы беседы: Какой женщиной нужно быть, что успешно выйти замуж? Сколько раз женятся мужчины? Почему нормальных мужчин мало? Чайлдфри. Воспитание детей. Что такое Любовь? Сказка, которой бы лучше не было. Плата за возможность быть рядом с красивой женщиной.

Должны ли дети помогать родителям ? Многие родители считают, что не стоит обременять детей домашними обязанностями . Они думают, что работа по дому будет отнимать у детей беззаботное детство, которое дается только раз. Часто родители, приходящие к психологу на консультацию считают, что с детей достаточно школьной учебы и кроме этого им от детей ничего не нужно.

Тем не менее, как семейный психолог, автор этой заметки Ольга Цейтлин считает, что гораздо важнее то, что, когда дети помогают родителям , выполняя домашние обязанности , они будут чувствовать себя необходимыми в семье, способными внести свой собственный вклад в семейное благополучие и поэтому быть ее полноправными членами.

На консультации она помогает родителям понять, что, обучая детей ответственности за домашние дела, мы развиваем их социальный интерес и готовим их к тому, чтобы они не боялись ответственности и вне дома.

Дети , которые помогают родителям и имеют круг своих домашних обязанностей обычно лучше учатся в школе, потому что они лучше взаимодействуют с учителями. Без такой подготовки дети становятся потребителями и в будущем хотят только получать что-то от других людей. Они просто сидят дома и ждут, когда кто-то придет и даст им то, что они хотят. Иногда у таких детей складывается ощущение, что они что-то из себя представляют только тогда, когда их кто-то обслуживает.

Основываясь на своем опыте и жизненных ситуациях, взрослые могут придумать массу самых разных дел, которые может с пользой для семьи выполнять ребенок. Но иногда родители пребывают в растерянности, не зная, что можно поручить детям, поэтому далее автор приводит примерные перечни домашних обязанности детей разного возраста, которые были взяты с небольшими изменениями в книге Б. Б. Грюнвальд, Г.В.Макаби «Консультирование семьи». Итак, чем дети помогают по дому в разных возрастах:

Домашние обязанности трехлетнего ребенка

Собрать и положить игрушки в соответствующее место.

Положить книги и журналы на полку.

Отнести салфетки, тарелки и приборы на стол.

Убрать за собой оставшиеся после еды крошки.

Очистить свое место за столом.

Чистить зубы, мыть и вытирать руки и лицо, причесываться.

Самому раздеться, с небольшой помощью – одеться.

Вытереть за собой следы «детской неожиданности».

Донести небольшие продукты до нужной полки, убрать вещи на нижнюю полку.

Домашние обязанности четырехлетнего ребенка

Сервировать стол, в том числе хорошими тарелками.

Помочь убрать бакалейные товары.

Под наблюдением родителя помогать в покупке круп, макарон, сахара, печенья, конфет, хлеба.

По расписанию давать корм домашним животным.

Помогать прибирать в саду и во дворе на даче.

Помогать расстилать и убирать постель.

Помогать мыть посуду или с помощью загружать посудомоечную машину.

Протирать пыль.

Намазывать масло на хлеб. Готовить холодные завтраки (хлопья, молоко, сок, крекеры).

Помогать приготовить простой десерт (положить украшение на торт, добавить варенье в мороженое).

Делиться с друзьями игрушками.

Доставать из почтового ящика почту.

Играть дома без постоянного наблюдения и без постоянного внимания взрослых.

Развешивать носки и носовые платки на сушке.

Помогать складывать полотенца.

Домашние обязанности пятилетнего ребенка

Помогать планировать приготовление пищи и закупку бакалейных товаров.

Самому приготовить бутерброды или простой завтрак и убрать за собой.

Самостоятельно наливать себе питье.

Сервировать обеденный стол.

Сорвать с грядки салат и зелень.

Добавлять по рецепту некоторые ингредиенты.

Расстилать и убирать кровать, прибирать комнату.

Самостоятельно одеваться и убирать одежду.

Чистить раковину, туалет и ванну.

Протирать зеркала.

Сортировать белье для стирки. Складывать отдельно белое, отдельно цветное.

Складывать и убирать чистое белье.

Отвечать на телефонные звонки.

Помогать прибирать квартиру.

Оплачивать мелкие покупки.

Помогать мыть машину.

Помогать выносить мусор.

Самостоятельно решать как потратить свою часть семейных денег, предназначенных для развлечений.

Кормить своего питомца и убирать за ним.

Самостоятельно завязывать шнурки.

Домашние обязанности шестилетнего ребенка (первый класс)

Самостоятельно подбирать себе одежду по погоде или для определенного случая.

Пылесосить ковер.

Поливать цветы и растения.

Чистить овощи.

Готовить простую пищу (горячие бутерброды, вареные яйца).

Собирать вещи в школу.

Помогать развешивать белье на бельевую веревку.

Вешать свою одежду в платяной шкаф.

Собирать дрова для костра.

Собирать граблями сухие листья, полоть сорняки.

Прогуливать домашних животных.

Нести ответственность за свое мелкие раны.

Выносить мусор.

Приводить в порядок ящик, где хранятся столовые приборы.

Накрывать на стол.

Домашние обязанности семилетнего ребенка (второй класс)

Смазывать велосипед, ухаживать за ним. Запирать его в специальном месте, когда он не используется.

Принимать телефонные сообщения и записывать их.

Быть на посылках у родителей.

Мыть собаку или кошку.

Тренировать домашних животных.

Нести пакеты с продуктами.

Самостоятельно без напоминаний вставать по утрам и ложиться спать вечером.

Быть вежливым и учтивым с другими людьми.

Оставлять после себя в порядке ванну и туалет.

Гладить простые вещи.

Домашние обязанности восьми- и девятилетнего ребенка (третий класс)

Правильно складывать салфетки и раскладывать столовые приборы.

Мыть пол.

Помогать переставлять мебель, вместе со взрослыми планировать расстановку мебели.

Самостоятельно наполнять себе ванну.

Помогать другим (если его просят) в работе.

Наводить порядок в своих шкафах и ящиках.

Покупать себе одежду и обувь с помощью родителей, выбирать одежду и обувь.

Менять без напоминания школьную одежду на чистую.
Складывать одеяла.

Пришивать пуговицы.

Зашивать распоровшиеся швы.

Чистить кладовку.

Убирать за животными.

Знакомиться с рецептами приготовления простых блюд и учиться их готовить.

Срезать цветы и готовить вазу для букетов.

Собирать фрукты с деревьев.

Разжигать костер. Готовить все необходимое для приготовления пищи на костре.

Красить забор или полки.

Писать простые письма.

Писать благодарственные открытки.

Кормить ребенка.

Купать младших сестер или братьев.

Натирать полиролью мебель в гостиной.

Домашние обязанности девяти- и десятилетнего ребенка (четвертый класс)

Менять постельное белье и складывать грязное белье в корзину.

Уметь обращаться со стиральной машиной и сушилкой.

Отмерять стиральный порошок и кондиционер для белья.

Покупать продукты по списку.

Самостоятельно переходить улицу.

Самостоятельно приходить на назначенные встречи если туда можно дойти пешком или доехать на велосипеде.

Печь печенье из полуфабриката в коробках.

Готовить еду на семью.

Получать свою почту и отвечать на нее.

Готовить чай, кофе или сок, разливать по чашкам.

Ходить в гости.

Планировать свой день рождения или другие праздники.

Быть в состоянии оказать простую первую помощь.

Мыть семейный автомобиль.

Учиться бережливости и экономии.

Домашние обязанности десяти- и одиннадцатилетнего ребенка (пятый класс)

Самостоятельно зарабатывать деньги.

Не бояться одному оставаться дома.

Ответственно распоряжаться некоторым количеством денег.

Уметь ездить на автобусе.

Ответственно относится к личному хобби.

Домашние обязанности одиннадцати- и двенадцатилетнего ребенка (шестой класс)

Быть в состоянии взять на себя обязанности лидера вне дома.

Помогать уложить спать маленьких братьев и сестер.

Самостоятельно выполнять свои дела.

Косить газон.

Помогать отцу в строительстве, поделках и выполнении домашних дел.

Чистить плиту и духовку.

Самостоятельно распределять время для учебных занятий.

Домашние обязанности учеников старших классов

В школьные дни отход ко сну в определенное время (по согласованию с родителями).

Принимать на себя ответственность за приготовление пищи для всей семьи.

Иметь представление о здоровом образе жизни: есть здоровую пищу, поддерживать правильный вес, регулярно проходить медицинский осмотр.

Предвидеть потребности других и предпринимать соответствующие действия.

Иметь реалистические представления о возможностях и пределах возможностей.

Последовательно выполнять принятые решения.

Проявлять взаимное уважение, преданность и честность во всех отношениях.

По возможности зарабатывать немного денег.

Как это организовать

Не просите детей сделать что-либо. Просто один раз обсудите, что они могли бы взять на себя, и закрепите за ними их обязанности. Вы не должны становиться сержантом-инструктором среди новобранцев, но в конце дня вы - босс.

Не заставляйте детей делать что-то из-под палки. Помните, что отчасти их работа базируется на доверии. Скажите им, что необходимо сделать, и дайте понять, насколько вы уверены в том, что они с этим справятся. Когда они почувствуют, что действительно помогают, очень интересно за ними понаблюдать.

У многих на кухне висит расписание, в котором перечислены все ежедневные обязанности детей. В нем указаны дни недели и задания, которые дети должны выполнять в этот день. Этот график очень помогает, направляя детей, и не нужно им ни о чем напоминать. Они могут в любой момент посмотреть расписание и увидеть, что должны делать. Да, это не совсем идеальная схема, но расписание определенно помогает.

Многие родители думают, что совсем необязательно нагружать детей домашними обязанностями, ведь у них полно заданий в школе и незачем отнимать детство у ребенка. Как дети могут помочь родителям? Рассмотрим эту тему. Помощь, конечно должна быть посильной, соответствующей возрасту.

Домашние обязанности детей

Выполняя посильную помощь по думу, дети чувствуют себя нужными и значимыми в семье, это объединяет детей и родителей, развивается чувство ответственности. Дети, у которых есть свои домашние обязанности, лучше успевают на занятиях в школе, лучше общаются с учителями. Не имеющие домашних дел дети, часто становятся эгоистами и обычными потребителями, он сидят, сложа руки, и ждут, когда им принесут все готовое. Часто они очень гордые и неприспособленные к жизни самостоятельно, безответственные.

Поэтому, чтобы избежать проблем в будущем, постарайтесь придумать домашние занятия и обязанности для своих детей, которые они смогут выполнить с пользой для самих себя и семьи. Иногда родители могут сразу не подобрать дел, которые ребенок может выполнить самостоятельно, вот примерный перечень, соответствующих возрасту занятий.

Для трех лет: разместить журналы на полке, положить на стол салфетки и тарелки, собрать крошки после еды, собрать игрушки и положить их на место, самостоятельно раздеваться и одеваться, чистить зубы, умываться, причесываться, донести нетяжелые продукты до места.

Для четырех лет: сервировать стол, помогать убирать продукты (хлеб), в магазине помогать совершать покупки. Или кормить домашних животных, самостоятельно расстилать и прибирать постель, помогать в уборке на даче, помогать мыть посуду, вытирать пыль. Возможно, готовить себе завтраки из хлопьев, молока или сока, украшать десерт, уметь делиться игрушками, проверять почту, развешивать платки и носки на сушилке, играть без надзора дома.

Для пяти лет: помогать в покупке и приготовлении пищи, самостоятельно наливать себе воды, сервировать стол, готовить бутерброды и простой завтрак. Или уметь срывать с грядки лук и зелень, прибирать комнату, самостоятельно убирать одежду и одеваться, протирать зеркала, чистить раковину. А возможно, сортировать белью в стирку, кормить и убирать за питомцем, помогать выносить мусор, помогать мыть автомобиль, оплачивать мелкие покупки, завязывать шнурки.

Для шести лет, уровень первого класса:Самостоятельно одеваться по погоде или по определенным случаям, Пылесосить ковры, чистить овощи, развешивать белье, вешать одежду в шкаф, готовить простую пищу, поливать цветы, для костра собирать дрова, пропалывать грядки, выгуливать домашних животных, уметь оказать себе первую помощь при ушибах, накрывать на стол, выносить мусор.

С возрастом все больше усложнять занятия и увеличивать. Это будет привычкой, и справляться станет легко и быстро ребенок с обязанностями.



Публикации по теме