Почему в детскому саду часто болеют дети? Что делать, если ребенок часто болеет? Когда начинать беспокоиться родителям? В группе должно быть чисто.

Вопрос детских болезней актуален для меня как никогда. Всё дело в том, что когда родилась младшая дочка, старший сын уже активно ходил в детский сад. Поэтому мы имеем дело с садиковской заразой постоянно.

Знаю много семей, где появление в семье новорожденного стало поводом отказаться от посещения садика старшим ребенком по причине постоянных болезней, которые младший ребенок переносил крайне тяжело.

Это выбор каждого, однако я сразу решила, что мне такой вариант не подходит, я хочу, чтобы дети посещали детские коллективы. Следовательно, пришлось решить 2 вопроса:

  1. Научиться лечить ОРВИ без осложнений. Про мой личный опыт читайте . Также читайте отдельно как я лечу , и .
  2. Научиться защищаться от вирусов.

Забегая вперёд, скажу, что задачи выполнены, болеем мы редко и легко. Как это удаётся, даже при условии активного посещения детского сада – делюсь личным опытом.

  • Секрет 1

Научите малыша правильно мыть руки с мылом. Удивлены? А между тем, большинство взрослых делает эту простую (казалось бы) процедуру, неправильно!

В условиях большого количества детей воспитателю нереально проследить за каждым. В итоге малыш играет с другими детками (в том числе с теми, кто кашляет, чихает и сопливит), трогает их игрушки, и, едва сполоснув ручки, садится обедать. Надо ли объяснять, куда денутся все микробы и вирусы?

Правильное мытьё рук выглядит так:

  1. Мочим руки водой.
  2. После этого намыливаем, и (внимание!) мылим и трём в течение 20 секунд (попробуйте посчитать про себя)! Это обязательное условие, при котором мыло успеет подействовать и сделать ручки действительно чистыми. При этом трём не только ладошки, а тыльную сторону рук – тоже, и между пальчиками, и под ногтями.
  3. Тщательно смываем мыло, вытираем ручки насухо личным полотенцем или бумажным.

После возвращения домой из детского сада полезно не только хорошо вымыть руки с мылом, но и умыть лицо.

  • Секрет 2

Одевайте ребёнка на улицу по погоде, не допуская перегрева и потливости. Именно потливость (а не переохлаждение) – главная причина простуд.

Дети постоянно двигаются, особенно на прогулках. В таких условиях замёрзнуть практически нереально. А вот вспотеть – проще простого.

Для вспотевшего ребёнка опасен любой ветерок, сквозняк и даже просто прохладная комната.

Если сомневаетесь в лишней кофточке, не надевайте её. Если сомневаетесь между тем, что теплее, и тем, что полегче, одевайте полегче. Даже если не угадаете, и погода будет прохладной, ребёнок всё компенсирует движением. Движущийся малыш не может замёрзнуть в принципе.

  • Секрет 3

Одевайте ребёнка в группу полегче. Всё, что было написано выше по поводу уличной одежды, применимо и к одежде в помещении.

К сожалению, в группах может быть очень жарко летом (потому что в садах нет кондиционеров), и зимой, потому что в нашей стране принято включать отопление на полную катушку, и при этом бояться лишний раз проветрить.

В итоге мы получаем тропическую жару в группах даже в холодное время года.

Если вспотевший малыш оденется, и выйдет на прогулку на улицу, простуда не за горами.

Поэтому футболки и шортиков более чем достаточно для ребёнка, находящегося в помещении. Колготки и толстовки с длинными рукавами уже будут лишними, если в помещении выше 18 градусов.

  • Секрет 4

Настоятельно попросите воспитателя проследить за тем, чтобы ребёнка не заставляли есть, если он не хочет или не голоден.

К сожалению, даже в наше время в детских садах встречаются сотрудники, которые (из лучших побуждений, конечно), считают своим долгом запихать в дитё максимум еды. Как это не хочешь? Нет, ешь всё, не встанешь из-за стола, пока тарелка не будет чистой.

Помимо психологических травм, такие действия могут нанести вред и физическому здоровью. Когда малыш ест через силу, то перегружает одни органы (желудок, печень), и из-за этого не могут нормально работать другие системы организма (в том числе иммунитет, нейтрализующий разную заразу).

  • Секрет 5

Уточните у воспитателя, регулярно ли проветривается группа.

Свежий воздух – главный враг бактерий и вирусов.

Хорошее проветривание намного более эффективно с этой точки зрения, чем кварцевые лампы и тому подобные приборы.

  • Секрет 6

Вакцинация – самый эффективный способ защиты от инфекций. Убедитесь, что у малыша стоят все прививки, предусмотренные .

По возможности, поставьте дополнительные платные прививки: от менингококковой инфекции, .

Вакцинация , от менингококковой инфекции и гемофильной палочки значительно снижает риск бактериальных осложнений (гнойные отиты, гаймориты, воспаления лёгких) после ОРВИ и облегчает протекание заболеваний.

И, разумеется, ежегодно прививайте малыша от гриппа. Это не гарантирует вам защиту от обычных ОРВИ (а именно ими кроха будет болеть чаще всего), но таким опасным (из-за осложнений) вирусом, как грипп, малыш не заболеет, или перенесёт его легко.

Детский садик играет огромную роль в воспитании ребенка и становлении его цельной личностью. Там он знакомится с другими детьми, учится нормам поведения и проходит первые этапы социализации.

  1. Не способствуют привыканию ребенка к детскому саду
  2. Укрепляем иммунитет

И именно в детском садике дети начинают болеть различного рода простудными и инфекционными заболеваниями, ведь обитающая в нем вирусная среда проявляет себя более агрессивно и жёстче, чем в условиях домашнего пребывания. Кроме того, разновидности вирусов обновляются с регулярной частотой: с приходом новых детей приносятся и новые виды бактерий, и так – по кругу. А ведь до садика многие родители даже не подозревают о существовании таких болезней как отит, аденоиды, ротовирусная инфекция и ангина (во всех ее проявлениях).

Причины детской заболеваемости

Почему так происходит и каковы причины того, что ребенок часто болеет в детском саду? Ответ на этот вопрос довольно прост. Ребенок приходит в детский коллектив и приносит с собой свои «вирусы». Но вместе с ним в группу ходит еще порядка 20-25 человек, а, значит, в одном помещении собираются дети с разным уровнем иммунитета.

Собранные вместе в одной комнате, наши детки формируют вокруг себя «вирусное» пространство. И пока все они друг за другом не переболеют – их иммунитет будет ослаблен. Обычно на подобного рода притирку уходит около года, поэтому многие мамы сидят дома, конечно по возможности, пока не закончится их декретный отпуск. Существует даже понятие «нормы», касающееся частоты посещения детьми садика: когда они более 8-10 раз за год.

Первый год – самый сложный

Дети начинают привыкать к новому распорядку дня: ранний подъем, питание по строго установленном расписанию, отсутствие длительных прогулок. К тому же, ребенок учится жить без постоянного присутствия родителей и более того – слушаться какую-то абсолютно постороннюю ему «тетю»


В течении первого года ребенок болеет респираторными инфекциями практически каждый месяц. И так длится около полугода (это если без осложнений в виде отита среднего уха, воспаления аденоидов или заражения ротовирусом). Второй год более стабилен, но если частота заболеваний снижается, то степень протекания заболевания резко ухудшается. Поэтому, чем чаще ребенок ходит в детский сад – тем быстрее его иммунитет справиться с инфекциями и начнет вырабатывать устойчивое восприятие к огромному количеству вирусов, которые обитают не только в садике, но и других общественных местах.

Именно поэтому не стоит пичкать ребенка без особой нужды антибиотиками, словно ставя на нем эксперименты: подействует лекарство или нет. Иммунитет, и без того ослабленный респираторными инфекциями, подвергается еще большему воздействию таблеток. А чаще всего их действие направлено не только на лечение, по «пути» многие медицинские препараты оказывают негативное влияние на работу органов пищеварения или вызывают аллергические реакции.

Что делать, чтобы ребенок не болел?

Подобный вопрос задают себе все родители, особенно те, кому требуется выйти на работу. Ведь не каждому начальнику понравится, если его подчиненная будет с периодичностью 2 раза в месяц брать больничный отпуск по уходу за больным ребенком.

Не нужно паниковать, если у ребенка вдруг потекли сопли и начался кашель. Если они не сопровождаются повышением температуры – смело ведите его в сад.

Так организм «привыкает» к новым вирусам и не всегда данные симптомы являются показателем заболевания. А для поддержания хорошего самочувствия можно повесить ему на шею своего рода брелок с чесночком. Обычно для этого используют пластиковые контейнеры от шоколадных яиц.

Не стоит слишком часто оставлять ребенка дома, если он уже начал ходить в садик и более того – ему нравится там находится. Подобное поведение никак не способствует укреплению иммунитета малыша. Не будет посещать садик – не «переболеет» инфекциями, а когда пойдет в школу – ощутит эффект от пропущенного в полной мере (в отличии от тех детей, кто уже прошел эту стадию «привыкания»).


Раньше детей отдавали в садике до года – ясельки, и надо сказать, что многие из них выросли с гораздо более крепким иммунитетом, чем те, кто пошел в садик в более позднем возрасте. Педиатры утверждают, что подходящее время - это 4,5 года, когда иммунитет достаточно окреп. Но реальность такова, что наши детки начинают посещать дошкольные учреждения в более раннем возрасте – в районе 2,5-3 лет. А это – время первого переходного возраста и на ребенка сразу обрушиваются расставание с мамой, нахождение вне родных стен и привыкание к строгому распорядку дня. Особенно странно для них то, что теперь они не «самые» и не «первые».

Существует также ряд других причин, которые влияют на то, что ребенок начинает очень часто болеть. Например, его душевное состояние. Садик - это время постоянных стрессов, ведь период адаптации протекает у всех по-разному. Одни детки довольно спокойно переносят изменения в привычном укладе жизни, другие – плачут и устраивают каждодневные истерики, которые, конечно же, не могут не отразиться на состоянии здоровья.

Желательно объяснить малышу, что в садике – «хорошо» и не стоит плакать, когда он (или она) уходит в группу. Уберегая ребенка от лишних переживаний, мы тем самым сохраняем его эмоциональное состояние, а хорошее настроение – это первая ступень в поддержание иммунитета.

Не способствуют привыканию ребенка к детскому саду:

Имеющиеся проблемы между родителями (заболев, ребенок как бы объединяет поссорившихся маму и папу),

Отсутствие первичных навыков ухода за собой и умений общаться с другими детьми,

Проблемы с едой – детям бывает трудно научить есть то, что приготовлено не его мамой (или папой). Хорошо, что в садике, как более ни в одном образовательном учреждении, весьма развит коллективный принцип.

Иногда причиной частых заболеваний может стать появление в семье еще одного малыша. Родители, в силу вполне понятных причин, начинают уделять больше внимания маленькому ребенку, а старшему (таковым он становится автоматически) ничего не остается делать, как – заболеть (причем, происходит это не специально). Возникает ощущение, что организм сам пытается ему «помочь»: заболевая, он словно пытается привлечь внимание родителей к проблемам малыша.

Выход: объяснить ребенку, что его по-прежнему любят так же сильно, как и раньше.

Бытует мнение, что дети могут болеть из-за…невнимательности воспитателя и плохого ухода за ними в тот момент, когда они одеваются на улицу. Так ли это? Возможно, есть некоторые попущения со стороны персонала, но подумайте сами – ведь в группе может одновременно находиться более 20 человек и каждого надо одеть.


Конечно, кому-то шарфик могут не надеть, у кого-то колготки забудутся или еще что. Ведь это только дома заботливые мамы и папы проконтролируют, все ли в порядке у их малыша. Поэтому так важно привить ребенку первые навыки самообслуживания. И еще важнее, чтобы одежда на малыше была удобная: быстро снималась и одевалась (минимум пуговиц, замков, бантиков и рюш, мешающих проявлению самостоятельности).

Гораздо хуже, если работники сада сами провоцируют рост заболеваемости в группе: кому же хочется постоянно находиться к одном помещении с толпой бегающих, орущих, дерущихся и плачущих детей. Поэтому – ребятки побегали, вспотели – раз, откроем форточки, два – кто ослаблен – заболел. Итог – на следующий день пришло уже не 20, а 10 человек. Подобное, конечно, из ряда трудно допустимого, но ведь говорят «дыма без огня не бывает…».

Укрепляем иммунитет

Итак, если вы не можете ответить на вопрос, почему ребенок болеет, задумайтесь лучше над тем, как укрепить иммунитет ребенка. Для этого существуют профилактические и медикаментозные меры.

Болезнь легче предотвратить, поэтому желательно:


Как можно больше гулять с ребенком на улице, обеспечивая ему возможность побегать и попрыгать, поваляться в сугробах или походить по лужам;

Не заставлять насильно принимать пищу;

Проветривать помещение, в котором находится ребенок;

Поддерживать в комнате нормальный уровень влажности.


Важно понимать, что излишняя чистота и тепличные условия проживания будет вредны для неокрепшего детского организма и вредны для иммунной системы. Но и пускать все на самотек тоже не следует.


Еще до появления болезни можно использовать ряд медикаментозных препаратов, помогающих справиться с вирусами. К таковым можно отнести витаминно-минеральные комплексы, помогающие укрепить детский иммунитет. Правда, пить их следует начинать задолго до похода в садик. Положительный эффект в борьбе с вирусами показывают: оксолиновая мазь (защищает нос), иммуномодуляторы (свечи «Виферон») и таблетки «Бронхомунал», а также противовирусные препараты: «Эргоферон», «Кагоцел», «Анаферон» и т.п.

Нелекарственные методы борьбы с простудами помогают на ранней стадии справиться с заболеванием

Солевой раствор - поможет очистить нос (его можно приготовить самостоятельно или купить – препараты типа «Аквалора», «Отривин» и «Аквамарис»).

Настои из ромашки и шалфея – применяются для полоскания горла (впрочем, не возбраняется принимать их и во внутрь);

Теплое питье – чай с медом (немного, только для прогревания), морсы (брусника, клюква) – для поддержания иммунитета;

Редька с медом – как профилактическое средства очень широкого спектра действия.

Самый эффективный метод лечения ребенка от вируса гриппа, по мнению врачей – профилактическая вакцинация. Она, конечно, считаются панацеей от подобного рода заболевания, но все же, лучше, тщательно взвесить все существующие мнения окружающих. Кроме того, не всегда поставленная прививка помогает избежать возможности инфицирования.

Получается, что не существует «готового» метода, который позволил бы укрепить иммунитет ребенка за несколько дней или, хотя бы, недель. Родители должны понимать, чтобы их дети были здоровы, нужно приложить максимум усилий и обеспечить комфортное пребывания как дома, так и в садике, не злоупотреблять лекарствами, позволяя организму справиться с инфекцией самостоятельно (но всегда держать «руку на пульсе»).


Помните, что частые заболевания в раннем возрасте (не в тяжелой форме) являются не отклонением, а нормой! Именно подобным образом организм ребенка учится жить во взрослом мире.

Что делать если ребенок часто болеет в садике? Доктор Комаровский

Когда дети впервые идут в детский сад, родители надеются, что их малыши научатся общаться с другими детьми, а у мамы будет возможность вновь вернуться на работу.

Но, к сожалению, большинство деток, начав ходить в детсад, часто болеют. Вопрос: «что делать, чтобы детсадовский ребенок меньше болел?» очень актуален. Недавно мне написала мама, чей ребенок стал часто болеть после того, как пошел в садик.

Здравствуйте, Анна. Наша педиатр, как и многие, слишком занят, поэтому времени у нее хватает только на осмотр, но не на консультацию (беда народная). Поэтому я решила обратиться за советом к вам.

Моей дочке скоро 3 года, и в этом году мы пошли в детский сад. До детского сада мы болели редко (раз в 7-9 месяцев), а теперь четко по графику — каждую неделю. Неделю проходили, неделю на больничном. Серьезных заболеваний нет, лечение сводится к каплям в нос, обработке горла и анаферону.

Вопрос в том — как поддержать иммунитет ребенка? Я могу себе позволить сидеть дома без больничного, но пока не уверена, что это будет на пользу ребенку, а как вы считаете?

Сегодня у меня уже кончилось терпение и мы пошли с соплями (ночью начался насморк), не знаю — что делать ((((

Спасибо, жду с нетерпением ответа

Екатерина.

Давайте попробуем разобраться, почему в детском саду дети часто болеют простудными заболеваниями.

1. Для того, чтобы произошло заражение, должен быть источник инфекции. В садике это, как правило, другие ребят в группе.

Соответственно, если вы сами можете привести в садик ребенка с кашлем, насморком, температурой и его принимают утром в группу, или видите, что так делают другие родители, этот садик не хороший с точки зрения детского здоровья (даже если в нем преподают йогу и английский язык).

2. Много ребят — плохой уход. Обратите внимание, сколько времени у вас уходит зимой на сборы ребенка на улицу. Наверняка, вы либо контролируете, чтобы все пуговички были застегнуты, шарфик завязан, носочки не забыты и язычок на ботинках не мулял ногу. В детсаду за то же время должны одеться 10-20 детей под контролем 2 взрослых — воспитателя и нянечки.

В садике многое зависит от навыков самообслуживания вашего ребенка и того, насколько удобную одежду вы ему купили. И, чем меньше группа детей в саду, тем больше внимания воспитатели могут уделить каждому ребенку.

3. Стресс снижает иммунитет. Начало посещения детского сада и , от привычной обстановки и порядка дел — это психологический стресс для ребенка. Гормоны стресса вырабатываются тем больше, чем больше времени в течение дня ребенок проводит в садике и от того, насколько комфортно ему там находиться.

4. Отношение персонала к детям. Очень надеюсь, что сейчас такого не случается, но во времена моего детства, когда был беби-бум и садики были переполнены, некоторые няни и воспитатели облегчали себе жизнь, уменьшая количество детей в группе. Как они это делали? Да очень просто! Зимой распаренных после сна детей, босиком, в одних маечках и трусиках, садили на горшки и открывали окна и двери — устраивали сквозняк. На следующий день половины группы не было в садике — они были дома с температурой, бронхитом/пневмонией/пиелонефритом и т.д.

Я ни коим образом не хочу обидеть хороших нянь и воспитателей, которые любят детей и заботятся о них. Все родителям, настоящим и будущим, я желаю чтобы повезло с такими людьми.

Итак, что делать, чтобы ребенок ходил в детский сад и не болел?

1. Поговорите с мамами на детской площадке и соберите мнения о нескольких ближайших детских садиках. Узнайте, какого размера группы в детсаду, какое отношение к детям со стороны воспитателей, как часто болеют дети и разрешают ли приводить больного ребенка в группу (если за состоянием здоровья детей в садике следят и болеющих не пускают в группу — тем больше шансов у остальных ребятишек не заболеть).

2. Посоветуйтесь с участковым педиатром. Как правило, на территории одного педиатрического участка может быть несколько детских садов. Если вам повезло и у вас есть постоянный педиатр на участке, спросите доктора о том, к детям, ходящим в какой садик, ее реже вызывают.

3.Начните посещение детского сада после 3-3,5 лет. В этом возрасте ребенок уже психологически готов отделиться от мамы. До 3-х летнего возраста иммунная система не зрелая и не производит клеток памяти, необходимых для выработки иммунитета после перенесенных ОРЗ, поэтому ребенок в детском коллективе будет болеть часто.

4. Осмотритесь на месте. Перед оформлением в детский сад попросите, чтобы вам показали группу, в которой будет ваш ребенок. Чем теплее и просторнее помещение, тем лучше. В некоторых садиках может быть холодно зимой, сквозить из окон, из-за чего дети чаще болеют.

Хорошо, когда в детском саду есть медсестра. Она может изолировать больного ребенка до прихода родителей и оказать необходимую помощь.

8. Выберите свой график посещений детского садика. М оя знакомая водит ребенка в детсад через день, работая 3 дня в неделю, остальные дни проводит с дочкой. При таком режиме посещения садика ее ребенок практически не болеет.

9. Работайте над навыками самообслуживания. Очень важно, чтобы ребенок не стеснялся сам проситься в туалет, умел мыть руки, переодеваться и менять обувь.

Здоровья вам и вашим детям!

При использовании материалов блога обязательна индексируемая ссылка на источник и указание автора.

Эпизод1

Мама говорит сильно кашляющей дочке: «Лизочка, чистые платочки я кладу тебе в карман, остальные кладу в шкафчик»

Эпизод 2

Мама привела в группу сына. Вялый, с закрытыми глазами, он просто не в состоянии что-то делать! «Мария Ивановна», -обращается мамочка к воспитательнице,-«Вы знаете, Ванечка что-то такой сегодня вялый, но у меня не было времени померить ему температуру, пожалуйста, померяйте вы, если высокая - позвоните, я приеду, заберу его». Воспитательница печально кивает в ответ. Не принять она его не может. Детей в группе 39 и она сама уже постоянно с насморком потому как, несмотря на все просьбы не водить заболевших своих чад, в группе обязательно находятся несколько таких, кашляющих и сморкающихся.

Что же делать нам, мамочкам, чьи здоровые дети тоже ходят в садик? Конечно, полностью защититься не получится, но и на «авось обойдется» надеяться не стоит.

Нам повезло встретить хорошего педиатра-иммунолога, теперь мы всегда стараемся выполнять ее советы.

Перед выходом на улицу смазывайте нос малышу Вифероном (Оксолинкой или есть еще такой бальзам Витаон, моя бабушка от него без ума, все им лечит)

Для профилактики заболеваний подавайте ребенку иммунопрепараты. Нам в свое время очень помог Реаферон-ЕС-Липинт, он просто вытянул нас из болезни. Анаферон тоже хорош, но по моему наблюдению лишь при первейших признаках простуды, ну и для профилактики.

Сторонникам народной медицины можно посоветовать давать натощак свежевыжатые соки. Из моркови, яблок, свеклы, капусты, клюквы, брусники - из чего угодно. Экспериментируйте, смешивайте, хотя натуральные соки вкусны в любых смесях! Главное правило - их нужно пить в течении 15 минут после приготовления. После они практически бесполезны. Поэтому потратьтесь на соковыжималку, оно того стоит! (Но осторожнее с аллергиками, лучше сначала проконсультироваться у врача).

Если вам повезло и вы живете в стороне от шумных и загазованных дорог, то при выходе открывайте окна в квартире для проветривания. Если такой возможности нет-лучше приобрести очиститель- увлажнитель воздуха. А еще можно поставить несколько горшочков с геранью - это прекрасный живой очиститель воздуха.

Вы пришли с ребенком домой. Какие ваши первые действия? Разделись и помыли руки? Прекрасно. Только добавьте к этим ритуалам еще один - очистительный. Можно микроклизмочкой с соленой водой, а можно тем же Аквамарисом. Главное промыть нос вместе с горлом и сплюнуть эту бяку. Даже если какие-нибудь вирусы «приклеились» к слизистым вашего чада - нужно их смыть. Мы еще плюс к этому полоскаем горло ромашкой, ведь проще предупредить, чем потом лечить.

Напоминайте ребенку, чтоб он как можно чаще мыл руки в саду. Не только перед и после еды, но и после каждого посещения туалета.
В нашей группе как-то экспериментировали, попросили всех родителей сделать детям «чесночницы». В коробочках из под шоколадных яиц сделать дырочки, внутрь положить натертый чеснок и все это добро повесить дитю на шею. Запах в группе, конечно, стоял жуткий, чего там говорить. Но такое украшение отпугивало всех микробов.

Вообще у каждой мамочки есть свои секреты. Я поделилась своими. И я желаю чтобы ваши детки никогда не болели, а только радовали своих родителей здоровым аппетитом и прекрасным настроением!

Кое-что об иммунитете

Взгляд педиатра

С точки зрения чисто медицинской отдавать ребенка в детское дошкольное учреждение надо или в 3 месяца (как это происходило 30 лет назад, когда мамы почти сразу выходили на работу), или в 4,5 года. На первый вариант вряд ли кто-нибудь сегодня согласится. Попробую объяснить, почему более поздний возраст мне представляется предпочтительным.

В чем, собственно, главная опасность? В погружении вашего домашнего ребенка в агрессивную вирусно-микробную среду, которая, к тому же, каждые 3-4 недели обновляется. Для того, чтобы противостоять этой среде, нужно иметь хорошо работающую иммунную систему, которая созревает более или менее к указанному сроку.

Кроме этого (и это очень важно) ребенок к этому времени созрел для психологической работы с ним - вы можете убедить его в необходимости вашего поступка, да и он сам тянется к сверстникам, ищет общения. Детский сад скорее станет для него источником положительных эмоций, что само по себе способствует в борьбе с инфекцией. Ребенок постоянно плачущий, находящийся в состоянии стресса от разлуки с родителями - отличная добыча для вирусов и микробов.

Но можно ли что-нибудь сделать, если необходимо отдать ребенка в детское учреждение раньше? Думаю, что да. В первую очередь хочется сказать не столько даже о закаливании, сколько и следовании определенному, не тепличному образу жизни. Известен опыт семьи Никитиных. У меня есть свой, не менее убедительный опыт.

В семье моих друзей родилась тройня. Родители были уже в возрасте, оба - кандидаты наук, активно и много работающие. Два мальчика и девочка родились с весом 1300, 1100 и 1050 граммов. Когда через два года я попал в эту живущую в холодном Питере семью, увидел следующую картину (дело было в ноябре): трое двухлетних озорников спали послеобеденным сном в спальных мешках. Балкон был открыт настежь. "Ребята, просыпайтесь!" - скомандовала мать. Дети с визгом выскочили из спальников и босиком наперегонки побежали к открытому балкону. Попрыгав там с минуту, малыши начали одеваться. Они были бодры, веселы, приветливы.

Сейчас им по 17 лет; они студенты разных институтов, заядлые спортсмены. Девочка даже чемпионка Европы по спортивному ориентированию. Я тогда спросил родителей: "Как вы решились?". "У нас не было другого выхода!" - честно ответили они.

Поймите меня правильно - я не призываю всех следовать столь экстремальным методам. Но элементы этого - длительное пребывание ребенка на свежем воздухе, чистый и прохладный воздух в комнатах, бегание босиком по полу и т. д. - должны войти в жизнь вашего ребенка как можно раньше, тем более если вы заранее знаете, что ему предстоит рано пойти в детское учреждение.

Еще одна немаловажная деталь - приучайте, насколько возможно, своего ребенка к контактам с другими детьми (приглашайте их в гости, общайтесь на детских площадках и т.д.). Малыш получает психологический опыт - и одновременно тренируется его иммунная система.

Наконец, существуют и медикоментозные возможности укрепления иммунитета, своеобразные прививки против вирусов и микробов, чаще всего вызывающих респираторно-вирусны езаболевания - главный бич детей, пошедших в детское учреждение. К таким препаратам относится, например, рибомунил, IRS-19 и ряд других.

Главная особенность этих препаратов состоит в том, что они содержат РНК микробов и вирусов, осколки их оболочек, вызывающие образование как немедленного, так и отсроченного иммунитета. В отличие от многих других иммуномодуляторов подобные препараты безвредны, так как повышают сопротивляемость организма к вирусам и микробам естественным образом.

Существуют и другие маленькие хитрости - промывание носоглотки ребенка 0,85-1% раствором поваренной соли после прихода из детского учреждения, смазывание наружных отделов носовых ходов оксалиновой мазью, витаминизация организма.

И еще одно. Если ребенок все-таки заболел, не держите его дома 3-4 недели. Достаточно нескольких дней. Ведь за месяц в детском коллективе появятся уже другие вирусы и микробы, перед которыми ваш ребенок беззащитен, и возможен новый виток болезни.

Однако если респираторные заболевания протекают тяжело, осложняются астматическим синдромом, если обостряются хронические заболевания, подумайте, стоит ли игра свеч.

Михаил Кукулевич, врач-педиатр

В группе должно быть чисто!

Мнение воспитателя

Когда я работала воспитателем в садике, у меня была самая младшая группа - дети от 1,5 до 3 лет. Большинство детей действительно заболевали, не проходив и недели в сад.

Существует масса всяких профилактических норм для предотвращения заболеваемости детей. Но далеко не все детские сады проводят эту профилактику из-за недостатка персонала.

Представьте себе: 20 малышей - не все умеют сами кушать, одеваться и раздеваться, некоторые еще не просятся на горшок - и я одна с 7 утра и до вечера, и за воспитателя, и за нянечку. Не успеваешь лишний раз помыть игрушки или полы в группе.

Когда я поняла, что по моей вине могут заболеть дети, я собрала родительское собрание и объяснила им ситуацию. И мои родители стали мне помогать! Я раздавала вечером резиновые и пластмассовые игрушки, а утром мне их возвращали вымытыми. Родителям более старших детей я раздавала кукол - они приводили их в порядок, мыли, стирали одежду. Два раза в месяц мы проводили вместе с родителями генеральную уборку в группе: мыли полы, стены, детскую мебель, кафель, шкафчики, стульчики, подоконники. Одна мама предложила собрать деньги и купить в группу портативный кварцевый аппарат. И я смогла кварцевать группу. Вы не поверите, но дети почти перестали болеть!

Советы:

    убедитесь, что в саду соблюдаются санитарно-гигиенические нормы;

    чаще стирайте одежду ребенка, в которой он ходит в садик;

    предложите вашу помощь воспитателю.

Юлия Калинина, Москва

Грипп не прошел

Опыт детского сада

Реален ли детский сад, где дети не болеют? Да, такой садик есть. Он открылся на базе центра образования в Новой Олимпийской деревне. Это сказочный городок, просторный и светлый, с залами для игр и своим бассейном... но ведь грипп, как известно, всеяден. И все-таки он не прошел - ни осенью, ни зимой, ни плаксивой весной.

Почему? В детском саду выработана целая система оздоровления и закаливания, которая специально "настраивается" на каждого ребенка. Беседа с мамой начинается с анамнеза - как вынашивала, как родила, чем знаменательны первые годы жизни малыша. Заполняется диагностическая карта, в которой учитывается семейный портрет, уровень физического и психического развития, группа здоровья, индивидуальные особенности ребенка. Заполняется дневник здоровья, определяется принадлежность к определенному виду закаливания.

Пока дети гуляют на улице, помещение проветривается сквозным методом. Когда дети спят, открыты верхние фрамуги в игровых залах (это обеспечивает равномерное поступление свежего воздуха откуда-то издалека). Периодически воздух помещений обрабатывается бактерицидными лампами. При пробуждении детям предложат пройти по мокрой махровой дорожке, а затем - по сухой. Мокрая - пропитанное соленой водой длинное махровое полотенце.

Затем старшие дети полощут горло прохладной водой, а младшие- отваром трав комнатной температуры, или ребятня промывает носик, втягивая и высмаркивая прохладную воду. Есть еще коврики для массажа стоп. А кому-то назначены дыхательная гимнастика, индивидуальный точечный массаж или ходьба по бревну (профилактика плоскостопия). И так получается, что пока одни дети блаженствуют в бассейне, другие (которым плаванье не разрешается по состоянию здоровья) не скучают, занимаясь лечебной гимнастикой. За этим внимательно следит старшая медсестра Валентина Григорьевна Лебедева.

О бассейне надо сказать особо. Там всегда поддерживается не только нужная температура воды, но и соответствующая температура воздуха - на 2 градуса выше. Так положено по медицинским нормам.

И это еще не все. Круглый год на подоконниках дети выращивают зелень для стола, в первую очередь зеленый лук. Также в пищу добавляется чеснок. А вечером каждый малыш получает свою горошину - аскорбинку. Скоро откроется фитобар, куда детишки будут приходить, чтобы выпить лечебного коктейля.

Заместитель директора центра по дошкольному воспитанию Татьяна Александровна Котова замечает:
- Все мы - мамы, и обстановка в детском саду должна быть домашней. Чтобы ребенок не ждал прихода родителей, а увлеченно жил и творил и чтобы на душе у него было спокойно. Тогда никакой грипп не пройдет.

Тамара Шаманкова

Детсадовский неболейка

Размышления мамы

Когда мамы впервые шагающих в детский сад малышей сокрушаются по поводу неминуемых теперь простуд и болезней, я удивляюсь. У нас в семье детское дошкольное (да и школьное) учреждение никогда не ассоциировалось с температурой, мокрым носом и осипшим от крика горлышком. Как нам это удалось?

С амое главное: найдите такой детский сад, где малышу будет радостно и интересно. Это не так сложно, как кажется. В ближайшем от дома садике может не быть конструкторов Лего и кожаной мебели, зато музыкальный руководитель - просто золото. Нет бассейна и дополнительного английского? Не беда, первое время все "дополнительное" только мешает адаптации к новым условиям жизни: совсем не просто 6-10 часов в день находиться на "чужой" территории!

Ваша первоочередная задача - сделать эту территорию своей. Нет никого лучше ласковой понимающей воспитательницы Надежды Дмитриевны, которая и раздеться поможет, и сказку почитает, вытирая неизбежные утренние слезки...

Ищите такой садик, где вам будут по-настоящему рады, а значит, помогут малышу освоиться, считаясь с его маленькими "прибамбасами". Моему старшему сыну пошли на встречу - первую неделю он ходил босиком, как дома. Вскоре Алеша сам понял, что дома удобнее ходить босиком, а в саду лучше иметь сменную обувь. У вашего малыша может быть другой "нюанс ": любимая игрушка в кармашке, непременная конфета за щекой, книжка в постельке

Н еплохо бы также узнать "оздоровительные" позиции детского дошкольного учреждения. Сколько раз в день дети гуляют? Как часто проходят физкультурные занятия и соревнования? Кто (и сколько раз) проветривает помещение в группе в течение дня? Какая форма одежды предпочтительнее (в большинстве детских учреждений топят очень хорошо, причем до мая!)? Задайте эти вопросы, когда придете записываться в сад.

Сходите на "разведку" в группу: есть ли там спортивный комплекс? В спортивный зал: возможно, вы будете приятно удивлены, увидев "сухой" бассейн (а хорошо бы и "мокрый", настоящий!), баскетбольные кольца для малышей, другие интересные спортивные снаряды. В некоторых детских садах открыты группы "здорового образа жизни". Хорошо бы в такую попасть.

И в заключение открою вам маленькую тайну, которой поделилась со мной милая Надежда Дмитриевна (второй мой мальчик благодаря стечению обстоятельств и некоторым моим усилиям попал в группу к той же, нашей любимой воспитательнице!): кто мало болел дома, до садика, тот и в саду тоже много болеть не будет.

А какие же дети мало болеют? Да только те, которых родители закаливают и оздоровляют. Те, чьи родители поощряют всяческие спортивные мероприятия на свежем воздухе и дома - с самого рождения. Кстати, я уверена, что первая "оздоровительная процедура" младенца - это грудное вскармливание. Вторая - раннее плавание и "прохладный" образ жизни: дома никаких "трех одежек" дома, вся верхняя одежда выбирается только после взгляда на показатели уличного термометра (минус 10 и плюс 5 градусов требуют совершенно разных шапочек, поверьте!). В дальнейшем - обливание холодной водой, сауна, хождение босиком и в трусиках, посещение детского бассейна, летний отдых на даче, поездки на море.

Когда малышу исполнится год, уже не обойтись без спортивного комплекса с канатом, шведской стенкой, брусьями. Также нужны велосипед, санки, лыжи, самокат, ролики, скейтборд, коньки. Не говорю уже про мячи, скакалки, детский теннис-пласт и т.д. К сожалению, ничего не получится, если вы сами в этом участвовать не будете. Итак, чтобы ребенок не болел в детском саду, у него должны быть активные, бодрые родители, которые не жалеют времени и средств (увы!) на собственное здоровье и здоровье своих детей.

И еще одна мысль - крамольная с точки зрения медиков, но "сработавшая" в моем случае. Я уверена, что отказ от профилактических прививок в первые 2-2,5 года жизни значительно влияет на иммунитет ребенка в лучшую сторону. Моим мальчикам прививки делали "перед детским садом", на полный курс требуется приблизительно 6-8 месяцев. К тому же в детском саду у меня есть строгая договоренность с медсестрой (в письменном виде) об обязательном предупреждении меня, мамы, о проведении очередной прививки по возрасту. Для тех, кто не знает, сообщаю: к прививке ребенка надо готовить, а после прививки обязательно узнать о ее "результативности". Добросовестные медицинские работники обязательно вам об этом сообщат.

Ольга Николаева

Журнал "Наш малыш", июнь 2000



Публикации по теме