Подросток не хочет кушать что делать. Почему ребенок подросток отказывается от еды

Катерина Демина, психолог-консультант:

Почему он ничего не хочет?

Это явление набрало силу в последние лет семь. Выросло целое молодых людей, которые «ничего не хотят». Ни денег, ни карьеры, ни личной жизни. Они просиживают сутками за компьютерами, их не интересуют девушки (разве совсем чуть-чуть, чтобы не напрягаться).

Они вообще не собираются работать. Как правило, их удовлетворяет та жизнь, которая уже есть - родительская квартира, немножко денег на сигареты, пиво. Не больше. Что с ними не так?

Сашу привела на консультацию мама. Отличный 15-летний парень, мечта любой девочки: спортивный, язык подвешен, не хамит, глаза живые, словарный запас не как у Эллочки-людоедки, играет в теннис и на гитаре. Основная жалоба мамы, просто вопль измученной души: «Ну почему он ничего не хочет?»

Подробности истории

Что значит «ничего», интересуюсь я. Совсем ничего? Или все же есть, спать, гулять, играть, смотреть кино он хочет? Оказывается, Саша не хочет ничего делать из списка «нормальных» дел для подростка. То есть:

1. Учиться;

2. Работать;

3. Ходить на курсы

4. Встречаться с девушками;

5. Помогать маме по хозяйству;

6. И даже ездить с мамой в отпуск.

Мама в тоске и отчаянии. Вырос здоровенный мужик, а проку от него - как от козла молока. Мама всю жизнь для него, все только для его блага, себе во всем отказывала, бралась за любую работу, на кружки водила, на секции дорогостоящие возила, в языковые лагеря за границу отправляла - а он сначала спит до обеда, потом включает компьютер и до ночи в игрушки гоняет. А она-то надеялась, что он вырастет, и ей станет полегче.

Я продолжаю спрашивать. Из кого состоит семья? Кто в ней зарабатывает деньги? Какие у кого функции?

Оказывается, Сашина мама давно одна, развелась, когда ему было пять лет, «отец был такой же точно лежебока, может, это генетически передается?». Она работает, много работает, ведь ей приходится содержать троих (себя, бабушку и Сашу), домой приходит к ночи, уставшая смертельно.

Дом держится на бабушке, она и хозяйством занимается, и за Сашей следит. Только вот беда - Саша совсем от рук отбился, бабушку не слушается, даже не огрызается, просто пропускает мимо ушей. Он ходит в школу, когда хочет, когда не хочет - не ходит. Ему грозит армия, но, похоже, его это ни капли не волнует. Он не прилагает ни малейших усилий, чтобы хоть немного лучше, хотя все учителя в один голос твердят, что голова у него золотая и способности есть.

Школа из элитных, государственная, с историей. Но чтобы в ней удерживаться, приходится брать репетиторов по основным предметам. И все равно двойки в четверти, могут и исключить.

По дому не делает ничего, совсем, даже чашку за собой не помоет, бабушка с палкой вынуждена таскать тяжеленные сумки с продуктами из магазина, а потом ему на подносике еду к компьютеру носит.

«Ну что с ним такое? - уже чуть не плачет мама. - Я же всю жизнь ему отдала.»

Мальчик

В следующий раз я вижу Сашу одного. И правда, хороший мальчик, симпатичный, модно и дорого одет, но не вызывающе. Какой-то слишком хороший. Какой-то он неживой. Картинка в журнале для девочек, гламурный принц, хоть бы прыщ где-нибудь был, что ли.

Со мной держится дружелюбно, вежливо, всем своим видом демонстрирует открытость и готовность сотрудничать. Тьфу, я чувствую себя персонажем американского сериала для подростков: главный герой на приеме у психоаналитика. Хочется сказать что-нибудь матом. Ладно, вспомним, кто тут профи.
Вы не поверите, он практически слово в слово воспроизводит мамин текст. 15-летний парень говорит, как школьная училка: «Я ленивый. Моя лень мешает мне добиваться целей. И еще я очень несобранный, могу в одну точку уставиться и сидеть так час».

А сам-то чего хочешь?

Да ничего особенного не хочет. В школе скучно, уроки дурацкие, хотя учителя классные, самые лучшие. Друзей близких нет, девушки тоже нет. Планов нет.

То есть он не собирается осчастливить человечество любым из 1539 способов, известных цивилизации, он не планирует стать мегазвездой, ему не нужно богатство, карьерный рост и достижения. Ему вообще ничего не нужно. Спасибо, у нас все есть.

Потихоньку начинает вырисовываться картина, не скажу, чтобы очень неожиданная для меня.

Примерно с трех лет Саша занимался. Сначала подготовкой к школе, плаванием и английским языком. Потом пошел в школу - добавился конный спорт.

Сейчас, кроме учебы в математическом лицее, он ходит на курсы английского при МГИМО, на две спортивные секции и к репетитору. Во дворе не гуляет, телик не смотрит - некогда. В компьютер, на который так жалуется мама, играет только в каникулы, да и то не каждый день.

Почему он ничего не хочет?

Формально все эти занятия были добровольно выбраны Сашей. Но когда я спрашиваю, чем бы он хотел заниматься, если бы не надо было учиться, он говорит «играть на гитаре». (Варианты, услышанные от других респондентов: играть в футбол, играть на компе, ничего не делать, просто гулять). Играть. Запомним этот ответ и двинемся дальше.

Что с ним такое

Знаете, у меня таких клиентов бывает в неделю человека по три. Практически каждое обращение по поводу мальчика в возрасте от 13 до 19 лет именно про это: ничего не хочет.

В каждом таком случае я вижу одну и ту же картину: активная, энергичная, амбициозная мама, отсутствующий папа, дома или бабушка, или няни-домработницы. Чаще все-таки бабушка.

Семейная искажена: мама занимает роль мужчины в доме. Она кормилец, она же принимает все решения, контактирует с внешним миром, защищает, если нужно. Но дома ее нет, она в полях и на охоте.

Огонь в очаге поддерживает бабушка, только у нее нет рычагов власти по отношению к их «общему» ребенку, он может и не послушаться, и нагрубить. Если бы это были мама с папой, папа пришел бы вечером с работы, мама бы ему пожаловалась на неподобающее поведение сына, папа бы ему накостылял - и вся любовь. А тут пожаловаться можно, а накостылять некому.

Мама старается дать сыну все-все: самые модные развлечения, самые нужные развивалки, любые подарки и покупки. А сын не счастлив. И снова и снова звучит этот припев: «ничего не хочет».

А у меня через некоторое время начинает просто чесаться внутри вопрос: «А когда ему хотеть-то? Если за него уже давно мама все отхотела, отмечтала, распланировала и сделала».
Вот когда малыш пяти лет сидит дома один, катает по ковру машинку, играет, рычит, жужжит, строит мосты и крепости - в этот момент у него начинают зарождаться и вызревать желания, сначала смутные и неосознанные, постепенно формирующиеся в нечто конкретное: хочу большую пожарную машину с человечками. Потом он ждет с работы маму или папу, высказывает свое желание и получает ответ. Обычно: «Потерпи до Нового года (дня рождения, получки)».

И приходится ждать, терпеть, мечтать об этой машине перед сном, предвкушать счастье обладания, представлять себе ее (пока еще машину) во всех деталях. Таким образом ребенок учится контактировать со своим внутренним миром в части желаний.

А как было у Саши (и у всех других Саш, с которыми я имею дело)? Захотел - написал маме эсэмэску, отправил - мама заказала через Интернет - вечером привезли.

Или наоборот: зачем тебе эта машина, у тебя уроки не сделаны, ты прочел две страницы логопедического букваря? Раз - и оборвали начало сказки. Все. Мечтать больше не получается.

У этих мальчиков и правда все есть: новейшие смартфоны, распоследние модели джинсов, поездки на море четыре раза в год. А вот возможности просто пинать балду у них нет. Между тем скука - самое что ни на есть творческое состояние души, без нее невозможно придумать себе занятие.

Дитятко должно соскучиться и затосковать, чтобы появилась потребность двигаться и действовать. А он лишен даже самого элементарного права решать, ехать ему на Мальдивы или нет. Мама уже все за него решила.

Что говорят родители

Сначала я в течение довольно длительного времени слушаю родителей. Их претензии, разочарования, обиды, догадки. Начинается всегда с жалоб вроде «мы для него все, а он в ответ - ничего. Перечисление того, что именно «для него все», впечатляет. О некоторых вещах я узнаю впервые. Мне, например, и в голову не приходило, что 15-летнего мальчика можно водить в школу за ручку. И до сих пор считала, что предел - это третий класс. Ну четвертый, для девочек.

Но оказывается, что тревоги и страхи мам толкают их на странные поступки. А вдруг на него нападут плохие мальчишки? И научат его плохому (курить, ругаться плохими словами, врать родителям; слово «наркотики» чаще всего не произносится, потому что очень страшно).

Часто звучит такой довод, как «Вы же понимаете, в какое время мы живем». Если честно - не очень понимаю. Мне кажется, времена всегда примерно одинаковые, ну, кроме совсем уж тяжелых, например, когда война идет прямо в вашем городе.

В мое время ходить девочке 11 лет одной через пустырь было смертельно опасно. Так мы и не ходили. Мы знали, что не надо туда ходить, и соблюдали правила. И маньяки сексуальные были, и в подъездах иногда грабили.

А вот чего не было - это свободной прессы. Поэтому криминальную сводку люди узнавали от знакомых знакомых, по принципу «одна бабка сказала». И, пройдя через множество ртов, информация становилась менее пугающей и более размытой. Типа похищения человека инопланетянами. Все слышали, что такое бывает, но никто не видел.

Когда же это показывают по телевизору, с подробностями, крупным планом, это становится той реальностью, которая здесь, рядом, в твоем доме. Ты видишь это своими глазами - а ведь признайтесь, большинство из нас ни разу в жизни не видели сами жертву разбойного нападения?

Человеческая психика не приспособлена к ежедневному наблюдению смерти, особенно насильственной. Это наносит сильную травму, а защищаться от нее современный человек не умеет. Поэтому, с одной стороны, мы вроде бы более циничны, а с другой - не отпускаем детей гулять на улицу. Потому что опасно.

Чаще всего такие беспомощные и вялые дети вырастают у тех родителей, которые с раннего детства были самостоятельными. Слишком взрослые, слишком ответственные, слишком рано предоставленные сами себе.

С первого класса приходили домой сами, ключ на ленточке на шее, уроки - сами, поесть разогреть - сами, в лучшем случае родители вечером спросят: «А что у тебя с уроками?». На все лето или в лагерь, или к бабушке в деревню, где тоже особо некому было следить.
А потом эти дети выросли, и случилась перестройка. Полная смена всего: жизненного уклада, ценностей, ориентиров. Есть от чего занервничать. Но поколение адаптировалось, выжило, даже стало успешным. Вытесненная и старательно не замечаемая тревога осталась. И теперь вся в полном объеме обрушилась на голову единственного чада.

А обвинения чаду предъявляются серьезные. Родители напрочь отказываются признавать свой вклад в его (чада) развитие, они только горько сетуют: «Вот я в его годы…».

«Я в его годы уже твердо знал, чего хочу от жизни, а он в 10-м классе только игрушками интересуется. Я с третьего класса сама уроки делала, а он в восьмом не может за стол усесться, пока за руку не подведешь. Мои родители даже не знали, какая у нас программа по математике, а мне сейчас приходится каждый пример с ним решать»

Все это произносится с трагической интонацией «Куда катится этот мир?». Как будто дети должны повторять жизненный путь родителей.

В этот момент я начинаю спрашивать, а какого именно поведения они хотели бы от своего ребенка. Получается довольно забавный список, вроде как портрет идеального мужчины:

1. Чтобы делал все сам;

2. Чтобы беспрекословно слушался;

3. Проявлял инициативу;

4. Занимался в тех кружках, которые пригодятся потом в жизни;

5. Был чутким и заботливым и не был эгоистом;

6. Был более напористым и пробивным.

На последних пунктах мне уже грустно. Но и маме, которая составляет список, тоже грустно: она заметила противоречие. «Я хочу невозможного?» - печально спрашивает она.

Да, как ни жаль. Или пенье, или танцы. Или у вас послушный, на все согласный отличник-ботаник, или энергичный, инициативный, пробивной троечник. Или он вам сочувствует и поддерживает, или молча кивает и идет мимо вас к своей цели.

Откуда-то взялась идея, что, правильно занимаясь с ребенком, можно каким-то волшебным образом защитить его от всех грядущих бед. Как я уже говорила, польза от многочисленных развивающих занятий весьма относительная.

Ребенок пропускает действительно важный этап в развитии: игры и отношения со сверстниками. Мальчики не учатся сами придумывать себе игру, занятие, не открывают новые территории (ведь там опасно), не дерутся, не умеют собирать вокруг себя команду.

Девочки ничего не знают о «женском круге», хотя с творчеством у них немного лучше обстоят дела: все же девочек чаще отдают в разные рукодельные кружки, да и «забить» потребность в социальном общении у девочек труднее.

Кроме детской психологии я по старой памяти занимаюсь еще и русским языком и литературой со школьниками. Так вот в погоне за иностранными языками родители совершенно упустили родной русский язык.

Словарный запас у современных подростков как у Эллочки-Людоедки - в пределах сотни. Зато гордо заявляется: ребенок изучает три иностранных языка, включая китайский, и все с носителями языка.

А пословицы дети понимают буквально («Без труда не выловить и рыбку из пруда» - это о чем?» - «Это про рыбалку»), словообразовательный разбор делать не могут, сложные переживания пытаются объяснять на пальцах. Потому что язык воспринимается в общении и из книг. А не во время уроков и спортивных занятий.

Что говорят дети

«Меня никто не слушает. Я хочу ходить из школы домой с друзьями, а не с няней (шофером, сопровождением). У меня нет времени, чтобы смотреть телевизор, нет времени играть на компе.

Я ни разу не был в кино с друзьями, только с родителями и их знакомыми. Меня не пускают в гости к ребятам, и ко мне никому нельзя. Мама проверяет мой портфель, карманы, телефон. Если я задерживаюсь в школе хотя бы на пять минут, мама сразу звонит».

Это текст не первоклассника. Это ученики 9-го класса говорят.

Смотрите, жалобы можно разделить на две категории: нарушение границ («проверяет портфель, не дает надеть то, что я хочу») и, условно говоря, насилие над личностью («ничего нельзя»). Такое впечатление, что родители не заметили, что их дети уже выросли из памперсов.

Можно, хотя и вредно, проверять карманы у первоклашки - хотя бы для того, чтобы не постирать эти штаны вместе со жвачкой. Но к 14-летнему человеку хорошо бы уже входить в комнату со стуком. Не с формальным стуком - постучал и вошел, не дожидаясь ответа, а уважая его право на личную жизнь.

Критика прически, напоминание «Иди помойся, а то от тебя плохо пахнет», требование надеть теплую куртку - все это сигнализирует подростку: «Ты еще маленький, у тебя нет права голоса, мы сами за тебя все решим». Хотя мы всего-то хотели уберечь его от простуды. И он действительно плохо пахнет.

Не могу поверить, что остались еще такие родители, которые не слышали: для подростка важнейшая часть жизни - общение со сверстниками. Но это означает, что ребенок выходит из-под родительского контроля, родители перестают быть истиной в последней инстанции.

Творческая энергия ребенка блокируется таким образом. Ведь если ему запрещено хотеть того, что ему действительно нужно, он отказывается от желаний вообще. Подумайте, как это страшно - ничего не хотеть. А зачем? Все равно не разрешат, запретят, объяснят, что это вредно и опасно, «иди лучше уроки делай».

Наш мир далеко не идеален, он в самом деле небезопасен, в нем существует зло и хаос. Но мы как-то живем в нем. Позволяем себе любить (хотя вот уж это - авантюра с непредсказуемым сюжетом), меняем работу и жилье, переживаем кризисы внутри и снаружи. Почему же вы не позволяете своим детям жить?

У меня есть подозрение, что в тех семьях, где возникают подобные проблемы с детьми, родители не чувствуют своей безопасности. Их жизнь слишком напряженная, уровень стресса превышает адаптационные возможности организма. И так хочется, чтобы хотя бы деточка жила в покое и гармонии.
А деточка не хочет покоя. Ей нужны бури, свершения и подвиги. В противном случае чадо ложится на диван, отказывается от всего и перестает радовать глаз.

Что делать

Как всегда: обсуждать, составлять план, придерживаться его. Для начала вспомните, чего просил ваш ребенок раньше, а потом перестал. Я совершенно уверена, что часовая ежедневная «абсолютно бесполезная» прогулка с друзьями - необходимое условие для психического здоровья подростка.

Вы удивитесь, но бессмысленное «балдение в ящик» (просмотр музыкальных и развлекательных каналов) нужно для наших детей тоже. Они входят в подобие транса, медитативное состояние, во время которого узнают нечто о себе. Не об артистах, звездах и шоу-бизнесе. О себе.

То же самое можно сказать о компьютерных играх, социальных сетях, телефонных разговорах. Это страшно бесит, но надо пережить. Можно и нужно ограничивать, вводить какие-то рамки и правила, но тотально запрещать внутреннюю жизнь ребенка - преступно и недальновидно.

Не выучит этот урок сейчас - накроет потом: кризисом среднего возраста, моральным выгоранием в 35, нежеланием принимать на себя ответственность за семью и т. д.

Потому что недоиграл. Недослонялся бесцельно по улицам. Не посмотрел вовремя все тупые комедии, не поржал над Бивисом и Баттхедом.

Я знаю одного мальчика, который доводил родителей до белого каления тем, что часами валялся в своей комнате и стучал теннисным мячиком в стену. Тихонько, не сильно. Их раздражал не стук, а то, что он ничего не делает. Сейчас ему 30, он вполне справный мужик, женат, работает, активен. Ему нужно было в 15 лет побыть в своей скорлупе.

С другой стороны, как правило, эти дети катастрофически недогружены жизнью. Все, что они делают - учатся. Не ходят в магазин за продуктами для всей семьи, не моют пол, не чинят электроприборы.

Поэтому я давала бы им больше свободы внутри и ограничивала снаружи. То есть ты сам решаешь, во что ты оденешься и чем будешь заниматься кроме учебы, но при этом - вот список домашних дел, приступай. Кстати, мальчики отлично готовят. И гладить умеют. А тяжести таскают как.

Очень часто под влиянием массовой культуры девочки в раннем возрасте уже задумываются о своей фигуре. Иногда это может перейти в проблему отказа от еды с тяжелыми последствиями. Анорексия – термин, означающий упорное и чрезмерное ограничение в еде, в каких – то ингредиентах пищи или в количестве употребления продуктов Англичанин Рихард Мортон описал это состояние уже в 1689 году.

Очень часто будущие манекенщицы или ученицы балета приобретают стойкую анорексию, трудно поддающуюся коррекции. Задача родителей – не закрывать глаза даже на первые весточки будущих проблем.

Ведущим признаком можно выделить сверхценное и подчас не логичное убеждение в избыточной массе тела. Такой ребенок просто «видит» себя очень толстым. Все попытки его переубедить не имеют успеха. Далее подросток может ограничивать себя в еде, принимать специальные препараты. В это сложное состояние вплетаются трудные взаимоотношения с противоположным полом и подругами, недопонимание родителей, неправильное толкование поступков окружающих людей. В более тяжелых случаях возможны неврологические и гормональные нарушения, как следствие вышеописанных состояний.

Даже если ребенок или девушка испытывают голод, то их бредовые убеждения настолько сильны, что удается подавить это состояние. На первых этапах отказ от еды эпизодический и чередуется с перееданием. Такой ребенок будет худеть и поправляться. Это дает родителям обманчивую картину улучшения состояния. Так же становится тяжело контролировать эпизоды, когда девушка кушает и все ли она ест. Первый этап нервной анорексии может продолжаться от полу года до 3 лет. При этом аппетит еще есть, но имеется склонность к избирательности в еде и чрезмерным физическим нагрузкам.

На следующем этапе может наблюдаться полный отказ от еды. Могут проявляться депрессия и снижение общего тонуса в жизни. Чувство голода притупляется, идет прогрессивное падение массы тела. Но, бывают и парадоксальные реакции, когда девушка активно закармливает братьев и сестер или с удовольствие готовит ужин для семьи. Нарастают при этом гормональные нарушения – нет менструаций, поражаются зубы, страдают волосы и ногти, появляются проблемы с кожей. Человек ослаблен, психика его быстро истощается, могут , раздражительность. Такое состояние может продолжаться до полутора лет.

Конечно, не у всех анорексия протекает столь тяжело. Но часто изменения в поведении такого рода могут быть следствием развода в семье, стрессов в школе, при болезненном желании быть лучше всех, отличиться. Родителям лучше мягко и не навязчиво, но вовремя нужно начинать повышать самооценку ребенка, сглаживать бытовые проблемы, контролировать эпизоды с диетами и не допускать чрезмерных физических занятий


Моя 15-летняя дочь отказывается от еды. Попытки наладить с ней контакт и поговорить об этом не приносят результата. Дочь уходит в себя и говорит, что я ее не понимаю.

Наши дети, такие простые и понятные в детстве, становятся все более чужими в юности. Как найти к ним подход и как не разрушить хрупкое равновесие ваших отношений?

Взрослеющий ребенок отдаляется от родителей, все чаще пробуя себя на зрелость. Мир подростка меняется, он учится быть взрослым и самостоятельным. Подростку важно чувствовать себя уверенным и порой он стремится к определенному стандарту «свободы и раскрепощённости».

Одновременно хочется быть и как все, и чем-то особенным. Так навязываемые образы красоты не дают покоя взрослеющим девочкам. Стремление к придуманному идеалу становится самым важным, и все, что не дает достичь желаемого - мешает и раздражает. Очевидно, что проблема глубже, чем просто стремление похудеть и неправильно подобранная диета.


Любые попытки мамы рассказать про вред отказа от еды являются препятствием на пути к цели и вызывают негативную реакцию девочки-подростка, которая уверена - её не понимают. Продолжая рассказы о том, к чему может привести неправильное питание, игнорируя чувства ребенка, можно добиться лишь взаимного отчуждения.

Девочка не чувствует поддержки мамы и закрывается от общения с ней. Мама уже не может донести своё мнение, дочь просто не слушает ее. Многие родители в подобной ситуации испытывают глубокие переживания и чувствуют себя загнанными в тупик. Утрачен контакт с ребенком, а помочь ему, при отсутствии взаимопонимания, становится невозможным.

Услышь меня, мама!


Особенность подросткового поведения в его противоречивости. Так, ребенок в каких-то ситуациях может вести себя, как взрослый, - берет на себя ответственность за свои поступки, а в ряде случаев ему не хватает зрелости, и требуется поддержка родителей. И здесь требуется «грамотное» присутствие мамы: там, где он справляется - не мешать, а где споткнулся, хочется услышать: «Ты справишься, я с тобой!»


Отказ от еды - это тот случай, когда ребенок «споткнулся» и ему крайне нужна мамина поддержка. Что же нужно сделать, чтобы подросток принял помощь? Возможно, что в сложившейся ситуации девочка преследует две цели одновременно - похудеть, чтобы стать красивой и привлечь к себе внимание.

С точки зрения системно-векторной психологии Юрия Бурлана, такое поведение характерно для людей со зрительным вектором . Зрительники - эмоциональные люди, они впечатлительны, ценят красоту и сами стремятся к идеалу. У носителей зрительного вектора хорошо развита фантазия и воображение. Они легко внушаемы, поэтому негативные эмоции могут преумножаться даже от одного случайного взглядаили неловкого слова. Это же могло стать причиной беспокойства по поводу собственной внешности.

Тайные страхи


Не стоит при очередном пропущенном ужине пугать дочь последствиями: «дистрофия», «страшные болезни», «проблемы с учебой», «сначала повзрослей, потом думай о красоте». Для взрослеющей девочки - это сигнал о непонимании со стороны мамы. При этом, страх быть некрасивой и толстой, скорее всего, победит «дистрофию» и «страшные болезни», к тому же «непонимающему» родителю ребенок еще сильнее захочет показать свое несогласие. В результате история с диетами продолжится, а подобное родительское вмешательство желаемой цели не достигнет.


Важно понимать, что руководит подростком в этой ситуации страхи бессознательное желание привлечение внимание. Происходит попытка компенсации собственных негативных эмоций.

Чтобы помочь своему ребенку, нужно узнать особенности людей со зрительным вектором, их чувства, ценности, потребности. Это поможет понять состояние дочери и мотивы ее поведения. А понимание - это первый шаг к контакту . Только наладив контакт с ребенком, действия мамы могут быть эффективными. Отклик ребенка обязательно состоится, когда разгадали его особенности.

Я понимаю тебя, дочка


Одним из проявлений понимания со стороны мамы может стать ее участие и помощь девочке в ее желании стать красивой. Так, можно вместе с дочерью посетить диетолога, косметолога, подобрать для нее подходящую диету и средства по уходу за кожей. Укрепит семейное взаимопонимание совместный поход в магазин за обновками для дочки. Проявление маминой любви и заботы важно для ребенка, для того, чтобы чувствовать защищенность, собственную ценность и уверенность в себе.

Подросток получает ресурс родительской любви и это помогает ему раскрыться и доверить маме свои проблемы, теперь и мама понимает особенности девочки, и может прогнозировать ее поведение.


Отметим, что системно-векторная психология Юрия Бурлана дает базовые знания, необходимые для понимания любого человека или анализа ситуации. Обладая системным мышлением, человек уже не может мыслить иначе, эти знания сами собой прокладывают выход из любой сложной ситуации.

Результаты людей, прошедших тренинг по системно-векторной психологии, - лучшее свидетельство возможностей, которые дает тренинг. Подробные рассказы о построении эффективных отношений с детьми после тренинга смотрите здесь:


Познакомиться с системно-векторная психологией и узнать много нового о себе и близких вам людях, вы сможете уже на бесплатных онлайн лекциях.

Малоежка или капризный? Боится или просто не любит? Протестует или никогда не был голодным? Разбираемся с психологом, почему у детей может не быть аппетита

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Изменить размер текста: A A

«Ложечку за маму, ложечку за папу… Скушай кашку, а то не вырастешь… Если не поешь, мультик смотреть не разрешим…» Уговорами, угрозами, хитростями, с песнями и плясками родители стараются накормить своих малоежек. По данным исследований от 20 до 60 процентов детей дошкольного и школьного возраста имеют проблемы с питанием. Более половины 4-5 летних малышей считаются малоежками, а среди девятилеток 48 процентов детей плохо едят.

Проблемы с питанием в детстве могут в будущем привести к нарушению роста, к пищевым расстройствам, да и сложностей с обучением не избежать. Почему они не едят? Кому-то много не надо, кому-то скучно или тревожно за столом, кто-то так играет на нервах у мамы, а кому-то без помощи невролога не обойтись. Вместе с психологом Натальей Петровной ГРИШАЕВОЙ попробуем разобраться, какие проблемы могут лишить ребенка аппетита?

ПРИЧИНА 1 Классический малоежка. Он худенький, весь в родителей. И много еды ему просто не требуется. ЧТО ДЕЛАТЬ: Следить за весом, посоветоваться с педиатром и стараться в то небольшое количество еды «вкладывать» все необходимые витамины.

ПРИЧИНА 2 Протест. Самая распространенная причина. Даже взрослые люди выражают свой протест голодовкой. Подтекст простой – я умру, если вы не сделаете то, что я хочу. У детей шантаж похожий – обратите на меня внимание! Но вот причины для протеста уже могут быть разные: - Ребенок привлекает внимание. Возможно, в семье непростая обстановка – мама с папой ругаются, или развод, или родители всегда на работе и слишком мало времени посвящают ребенку. «Я перестану есть, и они меня заметят». - Ребенка в семье обожают и балуют. Он капризный, эгоистичный и привык, что может вести себя как угодно плохо, все равно его простят. Но у детей есть такое чувство, как внутренняя справедливость. И в душе чаду хочется, чтобы на его проказы обратили внимание, чтобы все было «как у людей» - провинился - наказан. Он знает, что такое непослушание, как отказ от еды, родители простить не смогут. - В семье с наследником обращаются слишком строго или даже жестоко. Ему все запрещают, за все ругают. Как ребенок может наказать родителей? Своими способами – не спать, «ходить» в штаны или не есть.

ЧТО ДЕЛАТЬ: Не пугаться, не умолять, не выполнять все, что просит, не угрожать, а разбираться, почему ребенок протестует? Что не так?

ПРИЧИНА 3 Ребенку не комфортно за столом Может быть, его заставляют есть ножом и вилкой или все время ругают за то, что некрасиво или неаккуратно ест. Может быть, кто-то за столом чавкает, и малышу просто неприятно смотреть – аппетит пропадает. Может быть, за столом мама с папой обычно начинают выяснять отношения.

ЧТО ДЕЛАТЬ: Следить за собой и отложить все ссоры, не ругать малыша, когда хлюпает, а хвалить, когда красиво держит вилку. Если ребенку некомфортно есть с кем-то хлюпающим, кормите его отдельно, ничего страшного. И не ругайте маленького, если обольется или испачкается – лучше заранее наденьте на едока фартук, прикройте колени салфеткой – пусть наслаждается вкусом еды, не беспокоясь пока о правилах этикета.

ПРИЧИНА 4 Привык есть с развлекалочками Пока чадо ковыряет макароны в тарелке, за столом разыгрываются драмы и комедии в исполнении мамы-папы, бабушки и дедушки. Песни, пляски, кукольный театр, на доске рисуют котлеты и зачеркивают с каждым откусанным кусочком. Ребенок привыкает, что его развлекают, и просто есть ему уже неинтересно. То же с мультиками. Родителям, конечно, проще, когда ребенок, засмотревшись в телевизор, уминает все, не глядя. Детям процесс еды может казаться скучным – надо сидеть, надо стараться орудовать ложками и вилками, им кажется, что они просто тратят время, и гораздо веселее «тратить» его под мультики.

ЧТО ДЕЛАТЬ: Не отвлекать от еды и самим не есть у телевизора. Лучше за время обеда или ужина пообщайтесь, придумайте ритуал, например, вы рассказываете друг другу о своих лучших моментах за день именно за столом, или даете друг другу советы. Врачи уверены, что важно не отвлекаться от еды, чтобы она правильно переваривалась, а вы получили всю необходимую энергию.

ПРИЧИНА 5 Страх Как правило, это невротические реакции, вызванные какими-то событиями, испугавшими ребенка во время еды. Например, рыбья косточка застряла в горле или малыша стошнило, когда он что-то ел, и т.п. Ребенок может не помнить, что именно его напугало, но «осадок» остался. ЧТО ДЕЛАТЬ: Не заставлять, не позорить, не ругать. Разбираться, искать причину. А потом, желательно вместе с психоневрологом избавляться от страха.

ПРИЧИНА 6 Не вкусно Таких детей называют капризными, но, возможно, они едят только привычную пищу – макароны и сосиски или картошку и курицу... Приезжая в отель или в гости к кому-то, малыш не находит своей еды и может отказываться от любой другой. ЧТО ДЕЛАТЬ: Постарайтесь с самого детства регулярно знакомить малыша с новыми продуктами. Не возите с собой в гости сосиски, ищите компромисс. Терпеливо и играючи. Предложите ребенку заглянуть в холодильник и выбрать себе еду. Не любит овощи – сделайте суп-пюре, попробуйте вырезать фигурки из огурцов и морковки, фрукты можно превратить в коктейли, всему придумать смешные названия, привлечь к приготовлению пищи и самого маленького гурмана. Очень часто дети соглашаются попробовать новое незнакомое блюдо в гостях, когда все остальные с аппетитом это едят.

ПРИЧИНА 7 Не ест, чтобы угодить маме Бывает и такое. Например, маме пора выходить на работу, но ей не хочется, и она говорит так: «Я не могу отдать Петю в детский сад, он же НИЧЕГО НЕ ЕСТ, придется с ним дома сидеть». И Петя мотает на ус и не ест, как мама «запрограммировала». Или другой вариант – мама хочет всем показать, что ее ребенок особенный. ЧТО ДЕЛАТЬ: Родителям разбираться со своими собственными страхами и комплексами.

ПРИЧИНА 8 В семье культ еды Приемам пищи у вас в доме придают слишком большое значение. Мама готовит ужин, и это событие. Ребенок не поел? Катастрофа! Поел? Счастье! Малыш быстро понимает, что, раз еда – это так важно, он может управлять родителями с помощью поел-не поел. ЧТО ДЕЛАТЬ: Не обращать так много внимания на то, сыт ребенок или нет, не превращать обеды-ужины в события. Перекусывать в дороге, иногда пропускать приемы пищи, как все нормальные люди.

ПРИЧИНА 9 Никогда не был голодным Ребенок не понимает, что пища может приносить радость, он никогда не был голодным, не ждал обеда, не мечтал о супчике, потому что родители постоянно впихивают в него еду, не успеет он проголодаться. ЧТО ДЕЛАТЬ : Попробуйте не кормить ребенка. Принимайте его отказы от еды. Дождитесь, когда он сам попросит есть. Или создайте неожиданную ситуацию – пустой холодильник, на ужин приготовить нечего. Есть только, например, картошка. Ребенок захочет есть и научится ценить самые простые блюда.

«Ну что ты хочешь? Подростковый возраст!» Как часто можно услышать эти слова в разговоре родителей, подруг, даже учителей. Подросток пытается как-то выразить себя, это как-то зачастую не нравится окружающим его близким, которые не могут подобрать слов для разговора о том, что происходит с юношей или девушкой. Подросток в ответ на вечные призывы «думать, что делаешь», «взяться за голову» и прочие замыкается, остается один с друзьями, которые находятся в таком же неуравновешенном эмоциональном и гормональном состоянии. И вот отношения в семье уже портятся, учеба запущена, желаний нет - молодой человек начинает терять ориентиры в жизни и интерес к самой этой жизни. Спросите у современного подростка «Чего ты хочешь?» Ответы будут материальными и распространяться они будут на ближайшее будущее. Современный подросток не хочет прикладывать усилия к своей жизни, его девиз «хочу, чтобы все было и ничего мне за это не было», они не читают, не занимаются спортом, не ходят в музеи и уже даже перестали гулять по городу. Сфера деятельность среднестатистического подростка: компьютер-интернет-лавочка возле подъезда. Многие из них чувствуют, что они никому не нужны, потому что из внешнего мира они получают только «тычки и пинки».

Что происходит с подростком? Физически изменения происходят во всех системах организма. Активно формируется костно-мышечная система. Основные изменения происходят в эндокринной системе, активно работают гормоны, отвечающие за все системы, начинают вырабатываться новые, отвечающие за половую функцию организма. Под воздействием этих гормонов происходят изменения в сердечнососудистой системе: изменяются уровни артериального и венозного давления, ритм сердечных сокращений. Подростки часто испытывают неприятные ощущения в области сердца (боли, покалывания, чувство давления, сердцебиения). Подростки более подвержены появлению различных хронических заболеваний, в связи с всё теми же гормонами, под влиянием которых иммунная система в подростковом возрасте становится ослабленной. Дыхательная и пищеварительная система изменяются в связи с ростом мышечной ткани, и под воздействием гормонов. Подросток должен правильно питаться и побольше времени проводить на свежем воздухе. Самым сильным изменениям подвергается нервная система человека: изменяются эмоциональные, поведенческие реакции, подросток может стать более агрессивным, несдержанным, или наоборот замкнутым, обидчивым, слезливым. Чаще всего подросток никак не оценивает те изменения, которые с ним происходят. Все эти изменения видны близким людям, и задача этих людей помочь подростку с ними справиться.

Подростковый возраст начинается и проходит у всех по-разному. Принято считать, что у девочек переходный (подростковый) возраст начинается в 12-13 лет, у мальчиков в 14-15 лет, заканчивается к 17-18 годам. По факту у кого-то он может начаться в 11 и с трудом завершится к 20, эти процессы индивидуальны, как и помощь которая нужна вчерашнему ребенку тоже. Но тем не менее существуют некоторые способы как облегчить подростку переход во взрослую жизнь.

Для физического развития важно, чтобы подросток хорошо питался. «Он отказывается есть суп, все время не хочет есть» Да, но попробуйте, не предлагать ему есть, и просто приготовьте очень вкусный суп (в его понимании вкусный, чаще всего это суп без жира, без длинных лохмотьев капусты, без всяких добавок типа броколли и других своеобразных продуктов, которые нам взрослым придают пикантность в еде, а им не нравятся) или второе. Старайтесь, чтобы подросток больше времени проводил на свежем воздухе, здесь важно, не на лавочке с пивом, а с друзьями в лесу, на спортивной площадке, лыжах и т.п. Можно устроить семейный выезд с большим количеством его или её друзей, например, а кто-то заводит так давно желанную собаку. Также важно заниматься физическим развитием подростка: и юношам и девушкам полезны любые физические нагрузки, бассейны друг с другом и родителями, занятия в секциях, сравнение своих возможностей с возможностями родителей (что и родителям, кстати, тоже полезно). В телесном плане помочь подростку не так уж и сложно, в психическом сложнее.

Психическое состояние подростка становится неуравновешенным: «хамит», «дерзит», «все отрицает», «не слушается», «обманывает», «ничего не хочет», «молчит» и т.д. Чаще всего подросток проявляет себя именно так. Как родители могут изменить эту ситуацию? Начинать нужно с рождения, осторожно и с любовью, но при этом четко и строго выстраивать свои отношения с ребенком, быть для него другом и наставником, защитой и опорой. В таких случаях подростковый возраст проходит для всех незаметно, и благодарный ребенок становится взрослым самодостаточным человеком. Иногда же ребенок рос, рос и вдруг «взбунтовался», уважаемые родители вопрос к Вам! Вам нужно учиться общаться со взрослым ребенком - подростком, теперь он будет Вам доказывать, что он сильнее, что он может принимать собственные решения, сам решать, когда и с кем ему приходить домой и так далее. Ваша задача теперь - создать отношения с подростком, это сложно, но всё же возможно.

Что заставляет их быть непослушными? Подростки под влиянием гормональных и физиологических изменений изменяют своё поведение: они чувствуют себя взрослыми и хотят вести себя как взрослые, самостоятельно решать свои проблемы, с кем дружить, кем быть и что делать. Психологически подростки ещё не взрослые (только, пожалуйста, не используйте эту цитату в разговоре с подростком, он очень на Вас обидится J), но очень хотят доказать всем обратное.

Главные ошибки родителей: «задавить» ребенка своей властью (наказать так, чтоб запомнил), запретить все, самому уйти играть в молчанку («Ты ничего не рассказываешь, и я с тобой говорить не буду!»), махнуть рукой «я вырос и он как-нибудь вырастет».

Чем Вы можете им помочь? Старайтесь создавать благоприятную обстановку для вашего общения: не кричите, будьте спокойны и уравновешены сами. Рассказывайте о том, какие глупости творили сами, как вели себя Ваши родители. Открыто и честно говорите о проблемах (двойках, прогулах, рваных штанах, вредных привычках) - показывайте, что Вы переживаете, что готовы помочь, предлагайте варианты, объясняйте, наказывайте, но наказывайте понятно для ребенка. Приведу пример, если за двойку ребенок получает грандиозный скандал, удар этим самым дневником по голове и крик, что ты будешь дворником, он спрячется и Вы никогда не узнаете почему, и за что он получил эту самую несчастную двойку, потом подросток будет долго дуться, Вы долго переживать, но ситуация не разрешится. А если Вы спросите что он Сам думает по этому поводу, что-то не понял или прослушал или не хватило времени выучить уроки, чем Вы можете ему помочь, как он САМ думает её исправить - ситуация будет совсем другой. Применительно к этой двойке или любой другой проблеме, он Вас огорчил, Вы даже им недовольны, потому что знаете, какой он способный, как все схватывает, но, во всем остальном Вы его любите и не пускаете сегодня в кино, чтобы у него было больше времени на подготовку. Это понятно и открыто, в таком выходе из ситуации нет обвинений, нет принижений достоинств ребенка, зато есть поддержка его собственных решений и сообщение «мы тебя любим». Всегда и во всех ситуациях называйте свои чувства, и общайтесь с ребенком только, когда он отошел от бурных эмоций, которые у подростка Вы обязательно увидите. Спустя час, два, предложите выпить чаю, расскажите, какие эмоции испытали Вы, когда он (или она) раздражённый пришел из школы и заперся в комнате, спросите как дела, случилось ли что-то, разговорите его. Уверена у Вас получится!



Публикации по теме