Подвижные праздники. Смотреть что такое "Подвижные праздники" в других словарях

ПОДВИЖНЫЕ ПРАЗДНИКИ. Подвижные праздники Православной Церкви образуют два цикла: великопостный и пасхальный. Великопостный включает в себя три подготовительных воскресенья, предваряющих Великий пост, сам пост и Страстную седмицу. В приготовительный период к Великому посту начинает меняться строй богослужения, все чаще звучат песнопения, призывающие к покаянию. В этот период на службе вспоминаются Страшный Суд, притчи о мытаре и фарисее, о блудном сыне. В последний день перед началом Великого поста богослужение посвящено изгнанию Адама и Евы из рая. Тем самым Церковь пробуждает в своих чадах стремление к Богу и желание покаяния. Перед началом поста, вечером, совершается чин прощения, во время которого члены общины примиряются друг с другом, поэтому этот день называется Прощеным воскресеньем.

Великопостные службы совершаются по особым правилам и отличаются строгостью и сосредоточенностью. За каждым богослужением читается молитва преподобного Ефрема Сирина. Содержание ее посвящено самому главному в постном подвиге - изменению и исправлению души человека, которые возможны только с помощью Божией. Евхаристия в Великий пост совершается только в субботу и воскресенье. В среду и пятницу служится литургия Преждеосвященных Даров, когда можно причаститься заранее освященными Святыми Дарами. Все воскресенья Великого поста имеют свои богослужебные темы. Первое называется неделей Торжества православия. Церковь празднует в этот день победу над последней из крупных ересей - иконоборчеством. Второе воскресенье посвящено святителю Григорию Паламе, учившему о божественной природе Фаворского Света - того сияния, которое видели апостолы на горе Преображения, когда Христос преобразился перед ними. Третье воскресенье является серединой поста; оно называется Крестопоклонной неделей. В четвертое воскресенье вспоминается преподобный Иоанн Лествичник, а в пятое - преподобная Мария Египетская; труды и жития этих святых лучше всего могут научить покаянию и помочь каяться. Когда прошли шесть седмиц поста, наступает особое время последних дней перед Пасхой. Последний день шестой седмицы называется Лазаревой субботой. Незадолго перед распятием Христос воскресил умершего Лазаря в Вифании, показав Свою божественную силу и власть над смертью. Следующий день посвящен Входу Господню в Иерусалим. Христос приходит в Иерусалим, хотя знает, что здесь ищут Его смерти. Народ встречает Его радостно и торжественно, как земного царя, не разумея, что это Царь Небесный. В это воскресенье в храм приносят пальмовые ветви, вспоминая, как народ постилал их под ноги Христа. На Руси в это время цветет только верба, ветви которой и освящают на богослужении; сам же день называется Вербным воскресеньем. Наступает Страстная седмица. В среду вспоминается предательство Иуды - одного из апостолов, который решился выдать Христа Его врагам за 30 сребреников. Четверг - день Тайной Вечери, где было установлено таинство евхаристии. В этот день все христиане приступают к евхаристической чаше. В пятницу совершается служба, называемая Последованием страстей Христовых. На этом богослужении читаются 12 отрывков из Евангелия, посвященных последним часам жизни Иисуса Христа: Тайная Вечеря, моление в Гефсиманском саду, предательский поцелуй Иуды, суд, предание на распятие, бичевание, крестная смерть, положение во гроб. Суббота Страстной седмицы является тем великим днем, когда Христос, телом пребывая во гробе, душой Своей сошел в ад и победил его, освободив пребывающих там людей. Богослужение этого дня еще не пасхальное, но уже озарено светом приближающегося праздника. В пасхальную ночь совершается крестный ход, который как бы ведет всех к гробу навстречу воскресшему Христу. Богослужение первого дня Пасхи и следующей за ним Великой седмицы стремительно, радостно и наполнено ликованием. Бесконечное число раз повторяется тропарь Пасхи: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Следующее после пасхального воскресенье называется Антипасха («вместо Пасхи»), другое его название - Фомина неделя. В этот день Христос пришел к Своим ученикам и уверил сомневавшегося апостола Фому в Своем воскресении. Празднование Пасхи продолжается до Вознесения, которое отмечается на 40-й день. Христос восшел на небо и сел одесную (по правую сторону) Отца. Своим ученикам Он велел не уходить из Иерусалима, пока не придет к ним Утешитель, т. е. Дух Святой, что и свершилось в день Пятидесятницы. Апостолы, на которых Дух Святой сошел в виде языков пламени, получили чудесные благодатные дары и стали проповедовать дело Христа, обращая тысячи людей. На Руси этот праздник стали называть Троицей. Выполняя заповедь своего Учителя, апостолы проповедовали во многих странах света, их трудами росла и укреплялась Церковь Христова. Следующее после Пятидесятницы воскресение называется неделей Всех святых.

Праздники в Австралии, за исключением национальных, объявляются на уровне штатов и территорий. Если праздник выпадает на выходной, следующий будний день (как правило, понедельник) считается праздником. Праздники Дата Название Краткое описание 1… … Википедия

Праздники и празднования новозаветные - Каждый день богослужебного года посвящен воспоминанию какого либо праздника или памяти святого (большинство дней имеют воспоминание не одного, а нескольких святых) или иконы Богородицы. По степени праздничности и торжественности богослужения… … Православие. Словарь-справочник

Первые приурочены ко дню недели, вторые к числу мсяца. Во главе неподвижных праздников Господних стоит праздник Рождества Христова, во главе подвижных праздник Пасхи. Праздники богородичные все относятся к разряду неподвижных … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Подвижные и неподвижные праздники - – первые относятся ко дню недели, вторые ко дню месяца. Во главе первых стоит праздник Пасха, во главе вторых – праздник Рождества Христова, а также все богородичные праздники … Полный православный богословский энциклопедический словарь

- (также подвижные праздники) праздники и памятные дни в церковном календаре с подвижными датами относительно солнечного (гражданского) календаря, то есть праздники, даты которых для каждого церковного года свои. Даты большинства из них… … Википедия

Иисус. Раннехристианская фреска в римских катакомбах Господские праздники (также … Википедия

Церковные, в христианской традиции дни отдыха (отсюда русское «праздник») и особого прославления Бога, связанные с периодическим (ежегодным или еженедельным как, например, воскресенье) воспоминанием тех или иных событий Священной истории. Важным… … Энциклопедический словарь

Икона «Минеи на год» Православные праздники торжественные дни в православии, посвященные празднованию священных событий и особо чтимых святых. В богослужебном смысле это дни … Википедия

Православные праздники - или священные дни, установлены синайским законодательством и восходят ко временам Ветхого Завета. К ним примыкают праздники, получившие свое начало в Новозаветное время. Каждый из них посвящен воспоминанию важнейших событий в жизни Иисуса Христа… … Энциклопедия «Народы и религии мира»

12 важнейших православных церковных праздников: 25 декабря(7 января) Рождество Христово, 6(19) января Крещение Господне (Богоявление), 2(15) февраля Сретение, 25 марта(7 апреля) Благовещение, за неделю до Пасхи Вход Господень в Иерусалим… … Энциклопедический словарь

Книги

  • Русские обряды и обычаи: Семейные обычаи; Календарные обряды; Подвижные праздники , Юдина Н.А.. …
  • Православные праздники и молитвы , Цветкова Н. В.. Православные праздники своей историей уходят в давние времена Ветхого завета. Каждая памятная дата посвящена особому воспоминанию чередующихся событий и чтимых Святых. По важности событий…

Эти праздники разделяются на две категории:

Неподвижные (непереходящие) праздники : они всегда приходятся на строго определенное число месяца, вне зависимости от дня недели, ежегодно меняющегося. К ним относятся девять двунадесятых церковных праздников:

Двунадесятые неподвижные праздники

Рождество Пресвятой Богородицы 21 сентября
†Воздвижение Креста Господня (40 дн.от Преображения) 27 сентября
Введение во храм Пресвятой Богородицы 4 декабря
†Рождество Христово 7 января
19 января
†Сретение Господне (40 дн. от Р.Х.) 15 февраля
Благовещение Пресвятой Богородицы (за 9 мес. до Р.Х.) 7 апреля
†Преображение Господне 19 августа
Успение Пресвятой Богородицы 28 августа

Подвижные (переходящие) праздники . Подвижная часть церковного календаря перемещается вместе с изменяющейся год от года датой празднования . Все «подвижные» праздники отсчитываются от Пасхи и перемещаются в пространстве «светского» календаря вместе с ней.

Двунадесятые переходящие праздники:

Двунадесятые праздники имеют по одному дню предпразднства, за исключением Рождества Христова, которое имеет 5 дней предпразднства и Богоявления, имеющего 4 предпразднственных дня.

Число дней попразднства бывает неодинаковым - от 1 до 8 дней, смотря по большей или меньшей близости одних праздников к другим или к дням поста.
Некоторые из Господских праздников, кроме того, предваряются и заключаются особыми субботами и неделями (воскресными днями).

Службы двунадесятых праздников неподвижного круга находятся в месячных. Службы двунадесятых праздников подвижного круга находятся в - Постной и Цветной.

В России до 1925 года двунадесятые праздники были одновременно церковными и гражданскими.

Великие недвунадесятые праздники:

У праздников Рождества и Усекновения главы Иоанна Предтечи, Обрезания Господня, Покрова Пресвятой Богородицы, Святых первоверховных апостолов Петра и Павла предпразднства, попразднства и отдания нет.

  • епископ Александр Милеант
  • Ю. Рубан
  • Праздники Рождественского цикла Ю. Рубан
  • Двунадесятые праздники прот. Александр Мень
  • Тропари двунадесятых праздников

Праздники христианские

Праздники христианские - определенные дни церковного календаря, отмечаемые богослужениями, носящими индивидуальный литургический характер. Это фиксировано в названиях праздников и «покаянных времен», датах и порядке их совершения, а также в содержании текстов, исполняемых во время богослужения. Их цель и смысл - воспоминание, прославление и богословское истолкование ключевых этапов истории Спасения, которая воплощена главным образом в событиях земной жизни Иисуса Христа (Спасителя), и Девы Марии - реальной соучастницы этого богочеловеческого процесса. Отсюда - исключительное место в календаре посвященных Им праздников.

Праздники распределены внутри двух накладывающихся друг на друга годовых циклов - (минейного) и (триодного, или пасхально-пятидесятничного). Торжества и памятные события первого цикла строго фиксированы только по числам месяца (для дат юлианского календаря по отношению к современному гражданскому необходима поправка: n - 13 дней, - для XX-XXI вв.). Праздники второго фиксированы только по дням недели, будучи жестко соотнесены с Пасхой, являющейся точкой отсчета для всего подвижного годового цикла. Дата же последней перемещается в пределах 35 дней («пасхальные пределы»): от 4 апреля (22 марта по ст. ст.) - до 8 мая (25 апреля ст. ст.).

Важнейшие праздники современного православного календаря именуются «двунадесятыми», или «дванадесятыми» (от слав. дванадесять - «двенадцать») (см. ). , как «праздников праздник», пребывает вне данной классификации.

Вторую ступеньку в праздничной иерархической лестнице занимают праздники, именующиеся в литургическом словоупотреблении «великими». К ним принадлежат: Покров Пресвятой Богородицы (1/14 октября), Обрезание Господне и память св. Василия Великого (1/14 января), Рождество Иоанна Крестителя (24 июня/7 июля), память первоверховных апп. Петра и Павла (29 июня/12 июля), Усекновение главы Иоанна Крестителя (29 августа/11 сентября), а также, согласно некоторым старым календарям, - преставление (кончина) ап. Иоанна Богослова (26 сентября/9 октября), память свят. Николая, архиепископа Мир Ликийских (6/19 декабря) и перенесение его мощей из Мир в итальянский г. Бари (9/22 мая).

Все другие многочисленные праздники посвящены бесплотным силам (общий праздник - Собор архистратига Михаила, 8/21 ноября), святым ветхозаветным и христианским, воспоминанию знаменательных событий Священной библейской и христианской истории, явлению чудотворных икон, открытию мощей.
Постоянная канонизация новых святых означает непрерывное пополнение христианского календаря.

В церковном Уставе (Типиконе) предусматривается градация всех праздников на пять разрядов по степени торжественности совершения их богослужений, что и фиксируется особыми знаками (шестой разряд не имеет знака). Престольный праздник любого храма (имя которого он носит) приравнивается для него в богослужебном аспекте к двунадесятым праздникам. Такая же степень торжественности может быть присуща «местночтимым» праздникам, даже имеющим на общецерковном уровне скромный литургический статус.

Общие для всех христиан праздники - прежде всего Пасха и Рождество Христово (последнего, в качестве особого календарного торжества, не имеет Армянская и другие монофизитские церкви). Важнейшие годовые праздники в основном совпадают у православных и католиков (потому что основываются на одних и тех же событиях священной истории), но различаются датами, часто названиями и смысловыми нюансами, а также характером совершения.
Равно чтутся многие святые единой Церкви: восточные - на Западе, западные - на Востоке (Василий Великий - Амвросий Медиоланский, и др.). Но святые одной Церкви, жившие после разделения Церквей (1054г.), могут почитаться в другой Церкви преимущественно на местном уровне, с разрешения церковных властей. Официальный католический календарь, например, включает имена свв. Кирилла Туровского (11 мая), Антония Печерского (24 июля), равноапостольных Ольги и Владимира (27 и 28 июля), Бориса и Глеба (5 августа), Сергия Радонежского (8 октября); чествуется также Владимирская икона Божией Матери (7 сентября).
Протестанты, отвергая почитание Богоматери, святых, мощей и икон, не имеют в своих календарях и соответствующих им праздников.

Изучением праздников в контексте общего процесса формирования церковного календаря занимается (букв. «праздниковедение») - вспомогательная историческая дисциплина, один из разделов академической литургики.

Богослужебные тексты содержатся в Служебной, в 12-ти томах (для неподвижных праздников), Постной и Цветной (для подвижных), Минее Праздничной, а также в многочисленных изданиях служб отдельным праздникам, часто содержащих исторические справки, комментарии, нотацию и иные приложения.

«Как праздновать праздник? Мы празднуем событие (вникнуть в величие события, цель его, плод его для верующих) или лице, как, например: Господа, Божию Матерь, Ангелов и Святых (вникнуть в отношение того лица к Богу и человечеству, в благодетельное влияние его на Церковь Божию, вообще). Надобно вникнуть в историю события или лица, приближаться к событию или лицу, иначе праздник будет несовершенный, небогоугодный. Праздники должны иметь влияние на нашу жизнь, должны оживлять, возгревать нашу веру (сердца) в будущие блага и питать благочестивые, добрые нравы.»

ПОДВИЖНЫЕ И НЕПОДВИЖНЫЕ ПРАЗДНИКИ

Первые приурочены ко дню недели, вторые? к числу мсяца. Во главе неподвижных праздников Господних стоит праздник Рождества Христова, во главе подвижных? праздник Пасхи. Праздники богородичные все относятся к разряду неподвижных.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ПОДВИЖНЫЕ И НЕПОДВИЖНЫЕ ПРАЗДНИКИ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ПОДВИЖНЫЕ И НЕПОДВИЖНЫЕ ПРАЗДНИКИ
    Первые приурочены ко дню недели, вторые — к числу мсяца. Во главе неподвижных праздников Господних стоит праздник Рождества Христова, во …
  • ПРАЗДНИКИ
    (Лев 23:2 и др.). В Ветхозаветной Церкви праздничные дни были указаны и узаконены самим Богом. Важнейшие из них следующие: Суббота …
  • ПРАЗДНИКИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    нотная книга, содержащая песнопения на дванадесятые Господские и Богородичные праздники. Песнопения в книге П. расположены в том порядке, в каком …
  • ПОДВИЖНЫЕ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ПОДВ́ИЖНЫЕ ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ, то же, что мобильные генетические элементы …
  • ПРАЗДНИКИ
    ? нотная книга, содержащая песнопения на дванадесятые Господские и Богородичные праздники. Песнопения в книге П. расположены в том порядке, в …
  • ПЕРВОМАЙСКИЕ ПРАЗДНИКИ в Словаре Обрядов и таинств:
    Мы привыкли считать Первомай общественно-политическим праздником с демонстрациями, флагами, транспарантами - и только. Впервые Рабочий праздник, День Международной солидарности трудящихся …
  • ПРАЗДНИКИ И ПРАЗДНОВАНИЯ в Словаре церковных терминов:
  • ПРАЗДНИКИ И ПРАЗДНОВАНИЯ в Православных церковных терминах:
    дней памяти святых. Каждый день богослужебного года посвящен воспоминанию к.л. праздника или памяти святого (большинство дней имеют воспоминание не одного, …
  • ПРАЗДНИКИ (02) в Библейском словаре:
    Пятидесятница, отмечаемая ровно на пятидесятый день после первого. Праздник «первый сноп жатвы» отмечался в тот день, когда фактически снимался …
  • ЦЕРКОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Церковные праздники имеют следующую иерархию по своей важности: Пасха (Воскресение Христово) - абсолютно главный праздник богослужебного …
  • ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Двунадесятые праздники - двенадцать важнейших после Пасхи праздников. Неподвижные (по хронологии церковного года, который начинается 1 …
  • ВЕЛИКИЕ ПРАЗДНИКИ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Великие праздники - важнейшие праздники Православной Церкви. В день великого праздника совершается Всенощное бдение "и …
  • БОГОРОДИЧНЫЕ ПРАЗДНИКИ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Богородичные праздники - дни церковного календаря, посвященные особенному прославлению Божией Матери. Начало почитания различных событий …
  • ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ПРАЗДНИКИ
    праздники, в СССР массовые театрализованные зрелища, состоящие из многих тематически объединённых художественных программ. Ставятся режиссёром на основе сценария. Связанные обычно …
  • СССР. ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    и искусство Литература Многонациональная советская литература представляет собой качественно новый этап развития литературы. Как определённое художественное целое, объединённое единой социально-идеологической …
  • ПИРОФИТОВЫЕ ВОДОРОСЛИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    водоросли (Pyrrophyta), отдел низших растений. Микроскопические подвижные (с 2, реже с 1 жгутиком в 1 или 2 пересекающихся бороздах), иногда …
  • ТИРОТРИКС в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Tyrothrix) — род бактерий, которые, по мнению Дюкло (Duclaux), играют главную роль в созревании сыра (см.). Представители этого рода близки, …
  • ПРАЗДНИКИ ВЕТХОЗАВЕТНЫЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    священные дни, установленные синайским законодательством. Отличия их от обыкновенных дней состояли, во-первых, в свободе и покое от трудов и работ; …
  • ДВАНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    так называются в церковном уставе 12 особенно чтимых, великих праздников. Одни из них посвящены воспоминанию важнейших событий земной жизни Спасителя …
  • ГРОМОВЫЕ ПРАЗДНИКИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    ("Громови праздники") — ряд народных праздников в Екатеринославской губ., продолжающийся с небольшими перерывами с 8 июля по 15 августа. Наиболее …
  • ТИРОТРИКС в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (Tyrothrix) ? род бактерий, которые, по мнению Дюкло (Duclaux), играют главную роль в созревании сыра (см.). Представители этого рода близки, …
  • ПРАЗДНИКИ ВЕТХОЗАВЕТНЫЕ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? священные дни, установленные синайским законодательством. Отличия их от обыкновенных дней состояли, во-первых, в свободе и покое от трудов и …
  • ШВЕДСКИЙ ЭЛКХАУНД (ЛИТЛАНДСКАЯ ЛАЙКА) в Энциклопедии Собак:
    _Охотничьи собаки_ Происхождение Возможно, это первая собака, которую приручил человек в каменном веке. Описание Крупные, похожие на лису собаки, ростом …
  • НОРВЕЖСКИЙ ЭЛКХАУНД (НОРВЕЖСКАЯ ЛОСИНАЯ ЛАЙКА) в Энциклопедии Собак.
  • КОРОТКОШЕРСТНАЯ ТАКСА в Энциклопедии Собак:
    _Охотничьи собаки_ Происхождение Первое изображение таксы было найдено в могиле фараона, умершего 5 тысяч лет назад. В конце XIX в. …
  • ВКЛАДЫ в Словаре экономических терминов:
    НЕПОДВИЖНЫЕ - см НЕПОДВИЖНЫЕ ВКЛАДЫ …
  • ЖЕЛЕЗОБАКТЕРИИ в Энциклопедии Биология:
    , сборная группа микроорганизмов, способных как окислять соединения двухвалентного железа в трёхвалентное, так и осаждать на поверхности и внутри клеток …
  • ТРОИЦА в Словаре Обрядов и таинств:
    Скоро Троицын день, скоро песни, венки и покосы. Все цветет и поет... И. Бунин День Святой Троицы (Пятидесятница) - праздник, …
  • КАТОЛИЦИЗМ в Словаре Обрядов и таинств:
    Слово "католицизм" (от греч. katholikds, лат. catholicismus) означает - всеобщий, позже - вселенский. И это действительно одно из крупнейших направлений …
  • ИСЛАМ в Словаре Обрядов и таинств:
    Третьей (после буддизма и христианства, самой поздней по времени возникновения) мировой религией является ислам, или мусульманство. В современном мире более …
  • ГОД в Библейской энциклопедии Никифора:
    (величие, блеск): 1Пар 7:37 - один из сынов Цофаха, потомка Асирова. По Евр шана; Быт 17:21 - высшая единица для …
  • УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
  • ЛЕВ 23 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Левит. Глава 23 Главы: 1 2 3 4 5 6 …
  • ИЕЗ 46 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Книга пророка Иезекииля. Глава 46 Главы: 1 2 3 4 …
  • ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ в Православной энциклопедии Древо.
  • 3 ЦАР 6 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Третья книга Царств. Глава 6 Главы: 1 2 3 4 …
  • КАРАСЕВ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Карасев, Алексей Николаевич - музыкальный педагог (1854 - 1914). Был народным учителем, потом преподавал пение в Пензе. Один из первых …
  • СОСУДИСТЫЕ ОПУХОЛИ в Медицинском словаре:
  • СОСУДИСТЫЕ ОПУХОЛИ в Медицинском большом словаре:
    Гемангиома - наиболее распространённая опухоль головы и шеи у детей. Девочки страдают чаще мальчиков. Поражение обычно единичное. - Типы гемангиом …
  • ЭЛЕКТРОМЕТР в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (от электро... и...метр) , прибор, предназначенный для измерения разностей электрических потенциалов, небольших электрических зарядов, очень малых токов (вплоть …
  • ШЛЮЗ (В ОБОГАЩЕНИИ РУД) в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (в обогащении руд), наклонный жёлоб прямоугольного сечения, обычно с шероховатым дном из ворсистой ткани, покрытой трафаретом из деревянных брусков, рифлёной …
  • ЦИКЛОН (ГЕОГРАФИЧ.) в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (от греч. kyklon - кружащийся, вращающийся), атмосферное возмущение с пониженным давлением в центре и вихревым движением воздуха. Различают Ц. внетропические …
  • ФРАНЦИЯ
  • УКРАИНСКАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Советская Социалистическая Республика, УССР (Украiнська Радянська Социалicтична Республika), Украина (Украiна). I. Общие сведения УССР образована 25 декабря 1917. С созданием …
  • УЗБЕКСКАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ.
  • ТЫЛ ВООРУЖЁННЫХ СИЛ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Вооружённых Сил, составная часть вооружённых сил; совокупность воинских частей, учреждений и подразделений, осуществляющих подвоз материальных средств, материальное, транспортное, техническое, инженерно-аэродромное, …
  • СССР. ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    науки Авиационная наука и техника В дореволюционной России был построен ряд самолётов оригинальной конструкции. Свои самолёты создали (1909-1914) Я. М. …


Публикации по теме