Познакомьте ребенка с окружающей его. Особенности социализации дошкольников

Руководя познанием природы и приобретением детьми различных навыков и умений, воспитатель применяет разнообразные методы и приемы.

Предпочтение следует отдавать тем методам и приемам, которые обеспечивают непосредственное восприятие детьми природы и активное овладение навыками. К таким методам относятся и наблюдение, эксперимент, труд, игры. Наряду с этим широко применяются методы, основанные на слове воспитателя, - рассказ, чтение художественных произведений, беседы, проводимые с демонстрацией натуральных объектов, или их изображений.

Методы и приемы, используемые педагогом в работе, соединяются, например наблюдение с беседой, рассказ воспитателя с чтением художественного произведения, эксперимент с трудом и т. д.

Применяя тот или иной метод, воспитатель использует множество различных приемов. Так, например, при проведении беседы в сочетании с наблюдением воспитатель «приближает» объект к детям, сравнивает с уже известным, вводит элементы игры, применяет пословицы, поговорки и т. п.

Одни и те же приемы могут использоваться в разных методах. Например, сравнение применяется во время наблюдений, в дидактических играх, в беседе; игровые приемы также используются при наблюдениях, в беседах; показ, пояснение - при обучении трудовым навыкам, проведении опытов и др. {11;34}.

Разнообразие и эффективность методов и приемов характеризует мастерство воспитателя. Выбор методов и приемов определяется содержанием программы и зависит от природного окружения дошкольного учреждения, места и объекта наблюдений, а также от возраста детей и накопленного ими опыта.

В группах раннего и младшего дошкольного возраста особое значение имеют чувственные восприятия детей, поэтому основным методом будет наблюдение.

Во время наблюдения ребенок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как люди преобразуют природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит им. Преимущества наблюдений-занятий и в том, что здесь ребята имеют возможность видеть растения и животных в среде их обитания. Наблюдение помогает формировать у ребят первичные мировоззренческие представления о взаимосвязях, существующих в природе, материалистическое миропонимание.

Наблюдения в лес, в поле, на берега рек и озер привлекают внимание ребят, предоставляют возможность под руководством педагога собирать разнообразный материал для последующих наблюдений и работы в группе, в уголке природы. На наблюдения у ребят развиваются наблюдательность, интерес к изучению природы.

Они приучаются всматриваться в предмет и подмечать его характерные особенности. Красота природы вызывает у ребят глубокие переживания, неизгладимые впечатления, способствует развитию эстетических чувств. На этой основе формируется любовь к родной природе, бережное отношение к ней, любовь к Родине.

Организация наблюдений.

Наблюдение как форму занятия используют в средней, старшей и подготовительной группах. Для каждой наблюдения определяют программное содержание, обязательное для усвоения всеми детьми.

Природоведческие наблюдения проводят в определенной системе. Организовывать их целесообразно на одни и те же объекты в разные времена года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе. Например, в весенний сезон с детьми старшего дошкольного возраста следует провести 3 наблюдения в парк с постепенным усложнением задач. Цель этих наблюдений - знакомить с весенними изменениями, развивать умение видеть их и понимать причину происходящего в природе. Сельскохозяйственные наблюдения проводят для ознакомления с отдельными видами труда взрослых. Организовать наблюдение значительно труднее, чем занятие в группе, и успешной она будет только при условии тщательной подготовки {11;43}.

Дидактическая игра

Игра - не только развлечение, но и метод, при помощи которого маленькие дети знакомятся с окружающим их миром. Чем меньше дети, тем чаще игра применяется как метод образовательно-воспитательной работы с ними.

Дидактические игры. В этих играх используются натуральные предметы природы (овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухие плоды), картинки с изображением растений и животных, настольные игры и всевозможные игрушки.

Дидактические игры с естественным материалом природы или изображениями его являются основным способом сенсорного воспитания, развития познавательной деятельности.

Игры проводят на занятиях, экскурсиях, прогулках в специально отведенное для них время. Дидактические игры, применяемые на занятиях, помогают детям усвоить качества предметов и уточнить представления, полученные в процессе наблюдения в природе{6;28}.

Дидактические игры нужно постепенно усложнять. Так, например, узнавание предметов следует давать сначала по внешнему виду, потом на ощупь, затем по описанию и наконец, по ответам на поставленные вопросы к загадке. Наиболее трудным является объединение объектов по общим признакам и отгадывание предметов по ответам на вопросы.

Во время дидактической игры с растениями нужно воспитывать бережное отношение к ним.

Игры с естественным материалом природы. На прогулках широко применяются игры детей с естественным материалом.

В многочисленных играх с песком, водой, снегом, камешками дети знакомятся с качеством и свойствами природных материалов, накапливают чувственный опыт. Так, например, дети узнают, что вода бывает холодной и теплой, разливается, в ней тонут камни, плавают щепки и легкие игрушки, что сухой снег рассыпается,а из мокрого можно лепить и.т.д.

В ходе игры с природным материалом (снегом, водой, песком) воспитатель, беседуя с детьми, помогает им усвоить некоторые свойства материала, например: «Коля взял сухой песок, он рассыпается» или «Тоня положила в формочку мокрый песок, у нее вышел хороший пирожок».

Забавляясь такими игрушками, как вертушки, стрелы, мельницы, дети знакомятся с действием ветра, воды и усваивают ряд фактов, которые в дальнейшем помогут им понять простейшие физические законы (плавание предметов в воде, движение в воздухе и др.).

Гуляя с детьми в лесу, полезно обращать их внимание на сучки, сухие ветки, корни, которые по своим очертаниям напоминают птиц, зверей. Постепенно дети начинают присматриваться к природному материалу и отыскивать в нем сходное со знакомыми предметами. Это очень радует их и способствует развитию наблюдательности и воображения.

В младших группах игра обычно занимает все занятие, в средней, старшей и подготовительной к школе группах она чаще всего является частью занятия и продолжается от 5 до 20 минут.

В младших группах проводят игры, в которых ребенок должен научиться различать предметы по внешнему виду. Организуя такую игру, воспитатель поручает детям принести лист, цветок, морковь, свеклу, картофель и т. д.

В средней группе, играя, дети узнают предметы (овощи, фрукты) на ощупь. К таким играм относятся «Угадай, что в мешочке?», «Узнай, что в руках?».

Для первой из этих игр воспитатель заранее приготовляет мешочек и кладет в него овощи или фрукты (картофель, луковицу, свеклу, морковь, огурец, яблоко, грушу, лимон). Дети по очереди опускают в мешочек руку, берут предмет, ощупывают его, называют, а затем вынимают и показывают всей группе.

После того как у детей накопятся конкретные представления о растениях (полевых, лесных, комнатных и т.д.), в старшей группе можно дать дидактические игры на сравнение предметов и узнавание их по частям (цветкам, листьям). Проводя игру, например «Узнай, чей лист?», дети сравнивают лист, полученный для отгадывания, с листьями, имеющимися у растений.

В подготовительной к школе группе проводят игры, требующие выявления некоторых признаков растений или животных, умения их описать, сделать обобщение{7;48}.

Словесные дидактические игры, например «Узнай предмет по описанию», «Угадай, что это?» или «Кто это?», организуют на знакомом детям материале; с их помощью активизируется мышление детей, развивается речь.

Труд как метод воспитательно-образовательной работы в детском саду имеет важное значение. Непосредственно соприкасаясь с предметами и явлениями природы, дети приобретают конкретные знания о ней, устанавливают некоторые связи между развитием растений и уходом за ними человека. Все это положительно влияет на развитие мышления детей, создает основу для материалистического миропонимания.

Систематический труд на огороде, в саду, цветнике и уголке природы повышает интерес детей к растениям и животным, помогает воспитывать у детей любовь и бережное отношение к объектам природы, способствует формированию высоких нравственных качеств.

Посильный физический труд оказывает полезное воздействие на общее развитие детей, совершенствует функции их анализаторов, и в первую очередь двигательного.

Труд в детском саду применяется в повседневном уходе за растениями и животными на земельном участке ив уголке природы, иногда на занятиях. Но нельзя превращать труд детей в самоцель. Воспитывая те или иные трудовые навыки, следует расширять или закреплять знания детей о природе. Так, например, перед посевом дети должны рассмотреть семена (форму, размер, цвет), перед посадкой черенков повторить названия частей растения (стебель, листья, цветки).

У детей необходимо воспитывать сознательное отношение к труду, требовать, чтобы они осмысливали производимую работу, понимали ее цель. Очень важно, чтобы дети не только усвоили тот или иной прием, но и поняли, зачем он нужен. Поэтому, показывая посев семян, посадку черенков, доливку воды в аквариум и другие трудовые операции, совершенно необходимо сопровождать их пояснениями.

Если всю деятельность детей свести к механическому проведению тех или иных операций, то, как бы ни был эффективен их результат, труд потеряет воспитательно-образовательную ценность. Любой новый трудовой прием воспитатель должен объяснить и показать сам, затем его повторяют двое-трое детей средней группы и один или двое старшей и подготовительной к школе групп. Только после этого можно предложить выполнение приема всей группе. Постоянное применение одних и тех же приемов ведет к образованию трудового навыка и тем обеспечивает успешное выращивание растений и уход за животными.

К основным приемам, применяемым в трудовом обучении детей, относятся ознакомление с трудом взрослых, пример самого воспитателя, поручение детям различных трудовых операций и проверка их выполнения, оценка проделанной работы воспитателем и всей группой{7;65}.

Труд на земельном участке. Подготавливают участок к выращиванию растений работники детского сада и родители. Они вскапывают землю под огород и цветник, готовят грядки. Дети участвуют в очистке участка и в работах по выращиванию растений.

Дети младших групп собирают при уборке участка камешки, щепки и складывают их в кучу, с помощью воспитателя сажают лук, сеют крупные семена, наблюдают поливку грядок и клумб, рыхление почвы и прополку растений, участвуют в сборе выращенного урожая.

Дети средней и старшей групп принимают более активное участие в работе. Они сгребают мусор граблями и переносят его в кучу на носилках. С помощью воспитателя они сеют крупные семена гороха, фасоли, свеклы, овса, настурции и других растений, поливают клумбы и грядки, рыхлят землю, наблюдают прополку, собирают спелые овощи.

Детей подготовительной к школе группы привлекают к участию в перекопке земли и разбивке ее комков, к посеву семян, высадке рассады, поливке, рыхлению, прополке растений, сбору урожая, посадке саженцев деревьев.

В педагогическом процессе используются различные формы организации детей при ознакомлении их с природой. Занятия или экскурсии чаще всего проводятся со всеми детьми (фронтальная форма организации). Труд и наблюдения за природой лучше организовать с небольшой подгруппой или индивидуально. Используются и различные методы обучения (наглядные, практические, словесные).

Методы обучения - это способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которых осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также отношение к окружающему миру. При ознакомлении детей с природой широко используются все указанные методы

К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов. Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе. Практические методы - это игра, элементарные опыты и моделирование. Использование этих методов в процессе ознакомления с природой позволяет воспитателю уточнять представления детей, углублять их путем установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников в применении знаний.

Словесные методы - это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы. Словесные методы используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их. Словесные методы помогают формировать у детей эмоционально положительное отношение к природе.

В работе по ознакомлению детей с природой необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяются возрастными возможностями детей, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает воспитатель. Разнообразие самих объектов и явлений природы, которые должен познать ребенок, также требует использования разнообразных методов. Например, формирование знаний об образе жизни кролика невозможно без наблюдений, о способах ухода за комнатными растениями дети узнают в процессе труда, о свойствах снега и льда - при проведении опытов или игр. Знания о диких животных формируются во время чтения или рассказа воспитателя.

Процесс социализации в дошкольном возрасте – это усвоение ценностей, норм и правил конкретного общества, в котором живет ребенок, способы нормального реагирования на них. По мнению отечественных и зарубежных психологов, существуют два вида факторов, обеспечивающих процесс успешной социализации:

  1. Внешние факторы – это ближайшее окружение малыша, его семья, группа детей в детском саду, соседские ребята.
  2. Внутренние факторы – индивидуально-типологические особенности ребенка, темперамент, характер, уровень развития способностей.

От того, насколько успешной будет социализация, зависит полноценное становление ребенка как личности и будущее умение строить взаимодействие с другими людьми. Рассмотрим особенности социализации в дошкольном возрасте.

Особенности социализации дошкольников

Дошкольный период делится на несколько возрастных этапов, каждый из которых по-своему важен для процесса социализации:

  • от момента рождения и до двух лет важным связующим звеном между миром и малышом является мама и другие члены семьи, именно в этот период ребенок усваивает базовую информацию об окружающем мире;
  • от двух лет до трех – кроха начинает активно выражать потребность в общении с другими детьми, он познает окружающий мир с помощью норм и правил поведения в нем, учится взаимодействовать с себе подобными;
  • от 3 до 6 лет главным инструментом познавательной деятельности выступает речь, ребенок учится самостоятельно строить диалог, задает бесчисленное количество вопросов. Не зря этот период называется возрастом «почемучек».

Формой усвоения социальных норм и правил служит игра — дидактическая, сюжетно-ролевая, подвижная. Главная задача взрослого человека (родителей, педагогов) подать информацию в игровой форме, доступной пониманию ребенка. В этом возрасте дети в игре начинают примерять к себе социальные роли, поэтому хорошо, когда мальчики выбирают мужские профессии (строитель, полицейский), а девочки выбирают роль матери. В игре дети учатся также межличностному общению в рамках выбранных социальных ролей.

Учим детей общаться

Социальная адаптация – процесс продолжительный и многоплановый, он имеет огромное значение для полноценного формирования личности и также важен наряду с интеллектуальным, творческим, физическим развитием. Уважаемые родители, помните, что вы являетесь для малыша своеобразным зеркалом, отражающим окружающий мир. Поэтому старайтесь тщательно следить за своими реакциями и поведением. Чаще разговаривайте с ребенком, учите правилам этикета в игровой форме, а не в виде нотаций и морали. Покажите личным примером, как нужно общаться с посторонними людьми, в коллективе, семье.

Ваша главная задача – помочь ребенку приобрести необходимые социальные навыки, тогда в будущем у него не возникнет проблем во взаимодействии с другими людьми.

Знакомство с окружающим миром детей 2-3 лет

Знакомство ребенка с окружающим миром происходит в трех направлениях: введение в мир предметов (их назначение, строение, материалы и т.п.), приобщение к трудовой деятельности (знакомство с трудом людей и посильная помощь) и познание мира живой и неживой природы.
Познание окружающего мира осуществляется в повседневном общении и дидактических играх.


Советы по организации знакомства с окружающим миром:

Во время прогулок отмечайте сезонные изменения, понаблюдайте за окружающей природой, за жизнью растений и животных, работой людей, машинами и т.д.

Разнообразьте ежедневные прогулки с малышом сюрпризами (например, приподнимите листик, под которым прячется жучок), наблюдениями, дидактическими играми, трудовыми занятиями.

Какие у городского малыша могут быть трудовые занятия на прогулке? Зимой, например, можно «расчистить» от снега небольшую тропинку, подсыпать в птичью кормушку хлебных крошек, осенью или ранней весной - сделать сточную канавку для лужи, сгрести в кучку листву и палочки, весной и летом можно сажать и поливать растения на газончике рядом с детской площадкой. Если у вас есть дачный участок, то посильных занятий для ребенка можно придумать еще больше.

Позволяйте ребенку активно действовать с предметами и материалами, подсказывайте, как можно применить в жизни сделанные ребенком открытия. Например, губка впитывает воду. Поэтому ею можно вытирать стол, если что-то пролил.

Позаботьтесь о том, чтобы предметная среда, в которой растет ваш малыш, была развивающей. Желательно, чтобы ребенку были доступны предметы, различные по своей природе и свойствам, в том числе природные материалы: песок, глина, вода, камешки.
Если вы живете в городской квартире, то дома должны быть комнатные растения.
В этом возрасте для ребенка можно приобретать карточки с иллюстрациями животных и растений, перекидные календари с видами природы, первые энциклопедии и иные познавательные книжки.

У малыша уже могут быть свои инструменты и «технический инвентарь» для «работы» по дому: маленький молоточек (для помощи папе), маленькая метелочка, лейки, совки, перчатки, фартук и т.д.

В освоении предметного мира свою роль сыграют картинки и книжки с предметными изображениями и дидактические игры.

В двух-трехлетнем возрасте у многих детей проявляется потребность заботиться о ком-то. Поэтому самое время поселить в своём доме маленького питомца: хомячка, морскую свинку, попугайчика, черепашку и т.п. Покажите ребенку, как кормить маленького друга и менять ему воду.

Некоторые дети после 3-х лет испытывают по отношению к некоторым представителям живой природы (жукам, паукам, червякам, улиткам, слизнякам, лягушкам, жабам) неоправданную брезгливость или страх. Поэтому изначально старайтесь демонстрировать свое позитивное отношение к ним и поддерживайте в ребенке интерес ко всем живым существам. Давайте прикоснуться к ним, стимулируйте его наблюдение за их жизнью.

Воспитывая в ребенке любовь к живой природе, в то же время учите его осторожности и предупреждайте о возможных неприятных последствиях некоторых действий.
Кроха должен усвоить, что нельзя гладить незнакомых собак и уличных кошек, что крапиву лучше не трогать, а пчела или оса способны ужалить. Что нельзя собирать и есть незнакомые ягоды, а знакомые - лучше помыть. Что, несмотря на привлекательный вид, мухомор ядовитый, а очаровательный пони может укусить. Но не стоит «перегибать палку», все хорошо в меру.

Показатели знаний ребенка об окружающем мире

2 года - 2года 6 месяцев

Малыш этого возраста может длительное время наблюдать за интересующим его объектом, например, как гусеница передвигается по листочку.

Имеет представление о людях, животных, растениях, некоторых явлениях общественной жизни (семья, детский сад, профессии).

Интересуется миром взрослых, их поступками, переживаниями.

Запоминает и оценивает поступки персонажей, а также события из книг или мультфильмов, рассказывает о них.

2 года 6 мес. - 3 года

Ребенок этого возраста способен длительное время удерживать внимание на заинтересовавшем его объекте.

Знает и называет части тела человека, их функции.

. Знает названия частей тела животных и способен сопоставить их с человеческими: крылья - руки, рот - клюв.

Правильно называет предметы быта (из мебели, одежды, посуды и т.д.), знает их назначение.

Разбирается в названиях некоторых растений и плодов: деревьев, цветов, овощей, фруктов.

Знает названия многих животных, правильно называет их детенышей, знает их «голоса», различает домашних и диких животных.

Знает названия некоторых профессий: врач, воспитатель, учитель, строитель - водитель; может сказать, что они делают. Различает виды транспорта.

(Показатели развития ребенка второго года жизни составлены с опорой на материалы Л.Н. Павловой и Е.Б. Волосовой).

Материал к занятию.

Консультация для родителей

«Знакомим детей с

Окружающим миром»

Подготовил: воспитатель

Зиновьева.Т.С

Ребенок познаёт мир на эмоционально - чувственной, ориентировочной основе, усваивая лишь то, что лежит на поверхности и доступно его пониманию. Поэтому родителям необходимо учитывать, что первые знания становятся стержневыми в познании окружающего мира. Поэтому познавательное развитие ребенка раннего возраста не следует понимать упрощенно. В данный период жизни он не только накапливает впечатления, но и расширяет чувственный опыт. Малыш учится ориентироваться в окружающем его мире, у него формируется система знаний. Взрослый руководит отбором содержания, материала и методов развития познавательной деятельности.

Ознакомление с предметами домашнего обихода является для ребенка первой ступенью освоения мира.

Познавательное развитие осуществляется не только через специальные мероприятия, оно непосредственно включается во все режимные моменты и проходит на фоне ежедневного общения с взрослыми, который передает малышу социальный опыт использования вещей (ложкой едят, на кровати спят, на стуле сидят и т. д.). Именно на втором году жизни ребенок начинает овладевать так называемыми функциональными действиями. Взрослый учит малыша правильно и аккуратно есть, мыть руки с мылом, насухо вытирать их полотенцем, надевать шапку, застегивать туфли и т. д. Ребенок начинает выделять окружающих взрослых по их социальному статусу в бытовой жизни (мама, папа, баба, деда, тетя, дядя). Внимание малыша обращается на то, что все люди имеют глаза, руки, ноги, рот, уши. Называя эти части тела, родители в элементарной форме знакомят детей со строением тела человека. Малыш начинает понимать эмоциональное состояние человека (засмеялся, заплакал, обрадовался). Поэтому необходимо обращать внимание на душевный настрой самого ребенка и окружающих его взрослых и сверстников, соотнося его с конкретной ситуацией, с результатом действий или событий. «Ты обидел мальчика, он заплакал. Нельзя так! Пожалей его!» - говорит взрослый, гладит обиженного малыша, привлекая к своим действиям обидчика.

Пониманию ребят становятся доступны и физические состояния человека (боль, жажда, усталость, голод), его желания (хочу, есть или хочу спать и т.п.). В процессе наблюдения, а затем и участия в различных видах деятельности, организуемой родителями (игровой, элементарной трудовой, художественной), у малыша возникают представления о направленности действий человека. Знакомясь с отдельными действиями, ребенок обязательно соприкасается с предметами, характерными для того или иного вида деятельности.

Окружающие малыша вещи находятся в различных величинных отношениях: предметы обихода для взрослых (мебель, одежда и т.д.) отличаются большими размерами, чем предметы, предназначенные для ребёнка (детская кроватка, стульчик, стол, платье, обувь и т.д.),

а игрушечное хозяйство малыша является их имитацией, как бы уменьшенной копией (мебель для куклы, её одежда, посуда и т.д.)

К концу второго года дети уже хорошо ориентируются в комнате: знают, где находятся окна, дверь, потолок, пол, лампа, усваивают назначение спальни, кухни, ванной комнаты.

В начале второго года детей начинают знакомить с трудовыми действиями взрослых. Они наблюдают, как взрослый моет посуду, подметает пол, протирает мебель, игрушки. После 1 года 6 месяцев малышу следует показать и назвать некоторые трудовые действия, связанные с предметами домашнего обихода: стирка, глажение, влажная уборка пола, починка игрушек, одежды и т.д. Ребенок может не только наблюдать труд взрослых, но и активно (по возможности)

помогать: принести тряпочку, убрать игрушки на место, повесить свою одежду в шкаф, подать упавший на пол предмет и т.д. Родители должны раскрыть ребенку не только способы действий, но и их направленность, мотивацию. Не следует торопить малыша, порицать за медлительность,

стремиться выполнить за него то, что он способен осуществить самостоятельно.

Важно, чтобы ребенок преодолел трудности, почувствовал объективные условия выполнения задания. В этом случае конечный результат его усилий не только осознаётся, но и запоминается. У малыша формируется целеустремленность, умение элементарно программировать действия, а следовательно, ориентироваться на конечный результат и на оценку его взрослым. Так возникает мотивация действий с предметами, которые окружают маленького ребенка.

Животный мир познается детьми также через человека и его отношение к этой стороне действительности. В условиях города они видят собаку, кошку. Родители обращают внимание малыша на стайки птиц: воробьев, голубей. Иногда можно увидеть важно шагающую ворону.

Все дети должны иметь представление о домашних животных: корове, лошади, козе, свинье; птицах: петухе, курице, гусе, утке. Петушок особенно привлекает внимание малышей

Взрослый обращает внимание на характерные внешние особенности животных: у коровы рога, у петуха гребешок и т.п. Маленький ребенок не в состоянии запомнить все отличительные признаки, но он учится наблюдать мир, окружающий его, и ориентироваться в нем.

Говоря о животных, вы можете использовать образные слова, фразы (коровушка - буренушка, курочка- рябушечка, коза рогатая, коза бодатая и т.д.), поговорки из знакомых ребенку потешек, песенок, например:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шёлкова бородушка,

Что ты рано встаёшь,

Ване спать не даёшь.

Киска, киска, киска, брысь!

На дорожку не садись,

А то Сашенька пойдет,

Через киску упадёт.

Взрослый не только отмечает особенности животных, но и учит малыша подражать их голосам. Это способствует развитию речи.

К двум годам малыш узнает в натуре, на картинках, в игрушках кошку, собачку, петушка, курочку, птичку, рыбку, корову: запоминает не только названия основных частей тела, но и отличительные признаки (хвост, гребешок и т.д.), имеет представление о способах их передвижения (собачка бегает, птичка летает, рыбка плавает и т. п.). Он начинает понимать разницу между живым и неживым объектом. Знакомство с заводными игрушками, как правило, осуществляется с целью закрепления знаний об окружающем мире или забавы в часы досуга. Среди игрушек место занимают животные, стилизованные под человека: слоник в штанишках, мишка в шапочке, петушок в сапожках и т. п. Их можно купать, кормить, водить за руку, катать в коляске, т.е. действовать как с куклой. Эта аналогия позволяет родителям организовать инсценированные игры с игрушками - животными как с живыми объектами, учить отображать бытовые ситуации (купание, кормление и т.п.) и закреплять обобщенные представления о них: развивать умение сравнивать и выделять внешние отличительные признаки человека и животных; подводить ребенка к пониманию реального и сказочного в окружающей действительности.

Особое место в воспитании ребенка второго года жизни занимает ознакомление с явлениями природы. Взрослый не только называет погодные явления, но и дает некоторые представления о причинно-следственных отношениях: дождь, мокро, кругом лужи, поэтому гулять нельзя; сосульки и снег - холодные, в рот брать нельзя, заболеешь; когда светит солнышко - тепло; когда дует ветер - холодно; чтобы не было холодно, нужно надевать пальто, сапоги и т.п. Ребенок должен не только слышать пояснения взрослого, но и видеть его эмоциональное отношение к явлениям природы. Мама может прочитать небольшое четверостишие, пропеть песенку о том, что видит малыш в данный момент («Снег, снег кружится, белая вся улица!», «К нам на мокрой тонкой ножке дождик скачет по дорожке» и т.п.).

Наблюдения явлений природы должны быть неоднократны, ежедневны (например, выходя на прогулку, мама обращает внимание малыша на погоду, солнышко, ветерок и т.п.).

Наблюдения за растениями (травой, цветами, деревьями) проходят, как правило, в местах, близких к дому: во дворе, в саду. Во время пребывания на воздухе родители должны обращать внимание малыша на зеленую травку, яркие крупные цветы. Своим примером взрослые воспитывают в детях бережное отношение к растениям, а в конце года можно привлечь малышей к посильному уходу за растениями.

Ознакомление с растительным миром осуществляется также при рассматривании овощей (огурец, помидор, морковь, капуста, лук) и фруктов (яблоко, груша). Мама показывает их малышу, отмечает цвет, вкусовые качества. К демонстрации можно подключить игрушечных животных (зайчик ест морковку) или организовать инсценированные игры с куклами, которых малыш угощает яблоком (грушей).

Во втором полугодии малыша учат находить названные овощи и фрукты в натуральном виде и на картинках.

Объекты и явления неживой природы (песок, камешки, вода) всегда привлекают внимание маленького ребенка. Конечно, он еще не понимает зависимости их состояния от сезонных изменений (например, лед - это замерзшая вода, песок в песочнице остался под снегом и смерзся и т.п.). В данном возрасте достаточно обратить внимание на эти явления и организовать определенные игры, в которых малыш познаёт сыпучесть песка, тяжесть камешков, текучесть воды (например, вылавливание шариков, уточек, рыбок из надувного бассейна с помощью сачков или «выпечку» куличиков из влажного песка и т.п.). Зимой во дворе малыш знакомится со свойствами снега. Взрослый выполняет различные постройки из снега, заливает их цветной водой, украшает цветными льдинками. В ненастную погоду ребенок может наблюдать явления природы из окна.

На втором году детям уже доступно понимание некоторых явлений общественной жизни .

Они наблюдают движение транспорта (это машины, поехал автобус, летит самолет и т.д.), изменения на улице, связанные с всенародными праздниками (развесили флаги, украсили улицу цветными огоньками).

В повседневной жизни во время прогулок необходимо обращать внимание на трудовые действия взрослых. Дворник (дядя) подметает двор. Маляр (дядя) красит забор. Плотник (дядя) чинит скамейку. Все, что видит ребенок вокруг, является поводом для общения родителей с ним. При ознакомлении с окружающим желательно обращать внимание малыша в первую очередь на реальные предметы, а затем на их заменители (игрушки, картинки).


Татьяна Долгова
Знакомим малыша с окружающим миром

Ребёнок познаёт мир усваивая лишь то, что лежит на поверхности и доступно его пониманию. Малыш в это время учится ориентироваться в окружающем мире , у него формируется система знаний. Животный мир познаётся детьми также через человека. В условиях города дети видят собаку, кошку. Родители обращают внимания на стайку птиц, воробьёв, голубей. Иногда можно увидеть важно шагающую ворону. Дети должны иметь представление о домашних животных : корове, лошади, козе, свинье птицах : петухе, курице, гусе, утки. Взрослые должны обращать внимание на внешние особенности животных : у коровы рога, у петушка гребешок и т. д. Маленький ребёнок не в состоянии запомнить все отличительные признаки , но он учится наблюдать мир, окружающий его , и орентироваться в нём. Взрослый не только отличает особенности животных, но и учит малыша подражать их голосам. Это способствует развитию речи. К з-м годам дети узнают в натуре на картинках очень много животных. запоминают не только названия основных частей тела, но и отличительные признаки , дети имеют представления о способах их передвижения (собачка бегает, и птичка летает, рыбка плавает и т. п.) Он начинает понимать разницу между живым и неживым объектом. Особое место воспитание ребёнка занимают ознакомление с явлениями природы . Взрослый не только называет погодные явления, но объясняет причины : дождь, мокро, кругом лужи. поэтому гулять нельзя; сосульки снег в рот брать нельзя,заболеешь; когда светит солнышко- тепло, когда дует ветер холодно малыши в этом возрасте ещё не помнят, что было недавним прошлом поэтому наблюдения в природе должны быть неоднократны, ежедневным например : выходя на улицу мама обращает внимание малыша на погоду , солнышко, ветерок и т. д.

Наблюдение за растениями, травой, цветами проходят близко к дому; во дворе, саду, даче. Во время прогулок родители должны обращать внимание малышей на зелёную травку , ярке, крупные цветы. Своим примером взрослые воспитывают бережное отношение к растениям, животными, насекомым. Нельзя рвать, ломать, убивать. Детям можно поручать ухаживать за растениями (поливать) на даче травку прополоть, полить цветы. Тут же на даче дети знакомится с овощами , фруктами. Мама показывает их малышу , отличает цвет, вкусовые качества. Объекты неживой природы это вода, песок, камешки всегда привлекают детей. Но они ещё не понимают зависимость состояния например воды от сезонных изменений (зимой на замерзает. Зимой малыши знакомятся со свойствами снега (он холодный, если положить на ладошку, то растает) . В повседневно жизни во время прогулок необходимо обращать внимание малыша на трудовые действия взрослых (дворник подметает двор, плотник чинит скамейку) . В этом возрасте можно уже говорить о том чего нет перед глазами, но что хорошо знакомо ему по недавнему опыту.

Публикации по теме:

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром Городской округ Серебряные Пруды Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад «Тополёк» ОО.

Конспект итогового занятия по ознакомлению с окружающим миром Цель: Расширение и уточнение знаний о насекомых, их разнообразии, характерных признаках. Задачи: Образовательные: уточнить и расширить представления.

Конспект по ознакомлению с окружающим миром «Поможем Лунтику» Возрастная группа: старшая Тип занятия: комплексное Образовательная область: “ Познавательное развитие (Ознакомление с миром природы) Задачи:.

НОД по ознакомлению с окружающим миром НОД по ознакомлению с окружающим миром Тема: «Наши ручки» Возрастная группа: старшая Цель. Формирование представлений детей о значении.

Конспект НОД в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Насекомые» Цели: - расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить.

Открытая организационная образовательная деятельность (ознакомление с окружающим миром) воспитателя Хафизовой Дили Фазулловны с детьми.



Публикации по теме