Познавательное занятие средняя группа осень принесла. Паспорт проекта «Что нам Осень принесла? Дидактическая игра «Цепочка слов»

Савинова Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №44
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: конспект
Тема: НОД по окружающему "Что нам Осень принесла?"средняя группа
Дата публикации: 10.11.2017
Раздел: дошкольное образование

Непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению с

окружающим и формированию лексико-грамматических категорий

«Что нам осень принесла?»

для детей средней группы с тяжелым нарушением речи

Цель. Закреплять знания об овощах и фруктах.

Познавательное развитие:

Дать представления о пользе природных витаминов.

Расширять и закреплять представления детей об овощах и фруктах, месте их

произрастания. Закреплять знания о сезонных изменениях в природе.

Уточнять, расширять номинативный и предикативный словарь по теме «Овощи-

Речевое развитие:

Активизировать речевую деятельность детей.

Развивать дыхание, речевой слух и зрительное внимание, мышление

(классификация предметов), память, общую моторику (координация речи с

движением).

Развивать диалогическую речь.

Совершенствовать грамматический строй речи: употребление существительных с

уменьшительно-ласкательными суффиксами; образование множественное числа

существительных в родительном падеже.

Коммуникативное развитие:

Формировать установку на здоровое питание.

Воспитывать любовь к природе и бережное, внимательное отношение к ней.

Создавать благоприятный психологический климат.

Осуществлять профилактику заболеваний опорно-двигательного аппарата

посредствам смены видов деятельности.

Физическое развитие:

Двигательная деятельность(развивать координацию)

Подвижные игры:”Назови ласково”,”Собери урожай”

Дыхательная гимнастика

Художественно-эстетическое развитие

Словарь: названия овощей и фруктов: помидор, огурец, лук, морковь, кочан капусты,

картошка; яблоко, груша, лимон, банан, апельсин, слива; натаскаем, накопаем, нарвем,

Оборудование:

иллюстрации с изображением огорода и сада (слайд);картинки с

изображением овощей и фруктов (слайд);игра «Вершки и корешки» (иллюстрации

овощей);муляжи овощей и фруктов; мяч;

детские ведерки; руль.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций с изображением овощей и

фруктов, беседы о них. Рассматривание натуральных овощей и фруктов. Игры с муляжами

овощей и фруктов. Чтение художественной литературы. Рисование и лепка овощей и

Ход занятия

Воспитатель: Ребята! Посмотрите, сколько сегодня пришло к нам гостей, давайте с ними

поздороваемся.

Слайд 1 – Осень. Приметы осени.

Воспитатель: Какое сейчас время года? (Осень) Расскажите, как вы догадались, что

наступила осень?

Дети: (Осенью идут дожди. Осенью опадают листья. И т.д.)

Воспитатель: Сегодня утром я шла в детский сад и по дороге встретила Осень. Она

сказала, что в этом году на полях и садах уродился богатый урожай. Осень просит нас

помочь собрать овощи и фрукты.

Ребята, поможем Осени? (Поможем). Садимся в машину.

В машине, в машине, детей полно.

Поехали дети, глядят в окно. двигаются по дорожке друг за другом

Вот поле, вот речка, вот лес густой.

Приехали дети, машина, стой!

Дети садятся перед компьютером на стульчики.

Слайд 2 – Огород. Овощи.

Воспитатель: Посмотрите, куда мы приехали? (Мы приехали в огород).

Что в огороде растёт? (В огороде растут овощи).

Назовите, какие овощи вы знаете. (Помидор. Огурец. Капуста. Картошка. Лук.

Морковь).

Заходит Осень.

Осень:- Кто это ко мне в огород пожаловал? Здравствуйте ребята! Вы пришли мне

помогать, урожай собирать? Урожай у нас не плох, уродилась и картошка, и капуста, и

Дидактическая игра «У меня, и в огороде».

(Образование множественного числа существительных).

Осень: Посмотрите у меня в корзинке помидор, а в огороде много … (помидоров).

У меня в корзинке огурец, а в огороде растёт много … (огурцов).

морковь – моркови,

картошка – картошки,

капуста – капусты,

лук – лука.

Чтобы овощи собрать, вам ребята нужно знать, что едят у них: вершки, а, быть может,

корешки? Воспитатель:

Давайте поиграем в игру «Вершки или корешки».

Игра «Вершки и корешки»

Я вам буду показывать картинки, а вы покажите, что едят у этих овощей: если «вершки»,

то надо встать на носочки, а если «корешки», то мы присядем.

Молодцы! Вижу, что вы всё знаете, что у овощей съедобной бывает разная часть: или

«вершок» или «корешок».

Беритесь ребята за руки, будем овощи собирать.

В огород пойдём Идут по кругу, взявшись за руки.

Урожай соберём.

Мы морковку натаскаем «Таскают»

И картошку накопаем. «Копают»

Срежем мы кочан капусты, «Срезают»

Круглый, сочный, очень вкусный, Показывают круг руками – 3 раза

Щавеля нарвём немножко «Рвут»

И вернёмся по дорожке. Идут по кругу, взявшись за руки.

Слайд 3 – «Фруктовый сад»

Осень- Вот какие молодцы! Вы собрали овощи в огороде, а теперь я приглашаю вас в мой

фруктовый сад.

Воспитатель.- Ребята, что растет в саду? (Фрукты).

Назовите, какие фрукты растут в саду. (В саду растут яблоки (груши, апельсины,

персики, лимоны, сливы).

Осень:- Молодцы!

Упражнение «Приятный запах».

Развитие длительного плавного выдоха.

Осень:- А какой ароматный воздух у меня в саду. Давайте подышим.

(Глубокий вдох, одновременно поднимая руки вверх,

на выдохе произносим «Ах»).

Осень: Посмотрите глазками, где красное, а где зеленое яблоко.

(Зрительная гимнастика)

Осень: Садовод все лето ухаживал за фруктовыми деревьями, и фрукты выросли

сладкими, вкусными, сочными. Давайте их назовем ласково.

Игра «Назови ласково». (с мячом)

Поспели наши фрукты.

Груши с дерева упали –

Наклонились и подняли.

Руки поднимаем, сливы срываем.

Руки опускаем, яблоки собираем.

Осень: Спасибо вам, ребята, что помогли собрать овощи и фрукты.

Это вам от меня подарок (корзинка с овощами и фруктами).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько овощей и фруктов. Вот какая щедрая осень!

Овощи – фрукты отнесем поварам,

Пусть приготовят угощенье нам,но сначала разберем корзину.

Игра «Собери урожай»

Воспитатель : -В зеленое ведерко собирем овощи, а в красное – фрукты. (Помидор – это

овощ? Яблоко – это фрукт?)

Слайд 4 – «Готовим дома»

Воспитатель:- Что можно приготовить из овощей? (Сварить овощной суп. Приготовить

салат. Овощи можно солить, квасить и т.д.)

Воспитатель:- Что можно приготовить из фруктов? (Из фруктов можно приготовить сок

(компот, варенье). Молодцы, ну что ж нам пора возвращаться домой. До свидания, Осень.

Осень:- До свидания ребята. А это вам картинки-раскраски за то, что хорошо мне

помогали.

Воспитатель:- У кого мы в гостях сегодня были? (У Осени).

Как мы осени помогали? (Фрукты, овощи собирали).

Зачем люди выращивают овощи и фрукты? (Овощи фрукты полезные, в них много

витаминов). А дарит нам эти витамины сама природа! Чтобы быть здоровыми, нужно

ежедневно кушать свежие овощи и фрукты, а осенью делать заготовки на зиму.

Как вы думаете, почему делают заготовки осенью? (Осенью созревают многие фрукты и

овощи, а зимой растения отдыхают).

Вы хорошо занимались, молодцы, а теперь садимся в машину и поедем в детский сад.

Воспитатель предлагает детям сесть в машиныигра «Едем домой на машине»

Бердникова Наталья Григорьевна
Конспект НОД по ознакомлению с миром природы для детей средней группы «Что нам осень принесла»

Конспект непрерывной образовательной деятельности «Ознакомление с миром природы » для детей средней группы

Тема «Что нам осень принесла »

Цель :

Расширение знаний об осени и её дарах .

Задачи :

Расширять представления детей об овощах и фруктах .

Закреплять знания о сезонных изменениях в природе .

Дать представления о пользе природных витаминов .

Оборудование : кукла Незнайки; две корзины; муляжи овощей и фруктов; серия последовательных картинок : семена огурцов, огуречный росточек, человек поливает грядку с огуречной рассадой, огурцы цветут, плетни с огурцами; овощи и фрукты, нарезанные небольшими кубиками; одноразовые ложки.

Ход непрерывной образовательной деятельности

1. Организационный этап. Сюрпризный момент.

Воспитатель : Ребята, скажите какое сейчас время года?

Дети : Осень .

Воспитатель : Правильно. Сегодня мы поговорим о том, что нам осень принесла ! Но сначала вы должны отгадать мои загадки.

Стук в дверь (воспитатель выходит за дверь и одевает на руку куклу - Незнайки) .

Воспитатель : Кто это к нам пришел? Здравствуй Незнайка, заходи к нам помоги ребятам отгадать загадки.

2. Основной этап.

1. Отгадывание загадок.

Круглый бок, желтый бок;

Сидит на грядке колобок,

Врос в землю крепко,

Что же это…

(Репка)

Незнайка : Это колобок!

Воспитатель : Дети, а как вы думаете, что это? (Ответы детей )

Конечно, это репка. А как вы догадались, что это репка? (Из сказки)

Незнайка : А я читал сказку «Репка» . Репка такая большая выросла, что ее еле-еле вытянули из земли. Мышка прибежала и репку вытянула!

Воспитатель : Дети, а вы как думаете, кто вытянул репку? (Ответы детей )

Незнайка : Я понял, это не мышка вытянула репку, а все дружно тянули ее – и дед, и бабка, и внучка, и жучка, и кошка, и мышка. Для того чтобы в огороде выросла репка, надо дружно трудиться.

Воспитатель : Послушайте еще одну загадку. Незнайка, чтобы правильно отгадать загадку, ты должен быть внимательным :

На грядке длинный и зеленый,

А в кадке желтый и соленый.

(Огурец)

Незнайка вместе с детьми отгадывает загадку, объясняет, почему в загадке говорится про огурец.

2. Обобщение.

Воспитатель : Дети, как можно одним словом назвать репу и огурец? Правильно, овощи!

Воспитатель : А какие еще овощи вы знаете? (Дети перечисляют овощи) .

Воспитатель : Следовательно, репа, огурец, помидор, морковь, свекла, капуста, картошка – это овощи.

Незнайка : Вы еще забыли назвать яблоко!

Воспитатель : Ребята, правильно говорит Незнайка? Нет, Незнайка, яблоко – это фрукт. Дети, какие еще фрукты вы знаете? (Дети перечисляют фрукты) .

Правильно яблоки, груши, сливы, абрикосы, лимоны, мандарины, бананы, это все – фрукты. Молодцы!

Воспитатель : Дети, а вы знаете, где растут фрукты?

Дети : Фрукты растут в саду – на деревьях.

Воспитатель : А где растут овощи?

Дети : Овощи растут в огороде – на грядках.

Незнайка : Если посадить в огороде один огурчик, то вырастет много огурчиков?

Воспитатель : Нет, Незнайка, сначала нужно посадить огуречные семена, из них вырастут маленькие росточки. После этого огуречная рассада цветет, и только потом на месте цветов появляются маленькие огурчики. Люди поливают растение и огурчики растут. Затем их срывают и кушают. Чтобы вырастить хороший урожай, нужно много трудиться.

(Показывает иллюстрации и сопровождает свой рассказ показом последовательности роста растения).

Воспитатель : Дети, я вам предлагаю поиграть с Незнайкой.

3. Проводится игра «Собери урожай» .

Дети подходят к столам. Перед каждым ребенком лежат фрукты и овощи (муляжи) .

Воспитатель дает Незнайке и одному ребенку по корзинке.

Первая корзинка – для сбора овощей – у Незнайки, вторая корзинка – для сбора фруктов – у ребенка.

Воспитатель : Нужно в корзинку Незнайки положить овощи, а в корзинку Маши – фрукты.

По окончании игры педагог хвалит ребят за то, что они правильно собрали в одну корзинку овощи, а в другую – фрукты.

4. Обсуждение «Какие заготовки делают на зиму?»

Воспитатель : Вот какая щедрая осень ! Осенью собирают урожай и делают заготовки на зиму. А вы знаете, ребята, какие заготовки люди делают на зиму? (Ответы детей )

Воспитатель : Правильно люди делают салаты; солят помидоры и огурцы, варят компоты и др. У каждой хозяйки свои секреты приготовления. Овощи и фрукты очень вкусные и полезные для человека.

Незнайка : А я знаю, что фрукты и овощи очень полезны, в них много витаминов.

Воспитатель : Да, Незнайка, все овощи и фрукты содержат много полезных веществ и витаминов. Дарит нам эти витамины сама природа ! Чтобы быть здоровым, нужно кушать свежие овощи и фрукты. И сейчас мы поиграем в игру «Узнай на вкус» .

5. Проводится игра «Узнай на вкус» .

В тарелке лежат кусочки овощей и фруктов, нарезанных кубиками. Каждый ребенок одноразовой ложкой берет кусочек овоща или фрукта и кладет в рот. После того как дети прожуют, педагог спрашивает, что кушал каждый ребенок. Незнайка участвует в игре вместе с детьми.

Незнайка благодарит ребят за новые интересные знания, которые он получил на занятии, и прощается с ними.

3. Заключительный этап. Итог занятия.

О чём мы сегодня с вами говорили?

Что вы узнали об осени ?

Кто приходил к нам в гости?

Во что вы сегодня играли?

Литература :

1. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду : Средняя группа . – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016

Публикации по теме:

Циклограмма проекта для второй группы раннего возраста «Что нам осень принесла» Проект «Что нам осень принесла» Участники проекта: дети вторая группа раннего возраста «Теремок», воспитатель, родители. Вид проекта: краткосрочный,.

Каждый год в нашем детском саду проходит выставка семейных творческих работ «Что нам осень принесла» Осень – самое замечательное время для.

Конспект интегрированного занятия для средней группы «Что нам осень принесла» Интегрированное занятие по познавательно-речевому развитию в средней группе. Тема: «Что нам осень принесла?» Цель: выявить знания детей.

Конспект НОД по ознакомлению с миром природы «Что нам осень принесла?» Конспект НОД Возрастная группа: средняя. Ознакомление с миром природы Тема: «Что нам осень принесла?» Задачи: Образовательные: расширять.

Конспект НОД по ознакомлению с миром природы «Осень в гости к нам пришла» Конспект НОД Возрастная группа: средняя Тема: «Осень в гости к нам пришла.» Задачи: Образовательные: Развивающие: развивать умение детей.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 94

Что нам осень принесла..

Конспект организованной образовательной деятельности

в области «Познание» для средней группы

Воспитатель МДОУ детский сад №94

Мельяченкова О.В.

2012

Цель занятия: обобщить знания детей по теме «Осень».

Задачи:

Расширять и активизировать словарь по теме «Осень»;

Учить образовывать прилагательные от существительных;

Развивать умение отгадывать загадки;

Предварительная работа:

Заучивание стихотворений, загадок;

Наблюдения за осенними явлениями в природе на прогулке;

Рассматривание иллюстраций об осени и беседа по их содержанию;

Слушание музыки по данной теме.

Оборудование: »Осень» А. Вивальди, иллюстрации осенней природы, листья с березы, осины, дуба, клена; муляжи овощей и фруктов по одному на каждого ребенка, две кастрюли; мягкая игрушка медвежонок, муляж мухомора.

Ход занятия.

Оргмомент.(Звучит «Осень» А.Вивальди). Ребята, слышите? Кто-то в гости к нам пришел..

Тише, тише. Тишина

Сказка в гости к нам пришла.

Вы, ребята, не шумите

Сказку нам вы не спугните!

- Какими словами обычно начинаются сказки? Правильно! Жили-были! И так жила-была волшебница, и звали ее Осень. Была она могущественной и капризной. Часто меняла свое настроение. В волшебном мешочке (педагог показывает сумочку, украшенную желтыми листочками) хранила она свое главное сокровище – волшебную палочку (педагог извлекает из сумочки большую мягкую кисточку, обвитую золотой ленточкой). Именно волшебная палочка помогала ей творить множество чудес. Дотронется она до листьев и … А вот, что происходит, мы сейчас с вами увидим.

Звучит музыка А. Вивальди и дети смотрят иллюстрацию «Осень». Педагог в это время читает стихотворение Ю. Капустина

В золотой карете, что с конем игривым,

Проскакала Осень по лесам и нивам.

Добрая волшебница все переиначила:

Желтым, красным и оранжевым цветами землю разукрасила.

Жители земные чуду удивляются:

Все кругом искрится, все переливается!

Осень – настоящая волшебница и очень добрая. Посмотрите, какие замечательные свои фотографии прислала нам она в подарок. Давайте их внимательно рассмотрим.

Какую осень мы видим на этих фотографиях?(Золотую)

Какие краски осень нам принесла? Каким цветом деревья осенью?

У меня в руках букет из листьев. Этот лист с березы. Значит он какой? (березовый) А этот с клена. Какой он?(кленовый) С осины-осиновый, с дуба - дубовый.

Осенью листья падают с деревьев. Как называется это явление природы? Правильно, листопад.

А сейчас давайте поиграем в игру.

Подвижная игра «Послушные листья»

Педагог читает стихотворение:

Падают, падают листья,

В нашем саду листопад,

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят…

(Дети двигаются, изображая падающие листья. Приседают.)Садятся на стульчики.

Воспитатель: Но это еще не все подарки осени. Что созревает в садах и огородах осенью? (овощи и фрукты). А как одним словом сказать? (Урожай).Верно! Сейчас я буду загадывать загадки, попробуйте отгадать

Заставит плакать всех вокруг,

Хоть он и не драчун, а

Хоть он и не драчун, а … лук

Из земли за чуб плутовку

Тянем сладкую … морковку.

Он круглый и красный,

Как свет светофора.

Среди овощей

Нет сочней ….. помидора

Хоть я и сахарной зовусь,

Но от дождей я не размокла.

Крупна, кругла, сладка на вкус.

Узнали вы? Я … свекла.

Кругла, рассыпчата, бела,

На стол она с полей пришла.

Ты посоли ее немножко,

Ведь, правда, вкусная … картошка.

Молодцы! А теперь давайте поиграем в игру. Называется она «Сварим компот». Я вам раздам муляжи фруктов и овощей, а повар(из числа детей) выберет нужные компоненты для компота. Будь внимателен! А затем сварим борщ.

Под музыку Повар выбирает детей с нужными муляжами и кладет игрушечные фрукты в кастрюлю. С детьми проверяем правильность выбора. Так же «варим» борщ.

Педагог вносит мягкую игрушку медвежонка Пушистика (частый гость на занятиях).

Пушистик. А я тоже хочу сварить себе обед! Из грибов! (достает из кастрюльки мухомор).

Ребята, съедобный гриб нашел Пушистик? (Нет!)Как он называется? (Мухомор)Осень дарит людям и грибы. Но, запомни, Пушистик, такие грибы собирать нельзя – они ядовитые. Давайте напомним нашему медвежонку, какие грибы можно собирать (лисички, боровик, опята).

Какие вы все молодцы! Вспомнили про все подарки Осени.


Занятие по непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим в старшей группе № 1.

Тема: «Что нам осень принесла?».

Воспитатель:

Трофимова Н.А.

Октябрь 2015г.

НОД «Что нам осень принесла?»

Задачи: Закрепить представления детей о выращивании хлеба, овощей, фруктов. Воспитывать уважение к труду этих людей.

Формировать представление о плодах, об их разнообразии и назначении. Вызвать интерес к исследовательской деятельности.

Материалы, инструменты, оборудование.

Интерактивная доска, свежие яблоки и помидоры, контейнер для выращивания семян, белые листы бумаги, лупы.

1-Ребята, какое сейчас время года? (осень)

-Почему вы думаете, что осень? (дети называют основные признаки осени)

-Отгадайте загадку

Поле осенью промокло,

Но зато созрела свёкла.

А в сентябрьских садах

Много яблок на ветвях. .

Что к зиме мы собираем?

Как его мы называем? (Урожай)

-Осенью собирают урожай, чего? (овощей и фруктов)

-Давайте с вами поиграем в игру «Хорошо огороднику».

Все садятся на ковре по кругу. Воспитатель говорит: «Хорошо огороднику! Бросил в землю семечко – оно само и растет. А ты сиди и жди. Вырастет – будет, что покушать! Так! Дети «Так!» - «Побездельничаем?» - «Да». – «Хорошо, только сначала давайте семечко посадим. Будет у нас помидор!» (Встали, нагнулись, руками у пола изобразили, как семечко сажают, сели.) «А теперь отдыхаем. Вот только, прополоть надо». (Встали, нагнулись, выдергивают воображаемые сорняки вокруг, выпрямились, сели).

«А теперь отдыхаем. Вот только, окучить надо». Встали, изображаем движение работы с тяпкой или граблями. «А теперь отдыхаем. Вот только, лишние отросточки срезать надо». (Встали, снизу доверху отстригли лишние отросточки, сели.) «А теперь отдыхаем. Вот только вороны прилетели, наши помидоры склевать хотят! Кыш!» (Встали, размахиваем руками, отгоняем ворон, сели.) «А теперь отдыхаем. Вот только, помидор-то поспел уже, собирать пора! Хватит, насиделись, наотдыхались, за работу пора!» (Встали, собрали помидоры, потащили тяжелые корзинки к столу.)

-Воспитатель спрашивает : «Ну как хорошо отдохнули или устали?» (рассуждения детей)

-Воспитатель подчеркивает , что труд людей, выращивающих хлеб, овощи, фрукты труден.

А теперь давайте исследуем наш урожай. Дети берут разрезанные пополам яблоки и помидоры и рассматривают их.

-Воспитатель задает вопросы:

    Чем они похожи и чем различаются?

    У всех ли есть семена?

    Одинаковы ли они по цвету, запаху, вкусу?

    Что произойдет, если кусочки этих плодов приложить к тонкому листу бумаги? (дети высказывают предположения и проводят опыт)

Вывод – на бумаге остался мокрый след, значит, в этих плодах есть вода.

Опыт продолжается – дети внимательно рассматривают яблоко на срезе.

Воспитатель задает вопросы :

    Из чего яблоко состоит? (сверху мякоть покрыта плотной кожицей, внутри самой мякоти находятся семена)

    Какую часть яблока мы съедаем? (сочную, вкусную мякоть, а семечки оставляем)

Воспитатель объясняет, что внутри каждого семечка прячется

будущее растение. Только оно настолько крошечное, что его трудно рассмотреть. А коричневая кожица защищает семечко, сохраняет его, не дает высохнуть.

Давайте с вами возьмем наши семечки и попробуем их прорастить

(дети кладут свои семечки в специальный контейнер для проращивания семян).

Воспитатель уточняет, что для прорастания семян нужны: вода, свет и тепло.

2. Осенью собираю не только овощи и фрукты, а что еще?

- ХЛЕБ!

Давайте, с вами посмотрим, как хлеб к нам попадает на стол.

Показ презентации «Как хлеб приходит к нам на стол».

После просмотра воспитатель спрашивает детей:

Кто выращивает хлеб? (хлебороб)

Люди, каких еще профессий участвуют в выращивании хлеба? (при посадке-тракторист; при уборке колосьев-комбайнер; перемалывает зерно в муку-мельник; перевозит муку на хлебозавод-водитель грузовика; пекут хлеб-пекари; продают в магазине-продавцы)

Воспитатель: вот, сколько людей потрудились, чтобы мы ели свежий, ароматный хлеб.

О хлебе существует много пословиц. Вспомните, какие вы знаете?

-«Что посеешь – то и пожнешь»

-«Хочешь есть калачи – не сиди на печи»

-«Хлеб - всему голова»

Вот мы знаем, кто выращивает хлеб.

А кто же выращивает овощи? (овощевод)

А кто выращивает фрукты? (садовод)

В конце занятия воспитатель еще раз подчеркивает, что труд людей, выращивающих хлеб, овощи, фрукты труден. Поэтому люди относятся к продуктам питания бережно, выкидывать хлеб и играть с ним нельзя.

Конспект занятия на осеннюю тематику в детском саду. Средняя группа

Набережнева Светлана Александровна, воспитатель, ГБОУ города Москвы "Школа №285 имени В.А Молодцоа" структурное подразделение №13
Описание материала: Предлагаю Вашему вниманию конспект занятия по развитию речи "Что нам осень подарила?" для детей средней группы детского сада. Данная методическая разработка может быть полезной для педагогов дошкольного образования и родителей.
Цель: Знакомство детей с природными явлениями.
Задачи: - закреплять признаки осени: стало холодно. идет дождь;
- учить различать овощи и фрукты;
- учить употреблять существительные с обобщающим значением: фрукты. овощи.
Материал: Картина "Поздняя осень". Корзина с муляжами овощей и фруктов. Кукла в осенней одежде. Зонтик. Музыкальная запись П. И. Чайковского "Времена года".
Ход занятия:
Воспитатель: Дети, шла я сегодня в детский сад и увидела очень много разноцветных корабликов в лужах: красные, желтые, оранжевые. Опустится кораблик на воду и тотчас поплывет. Скажите, что же это за разноцветные кораблики?
Дети: Листья.
Воспитатель: А скажите, как называется время, когда падают листья?
Дети: Листопад.
Воспитатель: А когда бывает листопад?
Дети: Осенью.
Воспитатель: Верно. Одна из примет осени - желтые листья на деревьях. это очень красивое явление. Дети, скажите, а что стало с природой?
Дети: Стало холодно.
Воспитатель: Посмотрите на картину и скажите признаки осени.


(Дети рассматривают и называют)
Воспитатель читает стихотворение
Если на деревьях
листья пожелтели,
Если в край далекий
птицы улетели,
Если небо хмурое,
если дождик льется,
Это время года
осенью зовется.
(М. Ходякова)
Воспитатель: Давайте представим, что мы оказались в лесу.
(Включается запись с музыкой П. И. Чайковского. Вносится кукла Маша.)

Воспитатель: У нас в гостях кукла Маша.Она принесла картину, а ней что то лежит.
-Саша, иди и посмотри. что в корзине? (Ребенок достает из корзины зонтик).
- Пришла осень, стало холодно. Солнышко спряталось за тучки. Пошел сильный дождь.
- Давайте поиграем в игру "Дождь". (Проводиться игра).
Воспитатель: Мы нашли новую примету осени. Что это?
Дети: Дождь.
Воспитатель: А что же осень подарили нам с нашего огорода?
(Дети перечисляют)
Воспитатель: Я загадаю вам загадки, а вы должны их отгадать.
Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос.
(Морковь)


Что за скрип? Что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я...
(Капуста)


И зелен, и густ на грядке вырос куст.
Покопай немножко: под кустом...
(Картошка)


Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а...
(Лук)


Хотя я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла,
Крупна, кругла, сладка на вкус,
Узнали вы, кто я? ...
(Свекла)


Как на нашей грядке
Выросли загадки
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют.
(Помидоры)

Я длинный и зеленый, вкусен я соленый,
Вкусен и сырой. Кто же я такой?
(Огурец)


Воспитатель: Вы правильно отгадали мои загадки.
- А теперь Аня подойдет к кукле Маше и достанет из корзины только овощи, а Никита достанет только фрукты.
Сгруппировав овощи и фрукты, дети называют их одним словом- обобщают.
Проводиться игра "Овощи - фрукты". (На столе смешаны овощи и фрукты. Дети выстраиваются на старте в две команды: мальчиков и девочек. По сигналу воспитателя по одному ребенку из каждой команды подбирают к столу, и берут по одному овощу (девочка) или одному фрукту (мальчик), откладывают каждый в свою сторону и быстро передают эстафету другому ребенку. Выигрывает команда, котора быстрее и правильнее собирет овощи и фрукты.
Затем подводиться итог занятия вместе с детьми.

Публикации по теме