Познавательные эксперименты – ребенку. Экспериментальная деятельность с водой Плавает ли предмет

Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира.

Игры – экспериментирования для детей среднего дошкольного возраста. Какие предметы могут плавать?

Задачи: дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести.

Материалы: большой таз с водой, пластмассовые, деревянные, резиновые шарики, шишки, дощечки, большие и маленькие камешки, гайки, шурупы, сачки по количеству детей, подносы.

Описание. Перед детьми разложены все предметы. Дед Знай просит детей помочь ему узнать: все ли эти предметы могут плавать? Попробуйте отгадать, какие из них не утонут. Давайте проверим. Дети самостоятельно опускают предметы в воду и наблюдают. Что плавает? Все ли предметы одинаково держаться на воде? Одинакового ли они размера? Почему они плавают? Дед Знай помогает детям сравнить плавучесть шариков, изготовленных из разных материалов, маленьких и больших камешков.

Почему одни предметы плавают, а другие тонут? Вода давит на предмет, толкая его снизу вверх (пытается удержать). Если предмет лёгкий, вода держит его на поверхности, и предмет не тонет. Если предмет тяжёлый, он давит на воду, и она его удержать не может – предмет тонет. (на фланелеграфе отмечается, что плавает, что тонет.)

  • Игра-забава «Рыбалка» - дети по очереди достают из воды предметы сачком.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры с предметами для развития мелкой моторики.

Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты внимание, память, связная речь....

Картотека "Игры с предметами домашнего обихода"

В картотеке представлены игры на развитие мелкой моторики, которые с легкостью организуют даже самые молодые родители....

Вокуева Галина Юрьевна воспитатель п. Каратайка

Цель: сравнить способность обычных предметов держаться на плаву или тонуть, развивать логическое мышление, наблюдательность, упражнять в умении делать выводы на основании увиденного вовремя эксперимента, фиксировать результаты на листе бумаги.

Материал: сосуд для жидкости, через стенки которого можно видеть все происходящее в нем, вода, листы бумаги размером 10 на 8, большой лист с изображением сосуда с водой.

Оборудование: десять обычных предметов (деревянный брусок, чайная ложка, маленькая металлическая тарелочка, пластилиновый шарик, яблоко, камешек, пластмассовая игрушка, резиновый мячик, морская раковина, картонная коробочка, металлический болт и т.п.)

Ход занятия – экспериментирования

1. Постановка исследовательской задачи.

Воспитатель предлагает детям стать настоящими исследователями и знакомит их с символами, изображающими методы исследования.

Далее детям предлагается собрать по десять самых обычных предметов. Например: деревянный брусок, чайная ложка, маленькая металлическая тарелочка, пластилиновый шарик, яблоко, камешек, пластмассовая игрушка, резиновый мячик, морская раковина, картонная коробочка, металлический болт и т.п.

После сбора предметов педагог ставит перед детьми емкость с водой.

2. Прогнозирование результата.

Воспитатель предлагает детям высказать предположения по поводу того, что произойдет, если собранные предметы опустить в воду, какие предметы будут плавать, а какие утонут. Уточняется, какие методы исследования будут использоваться. (Дети высказывают предположения по поводу поведения предметов.)

3. Выполнение эксперимента.

Детские предположения последовательно проверяются. Все предметы поочередно опускаются в воду.

После завершения первого опыта эксперимент продолжается. Изучаются сами плавающие предметы. Дети высказывают предположения по следующим вопросам:

  • все ли они легкие?
  • все ли они одинаково хорошо держаться на воде?
  • зависит ли плавучесть от размера и формы предмета?
  • будет ли плавать пластмассовый шарик?
  • что будет, если мы придадим пластилину, например, форму тарелки или лодки?
  • что произойдет, если объединить плавающие и не плавающие предметы?

Они будут плавать или оба утонут?

4. Фиксирование результатов эксперимента.

Двое детей на небольших листочках бумаги (8х8) схематично зарисовывают каждый полученный результат (рисуют пиктограмму) . Остальным детям можно предложить фиксировать полученные результаты на листе бумаги с изображением таза с водой. Картинки, изображающие предметы, используемые в опыте, приклеиваются либо на поверхности воды или на низ таза.

После завершения эксперимента, с помощью пиктограмм, дети делают «доклад» . Рассказываю, какие предметы плавают, а какие тонут и почему. Картинка с изображением таза с водой и наклеенными в соответствующих местах изображениями предметов используемых в эксперименте остается висеть в групповой комнате для закрепления и последующего обсуждения.

Закрепление материала.

В течение недели играть с детьми в игры «Наоборот» , «Тяжелый – легкий» . Во время обеда обращать внимание на то, что ложка железная, тяжелая, она тонет в таких жидкостях как бульон, компот, чай и т.п. Предложить детям вспомнить о том, что корабли не тонут, хотя они тоже железные, потому что они особой формы – у них есть бортики, пространство между которыми заполнено воздухом.

Домашнее задание.

Предложить родителям, чтобы они вовремя купания давали ребенку предметы, которые плавают и тонут в воде. Например: карандаш не тонет, потому, что он деревянный и легче воды, а крышка от мыльницы не тонет, потому что у нее есть бортики, между которыми находится воздух. Пусть ребенок нагрузит кораблик-мыльницу мелкими предметами и посмотрит, как он погружается все глубже и глубже в воду.

Предложить родителям посмотреть с ребенком телепередачи о кораблях, лодках, рассмотреть иллюстрации.

Литература:

  1. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. – М.: «Мазаика-Синтез» , 2012.
  2. Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. – Волгоград: «Учитель» , 2011.
  3. Савенков А.И. Детское исследование как метод обучения старших дошкольников. – М.: Педагогический университет «Первое сентября» , 2007.

Светотехника и источники света" href="/text/category/svetotehnika_i_istochniki_sveta/" rel="bookmark">источники света

Игра «Свет бывает разный»

13. «Свет и тень» - образование тени

Игра «Теневой театр »

Опыты с красками

14. «Разноцветные шарики» - получение новых цветовых оттенков .

Опыты со стеклом, зеркалом

15. «Таинственные картинки» - цветные стёкла.

16. «Что отражается в зеркале» - предметы, способные отражать предметы.


17. «Всё увидим, всё узнаем» - назначение лупы.

18. «Песочная страна» - свойства песка.

19. «Где вода?» - песок и глина по-разному впитывают воду.

Из чего состоит песок?

Из чего состоит глина?

20. «Волшебное сито» - способ отделения камешков от песка, крупы.

21. «Цветной песок» - способ изготовления цветного песка Игра «Найди предмет»

22. «Каждому камешку свой домик» - классификация камней

23. «Можно ли менять форму камня и глины» - свойства глины

Опыты с магнитом

24. «Ловись, рыбка, и мала, и велика» - способность магнита притягивать предметы.

1. «Прозрачная вода»

Задача: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льётся, имеет вес).

Материалы: две непрозрачные банки, стеклянная банка с широким горлышком, ложки, маленькие ковшики, таз с водой, поднос, предметные картинки.

Описание:

В гости пришла Капелька. Кто такая капелька? С чем она любит играть?

На столе две непрозрачные банки накрытые крышками, одна из них наполнена водой. Детям предлагается отгадать, что находится в банках, не открывая их. Одинаковы ли они по весу? Какая легче? Какая тяжелее? Почему она тяжелее? Открываются банки. Одна пустая – поэтому лёгкая, другая наполнена водой. Как вы догадались, что она наполнена водой? Какого она цвета? Как пахнет?

Взрослый предлагает детям наполнить стеклянную банку водой. На выбор даётся несколько ёмкостей. Чем удобнее наливать воду? Как сделать, чтобы она не проливалась? Что мы делаем? Что делает водичка? Какой мы слышим звук?

Когда банка наполнена водой, детям предлагается поиграть в игру «Узнай и назови» (рассматривание картинок через банку).

Что увидели? Почему так хорошо видно картинку? Какая вода? Что мы узнали о воде?

2. «Вода принимает форму»

Задача : выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита.

Материалы : воронки, узкий высокий стакан, округлый сосуд, широкая миска, резиновая перчатка, надувной шарик, целлофановый пакет, таз с водой, рабочие листы с зарисованной формой сосудов, цветные карандаши.

Описание: Перед детьми стоят различные сосуды с водой. Галчонок Любознайкин рассказывает, как он гулял, купался в лужах и у него возник вопрос: «Может ли вода иметь какую либо форму?» Как это проверить? Дети наливают в каждый сосуд воду. Определяют, одинаковое ли количество воды налито в разные сосуды. Рассматривают, какой формы вода в разных сосудах. Оказывается, вода принимает форму того сосуда, в который её наливают. В рабочих листах зарисовываются полученные результаты – дети закрашивают различные сосуды.

3. «Какие предметы могут плавать?»

Задача: дать детям представление о плавающих предметах, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести .

Материалы: большой таз с водой, пластмассовые, резиновые, деревянные шарики, шишки, дощечки, большие и маленькие камешки. Шурупы, сачки по количеству детей.

Описание: перед детьми расположены все предметы. Мальчик Знай просит детей помочь ему узнать: все ли предметы могут плавать? Попробуйте узнать, какие из этих предметов не тонут? Дети самостоятельно опускают предметы в воду и наблюдают. Что плавает? Все ли предметы одинаково держаться на воде? Одинакового они размера? Знай помогает сравнить плавучесть шариков, изготовленных из разных материалов. Маленьких и больших камешков.


Почему одни предметы плавают, а другие тонут? Вода давит на предмет, толкая его снизу вверх. Если предмет лёгкий, вода держит его на поверхности, и предмет не тонет. Если предмет тяжелый, он давит на воду, и она его удержать не может – предмет тонет.

Игра – забава «Рыбалка» - дети по очереди достают из воды предметы сачками.

4. «Делаем мыльные пузыри»

Задача: познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей. Со свойствами жидкого мыла.

Материалы: жидкое мыло, кусочки мыла. Петля с ручкой из проволоки для образования пены.

Описание: Мальчик Знай приносит картинку «Девочка играет с мыльными пузырями». Дети рассматривают картинку. Как получаются мыльные пузыри? Можем ли мы их получить? Что для этого нужно? Дети пробуют изготовить мыльные пузыри из куска мыла и воды путём смешивания. Наблюдают, что происходит: опускают петлю в жидкость, вынимают её, дуют в петлю.

Берут другой сосуд, смешивают жидкое мыло с водой. Опускают петлю в воду. Что видим, когда вынимаем петлю? Потихоньку вынимаем петлю. Что происходит? Как получился мыльный пузырь? Почему пузырь получился из жидкого мыла?

Жидкое мыло может растягиваться в очень тонкую плёнку. Она остаётся в петле. Мы выдуваем воздух, плёнка его обволакивает, и получается пузырь.

Игра - «Какой формы пузырь?»

5. «Подушка из пены»

Задача : развивать у детей представление о плавучести предметов в мыльной воде.

Материалы : на подносе миска с водой. Венчики. Баночки с жидким мылом, пипетки, губки, деревянные палочки, различные предметы для проверки на плавучесть.

Описание : Знай рассказывает, что он научился делать не только мыльные пузыри, но и ещё мыльную пену. А сегодня он хочет узнать, все ли предметы тонут в мыльной пене? Как приготовить мыльную пену?

Дети пипеткой набирают жидкое мыло. Выпускают его в миску с водой. Затем пробуют взбить смесь палочкой, венчиком. Чем удобнее взбивать пену? Какая получилась пена? Пробуют опускать в пену различные предметы. Что плавает? Что тонет? Все ли предметы одинаково держатся на воде?

Результаты опытов фиксируются на фланелеграфе.

6.. «Замёршая вода»

Задача: выявить, что лёд – твёрдое вещество, плавает, тает, состоит из воды.

Материалы : кусочки льда, холодная вода. Тарелочки, картинки с изображением айсберга .

Описание: Перед детьми тарелка с водой. Они обсуждают какая вода, какой она формы. Вода меняет форму, потому что она жидкая. Может ли вода быть твёрдой? Что произойдёт с водой, если её сильно охладить? (вода превратится в лёд)

Рассматривают кусочки льда. Чем лёд отличается от воды? Можно ли лёд лить как воду? Дети пробуют это сделать. Какой формы лёд? Лёд сохраняет форму. Всё, что сохраняет свою форму, как лёд, называется твёрдым телом.

Плавает ли лёд? Воспитатель кладёт кусочек льда в миску, и дети наблюдают. Какая часть льда плавает ? (верхняя) В холодных океанах плавают огромные глыбы льда. Они называются айсбергами (показ картинки).

Воспитатель обращает внимание детей на лёд, который лежал в миске. Что произошло? Почему лёд растаял? (в комнате тепло) Во что превратился лёд? Из чего состоит лёд?


«Играем с льдинками» - свободная деятельность детей.

7. «Водяная мельница»

Задача: дать представления о том, что вода может приводить в движение другие предметы.

Материалы: игрушечная водяная мельница, таз, кувшин с водой, другие предметы.

Описание: с детьми проводится беседа, для чего человеку нужна вода. В ходе беседы дети вспоминают свойства воды. Может ли вода заставлять двигаться другие предметы? После ответов детей им показывают водяную мельницу. Что это? Как заставить мельницу работать? Дети надевают фартуки и закатывают рукава; берут кувшин с водой в правую руку, а левой поддерживают около носика и льют воду на лопасти мельницы, направляя струю воды в центр лопасти. Что видим? Почему мельница движется? Что её приводит в движение? Вода приводит мельницу в движение. Отмечается. Что если маленькой струйкой лить воду, то мельница будет работать медленно, а если лить воду большой струёй, то она работает быстрее.

8. «Что растворяется в воде?»

Задача : показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных предметов.

Материалы: мука, сахарный песок, речной песок, пищевой краситель, стиральный порошок стаканы с чистой водой, ложки или палочки, подносы.

Описание: Перед детьми подносы, палочки, ложки и вещества в различных ёмкостях. Дети рассматривают воду, вспоминают её свойства. Как вы думаете, что произойдёт с водой, если в воду добавить сахарный песок? Добавляют в воду сахарный песок, перемешивают, и все вместе наблюдают, что изменилось

Что произойдёт, если мы в воду добавим речной песок? Добавляют к воде речной песок, перемешивают, наблюдают, что изменилось. Изменилась ли вода? Какой она стала: мутной или прозрачной? Растворился ли речной песок в воде?

Опыты проводятся с каждым представленным веществом. Результаты фиксируются на фланелеграфе.

Игра – экспериментирование


9. «Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем»

Задача: закрепить представления детей об органах чувств, их назначении, (уши – слушать, различать различные звуки, нос – нюхать, определять запах, пальцы – определять форму, структуру поверхности, язык – определять на вкус).

Материалы: ширма с тремя круглыми прорезями, колокольчик, газета, молоток, два камня, погремушка, свисток, говорящая кукла, футляры от киндеров, наполненные чесноком, кусочками апельсинов, лимоном.

Описание: На столе разложены газета, колокольчик, молоток, два камня, погремушка, свисток, говорящая кукла. Дед Знай предлагает поиграть с ним. Детям предоставляется возможность самим изучить предметы. В ходе этого знакомства дед Знай беседует с детьми, задавая вопросы. Например: «Как звучат эти предметы?», №С помощью чего вы смогли услышать эти звуки?» и т. д.

-Игра «Угадай, что звучит?» Ребёнок за ширмой издаёт предметом звук, другие дети отгадывают. Они называют предмет, с помощью которого издан звук.

-Игра «Отгадай по запаху» Дети подставляют свои носики к отверстию ширмы, а воспитатель предлагает отгадать по запаху что у него в руках.

-Игра «отгадай на вкус» Воспитатель предлагает на вкус отгадать лимон и сахар.


-Игра «Отгадай на ощупь» Дети опускают руку в отверстие ширмы, отгадывают и достают предмет

Назовите наших помощников, которые помогают узнать предметы по вкусу, по запаху, по звуку. Что было бы, если бы у нас их не было?

Опыт со звуком и воздухом

10. «Почему всё звучит?»

Задача : подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета.

Материалы : бубен, стеклянный стакан, газета, балалайка или гитара, деревянная линейка, металлофон.

Описание:

- Игра «Что звучит?» Воспитатель предлагает детям закрыть глаза, а потом издаёт звуки известными предметами. Дети отгадывают, что звучит. Почему мы слышим эти звуки? Что такое звук? Детям предлагается изобразить как поёт песенку комар, как жужжит жук и т. д.

Затем каждому предлагается тронуть струну инструмента, вслушаться в его звук и потом ладошкой дотронуться до струны, чтобы остановить звук. Что произошло? Почему прекратился звук? Звук продолжается до тех пор, пока колеблется струна. Когда она останавливается, звук тоже прекращается. Опыт продолжается со всеми предложенными предметами.

Когда же возникает звук? Звук возникает, когда происходит очень быстрое колебание воздуха вперёд и назад. Это называется колебанием.

11. «Воздух повсюду»

Задачи: обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявлять его свойства.

Материалы: воздушные шарики , таз с водой. Пустая пластмассовая бутылка, листы бумаги.

Описание: Галчонок Любознайка загадывает детям загадку о воздухе.

Что мы вдыхаем носом? Что такое воздух? Для чего он нужен? Можем ли мы его увидеть? Где находится воздух? Как узнать есть ли воздух вокруг нас?

Игровое упражнение «Почувствуем воздух» - дети машут листом бумаги возле своего лица. Что чувствуем? Воздуха мы не видим, но он вокруг нас.

Как вы думаете, есть ли воздух в бутылке? Как мы можем это проверить? Пустую бутылку опускаем в таз с водой, так чтобы она начала заполнятся. Что происходит? Почему из горлышка выходят пузырьки? Это вода вытесняет воздух из бутылки. Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом.

Опыты со светом

12. «Свет повсюду»

Задачи: показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, костёр, луна), искусственные – изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча).

Материалы: Иллюстрации событий. происходящие в разное время суток, картинки с изображением источников света, несколько предметов, которые не дают света, фонарик, свеча, настольная лампа, сундучок с прорезью.

Описание: Мальчик Знай предлагает детям определить, темно или светло сейчас, объяснить свой ответ. Что сейчас светит? (солнце) А что ещё может осветить предметы? Предлагает узнать детям, что находится в сундучке (внутри фонарик). Дети смотрят сквозь прорезь. Утверждают, что ничего не видно. Как сделать, чтобы в сундучке стало светло? (открыть сундучок и тогда попадает свет и осветит всё внутри). Открывает сундучок и все видят фонарик. А если мы не будем открывать сундучок, как сделать, чтобы внутри стало светло? Зажигает фонарик и кладёт его в сундучок. Дети сквозь прорезь рассматривают свет.

Игра «свет бывает разный» - детям предлагается разложить картинки на две группы: свет в природе и свет искусственный – изготовленный людьми.


13. «Свет и тень»

Задачи: познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы.

Материалы: оборудование для теневого театра, фонарь.

Описание: Приходит медвежонок Миша и приносит подарок – фонарик. Миша предлагает поиграть с ним. Свет выключается и затемняется комната. Дети с помощью воспитателя освещают фонариком и рассматривают различные предметы. Почему мы хорошо всё видим, когда светит фонарик? Миша перед фонариком помещает свою лапу. Что видим на свете? (тень). Воспитатель с помощью руки предлагает детям показать фигурку зайчика, собачки. Почему образуется тень? (рука мешает свету и не даёт дойти ему до стены)

Игра «Теневой театр » дети рассматривают оборудование для теневого театра. Чем необычен этот театр? Почему все фигурки тёмные? Для чего нужен фонарик? Как образуется тень?

Опыты с красками

14. «Разноцветные шарики»

Задача: получить путём смешивания основных цветов новые оттенки.

Материалы: палитра, гуашевые краски, листы бумаги с контурными изображениями, фланелеграф, модели – цветные круги и половинки кругов.

Описание: Зайчик приносит детям листы с изображением кругов и просит помочь ему раскрасить. Узнаём, шарики какого цвета ему нравятся. А что делать, если нет голубой краски, оранжевой, зелёной, фиолетовой? Как мы их можем изготовить?

Дети вместе с Зайчиком смешивают по две краски. Если получился нужный цвет, способ смешивания фиксируется с помощью модели (круги). Потом полученной краской дети раскрашивают шарик. Так дети экспериментируют до получения всех нужных цветов.

Вывод: смешав красную и желтую краски, можно получить оранжевый цвет, синюю и желтую – зелёный, красную и синюю – фиолетовый, синюю и белую голубой. Результаты опыта фиксируются в рабочем листе.

Опыты со стеклом, зеркалом

15 «Таинственные картинки»

Задача: показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стёкла.

Материалы : цветные стёкла, рабочие листы. Цветные карандаши.

Описание: Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг себя и назвать какого цвета предметы. Все вместе подсчитывают, сколько цветов назвали дети. Верите ли вы, что черепаха все видит зелёного цвета? Это действительно так. А вы хотите посмотреть на предметы глазами черепахи? Как это можно сделать? Воспитатель раздаёт детям зелёные стёкла. Что видите? Каким вы ещё хотели бы увидеть мир? Как получить цвета, если у нас нет нужных стёклышек? Дети получают новые оттенки путём наложения стёкол – одно на другое.

Дети зарисовывают таинственные картинки на рабочих листах.

16. «Что отражается в зеркале»

Задачи: познакомить детей с понятием «отраже-ние», найти предметы, способные отражать.

Материалы: зеркала, ложки, воздушный шар, стек-лянная вазочка, алюминиевая фольга, рабочие листы.

Описание : Любознательный Знай предлагает детям посмотреть в зеркало. Кого видите? Посмотрите в зеркало и скажите, что сзади вас? Слева? Справа? А теперь положите зеркало и посмотрите на эти предметы без зеркала и скажите, отличаются ли они от тех, какие вы видели в зеркале? (они одинаковые). Изображение в зеркале называется отражением. Зеркало отображает предмет таким, какой он есть на самом деле.


Перед детьми различные предметы. Знай просит найти предметы, в которых можно увидеть своё лицо. На что вы обращали внимание при выборе предметов? Попробуйте каждый предмет на ощупь. Какие они? Все ли предметы блестят? Посмотрите, одинаково ли ваше изображение во всех этих предметах? Всегда ли оно одной и той же формы? Когда получается хорошее отражение? (лучшее отражение получается в плоских, блестящих и гладких предметах).

В рабочих листах дети выполняют задание «Найди и обведи все предметы, в которых можно увидеть отражение»

Игра: «Нарисуй предмет, в которых можно увидеть отражение»

17. «Всё увидим, всё узнаем»

Задача: познакомить с прибором – помощником –лупой и её назначением.

Материалы: лупа, маленькие пуговицы. Бусинки, семечки кабачков, мелкие камешки, рабочие листы, цветные карандаши.

Описание: Дети получают подарок от деда Зная, рассматривают его. Что это? (бусинка, пуговица). Из чего состоят? Для чего нужны? Дед Знай предлагает рассмотреть маленькую пуговицу и бусинку. Как лучше видно – глазами или с помощью этого стёклышка? В чём секрет стёклышка? (увеличивает предметы). Этот прибор –помощник называется «лупа». Для чего человеку нужна лупа? Как вы думаете, где взрослый использует лупу? (при ремонте и изготовлении часов).

Детям по желанию предлагают рассмотреть предметы, а потом зарисовать их на рабочем листе.

Опыты с песком, глиной, камушками, крупой

18. «Песочная страна»

Задачи: выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость. Из мокрого можно лепить, познакомить со способами изготовления рисунка из песка.

Материалы: песок, вода, лупы, листы плотной цветной бумаги, клеевые карандаши.

Описание: Знай предлагает детям рассмотреть песок: какого цвета, попробовать на ощупь (сыпучий, сухой). Из чего состоит песок? Как выглядят песчинки? С помощью чего мы сможем рассмотреть песчинки? (с помощью лупы). Песчинки маленькие, полупрозрачные, круглые, не прилипают друг к другу. Можно ли из песка лепить? Почему мы не можем лепить из сухого песка? Пробуем слепить из влажного песка. Как можно играть с сухим песком? Можно ли сухим песком рисовать?

На плотной бумаге клеевым карандашом делаем любой рисунок, а потом на клей насыпаем песок. Стряхнуть лишний песок и посмотреть что получилось.

19. «Где вода?»

Задачи: выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость.

Материалы: прозрачные ёмкости с сухим песком, с сухой глиной, мерные стаканчики с водой, лупа.

Описание: Знай предлагает детям наполнить стаканчики с песком и глиной следующим образом: сначала насыпается сухая глина (половина), а сверху вторую половину стакана заполняют песком. после этого дети рассматривают заполненные стаканы и рассказывают. Что они видят. Затем детям предлагается закрыть глаза и по звуку узнать, что пересыпается. Дети пересыпают песок и глину на подносы. Одинаковы ли горки? (горка из песка ровная, а горка из глины не ровная).

Рассматривают частички песка и глины через лупу. Из чего состоит песок? (песчинки маленькие, полу-прозрачные, не прилипают друг к другу).


Из чего состоит глина? (частички глины мелкие, плотно прижаты друг к другу). Что будет, если в стакан с песком и глиной налить воды? Дети пробуют это и наблюдают. Вся вода ушла в песок, но стоит на поверхности глины. Почему глина не впитывает воду? (у глины частички расположены близко друг к другу, не пропускают воду).

20 «Волшебное сито»

Задачи: познакомить детей со способом отделения камешков от песка, мелкой крупы от крупной с помощью сита, развивать самостоятельность.

Материалы: совки, различные сита, ведёрки, миски, крупы: манная, рис; песок, мелкие камешки.

Описание: к детям приходит Красная Шапочка и сообщает, что собирается в гости к бабушке – отнести ей горшочек манной каши. Но у неё случилось несчастье. Она нечаянно уронила банки с крупами и все крупы перемешались. Как отделить рис от манки?

Дети пробуют отделить крупы пальчиками. Отмечают, что это медленно. Как можно это сделать быстрее? Посмотрите, нет ли в лаборатории каких – то предметов, которые могут нам помочь? Замечают сито. Что это? Для чего сто? Как этим пользоваться? Что остаётся в сите? Что из сита сыпется в миску?

Красная Шапочка рассматривает очищенную манку, благодарит за помощь.

Воспитатель предлагает найти в лаборатории вещества, которые можно просеять. Обнаруживаем, что в песке много камешков. Как отделить песок от камешков? Дети самостоятельно просеивают песок. Что у нас в миске? Что осталось в сите? Почему крупные вещества остаются в сите, а мелкие попадают в миску? Для чего необходимо сито?

21 «Цветной песок»

Задачи: познакомить детей со способами изготовления цветного песка (перемешав его с цветным мелом); научить пользоваться тёркой.

Материалы: цветные мелки, песок, прозрачная ёмкость. Мешочки, тёрки, миски, ложки, небольшие банки с крышками.

Описание: К детям прилетел галчонок Любознайкин и просит отгадать, что у него в мешочках. Дети пробуют определить на ощупь (в одном – песок, в другом – кусочки мела). Воспитатель открывает мешочки, дети проверяют свои предположения. Рассматривают содержимое мешочков. Что это? Какой песок? Что с ним можно делать? Какого цвета мел? Какой мел на ощупь? Можно ли его сломать? Для чего он нужен?

Галчонок Любознайкин спрашивает: «Может ли песок быть цветным?» Как это сделать? Что будет, если мы песок перемешаем с мелом? Как сделать, чтобы мел был таким же сыпучим как песок? Галчонок хвастается, что у него есть инструмент для превращения мела в мелкий порошок.

Показывает детям тёрку. Что это? Как ею пользоваться? Дети по примеру Галчонка берут тёрку и трут мел в миску. Что получилось? Какого цвета у тебя порошок? Как теперь сделать песок цветным? Дети насыпают песок в миску и перемешивают с цветным мелом ложками. Дети рассматривают красивый песок. Как мы можем использовать этот песок?

Игра «Найди предмет» - в прозрачную ёмкость помещают несколько слоёв разноцветного песка, прячут мелкие игрушки. Как можно найти спрятанные предметы? Дети предлагают свои варианты.

22 «Каждому камешку свой домик»

Задачи: классификация камней по форме. размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шершавые); показать детям возможность использования камней в игровых целях.


Материалы: различные камни. Четыре коробочки, подносики с песком, модель обследования предмета, дорожка из камешков.

Описание: зайчик дарит детям сундучок с различными камешками, которые нашёл в лесу, возле озера. Дети рассматривают. Чем похожи эти камни? Чем отличаются друг от друга? Затем обращает внимание детей на цвет. Форму, размер камней, предлагает ощупать их. Отмечает, что есть камни гладкие, есть шершавые. Зайчик просит помочь ему разложить камешки по четырём коробкам по следующим признакам: в первую –гладкие и округлые, во вторую –маленькие и шершавые, в третью – большие и не округлые, в четвёртую – красноватые.

Игра с камешками «Выложи картинку» - детям раздают картинки – схемы и предлагает им выложить их камешков.

23 «Можно ли менять форму камня и глины»

Задача: выявить свойства глины (влажная, мягкая, вязкая, можно изменить её форму, поделить на части) и камня (сухой, твёрдый, из него нельзя лепить, разделить на части).

Материалы: дощечки для лепки, глина, камень речной, модель обследования предмета.

Описание: По модели обследования предмета Знай предлагает выяснить детям, можно ли изменить форму предложенных природных материалов. Для этого предлагается детям нажать пальцем на глину и камень. Где осталась ямка от пальца? Какой камень? (твёрдый, сухой). Какая глина?(влажная , мягкая, оставляет ямки ). Дети по очереди берут камень в руки, мнут его, тянут в разные стороны. Изменил ли свою форму камень? Почему нельзя от него отломить кусочек? Затем дети мнут глину, тянут её, делят на части. Чем отличается глина от камня?

Дети лепят различные фигурки из глины. Почему фигурки не разваливаются? (глина вязкая, сохраняет форму)

Опыты с магнитом

24. «Ловись, рыбка, и мала, и велика»

Задача: выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.

Материалы: игра магнитная «рыбалка», магниты, разные предметы из разных материалов, таз с водой, рабочие листы.

Описание: Детям предлагается поиграть в игру «Рыбалка» . Чем можно ловить рыбу? Пробуют ловить рыбу удочкой. В ходе игры проводится беседа. Из вас кто-нибудь видел настоящую удочку? Как она выглядит? На какую приманку ловится рыба? На что же у нас ловится рыба? Почему она держится и не падает?

Рассматривают рыбок, удочку и обнаруживают металлические пластины, магниты.

Какие предметы притягивают магниты? Детям предлагаются магниты и различные предметы, две коробочки. В одну коробочку они раскладывают предметы, которые притягиваются, а в другую те предметы, которые не притягиваются.

https://pandia.ru/text/80/237/images/image025_7.jpg" width="465" height="348 src=">

Наливаем-выливаем-измеряем.

Воду можно наливать в различные емкости. Естественно, только пластмассовые (можно использовать баночки и бутылочки разного размера, фактуры и объема).

Сравнивайте количество воды в сосудах похожей формы, но разного размера. И наоборот, близких размеру, но разной формы. Обратите внимание ребенка на то, что вода может принимать какую угодно форму и количество воды не зависит от формы емкости.

Ребенка старшего возраста познакомьте с единицами измерения объема - литрами, милилитрами, декалитрами. Купите мерный стакан, научите ребенка отмерять нужное количество жидкости. Выясните, сколько милилитров содержит чайная, десертная, столовая ложки, чашка ребенка, суповая тарелка, кастрюля или чайник.

Если у вас есть весы, взвесьте один литр воды. Его масса будет равна ровно одному килограмму. А сколько будет весить литр сока? Литр масла?

Вода и воздух.

Спросите у ребенка, что будет, если опускать пустую незакрытую бутылку целиком под воду. Она заполнится или останется пустой? Бутылку можно погружать под воду, держа различными способами: горизонтально, под наклоном или вертикально (вверх горлышком или вниз). Обратите внимание на то, что в бутылке есть воздух и по мере заполнения бутылки водой он постепенно выходит.

А если пустую бутылку закрыть и опускать в воду? Возьмите пустую пластмассовую бутылку, завинтите крышку и бросьте в воду. Она будет плавать горизонтально поверхности воды. Пусть ребенок попробует опустить ее ко дну и удержать там. Воздух легче воды и поднимается вверх. Потом откройте крышку, наполните бутылку водой до половины, закройте и пустите в воду. Она будет плавать под наклоном. Та часть,которая заполнена, будет под водой. Потом наполните бутылку до верха, закройте крышкой, она утонет полностью.

Давление.

В стенках любой пластмассовой бутылки можно сделать дырки. Это может быть одна дырка:наверху, внизу, посередине. Можно сделать дырки разного размера только на одной или на нескольких бутылках.

А теперь поэкспериментируйте с этими бутылками: наливайте в них воду из-под крана, погружайте их под воду, а потом доставайте и смотрите, как вода выливается через дырки и в какой момент она перестает выливаться. Обратите внимание ребенка: чем выше уровень воды в бутылке, тем сильнее напор воды, выливающейся из отверстия, тем длиннее и прямее струя. Чем больше глубина воды, тем больше давление. Давлением называется сила, давящая на определенную плоскость.

Тонет-не тонет

Попробуйте выяснить, какие предметы тонут в воде, а какие - нет. Кидайте в таз с водой предметы из разных материалов: дерева, металла, пластика, резины, ткани, бумаги и др. Кидайте поролоновые губки, пробки,камушки, шишки, палочки и многое другое.

Понаблюдайте, что тонет сразу, а что по мере намокания, что не тонет вообще. Кусок пробки плавает в воде, а кусок железа такой же величины тонет. Пробка плавает, потому что при одинаковых размерах она гораздо легче. То, насколько плотным и тяжелым является материал или тело, принято называть плотностью. Если плотность какого-то материала меньше плотности воды, он будет плавать.

Выберите несколько предметов разного размера и формы,которые тонут в воде. Налейте воды в прозрачную бутыль. Отметьте уровень воды маркером. Опустите один из предметов в воду, обратите внимание на то, что вода поднялась, отметьте получившийся уровень воды. Затем проделайте тоже самое с другими предметами. Сделайте вывод: чем больше объем погружаемого предмета, тем выше поднимается вода. Объемом называется часть пространства, занятая каким-либо предметом.

Возьмите весы «безмен». Повесьте на веревку тяжелый предмет, например гантелю. Веревку привяжите к крючку весов. Постепенно погружайте предмет, висящий на веревке, в наполненную ванну, наблюдайте, как изменяются показания весов. Вес предмета в воде уменьшится. Сила тяготения Земли действует на все предметы и направлена к ее центру. Благодаря этому у них есть вес. На предмет, погруженный в жидкость, действует также выталкивающая сила, которая уменьшает силу тяжести, притягивающую предмет к Земле.

Растворы.

Попробуйте подкрасить воду акварельными красками , делая растворы разной концентрации в прозрачных пластиковых бутылках. Сравнивайте результат: чем больше краски растворено в воде, тем темнее получится раствор. Однородная смесь двух и более веществ называется раствор.

Можно попытаться выяснить, что еще растворится в воде, кроме красок? Пусть малыш наливает в воду разные жидкости ложкой (сок, молоко, сироп, варенье). А если влить в воду несколько ложек подсолнечного масла и хорошенько размешать? Сначала покажется, что жидкости перемешались. Но если поставить сосуд на стол и немного подождать, будет видно, как содержимое банки расслаивается и во всех слоях присутствуют шарики масла. На дне будет вода (она более тяжелая) с шариками масла. В среднем слое будет поровну масла и воды, а часть масла поднимется наверх. Если поставить банку на несколько часов, вся вода опустится вниз, а масло будет наверху. Смесь несмешиваемых жидкостей называется эмульсией.

А если сыпать в воду разные порошки? Сахар,соль, муку, крахмал? А если бросать в воду твердые предметы? Кусочек мыла или сахара? Растворяется ли то, что мы кидаем в воду? Детям старшего возраста можно сказать, что процесс растворения молекул вещества в жидкости называется диффузия.

Агрегатные состояния

Познакомьте ребенка с понятием «температура». Возьмите несколько пластиковых бутылок от лимонада, разрежьте поперек на две половинки (получатся большие тонкостенные стаканы). Налейте в один из них холодную воду, в другие - слегка потеплее, теплую, погорячее, горячую. Дайте ребенку потрогать воду, назовите его ощущения словами, научите сравнивать - расставлять от самой холодной к самой горячей.

С детьми среднего и старшего возраста можно проводить эксперименты с термометром для воды. Опускайте его в воду разной температуры, сравнивая показатели. В теплую воду кидайте лед, а в холодную - подливайте горячую воду. Наблюдайте за показаниями термометра. Сделайте вывод: при нагревании температура увеличивается, столбик термометра поднимается, и наоборот.

Попробуйте замораживать не только воду, но и другие жидкости, например, сок. Проследите, замерзнут ли они одинаково быстро? Будут ли они одинаково твердыми? Сок состоит не только из воды. Замерзший сок - это смесь замерзшей воды и незамерзших веществ, поэтому он не такой твердый, как кубик из воды, и его легко раскусить.

Объясните ребенку, что вещества могут принимать различное состояние - быть твердыми, жидкими, газообразными. Проще всего показать это с помощью все той же воды, но сказать ребенку, что другие вещества ведут себя точно так же, все зависит только от температуры, до которой нагревают или охлаждают то или иное вещество. Вода например закипает при температуре +100 градусов,а масло - при +200 градусов.

Подышите на стекло в троллейбусе зимой. Откуда взялся лед? В воздухе, который вы выдыхаете, есть водяной пар. Оказавшись на стекле, он мгновенно превратился в воду и так же мгновенно замерз, так как стекло очень холодное.

Снимите крышку с закипевшего чайника. Откуда на ней капельки воды? Как она поднялась вверх? Вверх поднялся пар и конденсировался, так как крышка холоднее самого чайника. Пар превращается в воду, если его охладить ниже 100 градусов. Это явление называется конденсацией.

Придумывайте и другие опыты и игры с водой, используйте сосуды разной формы, соломинки, воронки,мельницы для воды. Соорудите на даче макет водонапорной башни.

И напоследок - интересный фокус с водой!

Фокус «сломанный карандаш»

Этот опыт основан на свойствах воды и света.

Вам понадобится стакан, водопроводная вода, карандаш

Подготовка: Наполните стакан примерно на 1/2 водой. Разместите стакан с водой и карандаш на столе.
Держите карандаш перед собой. Объявите зрителям: «Сейчас я сломаю карандаш, просто опустив его в стакан с водой».
Опускаем карандаш вертикально в воду, чтобы его кончик оказался примерно посередине между дном стакана и поверхностью воды.

Такой эффект возникает благодаря рефракции. Свет распространяется по прямой, но, когда луч света переходит из одного прозрачного вещества в другое, его направление меняется. Это и есть рефракция.
Когда свет переходит из более плотного вещества, например, воды, в менее плотное, например, воздух, происходит рефракция, или видимое изменение угла падения луча.

Успехов в творческом познании!

Ольга Николаева

Которые тяжелее воды, и конструировать дирижабли и воздушные шары, способные плавать в воздухе. В спасательный жилет накачивают , поэтому он помогает человеку держаться на воде.

Почему предметы плавают

Если погрузить тело в воду, оно вытеснит некоторое количество воды. Тело занимает место, где раньше была вода, и уровень поды поднимается. Если верить легенде, древнегреческий ученый (287 - 212 до н.э.), находясь в ванне, догадался, что по­груженное тело вытесняет равный объем воды. На средневековой гравюре изображен Архимед, совершивший свое открытие. Сила, с которой вода выталкивает погруженное и нее тело, называется силой выталкивания . Когда она равна весу тела, тело плавает и не тонет. Тогда вес тела равен весу вытесненной им воды. Пластмассовый утёнок очень лёгкий, поэтому достаточно небольшой силы выталкивания, чтобы удержать его на поверхности. Сила, направленная вниз (вес тела) за­висит от плотности тела. Плотность представляет собой отношение массы тела к его объему. Стальной шар тяжелее яблока того же размера, так как он плотнее. Частицы вещества в шаре упакованы более плотно. Яблоко может плавать в воде, но стальной шар тонет.

Чтобы тело не тонуло, его плотность должна быть меньше плотности воды. В противном случае выталкивания воды недостаточно, чтобы удержать тело на поверхности. Относительной плотностью тела называется его плотность по от­ношению к плотности воды. Относительная плотность воды равна единице, значит, если относительная плотность тела больше 1, оно утонет, а если меньше - будет плавать.

Закон Архимеда

Закон Архимеда гласит, что сила выталкивания равна весу жидкости, вытесненной погруженным в неё телом. Если сила вытал­кивания меньше веса тела, то оно тонет, если она равна весу тела, оно плавает.

Как плавают корабли

В наши дни корабли делают из стали, ко­торая в 8 раз плотнее воды. Не тонут же корабли потому, что их общая плотность меньше плотности воды. Корабль - это не цельный кусок стали (подробнее о стали в статье « «). В нем множества полостей, поэтому его вес распределяется по большому пространству, что и приводит к небольшой общей плотности. «Морской гигант» — одно из самых больших судов мира – весит 564 733 тонны. Благодаря большим размерам выталкивающая сила для него очень велика.

Если хотите увидеть, как действует сила выталкивания, бросьте в сосуд с водой глиняный шарик. Он утонет, и уровень воды поднимется. Отметьте фломастером новый уровень воды. Теперь слепите из этой же глина лодочку и осторожно опустите её на воду. Как видите, вода поднялась ещё выше. Лодочка вытесняет больше воды, чем шарик, а значит, и сила выталкивания больше.

Грузовые марки

Грузовые марки - это линии, начерченные на борту . Они показывают, сколько груза судно может выдержать тех или иных условиях. Так, поскольку холодная вода плотнее теплой, она выталкивает судно сильнее. Значит, судно может взять па борт больше груза. Солёная вода плотнее пресной, следовательно, в пресной воде судно следует меньше нагружать. Изобрел грузовые марки Сэмюэл Плимсолл (1824-1898). Когда судно погружается в воду до соответствующей линии (см. рис.), оно считается полностью нагруженным. Значение буквенных символов: TF – пресная вода тропики, SF – пресная вода летом, T – солёная вода тропики, S – солёная вода летом, W – солёная вода зимой, WNA – Сев. Атлантика зимой.

Воздухоплавание

Тела могут летать по тем же причинам, по каким они плавают в воде. На них действу­ет сила выталкивания воздуха. Плотность воздуха так мала, что в нем могут плавать очень немногие тела. Это, на­пример, баллоны с горячим воздухом, который менее плотен, чем холодный. Воздушные шары можно также наполнить гелием или другими газами, которые легче воз­духа.

Суда и лодки

Когда-то лодки и суда плавали, повинуясь силе ветра или мускульной силе человека. Создание позволило кораблестроителям использовать винты, толкающие судно сквозь толщу воды. В последнее время появились суда на подводных крыльях. «Великобритания» (построен в 1843 году) – первый железный корабль с гребным винтом. Его приводил в движение паровой двигатель. Корабль был также оснащён парусами. Контейнеровозы перевозят грузы в больших металлических ящиках. Их можно быстро погрузить на судно и сгрузить обратно при помощи кранов. Одно судно может принять на борт до 2000 контейнеров. Танкеры перевозят и про чие жидкости в баках, расположенных в трюмах. Некоторые танкеры в 20 раз длиннее теннисного корта.



Публикации по теме