Преполовение пятидесятницы.

Среда, 13 Мая 2009 года (30 Апреля 2009 по ст.ст.)
Преполовение Пятидесятницы, Глас третий

Моздокской и Дубенской-Красногородской (XVII) икон Божией Матери (переходящее празднование в Преполовение Пятидесятницы ). + Ап. Иакова Зеведеева, брата Иоанна Богослова (44). Обретение мощей свт. Никиты, еп. Новгородского (1558). + Свт. Игнатия Брянчанинова, еп. Кавказского и Черноморского (1867). Свт. Доната, еп. Еврии (ок. 387). Обретение мощей сщмч. Василия, еп. Амасийского (IV). Прп. Климента песнописца. Мч. Максима. Новомч. Аргиры (1752). Иконы Божией Матери "Страстной". Перенес. мощей прп. Саввы, игумена Звенигородского. Свт. Ерконвальда, еп. Лондонского (ок. 693) (Кельт. и Брит. ).

Деян., 12 зач., IV, 23-31. Ин., 16 зач., V, 24-30*. * Если совершается служба прп. Зосимы, то на утрене читается Евангелие от Матфея, 43 зач., XI, 27-30, а на литургии - дня и преподобного: Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2. Мф., 10 зач., IV, 25 - V, 12.

Тропари и кондаки дня: [скрыть ]

Преполовение Пятидесятницы. Тропарь, глас 8.

Преполовившуся празднику, / жаждущую душу мою благочестия напой водами, / Яко всем Спасе возопил еси: / жаждай да грядет ко мне и да пиет, / источниче жизни нашея Христе Боже, слава Тебе.

Ап. Иакова Зеведеева, брата Иоанна Богослова. Тропарь, глас 3.

Апостол Христов был еси избранный / и Богослову возлюбленному брат единородный, / всехвальне Иакове, / поющим тя грехов оставление испроси / и душам нашим велию милость.

Свт. Игнатия Брянчанинова, еп. Кавказского и Черноморского. Тропарь, глас 8.

Православия поборниче, / покаяния и молитвы делателю и учителю изрядый, / архиереев Богодухновенное украшение, / монашествующих славо и похвало, / писании твоими вся ны уцеломудрил еси. / Цевнице духовная Игнатие богомудре, / моли Слова Христа Бога, / Егоже носил еси в сердце твоем, / даровати нам прежде конца покаяние.

Свт. Доната, еп. Еврии. Тропарь, глас 4.

Блажен делатель и украситель Церкве Христовы, / отче Донате, был еси, / непрестанно попечение о стаде твоем стяжав, / научая и руководя оно в любви Сына Божия, / не токмо бо в твоем граде многий народ, / но в Константинополе самодержца и в нем вся люди / удивил еси / православными чудесы твоими. / Богоугодныя убо мольбы / сотворяя ко Христу Богу, / помощник скор всем явися, / предстоя Всесвятей Троице, / в Вышних моли Ю о всех нас, / да спасет души наша.

Страстной иконы Богородицы. Тропарь, глас 4.

Днесь возсия неизреченно царствующему граду нашему Москве / икона Богоматере, / и, яко светозарным солнцем, пришествием тоя озарися весь мир, / Небесныя силы и души праведных мысленно торжествуют, радующеся, / мы же, на ню взирающе, к Богородице со слезами вопием: / о Всемилостивая Госпоже, Владычице Богородице, / молися из Тебе воплощенному Христу, Богу нашему, / да подаст мир и здравие всем Христианом / по велицей и неизреченней Своей милости.

Богослужебные указания: [скрыть ]

Среда 4-й седмицы по Пасхе. Преполов ение Пятидесятницы . Ап. Иакова Зеведеева.
Свт. Доната, еп. Еврии. Обретение мощей свт. Никиты, еп. Новгородского (службу зри 31 января). Свт. Игнатия Брянчанинова, еп. Кавказского.
При соединении службы Преполовения Пятидесятницы с полиелейной службой ап. Иакова можно руководствоваться 5-й Марковой главой Типикона под 23 апреля .
На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.
На «Господи, воззвах» стихиры на 6: праздника Преполовения (из Триоди), глас 4-й – 3, и апостола, глас тот же – 3. «Слава» – апостола, глас 8-й: «Приидите, Небеснаго таинства…», «И ныне» – Триоди, глас 6-й: «Празднику преполовляющуся…».
Вход. Прокимен дня. Паримии Преполовения – 3, и апостола – 3. Ектения сугубая: «Рцем вси…». «Сподоби, Господи». Ектения просительная: «Исполним вечернюю…», и молитва главопреклонения.
На стиховне стихиры праздника Триоди, глас 1-й и глас 2-й (со своими припевами). «Слава» – апостола, глас 1-й: «Христу последовал еси…», «И ныне» – праздника Триоди, глас 8-й: «Преполовившуся празднику…».
По Трисвятом – тропарь апостола, глас 3-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника Преполовения, глас 8-й.
На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника Преполовения, глас 8-й (дважды). «Слава» – тропарь апостола, глас 3-й, «И ныне» – тропарь праздника Преполовения, глас 8-й.
Кафизмы 10-я и 11-я. Малые ектении. Седальны праздника Триоди (по дважды).
Полиелей. Величание апостола и избранный псалом. Седален апостола, глас 4-й: «Лучу, яко солнце…» (см. по 2-м стихословии). «Слава» – седален апостола по полиелее, глас 8-й: «Зарями свыше…», «И ныне» – седален праздника Триоди (по выбору; см. по 1-м или по 2-м стихословии). Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен апостола, глас 4-й: «Во всю землю…». Евангелие апостола – Ин., зач. 67. «Воскресение Христово видевше…» (единожды). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостола Иакова…». Стихира апостола, глас 1-й: «Христу последовал еси...» (см. славник на стиховне), или глас 6-й: «Премудрый ловче…» (см. славник на хвалитех).
Каноны: 1-й канон Преполовения, глас 4-й, со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), апостола на 4, и 2-й канон Преполовения, глас 8-й, на 4.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия Преполовения: «Море огустил еси…».
Примечание. Эта же катавасия поется и на отдание праздника Преполовения; в остальные дни попразднства Преполовения, если положена катавасия, то Пасхи – «Воскресения день...».
По 3-й песни – кондак и икос апостола, глас 2-й; седален апостола, глас тот же (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 8-й: «Стоя посреде святилища...» или «Премудрости воду и жизни…».
По 6-й песни – кондак и икос праздника Преполовения (из Триоди), глас 4-й.
На 9-й песни – обычное каждение. «Честнейшую» не поем.
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника Триоди: «Чашу имеяй…». «Слава» – светилен апостола: «Иакова воспоем...», «И ныне» – светилен праздника Триоди: «Чашу имеяй…».
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры на 6: праздника Триоди, глас 4-й – 3, и апостола, глас 8-й – 3 (см. на стиховне вечера). «Слава» – апостола, глас 6-й: «Премудрый ловче…», «И ныне» – праздника Триоди, глас 4-й: «Просветившеся, братие…».
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь апостола, глас 3-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника Преполовения, глас 8-й.
На часах – тропарь праздника Преполовения. «Слава» – тропарь апостола. Кондаки праздника Преполовения и апостола читаются попеременно

Преполовение Пятидесятницы – означает половину срока, т.е. середину по времени между двумя величайшими праздниками - Пасхой и Троицей, иначе называемой Пятидесятницей, отмечаемой на 50-й день после Пасхи, и как бы связывает их воедино. Отмечается в среду 4-ой седмицы после Пасхи (за 25 дней до Троицы).

Это древний христианский праздник, о котором уже упоминает в своих поучениях свт.Иоанн Златоуст. К великому сожалению, в народном благочестии значение этого праздника совершенно стерлось, и люди как-то даже не стремятся прийти в церковь и вникнуть в богослужение этого праздника, весьма глубокого по своему содержанию, и до сих пор, по церковному уставу, очень важного.

В этот день вспоминается событие из жизни Спасителя, когда Он в Преполовение ветхозаветного праздника Кущей вошел в церковь и учил. (Ин. 7:14-36).

Праздник Кущей (палаток) один из трех великих иудейских праздников, наряду с Пасхой и Пятидесятницей. Он продолжался семь дней и оканчивался восьмым, называемым по преимуществу святым и великим (Ин 7:37). Праздник был установлен в память 40-летнего странствования Евреев по пустыне Аравийской на пути из Египта в землю Обетованною, и особенно в память показанной Богом Моисею на горе кущи, по образу которой Моисей поставил скинию. Народ выходил на все время этого праздника из своих домов и жил в кущах или палатках, сделанных из зеленеющих древесных ветвей, и весело проводил это время в кущах, веселясь пред Господом (Лев 23:39-43.). В продолжение этого праздника приносилось множество жертв; кроме их каждое утро в храме совершалась жертва возлияния. Священник шёл к Силоамскому источнику и набирал в золотой сосуд воду. Возвратившись в храм при звуках труб, кимвалов и восклицаниях, он смешивал воду с вином и возливал её на западную сторону жертвенника при пении слов пророка Исайи: «И в радости будете почерпать воду из источников спасения» (Ис. 12,3). Возлияние воды напоминало иудеям обилие воды в пустыне, когда Моисей жезлом ударил по скале и из неё открылся источник. Но главное значение этого священнодействия заключалось в том, что оно прообразовывало пришествие в мир Мессии, то есть Господа Иисуса Христа.

Силоам

Источник Силоам, из которого набиралась вода, представлял собой небольшой водоем, питавшийся от струи воды, текущей из-под храмовой горы. В книге пророка Исаии упоминается о водах силоамских, текущих тихо. Они символизируют царство Давида, а также и грядущее Царство Христа, которое, в противоположность громким и бурным земным царствам, приходит в мир и пребывает в нем тихо, бесшумно и неприметно. Кроме того, текущие тихо силоамские воды означают еще и Самого Христа - кроткого, смиренного сердцем, пришедшего в мир тихо и незаметно для людей.

Примечательно, что само слово «силоам» означает «посланный» что, конечно, имеет прямое отношение к Мессии, Которого Отец посылает в мир для спасения мира. То, что воду из Силоама выливали перед жертвенником, означало, что ожидаемый Мессия принесет Себя в искупительную жертву.

Кроме того вода Силоама символизировала собой еще и грядущее таинство христианского Крещения, в котором человек прозревает для Бога и для вечной жизни. Вспомним евангельский эпизод, когда Христос посылал слепого умыться в Силоамской купели, и он, умывшись, тотчас прозрел.

Можно сказать, что праздник Кущей, который посетил Христос, был праздником воды живой, спасшей Его некогда в пустыне от гибели. Но эта земная вода явилась лишь только прообразом воды небесной, воды вечной жизни, под которой разумеется благодатное учение Христово и благодатные дары Святого Духа.

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей», говорит Христос в последний великий день праздника. Все мы, подобно древнему Израилю, странствуем в пустыне мира сего и, чтобы не погибнуть в ней от духовной жажды, нуждаемся в спасительном источнике даров Божиих, которые преподаются верующей душе через Христа. Вода, которую Он нам дает, - это Благодать Святого Духа, соединяющая человека с Богом и доставляющая ему вечную жизнь и вечные блага. Это и есть та истинная небесная вода, которая одна только способна утолить жажду человеческой души, способна дать ей совершенное, никогда не оскудевающее насыщение. И в стяжании этой Благодати, в соединении с Богом как раз и заключается высшая цель и смысл христианской жизни.

Вспоминая в Неделю о расслабленном освящение воды от Ангела в купели Силоамской и Божественное учение Иисуса Христа, произнесенное Им в праздник Кущей, которое уподобляется воде, «подающей грешнику, жаждущему спасения, жизнь и мудрость», Церковь в день Преполовения после литургии совершает малое водоосвящение, прося Господа «напоить жаждущие души водами благочестия».

На иконе «Преполовение» изображается 12-летний отрок Иисус, поучающий старцев. Он возвышается над ними на величественном престоле. Так иконописец образно показывает, что Новый Завет проходит на смену Ветхому. Поучение Спасителя изображено на фоне Храмовой многоярусной постройки. Ее покрывает на всю высоту красный плат – символ Воскресения Христова, которое спасает весь человеческий род. Второй цвет иконы – зеленый – символ обновления жизни.

Светлана Финогенова
Источник: hram-troicy.prihod.ru

Тропарь, глас 8
Преполовившуся празднику, / жаждущую душу мою благочестия напой водами, / яко всем, Спасе, возопил еси: / жаждай да грядет ко Мне и да пиет. / Источниче жизни нашея, Христе Боже, слава Тебе.

Кондак, глac 4
Празднику законному преполовляющуся, всех Творче и Владыко, к предстоящим глаголал еси Христе Боже: приидите и почерпите воду безсмертия; темже Тебе припадаем, и верно вопием: щедроты Твоя даруй нам, Ты бо еси источник жизни нашея.

Преполовение – половина Пятидесятницы – середина 50 дней между праздниками Пасхи и сошествия Святого Духа.

Преполовение Пятидесятницы. Тропарь, глас 8.

Преполовившуся празднику, / жаждущую душу мою благочестия напой водами, / Яко всем Спасе возопил еси: / жаждай да грядет ко мне и да пиет, / источниче жизни нашея Христе Боже, слава Тебе.

Наименование праздника Преполовением Церковь заимствовала из Евангелия, благовествующего об Иисусе Христе, что Он, во дни Своей земной жизни, в третий год Своей Евангельской проповеди, в преполовение Ветхозаветного праздника Кущей, вошел в церковь и учил (Ин. 7, 14-36).

Праздник Кущей был одним из трех великих всенародных еврейских праздников, в память пребывания евреев в кущах (шалашах) во время странствованиях их по пустыне, и особенно в память показанной Богом Моисею на горе кущи (Исх. 25, 40), по образу которой Моисей поставил скинию (Исх. 39, 43; 40,1). Праздник продолжался восемь дней, из которых первый и последний были особенно святы. Обрядом восьмого дня, состоявшим в связи с христианским праздником преполовения, был обряд торжественного возлияния воды. Возлияние воды было знамением возлияния Святого Духа.

В преполовение праздника Кущей Господь вошел в храм Иерусалимский и учил. От божественного учения Господа преполовение стало праздником для Церкви Христовой. Иудеи, слыша учение, произносимое Господом в праздник, «дивились, говоря: как Он знает Писания, не учившись?» (Ин. 7, 15). «Многие же из народа уверовали в Него и говорили: когда придет Христос, неужели сотворит больше знамений, нежели сколько Сей сотворил?» (Ин. 7, 31). «Многие говорили» об Иисусе Христе: «Он точно пророк» (Ин. 7, 40). «Другие говорили: это Христос» (Ин. 7, 41). Этим учением Господь ясно показал Себя Мессией, ходатаем Бога и людей, законодателем и равным Богу Отцу.

Это учение Иисуса Христа, соответственно половине Пятидесятницы, соединяющей Пасху и праздник сошествия Святого Духа, предвозвещает и о приближающемся времени сошествия Святого Духа, ибо «в последний день праздника», во время которого Господь был в церкви и учил, Он Сам предвозвестил о Святом Духе, «Которого имели принять верующие в Иисуса Христа» (Ин. 7, 37-39). Таким образом, Преполовение Пятидесятницы есть явление Божественной силы и мудрости Спасителя, как Мессии, пославшего Святого Духа.

День Преполовения – это древний христианский праздник. О нем упоминает в своих поучениях свт. Иоанн Златоуст. В V веке Анатолий Константинопольский, в VII – преподобный Андрей Критский, в VIII – св. Иоанн Дамаскин, в IX – преподобный Феофан Исповедник воспели преполовение в духовных песнях, которыми Церковь ныне восхваляет Господа среди Преполовения Пятидесятницы.

Вспоминая в Неделю о расслабленном освящение воды от Ангела в купели Силоамской, и особенно Божественное учение Иисуса Христа, произнесенное Им в Пятидесятницу, которое Господь уподобляет воде, «подающей грешнику, жаждущему спасения, жизнь и мудрость», Церковь в день Преполовения после литургии совершает малое водоосвящение, прося Господа напоить жаждущие души водами благочестия, как Он «возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7, 37).

Преполовение Пятидесятницы

В среду 4–ой седмицы по Пасхе празднуется Преполовение Пятидесятницы . Это день, соединяющий собою два великих праздника - Пасху и Пятидесятницу. В этот день вспоминается, как Господь в преполовение иудейскаго праздника Кущей вошел в Иерусалимский храм (Иоан., 7 гл). и раскрыл учение о Себе, как о Мессии, после чего воззвал: «Аще кто жаждет, да грядет ко Мне и пиет ». В песнопениях Преполовения то прославляются Воскресение Христово, то напоминается о приближении праздника Пятидесятницы, когда Воскресший Господь ниспослал Своим ученикам Святаго Духа. Под образом этой воды которую предлагает Господь пить всем жаждущим, и представляется именно благодать Святаго Духа, обильно напояющая и утоляющая духовную жажду тех, кто уверовал во Христа, как в Мессию и Искупителя мира. На день Преполовения совершается Великая вечерня с ветхозаветными чтениями - паремиями, но кафизма бывает рядовая, а не «Блажен муж ». Поется тропарь: Преполовившуся празднику, жаждущую душу мою благочестия напой водами, яко всем, Спасе возопил еси: жаждай да грядет ко мне и да пиет, источниче жизни нашея, Христе Боже, слава тебе .

На утрени не положено полиелея, а только Великое славословие. Катавасия в самый день праздника и в день отдания не пасхальная, а «Море огустил еси ». На утрени и литургии, вместо «Честнейшую» и «Достойно есть» поется ирмос: «Чужде матерем девство …» В самый праздник бывает крестный ход на источники и освящение воды малое. Преполовение празднуется 8 дней и отдается в среду на 5–ой седмице. В отдание тоже поется, вместо: «Достойно есть», «Чужде матерем девство …» Предпразднства нет.

Из книги Церковно-народный месяцеслов на Руси автора Калинский Иван Плакидыч

ПРЕПОЛОВЕНИЕ Середина срока между Пасхой и Троицей, т. е. 25-й день после Пасхи.Уже в прошлом веке этнографы отмечали, что «праздник Преполовения принадлежит к числу тех, истинное значение которых почти совершенно непонятно для народа». Крестьянин, надо полагать, и не

Из книги Евангельская история. Книга третья. Конечные события Евангельской истории автора Матвеевский Протоиерей Павел

Проповедь в преполовение и в последний день праздника кущей Ин. 7, 10–8, 1 Праздник кущей начался в Иерусалиме при большом стечении народа не только из всей Палестины, но и других стран, где проживали иудеи рассеяния. Господь замедлил своим прибытием в священный город.

Из книги Деяния святых Апостолов автора Стотт Джон

1:6-26 1. Ожидание Пятидесятницы Главное событие первых глав Деяний произошло в день Пятидесятницы, когда уже Вознесшийся Господь Иисус совершил последнее действие Своей спасительной миссии (не считая Своего предстоящего пришествия) и «излил» Духа Святого на ожидавших

Из книги В начале было Слово. Проповеди автора Павлов Иоанн

2:1–47 2. День Пятидесятницы Без Святого Духа христианское ученичество немыслимо и даже невозможно. Не может быть жизни без Подателя жизни, нет понимания без Духа истины, нет братского общения без единства Духа, нет подражания характеру Христа без плодов Духа и нет

Из книги Великий пост автора Шмеман Протоиерей Александр

86. Преполовение Святой Пятидесятницы Преполовение - это середина святой Пятидесятницы, оно расположено точно между двумя величайшими праздниками - Пасхой и Троицей и как бы соединяет их воедино. На литургии сегодня читается Евангелие о том, как Христос пришел в

Из книги Дни богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви автора

4. «ПРЕПОЛОВЕНИЕ» (ПОЛОВИНА) ВЕЛИКОГО ПОСТА: КРЕСТ Третья неделя Великого Поста называется Крестопоклонной. За всенощной этого дня, после Великого Славословия, Крест торжественно выносится на середину церкви и остается там всю неделю; после каждой службы совершается

Из книги Литургика автора (Таушев) Аверкий

50 дней Пятидесятницы. Цветной триодью называется последование богослужения православной Церкви в продолжение 50 дней, или 8 недель, Пятидесятницы, - от Пасхи до праздника Св. Троицы и сошествия Св. Духа. По имени Пятидесятницы это последование называется также греческим

Из книги Невидимая битва. Козни бесовские против человека автора Пантелеймон (Ледин) Иеромонах

Преполовение Пятидесятницы. глава отсутствует

Из книги Никейское и посленикейское христианство. От Константина Великого до Григория Великого (311 - 590 г. по Р. Х.) автора Шафф Филип

Седмица Пятидесятницы. глава отсутствует

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

4. Неделя Пятидесятницы. Св. Троица Это - праздник, в который совершается прославление Святыя Троицы в память Сошествия Святаго Духа на апостолов. Поскольку это великое событие произошло в 50–ый день по Воскресении Христовом, и праздник этот всегда совершается в 50–ый

Из книги Духовник царской семьи. Архиепископ Феофан Полтавский, Новый Затворник (1873–1940) автора Бэттс Ричард

В день Пятидесятницы Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Сегодня мы празднуем с вами праздник Сошествия Святаго Духа на апостолов, день Святой Троицы, или Пятидесятницы, потому что Отец Небесный ниспослал через Сына Своего Духа Святаго в пятидесятый день. Какой же урок

Из книги Толковая Библия. Ветхий Завет и Новый Завет автора Лопухин Александр Павлович

§80. Цикл Пятидесятницы Весь семинедельный период между Пасхой и Пятидесятницей имел радостный, праздничный характер. Он назывался Quinquagesima, или Пятидесятница, в широком смысле слова, и отмечался в воспоминание о вознесении Христа, воссевшего по правую руку Отца, о Его

Из книги автора

10. "Я сказал в себе: в преполовение дней моих должен я идти во врата преисподней; я лишен остатка лет моих. В преполовение дней. Болезнь постигла Езекию на 39-м году его жизни (ср. 4 Цар. 18:2 и 20:1,6). Другие переводят: "в дни покоя" или "на полудне жизни".Врата преисподней. Шеол

Из книги автора

Слово в день Пятидесятницы Пятидесятницу празднуим, и Духа пришествие, и предложение обещания, и надежди исполнение, и таинство елико, яко велико же и честно Стихира На сошествие Святого Духа мы должны смотреть не только как на чудо, прославившее Апостольскую Церковь,

Из книги автора

Слово в день Пятидесятницы В праздник Святой Троицы о чем приличнее говорить, как не о Самой Троице. Но учение о Святой Троице есть вершина христианского богословия. Посему не дерзаю я излагать сие учение своими собственными словами, а изложу его словами святых и

Из книги автора

XX В Иерусалиме. Проповедь Иисуса Христа в преполовение и последний день праздника Кущей. Исцеление слепорожденного Праздник Кущей был одним из самых торжественных иудейских праздников, и для совершения его стекалось огромное множество народа, который спешил как

В среду 4-ой седмицы по Пасхе празднуется Преполовение Пятидесятницы. Это день, соединяющий собою два великих праздника - Пасху и Пятидесятницу. В этот день вспоминается, как Господь в преполовение иудейскаго праздника Кущей вошел в Иерусалимский храм (Ин.:7) и раскрыл учение о Себе, как о Мессии, после чего воззвал: «Аще кто жаждет, да грядет ко Мне и пиет»(Ин.7:37). В песнопениях Преполовения то прославляются Воскресение Христово, то напоминается о приближении праздника Пятидесятницы, когда Воскресший Господь ниспослал Своим ученикам Святаго Духа. Под образом этой воды которую предлагает Господь пить всем жаждущим, и представляется именно благодать Святаго Духа, обильно напояющая и утоляющая духовную жажду тех, кто уверовал во Христа, как в Мессию и Искупителя мира.

(Ин. 7, 14); Балканы XIV в. Сербия. Косово. Монастырь Высокие Дечаны. Алтарь

Пятьдесят дней отделяют праздник Пасхи от дня Троицы. Между четвертой неделей (исцеление расслабленного в купальне у овечьих ворот) и пятой - Неделей о самарянине в среду 4-й седмицы Православная Церковь празднует Преполовение Пятидесятницы. Расположившись точно посредине между Пасхой и днем Сошествия Святого Духа, праздник Преполовения и связывает и разделяет два великих христианских торжества. Вспоминаем мы, приходя в церковь в этот день и о проповеди Спасителя в преполовение праздника Кущей.

Ветхозаветный праздник Кущей получил название от шалашей, сложенных из веток, в которых евреи, вспоминая о сорокалетнем странствовании по пустыне, поселялись на время праздника.
На восьмой день праздника первосвященник выходил из храма Соломонова и, подобно Моисею, добывшему воду в пустыне, зачерпывал в источнике Силоамском золотою чашею воду и при звуке труб возвращался в храм, чтобы, смешав воду с вином, возлить ее на жертвенник.
Так было всегда…

Евангелие от Иоанна говорит, что в середине праздника вошел Иисус в храм и учил.

«И дивились Иудеи, говоря: как Он знает Писания, не учившись? Иисус, отвечая им, сказал: Мое учение - не Мое, но Пославшего Меня; кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю. Говорящий сам от себя ищет славы себе; а Кто ищет славы Пославшему Его, Тот истинен, и нет неправды в Нем. Не дал ли вам Моисей закона? и никто из вас не поступает по закону. За что ищете убить Меня? Народ сказал в ответ: не бес ли в Тебе? кто ищет убить Тебя? Иисус, продолжая речь, сказал им: одно дело сделал Я, и все вы дивитесь. Моисей дал вам обрезание (хотя оно не от Моисея, но от отцов), и в субботу вы обрезываете человека. Если в субботу принимает человек обрезание, чтобы не был нарушен закон Моисеев, - на Меня ли негодуете за то, что Я всего человека исцелил в субботу? Не судите по наружности, но судите судом праведным. Тут некоторые из Иерусалимлян говорили: не Тот ли это, Которого ищут убить? Вот, Он говорит явно, и ничего не говорят Ему: не удостоверились ли начальники, что Он подлинно Христос? Но мы знаем Его, откуда Он; Христос же когда придет, никто не будет знать, откуда Он. Тогда Иисус возгласил в храме, уча и говоря: и знаете Меня, и знаете, откуда Я; и Я пришел не Сам от Себя, но истинен Пославший Меня, Которого вы не знаете. Я знаю Его, потому что Я от Него, и Он послал Меня. И искали схватить Его, но никто не наложил на Него руки, потому что еще не пришел час Его».
Ин. 7: 14-30

(Ин. 7, 37-38); Балканы XIV в. Сербия. Косово. Монастырь Высокие Дечаны. Алтарь

Иисус Христос в этот день открыто говорил и о Своем Божественном посланничестве и о живоносной воде. Вода живая, о которой Он учил - это Его учение о спасении и благодатный дар Святого Духа. Поэтому в церковных таинствах с водою соединяется благодать Божия.
Соединяя воспоминания об освящении воды в купели Силоамской с воспоминаниями о живой воде учения Иисуса Христа, Русская Православная Церковь молится в этот день Господу о напоении всех жаждущих спасения водами благочестия.

«В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен». Ин. 7, 37-39

На день Преполовения принято было на Руси освящать воду на реках и в колодцах, совершать особые крестные ходы на поля, читая над нивами, засеянными хлебом, молитвы и окропляя всходы святою водою.

Тропарь Преполовения

Преполови́вшуся пра́зднику, жа́ждущую ду́шу мою́ благоче́стия напо́й вода́ми, я́ко всем, Спа́се, возопи́л еси́: жа́ждай да гряде́т ко Мне и да пие́т. Исто́чниче жи́зни на́шея, Христе́ Бо́же, сла́ва Тебе́.

Кондак Преполовения

Пра́зднику зако́нному преполовля́ющуся, всех Тво́рче и Влады́ко, к предстоя́щим глаго́лал еси́, Христе́ Бо́же: прииди́те и почерпи́те во́ду безсме́ртия. Те́мже Тебе́ припа́даем и ве́рно вопие́м: щедро́ты Твоя́ да́руй нам, Ты бо еси́ Исто́чник жи́зни на́шея.

У колодца Иакова

Богослужение праздника Преполовения Пятидесятницы, связанное с исцелением расслабленного в купальне у овечьих ворот, всё время вспоминает о воде, которую Господь обещал дать, и этот благодатный поток выносит нас в Неделю о самарянине.
Иисус шел тогда из Иудеи в Галилею.
Между Иудеей и Галилеей находилась Самария, жители которой, как и евреи, верили в одного Бога, Творца неба и земли, хотя правоверные евреи и гнушались общаться с ними.
Когда Иисус с учениками пришел в самарийский город Сихарь, Он отправил учеников купить пищу, а сам сел у колодца.

Просьба соблюдать правила уважительного тона. Ссылки на другие источники, копипасты (большие скопированные тексты), провокационные, оскорбительные и анонимные комментарии могут быть удалены.

1 0



Публикации по теме