Причины того что родители скоро разведутся. Что делать ребенку если родители разводятся? Чувства и переживания

Взрослые часто не предполагают, какие страдания испытывает ребенок, когда два любимых им человека вдруг расстаются. Как влияет развод на психическое развитие ребенка в дальнейшем? Какими опасностями он грозит? Какие условия могут дать надежду и помочь избежать травматических воздействий на последующую жизнь ребенка?

Настоящая книга написана на основе анализа результатов исследовательской работы Института прикладной психологии в Вене.

В книге раскрыта индивидуально различная психодинамика детских переживаний в зависимости от того, какую помощь окружающие (родители) оказывают ребенку, а также анализируются причины несостоятельности родителей и окружающих, не сумевших вовремя оказать ребенку необходимую помощь.

Фрагменты для ознакомления


"Я никогда не мечтала иметь абсолютно послушного ребенка, к тому же мальчик должен быть живым и иногда даже шаловливым". Фрау Б. вздыхает. Потом она опускает глаза, и, когда снова продолжает говорить, я вижу, что ей приходится бороться со слезами: "Но я не знаю, как мне быть дальше. Меня уже просто не хватает!"

Такое проявление чувств слишком неожиданно. Фрау Б. обратилась ко мне за помощью, как она сообщила по телефону, для того чтобы получить несколько педагогических советов. Непосредственно перед описанной сценой она охарактеризовала своего сына Лео как живого, развитого мальчика, с которым постоянно возникают проблемы, когда он должен делать то, к чему в данный момент не расположен, как, например: одеваться или раздеваться, выключить телевизор, идти спать и тому подобное. Мать беспокоит также чрезмерная стеснительность сына по отношению к чужим взрослым.

Все это она рассказала в спокойной манере, к которой теперь так не подходила ее внезапная растерянность, составлявшая контраст со сравнительно невинной симптоматикой, если вообще в этом случае можно говорить о симптомах. Я обращаю на это внимание фрау Б., тогда она, заливаясь слезами, рассказывает, что из таких конфликтов состоят их будни и что из-за них ее отношения с Лео так испортились, что они постоянно кричат друг на друга, а потом рыдают.

И что мальчик последнее время убегает от нее, когда она приходит за ним в детский сад. На мой вопрос, догадывается ли она о вероятной причине, она отвечает: "Я не знаю, но, может быть, правы мои родственники и друзья, говоря, что я избаловала Лео, что недостаточно строга и непоследовательна с ним. Я всегда пыталась воспитывать сына, воздействуя на него разумом, а не строгостью. Но самое ужасное, что я просто не понимаю, что происходит между нами. Очевидно, я все делаю не так!"

Время беседы подходит к концу и я обращаю внимание фрау Б. на то, что она рассказала мне достаточно много о Лео и о себе, о родственниках и друзьях, но ни словом не обмолвилась об отце ребенка. Она краснеет, как будто я застиг ее на месте преступления, и произносит вскользь, что не соответствует ее заметному внутреннему волнению: "Да, это верно и это взаимосвязано, что отец в наших отношениях не играет почти никакой роли. Мы вот уже два года в разводе и Лео видит своего отца раз в месяц, а то и в два".

И на мои дальнейшие вопросы она утверждает, что развод не мог негативно повлиять на ребенка, потому что в момент развода ему было всего два года, и он не в состоянии был что-либо понять и совсем не грустил, когда отец ушел. При этом фрау Б. держится с возрастающей отчужденностью и изо всех сил старается увести меня с "неверного следа". Поскольку время беседы истекло, мы договариваемся о следующей встрече. Конечно, нельзя заранее утверждать, что причиной проблем между Лео и его матерью является непременно развод родителей.

Но все же удивительно, что эта образованная и, как она сама говорит, интересующаяся психологией женщина абсолютно не считает вероятной возможность, что ее развод с отцом ребенка, как минимум, является одной из причин тех трудностей, которые возникли в ее отношениях с Лео. Подобное несоответствие вызывает подозрение психоаналитика о существовании здесь неразрешенных психических конфликтов, имеющих значение для данной проблемы и ее разрешения.

Напрашивается вопрос - почему мать Лео пыталась скрыть от меня развод? А точнее, у меняя сложилось впечатление, что речь шла не столько обо мне, сколько о ее желании избежать нового столкновения с фактом развода. Через неделю фрау Б. сама отвечает на этот вопрос. Она начинает рассказывать о своем браке, о разочарованиях и переживаниях, о том, что ее муж после рождения ребенка больше заботился о ребенке и о своих друзьях, чем о ней. Мать сосредоточилась на сыне, не желала спать с мужем, что еще больше осложняло их отношения. Когда ребенку исполнилось два года, желание уйти от мужа с ребенком приобрело конкретный характер.

И в заключение фрау Б. рассказала, вся в слезах, как долго она мучилась этим решением, так как чувствовала, что не имеет права отнимать у ребенка отца. Несмотря на то что муж все реже бывал дома, Лео его тем не менее очень любил. Можно предположить, что это было именно то огромное чувство вины, которое и привело фрау Б. к полному отрицанию роли отца для Лео, а вместе с тем и значения развода, и она вжилась в представление о том, что ребенок не заметил изменений в семье. Иначе она, вероятно, не совершила бы столь важного шага и не смогла бы освободиться от ставшей невыносимой совместной жизни.

Фрау Б., конечно, не одинака с ее конфликтом между личными чувствами и желаниями, с одной стороны, и родительской совестью - с другой. С огромным чувством вины по отношению к детям приходится бороться большинству родителей, решившихся на развод. Эти угрызения совести кажутся, на первый взгляд, удивительными, но они подтверждаются статистическими выводами. Тем не менее в Австрии распадается каждый третий брак и каждый десятый ребенок до своего четырнадцатилетия уже обременен переживаниями развода (для ФРГ и Швейцарии цифры те же). /.../

Манфреду шесть с половиной лет. Мальчики в этом возрасте обычно идентифицируют себя с отцами. Психоаналитическое понятие идентификации означает гораздо больше, чем просто взятие другого человека в качестве примера для подражания. Идентифицировать себя с другим означает частично быть с ним сросшимся, подсознательно фантазировать: что ты действительно этот другой, жить "через" него и переживать, как он. Идентификация выражается в чувстве "мы", которое принимается в себя.

Путем идентификации я присваиваю себе часть объекта, с которым я себя идентифицирую. (Идентификации являются также важными стимулами детской социализации и имеют огромное значение для развития личности, на них опирается большинство рекомендаций, которые играют большую роль в педагогической практике.)

Итак, Манфред относился к тем мальчикам, которые особенно сильно идентифицируют себя со своими отцами. Для него отец был живым воплощением всего того, что придает жизни смысл: он был обладателем роста, силы, власти, разума и любви к матери в сочетании с восхищением ею. Отец обладал всем тем, в чем он сам так мучительно нуждался. Только благодаря идентификации с отцом ему удавалось не падать духом по поводу своей слабости и маленького роста и преодолевать страх перед теми, кто был старше и сильнее его.

Отец гарантировал мальчику также необходимое эмоциональное прикрытие в отношении матери, что позволяло тому хотя бы частично чувствовать себя защищенным от ее строгости. Идентификация давала ему возможность сосуществовать с болезненным сознанием, что мать обращается с ним как с маленьким ребенком и доминирует над ним, и все же сохранять свою мужественность. Такие сильные идентификации не обязательно результат внешне особенно близких отношений.

Отец Манфреда был художником и очень часто отсутствовал по нескольку дней или недель. И, как раз наоборот, из-за частой недосягаемости отца, чувство идентификации сильно возрастало, что обычно является - подсознательно - путем к тому, чтобы любимого человека всегда иметь при себе, вернее, в себе, даже тогда, когда его нет рядом.

Когда Манфред узнал, что отец не вернется больше домой из своей последней поездуди, он потерял не просто любимого человека. Жить дальше без отца означало для Манфреда потерять самого себя. Отец в известном смысле забрал с собой хорошие и сильные части личности Манфреда. Осталось маленькое существо, обижаемое и дразнимое во дворе и в школе и чувствующее себя в полной зависимости от чересчур заботливой матери.

Потеря отца означала для Манфреда также потерио будущего, а именно, в его становлении мужчиной, поскольку у него отняли возможность уже сейчас, путем идентификации с отцом, таковым себя ощущать. Развод кастрировал Манфреда и таким образом сделал действительностью эдиповы и предэдиповы опасения. В этих обстоятельствах печаль превращается в растерянность, чувство вины обращается к фантазии о самоуничтожении и на место стража вступает чувство поражения.

Но не только разлука с однополым родителем может переживаться ребенком так драматично. Катарине было неполных пять лет, когда ее родители разошлись. Она находилась в высшей точке своей эдиповой любви и была нежно предана отцу, который воплощал для нее сияющего сказочного принца.

Отец был врач и для Катарины было самой собой разумеющемся, что она со временем тоже станет врачом или медсестрой, чтобы ассистировать отцу. Уже сейчас это были счастливейшие моменты, когда она бралась за ручку двери его кабинета и ей разрешалось принести ему картотеку. Ее любимейшей игрой была кукольная семья. При этом кукольный отец был ее отцом, она сама была матерью, они вместе заботились о детях..."

Теперь изложение некоторых идей из книги словами переводчицы


"...Тройственные отношения в психоанализе именуются триангулированием. Они означают не только отношение к отцу и отношение к матери, но также отношение к обоим родителям сразу. Это соотношение создает новое равновесие, внутрипсихическую структуру, которой в дальнейшем предстоит играть огромную роль в умении построения одновременных отношений с разными персонами. Здесь невольно напрашивается сравнение с физическим законом о точках опоры, которых, для того чтобы предмет стоял, а не падал, требуется не меньше трех.

Вспомните, мы говорили о том, как Кристиан, ссорясь с мамой, на время отходил «под защиту» отца. Если отца в это время не было дома, он просто думал о нем и этого было достаточно. Таким образом ему удавалось не очень пугаться своих ссор с матерью. Но когда третья персона - отец - отсутствует по-настоящему, то есть в результате развода его не просто нет рядом, а его нет, он не придет сегодня вечером и неизвестно, придет ли вообще когда-нибудь, то ребенок не в силах выдержать страха перед окончательной потерей еще и матери: потеря эта может оказаться расплатой за его злые слова и мысли.

Роль отца в успешном прохождении «фазы нового приближения», в процессе индивидуализации и в достижении константы объекта трудно недооценить. Если ребенок живет в благодушной атмосфере, если мама с папой любят его и любят друг друга, то его психические структуры развиваются нормально и именно они защитят его в дальнейшем от психических срывов.

Следует отметить, что шести- или семилетние дети, переживая развод, обычно регрессируют именно в эту фазу развития. Но теперь это «оживление» прошлого происходит без отца, который был когда-то так важен для душевного равновесия и чувства защищенности ребенка.

Годовалый малыш, хотя и не чувствует себя больше сим-биотически связанным с матерью, но когда он замечает, что у отца, который теперь воспринимается как отдельная персона, существуют свои собственные с нею отношения, он оказывается потрясен, поскольку видит себя из этих отношений исключенным. Но одновременно он приобретает необыкновенно важное познание: быть другим или быть исключенным вовсе не означает оказаться потерянным в этом мире.

Отец подает малышу пример отношений между автономными субъектами, и ребенок начинает думать так: я такой же, как папа, который любит маму и любим ею. Путем отождествления себя с отцом он открывает возможность новых, не симби-отических отношений с матерью.

С этим чувством независимости своего существования от матери вступает он в критическую «фазу нового приближения», которая переполнена конфликтами между стремлением к самостоятельности и желанием безграничной заботы матери и симбиотического воссоединения с нею. И все это к тому же сопровождается совершенно разноречивыми страхами: страхом перед новым воссоединением, поскольку в нем заключается угроза «поглощения» его матерью, и в то же время страхом перед разлукой.

Короче говоря, он и боится, и в то же время желает независимости. Именно эта неопределенность и скрывает в себе огромный конфликтный потенциал по отношению к матери. Так ребенок в возрасте от полутора до двух с половиной лет создает себе два совершенно противоположных представления о матери. То она в его глазах абсолютно добрая, защищающая, дающая удовлетворение, то вдруг превращается в абсолютно «злую», отказывающую в удовольствии, преследующую и угрожающую. В этом возрасте он, хоть и знает уже, что у него одна мама и воспринимает ее целиком, но в то же время ему кажется, что существуют два противоположных существа, которые стремятся взять над нею власть.

Этим и объясняется то, что дети в этой так называемой фазе сопротивления столь отчаянно борются за, казалось бы, пустяковые удовлетворения и, если им не удается одержать верх, реагируют на это как на истинную катастрофу. Вам кажется, что вашему малышу очень важно, чтобы вы купили ему эту машинку (хотя у него их уже больше десяти и эта ничем особенным не отличается от остальных), но на самом деле для него может быть в этот момент речь идет скорее о «доказательстве», что «хорошая мама» все еще здесь, или о возможности путем ожесточенной борьбы изгнать «злую мать», чтобы снова вызвать к жизни «добрую». Нет оснований сердиться на него за это или чувствовать себя беспомощной, постарайтесь просто - как взрослый человек - забрать ситуацию в собственные руки.

Итак, вашему малышу нужно доказательство? Дайте ему его! Но для этого нет необходимости покупать ему требуемую игрушку или разрешить зимой идти гулять в сандалиях. Есть много других способов доказательства любви и прежде всего это готовность к компромиссу и ласковая любовь, которые обязательно подскажут вам нужное решение.

И это, заметьте, совсем не исключает вашей твердости. Фигдор справедливо утверждает: хорошее воспитание это прежде всего - компромисс! Запомните эти слова, постарайтесь осмыслить их для себя и применительно к своей жизни. Компромисс - это вообще основа любых хороших отношений, а не только международных. Во всяком случае на ниве воспитания, как и в любовных и дружеских отношениях, жесткая и ограниченная принципиальность, максимализм и желание любой ценой настоять на своем могут привести лишь к разрушению.

Двух- или трехлетний малыш вряд ли поймет, что это такое: «нет денег» или что у него уже есть десять машинок и одиннадцатая ему ни к чему. Но вы можете, не сердясь на него, а ласково улыбаясь, предложить заменить это удовольствие другим, например, поиграть с ним в его любимую игру или пойти с ним погулять. Главное, чтобы он видел, что мама, хоть и тверда в своем отказе, но она все равно добра к нему.

И еще - что очень важно - не ленитесь говорить с ребенком. Уже один факт вашего с ним общения для него важнее всех самых дорогих игрушек. Говорить обо всем и давать ему возможность высказаться. И улыбаться. Вот видите: «добрая мама» уже здесь и любимец ваш смеется довольным смехом, ему, собственно, ничего больше и не нужно.

Есть семьи, которые не нуждаются ни в чем и могут позволить себе баллвать своих детей все новыми и новыми покупками и они охотно это делают. Особенно те, чье собственное детство прошло в лишениях. Мне хочется спросить: как долго ваш ребенок радуется новой покупке? Знаю, совсем недолго, часто он забывает о ней уже через полчаса. И это вовсе не от «пресыщенности», как принято считать, а от того, что новое приобретение не принесло ребенку желаемого удовлетворения.

Игрушка - это совсем не то, чего он на самом деле бессознательно себе желал, она нужна была ему в качестве доказательства вашей любви. Не заменяйте себя подарками! Я понимаю, у вас нет времени, вам приходится много работать (благосостояние не падает с неба), вы устали, у вас просто не хватает сил на все. А тут еще и свои собственные неудовлетворенные потребности!

И вот вы уже чувствуете себя ужасно виноватой перед своими детьми и не находите ничего лучшего, как заглаживать вину подарками. И вы даже не представляете, как это опасно для ваших отношений. В результате ребенок ваш, постоянно переживая внутренние разочарования, и в самом деле находит компенсацию в подарках. Так он потихоньку учится бездушно измерять любое доброе отношение не истинным проявлением тепла, заинтересованности и любви, а количеством полученных от человека материальных благ.

Такие люди, если и добиваются в жизни известных успехов, они тем не менее остаются несчастны в личной жизни, поскольку они считают, что все, в том числе и любовь, можно купить за деньги, и не умеют строить настоящих отношений.

Именно в это, такое трудное для матери и ребенка время на отца возлагаются две необыкновенно важные задачи. Во-первых, он предлагает ребенку себя в качестве менее «заряженного», то есть менее конфликтного - в отличие от матери - объекта, который на время освобождает его от противоречивых желаний воссоединения и независимости. И второе: отец одновременно выступает не только как представитель материнских свойств, но и как представитель «внешнего мира», т. е. мира, отличного от матери.

Образно говоря, отец - это тот надежный остров, к которому можно пристать в бурном океане неизвестности, бежав от материка - матери. В этом случае отдаление, освобождение от матери становится не уходом вон, в неизвестность, а уходом куда-то, то есть к отцу, который в какой-то степени тоже как мама. Согласитесь, даже для взрослого человека это далеко не одно и то же.

Таким образом, тройственная структура отношений на втором и третьем году жизни создает необыкновенно важные условия для завершения процесса индивидуализации в области психики. Любовь ребенка к другому родителю не только не обедняет его любви к вам, она делает эту любовь более сильной и уверенной. Не следует смешивать два таких разных понятия, как любовь и зависимость. Если вы стремитесь к безграничной зависимости ребенка от вашей персоны, это значит, что вы желаете безграничной и единоличной власти над ним. А это значит, что вы либо превратите его в «покорного раба», либо в «бунтаря», который станет терроризировать вас своей агрессивностью."

________________________
Гельмут Фигдор родился в 1948 году в Вене. Изучал социологии философию, психологию и педагогику в Венском университете.

После двухлетнего пребывания в Северной Африке и многочисленных поездок в Америку, Восточную Азию и Африку закончил образование и получил диплом психоаналитика (WPV IPA).

Гельмут Фигдор живет в Вене и имеет собственную практику, работает в качестве психоаналитика, детского психотерапевта и консультанта-воспитателя, преподает в Венском университете, является судебным экспертом по вопросам, касающимся детей и юношества, а также сотрудником общества Зигмунда Фрейда по проблемам воспитания.

В последние годы его многочисленные публикации в основном посвящаются вопросу использования познаний психоанализа в повседневной практике воспитания подрастающего поколения.

Доктор Фигдор - один из ведущих педагогов-психоаналитиков в немецкоязычных странах, специализирующийся в области душевных проблем, с которыми сталкиваются дети разводов и их семьи, а также возможностей их преодоления.

Каждая семья - это как живой организм и понятно, что большинство счастливых пар празднует день рождения своей семьи - день бракосочетания. Но никто не празднует день «гибели» этого организма - день развода, особенно если в семье есть дети, что наблюдают за этим процессом со слезами на глазах. Дети после развода родителей, могут быть глубоко травмированными. Они замыкаются в себе, и не могут нормально адаптироваться в социуме, заводить дружбу и романтические отношения во взрослом возрасте.

Как не травмировать ребенка при разводе расскажет вам семейный психолог, к которому обязательно обратиться, если вы ходите, чтобы из вашего отпрыска сформировалась самодостаточная и уверенная в себе личность, а не зажатый социопат.

Развод родителей для детей

Семья дает детям все, что нужно, уже с раннего возраста на основания поведения мамы и папы у них формируется понятие супружества. По тому же принципу, подсознательно они будут строить в будущем свою семью. Родители - это два самых важных человека в жизни. Если родители разводятся, перед отпрысками постает выбор кого-то одного у них рушиться мир, как карточный домик. В это время родители должны максимум времени уделить именно своему малышу и посоветоваться, как объяснить ребенку развод, так чтобы он смог понять поступок мамы и папы. Нужно на какое-то время забыть о личной неприязни, своих переживаниях и вести себя сдержано, убедить малыша в том, что он не станет менее любим каждым из них, и сможет видеться и с мамой, и с папой по первому требованию.

Для более взрослых детей в школах начинают преподавать предмет под названием «психология семейной жизни». В этой дисциплине детям объясняют, что семья - это не результат влюбленности двух людей, а процесс, в котором не исключено начало и окончание. Советы психолога помогут и родителям, которые не знают порой как вести себя с ребенком при разводе и, как сказать ребенку про развод.

Дети при разводе родителей проходят несколько стадий восприятия ситуации, каждая из них имеет свои особенности. Чтобы ребенок после развода родителей остался полноценным членом общества, взрослые должны тщательно изучить, как дети переживают развод родителей и как на каждой из стадий вести себя подобающе.

Первая стадия это гнев. Родители разводятся, ребенок злиться на них, почему они не могут помириться и жить, как прежде, ведь в их жизни было так много хорошего. Малышу казалось, что у него постоянно будет и мама, и папа, соответственно гнев на развод родителей для ребенка это нормальная реакция. Он расценивает брак родителей, из-за своей незрелости, как игрушку, которой он так любил играться, но она разломалась и уже не может выполнять свои функции, как раньше. Сказать ребенку о разводе родителей на стадии гнева труднее всего, ведь каким бы мелким не был ребенок, он слышит крики и скандалы, что не редко предшествуют официальном разводу.

Влияние на психику ребенка требуется осуществлять таким образом, чтобы ему было понятно, особенно если он воспринимает семью, как поломанную игрушку и хочет, чтобы она работала, как прежде. Объясните, что теперь вместо одной старой игрушки у него будет две совершенно новых, которыми играться ему будет намного интересней. Под новыми игрушками подразумевается две новых семьи, которые впоследствии у него появятся со стороны матери, и стороны отца.


Вторая стадия - страх. Это, пожалуй, самое сильное чувство, которое после развода родителей дети ощущают. Если проживая в полноценно семье, ребенок чувствовал себя в безопасности и защите, то в процессе новых событий, он уже не уверен ни в чем, и не знает, что его ждет. Если бывают бывшими супруги, то может и бывают бывшими дети? Этот вопрос очень часто задают себе дети, когда родители в разводе. Малыш ощущает потерю одного из близких людей и боится потерять тех, что остались рядом с ним. Если в это время взрослые не решат, как помочь ребенку пережить развод родителей, то это страх будет только увеличиваться, и нарушать психику ребенка, перерастая в комплексы, паранойю и даже некие отклонения в развитии.

Чувство вины - еще одна стадия. Последствия развода для детей трудно предугадать, ведь даже маленький детеныш - уже личность, только не сформированая, и такой переломный момент в его жизни, может стать толчком для формирования основных качеств его характера. Чувство вины очень ярко проявляется у детей от 3 до 7 лет. Малыши задумываются, возможно, это их постоянный плач и капризы стали поводом для того, что родители хотят развестись. В это время маленький человек будет всячески пытаться примирить взрослых, обещать, что впредь он будет вести себя лучше. Наблюдать без слез на глазах, за его рвением восстановить семью, просто невозможно.

Важно сказать сыну или дочке, что они самые лучшие и родители никогда не разошлись бы из-за них, ведь они самое ценное, и самое лучшее, что у них есть. Вину, что ощущает ваш отпрыск, требуется опровергнуть в первую очередь. Можно объяснить, что родители продолжают любить его, но какое-то время они поживут раздельно. Со временем их чадо привыкнет к новой ситуации и подобного чувства больше не возникнет.

Как вести себя родителям?


Как развод влияет на детей родители даже и представить себе не могут, ведь порой дети сохраняют спокойствие внешне, но внутри переживают огромную обиду на взрослых и чувствуют себя одинокими. Чтобы минимизировать последствия развода для ребенка, взрослые должны придерживаться нескольких правил:

  • больше времени проводите со своим чадом, окружите его вниманием и заботой. Важно не только вместе смотреть телевизор, а играть, гулять, даже если один из родителей живет отдельно. Малыш должен понять, что для него все будет, как прежде, изменения будут только у взрослых;
  • ни в коем случае, не обманывайте, малыш чувствует напряжение в семье, он вправе знать намерение мамы и папы расстаться. Нужно просто выбрать правильное время, чтобы сказать детям о разводе родителей и подобрать верные слова;
  • не стоит кардинально изменять условия жизни, если, к примеру, родители расстались, что уже большой стресс, не нужно сразу же переезжать другой город или переводить деток в новую школу. Это дополнительная травма;
  • не вводите школьников в курс всего, что происходит, взрослые вопросы по типу раздела имущества, можно оставить за пределами внимания детей;
  • никогда не длите детей, если их несколько, помимо того, что малыш осознает необходимость проживания только с одним родителем, смириться с мыслью, что папа выбрал не его или мама решила оставить себе сестру, может стать причиной сильнейшей депрессии и развития серьезных психических заболеваний;
  • не перетягивайте детей на свою сторону, и не настраивайте их против второго родителя. Невыносимо малышу выбирать между двумя самыми родными людьми.

Подобные рекомендации помогут подготовить детей к разводу родителей, обустроить их новую жизнь, как можно лучше. Объяснить ребенку развод родителей должны не бабушки с дедушками, а сами родители. Воспитание детей - это большая ответственность, и когда супруги решали завести малыша, то должны были подготовиться, что любые вопросы они будут решать также вместе.

Как сказать детям о расторжении брака?


Как объяснить ребенку что родители разводятся, очень важный вопрос, которым задаются все супруги. Сколько бы лет не было 18 или 6, новость о разрыве отношений между мамой и папой, всегда травмируют психику. Взрослые должны подготовиться к тому, как рассказать ребенку о разводе, и к его неадекватной реакции. Вероятно, он будет кричать плакать, просить одуматься, но если решение о разводе принято окончательно, взрослые не должны отступать от своего намерения, и не говорить что-то по типу: «Ну ладно, мы с отцом подумаем, возможно, все еще образуется». В таком случае, вы даете ложную надежду на восстановления семьи, и если этого в конечном итоге не происходит, помимо обиды, гнева и разочарования, малыш теряет доверие к родителям. Потом восстановить хорошие отношения с ним, будет очень сложно.

О том, как подготовить ребенка к разводу, и как травмирующее событие перевести из раздела «катастрофы», в радел «нового этапа жизни семьи», расскажут многие публикации всемирных психологов, которые можно найти в интернете. На нашем сайте тоже есть советы, которые пригодятся родителям, что не знают, как сообщить ребенку о разводе. Очень хорошо звучат фразы:

  • «Наверное, ты будешь расстроен, когда узнаешь новость, которую мы тебе поведаем»;
  • «Мы понимаем, что ты очень расстроен нашим решением»;
  • «Мы понимаем, что ты зол и думаешь, что мы все рушим».

Хоть эти фразы и звучат грубовато, но они помогут малышу все обдумать и прислушаться к своим чувствам. Он оценит то, что к нему относятся, как полноправному члену семьи, и хотят с ним серьезно говорить.

Конечно, использовать подобные заученные высказывания в беседе с 3-х летним малышом нет смысла, их значения он не поймет. Сейчас речь идет о том, как пережить развод родителей подростку и рассказать почти сформированному отпрыску о своих взрослых делах. Если будет своевременно предоставлена помощь ребенку при разводе психологическая, то он поймет, что нет ничего страшного в том, что родители разошлись.

Как должен вести себя ребенок?

Как пережить развод родителей ребенок школьного возраста или подросток не знает, но манеру своего поведения он определяет, исходя из ситуации, что держится в семье. Если чадо уже сформировалось, то оно тоже должно понимать, что плохо не ему одному, но родителям тоже нужна поддержка и понимание. Он, как важная часть их семьи может помочь поскорее завершить этот неприятный процесс расторжения брака, адекватно реагируя на решение мамы и папы жить отдельно.

Что делать если родители разводятся, знают немногие дети, поэтому чаще всего попросту убегают из дому, дополняя список проблем взрослых, своим исчезновением. Уход из дома, а если быть точнее от проблемы, ее никогда не решит. Подросток, что переживает развод, должен дать родителям немного времени разобраться во всем, не вмешиваться во взрослые дела, а попросту выполнять поставленные на него обязанности - ходить в школу, хорошо себя вести.

Ни в коем случае, не стоит использовать развод родителей в своих целях, то есть говорить «если ты купишь мне то-то, я останусь жить с тобой». Нельзя также настраивать еще больше родителей друг против друга, это подло и не честно по отношению к ним, ведь они и так переживают сложный период в своей жизни.

Как бы тяжело не было переживать раскол семьи, дети должны осознавать в полной мере, что все в скором времени пройдет и нормализуется. Больше не будет так больно видеть маму и папу, и на лице родителей хоть и порознь, но опять появиться улыбка и блеск в глазах. Как объяснить ребенку о разводе родителей и как влияет развод на детей, теперь вам известно. Подводя итоги, хотелось бы отметить, что никогда не стоит жить в браке ради общих деток. Иллюзия семьи не принесет радости никому. Со временем ребята вырастут и не оценят поступка родителей, а свою жизнь мама и папа начать сначала, уже не смогут.

По статистике, в России из 10 пар, скрепивших отношения брачным союзом, только пять избегают развода и могут похвастаться гармоничными отношениями. Почти в каждой из распавшихся семей есть дети, чьи интересы ввиду надвигающейся катастрофы отходят на задний план. Родители забывают, что ребенок, столкнувшийся с непонятным ему явлением развода, имеет собственное видение ситуации, отличное от того, что навязано ему взрослыми. Как помочь ребенку пережить развод родителей?

Кому достаются отпрыски?

Если родители разводятся, с кем остается ребенок? Статья 61 Семейного Кодекса РФ гарантирует родителям равные права на общего ребенка, однако есть нюансы, раскрывающиеся в ходе бракоразводного процесса, которые могут внести коррективы в предоставление этого права одному из родителей.

Какие аспекты влияют на решение суда при определении места жительства ребенка после развода родителей:

  • материальные возможности каждого из родителей;
  • привязанность ребенка (больше, меньше) по отношению к папе или маме;
  • степень заботы каждого из родителей по отношению к ребенку до расторжения брака.

Если оба родителя, проживая вместе, должным образом исполняли свои обязанности и в равной степени обеспечивали физические и моральные потребности чада, то вопрос о местожительстве ребенка чаще всего решается формально в пользу матери. При этом бывший глава семьи будет иметь возможность встречаться и общаться с сыном или дочерью в любое время.

Реакция дошкольника на развод родителей

Что делать, если родители разводятся? Дошкольники известие о том, что родители расходятся, воспринимают с единственным превалирующим и подавляющим все остальные эмоции чувством – страхом. Маленький ребенок не способен осознать внутренних факторов катастрофы и полностью ассимилирует происходящее со своей личностью – это его бросают, ему хотят сделать больно. Усиливает гнетущую ситуацию тот факт, что на время распрей, сопровождающих развод, родители полностью сосредотачивают внимание на своих переживаниях и не способны уделить нужное внимание маленькому члену семьи.

В период бракоразводных действий дети чаще заболевает простудой, у них начинает скакать температура, появляются признаки ВСД. Все эти симптомы являются результатами нервного расстройства, проявлениями внутреннего протеста против разрушения внутренних установок и мироощущения малыша.

Поскольку именно мать (в большинстве случаев) остается с ребенком после разрыва отношений, на нее возлагается ответственность за восстановление доверия малыша к обоим родителям. Маме необходимо разговаривать с маленьким человеком, оперируя доступными ему понятиями, но не пытаясь сгладить горькую истину ложью. До малыша нужно донести, что по-прежнему его папа лучший, а то, что случилось, никак не повлияет на их возможность видеться, гулять вместе, играть.

Считая, что ребенок еще слишком мал для того чтобы понять ситуацию правильно, некоторые родители начинают задаривать его игрушками, потакать всем его прихотям, покупать больше сладостей. Делать этого ни в коем случае нельзя, иначе ребенок научится извлекать выгоду из чувства вины других людей. Для того чтобы дошкольник не чувствовал себя ущемленным, достаточно проводить с ним больше времени, общаться и, конечно, оставить все выяснения отношений за порогом дома.

Развод глазами подростка

Школьникам, поставленным перед фактом распада семьи, приходится еще тяжелее, чем малышу, ведь ребенок постарше, выискивая причину беды, сразу начнет копаться в себе. Даже очевидные причины развода, такие как измена, алкоголизм, отсутствие любви, не являются для подростка аргументами в пользу развода. А если родители еще и усугубляют тяжелую обстановку, бросая в лицо ребенку такие обвинения, как: «Это все твои проделки!», «Если бы ты себя вел нормально, этого бы не было!», то психологические проблемы не заставят себя ждать.

Дети старше 11 лет, уже афиширующие протест ярко выраженным девиантным (отклоняющимся) поведением, часто пробуют курить, уходить из дома, делая это демонстративно либо намеренно плохо маскируя «следы преступления». Почти в 100 % случаев, узнав, что родители решили развестись, ребенок перестает хорошо учиться, а педагоги начинают жаловаться на ухудшившееся, неуправляемое поведение.

С подростком разговаривать нужно, но в меру откровенно. Ребенка нельзя посвящать в подробности бесчестного поведения отца или говорить ему, что в ссорах папы и мамы виновата бабушка. Пусть даже живущий отдельно отец останется для него авторитетом. Стандартная формула об утере былых чувств, преподносимая подростку в виде объяснения, не заставит ребенка считать себя таким несчастным и обиженным, как неприкрытая истина о несовершенстве одного из родителей.

Привлечение подростка на свою сторону каждым из родителей также грозит тяжкими последствиями. Лучшая мама в мире, со слов отца, предстает перед ребенком в виде неухоженной скандалистки, а любимый отец, с подачи матери, – алкоголиком и диктатором. Такое перетягивание одеяла заканчивается обычно тем, что школьник сбегает от «правды» в неподходящую ему компанию, и вытащить его оттуда уже очень сложно.

Новый родитель – принять или отвергнуть?

Мама, папа и ребенок – это, в понимании подростка, очень плотно соединенные звенья одной цепи. Когда эта связь рушится, школьник предпринимает множества попыток уладить конфликт и эти попытки могут продолжаться до нескольких лет. Неудивительно, что когда у одного из родителя появляется новый партнер, это всегда воспринимается ребенком в штыки.

Как поступить, если ребенок наотрез отказывается принимать нового человека – настроен агрессивно или уходит в себя? Есть несколько вариантов примирить его с положением в семье:

  • убедить ребенка, что отчим или мачеха не станут вмешиваться в вопросы воспитания;
  • чаще проводить время с подростком;
  • привлекать ребенка к помощи по дому, объясняя это его незаменимостью;
  • постоянно, но ненавязчиво говорить школьнику, как отчим или мачеха обеспокоены его плохим настроением или низкой успеваемостью.

Даже старшему школьнику сложно представить себе папу и маму как обычных людей, подверженных общечеловеческим желаниям. Нужно напоминать ему о том, что взрослые также не могут жить без любви и поддержки, и во многом от него зависит, будут ли его отец и мать счастливы или нет.

Папа и мама решили больше не жить вместе, и ребенок оказывается на распутье. Чью сторону принять? Рассказывать о своих переживаниях и страхах или держать в себе?

Вот 4 ключевых совета, которые ответят на вопрос, что делать, если родители разводятся:

  1. Во время семейных разборок делать шаг назад, перестать акцентировать внимание на себе – взрослым и так сложно, незачем провоцировать лишние всплески эмоций?
  2. Начать вести дневник, куда записывать подробно все свои личные переживания. Если ситуация невыносима, подойти с этими записями к школьному психологу и рассказать все без утайки.
  3. Нельзя отдаляться от того родителя, который ушел из семьи – ему также необходима поддержка и любовь.
  4. Не нужно принимать ничью сторону – в семейных драмах виноваты оба участника, и ребенок не должен служить «переходящим вымпелом» в вопросах «кто кого».

А еще следует чаще предлагать свою помощь в бытовых вопросах и постараться учиться лучше. Это разрядит ситуацию и избавит родителей от лишних проблем, например, бесед с учителями насчет успеваемости.

Помощь родителям

Что делать, если родители разводятся? Дети по-разному переживают разрушение семейного устоя, но замыкание на случившейся беде – не выход. Даже если очень хочется спрятаться от проблем в самый дальний угол, нужно понимать, что в уменьшившейся семье проблем от этого не убавится. Маме, с которой чаще всего проживает ребенок после расторжения брака, сейчас намного тяжелее – ей приходится больше работать и нести двойной груз ответственности.

Может ли подросток реально поддержать нуждающегося в помощи родителя? Вот 5 пунктов, которые нетрудно усвоить и применить на деле каждому школьнику:

  • больше ходить пешком, экономя деньги на проезд и поддерживая свое физическое состояние в норме;
  • лучше учиться, чтобы не пришлось тратиться на дополнительные уроки;
  • временно ограничить карманные расходы;
  • снизить потребление интернета и попросить родителя оплачивать меньший трафик;
  • внимательнее относиться к своему здоровью, чтобы родителю не пришлось брать больничный лист и не покупать дорогие лекарства.

Такие развлечения, как походы в кино, на аттракционы или дружеские вечеринки, лучше заменить поездками на природу, бесплатные выставки. Это обогатит внутренний мир и поспособствует сохранению семейного бюджета.

Самостоятельность – шаг к взрослению

Что делать, если родители разводятся? В первую очередь помочь им решить их проблемы без опасения, что любимое дитя за это время влезет в неприятности или запустит учебу. Пусть папа и мама видят – их ребенок вполне способен на самостоятельные шаги и инициативы.

Подростку несложно взять на себя некоторые обязанности:

  • стирку своего белья;
  • покупку необходимых продуктов;
  • выгул собаки;
  • приготовление простого обеда;
  • уборку дома.

Если какое-то дело оказывается в новинку, например, настройка программы стиральной машинки – не нужно стесняться спрашивать. Что-то не знать совсем не стыдно, а вот взваливать на родителя, которому и так тяжело, груз дополнительных обязанностей, недопустимо.

Забота об эмоциональном фоне

Взрослые, переживающие психологическое давление бракоразводной процедуры, находятся в состоянии постоянного стресса. Они могут этого не показывать, но им очень плохо и тоже страшно. Нередко стресс приводит к еще более тяжким последствиям – депрессии. Распознать болезнь просто – человек перестает есть, становится вялым, теряет ко всему интерес.

Если такие признаки обнаружились у близкого человека – ему срочно необходима помощь. Следует уговорить заболевшего родителя сходить к врачу-психиатру, но и самому не забывать о важности комфортной домашней обстановки. В квартире должно быть всегда чисто. Если родитель сильно устает на работе, то придется освоить приготовление 2-3 несложных блюд и научиться пользоваться всеми необходимыми кухонными приборами.

Что еще по силам ребенка? Мама и папа, наверное, редко имеют возможность заняться чем-то еще, кроме рутинных ежедневных забот, поэтому можно самостоятельно организовать дома освоение какого-либо мастерства – художественной вышивки, бисероплетения, собирания сложного конструктора. Это отвлечет заболевшего родителя от негативных мыслей, а заодно и поможет укрепиться уменьшившейся семье.

5 «нельзя» для родителей

Развод – это ситуация, при которой каждый из родителей стремится извлечь выгоду, выраженную как в материальных, так и в моральных благах. В погоне за личными преимуществами взрослые превращают ребенка в основной объект манипуляции, не учитывая то, как эти действия трактуются психологией. Дети после развода таких родителей нуждаются в длительной реабилитации, иначе могут обзавестись и незаживающими душевными травмами.

Намереваясь воздействовать на чувства «противника», родителю следует знать о 5 категорических «нельзя» в отношении общего ребенка. Итак, нельзя:

  • запрещать сыну или дочери видеться с другим родителем;
  • опрокидывать на ребенка целый воз сочувствия и гиперопеки;
  • заставлять чадо выбирать, с кем ему больше хочется быть;
  • слишком откровенничать с ребенком по поводу причин развода;
  • принуждать подростка к общению с новым «другом» или «подругой» родителя.

Идеальный вариант поведения, который помог бы отцу и матери минимизировать вредные последствия развала семьи для ребенка – это спокойное, компромиссное общение друг с другом хотя бы в присутствии маленького члена семьи. Это подарит ребенку уверенность в том, что происходящее не является завершением всего самого хорошего в его жизни, а наоборот – дает возможность папе и маме лучше реализовать себя и стать счастливее.



Публикации по теме