Приемы слушания ребенка в момент общения педагогика. Как слушать ребенка? Метод активного слушания

Государственное казённое учреждение для детей, нуждающихся в психолого- педагогической и медико-социальной помощи,

«Волгоградский областной центр психолого-медико-социального сопровождения»

ГКУ Волгоградский ППМС - центр,

Ветютневское обособленное подразделение

Занятие с элементами тренинга для приемных родителей:

«Метод активного слушания

в детско-родительских отношениях»

Провела: педагог-психолог Е.В. Фалеева

х.Ветютнев, март 2017г.

Цели и задачи:

1. Помочь родителям овладеть способами личностно – ориентированного взаимодействия. Транслировать положительный образ ребенка.

2. Помочь родителям освободиться от деструктивного влияния негативных эмоций. Познакомить с типами родительских высказываний, мешающих активному слушанию.

3. Познакомить родителей с техникой активного слушания.

Оборудование: плакаты на доске для выполнения заданий, маркер.

Участники: приемные родители.

Количество участников : группа по 10-15 человек.

Условия проведения: аудитория со свободной зоной.

Раздаточный материал : бланки для выполнения заданий.

Структура занятия: занятие проводится в режиме тренинга.

Занятие рассчитано на 1 - 1час 20мин.

Ход занятия

Хотелось бы начать наш тренинг с вопроса:

    "Одно дело слушать, а другое - слышать". Как вы понимаете это высказывание?

Слова "слушать" и "слышать" различаются глубиной самого процесса и отношением слушателя к собеседнику. Прежде всего, эти слова обозначают умение человека сосредоточиться, "превратиться в слух". На мой взгляд, "слушать" означает умение так реагировать на слова собеседника, чтобы он сам хотел вам о чем-то рассказывать, то есть дружелюбно, если нужно, то эмоционально реагировать на рассказ. Можно сказать, что при этом слушающий сам участвует в процессе, может перебивать и дополнять своего собеседника.

А вот "слышать" , означает умение слышать не мимолетно (случайно услышал), а именно слышать того, кто вам что-то рассказывает, вникая в суть его рассказа и слыша только то, что вам говорит собеседник. "Слышать" означает не домысливать самому рассказ, а воспринимать только ту информацию и только в той интерпретации, какую доводит рассказчик. Именно этот процесс делает возможным человеку слышать то, что ему нужно и запомнить воспринятое на слух. И когда порой говорят "услышь меня", имеют в виду именно умение слышать - то есть слышать то, что говорит собеседник, без своих правок и домыслов.

Слушать - процесс-действие, подразумевающее пассивное отношение, а слышать (особенно "услышать") - подразумевает активное действие, хоть и не всегда.

Сравните: "я слушал радио" и "я слышал, что по радио сказали...".

Упражнение «Психологическая скульптура»

Провести рефлексию, обратить внимание на то, что наилучший и продуктивный контакт происходит тогда, когда собеседники занимают позицию «глаза в глаза».

Упражнение «Дистанция общения».

Инструкция: Участникам предлагается начать вести диалог, сидя напротив друг друга, а затем необходимо отодвинуться друг от друга на расстояние не менее четырех метров и продолжать вести беседу.

Информационная часть . Ведущий рассказывает о том, что слушание может быть пассивным (безмолвное) и активным (рефлексивное). Безмолвное слушание предполагает минимум ответных реакций («Да, да», «Я тебя слушаю», поддерживающее выражение лица, кивание в знак согласия. А если ребенку важно высказаться и быть выслушанным, такого слушания может быть вполне достаточно. Но когда у ребенка есть эмоциональная проблема (он расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда обошлись с ним грубо) его надо активно выслушать. Активное слушание создает отношения тепла, облегчает решение проблем ребенка. Приемами активного слушания являются: пересказ, отражение чувств, уточнение, резюмирование (подведение итогов) Пересказ – это изложение своими словами то, что сказал собеседник. Ключевые слова пересказа – это «Ты говоришь…», «Как я понимаю…» Пересказ является своеобразной обратной связью ребенку: «Я тебя слышу, слушаю и понимаю».

Уточнение (выяснение) относится к непосредственному содержанию того, что говорит другой человек. Например: «Объясни, пожалуйста, что это значит?», «Не повторишь ли еще раз?»Уточнение следует отличать от выспрашивания. Выспрашивание может разрушить желание говорящего сообщать что-либо.

Отражение чувств – это проговаривание чувств, которые испытывает другой человек. «Мне кажется, ты обижен». «Ты чувствуешь себя расстроенным». Чувства надо называть в утвердительной форме, так как вопрос меньше вызывает сочувствия. Этот прием способствует установлению контакта, и повышает желание другого человека рассказывать о себе.

Проговаривание подтекста заключается в дальнейшем проговаривании мыслей собеседника. Оно не должно превращаться в оценивание.

Например: «Ты мог бы быть и поскромнее». Оценивание блокирует желание рассказывать о проблеме.

Резюмирование используется в продолжительных беседах и переговорах («Итак, мы договорились с тобой, что»).

Упражнение направлено на умение отражать чувства ребенка. Родителям предлагаются ситуации, а они должны описать чувства, которые испытывает ребенок и то, что бы они ответили ему в этих случаях.

Ситуация и слова ребенка

Чувства ребенка

Ваш ответ

Сегодня, когда я выходил из дома, мальчишка– хулиган выбил у меня из рук портфель и все из него высыпалось.

Огорчение, обида.

Ты очень расстроилась, тебе было очень обидно.

Ребенку сделали укол, он плачет «Доктор плохой.»

Физическая боль, злость.

Тебе стало больно и ты разозлилась.

Обида

Тебе хочется, чтобы я тебя тоже защищала.

Стыд, обида.

Тебе было очень неловко.

Страх, досада.

Ты испугалась, тебе стало жаль такую красивую чашку.

Информационная часть.

По мнению американского ученого Луизы Хей: «Любовь – единственный ответ на любую нашу проблему и дорога к такому состоянию – через прощение. Прощение растворяет обиду».

Ведущий говорит о том, что в последнее время психологи выделили несколько типов родительских высказываний, мешающих активному слушанию. К ним относятся следующие:

    Предупреждения, предостережения, угрозы. «Если ты не прекратишь плакать, я уйду». Еще раз это повторится, и я возьмусь за ремень!»

    Доказательства, логические доводы, нотации, «лекции». «Пора бы знать, что перед едой надо мыть руки». «Сколько раз я тебе говорила!»

    Критика, выговоры, обвинения. «На что это похоже!» «Опять все сделала не так!»

    Похвала.

    Обзывание, высмеивание. «Плакса-вакса». «Не будь лапшой».

    Догадки, интерпретации. «Небось, опять подрался» «Я все равно вижу, что ты меня обманываешь..»

    Выспрашивание, расследование. «Ну почему ты молчишь?» «Что же все-таки случилось?»

    Уговоры, увещевания, сочувствие на словах. «Успокойся.» «Не обращай внимания».

    Отшучивание, уход от разговора. «Не до тебя». «Вечно ты со своими жалобами».

Практическое упражнение: двое из родителей обыгрывают ситуацию, а остальным: попробуйте определить к какому типу ошибочных высказываний относятся ответы родителя:

Папа: «Ну успокойся, Давай что-нибудь придумаем».

Дочь: «Я пойду к маме».

Провести рефлексию после проведенного упражнения.

    «Что, может быть, вас удивило?»

Упражнение «Мама и ребенок»

Инструкция: Участники разбиваются по парам, в которых исполняют роли матери и ребенка. «Мама» должна выразить чувства к «ребенку», прикасаясь к его телу (от головы до ног) при этом необходимо сопровождать свои действия ласковыми словами. Через три минуты нужно поменяться ролями.

    Провести обсуждение, кем понравилось больше быть – ребенком или матерью? Почему?

    Почувствуйте тепло, которое разливается по вашему телу, мягкость и нежность.

Упражнение «Маленькому – защиту».

Инструкция: «Сядьте по удобнее, закройте глаза. Представьте себя маленьким ребенком 5 или 6 лет, загляните глубоко в глаза этому малышу. Постарайтесь увидеть глубокую его тоску и понять что это – тоска по любви. Протяните руки и обнимите маленького ребенка, прижмите его к своей груди. Про себя скажите ему, как сильно Вы его любите. Скажите, что вы восхищаетесь его умом, а если он делает ошибки, то это ничего, все их делают. Пообещайте ему, что вы всегда придете ему на помощь, если это необходимо. Теперь пусть побудет ребенок маленьким, величиной с горошину. Положите его к себе в ладошку и прижмите к сердцу. Пусть он поселится там в самом уютном уголке. Сделайте это нежно и ласково. Наполните этот уголок голубым светом и запахом цветов. Почувствуйте себя любимым. Всякий раз, заглядывая в свое сердце и видя маленькое личико своего ребенка, отдавайте всю вашу, так важную для него любовь».

Домашнее задание родителям: понаблюдайте за своими беседами с ребенком, особенно в те моменты, когда у него что-то случилось.

Попробуйте провести день без слов критики и упрека в адрес вашего ребенка. Замените их словами одобрения по любому поводу. Посмотрите на реакцию ребенка.

Обсуждение занятия, подведение итогов.

Знакомство с правилами работы в группе и их принятие.

    Максимальное доверие друг к другу. Первый шаг - единая форма обращения на «ты».

    Во время занятия говорить только о том, что волнует именно сейчас и обсуждать только то, что происходит «здесь» «сейчас».

    Во время сеанса говорить только о том, что думаете по поводу происходящего.

    Все, что происходит в группе ни под каким предлогом не выносить за её пределы.

    Во время общения подчеркивают только положительные качества человека, с которым работают.

    Внимательно слушать говорящего, задавать вопросы только после того, как он закончил говорить.

Ситуация и слова ребенка

Чувства ребенка

Ваш ответ

Сегодня, когда я выходил из дома, мальчишка– хулиган ни за что, выбил у меня из рук портфель и порвал куртку.

Ребенку сделали укол, он плачет «Доктор плохой»

Старший сын говорит маме: «Ты всегда ее защищаешь, говоришь: маленькая, маленькая, а меня никогда не жалеешь».

Сегодня на занятии по математике я ничего не поняла и сказала об этом учителю, а все дети засмеялись.

Ребенок роняет чашку, та разбивается: «Ой, моя чашечка».

Обыграть жизненную ситуацию

Папа

Психолог: Девочка пяти лет – отцу (плачет): «Посмотри, что он (брат двух с половиной лет) сделал с моей куклой. Нога теперь болтается».

Папа: «Да действительно, а как это случилось?»

Дочь: «Не знаю! Моя ку-у-колка моя…»

Папа: «Ну, успокойся, Давай что-нибудь придумаем».

Дочь: «Не могу, ку-у-колка моя…»

Папа (радостно): «О, я придумал! Представь себе, что она попала в аварию и стала инвалидом: симпатичный такой инвалидчик». (Улыбается)

Дочь (плачет сильнее): Не смейся. Я его тоже обижу».

Папа: «Что это ты такое говоришь! Чтобы я никогда таких слов больше не слышал!»

Дочь: «Я пойду к маме».

анализ

Обыграть жизненную ситуацию

Дочь

Психолог: Девочка пяти лет – отцу (плачет): «Посмотри, что он (брат двух с половиной лет) сделал с моей куклой. Нога теперь болтается».

Папа: «Да действительно, а как это случилось?»

Дочь: «Не знаю! Моя ку-у-колка моя…»

Папа: «Ну, успокойся, Давай что-нибудь придумаем».

Дочь: «Не могу, ку-у-колка моя…»

Папа (радостно): «О, я придумал! Представь себе, что она попала в аварию и стала инвалидом: симпатичный такой инвалидчик». (Улыбается)

Дочь (плачет сильнее): Не смейся. Я его тоже обижу».

Папа: «Что это ты такое говоришь! Чтобы я никогда таких слов больше не слышал!»

Дочь: «Я пойду к маме».

анализ

Типы родительских высказываний, мешающих активному слушанию:

    Приказы, команды. «Сейчас же перестань!» «Убери!» «Замолчи!»

    Предупреждения, предостережения, угрозы. «Если ты не прекратишь плакать, я уйду», Еще раз это повторится, и я возьмусь за ремень!»

    Мораль, нравоучения, проповеди. Ты обязан себя вести как подобает. «Ты должен уважать взрослых»

    Советы, готовые решения. «Я бы на твоем месте дал сдачи!»

    Доказательства, логические доводы, нотации, «лекции», «Пора бы знать, что перед едой надо мыть руки», «Сколько раз я тебе говорила!»

    Критика, выговоры, обвинения. «На что это похоже!», «Опять все сделала не так!»

    Похвала.

    Обзывание, высмеивание. «Плакса-вакса», «Не будь лапшой».

    Догадки, интерпретации. «Небось, опять подрался» «Я все равно вижу, что ты меня обманываешь...»

    Выспрашивание, расследование. «Ну почему ты молчишь?», «Что же все-таки случилось?»

    Уговоры, увещевания, сочувствие на словах. «Успокойся», «Не обращай внимания».

    Отшучивание, уход от разговора. «Не до тебя», «Вечно ты со своими жалобами».

Чтобы ребенок вас услышал, с ним нужно правильно разговаривать.

Активное слушание – это техника, позволяющая точнее понимать психологические состояния, чувства, мысли собеседника с помощью особых приемов участия в беседе, подразумевающих активное выражение собственных соображений и переживаний. Эта техника действительно позволит построить крепкие доверительные отношения и понять, что же на самом деле чувствует ребенок.

Основные принципы активного слушания:

    Я хочу услышать, что говорит ребенок.

    Я хочу помочь ребенку.

    Я принимаю и серьезно отношусь к чувствам ребенка.

    Я понимаю, что эмоции носят преходящий характер.

    Я верю, что мой ребенок справится с ситуацией, и помогу ему в этом.

Что же делать?

Ваш ребенок пришел домой в слезах и не хочет объяснить, в чем дело. Как понять, что именно беспокоит сына или дочку, когда в голову сразу же лезет самое плохое? Быть может, у него украли телефон или он подрался с хулиганами, а может, просто получил плохую отметку и теперь боится в этом признаться?

Не пытайтесь «выпытать» у него информацию, при сильном натиске ребенок, как и подросток, еще больше замыкается. Используйте техники активного слушания.

Читайте также:

  • Почему нам нравится помогать другим и с чего начинается привычка делать добро?
  • Марьяна Безруких: «Ни в каком возрасте ребенок ничего не должен»

Техника № 1. Пауза

Вы останавливаетесь и даете ребенку возможность подумать. Часто после паузы появляется желание сказать что-то еще, о чем ранее хотелось бы умолчать. Психологически пауза дает возможность и вам, и ребенку отстраниться от себя и просто подумать: а что хочет дать мне понять собеседник?

Техника № 2. Пересказ или парафраз

Если вы слушаете ребенка, который пытается рассказать вам о проблемах в школе, можно кратно повторить собственными словами только что сказанное. Это даст «обратную связь» и возможность уточнить ситуацию, а сам ребенок услышит все со стороны. В результате вы покажете, что слушали, ребенок поймет, в чем суть проблемы и получит подтверждение, что его поняли.

– Мам, этот глупый Пашка опять меня сегодня толкнул, а еще и обзывается из-за очков, – начинает хныкать второклассница Лена.

– Ох, то есть он и обзывается, и дерется? – кивая головой, спрашивает мама.

– Да, и причем постоянно! Ну что я ему сделала?..

Ребенок раскрывается постепенно, выдавая новые подробности проблемы, что в итоге может привести к выяснению причин конфликта.

Техника № 3. Сообщение о восприятии

Говорите о том, что думаете о проблеме. «Вижу, что тебе тяжело». «Понимаю, что это очень обидно». «Теперь я вижу, насколько важно для тебя решить этот вопрос». Так ребенок поймет, что эмоционально вы с ним на одной волне.

– Саша, милый, я понимаю, что ты очень волнуешься из-за ВПР по русскому, не переживай, – говорит мама.

– У меня ничего не получится, ты ничего не понимаешь! – заводится Саша.

– Получится, и я отлично тебя понимаю, сама в детстве всегда волновалась из-за контрольных.

Техника № 4. Развитие мысли

Это попытки слушателя подхватить и продвинуть дальше ход основной мысли собеседника, когда ребенок теряется в эмоциях или фразах.

Уточните у него, что он имел в виду, но аккуратно и в виде просьбы. Уточнение и развитие помогают сохранить понимание чувств.

– Мне нравится Сережа, но я не понимаю, что не так, он постоянно гуляет с Катей, а вчера с Женей, а я, когда он ко мне подошел, в общем, не знаю, как это получилось, – старшеклассница Оля путается в словах и переходит то на шепот, то на крик.

– Подожди, дорогая, что случилось, когда он к тебе подошел?

– Он подошел, а я не смогла ничего ему сказать и выглядела такой глупой.

– Ты не выглядела глупой, милая, я уверена. Ты просто промолчала?

Техника № 5. Сообщение о восприятии себя

Ребенку очень важно чувствовать, что вы с ним на одной волне, более того, ему будет важно услышать ваши собственные эмоции. Как слушатель сообщайте ему об изменениях в собственном восприятии проблемы, пока ребенок говорил.

– Мне было очень больно слышать, что ты так расстроена результатами контрольной, – говорит Ирина Николаевна своей ученице Оле.

Любые конфликты берут свое начало в непонимании, так что разговор и попытка диалога, а не обмена монологами, – это ваш главный способ стать друзьями со своим ребенком или учеником.

Материал подготовлен совместно с Национальным ресурсным центром наставничества МЕНТОРИ («Рыбаков Фонд»).

Причины трудностей ребенка часто бывают скрыты в сфере его чувств. Тогда практическими действиями – показать, научить, направить – ему не поможешь. В таких случаях лучше всего… ребенка послушать . Правда, иначе, чем мы привыкли. Психологи нашли и очень подробно описали способ «активного слушания». Что же это значит – активно слушать ребенка? Вот несколько ситуаций:

  1. Мама сидит в парке на скамейке, к ней подбегает ее малыш в слезах: «Он забрал мою машинку!».
  2. Сын возвращается из школы, в сердцах бросает на пол портфель, на вопрос отца отвечает: «Больше я туда не пойду!».
  3. Дочь собирается гулять; мама напоминает, что надо одеться потеплее, но дочка капризничает: она отказывается надевать «эту уродскую шапку».

Во всех случаях, когда ребенок расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда ему больно, стыдно, страшно, когда с ним обошлись грубо или несправедливо и даже когда он очень устал, первое, что нужно сделать – это дать ему понять, что вы знаете о его переживании (или состоянии), «слышите» его. Для этого лучше всего сказать, что именно, по вашему мнению, чувствует сейчас ребенок. Желательно назвать «по имени» это его чувство или переживание.

Активно слушать ребенка – значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам рассказал, при этом обозначив его чувство.

Вернемся к нашим примерам и подберем фразы, в которых родители называют чувства ребенка:

СЫН: Он забрал мою машинку!
МАМА: Ты очень расстроен и рассержен на него.
СЫН: Больше я туда не пойду!
ПАПА: Ты больше не хочешь ходить в школу.
ДОЧЬ: Не могу носить эту уродскую шапку!
МАМА: Тебе она очень не нравится.

Скорее всего, такие ответы покажутся вам непривычными и даже неестественными. Гораздо легче и привычнее было бы сказать:

– Ну ничего, поиграет и отдаст…
– Как это ты не пойдешь в школу?!
– Перестань капризничать, вполне приличная шапка!

При всей кажущейся справедливости этих ответов они имеют один общий недостаток: оставляют ребенка наедине с его переживанием. Своим советом или критическим замечанием родители сообщают ребенку, что его переживание неважно, оно не принимается во внимание. Напротив, ответы по способу активного слушания показывают, что родители поняли внутреннюю ситуацию ребенка, готовы, услышав о ней больше, принять ее. Такое буквальное сочувствие мамы или папы производит на ребенка совершенно особое впечатление (не меньшее, а порой гораздо большее влияние оно оказывает и на самих родителей). Многие родители, которые впервые попробовали спокойно «озвучить» чувства ребенка, рассказывают о неожиданных, порой чудодейственных результаты. Вот два реальных случая.

Мама входит в комнату дочери и видит беспорядок.
МАМА: Нина, ты все еще не убрала в своей комнате?
ДОЧЬ: Ну, мам, потом.
МАМА: Тебе очень не хочется сейчас убирать.
ДОЧЬ (неожиданно бросается на шею матери): Мамочка, какая ты у меня замечательная!

Другой случай рассказал папа семилетнего мальчика.

Они с сыном торопились на автобус. Автобус был последний, и на него никак нельзя было опоздать. По дороге мальчик попросил купить шоколадку, но папа отказался. Тогда обиженный сын стал саботировать папину спешку: отставать, смотреть по сторонам, останавливаться для каких-то «неотложных» дел. Перед папой встал выбор: опаздывать нельзя, а тащить сына насильно за руку тоже не хотелось. И тут он вспомнил наш совет. «Денис, – обратился он к сыну, – ты расстроился из-за того, что я не купил тебе шоколадку, расстроился и обиделся на меня». В результате произошло то, чего папа совсем не ожидал: мальчик миролюбиво вложил свою руку в папину, и они быстро направились к автобусу.

Не всегда, конечно, конфликт решается так быстро. Иногда ребенок, чувствуя готовность отца или матери его слушать и понимать, охотно продолжает рассказывать о том, что случилось. Взрослому остается только активно слушать его дальше.

Некоторые важные особенности и дополнительные правила беседы по способу активного слушания

1. Если вы хотите послушать ребенка, обязательно повернитесь к нему лицом. Очень важно также, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне. Если ребенок маленький, присядьте к нему, возьмите его на руки или на колени, можно слегка привлечь ребенка к себе, подойти или придвинуть свой стул к нему ближе. Избегайте общаться с ребенком, находясь в другой комнате, повернувшись лицом к плите или к раковине с посудой, смотря телевизор, читая газету, сидя, откинувшись на спинку кресла или лежа на диване. Ваше положение по отношению к нему и ваша поза – первые и самые сильные сигналы о том, насколько вы готовы его слушать и услышать. Будьте очень внимательны к этим сигналам, которые хорошо «читает» ребенок любого возраста, даже не отдавая себе сознательного отчета в том.

2. Во-вторых, если вы разговариваете с расстроенным ребенком, не следует задавать ему вопросы. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме.

К примеру:

ОТЕЦ: Ты на него обиделся.
Возможны неправильные реплики:
– А что случилось? Ты что, на него обиделся?

Почему первая фраза отца более удачная? Потому что она сразу показывает, что отец настроился на «эмоциональную волну» сына, что он слышит и принимает его печаль, во втором же случае ребенок может подумать, что отец совсем не с ним, а как внешний участник интересуется только «фактами», выспрашивает о них. На самом деле это может быть совсем не так, и отец, задавая вопрос, может вполне сочувствовать сыну, но дело в том, что фраза, оформленная как вопрос, не отражает сочувствия.

Казалось бы, разница между утвердительным и вопросительным ответами очень незначительна, иногда это всего лишь тонкая интонация, а реакция на них бывает очень разная. Часто на вопрос «Что случилось?» расстроенный ребенок отвечает «Ничего!». А если вы скажете «Что-то случилось…», то ребенку бывает легче начать рассказывать о том, что случилось.

3. Очень важно в беседе «держать паузу». После каждой вашей реплики лучше всего помолчать. Помните, что это время принадлежит ребенку, не забивайте его своими соображениями и замечаниями. Пауза помогает ребенку разобраться в своем переживании и одновременно полнее почувствовать, что вы рядом. Узнать о том, что ребенок еще не готов услышать вашу реплику, можно по его внешнему виду. Если его глаза смотрят не на вас, а в сторону, «внутрь» или вдаль, то продолжайте молчать – у ребенка происходит сейчас очень важная и нужная внутренняя работа.

4. В вашем ответе также иногда полезно повторить, что именно, как вы поняли, случилось с ребенком, а потом обозначить его чувство. Так, ответ отца в предыдущем примере мог бы состоять из двух фраз.

СЫН (с мрачным видом): Не буду больше водиться с Петей.
ОТЕЦ: Не хочешь с ним больше дружить. (Повторение услышанного.)
СЫН: Да, не хочу.
ОТЕЦ (после паузы): Ты на него обиделся. (Обозначение чувства.)

Иногда у родителей возникает опасение, что ребенок воспримет повторение его слов как передразнивание. Этого можно избежать, если использовать другие слова с тем же содержанием. Например, в нашем примере слово «водиться» отец заменил на «дружить». Практика показывает, что если вы даже и используете те же фразы, но при этом точно угадываете переживание ребенка, он, как правило, не замечает ничего необычного, и беседа успешно продолжается.

Конечно, может случиться, что в ответе вы не совсем точно угадали событие или чувство ребенка. Не волнуйтесь, в следующей фразе ребенок вас поправит. Будьте внимательны к его поправке и покажите, что вы ее приняли.

Результаты активного слушания:

  1. Исчезает или по крайней мере сильно ослабевает отрицательное переживание ребенка. Здесь сказывается замечательная закономерность: разделенная радость удваивается, разделенное горе уменьшается вдвое.
  2. Ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе все больше: тема повествования (жалобы) меняется, развивается. Иногда в одной беседе неожиданно разматывается целый клубок проблем и огорчений.
  3. Ребенок сам продвигается в решении своей проблемы.

Однако постепенно родители начинают обнаруживать еще по крайней мере два замечательных изменения более общего характера.

Первое: родители сообщают, как о чуде, что дети сами довольно быстро начинают активно слушать их.

Второе изменение касается самих родителей. Очень часто в начале занятий по активному слушанию они делятся вот каким своим неприятным переживанием. «Вы говорите, – обращаются они к психологу, – что активное слушание помогает понять и почувствовать проблему ребенка, поговорить с ним по душам. В то же время вы учите нас способу или методу, как это делать. Учите строить фразы, подыскивать слова, соблюдать правила. Какой же это разговор «по душам»? Получается сплошная “техника”, к тому же неудобная, неестественная. Слова не приходят в голову, фразы получаются корявые, вымученные. И вообще – нечестно: мы хотим, чтоб ребенок поделился с нами сокровенным, а сами “применяем” к нему какие-то способы».
Такие или приблизительно такие возражения приходится слышать часто на первых двух-трех занятиях. Но постепенно переживания родителей начинают меняться. Обычно это случается после первых удачных попыток вести беседу с ребенком по-другому. Успех окрыляет родителей, они начинают иначе относиться к «технике» и одновременно замечают в себе что-то новое. Они обнаруживают, что становятся более чувствительными к нуждам и горести ребенка, легче принимают его «отрицательные» чувства. Родители говорят, что со временем они начинают находить в себе больше терпения, меньше раздражаться на ребенка, лучше видеть, как и отчего ему бывает плохо. Получается так, что «техника» активного слушания оказывается средством преображения родителей. Мы думаем, что «применяем» ее к детям, а она меняет нас самих. В этом – ее чудесное скрытое свойство.

Что же касается беспокойства родителей насчет искусственности, «приемов» и «техник», то преодолеть его помогает одно сравнение, которое я часто привожу на занятиях.

Хорошо известно, что начинающие балерины часы проводят в упражнениях, далеко не естественных с точки зрения наших обычных представлений. Например, они разучивают позиции, при которых ступни ставятся под различными углами, в том числе под углом 180 градусов. При таком «вывернутом» положении ног балерины должны свободно держать равновесие, присед, следить за движениями рук… и все это нужно для того, чтоб потом они танцевали легко и свободно, не думая уже ни о какой технике. Так же и с навыками общения. Они вначале трудные и порой необычные, но когда вы ими овладеваете, «техника» исчезает и переходит в искусство общения.

Источник фото: yelpcdn.com

Фундамент, на которых строится развитие ребёнка

Это безусловная любовь родителей (в первую очередь - матери).

Если в течение первого года жизни малыша мама откликается на его потребности, тот чувствует - его любят. У таких детей формируется базовое доверие и картина мира «Я в порядке, Другие/Мир в порядке» (или: «Я - хороший, Другие/Мир - хорошие»).


Источник фото: stihi.ru

Когда ребёнок подрастает, это ощущение поддерживают приветливые взгляды, ласковые прикосновения, прямые слова:

Как я рада тебя видеть,

Я люблю, когда ты дома,

Как хорошо, что ты у нас родился,

Мне приятно вместе с тобой проводить время.

Очень важно телесно «напитать» ребёнка

Лаской, объятиями, поглаживаниями . Дети таким образом не только насыщаются эмоционально, но и получают предпосылки для хорошего физического развития.


Источник фото: imgbb.ru

Вспоминаю пример, который во время учёбы рассказал нам педагог на лекции в университете и который поразил меня тогда до глубины души: недоношенных детей определили в отдельную палату и в целях соблюдения стерильности разрешали персоналу подходить к ним только в часы кормления (времена СССР). Дети перестали прибавлять в весе. Но поскольку данные регулярно записывались, то стало очевидно, что иногда были периоды, когда вес грудничков увеличивался. Несложный анализ показал, что это происходило всегда во время дежурства одной и той же медсестры, которую тут же вызвали для «дачи показаний». Та не стала долго отпираться и призналась, что, не смотря на запреты, она во время кормления брала их на руки и даже пела колыбельные.

Если же малыш не получает необходимого ему опыта любви , ласки и заботы, знаний о собственной ценности и уникальности, то он оказывается впоследствии не способным к самопринятию, самоодобрению и любви к самому себе, не может опираться на себя и станет искать такую опору всю оставшуюся жизнь.


Источник фото: smolensk-i.ru

Предвижу вопрос родителей:

Если мы безусловно любим и принимаем ребёнка, означает ли это, что мы не должны на него злиться?

5 правил замечаний

Замечательный педагог и знаток детской психологии Юлия Гиппенрейтер отвечает на этот вопрос следующими правилами:

Правило первое: Важно выражать своё недовольство отдельными действиями ребёнка, но не ребёнком в целом.



Правило второе: Можно осуждать действия ребёнка, но не его чувства. Раз они возникли, значит, для этого были основания.


Источник фото: mama.ua

Правило третье: Недовольство ребёнком не должно быть систематическим.


Источник фото: yimg.com

Понятно, что когда ребёнок взрослеет и сталкивается с границами жизни и других людей, с ограничениями и требованиями, — в жизнь его так или иначе входит условная любовь.

Такая любовь является той предпосылкой, которая помогает ребёнку выйти из своей эгоцентричной позиции, увидеть рядом Другого и постепенно подготовиться к выходу в социум.

Но условная любовь не должна заместить собой безусловную, которая выполняет роль базового принятия.


Источник фото: cloudfront.net

Если у родителей присутствуют оба вида любви, то ребёнок учится и впоследствии умеет сохранять устойчивость и хорошую самооценку даже в случае ошибок или трудных жизненных ситуаций.

Шаг 1. Постарайтесь в течение дня гораздо в большем количестве обращаться к ребёнку с положительными высказываниями (одобрением, поддержкой, радостным приветствием), чем с отрицательными (замечаниями и критикой).


Источник фото: mongoldog.ru

Шаг 2 . Помните, что ребёнок - маленькая, но личность. Не позволяйте в отношении к нему вести себя хуже, чем вы вели бы себя в компании друга или приятеля.


Источник фото: mail.ru

Здесь уж родители и учителя консолидируются и начинается настоящая война с ошибками - методом оценок, замечаний и указаний.

И дети очень по-разному реагируют на взрослые «не так»: одни грустнеют и сдаются, другие обижаются, третьи бунтуют.


Источник фото: happy-giraffe.ru

Указывать на ошибки ребёнка нужно очень аккуратно

  • Во-первых, не стоит замечать каждую ошибку. Закройте глаза там, где это не критично.
  • Во-вторых, подберите для этого время: не в тот момент, когда ребёнок азартно занят делом, и, уж конечно, не в присутствии других людей. Будьте тактичны.
  • В-третьих, применяйте «правило бутерброда»: упакуйте отрицательную обратную связь между двумя дружелюбными и позитивными посланиями.

Тем не менее, трудности и конфликты между детьми и родителями - довольно частое явление.


Источник фото: ladygid.ru

Если ребенок не слушает

Случается, что, несмотря на все усилия взрослых, ребёнок упорно и регулярно не хочет убирать за собой в комнате (застилать постель, мыть посуду, др.).

Одна из возможных причин - ему ещё трудно делать это самостоятельно.


Источник фото: vk.com

И тогда лучший выход - частично помочь ему справиться с этим делом, раз за разом передавая ему всё больше полномочий и ответственности.

Но чаще за таким упрямством кроется следующая причина : испорченные отношения между родителями и ребёнком, когда всё, что он делает, он делает назло и вопреки.

Родителям в этом случае надо остановиться и прислушаться - как они общаются с ребёнком.


Источник фото: e-solovieva.ru

Как улучшить испорченные отношения?

Восстановить доверие помогают так называемые «приёмы активного слушания».

Активно слушать ребёнка - значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам рассказал, при этом обозначив его чувство.

И здесь есть свои особенности и правила беседы:

1) Отложите все дела. Повернитесь к ребёнку лицом. Если ребёнок маленький, присядьте возле него - очень важно, чтобы ваши глаза находились на одном уровне.


Источник фото: gomamablog.com

2) Если ребёнок расстроен или огорчён - не задавайте ему вопросов.


Источник фото: getoutofdebt.org

Пусть ваши ответы звучат в утвердительной форме, обозначая его чувство. Дело в том, что фраза, оформленная как вопрос, не отражает сочувствия.

Например:

Ребёнок: Я сегодня плохо написал контрольную…
Родитель: Я вижу - ты расстроен.

3) Держите паузу. После каждой вашей реплики лучше всего помолчать.


Источник фото: 192abc.com

Молчанием вы даёте понять ребёнку, что вы рядом. А он в это время может разобраться со своим переживанием и сам продвинуться в решении собственной проблемы.

Метод активного слушания замечателен в первую очередь тем, что уменьшает сильное переживание ребёнка, и он начинает рассказывать о себе всё больше и больше. Таким образом налаживается его связь с родителем.


Источник фото: vk.com

Практикуя такое общение, взрослый тоже сможет ощутить, как он становится более чувствительными к нуждам и горестям ребёнка, а ведь это и есть - путь установления контакта и дружеских отношений.

При этом важно искренне интересоваться его жизнью, а не использовать метод как новый способ манипуляции. Иначе ребёнок почувствует это и отдалится ещё дальше.



Про манипуляции и неконструктивные автоматические реакции взрослых поговорим в следующей статье

Колонку ведет:

- психолог, руководитель детского центра развития Advance

  • оптимальные условия для развития в каждом ребенке увлечённой и творческой личности;
  • талантливые и опытные педагоги, лучшие методики и инновации;
  • любовь к обучению, знания и умения, ответственность, уверенность в себе и социальная адаптивность вашего ребёнка.

Основная задача родителя — описывать окружающий мир. Я уже писала про оценки и оценивание — какой я, мама?! Молчать нельзя сказать. В данном контексте роль родителя чрезвычайна важна, игнорировать её нельзя. Кроме реалистичного называния/оценивания/отражения видимых глазу характеристик, ещё более значимым и необходимым ребёнку является оценивание его внутреннего мира.

Активное слушание, или помогающее слушание, как его ещё называют, призвано помочь родителю грамотно обозначить чувства ребёнка. Я бы переименовала его в "понимающее слушание", чтобы не вводить родителей в разномастный ассоциативный ряд к слову "активный".

Психологи бьются над тем, чтобы научить взрослых тётенек и дяденек называть свои чувства, и даже хуже — чувствовать свои чувства. Многие взрослые действительно не знают, как называется то, что они переживают внутри. Сложно отличить грусть от скуки, тоску от печали.

Поэтому важно начинать делать это в детстве — называть чувства, переживаемые ребёнком так же, как мы называем им деревья и грибы в лесу. Молодые мамы уже взяли за привычку, очень полезную, разговаривать с младенцами, описывая им буквально всё вокруг. Следующий шаг — приучить себя к описанию/называнию/отражению/оценке всего, что внутри у ребёнка.

Активное слушание подразумевает способность "возвращать" ребёнку то, о чём он говорит эмоционально, обозначая при этом его эмоции. Например, когда малышка кричит — "Она отняла у меня куклу! ", родитель называет ей её чувства — "Ты рассержена на неё и огорчена"; "Не пойду на занятия!" — "Ты больше не хочешь ходить на занятия"; "Не одену это платье!" — "Тебе не нравится это платье".

Родитель констатирует чувства ребёнка. Тем самым он легитимизирует их, принимает право ребёнка иметь эти чувства.

Привычные родителям ответы — "Она поиграет и отдаст", "Занятия нельзя пропускать", "Это красивое платье! " — вполне очевидны, но не выполняют главной родительской задачи. Эти сообщения говорят ребёнку о том, что его переживания не замечены, а значит, не важны и не учитываются.

Отвечая из позиции активного слушателя, родитель "озвучивает" чувства и эмоции ребёнка. Чем чаще это происходит, тем быстрее ребёнок научается распознавать и дифференцировать свои переживания.

Одновременно с этим озвучка показывает ребёнку, что родителю понятно его внутреннее состояние, и он его принимает. Принятие — самое важное и значимое для ребёнка условие жизни рядом с родителями, влияющее на его дальнейшую судьбу. И чаще всего ребёнку требуется именно понимание его чувств и принятие их, то есть позволение иметь их такими, какие они есть. Требование книжки, машинки, куколки или наказать брата — это всего лишь компенсация за непонятые и непринятые чувства. Проявляя понимание и принятие через озвучивание чувств ребёнка, родитель самым чудесным иногда образом разрешает назревающие конфликты и споры.

Во время активного слушания важно соблюсти несколько правил:

  1. Говорить с ребёнком надо, повернувшись к нему лицом так, чтобы ваши глаза находились на одном уровне. Для ребёнка это признак готовности родителя слушать и слышать.
  2. Сильный эмоциональный накал ребёнка требует построения фраз в утвердительной форме. Если ребёнок очевидно расстроен, взбешён или плачет, ему не стоит задавать вопросы о его состоянии, например, "Ты обиделась? ". Утвердительный ответ — "Ты на неё обиделась " — укажет ребёнку на сочувствие, вопрос же сочувствия не подразумевает.
  3. В беседе важно не заполнять молчание своими соображениями и комментариями. После каждой фразы лучше сделать паузу, чтобы ребёнок смог полнее почувствовать присутствие родителя рядом с его чувствами и прожить своё переживание. Во время пауз происходит большая внутренняя работа, которую можно заметить по внешним признакам — ребёнок смотрит в сторону, внутрь или вдаль.
  4. Родитель может сначала назвать то, что случилось, а потом уже отразить чувства ребёнка. Например, "Не буду больше играть с Таней!" — можно обозначить как нежелание дружить — "Ты не хочешь с ней больше дружить" , и далее ребёнок это скорей всего подтвердит, после чего родитель отражает его состояние — "Ты на неё сердишься ". Здесь родитель может не с первого раза угадать, что же случилось на самом деле. Это не страшно, важнее правильно назвать его чувства. Ребёнок сам поправит и направит к верному описанию произошедшего, если увидит, что родитель принимает его переживания.

Активное слушание на деле даёт прекрасные результаты:

  • Понимание чувств и принятие их работает на ослабление отрицательных аффектов и усиление положительных.
  • Ребёнок начинает говорить о себе больше, когда убеждается, что родители готовы принять его переживания.
  • Разматывая клубок неозвученных чувств, родитель помогает ребёнку самому продвигаться в разрешении своих вопросов и проблем.
  • Неочевидным, но приятным бонусом становится тот факт, что дети учатся у родителей активному слушанию и сами начинают применять эту технику на родителях.
  • Ещё одним бонусом для родителей становится их собственное преображение: они легче принимают отрицательные переживания ребёнка, одновременно становясь более чувствительными к его состояниям.

Последний результат, в свою очередь, облегчает применение активного слушания, переводя его из разряда неудобных поначалу техник в разряд навыка и искусства общения.



Публикации по теме