Принцип работы гипноза. Виды

Уравновешенное психологическое состояние любого человека – это залог нормальной жизнедеятельности всего организма. На наш организм могут влиять все факторы, о которых только можно подумать, включая окружающую среду.

Нередким случаем обращением в психологические центры являются моральные травмы, полученные из-за усталости, влияния родственников и т.д. Ольга Тиунова, как спортивный психолог, доцент, кандидат психологических наук, утверждает, что спортивная подготовка необходима в абсолютно любой спортивной деятельности. На ее счету множество проведенных работ даже с такими спортсменами, как бодибилдеры, тяжелоатлеты, культуристы, пауэрлифтеры и т.д.

Как бодибилдеру достичь тех результатов, чтобы одержать победы в соревнованиях? Это постоянные тренировки, напряженные физические упражнения, правильное регулярное питание и фармакологические препараты, которые позволяют увеличить физические показатели организма в несколько раз.

Провирон, как блокатор ароматазы, позволяет избавиться от побочных эффектов сильных ААС. Замена стероидных веществ на эстрогены приводит к гинекомастии, откладываю жира и накоплению лишней жидкости в организме. Данный препарат используется во время прохождения курса ААС. Кроме защиты от ароматизации, Провирон повышает потенцию, улучшает рельефность мускулатуры. Благодаря всем этим преимуществам не следует забывать о дозировке и режиме приема данной фармы. Дозировку и режим устанавливает лечащий врач или тренер. О Провирон отзывы квалифицированных врачей и профессиональных спортсменов говорят сами за себя. Доктор Ермилов советует эту фарму тем, кого пугает влияние сильнодействующих веществ ААС и тем, кто хочет больше и эффективнее тренироваться.

Психология и компетентный врач психологической поддержки способны вернуть в нормальное состояние каждого, потерявшего веру в себя!

Минимальные мозговые дисфункции. Диагностика и коррекция. Рекомендации родителям.

Обычно ММД связывают с родовой травмой, которая в карте новорожденного может фигурировать под диагнозами «асфиксия», «гипоксия плода», «повреждения шейного отдела позвоночника», «перинатальная энцефалопатия» и др. Стремительные

Татьяна Новожилова 10 July 2015

Самогипноз и способы медитации

Самогипноз – это простой и безопасный вид гипнотического воздействия, который можно практиковать без помощи других людей. Этот способ гипноза напоминает медитацию или аутотренинг. При этом эффективность самогипноза

Татьяна Новожилова 18 June 2015

Гипноз, самогипноз и способы медитации.

Гипноз - одна из наиболее таинственных техник психологического воздействия на людей, методика погружения человека в транс, которая окружена огромным количеством загадок, заблуждений и досужих домыслов. Гипнозом

Татьяна Новожилова 12 June 2015

Как влияют убеждения на нашу жизнь

Как влияют убеждения на нашу жизнь? Их влияние просто огромно. Кроме того, убеждения почти не поддаются воздействию обычной логики и рационального мышления. Среди психологов принято рассказывать

Татьяна Новожилова 11 May 2015

Коррекция поведения у детей с синдромом дефицита внимания

Распахивается дверь и в кабинет врывается "тайфун" - мальчик восьми лет бежит к офисному креслу, расручивает его, напевая при этом что-то воинственное, затем, схватив со стола

Здесь я представлю в качестве иллюстрации способа введения в транс запись сеанса, проведенного мной с человеком, который изъявил добровольное желание участвовать в соответствующей демонстрации во время лекции. Этот пример поможет вам проследить развитие метода погружения человека в транс.

Психолог: Не сядете ли вы на этот стул для того, чтобы мы могли спокойно поговорить?

Испытуемая: Пожалуйста.

Психолог: Вы знаете, что в данном случае вы выступаете в роли добровольца, который согласился подвергнуться гипнозу. Итак, как вы чувствуете себя в этой роли? Что вы чувствуете в связи с тем, что вас должны загипнотизировать?

Испытуемая: Да, в самом деле, это странное чувство. Меня никогда не гипнотизировали, и я только раз видела это во время показа.

Психолог: Что вы видели на показе? (Важно установить, что субъект знает о гипнозе или как он представляет его, для того чтобы подкорректировать его точку зрения, если она ошибочна).

Испытуемая: Я видела, как гипнотизер собрал группу людей. Эта группа, много людей, вышла на сцену, и он их всех загипнотизировал. Он загипнотизировал одного мужчину и оставил его сидящим на краю стула. (Пауза).

Психолог: На краю стула?

Испытуемая: Да, в то время, как он продолжал гипнотизировать других. А люди казались по-настоящему сонными. Проще говоря, они казались почти оглупевшими. Он проделывал с ними дурацкие шутки.

Психолог: Не боитесь ли вы, что я могу пожелать, чтобы вы делали что-нибудь глупое?

Испытуемая: Собственно говоря, я не знаю. Вы это захотите?

Психолог: Нет, разумеется, нет.

Испытуемая: Нет?

Психолог: Гипноз, используемый в научных целях, это не гипноз, который используют, чтобы порисоваться.

Испытуемая: Да, конечно, я понимаю.

Психолог: В этом случае существует очень много различий. В случае гипноза, который можно назвать эстрадным, гипнотизер специально подбирает людей, податливых к гипнозу, а потом добивается того, что они начинают делать различные странные вещи для того, чтобы позабавить зрителей.

Испытуемая: Да.

Психолог: В случае же гипноза, используемого в научных или лечебных целях, речь идет о чем-то совершенно ином. Само собой разумеется, что я не буду требовать, чтобы вы совершили что-либо глупое… Испытываете ли вы какие-либо другие ощущения применительно к гипнозу или что-нибудь еще думаете о нем?

Испытуемая: Я не знаю, можно ли меня загипнотизировать? Я не могу представить себе, что меня могут загипнотизировать.

Психолог: Хорошо, а как вы думаете, что при этом случится? Каковы ваши представления о том, что происходит в гипнозе?

Испытуемая: Не знаю. Что, в этом случае человек совершенно ничего не сознает? (Это весьма распространенная, но ошибочная точка зрения).

Психолог: Хорошо, а как вы думаете, что случится? Вы никогда не войдете в состояние гипноза, в котором бы вы потеряли контакт с гипнотизером, во время гипноза вы сохраните полный контроль над своими действиями, за исключением тех, которые, по вашему мнению, совершаются вопреки вашей воле. Бы все время находитесь в контакте со мной, ваше сознание сохраняется. Это неправда, что люди утрачивают способность следить за тем, что проделывает гипнотизер во время сеанса.

Испытуемая: Все в порядке. У меня скорее сильная воля, но я в этом не уверена. Собственно говоря, я чувствую, что не могла бы подчинить свою волю другому человеку.

Психолог: И это - еще один момент, который надлежит выяснить. В действительности люди в состоянии гипноза не утрачивают способности действовать независимо от воли гипнотизера. Вы можете воспротивиться совершению какого-либо действия или совокупности действии, которые вы по-настоящему не хотите выполнить. Гипноз не действует на людей со слабой волей. По сути, люди умственно недоразвитые или те, которые испытывают серьезные интеллектуальные затруднения, гипнозу не поддаются.

Испытуемая: А если я окажусь загипнотизированной, какова уверенность в том, что я проснусь?

Психолог: Вы боитесь, что вы можете заснуть, а я окажусь не в состоянии вас разбудить?

Испытуемая: Да.

Психолог: В действительности гипноз не является сном. Человеку, находящемуся в состоянии глубокого гипноза, можно внушить, чтобы он уснул.

Но если даже этот человек уснет, глубоко уснет, то он проснется через короткое время. Мнение, согласно которому можно кого-то ввести в транс на целые дни или недели, совершенно ошибочно. Так попросту не бывает. Само собой разумеется, что вы проснетесь. Вы проснетесь очень легко. Вам будет значительно труднее заснуть, нежели проснуться. Прошу это запомнить.

Испытуемая: То есть все то, что рассказывают о людях, которых заставляют делать разные вещи - я имею в виду длительные, растягивающиеся на много дней действия, - все это в действительности не происходит?

Психолог: Конечно, этого произойти не может. А теперь я задам вам следующий вопрос: хотите ли вы поддаться гипнозу?

Испытуемая: Да.

Психолог: Итак, предположим, что сейчас мы начинаем разговаривать о том, чего можно, в сущности, ожидать от вас во время этого первого транса. Я хотел бы изложить вам вкратце определенную точку зрения на то, что, в общем, происходит. Прежде всего я прошу вас обратить внимание, что вы начинаете расслабляться и чувствовать себя как бы несколько сонной. Не нужно, чтоб вы себя очень заставляли делать это. Позволим всему идти своим чередом. Прошу по мере возможностей позволить своему сознанию быть пассивным, дать возможность вашему вниманию расслабиться. А теперь, пожалуйста, осознайте определенные явления, которые происходят по мере того, как вы расслабляетесь. Я хотел бы, чтобы вы обратили на них внимание. Я даже подам их вашему вниманию “на блюдечке”.

Возможно, что вы не сможете следить за содержанием всех тех внушений, которые я буду к вам обращать. Но пусть это вас не заботит.

Испытуемая: Я согласна.

Психолог: Возможно, что вы окажетесь в состоянии выполнить некоторые из этих внушений, тогда как другие - нет. Вы будете находиться в постоянном контакте со мной, а когда вы этот контакт утратите, вы наверняка будете помнить все, что произошло.

Испытуемая: Да.

Психолог: Возможно даже, что после того, как все кончится, вы будете испытывать ощущение, что противодействовали всему, что я вам внушал. Если вам захочется сопротивляться, вы можете это сделать.

Испытуемая: Я как раз хотела об этом спросить. Должна ли я пытаться сделать все, о чем вы мне говорите, или же я должна вести себя пассивно?

Психолог: Важно ничего не делать против собственной воли. Пусть все делается само по себе.

И я прошу не оказывать на происходящее влияния. Я прошу чрезмерно не напрягаться. Если ничего не происходит, то ничего страшного, пусть ничего не происходит.

(О подобных подготовительных внушениях, к сожалению, очень часто забывают, если процедура гипнотизирования приобретает рутинный характер).

С этого момента я перешел к проведению на испытуемой нескольких вышеописанных тестов на податливость к внушению. Я начал с теста с сохранением равновесия тела, и с этим испытанием испытуемая справилась хорошо. Вслед за этим мы перешли к пробе со сцеплением рук и их левитацией.

Испытуемая во все большей мере расслаблялась. Когда были выполнены все тесты податливости к внушению, стадо ясно, что транс можно сделать более глубоким.

Психолог: Я буду гладить ваше плечо. Я поглажу ваше плечо и руки. По мере того, как я буду гладить ваше плечо, вы будете чувствовать тяжесть, которая будет начинаться в плече и распространяться вниз на предплечье, на локоть, на пальцы. Вся ваша рука становится более тяжелой, когда я ее глажу, становится более тяжелой, когда я ее глажу, становится более тяжелой, когда я ее глажу, становится более тяжелой, настолько тяжелой, что, когда я ее глажу, она становится вся как будто из свинца. Она становится настолько тяжелой, что, когда я досчитаю до пяти, вы не сможете ее поднять. Вы будете чувствовать, что она настолько тяжела, что она настолько тяжела, как будто бы на нее давит вес в 50 килограммов. Итак, я считаю, раз - тяжелая, два - еще тяжелее; три - тяжелая, как свинец, тяжелая, как свинец, тяжелая, как свинец; четыре - еще более тяжелая, пять - тяжелая, совершенно, как свинец. Вы не в состоянии поднять свою руку, несмотря на то, что стараетесь изо всех сил.

Рука остается неподвижной, совершенно такой, как будто бы я давил на нее, рука в удобном положении как бы отдыхает на вашем бедре, в удобном положении отдыхает на вашем бедре. (Теперь мы добивается каталепсии плеча, состояния мышечного оцепенения).

Я начинаю гладить ее руку, и по мере того, как я ее глажу, вся рука становится неподвижной и тяжелой, и согнуть ее не удается. Она такая тяжелая, неподвижная и твердая, как доска. Мышцы затвердевают, становятся настолько твердыми и неподатливыми, что напоминают доску. Я считаю от одного до пяти.

Психолог: Ваша рука твердая и неподвижная, твердая и неподвижная. Она не согнется, пока я не щелкну пальцами. Когда я щелкну пальцами, рука внезапно расслабится. И в тот момент, как исчезнет напряжение в руке, вы погрузитесь в состояние глубокого транса - (Я щелкаю пальцами). Рука расслабляется, она расслабляется. Ваше дыхание становится все более глубоким и очень свободным.

Вы погружаетесь в состояние глубокого, приятного транса. Когда я обращусь к вам через некоторое время, вы будете находиться в глубоком трансе. Ваши глаза закрываются, и вы погружаетесь в глубокий транс, глубокий транс. (Долгий перерыв).

А теперь прошу внимательно следить за мной. Я возьму ваши руки и буду их вращать, одна вокруг другой. (Цель этого заключается в том, чтобы вызвать автоматические движения).

Я начинаю их вращать одну вокруг другой. Они будут вращаться все быстрее и быстрее, и быстрее и быстрее, именно так, как круг. Они движутся вокруг и вокруг, и вокруг. Когда я их от пущу, вы не сможете задержать вращение своих рук.

Когда я их отпущу, они будут продолжать вращаться все быстрее и быстрее, и быстрее. Их нельзя задержать, их невозможно задержать, пока я не щелкну пальцами. Когда я щелкну пальцами, они внезапно остановятся, вот так. (Щелканье пальцами, и вращение прекращается).

А теперь я прошу опустить их. Вы погружаетесь в состояние все более глубокого, более глубокого и приятного транса.

А сейчас я попрошу вас держать вашу левую руку лежащей на бедре, ладонью книзу, вот так. Я буду ее поглаживать, а она должна мне передать сигнал, когда я вам кое-что внушу. Если вы среагируете положительным образом, она сообщит мне об этом, несколько поднявшись вверх. Она сумеет мне сказать о том, что что-то происходит у вас внутри.

(В данном случае важно добиться того, чтобы пациент принимал более активное участие в сеансе и чтобы он получил возможность внутренне приспособиться к внушению до того, как оно будет ему передано. Часто в качестве сигнала используется поднятие указательного пальца вместо всей руки).

Возьмем следующий пример. Представьте, что вы увидели саму себя поднимающейся с кресла, проходящей через двери, выходящей наружу и прохаживающейся там. Как только вы увидите сами себя прохаживающейся снаружи, я прошу, чтобы вы сообщили мне об этом посредством своей руки, вот этой руки, поднимающейся примерно на 15 сантиметров. (Она поднимается примерно на 15 сантиметров.) Сразу же, как только вы увидите сами себя, прохаживающейся за дверями.

(Перерыв, после чего рука поднимается).

Поднимается. А теперь я прошу ее опустить, прямо вниз, на бедро. А сейчас вы видите сами себя прохаживающейся снаружи и видите аллею между двумя домами. Вы идете по этой аллее. С правой стороны вы замечаете ведро с горячей водой, над которым поднимается пар. Вы видите пар, поднимающийся над поверхностью воды, и отдаете себе отчет в том, что вода очень горячая. Вы прикидываете, насколько в действительности горяча эта вода, и правую руку, вот эту руку, вы погружаете в воду.

(Цель этого внушения заключается в том, чтобы вызвать гиперестезию, т.е. состояние повышенной чувствительности).

Вы замечаете, что руке становится горячо, она кажется вам покрасневшей.

Она может и заболеть, а мышцы начинают сокращаться; кожа становится красной.

Она может стать очень, очень чувствительной, очень, очень чувствительной. Я ущипну ее. Когда я ее щиплю, она оказывается чувствительной и восприимчивой в высшей мере. А сейчас я ее щиплю.

(Щипок приводит к тому, что испытуемая отдергивает руку. Реакция отдергивания указывает на податливость пациентки к внушению. Если она не отдергивает руку, особого значения это не имеет).

Сейчас вы отдергиваете руку. Она очень болезненная, очень болезненная. Я покажу вам различие в сравнении с другой рукой. Ваша вторая рука нечувствительна. Когда я ее щиплю, вы не чувствуете боли. (Щиплю левую руку). Но вторая рука чувствительна к щипку. (Щиплю правую руку). Вы погружаетесь во все более глубокий и приятный транс. (Перерыв).

А теперь прошу себе представить, что на вашей левой руке тяжелая кожаная перчатка. Я прошу вас представить, что вы надели перчатку, тяжелую кожаную перчатку. Как только вы почувствуете, что на руке у вас толстая кожаная перчатка, вы, ощутите, как будто руку что-то заслонит, - как только вы увидите своим психическим взором, что на вашей руке тяжелая кожаная перчатка, я прошу вас дать мне об этом знать, поднимая руку на несколько сантиметров. (Перерыв).

Ваша рука поднимается; прошу ее опустить. А теперь я бы хотел, чтобы вы увидели саму себя входящей в кабинет врача. У вас на пальце нарыв. У вас нарыв на левом пальце. Процедура, которую я выполню, заключается в том, что я обколю ваш сустав новокаином. Когда я прикоснусь пальцем к вашему запястью, вы испытаете такое ощущение, как будто бы я ввожу новокаин под кожу.

(Прикосновение пальцем к суставу и обведение вокруг него, как будто делается новокаиновая блокада. Цель этого внушения заключается в том, чтобы вызвать утрату чувствительности руки).

А сейчас вы начнете сами пробуждаться, а я помогу вам в этом через минуту или две минуты. Выходя из транса, вы заметите нечто чрезвычайно интересное.

Практически вы не сможете, выходя из состояния транса, держать глаза открытыми. Ваши веки будут становиться все более тяжелыми, более тяжелыми, все более тяжелыми. Они будут казаться такими тяжелыми, как будто сами хотят сомкнуться; вы можете даже подремать, пока я не щелкну пальцами, и тогда вы полностью выйдете из транса. Вы полностью придете в себя.

А сейчас вы почувствуете, как ваша рука становится онемевшей; вы чувствуете, что рука очень, очень онемевшая, онемевшая, онемевшая. Она утрачивает какую бы то ни было чувствительность к боли. Сейчас я уколю вашу руку стерилизованной иглой, а вы заметите, насколько ваша рука лишена чувствительности, насколько она не испытывает боли. Я считаю от одного до пяти; рука становится онемевшей, онемевшей, онемевшей. Раз - боли нет, боли нет; два - рука становится все более онемевшей, все более онемевшей; три - не болит, не болит, не болит; четыре - никакой боли, никакой боли; пять - никакой боли, никакой боли, никакой боли. Д сейчас я продемонстрирую вам разницу между этой чувствительной, правой рукой и этой, лишенной чувствительности левой рукой.

Я колю правую руку иглой, именно так, она окажется очень чувствительной, хотя укол очень легкий. (Прикосновение иглой к руке). Но в другой руке, хотя я делаю глубокий укол, вы не чувствуете ни малейшей боли, ни малейшей боли.

При уколе булавкой вы можете почувствовать легкое давление, но никакой настоящей боли, хотя я погружаю острие в руку, именно так. (Прикосновение иглой к руке).

Замечаете ли вы различие между руками? (Испытуемая поддакивает). Да, вы заметили; хорошо, хорошо. А сейчас я снова буду поглаживать руки. Я буду поглаживать обе руки и верну им нормальную чувствительность. (Поглаживание рук). Вы чувствуете себя все более сонной, сонной.

Я прошу вас погрузиться в глубокую дремоту, глубокую дремоту, глубокую дремоту, так, как будто бы вы спите; вы сами начинаете чувствовать, что вы дремлете, все глубже погружаетесь в дремоту. Во время следующей пробы, когда я буду внушать вам засыпание, вы очень быстро погрузитесь в очень глубокий сон. Вы заснете легко, без усилий; легко, без усилий. (Перерыв).

(Цель этого заключается в том, чтобы убедить испытуемую, что вследствие транса она действительно погрузилась в дремоту).

Сейчас я начинаю считать от одного до пяти, а когда дойду до пяти, вы откроете глаза. Но хотя вы будете бодрствовать, ваши веки будут настолько тяжелыми, что держать глаза открытыми будет почти невозможно, так как веки будут казаться тяжелыми, очень тяжелыми; но после того, как я щелкну пальцами, вы полностью выйдете из транса.

Раз - я прошу вас медленно пробуждаться, медленно начинать пробуждаться, медленно пробуждаться; два - пробуждаться во все большей и большей степени; три - во все большей и большей степени; четыре, пять.

А сейчас я прошу вас открыть глаза, открыть глаза, открыть глаза. (Щелкаю пальцами). Теперь вы полностью пробуждаетесь. Проснитесь. (Испытуемая выходит из транса).

Психолог: Все в порядке. Как вы себя чувствуете?

Испытуемая: Я еще немного сонная.

Психолог: В самом деле?

Испытуемая: Да.

Психолог: Могли бы вы описать свои ощущения?

Испытуемая: Я чувствую, как будто бы совершила какое-то очень далекое путешествие.

Психолог: Что вы помните?.

Испытуемая: Я думаю… я… я… Мне кажется, что я помню, что вы мне говорили.

Психолог: Значит ли это, что вы помните практически все?

Испытуемая: Да, я думаю, что да.

Психолог: Нет ли у вас какой-нибудь мысли или какой-нибудь идеи, которую бы вы хотели обсудить со мной? Мне кажется, что, судя по вашим интонациям, у вас что-то такое есть.

Испытуемая: Я все еще чувствую себя сонной.

Психолог: Вы по-прежнему сонная?

Испытуемая: Да, именно так.

Психолог: Ваши глаза все время закрываются.

Испытуемая: Да.

Психолог: Все в порядке. Сейчас вы проснетесь, вы проснетесь. Сейчас вы полностью придете в себя. Вы будете чувствовать себя отдохнувшей. (В большинстве случаев сонливость, обусловленная трансом, не сохраняется так долго, как в этой ситуации). Болит ли у вас голова? А может быть, вы испытываете какие-нибудь другие ощущения?

Испытуемая: Нет, я чувствую себя так, что могла бы спать в течение 48 часов.

Психолог: Все хорошо, через минуту или две вы полностью придете в себя. Я думаю, что вы будете очень хорошо реагировать на гипноз. Я думаю, что нам скорее всего удастся научить вас искусству погружаться в состояние очень глубокого транса.

Испытуемая: Это было бы чудесно.

Психолог: Не приходило ли вам в голову, что вы можете воспротивиться внушению? Я имею в виду вашу реакцию на то, что я вам внушал.

Испытуемая: Вначале я испытывала ощущение, что вообще не загипнотизирована. Но потом я поняла, что загипнотизирована.

Психолог: Что привело к тому, что вы поняли это?

Испытуемая: Мне казалось, что я сумею оказать противодействие любым внушениям. Но я убедилась, что не смогу сделать этого.

Психолог: Действительно ли вы пытались сопротивляться?

Испытуемая: Да, я в самом деле попыталась это осуществить.

(Если бы испытуемая действительно испытывала сильное стремление противодействия, она могла бы это сделать).

Психолог: Все нормально, большинство людей, вышедших из транса, считают, что они не были загипнотизированы; они ощущают, что могли бы сопротивляться внушению. Так вот, это действительно так; они могли это сделать.

Испытуемая: Да.

Психолог: Но в состоянии транса люди обычно этого не хотят.

Испытуемая: Нет.

Психолог: Таким образом, если кто-то чувствует, что в действительности не был усыплен, то он не очень ошибается, поскольку в самом деле не был усыплен. Он находился, по сути, в состоянии умеренного расслабления, в котором ощущал, что внушение оказывает на него влияние вопреки его желанию. Было ли у вас впечатление, что происходит нечто вопреки вашей воле, или, быть может, нечто в этом роде?

Испытуемая: Да, я чувствовала это, чувствовала это… Когда вы мне сказали, что моя рука становится онемевшей, я подумала - да, именно так, - что на самом деле этого не произойдет. А потом я почувствовала это, совершенно, как после введения новокаина, такое онемение, сочетающееся с мурашками, какие были и у вас, если вам когда-нибудь вводили новокаин, ну, вы знаете… А потом мне показалось, как будто бы на моей руке тяжелая кожаная перчатка.

Психолог: Понимаю..

Испытуемая: В самом деле, это меня поразило.

Психолог: Действительно так было?

Испытуемая: Да, было именно так.

Психолог: Хорошо.

С помощью гипнотерапии можно добиться желаемых результатов и у людей, которые погружаются в транс не очень глубокий (пример, приведенный выше) и глубокий. Таким образом, независимо от глубины гипноза, если испытуемый чувствует себя загипнотизированным, его внушаемость мобилизуется сразу и целиком. Если же он не чувствует себя загипнотизированным, его внушаемость остается заблокированной.

Подытоживая сказанное о приемах и способах авторитарного гипнотизирования, нужно отметить, что гипнозу способствует все, что в прошлом совпадало с сонным состоянием. Можно гипнотизировать и под звуки метронома или зуммера, и под пение колыбельной, и под звуки журчащего ручейка, и под звуки ноктюрнов. Но, само собой разумеется, в каждом отдельном случае необходим индивидуальный подход, для каждого индивида необходимо выбрать определенный способ или прием гипнотизирования.

Приведенные способы гипнотизирования - только примеры из множества подобных, которыми можно с успехом пользоваться.

Формула внушения должна строго индивидуализироваться. Прежде всего она должна быть понятна и коротка, произносить ее необходимо всегда отчетливо.

Следует произносить слова несколько отрывисто, сжимая губы, и с некоторыми паузами, как это иногда делается при команде. Но только нужно иметь в виду, что командовать - это далеко не то же самое, что внушать. Не нужно резко приказывать, но нельзя и просто просить. Вы должны говорить вежливо и мягко, звуки речи должны быть такой интенсивности и с такими интонациями, чтобы каждое слово “проникало в душу”.

Гипнотическая формула должна производить впечатление несомненности реализации, звучать категорически и спокойно. Если слова будут произнесены робким, неуверенным голосом, они утратят свое суггестивное значение.

Касаясь самой техники проведения гипнотического сеанса любым из вышеперечисленных методов, следует оговориться, что особенно на первом сеансе совершенно нецелесообразно прибегать к внушению сна, так как это может не удаться. Лучше всего на первом сеансе гипноза не стремиться достичь очень многого. Обыкновенно довольствуются тем, что пациенту при легком трансе внушают ощущение тепла. Если же создается впечатление, что возможен глубокий гипноз, это можно проверить, назвав какое-нибудь число. Если пациент не может повторить это число после пробуждения, значит, он действительно был в состоянии глубокого гипноза.

Кроме того, желательно повторять: “Вы ясно слышите то, что я говорю”. Эффект достигается и таким путем, пациент же не испытывает излишних сомнений.

После проведения сеанса попросите пациента рассказать о том, что он пережил и чувствовал в гипнотическом состоянии. Конечно, если гипнотический транс был поверхностным, клиент может уверять, что “все слышал”, “не спал” и разве только чувствовал некоторое утомление и ощущал тяжесть в конечностях.

Некоторые добавляют, что даже при очень поверхностном гипнозе ощущали “тепло в теле”. Это не должно смущать начинающего гипнолога. Высказывания клиента вполне справедливы. Больше того, даже если первый опыт был неудачным, это еще не доказывает вообще невозможности гипнотизирования данного субъекта. Нужно терпеливо повторять сеансы снова и снова.

Гипноз стали применять на практике ещё до того, как его начали изучать в науке. Если обратиться к первым попыткам научного обоснования данного метода, то можно отметить, что с современной точки зрения их довольно сложно назвать научными. Первым обосновать и применить метод гипноза для лечения нервных заболеваний попытался Франц Антон Месмер в XVIII веке. Он считал, что суть метода гипнотерапии тесно связана с животным магнетизмом. По мнению учёного, от тела магнетизера исходила особая энергия, которая целебным образом воздействовала на организм пациента. Одним из оздоровительных методов Месмера было ритмичное прикосновение ладонями к телу пациента. Многие пациенты желали излечиться благодаря магнетическому воздействию и Месмер придумал следующий способ массового оздоровления. Он «насыщал» магнетизмом особые баки, и для того чтобы получить лечебный эффект пациенты прикладывали к ним руки. Как ни странно, у этого метода были положительные результаты и многие больные избавились от своих заболеваний. И только спустя годы выяснилось, что помогал не особый магнетизм, а самовнушение людей. Так произошло по той причине, что больные глубоко верили в метод магнетизма и в самого Месмера.

История развития гипноза

Понятие «гипноз», в современном понимании, впервые употребил в 1842 году Джеймс Брейд. Он отмечал сходство гипнотического состояния с состоянием спящего человека и называл гипноз «искусственным сном». Научное же обоснование данного метода было сформировано только во времена Жана-Мартена Шарко. Учёный относился к нансийской школе гипноза, основателем и лидером которой был Ипполит Бернгейм. Шарко – первый ученый, который изучил и объяснил происходящее с пациентом при погружении в гипноз. Он описал три стадии гипноза: гипотаксию, каталепсию и летаргию. Шарко полагал, что гипнотические явления непосредственно связаны с истерией и близки к болезненным состояниям. То есть, учёный рассматривал гипноз как истерию, вызванную искусственным образом. Позже Бернгейм возражал Шарко, относительно того, что гипнотические явления идентичны внушениям. Кроме того, он считал, что стадии гипноза, описанные Шарко, являются результатом внушений, а не патологическими изменениями. Последователи нансийской школы придерживалась мнения, что гипноза не существует, а имеют место только лишь явления внушения. После смерти Шарко, в 1883 году метод гипноза на долгое время перестал интересовать науку.

Гипноз был предметом научного интереса и Зигмунда Фрейда. В своей практике Фрейд применял метод гипноза в течение 5 лет. Однако в дальнейшем, он предпочел психоаналитическое направление и совсем отказался от гипноза. Он полагал, что гипноз мешает проявлению защитных механизмов личности, таких как вытеснение и подавление, анализ которых, в свою очередь, очень важен и является одной из основных частей психоаналитической процедуры. Фрейд также отмечал, что существуют состояния, когда метод гипноза всё же является необходимым для лечения пациентов .

В 1970-е годы выдающийся американский психиатр Милтон Эриксон ввел новый метод гипноза – недирективный, который получил название эриксоновского гипноза. При этом виде гипноза, терапевт осуществляет мягкое гипнотическое воздействие. Его суть заключается в том, что внушение производится косвенно, в символической форме, например, в форме метафор и притч. Эриксон внедрял в сознание человека некую мысль, которую пациент не мог опровергнуть, и она оказывала на него целебное действие.

Гипноз в настоящее время

Гипнотерапия представляет собой набор методов, с помощью которых пациент погружается в измененное состояние сознания. В этом состоянии сознание субъекта сужается и фокусируется только на одном определенном элементе внушения. Для лечения гипнотерапевт использует различные приёмы внушения и особые аналитические подходы.

Гипнотерапия включает в себя совокупность различных приёмов внушения и специфических аналитических методов.

В настоящее время метод гипноза используется для достижения как психического, так и физического здоровья человека.

Методы гипноза

  • Словесное внушение. Оно используется для достижения пациентом определенного состояния или фиксации сознания на определенном объекте. Данный метод применяется с использованием гипнотизером особых фраз, которые произносятся тихим монотонным голосом.
  • Гипнотизирование взглядом. Этот метод заключается в фиксации взгляда пациента на глазах терапевта.
  • Метод левитации. Используя этот метод, терапевт вовлекает пациента в процесс погружения в гипнотическое состояние. Внимание пациента направляется на его руки, их легкость и невесомость.
  • Директивный гипноз. Внушения, которые даёт психотерапевт, имеют приказывающий характер.
  • Эриксоновский гиноз. Его суть заключается в том, что подсознание клиентов начинает сообщать информацию посредством образов и метафор.
  • Трансбегляйтунг. В процессе погружения в гипнотическое состояние психотерапевт является проводником в трансовом путешествии клиента. Терапевт осуществляет постоянный контроль над состоянием и сознанием своего пациента.

Способы погружения в гипноз

1) Способы, которые отличаются монотонностью воздействия на различные каналы восприятия человека. При воздействии на зрительный канал используются стрелки часов, маятники, вспышки света и другие предметы для фиксации взгляда. Тихий монотонный голос психотерапевта, звучащий при погружении человека в измененное состояние сознания оказывает воздействие на слуховой анализатор. Также может использоваться звук тикающих часов, различные звуки природы и иные. В качестве тактильного раздражителя при погружении в гипнотическое состояние применяется способ, когда терапевт проводит своей рукой вдоль тела пациента, на расстоянии нескольких сантиметров от туловища.

2) Способы, отличающиеся шоковым воздействием на пациента. Человек погружается в гипнотическое состояние благодаря резким сильным раздражителям, таким как громкий звук, ток, приказной тон.

Стадии гипноза

1 стадия. Легкий гипноз. На этой стадии сознание пациента находится в активном состоянии. Пациент понимает обращенную к нему речь, может совершать определенные действия, выполнять то, что его просят сделать в настоящий момент.

2 стадия. Гипнотическое состояние средней глубины. Сознание становится менее активным и затормаживается. В таком состоянии воспринимаются только те внушения, которые достаточно понятны и логичны для пациента.

3 стадия. Полное погружение в гипноз. Пациент полностью расслабляется и теряет контроль над своим сознанием. В таком состоянии пациент может воспринимать практически все внушения, за исключением тех, которые полностью противоречат его личным убеждениям.

Итак, использование метода гипноза в психотерапии долгие годы являлось важной и необходимой частью процесса лечения человека. В настоящее же время метод гипноза практически потерял свою актуальность. Однако данный метод со своей богатой историей и всеми достоинствами и сейчас заслуживает внимания исследователей.

Список литературы:

1. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. Учебник для студентов медицинских ВУЗов. - М.- 2002.
2. Шерток Л., Соссюр Р. Рождение психоаналитика. От Месмера до Фрейда.- М.: Прогресс.- 1991.

Редактор: Бибикова Анна Александровна

Термин «гипноз» (от греч.: hypnos - сон; Гипнос - древнегреческий бог сна, сын богини Ночи) в русском языке имеет два значения: как особое, временное состояние сознания человека («находится под гипнозом») и как процесс воздействия, приводящий к этому состоянию («поддаваться гипнозу» = поддаваться гипнотическому воздействию).Гипноз вызывается либо другим человеком (например, гипнотизером) и тогда говорят о гетерогипнозе, либо самим человеком и тогда говорят об автогипнозе.Гипнотическое воздействие также имеет два значения: воздействие с целью вызова гипноза и воздействие на человека, уже находящегося в гипнозе, с какой-либо другой целью (например, гипнотерапии, т.е. лечения).Гипноз рассматривается как общее понятие по отношению к понятиям «гипнотический сон» и «гипнотический транс». Следует дифференцировать понятия «гипноз» (как процесс) и «внушение» (как процесс): первое является частным по отношению к более широкому понятию в психологии - понятию «внушение» как воздействию не только с целью вызова гипноза, но с иными целями (расположения к себе, совершения человеком определенных поведенческих актов и т.п.). При этом, хотя внушающее воздействие и может оказываться на человека в бодрствующем состоянии, информация в основном адресована подсознанию.Таким образом, в принципе следует дифференцировать понятия «внушаемость» и «гипнабельность», хотя во многом они синонимичны.

2. Гипноз как состояние сознания

Сознание человека, находящегося в гипнозе, выключено полностью (при гипнотическом сне) или частично (при гипнотическом трансе, когда человек осознает, что он в гипнозе), что физиологически выражается в торможении коры головного мозга, за исключением одного участка - так называемого сторожевого пункта, благодаря которому осуществляется раппорт - своеобразная связь между гипнотизером и гипнотизируемым.Таким образом, гипноз как состояние - это измененное состояние сознания; по принятой классификации - не нормальное (в смысле - не типичное), не патологическое, частично или полностью не функционирующее сознание.Состояние гипноза характеризуется своеобразной блокировкой сознания: в то время как органы чувств (слух, зрение...) работают нормально и от них поступают в мозг нервные импульсы, в сознание эта информация не проникает: оно блокировано словесным воздействием гипнотизера; в результате загипнотизированный не осознает информацию, поставляемую ему (его сознанию) собственными органами чувств. Таким образом, загипнотизированный человек может находиться с открытыми глазами и при этом ничего не видеть вокруг себя; точнее, на сетчатке его глаз внешние предметы отражаются, нервные импульсы по зрительным нервам достигают мозга, но в кору (заведующую сознанием) не поступают (это состояние называют «негативной галлюцинацией» - термином, по нашему мнению, не очень удачным).Одновременно с этим в подобном состоянии у человека можно вызвать видения того, что в его окружении отсутствует («Вы в саду» - и человек видит деревья). Возникает эффект «центрального зрения», когда появляющиеся в мозгу образы вызываются не органами чувств, а словами гипнотизера (так называемая позитивная галлюцинация). И это явление дает нам основание сделать весьма важный (хотя и не имеющий прямого отношения к теме «гипноз») для понимания проблем экстрасенсорного восприятия вывод: человек может видеть (в смысле осознавать зрительные образы) не только глазами (как Вы сейчас видите эти буквы), но и мозгом: зрительный образ может возникать в сознании не только благодаря действию органа чувств - глаз, но и вопреки его действию, а благодаря возникшему от непосредственного воздействия извне на кору головного мозга очагу возбуждения в зрительных отделах коры. Отсюда: видеть можно и без глаз, т.е. помимо органов чувств, т.е. экстрасенсорным путем. Другой разговор - что видеть: то, что создано органами чувств, или то, что создано помимо органов чувств - экстрасенсорным путем (ведь когда я попрошу Вас представить лицо хорошо знакомого Вам человека, Вы увидите это лицо экстрасенсорным путем). Таким образом, вполне реально прямое воздействие на корковые зоны органов чувств, минуя сами органы.И коль скоро мы заговорили о физиологии центральной нервной системы, следует еще отметить: есть мнение (автору не известны экспериментальные его доказательства, хотя это не противоречит теории), что в состоянии гипноза уменьшается активность левого полушария мозга и активизируется его правое полушарие.Гипнотическое состояние сознания характеризуется не только блокировкой сознания от внешних сигналов (кроме голоса гипнотизера), но и блокировкой собственных желаний, потребностей, установок. Под гипнозом человек желает только того, что исходит от гипнотизера; какая-либо инициатива полностью отсутствует; свободная воля практически подавлена, как подавлена и критика.И в этой связи весьма важной является следующая проблема:

3. Гипноз и степень свободы в поступках

Система личности каждого человека представляет собой каркас ценностей типа «это - хорошо», «это - плохо» («любить людей - это хорошо», «красть - это плохо», «чистить зубы - это хорошо», «делать недобросовестно - это плохо» и т.п.). И именно этими своими ценностными ориентациями человек руководствуется в жизни: если его не вынуждают обстоятельства, то он обычно делает то, что считает хорошим, и не делает то, что сам считает плохим.Но состояние гипноза - это состояние блокирования сознания не только для информации извне, но и для информации «изнутри» - из собственной системы ценностей данной личности (где и записано, что такое хорошо и что такое плохо).Человеку в его обычном (не гипнотическом) состоянии дают лист бумаги и говорят: «Разорвите этот лист». Большинство наших слушателей (на наших тренингах) на это реагировали так: «А зачем?» И в этом вопросе скрыто стремление выяснить: соответствует ли его собственным ценностям цель данной просьбы, цель данного поступка (разрыва листа бумаги). При повторной просьбе это сделать многие из них это делают, но при этом испытывают некий психический диссонанс: все-таки что-либо уничтожать «просто так» - это не соответствует одной из их ценностных ориентации - «не уничтожать» без надобности имущество. Но насколько эта ценность («не уничтожать») сильна? Ведь кто-то и не стал спрашивать «а зачем?», а просто взял и, не испытывая при этом почти никакого дискомфорта, разорвал лист; кто-то спросил, а затем почти спокойно это сделал; а кто-то, делая это, «пересиливал себя» - приносил в жертву одну ценность («не уничтожать») ради достижения другой ценности (либо чтобы уважаемому человеку - профессору реализовать его просьбу, что является ценностью; либо ради ценности «послушания» - вот так он воспитан: «надо слушаться старших»).Но если бы всех этих людей погрузить в гипноз и дать такую же команду, практически они все выполнили бы ее без какого-либо внутреннего сопротивления - собственная ценностная ориентация «не уничтожать» оказалась бы слабее приказа гипнолога. Так же многие выполнили без гипноза и команду «разорвать эту брошюрку», хотя «многие» означает, что некоторые при этом все-таки «переживали», что можно заметить по некоторой медлительности в выполнении (по сравнению с выполнением команды «разорвать лист»). И это понятно: установка «не рвать книги» - более сильная, чем установка «не рвать бумагу (да к тому же чистую)». И тем не менее - разорвали брошюрку (по содержанию совершенно для них не значимую), принося таким образом в жертву одну свою ценность ради достижения другой, которая сейчас доминирует - ценности послушания (которая в данном случае создана искусственно: «Вы будете слушаться меня и выполнять все мои команды»). Ну а под гипнозом они поступили с брошюркой точно так же, как с чистым листом бумаги, - разорвали.Но насколько далеко так можно уйти, какие еще ценности человек может под гипнозом принести в жертву ради ценности послушания? Ответ на этот вопрос и есть ответ на проблему о свободе воли под гипнозом: может ли человек сделать под гипнозом все, что угодно гипнотизеру, вопреки всем своим ценностям, или нет?...Испытуемому, находившемуся под гипнозом, дали в руки склянку и сказали, что в ней азотная кислота (испытуемый по своему образованию знал, что это такое). На самом деле в склянке была безобидная жидкость. Затем человека подвели к другому человеку и приказали вылить «кислоту» тому в лицо. Испытуемый не выполнил команду - ценность «послушания» оказалась все-таки меньшей, чем ценность «здоровья другого человека». Тогда последовал новый приказ гипнотизера с информацией, что стоящий перед ним человек готов убить ребенка. Загипнотизированный выполнил команду - плеснул в лицо «кислоту», проявив таким образом систему своих ценностей: ценность «жизнь ребенка» плюс ценность «послушание» оказались выше ценности «здоровье другого человека».А вот еще один пример эксперимента, участником которого был автор. Испытуемому в гипнозе дали в руки картонный нож и сказали, что это настоящий нож. Затем ему дали команду «ударь ножом в грудь» другого человека. Загипнотизированный не выполнил команду (ценность «жизнь человека» оказалась выше ценности «послушание»); ему повторили команду еще и еще раз (повышали ценность «послушания») и, наконец, он выполнил команду - «ударил ножом в грудь», но - рукояткой в грудь, а не острием лезвия. И таким образом его подсознание (а в гипнозе человеком управляет только подсознание) как бы «схитрило» - удовлетворило ценность послушания (ударил) и удовлетворило ценность жизни другого человека (не убил).Таким образом, человек под гипнозом будет сопротивляться команде, если его действия будут противоречить достаточно высокой для него ценности (по сравнению с ценностью послушания); и не будет активно сопротивляться команде, если она хотя и противоречит какой-либо его ценности, но последняя для него не очень высокая - «нельзя рвать брошюрки» (в том числе и по сравнению с ценностью послушания, которая у него могла быть достаточно выражена и до гипнотизации - по его характеру).И получается, что подобным образом можно выявить, что для человека очень ценно, что менее ценно, а что совсем не ценно, хотя он и говорит нам, что это для него важно. Но известно: то, что в сознании человека (а говоря «поверьте, это для меня очень важно», он проявлял свое информационное поле сознания), не всегда соотносится с тем, что в его подсознании, которое в основном и управляет поведением людей. Следовательно, посылаемая под гипнозом команда будет реализована или не реализована в зависимости не от системы осознаваемых ценностей («я знаю, что жестокость - это плохо» - это в сознании человека), а от системы ценностей подсознания (где жестокость может оцениваться с плюсом). Отсюда вывод: то, что называют «волей» применительно к гипнотическому состоянию, есть система подсознательных ценностей, которая и проявляется в реализации или нереализации команд гипнотизера. Иначе говоря, гипноз мог бы быть использован и для психодиагностики системы истинных (подсознательных) ценностей человека. Однако обычно гипноз используется для других целей.

4. Цели применения гипноза

Таких целей несколько, и все они основаны на одном принципе гипнотизации - инактивации сознания и, как следствие, активизации подсознательного информационного поля, выявлении того, что находится в подсознании у человека.И получается, что одна из основных целей гипноза - выявление содержания подсознания, что важно, например, в интересах психопатологической диагностики.Ведь известно, что все, что когда-либо происходило с человеком, все, что когда-либо воздействовало на него (и неважно, осознавал человек это воздействие или не осознавал, например, «увидел, но не обратил внимания (не осознал увиденное)»), все это оседает в его подсознательном информационном поле, в том числе и так называемые психотравмирующие ситуации. Например, в детстве с ребенком обошлись ужасным образом, со временем это событие «забылось» (оказалось, благодаря психологической защите вытесненным в подсознание), но вытесненная таким образом информация продолжает оказывать влияние на психическую жизнь человека в виде, например, необъяснимых фобий (страхов), неизвестно каким образом образовавшихся установок («эта женщина по непонятным причинам не любит всех мужчин и старается избегать контактов с ними, хотя и не помнит, чтобы когда-либо от них исходила реальная угроза»).Так вот, погрузив человека в гипноз и заблокировав его сознание от внешней информации = обеспечив доступ в сознание подсознательной информации (обеспечив ее осознание), можно выявить в его «забытых страницах» биографии подобное психотравмирующее событие, что успешно делается в ходе регрессионной терапии (а гипноз в этом случае называется регрессионным гипнозом).Более того, существует предположение, что подобная психодиагностика возможна, если психотравмирующее событие произошло не в этой жизни человека, а в одной из его прошлых жизней.В регрессионном гипнозе (который по технике практически не отличается от обычного гипноза, за исключением некоторых деталей) можно не только выявить психотравмирующую ситуацию или фактор в прошлом, но и даже стереть его, внушив пациенту в гипнозе, что «этого никогда не было, а все это - только приснилось однажды...». Этот прием регрессионной психотерапии был разработан М. Эриксоном и получил его имя - эриксонианский гипноз.Внушением человеку, находящемуся в гипнозе, можно не только изменить его знания о собственной истории, но даже некоторые биофизические характеристики его организма. Например, изменить болевую чувствительность - заблокировать ее, и тогда человек не будет чувствовать боли (что, кстати, опасно, поскольку боль - наш сторож; но вполне приемлемо при каких-либо медицинских манипуляциях, которые могут вызвать болезненные ощущения; отсюда вполне реальна операция «под гипнозом»). Более того, можно, например, изменить силу мышц, и тогда человек может поднять груз, который в обычном состоянии он не смог бы поднять.В гипнозе можно не только изменить физические способности, но и спровоцировать, вызвать к жизни те творческие способности, которые имеются у человека, но по каким-либо причинам не были реализованы в его жизни. В этой связи приводят случай, когда «200 испытуемых лиц, которые тестировались профессором В. Райковым в Московской психоневрологической клинике, в состоянии гипноза внезапно продемонстрировали удивительные творческие способности, например, в рисовании, лепке из глины или выдувании стекла. Наблюдалось также усиление возможностей памяти у всех испытуемых лиц: так, они смогли в гипнотическом состоянии за одно и то же время выучить в шесть раз больше иностранных слов». Вот уж поистине возможности человека безграничны.Последнее замечание в цитате выводит нас еще на одну практическую цель гипнотизации - введение в состоянии гипноза учебной информации, что родственно гипнопедии (обучении во время физиологического, естественного сна).Определенное место в практическом приложении гипноза принадлежит автогипнозу.

5. Гипноз, автогипноз и медитация

Когда говорят о гипнозе, то чаще всего имеют в виду гетерогипноз - гипнотизацию одним человеком другого. Но иногда пишут и об автогипнозе - введении в особое состояние психики самого себя. При этом следует отметить, что многочисленные руководства по гипнозу обычно лишь упоминают об автогипнозе, представляя в основном технику гетерогипноза. И при этом дается информация, которая практически ничем не отличает автогипноз от медитации по технике погружения и по состоянию сознания: и там и там говорится о сужении сознания, об освобождении его от какой-либо информации, о достижении «чистоты» сознания и т.п. И все это убеждает в том, что состояние сознания, возникающее при автогипнозе, идентично состоянию медитативного транса, а технология и техника при автогипнозе идентичны начальным техникам медитации.

Публикации по теме