Пришло рождество начинается торжество родной обычай старины. Конспект урока музки "пришло рождество, начинается торжество"

Предмет: Музыка.

Класс: 1 класс.

Тема: «Пришло Рождество, начинается торжество».

Тип урока: первичное усвоение новых знаний.

Цель урока: создать условия для приобщения учащихся к православной

музыкальной культуре и традициям празднования Рождества Христова.

Задачи:

Личностного воспитания и развития: воспитание интереса к традициям православного праздника Рождество Христово и истории возникновения;

Метапредметные: развивать умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, умение объяснять свой выбор, строить речевые высказывания, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в коллективе;

Предметные: знакомство с народными песнопениями, колядками;

развитие хоровых навыков исполнения на примере разучивания колядок.

Планируемый результат: сопричастность к народной культуре

Материалы:

· Презентация «Рождество»

· Мультфильм «Рождество Христово»

· Видеофрагмент Рождественское песнопение «Эта ночь святая»

· Видеофрагмент «Светлый праздник Рождества»

· Аудиофайл "Барыня", русская народная плясовая

· Музыкальные инструменты (колокольчики, бубны,погремушки)

· Рождественская Ёлка, ёлочные украшения для игры.

· Сувениры «Ангелы»

Технологии и методы:

Словесные методы (беседа, диалог)

Наглядные (иллюстрации к теме «Рождество Христово»,)

Практические (пение в группе, танец в группе, исполнение колядки с музыкальными инструментами)

Рефлексивные (рефлексивные вопросы и ресурсный круг)

Ход урока: (слайд 1)

Яркая звёздочка в небе горит,

Детям у елочки ангел говорит:

«В целом мире торжество -

Наступило Рождество!».

Учитель: Здравствуйте, гости любезные! Здравствуй, праздник наш долгожданный! Здравствуй, наша ёлочка!

Наш урок сегодня посвящен большому празднику - Рождеству Христову.

Что означает слово «Рождество»? (Рождение).(слайд 2)

Кто родился в эту ночь? Имя новорожденного было Иисус, потом его стали называть Христос, что значит «царь».

Произошло это величайшее чудо в Вифлееме (Палестина). Тогда в небе зажглась новая звезда. Она указывала путь к тому месту, где родился младенец Иисус. Произошло это чудо в ночь на 7 января.

Ребята! Мне кажется, что каждый из вас хотел бы стать свидетелем той чудесной Рождественской ночи! Хотите?

Дети -Да!

Учитель: -Ну, тогда слушайте и смотрите!

(просмотр мультфильма "Рождество Христово") https://www.youtube.com/watch?v=hC34gbMe0Do (05.00)

Учитель: Во всём мире православные христиане отмечают этот праздник. На всех языках народы хвалят Господа.

В святую ночь Рождества Христова во всех православных храмах светло как днем от множества горящих свечей и лампад.(слайд 3, иллюстрации) Не умолкают рождественские песнопения и молитвы. Мы сейчас с вами послушаем одно из самых известных рождественских песнопений «Эта ночь святая»

Слушание «Эта ночь святая»

(не всю, с паузами)

Звучат 2 куплета

Учитель: Вам понравилась музыка?

Как звучала эта музыка? Весело и задорно? (Торжественно,спокойно,ровно)

Звучит еще 1 куплет

А кто исполнял это песнопение? (мужской хор)

Звучит еще 1 куплет

Слышали ли вы музыкальные инструменты в этом песнопении? (нет) Почему?

По православным церковным законам, пение не должны сопровождать музыкальные инструменты. Голоса должны звучать одни.

Учитель: На Руси Рождество ждали особенно. Рождество - праздник детей и взрослых с песнями, играми, подарками. Это праздник у ёлки, с сиянием свечей и запахом смолистой хвои.

В Рождество (7 января) дети и взрослые ходили по домам с поздравлениями, песнями, со звездой и вертепом (ящиком с деревянными игрушками в виде пещеры, напоминающей ту, в которой родился Христос). (слайд 4) Этот обряд назывался колядованием или славлением. А песенки, которые рассказывают о рождении Христа, величают хозяина называются Колядки .Это песенки-похвалы. Колядовать - значит петь колядки, заходя в каждый дом.

Колядовать могут все - и взрослые, и дети. а тех, кто принимает в этом обряде участие, называют колядовщиками . Тех, кто принес радостную весть в дом, принято одаривать - сладостями, фруктами, деньгами - кто чем может.

Учитель: Сегодня мы попробуем с вами стать самыми настоящими колядовщиками. Как вы думаете, какими музыкальными инструментами можно сопровождать свое выступление во время колядования? (Колокольчиками, бубенцами, бубном, ложками и другими инструментами.)

Исполнение с музыкальными инструментами.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Пришло Рождество, начинается торжество!

Более 2000 л ет назад в небольшом городке Вифлееме произошло небывалое событие - родился в мир Богомладенец, Сын Божий. Иисус Христос родился св городом, в пещере (Вертепе) и был положен в ясли, куда кладут корм для животных. С тех самых пор Деву Марию называют Богоматерь, Богородица

Стояла зима. Дул ветер из степи. И холодно было младенцу в вертепе На склоне холма. Его согревало дыханье вола. Домашние звери Стояли в пещере, Над яслями тёплая дымка плыла… Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба, Как мес я ца луч в углубленье дупла. Ему заменяли овчинную шубу Ослиные губ ы и ноздр и вола. Б. Пастернак

А рядом, неведомая перед тем… Мерцала звезда по пути в Вифлеем. Растущее зарево рдело над ней И значило что-то, И три звездочёта Спешили на зов небывалых огней. …Вдруг кто-то в потёмках, немного налево От яслей рукой отодвинул волхва, И тот оглянулся: с порога на Деву, Как гостья, смотрела звезда Рождества.

Эль Греко «Поклонение Волхвов» Волхвы принесли Младенцу дары: золото, ладан и смирну. Эти дары имели глубокий смысл: золото принесли как Царю в виде дани, ладан как Богу, а смирну как человеку, который должен умереть (смирной в те далекие времена помазывали умерших).

Божья Мать Младенца на руках качала, Радовалась Сыну, тихо напевала...

Родной обычай старины! Рождество - праздник детей и взрослых, с песнями, играми, подарками у ёлки, с сиянием свечей и с запахом смолистой хвои.

Рождество – это снег, Тихо падающий за окном, Это запах свечей и ёлки, Это звёздные ночи И рождественские напевы.

Разные народы мира сочиняют и поют о Рождестве красивые песни. У славянских народов рождественская песня называется « колядка ». Колядки поют, заходя в каждый дом. Они рассказывают о рождении Христа, величают хозяина, воспевают солнце и месяц. Поющих щедро одаривали сладостями, игрушками, одеждой.

Раньше, дети ходили со звездой по домам и пели колядки (молитвенные песни в честь Рождества). За границей, дети из некоторых русских детских организаций, тоже ходят по русским домам и поют колядки. Приходила Коледа накануне Рождества Сеем, веем, посеваем С Новым годом поздравляем! Овсень, Овсень, ходи по всем, Открывай двери, поднимай с постели! Открывай окно – запускай Рождество! Открывайте сундуки, доставайте пятаки! Кто не даст пятака – мы корову за рога! Кто не даст пышку – тому в лоб шишку!

Добрый тебе вечер (Из народных славянских песнопений) Спокойно 1. Добрый тебе вечер, Ласковый хозяин. Радуйся, ой радуйся, земля, Сын Божий в мир родился 2. Мы к тебе, хозяин, С добрыми вестями. Радуйся, ой радуйся, земля, Сын Божий в мир родился 3. С добрыми вестями Из святого града. Радуйся, ой радуйся, земля, Сын Божий в мир родился

\ 2 Рождество Христово весь мир празднует. Взрослые и дети поют радостно: «Всему свету во спасенье Бог родился в Вифлееме»! Принесём дары свои к вертепу: Чистые сердца и песню эту. Пусть Рождественское чудо С нами следует повсюду.


Цель: формирование музыкальной культуры школьников как важной части духовной культуры.

  • образовательная:
  • знакомство учащихся с православными традициями, произведениями музыкального и изобразительного искусства, связанными с церковным праздником Рождества Христова.
  • развивающая:
  • развитие творческих способностей учащихся (воображение, память, внимание).
  • воспитательная:
  • формирование уважения к православным традициям русского народа и других народов мира, через лучшие образцы народного музыкального фольклора и композиторского творчества.

Музыкальный материал:

  • "Тихая ночь", международный рождественский гимн Ф.Груббер
  • Вальс "Снежных хлопьев" из балета "Щелкунчик" П.И.Чайковского
  • "Щедрик", украинская народная колядка
  • "Риу, риу, чиу", европейская народная колядка
  • Песня - колядка "Рождество Христово"
  • Песня "Рождественская ёлочка"
  • "Барыня", русская народная плясовая
  • "Во - кузнице", русская народная песня

Оборудование:музыкальный центр, телевизор, картина, музыкальные инструменты.

Ход урока

(Дети входят в класс под музыку рождественского гимна "Тихая Ночь" Ф. Груббера)

Музыкальное приветствие:

Учитель: (поет) Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте, учитель! (поют)

Учитель: Урок музыкальный сейчас начнем!

Дети: Да, начнем!

(Дети садятся)

Учитель: Скажите, ребята, как звучала музыка, которую вы слышали, заходя в класс?

Дети: Светло, торжественно, радостно!

Учитель: Каким настроением она была проникнута?

Дети: Настроение музыки было праздничное, радостное!

Учитель: Музыка, которую вы только что слышали, называется международный рождественский гимн "Тихая ночь", и посвящена она празднику Р.Х.

Её настроение было, действительно, праздничное, светлое, похожее на какое-то чудо!

А чудо это произошло очень давно, 2010 лет назад!

На земле родился сын Божий, Иисус Христос.

И с тех пор вот уже 2010 лет отмечает праздник Рождества Христова!

Учитель показывает на картину, посвященную празднику Рождества(Рисунок 1).

На этой картине изображен Библейский сюжет:

Что вы можете сказать о героях картины?

Дети: Герои - младенец и его Мать, которая с любовью и нежностью смотрит на сына. Радуются рождению Христа и другие персонажи картины.

Учитель: Ребята, вы хотите узнать историю этого праздника? Сегодня на уроке мы познакомимся с ней. Итак, послушайте:

(Звучит "Вальс снежных хлопьев" из балета "Щелкунчик" П. И. Чайковского)

Давным-давно это было.: У нас трещали зимние морозы. Кругом лежали пушистые сугробы. Искристый иней окутывал белые заснеженные деревья, пустынным холодом веяло от притихшей земли. А далеко, далеко от нашей родины, в жаркой стране Палестине, где никогда не бывает зимних холодов, родился младенец Христос. Он появился неподалеку от города Вифлеема, в пещере, куда во время непогоды пастухи загоняли своих лошадей и коров.

Поздно вечером, накануне этого события, добрались до Вифлеема родители Христа - Дева Мария и старец Иосиф.

Случилось так, что в городе никто не впустил их на ночлег, и они нашли себе пристанище в пещере, называемой Вертепом. Каждый час и каждую минуту на Земле рождаются дети.

Но когда родился Христос, в мире произошло столько неожиданных и дивных чудес, что до сих пор люди им удивляются.

Чудесные события той ночи были воспеты поэтами, художниками и музыкантами всего мира. Может, кто - то из вас, ребята, знает стихи о празднике Рождества?

Дети читают стихи.

Учитель: Рождество - это праздник детей и взрослых с песнями, играми, подарками, это праздник у елки с сиянием свечей и запахом смолистой хвои, ведь не случайно символом праздника считается елка.

Дни, следующие после Рождества, называются "святками". Дети и взрослые ходят в гости, поздравляют друзей, поют песни, танцуют:

Дети исполняют танец "Барыня".

Топни левой ногой, топни правой ногой,
Руки в боки поворот, пляшет барыню народ,
Левым ухом поведём, правым глазом подмигнём,
Улыбнёмся влево, вправо, спляшем барыню на славу:

Этот обряд называется колядованием или славлением, а тех, кто принимает в этом обряде участие, называют колядовщиками. За выступление хозяева домов угощают колядующих разными сладостями.

Может быть, и вы, ребята, ходили колядовать и расскажете об этом обряде?

Учитель: Ребята, а сейчас мы споём песню "Рождество Христово:"

А о чём же поют люди других стран в этот праздник? Интересно? Давайте послушаем!

Звучат украинская народная колядка "Щедрик", европейская колядка "Риу, риу, чиу".

Учитель: Что же объединяет колядки, которые прозвучали?

Дети: Праздничное настроение:

Учитель: Совершенно верно! Рождественская песня звучит во всех странах, где празднуют Рождество Христово!

Учитель: Как вы думаете, какими музыкальными инструментами сопровождают свое выступление колядовщики?

Дети: Трещотками, ложками и другими инструментами.

Учитель: А вы умеете играть на музыкальных народных инструментах?

Учитель: Давайте поиграем, выходите!

Игра на народных, музыкальных инструментах, р.н.п. "Во - кузнице"

Учитель: Замечательно! Какие песни о ёлочке вам знакомы?

Дети: "Маленькой ёлочке".

Учитель: Знаете ли вы, что существует другой вариант этой песни? И сейчас мы с вами дружно встанем в хоровод, споем её:

Учитель: Теперь давайте вспомним, что нового, интересного вы узнали сегодня на уроке. Что вам больше всего понравилось и запомнилось?

Учитель: Что бы вы пожелали людям, к которым пойдете в гости на Рождество?

Дети: Светлого Рождества, удачи в учебе:

Учитель: Молодцы, поздравляю вас с Новым Годом и Рождеством Христовым, а в память о нашем занятии дарю каждому из вас ангелочка. Пусть он принесёт вам удачу и счастье.

До свидания, дети! (поёт)

Дети: До свидания! (поют)

Конспект урока). «Пришло Рождество - начи¬нается торжество»


Урок 6 (1-2-6). «Пришло Рождество - начинается торжество» Цель урока: прикоснуться к высоким темам духовной жизни. Музыкальный материал: - «Тихая ночь». Международный рождественский гимн Ф. Груббера; - «Щедрик», украинская народная колядка; - «Риу, риу, риу», европейская народная колядка; - «Рождество Христово», колядка; - «Все идут, спешат на праздник», колядка; - «Пойдем вместе в Вифлеем» Е. Каверина; - «Ночь тиха над Палестиной» (народное славянское песнопение); - «Колыбельная» (польская народная песня); - «Поспешают к Вифлеему пастушки» (детская народная песня); - «Зимняя сказка» С.Крылова. Проблема урока: где звучит песня? Дополнительный материал: разворот учебника-тетради «Пришло Рождество - начинается торжество» и «Родной обычай старины».

Ход урока

1. Организационный момент.

Ребята, посмотрите, куда нас приглашает Муза? (На праздник).

Наш урок сегодня посвящен большому празднику - Рождеству Христову.

25 декабря вся Европа будет отмечать этот праздник. В Россию Рождество придет 7 января.

Что означает слово «Рождество»? (Рождение).

- Кто родился в этот день?

Имя новорожденного было Иисус, потом его стали называть Христос, что значит «царь», «помазанник».

2. Работа с презентацией (видео).

Произошло это величайшее чудо в Вифлееме (Палестина). Тогда в небе зажглась новая звезда. Она указывала путь к тому месту, где родился младенец Иисус.

Чудесные события той ночи были воспеты поэтами, художниками, музыкантами всего мира.

Рождество - праздник детей и взрослых с песнями, играми, подарками. Это праздник у ёлки, с сиянием свечей и запахом смолистой хвои. 3. Углубление темы урока. - Сегодня Муза нам расскажет о том, как в народе отмечают это событие. Прослушивание рождественских песен: - «Пойдем вместе в Вифлеем» Е. Каверина (видео фрагмент); - Ангелы в небе песнь воспевают; - Рождество Христово - колядка (Эти песни излучают радость. Имеют легко запоминающиеся напевные мелодии и простые ритмы). Песню «Тихая ночь» Ф. Грубера (международный рождественский гимн) рекомендуется послушать с детьми в записи (в фонохрестоматии ее исполняет на английском языке хор Кембриджского королевского колледжа под управлением Д. Уиллкока). Я предлагаю еще видео файл песни «Тихая ночь» в исполнении двух девочек сестричек, не могу найти их фамилию, помню их выступление с этой песней на конкурсе Ермолова «Мы вместе» 4. Колядки. Славянские народные песни-колядки связаны с древними обрядами. В Рождество (25 декабря/7 января) и на Новый год дети и взрослые ходили по домам с поздравлениями, песнями, со звездой и вертепом (ящиком с деревянными игрушками в виде пещеры, напоминающей ту, в которой родился Христос). Этот обряд назывался колядованием или славлением. Сегодня мы с вами разучим и разыграем народные песни-колядки: - «Рождество Христово», - «Все идут, спешат на праздник». - Давайте придумаем пожелания «добрым людям», к которым пойдете в гости на Рождество. В конце урока мы повторим песни, которые мы разучили к Новогоднему празднику. (Предлагается разучить песню С. Крылова «Зимняя сказка», но я считаю, что для моих детей она сложна для запоминания, я учу более простые.

Публикации по теме