Приучение к горшку: полтора года – лучшая пора. Как приучить ребенка к горшку: правила и советы докторов Ребенок 1.5 садится на горшок

В каждом ребенке природой заложена своя программа развития. Поэтому не стоит на все 100% полагаться на мнение педиатров, которые так и норовят поселить в голове любой мамочки, что ее любимое чадо чем-то да отличается от других детей (это не в коей мере не относится к тем деткам, у кого, уж простите, на лицо видны отклонения в развитии).

И вот, после очередного посещения кабинета врача, молодые мамы, заламывая руки, пытаются понять, как заставить ребенка держать ложку, самостоятельно кушать, пить, садиться на горшок и т.п.

Не стоит принуждать малыша к проявлению какого-либо деятельности, поверьте, стоит немного подождать - и ваш ребенок освоит все необходимые жизненные навыки. Конечно, это может произойти и через неделю, и две, и немного больше (по времени).

Но вот о чем стоит задуматься, а правильно ли вы ведете себя со своим ребенком?

Может, просто не даете ему проявить инициативу, боитесь, что он испачкается, что-нибудь лишнее съест и т.д. Дети должны наблюдать и учиться именно на наглядном примере (это как раз тот случай, когда следует перенимать опыт старших).

Сложнее всего приучить ребенка к горшку. И этому имеется ряд причин.

Первая: раннее и неправильное высаживание может привести к проблемам в развитии тазобедренных суставов у ребенка (особенно, у мальчиков).

Вторая: в процессе привыкания может случиться так, что ребенок испугается (или его что-то напугает), а он уже подсознательно перенесет полученный эффект именно на процесс сидения на горшке. И как результат - будет испытывать определённого рода затруднения - от простого испуга до сильнейших истерик при виде горшка.

Бывает и так, что дети спокойно писают в горшок, но «сделать» что-то большее категорически отказываются. Как же поступить родителям, если их ребенок не только не хочет ходить на горшок, а даже если он на нём не сидит.

Все способы хороши

Итак, стоит точно определиться со сроком: в год еще рано, в два уже поздновато, хотя некоторые дети на горшок начинают садиться только в садике. Впрочем, это то как раз и понятно - делают они это за компанию)

Оптимальное время для выработки привычки - 1,5 года. Максимальный предел - три года (но все равно встречаются родители, у которых дети и в 4 и в 5 лет ходят в подгузниках).

Эффект мокрых штанишек

Существует несколько действенных вариантов. Один из них можно описать как «эффект мокрых штанишек». Ребенок начинает ощущать взаимосвязь между тем, что он пописал или покакал, и тем, что ему дискомфортно (холодно, неприятно и т.п.). Этот метод стоит использовать в теплое время года, когда можно пойти на улицу без памперсов, а перед гулянием объяснить малышу, что «стоит сходить в туалет».

Родителям потребуется много терпения, а облегчить процесс привыкания можно, если внимательно понаблюдать за ребенком. Как правило, дети в непроизвольной форме выражают свои желания: кряхтят, проявляют недовольство, у девочек сжимаются плечи, а мальчиков иногда просто передергивает дрожью.

Главное, вовремя заметить подобные проявления и как-бы между делом предложить горшок. Можно также акцентировать внимание на том, что перед улицей (или сном) мама, папа и другие члены семьи идут в туалет. Подражание - это самый действенный способ приучить кого угодно к чему угодно.

Если ребенок начинает понимать связь между желанием сходить в туалет и тем, что для этого следует сесть на горшок, значит, у вас получилось! В конце не забудьте похвалить ребенка и сказать, что он молодец.

Лучший друг

Следующий способ - посадить на горшок любимую игрушку, чтобы она сделала все «нужные дела». В данном случае, ребенку следует очень просто и понятно объяснить, что делает его мишка, зайка, кукла или кто-то еще на горшочке. А затем, спустя некоторое время похвалить «друга» и предложить малышу повторить процесс. Конечно, со стороны, данный способ слегка похож на дрессуру, но, если честно признаться, большинство методов работы с детьми (а зачастую и со взрослыми) именно так и выглядят.

Педиатры рекомендуют как можно чаще оставляться детей голышом, чтобы малыши видели результаты свой «деятельности». Бытует мнение, что чем больше времени дети проводят голышом, тем меньше время у них затрачивается на приучения к горшку. Верно это утверждение или нет - каждый родитель решает для себя сам.

Как правильно познакомить ребенка с горшком

Когда наступает время «знакомства» родителям следует придерживать ряда определённых правил. Они не только в значительной степени помогут им убыстрить процесс привыкания, но и спасут в будущем от различных «неприятных» ситуаций.

1. Попытайтесь соблюсти тонкую грань между тем, что горшок - это удобное приспособление, на котором можно посидеть, и тем, что это все же не игрушка. На практике зачастую получается, что в своем благом намерении родители покупают большие (напоминающие, скорее, стульчики, а не горшки) поющие, звенящие и даже катающиеся детские аксессуары. И как результат - дети начинают воспринимать горшки как игрушки, а не приспособления для туалета.

Помните, что о главном предназначении горшка. А дополнительные функции будут отвлекать кроху от столь важного дела. Поэтому, цвет, форма, и рисунок не имеют принципиального значения. Важно, чтобы горшок был устойчивый и, конечно же, безопасный. Но и экономить на нем не стоит, поэтому покупать следует горшок из качественных и не токсичных материалов.


Также не забудьте, что он должен быть удобным. Самый приемлемый вариант - горшок-стул со небольшой по высоте спинкой, можно даже с подлокотниками). И обязательно чтобы горшок был теплым - уместно купить малышу специальное сиденье. В ином случае ребенку станет просто некомфортно на нем сидеть, и он не захочет повторить столь неприятный для него эксперимент.

2. Если ребенок привык к горшку и все же иногда «ходит» в штанишки (или просто на пол) - не ругайте его за подобное поведение. Как и взрослым, детям бывает затруднительно избавиться от привычек. К тому же бывают ситуации, когда ребенок увлекается играми и просто забывает сходить пописать (или что-то другое сделать), и пока бежит, спохватившись к горшку, не может сдержаться.

3. Бывает, что процесс привыкания сбивается незапланированными болезнями: простудой, зубками и т.п. В этом случае следует дать ребенку отдохнуть (ему и так нелегко), а затем терпеливо повторить процесс заново.

4. Важно приучать к горшку постепенно, а не «вдруг», потому что маме именно сегодня захотелось это сделать. Следует заранее высаживать ребенка, чтобы он сходил в туалет на газетку, пеленку или в тазик. Для этого просто садите малыша себе на ноги, так чтобы и ему было удобно, и вам. Делать это уместно тогда, когда ребенок уже может самостоятельно сидеть.

5. Не применяйте грубую силу и принуждение, в противном случае у ребенка сформируется негативное восприятие горшка как предмета туалета. Кроме того, если усадить ребенка на горшок насильно - он станет усиленно пытаться сдерживаться (так сказать, назло), а данный процесс ни к чему хорошему не приведет (а лишь к проблемам с кишечником и мочеиспускательной системой).

Если малыш сначала воспринял предлагаемое новшество на ура, а через несколько дней вдруг закапризничал и стал отказываться от горшка - не усугубляйте ситуацию, а просто дайте ему время отдохнуть. Возможно, через 2-3 дня ребенок сам попросит вас поставить для него его детский аксессуар. Важно, чтобы малыш осознал, что он уже немножечко большой и может «как взрослый» делать свои нужные «дела».

Сколько же споров и разногласий вызывает этот «горшечный вопрос» и у детских психологов, и у родителей, и, конечно, у бабушек. Одни говорят, что нужно высаживать малыша чуть ли не с рождения, другие категорически отказываются снимать памперс до того момента, пока ребенок сам от него не откажется. Но истина, как всегда, где-то посередине. И маме нужно прежде всего внимательно наблюдать за своим малышом и прислушиваться к своей интуиции. А все советы и подсказки – это не руководство к действию, а просто хорошее подспорье на тернистом пути освоения малышом непростых навыков гигиены.

Одноразовый подгузник или горшок: кто победит?

Существует расхожее мнение, что «памперсные» детки гораздо позже обучаются пользоваться горшком, чем их сверстники, которые одноразовых подгузников никогда не носили или пребывали в них лишь несколько месяцев после рождения. Противники одноразовых подгузников объясняют это тем, что в них малыш всегда сухой и чувствует себя вполне комфортно, а следовательно, у него нет потребности проситься на горшок. А вот походи-ка в мокрых трусиках! Неприятно… Тут волей-неволей научишься пользоваться горшком. На самом деле все это далеко от истины. Несколько лет назад японские ученые провели исследование двух групп ребятишек. Одна группа с рождения носила одноразовые подгузники, другая росла без них. И в той, и в другой группе возраст, когда малыши начали пользоваться горшком, был примерно одинаковым – 2 года.

Вывод очевиден: пока малыш психологически и физиологически не будет готов пользоваться горшком, все наши титанические усилия почти бесполезны. А готовность эта наступает в среднем как раз к 2 годам.

Когда приучать ребенка к горшку?

В своем желании приучить малыша проситься на горшок как можно раньше родители упускают важную вещь – особенности детской физиологии. У новорожденного процессы мочеиспускания и дефекации подчиняются безусловным рефлексам, не связанным с корой головного мозга. А это означает, что они непроизвольны и не контролируются ребенком. Конечно, можно пытаться держать грудничка над тазиком или над ванной, приговаривая заветное «пись-пись». И в некоторых случаях это даже увенчается успехом. Но нужно понимать, что это просто случайно (или благодаря маминой наблюдательности) был пойман момент. Но ни о каком осознанном действии со стороны малыша речь не идет. Именно сейчас подошло время, вот кроха и пописал… Заниматься этим или нет – решать вам. Ничего плохого в этом нет, но и особого смысла тоже нет. Раньше, когда детки росли без одноразовых подгузников, смысл был: количество стирки сокращалось. А сейчас? Ну, разве что поможет чуть-чуть на подгузниках сэкономить. Кроме того, в первый год жизни мочевой пузырь ребенка опорожняется довольно часто. С 15–16 месяцев число мочеиспусканий уменьшается, а пузырь удерживает все большее количество мочи. К 1,5–2 годам у малыша в достаточной мере развиваются нервы и мышцы, управляющие актами дефекации и мочеиспускания, и ребенок начинает ощущать позывы. Постепенно кроха учится контролировать свои естественные потребности, что позволяет ему успеть воспользоваться горшком. Только теперь приучение к горшку может быть по-настоящему осознанным для малыша. И потому совершенно недопустимо стыдить годовалого ребенка за мокрые штанишки. Разве можно наказывать за то, с чем он не может справиться в силу своего возраста? Среднестатистический малыш осваивает горшок в возрасте между 22 и 30 месяцами. Стойкий же условный рефлекс формируется, как правило, к 3 годам.

Ну, раз такое дело, значит, можно впервые познакомить малыша с горшком в 2 года, и он быстренько обучится туалетным навыкам? Не совсем так. Обладая достаточно развитым умом и порядочным упрямством, двухлетний малыш может категорически отказаться садиться на горшок. Зачем? Ему и в одноразовом подгузнике удобно! И, возможно, пройдет еще немало времени, прежде чем вы убедите его попробовать это сделать. Поэтому первое знакомство должно состояться гораздо раньше. Не столько для того, чтобы кроха стал ходить на горшок самостоятельно (в силу возраста это пока маловероятно), а для того, чтобы он начинал потихоньку осознавать, для чего же этот предмет нужен.

Как приучить ребенка к горшку?

Прежде чем приступить к своей «миссии», мама должна определить для себя и всех домашних основную тактику поведения. То есть все, кто ухаживает за ребенком (папа, бабушка, няня), должны вести себя одинаково. Главное – спокойное отношение к «горшечному вопросу» и вера в то, что вы все делаете правильно. И не расстраивайтесь из-за неудач (а они непременно будут). Это – совершенно нормальное явление, которое случается со всеми и ни в коей мере не означает, что вы – нерадивая мама или что с вашим малышом «что-то не так».

Впервые познакомить кроху с горшком можно в возрасте около года (при желании можно после 6 месяцев – когда он научится самостоятельно сидеть). Годовалый малыш любопытен, и все новое вызывает у него интерес. Делать это можно сразу после сна или кормления. Покажите малышу новый предмет, дайте его потрогать, ребенку после года можно попробовать объяснить, зачем он нужен (сделать это можно в игровой форме, усаживая на горшок игрушки). Проследите, чтобы горшок не был холодным, иначе в следующий раз вы вряд ли заманите на него сына или дочурку. Пусть малыш посидит немного на горшке (но не более 5 минут, даже если ничего сделать не получилось). Похвалите его, а в случае удачи – даже с удвоенным усердием. Нужно понять одну важную вещь: правильный процесс – это когда малыш почувствовал, что его мочевой пузырь наполнен, сел на горшок и сделал свои дела. Если же постоянно сажать кроху на горшок в те моменты, когда у него нет потребности в мочеиспускании, рано или поздно он может взбунтоваться и начать отстаивать свою независимость, не желая действовать «по команде». Это будет выражаться в стойком нежелании садиться на горшок. Поэтому в раннем возрасте злоупотреблять горшком не стоит.

Если кроха отказывается садиться на горшок, не настаивайте. Выждите пару недель или месяц. Если малышу уже больше 1,5 лет, на этапе приучения к горшку вы можете продолжать пользоваться одноразовыми подгузниками, например, на ночь, во время прогулок и дневного сна. А в моменты бодрствования и игр надевайте на кроху трусики. Ваша главная цель – выработать позитивное отношение малыша к горшку и его постепенное понимание, что «делать свои дела» можно не только в подгузник.

Самое главное правило: никогда не ругайте малыша за временные неудачи и старайтесь не показывать своего огорчения. Можно слегка подбодрить: «Ну, ничего, бывает. Мы еще немножко подрастем, и у нас обязательно все получится!» Ни при каких обстоятельствах не усаживайте ребенка на горшок силой. Этим вы только усугубите ситуацию. Вообще в вопросах приучения к горшку не должно быть даже намеков на принуждение: уговаривайте, поощряйте, играйте, но никогда не заставляйте!

Даже на начальном этапе обучения обращайте внимание малыша не только на сам горшок и процессы, с ним связанные, но и на «антураж». Вот достаем горшочек, открываем, снимаем трусики, садимся… После успешного завершения «мероприятия» вместе с малышом выливайте и мойте горшок, пусть малыш с вашей помощью спустит воду в унитазе. А может, перед тем как усадить на горшок малыша, вы станете сажать на него любимую игрушку. Для маленького человечка все это – интересная игра. Таким образом, кроха не только обучается гигиене. Для него поход на горшок превращается в своеобразный приятный ритуал, наполненный положительными эмоциями. Именно это и есть залог успеха!

Лучше не позволять ребенку играть с горшком. Вот сажать на него кукол и мишек можно, а «катать», как машинку или надевать на голову, будто это шляпа, складывать туда кубики – лишнее. Горшок должен быть для малыша однозначным предметом, приспособленным для конкретных целей (мишка и кукла ведь тоже с определенной целью усаживаются на горшок!).


Если малыш, несмотря на ваши усилия и оптимизм, все-таки отказывается от горшка, отложите свои уроки на месяц-другой. В этом нет ничего страшного. Ребенок просто еще «не созрел». И нет смысла тратить много времени, сил и нервов на то, что чуть позже с легкостью придет само. Вы обязательно справитесь, и кроха научится пользоваться горшком. Потому что вы – самая замечательная мама, и ваш малыш самый лучший!

Как выбрать горшок для ребенка?

  • Важно, чтобы горшок нравился малышу. Так, например, если он сделан в виде какого-нибудь страшного животного с разинутой пастью, ребенок может попросту побояться на него садиться. Так что покупка первого горшка – дело ответственное.
  • Горшок должен быть сделан из экологически чистой пластмассы.
  • Иметь удобную форму и размер, чтобы малыш в него не проваливался.
  • Горшок, предназначенный для мальчика, должен иметь в передней части специальный выступ-бугорок (чтобы малыш не сдвигал ножки и не зажимал между ними половые органы).
  • Желательно наличие спинки у горшка.
  • Не стремитесь покупать горшок со звоночками, колесиками и т.п. Малыш должен относиться к горшку не как к игрушке, а как к предмету для конкретных действий.

Как приучить ребенка к горшку в 1,5 года, интересует всех, без исключения, родителей. Этот сложный процесс в жизни ребенка требует от родителей терпения и настойчивости. Крохотуля уже эмоционально и физически подрос и окреп. Он овладел достаточным количеством навыков. Но научиться ходить на горшок - нелегкая задача. Для овладения ею требуется потрудиться.

Некоторые родители начинают высаживать на горшок 8-месячного или 9-месячного кроху. Мама нервничает, ребенок расстраивается, но неудачи идут одна за другой. Горшок остается пустым, а штанишки регулярно мокрые. Почему так происходит? Просто малютка еще не готов выполнять требование ходить на горшок. Как определить степень готовности? Рекомендуется просто понаблюдать за ребенком.

Карапуз готов к обучению, если:

  • способен сдерживаться в течение 2-3 часов;
  • выдерживает примерно одинаковые промежутки между дефекациями или мочеиспусканиями;
  • имеет понятие о частях тела (может показать ту часть, которую называют);
  • слушается маму;
  • понемногу начинает говорить;
  • способен показать, что хочет в туалет (кряхтит, тужится);
  • пытается снимать и надевать одежду самостоятельно;
  • показывает, что грязные или мокрые штанишки его раздражают.

Психологи считают, что оптимальное время для приучения к горшку - 1,5 года. Некоторые малыши готовы оправляться на горшок в год. Если мама видит, что все перечисленные признаки налицо, то можно попробовать приучать к горшку годовалого младенца.

Какие горшки подбирать детям

От того, какой предмет выбрать, зависит значительная часть успеха. На нем во время обучения малыш проведет много времени. Поэтому к подбору аксессуара следует отнестись ответственно. Предмет должен удовлетворять общим требованиям:

  1. Быть удобным. Горшок должен иметь широкие бортики: при сидении они не должны врезаться в нежное тельце.
  2. Быть комфортным. Металлические аксессуары холодят, а пластиковые быстро нагреваются при контакте с тельцем.
  3. Быть изготовлен из экологически чистых материалов: дешевые пластики выделяют вредные вещества.
  4. Быть должного размера: попы у всех малышей разные.
  5. Быть просто требуемым аксессуаром для туалета, а не еще одной игрушкой.
  6. Быть удобным для ежедневного мытья с гигиеническими средствами.
  7. Горшки имеют анатомические особенности. Для мальчиков они снабжены небольшим подъемом. Аксессуары для девочек отличаются округлым сиденьем.

Главное требование: горшок должен быть собственностью ребенка. Если в семье есть старшие дети, каждый обязан ходить исключительно в свой собственный аксессуар.

Имеются ли различия в приучении к горшку мальчика и девочки?

Психологи отмечают: успех приучения к горшку зависит от эмоциональной готовности ребенка. Крошка должен понимать речь взрослых, уметь сдерживать первый естественный позыв к мочеиспусканию. Малютка уже умеет ходить и начинает разговаривать. Он способен выслушивать требования мамы, понимать их и отвечать. Для каждого малыша благоприятный период наступает в различное время. И то, как быстро крохотуля постигает эту премудрость, определяется складом его характера и состоянием здоровья.

Немалое значение имеет психологический климат в семье. Пол малютки не влияет на технику процесса.

Методики приучения малыша к горшку

Некоторые мамочки начинают приучать кроху, как только он начинает самостоятельно садиться. Они считают: в конце концов, установится привычка. А она есть вторая натура.

Эта методика имеет недостаток. Малыш может при таком высаживании оправляться в горшок. Но это случайности. Они определяются настойчивостью мамы и тем, насколько она внимательна к своему ребенку. Самостоятельно проситься малыш начнет не ранее 1,5-2 лет.

Другие придерживаются противоположной тенденции: оставить все, как есть. Ведь нет нормальных взрослых, писающих в штаны. Когда-нибудь крохе недоест неудобство, и он сам начнет проситься.

А ведь можно просто использовать удобный момент: готовность крохи освоить новый навык. Немного терпения - и проблемы не существует. Тем более что имеются различные методики. Среди них можно подобрать требуемую. Подготовительный этап для всех методик одинаков: купленный аксессуар ставится на самое видное место. При проявлении интереса крохе требуется продемонстрировать назначение предмета. Разрешается играть, сидя на горшке. Но запрещается играть в него. Малютка должен уяснить: аксессуар имеет конкретное полезное назначение.

За семь дней

Эта методика позволяет научить кроху пользоваться горшком за неделю. При этом крошка имеет достаточно времени на ознакомление с предметом и привыкание к новому уровню жизни. Второе название техники - «Счастливый малыш».

Шаги процесса:

  1. Первый и второй дни проходят одинаково. Полуторагодовалого малыша утром знакомят с новым аксессуаром и высаживают для совершения туалета. Крохотуля должен сидеть 10-15 минут. Если он не оправился, его поднимают, а процедуру повторяют позже.
  2. Мама ходит по пятам за крохой, разговаривает с ним, играет и предлагает оправиться. Телевизор не включается, только общение и активные игры вдвоем.
  3. Никаких посторонних в доме: мама должна сосредоточиться на малыше.
  4. При каждом напряжении кроху высаживают на горшок. Мама объясняет ему, как ходят в туалет взрослые, и как здорово оставаться сухим.
  5. На третий день рекомендуется отказаться от памперсов во время прогулки. Но горшок с собой надо взять обязательно. При попытке оправиться кроху следует сажать на горшок даже на прогулке. Не стоит обращать внимание на повышенный интерес окружающих: аксессуар скоро перестанет сопровождать малыша на прогулке.
  6. С 4-го по 7-й день происходит закрепление полученных навыков. При каждой удачной попытке маме рекомендуется хвалить малютку. Можно рассказывать о его успехах домашним с предложением похвалить малыша тоже.

Горшок за 3 дня

Возраст полтора года идеально подходит для обучения по этой методике. Для успеха мамочке рекомендуется оставить все дела на 3 дня и посвятить все время ребенку. Все мероприятия делятся по этапам:

  1. В первый день требуется начать отучать кроху от памперса. Его полностью исключают во время пребывания дома. Малыш спит, играет, делает гимнастику - и все в трусиках.
  2. Сначала следует показать крохе, как использовать новый предмет. Следует взять куклу, (можно писающую), снять с нее штанишки и посадить на горшок. Затем рассказать ребенку, что игрушка сделала, отнести полный предмет в туалет, вылить содержимое и спустить воду.
  3. Повторить все то же самое с ребенком (когда он начнет беспокоиться). Попросить вылить содержимое в унитаз и спустить воду.
  4. При случайном промахе обязательно попросить кроху самостоятельно переодеться. Непростое мероприятие может вызвать неудовольствие малютки. В этом случае следует ласково настоять на своем. Процедура переодевания окажется дополнительным стимулом проситься.
  5. Ни в коем случае не ругать малютку. При успешных попытках хвалить и поощрять. Допустимо подарить маленький подарок.

Во второй день зона действия расширяется. Малыш находится дома и отправляется гулять в штанишках (без памперса). Подгузник надевается только на ночь.На третий день крохотуля и спать ложится без подгузника. Но маме требуется следить за его сном: при проявлении беспокойства малыша следует нежно разбудить и посадить оправляться.

Важная мотивация: классно быть сухим. Ни в коем случае не говорить крохе, что он должен проситься или садиться на горшок.

Как приучить ребенка проситься на горшок за один день?

Да, и такое возможно. Данная методика годится для тех мамочек, которые хотят добиться быстрого результата. В основе техники лежит последовательное выполнение шагов:

  • знакомство с новым предметом;
  • показ использования на примере писающей куклы;
  • стимулирование самостоятельно садиться на горшок;
  • поощрение за успех соленым или сладким, что заставляет ребенка много пить, а затем снова писать;
  • при промахе малютка должен самостоятельно переодеться в сухое белье;
  • основная мотивация - классно оставаться сухим: так поступают взрослые.

Во время обучения крошка остается дома. Мама откладывает все дела и остается с ним наедине. После двух подряд успешных оправлений на горшок, можно отправиться с крохой погулять. Памперс надевать не требуется. Ночь тоже проходит без памперса. Лучшее время для отучения от памперса - лето. Даже если малютка описается на улице, его легко переодеть в сухое белье и продолжить прогулку.

Как ребенка приучить ночью вставать на горшок?

Процедуру приучения рекомендуется проводить лишь после того, как малыш начнет весь день обходиться без памперса. Для этого рекомендуется контролировать поведение ребенка во время сна. Перед тем как пописать, малютка начинает беспокоиться. Его рекомендуется ласково разбудить и высадить на горшок. После того как крохотуля пописает, его снова укладывают в кроватку. С течением времени малыш сам начнет просыпаться при наполнении мочевого пузыря и проситься пописать.

Возможные проблемы при приучении малыша

Иногда приучить малыша проситься у мамы никак не получается. Причин может быть несколько:

  • неудачно выбран момент приучения: малютка еще не готов;
  • неточно соблюдаются рекомендации: днем мама не использует подгузник, а на ночь надевает;
  • малютка постиг азы самостоятельного туалета, но во время игры увлекается и пропускает позывы;
  • крошка заболел или испытал стресс.

Как бы то ни было, следует точно установить причину неудачи и продолжить обучение.

Шаг вперед - два назад

Часто маме самой не хватает терпения. Она начинает работать с ребенком, а потом приходят гости. Процесс сбивается, малыш опять играет в подгузниках. А на следующий день он все забыл. Приходится начинать сначала. Крохотуля в этом вряд ли виноват. В этой ситуации стоит вспомнить рекомендацию Горбачева: “Перестройку начни с себя!”

Иногда мамочка считает: процесс налажен, кроха научился проситься. Но ребенок оказался увлекающимся человечком: во время игр забывает обо всем. Исправить ситуацию легко: маме следует время от времени напоминать ребенку о туалете.

Если ребенок боится горшка

Возможно, мама переусердствовала. Она могла прикрикнуть на крошку, не познакомить его с новым предметом как следует либо слишком долго держала его на горшке. В этом случае следует отложить процесс обучения и убрать аксессуар подальше. Через некоторое время малыш успокоится, и можно начинать сначала. Иногда малютка показывает: ему не нравится горшок. Не устраивает цвет, неудобно сидеть. Некоторые малыши пугаются музыкальных аксессуаров. В этом случае требуется приобрести новый.

Избавить кроху от страха поможет визит к маленькому другу или подруге. Увидев, как другой ребенок уверенно пользуется аксессуаром, он перестанет бояться. В сложных случаях следует посоветоваться с детским психологом.

Медицинский фактор

Иногда болезнь или стресс перечеркивает все усилия мамы и малыша. Не стоит расстраиваться: через некоторое время крошка выздоровеет и успокоится. Тогда обучение рекомендуется продолжить. Часто мамочка считает: малыш готов, но оценивает исключительно физиологию. А эмоционально ребенок еще незрел. Он не в состоянии понять, что от него требуется, пугается и плачет. А мама считает: он капризничает. В этом случае приучение следует отложить: пусть малыш повзрослеет.

В полтора года ребенок полностью готов к тому, чтобы постепенно уже начинать пошаговое приучение к горшку. В этом возрасте все малыши уже способны осмысленно принимать решения и понимать хоть частично смысл своих действий, и не составит особого труда пояснить малышу, зачем придуман горшок, и что нужно с ним делать. Но даже в этом, уже вполне осознанном, детском возрасте есть некоторые жизненные хитрости, которые стоит знать, чтобы упростить родителям задачу.

Приучение к горшку в любом возрасте

Поначалу приходится высаживать своего ребенка на горшок достаточно часто. Насколько это делать нужно часто — зависит от особенностей детского организма, поскольку случаи в жизни бывают разные. Но обычно достаточно высаживать ребенка на горшок спустя каждые 20-30 минут .

Кроме того, делать это необходимо регулярно, особенно до и после сна, приходя с прогулки или после еды. Это поможет ребенку не только понять, зачем нужен горшок, но и выработать соответствующий распорядок и полезные привычки. В результате неправильно сформированных привычек человек рискует получить серьезные проблемы с мочеиспускательной системой в будущем, потому очень важно уделить родителям этому вопросу достаточное количество времени и внимания.

Основная задача в процессе приучения к горшку — это научить ребенка контролировать свои позывы к мочеиспусканию и сдерживать их. Это поможет ребенку научиться терпеть до унитаза или горшка, а не писать в штаны, что правда, тут придется и родителям обратить внимание на малыша, поскольку некоторые дети способны выдержать в итоге целый час без горшка, а вот другие не способны обойтись без туалета больше 30 минут.

Особенности приучения к горшку в 1,5 года

Полтора года — это просто идеальный возраст для того, чтобы быстро и прикладывая минимум усилий приучить своего ребенка к обычному горшку. Если верить статистике, то именно в этот период приучается к горшку большинство детей, и время для приучения к горшку при этом сводится к минимальному.

В этом возрасте ребенок уже считается достаточно взрослым, чтобы использовать любые подгузники только на время сна. Конечно, если предстоит длительная поездка, или прогулка, то отказываться от подгузников тоже не стоит. Но на периоды бодрствования на территории дома не следует надевать подгузник, чтобы ребенок научился ощущать, когда он хочет в туалет, или когда он намочит штаны.

После первых успехов дома можно попробовать без подгузников выходить на улицу, чтобы постепенно закрепить достигнутый прогресс. Прекрасно, когда период отучения от подгузников пройдет летом. Это гарантирует избавление от проблемы простывших детей. Если же ребенку 1,5 года исполняется зимой, и в доме или квартире достаточно холодно, то стоит подождать несколько месяцев до потепления. Летом же имеется возможность даже на улице не одевать подгузник, хотя при этом следует запасные вещи брать с собой на случай, если ребенок забудет попроситься!

Бывает так, что ребенок ни в какую не желает ни минуты сидеть на горшке, какой бы ни была его модель. Чаще проблема бывает у мальчиков, но и с девочками бывают разные ситуации. Это не повод отчаиваться, поскольку горшок — не единственный вариант научить детей контролировать собственное мочеиспускание.

Например, мальчики могут делать это стоя, и наблюдать за струей, и это можно использовать в данном случае. Можно приучить мальчика сначала ходить в ванную или душевую кабину, а для стимуляции мочеиспускания допускается включать тонкой струйкой холодную воду, чтобы звук текущей в раковину воды провоцировал ребенка на непроизвольное мочеиспускание. Очень быстро мальчик поймет, что к чему.

Другой вариант, который успешно испытали многие родители, это приучение сразу на взрослый унитаз. Тут можно сыграть на любви детей к подражанию родителям. Можно для начала ставить горшок возле унитаза, чтобы ребенок проявлял к нему интерес. Впрочем, если это не поможет, то отличным выходом станет специальная накладка на унитаз . Использование взрослого унитаза в 1,5 года вполне может вызвать у любого ребенка не только неподдельный интерес, но и гордость за то, что он уже взрослый. Однако тут есть подвох — ребенок для осознания смысла использования унитаза должен увидеть несколько раз живой пример родителей или любых взрослых, иначе малыш не поймет, зачем это нужно.

Приучая своего ребенка к горшку, родители достаточно быстро учатся понимать, когда ребенок хочет сходить на горшок, и в 1,5 года ребенок успешно может «проситься» в туалет, даже если еще не умеет хорошо разговаривать. Следует понимать, что полное осознание данного процесса и собственных желаний появятся значительно позднее, потому не нужно ожидать от ребенка мгновенного понимания ситуации. Но в 1,5 года вполне можно добиться от ребенка регулярных походов на горшок и формирования правильных привычек.

Почему ребенок не садится на горшок?

Существует несколько вариантов, почему ребенок отказывается сидеть на горшке. И, конечно, у каждого варианта есть свое решение!

Неудобный горшок

Нет универсальной модели горшка, чтобы подходила любому ребенку. Вполне вероятно, что придется сменить несколько различных вариантов, чтобы подобрать тот, на котором ребенок захочет сидеть! При этом стоит учесть, что горшки могут иметь разную ширину и высоту, и необходимо выбирать горшок соответственно росту малыша, иначе пользоваться им будет неудобно.

Популярные сегодня горшки-игрушки специалистами не приветствуются, поскольку считается, что игрушки могут отвлекать от основной задачи. Впрочем, судя по опыту многих родителей современных детей, горшки-игрушки все же нередко вполне оправдывают себя, и очень многие дети уже научились делать свои дела именно на вот необычных таких горшках! Так что списывать их все же со счетов сразу не стоит.

Неправильный моральный настрой

Скандалы и унижения за неудачи могут выработать в итоге стойкое неприятие горшка у ребенка, и эти действия родителей возымеют обратный эффект. Хвалить детей не только можно, но и нужно. Если у ребенка получилось все же сходить на горшок, то просто будет необходимо его за это похвалить. Это будет значительно эффективнее, чем ругать малыша за неудачи и штаны, которые он намочит.

Можно завести семейную традицию, и за каждый успех разрешать ребенку клеить на горшок красивые наклейки — это поможет привлечь интерес ребенка к процессу. Если есть какие-то другие возможности проявить внимание и вознаградить ребенка, то подойдут и они! Тут советовать что-то довольно сложно, поскольку в каждой семье свои традиции и привычки, и невозможно предугадать, что будет иметь максимальный эффект.

Физическое недомогание

Ребенок может капризничать, когда у него что-то болит. Нередко за истеричным нежеланием садиться на горшок скрываются проблемы с мочевыводящей системой, и если ребенок ведет себя в этом плане несколько неестественно, то следует незамедлительно обратиться к врачу!

Умение ходить на горшок детей ещё один важный показатель взросления. Недаром вопрос о том, когда ребёнок стал садиться на горшок, звучит так же часто, как и когда он начал ходить или говорить. Родители относятся к нему с полной серьёзностью, тем более что слышат об этом самые разные мнения и советы от бабушек, других родителей и педиатров.

Одни делятся воспоминаниями, как приучали детей к туалету, начиная едва ли не в три месяца держать кроху над тазиком или раковиной. Другие утверждают, что их 7-8 месячный малыш уже ходит на горшок по большому. А с экрана телевизора доктор Комаровский говорит, что и в два с половиной года не поздно начинать приучать к горшку.

Возраст, когда стоит начинать приучать ребенка к этому важному навыку, один из самых спорных вопросов. Причем спор идет не между педиатрами. Все врачи мира придерживаются одного мнения, что раньше 18 месяцев, или полтора года, ребенок не в состоянии контролировать свое тело в этом вопросе, а значит научить его осмысленно садиться на горшок и делать нужные дела невозможно.

Бабушки и некоторые родители пытаются это оспаривать, утверждая, что им удавалось приучить своих детей ходить на горшок до года. Специалисты поясняют, что если даже родителям удалось добиться, чтобы малыш опорожнялся в ночную вазу, то речь может идти у годовалого ребенка только о рефлекторном действии.

До возраста полутора лет ни один ребенок не в состоянии контролировать свое мочеиспускание или опорожнение кишечника. Данная способность по утверждению специалистов формируется в период с 1,5 лет до 2,5 года, когда ребенок начинает контролировать мочеиспускание и дефекацию в течение дня и в 3,5 года ночью.

Доктор Комаровский призывает родителей не волноваться и не торопиться, ведь все здоровые дети в конце концов обучаются этому важному делу, а лучше уделить больше внимания ползанию маленького ребенка, что будет более эффективной тратой родительского времени.

Детей начинать приучать к горшку надо не раньше, чем он достигнет возраста полтора года и летом, когда мокрые трусики не грозят здоровью. Но если вашему малышу исполняется 1,5 года в разгар зимы, и вы не хотите долго ждать до следующего лета, чтобы начинать обучение, то можно начинать приучать к горшку и после года. Только при этом не ждать от малыша невозможного.

Ни один самый хитрый способ не может обмануть природу. Если ребенок физически не готов контролировать собственные физиологические процессы, как бы родители ни старались и не сердились, это может только оттолкнуть годовалого кроху от нового навыка, а не приблизить желанный момент.

Хотя все педиатры настаивают, что ранее 18 месяцев приступать к освоению «туалетного» навыка нет смысла, но признавая индивидуальность каждого ребенка, дают советы определять возраст начала приобщения к горшку с того момента, когда он будет к этому готов. Доктор Комаровский называет следующие признаки этого.

  1. Установление стабильного режима дефекации и умение более 1,5 часов не мочиться.
  2. Знание названий частей тела и предметов одежды.
  3. Демонстрация неудовольствия от пребывания в мокрых трусиках.
  4. Умение самостоятельно снимать и надевать трусики.
  5. Умение самому доходить до горшка, садиться и вставать с него.
  6. А самым главным доктор Комаровский считает способность малыша любым способом дать понять, что он хочет в туалет.

Комаровский дает родителям советы не обсуждать ни с кем, как получается у маленького приучаться к горшку, а быть внимательным к малышу и терпеливо ждать, когда он созреет.

Как приучить ребенка к горшку – Доктор Комаровский

Какой горшок выбрать?


При выборе горшка на что, кроме собственных эстетических вкусов, стоит обращать внимание:

  • Он должен быть приятен малышу и не пугать его. Поэтому лучше брать пластиковый, а не металлический. Пластик более теплый материал, и не будет холодить попку крохи. Поэтому стоит отказаться от горшков с музыкальным или другим звуковым сопровождением. Неожиданные звуки могут напугать ребенка.
  • Выбирая цвет горшка, также учитываем индивидуальные особенности крохи. Часть детей опасаются ярких непривычных предметов, другие, напротив, тянутся ко всему броскому.
  • Горшок должен быть удобен и устойчив, чтобы ребенку было не трудно на него садиться, и он не опрокидывался, когда кроха встает. Для этого можно выбрать горшок в виде креслица со спинкой, или расширяющиеся к низу.
  • Для девочек берут круглые, а для мальчиков овальные сосуды с выступом впереди. Кроме анатомических особенностей стоит учесть и полноту вашего ребенка. Горшок не должен быть ни слишком большим для него, ни слишком узким.
  • Производители пытаются привлечь родителей к своим моделям всяческими дополнительными эффектами – музыкой, игрушками, ремнями безопасности и т.п. Но психологи предупреждают, что горшок не должен походить на игрушку. Всё это отвлекает ребенка от его главной функции.
  • Дома нужно найти покупке подходящее место, чтобы он был на глазах у ребенка и доступен ему.

Способы приучения ребенка к горшку поэтапно

Любой способ приучения к горшку начинается с того, что мы просто знакомим кроху с новым предметом, объясняем и показываем на игрушках, для чего он нужен. Можем, смотря с малышом мультик, привлекать его внимание к моментам, где видим горшок. Даем время привыкнуть к нему, и лишь затем приступаем собственно к приучению.

Опытные мамы дают советы начинать этот важный этап с отказа в течение дня от памперсов. Также поступают и в садике. Тогда ребенок начнет замечать связь между тем, что он пописал и трусики стали мокрыми и неприятными. Он ещё не может контролировать себя, но начинает осознавать последовательность событий и учится давать знать маме после того, как трусики стали мокрыми, о том, что ему некомфортно. Конечно, отказываться от памперсов ночью пока не стоит.

Один способ предлагает вначале высаживать малыша на горшок в памперсах или трусиках просто для того, чтобы он привык и не боялся. И лишь после этого через 7 – 10 дней начинать высаживать его два раза в день, не стремясь подловить нужные моменты. И только когда он привыкнет к этому этапу, переходить к систематическому высаживанию.

Другой способ предлагает сразу начинать высаживать малыша на горшок после сна ночью и днем, после еды, перед прогулкой и перед сном. Если благодаря этому удается «подловить» момент, когда он сходит по большому, то похвалите малыша. Пусть он поймет, чего от него ждут.

  • На горшке малыш должен сидеть не долго, не более 5 – 7 минут. Даже если он ничего не сделал, после этого времени поднимаем. Лучше чуть позже ещё раз повторить попытку.
  • Сидя на горшке, малыш не должен смотреть мультик, слушать сказку или играть. Это отвлекает его от процесса и затрудняет понимание того, для чего он тут.

Затем, внимательно наблюдая за малышом в течение дня, видя признаки, что он хочет в туалет, предлагать ему горшок, помогая снять трусики, чтобы он садился на него почти самостоятельно. Когда у ребенка уже получается самостоятельно ходить на горшок, не ругать его и не стыдить, если время от времени он будет «оступаться». Заигрываясь, малыш забывает и не замечает своих потребностей. Поэтому просто время от времени напоминайте ему о горшке.

Если малыш упорно отказывается от горшка по каким-то причинам, идя на конфликт с родителями, то не надо настаивать. Лучше сделать перерыв в обучении, чтобы у малыша не сформировалась отрицательная привязка к этому нужному предмету. Постарайтесь понять, чем вызван отказ – усталостью от обучения, неприятными ощущениями от прохладных краев, испугом во время пребывания на «троне», чтобы устранить эту причину.

  • Не стоит начинать обучение или переходить к следующему этапу, если малыш болеет. Также на обучении может отрицательно сказаться любая стрессовая для малыша ситуация – переезд, конфликты в семье, появление братика или сестрички.
  • Приступая к обучению малыша этому важному навыку, запаситесь терпением и оптимизмом. Знайте – несмотря на временные отступления, как бы долго все не шло, но все дети осваивают горшок и ваш не исключение.
  • Приучать ребенка проситься на горшок ночью, если его возраст меньше 2 – 2,5 лет практически бесполезно. Ночью малыш не способен контролировать себя до определенного возраста. Даже если родители высаживают его ночью на горшок, он справляет нужду рефлекторно, неосознанно и это не закрепляется в его поведении.

Когда приучать ребёнка к горшку? – Доктор Комаровский



Публикации по теме