Проект по изучению и формированию правовой культуры учащейся молодёжи МО Алексинский район "Библиотека - школа правовой культуры". Проект по правовому воспитанию старших дошкольников "откуда мы родом" Социальный проект на тему гражданско правовое воспитан

Республика Саха (Якутия)

МР «Жиганский национальный эвенкийский район»

МОУ «Жиганская средняя общеобразовательная школа»

«Правовое просвещение учащихся»

Утвержден

с. Жиганск

Актуальность проблемы

Эффективность становления и развития правового государства и гражданского общества тесно связана с вовлечением в этот процесс широких слоев населения. Прослеживается зависимость успешности развития данных процессов от уровня осведомленности граждан в области права, а также от сложившейся практики обращений людей к правовым способам регулирования взаимоотношений в самых разных сферах их жизнедеятельности.

На уровне семьи и личности можно констатировать все возрастающую заинтересованность в формировании правовой компетенций всей семьи и каждого ее члена в отдельности, т. е. способности защищать свои права, осознавать ответственность за выполнение обязанностей, выстраивать свое поведение в соответствии с существующими в обществе нормами права и морали. Однако в связи с тем, что в стране происходит непрерывный процесс нормотворчества, обновления законодательства, накопления правоприменительной практики, разрыв между современным демократическим законодательством и низким уровнем правосознания населения становится все заметнее. Отсутствие опыта выстраивания модели собственного поведения в условиях постоянного обновляющейся нормативно-правовой базы усложняет формирование правого сознания подростков и детей младшего школьного возраста. Родители не могут передать подрастающему поколению свой правовой опыт, им самим сложно разобраться в огромном массе создающихся и исчезающих законов и подзаконных актов - не хватает базовой подготовки, включающей, главным образом, основы знаний по праву, навыки работы со специфической правовой информацией и ее практическим применением. Поэтому то, что в странах с длительной правовой традицией закладывается в семье, в наших условиях должно иметь поддержку извне, стать предметом целенаправленной работы существующих и заинтересованных в этом государственных и общественных институтов.

Учитывая то обстоятельство, что воспитание подрастающего поколения все чаще и большей степени передается образовательным учреждениям, реализацией данного направления должна заниматься именно школа, привлекая к сотрудничеству ОВД, КДН и общественные организации.

Однако было бы неверным связывать системное правовое образование и просвещение исключительно с введением новых курсов, появлением в школах учебников по праву или реализацией отдельных проектов. Очевидно, что за всеми этими действиями должна быть серьезная поддержка проводимой работы со стороны семьи, социума, юридических и юридических организаций.

В ходе определения актуальности и значимости программы по правовому воспитанию и формированию законопослушного поведения, которая рассчитана на учащихся всех ступеней школьного обучения – младшей (начальная школа – 1-4 классы), средней (основная школа – 5-9 классы) и старшей (средняя школа – 10-11 классы), их родителей.

Нормативно-правовая основа:

Одним из важнейших условий обеспечения эффективности реализации программы в образовательном учреждении можно считать наличие открытого доступа педагогов, учащихся и родителей к постоянно обновляющимся правовым базам, таким как: «Гарант», «Консультант», а также к правовой литературе, содержащей в библиотечных фондах, и Интернет – ресурсам.

Цель: правовое просвещение учащихся, и формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.

1. Формирование гражданско-правовой культуры школьников

2. Правовое просвещение детей «группы риска» и их родителей.

Работа с учащимися начальная школа

Знакомство в доступных, игровых ситуациях с основами социальных норм и основными правами ребенка;

Понимание важности и значимости для каждого человека правил поведения в повседневной жизни (игре, общении, моделировании бытовых ситуаций и т. д.);

Приобретение первоначального опыта регулирования детских отношений, отношений с взрослыми, старшими;

Знание и использование конкретных правил и норм: наиболее важные права ребенка; правила, обеспечивающие безопасность человека (в особенности правил дорожного движения): этические правила и нормы (например, правила поведения в общественных местах, в образовательном учреждении, транспорте); правила регулирующие жизнедеятельность конкретного образовательного учреждения;

Получения первичного опыта разработки собственных правил (например, общения в классе, дежурства по классу).

Предлагаемые модули

Предлагаемые темы

Правила вокруг нас

Зачем нужны правила? Правила, которые нас окружают. Правила дома, правила в школе. Всеобщая декларация прав человека. Конвенция о правах ребенка – документ, который тебя защищает.

Мой класс и мои друзья

Права учащихся в нашей школе и в нашем классе. Ответственность. Разработка правил поведения в классе.

Азбука пешехода

Участники дорожного движения. Виды пешеходных пешеходов. Сигналы и виды светофора. Виды транспорта. Дорожные знаки. Мы пассажиры. Безопасные места для детей. Встреча с работником ГИБДД .

Конкурсы:

Предлагаемые модули:

Предлагаемые темы

Наша школа

Право на образование. Знакомство с внутренним распорядком школы. Устав школы – основной закон ее жизни. Права учащихся в школе. Ответственность учащихся. Знакомство с администрацией образовательного учреждения.

Дом, в котором я живу

Право детей на жизнь в семье. Права и обязанностей членов семьи. Права ребенка на защиту от жестокого обращения. Памятка «Если ты оказался в трудной ситуации.. . .» (адреса и телефоны организаций, где могут оказать помощь детям , оказавшимся в трудной жизненной ситуации). Дом, в котором я живу. Мой двор. Мои соседи.

Мой друг Светофорик

Движение пешехода и их обязанности. Правила пешехода дороги. Дорожные знаки. Маршрутные транспортные средства. Безопасность пассажиров. Встреча с работником ГИБДД.

Конкурсы:

1. Конкурс рисунков «Мой класс»

2. Конкурс рисунков «Я на улице»

3. Конкурс проектов «Наша школа»

Предлагаемые модули:

Предлагаемые темы

Защита прав ребенка

Документы, защищающие права ребенка. Конвенция о правах ребенка об основных правах ребенка. Защита прав ребенка в школе. Составление памятка «Кто может меня защитить?». Встреча с членом КНД и ЗП, инспектором ПДН

Российская Федерация. Власть в нашей стране

Государство. Гражданство. Федеральные органы власти. Для чего нужны органы местного самоуправления Органы власти, в чьи обязанности входит защита прав ребенка. Памятка для учащихся: «Куда обратится, если мои права нарушены. . .»

Берегись автомобиля

У каждой машины своя работа. Когда ты становишься водителем. Безопасность пешеходов и пассажиров. Тормозной путь транспортных средств. Встреча с работником ГИБДД

Конкурсы:

1. Конкурс проектов «Моя Россия» (Места, которые мне дороги. . .)

2. Конкурс рисунков «Я рисую свои права»

3. Конкурс рисунков «Я на улице» (по правилам дорожного движения)

Конкурс сочинений «С чего начинается Родина. . .»

Основная школа

Формирование отношение к праву, как социальной ценности, и понимания необходимости правовых знаний общественной жизни;

Знание и грамотное использование в речи элементарных правовых понятий (таких, как «закон», «права человека», «права ребенка», «норма права », «правонарушение» и др.);

Приобретение готовности и способности разрешать конфликты мирным путем, в том числе с использованием различных норм и правил;

Формирование способности к реальным действиям в ситуациях, регулируемых правовыми нормами ;

Умение выделять правовое содержание жизненных ситуаций и обращаться к источникам права экспертам за помощью в их разрешении;

Накопление опыта разработки собственных правил и норм (на примере – правил для учащихся);

Получение знаний об основных отраслях права, наиболее важных источниках права и умение их использовать для решения практических задач;

Предлагаемые модули:

Предлагаемые темы

Школьное самоуправление

Право ребенка на участие в управлении образовательным учреждениям. Кто управляет нашей школой? Что такое самоуправление и для чего оно нужно? Устав школы о школьном самоуправлении. Положении о школьном Ученическом Совете. Проект «Самоуправление в нашей школе: каким оно должно быть?». Встреча с представителями школьного органа самоуправления и заместителем директора по воспитательной работе .

Что такое закон и для чего он нужен

Отличие законов от правил. Как создаются законы в нашей стране. Законы о защите прав ребенка. Создание законов (на примере закона выдуманного государства)

Уговор дороже денег

Что такое конфликт и почему он возникает? Способы выхода из конфликта. Неписанные правила во взаимоотношениях людей. Учимся договариваться: разработка правил неконфликтного поведения (на примере своего класс)

1.Конкурс рисунков «Я рисую свои права»

2.Конкурс сочинений «Если бы я был директором школы»

3.Конкурс сказок «Сказка о правах человека»

Предлагаемые модули:

Предлагаемые темы

Право и свобода

Что такое свода? Свободы ребенка, закрепленные в Конвенции о защите прав ребенка. Свобода мысли, совести и религии. Свобода ассоциаций и мирных собраний. Право ребенка на сводное выражение своих взглядов и мнений. Причины ограничений прав и свобод по закону.

Право и здоровье

Конвенция о правах ребенка о праве на пользованием наиболее совершенными услугами здравоохранения. Здоровый образ жизни. Полезный досуг. Вредные привычки и как им противостоять. Что говорит о вредных привычках закон? Встреча с приверженцами здорового образа жизни (врачи, наркологи)

Нарушение закона

Государство на страже закона (правоохранительные органы). Кто может нарушить закон? Нарушения прав ребенка. Правонарушения подростков и их возможные последствия. Встреча с представителями правоохранительных органов. Памятка «как не стать соучастником преступления?»

2. Конкурс сочинений «Если бы я был директором школы»

3. Конкурс сказок «Сказка о правах человека»

Предлагаемые модули:

Предлагаемые темы

Имею права и могу им воспользоваться

Конвенция о правах ребенка. Правоспособность и дееспособность. Частичная дееспособность подростка. Встреча с представителями юридического сообщества (КДН и ЗП). Составление памяток: «Имею право и могу им воспользоваться.. . » и «Несу ответственность по закону.. . ».

Мое право на образование

Конвенция о правах ребенка о праве на качественное образование. Понятие качества. Право на выбор образовательного учреждения. Возможности получения дополнительного образования . Встреча с администрацией школы, работниками учреждений дополнительного и профессионального образования .

Обязанности и ответственность

Конституционные обязанности. Ответственность и ее виды. Юридическая ответственность несовершеннолетних. Встречи с представителями правоохранительных органов.

Торжественное вручение паспортов школьникам, достигшим 14 лет

1. Конкурс рисунков «Я рисую свои права», «Я имею право»

2. Конкурс сочинений «Мое будущее. . .»

3. Конкурс плакатов «Мое право на образование»

4. Конкурс сочинений «Права человека и будущее России»

Предлагаемые модули:

Предлагаемые темы

Мои первые документы

Свидетельство о рождении. Паспорт гражданина РФ. Другие важные документы в жизни человека. Как поступить в случае потери (утраты) документов?

Как не стать жертвой преступления

Преступления против личности и собственности. Подозрительные ситуации. Встреча с работниками правоохранительными органов. Составление общих правил безопасности.

Моя семья

Конвенция о правах ребенка о праве на семейную жизнь. Для чего нужна семья?

Организация и проведение элективных курсов по проблемам правового воспитания

Участие во всероссийской акции «Я – гражданин России»

Организация тематических кинопоказов по вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения учащихся.

1. Конкурс рисунков «Я рисую свои права»

2. Конкурс сочинений «Мое будущее. . .», «Права человека и будущее России»

3. плакатов «Мое право на образование»

4. Конкурс рефератов «Что значит законопослушный гражданин»

Предлагаемые модули:

Предлагаемые темы

Защита прав собственности

Предлагаемые модули:

Предлагаемые темы

Что нужно знать, чтобы стать предпринимателем

Собственность. Виды собственности. Наследство. Предпринимательство. Может ли подросток заниматься предпринимательской деятельностью ? Виды коммерческих организаций . Договоры, основные правила их заключения и ответственность по договорам. Риски предпринимательской деятельности.

Выборы в демократическом государстве.

Права и свободы граждан, без реализации которых невозможно проведение свободных выборов. Кого мы выбираем? Право выбирать и быть избранным.

Профессиональное образование

Право на получение профессионального образования. Государственные и негосударственные образовательные учреждения. Бесплатное профессиональное образование. Платные образовательные услуги. Памятка «Выбирая профессиональное образование. . .»

Участие во всероссийской акции «Я – гражданин России»

1.«Мое дело»

2 «Моя предвыборная программа»

Предлагаемые модули:

Предлагаемые темы

Мое жилье

Кто в доме хозяин? Приобретение жилья в собственность. Права и обязанности собственников жилья. Налоги, которые платит собственник жилья. Что такое ТСЖ, зачем и как создают?

Служба в армии: право и обязанность

Конституция РФ и федеральные законы о срочной службе (службе по призыву). Альтернативная служба. Служба по контракту. Защита прав призывника. Встреча с работниками военных комиссариатов , действующими офицерами.

Думать о пенсии никогда не рано

Что такое пенсия? Виды пенсионного обеспечения в России. Пенсионные фонды: разновидности, способы формирования и основные функции. Преимущества и риски размещения средств в негосударственных управляющих кампаниях.

Организация курсов «права человека», «Человек и общество», «конституции – основной закон нашей жизни», «политика и право»

Участие во всероссийской акции «Я – гражданин России»

Проведение научно-практической конференции с учащимися «Я и закон»

Встреча с прокурором Жиганского района, следователем следственного комитета

1. Конкурс сочинений «права человека и будущее России»

2. Конкурс рефератов «что значит законопослушный гражданин»

Работа с учащимися «группы риска» и их родителями

Задачи:

1. Формирование отношения к праву, как социальной ценности, и понимания необходимости правовых знаний общественной;

2. Способствующих восприятию ЗОЖ и адекватного поведения

3. Выявления интересов, способностей и склонностей ребенка для дальнейшего профессионального самоопределения

4. Приобретение готовности и способности разрешать конфликты мирным путем, в том числе с использованием различных норм и правил

5. Воспитание уважения к закону, развитие гражданской ответственности к общественным ценностям

6. Оказание помощи семье в решение проблем воспитания, развитие социально - психологического просвещения родителей, усиление их в воспитании детей.

Основные направления работы

1. Профилактика правонарушений и наркомании

2. Профессиональная ориентация и самоопределение

3. Культурно-творческая деятельность

4. Привлечение учащихся к занятиям в кружках, секциях, объединениях блока, дополнительного образования

5. Просветительская работа

6. Работа с родителями.

1. Профилактика правонарушений и наркомании

· составление социальных паспортов классов и школы;

· работа школьного Совета по профилактике правонарушений;

· сотрудничество с Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, инспекций по делам несовершеннолетних;

· организация правовой информированности учащихся, родителей, педагогов;

· работа педагога - психолога по обучению навыкам эффективного общения, ответственного принятия решений;

правовое просвещение учащихся;

2. Профессиональная ориентация и самоопределение:

проф. диагностика (анкетирование);

проф. Просвещение (беседы, встречи, экскурсии);

проф. Консультирование (работа с педагогом – психологом, педагогами)

3. Культурно- творческая деятельность:

участие в общешкольных массовых мероприятиях, предметных неделях;

музейно - экскурсионная работа;

каникулярный отдых

4. Блок дополнительного образования:

привлечение учащихся «группы риска» в занятиях дополнительного образования

5. Просветительская деятельность:

формирование у учащихся отрицательного отношения к наркогенным веществам и последствиям их употребления;

социально- педагогическая диагностика различных категорий детей;

проведении веществ с привлечением специалистов.

6. Работа с родителями:

сбор и накопление информации о детях из многодетных и социально незащищенных семей, детях- инвалидах;

консультирование с целью оказания помощи в решении социальных, юридических, социально - психологических вопросов;

родительский лекторий по программе «Роль родителей в воспитании детей».

Тематический план родительского лектория:

Предлагаемые темы

Основы семейного законодательства

Семейный кодекс РФ. Обязанности супругов. Обязанности родителей. Права родителей.

Типы семейного воспитания

Гиперсоциальное. Эгоцентричное. Тревожно - мнительное и без любви.

Ошибки воспитания

Ошибки воспитания являются составляющими следующих типов воспитания: гиперсоциальное воспитание: эгоцентричное или все для ребенка; воспитание без любви; тревожно - мнительное воспитание. Советы родителям, нашедшим у себя что-то из выше перечисленного. Памятка для родителей.

Положение ребенка в семье и отношения с родителями

Проблема взаимоотношений с родителями. Подростковый возраст. Пути решения проблемы.

Типы конфликтов и способы их преодоления

Конфликт неустойчивого родительского восприятия. Диктатура родителей. Мирное сосуществование – скрытый конфликт. Конфликт опеки.

Работа с родителями

Задачи:

Формирование позитивного отношения родителей к социальным нормам, правилам, праву и их использованию на практике;

Выработке общего, совместного с ребенком языка общения, основанного на существующих в обществе моральных и правовых нормах;

Знакомству с наиболее важными правами ребенка и способами их защиты, а также формированию умений их использования на практике;

Обеспечению безопасности ребенка в разных жизненных ситуациях, регулируемых правом;

Приобретению опыта разработки собственных правил и норм (например, защиты своих потребительских прав и др.)

Умению выделять правовое содержание жизненных ситуации и обращаться к источникам права или экспертам за помощью в их разрешении;

Формированию способности к реальным действиям в ситуациях, регулируемых правовыми нормами.

Особенностями работы с родителями заключается в их правовом просвещении. С этой целью проводится лекторий по ознакомлению родителей с правовыми нормами.

Тематический план

Предлагаемые темы

Правовые нормы

Виды правовых норм. Конституция РФ. Федеральные законы. Правовые акты субъектов РФ. Устав школы.

Права и обязанностей детей и родителей

Конституция РФ. Всеобщая декларация прав человека. Конвенция о правах ребенка. Семейное законодательство РФ. Взаимоотношения в семье. Стили семейного воспитания. Памятка родителям.

Преступление и наказание

Обязанности граждан РФ. Ответственность несовершеннолетних. Обязанности родителей по воспитанию и обучению детей.

На родительских собраниях родителям необходимая информация об изменениях в законодательстве, касающиеся процесса обучения и воспитания их детей. С этой целью приглашаются сотрудники ОВД, КНД, и ЗП, органы опеки и попечительства.

Краевое государственное казенное образовательное

учреждение для детей–сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей

«Детский дом № 21»

Социально педагогический проект

по правовому просвещению воспитанников детских домов

Васильева Анжела Николаевна

социальный педагог

КГКОУ Детский дом 21

2013

Пояснительная записка

Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни в современном социуме – основная задача учреждений общественного воспитания. Одним из важнейших вопросов успешной постинтернатной адаптации является правовая компетентность выпускников детских домов. Разработку проекта по правовому просвещению воспитанников детских домов обусловили следующие факторы: социальная актуальность и педагогическая значимость, недостаточная теоретическая и методическая база.

Воспитываясь в семье, ребенок гармонично адаптируется в общество, учится соизмерять свои потребности с возможностями, обслуживать себя, заботиться о близких. В детском доме у детей ограничены контакты с внешним миром и обеднены условия для приобретения собственного опыта. Низкий уровень социальной компетентности, свойственной воспитанникам-сиротам, впоследствии нарушает процесс включения их в жизнь общества, снижает возможность усвоения принятой системы ценностей, норм, знаний и представлений. Если не проводить специальную работу по социализации ребенка-сироты, то, выйдя из стен детского дома, он будет испытывать большие затруднения, оказавшись один на один с самостоятельной жизнью.

Анализ результатов анкетирования воспитанников, бесед показали, что дети в недостаточной степени знакомы со своими правами, безграмотно защищают противозаконные поступки той микросреды в которой жили до поступления в детский дом. В некоторых случаях собственный опыт ребенка имеет случаи негативной окраски.

Основная стратегия моей деятельности: дать необходимые знания по формированию устойчивой правовой грамотности.

Проект: «Лесенка прав и обязанностей»

Цель проекта: способствовать формированию у детей, воспитывающихся вне семьи осознанного отношения к своим правам и обязанностям в соответствии с восхождением на каждую ступень правовых знаний, исходя из возрастных особенностей развития личности.

Задачи проекта:

Формирование активной жизненной позиции;

Содействие духовно-нравственному развитию детей и подростков;

Ознакомление с основными документами по защите прав детей, с Российским законодательством, отраслями права, устройством государства;

Обучение применения норм законов в реальной жизни;

Оказание помощи в поисках достойного выхода из сложных жизненных ситуаций.

Участники проекта: воспитанники, проживающие в детских домах.

Кадровое обеспечение проекта: педагогический коллектив учреждения.

Тип проекта: социально-педагогический, долгосрочный.

Проблемно-ориентированный анализ:

Правовая некомпетентность относится к характерным затруднениям выпускников в период постинтернатной адаптации.

Актуальность правового воспитания на современном уровне объясняется особенностями современного развития Российского государства (экономическая и политическая нестабильность, рост негативных процессов – преступность, межнациональные войны и т.д.). Каждый из нас встречается с такими жизненными ситуациями, которые требуют знания юридических норм. Такие знания особенно необходимы для несовершеннолетних, и в первую очередь воспитанникам детского дома, поскольку очень часто из-за правовой безграмотности они становятся как преступниками, так и жертвами преступлений. Особую обеспокоенность вызывает распространенность алкоголизма, наркомании среди подростков. Практически нерешенной остается проблема предупреждения правонарушений несовершеннолетних. Все это требует внимательного подхода к работе по повышению правовой культуры детей. Начинать правовое просвещение необходимо с раннего школьного возраста, с самых первых шагов, которые ребенок делает самостоятельно, выбирая способы поведения, знание норм права должно оказывать ему помощь, и продолжать на протяжении всего периода взросления воспитанника, более углубленно изучая нормативно-правовые документы: семейный, административный, гражданский, уголовный, жилищный кодексы и т.д.

Защищая будущее выпускников, мы пытаемся предотвратить потерю ребенком жилья, прав и свобод, придерживаясь правила: «Незнание законов – не освобождает от ответственности».

Проект «Лесенка прав и обязанностей» предусматривает комплексную, систематическую работу по правовому просвещению и воспитанию подрастающего поколения. К реализации проекта привлечены педагоги учреждения, правоохранительные органы, общественные и молодежные организации.

Описание проекта:

стратегия и механизм достижения поставленных целей.

Проект обеспечивает владение информационно – правовыми знаниями детей-воспитанников детского дома. Проект рассчитан для воспитанников от 7 до 16 лет, но в данный момент реализуется для детей 7-11 лет, т.к. учреждение только в следующем году будет воспитывать детей младшего и среднего звена.

Поставленные цели решаем через проведение бесед, обзоров, ролевых игр, театрализации, выступление агитбригад обсуждения книг, статей правовой тематики. Исходя из особенностей психофизиологии данного возраста наиболее эффективная форма изложения – это сказки, истории, рассказы. В рамках проекта проводятся конкурсы сказочных историй, рассказов и плакатов на тему «Я – ребенок, я – человек, я - гражданин», выпуск тематических закладок, буклетов, разработка и внедрение игровых электронных технологий.

Формы и методы работы с детьми были выбраны, с учетом специфики жизни в детском доме, в частности, закрытость учреждения и оторванность его от реальной жизни. Поэтому основными формами и методами стали: словесные, наглядные (демонстрация плакатов), использование карманных книжек, карточек (иллюстраций); использование технических средств – проектор, компьютер; просмотр кино- и телепрограмм); практические (игры, анализ и решение противоправных ситуаций, социальные экскурсии).

Особое внимание уделено форме театрализованных представлений, особенностью, которых является привлечение воспитанников для обыгрывания нужного материала. Проведение работы по усвоению правового материала проходит в двух направлениях:

с детьми, которые демонстрируют, инсценируя нужный материал, т.к. они проживают это, пропуская через себя,

с ребятами, для которых проводятся эти занятия, в процессе чего им приходится вспоминать изученное ранее, соотносить факты, ассоциировать себя с героями, отвечать на вопросы, а значит думать.

Рабочий план реализации проекта

I этап:

Организационная работа:

Создание условий для проведения проекта;

Сбор методических материалов для проведения мероприятий;

Подбор электронных пособий;

Составления плана.

II этап:

Реализация проекта:

Проведение бесед, ролевых игр, конкурсов, социальных экскурсий;

Издание наглядно - зрительных пособий для проведения мероприятий с воспитанниками: «Конвенция ООН» в стихах и картинках, карточки и раскраски для индивидуальной работы и закрепления материала;

Издан ие "Справочник а ребенка", содержащ его алгоритм действий в проблемных ситуациях с указанием адресов социальных институтов, оказывающих правовую, социальную помощь населению.

Создание мультимедийных электронных игр;

Сроки реализации проекта: 2011-2016 года

Цикл познавательных бесед: «Права ребенка – твои права»

Цели:

Обобщить знания об основных правах ребёнка;

Развести понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей;

Выработать правила поведения;

Воспитать нравственные качества личности воспитанника;

Познакомить с возрастом наступления уголовной ответственности;

Углубить знания об уголовном наказании несовершеннолетних;

Создать представление об особенностях уголовной ответственности несовершеннолетних;

п/п

- право на гражданство; - право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, получать от них защиту своих прав и законных интересов; - право посещать детский сад; - частичная дееспособность; - право посещать школу; - право самостоятельно заключать: - мелкие бытовые сделки; - сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации; - сделки по распоряжению средствами, предоставленными законными представителями; - право выражать свое мнение о том, с кем из родителей, расторгающих брак в суде, ты хотел бы проживать после развода; - право выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего твои интересы; -право быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства;

Право вступать в детские общественные объединения.

- обязанность иметь паспорт гражданина Российской Федерации; - право на совершение сделок (с письменного согласия родителей (усыновителей или опекунов); - право распоряжаться своими доходами; - право авторства произведения; - право на открытие вкладов в кредитных учреждениях; - право на трудоустройство в свободное от учебы время (с согласия одного из родителей); - право требовать отмены усыновления; - право управлять велосипедом при движении по дорогам; - право вступать в молодежные общественные объединения. - ответственность по совершенным тобой сделкам; - право на управление мотоциклом, мотороллером и другими видами техники; - право на получение образования; - право на выбор учебного заведения; - право на обучение по общей учебной программе, право на ускоренный курс обучения; - право на уважение человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение твоих мнений и убеждений. Обязанности: - соблюдение устава общеобразовательного учреждения; - добросовестное отношение к учебе; - бережное отношение к имуществу школы; - уважение чести и достоинства других учеников и работников школы; - выполнение требований работников школы по соблюдению правил внутреннего распорядка.

Дисциплина в школе;

«Правовая игротека»

п/п

III этап:

Подведение итогов проекта

Проведение исследования «Ребенок и закон»;

Презентация "Справочника ребенка";

Организация круглого стола со специалистами участвовавшими в реализации проекта .

Конкретные ожидаемые результаты

В результате полной реализации проекта:

Системный подход к решению проблемы;

Повышение правовой грамотности и уровня информированности воспитанников;

Формирование нравственно-этического и духовного развития воспитанников;

Умение найти достойный выход из проблемных ситуаций, используя полученные знания;

Формирование нового типа развивающей среды в детских домах для содержательного досуга детей и определения жизненных приоритетов у подрастающего поколения;

В заключении можно сказать следующее, в результате промежуточного исследования, видна положительная динамика освоения воспитанниками правового материала. В ходе полной реализации проекта по правовому воспитанию и формированию правовой грамотности воспитанников детского дома станет их готовность к самостоятельной жизни. Неграмотные в правовом отношении действия могут повредить ребенку, создать угрозу его здоровью и безопасности, нанести ему моральную травму.

Наша работа и знание законов поможет ребенку выбрать достойный способ поведения, правильную ориентацию со всеми социальными институтами.

Литература

    Конвенция ООН.

    Семейный кодекс РФ.

    Жилищный кодекс РФ.

    Уголовный кодекс РФ.

    Административный кодекс РФ.

    Шабельник, Е.С. Ваши права /Е.С. Шабельник.– М.: Вита Пресс, 1996.

    Антонов, В.В. Изучаем права человека /В.В. Антонов. – М: Вита-пресс, 1996

    Шнекендорф З.К. Младшим школьникам о правах человека. М., 1995.

    Абашкина О.А. Сценарий ролевой игры «Ваши права» (для начальных классов) // Правовое образование: организация внеурочной работы. Региональный опыт/ Сборник материалов. - М.: Изд.дом «Новый учебник», 2002. -С. 64-66.

    Электронный сборник «Школа права – Буратино»/ Центр развития гражданских инициатив-В. 2004.

    Из опыта преподавания прав человека в начальной и средней школе: Сборник методических материалов. - М.: Молодежный центр прав человека и правовой культуры. 1999.

    Рачкова A.M. Права несовершеннолетних: знание законов и их практическое применение. // Правовое образование: организация внеурочной работы. Региональный опыт/ Сборник материалов. - М.: Изд.дом «Новый учебник», 2002.-С. 115-129.

Используемые Интернет ресурсы:


Всероссийская межвузовская конференция молодых исследователей
(старшеклассников и студентов)
«Образование. Наука. Профессия»
­­­­­­­­_________________________________________________

Проект по правовому воспитанию
«Пути стимуляции правовой
Активности личности в рамках
Школьного социума»

Краткая аннотация проекта

Проект выполнила ученица 11 «Г» класса «Губернаторского лицея-интернатадля одаренных детей Оренбуржья» Герасимова Марина;

Работа направлена на создание условий для формирования правового сознания у детей школьного возраста;

Цель проекта: формирование правовой грамотности и правовой культуры у детей;

Реализация проекта осуществляется путем интеграции урочной и внеурочной деятельности.

Проект направлен на усиление внимания к ребенку как к
личности, субъектусоциально-правовых отношений,
наделенному определенными правами. Многие
прогрессивные изменения в российском обществе,
социальные, политические и особенно правовые
предполагают и переоценку роли ребенка в нем. Общество
остро нуждается в социально зрелых, свободных личностях,
обладающих правовыми знаниями.

Постановка проблемы

В современных условиях реформирования российской системы образованиявсе более важной представляется задача воспитания гражданственности у подрастающего поколения, формирование его активной жизненной позиции.
Эта проблема является многоаспектной и включает в себя следующие составляющие:
проблемы межнационального общения и возможности их решения в образовательных учреждениях;
правовая и нравственная культура будущего гражданина, идентификация личности как основаактивной гражданственной позиции;
формирование представления о безопасности жизнедеятельности и здоровом образе жизни у детей в изменяющихся социально-политических условиях современного российского социума;
воспитание гражданственности и патриотизма посредством целенаправленного общения и использования инновационных технологий воспитания гражданственности.

Актуальность данного проекта обусловлена тем,что главное в выборе подхода к воспитанию гражданственности – это создание условий для самореализации человека в пространстве своей страны и своем времени, это возможность социальной активности. Гражданином человек становится тогда, когда знает историю своей семьи, когда он стремится быть государственным человеком, хранителем и представителем языка и культуры своей родины. Он осознает, что «нациясостоит не из людей, а из семей» (Д.С.Лихачев) и стремится стать достойным человеком, активным гражданином и хорошим семьянином.

Проблемы правового образования не назовешь новой. В последнее десятилетие эта проблема живо обсуждается и педагогами, и юристами, и политиками. Понятно, что правовое образование становится важнейшим фактором построения правового государства и гражданского общества.Вместе с тем, сравнительно небольшой круг разработчиков этой проблематики рассматривает круг вопросов, связанных с правовым образованием как необходимость построения особого образовательного пространства – сферы. Решение проблемы я вижу в последовательном преобразовании именно пространства развития личности, позволяющего осуществить формирование активного правового ответственного поведения, начинаясо школьного возраста. Именно поэтому проект программы представляет собой технологическую разработку, включающую разнообразный учебно-методический аппарат. Отсюда следует важное значение этой разработки именно в современных условиях сегодняшней России, когда школа представляет собой почти единственное – детское место, в котором встреча взрослости и детства может порождать, формировать и закреплятьценности и способы эффективного правового, следовательно, гражданского поведения.

Считаем важным разъяснить ребёнку, что он – часть не только семьи, но и общества; что у него есть определённые права и обязанности. Способствовать тому, чтоб ребёнок понял и прочувствовал: члены семьи связаны между собой родственными и духовными узами. Привить уважение к своим предкам, ближе познакомить дошкольника с миром взрослых. Всё это возможно реализовать в интересной работе – проекте “Откуда мы родом”.

Участники: воспитанники старшей – подготовительной группы, педагоги, родители.

Цели урока: познакомить ребёнка с собственными правами,привить интерес к истории рода на примере его семьи.

1. Научные 1.1. Помочь ребёнку изучить его родословную.
1.2. Моделирование связи поколений.
1.3. Дать представление о правах.
2. Мировоззренческие 2.1. Помочь ребёнку разобраться в своих правах.
2.2. Увидеть необыкновенное в обычном.
2.3. Показать связь мира взрослых с миром ребёнка (кто, как и о ком заботится).
2.4. Пофантазировать о будущей семье и жизни.
3. Духовно - нравственные 3.1. Обогатить кругозор детей о семье , как части общества.
3.2. Дать понятие об обязанностях.
3.3. Поддерживать естественный интерес и любознательность детей.
3.4. Учить получать радость от узнавания нового.
3.5. Учить сотрудничать; уважать свой и чужой труд.
3.6. Развивать эмоциональную сферу.
3.7. Показать связь поколений.
3.8. Привить уважение к своим предкам.
4. Практические 4.1. Развивать воображение.
4.2. Познакомить с национальными особенностями быта.
4.3. Разработать собственные модели семьи.
4.4. Составить семейное древо.
4.5. Создать альбом родословных.
4.6. Провести праздник семьи.

Этапы работы

1. Подготовительный:

  • определение объектов изучения;
  • подбор литературы, иллюстраций, фотографий, документов (свидетельство о рождении, паспорт);
  • изготовление раздаточного материала для моделирования;
  • “заготовка” семейного древа (рисунок на ватмане).

2. Исследовательский:

изучение истории семьи;
  • ознакомление с особенностями национального характера, костюмами, предметами быта;
  • ознакомление с правами ребёнка .
  • 3. Продуктивный:

    • разработка собственных моделей семьи.
    • составление семейного древа участниками проекта.

    4. Заключительный:

    • обобщение результатов работы;
    • создание альбома родословных или оформление экспозиции родословных.

    5. Защита проекта:

    • проводится в ….г.,
    • в виде собеседования с детьми.

    Способы организации работы:

    • принцип добровольности участия родителей и детей;
    • работа проводится в регламентированное и нерегламентированное время;
    • воспитанники работают под руководством педагога.

    Работа по проекту оценивается:

    • конкурсной комиссией (зав. ДОУ, зам. зав. по ВМР, педагогом- психологом);
    • педагогами ДОУ.

    Практический выход:

    • изготовление “Семейного древа”;
    • выставка альбомов родословных или экспозиция родословных ;
    • проведение “Праздника семьи”;
    • праздник национального подворья ;
    • ярмарка семейного творчества.

    Тематический план к проекту “Откуда мы родом”

    (Составитель – Бережнова Ольга Ивановна, педагог высшей квалификационной категории, воспитатель подготовительной группы)

    1 Где мы отдыхали летом Рассматривание семейных фотографий о летнем отдыхе, рассказы о семейных поездках к морю, экскурсиях и т.д. Беседа о праве ребёнка на отдых.

    сентябрь

    2 “7 – Я” Разгадывание ребуса “7 – Я”. Рисование на тему “Моя семья”. Беседа об обязанностях членов семьи, о традициях в семье. Сюжетно – ролевая игра “Семья”. Чтение стихотворения Я.Акимова “Моя родня”. Беседа о праве ребёнка знать своих родителей. Оформление панно “Моя семья”.
    3 Я и моё имя Беседа “По-разному зовутся дети” (о праве ребёнка на имя).
    Игра “Полное и неполное имя”.
    Этюд “Назови ласково”.
    Изготовление именных карточек – визиток.
    4 Новый год у ворот Беседа о встрече Нового года в семье, о семейных традициях. Изготовление открыток с новогодними пожеланиями (рисунки и аппликации). Проведение конкурса “Лучшая новогодняя открытка” (совместная с родителями работа). Обсуждение рассказа В.Драгунского “Сестра моя Ксения”.
    5 Наша Родина - Россия Беседа о праве ребёнка на гражданство. Экскурсия по выставке рисунков “Моя Родина”. Беседы о государственной символике. Беседа о берёзке – символе России. Слушание песен о Родине. Народные игры, народные промыслы, народные приметы. Праздник национального подворья.
    6 Защитники земли русской Рассматривание картины В.Васнецова “Богатыри”,

    беседа о защитниках Родины. Разучивание пословиц о храбрости, героизме. Изготовление подарков папам, дедушкам. Спортивное развлечение “Вместе с папой”.

    7 Хорошо рядом с мамой Беседа “Мама – самое прекрасное слово на земле” Составление рассказов детьми о своих мамах. Чтение стихов и песен о маме. Викторина “Что ты знаешь о своих родителях”. Оформление семейных уголков “Семейное древо”. Изготовление подарков для мам, бабушек. Рассматривание русских костюмов и деталей женской одежды.
    8 “Мы живём, пока память жива…” Встреча с фронтовиком, военнослужащим. Беседа о подвигах солдат во время ВОВ. Проведение фотовыставки “Наши деды воевали…” (Фотографии из семейных альбомов. Беседа о праве детей жить в мире без войны. Экскурсия к Вечному огню. Изготовление праздничных открыток, высаживание цветов на аллею детского сада.
    9 “Мой дом – моя крепость” Беседа о праве ребёнка на жильё. Рисование дома для своей семьи. Лепка и рисование домашней утвари для игры в “Семью”.
    10 Мой город и район, в котором я живу Беседа “Город, где живут и работают наши мамы и папы”. Рисование на тему “Мой город”. Сюжетно – ролевая игра “Почта” (знание детьми домашнего адреса и адреса д/сада). Встреча с интересными людьми: бабушками и дедушками – ветеранами труда.

    Пешая экскурсия по району, семейная экскурсия по городу. Семейный праздник “Моя родословная”.

    Паспорт проекта

    Наименование проекта: Проект Центра правовой и деловой информации МБУК «АЦБС» им. князя Г.Е. Львова по изучению и формированию правовой культуры учащейся молодёжи МО Алексинский район «Библиотека – школа правовой культуры» на 2014 - 2015 годы.

    Проблема: В настоящее время у большей части современной российской молодежи уровень правового сознания и правовой культуры достаточно низок, что выражается в правовой безграмотности, в правовом нигилизме многих молодых людей, низком уровне сформированности гражданской позиции по выполнению обязанностей, постоянно растущим числом правонарушений в подростковой среде и др.

    Обоснование необходимости проекта

    Социально-экономические и политические перемены в жизни российского общества привели к кризису социокультурных ценностей, в том числе среди учащейся и студенческой молодежи. Изменяющееся содержание всех сторон жизни и деятельности нашего общества отразилось, безусловно, и на состоянии правовых явлений и отношений. Так, значительно возрос уровень правонарушений и иных форм поведения, отклоняющихся от общепринятых правил поведения и социальных норм. В этой связи, назрела необходимость повысить уровень правовой культуры личности молодого человека, находящегося в завершающей стадии первичной социализации и в начальной стадии вторичной социализации.

    Тема формирования правовой культуры является актуальной для любого цивилизованного государства. В качестве главного результата образования рассматривается готовность и способность молодых людей, оканчивающих учебное заведение, нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и за благополучие общества.

    Правовая культура личности выражается не только в уровне знаний индивидом законов, но и в его правовой активности, проявляющейся в умении применять эти знания в жизни, в отношении к существующей в стране правовой системе, а также в способности к самообразованию в области права и стремлении личности к самостоятельной защите своих прав.

    Особую значимость правовые знания представляют для подростков и людей молодого возраста, которые станут преемниками традиций гражданского общества в России. Знание закона сегодня – насущная проблема каждого человека. Правовая культура и знания позволяют избежать множества ошибок и оградить себя от возможных опасностей, которые подстерегают человека в обыденной жизни.

    В современном обществе средствами правовой информированности граждан, влияющими на формирование правовой культуры личности, являются такие социальные институты, как семья, учебные заведения, учреждения культуры, государство, общественные объединения. Большую роль в данном вопросе играют СМИ: в них публикуются (транслируются) новые редакции законов и других нормативных правовых актов.

    Важное место в системе формирования правовой культуры учащейся и студенческой молодежи Алексинского района занимает Центр правовой и деловой информации (ЦПДИ), действующий на базе МБУК «АЦБС» им. князя Г.Е. Львова. В своей деятельности сотрудники ЦПДИ не только осуществляют информационную функцию, но и содействуют образовательному процессу, в частности, распространению правовых знаний среди учащихся школ, средних специальных учебных заведений.

    Основание для разработки

    Цель проекта: создание условий для формирования правовой культуры среди учащейся молодёжи МО Алексинский район.

    Проект предусматривает решение следующих задач:

    • обеспечение свободного доступа учащихся к социально-правовым информационным ресурсам библиотеки и сети Интернет;
    • популяризация правовых знаний и информационных ресурсов правовой и социальной тематики среди подростков и юношества;
    • распространение информации в области права, защиты прав детей и молодёжи;
    • организация сбора информации, пополнение фонда библиотеки правовой литературой, периодическими изданиями, законодательными документами, регламентирующими права детей, молодёжи, ответственность граждан и учреждений за обеспечение этих прав;
    • развитие навыков защиты своих прав у подростков и юношества с помощью правовых игр и других мероприятий правовой тематики;
    • профилактика правонарушений среди подростков;
    • воспитание патриотизма и любви к Родине.

    Ход реализации проекта.
    Основные направления реализации проекта

    В рамках проекта определены основные направления по изучению правовой грамотности и гражданской активности, формированию правовой культуры молодежи:

    • проведение анкетирований, соцопросов с целью выявления знаний по праву;
    • анализ информации, полученной путем анкетирований, выработка рекомендаций по формированию правовой культуры учащейся молодёжи;
    • проведение бесед, открытых уроков, информационных часов и правовых игр в школах, техникумах, училищах и в Центре правовой и деловой информации МБУК «АЦБС» им. князя Г.Е. Львова с целью повышения правовой и политической культуры молодежи, формирования у неё активной жизненной позиции;
    • организация встреч молодежи с представителями органов местного самоуправления, администраций с целью повышения информированности молодежи, формирования интереса к правовой и политической жизни страны;
    • внедрение инновационных форм работы с молодежью.

    Основные целевые группы, на которые направлен проект

    Проект направлен на изучение и формирование правовой культуры учащейся молодёжи муниципального образования Алексинский район.

    Инициатор проекта

    Центр правовой и деловой информации МБУК «АЦБС» им. князя Г.Е. Львова.

    Партнеры в реализации проекта

    В деле воспитания правовой культуры учащейся молодёжи Центр правовой и деловой информации тесно сотрудничает с:

    • Администрацией МО Алексинский район;
    • Комитетом по культуре, молодёжной политике и спорту администрации МО Алексинский район;
    • Территориальной избирательной комиссией;
    • учебными заведениями общего среднего и профессионального образования Алексинского района (МБОУ «СОШ № 1,3»; училища, техникумы);
    • СМИ.

    Сроки реализации проекта: 2014-2015 гг.

    Механизм реализации проекта основывается на подготовке документации, планировании мероприятий (см. план работы Школы правовой культуры на 2014-2015 гг.), проводимых в его рамках, соотношении результатов реализации с целями и задачами проекта.



    Публикации по теме