Проект «Путешествие во времени» для детей и родителей старше-подготовительной группы. Интеллектуальное развлечение для детей подготовительной к школе группы "путешествие во времени" «Не время для орехов»

Путешествиями во времени люди грезят всегда. Вернуться, чтобы предотвратить или исправить. Форсировать, чтобы посмотреть или предотвратить. К сожалению, создать рабочую машину времени человечеству пока не удалось, ну либо нам про это неизвестно. К счастью, в литературе, кино и анимации такая прекрасная тема освещена со всех сторон, и интерес к ней не угаснет, ведь путешествиями во времени люди грезят всегда.

Совсем немного временных отрезков прошло с того момента, как в кино вышел новый мультфильм про путешествие во времени: . Для полного погружения во временные коллизии сайт предлагает вам большую подборку других мультиков данной тематики. Отметим, что их очень много. И короткометражки, и эпизоды всевозможных мультсериалов, и целые франшизы - но мы отобрали только лучшее. Кстати, большинство из них не очень известны, и вот наша версия: кто-то упорно возвращается из будущего и стирает память об этих мультиках.

«Властелины времени»

Начнем по хронологии и с полнометражных мультфильмов. «Властелины времени», кстати, вполне достойны входить в хорошие подборки про и , но туда они не влезли, так что рассказываем сейчас. Перед вами старая, но очень годная экранизация научно-фантастической повести тех времен, когда это стало качественным «мейнстримом».

Завязка суровая: маленький Пьель потерял родителей и остался один на опасной планете. Группа взрослых отправилась его спасать. Вас ждут действительно неожиданные сюжетные ходы (остерегайтесь спойлеров!), грустные моменты и, конечно, путешествие во времени, изменившее ход истории целой планеты. Мультфильм довольно тяжелый, но у нас рейтинг «0+», да и дети эту историю поймут в чем-то лучше, чем взрослые.

«Приключения Марка Твена»

Выглядит немного жутковато, но большинство зрителей, принявших как данность угловатые пластилиновые фигурки, остались крайне довольны этой лентой. При условии, что любят творчество Марка Твена, конечно же. Потому что этот мультфильм целиком про него. То есть главный герой - сам господин Твен, сопровождают его Том Сойер, Гек Финн и Бэкки Тэтчер, летят они на межпланетном воздушном шаре навстречу комете Галилея, а по пути попадают в разнообразные истории из книг знаменитого автора. Хитрый временной исподвыверт также в наличии. Всем ностальгирующим романтикам рекомендуется!

«Мы вернулись! История динозавра»

Какое путешествие во времени да без динозавров? Правильно, скучное. Вопрос только в том, возвращаться ли в пасти к зубастым ящерам или перебрасывать монструозных гостей в наше время. Создатели мультфильма «Мы вернулись! История динозавра» выбрали второй вариант. При этом героев-динозавров чудной профессор загодя сделал добрыми и милыми, свалились они на голову хорошему мальчику Луи, злой брат профессора открыл охоту… Впрочем, сюжет старого мультика действительно интересный, стоит убедиться в этом лично.

«Канун всех святых»

«В гости к Робинсонам»

Добрались до недооцененного и малоизвестного диснеевского мультфильма. При этом является одной из самых ярких и любопытных анимационных лент про путешествие во времени в принципе. Юный Льюис попадает в будущее к своей семье, узнает, что он не просто маленький чудаковатый гениальный изобретатель, а великий чудаковатый гениальный изобретатель, который путешествия во времени и изобрел. Как сказал бы главный кинематографический путешественник во времени Доктор Кто: это «тайми-вайми». Лучше и не объяснить.

«Диномама 3 D »

И вновь про динозавров. В «Диномаме» герои-дети попадают в далекое прошлое, где знакомятся с самым очаровательным анимационным тираннозавром в истории. Эта большая и изящная розовая леди приняла их за своих малышей, что спасло героям жизнь и обрекло на захватывающие приключения в пересеченной местности Юрского периода. Одновременно с этим яйцо тираннозавра оказалось в доме у родителей-людей в нашем времени, и да, ест он очень много. Оценки у «Диномамы» скромные, но на самом деле мультфильм неплохой, добрый, понятный и про семью.

« Индюки: Назад в будущее»

Если бы американские индюшки обладали разумом и машиной времени, они бы именно так и поступили - вернулись в 17-й век, чтобы убрать свой род из праздничного меню на День Благодарения. Собственно, весь мультфильм именно об этом. Индюки здесь совершают и отважные, и глупые поступки, встречаются сами с собой в разных временах и достигают своей цели, оставив альтернативной едой другое известное блюдо. Ход сомнительный, но наблюдать за ними весело.

«Приключения мистера Пибоди и Шермана»

«Назад в будущее»

Переходим к мультсериалам. Да-да, они настоящие - два сезона анимационных приключений на легендарном DeLorean. Особенность данного сериала в том, что он для дошкольников, в центре внимания - юные Жюль и Верн, а продолжения «про детей» автоматически вызывают у многих зрителей кислые мысли и неприятие. Но здесь все не так уж и грустно. Док и другие главные герои культовой киносерии появляются, путешествия во времени здесь на каждом шагу, и создано это во многом старой командой, так что планка качества очень даже на уровне.

«Аргай»

Перед вами представитель того рода сериалов, про которые знают единицы, в свободном доступе не особо качественные записи, но все приобщившиеся гласят почти единодушно: оно того стоит. Стоит потерпеть большие пиксели, чтобы узнать, чем же закончатся приключения антропоморфного льва Аргая из прошлого в современном Нью-Йорке. Тут вам и отлично прописанные герои, и яркая , и наглядная антиутопия, и качественная французская анимация, и много чего еще, что успели положить в 26 серий одного сезона. Ах да! Это ведь «0+» - если и знакомить детей со старой научной фантастикой, то именно так.

«Самурай Джек»

«Смешарики: Пин-код»

Смешарики до путешествия во времени в полнометражном фильме «Смешарики. Дежавю» перемещались в другие времена и эпохи. Во втором сезоне к чудесному Шаролету, позволяющему путешествовать где угодно, прибавляется Шароскоп, позволяющий путешествовать в когда угодно. Чем герои не упускают случая воспользоваться, конечно же. Изобретения будущего и великие свершения прошлого - познавательно, увлекательно и с комментариями любимых персонажей.

«Не время для орехов»

На закуску мы оставили две великолепные короткометражки про путешествия во времени, которые настоятельно рекомендуем посмотреть при любых обстоятельствах. И вне зависимости от вашего отношения к Скрату, колоритному неудачливому герою . Его эпичная погоня за желудем сквозь века удостоилась номинации на «Оскар», что уже само по себе признак. От себя добавим, что это самый наглядный урок того, что путешествия во времени - мероприятие предельно опасное и вообще сомнительное.

Конспект сюжетно-ролевой игры “Путешествие во времени”

в подготовительной группе.

Цели: Побуждать детей более широко и творчески использовать в играх знания о развитии жизни на земле (от динозавров к современному человеку).

Использовать игру для формирования разнообразных интересов и способностей детей.

Задачи:

Образовательные:

Способствовать сознательному отношению к соблюдению правил ролевого взаимодействия, направляя внимание на качество исполняемых ролей, их социальную значимость.

Формировать представление о профессии - архитектор, строитель;

Формировать умение распределять роли, исполнять обязанности в качестве
исполняемой роли.

Продолжать работу по обогащению обществоведческого словаря детей.

Развивающие:

Развивать инициативу, организаторские и творческие способности детей.

Развивать мышление;

Пространственное воображение лежащих в основе конструкторной

деятельности;
- развивать диалогическую речь.

Воспитательные:

Продолжать развивать самостоятельность в создании игровой среды, в соблюдении правил и норм поведения в игре.

Воспитывать доброжелательность между детьми, умение учитывать желания товарищей.

Предварительная работа:

знакомство детей с архитектурным искусством: просмотр иллюстраций, постройка объемных зданий из строительного материала по образцам. Дизайн уроки: основные принципы озеленения города.

знакомство с профессиями: архитектор, шофёр, строитель, крановщик, заправщик, диспетчер, прораб - через сюжетно - ролевые игры.

Экскурсии на строительство жилого дома.

Оборудование: чертёж города (план), деревянный конструктор, бензоколонки, машины, автокран, путевки с цифрами, показывающее количество стройматериала, талоны на бензин.

Создание проблемной ситуации:

“Тай, тай, налетай,

В интересную игру поиграй

Всех принимаем и не обижаем

А кто опоздает – в небо улетает”.

– Когда же жили динозавры? (В далёком прошлом.)

– А мы с вами где находимся? (В настоящем.)

– А завтра где будем? (В будущем.)

Прошлое все то, что было,

Никакая в мире сила

Всё обратно не вернёт,

Время лишь вперёд идёт.

То, что видим мы сейчас, –

Настоящее для нас,

Будущее – то, что будет

И его не знают люди”.

ХОД ИГРЫ:

Воспитатель: На нашей планете среди современных городов есть города – чистюли, есть города – красавцы и есть города, где людям живется очень неуютно, плохо. У этих больших городов, их еще называют мегаполисами, много экологических проблем. В этом зачастую виноваты сами люди.

Вопрос:Как вы думаете, с какими проблемами может столкнуться человек в большом городе?

Дети: Шум, много машин – загрязненный воздух от выхлопных газов.

Однообразные здания. Нет цветов, мало деревьев.

Восп. Ребята, а в каком городе мы с вами живем.

Дети: Мы живем в городе Элиста

Восп. Ребята, давайте посмотрим, какая Элиста была в прошлом.

Как же нам попасть в прошлое? (Построить машину времени, летающую тарелку, космический корабль и т. д.)

– Поднимите руки, кто хочет лететь в прошлое? Для путешествия нам нужно выбрать руководителя полёта. Каким он должен быть? Кого вы предлагаете? (Выборы участников).

Восп. Ребята откройте глаза и посмотрите какой была наша Элиста раньше в прошлом (слайд), в настоящем (слайд)

Воспитатель:Посмотрите на эти иллюстрации:это наш город Элиста. Сейчас в нашем городе строятся современные здания, красивые и светлые дома, город преображается на глазах.

Вопрос:Каким бы вам хотелось видеть город, в котором вы живете?

Дети: Хочется видеть город без проблем, с красивыми домами, улицами, скверами и чтобы было много цветов.

Вопрос: Какие бывают дома?

Дети: Большие и маленькие, низкие и высокие, одноэтажные и многоэтажные.

Вопрос:Чем же дома похожи между собой?

Дети: У всех домов есть фундамент, стены, крыша, окна и двери.

Воспитатель: Над планом и макетом города работают люди разных профессий: архитекторы, дизайнеры, инженеры, конструкторы и даже ученые.

Вопрос: Кто такие архитекторы?

Дети: Это люди, которые придумывают планы домов, делают макеты, планируют целые города, парки развлечений для детей и взрослых. Только тогда, когда план и макет готов, приступают к строительству.

Воспитатель показывает детям макет одной из улиц Элисты.

Дети рассматривают его.

Воспитатель:Чтобы построить город, нужны строители.

Вопрос: Какие строительные специальности вы знаете?

Дети: Каменщики, монтажники, плотники, маляры, паркетчики, столяры.

Вопрос: Из чего же строят дом? Какие строительные материалы вы знаете?

Дети: цемент, песок, кирпич, щебень, стекло.

Вопрос: Как же доставить строительный материал на строительную площадку?

Дети: На специальных машинах. Это самосвал, панелевоз, бетономешалка, подъемный кран, бульдозер.

Воспитатель:Ребята, а еще, для того чтобы строить качественные дома, нужны знания. Каждый архитектор много учится и знает законы архитектуры:

1. закон – польза.

2. закон – прочность.

3. закон – красота.

Давайте побудем настоящими архитекторами и обсудим эти законы.

Первый закон – польза.

Вопрос:Какая польза от жилого дома?

Дети: Люди живут в домах, растят детей, прячутся от ненастья – ветра, дождя, снега.

Вопрос: Какая польза от детского сада?

Дети: В детском саду мы играем, поем, читаем, кушаем, спим, а наши родители спокойно работают.

Вопрос: Какая польза от парка и сквера?

Дети: Взрослые и дети отдыхают, бегают, дышат свежим, полезным воздухом.

2 закон – прочность.

Вопрос:Зачем нужны прочные здания?

Дети: Затем, чтобы люди не боялись в них находиться, чтобы они были прочными и служили долго.

3 закон – красота.

Вопрос: Зачем нужны красивые дома?

Дети: Красивые дома поднимают настроение, людям в них приятно жить и работать.

Воспитатель: Мы тоже построим город. У нас есть генеральный план экологичного, красивого города, на него мы и будем ориентироваться. Давайте его прочитаем найдите и покажите на плане здания жилого массива, торгового центра, сквера, фонтана.

Дети находят и показывают.

Прежде чем приступить к строительству, давайте, определим кто кем будет. Распределение ролей: строители, водители, заправщики, заведующий складом стройматериалов, рабочие «зеленстроя» и их начальник, дизайнеры, дорожники.

Можно приступать к работе.

Звучит музыка, дети приступают к выполнению роли, которую выбрали.

Самостоятельная работа.

Воспитатель: Какой красивый город получился! Но, чего – то не хватает…

Дети: Надо украсить город цветами и деревьями.

Воспитатель: Наши дома полезны, прочны, красивы. Мы построили город будущего! Обыгрывание построек.

Описание работы: Предлагаю вашему внимаю занятие по развитию восприятия и чувственного опыта у детей старшего дошкольного возраста. Эта разработка будет полезна для педагогов-психологов работающих в детских садах, детских домах, специалистам работающих с детьми дошкольного возраста.

Путешествие на машине времени

Цель : Дать возможность понять значимость и важность своего прошлого, настоящего и будущего. Показать, что можно приобрести, делая тот или иной выбор.

Оборудование: письма № 1, 2, 3 в конвертах, магнитофон и записи для ходьбы и для выполнения «рисования», бумага формата А4, карандаши на каждого.

1. Минута встречи.

Приветствие в кругу, придумать рифмовки с детьми.

2.Ведущий: Есть люди, которым нравится вспоминать, что было, т.е. жить в прошлом. Есть люди, которые всё время мечтают, живут в будущем. Сегодня мы попробуем разобраться в этих вопросах, но сначала - познакомим всех с письмами, которые доставил почтальон на наш адрес.

Письмо 1:

«Здравствуйте, ребята! Мы ваши ровесники и ходим в подготовительную группу д/сада г. Москвы. Мы попали в неприятную ситуацию и просим нам помочь.

Однажды мы увидели в магазине красивую краску и решили, что можно ею покрасить веранду нашей группы. Заведующая нас похвалила. Она сказала: «Красьте только веранду» - это наше правило.

Мы покрасили веранду. Получилось очень красиво! Но краска ещё осталась: зелёная и красная. И мы покрасили ею гараж старого человека, думая, что помогаем ему. Но он увидел и стал нас ругать. Все недовольны, что мы так сделали. И мы сами тоже теперь огорчены.

Странно… Может, вы поняли, почему? Ответьте нам!

Дети подготовит. группы д/с. «Солнышко» г. Москвы».

Письмо 2:

«Здравствуйте, ровесники! Мы слышали о вас и решили обратиться за помощью.

Дело в том, что мы всей группой собрались поехать отдохнуть вместе с родителями в Чернолучье. Договорились все встретиться на Автовокзале в 11часов 00 минут перед отправлением автобуса. Но двое ребят не пришли вовремя. Мы ждали их до вечера. Автобус ушёл без нас, и мы остались без отдыха.

Обидно! Мы поспорили. Одни говорили, что мы зря ждали их, надо было уезжать. Другие - что нельзя было уезжать не дождавшись - это не по товарищески. Мы понимаем, что того, что произошло, не исправишь, но скажите, какое бы вы приняли решение? Ждём ответа».

Письмо 3:

«Пишут вам ребята - 7 козлят. Здравствуйте. Раньше, когда мы были маленькими, и за нас всё делала мама-коза, всё было просто. А сейчас много надо делать самим. Мы установили дежурство. Но в 1-ый день такое началось, особенно, когда обсуждали, что готовить на обед. Все так кричали про названия блюд, что дежурные ничего не поняли, и мы остались голодными. У дежурных заболела голова. Мама скоро вернётся из командировки, а её кормить нечем. Может быть вы знаете, что делать в такой ситуации? Ждём ответа, заранее спасибо, семеро козлят». Итак, чтобы быстрее ответить на письма, предлагаю разделиться на 3 микрогруппы и придумать ответы всем 3-ём адресатам. Затем обсудим ответы и, если будет необходимость, внесём изменения.

В микрогруппах активно действуют все дети, невозможно «отсидеться» при обсуждении. Рефлексия командной работы: Кому удалось сделать обсуждение интересным? Кто был разговорчивее, но иногда мешал своими разговорами? Кто создал дружелюбную обстановку?

3. Игра «Далеко - близко» . Ведущий

Ситуация.

а) Сначала под музыку надо ходить, не глядя друг на друга и соблюдая большое расстояние. Смотреть только под ноги. Обязательно соблюдать инструкцию.

б) так же двигаться по комнате, но с закрытыми глазами и стараясь оказаться как можно ближе, друг к другу. Делайте это спокойно и запоминайте своё состояние.

Пояснение: помочь почувствовать сложность переживаний и их отслеживание, когда следишь за выполнением инструкции (используется музыка).

Надо следить за состоянием участников. И, если нужно, давать дополнительные инструкции.

Обсуждение: Необходимо помочь сделать вывод, что иногда очень сложно что-то чувствовать или переживать, если ты следишь за выполнением инструкции.

4. Упражнение «Пройти как…» Ведущий: я буду давать вам разные задания:

Пройти расслабившись

Пройти собравшись;

Пройти так, как будто по горячему песку;

Пройти, как будто пробираешься через высокую траву;

Пройти, как будто по колючей гальке;

Сейчас ты будешь двигаться так, как подсказывает твоё тело.

Пояснение: Развивать воображение, исключить возможность подражания другим, дать возможность получить удовольствие от процесса упражнения (выполняется с закрытыми глазами, под ритмичную музыку).

Обсуждение: ваши ощущения? Что помогало? Какие были трудности?

5. Упражнение «Живописец» Ведущий: (расслабление, спокойная музыка). Закройте глаза и представьте большой лист бумаги. Сами определите его размеры. Покажите руками их в воздухе. А ещё у вас волшебная кисть. Почувствуйте её. Она волшебная. Потому что двигается самостоятельно. Представьте, она уже начала рисовать. Попробуйте помочь ей: Пусть твои руки двигаются вместе с ней…. Как они будут рисовать: размашисто, уверенно или маленькими мазками? Что будет рисовать твоя кисть? Что-то знакомое или загадочные линии, пятна? Интересно, куда поведёт кисть твою руку? Попробуй расслабиться и следить за ней.

После упражнения садятся в круг и нужно немного (1,5 -2-мин.) помолчать, вспоминая яркие ощущения.

6. «Сказка о машине времени».

Рассказывает ведущий: «В одной стране у каждого жителя была своя машина времени. Но все ею пользовались по-разному. Одни путешествовали только в прошлое, им нравилось только вспоминать и не думать о том, что их ждёт. Другие только в будущее путешествовали, им не хотелось вспоминать то, что было, и они совсем не хотели думать о настоящем. Но были в этой стране люди, которые жили только настоящим, они не понимали тех, кто вспоминал всё время; и тех, кто мечтал и мечтал. Над ними стали смеяться. Их машины времени затянуло паутиной.

Жил в этой стране один мальчик, звали его Тим - любопытный. В его семье путешествовали только в прошлое. Он с этим не мог мириться. Однажды Тим пробрался в гараж, смазал все рычаги и слетал в будущее, через несколько дней вернулся и его рассказам о прекрасном загадочном будущем не было конца. Его рассказы возбудили любопытство у других людей, и они рискнули путешествовать в другое время. Но рычаги машины двигались только в одну сторону, как они привыкли. Все махнули рукой. И лишь упорство некоторых достигло цели. Они сами выбрали время и место, где им хотелось бы побывать…

7. Игра «Карусель» . Ведущий: управляет переходами и помогает детям настроиться друг на друга при каждой новой встрече.

2 круга - внутренний и внешний. «Сейчас будет работать внешний круг. Расскажите своему партнёру, что вы хотите найти для себя в будущем. Спасибо! Попрощайтесь, и внешний круг делает шаг вправо: новые руки - новая встреча.

Сейчас работает внутренний круг - куда бы вы отправились на машине времени и почему?»

Возможно 6-7 переходов, где участники выполняют: одни - роль слушателей, а вторые - рассказывают о значимости прошлого, настоящего и будущего.

8. Рисование «Три зеркала» . Ведущий: попробуй нарисовать себя в прошлом, настоящем, будущем, используя цвет зеркал. Посмотри внимательно, всё ли ты отметил, не торопись. Заметь себя в этих временах. Обсуждение: Ваши чувства при рисовании разного времени? Что легче рисовать? Почему?

Используются: лист бумаги размером А4 и карандаши.

В голубом зеркале - какой есть; в зелёном - каким был; в красном - каким хочешь стать.

Конспект

интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе.

«Путешествие во времени»

Цель:

Закрепить и расширить знания детей о различных видах часов, о принципе их работы и роли в жизни человека.

Формировать временные представления «прошлое», «настоящее», «будущее»;

Учить определять время по часам.

Закрепить знания детей о временах года, месяцах и днях недели.

Задачи:

Развивать наблюдательность, способность замечать особенности предметов, закреплять умение рисовать разные часы; воспитывать самостоятельность, умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании; развивать фантазию, творчество.

Развивать исследовательский интерес и любознательность;

Учить детей определять причинно-следственные связи, развивать творческое воображение и логическое мышление детей;

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций как раньше жили люди, рассматривание часов, закрепление знаний какие бывают часы, пальчиковая гимнастика, чтение сказок и стихов о времени.

Материал: фонарик, шаблон круглой формы, палочка, песочные часы, разрезные картинки, механические часы, поделка «часы», краски, пластилин, карточки с числами от 1 до 12.

Ход занятия:

Ребята, сегодня в нашу группу должен был приехать гномик Тик- Так и научить определять время по часам, но что-то он опаздывает. А может он уже здесь, только мы его не видим. Давайте поищем.

(Дети находят видеописьмо)

«Здравствуйте, дорогие ребята! В моей волшебной стране времени случилась беда. Налетел сильный ураган и сломал все часы. И теперь мы не можем определить время».

Что случилось в стране времени?

Ребята, что произойдет, если сломаются все часы? (слайд)

А мы можем что-нибудь сделать для гнома?

Я предлагаю вам отправиться в путешествие по реке времени, но для начала Первое, что нам надо с вами сделать - это определить: Что такое время?

Давайте разобьемся на три подгруппы. Сейчас каждая подгруппа должна ответить на свой вопрос, но сначала нужно собрать ваши подсказки.

Работа в подгруппах.

Дети подбирают картинки- подсказки к своим вопросам

I подгруппа. Зачем человеку нужно знать время?

II подгруппа. С помощью чего мы узнаем время?

III подгруппа. Как мы отмеряем время?

I подгр.: режим дня, сон, игра, прием пищи, и т.д.;

II подгр.: часы – наручные, настенные, песочные; календари и т.д.;

III подгр. - стрелки часов, целый отрывной календарь

Что бы можно было отправляться в путь необходимо пройти несколько испытаний. Справитесь? Остаются в подгруппах.

1 задание.- Ребята, назовите времена года и подберите картинку на столе.

Какое время года сейчас? (весна).

Какими словами можно описать весну? (теплая, веселая, хорошая, солнечная, звонкая, блестящая…)

Какой месяц сейчас? (март).

Сколько месяцев в году? (12).

Назовите по порядку.

Назовите весенние месяцы.

А сколько дней в неделе? (семь).

Какой день сегодня?

Назовите по порядку дни недели.

Какие части суток вы знаете? Покажите на картинке.

Назовите по порядку части суток.

Молодцы!

2 задание

Игра «Назови соседей».

У вас на столе есть листочки, на них написана цифра, подумайте и скажите рядом стоящие цифры.

3 задание

Сейчас будем решать задачи. Слушайте внимательно.

1) «Семь малюсеньких котят, что дают им – все едят, а один сметаны просит. Сколько же котяток?» (восемь).

Как получилось число 8? (к семи прибавить один будет восемь). (1 ребёнок работает у доски – пишет решение задач).

2) «Четыре овечки на травке лежали,

Потом две овечки домой убежали.

А ну-ка, скажите скорей:

Сколько овечек теперь?» (две).

(четыре минус два равняется двум).

(на доске написать решение задач и прочитать).

3) «Поставь нужный знак» >;

3 5; 6 4; 7 7.

Молодцы ребята вы справились со всеми сложными заданиями, теперь отправимся в путь в прошлое часов, побывать на разных этапах их развития. Вы согласны?

Психологическая разгрузка.

Предлагаю детям разместится поудобнее, закрыть глаза. Нам хорошо и приятно. Мы дышим свежим воздухом и вдыхаем его аромат,представьте как мы восхищаемся красотой зимнего леса, поднимаемся вверх под пушистые облака. Облака пушистые, мягкие как вата. Дует легкий ветерок, и мы опускаемся ниже и ниже. И переносимся в прошлое. Молодцы, отдохнули немного?

Когда жили наши предки?

А мы с вами где находимся?

А завтра где будем?

Как же нам попасть в прошлое?

Но это не все, что мы должны знать о времени. Из чего состоит время, нам поможет разобраться стихотворение:

Прошлое все то, что было,
Никакая в мире сила,
Всё обратно не вернёт,
Время лишь вперёд идёт.
То, что видим мы сейчас, –
Настоящее для нас,
Будущее – то, что будет,
И его не знают люди.

Летим на корабле и окажемся в прошлом. Но нужно произнести заклинание:

Замыкая дружный круг

В прошлом окажемся мы вдруг!

Гному мы поможем:

Часы доставить сможем.

Посмотрите, мне кажется, мы попали в прошлое, в старину. Как можно догадаться? (слайд)

Вы слышите, как поет петух? Что он здесь делает? Мы же в прошлом часов. (слайд)

Давным-давно люди узнавали время по живым часам. Эти часы важно ходили по двору, махали крыльями и, взлетев на забор, кричал: «Ку-ка-ре-ку!» Утром петух кукарекал и всех будил на работу, а вечером кукарекал, и люди ложились спать.

Здесь не погреб, не чулан

Не растет за ним тюльпан

Есть там светлая светлица

Есть там русская девица

Есть и печка и труба

Это русская …….

Дети: - Изба. (слайд)

Правильно, ребята! Это загадка про избу. А что такое изба? (Это деревянный дом……..)

Кто жил в избах? (Люди, семья…….)

А вы хотели бы побывать в гостях у наших предков? (Да) Вот мы сейчас там и окажемся. (слайд )

Так люди раньше жили, дома из дерева строили, назывались они избами, в избе были сени и горница. Сени – это первая маленькая комнатка в избе (слайд), горница – это большая комната в избе, где люди ели, играли дети.(слайд) А это русская печь - «матушка»- символ полноты и благополучия. Печь обогревает избу, в ней готовят еду и пекут хлеб. (слайд)

На печи стоит чугунок. В нем варят щи, кашу. С тех времён пришла к нам пословица - Щи да каша - пища наша.

Давайте посмотрим нам передали какое то послание (слайд)

«Доброго здоровьица, гости дорогие! Рады видеть вас в нашей избе. Наш сын Иван отправляется в лес за дровами. Матушка собрала для него котомку, в которую положила кусок чёрного хлеба, налила в туесок воды ключевой. Иван слез с печи, взял котомку и пошёл.»

Ребята, все ли слова вам знакомы? Вы догадались, что такое «туесок», «котомка»?

(Ответы детей. Педагог дополняет: (слайд) Котомка - сумка, которую носят за плечами, иногда на палке-посохе, (слайд) а туесок - посуда из берёзовой коры, в котором в старину хранили мед или сметану).

Продукты хранили в погребах, по сусекам, да берестяных коробах. Сусек - ящик для хранения зерна.(слайд)

Ребята, в чем сегодня мы храним продукты? А чем хорош, а чем плох холодильник?

Некоторые предметы, которыми мы пользуемся сегодня, пришли к нам с давних времён, хотя и очень сильно изменились. Предлагаю поиграть в игру «Подбери пару». (слайды)

Д.и. «Подбери пару»

Чайник-самовар

Лапти-туфли

Перо-ручка

Телега-грузовик

Свеча-лампочка

Чугунок-кастрюля

Сундук-шкаф

Еще тогда люди заметили, что время, занятое делом, проходит быстро, а у бездельника день тянется очень долго. В народе сложили много сказок, пословиц, поговорок о том, что надо беречь время. Давайте вспомним некоторые поговорки.

Долог день до вечера, коли делать нечего.

Делу время – потехе час.

Поздно поднялся – день потерял.

Но можно ли было по пению петуха определить точное время?

Какие первые часы придумал человек?(слайд)

Есть солнечные часы

Всех часов предки

сейчас они редки

Циферблат на земле лежит

А по небу солнышко бежит.

Ребенок: Делали их люди на земле, расчерченная площадка под открытым небом – это циферблат, вместо стрелок – колышек. Солнышко движется по небу, а тень от палочки показывает время.

Попробуем и мы сделать то же самое изобретение?

Экспериментирование

И мы тоже изобрели солнечные часы. Но со временем солнечные часы перестали устраивать человека. Почему?

Стали люди ломать голову, как придумать часы лучше. И придумали вот такие часы. Как они называются? (показываю песочные часы) (слайд)

Ребенок: - В высокий стеклянный сосуд с дырочкой насыпали песок.

Песок тоненькой струйкой пересыпался из одного сосуда в другой, и как песок пересыплется, значит прошло сколько-то времени. Песок в них сыпется всего 3, 5, 10 минут, людям приходилось все время считать по минутам.

Это было удобно?

А где ими удобно пользоваться?

Вот и мы сейчас воспользуемся песочными часами. Пока песок пересыпается, попробуем собрать картинку, и узнаем, какие часы дальше изобрел человек.

Игра «Собери картинку» (работа в подгруппах)

Какие часы вы собрали на картинке? (показываю часы)

Прошло много времени, пока человек придумал часы с механизмом. Закрутил пружинку, а чтобы не раскручивалась, прикрепил к ней зубчатое колесико. Оно цепляется за другое колесико. А по циферблату движутся стрелки и показывают время. (слайд)

(рассмотрим часы: циферблат, стрелки, механизм)

Чем они неудобны?

Ребята, хотите заглянуть в часовой механизм? (слайд)

Просмотр видеоролика.

Физкультминутка:

Тик-так, тик-так, В доме кто умеет так? (Ходьба на месте)

Это маятник в часах, отбивает каждый такт (Наклоны влево -вправо.)

А в часах сидит кукушка,

У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)

А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)

Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)

А бывает, что спешат,

Словно убежать хотят! (Бег на месте.)

Если их не заведут,

То они совсем встают. (Дети останавливаются.)

Ребята, кто знает, какие часы не надо заводить? (слайд)

На смену механическим часам пришли электронные. Они работают от батареек или электричества или сами высвечивают время на табло.

Видите, ребята, какой сложный путь прошли часы. И все это придумал и сделал человек. Посмотрите, какие красивые часы разработали люди. (Просмотр слайдов с изображением часов). Ребята, как вы думаете, мы уже помогли гному?

Ребята, давайте сделаем каждый свои часы. И, может быть, ваши часы помогут гному навести порядок в его стране времени.

Вместе делаем часы, беседуем.

Звучит музыка из песни.

Давайте посмотрим, какие часы вы изобрели. Как вы считаете, мы можем отвести эти часы гному Тик-Таку? Тогда садимся на наш корабль и произносим заклинание:

Замыкая дружный круг

В волшебной стране гнома окажемся вдруг.

А вот и сам гномик нас благодарит (слайд)

А вы, ребята хотите научиться определять время по часам?

А может кто-то умеет?

Игра «Ходят стрелочки по кругу».

На полу по кругу разложены карточки с числами от 1 до 12. Дети встают около карточек. Все вместе думают,куда поставить стрелки.

(Дети ставят стрелки на нужное место).Пять часов!

Игра повторяется несколько раз.

Ребята, часы подсказывают, что нам пора возвращаться.

Замыкая дружный круг,

В настоящем окажемся мы вдруг.

Вокруг себя повернись,

В нашей группе очутись.

Вот и закончилось наше путешествие в прошлое часов.

Гном навел порядок в своей стране

Какое доброе дело мы сделали?

Что нового вы узнали?

Вам понравилось наше путешествие?

Самоанализ занятия.

Была предоставлена НОД по ознакомлению с окружающим «Путешествие во времени».

Направление – познавательно-речевое

При планировании учтены возрастные особенности, была проведена предварительная работа:

Беседы по истории возникновения часов

Дидактические игры

Игры- путешествия

Цель: закрепить и расширить знания детей о различных видах часов, о принципе их работы и роли в жизни человека.

Задачи:

Развивать исследовательский интерес и любознательность; учить детей определять причинно-следственные связи, развивать творческое воображение и логическое мышление детей; формировать временные представления «прошлое», «настоящее», «будущее»; учить определять время по часам.

Учить четко и последовательно излагать свои мысли; развивать коммуникативные навыки.

Развивать наблюдательность, способность замечать особенности предметов, закреплять умение рисовать разные часы; воспитывать самостоятельность, развивать фантазию, творчество.

Развивать музыкальность детей.

Развивать игровую деятельность детей; воспитывать умение договариваться в совместной деятельности со сверстниками.

Воспитывать интерес к технике.

Дать возможность детям отдохнуть во время занятия, избежать переутомления и его последствий.

Для решения поставленных задач мной использовались различные методы и приемы.

Методы:

Наглядные (показ слайдов, демонстративных предметов)

Словесные (беседы, рассказы детей)

Практические (экспериментирование, физкультминутка)

Игровые (дидактическая игра «собери картинку», игра «ходят стрелочки по кругу»)

Приемы:

Пояснение, напоминание, повторения, обобщения, собственные ответы, была определена перспектива на будущее.

Выполнению поставленных задач также помогали наводящие вопросы, которые подталкивали на самостоятельные высказывания, вопросы проблемно- поискового характера

В течение всей образовательной деятельности закрепляла умение детей слушать друг друга, активизировала словарь, дополняла, уточняла.

Для мотивации детей, был использован сюрпризный момент- письмо от гнома, что вызвало интерес и активизировало их на дальнейшую работу.

На протяжении всей НОД использовались технические средства. Мною была разработана мультимедийная презентация, с использованием Интернет-ресурсов, а также музыкальное сопровождение.

Данная структура НОД предполагает взаимное сотрудничество детей и воспитателя и направлена на выполнение поставленных задач.

Дети вовлекались в различные виды деятельности, что поддерживало интерес на протяжении всей НОД.

Во время НОД я использовала физкультминутку, смену видов деятельности, что позволило детям не находится в статистической позе, предотвратить утомляемость детей.

В НОД была проведена рефлексия, где видно, что детям нравилось заниматься данным видом деятельности.

Я считаю, что мне удалось добиться поставленных задач.

Образовательная деятельность получилась яркой, насыщенной интересной, так как детям нравится оказывать помощь, следовательно, развивается чувство ответственности, повышается самооценка.




Публикации по теме