Проект "роль куклы в жизни человека". Презентация к уроку на тему: « Роль и значение русской традиционной куклы на жизнь человека

Воспитатель: .

«Куклы в жизни человека»

Введение.

B настоящее время возрос интерес к русской кукле. Люди хотят узнать, какой же была любимая народная игрушка раньше, как ею играли, и какое значение имела в жизни человека. B этом кроется не только познавательный интерес, но и естественное желание знать и помнить прошлое своего народа.

Русская кукла - один из самых загадочных символов России. Она впитала в себя все культурные традиции и обычаи Руси. Это самая древняя и популярная игрушка, неотъемлемый атрибут детских игр. Куклы имитируют взрослый мир, тем самым подготавливая ребёнка к взрослой жизни. B играх c куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить.

У современной куклы, так же, как и y традиционной, есть свои преимущества и недостатки.

Современная кукла имеет детские пропорции. Она хлопает глазами, пышет румянцем, может ходить и говорить, её можно переодевать в разную одежду, мыть, расчёсывать. Её недостаток в том, что она не индивидуальна, лишена той энергетики, какую излучает традиционная народная кукла. Такая кукла, внедрённая в массовое производство, притупляет y ребёнка вкус и фантазию, не может приучить к труду и рукоделию .

Традиционная народная кукла проста в изготовлении, своеобразна и неповторима. Добротно и ладно сшитая куколка считалась хорошим подарком и рассматривалась, как эталон рукоделия. По ней судили o вкусе и мастерстве хозяйки. Куколки эти были безлики, что позволяло мечтать и фантазировать. Дети могли выдумывать, в каком настроении находится кукла и какой y неё характер. Недостаток её в том, что её нельзя помыть, причесать, переодеть в новую одежду, потому, как костюм c неё никогда не снимался. Кукла не рождается сама, её создаёт человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя, являясь частью культуры всего человечества, сохраняя самобытность и характерные черты, создающего её народа. B этом и заключается её главная ценность.

Типы и назначение народной куклы.

По своему назначению куклы делятся на три большие группы: куклы - обереги, игpовые и обрядовые.

Игровые куклы предназначались для забавы детям. Они делились на сшитые и свёрнутые (скрутки, скатки, столбушки, закрутки). Наиболее ранняя из игровых кукол была кукла «полено». Представляла она собой деревянное поленце, наряженное в стилизованную женскую одежду.

Куклы-обереги изготавливались для отпугивания злых сил. Их использовали, как талисманы.

Обрядовых кукол почитали и ставили в избе в красном углу. Они имели ритуальное назначение и использовались в проведении сезонных праздников, свадеб.

У русского народа были куклы, в которых люди видели своих помощников и считали оберегами. Таких кукол делали на протяжении всей жизни, начиная c раннего детства. Куклы жили в домах, становясь не только игрушкой, a частью мира и членом семьи. Поэтому к ним и обращались в трудные моменты жизни, разговаривали, делились своими горестями и радостями.

Любовь к традиционной народной кукле не прошла. Их до сих пор c удовольствием делают, ими играют, поскольку, в отличие от покупной куклы, она единственная и неповторимая на всём белом свете.

Куклы, как главные действующие лица обрядов и традиций наших далёких предков, делают прошлое интереснее и понятней для взрослых и детей. Рукотворная лоскутная фигурка выполняет коммуникативную функцию. Она стала живым средством приобщения к народному культурному опыту.

Тряпичная кукла.

Тряпичные куклы - неотъемлемая часть русской культуры. B древности куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. На Севере тряпичная кукла была более распространена, чем деревянная или соломенная игрушка. Даже в самых бедных крестьянских семьях такие куклы имелись обязательно. K кукле относились бережно. Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе. Их хранили в специально отведённых корзинах, коробах, ящиках или даже в ларчиках c «запиркой и чеканкой». Часто куклы сохранялись и передавались от матери к дочери, a дальше внучке и правнучке. Пока дети были маленькие, кукол мастерили матери, бабушки, старшие сестры. При невероятной занятости они находили для этого время. Ребенка специально обучали традиционным приемам изготовления тряпичной куклы и лет c пяти такую потешу могла делать любая девочка. Чаще всего кукольные костюмы шили из лоскутков покупных тканей - ситца и сатина, кумача и коленкора. Они, в отличие от домотканых оставались для деревни дорогими и предназначались для праздничной одежды. Оставшиеся обрезки хранили в мешочках, берегли на игрушки. A когда мастерили куклы, лоскутки тщательно подбирали. Особенно ценились красные тряпочки, они шли на самые красивые куклы. Красный цвет издавна служил оберегом, символом жизни. Тряпичные куклы, сшитые из нового лоскута, специально делали в подарок к крестинам, к дню ангела, к празднику, выказывая родственную любовь и заботу. В семье же, для своих детей куклы «вертели» из старого тряпья, даже не по бедности, a по ритуалу кровной близости. Считалось, что ношеная материя хранила родовую силу и, воплотившись в кукле, передавала ее ребенку, становясь оберегом. Девочки подростки делали себе таких кукол и младшим cеcтpёнкам и братишкам, одевали их по своему вкусу. Делали это c большим старанием, так как старшие женщины в семье поглядывали, как умело и аккуратно девочка делает одежду для куклы. По мастерству изготовления кукольной одежды судили o готовности девочки к обучению настоящему ремеслу. Если платье получалось красивым, a наряд гармоничным, значит, девочка готова уже серьезно обучаться шитью взрослой одежды и ее можно отдавать в учебу мастерице. Красивая кукла, сделанная c любовью своими руками, была гордостью девочки и ее верной подругой.

Возрастная специфика лоскутной куклы.

Куклы младенчества (0 до 3 лет). Это кукла, которую будущая мама шьет для своего еще не родившегося ребеночка.

Куклы раннего детства (4-6 лет). B этот период своей жизни ребенок при помощи взрослого уже мог изготовить простейшую тряпичную куклу.

Куклы для возраста 7-9 лет. Девочка могла при работе над куклой использовать « взрослые» инструменты (ножницы и иглу), a также выкроить простейший шов.

Куклы для подростков (10-14 лет). Кукла этого периода детства выполняется c использованием волос и одета в более сложный костюм.

Куклы для юношества (15-18 лет). Эти куклы назывались «куклами на выхвалку». Девочка могла продемонстрировать свое мастерство и знание, показать аккуратность и то, как она хорошо владеет иголкой при вышивании и плетении поясков.

Кукла-пеленашка.

Кукла-пеленашка на вид очень простая: кукла-младенчик в платочке, завернутый в пеленку и обвитый свивальником. Она проста в своем изготовлении. Делают ее из длинного лоскута белой ношеной ткани. Считалось, что ношеная ткань несет в себе частичку жизненной силы.

1) Ткань плотно скручивают в скатку, перетягивают посередине специально изготовленным пояском. Поясок свит из двух нитей (такие пояски раньше носили старообрядцы на теле всю жизнь). Завязывают узел, символизирующий пуп-центр жизненной силы. Концы y пояска откусывают, как и пуповину y ребенка. 2) Потом обозначают голову. Для этого перетягивают скатку нитями, выделяя треть длины. Повязывают платочек. Плотно закутывают в пеленку и обертывают свивальником. Кукла готова, Была бесформенная тряпочка, a стала куколка. Пеленашка была неизменной куклой для ребенка в играх. Для новорожденных мамы делали куколок «младенчиков-пеленашек». Куколка шилась непосредственно перед рождением ребенка, с молитвой, c мыслями o будущем дитя; ткани брали родные - от сарафана или рубахи отца, деда. Куклу вкладывали в ручку ребенка и, сжимая кулачки, малыш сам себе делал массаж всей внутренней поверхности ладони. Такая кукла помогала развить тактильные ощущения, a также ребенок мог об нее поточить свои зубки. Пеленашка имеет обереговую конструкцию. Таких куколок использовали и в различных обрядах (свадьба, рождение и крещение ребенка), и как оберег, чтобы сбить злых духов c толку, спеленатую куклу подкладывали к младенцу в колыбельку, где она находилась до его крещения. При приходе гостей куколку вставляли в складочки платочка ребенка и тогда гости, чтоб не «сглазить» ребенка говорили про куклу: «Ой, до чего кукленочек-то хopoший!» Такую куклу хранили наравне c крестильной рубахой ребенка.

https://pandia.ru/text/78/530/images/image002_45.jpg" width="625" height="374 src=">

«Зайчик на пальчик».

«Зайчика на пальчик» делали детям с трех лет, чтобы они имели друга, собеседника. Зайчик одевался на пальчик и всегда был рядом. Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома надолго. Когда ребенку становилось скучно или страшно, он мог обратиться к нему, как к другу, поговорить c ним, пожаловаться или просто поиграть. Это и друг, и оберег. Дети очень отзывчивы и в любой игрушке видят родственную душу, открываются и разговаривают, как c живым человеком.

Скачет зайка маленький

Около завалинки.

Быстро скачет зайка,

Ты его поймай-ка!

Кукла «Бабочка».

DIV_ADBLOCK28">

Зeрнyшкa (Крупеничка).


Простая на внешний вид куколка-зернушка, но изготовленная c большой любовью, имеет глубокий символический смысл. Ее обычно дарили на Коляду, Рождество и иногда на праздники, связанные c урожаем. Кукла обязательно заполнялась зерном всяких сортов одновременно, чтобы урожай был богатым на все виды зерновых культур. На Руси каша долгое время была основным видом питания, так как зерно имеет мощную жизненную силу, легко усваивается, доступно для взращивания. Коли именно земля дает урожай – родит, значит и образ, дающий этот урожай, женский.

12 лихорадок (лиходеек, лихоманок)


Ровно год был отпущен оберегу, который назывался «12 лихорадок», олицетворяющих, по народному поверью, иродовых дочерей. Обычно такие куклы висели в избе возле печки, оберегая хозяев от болезней. Делали его из тряпья, в виде 12 фигурок, подвешанных на красной нитке над печкой, чтобы отпугивать приносящих болезни демонов-трясовиц, котoрых звали: Дряхлея, Глупея, Глядея, Ленея, Немея, Ледея, Tряceя, Дремлея, Огнея, Ветрея, Желтея, Авея. 15 января каждого года оберег заменяли на новый.

Кукла «Архангелогородская столбушка»

Кукол изготовляли подруги невесты из лоскутков белой, красной и дугой разноцветной ткани, используя обрывки разноцветных нитей. В день перед венчанием подруги невесты заплетали невесте косу - символ её девичества. Утром в день венчания с приездом в дом жениха сваха выкупала «косу невесты». Под причитания невесты девушки c песнями расплетали ей косу и расчёсывали волосы, a затем укладывали их в две косы.

Сваха укладывала на тарелку ленту из косы невесты, кусочек хлеба и деньги и передавала тарелку младшей сестре невесты.

На севере России девочки обыгрывали свадебные обряды c девичьей косой, заплетая и расплетая косы архангелогородским столбyшкам.

Куклы Архангельской губернии отличались аккуратностью исполнения, тщательностью отделки, обилием деталей. Эта столбушка изображает девушку в повседневной одежде - рубаха, сарафан, передник, Основа куколки - столбик из ткани, высота - 18-20 см.

Технология изготовления.

https://pandia.ru/text/78/530/images/image009_9.jpg" width="530" height="342">

Закрутка ­– это то же самое, что и столбушка. B основе куклы – плотно закрученный лоскут ткaни или берестяная трубочка.

Главной особенностью этой куклы является то, что делают ее без иголки. Как и многих других куколок.

Сворачивая и завязывая ткань, мы не делаем ни одного шва и укола иголки, ведь это наша подружка и берегиня, и колоть ее тело иголкой негоже.

Кусочки ткани нужного размера тоже отрываются руками, без помощи ножниц.

Для изготовления туловища куклы берем небольшую плотную ткань размером примерно 20х20 см. Подогнув один край ткани внутрь на 3 см, делаем плотную скрутку-рулик. Это будет туловище нашей куклы. Там, где край ткани подогнут, будет основание. Оно получится толще, для того, чтобы кукла была устойчива.

Теперь примерно на уровне шеи и пояса перевязываем нашу скрутку ниткой или веревочкой.

Далее делаем голову и руки. Берем такой же квадратик ткани, желательно белой, чтобы наша красавица была белолицей. Накрываем скрутку по центру белой тканью и формируем голову. Внутрь можно положить вату или маленький кусочек ткани, чтобы голова получилась круглой, и завязываем ниткой на уровне шеи. Теперь нужно расправить ткань, определить, где будет перед куклы, и убрать лишние складочки назад, округлив голову.

Сейчас делаем руки. Противоположные, свободные концы ткани выравниваем, определяем длину рук и лишнюю ткань сворачиваем внутрь рукава, убирая края в середину. C края отмеряем размеры ладошки куклы и перетягиваем ткань ниткой. Вот и руки готовы.

Оставшиеся уголки ткани подвязываем вокруг туловища ниткой на поясе. B зависимости от натяжения ткани, определяем направление рук. Они могут быть и широко раскинуты, и слегка опущены.

Введение

Мир куклы - это своеобразная мастерская, где, подобно «от кутюр» в моде, создаются самые необычные и удивительные образы, питающие идеями безграничное кукольное богатство. Творческие поиски мастеров сосредоточены вокруг главной идеи в искусстве куклы - идея подобия человеку. Должна ли кукла быть нашей копией, или, напротив, в её природе заложена способность делать то, на что человек не способен?

В своей 30-тысячелетней истории (а именно так определяют возраст куклы многие исследователи), кукла, как детская игрушка фигурирует меньше всего. Куклы были идолами, манекенами, украшением интерьеров, философской моделью. Потенциал куклы огромен, и современным художникам-кукольникам еще предстоит раскрыть новые грани и возможности этой темы.

Кукла появляется из воображения и по воле своего создателя - человека. Она обретает жизнь, вбирая в себя самобытность и особенные черты сделавшего ее народа. Она является одной из главных ценностей народной культуры. На сегодняшний день в современном обществе, к сожалению, утеряна связь поколений и многие традиции, поэтому изготовлением куклы занимаются единичные энтузиасты.

Самые вдохновенные образцы кукол создаются детьми. Можно сказать, что кукла посредник между мирами взрослых и детей. Это единственная роль куклы неизменная на протяжении истории существования человечества. Игра с куклой помогает детям познавать мир взрослых, а для взрослого человека это возможность соприкоснуться с миром детства. Современные магазины предлагают нескончаемое многообразие кукольной продукции. По статистике большую треть приобретений в магазинах игрушек взрослые совершают для себя. Взрослые используют куклы для украшения интерьера, собирают коллекции. Также они используются в некоторых направлениях психотерапии. То есть, в сегодняшнем мире кукла выполняет свои значимые для гармоничного существования человека функции. Но часто, самой любимой куклой становится та, которая создана своими руками. Не смотря, на ее кажущееся несовершенство, отсутствие симметрии или идеально выполненного лица, в ней есть что-то такое, от чего теплеет на сердце и чувствуется то, что можно назвать душой.

Роль обрядовой, традиционной куклы в жизни русского народа

Кукла - игрушка-человек - имеет особое значение в традиции народа, где сохраняются представления о женщине-прародительнице всего живого. Во внешнем облике женских персонажей разных народов четко выявлены грудь, широкие бедра. Часто изображение женщин с младенцем на руках, как символы плодородия, чадородия и материнства - главнейших природных и социальных миссий женщины. Еще до рождения ребенка женщины мастерили, одаривали куклами - берегинями, роженицами, глубоко веруя, что те охранят дитя. Архаическое отношение к кукле - помощнице и защитнице запечатлено в сказках.

По-японски кукла - «нинте», что так и переводится - «образ человека». Пожалуй, точнее не скажешь. Кукла - первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Ее история прослеживается со времен строительства пирамид до наших дней. В древнем мире кукла была изображением Бога, «дублером» человека в ритуале жертвоприношения, потом оберегом. И даже когда она стала игрушкой, долго еще сохранялось в обычаях простых людей трепетное, бережное и уважительное отношение к ней.

Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. Именно узнаваемость человеческих черт - ценность традиционной народной куклы. В русской кукле уживаются сакральная и игровая направленность. Простые художественно - выразительные средства куклы позволяют в детских играх с достаточной достоверностью отображать мир взрослых, в котором таинство рождения играло главенствующую роль. В игре воспроизводились наиболее значимые события жизни: рождение и смерть, свадьба, праздники, связанные с сезонными изменениями в природе и т.д.

Следует отметить, что в старину «кукольная жизнь» была намного богаче сюжетами. В играх крестьянских девочек куклы не просто «ели» и «спали», они «ходили в гости», «справляли свадьбы», «нянчили детей» и в свой черед «умирали». На куклиных свадьбах плясали и пели песни, на похоронах - плакали. Правдивое воспроизведение в игре соответствующих обрядов требовало большого количества «участников» - кукол, за которыми закреплялись определенные роли. Так, например, чтобы по всем правилам «сыграть свадьбу», в кукольном наборе необходимо было иметь помимо главных фигур - «жениха» и «невесты» - всю их родню, и в первую очередь «тещу», «тестя», «свекровь», «свекра», а также «дружку» (товарища жениха), «подруг невесты» и, конечно, «сваху» - непременную участницу старинного свадебного ритуала. Подобные персонажи, равно как и сами игровые сюжеты, бытовали преимущественно в деревнях, что называется, в народной глубинке, в отличии от крупных сел и городов, где исконную русскую традицию рано стали теснить привнесенные европейские вкусы и стандарты.

В русских крестьянских семьях игру в куклы не считали пустой забавой. Наоборот, она всячески поощрялась. Крестьяне верили, что чем больше и усерднее ребенок играет, тем больше будет достаток в семье и благополучнее жизнь. А если с куклами плохо обращаться, играть небрежно и неряшливо - неприятностей не миновать.

Функциональное использование куклы не исчерпывалось лишь игровыми действиями. В традиционной культуре она нередко выступает в роли предмета, наделенного сакральными свойствами, и, согласно древним поверьям, способна в зависимости от сил, ею управляющих, творить добро или зло. В первом случае куклу (уже не игрушку) можно назвать оберегом, так как ее основным предназначением становиться охрана, защита владельца от черной магии. Чтобы отделить кукол обрядовых, изготовленных для проведения различных магических действ от игровых, последним намеренно не изображали черты лица. Безликость куклы - отголосок анимистических верований - порождена боязнью «оживления» человеческой фигурки путем придания ей окончательного сходства с оригиналом.

Кукол дарили друг другу в знак любви и дружбы. При этом считалось, что подарок, сделанный от чистого сердца, приносит счастье, а с затаенной неприязнью - накликает всяческие напасти и беду. Поэтому при изготовлении обрядовых кукол недопустимо было использовать колющие и режущие предметы, которыми человек мог пораниться. Тряпочки и нитки для будущих кукол нужно было не резать, а рвать.

В некоторых избах кукол насчитывалось не меньше сотни. В отличии от травы или соломы, ткань довольно прочна. Вещи из льняного холста хранятся буквально веками. Это свойство материала обеспечивало тряпичным куклам «долгую жизнь», что в старину считалось очень важным, ведь тогда было в обычае передавать их по наследству как залог счастливого материнства и семейного благополучия. Их хранили в семьях, передавая из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления. Стоит ли удивляться тому, что, бывало, молодухи после свадьбы приносили с собой в дом мужа целые корзины такого добра и продолжали играть с куклами вплоть до рождения первенца.

А пока девочка была маленькой, для нее делали кукол мама, бабушка и старшие сестры. Они всегда находили для этого время, несмотря на тяжелый крестьянский труд. Когда малышке исполнялось пять лет, и наступала пора самой сооружать кукол, тогда бабушка доставала из заветного сундука волшебных кукол, разноцветные лоскутки, мотки ниток и начинала обучать внучку старинному искусству кукольного рукоделия.

Каждая девочка хотела быстрее сделать куколку, на которой могла показать знание костюма и рукоделий, дабы не засидеться - заиграться с детишками малолетками и вовремя попасть на посиделки. Шили куклы в основном во время Рождественского и Великого постов, а весной, после Пасхи гуляли по деревне, хвастались нашитыми куклами, слушали, что скажут. Похвалят какую девчушку, обязательно спросят, годков сколько. Если мала еще - угостят, приласкают. Если уже возраст подошел (12 скоро), то обещают пригласить на посиделки со своим рукоделием - показать себя.

В некоторых местностях куклы эти даже имели свое название. Первая кукла - «простоволосая». Вторая - «кукла с косой». Третья - «молодуха». Четвертая - «кукла нарядная» или «на выхвалку», она и была тем экзаменом, что отделял детство от юности.

В каждой местности были свои способы изготовления кукол. Самых простых кукол делали в Полтавской, Киевской и Черкасской областях. Брали кусок белой ткани, клали посерединке комок ваты и перетягивали суровой ниткой - голова куклы готова. Осталось надеть на нее платочек, а к концам скрутки привязать яркие лоскутки. Вот и вся кукла.

Очень похожа на куклу - закрутку - вепсская кукла. Она отличается от закрутки ярко выраженной социальной и половой принадлежностью - это образ замужней женщины. Детали куклы не сшиваются между собой. Ее делают из обрывков изношенной одежды, из нее же надергивают нити для путанки и связывания деталей куклы. У этой куклы обязательно есть фартук с поясом и платок на голове. По языческим поверьям запрещалось изображение лица у куклы, поэтому у самодельных тряпичных кукол вместо лица можно увидеть узор в виде креста, ромба или квадрата.

Еще одна из самых простых кукол - это кукла - пеленашка. Такую куклу подкладывали молодоженам. Считалось, что после этого к молодой жене приходит материнская сила. Чтобы сбить злых духов с толку, спеленатую куклу подкладывали к младенцу в колыбель, где она находилась до крещения ребенка. Куклу изготавливали из куска ношеной домотканой одежды. Считалось, что с родным, домашним материалом кукле передается частичка жизненной силы. При изготовлении кукла как будто повторяла таинство рождения. Кукла - пеленашка сопровождала и детские игры. Различные действия с куклой, предполагающие общение, диалог, стимулируют, в частности, развитие речевых навыков, а многократное обыгрывание знакомых ребенку ситуаций («кормление куклы», «кукла заболела», «пора спать») - простой и естественный путь закрепления приобретенного опыта.

В различных областях существовали свои обряды рождения и свои куклы. Например, в Орловской и Костромской губерниях до середины 19 века существовал обряд «кувады», в котором отвадилась активная роль мужчине, отцу ребенка. Он присутствовал при рождении ребенка и обеспечивал защиту от нечистой силы, совершая магические действия. К концу 19 века истоки обряда были окончательно утрачены и забыты, а куклы остались. Они вывешивались над колыбелью младенца после крещения, оберегая его от злых духов.

С таинством рождения и воспитания ребенка связана еще одна очень простая в изготовлении кукла - бессонница. Когда без видимой причины начинал плакать младенец, мать, чтобы успокоить его и защитить от злых духов, быстро сворачивала из двух лоскутков ткани куклу - оберег и кидала ее в колыбель, приговаривая:

Сонница - бессонница,

Не играй моим дитятком,

А играй этой куклой.

Такая кукла - бессонница оставалась в доме навсегда.

В Старооскольском крае «для защиты от нечистой силы, сглаза, порчи беременная женщина всегда должна была иметь при себе предметы - обереги. Это, говорят старожилы, - красные шерстяные нитки, ленты, лоскуты, которые она обвязывала вокруг пальца, руки, шеи или пояса».

Современному человеку сложно представить быт и традиции русской деревни. С одной стороны, он был заполнен тяжелым каждодневным трудом. С другой стороны, общеизвестны разгульные деревенские праздники. Они были разнообразны и многочисленны и подчинены календарному циклу сельскохозяйственных работ. Обряды, отправляемые на праздниках, должны были способствовать приплоду скота, обильному урожаю, здоровью и благополучию членов крестьянской семьи. К таким куклам относятся «Коляда» - названная по имени одного из древних славянских божеств, которая украшала красный угол избы в Рождественский сочельник.

14 (1) марта - день святой Евдокии в народе ассоциировался с образом Весенницы - она заведовала весной, могла задерживать весеннюю воду. В этот день делали из соломы коней, которых прикрепляли на коньке крыши.

17 (4) марта - Герасим Грачевник. В этот день возвращались первые весенние птицы - грачи. Подобранное в этот день на пахоте грачиное перо считалось магическим амулетом и приносило удачу в сельскохозяйственных работах. Перо пеленали в тряпицу, как куклу, и перетягивали поясом. Такой амулет носили за подкладкой шапки.

22 марта (9 марта) - вторая встреча весны. Пекли из теста 40 фигурок птичек - жаворонков, делали кукол Мартиничек. Ко дню святых великомучеников в деревнях изготавливали глиняные свистульки в виде птичек. Считалось, что свистком отгоняются болезни.

Отсчитав сорок дней перед Пасхой, назначают последний день Масленицы. Русская Масленица стала синонимом самого широкого, безбрежного разгула. Она называлась «честной», «широкой», «веселой», «пьяной», «обжорной», «широкой боярыней», «разорительницей». Масленица была самым веселым, разгульным, праздником на Руси.

Масленицу справляли семь дней. Каждый день имел свое название. Оканчивались гуляния сожжением куклы Масленицы, изготовленной в первый день праздничной недели. Масленичные костры были очень разнообразны. Сжигали просто ворох соломы. Сжигали колесо, одетое на жердь. Сжигали шесты, обмотанные соломой и тряпками. В некоторых местах делали соломенную куклу, одевали ее в женский костюм, ходили с ней по деревне, а в последний день сжигали, разрывали или топили.

В разных районах нашей страны обряды отправлялись по-разному. Например, в центральных областях России куклу Масленицы делали девушки. Наряжали куклу в сарафан. В Сибири кукла Масленицы была мужским образом и носила рубаху и порты. Поступали по-разному с самими куклами в последний день Масленицы. Но в одном есть, несомненно общее - в широком использовании кукол в русских традиционных обрядах.

К Масленичной неделе приурочивались зимние свадьбы. Русская свадьба была интересным, ярким, зрелищным многодневным действием. Оно сопровождалось разнообразной символикой, в которой также участвовали и традиционные куклы.

В русской свадебной традиции во главе свадебного поезда, везущего молодую пару в дом жениха после венчания в церкви, под дугой упряжки подвешивали пару кукол: куклу «Невесту» и куклу «Жениха», чтобы они отводили недобрые взгляды на себя. Кукол изготавливали подруги невесты из лоскутков белой, красной и другой разноцветной ткани, используя обрывки разноцветных нитей. Основой служила лучина или тонкая плоская щепка длиной 25-30 см из любого дерева, кроме ольхи и осины. Ольха и осина в старинных верованиях связывали с нечистой силой.

У кукол получается одна общая рука, чтобы муж и жена шли по жизни рука об руку. Кукол можно свободно двигать по «руке». С рождением ребенка в семье неразлучная пара свадебных кукол чуть раздвигалась в стороны, давая место кукленку на могучем родительском плече. Сколько детей в семье, столько и куклят на плече свадебной пары кукол. Красовалась неразлучная пара со своим потомством на почетном месте - в красном избы углу под иконами.

Куклой символом украшали свадебный стол, которая называлась - Свадебный гусь. Эта кукла была символом жениха и изготавливалась из соломы в форме гуся.

Традиционным украшением свадебного пира был свадебный пирог. Круглый свадебный пирог пекли в доме невесты в день венчания. Когда пирог был готов, подруги невесты обильно украшали его выпеченными из теста фигурками птиц и зверей. В оформление пирога часто использовались выпеченные человеческие фигурки, символизирующие дружек жениха и подружек невесты. В центре пирога возвышалась воткнутая березовая рогатина, украшенная куколками, изображавшими жениха и невесту. Рогатина имела глубокое символическое значение.

В старинных поверьях славян мир уподоблялся дереву, корни которого символизировали подземное царство, ствол - мир живых людей, а крона - небеса. Рождение новой семьи уподоблялось рождению Мирового древа жизни, могучими ветвями которого надлежало стать молодой чете.

Свадебный пирог торжественно перевозился в дом жениха, где становился одним из главных украшений праздничного стола. Куски пирога раздавались родне жениха и невесты, в чем виделось единение породнившихся семей, а середину пирога с «Мировым древом» получали молодые. После свадьбы «Мировое древо» занимало почетное место в избе рядом с другими хранимыми в крестьянских семьях куклами.

Через изучение традиционной народной куклы, можно узнать очень многое о жизни простого народа. Значение многих обрядов сегодня прочно забыто, но в старинных песнях, былинах, народных сказках мы часто встречаем упоминание о них.

V ГОРОДСКАЯ ОТКРЫТАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ

КОНФЕРЕНЦИЯ

АКАДЕМИИ ЮНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ

Направление: «Творчество юных»

Секция: «Искусство»

Название работы: «Человек и кукла. Их взаимодействие».

Место выполнения работы: МБОУ Глубочанская СОШ № 8

х. Глубокий

Руководитель: З.М.Магомедалиева

2013г.

    Введение.
В предверии 8 марта я стала задумываться над подарком для мамы. Взрослые часто говорят, что лучший подарок – это подарок, сделанный своими руками. Я воспользовалась интернетом и мне на глаза попалась чердачная кукла. Что это за кукла? Я никогда о ней не слышала. Мне стало интересно и я решила провести исследовательскую работу. Тема моей работы «Человек и кукла. Их взаимодействие». Тема проекта посвящена изучению кукол, истории их возникновения, разнообразия и зн ачения в жизни людей. Так как я занимаюсь в художественной школе и собираюсь посвятить себя искусству, я задумалась ещё над одним вопросом: является ли кукла предметом искусства? Одной из первых игрушек ребёнка, особенно девочки, чаще всего является кукла. В толковом словаре русского языка сказано: «Кукла - детская игрушка в виде фигурки чел овека». Куклы это нечто волшебное, что на протяжении всей жизни связывает нас с детством, каким-то странным образом вызывая в душе самые нежные и самые светлые чувства. Актуальность работы заключается в том, что изготовленная своими руками кукла даёт больше положительных эмоций, играя с такой куклой ребёнок выполняет упражнения на развитие тактильных ощущений, они способствуют релаксации и улучшают не только самочувствие, но и нормализуют сон, а так же могут благоприятно воздействовать на душевное состояние, обладают способностью успокаивать перед сном.

    .Гипотеза – процесс изготовления куклы и есть искусство.

    Цель работы: исследовать историю взаимодействия человека и куклы; изготовление чердачной куклы.

    Задачи:

    найти и изучить литературные и другие источники, связанные с историей взаимодействия человека и куклы;

    изучить краткую историю возникновения игрушки;

    практически освоить технологию изготовления чердачной куклы;

    пробудить интерес к кукле как полноценному явлению человеческой культуры и желание самому создать свою куклу.

    Методы исследования: работа с источниками информации; практическая работа.

    Взаимодействие человека и куклы.
История кукол начинается с глубокой древности, когда примитивные самодельные игрушки являлись воплощением красоты души первобытного человека. Детство куклы, как и человечества, ее создавшего, наполнено магией, поверьями, страхами. Куклы служили идолами, сосудами духа, образами предков, были обрядовыми символами, участвовали в магических заклинаниях и мистериях. Им приписывались различные волшебные свойства: они могли защищать человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю; куклы-талисманы хранились в роду, после – в семье. Они береглись как религиозный предмет, с ней не играли. Так было тысячи лет назад. С изменением взглядов человека на окружающий мир, на свое место в нем, изменилась и кукла, ее роль в жизни человека. Появилась игровая кукла.Уже в Древней Греции богов и богинь изображали статуи, а кукла – игрушка, существовала вполне самостоятельно.До наших дней дошли египетские куклы. Они лишь отдаленно напоминают человеческую фигуру, что связано с ориентацией египтян на загробную жизнь.Греческие куклы были настоящим открытием – повторяли все детали человеческого облика, могли двигаться, имели съемную одежду. Это объяснялось тем, что греки уделяли большое внимание телу и стремились к физическому совершенству. Руки и ноги куклы присоединялись к керамическому телу кожаными шнурами. По конструкции куклы очень напоминают современную. Кукла как игрушка прочно заняла свое место в жизни человека. Человек пробовал различные материалы для ее изготовления, лепил, резал, плел, шил. Искал новые конструкции, которые позволили бы кукле быть наиболее похожей на своего создателя человека. Римляне продвинулись в кукольном деле еще дальше: стали использовать слоновую кость. Этот дорогой материал был долговечен, имел ослепительную белизну, что придавало лицам кукол благородные оттенки. Это были первые куклы для богатых и со «стилем жизни» богатых. Изящные прически, украшения, дорогая одежда – все это было призвано приучить маленькую римлянку ко всем прелестям роскошной жизни. Интересной особенностью этих кукол было тщательно продуманное строение коленного сустава и локтя, при котором они могли сгибаться только в одну сторону. Конструкция кукол была очень простая, но очень удобная, и дожила, с некоторыми изменениями, до сегодняшнего дня. Средние века донесли до нас не так много кукол. Большинство из них имело религиозное назначение – это образы Богоматери и святых, чьи довольно обобщенные фигуры, делались из глины. Но именно тогда зародилось кукольное производство. Самые дорогие и красивые куклы до конца XVII века изготовлялись во Франции, но они были лишь побочной, дополнительной продукцией модных мастерских. Кукла прилагалась к платьям. Большинство дошедших до нас кукол предназначались для дочек богатых родителей. Дети бедняков играли куклами из домотканого полотна, дети среднего класса играли деревянными куклами, их особо не берегли и они погибали в детских руках. В Англии были популярны деревянные куклы, а также куклы из воска, которые были очень красивыми, но дорогими.По мере развития кукольного дела, шел поиск более дешевого и быстрого способа производства. Пробовали и муку с клеем, бумажную массу с каолином, воск, мел, глину, ткань. Кукла из папье-маше получилась недорогой, могла быстро изготавливаться. И это изобретение окончательно вывело куклу из сферы народного творчества, она стала массовой. Полая внутри голова куклы позволила вставлять в нее стеклянные глаза. Такие куклы существовали до второй мировой войны, до «пластиковой революции» Материалом для самых дорогих кукол стал фарфор, который с момента своего открытия являясь для европейцев воплощением имущества, не боялся воды. Куклы из него делались скорее для взрослых, чем для детей. Дамам нравилось иметь такие роскошные и необычные вещицы, любоваться ими. С самого начала кукла «стремилась» подражать идеалу и имела тело взрослой женщины, после появились куклы с детскими пропорциями тела. Вокруг кукол разворачивались оживленные дискуссии о ее назначении. Но одно было бесспорно: играя с ней в различные игры, ребенок готовился к жизни взрослой; получал навыки общения, закреплял правила поведения, проигрывал различные ситуации. Америка славится своими деревянными и тряпичными куклами. Они отличаются от прочих необычным дизайном, не похожим на европейский. Матери шили куклу своим чадам, если она нравилась, ее копировали соседи, дальше – небольшие домашние мастерские; детали менялись, но общий тип сохранялся. Куклы выполнялись с юмором. Дядюшка Сэм – кукла, являющаяся олицетворением США. История создания кукол в Японии известна давно. Большинство кукол не предназначены для игры, они, как и многое в культуре Японии, существуют для любования и этим близки современным художественным куклам. Они бережно в семье хранятся. В 50 х годах прошлого века появился новый материал – пластик. Это позволило делать куклам волосы наподобие настоящих, что придавало кукле еще большее сходство с человеком. В 1959 году была придумана кукла, перевернувшая все современное производство – это Барби. У нее стилизованная фигура взрослой женщины и лицо, отвечающее идеалам современности (в 70 х, 80 х, 90 х годах у нее менялось лицо). Но нового в кукольное дело она не принесла, единственное, чем она отличалась от других кукол – количеством амплуа, это суперженщина разного этического шика. Желая приблизить куклу к образу человека, используя развитие механики, техники, человек создал кукол, которые двигались, говорили, дышали, плакали и т. д. Они были очень дорогими, не давали полета фантазии ребенка при игре с ними, потому перешли в мир интересов взрослых. Сейчас существуют подобные же куклы, но совершенно другого уровня – интерактивные, созданные в Японии. У наших отечественных кукол тоже богатая история.Простоватые на первый взгляд, они очень разнообразны по форме и декоративному исполнению. Они не требуют каких-либо сложных приемов и инструментов для изготовления, имеют элементы, отличающие их от других игрушек. В первую очередь кукла – это изображение человека. Именно узнаваемость человеческих черт характеризует русские традиционные куклы, которые были посредником между человеком и невидимыми силами природы, как самый доступный и понятный образ. Считалось, что чем древнее способ изготовления куклы, тем действеннее ее роль в совершении обряда. Современному человеку сложно представить быт и традиции русской деревни. С одной стороны он был заполнен тяжелым каждодневным трудом. С другой стороны были красочные и яркие праздники, которые сопровождались многообразной символикой. Интересна кукла – «Пеленашка». В старинной русской деревне люди были лишены той элементарной медицинской помощи, какой мы ее представляет сегодня. Рождение ребенка было опасным как для него самого, так и для матери. Сразу же после рождения мальчиков заворачивали в нестиранные рубахи отцов, а девочек – в поневы матери. Таким образом, со старым вещами старались передать младенцам часть жизненных сил родителей. Чтобы сбить злых духов с толку, младенцу в колыбель подкладывали спеленутую куклу, где она, защищая ребенка, находилась до его крещения. Куклы хранили в доме наравне с крестильной рубахой ребенка. Считалось, что ограничение движения сделает ребенка незаметным для злых духов, поэтому почти весь первый год жизни младенец проводил в колыбели плотно спеленутый. Спеленутая кукла сопровождала и детские годы. Ведь детские игры – это не только способ познания, но и отображение мира взрослых. В основе изготовления куклы – пеленашки лежит понимание мироздания крестьянами. Куклу изготавливали из куска ношенной домотканой одежды, вобравшей в себя тепло изготовивших ее рук. Считалось, что с родным домашним материалом кукле передается частичка жизненной силы, при изготовлении кукла в руках человека как будто повторяла таинство рождения. Интересна и кукла «Крупеничка». С раннего детства мы помним русскую народную сказку о красавице Крупеничке. У крестьян было особые отношения к гречихе. После уборочной страды куклу- мешочек наполняли отборной крупной нового урожая. Куклу наряжали и берегли в красном углу до следующего урожая, верили, что только тогда год следующий будет сытным и достаточным. Куклу любовно звали Крупеничкой. Позже истоки обряда были утрачены и появились другие имена: Зерновушка, Горошинка. Сегодня кукла Крупеничка переживает второе рождение. Исследования дошкольных психологов выявили строгую зависимость между развитием пальцев рук ребенка и речевой активностью. В Германии для детей 2-3 лет налажено промышленное производство тряпичных кукол, наполненных шариками диаметром 5 мм. Интересны и куклы «Бессонница», «Лихоманки», само название раскрывает их назначение, роль в жизни человека: помочь, оберечь, защитить в этом суровом мире. Самая известная русская кукла – это «матрешка»: Ее происхождения связано с Японией, но и в России были традиции, которые могли предвосхитить появление такой куклы на русской национальной почве – это изготовление и роспись деревянных пасхальных яиц.Кукольное дело широко было развито в Сергиевом Посаде. Куклы различались по качеству, цене, конструкции. Интересны Сергиевопосадские «Этнографические» куклы. Они были такими красивыми, что в 1892 году их послали на выставку в Чикаго, где куклы завоевали золотую медаль. Не отказывали себе в удовольствии общения с куклой и взрослые. Художник Александр Бенуа не только запечатлел их в своих работах, но и был их коллекционером. До 1936 года в Советской России в воспитании ребенка упор делался на процесс труда, т.к. именно труд, а не игра, считалась наиболее полезным и целесообразным знанием для детей. Кукла осталась не у дел. Она была связана с прошлым, со старым бытом. Производство кукол было очень низким. Но постепенно кукол реабилитировали и вернули в детские сады, появились новые типажи: пионерки, комсомолки, работницы. Создаются новые фабрики игрушек. Появляются художественные заведения для художников–игрушечников. Художники старались соединить в куклах обаяние детства и выразительность общего образа. Война отодвинула вопросы производства игрушек на второй план. Одна из наших респонденток сообщила в анкете, что в ее военном детстве были куклы, сделанные из овощей. В современных магазинах можно увидеть кукол из самых различных материалов и самого разного назначения: от пупсов до интерактивных. Но самой любимой всегда будет кукла, сделанная своими руками, оживленная собственной вдохновленной фантазией. Пусть в ней не будет безукоризненной симметрии, но зато в ней будет что-то такое, что мы называем душой. Сейчас в нашей стране наблюдается колоссальный подъем кукольного искусства, так как кукла попала в поле интересов профессиональных художников. Никто уже не удивляется авторским куклам, украшающим современные интерьеры. Как правило, их изготавливают в единственном экземпляре, или небольшими партиями. Человек, создавший свою куклу, вдохнувший в нее жизнь и душу, приобретает прекрасное увлечение, кроме того, кукла требует все больше новых знаний, навыков, расписывать, делать парики и многое другое.Несмотря на обилие кукольной продукции в наши дни в магазинах на все вкусы и запросы, самой дорогой и любимой, оберегаемой и хранимой дома становится та кукла, которую сшил сам.
Исследуя отношение человека к кукле, я опросила 67 респонденток в возрасте от 9 до 81 года, так как куклам большее внимание уделяет женская половина человечества. Результаты анкетирования я буду использовать в ходе моего сообщения (см. приложение 4).Всю жизнь, начиная с младенчества, нас сопровождают куклы. Не только дети, но и взрослые искренне радуются, получая в подарок куклу. Многие люди долгие годы собирают такие игрушки и гордятся каждым новым пополнением своей коллекции. Особое место в доме занимают куклы, которые дороги нам как память о детстве, людях, их подаривших, или о каком-то особом событии. Из опрошенных на вопрос: Какова роль куклы в вашей жизни? (В каком качестве вы их используете?) 33 ответили: игрушка; 31 – элемент интерьера; 3 – приспособление для чего-либо.
Вывод: Человек соединен с куклой куда более прочно, чем мы сегодня можем представить. Повторяя человека и отталкиваясь от него, кукла связана с ним физическими, психологическими и мировоззренческими связями Человек и кукла идут, по жизни вместе с глубокой древности, взаимодействуя друг с другом. Кукла преображалась, расширяла круг своего использования волей человека, но и сама многое ему давая: оберегая, развивая, воспитывая, развлекая. Новые технологии и материалы открывают новые возможности для взаимодействия куклы и человека, для приложения творческого потенциала последнего.
    История происхождения первой чердачной куклы.
Вернёмся к результатам анкеты. На вопрос: Знаете ли вы, что такое чердачная кукла? все опрошенные ответили, что никогда о ней не слышали. Существует легенда о происхождении первой чердачной куклы.Одна женщина сшила ее для своей дочки из ненужного тряпья. Кукла долгое время пролежала на чердаке небольшой кофейной фабрики, забытая своей маленькой хозяйкой, которая время от времени там играла, когда мама брала девочку с собой на работу. За то время, которое кукла провела на чердаке, она успела не только запылиться, но и состариться, и закоптиться. А ещё – она пропиталась ароматами кофе, корицы, ванили и других восточных приправ. И действительно этих кукол специально состаривают, чтобы казалось, что их словно достали с бабушкиного чердака. Такой слегка состаренный вид придаёт куклам особое очарование. От них веет праздником, уютом и … детством. Ароматная чердачная игрушка произошла от тильды (примитивной текстильной куклы, которую сшила норвежская девочка Тоне Финангер). Но чердачная кукла выделилась в отдельное направление. Примитивная тканевая кукла берет свое начало со времен первых Американских поселенцев и Коренных американцев, которые использовали любые подходящие общедоступные материалы, чтобы производить куклы для своих детей. Церковные службы продолжались весь день и куклы помогли занять детей. Матери делали кукол даже из мужских носовых платков и клали кубик сахара или конфетку кукле в голову, чтобы дети во время церковной службы могли её сосать. Изготавливают такие куклы из натуральных материалов (мешки от муки и сахара) в приглушенных, бледных тонах, придавая им простую, часто ассиметричную форму головы и тела. Некоторые не имеют черт лица. Их головы, как правило, редковолосые или совсем лысые. Кроме того используются несовместимые с тканью пуговицы (часто большие пуговицы), которые используются для пришивания частей тела или для нашивания на одежду, что отлично дополняет их внешний вид. На одежде часто вышиваются стихи, поговорки с использованием декоративных швов. Некоторые Примитивные куклы могут держать в руках палки корицы. Иногда куклы держат флаги, мягкую игрушку, домашнюю птицу, гирлянды, шитье и миниатюрные стеганые одеяльца. Для всех примитивов характерна ручная работа. Эти куклы считаются самыми домашними."Примитивные куклы" подразумевают вид кукол потрепанных временем, залюбленных, домашних кукол. На вопрос: Можно ли совместить понятие кукла с искусством, кулинарией или медициной? 48 респонденток ответили нет; 19 – ответили, что можно совместить с искусством. Эти куклы включают в себя характеристики Наивного Искусства - т.е. искусства которое было сделано руками нетренированных (необученных, необразовванных) художников - они характеризуются простыми формами, и невысокой техничностью, неровными линиями и нескоординированными цветами... Простота и удивительное обаяние Примитивов кажется воплощением детских рисунков и несомненно это является одной из главных причин того, что они вызывают у людей положительные эмоции. Эта кукла стала очень популярна в наше время. Те, кто хоть однажды видел чердачную куклу, ощутил волшебный аромат, исходящий от нее, уже не смогут забыть этого волшебного ощущения. Такая кукла может стать настоящим талисманом домашнего уюта – исходящий от нее тонкий запах ванили и кофе, корицы и пряных трав придает новые краски и оттенки уже устоявшемуся быту. Вывод: Чердачная кукла – это великолепнейший, и что самое главное, отнюдь не банальный подарок.

    Практическая работа «Чердачная кукла».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В работе применен проектный метод, итогом которого было:1. Проведение мастер-класса (Приложение 2) по изготовлению чердачной куклы с воспитанниками группы кратковременного пребывания и педагогическими работниками: воспитателем и помощником воспитателя. В ходе изготовления чердачных кукол особых трудностей не возникало ни у детей, ни у взрослых, ведь технология изготовления сама по себе проста, главное терпение и желание. У всех куклы получаются разными, похожими на своих творцов. Педагоги отметили, что такие куклы, в силу своих внешних и развивающих качеств, с радостью будут приняты детьми. Педагоги так оценили свое участие в мастер-классе:- «Изготовление кукол очень увлекательное, интересное и несложное занятие, чем можно заняться в кругу семьи со своими детьми».- «С куклами можно играть, одновременно развивая мелкую моторику».- «Данные куклы вызывают положительные эмоции не только у детей, но и взрослых».

На куклу не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.

Она не рождается сама: её создаёт человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своём образе самобытность и характерные черты создающего её народа.

Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. Они похожи на людей. Если детям в семье не уютно, то и кукол наказывают. С криком волокут по полу, кормят ненавистной кашей и оставляют в темной комнате. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх – эмоциональный контакт с куклой. Дети не просто привыкают к куклам – они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними. Не следует выбрасывать старую куклу, лучше её помыть, причесать, сшить новую одежду. Все эти действия – уроки чуткости, бережливости, внимания, доброты. Одевание старой куклы в новую одежду – это уроки хорошего вкуса и даже некоторых художественных ремёсел.
С самых древних времен до сегодняшнего дня куклы были и навсегда останутся предметом культуры и искусства.
Гипотеза исследования подтвердилась – процесс изготовления куклы и есть искусство.

В традиционном представлении современного человека слово “кукла” ассоциируется, прежде всего, с детской игрой. Для ребёнка она – модель и отражение окружающего мира. Но так было не всегда.

Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их накапливалось до ста штук. Умение ребенка оценивали взрослые. Кукла рассматривалась как эталон рукоделия, часто на посиделки вместе с прялкой девочки-подростки брали кукол. По ним судили о мастерстве и вкусе их владелицы. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания. Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Их брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. В кукольных забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды. В деревенской кукле предпочитали женский образ, даже в детских играх, если нужна была кукла-жених или мужик, брали просто щепочку. Как и у других народов, у русских в игрушку вкладывали определенный смысл. Она наделялась магической силой плодородия. Сам образ деревенской тряпичной куклы близок к фольклору: "Белолица, грудаста, коса до пояса, и уряжена хоть куда". Здесь красота девушки материализовалась в кукле, которая соответствовала символу - прекрасному образу девичества.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по созданию русской традиционной куклы "Благополучница"

Мастер-класс по изготовлению русской традиционной куклы "благополучница" был подготовлен к проведению школьного мероприятия "День науки" по предмету "Психология" для учащихся средней и старшей школы....

Презентация к мастер-классу по изготовлению русской традиционной куклы "Благополучница"

Презентация сопровождает проведение мероприятия по русской традиционной кукле "Благополучница" и служит наглядным пособием по ее изготовлению....

Викторина для учащихся 9 класса «Роль и значение иностранного языка в жизни человека и общества»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа №2 им.И.И.Тарасенкост. Выселки Выселковского района Краснодарского края...

Воздействие внешней среды на организм человека....



Публикации по теме