Проект в подготовительной группе история моего села. Проект «Село моё родное

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»

Д.С.Лихачёв

Продолжительность проекта - краткосрочный

Тип проекта - информационно-творческий.

Участники проекта - дети подготовительной группы, родители воспитанников, педагоги.

Возраст детей - 6-7 лет

Актуальность проекта

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Ознакомление с родным селом имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора. «Малая Родина» маленького села-это прежде всего его семья, дом, детский сад, природа, которая его окружает, памятные места родного села Истье, его культура, улицы, известные люди, которыми гордятся жители села.Однако беседы с детьми показывают, что знания детей в этой области недостаточные, поверхностные.

Цель проекта:

Познакомить детей с родным селом его историей, достопримечательностями. Воспитывать чувство гордости за свою малую Родину, желание сохранить ее чистым и красивым.

Задачи проекта:

Для детей:

Расширять представления детей о малой Родине - село Истье.

— Формировать интерес к истории возникновения села, и его достопримечательностям.

Формировать эстетическое восприятие окружающего мира, чувство уважения к культуре, труду, традициям тружеников села.

Для педагогов:

— Повышение профессиональной компетенции и педагогического мастерства, в процессе реализации проекта.

Для родителей:

— Привлечение к участию в воспитательно- образовательной деятельности с дошкольниками.

Форма проведения итогового мероприятия проекта -

Викторина, презентация.

Название итогового мероприятия проекта -

Презентация «Моя малая Родина», Викторина «Моя малая Родина - село Истье».

Продукты проекта:

Для детей:

Коллективные творческие работы

Для педагогов:

— Фотоальбом «Мое село».

— Ширма «Люби и знай родной свой край».

— Родительское собрание «Гражданин воспитывается с детства»

— Консультация , анкета, беседа.

Для родителей:

Совместно с родителями оформить фотовыставку « Посёлок тогда и сейчас».

Ожидаемые результаты по проекту:

для педагогов:

Повышение уровня компетенции в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста;

Инновационные изменения в организации воспитательного процесса;

Творческое использование ИКТ в разных видах деятельности.

для детей:

Дети могут знать и называть место проживания: некоторые предприятия родного села и их значимость, достопримечательности;

Дети могут называть свой домашний адрес, адрес детского сада; испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, детскому саду, с удовольствием идти в детский сад;

Дети могут проявлять внимание и уважение к ветеранам, пожилым людям, оказывать посильную помощь.

для родителей:

Расширение знаний по проблеме патриотического воспитания детей;

Повышение статуса семейного воспитания.

II. Краткое содержание проекта «Моя малая Родина».

Этапы проекта

Взаимодействие с детьми

Взаимодействие с семьей

Подготовительный

Ознакомление педагога с методическими материалами по теме.

Подбор и планирование материала, с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Соответствие данного материала комплексно- тематическому планированию.

Модель трёх вопросов:

Что мы знаем?

Что хотим узнать?

Как мы узнаем?

Продуктивный

(непосредственная деятельность по проекту)

Рассматривание фотографий и беседа НОД «Дом в котором я живу»

Рисование по теме

Беседа об исторических названиях улиц.

Составление творческих рассказов «Моя улица», Целевые прогулки: по близлежащим улицам, к памятникам.

Экскурсии:

Краеведческий музей:

Прошлое и настоящее села Истье

Консультации

Памятка для родителей

Заключительный (презентация продуктов проекта и рефлексия - подведение итогов)

Презентация «Моя малая родина»

Перспективный план работы с детьми к проекту «Моя малая Родина»

Работа с детьми

Работа с родителями

Сентябрь

1-я неделя

Беседа с детьми о селе Истье:

Что мы знаем?

Что хотим узнать?

Как мы узнаем?

Целевые прогулки: по близлежащим улицам, к памятникам.

Сюжетно ролевая игра «Экскурсия по селу»

Анкетадляродителей по проблемам патриотического воспитания дошкольника

Родительское собрание «Гражданин воспитывается с детства»

Знакомим родителей с историей села.

2-я неделя

Экскурсия в краеведческий музей «Прошлое и настоящее села Истье».

НОД «Дом в котором я живу»

Рассказ воспитателя об истории развития села.

Рисование «Улица, на которой я живу», «Что мы видели в музее?».

3-я неделя

НОД Тема: «Край ты мой любимый».

Цель: Вызвать интерес и желание узнать об истории возникновения своего села. Формировать познавательные интересы, любознательность, активность. Воспитывать любовь к родному краю.

Рассматривание фотографий и беседа на тему «Старое и новое село».

Экскурсия к памятнику

Акция «Памятник»- уборка мусора.

Рисование «Мой любимый детский сад».

Создание уголка «Моя малая Родина - село Истье».

Консультации

«Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников»,

«Воспитание у детей любви к родному краю в условиях семьи и ДОУ».

Совместный труд с родителями по благоустройству детского сада

4-я неделя

Беседа «Праздник «Город кузнецов» ».

Рисование «Город мастеров».

Сюжетно-ролевая игра «Построим улицу».

Дидактическая игра «Где находится памятник?»

Памятка для родителей «Как вырастить достойного человека».

1-я неделя

Презентация к проекту «Моя малая Родина»

Викторина «Моя малая Родина - село Истье»

Викторина «Моя малая Родина село Истье» (Совместно с родителями).

Совместно с родителями оформить фотовыставку « Посёлок тогда и сейчас».

Для успешного решения поставленных задач мы создали соответствующую предметно-развивающую среду. В группе оформили патриотический уголок. Подобрали наглядный материал о родном крае, его достопримечательностях.

Перспектива развития проекта

Данный проект имеет широкую перспективу развития т.к. даёт возможность дошкольникам лучше узнать историю своего села, более бережного отношения к его достопримечательностям, уважение к своей семье, родственникам, жителям села. Желание видеть свой город процветающим. Полученные знания детьми в процессе работы и после завершения проекта будут постоянно пополняться, т.к. у детей возникнет интерес к жизни своего небольшого, но исторически важного села.

Начатую работу мы будем продолжать в течение всего года. В дальнейшем проект может быть основой для проекта «Моя Родина- Россия», «Моя планета»

Список литературы:

1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Веракса, М. «Мозаика - Синтез», 2012г.

3.Сыпченко Е.А. «Инновационные педагогические технологии», Метод проектов в ДОУ, изд.»Детство-Пресс», 2012г.

4.Битюкская Н.П. «Система педагогического проектирования», опыт работы, проекты; Волгоград, изд. «Учитель», 2012г.

5. Михеева Е.В. Современные технологии обучения дошкольников. Волгоград, «Учитель»,2013г.

6. Зацепина М.Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. М. «Мозаика-Синтез», 2008-2010г.г.

7. Зацепина М.Б. Народные праздники в детском саду.М.»Мозаика- Синтез», 2010г.

8. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью в старшей группе - М.: Элизе Трэйтинг., Ц. Г. Л., 2004.

9. Клюева Н.В., Филипова Ю.В. Общение. Дети 5-7 лет. - Ярославль: Академия развития, 2006.

10. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. - Ярославль, 1996.

11. Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром.- М., 1988.

12. Курочкина И.Н. Как научить ребёнка поступать нравственно. - М., 2003.

13.Каратаев В.Т., Романенков Е.И., Федчук В.Н. По Петрову указу. Изд. «Узорочье» г. Рязань 1993г.

14.Левошин Н. Истье. // Приокская правда. - 1973. - 28 июля
15.Бабурин А. В., Кононенко Л. А., Никольский А. А. Истье.//Топонимич. словарь Ряз. обл. - 2-е изд., перераб. и доп. - Рязань, 2004.
16.Бабурин А. В., Кононенко Л. А., Никольский А. А. Истье. // РЭ. - Рязань, 2002. -Т.3.- С. 252.
- С. 216
17.Кузнецов С. К. Русская историческая география. - М., 1910. - Вып. 1 (меря, мещера, мурома, весь). - С. 121
18.Измайлова Е. Река Истья. // Старожиловские просторы. (Старожилово). - 2003. - 21 марта.

для детей старше-подготовительной группы.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад с. Алексеевка Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области

ПРОЕКТ

На тему:

Творческо - исследовательский проект

по развитию нравственно – патриотического воспитания

« История моего села»

для детей старше-подготовительной группы.

Подготовили:

2016г.

Паспорт проекта

Вид проекта: творческо-исследовательский, групповой.

Продолжительность проекта: в течение года.

Участники проекта: дети старше-подготовительной группы, родители воспитанников, другие члены семьи ребёнка, воспитатели, музыкальный руководитель.

Образовательные области:

Основной раздел программы: познавательное развитие.

Разделы программы, содержание которых включено в проект: развитие речи, изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность, занятия по ознакомлению с окружающим миром.

Ты вспоминаешь не страну большую,

которую изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую,

какой её ты в детстве увидал.

К. Симонов

Дошкольное детство – важный этап в становлении облика человека. В эти годы закладываются основы нравственности, формируется первоначальное представление об окружающем, этические представления, воспитываются патриотические чувства. Именно в дошкольном возрасте у детей, по мнению ученых отмечается высокий темп умственного развития. Старшие дошкольники обладают определенным количеством знаний, а их интересы связаны не только с настоящим, но и с прошлым и будущим. Они проявляют живой интерес к проблемам происшедшим и происходящим в большом взрослом мире. У старших дошкольников появляется стремление больше узнать о своем родном крае, об его историческом прошлом.
С целью развития у ребят нравственно-патриотических чувств педагоги ставят перед собой несколько задач: развить интерес к истории своей страны, края, села, к событиям прошлых лет, обобщить и систематизировать знания о родном крае, расширение детского кругозора.
Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традиция других народов. Поэтому нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять, приумножать богатство своей страны.
Одним из приоритетных направлений гражданского и патриотического воспитания является краеведение как эффективное средство воспитания базиса личностной культуры ребенка.
Процесс приобщения дошкольников к краеведению достаточно сложен, требует продуманного отбора содержания знаний, проектирования педагогического процесса на основе личностно-ориентированного взаимодействия, интеграции средств, методов и различных видов деятельности детей. Метод проектов, как показывает опыт, является наиболее эффективным в формировании системного подхода к развитию у детей старшего дошкольного возраста любви к родному краю.


Актуальность темы: Ознакомление с родным селом имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора.

«Малая Родина» – это, прежде всего семья, дом, детский сад, окружающая природа, памятные места, улицы, известные люди, которыми гордятся сельчане. Однако беседы с детьми, мониторинговые мероприятия показывают, что знания детей в этой области недостаточные, поверхностные.

Цель проекта: воспитывать любовь, чувство гордости к своей малой родине.

Задачи:

Развивать интерес к своему селу, району, его достопримечательностям;

Знакомить детей с наиболее значимыми объектами, символикой, традициями, соотечественниками родного края;

Учить беречь свою малую родину, поддерживать традиции;

Повышать интерес, компетентность родителей в данном вопросе, привлекать их к реализации проекта.

Предполагаемый результат:

Дети и родители примут активное участие в выставках, конкурсах, дискуссиях, других видах деятельности;

Освоение детьми доступных знаний об истории родной земли;

Дети могут знать и называть место проживания: село, район; некоторые предприятия родного села и их значимость; достопримечательности; флору и фауну села;

Дети могут называть свой домашний адрес, адрес детского сада; испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, детскому саду;

Дети могут знать и называть место работы родителей, значимость их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых;


Дошкольники приобретут навыки социального общения со взрослыми;

Дети научатся проявлять внимание и уважение к ветеранам , пожилым людям, будут способны оказать им посильную помощь;

Педагоги и родители пополнят знания детей о родном крае;

Роль родителей в реализации проекта:

Беседы с родителями о важности проблемы патриотического воспитания;

Изготовление семейных альбомов;

Привлечение родителей к пополнению уголка краеведения предметами русского быта;

Словотворчество с родителями «Сочини частушку о родном крае»;

Оформление альбома «Моё село – моя малая Родина».

Оформление альбома «Моё село – моя малая Родина»

Этапы проведения и реализации проекта:

I. Информационно-накопительный:

    Изучение интереса детей для определения целей проекта. Сбор и анализ литературы для взрослых и детей. Обращение к специалистам.

II. Организационно-практический

Проведение цикла познавательных занятий, на темы: “Дом, в котором я живу», «Моя малая Родина – село Алексеевка!»

Словотворчество с родителями «Сочинить рассказ о своей улице»

Оформление дидактических игр по краеведению:
«Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Бабушкин сундучок», «Карта моего села», «Мой край родной», «Я - фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной»

Лепка «Животные и птицы нашего края»

Экскурсии и фотоэкскурсии по селу

Оформление уголка в русских традициях

Изготовление мини – музея «Быт русской деревни»

III. Презентационно – завершающий

Оформление альбома «Моё село – моя малая Родина»

Выставка продуктов детской деятельности.

Оценка этапов реализации проекта детьми.

IV. Контрольно-рефлексивный

Подведение итогов.

Беседа “Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?”

Время проведения

Тема

Цели

Форма проведения

Сентябрь

«Знаешь ли ты своё село?»

Определение уровня знаний детей и родителей по нравственно-патриотическому воспитанию

«Расскажи, где ты живешь»

Закрепить знания детей о достопримечательностях родного села

Дидактическая игра

«Центральная улица села»

Сравнить улицу первоначальную (увиденную на фото) и современную

Целевая прогулка

«Дома на нашей улице»

Учить детей передавать чувства и ощущения в коллективной работе

Аппликация

«Моё село-моя малая Родина

Познакомить детей с историей возникновения села, его постройками. Воспитывать интерес к истории села

«История и достопримечательности моего села»

Закрепить знания детей о достопримечательностях села.

«Быт русской деревни»

Знакомство с домашней утварью, предметами быта прошлого времени

Изготовление мини-музея.

«Придумай названия будущим улицам села»

Придумать названия улицам и объяснить, почему так назвали

Творческое задание

«Боевая слава нашего народа»

Сформировать представление о героизме, подвиге.

Экскурсия к памятнику солдатам ВОВ

«Памятник погибшим»

Рассказать о людях, прославивших нашу страну в годы войны, о том, как люди чтят их память.
Учить создавать в рисунке образ воина, передавая характерные особенности костюма, позы, оружия. Воспитывать интерес и уважение

Рисование

Экскурсия в библиотеку

Пробуждать уважение к труду людей, занимающихся воспитанием и образованием детей (педагогу).

Экскурсия в школу

«Что мы видели в музее»

Развивать интерес к родному селу через посещение краеведческого музея в школе, уважение к истории возникновения села

Посещение краеведческого музея

«Детский сад», «Школа», «Почта», «Поликлиника»

Сюжетно-ролевые игры

«Кто работает на почте»

Целевая прогулка на почту

Природа родного села

Просмотр на проекторе

«Флора и фауна родного края»

Углублять и конкретизировать представления о животном и растительном мире края

Экскурсия в парк

«Поможем птицам зимой»

Воспитание эмоционально-положительного отношения к природе края. Подвести к пониманию того, что зимующим птицам можно помочь, вывешивая кормушки и скворечники.

«Родник-Серебряный»

Вызвать желание больше узнать об особенностях природы края, учить сопереживать вместе с природой ее радость и печаль.

Знакомство с русскими православными традициями, играми, обрядами

Закреплять знание русского фольклора

Формировать у детей представления о культурных и духовных традициях людей, издавна живущих на этой земле.

Конкурс пословиц и поговорок

«Откуда хлеб пришел»

Познакомить с историей выращивания хлеба

Познавательно-исследовательская деятельность

«Кому что нужно для работы», «Угадай профессию»

Учить детей отличать профессии села от профессий города

Дидактические игры

Знакомство с профессиями односельчан

Расширять представления о профессиях, воспитывать уважение к людям труда

Сюжетно-ролевые игры

«Сделаем наше село чище»

Воспитывать любовь к родному селу, приучать следить за чистотой

Наблюдение за трудом взрослых по благоустройству территории детского сада

«Этих дней не смолкнет слава!» Встреча с ветеранами

Сформировать представления о празднике День Победы, познакомить с ветеранами ВОВ. Формировать представления о празднике День Победы

Встреча с ветеранами

«Родной свой край, люби и знай»

Викторина

«Моё село – моя малая Родина»

Обобщить знания о Родине, стране, крае, селе

Презентация

Обобщение:


Не следует ждать от детей и взрослых форм проявления любви к родному селу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории села, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил село, начнут проявлять интерес к событиям сельской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Работа с педагогами:

Разработка и планирование системы работы по нравственно-патриотическому воспитанию (планирование цикла занятий, проектов, мероприятий для детей, родителей, педагогов);

Оформление выставок детских работ, стендов, альбомов и папок;

Консультация для педагогов «Метод проектов в руководстве работой по нравственно - патриотическому воспитанию»

Оперативный контроль «Система работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию, создание условий».

Ожидаемые результаты проекта

У детей

1. Обретение ребенком целостной смысловой картины представлений об истории, культурной жизни наших предков;

2. Активизация представлений о русском жилище, предметах быта, фольклоре, традициях;

3. Пробуждение национального самосознания;

4.Отражение в художественно-творческой деятельности (рисовании, лепке, конструировании) темы любви к малой родине.

У родителей

1. Активизация и систематизация краеведческих знаний;

2.Участие вместе с детьми в поисковой и художественно-творческой деятельности ДОУ;

3.Проявление позиции активных участников и партнеров воспитательно-образовательного процесса.

У педагогов

Пополнение своего педагогического арсенала научно- обоснованными знаниями о возможностях и условиях применения системного подхода в воспитании и обучении дошкольников с учетом культурологического и регионального аспектов, о проектном методе в деятельности дошкольного учреждения;

Создание единого воспитательно - образовательного пространства в процессе реализации проекта.

Литература:

Осипов край в XVIII веке. Саратов, 2014

Осипов истории Саратовского края в конце XVI и XVII вв. Саратов, 2013.

Очерки истории Саратовского Поволжья. Т. 1: С древнейших времён до отмены крепостного права. / под ред. . Саратов, 2014.

История Саратовского края. С древнейших времён до 1917 года. Учебн. пособие для школ / под ред. . 2-е изд. испр., доп. Саратов, 2014.

География Саратовской области. Учебник для школ. / под ред. . Саратов, 2015.

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:

Подбор исторической литературы, подбор произведений русского народного творчества, подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки), подготовка разного вида бросового материала подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности, дидактические игры, выставки книг, рисунков, поделок, создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала).

воробьева татьяна
Проект в подготовительной группе «Мое село». Патриотическое воспитание детей 5–6 лет на основе культуры родного края

МДОУ «Нылгинский детский сад №3»

Проект

«Мое село - мой край родной »

Выполнила воспитатель первой

Воробьева Татьяна Львовна

Подготовительная группа

Задачи : создать условия для решения задач патриотического воспитания детей 5-6 лет на основе культуры родного края .

Цель : Посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе , к родному дому и семье , к истории и культуре родного края .

1. Как и когда появилось наше село ?

2. От куда взялось название села?

3. Чем знаменит наш край?

4. Каковы особенности природы нашего села?

5. Какие народности

6. Герб и флаг нашего села.

Решили совместно с воспитанниками и их родителями искать ответы на возникшие вопросы, поэтому и был разработан проект «Мое село - мой край родной »

Вид проекта - информационно исследовательский, срочный, групповой детско-родительский .

Участники проекта являются дети 5-6 лет, воспитатель , семьи воспитанников .

Задачи для детей :

Узнать с родителями о возникновении села Нылга, о его названии.

Узнать о труде людей в прошлом и сравнить с трудом настоящего. Узнать о знаменитых людях села

Расширить представление о природе и населении

Выучить стихи о селе.

Задачи для педагога :

Разработать содержание, методы, приемы,формы организации познавательной деятельности.

Разработать систему перспективного планирования мероприятия.

Составить конспекты занятий направленных на воспитание патриотических чувств

Задачи для родителей :

Вовлечение родителей в совместную деятельность в ДОУ по патриотическому воспитанию детей на основе истории культуры родного края .

Срок проведения с 9.10.2017 по 13.10.2017г.

Дата проведения тема ответственный

9 октября 2017г Рисование на тему «С чего начинается Родина» Воспитатель Т . Л. Воробьева

10 октября 2017г. Конструирование «Мое село » Воспитатель Т . Л. Воробьева

воспитатель Т . Л. Воробьева

12 октября 2017г. Какие народности проживают на территории нашего села? Воспитатель Е . В. Петрова

13 октября 2017г. Рисование на тему «Мое село » воспитатель Т . Л. Воробьева

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №5 «Теремок» с. Погореловка»

Педагогический проект

«Живёт село родное»

2012 – 2013 уч. год

Актуальность проекта…………………………………………………………….3

Цели и задачи, срок реализации, участники проекта, образовательные области и программы, содержание которых включено в проект……….………………………………………………………………….4 - 5

Ожидаемые результаты…………………………………………………………..8

Литература, словарь терминов…………………………………………………..9

Приложения…………………………………………………………………..10 -

Актуальность проекта: В июле 2013 года в жизни Корочанского района – знаменательная дата – 85-летие образования родного края. В связи с этим в детском учреждении разработан и реализуется долгосрочный проект «Живёт село родное».

Происходящие изменения в обществе выдвинули ряд важных, качественно новых задач по формированию у подрастающего поколения патриотизма и гражданственности. В связи с этим проблема нравственно- патриотического воспитания детей становится одной их актуальных.
Чувство патриотизма многогранна по содержанию: это и любовь к местам, где родился, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности со всем окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатства Родины.

Почему мы работаем над этой темой, в чём её актуальность?

Перед дошкольными образовательными учреждениями государство ставит в числе наиболее важных, задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности: основ гражданственности, любви к Родине, бережного отношения к её историческому и культурному наследию; уважения к старшим и сверстникам, культуре и традициям своего народа.

Гипотеза:

Патриотическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с историей родного края будет эффективной при выполнении следующих педагогических условий:

Взаимодействия с социальными партнерами;

Компетентности педагогов и родителей в области исторического прошлого родного края;

Обогащение предметно-развивающей среды.

Цели и задачи проекта.

Цель проекта: Формирование у детей базиса личностной культуры на основе ознакомления с культурой, жизнью и бытом русского народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями и установками, традициями обычаями, обрядами, играми, православными праздниками.

Задачи проекта:
1. Пробуждать интерес и любовь к национальной культуре, народному

творчеству, обычаям, традициям народов, живущих в нашем селе;

2. Развивать желание больше узнать о своем родном крае, о Родине;
3. Формировать чувства уважения и симпатии к людям, их культуре и

традициям;
4. Формировать элементарные знания о правах человека.

5. Пробуждать у детей исследовательский интерес, любознательность, зажечь огонёк любви к родному селу, краю, вызвать желание познать его через чувство удивления, восхищения природой, родным домом, профессией родных, местными достопримечательностями и др.

6.Организовать сотрудничество с семьями воспитанников, с музеем, библиотекой.

7. Привлечение родителей к участию в реализации проекта. Приобщать родителей к сотрудничеству с ДОУ в вопросах патриотического воспитания;

Задачи проекта решаются во всех видах непосредственно-образовательной деятельности, играх, труде, в быту.

Срок реализации проекта: долгосрочный; 2012 – 2013 учебный год.

Участники проекта: воспитанники старшей и подготовительной групп, их родители, педагоги ДОУ, социум.

Образовательные области программы, содержание которых включено в проект: «Коммуникация», «Социализация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Музыка».

Для реализации данных целей сформировано семь тематических блоков:

Блок№1

«Ручеёк» - знакомство с флорой и фауной родного края;

Блок №2

«Русская изба – родные истоки» - знакомство с жизнью, бытом, традициями и обычаями русского народа;

Блок №3

«Народные умельцы» - знакомство с промыслами Корочанского района, с умельцами села Погореловка;

Блок №4

«Лира» - знакомство с русским народным фольклором и современными поэтами с. Погореловка;

Блок №5

«Калинка» - знакомство с народным песенным и танцевальным фольклором;

Блок №6

«Героический край» - знакомство с героическим прошлым Корочанского края;

Блок №7

«Истоки» - знакомство с русскими православными традициями, праздниками, играми, обрядами;

Этапы реализации проекта

Первый этап – подготовительный.

Цель: определить основные направления работы.

Задачи: подготовить материально-техническую базу, изучить аналогичный опыт работы других дошкольных образовательных учреждений.

Второй этап – организационно-практический.

Цель : апробировать содержание работы по патриотическому воспитанию детей старшей группы в процессе ознакомления с историей родного края.

Задачи: Апробировать педагогические условия, обеспечивающие патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с историей родного края.

Воспитывать эмоционально-положительное отношение к тем местам, где ребенок родился и живет: к родному дому (семье), улице, городу, краю;

Развивать умения у детей видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях края, природы, истории;

Приобщать детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору и т.д.;

Знакомить детей трагическими и героическими событиями минувшей войны, с выдающимися горожанами прошлого и настоящего времени;

Развивать чувства ответственности и гордости за культурно исторические достопримечательности города.

Третий этап – заключительный.

Цель: обобщение полученного опыта.

Задачи: обогатить предметно-развивающую среду, повысить компетентность педагогов и родителей в области исторического прошлого родного края, упрочить взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерами (музей, библиотека)

Проект ориентирован на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов. Это не столько передача знаний, сколько формирование на их основе любви к родному краю.

Эффективность проектной деятельности обусловлена положительной установкой участников проекта на совместную работу, осознанием её целей; заинтересованностью участников проекта. Важна динамика преемственных связей на каждой возрастной ступени, важен отбор наиболее актуальных знаний и их постепенное усложнение.

Знания, приобретённые детьми в ходе реализации проекта, станут достоянием их личного опыта. Они будут получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе проектной деятельности.

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию и не может быть определено несколькими словами. Оно формируется постепенно в процессе накоплений знаний представлений об окружающем, это и любовь к местам, где родился, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности со всем окружающим миром и желание сохранять и приумножать богатства малой Родины. Чувство любви к родному дому, краю, природе - одно из слагаемых патриотизма. Нельзя забывать о том, что патриотизм формируется у каждого ребёнка индивидуально.

Любить Родину - значит знать её. Для того чтобы ребёнок проявлял интерес к стране, её истории, нужно, чтобы малая Родина – ближайшее окружение стало объектом его познания.

Важно пробудить интерес к истории своей семьи, детского сада, родного села. Следует начинать с более близкого детям понятия – «малой Родины», оно понятно и доступно их пониманию, ведь у детей уже сформированы чувства к близким (к своей семье). В привитии любви к Родине важно соблюдать последовательность: от близкого - к далёкому, от малого - к великому (мой дом - моя улица - моё село – мой район - моя страна - моя планета) .

Поставив перед собой эту задачу, мы столкнулись с серьёзной проблемой-недостатком материала для проведения систематической работы. Мы решали её с педагогическим коллективом комплексно: для педагогов была поставлена общая цель - наработать и систематизировать материал, доступный для усвоения детьми дошкольного возраста.

Коллектив ДОУ работает над долгосрочным познавательным проектом «Живёт село родное».

Реализуя данное направления, формируя патриотические чувства детей, наш коллектив убеждён, что следует сделать акцент в первую очередь на воспитание любви к родному дому, к природе, и культуре своего края, познакомить с её историей и достопримечательностями. Мы хотим, чтобы наши дети гордились своей малой Родиной, своим Корочанским краем.

Воспитывая у детей любовь к малой Родине, самое главное - необходимо подвести к пониманию, что наше село – частица большой Родины - России. Важно показать уникальность села, помочь увидеть его неповторимость и красоту. Что здесь в Погореловке, как и в других сёлах, городах страны трудятся люди - это их близкие и родные, они живут дружно, берегут и охраняют природу и т. п. Следует понимать, что мир ребёнка отличается от мировоззрений взрослого человека. Мир ребёнка, в первую очередь - это его дом, семья, улица, ближайшая территория: двор, игровая площадка, лес, река - всё-то, что окружает его и самым непосредственным образом влияет на его жизнь.

Работа по формированию патриотизма более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей.

Родители выступают не только как помощники детского сада, но и как участники формирования личности ребёнка. Мы педагоги, и, конечно же, родители должны помочь ребёнку научиться видеть и понимать красоту и величие родных мест (родного края, его малой Родины – это даёт возможность ощутить причастность к большому и прекрасному миру, Родине-России.

Поэтому работа по данному направлению включает решение многих задач по нравственно-патриотическому воспитанию детей:

Воспитывать у детей любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, селу;

Сформировать представление о своём селе, как части Корочанского района, части России, об истории возникновения родного села, знаменитых людях, основных достопримечательностях, традициях, труде жителей села и др.

Блоки работы по реализации педагогического проекта

Первый блок - информационно-аналитический.

Сбор и анализ сведений о родном селе Погореловка, изучение истории, героического прошлого, традиций и обычаев русского народа, знакомство с русскими православными праздниками, играми, знакомство с промыслами Корочанского района.

Для решения данной задачи выбирались соответствующие формы взаимодействия: игры, экскурсии, встречи с современными поэтами родного села, праздники, и многое другое.

Второй блок – практический .

Направлен на решение конкретных задач, связанных с изучением жизни и обычаев родной Погореловки.

В рамках данного блока был разработан перспективный план работы «Познаём родное село».

В соответствии с перспективным планом работы было реализовано следующее содержание работы, которое предполагало внедрение в работу следующих форм взаимодействия с детьми и родителями.

  1. Экскурсии по селу, в музей, на природу
  2. Знакомство с достопримечательностями села
  3. Беседы с детьми, с родителями
  4. Подбор художественной литературы, иллюстрации
  5. Чтение стихов современных поэтов села (В.Е.Решетникова, В.Е.Раловец) и разучивание песен
  6. Знакомство с промыслами с.Погореловка и Корочанского района (Г.Гончарова, Н.П.Лукавская, Э.Жданова)
  7. Фольклорные праздники
  8. Народные игры
  9. Театрализованная деятельность
  10. Работа с родителями
  11. Знакомство с почетными гражданами села (В.Н.Дмитриева, Н.И.Кутьина)

Контрольно-оценочный блок.

Направлен на анализ эффективности мероприятий, которые проводились.

Ожидаемые результаты проекта

У детей
1. Обретение ребенком целостной смысловой картины представлений об истории, культурной жизни наших предков;

2. Активизация представлений о русском жилище, предметах быта, фольклоре, традициях;

3. Пробуждение национального самосознания;

4.Отражение в художественно-творческой деятельности (рисовании, лепке, конструировании) темы любви к малой родине.


У родителей
1. Активизация и систематизация краеведческих знаний;

2.Участие вместе с детьми в поисковой и художественно-творческой деятельности ДОУ;

3.Проявление позиции активных участников и партнеров воспитательно-образовательного процесса.


У педагогов
1. Пополнение своего педагогического арсенала научно- обоснованными знаниями о возможностях и условиях применения системного подхода в воспитании и обучении дошкольников с учетом культурологического и регионального аспектов, о проектном методе в деятельности дошкольного учреждения;

2.Разработка методического материала по проекту «Комната- музей «Русская изба»;

3.Создание единого воспитательно - образовательного пространства в процессе реализации проекта.


Словарь терминов

  1. Гипотеза – научно обоснованное, вполне вероятное предположение, требующее, однако, специального доказательства для своего окончательного утверждения в качестве теоретического положения.
  1. Гипотеза проверяется на истинность в экспериментальном или эмперическом научном исследовании.

Информационные ресурсы

Методические:

1.Приобщение детей к истокам русской национальной культуры. –

О.Л.Князева,М.Д.Маханева, С. – П., 2008г.

2. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре. – под ред.

В.Г.Паршиной, 2003г.

3. Знакомство детей с русским народным творчеством – Т.А. Бударина. О.В.Маркеева – 2008г.




Публикации по теме