Профессор знаев. Классный час на тему "Мы идем в гости" (3 класс)

Классный час «Я иду в гости»

Цели: сформировать представление о понятии «этикет»; убедить детей в значимости этикета в жизни людей; формировать норм общения и коммуникативного взаимодействия.

Оборудование: русские народные костюмы, приборы для сервировки стола, таблички со словами прощания, извинения, благодарности и т. д.

Учитель: Что такое этикет?

Для чего нужен людям этикет?

Ребята, а вы любите ходить в гости?

В каких случаях вы бываете в гостях?

Какой вы гость?

А как вы принимаете гостей?

Кто встречает гостей на пороге своего дома?

(появляются хозяин и хозяйка в русских народных костюмах)

Учитель: А вот и хозяева!

Хозяйка: Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!

Хозяин: Веселья вам да радости!

Хозяйка: Давно мы вас ждем-поджидаем, праздник без вас не начинаем!

Хозяин: У нас для каждого найдется и местечко, и словечко!

Хозяйка: Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус. Кому-сказку, кому-правду, кому-песенку.

Хозяин: Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли места хватило?

Учитель: Гостям-то, известное дело, хватило места. Да не тесновато ли хозяевам?

Хозяин: В тесноте – не в обиде.

Учитель: А какие вы, ребята, знаете пословицы о доме?

Не красна изба углами, красна пирогами.

Не дом хозяина красит, а хозяин дом.

В гостях хорошо, а дома лучше.

Без хозяина дом сирота.

Доброму гостю хозяин рад.

У себя как хочешь, а в гостях не велят.

Учитель: Как понимаете некоторые пословицы?

Учитель: Итак, ребята, мы увидели, как давным-давно было принято встречать гостей. Русский человек считался и считается самым гостеприимным и приветливым хозяином. Но все ли из вас знают, как должны вести себя хозяин и гости? И что труднее: быть хорошим хозяином или приятным гостем? Давайте-ка попробуем сегодня разобраться в этом.

Но сначала посмотрите другой сюжет.

(хозяин играет в настольную игру, звонок в дверь, на пороге гости(3-4 человека), хозяин с недовольным видом идет к двери)

Хозяин: А, это вы!

Гости: Ты ведь приглашал нас поиграть в настольную игру.

Хозяин: Ну, ладно, проходите, только:

Не ходите по ковру-

Вы протрете в нем дыру.

Встаньте с этого дивана

А не то там будет яма.

И не трогайте кровать-

Простынь можете помять.

И не трогайте игрушки.

Не ложитесь на подушки.

И не надо книги брать-

Их вы можете порвать.

И не стойте на пути…

Ах, не лучше ль вам уйти?

(гости пятятся назад и уходят)

Учитель: Ребята, сделайте вывод: каким должен быть хозяин? Как он должен относиться к гостям?

Давайте вспомним правила приветствия, прощания, благодарности, извинения, пожелания.

Учитель: А еще хозяин должен уметь занять своих гостей и правильно угостить.

Игры в гости.

1 «в слова» - назвать слово на последнюю букву предыдущего слова

2 «слова на одну букву» - назвать как можно больше слов на одну букву

3 рисование с закрытыми глазами

4 настольные игры

5 книжки-раскраски

6 отгадывание загадок

1. В раздевалке я служу

На весу пальто держу (вешалка)

2. Днем спит на ней подушка,

А по ночам Андрюшка. (кровать)

3. Идет пароход- то назад, то вперед,

А за ним такая гладь- ни морщинки не видать. (утюг)

4. Что за дом такой, что даже

Летом стужа в нем (холодильник)

5. В лесу родился, а дома хозяйничает. (веник)

6. Всем, кто придет, всем, кто уйдет, руку подает. (дверная ручка)

Сервировка стола

(скатерть, салфетка, тарелка, вилка, нож, стакан) – обыграть.

Учитель: Вы все правильно показали, рассказали, умеете быть радушным хозяином, приятным гостем, а значит, правильно ответите на вопросы:

1. Если тебя пригласили в гости к назначенному часу, как ты поступишь: придешь пораньше, придешь вовремя или немного опоздаешь?

2. За столом тебе задали вопрос, а у тебя полный рот, как ты поступишь: сначала прожуешь или пробубукаешь ответ с полным ртом?

3. Что нужно сделать, когда входишь в чей-либо дом или квартиру?

4. Что же такое этикет? Какие правила этикета вы запомнили?

Цели и задачи

— учить детей правильно принимать гостей;

— закрепить правила поведения в гостях.

Предварительная работа

Разучивание стихотворений о Дне рождения.

Ход классного часа

Вступительное слово учителя

Учитель . Послушайте стихотворение 3. Богуславской и скажите, о чем мы сегодня будем говорить на занятии?

Ребенок.

Сегодня день рождения —

Не чей-нибудь, а мой.

И я бегу скорее

Домой, домой, домой.

Там ждут меня подарки

От всех моих друзей:

Машины, книги, марки —

Не комната — музей!

Я всем скажу спасибо

И позову за стол.

Ах, если вы могли бы

В мой постучаться дом!

Пусть без подарка даже —

Улыбки хватит мне:

Я стал сегодня старше

И, может быть, умней.

И, кажется, сильнее!

И, кажется, длиннее!

И, кажется, взрослее!

Учитель . Сегодня мы поговорим о том, как должен вести себя именинник на дне своего рождения. Послушайте стихотворение Д. Хармса, его прочитает ваш товарищ.

Ребенок.

Я захотел устроить бал,

И я гостей к себе позвал.

Купил муку, купил творог,

Испек рассыпчатый пирог.

Пирог, ножи и вилки тут —

Но что-то гости не идут.

Учитель.

Чтоб хорошим гостем быть,

Нужно с временем дружить.

И являться на порог

Без задержки, точно в срок.

Когда нужно приходить на праздник? Вежливо ли опаздывать на праздник, как вы думаете?

Наконец к тебе пришли гости. Какими словами можно встретить гостей?

Практическая работа

Дети делятся на группы и записывают варианты приветствия.

1. Добро пожаловать...

2. Милости просим...

3. Проходите, пожалуйста...

4. Очень рады вас видеть...

Учитель . На день рождения принято дарить подарки.

Кто и когда сделал первый подарок и как это произошло, мы не знаем. Но я ручаюсь: кто-то один отдал другому что-то ценное, увидел в его лице благодарность и сделал величайшее открытие, что давать, может быть, радостнее, чем брать.

Подарки бывают разные: иногда гости угадывают твое желание, иногда нет. Послушайте несколько ситуаций и скажите, как должен реагировать именинник на такой подарок.

Обсуждение ситуаций

1-й ребёнок

Я подарю ему облако

Белое и пушистое,

От инея серебристое,

Как каравелла волшебная,

К заветной мечте летящее.

Я подарю ему облако,

Облако настоящее.

2-й ребёнок

Несли мы облако с собой:

Букет сирени голубой.

Взглянула Надя на сирень:

— Какой красивый сорт!

Но он завянет через день,

Купили б лучше торт!

От торта польза есть,

Его же можно съесть!

Я торт люблю с орехами,

За тортом бы поехали!

Ну, Наденька!

Ну, скромница!

Мы не могли опомниться!

А. Барто

Третий ребенок читает рассказ.

ГУСИНОЕ ГОРЛО

Когда мы сели обедать, я сказал:

— А я сегодня в гости пойду. К Мишке. Надень рождения.

— Ну да? — сказал папа. — Сколько же ему стукнуло?

— Девять, — ответил я. — Ему девять лет стукнуло, папа. Теперь десятый год пошел...

— Ну что ж, — сказал папа, — сходи поздравь юбиляра. Ну-ка, скажи, а что ты подаришь своему дружку в этот памятный день?

— Есть подарочек, — сказал я. — Мишка будь здоров обрадуется...

— Что же именно? — спросила мама.

— Гусиное перо! — сказал я. — Оно еще сырое. А я высушу его как следует и сверну в колечко. Видишь? Вот так.

Я показал папе. Он посмотрел внимательно.

— Видишь, — говорил я. — Узкую горловину я суну в широкую, туда брошу горошинок штук пять, оно, когда высохнет, знаешь, как будет греметь! Первый сорт?

В. Драгунский

Игровые ситуации

Учитель. После вручения подарка нужно пригласить гостей в комнату.

1-й ребенок.

Здравствуй, Маша, проходи,

Нашей гостьей будешь.

Если хочешь, посиди,

Если хочешь, отдохни,

Если хочешь, посмотри

Красивую ты книжку,

Если хочешь, покачай

Красивого ты мишку.

Учитель. Когда все гости собрались в комнате, именинник приглашает всех за стол.

2-й ребенок.

Пожалуйста, чай,

Конфеты, варенье,

Потом мы послушаем

Нюшино пенье.

Извольте откушать

Домашний пирог,

Отведать печенье,

Пирожное, сок.

Учитель. Какие правила нужно знать, чтобы гостям у тебя было хорошо?

Составление правил для хозяина (хозяйки):

1. Будь доброжелателен с гостями, ровен со всеми, даже если чей-нибудь поступок тебе не по душе.

2. Если кто-то допустил оплошность, то старайся ее не заметить или тактично исправь.

3. Умей видеть всех гостей и оказывай им знаки внимания.

4. Разверни подарок и поблагодари за него (даже если он тебе не очень понравился).

5. Если подарили конфеты, угости окружающих.

Подведение итогов

Учитель просит вспомнить правила поведения в гостях, подводит к выводу, что от поведения гостей и хозяев зависит то, как пройдет праздник и какое настроение останется у присутствующих.

Цель: научить детей правильно вести себя в гостях, правильно принимать гостей.

Задачи: рассмотреть два случая прихода гостей: случайные и официальные (по при­глашению).

Ход мероприятия

Часть I

Учитель. Конечно, к вам в дом ни раз приходили ваши друзья, и вы в свою очередь бывали у кого-то дома. Поэтому вас кажется, что вы прекрасно знаете, как себя надо вести. Не так-то просто ходить в гости «по всем правилам», а принимать гостей вообще целое искусство. Поэтому сегодня мы посвятим занятие этой теме «Гости и хозяева».

Гости бывают разные

Учитель. Интересно, обращали ли вы когда - нибудь внимание, что гости могут быть разные. Давайте разберем, какие типы гостей мы можем выделить.

Существует две разновидности гостей. Давайте разберем эти типы на примерах. Например, если вы пришли к однокласснику в гости на пару минут - это одно, а если вы при­шли на какое-то торжественное мероприятие, например, день рождение - это совсем дру­гое. Любой вежливый человек знает, что без приглашения приходить в гости нельзя, можно поставить хозяев в неловкое положение. Как вы считаете, почему нельзя приходить в гости без приглашения?

Ребята отвечают

Учитель. Наверняка для многих из вас оказалось открытием, что вежливый человек никогда не позволит себе заявиться в гости без приглашения, причем даже к самому близ­кому другу. Конечно, иногда существуют исключения, но они и потому и исключения и совершать такие незапланированные посещения нужно как можно реже. Если вы хотите зайти в гости к однокласснику, который заболел, то вполне естественно, что вами дви­жут исключительно благие намерения. Но представьте, в какое неловкое положение вы его поставите. Чтобы этого избежать обязательно сообщите о своем намерении навестить его. Для этого можно позвонить ему или послать сообщение, но во втором случае вы должны обязательно дождаться ответа, иначе как вы узнаете, что не застанете своего друга врасплох. А как поступить, если к вам в гости пришли без предупреждения?

Нечаянные гости

Учитель. Итак, вы отдыхаете, но вдруг слышите звонок в дверь, открываете, а там ваши друзья. Вы явно не готовы к приходу гостей: вы в домашней одежде с взлохмаченными волосами, в комнате бардак. Как исправить ситуацию. Конечно же, гости должны сами изви­ниться за такой визит, но в любом случае они хотели сделать вам приятное, поэтому нужно быстренько привести и себя и помещение в порядок. Если в вашей комнате не убрано, то вы должны извиниться за беспорядок, при чем можно использовать простое и честное оправ­дание. Например: «Извини за беспорядок, я не ждал гостей». Если гости к вам заскочили на минутку, они вас поймут, и даже не будут проходить, а просто сообщат то, ради чего пришли. Если же вы сразу заметили, что гости у вас немного задержатся, то придется постараться, чтобы за считанные минуты привести все в порядок. Для начала предложите гостям чай и посадите на кухне, в это время вы сможете переодеться и быстренько убрать в комнате. Только нельзя задерживаться дольше 5 минут, иначе гости подумают, что их визит вам неприятен, а этого допустить никак нельзя. Вы, конечно, удивлены их приходом, но он вам, безусловно, приятно, поэтому не огорчать своих гостей. Но иногда вы сами приводите в дом тех гостей, которых не ждали.

Приглашение без предупреждения

Учитель. Вы приглашаете к себе в гости друзей, чтобы посмотреть какой-нибудь новый фильм. Вас собралась целая толпа и вы уже идете по направлению к вашему дому, как вдруг понимаете, что не предупредили своих близких о том, что к вы придете не одни. Вы уже подходите к двери, звоните в звонок, вам дверь открывает ваша мама. Когда она увидела, сколько людей стоит перед ней, она мягко говоря «ужаснулась», поскольку ожидала увидеть одного человека, а не десять. Конечно, мама всех вас впустила в дом и вы приготовились к просмотру фильма. Так как самый большой телевизор стоит в гостиной, то вы и располо­жились в этой комнате. Фильм был довольно интересный, вы посмотрели больше середины и тут... в комнату заходит папа, у которого в планах сегодня было посмотреть футбольный матч, который вот-вот начнется. Вы пытаетесь уговорить отца, разрешить вам досмотреть фильм, но папа не преклонен. На этом ваше веселое мероприятие заканчивается, и вы прово­жаете своих одноклассников по домам, так и не узнав, чем же заканчивается фильм. Поэтому, если вы вдруг решите в следующий раз заглянуть к вам в гости, то обязательно предупреди заранее об этом своих домашних, чтобы не поставить их в неловкое положение, ведь у них могут быть свои планы на вечер. Так же предупреди и своих одноклассников, что дома не ждут гостей, поэтому можно зайти только ненадолго. Как вы считаете, на какое время можно зайти человеку в гости, если его визит не запланированный?

Ребята отвечают.

Если дома кто-то заболел

Учитель. Представьте, что вы с друзьями договорились еще в понедельник, что в пят­ницу после уроков вы все вместе придете к вам домой, но в четверг вечером кто-кто в вашей семье заболел. Как вы считаете, как вы должны поступить в этой ситуации: все равно позвать друзей, ведь вы им обещали или отложить задуманное мероприятие до следующей недели?

Ребята отвечают.

Учитель. Если один из членов твоей семьи не очень хорошо себя чувствует, то отложи приход гостей на другой день. Вы должны понимать, что ваш визит может только ухудшить состояние больного, ведь ему чтобы выздороветь нужны тишина и покой, а вы с друзьями явно нарушите такой режим. Поэтому просто объясните вашим друзьям, что к вам нельзя. Вежливый человек всегда поймет причину отказа. Может быть кто-то из ваших друзей пред­ложит пойти к нему в гости, тогда вы все сможете собраться.

Что будите есть и пить?

Учитель. Итак, вы с друзьями пришли к вам домой. Любой приход гостей должен сопровождаться застольем, даже если гости заскочили к вам «на пару минут», чай с бутер­бродами нужно предложить обязательно. Очень часто гости отказываются даже от чая. Может быть, они действительно не хотят, а может просто стесняются. Никогда не нужно насильно заставлять гостей есть. Правила приличия говорят о том, что предлагать больше двух раз не стоит. Например, вы можете сказать: «Хочешь чай с печенками? Уверен, что не хочешь, они вкусные?» Если и второй раз гость отвечает отказом, то больше предлагать не стоит. Если у вас есть отдельная комната лучше всего, чтобы вы находились там, чтобы не отвлекали других членов твоих семьи от их занятий. Конечно, именно вы в данном слу­чае являетесь хозяином дома, поэтому вся ответственно за происходящее лежит на вас. Мы поговорили с вами о незапланированных приходах гостей. Главное, что вы должны усвоить - по возможности никогда не совершать такие визиты, если вам по какой-то уважительной причине придется это делать, то обязательно извинитесь за незапланированный визит. А вот если к вам кто-то заглянул без приглашения, то постарайтесь не подавать виду, что гость нежеланный.

Часть II

Официальные торжества

Учитель. Что же касается официальных мероприятий, то здесь существуют особые правила День рождения, именины, свадьба, новоселье - таким праздникам присущ осо­бый этикет. Если событие очень важное (например, юбилей, бракосочетание), то, если есть возможность, снимают даже отдельное помещение для торжества, приглашают ведущего. Празднование нужно правильно организовать, чтобы пребывание в гостях доставило всем радость. Нужно обязательно знать количество гостей, форму празднования, продумать про­грамму вечера, чтобы гости не заскучали, составить меню - в общем, большой праздник тре­бует тщательной подготовки. «Виновники» торжества тратят очень много времени на под­готовку, поскольку никому не хочется «ударить в грязь лицом». А теперь давайте подумаем, чем именно официальные праздники отличаются от простого посещения компании друзей?

Ребята отвечают

Приглашения

Учитель. Гостей желательно приглашать за неделю до торжества - это самый опти­мальный срок, чтобы человек мог подготовиться, отложить все дела на другой день, подго­товить подарок. Конечно, сегодня уже никто не посылает специальные письменные пригла­шения, но даже устное приглашение должно быть точным. Не стоит говорить «Приходи в пятницу вечерком». Вечер - понятие относительное: для кого-то вечер начинается в четыре часа, а для другого - в восемь, поэтому время нужно назвать точное. Гостю обязательно нужно подтвердить приглашение, поскольку хозяева вечера делают расчеты на каждую пер­сону. Если празднование намечается в отдельном помещение, то на каждого человека арен­дуют отдельное место. А вы же понимаете, что затраты и так большие, поэтому лучше все знать точно. Если вы по какой-то причине не можете присутствовать на празднике, обяза­тельно сообщите об этом хозяевам вечера. Отказ должен сопровождаться благодарностью за приглашение, затем вы должны сообщить причину своего отказа, а затем еще раз поздравить с праздником. Самым крайним сроком для отказа считается два дня до торжества. Как вы думаете, почему об отказе нужно сообщать заранее?

Ребята отвечают.

Если приходится кому-то отказать

Учитель. Иногда вы можете попасть в довольно щекотливую ситуацию, когда вам приходится кому-то отказать в приглашении на ваш праздник. Трагедия не такая большая, если вы просто не приглашаете кого-то. А как же поступить, если вы сначала пригласили человека, а потом должны отказать. Нужно признать, что ситуация довольно неприятная. Конечно, в идеале вы никогда не должны допускать такой ситуации, но если вы попали в такую ситуацию, то должны знать, как из нее выбраться. Представьте, что вы пригла­сили на свой день рожденья одиннадцать человек друзей, а мама вас разрешает пригласить только десять, поэтому придется кому-то одному отказать. А сделать это сложно. Для начала поговорите с мамой, может быть, вы сможете привести еще одного человека, но если она непреклонна, то придется все-таки отказать. Итак, вы должны выбрать этого «невезучего», а потом перед ним извиниться и объяснить причину, по которой вы вынуждены вам отказать. Конечно, ему будет не очень приятно, но если вы будете искренны с ним, то он поймет, что это не ваша вина, и простит вам отказ. В идеале нужно заранее продумывать и обговаривать с родителями, сколько человек вы можете пригласить. Это особенно важно, если вы отмеча­ете праздник не дома, а в специально арендованном кафе. В этом случае все места строго просчитываются и «лишнему» гостю на празднике просто не будет места.

Подарок

Учитель. Обязательно позаботьтесь о подарке. Фантазия в выборе подарка должна работать на полную мощность. Но, если вы не можете выбрать подарок самостоятельно, спросите у кого-нибудь знакомого. Можно также посоветоваться с другим человеком, кото­рый тоже приглашен на это мероприятие. Вы даже можете сложиться и купить один подарок на двоих, разумеется, более ценный. Никогда не дарите вещи, если точно знаете, что они ненужные, лучше купить цветы. Нельзя дарить подарки, если они с дефектом, о котором вы знаете. Так же не преподносите в подарок ту вещь, которую вам подарили, а вам она ока­залась не нужна. Главный принцип, на который вы должны полагаться в выборе подарка - никогда не дарите то, что не хотели бы сами получить в подарок. Но это вовсе не означает, что вы можете подарить ту вещь, которая нравится исключительно вам. В общем, выбор подарка - это действительно настоящее искусство. Можно выбрать стандартные подарки, но ведь намного приятнее получить ту вещь, о которой вы давно мечтали, поэтому если вам позволяет еще время, то не поленитесь и выберите действительно достойный подарок. Не стоит так же дарить слишком дорогие вещи, поскольку они ставят в неловкое положе­ние и хозяев, и других гостей, которые принесли более скромные подарки. Как вы считаете, уместно ли дарить одежду? Почему?

Ребята отвечают

Начало праздника

Учитель. Считается, что самая важная часть праздника - это как раз его начало. Ведь, если с самого начала все пойдет не так, как вы задумали, то вы будите весь вечер переживать на эту тему. Если вы отмечаете праздник дома, то постарайтесь заранее подготовить ее к приходу гостей. Во-первых, в доме должно быть чисто - здесь и объяснять ничего не нужно. Для этого уборку можно провести заранее, например за день. Во-вторых, к началу торже­ства все предварительные мероприятия должны быть закончена: стол накрыт, приборы раз­ложены, стулья расставлены. Стол должен быть засервирован по всем правилам: красивая чистая скатерть, праздничный сервиз, фрукты напитки. Можно поставить на стол цветы. Во всей этой идиллии должно не хватать только гостей, которые уже вот-вот должны подойти.

Иногда гости приходят раньше

Учитель. Случается, что по какой-то причине вы пришли раньше. Хозяева еще заняты приготовлением праздника. Обязательно извинитесь за свой ранний визит и предложите свою помощь. Если это ваши близкие друзья, то вы, конечно, окажите им услугу, помогая накрывать на стол. Но, если вы пришли к человеку впервые, он никогда не станет вас нагру­жать работой. Если к вам в дом кто-то из приглашенных пришел раньше, то обязательно угостите его чем-нибудь легким и найдите ему занятие, чтобы он не скучал в одиночестве. Например, предложите посмотреть ваш фотоальбом. Но это советы на крайний случай, а вообще приходить намного раньше назначенного срока или опаздывать считается проявле­нием неуважения к хозяевам. Объясните, почему?

Ребята отвечают.

К гостям уважение с порога

Учитель. Когда приходят гости, хозяева помогают им снять верхнюю одежду. Как вы считаете, почему так важно гостям помочь с верхней одеждой?

Ребята отвечают.

Учитель. У многих гостей возникает вопрос: куда положить их? Если вам позволяет шкаф, то лучше повесить верхнюю одежду на вешалку, если же гостей намечается много, то выделите специальное место в комнате, где сложите эти вещи. Вы можете сами отнести их или можете показать гостям и они сами положат их.

Многие считают, что гостям обязательно нужно предложить свои домашние тапочки. И это неправильно. Во-первых, размер ноги у всех разных, а во-вторых - домашние тапочки - не самое лучшее дополнение к наряду. Если празднование происходит зимой, а полы у вас холодные, то лучше заранее предупредите гостей об этом, чтобы они смогли взять смен­ную обувь. Если же у вас дома тепло, то тогда и беспокоиться не о чем. Проявите заботу о своих гостях. Они должны чувствовать себя комфортно, ведь они пришли к вам на празд­ник, поэтому хотят отдохнуть и повеселиться. Если гости впервые находятся в вашем доме, то познакомьте их с расположением комнат, а затем проводите в ванную, где они смогут ополоснуть руки после улицы. После этого их провожают в комнату, где собираются гости. Почему гостей нужно собирать не в той комнате, где стоит праздничный стол, а в другой?

Ребята отвечают.

Учитель. Не все гости могут быть знакомы друг с другом, поэтому стоит их пред­ставить друг другу. Делать это необходимо в том помещении, где собираются все гости. Можно назвать людей просто по имени, а можно и сказать о том, кем для вас является этот человек. Например, «Саша, познакомься, это моя подруга Катя. Катя, познакомься, это мой брат Саша». Дальше общение уже можно предоставить гостям. Они сами и тему подберут и манеру общению. Обычно, гости приходят не все сразу, поэтому неплохо организовать в комнате фуршет - столик с фруктами, конфетами, печеньями, маленькими бутербродами, орехами и напитками. Это будет весьма кстати, поскольку скрасит атмосферу ожидания и разыграет аппетит.

Приглашение к столу

Учитель. Когда собрались все гости, то хозяин приглашает всех к столу. Если гости подошли еще не все, то стоит подождать еще полчаса, но не стоит дожидаться людей, которые задержались дольше. Тридцать минут - это максимальное время, которое можно «пожертвовать» опоздавшим. За этот промежуток времени остальные гости смогут пооб­щаться, и, если они без труда нашли общий язык, то и не заметят, как пролетит время. Дольше ждать не принято. Во-первых, потому что есть оговоренные сроки, которые одинаковы для всех гостей, а во-вторых, вы приглашали друзей на праздничное застолье, и они вполне могли пропустить обед дома, то есть к этому времени они уже явно захотят поесть. Как вы понимаете древнеримскую пословицу: «опоздавшим - кости»?

Ребята отвечают.

Учитель. По старой традиции хозяйка первая садится за праздничный стол, тем самым, показывая пример гостям. На официальных приемах существует даже традиция - делать именные на каждую персону карточки, которые ставят рядом с фужерами. Эта карточка закрепляет место за тем человеком, имя которого на ней написано. Но обычно гости расса­живаются самостоятельно, но, если среди приглашенных гостей есть лица, которые не очень хорошо ладят между собой, то их вместе лучше не сажать. Здесь как раз можно использовать идею с карточками. Девочки садятся первыми, а мальчики должны помогать им занимать свои места: выдвинуть стул и пододвинуть, когда девочка садится.

Правила поведения за столом

Учитель. Сейчас правила поведения за столом намного упростились, но не исчезли, поэтому нужно владеть основами культурного поведения за столом, чтобы не прослыть неве­жей. Стоит помнить, что о человеке можно сказать многое, глядя на то, как он сидит за сто­лом. Если у человека прямая осанка, и еду он прожевывает с закрытым ртом, то впечатление будет явно положительное, а, если, постоянно кривляется и не может спокойно усидеть на месте - наоборот.

Что попробовать? Как предлагать?

Учитель. За столом гостей никто не принуждает пробовать то или иное блюдо. Обычно на домашних праздниках на столе стоят только салатики и напитки, а горячие блюда пода­ются отдельно. Не принято отказываться от основного блюда, даже если вы не чувствуете сильного голода. Вы можете хозяйку положить вам немного меньшую порцию. А вот то, что предложено вам на столе, вы можете выбирать сами: что пробовать и сколько пробовать, только не стоит налегать на одно блюдо, даже если оно вам очень понравилось. Иначе это будет похоже на ситуацию из мультика «Простоквашино», когда почтальону Печкину очень понравились конфеты, и он ел их одну за другой, пока от него не убрали вазочку с этими сладостями.

Хозяйка может рассказать об особенностях того или иного блюда, об его вкусовых качествах, но заставлять кого-то пробовать не стоит. Со стороны гостей будет очень нетак­тично плохо высказываться о приготовленных блюдах. Не стоит так же говорить, что на каком-то другом торжестве было что-то подобное, но намного вкуснее. Это вообще можно считать оскорблением. Так что единственное, что допустимо говорить в сторону хозяйки - это комплименты, вот на них скупиться не стоит. Любому кулинару приятно слушать, что приготовленное им блюдо очень понравилось, но еще большую радость доставят слова, под­крепленные делом. Так что, если вы очень расхваливаете блюдо, то уплетайте его за обе щеки.

Еда и разговоры

Учитель. Таковы уж праздничные мероприятия, что на них мы совмещаем несовме­стимые вещи: еду и разговоры. Но делать это совсем несложно, поскольку нельзя лишь раз­говаривать с набитым ртом. Если вам очень захотелось спросить о чем-то своего соседа, то дождитесь, пока он дожует пищу. А то получится, что как только он начал есть, вы пристаете к нему с вопросом, и тем самым ставите в неловкое положение. Кстати, говорить с набитым ртом считается явным признаком бескультурья. Объясните, почему нельзя говорить с наби­тым ртом?

Ребята отвечают.

О чем болтают за столом?

Учитель. Темы разговоров за столом могут быть различными, но обязательно общими для всех. Это важно, потому что все гости должны принимать участие в разговоре. Обычно в застольных беседах гости часто перескакивают с одной темы на другу. И это в порядке вещей. Если гости могут обсуждать различные вещи, то это значит, что им приятно общаться друг с другом. Правда, существуют темы, которые категорически запрещено обсуждать за столом. Это темы, которые могут испортить аппетит и тема «а вот я», расхваливающая ваши достоинства. В остальном предоставляется полная свобода. Но не должно быть так, чтобы один или двое людей говорили очень долго, а другие только их слушали. Конечно, умение слушать очень важно, но в застольных беседах главное - взаимный интерес. Это должен быть обмен мнениями без какого-либо нажима на собеседника. Хуже всего, если за столом гости затеют спор. Чтобы прекратить это бессмысленное занятие, придется вмешаться хозя­ину вечера. Почему спор может испортить весь вечер?

Ребята отвечают.

Учитель. Кстати хозяин должен постоянно находиться за столом, и отлучаться только по крайней необходимости. Поскольку именно он может поддержать общий разговор, пре­одолеть смущение гостям, пришедшим в его дом впервые. Представьте, что вы пришли на праздник, сели за стол и совершенно случайно испачкали свою одежду. Вам бы к хозяину обратиться за помощью, а его как назло все время нет. А пятно настолько сильно испортило настроение, что вам уже и праздник не праздник. Поэтому вы точно запомните, что когда сами будите хозяином вечера, то обязательно будите на виду. Хозяин должен следить за всем происходящим, поддерживать праздничную атмосферу.

Опоздавшие тоже люди

Учитель. Если кто-то опоздал на торжество, то он должен обязательно извиниться перед хозяевами вечера, тихо поприветствовать гостей, а после этого занять свое место за столом. Не стоит всем торжественно сообщать, что вы пришли, все-таки не вы главное дей­ствующее лицо вечера. Лучше вообще не привлекать лишнего внимания, а незаметно при­соединиться в общую массу. Если вы уже давно знаете хозяина дома, а многих гостей не знаете, то попросите вас представить. Если же наоборот, вы не знаете только одного из при­глашенных - то представьтесь сами. Не стоит утруждать этим хозяина вечера.

Если нужно уйти раньше других

Учитель. Иногда вам по какой-то причине нужно покинуть праздник до его оконча­ния. В этом случае вы должны обязательно подойти к хозяину вечера, извиниться и побла­годарить за торжество. Уходить каждый раз раньше других - это характеризует человека не самым лучшим образом. Если у вас нет достаточно уважительных причин, а вы уходите уже не первый раз раньше других, то не стоит удивляться, что в следующий раз вас просто не пригласят. Такие ранние уходы говорят о том, что вам просто не нравится и вы не уважаете хозяев праздника.

С другими гостями прощаться не стоит, либо сделать это тихо и незаметно. Лучше как можно меньше привлекать внимания к своему исчезновению.

В этих двух ситуациях - опоздание и ранний уход - есть одна общая черта. Самое главное - это привлекать к своей персоне как можно меньше внимания.

Танцы

Учитель. Обязательными спутниками любого торжественного мероприятия являются музыка и танцы. Они создают праздничное настроение, особую легкую атмосферу, помо­гают сблизиться людям. Танцуя, можно вести непринужденную беседу, но если ты будешь молчать в этом не буде ничего особенного. К танцам тоже никогда никого не принуждают: если человек хочет танцевать - пусть танцует, если же нет, то нет. Многие ребята не идут танцевать, так как считают, что не умеют это делать. Это абсолютно неправильное реше­ние. Как же научиться танцевать, если все время сидеть в стороне? Поэтому лучше присо­единиться к ребятам, которые танцуют и просто повторять их движения. Главное - слушать музыку, а тело само начнет двигаться. Если вы отсиживаетесь в сторонке, то никогда не поз­воляйте себе критиковать танцевальные способности других гостей. Объясните, почему это нельзя делать?

Ребята отвечают.

Караоке

Учитель. Сегодня у многих есть программа караоке, и с каждым годом она пополняет стан своих поклонников. Это довольно интересное развлечение. Многие любят петь, а кара­оке как раз и созданы для того, чтобы реализовать мечты - спеть перед публикой в микрофон. Если вы неплохо поете, то удивите своих друзей, покажите на что вы способны. К пению относится такое же правило, как и к танцам: никогда не критиковать других. Даже если чело­век не всегда попадает в ноты, пение доставляет ему удовольствие. Только помните, что караоке создано для того, чтобы петь, а не для того, чтобы просто покричать

Конец праздника

Учитель. После того, как десерт уже съеден, все гости натанцевались и обсудили все темы, приходит время расходиться. Хозяев нужно обязательно поблагодарить чудесный вечер. Они приложили немало усилий, чтобы сделать праздник запоминающимся. Если вам действительно понравилось, то не скупитесь на похвалу. Вы можете сказать: «Спасибо за чудесно проведенное время!» или «Ты устроил классный праздник!». Такие слова будет при­ятно услышать, и главное они действительно заслужены.

Гости должны уходить все вместе. Не стоит засиживаться дольше других, поскольку хозяева вечера тоже устали, а им еще предстоит грандиозная уборка. Как вы считаете, стоит ли помогать с уборкой стола гостям?

Ребята отвечают.

Подведение итогов

Учитель. А теперь давайте подведем итог нашему занятию и составим маленькие памятки: первую для гостей, вторую для хозяев. Для гостей:

ходить в гости только по приглашению;

стараться не опаздывать;

приносить подарок;

вести себя достойно;

уходя из гостей обязательно поблагодарить хозяев за приятное времяпрепровожде­ние.

Для хозяев:

предупредить о торжестве заранее;

подготовить праздничный стол до прихода гостей;

следить за ходом вечера, не пускать его на самотек;

всегда быть на виду у гостей.

Конспект классного часа по теме: «Мы идём

в гости»

Тема : «Мы идём в гости»

Цель: формирование знаний и навыков по правилам этикета, понимания необходимости выполнения правил этичного поведения, знакомство детей с правилами гостеприимства и поведения в гостях.

Ход мероприятия.

    Организационный момент:

Сегодня у нас будет необычный классный час, ведь его тема очень интересна, и если вы усвоите полученные знания, то они будут помогать вам в будущем.

II .Сообщение темы и цели классного часа:

И так, кто нам прочитает тему? (Озвучивают тему занятия: Мы идём в гости) . Ребята, скажите мне, пожалуйста, а вы любите гостей? Конечно, любите, ведь в нашей жизни среди приятных событий и эпизодов самыми приятными являются походы в гости. Не менее приятное занятие – приём гостей . Ребята, а какой у нас скоро праздник? Правильно, 8 марта. И именно в ваши праздничные дни вам нужно будет и ходить в гости, и принимать гостей. А умеем ли мы ходить в гости, быть приятными гостями, приглашать к себе, принимать гостей? Я надеюсь, сегодня каждый из вас поймёт, что эти умения очень важны.

Самое главное, ребята, что вы должны брать с собой в гости и дарить своим гостям это доброжелательное отношение и, конечно, хорошее настроение! А вот сейчас я и проверю какие вы доброжелательные. Я буду начинать фразу, а вы должны её закончить:

Пусть не пугают вас ненастья

Мы в жизни всем желаем….. (Счастья)

Друзьями полниться квартира

Мы в жизни всем желаем…..(Мира)

И повторяем вновь и вновь

Пусть всем сопутствует….(Любовь).

    Приход мудрого филина:

А вот к нам сейчас на помощь и спешит мудрый филин, который будет нам сегодня помогать.

Мудрый Филин в этот вечер,

Важно сидя на ветвях,

Рассказать решил на встрече,

Как вести себя в гостях.

Под раскидистой сосной - Филина послушать

Собрался народ лесной – навострили уши.

Все ходили по гостям, это мне понятно.

Было там приятно вам, а другим приятно?

Про хозяев и гостей всё расскажем без затей.

Вы запоминайте и на ус мотайте.

    Правила гостевого этикета:

Ребята, первая снежинка предлагает нам узнать получше про то как нужно приходить в гости.

В гости, милые друзья, вам сказать обязана я,

Ходят, без сомнения, лишь по приглашению.

Если вы пришли незвано – для хозяев это странно!

Раз к себе не приглашали, значит, вас совсем не ждали

Правило. Не приходи в гости без приглашения. (Вывешиваю его на доску)

Ребята, а вы знаете как приглашать гостей? (ответы детей) Верно, но согласитесь, ведь очень приятно получить пригласительную открытку. А что в ней должно быть написано? (обращение, цель приглашения, место праздника, день, время, дополнительные сведения) От того, как вы пригласите, уже будет зависеть настроение ваших гостей.

Филин: Это всё, конечно, хорошо. Но я хочу проверить знания наших ребятишек по правилам пригласительного этикета. Я приготовил вопросы, озвучьте, пожалуйста.

Ну что же, ребята, давайте проверим какие вопросы нам приготовил мудрый филин.

Вас пригласили в гости. Ваши действия. (поблагодарить, спросить разрешения у родителей)

Можно ли приглашать на день рождения по телефону? (можно близких друзей)

Возможно ли опоздание в гости.(неприлично)

Если по какой-то причине ты не можешь принять приглашение, как поступить?(извиниться, объяснить причину отказа)

Как правильно приглашать: за несколько часов до праздника или заранее?(заранее)

Правило. Не приходи раньше назначенного срока.

Филин: Молодцы ребята, пригласительный этикет вы знаете хорошо.

Филин, а давай проверим, знают ли ребята как нужно принимать гостей? Доставайте снежинку.

Вторая снежинка спрашивает вас:

Знаете ли вы, как нужно принимать гостей и правильно принимать подарки?

Чтобы разобраться в этом, посмотрим инсценировку рассказа, который называется «День Рождения».

Собираясь на день Рождения к своей однокласснице Ниночке, ребята приготовили подарки. Наташа вышила красивую салфетку, Славик взял книгу сказок, а Юра – цветы. Пришли ребята к Ниночке домой. Она открывает дверь, встречает их,.

Здравствуй, Нина, - говорят ребята. – Поздравляем тебя с днем рождения, Желаем тебе….

Стойте, – Сказала Нина. – Немедленно снимите обувь, у нас лакированный паркет. А где подарки?

Друзья протянули ей подарки. Говорить им больше ничего не хотелось.

Тоже мне, подарки! – сказала Нина! – да сказок у меня целая полка, а салфеток – 20 штук, и не самодельных, а китайских! Ну ладно, проходите. Только ничего не трогайте, до стен не дотрагивайтесь – еще запачкаете!

Ребята оглянулись и пошли назад к двери.

Подождите, -вскрикнула растерянная Ниночка,- куда же вы?!

Но ребята ушли, не дослушав ее.

Почему ребятам не захотелось говорить добрые слова? Что неправильно делала Ниночка? Как бы вы поступили на месте Нины? (ответы детей)

Я думаю, что таких, как Ниночка из этого рассказа, здесь нет. Давайте послушаем, что нам скажет Филин:

Коль захотел друзей позвать-

Сумей их правильно принять!

Будь приветлив, не стесняйся,

Им почаще улыбайся.

Чтобы гости не скучали

Предложи им выпить чаю.

Не ругайся, не кричи,

Хоть на это сто причин!

Будь общительным, внимательным,

Всем «Спасибо»

Скажи обязательно.

Как гости станут уходить –

Не забудь их проводить!

Правило: Умей правильно принять гостей.

Третья снежинка просит рассказать вам как нужно правильно дарить подарки.

Ребята, в гости все идут с подарками, а какими правилами руководствуетесь вы, выбирая подарок?(ответы детей)

И так вы молодцы, давайте теперь послушаем такой рассказ:

Гости к зайчику пришли и подарки принесли:

Медвежонок – мёда банку, ёж – болотных ягод склянку,

Белка - груду вкусных шишек, кошка – связку серых мышек.

Цапля – лапку лягушонка, а лиса – крыло цыплёнка.

Зайцу стало очень грустно, ведь хотел он лист капустный.

Постарайся не забыть, что кому нужно дарить,

Чтобы сделать всем приятно. Это главное. Понятно?

Правило. Выбирай подарок для хозяина, а не для себя.

Четвёртая снежинка просит рассказать как нужно вести себя в гостях.

Филин: ребята, а что ещё нужно брать с собой в гости и уметь этим пользоваться? В начале занятия вам об этом говорили?

Ребята, это вежливость и доброжелательность. А какие вежливые слова вы знаете? (ответы детей)

А сейчас, я проверю все ваши знания о вежливых словах. Я буду просить вас исполнить задание, но выполнять их надо только тогда, когда я назову «волшебное слово».

Встаньте, пожалуйста!

Поднимите руки!

Будьте добры, похлопайте в ладоши!

Потопайте.

Попрыгайте, пожалуйста.

Будьте любезны, руки вперед.

Опустите руки, пожалуйста.

Будьте добры, наклоните голову вперед.

Наклоните, назад, пожалуйста.

Влево. Вправо.

Будьте любезны, садитесь на свои места.

Ну я вижу, что большинство из вас знает все вежливые слова.

Правило: Бери с собой в гости: отличное настроение, доброжелательность, вежливость.

Ребята, а сейчас давайте разберём ещё одну ситуацию, слушайте внимательно.

Много гостей собралось у котёнка: зайцы, лисята, ежи, два мышонка.

Белочка тоже туда прискакала. Только с гостями она не играла.

Думала: «Раз я к котёнку пришла, пусть он отложит другие дела!

Должен он только со мною играть, только меня за столом угощать!

А остальные пускай отойдут – снова когда-нибудь их позовут.»

Так и сидела упрямо в углу, не побежала с гостями к столу!

И на котёнка тогда обижалась! Мало внимания белке досталось!

Только, ребята, скажу без сомненья: мне не понятно её поведенье.

Каждый хозяин – всем нужно понять- должен вниманье гостям уделять.

Вместе со всеми играть и смеяться! Так что на это нельзя обижаться!

Правило. Не отвлекай внимание хозяина только на себя.

Пятая снежинка просит нас разобраться в правилах поведения за столом.

Итак вот мы пришли в гости и нас пригласили за стол. Ребята, а знаете ли вы правила поведения за столом?

Филин: вот мы сейчас и проверим, для ребят ещё вопросы приготовил.

За сколько минут до начала праздника необходимо прийти в гости? (За 5-10 мин.)

Если Вы опоздали, следует ли объяснять причину опоздания? (Да).

Если Вам сказали: "Дорогие гости, чувствуйте себя как дома", значит ли это, что Вы можете разгуливать по всей квартире, заходить на кухню, в спальню и т.д. (Нет. Это бестактно).

Вас пригласили к столу, как правильно нужно сидеть? (Прямо, ненапряженно, слегка опираясь на спинку стула, руки до еды на коленях или подлокотниках, во время еды локти не ставить на стол).

Ребята, представляете в старину, чтобы приучить детей не ставить локти на стол, под руки клали книги, и если книга падала во время еды, то взрослые детей наказывали лишением сладкого.

Умеете ли Вы правильно пользоваться столовыми приборами? (Нож - в правой руке, вилка - в левой).

Как правильно употреблять в пищу хлеб? (Отламывать от ломтика небольшими кусочками, пальцами левой руки).

Если вам подали горячие отбивные котлеты, Вы их порежете все сразу, или будете отрезать по одному кусочку? (По одному кусочку).

Как правильно пользоваться полотняной салфеткой? (Перед едой салфетку кладут на колени, сложив вдвое сгибом к себе, губы не вытирают, при отсутствии бумажных салфеток полотняную можно лишь приложить к губам)

Ну надеюсь ребята, вы легко усвоите эти правила, а сейчас давайте послушаем что нам скажет филин:

За столом будь аккуратным,

Добрым, вежливым, опрятным,

Ложкой, вилкой не маши,

Хлеб на скатерть не кроши.

Через весь стол ты не тянись,

Хочешь выйти - попросись.

Правило известно всем.

Когда я ем – я глух и нем.

Правило: За столом будь аккуратным, добрым, вежливым, опрятным.

И, наконец, последняя снежинка просит нас разобраться с приветствиями.

Дядя Саша огорчён

Рассказал он вот о чём:

Видел Настеньку, девчонку

Я на улице сейчас.

Настя славная девчонка

Настя ходит в первый класс.

Но давно уже от Насти

Я не слышал слова «здравствуйте»!

А слово-то какое, очень дорогое!

Слова чудеснейшие эти

Услышать каждый очень рад.

Добреют взрослые и дети

Когда повсюду говорят

Слова коротенькие эти

Повсюду слышатся с утра,

Они века живут на свете

Запомнить их давно пора!

Ребята, а знаете ли вы, для чего нужно здороваться? Говоря «Здравствуйте» мы желаем окружающим здоровья. Давайте еще раз повторим, какие слова можно использовать для того, чтобы поприветствовать окружающих? (Доброе утро, добрый день, здравствуйте, привет.) Как нужно здороваться с учителем? Кто должен здороваться первым? Здороваясь с учителем или с любым взрослым человеком, надо называть его по имени отчеству. Помните, ребята, что при этом нужно смотреть в глаза и улыбаться.

Ну что же, ребята, я думаю за сегодняшнее занятие вы усвоили волшебные слова, сейчас мы и проверим.

Филин: Да, я приготовил для вас стихотворение, но к сожалению очень торопился, и некоторые слова из него растерялись. Поможете мне их найти?

Давайте сейчас все вместе вставим пропущенные слова.

Растает даже ледяная глыба от слова тёплого … /спасибо/.

Зазеленеет старый пень, когда услышит … /добрый день/.

Если больше есть не в силах, скажем маме мы … / спасибо/.

Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь … /здравствуйте/.

Когда нас бранят за шалости, говорим … /прости, пожалуйста/.

И во Франции, и в Дании на прощанье говорят... (до свидания)

А теперь давайте послушаем что нам скажет Филин:

Слова: «До свиданья!», «Спасибо», «Простите»,

«Пожалуйста», «Здравствуйте»

Щедро дарите!

Дарите прохожим,

Друзьям и знакомым.

В троллейбусе,

В парке, В школе, И дома.

Слова эти очень

И очень важны.

Они человеку,

Как воздух, нужны.

Без них невозможно

На свете прожить.

Слова эти надо

С улыбкой дарить.

Правило: Дарите всем «волшебные слова»

    Мультфильм:

Филин: Ребята, я принёс вам мультфильм, давайте вместе его посмотрим.

Мультфильм: Вини пух идёт в гости!

Вопросы по мультфильму: правильно ли вёл себя вини пух в гостях? Почему?

    Заключение:

Ребята, я надеюсь вы усвоили наши правила, я вам оставляю памятки, на которых они изложены, надеюсь вы их запомните и тогда вы будите любимым гостем в каждом доме. Всего хорошего вам. До новых встреч .

Цели и задачи

— знакомить детей с правилами поведения в гостях; развивать культуру гостя.

Предварительная работа

Дети готовят игры и конкурсы, которые можно провести на Дне рождения.

Ход классного часа

Беседа о Дне рождения

Учитель . Вы получили приглашение надень рождения друга и стали думать, что же можно сделать приятное. Ведь день рождения — самый любимый праздник.

Все мы любим день рожденья.

И, хоть полон он забот,

Как приятно в день варенья

Старше стать на целый год!

В этот день все чествуют виновника торжества: его окружают вниманием, говорят добрые слова, в его честь слагают стихи и поют песни.

Как же себя надо вести, чтобы не омрачить праздник имениннику?

Дети записывают правила поведения.

Правила поведения в гостях

1. Не опаздывать, а прийти в положенное время.

Чтоб хорошим гостем быть,

Нужно с временем дружить

И являться на порог

Без задержки, точно в срок.

2. Принести подарок и правильно его подарить.

Учитель . На день рождения принято дарить подарки. Каждый знает, как приятно получать в подарок именно то, что ты хочешь, когда дарящий угадывает твое желание.

Бывает и так, как в стихотворении:

Старушке прислали в подарок кофейник,

А пуделю — плетку и медный ошейник.

Довольна старушка, а пудель не рад

И просит отправить подарок назад.

Почему пудель не рад подарку? (Дети отвечают.)

Учитель . Иногда в подарок дарят то, чего самому не нужно. Как вы считает, это вежливо?

Бобренок Борька зря схитрил.

Какая ж это дружба,

Когда ты другу подарил

То, что тебе не нужно?

Тогда подарки хороши,

Когда ты даришь от души.

Как сделать так, чтобы именинник запомнил свой день рождения надолго? (Придумать разные конкурсы и развлечения.)

Игра «Каравай»

Давайте мы выберем именинника и споем ему песенку «Каравай».

Дети встают в круг, в центре — именинник.

Дети.

Как на Танины именины

Испекли мы каравай.

Вот такой вышины,

Вот такой нижины,

Вот такой ширины,

Вот такой ужины.

Каравай, каравай,

Кого хочешь, выбирай.

Я люблю, конечно, всех,

А вот...лучше всех.

Игра «Волшебный стул»

Именинник садится на стул, и все дети начинают говорить о нем хорошее. Можно спеть песню для именинника, например, «Пусть бегут неуклюже» или какую-либо другую.

Учитель . Придумайте свои игры и конкурсы для именинника.

Подведение итогов



Публикации по теме