Профориентационная работа в детском саду. Организация работы в дошкольном образовательном учреждении по ранней профориентации дошкольников материал на тему

Доклад на тему:

«Актуальность ранней профориентации детей».

В каком возрасте ребенок может выбрать для себя кем стать? Обычно вопрос о профессиональном самоопределении начинает возникать только в старших классах в связи с необходимостью выбрать ребенку сферу дальнейшего образования. Однако к этому его можно готовить уже с детского сада.

Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Задача педагогов и родителей – не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст – ответственная и благодатная пора, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. Для него радость бытия, радость познания, радость взросления – обычное состояние. Труд должен войти в жизнь ребенка радостно и помочь в успешном всестороннем развитии.

Э.Ф. Зеер отмечал, что профессиональное самоопределение является важным фактором самореализации личности в конкретной профессии и культуре вообще. Сегодня существует несколько моделей профессионального самоопределения личности. Но в профессиональной ориентации наиболее известна периодизация Е. А. Климова .

Е.А. Климов рассматривает профессиональное самоопределение в качестве одного из важнейших проявлений психического развития человека, как процесс его включения в профессиональное сообщество и более широко – в социальное сообщество. Поэтому каждая стадия профессионального становления личности является уникальной и значимой.

Психолог утверждает, что профессионального становления человека происходит в течение всей жизни. Таким образом, профессиональное становление личности начинается со стадии первичной оптации (или стадии допрофессионального развития ), т.е. развития конкретно-наглядных представлений о мире профессий. Этот этап берет свое начало в возрасте становления самопознания как такового (2 – 3 года) и продолжается вплоть до начала подросткового периода (10 – 12 лет).

На следующей стадии – вторичной оптации – происходит поиск и выбор учебно-профессионального направления и профессии. Такое развитие профессионального самоопределения происходит в подростковом возрасте (до 15 – 16 лет).

На стадии профессиональной подготовки происходит выбор профессионально-образовательного учреждения и самоопределение в рамках профессионального поля (до 23 лет).

Затем приходит стадия собственно самоопределения в профессии (длится от 24 до 75 лет).

Таким образом, к выбору будущей профессии нужно начинать готовить ребенка с дошкольного возраста. Ему необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь.

Социальное самоопределение детей и развитие детской социальной инициативы является на современном этапе одной из главных задач, актуальных, прежде всего, потому, что сейчас на передний план выходит проблема воспитания личности, способной действовать универсально, владеющей культурой социального самоопределения. А для этого важно сформировать опыт проживания в социальной системе, очертить профессиональные перспективы.

Содержание современного дошкольного образования лежит в сфере субъектного опыта ребенка. Образовательный процесс должен включать в себя рациональный и эмоционально – чувственный опыт. Задачей взрослого становится оказание помощи ребенку осознать этот опыт, обобщить его и зафиксировать в обобщенном виде с помощью игровых моделей.

Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы нравственно-трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте. Это привитие уважения к людям труда, к природному и рукотворному миру, в котором детям предстоит жить. Это единственная возможность воспитания в ребенке трудолюбия, сознательного отношения к учению, стремления к созидательной деятельности, что впоследствии становится жизненной позицией человека, главным средством самоуважения, мерой его социальной значимости.

Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в процессе труда. Дети дошкольного возраста способны осознавать сущность деятельности взрослых. Такие знания обеспечивают понимание задач общества и каждого человека, помогают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношение к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданных людьми.

Именно таким путём происходит процесс усвоения ребенком социальных ценностей, социальных требований и норм, принятых в обществе, происходит формирование нравственных основ личности. Это является одной из главных задач воспитания детей дошкольного возраста.

Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. И чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в старшем возрасте.

Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это актуальный процесс в современном мире , который необходимо строить с учетом требований современного образования.

На современном этапе в системе образования происходит процесс модернизации с учётом актуальных тенденций государственной политики. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом. Согласно Закону РФ «Об образовании в Российской федерации» от 29. 12. 2012 №273-ФЗ в статье 64 говорится, что процесс дошкольного образования «направлен на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста» . Особое значение придается дошкольному воспитанию и образованию. В связи с этим перед ДОУ поставлена задача использования современных, эффективных и инновационных средств развития ребёнка. Инновационная деятельность должна ориентироваться на совершенствование учебно-методического, кадрового, организационного, материально-технического обеспечения ДОУ, организации социального партнёрства.

Как правило, профориентация начинается лишь в старших классах общеобразовательных школ. Ребёнок не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий мал, знания о них минимальны и даются эпизодически.

А ведь скрытые резервы профориентации таятся не только в начальном звене обучения, но и на этапе дошкольного детства. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, к примеру, многие в роду работают в этой сфере) , а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.

В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности. В детском саду на данном этапе необходимо создать определенную наглядную основу, окружающую обстановку на которой в последующем будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания.

Создавшаяся ситуация заставила нас по – новому взглянуть на организацию профориентационной работы, начинать которую необходимо сейчас. Чем разнообразнее представления дошкольника о мире профессий, тем этот мир ярче и привлекательнее для него. Основой ранней профориентации является формирование у дошкольников эмоционального отношения к профессиональному миру, предоставление ему возможности использовать свои силы в доступных видах деятельности. Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, актуальный в современном мире. Поэтому назрела необходимость целенаправленной работы с детьми по формированию знаний о труде взрослых, о профессиях родителей.

1. 2. Нормативно-правовое обеспечение инновационного проекта.

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» ;
  • Закон Краснодарского края от 16 июля 2013 года № 2770-КЗ «Об образовании в Краснодарском крае» ;
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4. 1. 3049-13;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155;
  • Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения -детский сад № 11 станицы.

1. 3. Проблема, решаемая в ходе инновационной деятельности. Степень теоретической и практической проработанности проблемы.

Проблема: Недостаточная информированность детей о разнообразии профессий.

2. Цель. Объект инновационной деятельности. Предмет инновационной деятельности. Гипотеза. Задачи.

Цель: - Создать определенную наглядную основу, окружающую обстановку на которой в последующем будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самопознания.

Задачи:

  • Создать в образовательном учреждении материально - технические условия необходимые для реализации проекта (создание мобильной РППС) ;
  • Повысить профессиональный уровень педагогов и развивать умение организовывать совместную групповую деятельность с использованием различных методических приемов и средств, знание и владение современными технологиями социализации дошкольников, нахождение и использование новых образовательных ресурсов, облегчающих решения целей и задач ранней профессиональной ориентации дошкольников, умение создавать собственные дидактические и развивающие материалы;
  • Повысить педагогическую компетентность родителей в рамках совместной работы по реализации Проекта: «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста» ;
  • Разработать методические рекомендации, цикл практических мероприятий по повышению социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста
  • Организовать: экскурсии, встречи, а также тесное взаимодействия с родителями;

Для детей

  • Формировать у детей обобщенные представления о структуре трудового процесса, о роли современной техники в трудовой деятельности человека, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
  • Воспитывать бережное отношение к труду и его результатам;
  • Помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии;
  • Формировать умения отражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления, знания;
  • Стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей.
  • Обогащать РППС (сюжетно-ролевые игры, дидактические игра, книжный материал, альбомы по конкретной профессии и т.д.) специальным оборудованием и игровым материалом согласно своему профессиональному направлению;

Для педагогов

  • Создать и апробировать виртуальные дидактические продукты (виртуальные экскурсии, видеоролики, презентации, игры) для изучения в мобильных интерактивных мастерских;
  • Разработать методическое сопровождение по ранней профориентации детей дошкольного возраста в мире профессий;
  • Разработать совместную работу с родителями по расширению знаний детей;

Для родителей

  • Способствовать проявлению интереса к экскурсиям проводимых для детей;
  • Сопровождать родителей при оказании ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир профессии.
  • Побуждать к активному участию в жизни дошкольного учреждения, в организации экскурсий.

Для социальных партнёров

  • Создать условия и проявления интереса к укреплению партнёрских связей;

Объект - является процесс работы дошкольного учреждения по ранней профориентации.

Предметом - являются формирование наглядной основы, окружающей обстановки ДОУ по ранней профориентации.

Гипотеза исследования: Создание наглядной основы, окружающей обстановки ДОУ является необходимым условием комплексной системы погружения ребенка в мир профессии и создает условия для более эффективного социально-коммуникативного развития ребенка.

3. Теоретические и методологические основания проекта (научно-педагогические принципы, подходы, концепции, положенные в основу проекта) .

Детский сад является первой важной ступенью знакомства дошкольников с профессиями, что не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт, способствует ранней профессиональной ориентации.

Проблема приобщения дошкольников к труду нашла достойное место в работах выдающихся педагогов прошлого. К.Д. Ушинский рассматривал труд в качестве высшей формы человеческой деятельности, в которой осуществляется врожденное человеку стремление быть и жить. Основными задачами воспитания в труде и для труда К.Д. Ушинский считал привитие детям уважения и любви к труду вместе с привычкой трудиться. Для воспитания уважительного отношения к труду необходимо вырабатывать у детей серьёзный взгляд на жизнь и на труд как на основу. В истории развития педагогической мысли подходы к решению проблемы приобщения дошкольников к труду менялись с развитием взглядов на личность ребенка – дошкольника. А. С. Макаренко отмечал, что правильное воспитание – это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни. В современной педагогической науке проблема ознакомления дошкольников струдом взрослых изучали многие ученые: Крулехт М.В., Логинова В.И. Мегедь, В.В. Мишарина, Л.А., Овчаров А.А. Шахманова А.Ш. В вопросе ознакомления дошкольников с профессиями взрослых существуют различные подходы. С.А. Козлова и А.Ш. Шахманова предлагают знакомить детей с тружениками, с их отношением к труду, формировать представления о том, что профессии появились в ответ на потребности людей (нужно довести груз, приготовить обед) . М.В. Крулехт и В.И. Логинова делают упор на формирование представлений о содержании труда, о продуктах деятельности людей различных профессий, на воспитание уважения к труду. Многие педагоги, такие как Н.Е. Веракса и Т.С. Комарова, рекомендуют знакомить детей с видами труда, наиболее распространенными в конкретной местности. Т.И. Бабаева и А.Г. Гигоберидзе рекомендуют не только знакомить с профессией но и с личностными качествами представителей этих профессий. Постепенно вводить детей в мир экономических отношений, формировать у детей разумные потребности на основе соотношения желаний и возможностей семьи. Развивать ценностное отношение к труду. Эти задачи отражены в образовательной области «Социально- коммуникативное развитие» . На сегодняшний день выделены основные направления развития ребёнка, в которых определены образовательные области.

Ранняя профориентация преимущественно носит информационный характер (общее

знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при выполнении посильной работы) .

Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий - это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учётом современных образовательных технологий:

  1. Технология проектной деятельности (Л. С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова) . Проектная деятельность - это деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.
  2. Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр (Д. Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Р.И. Жуковская, А.П. Усова, Н.Я. Михайленко) . Игра - это самая свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я» , творчества, активности, самостоятельности, самореализации.
  3. Технология интегрированного обучения (Л. А. Венгер, Е.Е. Кравцова, О.А. Скоролупова) является для дошкольных учреждений своего рода инновационной. Интеграция–это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность. На основании анализа изученных работ, учёта современных образовательных технологий можно определить цель и задачи работы по ранней профориентации детей.
  4. Информационно-коммуникационные технологии. В современных условиях развитие

человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. В дошкольном учреждении на данный момент это: компьютеры, мультимедийные проекторы, ноутбуки, телевизоры, а также принтеры, сканер, магнитофоны, фотоаппарат, видеокамера.

Применяемые информационно-коммуникационные технологии можно разделить:

  • мультимедийные презентации;
  • виртуальные экскурсии (на предприятия, с представителями профессий, которых знакомят дошкольников) .

Мультимедийные презентации - это наглядность, дающая возможность педагогу выстроить объяснение с использованием видеофрагментов.

В инновационной проекте представлен системный подход по профориентации дошкольников. Данные теоретические выводы, дидактические и методические материалы в практической деятельности можно использовать при разработке программ по профориентации дошкольников.

Изучение особенностей различных профессий будет через прием «погружение в профессию» , посещение рабочих мест, рассматривания наглядной информации профессиональной деятельности, встречи с профессионалами. Вполне логично, что в основу этой системы необходимо положить игровую деятельность как ведущую на этом возрастном этапе, и создать определенные условия для развития игровой деятельности.

Для реализации поставленных задач, привлечены социальные партнеры и с ними заключены договора сотрудничества. Мы считаем, что развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с организациями дает дополнительный импульс для духовно-нравственного развития и обогащения личности ребенка, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства.

4. Обоснование идеи инновации и механизма реализации инновационного проекта.

Основная идея инновационного проекта: Создание в дошкольном учреждении единого развивающего пространства для ознакомления детей с профессиям актуальны для нашей станицы. Так как станица считается небольшой и отдаленной. Большая часть населения трудоустроены за приделами станицы. Для этого направленная сплоченная работа всего педагогического коллектива в деятельность по ранней профориентации. С этой целью создается мобильная РППС удовлетворяющая образовательные потребности по развитию ранней профориентации как в группах, так и в ДОУ с углубленным изучением конкретной профессии.

Согласно возрастным особенностям детей в ДОУ обозначены мастерские, где ребёнок может упражнять себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать добиваться поставленной цели в своей самостоятельности и само деятельности. Мастерская представляет собой специальную РППС с учётом специфики каждой профессии и создаёт условия для игрового сюжета. Мастерская предполагает познакомить детей с многообразием профессий, представить, какими могут быть профессии будущего.

Мастерская «Строители» - представлена строительными конструкторами, нетрадиционными материалами, небольшими игрушками для обыгрывания. Включает в себя все строительные профессии: архитектор, бульдозерист, крановщик, каменщик, плотник, штукатур-маляр, кровельщик и т.д.

Мастерская «Мир на дорогах» - представлена игровыми центрами, стендом в холле детского сада, площадкой со знаками дорожного движения, разметкой дороги. Включает в себя водителей все видов транспорта, службу ГАИ, профессии ремонтных дорожных работ, автомехаников и т.д.

Мастерская «Спасательная служба» представлена центром юного Пожарника, службой МЧС, медицинскими работниками и т.д. игровыми центрами в группах.

Мастерская «Фермерское хозяйство» включает в себя игровые центры в группе. Важным составляющим компонентом является трудовая деятельность детей в огородах на окне детского сада. Игровая деятельность выстраивается с учётом традиций людей, живущих в России, на Кубани. Включает в себя профессии: агроном, садовод, фермер, зоотехник, птицевод, овощевод и т.д.

За каждую мастерскую ответственен воспитатель, который оснащает РППС специальным игровым оборудованием, пополняет дидактическими пособиями, детской литературой, художественным материалом и т.д.

Следует учитывать, что важную роль в процессе социализации играет взаимодействие человека с организациями, как специально созданными, так и реализующими социализирующую функцию параллельно со своими основными функциями (образовательные учреждения) . Здесь происходит нарастающее накопление ребенком соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта имитации такого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм. Поэтому столь важна организация психолого- педагогических условий, в которых ребенок раскрывается как яркая индивидуальность, передает свое видение мира, входит в социальные отношения, осознавая свою ценность и неповторимость.

Социализация, как комплексный процесс, осуществляется на трех уровнях:

  • общение со сверстниками, которое предполагает способность к сотрудничеству, эффективному разрешению конфликтов, совместной деятельности и т.д.;
  • на уровне бытовых норм и правил культурного поведения, т.е. правил этикета;
  • приобщение к жизни в обществе, которая в дошкольном возрасте реализуется через знакомство с различными социальными ролями.

Нами разработана система посещения организаций. В процессе экскурсии дети не только формируют систему знаний, но и приобретают социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях и обогатить свой словарный запас.

Эльвера Батырова
Ранняя профориентация в условиях ДОУ

Мы все знаем, что работа по профориентации активно ведется только в старших классах школы, в лучшем случае в среднем звене. А ведь дошкольное детство таит в себе огромные возможности. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается в том , чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.

В настоящее время в системе образования особое значение придается дошкольному воспитанию и образованию, т. к. детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования.

Свои первые шаги к будущей профессии дети делают в самом раннем детстве . Именно здесь они начинают «примерять» на себя роль врача, продавца, повара, водителя - представителей тех специальностей, с которыми чаще всего сталкиваются в повседневной жизни.

Свою задачу, как воспитателя, я вижу в том, чтобы не только познакомить воспитанников с разнообразным миром профессий , но и помочь детям соотнести свои интересы и увлечения с работой взрослых людей. Чем больше ребенок «примерит» на себя различных профессий , чем больше приобретет знаний, умений и навыков, тем лучше он будет оценивать свои возможности в старшем возрасте. Чем разнообразнее представления дошкольника о мире профессий , тем этот мир ярче и привлекательнее для него.

Я стремлюсь к тому, чтобы мои воспитанники :

Понимали ценность и важность труда. Любой труд предполагает материальное вознаграждение, которое, в свою очередь, гарантирует человеку достойный образ жизни (хорошее жилье, вкусная еда, отдых и т. д.)

Уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда

Были бы готовы трудиться, овладевая необходимыми умениями и навыками. Трудились бы не только потому, что это им нравится или интересно, но и потому, что этот вид деятельности нужен именно сейчас, нужен другим людям

Алгоритм ознакомления с профессией :

Название профессии

Место работы

Материал для труда

Форменная одежда

Орудия труда

Трудовые действия

Личностные качества

Результат труда

Польза труда для общества.

Знакомство с миром профессий будет успешным , если ребенок испытывает радость, положительные эмоции и имеет возможность проявить себя в доступных видах деятельности.

Для того, чтобы работа по ранней профориентации воспитанников была эффективной, необходимо было создать определенную предметно – развивающую среду :

Была создана библиотечка с подборкой книг о профессиях , которую дополнила картотека пословиц, поговорок о труде, загадок, скороговорок, считалок, стихов о профессиях и орудиях труда ; стихов для пальчиковой и артикуляционной гимнастики, физкультминуток; картотека сюжетно – ролевых игр

Были подобраны и самостоятельно изготовлены дидактические, настольно - печатные игры, игры с предметами, словесные игры, демонстрационный материал

Была сделана подборка мультфильмов, видеофильмов, презентаций, связанных с темой «Профессии »

Силами детей и родителей были изготовлены книжки – малышки, подобраны и распечатаны раскраски, оформлен альбом «Профессии наших родителей » ,альбомы «О космосе» , «Профессия пожарный » , «Профессия врач »

Уголок ряжения был дополнен костюмами для сюжетно – ролевых игр : «Доктор» , «Медицинская сестра» , «Продавец» , «Парикмахер» , «Полицейский»

Оснащена коробка с предметами – заместителями

Игра - это самая свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я» , творчества, активности, самостоятельности, самореализации. Поэтому в работе по профориентации воспитанников я часто использую сюжетно – ролевые игры, так как в них сочетаются элементы игры и обучения.

В профориентационной сюжетно-ролевой игре имитируются производственные сюжеты, профессиональная социальная среда , модели профессионального поведения и межличностных профессиональных отношений . В ходе таких игр ранее полученные знания о профессиональной деятельности взрослых преобразуются в доступный для ребенка опыт.

Постепенно побуждаю детей усложнять содержание сюжетно – ролевых игр. Дети часто сами предлагают новые сюжеты, а я помогаю ввести в игру новые роли или специальности (капитан корабля, штурман, матрос, побуждаю детей самостоятельно находить и использовать в игре новые атрибуты (инструменты, техника) .

В сюжетно – ролевых играх воспитанники учатся :

Общению со сверстниками, которое предполагает способность к сотрудничеству, эффективному разрешению конфликтов, совместной деятельности и т. д.

Приобщаться к жизни в обществе, которая в дошкольном возрасте реализуется через знакомство с различными социальными ролями

На уровне бытовых норм и правил культурного поведения усваивать правила этикета;

Еще одним из доступных и действенных способов ознакомления детей с трудом взрослых являются наблюдения и экскурсии. В процессе наблюдений дети получают небольшое количество сведений, поэтому очень важно усложнять содержание представлений : увеличивать объем познавательного материала, изменять и углублять суть наблюдаемых объектов и явлений.

Организовывала экскурсии в медицинский кабинет, в прачечную, на кухню, в бухгалтерию. Также посетили парикмахерскую,магазин,школу,кинотетр. Во время экскурсии обязательно обращала внимание детей на самого работающего человека, его отношение к выполняемой работе, взаимоотношения с другими людьми. Рассказывала о тех качествах, которыми должен обладать представитель данной профессии .

Такое наблюдение за профессиональной деятельностью взрослого положительно влияет на поведение детей, их отношение к людям и вещам.

После возвращения в группу обязательно с воспитанниками обсуждали то, что увидели. Дети делились тем, что особенно запомнилось или понравилось. Любое обсуждение заканчивалось продуктивной деятельностью (рисованием отдельных сюжетов, конструированием, лепкой или аппликацией)

Полноценная работа по ранней профориентации невозможна без встреч с людьми разных профессий . Как правило, на такие встречи приглашаются родители воспитанников. Если есть возможность, то они приносят свою спецодежду, в доступной форме доносят до детей информацию о своей профессии . В свою очередь, дети имеют возможность задать и получить от взрослых ответы на интересующие их вопросы.

Проводимая работа по ранней профориентации позволила ненавязчиво подвести детей к выводу о том, что любой труд или профессиональная деятельность являются важными, нужными и значимыми в жизни человека.

Библиотека изображений:

ПРОЕКТ

«ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА В ДОУ»

воспитатель I квалификационной категории Шакирова А.М.

2016 год

«Профориентационная работа в условиях ДОУ»

в МБДОУ «Детский сад № 9»

Профессиональное самоопределение и профессиональная ориентация – разные понятия. Если профессиональное самоопределение можно упрощѐнно представить как процесс принятия решений в профессиональной сфере жизни, то профессиональная ориентация (профориентация) представляет собой систему мер, направленных на оказание помощи человеку любого возраста в осознанном выборе (подборе, смене) профессии, обеспечивающих свободный выбор предстоящего профессионального пути. Такой комплекс мер разрабатывается на основе кадровой политики страны в целом, отрасли, региона, конкретного предприятия или организации, и реализуется специалистами (профориентаторами, педагогами, психологами) через различные занятия и мероприятия (экскурсии, игры, беседы и т. п.).

Профориентационные мероприятия для детей дошкольного возраста являются составляющими ранней профориентации, целью которой является допрофессиональное самоопределение дошкольников. Ранняя профориентация призвана:

Дать ребенку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях;

Сформировать у ребенка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру;

Предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности; с тем, чтобы позже, в подростковом возрасте, ребенок смог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя при выборе профессии более уверенно.

На практике ранняя профессиональная ориентация в дошкольной образовательной организации заключаются в создании и реализации комплекса психолого-педагогических средств, методов воздействия на личность ребенка с учетом его возрастных особенностей, направленных на зарождение профессионально ориентированных интересов и склонностей, а также в создании соответствующей предметно-развивающей среды. Кроме того, ранняя профориентация включает в себя информационные консультации для родителей, которые направлены на приобщение родителей к совместной с дошкольной образовательной организацией работе по ранней профориентации детей.

Цель проекта: выстраивание в образовательном учреждении целенаправленной, систематической работы по ранней профессиональной ориентации детей.

Задачи проекта:

Задачи работы с детьми 5-6 лет:

Расширять и систематизировать представления о труде взрослых, материальных и нематериальных результатах труда, его личностной и общественной значимости;

Расширять и систематизировать представления о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека;

Формировать первоначальные представления о труде как экономической категории;

Формировать представления о различных сторонах трудовой деятельности детей средствами художественной литературы;

Систематизировать знания о труде людей в разное время года;

Знакомить с трудом людей рабочих профессий: повара, каменщика, плотника, слесаря, штукатура-маляра и т.д.

Задачи работы с детьми 6-7 лет:

Расширять и систематизировать представления о различных видах труда взрослых, связанных с удовлетворением потребностей людей, общества и государства (цели и содержание вида труда, некоторые трудовые процессы, результаты, их личностную, социальную и государственную значимость, представления о труде как экономической категории);

Расширять и систематизировать представления о современных профессиях;

Расширять представления о профессиях, связанных со спецификой местных условий;

Расширять представления о роли механизации в труде, о машинах и приборах – помощниках человека;

Формировать представление о видах производственного труда (шитье, производство продуктов питания, строительство) и обслуживающего труда (медицина, торговля, образование), о связи результатов деятельности людей различных профессий.

Мероприятия по проведению профориентационной работы

с участниками образовательного процесса

сентябрь

Разработка плана мероприятий по проведению профориентационной работы с детьми

старший воспитатель

октябрь

Экскурсии в Пожарную часть и в Центральную детскую библиотеку

ноябрь

Экскурсии по детскому саду (знакомство с профессиями плотника, дворника, прачки, повара, логопеда, психолога и т.д.)

стар. воспитатель, воспитатели старших и подготовительных групп

декабрь

Экскурсии в ветеринарную клинику «Айболит» и в Школу искусств

стар. воспитатель, воспитатели старших и подготовительных групп

январь

Конкурс чтецов «У каждой профессии запах особый…»

Встречи с работниками железной дороги, дорожной и газовой служб

стар. воспитатель, воспитатели старших и подготовительных групп

февраль

Конкурс рисунков «Мой папа на работе»

Фотовыставка «Я у папы на работе»

Встречи с сотрудниками ОГИБДД и РОВД Агрызского района

стар. воспитатель, воспитатели старших и подготовительных групп

Март

Конкурс рисунков «Моя мама на работе»

Фотовыставка «Я у мамы на работе»

Встречи с работниками строительной отрасли, лесного хозяйства и СМИ

стар. воспитатель, воспитатели старших и подготовительных групп

апрель

Экскурсии в продуктовый и цветочный магазины, в парикмахерскую, в мастерскую по ремонту обуви

стар. воспитатель, воспитатели старших и подготовительных групп

Май

Экскурсии в поликлинику и в школу

стар. воспитатель, воспитатели старших и подготовительных групп

в течение года

Обновление и дополнение сюжетно-ролевых и литературных центров, дидактических игр; беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, картин, фото- и видеопрезентаций, фильмов на ООД и в режимных моментах на соответствующую тематику.

воспитатели старших и подготовительных групп

Ресурсное обеспечение проекта

Материально-техническое обеспечение:

    музыкальный зал, групповые комнаты ДОУ;

    мультимедийные средства, компьютеры;

    художественная литература, папки с иллюстрациями и картинами, фото- и видео презентации и фильмы на соответствующую тематику.

Реализация проекта осуществляется с участием МКУ «Управление образования», Центральной детской библиотеки г. Агрыз, Пожарной части, ветеринарной клиники «Айболит», Детской школы искусств, ОГИБДД и РОВД Агрызского района, поликлинику АЦРБ, СОШ №3 и т.д.

Временное обеспечение:

Ожидаемые результаты реализации проекта

Реализация обозначенных задач позволяет к моменту завершения дошкольного образования достичь следующих результатов:

Ребенок знает о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых;

Называет профессии разных сфер экономики;

Различает профессии по существенным признакам;

Называет профессионально важные качества представителей разных профессий;

Выделяет структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты, трудовые действия, результат);

Объясняет взаимосвязь различных видов труда и профессий;

Объясняет роль труда в благополучии человека;

Имеет представление о семейном бюджете и назначении денег;

Моделирует в игре отношения между людьми разных профессий;

Участвует в посильной трудовой деятельности взрослых;

Положительно относится к трудовой деятельности, труду в целом;

Демонстрирует осознанный способ безопасного поведения в быту.

Ранняя профориентация ребенка, по мнению многих педагогов, должна происходить в стенах дошкольного учреждения. Именно в образовательных программах дошкольных образовательных учреждений прописана задача об ознакомлении детей с трудом взрослых, в рамках которого и происходит знакомство детей с профессиями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Ранняя профориентация дошкольников в ДОУ»

Главная цель ранней профориентации детей - это развить эмоциональное отношение ребенка к профессиональному миру, дать возможность проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности и профессий. Получая такие знания, у ребенка, во-первых, формируется навык труда, складывается уважительное отношение к труду взрослых разных профессий; во-вторых, расширяется его кругозор, и наконец, способствует раннему проявлению у ребенка интересов и склонностей к конкретной профессии. Следовательно, задача знакомства детей с профессиями подразумевает подготовку ребенка к тому, чтобы он в свое время смог смело вступить в самостоятельную жизнь и конкретно выбрать свой путь профессиональной деятельности, то есть речь идет о профессиональном самоопределении. В детском учреждении происходит, непосредственно, самоопределение ребенка, так как оно не связано с выбором и освоением профессии, а готовит и подводит к этому. Таким образом, основной целью является постепенное формирование у ребенка готовности самостоятельно планировать, анализировать и реализовывать свой путь профессионального развития.

Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду. Трудами таких исследователей, как Я.З. Неверович, Д.Б. Эльконин, В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова, Д.В. Сергеева, А.А. Люблинская и др. заложены основы отечественной теории трудового воспитания. Её суть сводится к тому, что в дошкольный период детства можно и нужно формировать общие компоненты трудовых действий (умение планировать, действовать целесообразно, заранее представлять результаты своих действий); труд – это основа самореализации личности, пробуждение в ней творческого начала. В силу возрастных особенностей ребенок не может трудиться профессионально, создавая материальные и духовные ценности. Труд – не самоцель, а его значение – в воспитательном воздействии на личность ребенка. О необходимости профориентации детей дошкольного возраста отмечали в своих исследованиях Н.Н. Захаров, Е. Гинзберг, Д. Сьюпер, Е.Н. Землянская, С.Н. Чистякова, Е.А. Климов и др. Данные авторы уделяли внимание этапам формирования профессионального самоопределения, возможностям выбора предпочитаемых профессий детьми. В исследованиях В.И. Логиновой, Л.А. Мишариной, С.А. Козловой, А.Ш. Шахматовой и др. по проблеме ознакомления детей с профессиями взрослых раскрывается то, что детям доступна система элементарных представлений, базирующаяся на ключевом, стержневом понятии, вокруг которого и выстраивается информация. Самым сложным для дошкольника является осознание труда взрослых. Они легче выделяют его общественную значимость в деятельности тех людей, профессии которых им знакомы, чем само содержание профессиональной деятельности. Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение и для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества. Знание о труде, мотивах, направленности труда, отраженные в образах, уже в дошкольном возрасте начинают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношения к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданным людьми

По мнению А.Н. Леонтьева, именно у детей старшего дошкольного возраста появляется способность оценивать деятельность другого человека, сравнивать себя с другими. В данном возрасте появляется непосредственный интерес к миру взрослых и к различным видам их деятельности. Если в младшем дошкольном возрасте осуществляется простоподражание, имитация трудовым действиям взрослых, то уже в старшем дошкольном возрасте дети обладают знаниями об отдельных профессиях и всем тем, что связано с ними. В практике дошкольных учреждений накоплена определенная совокупность методов, способствующих формированию у детей представлений о профессиях взрослых. Сюда относится экскурсия, беседа, чтение детской художественной литературы, наблюдение конкретных трудовых действий людей разных профессий, экспериментирование с разными материалами и, конечно же, игра.

Игра – это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Большое количество своего времени дети проводят за игрой. Следовательно, игра является ключевым средством формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях взрослых. Основным видом игры, где непосредственно осуществляется ознакомление детей с профессиями взрослых, является сюжетно-ролевая игра. Именно в старшей группе дошкольного образовательного учреждения разворачивается настоящая, содержательная и насыщенная сюжетно-ролевая игра. В сюжетно-ролевой игре происходит воспроизведение детьми взрослого мира. Здесь они создают воображаемую ситуацию, перевоплощаются в образы окружающих его взрослых, беря на себя их роли, и выполняют его в созданной ими игровой обстановке.

Основная черта сюжетно-ролевой игры – это самостоятельность детей. Они сами выбирают тему игры, определяют линии сюжета, берут на себя роли, решают, где развернуть игру и т.д. При этом дети свободны в выборе средств для создания своего образа. Например, взяв в руки любую книгу и палочку «указку» он может стать учителем в школе. Такая игра фантазии и свобода в реализации замысла игры позволяет ребенку ощутить себя частью взрослого мира, вжиться в любую профессию, которые в реальной жизни ему еще не скоро будут доступны.

Содержание игры помогает осознать основные мотивы и цели профессиональной деятельности взрослых. Другая особенность сюжетно-ролевой игры в том, что она носит творческий характер. Творческие способности детей проявляются уже в том, что они создают замысел и разворачивают сюжет игры. Творчество в данном виде игры выражается еще и тем, что дети изображают профессии взрослых с собственной точки зрения, то есть, как они видят его, но при этом она ограничивается игровыми правилами. Сюжетно-ролевая игра является коллективной игрой, в процессе которой дети сами устанавливают игровые правила, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения.

Дети старшей группы воспроизводят в игре не только трудовые действия взрослых, но и взаимоотношения людей в работе. В старшем дошкольном возрасте, например, конструкторская игра начинает превращаться в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок конструирует, создает, строит что-то полезное, нужное в быту. В таких играх дети усваивают элементарные трудовые умения и навыки, познают физические свойства предметов, у них активно развивается практическое мышление. В игре ребенок учится пользоваться многими инструментами и предметами домашнего обихода. У него появляется и развивается способность планировать свои действия, совершенствуются ручные движения и умственные операции, воображение и представления. Наряду с играми предыдущих лет, дети этого возраста охотно играют в более сложные игры, отражая характер работы представителей разных профессий, их взаимоотношения. В подготовительной к школе группе ознакомление с трудом взрослых значительно усложняется и требует применения более разнообразных методических приемов. Задача педагога – вызвать у детей желание узнать как можно больше об интересующей их профессии. Формируя активный интерес к трудовой деятельности взрослых, следует обратить внимание на представления детей о нравственной стороне труда: какую пользу приносят родители своим трудом? Для чего все люди работают? Постепенно дети проникаются сознанием того, что люди, выполняющие на одном предприятии разную работу, участвуют в общем деле. В играх педагог изучает каждого ребенка, его интересы, индивидуальные способности, следит за его переживаниями, с тем, чтобы найти правильные пути и средства развития его личности, что и может явиться первой ступенью профориентации ребенка-дошкольника.

Поэтому знания о труде взрослых должны занимать одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада. Кроме того ознакомление детей с трудом взрослых и отдельными профессиями должно осуществляться не на уровне отдельной задачи, а как целостный органический процесс. Социализация ребенка-дошкольника проводится в большей степени через игру как самый близкий, доступный, интересный для детей вид деятельности. Решение задач по ознакомлению с трудом взрослых строится на игровой основе. Сюжетно-ролевая игра позволяет конкретизировать и расширять представления детей о разнообразной деятельности взрослых, их взаимоотношениях с другими людьми, о профессиях, используемых орудиях труда и пр. Игра - отражение жизни. В играх есть возможность воспитывать уважение к трудовому усилию, показать полезность результата труда для окружающих людей, вовлечь детей в трудовой процесс, так как игра и труд часто естественно объединяются. В правильно организованной игре есть возможность для формирования качеств личности, необходимых для осуществления успешной трудовой деятельности в будущей взрослой жизни: ответственность за порученное дело, планировать и согласовывать свои действия с партнерами, умение справедливо разрешать спорные вопросы. Игра помогает формировать у детей привычку трудиться, дает радость творчества, радость созидания. Создавая своими руками необходимые для игры атрибуты, ребенок открывает и развивает свои способности, на этой основе рождается его увлеченность, иногда призвание, мечта. Подготовка к играм в профессии идет везде, где только ребенок может ознакомиться с теми или иными качествами специальностей, накопить необходимый объем информации, пусть даже минимальный, но исходя из которого, уже можно воссоздать в игре отдаленное подобие данного вида человеческой жизнедеятельности.

Таким образом, через игру закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду. Сюжетно-ролевую игру с функциональной точки зрения можно рассматривать как подготовку ребенка к участию в общественной жизни в различных социальных ролях.

На основе сказанного выше следует, что сюжетно-ролевая игра – основной вид деятельности детей, в которой они отражают полученные знания о профессиях, это ведущее средство воспитания необходимых для трудовой деятельности черт характера: общительность, стремление с другими детьми осуществлять свои замыслы, умение сообща жить и работать. Содержание игр и выполнение роли в ней, подчинение правилам поведения и развитие игровых и действительных взаимоотношений, согласование действий с другими играющими и оказание друг другу помощь, - все это способствует формированию у детей нравственных качеств, дружеских взаимоотношений, что так необходимо в дальнейшей профессиональной деятельности человека.

Польза сюжетно-ролевой игры заключается и в том, что она эмоционально насыщена. А если игровая деятельность доставляет радость и удовлетворение ребенку, то это является положительным стимулом для освоения чего-то нового или закрепления ранее приобретенного знания о профессиях. Таким образом, сюжетно-ролевая игра является проводником детей старшего дошкольного возраста в профессию взрослых.




Публикации по теме