Простые советы по обучению ребенка завязыванию шнурков. Как быстро и просто научить ребенка завязывать шнурки: нехитрые правила обучения

Научить ребенка завязывать шнурки не так легко как кажется на первый взгляд, но если постараться проявить терпение и настойчивость, то все обязательно получиться! Для нас взрослых, это действие кажется элементарным, но для детей научится завязывать шнурки все равно, что обучится китайской грамоте. Чтобы ее понять и постичь, нужны регулярные тренировки.

С какого возраста ребенок должен самостоятельно уметь завязывать шнурки?

Обучение нужно начинать уже с 5-6 лет. То есть в дошкольном возрасте. Ведь когда ребенок будет сам переобуваться или завязывать развязавшиеся шнурки, вас не будет рядом, и вы не сможете подсказать или помочь. Он должен уметь сам с этим хорошо справляться. Поэтому желательно, чтобы перед школой, ребенок учил не только буквы и цифры, но так же элементарные навыки самообслуживания. А вот занятия в игровой форме стоит начать уже с 4-х летнего возраста.

Очень хорошей тренировкой для завязывания шнурков, является развитие мелкой моторики. Игры с прищепками, лепка из пластилина, пальчиковое рисование способствуют развитию чувствительности и ловкости пальчиков. Еще один отличный способ подготовки в игровой форме — различные шнуровки и продевание ниток в дырочки.

Сделайте дома специальный тренажер для шнурования. На картонке нарисуйте форму двух кроссовок и продырявьте дырочки на месте шнуровки, проденьте туда настоящие шнурки. Таким образом ребенок каждый день не торопясь, в спокойной обстановке будет разрабатывать навыки завязывания шнурков.

Начать обучение стоит с подготовки. Ведь некоторые детки даже путаются между левой и правой ногой, какой ботинок, на какую ногу одевать. Поэтому прежде, чем приступать к обучению завязыванию шнурков, научите его различать стороны и не путаться в обуви. Чтобы, ребенку удобней было различать обувь для правой, и левой ноги сделайте веселые подсказки. Возьмите любую наклейку среднего размера, разрежьте ее пополам и наклейте соответственно левую сторону внутрь левого ботинка, а правую на правый ботинок. Так малыш легко сориентируется в обуви, и не будет путаться, на какую ногу, какой ботинок обувать.

Существует несколько способов для завязывания шнурков

Начните с самого простого завязывания начального узла. Взять в каждую руку по шнурку и натянуть их на себя. Далее скрестить их, наложив один на другой. Кончик верхнего шнурка продеть в образовавшуюся арку. Затем стягиваем в узел, потянув их в разные стороны.

Чтобы ребенку было веселей и легче запомнить порядок действий, расскажите ему коротенькую историю про зайчика.

Зайчик-попрыгайчик бежал по дорожке, он обежал дерево вокруг и забежал в свою норку. А затем делаем бантик. Затягиваем узел и делаем два ушка как у зайчика, переплетаем их между собой и завязываем бант.

Способом посложней является завязывание на одну петлю. Завязываем начальный узел, а затем вместо двух петелек, делаем одну. Пропускаем свободный шнурок поверх петли в образовавшееся колечко и затягиваем. Узел, завязанный таким способом, будет намного крепче и дольше держаться.

Дети быстро схватывают новую информацию и любят повторять за взрослыми. Поэтому даже такая не простая задача как научиться завязывать шнурки может стать простой. Главное заинтересовать ребенка, показывая развивающие мультики, давая шнуровать игрушечные крупные шнуровки и развивать желание стать самостоятельным и взрослым. Тогда дети с легкостью справляться с любым навыком.

Прежде чем приступать к урокам , ребенка необходимо заинтересовать данным процессом, он должен захотеть научиться.

Легче всего это сделать, купив яркую красивую обувь. Особенно такой способ поможет мотивировать девочку.

Еще можно предложить ребенку пойти в какое-то интересное место (зоопарк, парк аттракционов, цирк), но лишь после того, как малыш сможет самостоятельно обуться. Либо подобрать другую мотивацию, наиболее подходящую именно вашему чаду.

Теперь нужно правильно показать весь процесс . Лучше всего завязывать шнурки, стоя позади ребенка и держа свои руки у него перед глазами. Зеркальный показ только запутает малыша.

Каждое новое действие необходимо объяснять словами. Некоторые педагоги советуют показать несколько способов шнурования, из которых ребенок сам выберет подходящий.

Используя метод подражания можно добиться быстрых результатов .

Медленно показываем каждый шаг процесса, который малыш тут же повторяет.

Это наиболее эффективный метод обучения, потому что ребенку не нужно сразу запоминать весь объем информации, и он может сосредоточиться на одном действии.

Родитель же сразу увидит тот момент, который трудно дается ученику.

После того, как малыш правильно воспроизведет весь процесс завязывания шнурков вместе с обучающим, он должен попробовать повторить навык уже самостоятельно .


Если ребенку никак не дается умение целиком , попробуйте начать с малых шагов. Можно взять веревку потолще (например, ленту для волос или яркий пояс) и просто предложить завязать на ней узел, потом сделать бантик.

После того, как малыш освоит это упражнение, переходить непосредственно к шнурованию обуви.

Существует замечательная методика , основанная на особенностях детского мышления.

Дети намного быстрее осваивают знания, поданные в виде песенки или игривого стишка.

Вы можете придумать свой или воспользоваться песней из мультфильма «Губка Боб Квадратные штаны»:

Пытаешься вязать шнурки?
Не парься – это пустяки!
Возьми шнурок, петля, крючок,
Ура! Выходит узелок!
Теперь их нужно затянуть,
Сюда продеть и повернуть.
Петля, ушко и вот — обувка не спадет!

Если не получается сочинить стишок – может помочь сказка в прозе. Главное, создать у ребенка правильные ассоциации на каждое последующее действие.

Барбоскины — 17 Серия. Шнурок

Варианты завязывания шнурков

Их существует великое множество, но, конечно, в начале обучения стоит подобрать один из самых простых. Вот самые элементарные.

Первый способ

Сделать петельку только на одном шнурке, а другой продеть в подготовленное ушко, но высунуть с другой стороны не до конца. В итоге сразу получится бантик.

Второй способ

Завязать простой узелок. Затем сформировать петельки на обоих шнурках и тоже завязать их в узелок.

Выбрав подходящий способ , не перескакивайте на другой после первого же удачного урока. Только закрепив полученный навык можно переходить к обучению другим вариантам.

Чего нельзя делать

Бросать занятия после одного урока . Чтобы хорошо закрепить умение, тренировки должны быть постоянными и систематическими. В противном случае, малыш быстро забудет полученный навык.

Мешать ребенку учиться самостоятельно, лезть с советами и практической помощью, если малыш не просит.

Ругать ребенка , если у него не все получается так, как надо. Стыдить и насмехаться когда малыш ошибается, путается или совсем ничего не понимает. Этим можно добить только стойкого нежелания обучаться процессу и развития комплекса неполноценности.

Настаивать на своем способе , в то время как ребенок придумал другой, более легкий и удобный для него. Вы в зародыше убьете желание творчески мыслить и самовыражаться.

Сравнивать его с другими детьми , особенно в неприятном для него ключе. «А вот Вася с первого раза научился правильно завязывать шнурки!»

Откладывать занятия до более подходящего возраста, если ребенок хочет научиться уже сейчас. Раз у малыша возникло подобное желание – выберите время и начните обучение.

Во время обучения каждый раз изменять словесные комментарии .

Нужно постоянно повторять одни и те же пояснения, чтобы не запутать ребенка еще больше.

В данном случае ваша креативность выйдет боком.


Настаивать на обучении , когда малыш категорически отказывается продолжать процесс усвоения навыка. В этом случае необходимо на время отказаться от учебы, переключиться на что-то другое и повторить попытку позже. Иначе вы добьетесь негативной реакции и полного нежелания что-то делать.

Игнорировать успешные результаты обучения. Хвалить малыша необходимо как можно чаще и не только за весь процесс полностью, но и за каждый удачный шаг. Таким образом вы подтолкнете его к дальнейшим успехам. Ребенок будет стараться заслужить еще больше похвалы.

Хвалить просто так , до того, как малыш хоть что-то сделал. Хитрый ребенок быстро поймет, что ему вообще не нужно стараться – все и так им восхищаются.

Продолжать обучение, когда ученик явно устал и просит отдохнуть. Вы опять же выработает отвращение к учебе в целом и завязыванию шнурков в частности.

Вместо заключения

А что делать родителям , чьи дети хотят научиться, стараются и ну никак не могут освоить процесс завязывания шнурков?

Если малышу 4-5-6 лет , отвлеките его на какое-то время, займите чем-то другим. Вернетесь к шнуркам попозже, спустя 3-6 месяцев.

Другое дело, когда научиться не может школьник 8-9 летнего возраста . В этом случае стоит обратиться к специалистам и пройти предложенное обследование, чтобы исключить какие-то расстройства и проблемы.

Процесс завязывания шнурков достаточно сложный и трудоемкий для малолетнего исследователя. Не всё может получиться сразу и навсегда.

Родителям стоит запастись любовью и терпением и не отчаиваться при неудачах малыша. Москва тоже не сразу строилась.

Современная индустрия дает нам уникальную возможность выбора всевозможной обуви на липучках, молниях, а то и вовсе без каких-либо застежек. Однако вопрос, как научиться завязывать шнурки бантиком, остается уникальным. Давайте разберемся, как пояснить эту премудрость самым маленьким.

С какого возраста начинать обучение

По разным источникам, учиться завязывать шнурки можно с 3-6 лет. В этот период у ребенка формируется мелкая моторика рук, а завязывание шнурков как раз способствует ее развитию. Каждый человек строго индивидуален, потому для одного завязывать тесемки в садике – это не проблема, когда для другого еще перед школьными годами тема остается актуальной.

При этом у девочек это получается чуть раньше, чем у мальчиков. Это связано с тем, что малышки развиваются быстрее сверстников, что является нормой. А вообще, не торопитесь, ведь завязывать шнурки , а до этого не стоит волноваться.

Чтобы верно определить возраст готовности к обучению, первый раз покажите ребенку это нехитрое дело в игровой форме. Если он заинтересован, но у него не получается, продолжайте играть. Однако в случаях, когда чадо психует, отказывается, нервничает, отложите вашу затею до лучших времен.

Лучшие методики

Шнуровка для детей

Познакомить с тесьмой можно гораздо раньше, чем вы впервые покажете самый просто узел-бантик. В детских магазинах широко представлены разнообразные игрушки в виде сапожка, пуговок, домиков, фруктов и так далее.


Украшаем ножки

В этом вам могут помочь яркие красочные ленточки. Посадите ребенка на диван или ковер и предложите малышу украсить свою ножку бантиком. Научите его сначала завязывать простой узел, а когда малыш овладеет этим навыком, продолжите обучение.

Игра – наше все

Игровая форма – это лучшее, что можно придумать для усвоения информации ребенком. Так что давайте смастерим обучающую игрушку.


Вам потребуется

  • Картон;
  • Ножницы;
  • Пара шнурков;
  • Краски, фломастеры

Пошаговое создание

  1. Нарисуйте на картоне пару обуви, она может очень напоминать ту, что носит ваше чадо, а может выглядеть совершенно уникально и даже волшебно. Главное – заинтересовать малыша.
  2. Разрисуйте яркими красками или фломастерами вашу заготовку, наметьте места, где будут просовываться ленты.
  3. Ножницами сделайте отверстия, просуньте ленточки и завяжите их, как на обычной обуви.
  4. Теперь на игрушке можете показать ребенку, как правильно завязывать ниточки и тесемки, а затем попросите его повторить за вами. Конечно, малыш будет путаться, у него иногда не будет получаться, движения будут медленными и неаккуратными. Не торопитесь переделывать все за ребенка, пусть он самостоятельно, методом проб и ошибок научится это делать.


Сказка

Вы, конечно, можете объяснять сухим русским языком простые и понятные вещи, но ребенку, привыкшему к историям и сказкам, куда проще будет запомнить материал в более непринужденной форме.

Для того, чтобы сделать базовый узел, расскажите малышу такую сказку: «Жили-были два червячка Лу и Ли. Однажды они встретились, крепко-крепко обнялись и не захотели расставаться». Одновременно с этим показывайте, как завязать простой узел.

Если малыш освоил это нехитрое дело, попробуйте усложнить задачу, поведав историю о двух братцах-зайчиках. «Жили-были два братца-зайчика и звали их Левый и Правый», – завяжите обычный узелок. «Левый предложил Правому интересную игру», – сложите левый шнурок в петельку. «А Правый с удовольствием согласился», – правый так же складываем в петельку. «Им очень понравилась игра!» – завяжите петельками узелок, чтобы получился бантик.

От теории к практике

  • Если вы считаете, что ваше чадо уже вполне готово учиться на своей обуви, пробуйте. Купите ему новенькие кроссовки, например, или вымойте те, что имеются, уютно расположитесь на диване или ковре и приступайте. Сначала расскажите, как правильно это делать, затем покажите в очень медленном темпе, попутно еще раз описывая весь материал. Предложите ребенку повторить за вами, направляйте его, помогайте и указывайте на ошибки, но только ласково и нежно.
  • Со временем, когда у малыша будет хоть немного получаться, доверяйте ему завязывание шнурков перед походом на улицу. Каждодневная практика незамедлительно принесет свои плоды. Кроме того, это отличная мотивация носить яркую и красивую обувь.


Есть и другой вариант

Предложите выйти на прогулку, в зоопарк или в парк. Встаньте сзади малыша, чтобы он четко видел ваши руки не в зеркальном отражении (это собьет с толку) и поэтапно, поясняя свои действия, завязывайте бантик-узелок.

Убедившись, что кроха внимательно наблюдал за вами, предложите сделать то же самое на втором кроссовке или кеде. Не ругайтесь и не нервничайте, дайте ребенку время, чтобы сообразить и сделать все правильно.

  • Покажите ребенку этот легкий и быстрый способ завязать шнурки. Разбейте обучение на два этапа. В первом поясните, что нужно взять две ниточки, скрестить их, а затем в образованную арку просунуть один из концов. Сложите две петельки, скрестите их и проденьте одну под другой. Осталось затянуть, и готово.
  • Запомните, каждый малыш развивается по-своему, и если у соседской малышки в 3 годика все получилось, это не значит, что ваш ребенок должен уметь то же самое.

Не подгоняйте свое дитя, не суетитесь и не переделывайте все вместо него. Во-первых, вы только усугубляете ситуацию, во-вторых, ребенок попросту не захочет учиться, будет психовать и нервничать вместе с вами.


  • Не мешайте малышу. Он должен самостоятельно разобраться с тесьмой. Ваша задача – мягко направлять, но не перенимать инициативу в свои руки.
  • Мотивируйте различными способами. Все детки стремятся поскорее вырасти, вот и расскажите малышу, что в школе каждый уважающий себя взрослый владеет завязыванием шнурков. Увидите, ваше чудо с удовольствием засядет за это занятие, чтобы стать старше в глаза сверстников. А теперь можно —научить ребенка кататься на коньках—.
  • При этом не сравнивайте его успехи и успехи знакомых. Это, конечно, может подначивать интерес, но для некоторых детей, вопреки желаниям родителей, такой метод абсолютно не работает.

Не откладывайте занятия, если ваша непоседа хочет научиться уже сейчас, и наоборот, не заставляйте, если противится и брыкается.

  • Развивайте мелкую моторику с рождения. Для этого вам поможет пластилин, всевозможные игры с пальчиками и игра с сыпучими веществами: просо, бусинки, пуговки. Внимание: обязательно наблюдайте за ребенком, ибо он очень любопытен и все тянет в нос и рот.
  • Купите пару разноцветных шнурков, тогда ребенку будет гораздо веселее и интереснее обучаться, а еще он будет стремиться выбежать на улицу, чтобы показать своим друзьям красивые тесемки.
  • Начинайте обучение на плоских разноцветных шнурках и тесемках. Их проще завязать в узел.
  • Не бросайте занятие после первой неудачи. Ошибки – это путь к развитию. Объясните это и помогите достичь этой цели.

Как научить ребенка быстро завязывать шнурки – видео

Из этого видео вы узнаете еще один интересный способ, как быстро завязать бантик на шнурках. Он точно понравится вашему малышу. Ну правда, кто не любит мультики? Игровая форма – лучший способ донести что-то до ребенка, а если это делают полюбившиеся персонажи, малыш не только научится, но и получит удовольствие.

Оказывается, завязать шнурки не так уж и сложно. Нужно только немного усидчивости и желания. Расскажите нам в комментариях, а вам понравились эти способы? В каком возрасте ваш малыш заинтересовался сей премудростью?

Такое простое умение, как завязывание шнурков, для современных детишек, которые привыкли к обуви на липучке или молнии, представляется трудной задачей.
Как научить ребенка завязывать шнурки? Ведь школьная обувь, как и спортивная, такая как кеды или кроссовки, лыжные ботинки, коньки и берцы, предполагает умение шнуровать и завязывать шнурки. А детсадовские воспитатели советуют родителям приобретать обувь без шнуровки, чтобы малыш мог сам с ней справляться.

В первый раз, встретившись с трудностями при завязывании шнурков, родители становятся перед дилеммой: продолжать покупать обувь без шнуровки, или попробовать научить ребенка завязывать шнурки самому. Тем родителям, кто предпочел второй способ решения проблемы, постараемся помочь нашими советами.

Развитие мелкой моторики пальцев

Если родители по мере взросления малыша занимались с ним упражнениями на развитие мелкой моторики рук, то для него освоение такого нехитрого навыка, как шнуровка, не будет сложным.

В арсенале педагогов и методистов есть особые игры, направленные на развитие моторики, которые способны развить координацию движений и умственные способности ребенка. Вы можете выбрать для себя подходящие в специальной литературе, посвященной этой теме.

Развитию мелкой моторики способствуют такие занятия, как лепка, перебирание мелких предметов, сортировка бусин, пуговиц, рисование пальчиками на крупе, использование специальных игрушек-шнуровок. Все эти нехитрые упражнения потом помогут освоить завязывание шнурков без большого труда.

Возраст для начала тренировок должен быть не менее четырех лет, так как дети в более раннем возрасте еще не способны совладать со шнурками.

Перед тем, как начать учиться шнуровать настоящие ботинки, дайте малышу игрушку со шнуровкой, ведь она сможет вызвать больший интерес, чем обычная обувь, с которой он сталкивается ежедневно.

Ребенку легче всего дается информация, полученная в игровой форме, поэтому приобретение игрушки-шнуровки вполне целесообразно. Подобные игрушки можно давать детям, начиная с полутора-двух лет. Шнуровки, выпускаемые для детей, не обязательно должны по форме напоминать обувь. Это могут быть крупные деревянные фигурки, которые можно нанизывать на шнурок, а также всевозможные фигурки зверюшек или цветов, фруктов или овощей, где нужно пропускать шнурок через проделанные отверстия. Навык продевания веревки через отверстие впоследствии поможет ребенку быстрее справиться со шнуровкой обуви.

Родительский пример может послужить хорошим толчком к учебе, и поможет быстрее научиться овладеть этим навыком. Не спеша, покажите ребенку манипуляции при завязывании шнурков, чтобы он имел представление, как это делается. А затем можно приступить непосредственно к обучению завязывания шнурков.

Начинаем тренировку обучения завязывания шнурков

Перед началом обучения займите место рядом с ребенком, чтобы он учился последовательности действий, находясь непосредственно на одной линии с вами, а не выполняя повторы в зеркальном отражении, если вы будете сидеть напротив него.

Сначала попробуйте самый легкий метод завязывания шнурков, не меняя его, пока ребенок не сможет выполнять его достаточно хорошо. Сначала научите малыша завязывать узелок, а потом можете учиться завязыванию бантика.

Основное требование к родителям - набраться выдержки и не корить ребенка, если его пальцы еще недостаточно послушны, чтобы выполнять все действия идеально. Без поощрения малыш не захочет стараться, а в случае похвалы малыш будет преисполнен гордости за самостоятельно выполненный первый узелок или бантик.

Последние годы обувь для детей всё чаще выпускается не на шнурках, а на липучках или застёжках. Это, конечно, существенно облегчает процесс одевания малыша, но рано или поздно вопрос умения завязывать шнурки всё равно возникнет в жизни ребёнка и его родителей. Данный навык пригодится уже в детском саду, когда перед ребёнком станет задача самостоятельно обуть кеды или кроссовки на прогулку.

Когда лучше начать обучение

Кто-то постигает премудрость завязывания шнурков к началу обучения в школе, а кто-то вполне сносно справляется с задачей уже в четыре года

Все дети разные: кто-то постигает премудрость завязывания шнурков к началу обучения в школе, а кто-то вполне сносно справляется с задачей уже в четыре года. Психологи рекомендуют показывать способы завязывания шнурков мальчикам к пяти годам, а девочкам – к четырём. Дело в том, что маленькие леди развиваются быстрее и очень любят всякие красивые обновки, поэтому с радостью будут шнуровать свои модные ботиночки или туфельки. Занимаясь с малышом изучением способов шнуровки, прислушайтесь к некоторым рекомендациям:

  • убедитесь, что ребёнок хорошо различает правую и левую ноги;
  • выберите сначала простой способ шнуровки – петелька складывается из одного шнурка, а второй продевается под неё, также подойдёт «бабушкин узел» - петельки формируются из обоих шнурков и, перекрещиваясь, завязываются на узел;
  • сопровождайте действия малыша одним и тем же комментарием, так процесс запомнится быстрее;
  • первое время начинайте занятие с собственного примера, а затем просто сядьте рядом или за спиной у ребёнка, чтобы было легче координировать его действия, а малыш не путался, выполняя шнуровку в зеркальном отображении;
  • не настаивайте, если ребёнок сопротивляется обучению шнуровать обувь – против воли ничего делать нельзя, это не даст никаких результатов, лучше какое-то время переждать.

Развитие мелкой моторики

Немаловажно, чтобы дети учились завязывать разнообразные узлы на специальных игрушках-тренажёрах

Ещё древние мудрецы считали, что ум находится на кончиках пальцев. Современные специалисты, изучающие развитие детей, подтверждают, что мелкая моторика – это основа деятельностной и интеллектуальной линий формирования личности. Известно, что перебирание мелких предметов разных по текстуре прекрасно тренирует моторику пальчиков малыша. Вот почему врачи рекомендуют с годовалого возраста давать ребёнку рисовать на крупе, лепить, перебирать бусины. Немаловажно, чтобы дети учились завязывать разнообразные узлы на специальных игрушках-тренажёрах. Они выпускаются в виде животных, овощей, сказочных персонажей и предназначены для обучения малыша продевать шнурочки в дырочки.

Способы обучения

Начиная обучать ребёнка обращаться со шнурками, нужно запастись терпением и временем.

У кого-то получается овладеть этой премудростью сразу, а некоторые дети с трудом справляются со своими шнурками даже в первом классе. Это зависит от личностных особенностей развития детей. Существует ряд методик, которые помогают родителям научить малыша шнуровать свою обувь:

  1. Выполняйте действие вместе с ребёнком: сядьте за спиной малыша, возьмите его пальчики в свои руки и медленно начинайте завязывать узел, формировать петельку и закреплять шнуровку.
  2. Приобретите специальную игрушку-тренажёр со шнуровкой. Как правило, шнурок такой игрушки выполнен в виде гусенички, которую нужно провести через отверстие. Так ребёнок научиться продевать верёвочки в дырочки.
  3. Показывайте своим примером, что завязывать шнурки можно разными способами. Не расстраивайтесь, если первое время ребёнок путается в шнуровке, и у него не получается соединить веревочки узелком. Дайте время приноровиться к выполнению этого действия и, возможно, малыш найдёт понятный и удобный для себя способ завязывать шнурки.
  4. Устраивайте регулярные семейные соревнования, кто быстрее завяжет шнурки. Таким образом ребёнок отработает навык шнуровать обувь до автоматизма.
  5. Для того чтобы ребёнок не путался в шнурках, можно использовать специальные стихи-приговорки: например, чтобы малыш запомнил последовательность операции – узелок, а потом бантик – «Я шнурочки завяжу, Бантик всем вам покажу». Найти забавные стишки о правилах завязывания шнурков можно в интернете или в специальной литературе о развитии ребёнка:

Попросила мама сына:
- Зашнуруй-ка свой ботинок:
Раз-два - вправо,
Раз-два - влево!
- Он не хочет шнуроваться, -
Митя думал оправдаться.
И чтоб это доказать,
Узелочки стал вязать:
Раз-два - справа,
Раз-два - слева.
- Вот! Мешают узелочки
Мне продергивать шнурочки!

Зайчик-душка,
У него два ушка! - Делаем петельки из шнурков
Зайчик кустик обошёл, - Перекручиваем одну петельку вокруг другой
В норочку свою зашёл. - Просовываем петельку в дырочку.
Вот и всё! - Затягиваем!

Видео: Как научить ребёнка завязывать шнурки

Если вы начали учить ребёнка завязывать шнурки, то не отступайте от своей цели: поначалу пальчики малыша путаются, и шнуровка не получается красивой. Все придёт со временем, главное - запаситесь терпением.



Публикации по теме