Проведение и оценка филиппинского теста у детей. Физиологическая готовность к обучению в школе

Вы озадачены вопросом, готов ли ваш ребенок к школе? Вам несомненно пригодится эта информация. Филиппинский тест поможет определить биологический возраст малыша - одну из важных характеристик школьной зрелости.

Оценка биологического возраста – один из важных критериев готовности к школе.
Темпы роста и развития ребенка зависят от множества причин, в том числе от наследственности, условий жизни, качества питания, экологических условий, занятий спортом, учебной нагрузки и других. Некоторые дети растут и развиваются быстрее, другие - медленнее, даже находясь в сходных условиях. Для характеристики темпов роста и развития важно оценивать биологический возраст, то есть тот уровень созревания организма, который реально достигнут вне зависимости от времени, прошедшего со дня рождения.

Наиболее просто оценить степень биологического созревания организма по изменению пропорций тела в периоды ростовых скачков. В дошкольном возрасте (обычно - в 5-6 лет) дети переживают так называемый «полуростовой скачок роста» - существенное удлинение рук и ног. Установить, произошел он уже или еще нет, можно с помощью так называемого «филиппинского теста».

Как провести тест?
Попросите своего малыша провести правую руку над головой и дотянуться до левого уха (как на картинке).
У взрослого это не вызывает затруднений, у школьников - тоже, а вот 4 - 5-летний ребенок не может этого сделать, поскольку его руки еще коротки. В этом случае филиппинский тест дает отрицательный результат.

По результатам этого теста можно судить о развитии нервной системы и способности головного мозга воспринимать и перерабатывать информацию. По этой причине филиппинский тест рассматривают как один из главных критериев школьной зрелости, то есть готовности организма ребенка к процессу школьного обучения.

Если ребенок начинает посещать школу до того, как у него прошел полуростовой скачок, это резко отрицательно сказывается на его здоровье, в первую очередь - психическом, и крайне редко приносит успех в обучении.

Паспортный возраст, в котором проходит полуростовой скачок, может очень существенно варьировать. У некоторых детей он завершен уже к 5,5 годам, у других - только после 7 лет. В этом возрасте разница в два года весьма велика. Но такое разнообразие является нормальным, никаких поводов для беспокойства само по себе ускорение или замедление темпов физического развития не дает, важно, чтобы оно было гармоничным.

Не следует утверждать стопроцентно, что если ребенок выполнил филиппинский тест – он точно готов к обучению в школе. Школьная зрелость - это совокупность определенных навыков и умений ребенка, таких, как: навык освоения социальной роли ученика; навык учебной деятельности; умение взаимодействовать с социальным окружением; физиологическая готовность к обучению в школе.

В статье использованы материалы из книги М.М.Безруких «Готов ли ребенок к школе».

Физиологами и гигиенистами совершенно твердо установлено, что, если ребенок начинает посещать школу до того, как у него прошел полуростовой скачок, это резко отрицательно сказывается на его здоровье, в первую очередь — психическом, и крайне редко приносит успех в обучении.

В дошкольном возрасте (обычно в 5-6 лет) у детей происходит «полуростовой скачок роста», который заключается в существенном удлинении рук и ног. Несложный филиппинский тест поможет родителям решить вопрос, прошел ли ребенок этап взросления, пора или нет отдавать его в школу. Результат Филиппинского теста достаточно точно характеризует именно биологический возраст ребенка, так как отражает не просто характеристику развития скелета, а нечто гораздо более важное — степень морфофункциональной зрелости организма. В первую очередь это связано с уровнем созревания нервной системы и способностью головного мозга воспринимать и перерабатывать информацию.

Для того, чтобы узнать, прошел этот скачок роста или еще нет, нужно попросить ребенка дотронуться правой рукой до левого уха, проведя руку над головой. Ребенок 4-5 лет не может этого сделать — руки еще слишком коротки. Паспортный возраст, в котором проходит этот полуростовой скачок, может существенно варьироваться. У некоторых детей он завершен уже к 5 годам, у других — только после 7 лет. Ясно, что в таком возрасте разница в два года — это очень много.

Полуростовой скачок один из важных критических периодов в жизни ребенка, по ходу которого качественно меняются многие из функций организма. В то же время физиологические последствия полуростового скачка очень просты: организм становится надежнее в биологическом смысле, а стало быть — работоспособнее. С точки зрения физиологии о работоспособности вообще можно говорить только после завершения полуростового скачка. До этого истинной работоспособности (ни умственной, ни физической) у ребенка еще нет. Ведь основой работоспособности является такая организация нервных, энергетических и других процессов, которая способна обеспечить работу в «устойчивом режиме». Ни о каком устойчивом режиме до полуростового скачка говорить не приходится — клетки детского организма до 6 лет просто не годятся для этого.

Зато после того как полуростовой скачок завершен, у ребенка появляются реальные функциональные возможности к усидчивой, достаточно длительной работе в ровном темпе (разумеется, еще небольшие — они будут быстро, но неравномерно увеличиваться по мере взросления, но основа уже заложена). Успехов вам, терпения и понимания к себе и к своим детям!

Как определить готовность ребёнка к школе, если вы не водили его на тестирование к психологу или на занятия по подготовке к 1 классу.

«Летидор» уже рассказывал о том, что умение ребёнка писать и читать - не главные показатели готовности к учёбе. Гораздо важнее, чтобы у дошкольника были развиты навыки самообслуживания, а также способности концентрироваться, быть ответственным, во время переходить от активных действий к пассивным и наоборот.

Мы собрали несколько простых экспресс-тестов, которые помогут определить реальную физиологическую и социально-психологическую готовность ребёнка к школе . Провести их сможет любой родитель у себя дома.

Филиппинский тест

В 6–7 лет у детей происходит большой скачок роста. У них вытягивается позвоночник, удлиняются руки и ноги. Одновременно происходит созревание мозга, и ребёнок начинает лучше усваивать, автоматизировать и накапливать информацию.

Для того чтобы понять произошёл скачок роста или нет надо провести Филиппинский тест. Попросите ребёнка дотронуться правой рукой до левого уха, закинув руку над головой. Если он делает это без особых трудностей, то скачок роста уже произошёл и ребёнок к школе готов.

Маршмеллоу тест

Маршмеллоу, или зефирный тест впервые провёл Уолтер Мишел в конце 60-х годов в Стэндфордском университете. Он оставлял дошкольника в комнате, давал ему зефир и отходил куда-то по делам, пообещав малышу по возвращении вторую зефирку, если тот не съест первую.

Этот тест проверял способность ребёнка к самоконтролю.

Как правило, совсем маленькие дети не справлялись с задачей и съедали зефир сразу же, дети постарше показывали более высокий уровень терпения и самоконтроля и дожидались вознаграждения.

Проведите маршмеллоу-тест у себя дома и узнайте нужно ли вашему дошкольнику тренировать умение ждать и контролировать себя, когда соблазн так близко. Это важное качество для будущего первоклассника.

Определение готовности ребёнка по гороховидной кости

Некоторые кости формируются у ребёнка уже после рождения. Например, гороховидная кость, которая к 6 – 14 годам появляется на тыльной стороне запястья каждого человека.

В странах Эллады физиологическую готовность учеников определяли именно по наличию этой кости. Учитель знал, что это верный признак того, что ребёнок дозрел до занятий.

Ребёнок пойдёт в первый класс. «Как он будет учиться?» – этот вопрос задаёт каждый родитель. «Всё зависит от готовности ребёнка к обучению», – говорят учителя. Что это такое – готовность ребёнка к школе? На эту тему можно найти десятки статей в интернете, написанные как специалистами, так и дилетантами. Родители, которые решат самостоятельно изучить вопрос, могут элементарно запутаться. На протяжении многих лет я профессионально занималась этим предметом, поэтому хочу предложить вашему вниманию три статьи, которые помогут разобраться в данном вопросе. Первая статья расскажет о физиологической готовности, вторая – о личностной готовности, третья – об интеллектуальной. Все три компонента очень важны для успешного обучения ребенка в школе.

Сначала поговорим о физиологическом развитии . В возрасте 6-7 лет происходят значительные изменения в росте ребенка, изменяются пропорции его тела, удлиняются руки и ноги. К моменту поступления в школу ребенок должен быть достаточного роста, чтобы поместиться за партой. Проверить пропорции тела дошкольника на «подготовленность» легко. Выполните следующий тест: попросите малыша дотронуться правой рукой до левого уха, проведя руку над головой. У взрослых это не вызывает затруднений, у школьника – тоже, а пятилетний ребёнок не сможет сделать такую простую вещь, руки у него пока ещё слишком коротки. Этот тест называют филиппинским. Результат теста характеризует биологический возраст ребёнка и показывает степень физиологической зрелости организма, созревания нервной системы и способность головного мозга воспринимать и перерабатывать информацию. Помните, что филиппинский тест нередко рассматривают как один из главных критериев школьной зрелости.

Следующим показателем физиологического развития являются физическая выносливость, навыки самообслуживания, параметры крупной и мелкой моторики – здесь родители прекрасно знают достижения своих детей. Информацию о выносливости ребёнка можно получить, наблюдая за ним в туристических поездках, в музеях, на экскурсиях и других культурно-развлекательных местах.

Также существует мнение, что признаком физиологической зрелости является смена передних зубов у ребёнка. Так ли это? Мнения специалистов расходятся. Одна группа физиологов и психологов утверждает, что смена передних зубов является важной частью гормональной перестройки в организме ребёнка — это значит, что мозг дошкольника перестроился и готов к обучению в школе. Другая группа специалистов считает, что этот показатель не так важен. Они пишут о том, что современные дети отличаются неравномерным темпом развития различных систем детского организма, кроме того, из-за особенностей условий жизни дети одного хронологического возраста могут иметь значительные индивидуальные различия в росте и физическом развитии.

Эксперт нашего журнала Тамара Геннадиевна Богданова относится ко второй группе специалистов. Она считает, что проблемы с учёбой редко начинаются из-за отставания сроков роста передних зубов, гораздо чаще – из-за неусидчивости, неумения сосредоточиться, недостаточного развития мелкой моторики и слабой физической выносливости.

Рано или поздно физиологическая зрелость придёт к ребенку – к кому-то в шесть лет, а к кому-то в восемь. Но ни родители, ни учителя не должны сидеть сложа руки. Существуют проверенные временем методики, которые помогают детям достичь этой зрелости, они успешно применяются в словенских детских дошкольных учреждениях. Так, в дошкольных группах Люблянской школы дополнительного образования «Весёлые ребята» педагоги по специальным методикам и авторским программам развивают у детей крупную и мелкую моторику, совершенствуют навыки самообслуживания, развивают выносливость и двигательные способности.

На сегодня всё. Интересно услышать мнение родителей: что думаете вы о физиологической зрелости ребёнка, каков ваш опыт?

В следующей статье мы поговорим о личностной готовности к школе.

Интересные факты по теме

На Филиппинах. Родители определяют биологическую зрелость ребёнка следующим образом: ребёнок любой рукой точно через макушку головы пытается дотянуться до противоположной от руки мочки уха. Если дотянулся, значит, созрел для школы.

В средневековом Китае и Японии . Зрелость ребёнка определяли моментом окончания смены молочных зубов. Считалось, что только тогда ребёнок «вошёл в разум».

В России до революции 1917 года. В классическую гимназию дети зачислялись с 9 лет – считалось, что это возраст созревания нервной системы ребёнка.

В России сегодня. Обучение детей в школах, в соответствии с законом, начинается с шести с половиной лет при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже 8 лет. То есть, закон ориентирован на паспортный возраст ребенка, но не на его школьную зрелость.

Андрей у меня февральский, и на 1 сентября ему будет 6,5 лет. То есть можно отдать в школу на следующий учебный год, а можно подождать еще годик… Никак не могу принять окончательного решения, как же лучше поступить.

В очередной раз бороздила интернет в поисках ответа на свои вопросы и сомнения. И нашла интересный способ определения готовности к школе, который раньше мне почему-то не попадался - филиппинский тест .

В дошкольном возрасте (обычно в 5-6 лет) у детей происходит «полуростовой скачок роста», который заключается в существенном удлинении рук и ног.

Для того, чтобы узнать прошел этот скачек роста или еще нет, нужно попросить ребенка дотронуться правой рукой до левого уха, проведя руку над головой. Ребенок 4-5 лет не может этого сделать - руки еще слишком коротки.

Результат Филиппинского теста достаточно точно характеризует именно биологический возраст ребенка, так как отражает не просто характеристику развития скелета, а нечто гораздо более важное - степень морфофункциональной зрелости организма. В первую очередь это связано с уровнем созревания нервной системы и способностью головного мозга воспринимать и перерабатывать информацию. Недаром Филиппинский тест нередко рассматривают как один из главных критериев «школьной зрелости» .

Физиологами и гигиенистами совершенно твердо установлено, что, если ребенок начинает посещать школу до того, как у него прошел полуростовой скачок, это резко отрицательно сказывается на его здоровье, в первую очередь - психическом, и крайне редко приносит успех в обучении.

Паспортный возраст, в котором проходит этот полуростовой скачок, может существенно варьироваться. У некоторых детей он завершен уже к 5 годам, у других - только после 7 лет. Ясно, что в таком возрасте разница в два года - это очень много.

Полуростовой скачок - один из важных критических периодов в жизни ребенка, по ходу которого качественно меняются многие из функций организма. В то же время физиологические последствия полуростового скачка очень просты: организм становится надежнее в биологическом смысле, а стало быть - работоспособнее.

С точки зрения физиологии о работоспособности вообще можно говорить только после завершения полуростового скачка. До этого истинной работоспособности (ни умственной, ни физической) у ребенка еще нет. Ведь основой работоспособности является такая организация нервных, энергетических и других процессов, которая способна обеспечить работу в «устойчивом режиме». Ни о каком устойчивом режиме до полуростового скачка говорить не приходится - клетки детского организма до 6 лет просто не годятся для этого.



Публикации по теме