Психологические особенности детей в подростковом возрасте. Воспитание детей в семье Что делают подростки в 17 лет

К концу подросткового возраста и началу ранней юности (15-17 лет) анатомо-физиологическая перестройка организма в основном заканчивается; психическая деятельность и поведение подростка стабилизуются, его отношения с родителями и другими членами семьи становятся обычно более ровными и тактичными.

Это сравнительно спокойный период, когда вследствие уже довольно высокого уровня развития, которого достигают юноши и девушки, они становятся сознательными и полезными членами семейного коллектива, и между ними и родителями возникает глубокая и интересная дружба.

Следует внимательно относиться к идейно-нравственному развитию юношей и девушек, интересоваться их общественной жизнью.

Обычно к 17-18 годам завершается среднее или профессионально-техническое образование юношей и девушек, они начинают заниматься производительным и общественно полезным трудом либо поступают в вузы.

Большинство из них начинает вносить в бюджет семьи свою трудовую лепту. Очень важно добиться того, чтобы существенная часть её шла на расходы всей семьи независимо от размеров заработной платы родителей.

Это имеет большое воспитательное значение: дети не должны забывать о том, что они находятся в долгу у родителей, и в то же время им необходимо сознавать, что их заработок повышает общее благосостояние семьи.

Наиболее сложен вопрос о выборе профессии. В некоторых семьях дети идут по стопам родителей, сумевших заинтересовать их своей профессией. Так создаются «династии» сталеваров, машинистов, трактористов, ткачей, учителей, врачей, агрономов и т. п.

Однако в большинстве случаев у детей, в связи с развитием новых отраслей науки и техники, появляется интерес к новым родам деятельности. При этом не всегда склонности и интересы детей соответствуют их способностям, которые имеют решающее значение в выборе профессии.

Учёт способностей, обнаруженных ребёнком в процессе его развития и обучении в школе, может позволить родителям и старшим в семье дать разумный совет о выборе профессии вступающим в самостоятельную жизнь.

Юность - это не только начало самостоятельной жизни и исполнений многих замыслов. Это - пора любви, возникающей на основе прежних товарищеских и дружеских отношений между юношами и девушками. В большинстве случаев это целомудренные чувства, не ведущие к глубоким и серьёзным отношениям, завершающимся созданием семьи.

Понимая естественность пробуждения новых чувств, связанных с взаимоотношениями полов, родители должны видеть свою задачу не в том, чтобы подавить, «запретить» их, а в том, чтобы облагородить, связать их со всем процессом идейно-нравственного формирования юной личности.

У юношей родители должны стремиться развить чувство мужского достоинства, глубокого уважения к женщине, серьёзного отношения к браку и семье.

У девушек - чувство женской гордости, практическую самостоятельность в быту.

Необходимо воспитывать у юношей и девушек способность быть чуткими н заботливыми по отношению друг к другу, быть стойкими в жизненных испытаниях, не бояться бытовых трудностей, неизбежных на первых норах самостоятельной жизни.

Однако многие родители относятся к зарождению новых чувств у сына или дочери с некоторой тревогой. В таких случаях родители иногда допускают неосторожное, порой даже грубое вмешательство в интимный мир сына или дочери.

Такое вмешательство может повлечь за собой разрыв отношений между родителями и детьми. Между тем на основе дружбы с детьми можно направить возникшее у них чувство по правильному руслу, дать возможность юным влюблённым самим разобраться в характере своих взаимоотношений и определить свою будущую судьбу, когда для этого будут созданы необходимые условия.

Нередко считают, что в воспитании старших детей связи между школой и семьёй, родителями и педагогами теряют то значение, какое они имели в младшем школьном и подростковом возрастах.

Это неверно. Конечно, многие практические вопросы обучения и воспитания старшеклассников педагоги могут и должны решать непосредственно с ними, не прибегая к помощи родителей, формируя у своих питомцев самостоятельность и чувство личной ответственности за свои действия.

Однако это не исключает необходимости прямого контакта между педагогами, школьной организацией и родителями для выработки единой линии в воспитании идейности, формировании характера, развитии индивидуальных интересов и способностей старшеклассников.

Сами родители нуждаются в серьёзной помощи школы при разрешении конфликтных случаев, противоречий, возникающих во взаимоотношениях с детьми.

  • Воспитание в преддошкольном и дошкольном возрасте (2-7 лет)

Воспитание детей в семье

Родители первые воспитатели детей:

  • - Воспитание у детей высоких моральных качеств
  • - Пример и авторитет старших
  • - Труд - основа воспитания
  • - Приучение детей
  • - Поощрение и наказание детей
  • - Требовательность к детям и контроль за их поведением
  • - Учет возрастных особенностей детей

Помощь детям в учебе

  • - Создание нормальных условий для выполнения домашних заданий
  • - Помощь детям в выполнении домашних заданий
  • - Воспитание у детей чувства ответственности за учебу

Политехническое обучение и трудовое воспитание школьников

Физическое воспитание детей

  • - Занятия спортом
  • - Режим детей
  • - Туристские походы и прогулки

Женщины существа непредсказуемые. Особенно если это девушки в переходном или подростковом возрасте. Юношеский максимализм, беспочвенные комплексы и безудержные фантазии - это то чем заполнена юная голова. Психология подростка 17 лет, особенно девушки, настолько непредсказуемая, бурная и безудержная, что родителям сложно представить. Все папы и мамы считают, что хорошо знают своих дочерей, о их переживаниях, мыслях и происходящих событиях. Но процесс перевоплощения девочки в девушку настолько наполнен психологическими и физическими метаморфозами, что даже мама, которая когда-то давно сама пережила такие же изменения, но позднее позабыла о них, теперь не имеет ни малейшего представления о происходящем.

  1. Комплексы
  2. Мнение сверстников
  3. Стадный эффект
  4. Любовь и секс

Комплексы.

Слово «комплексы» неотъемлемо от сложного подросткового возраста. Абсолютно необоснованные, придуманные или навеянные другими источниками недостатки, представляются девушкам чем-то страшным, непоправимым и пугающим. И не стоит недооценивать девичьи переживания на счет слишком худых ног, угрей на лице и маленькой груди. Все эти недостатки в юном возрасте, могут превратиться в самые серьезные комплексы, которые на всю жизнь застрянут в женской голове. Главной целью родителей являются проведения бесед и попытки донести до ребенка реальные и истинные проблемы, которые действительно могут иметь проблемный, но никак не вымышленный, характер.

Мнение сверстников.

В столь юном возрасте мало кто из подростков не поддается общему влиянию. Обычно мысли и высказывания друзей и одноклассников имеют серьезные отпечатки. Это взрослый человек имеет возможность мыслить и действовать по собственному усмотрению. А юные девушки 17-ти лет прислушиваются к словам и советам не мам, а подруг. Оставаться лучшей подругой удается далеко не каждой маме.

Психология подростка 17 лет видео

Стадный эффект.

Все мы помним свои первые мини юбки, нарядные платья, сексуальные декольте и высокие шпильки. И, конечно же, понятие мода, в школьной и студенческой жизни имеет особое место. Ох уж эти тенденции моды и новинки. Сколько юных сердец мечтало о рваных джинсах, как у Юльки из 11-го «Б», и у Алены из 5-ой квартиры. Стадный эффект в одежде не выглядит в этом возрасте как что то нелепое. Одеваться одинаково «модно» не есть отсутствие индивидуальности, а наоборот - это показатель осведомленности в самых последних тенденциях моды. Нет никакого смысла объяснять своей дочери, что быть одной из стада это глупо, ведь осознание придет позже, когда появится свой собственный стиль и вкус в одежде. А пока, подростки уделяют этому вопросу именно такое особое внимание. Обязанность родителей, и это не мелочи - дать ребенку почувствовать собственную красоту и интерес со стороны окружающих, с помощью своего гардероба.

Любовь и секс.

В юности нам кажется что любовь и секс это только для молодых. Что после 40-ка наступает старость. И когда же любить и наслаждаться жизнью как не в 17-ть? Яркие чувства, первый сексуальный опыт и познания противоположного пола, это настолько серьезные переживания, что недооценивать их просто нельзя. Во время первого опыта дел сердечных, формируется восприятие себя как партнерши, понятие того как вести себя и какое должно быть отношения к себе,что такое любовь, верность и взаимоотношения. Секс имеет особое место в жизни каждой юной девушки. Но в наши дни это событие имеет не такой характер как во времена наших родителей. По мнению юных нимфеток, отсутствие девственности в этом возрасте считается нормальным, хуже если наоборот.

Дети старшего подросткового возраста попадают в ситуа­цию новой социальной позиции в обществе, что в свою оче­редь становится новой областью психологических трудностей. Учеба на этой ступени связана с освоением специфики учеб­ных предметов старшей средней школы, углублением знаний по предметам и специализации и выбором будущей профес­сии для перехода из школы в вуз или профессиональную прак­тическую сферу. У подростков изменяются приоритеты, акту­альным становятся общение с противоположным полом, со­здание микрогрупп, в состав которых входят юноши и девушки. Подготовка для поступления в вуз отдаляет учащихся от ак­тивного участия в жизни класса и школы.

Особое значение в этом возрасте приобретают межличност­ные отношения. Как известно, для нормальной жизнедеятель­ности необходимо определенное соотношение стимулов, вы­зывающих положительные эмоции. В современной российской школе подростки часто ощущают дефицит положительных эмоций.

Основным биологическим содержанием старшего подрост­кового возраста является половое созревание и, как следствие, усиление полового влечения, с которым подросткам трудно справиться. Эта биологическая платформа является основой эмоциональной неустойчивости и резкого усиления конфликт­ности поведения, характерного для данного периода.

В этот период основная задача подростков - справиться с быстрыми и весьма существенными телесными изменениями и приспособиться к новому образу тела. Необходимо также привыкнуть к общим изменениям ощущений, выражаемым в повышении генитальной чувствительности и реагирования. В этот период подростки много времени проводят перед зерка­лом, вызывая у родителей непонимание и раздражение, но это нормальное явление, связанное с построением образа но­вого созревающего тела. В связи с этим подросток стесняется, старается переодеваться только в одиночестве, в компании ро­дителей смущается, если родители шутят на эту тему. Другая крайность - некоторые подростки становятся эксгибиционис­тами, разгуливают перед родителями полуодетыми, порой пол­ностью обнаженными.

Существуют два универсальных явления, характерных для этого периода: танцы и телефон. Танцы - это канал для сбра­сывания энергии, которой подросток старшего возраста напол­нен, кроме того, они позволяют выразить все сексуальные порывы, не претворяя при этом свои фантазии в жизнь. Роди­тели расстраиваются, что дети неприлично танцуют, но чем больше подросток реализует свои порывы в танцах, тем менее вероятно, что он претворит их в жизнь. Если младшие подро­стки танцуют не парами, а в группе (что очень важно, так как позволяет их телам не соприкасаться), то старшие - тесно соприкасаясь телами. Чем взрослее становятся подростки, тем ближе танцуют. То же относится и к телефону. Телефонное общение - идеальное решение для подростка: есть возмож­ность интимного контакта на расстоянии. Телефон дает воз­можность подростку покинуть дом, фактически не покидая его. Это раздражает родителей, но постепенно они достигают компромисса с детьми (договариваются о разделении теле­фонного времени, ставят второй телефон и т. п.). Танцы и телефон - это средство компенсации.


Основная форма сексуальной активности у подростков стар­шего возраста - мастурбация. Мастурбация - нормальное про­явление развития в этом возрасте, начальное исследование своего тела. Однако практически всегда она сопровождается чувством вины и стыда. Даже объяснение, что это нормально, не помогает подростку избавиться от идеи нанесения себе вре­да. Многие подростки стесняются прыщей на лице, поскольку в их фантазии - это следствие их мастурбационной актив­ности. Интерес к половому акту в младшем и среднем подрос­тковом возрасте чисто физический. Эмоционально и мораль­но-этически подростки к нему не готовы. Даже если под влия­нием обстоятельств или под давлением групповых норм подростки вступают в сексуальный контакт, то для них он остается чисто механическим актом. Способность к социаль­ному взаимодействию в половом акте у подростков развивает­ся лишь к 18-20 годам.

Психологическим содержанием подросткового периода яв­ляется - (по Э. Эриксону) кризис идентичности. Под идентич­ностью понимается определение себя как личности, индивиду­альности. Ее кризис наступает после распада детского «Я», когда ребенок еще не отделяет себя от родителей в психологи­ческом и социальном плане. Собственно говоря, поиск иден­тичности имеет для этого периода наиболее важное, самодов­леющее значение. Именно в проблемах этого поиска и скон­центрированы все причины нарушений поведения подростков в этот период. Факторы окружающего мира имеют меньшее значение. В этом возрасте человек начинает задаваться вопро­сами: «Кто я такой?» и «Что я могу?». Подросток начинает чувствовать, что в нем происходят некие изменения, переста­ет ощущать себя ребенком, у него появляется масса вопросов, на которые он пока не знает ответов, ему все больше и боль­ше хочется привлечь к себе внимание, становится очень чув­ствительным к мнениям и оценкам окружающих людей.



Как правило, подросток идентифицирует себя с тем чело­веком, который является для него носителем наиболее при­влекательной модели поведения. Человек ищет того, кто мог бы стать его «зеркалом», через которое он проверял бы свои поступки. Он выбирает себе кумира, а остальных взрослых ставит в зависимость от их отношения к своему выбору. Чаще всего «подростковый идеал» отличается эпатажным поведением, опровергающим нормы морали «старшего» поколения. Подрос­ток делает из этого кумира «борца за справедливость». В этой ситуации больше всех страдают родители. В силу иных уста­новок, сформированных в юности, которые в среднем возрас­те уже жестко закреплены в сознании, родители противодей­ствуют увлечению кумиром, негативно высказываются в его адрес, протестуют против манеры одеваться «в стиле идеала» и т. д., поэтому родителей подросток часто выдвигает на роль своих «врагов».

Когнитивное развитие подростков в этот период также пре­терпевает существенные изменения. Повышается уровень мыш­ления, в частности, формируется абстрактно-логическое мыш­ление. Подростки старшего возраста чувствуют свои интел­лектуальные возможности. С этими возможностями связаны такие явления, как поиск ошибок у взрослых (они начинают логически все прослеживать), выискивание редкой интересной информации, особенно если она противоречит общепринятым точкам зрения, и предъявление ее кому-либо из взрослых. В целом, это можно охарактеризовать как проверку ранее вы­работанных решений и принятие новых, направленных на за­нятие собственной ниши в мире взрослых.

Тем не менее, для мышления подростков старшего возра­ста характерны определенные особенности, накладывающие серьезный отпечаток не только на интеллектуальную, но и на поведенческую сферу.

Во-первых, им свойственна склонность к крайним вариан­там оценки фактов и событий - преувеличение или преумень­шение.

Во-вторых, они стремятся к глобализации мышления и делают решительные и окончательные выводы из неполной, единичной информации.

И, наконец, в-третьих, свои выводы они основывают на крайней степени максимализма, не различая нюансов. Для них существует дихотомическое черно-белое мышление. Мак­симализм является яркой отличительной характеристикой стар­шего подросткового возраста.

Подросток ищет и стремится занять свое место в мире взрослых, как-то обозначить его и добиться признания своих прав на него. Зачастую он преодолевает сильнейшее сопротив­ление взрослых, которые (часто бессознательно) не хотят по­явления конкурентов в своем мире. Для подростка это первый опыт, поскольку раньше, будучи ребенком, он был лишен права такого выбора. Он начинает создавать свой мир и не хочет, чтобы в него вторгались без разрешения. Старшему подростку хочется доказать свою самостоятельность, что он уже не ребенок. Начинается поиск личностной автономии и глубоких интимных отношений. Человек стремится к призна­нию права на существование собственных мыслей, чувств, идей.

Межличностные проблемы подростков как раз и базиру­ются на поиске глубоких интимных отношений с другим чело­веком, часто вообще лишенных сексуальной подоплеки. Про­тиворечивость этой ситуации заключается в том, что, «сража­ясь» против взрослых, он выделяет среди них некоторых, поднимает на пьедестал и чтит больше всех, беспрекословно выполняя все, что скажет «учитель». Ему нужен такой чело­век, который объяснил бы ему его же собственные изменения и окружающий мир. Авторитетный взрослый появляется даже при хороших взаимоотношениях с родителями, так как для подростка важно, что он не видел, не знал его маленьким, они встретились только сейчас. Роли авторитетного взрослого и кумира совпадают крайне редко, так как носят разные функ­ции. Кумир - это идеал, часто недостижимый, к которому нужно стремиться, на которого переносятся нереализованные и недифференцированные сексуальные потребности, который выступает в качестве образца для подражания. Авторитетный взрослый выполняет объясняющую, энциклопедическую фун­кцию.

Многие подростки панически боятся одиночества. Для них очень важно общение, особенно со сверстниками, быть приня­тыми в группу сверстников. Идентификация себя со сверстни­ками является частью поиска идентичности и способом эман­сипации от родителей. Это период романтической любви, в ос­нове которой лежит не только сексуальное удовлетворение, но и переживание опыта близких, интимных отношений с дру­гим человеком, представителем противоположного пола. Очень часто в подростковых группах старшего возраста идет опробо­вание себя в разных ситуациях и областях деятельности. В этих группах подростки имеют возможность применить определен­ный «ролевой мораторий» для общества: долгое время не определяться в ролевом статусе для всего общества, а пробовать различные роли, по большей части криминального характера (хулиганство, шалости, воровство и т. д.).

Основной задачей объектных отношений становится окон­чательное отделение от родителей. Главными составляющими этого процесса являются отказ от родителей как от основных объектов любви и свержение их с пьедестала. Образы родите­лей как идеальных сформировались в раннем детстве. В то время мышление ребенка было эгоцентричным, и он рассмат­ривал родителей как замечательных только потому, что они занимали центральное место в его жизни. Подросток же, хотя и цепляется за детский образ любящих всемогущих родите­лей, все больше склонен рассматривать их как разочаровыва­ющих, неадекватных, непонимающих, неверных. Это приво­дит подростка к ощущению потери внутренней поддержки и сочетанию чувства опустошенности с голодом по взаимоотно­шениям.

Для удовлетворения потребности во взаимоотношениях, заполнения пустоты и поддержания самооценки на своем пути к психической независимости подросток обращается к сверст­никам. Группы сверстников обеспечивают поддержку его попыткам разрешить внутренние конфликты, связанные с при­вязанностью к детским объектам любви, - родителям, дру­гим взрослым. Это могут быть отношения с удаленными фантазийными фигурами: кинозвездами, спортсменами, фа­воритами шоу-бизнеса и др. Эти фигуры очень важны, так как с ними можно проигрывать сексуальные отношения. Если это отношения с реальными людьми, то чаще всего они носят характер обожания. В реальной жизни подростки начинают дружить с учителями, друзьями семьи. Когда подросток по­нимает, что новая обожаемая им фигура начинает над ним доминировать, то он может поменять объект привязанности. Взрослые часто этого не понимают и обижаются, но для под­ростка это необходимая часть взросления.

Еще одна подростковая черта - способность к абстрактно­му мышлению. Начинаются философские размышления, во­просы о смысле жизни. Это тоже один из признаков борьбы за то, чтобы стать самостоятельной, отдельной от родителей личностью. Родителям трудно «терять» своего ребенка, но и подросток буквально раздираем противоречием: с одной сто­роны - желанием остаться ребенком и желанием отделиться и повзрослеть - с другой. Поэтому периоды восстания сменя­ются периодами угнетенного состояния, связанными с ощу­щением потери родительской любви.

Особенно трудно родителям дается признание права под­ростка делать свой собственный выбор. Но ошибкой будет и предоставление полной свободы. Подростки одновременно стре­мятся к свободе и не отвергают полностью контроль. Ведь по-настоящему у старшего подростка еще нет способности к пол­ному контролю. Нельзя путать понятия: «понимание подрост­ка» и «вседозволенность». Ведь у подростков еще нет достаточных знаний и навыков, чтобы справиться со многими сложностями взрослой жизни. Надо давать пространство и постепенно расширять его, но важно удерживать и правила.

У нормального подростка всегда происходят личностные изменения. Взрослым кажется, что бывает идеальный подрос­ток: трудолюбивый, послушный, скромный, но такой подрос­ток не справляется с задачами обретения себя как личности. В будущем у него наверняка будут неразрешенные личност­ные проблемы и конфликты.

В большинстве случаев бунтарское конфликтное подрост­ковое поведение постепенно адаптируется к требованиям взрос­лых. О завершении процесса полного отделения от родителей свидетельствуют обретение молодым человеком более или ме­нее выраженного состояния эмоциональной стабильности, чув­ства ответственности за свою судьбу, а также переход из пози­ции «получать, быть вскармливаемым» к позиции «давать са­мому».

Жалобы взрослых о том, что в детстве родители были неадекватными и несочувствующими по отношению к ним, отражают не доведенную до конца попытку деидеализировать детские объекты любви и, следовательно, незавершенный про­цесс подросткового отделения. В случае если процесс индивидуации завершен (естественным образом или с помощью психотерапевтического вмешательства), человек обычно начинает принимать своих родителей как нормальных, вполне прием­лемых. Это обычно сопровождается также пониманием и со­чувствием к их недостаткам и трудностям.

Часто случается, что подавленные чувства и неразрешен­ные конфликты подросткового возраста составляют причину жизненных трудностей взрослого человека. Возвращение к рас­смотрению детско-подростковых конфликтов, повторное их пе­реживание в обстановке эмоциональной безопасности с соци­альным работником освобождает значительные внутренние ре­сурсы личности, которые теперь могут быть направлены на создание полноценной социальной и эмоциональной жизни.

Исключительно большое значение приобретает трансформа­ция всей системы коммуникаций подростков с социумом, во многом предопределяя их атакующий конфликтный характер.

Значительно более сложными и дифференцированными ста­новятся отношения старших школьников с учителями. Это составляет одну из причин школьной дезадаптации подрост­ков. Подобно родителям, учитель имеет в сознании ребенка ряд функций: замена родителей, власть, распоряжающаяся на­казаниями и поощрениями, авторитетный источник знаний в определенной области, старший товарищ и друг. Младший школьник еще не различает этих функций, воспринимая учи­теля в целом и оценивая по тем же критериям, что и родите­лей. С возрастом положение существенно меняется. Подрос­ток уже не видит в учителе воплощение отца и матери, начи­нает предъявлять с соответствующим ему максимализмом ряд требований. Так в образе «идеального учителя» на первый план выходят его индивидуальные качества: способность к понима­нию, эмоциональному отклику, сердечность. На втором месте стоят профессиональная компетентность, уровень знаний и ка­чество преподавания, на третьем - умение справедливо распо­ряжаться властью. Естественно, далеко не все учителя об­ладают гармоничной совокупностью этих качеств, отсюда вы­раженная дифференциация учителей и самих отношений с ними со стороны подростков на «плохих» и «хороших», «злых» и «добрых». Возникают всевозможные конфликты, зачастую при­водящие подростков к упорному нежеланию посещать школу. С другой стороны, нередки случаи привязанности к любимо­му учителю в форме страстного увлечения и безоглядной пре­данности, но таких привязанностей не может быть много, у большинства подростков тесная эмоциональная связь суще­ствует с одним, реже двумя учителями.

В качестве одной из распространенных причин школьной дезадаптации подростков следует отметить довольно частое расхождение между учениками и учителями в оценке одних и тех же психологических ситуаций. Так, например, одно из проведенных социологических исследований ставило целью вы­яснить, существует ли между учителями и учащимися кон­такт. Разница между учительскими и ученическими ответами оказалась огромной: 73% учителей и 18% учеников утвержда­ли, что контакт есть; 6% учителей и 47% учеников отмечали частичный контакт; 3% учителей и 28% учеников- отсут­ствие контакта.

По-видимому, разрыв в оценках объясняется тем, что учи­теля и ученики по-разному понимают слово «контакт». Под словом «контакт» учителя имеют в виду нормальный психоло­гический климат, не мешающий совместной работе, тогда как подростки мечтают об эмоциональном тепле и психологической интимности, которые никогда не бывают массовыми. И если сознание учеников иллюзорно в свете максимализма, ибо предъявляемые ими требования не могут быть достигнуты, то сознание взрослых иллюзорно в другом отношении: они пере­оценивают степень своей близости к воспитуемым, а тем са­мым и меру своего влияния на них.

И все же главными препятствиями, мешающими взаимо­пониманию ученика и учителя, являются формализация роле­вых отношений, наивно-бюрократическая «школа» и «учебоцентризм», за которыми кроются низкий уровень подготовки педагогов, нежелание, а порой и страх увидеть в своих учени­ках личности. Следует помнить, что личностный подход - это не просто учет индивидуальных особенностей учащихся, а последовательное, искреннее отношение к ученику как к от­ветственному и самостоятельному человеку. Уместно будет вспомнить древнее изречение Ксенофонта, который в «Воспо­минаниях о Сократе» сказал: «Никто не может ничему на­учиться у человека, который не нравится».

Потребность в общении со сверстниками, которых не мо­гут заменить родители, возникает у детей довольно рано, а с возрастом усиливается. Поведение же подростков по самой сути своей является коллективно-групповым.

Общение со сверстниками представляет очень важный спе­цифический канал информации, по которому старшие подрост­ки узнают многие необходимые вещи, не сообщаемые им взрос­лыми. Например, подавляющую часть информации по вопро­сам пола подросток получает от сверстников.

К тому же, общение подростков - специфический вид меж­личностных отношений. Групповая игра и другие виды совмест­ной деятельности вырабатывают необходимые предпосылки социального взаимодействия, умение подчиняться коллектив­ной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соот­носить личные интересы с общественными.

И, наконец, это специфический вид эмоционального кон­такта. Осознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости.

Психология общения в подростковом и юношеском возра­сте строится на основе противоречивого переплетения двух потребностей: обособления и потребности в принадлежности, включенности в какую-либо группу или общность.

Чувство одиночества, связанное с возрастными трудностя­ми становления личности, порождает у подростков неутоми­мую жажду общения и группирования со сверстниками, в об­ществе которых они находят то, в чем отказывают взрослые: эмоциональное тепло, спасение от скуки и признание соб­ственной значимости. Некоторые психологи склонны считать общение ведущей деятельностью подросткового и юношеского возраста. Напряженная потребность в общении превращается в непреодолимое стадное чувство: они не могут не только дня, но и часа пробыть вне своей компании. Особенно сильна такая потребность у мальчиков.

В 17 лет происходит ценностно-смысловая саморегуляция поведения. Если человек научится объяснять, и, следовательно, регулировать свои действия, то потребность объяснить свое поведение волей-неволей приводит к подчинению этих действий новым законодательным схемам. У молодого человека наблюдается философская интоксикация сознания, он оказывается поверженным в сомнения, раздумья, мешающие его активной деятельной позиции. Иногда состояние переходит в ценностный релятивизм относительность всех ценностей.

В 17 лет человек уже считается взрослым, что не может не давить на еще не освоившегося в мире ребенка. Наступает переломный момент для подростка - он оканчивает школу, и общество требует решить, пойдет он продолжать образование в университет или выберет работу. Появляются страх не справиться с возникшей нагрузкой, опасения перед новыми возможностями и возможными неудачами.

Центральной деятельностью возраста 17 лет является социальное взаимодействие. Внимание девушек приковано к собственной внешности. Иногда недостатки приводят к скованности, нежелании появляться в обществе.

Физиология возраста

Все свойства нервных процессов достигают уровня взрослого человека.

Заканчивается формирование черепа. Складываются пропорции головы взрослого человека. В этот период в основном заканчивается рост и формирование организма девушек. Все основные размерные признаки тела достигают практически окончательной величины. Завершается окостенение трубчатых костей у девушек.

Статистика возраста

Численность населения РФ в этом возрастном периоде (15-19 лет) составляет 11088 тысяч человек. Из них молодых людей - 5651 тыс. человек, девушек- 5437 тыс. человек.

Из населения данной возрастной группы (до 20 лет) занятых в экономике РФ всего 1,8%

Вы родились в 2001 или 2002

2001 — 15 января. Произошел официальный запуск английского сайта Wikipedia – ресурса, который сегодня стал помощником в быстром получении энциклопедических данных в любых сферах жизни.

11 сентября. Совершен крупнейший в мировой истории террористический акт в США. В результате был поврежден Пентагон, уничтожен Торговый Центр, а человеческие потери составили около трех тысяч человек.

2002 — 1 января. В Европейском союзе ввели монеты и банкноты евро, которые стали единой валюты для большинства стран ЕС и сыграли немаловажную роль в стабилизации глобальной европейской экономики.

Октябрь. Через 50 лет началось восстановление железной дороги между Северной и Южной Кореей.

23 октября. В Москве, Россия, чеченские террористы захватили заложников в театральном центре «Норд-Ост» на Дубровке. Спустя 3 дня, 26 октября, при штурме спецназом были убиты все террористы. Один из заложников погиб от пулевого ранения, остальные 116 человек умерли от воздействия использованного при штурме газа.

2004 — В Грузии, Украине, Киргизии произошли бескровные революции, в результате которых пришли к власти более демократичные лидеры.

1 мая. Европейский союз расширил свои просторы благодаря включению в него новых десяти стран.

2005 — 5 января. Открыта Эрида – самая большая из карликовых планет нашей Солнечной системы.

2006 — 29 марта. На территории России можно было наблюдать первое в XXI полное затмение солнца.

24 августа. Ученые лишили Плутон статуса планеты. Данное решение было принято на съезде Международного союза астрономов в Праге, Чехия.

2007 — Генетики обнаружили в организме человека модификации, отвечающие за развитие тех или иных заболеваний. Появилась возможность после анализа ДНК выявить предрасположенность к определенным болезням.

4 ноября. В США состоялись президентские выборы. Во главе государства стал первый в истории государства чернокожий президент – Барак Обама.

2009 — 17 августа. Произошла катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС. Жертвами стали сотни людей. Причиной неполадок стала сери недоработок и сбой в перераспределении электроэнергии в энергосистеме.

2010 — 18 марта. Российский математик Григорий Перельман доказал гипотезу Пуанкаре, которая считалась одной из неразрешимых Проблем тысячелетия. За это Математический институт Клэя присудил ему премию – 1 млн. долларов, от которой он отказался.

10 апреля. Над Смоленском произошла авиакатастрофа, в которой погибли Лех Качиньский – президент Польши, его супруга Мария Качиньская, высшее военное командование, польские политики, в также религиозные и общественные деятели (всего 97 человек).

Создана первая живая клетка, собственная ДНК в которой была заменена на ДНК, созданную искусственным путем. Человечество получило новые инструменты для развития технологий искусственного выращивания органов.

2011 — 11 марта. В Японии, у северо-восточного побережья, произошло землетрясение, магнитуда которого достигла 8,9. В результате землетрясения возникло разрушительное цунами, вследствие чего погибло свыше 15 тысяч человек, несколько тысяч считаются пропавшими без вести.

2 мая. Был убит Усама бен Ладен – террорист «№1» в мире, лидер «Аль-Каиды», который, в частности, считается ответственным за теракт «11 сентября».

7 сентября. Под Ярославлем произошла авиакатастрофа международного чартерного рейса. На борту самолета находилась команда хоккейного клуба «Локомотив», которая летела в Минск. Погибло 44 человека, выжил один.

2012 — 21 февраля. В Москве в Храме Христа Спасителя произошел скандальный панк-молебен группы PussyRiot, три участницы которых были задержаны милицией.

1 декабря. Россия возглавила Большую двадцатку (G20) – форум представителей стран с наиболее развитой экономикой: Австралия, Япония, Аргентина, ЮАР, Бразилия, Южная Корея, Великобритания, Франция, Германия, Турция, Индия, США, Индонезия, Саудовская Аравия, Италия, Мексика, Канада, Китай.

2013 — 15 февраля. На Урале упал метеорит – самое большое небесное тело, столкнувшееся с поверхностью Земли после Тунгусского метеорита. Из-за «челябинского» метеорита (он взорвался в окрестностях Челябинска) пострадало 1613 человек.

15 февраля. На минимальном расстоянии от планеты Земля (27 000 км) пролетел астероид 2012 DA14. За всю историю астрономии это было самое близкое расстояние.

18 марта. Путин В. В. подписал договор о принятии в состав России Крымского полуострова и Севастополя. Данный договор начинает действовать с момента ратификации Федеральным собранием – 21 марта.

2015 — 7 января. Состоялся теракт в офисе сатирического журнала «Шарли Эбдо» в Париже, основанный на ранее размещенной в журнале карикатуры на Пророка Мохаммеда. Погибло 12 человек, ранено было 11 человек.



Публикации по теме