Раскрой изделия на материале. Что такое раскрой изделия

Класс 6

Тема: « Раскрой швейного изделия »

Практическая работа « Раскрой швейного изделия »

    Цели урока: Образовательные: ознакомить обучающихся с вариантами раскладки выкройки на ткани; научить готовить ткань к раскрою, выполнять экономно раскладку выкройки на ткань, раскраивать изделие.

    Воспитательные: формирование чувство бережливости, аккуратности, внимательности, культуры обучающихся, самостоятельности и активности в учебном процессе, сознательность учения, воспитывать доброжелательные отношения в коллективе, приучать к дисциплине;

    Развивающие: развивать у обучающихся пространственное воображение, наблюдательность, сообразительность, наглядно – образное мышление, творческое мышление, эстетический вкус

Планируемые результаты:

Предметные УУД:

знания: - о последовательности и приемах раскроя швейного изделия.

умения: - выполнять подготовку ткани к раскрою;

Раскладку выкроек на ткани;

Выкраивать детали швейного изделия;

Оценить качество кроя по предложенным критериям

Обучение новым способам деятельности;

Находить правильное решение при раскрое изделия

Познавательные УУД :

сопоставление, анализ, выбор способов решения задачи, построение цепи рассуждений, работа по алгоритму (плану).

Регулятивные УУД:

целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, и самооценка, целеудержание.

Личностные УДД :

Формирование мотивации и самомотивации изучения темы, смыслообразование развитие готовности к самостоятельным действиям, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности, проявление технико-технологического и экономического мышления

Коммуникативные УУД:

Диалог, сотрудничество, умение задавать вопросы.

Метапредметные УУД :

Формирование умений анализировать, развивать умение сравнивать и находить различия и сходство; - планировать свою деятельность; - развивать ассоциативное мышление и творческое воображение;

Оборудование:

Для учителя: ткань, ножницы, мел, линейка, сантиметровая лента, подготовленная выкройка

Для учащихся: ткань, подготовленная выкройка, ножницы, мел, линейка, сантиметровая лента

Методическое оснащение урока

    Дидактическое обеспечение: учебник, рабочая тетрадь, готовые выкройки в масштабе и по своим меркам, эскизы тканей, линейка, ткань, портновский мел, булавки

    Оформление классной доски: выписаны термины

Дидактическое обеспечение – технологические карты, плакаты.

Методы обучения: познавательные, проблемно-поисковые, демонстрационный, практический.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока:

Вспомним фрагмента мультфильма «Жадный богач» по мотивам стихотворения Сергея Михалкова

С овечьей шкурой к скорняку - Могу! - сказал в ответ скорняк,

Зашел богач-сосед: На шкуру посмотрев

- Из этой шкуры шапку сшить - А выйдет две? – спросил богач,

Ты можешь или нет? На корточки присев

Как вы думаете, что ответил скорняк? Почему? (Ответы детей)

Скорняк ответил богачу утвердительно, так как заказчик не назвал размера шапки.

От чего зависит расход ткани на изделие?

Может зависеть не только от размера, но и от модели, ширины и качества ткани.

Сколько шапок сшил скорняк купцу и почему? Ответы детей: (7 шапок)

Чтобы не оказаться в такой неприятной ситуации, давайте вспомним, что необходимо сделать перед раскроем

Особенности профессии закройщик, чем различается труд закройщицы на большой швейной фабрике и на маленьком частном швейном предприятии (задание для двух групп)

Выступление учащихся с заранее подготовленными сообщениями о профессии закройщик

1 группа Подготовка выкройки к раскрою на выкройке подписать все необходимое

2 группа Подготовка ткани к раскрою . определить последовательность действий

Перед раскроем большинство тканей необходимо декатировать (увлажнение и просушивание во избежание усадки готового изделия)

Определить долевую нить, лицевую и изнаночную стороны, направление рисунка или ворса;

Проверить, нет ли ткацких дефектов;

Срезать кромки, если они стягивают ткань;

Проутюжить ткань, чтобы удалить замины;

Перегнуть ткань по долевой нити лицевой стороной внутрь, уравнивая рисунок;

Выровнять поперечный срез ткани с помощью угольника. (стр. 104 параграф 17)

    Подготовка к практической работе. (рассказ учителя)

Раскрой - один из важнейших процессов пошива одежды. Он делится на два этапа: подготовка ткани к раскрою и сам раскрой.

Раскладку выкроек на ткани проводят несколькими способами:
- в сгиб – ткань сложена вдвое по длине лицевой стороной вовнутрь; таким образом кроят парные детали и детали со сгибом.

- в разворот - ткань развернута в ширину; такой способ используют для раскроя одиночных деталей.

- в два слоя - ткань настилают в два слоя и выкраивают сразу две детали; подходит для одинаковых нескольких деталей, а также зеркальных деталей (полочки и т. д.)

Раскладка выкроек на ткани и раскрой должны проводиться на большом столе или ровной гладкой поверхности. При этом особенное внимание уделяют размещению выкроек (лекал) на ткани относительно нитей основы и утка, ворса, а также относительно полосок, клеток и других рисунков. Полоски на ткани во время раскроя должны точно совпадать. Рисунок в клетку должен совпадать в парных (полочки, рукава, карманы и т. д.) полотнищах ткани относительно поперечных полосок, клеток.

Выкройки на ткани фиксируют при помощи булавок, обводят остро отточенным мелом (карандашом, мылом), учитывая припуски на швы.

Раскрой производят острыми ножницами по второй отмеченной линии (детали кроятся с припусками на швы). Все линии выкроек переносят на зеркальные детали при помощи силков, мела или копировального резака.

карточка - памятка Раскладки выкроек на ткани . (учебник с 104-105)

1. Разложить сначала крупные детали выкроек

2.Совмещать долевую нить на деталях выкройки с долевой нитью на ткани.

3.На тканях с односторонним рисунком и на ворсовых тканях детали выкроек должны располагаться в одном направлении.

4.Детали лекал необходимо расположить так, чтобы раскладка была экономичной.

5.Детали выкройки необходимо прикалывать к ткани булавками и после этого произвести обмеловку выкройки по контуру. Вторую линию следует отметить пунктиром с учетом припусков на швы.

6.Вырезать детали по второй меловой линии, учитывая припуски на швы.

Далее учащиеся выполняют тренировочные упражнения раскладки выкроек на ткани в М 1:4 выбрав один из вариантов, благодаря которым одно из самых сложных и трудоемких для данного возраста детей учебное занятие становится более понятным и даже увлекательным.

Выполнение практической работы ""Раскладка выкроек деталей на ткани и раскрой"" (работа в парах)

Вводный инструктаж по ТБ

    Класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя.

    Передавать ножницы с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперед.

Осуществление контроля по ходу выполнения практической работы учащимися)

На доске поговорка: «Семь раз отмерь, один раз отрежь»

Контроль 1.

Правильно ли расположены выкройки на ткани с учетом рисунка?

Совпадает ли направление долевой нити на ткани с обозначением ее на выкройке?

Точно ли выполнена обводка деталей? Все ли контрольные точки отмечены на ткани?

Правильно ли даны припуски?

Произвести раскрой.

Контроль 2.

Все ли детали кроя в наличии?

Нанесены ли контрольные точки по линии талии.

Равномерны ли припуски на швы?

Указано ли направление долевой нити ткани.

Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы).

Афиширование работ учащихся.

Рефлексии. Что нового и важного узнали вы сегодня на уроке? Выполнение каких заданий вызвали затруднения? Как вы оцениваете свою работу?

Домашнее задание: ознакомьтесь в Интернете с видами клеевых прокладок.

Этап урока, время этапа

Задачи этапа

Методы, приемы обучения

Формы учебного взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

Мотивационно-целевой этап

Вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к проблеме;

Организовать самостоятельное формулирование проблемы и постановку цели

Наведение на проблему с использованием

чтения отрывка стихотворения

фронтальная

Создает проблемную ситуацию.

Предлагает ученикам обсудить и решить проблему.

Слушают отрывок стихотворения,

обсуждают и решают проблему исходя из жизненного опыта

Познавательные УУД: видеть проблему (осознавать возникшие трудности в решении задач при отсутствии необходимых знаний);

Коммуникативные УУД: участие в коллективном обсуждении проблемы;

Личностные УУД:

Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.

Регулятивные УУД:

Определять цели учебной деятельности.

Ориентировоч-ный этап

Организовать самостоятельное планирование и выбор поиска информации

Составление алгоритма подготовки ткани к раскрою

групповая

Предлагает составить алгоритм и сравнить его с правильным вариантом

Дети составляют алгоритм и сравнивают его с правильным вариантом

Регулятивные УУД;

Планировать, составлять план действий с учетом конечного результата.

Поисково-исследователь-ский этап

Осуществить самостоятельный поиск учащимися решения проблемы и построения нового знания.

Сообщения

индивидуальная фронтальная

Показ иллюстраций, видеофрагментов о профессии

слушают, анализируют особенности профессии

Познавательные УУД;

Извлекать необходимую информацию из сообщения, видеофильма

Коммуникативные УУД:

Вступать в диалог, с

достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Практический этап

Обеспечить применение полученных знаний для достижения конечного результата.

Рассказ практическая работа.

парная, фронтальная

Проводит инструктаж по ТБ.

Учитель раздает памятки- карточки с указанием последовательности раскроя изделия

Контролирует деятельность учащихся.

Слушают и отвечают на вопросы.

Самостоятельно выполняют действия по алгоритму

Предметные УД:

Выполнять конкретные действия.

Рефлексивно-оценочный этап

Обеспечить осмысление процесса и результата деятельност.

фронтальная

Задает рефлексивные вопросы.

Оценивают степень достижения своей цели;

Регулятивные УУД:

Оценивать степень достижения цели.

Личностные УУД:

Выражать свои мысли.


Основной задачей раскройного цеха является раскраивание материалов на детали и комплектование кроя из основной ткани, подкладки и приклада для обеспечения работой швейных цехов.

На раскройное производство приходится значительная доля затрат от общих затрат времени на изготовление изделия. Отсюда возникает сложная задача - механизация трудоемких процессов на этом участке. Проводимые исследования и внедрение новых видов оборудования и организации производства позволяют все больше снижать трудовые затраты на единицу продукции.

Раскройное производство является одним из важнейших участков, предопределяющих качество будущего готового изделия и осуществляющих экономное расходование материалов. Вследствие этого механизация технологических операций раскройного производства позволит получить устойчивое высокое качество продукции и снизить потери ткани.

На предприятии раскройное производство выделяют в самостоятельный цех, в котором выполняют следующие работы (при условии, что зарисовки изготовляют в подготовительном цехе):

  • приемку материалов из цеха подготовки;
  • приемку зарисовок, трафаретов и контрольных лекал из экспериментального цеха;
  • предварительное разрезание кусков основной ткани на полотна заданной длины (мерные полотна) в соответствии с расчетом;
  • настилание основного материала, подкладки и приклада по предварительному расчету, измерение остатков материала;
  • контроль качества настила, подмелку нечетких контуров деталей;
  • учет результатов настилания;
  • клеймение деталей на верхнем полотне настила;
  • раскрой деталей изделия;
  • выполнение зарисовок и раскрой полотен из материала с текстильными дефектами;
  • сборку и комплектование пачек деталей кроя из основной ткани, подкладки и приклада;
  • нумерацию деталей кроя;
  • выписывание сопроводительного документа (маршрутного листа) на крой, печатание талонов, товарных ярлыков и контрольных лент;
  • отправление в кладовую готовых пачек кроя для хранения перед подачей их в швейные цехи.
Указанный перечень организационных и технических операций является примерным. На разных швейных предприятиях в зависимости от местных условий (имеющегося оборудования, размещения производств и др.) могут быть изменены некоторые виды работ.

Сущность рационального раскроя тканей

Приемку материалов из подготовительного цеха выполняют по карте расчета. Одновременно принимают зарисовки.

Карта расчета материала является результатом предварительного расчета кусков ткани до полного их использования на запланированные комбинации размероростов моделей.

Предварительный расчет материалов выполняют по суточному заданию с указанием количества изделий по каждой модели и размероросту. Целью предварительного расчета является выбор варианта полного использования каждого куска ткани по длине.

Раскрой материалов на швейных предприятиях выполняют настилами. Настилом называют несколько полотен материала определенной длины, уложенных одно на другое слоями (в пачку), предназначенных для одновременного раскраивания.

Кусок ткани не всегда удается полностью использовать, так как чаще всего его длина не бывает кратной длине полотна настила.

Сочетания в раскладке изделий различных размеров, ростов (длин) и полнотных групп дают разные длины зарисовок, что помогает подобрать вариант использования кусков ткани различной длины. Остаток ткани, имеющий длину меньше нормы расхода ткани на изделие самого малого размера и роста, предусмотренное программой предприятия, называется нерациональным . Чтобы не было нерациональных остатков, куски ткани рассчитывают на несколько разных по длине настилов. В этом случае ткань из одного куска настилают по нескольку полотен на каждый настил.

При расчете ткани к длине рамки зарисовки прибавляют припуски на потери по длине при настилании полотен. Величина этих припусков зависит от вида волокна, ширины ткани, длины настила и не должна превышать для костюмных тканей 2 см на одно полотно. Так образуется норма расхода ткани на полотно для настила.

Благодаря предварительным расчетам на предприятиях стало возможным применение рационального способа раскроя ткани, при котором остаются маломерные остатки (лоскут), не превышающие установленных нормативов: для шерстяных костюмных тканей - 0,4%, для шелковых подкладочных тканей - 0,7, для хлопчатобумажных подкладочных - 0,3, для искусственной кожи - 0,9% площади раскраиваемого материала.

Наиболее распространен механизированный способ расчета кусков ткани. Он осуществляется на электронно-счетных машинах. Сведения о метраже куска и длинах настилов, на которые надо его раскроить, вводятся в запоминающее устройство машины. Результаты расчета машина выдает в виде ответа, сколько полотен и какой длины можно раскроить без остатка или с минимальным (до 0,15 м) остатком из заданного куска ткани.

При расчете кусков учитывают способ расположения полотен. Полотна в настиле могут располагаться лицевыми сторонами вниз («лицом вниз») или попарно лицевыми сторонами одно к другому («лицом к лицу»).

При раскрое костюмов и брюк способом настилания «лицом к лицу» количество полотен в настиле должно быть четным.

Расчет кусков ткани для раскроя осложняется наличием в ткани текстильных дефектов. Дефекты ткани, недопустимые в готовых швейных изделиях, принимают при расчете кусков за условные разрезы ткани и стремятся разместить в месте отреза полотна. Если это не удается сделать, куски ткани с условными разрезами рассчитывают так, чтобы полотна ткани с дефектами были раскроены отдельно. Эти полотна ткани в записи расчета отмечают обычно красным карандашом, а сами полотна называют дефектными. Дефектные полотна поступают на индивидуальные раскладки и зарисовки, при выполнении которых местные дефекты стремятся оставлять в межлекальных участках зарисовки.

Исходными данными для выполнения расчета кусков ткани являются данные, записанные в паспортах кусков, и суточное задание на раскрой. Куски ткани в один расчет подбирают по ширине, артикулу, рисунку и цвету. Для увеличения высоты настилов на швейных предприятиях допускается комплектовать в один настил ткани разных цветов, однако гладкие и рисунчатые полотна никогда не помещают в одном настиле. Это объясняется тем, что раскладку для рисунчатых тканей выполняют с припусками на подбор рисунка, а на гладких тканях этих припусков не делают.

Пример расчета кусков основной ткани приведен в табл. 5.

В табл. 5 помещена часть всего расчета. Обычно для одной карты расчета материала используют 40 - 50 кусков. Из табл. 5 видно, что в результате расчета трех кусков наибольшая высота настила оказалась равной 14 полотнам, а при полном расчете основные настилы (первые четыре комбинации размероростов) должны иметь до 40 полотен. Два дополнительных настила могут иметь меньшую высоту: ими впоследствии будет выравниваться количество изделий по шкале размероростов в заказе на модель.

Приведенный в примере расчет дал один нерациональный остаток (0,36 м) остальные остатки маломерные (до 0,1 м). Общее количество остатков от длины трех кусков составило 0,29%, что находится в пределах допускаемой величины потерь.

Предварительные расчеты кусков ткани для безостаткового раскроя на швейных предприятиях дают большую экономию ткани и обеспечивают ее плановое использование.

Настилание материалов

Принятую из подготовительного цеха ткань предварительно нарезают на мерные полотна в соответствии с расчетом, комплектуя полотна каждого настила. При этом следят по карте расчета материала за отмеченными дефектными полотнами, которые будут обрабатывать отдельно. Иногда предварительного нарезания ткани на мерные полотна не делают, а сразу приступают к настиланию.

Так как каждый кусок ткани рассчитан для использования не в одном настиле, а в нескольких, применяют последовательное или параллельное изготовление настилов.

Последовательное изготовление настилов ткани предусматривает такую работу настильщиц, когда они сначала настилают полотна одной длины до заданной высоты настила, откладывая в сторону оставшиеся части кусков ткани, предназначенные для использования в других настилах, затем выполняют так же другие настилы один за другим.

При параллельном изготовлении настилов настильщицы настилают все настилы расчета или часть их одновременно на разных столах. Они перемещают куски ткани от стола к столу, настилая столько полотен на каждый стол, сколько указано в расчете, пока вся ткань, предназначенная для выполнения настилов, не будет израсходована. При этом способе занято столько столов, сколько настилов данного расчета настилается одновременно.

Оба способа имеют ряд недостатков. При последовательном способе приходится выбирать из многих кусков только назначенные на данный настил полотна, промеряя и откладывая остальные, что затрудняет работу. При параллельном способе настилания шесть - восемь столов долгое время оказываются занятыми неоконченными настилами, которые потом почти одновременно выходят готовыми к следующим операциям. Это создает неритмичную работу раскройного цеха.

Предварительное нарезание полотен облегчает и ускоряет последующий процесс настилания ткани, дает возможность механизировать настилание. Кроме того, такая ответственная операция, как выполнение задания, записанного в карте расчета материала, сосредоточена в одной бригаде и выполняется специально обученными рабочими. Организация предварительного нарезания полотен является предпосылкой дальнейшей механизации этой операции.

Предварительное нарезание полотен основной ткани выполняет бригада из двух человек на отдельном столе. Подкладочные и прикладные материалы сразу подают в зону их настилания.

Основную
ткань настилают на столах длиной не менее 7 м и шириной 1,6 м. Высота настилочных столов 0,9 м. Поверхность стола покрыта паркетом или синтетической смолой с целью обеспечения хорошего скольжения ткани. Торцевая сторона стола может иметь ограничительную линейку для отрезания и зажимания одного конца полотна, если полотна заранее не были отрезаны (рис. 129). На другом конце стола в соответствии с длиной настила устанавливают передвижную зажимную линейку.

Подкладочные ткани настилают на более узких столах (шириной до 1,2 м).

Перед настиланием неразрезанного куска ткани у переднего конца стола закрепляют его, используя для этого кронштейны (для рулонов) или стеллажи (для куска, сложенного «книжкой»). Для лучшего перемещения полотна вдоль стола над передним концом стола устанавливают вращающиеся валики. По боковым сторонам столы имеют разметку в метрах и сантиметрах.

В раскройном цехе обычно установлено несколько настилочных столов. Количество их должно обеспечить бесперебойную работу всех технологических участков: настилания, обработки неразрезанного настила, разрезания настила на части, раскроя на ленточных машинах.

При настилании ткани полотна могут быть расположены по-разному: всгиб или вразворот. При настилании всгиб ткань складывают кромка с кромкой лицевой стороной внутрь. Такой вид расположения полотен в настиле на швейных предприятиях применяется редко, лишь для раскроя остатков.

Настилание ткани вразворот выполняют, располагая полотна «лицом вниз» или «лицом к лицу». Настилание вразворот «лицом вниз» применяют при изготовлении моделей изделий, имеющих крупные непарные или несимметричные детали, например мужских сорочек, спортивных курток и др. Для раскроя костюмов или брюк этот способ расположения полотен в настиле почти не применяют, так как детали костюмов и брюк обычно парные и симметричные. Спинки пиджаков очень редко делают неразрезными посередине. Кроме того, при настилании ткани вразворот «лицом вниз» парные детали (правые и левые) вырезают отдельно, а это может явиться причиной дефекта кроя.

Наиболее приемлемым видом расположения полотен в настиле для раскроя костюмов и брюк является настилание вразворот «лицом к лицу». В раскладке лекал используют не все детали изделия, а лишь половину всех симметричных деталей, т. е. одну полочку, часть спинки и т. д. Все детали изделия комплектуют из двух смежных полотен, лежащих лицевыми сторонами одно к другому.

При настилании необходимо соблюдать ряд технических условий. Полотна должны располагаться без натяжения, но и без морщин, а также без перекосов. При настилании выравнивают все полотна по переднему концу настила и вдоль одной из кромок. При настилании материала с рисунком в крупную клетку или поперечную полоску способом «лицом к лицу» в парном полотне совмещают рисунок, а при настилании материалов с направленным рисунком, начесом, ворсом все полотна настилают в одном направлении. Если для настилания используют материалы разных цветов или артикулов, то сначала настилают полотна одного цвета или артикула, затем другого и т. д.

В пиджаках имеется одна непарная деталь - верхний воротник ( отмечен звездочкой). Однако при раскладывании лекал деталей не одного, а двух костюмов в одной рамке верхний воротник для одного изделия будет выкроен из верхнего полотна, лежащего «лицом вниз», а для другого изделия - из парного полотна, лежащего «лицом вверх».

Основная масса раскладок лекал осуществляется в несколько комплектов лекал. Так, на рис. 130 изображена двухкомплектная раскладка лекал костюма для мальчиков (модель 428) для раскроя «лицом к лицу». Комплектование из двух парных полотен позволит получить сразу четыре изделия. При этом в раскладке участвуют всего два лекала верхних воротников (на рис, 130 отмечены звездочкой).


Длина настила зависит от принятого количества комплектов лекал в одной рамке зарисовки, от сочетания размеров и ростов (больших или маленьких), а также от того, секционный этот настил или нет.

Секционным называют настил на несколько рамок зарисовок, одинаковых или разных по длине, у которого ряд полотен или все полотна настелены без поперечных стыков.

Секцией настила называют самостоятельную зарисовку или ее часть, которую можно отрезать от настила по поперечной прямой линии. По линии секции на столе может быть установлена передвижная секционная линейка для отрезания полотна.

По высоте настилы могут быть разные. Наиболее экономичные настилы - высокие, так как они снижают затрату времени на раскрой единицы изделия, повышают производительность труда в раскройном производстве. Это объясняется тем, что на зарисовку и раскрой настила большой и малой высоты требуется одинаковое количество труда, поэтому затраты труда на единицу продукции получаются меньше при высоком настиле.

Однако высота настила полотен может быть ограничена прежде всего высотой ножа раскройных машин, применяемых для разрезания настилов. Кроме того, на высоту настила влияют вид волокна ткани, ее толщина и характер отделки. Костюмные шерстяные и полушерстяные ткани настилают высотой 36 - 40 полотен, подкладочные шелковые - 50 - 60, хлопчатобумажные - 100 - 120, карманные хлопчатобумажные - 80 - 100, бортовые и прокладочные ткани - 40 - 50 полотен.

Прежде чем настилать не разрезанную на полотна ткань, необходимо разметить на поверхности настилочного стола длину зарисовки или трафарета. По разметке конца настила устанавливают ограничительную (прижимную) линейку. Если нужно, на продольных сторонах стола устанавливают зажимы переносной секционной линейки.

Бригада настильщиц обычно состоит из двух-трех человек. Бригада из трех человек настилает широкие ткани в длинные настилы при расчете кусков ткани на несколько настилов сразу. Одна из настильщиц следит за правильным выполнением настилания кусков и полотен ткани по расчету. Она же обрезает полотна. Две другие настильщицы протягивают полотно вдоль стола, закрепляют его концевой линейкой и, возвращаясь, расправляют полотно по ширине и длине настила.

Настилание узких тканей выполняет бригада из двух настильщиц. В этом случае обе настильщицы протягивают ткань вдоль стола, закрепляют ее концевой линейкой, возвращаясь, расправляют полотно ткани и уравнивают одну из кромок. Затем одна из них обрезает полотно, а другая проверяет равномерность натяжения полотен. Узкие ткани может настилать одна настильщица, применяющая специальные линейки.

На предприятиях, изготовляющих костюмы, применяют настилочную машину для настилания рукавной и карманной тканей, бортовой прокладки, волосяной и других тканей (при организации резервного раскроя этих деталей). Даже такая частичная механизация настилания дает немалый экономический эффект и облегчает этот трудоемкий процесс (рис. 131).

Для настилания неразрезанных кусков материала при многонастильном расчете применяют полуавтоматический настилочный комплекс (ПНК), позволяющий вести настилание «лицом вниз» и «лицом к лицу» (рис. 132). Благодаря цепному конвейеру 4, расположенному под крышкой настилочного стола, и размещенным на нем рулонам ткани легко осуществляется смена рулона, из которого настелили заданное расчетом количество полотен. Каретка 2, расположенная первоначально у переднего конца стола, протягивает закрепленный в ней конец полотна до концевой линейки 3, автоматически закрепляет конец и, возвращаясь, ровняет кромку полотна. По окончании возвратного движения срабатывает автоматический останов каретки. Настеленное полотно отрезают механическим ножом 1.

На готовые настилы накладывают зарисовку, выполненную на ткани или бумаге, или трафарет. Трафарет пропудривают, т. е. протирают по всем линиям и условным обозначениям пропудривателем, наполненным мелом тонкого помола или синькой. Затем трафарет снимают с настила.

Перед разрезанием готового настила на части проверяют соблюдение технических условий настилания и правильность расхода ткани. Все нечеткие контуры деталей подмеляют с помощью лекал, уточняют расположение надсечек и других обозначений.

На верхней детали каждой пачки ставят клеймо, нашивают или приклеивают талон, на котором указаны размер и рост изделия, а на основных деталях ставят номер настила. Эта операция называется клеймением настила. Она нужна для правильного комплектования пачек деталей кроя.

Раскрой материалов

Резание материалов - это физический процесс разрушения их по заданным контурным линиям. Способов раскроя материалов много. Обычно их объединяют в четыре группы: механические, электрические, теплофизические и гидравлический. Самой многочисленной группой являются механические способы. Среди них различают резание универсальным и специальным инструментом. Наибольшее распространение в швейной промышленности получили универсальные инструменты: передвижные раскройные машины, стационарные ленточные машины и ножницы. К специальным инструментам для резания относят вырубочные прессы, катки, валики и др. К электрическим способам относят резание нагретой проволокой и электрической искрой, к теплофизическим - лучом лазера и плазмой. Гидравлический способ один - гидромониторный.

Механические универсальные инструменты позволяют вырезать детали различной конфигурации, не меняя режущего инструмента и не переналаживая машину. Но они требуют ручного труда для перемещения раскройной машины или материала, выполняют последовательное вырезание по контуру и не позволяют автоматизировать процесс выкраивания деталей. Специальные инструменты, например резаки вырубочных прессов, создают возможность для автоматизации раскроя, производят параллельное вырезание всех контуров детали, но рассчитаны для раскроя только данного контура, а при изменении модели, размера, роста требуется изготовление нового комплекта резаков.

Остальные способы раскроя как наиболее перспективные описаны далее.

Раскрой материалов универсальными инструментами заключается в следующем. Сначала настилы разрезают (рассекают) на части, из которых затем вырезают отдельные детали. Рассекание настила выполняют передвижными машинами.

Перед рассеканием срезают стороны настила по границам рамки зарисовки в целях сохранения кромки. При рассекании следят за тем, чтобы лезвие ножа проходило посередине меловых линий контуров деталей и совмещалось с контуром одной из смежных деталей. Срез должен быть вертикальным.

Перед рассеканием настила для предотвращения возможного смещения и заминов нижних слоев ткани полотна скрепляют зажимами. Настил рассекают на такие части, которыми легко можно было бы оперировать при окончательном вырезании деталей на ленточных раскройных машинах.

Одновременно с рассеканием настилов на части вырезают окончательно наиболее крупные детали изделия, имеющие простые контуры.

Все остальные детали выкраивают на ленточных раскройных машинах (рис. 133). Ленточные машины наиболее производительны и обеспечивают высокое качество кроя. Однако раскрой тканей одними ленточными машинами без применения передвижных раскройных машин невозможен, так как ленточные машины установлены в цехе неподвижно.

Части настилов транспортируют к ленточным раскройным машинам разными средствами, но с одним обязательным условием: слои ткани при этом не должны быть смещены.

Для обеспечения безопасной работы на ленточных машинах, а также для увеличения точности вырезания деталей применяют вспомогательные лекала, окантованные металлической лентой. Лекало накладывают на деталь, точно совмещая края лекала с меловой линией, прижимают лекало к ткани и вырезают деталь. Надсечки на вырезанных деталях выполняют также на ленточной машине, соблюдая одинаковую их глубину (0,5 см) во всех слоях пачки деталей.

При вырезании деталей кроя без наложения лекал лента должна проходить посередине меловой линии контура детали.

Контроль качества кроя

Выкроенные детали проверяют сразу после их вырезания. Эту операцию выполняют контролеры-подрезчики. Они накладывают на соответствующее лекало поочередно верхнюю, нижнюю и среднюю детали из пачки и проверяют, нет ли обужения, укорочения или перекоса в выкроенной детали. При обнаружении неточностей пачку аккуратно складывают и ликвидируют на ленточной машине отмеченные неточности.

Массовое изготовление одежды на предприятиях основано на использовании совершенно точного кроя. Дефекты раскройного производства отрицательно сказываются на технологии изделий, а также на организации работы швейных цехов, так как дефект кроя чаще всего возникает в деталях всей пачки. Точный крой позволяет в швейных цехах не производить внутри процесса дополнительных уточнений и подрезки деталей.

Наиболее значительным дефектом кроя является обужение или укорочение деталей. При обнаружении такого дефекта в швейном цехе необходимо сообщить об этом мастеру и выяснить возможность дальнейшей обработки кроя.

Обо всех обнаруженных дефектах кроя следует сообщать мастеру и технологу раскройного цеха, чтобы предупредить дальнейшие подобные нарушения технологии производства.

Пачки кроя проверенных и уточненных деталей передают для комплектования по моделям, размерам и ростам. Полученные при настилании ткани вразворот непарные детали (верхний воротник, неразрезная спинка и др.) при комплектовании кроя раскладывают на две пачки. Все детали перевязывают по пачкам, а затем мелкие связывают вместе с крупными. Крой из полотен с текстильными дефектами, раскроенных отдельно, комплектуют с подкладкой и прикладом и присоединяют к основной пачке.

Детали скомплектованного кроя нумеруют, пришивая на машине талоны, маркируя краской или надписывая карандашом или мелом. Пачки кроя деталей из основной ткани и пачки кроя подкладки и приклада комплектуют и связывают вместе. Крой поступает на хранение на склад кроя, из которого по мере необходимости его отправляют в швейные цехи.

В раскройном цехе оформляют документ на крой - маршрутный лист.

Маршрутный лист - это документ, который сопровождает пачку кроя всех деталей из основной ткани, подкладки и приклада изделий одного размеророста от раскройного цеха до склада готовой продукции и служит отчетным документом при передаче кроя, полуфабриката и готовых изделий по участкам (цехам) производства. Маршрутный лист заполняют на основании оформленной карты расчета материала. В нем записывают все данные, характеризующие пачку кроя, указывают, кому предназначается крой, а также сообщают все выходные данные готового изделия.

Перспективы механизации раскройного производства

Совершенствование раскройного производства должно проводиться с целью получения стабильно высокого качества кроя, экономного расходования материалов и снижения затрат на единицу продукции. Эти задачи в основном определяются процессами раскладки лекал, настилания материала и вырезания из настила пачек деталей кроя.

Изготовление зарисовок на ткани верхнего полотна настила - трудоемкая ручная работа, качество которой зависит от опыта и индивидуальных способностей рабочего. Для каждого настила одного и того же сочетания размероростов и одинаковой ширины материала приходится повторно выполнять ту же зарисовку.

Механизация этой операции в настоящее время решается путем изготовления нескольких копий с помощью трафаретов, светокопий, копировальной бумаги, бумаги со специальным печатающим покрытием и др. За рубежом вместо выполнения зарисовки раскладку лекал на ткани опыляют краской. Места раскладки, не закрытые лекалами, окрашиваются и служат ориентирами при выкраивании деталей. Этот способ сокращает лишь время на обводку контуров лекал, но раскладку надо каждый раз повторять.

Долгое
время ручное настилание ткани применялось потому, что каждый кусок ткани рассчитывался для использования на несколько настилов при вырезании полотен с текстильными дефектами, а также потому, что куски ткани имели до трех фактических отрезов, сделанных на текстильных фабриках. Теперь, когда на ряде предприятий применяют предварительное нарезание тканей на полотна в соответствии с расчетом и настилают уже готовые полотна, возможна дальнейшая механизация этих операций. Настилочная машина (рис. 134) перемещает полотно, не протягивая его вдоль стола, а укладывая последовательно передний край полотна на переднюю часть стола и т. д. Край полотна, закрепленный на валу машины, огибает его, и последовательно при движении машины полотно укладывается вдоль стола. При этом настил выравнивается по правой кромке. Полотна получают постоянное натяжение и не растягиваются при настилании под действием собственной массы.

Предварительное разрезание ткани на полотна и их настилание увеличивают точность кроя, сокращают расход ткани на каждое полотно, повышают производительность и облегчают условия труда.

Механизация раскроя может решаться по-разному. Например, может быть использован механический способ раскроя специальным инструментом - резаками вырубочного пресса. Резаки представляют собой тонкий стальной нож, изогнутый по контуру детали. Резаки группируют и закрепляют на металлической плите режущей кромкой вверх. При работе на вырубочном прессе на резаки настилают лист бумаги, затем полотна материала (настил) и сверху - также лист бумаги. Листы бумаги способствуют более качественному вырубанию. После такой подготовки плита с резаками и настилом автоматически подается под пресс. Вырубание выполняется по мере подачи участков настила под пресс. Вырубленные пачки деталей вынимают из гнезд резаков с помощью металлических колышков. Этот способ раскроя дает точный крой, не требующий дополнительного контроля. Благодаря параллельному способу выкраивания вырубание деталей независимо от сложности контура и его периметра производится за 1,5 - 3 с.

Кроме того, можно раскраивать материал без изготовления настилов в одно или несколько полотен при раскатывании рулона ткани валичным и катковым способами. Эти способы можно применять для раскроя деталей из прокладочных и прикладных материалов благодаря тому, что детали из этих материалов (подокатники, долевики, прокладки в низ рукавов, воротники и т. п.) достаточно мелкие, постоянные по форме независимо от модели.

Разработаны теплофизические бесконтактные способы раскроя лучом лазера и микроплазменной струей. Эти способы основаны на тепловом действии, при котором происходит сгорание ткани по заданной линии. Использование для раскроя тканей луча лазера и микроплазменной струи дает возможность применить программное управление резанием, т. е. автоматизировать процесс раскроя. Этот процесс может выполняться с помощью комплексных раскройных установок, состоящих из устройств для настилания или протягивания полотна из разматываемого рулона, раскройных комплексов и устройств для сбора кроя.

Для перемещения режущего инструмента - луча лазера или плазменного резака (плазмотрона) - над плоскостью раскройного стола, на котором располагаются ткани, применяется двухкоординатное контурное устройство. Управление этим устройством обеспечивается системой числового программного преобразователя. Сбор выкроенных деталей может быть осуществлен с помощью вакуум-присоса. Вырезанные детали присасываются к ленте конвейера, который перемещает их к сборному пункту. Точное накладывание одноименных деталей друг на друга происходит благодаря строгому расчету пути перемещения ленты конвейера и срабатыванию вакуумного устройства.

Решение проблемы механизации и автоматизации процессов подготовительно-раскройного производства позволит повысить производительность труда, резко улучшить качество в результате повышения точности кроя, более экономно расходовать швейные материалы.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

1. Какие операции выполняют в раскройном производстве?
2. В чем состоит предварительный расчет материалов для настилания?
3. Что такое нерациональные остатки, почему стремятся к их уменьшению?
4. Что дает применение электронно-счетных машин для предварительного расчета материалов?
5. Что такое карта расчета материала? Кто ею руководствуется?
6. Какие способы изготовления настилов применяют?
7. Какими способами могут располагаться полотна в настилах? Каковы их достоинства и недостатки?
8. Как обрабатывают полотна с текстильными дефектами?
9. Какие имеются способы механизации настилания материалов?
10. Как оборудован настилочный стол?
11. Что проверяют при установлении качества готового настила?
12. Из каких операций состоит раскрой деталей изделия? В чем они заключаются?
13. Как проверяют качество выкроенных пачек деталей кроя?
14. Какие технические условия обеспечивают точное выкраивание деталей?
15. В чем состоят перспективы механизации получения зарисовок, настилания и раскроя тканей?
16. Что такое маршрутный лист? Для чего он нужен?

Прежде чем приступать к раскладке выкройки на ткани, следует провести влажно-тепловую обработку материала. Если ВТО не проводить, в дальнейшем готовое изделие может преподнести ряд неприятных сюрпризов - например, усесть, поэтому этот шаг нельзя пропускать.

Подробнее о том, как правильно провести декатировку ткани перед раскроем, можно почитать в нашем мастер-классе:

Долевая нить


Для правильной раскладки направление долевой нити имеет важнейшее значение. Долевая (или нить основы) всегда параллельна кромке, однако бывают случаи, когда кромка уже отрезана, и определить направление долевой можно лишь по косвенным признакам. Если вы новичок в шитье, рекомендуем углубиться в эту тему:

На выкройках Burda всегда указано направление долевой нити, но если вдруг вы шьете по выкройке, где направление нити основы не отмечено, имейте в виду: долевая нить ткани при раскладке должна быть строго параллельна позвоночнику - если только ваша модель не предполагает крой по косой. В этом случае мы раскладываем детали так, чтобы они шли под углом 45 градусов к долевой нити.

Основные правила раскладки выкройки на ткани


Самый главный принцип - раскладка выкройки на ткани должна быть рациональной. Это значит, что вы должны найти оптимальное расположение деталей на ткани, оставляя минимальное количество пустот между ними с учетом припусков. Такие пустоты называются межлекальными выпадами, и ваша задача - минимизировать межлекальные потери ткани.

Сначала раскладываются крупные детали, после чего детали пояса, кокеток, обтачки, клапаны и т. д. раскладывают в промежутках между основными деталями, соблюдая направление долевой нити. Вы можете менять расположение деталей в зависимости от размера конкретного отреза ткани.

Следующий важный этап - анализ материала, на котором будут раскладываться детали. Для нас будут иметь ключевой значение: наличие рисунка, раппорт, ворс, оттеночность в разном направлении.

Однотонные ткани


Если материал однотонный и не имеет ни ворса, ни оттеночности, выкройки можно располагать как угодно, главное соблюсти направление нити основы, указанное на выкройке, не забывая о главном принципе рациональности.

Ткани с рисунком

Если рисунок имеется, его также необходимо проанализировать. Рисунок может быть направленным или ненаправленным.


Если рисунок ненаправленный и ткань не имеет ворса и оттеночности, вы можете смело раскладывать детали как в одном направлении, так и в другом, а также для экономии материала валетом.


Если рисунок направленный, нужно во‑первых, сразу решить, куда будет направлен узор, например, к плечевому шву или к низу изделия, и, во‑вторых, соблюдать этот выбор при раскладке.

Мы также анализируем крупность рисунка. Если он мелкий, скорее всего, нет необходимости стыковать детали, но если рисунок крупный, вам нужно подумать о грамотном совмещении деталей, к примеру, если вы хотите, чтобы цветы шли строго по линии талии. Расход ткани в этом случае по естественным причинам увеличивается. Лучше всего, если вы сможете взять выкройку с собой в магазин, и на месте до покупки ткани прикинуть раскладку.

Ткани в полоску


Полоска может быть продольной (то есть идти вдоль долевой кромки) или поперечной. В первом случае раскраивать детали нужно, ни в коем случае не отклоняясь от направления нити основы, иначе на выходе вы получите брак. В этом случае вам также следует подумать будете ли вы стыковать полоску по плечевому шву. Раскрой с учетом совмещения увеличит расход ткани.

Если полоска идет поперек нити основы, раскладку и раскрой деталей необходимо выполнять с учетом совмещения полосок в боковых и средних швах спинки и полочки.

Ткани в клетку


Зачастую совмещение мелкой клетки оказывается нерационально сложным, но с некоторыми видами клетки это все-таки возможно. Если клетка на вашем материале четкая и хорошо видна, то ее нужно совмещать.

Несмотря на кажущуюся простоту, клетка может быть очень непростым узором для раскроя, поэтому подробнее ознакомиться с различными тонкостями этой задачи вы можете в нашем отдельном материале:

Ткани с ворсом


При разном направлении ворса один и тот же материал может выглядеть очень по‑разному! При раскрое бархата или вельвета детали выкладывают таким образом, чтобы ворс шел снизу вверх. Допустимо и обратное направление ворса, но этот вопрос следует решать в частном порядке в зависимости от качества материала и длины ворса: приложите ткань к себе и, глядя в зеркало, оцените, как выглядит ворс в том или ином направлении.

Во всех остальных материалах костюмной и пальтовой группы, которые имеют ворс, детали раскладываются таким образом, чтобы ворс шел от плечевого среза в направлении низа изделия.

Основные виды раскладок выкройки на ткани

Проанализировав материал, приступаем к непосредственной раскладке. Решая, как разложить ткань при раскрое, учтите, что выбор варианта раскладки определяется, исходя из рациональности и экономичности в каждом конкретном случае.

Продольный сгиб


В этом случае ткань складывается кромка к кромке, по долевой нити, лицевыми сторонами внутрь.

Поперечный сгиб


Ткань складывается поперек долевой линии, срез к срезу, лицевыми сторонами внутрь.

Частичный сгиб


Ткань складывается лишь с одной стороны по долевой, лицевыми сторонами внутрь. Этот способ позволяет максимально рационально использовать ткань для любой ширины.

В два сгиба


В таком варианте края ткани укладываются по нити основы к середине полотна, лицевыми сторонами внутрь.

В разворот


Ткань раскладывается в один слой, без сгибов, лицевой или изнаночной стороной вверх. Такой вариант подходит, если вы кроите по косой, а также если ваша ткань имеет рисунок или узор, который необходимо совместить. Этот способ удобен для тонких тканей (например, для шифон) и объемных, толстых. В этом случае детали выкройки раскладывают в зеркальном отображении, если они сшивные, или в разворот, если цельнокроеные.

Выбрав способ раскладки, укладываем детали на материал, оставляя свободное пространство для припусков на обработку. Не следует сразу же намелять - ищите наиболее рациональную раскладку до тех пор, пока не убедитесь, что потери ткани будут минимальными!

После окончательной раскладки на ткани всех деталей приколите их булавками и обведите по контуру портновским мелком или специальным маркером. Подробнее о способах разметки вы можете почитать в нашем специальном материале:

Ответить на вопрос, как правильно разложить выкройку на ткани, не так уж и сложно - куда сложнее разобраться в каждом конкретном случае с учетом особенностей вашей ткани. Но это умение приходит с опытом! А все возникшие вопросы вы можете задать в комментариях, мы постараемся на них ответить.

7 класс.

Тема урока: « Последовательность подготовки ткани к раскрою. Правила раскладки выкроек на ткани. Правила раскроя. Припуски на швы. Способы контроля качества разметки».

Работа на уроке проходит в виде соревнования по бригадам (количество бригад определяется по количеству рядов в кабинете). Учитель подводит итог в конце урока и по результатам работы бригад на уроке выставляет оценки за урок.

Цели урока:

Образовательная:

  • ознакомить учащихся с различными способами расположения деталей бумажной выкройки на ткани;
  • научить учащихся наиболее экономному способу разложения деталей; совершенствовать умения раскроя симметричных де талей изделия с учетом свойств, расцветки и рисунка ткани;
  • способствовать формированию у уч-ся представления о последовательности изготовления одежды от эскиза до готового изделия;
  • закрепить умения в подготовке ткани к раскрою;
  • закрепить умения экономной раскладки лекал на ткани, выбора величина припуска на швы;

Развивающая:

  • развивать логическое мышление, координацию движения рук, конструкторские и исполнительские умения;
  • способствовать развитию пространственного воображения, творческого мышления, эстетического вкуса; способствовать развитию познавательного интереса к предмету.

Воспитательная:

  • воспитывать эстетический вкус, внимательность;
  • прививать навыки культуры труда и аккуратности;
  • способствовать воспитанию правильного отношения в коллективе.

Профориентационная:

  • обобщитьзнания о сфере трудовой деятельности, профессиях, карьере.

Методическое оснащение урока:

Материально-техническая база:

кабинет технологии;

утюг, гладильная доска;

сантиметровая лента, ножницы для ткани, булавки, иглы, угольник, линейки, мелок или мыло;

ткань для раскроя изделия.

видеофильм ""Раскрой ночной сорочки"".

Дидактическое обеспечение:

учебники: ""Технология -7 кл."" В.Д. Симоненко; ""Технология обработки ткани 7-9 кл."" В.Н.Чернякова.

рабочая тетрадь;

альбом;

плакат ""Раскладка деталей выкройки на ткань"";

учебно-техническая документация:

технологические карты;

инструкционные карты;

объект труда: ночная сорочка, сарафан, халат;

образцы поузловой обработки: обработка горловины, обработка нижнего среза рукава, обработка швов вразутюжку и взаутюжку;

материалы для контроля знаний учащихся:

карточки-задания;

тесты;

Методы обучения: объяснительно-наглядный, частично-поисковый: объяснение с практическим закреплением, вводный инструктаж и практическая работа.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

фронтальная;

индивидуальная.

Тип урока: комбинированный.

Межпредметные связи: ботаника - значение растений и хвойных деревьев в жизни человека; технология 5 кл. - виды волокон, строение ткани.

На классной доске: подкройной и цельнокроеный подборт, застежка, петля, дублирование деталей, клеевая прокладка.

Словарь моды: подборт - деталь изделия, предназначенная для обработки борта, выкроенная по его форме; оборки - различной длины и ширины полоски материи, выкроенные по прямой, присборенные с одной стороны.

Литература для учителя.

Примерные программы по образовательной области ""Технология"" В.Д.Симоненко- 2000 г.

Технология - 7 кл.- В.Д. Симоненко - 2000 г.

Технология обработки ткани -7 -9 кл. В.Н. Чернякова -1999 г.

Ход урока

I . Организационный момент:

приветствие;

проверка явки учащихся;

заполнение учителем классного журнала;

проверка рабочей одежды и готовности учащихся к уроку;

настрой учащихся на работу;

доведение до учащихся плана урока.

II . Актуализация знаний учащихся.

Тесты на проверку знаний. За правильный ответ бригада получает бонус.

1. Стрелка на листе выкроек означает:

а) направление долевой нити;

б) направление поперечной нити.

2.Укажите правильную последовательность технологических операций при раскрое изделия:

а) сколоть ткань булавками;

б) разметить припуски на обработку;

в) определить лицевую сторону ткани;

г) нанести контрольные линии и точки;

д) обвести детали по контуру;

е) вырезать детали изделия из ткани;

ж) определить долевую нить;

з) приколоть мелкие и крупные детали;

и) разложить крупные и мелкие детали.

(ж, в, а, и, з, д, б, г, е).

3.Раскрой - это:

а) вырезание бумажных деталей швейного изделия;

б) процесс получения тканевых деталей швейного изделия путём их вырезания из куска ткани;

в) процесс получения тканевых деталей швейного изделия путём их вырезания из куска ткани в соответствии с деталями выкройки и с учётом припусков на швы

4.Назовите стороны ткани:

а). лицевая;

б).изнаночная;

в).правая;

г).левая.

5.При раскрое ткани используются ножницы:

а) маникюрными;

б) садовыми;

в) канцелярскими;

г) портновскими.

6.Укажите правильную последовательность технологических операций при раскладке выкройки на ткань:

а) разложить мелкие детали;

б) разложить крупные детали;

в) сколоть ткань булавками;

г) приколоть мелкие детали;

д) приколоть крупные детали;

е) определить лицевую сторону ткани;

ж) нанести контрольные линии и точки;

з) разметить припуски на обработку;

и) обвести детали по контуру;

к) определить долевую нить.

(к, е, в, б, а, д, г, и, з, ж)

7.Перевод выкройки на ткань осуществляют при помощи:

а) резца;

б) косых стежков;

в) копировальных стежков;

г) украшающих стежков.

8. При раскрое ткани пользуются ножницами:

а). маникюрными;

б) садовыми;

в) канцелярскими;

д) портновскими;

е) кухонными.

9.При раскрое изделия необходимо учитывать:

а) расположение рисунка на ткани;

б) направление нитей основы;

в) ширину ткани;

г) величину припусков на швы;

д) направление ворса.

III. Изложение нового материала с показом презентации.

Перед раскроем изделия надо подготовить ткань к раскрою.

Многие ткани обладают свойством усадки. Чтобы изделие в процессе носки не потеряло своей первоначальной формы и размера, ткань следует продекатировать.

Шерстяные ткани (плательные) обычно декатируют через влажный проутюжильник (кусок плотной ткани, желательно льняной) в долевом направлении. При этом не следует долго водить утюгом, так как ткань может стать наиболее жесткой. Затем дают ткани остыть и просохнуть.

Односторонние шерстяные и креповые ткани увлажняют обычным сбрызгиванием или через распылитель. Завертывают в простынь и оставляют на несколько часов, после чего ткань проутюживают не очень горячим утюгом с изнанки по долевой нити.

Штапельные ткани и искусственные шелка лучше всего опустить на 15 минут в слегка теплую подсоленную воду, подкрахмалить, осторожно отжать, не выкручивая, затем завернуть в простыню на 2-3 часа. Утюжат ткань с изнаночной стороны, не очень горячим утюгом.

Хлопчатобумажную ткань смачивают в теплой воде, отжимают, просушивают и отутюживают.

Следует помнить, что некоторые ткани (шерсть, бархат, синтетические) увлажнять нельзя, так как на них остаются пятна или морщины, которые не исчезают и после утюжки. Поэтому прежде чем декатировать ткань, надо проверить на кусочке, как она реагирует на увлажнение.

Подготовка ткани к раскрою.

Определить ткань по волокнистому составу.

Декатировать ткань с целью предотвращения последующей усадки.

Определить направление на ткани долевой нити, лицевую и изнаночную сторону, направление рисунка ткани и его характер, для того чтобы все это учесть при раскладке выкроек. Проверить дефекты.

Проутюжить ткань.

Перегнуть ткань по долевой нити посередине лицевой стороной внутрь, уравнивая рисунок, сколоть.

Выровнять поперечный срез ткани с помощью угольника.

Раскладка деталей выкройки на ткани.

При раскладке выкроек надо учитывать некоторые свойства ткани. Из жестких, упругих тканей выкраивать проще, чем из легких, сыпучих и скользящих. Особое внимание при раскладке обратите на ткани с односторонним направлением рисунка. Здесь надо следить, чтобы на всех деталях изделия рисунок был направлен в одну сторону. В ворсовых тканях проверяют направление ворса и оттенка. При раскрое из вельвета и бархата детали выкроек раскладывают последовательно в направлении ворса снизу вверх.

При раскрое изделий из фланели или байки детали выкроек расположите в направлении ворса сверху вниз, тогда во время носки ворс не будет подниматься. На тканях в полоску и клетку детали выкроек расположите так, чтобы в местах соединения деталей (на швах) полоска или клетка совпадали по цвету, ширине и проходили точно по середине полочки и спинки.

По своему размеру клетки в тканях могут быть мелкими, средними и крупными. Кроме размера, они отличаются цветом, величиной квадратов, шириной и порядком чередования полос. Если в рисунке клетки ткани можно найти среднюю линию, которая делит клетку на две равные части во всех направлениях, такая клетчатая ткань называется симметричной.

При раскрое линию симметрии надо совместить со средней линией выкройки.

Раскладку выкроек на ткани проводят двумя способами:
в сгиб - ткань сложена вдвое по длине лицевой стороной вовнутрь;
в разворот- ткань развернута в ширину.

Разложить на ткани большие детали, начиная с полочки, отступив от среза на величину припуска на швы.

Выкройки на ткани с направленным рисунком должны располагаться в одном направлении. Если ткань с крупным рисунком, необходимо, чтобы правая и левая стороны были симметричны по рисунку(см. рис.50, стр.127).

Направление нитей основы на выкройке должны совпадать с направлением на ткани.

Детали лекал располагают так, чтобы раскладка была экономичной.

Линии, по которым будет производиться раскрой, и контрольные точки проводят остро заточенным мелом или мылом.

Раскрой.

Раскроить детали изделия по линиям припусков на швы.

К первой примерке вырезать только крупные основные детали.

Закрепление знаний учащихся.

Сделать раскладку на миллиметровой бумаге в м 1:4. Взаимоконтроль.

Выбрав рациональную раскладку выкроек, учащиеся приступают к практической работе.

Физкультминутка.

Практическая работа ""Раскладка выкроек деталей на ткани и раскрой"".

Вводный инструктаж:

Задание 1.

Изучить технологию подготовки ткани к раскрою.

Задание 2.

Подготовить ткань к раскрою.

Задание 3.

Разложить детали выкройки на ткани.

Задание 4.

Вырезать детали кроя.

V. Закрепление изученного материала. (Устный или письменный, по карточкам)

Вопросы:

1. Какие операции входят в подготовку ткани к раскрою?

2. Как учитываются дефекты ткани при раскрое?

3. Почему при раскладке выкройки на ткани деталь обводится два раза?

4. Что такое декатирование?

5. Какие правила ТБ следует соблюдать при работе с ножницами, булавками и иглами?

6. Какими свойствами обладают нити основы и утка?

7. Сколько ткани требуется для изготовления ночной сорочки?

8. Перечислите детали кроя вашей модели.

9. Какие линии на крое необходимо перенести на симметричную сторону?

10. Какими способами переносят линии на симметричную сторону?

11. Для чего наносят линии середины на детали кроя?

12. Для чего скалывают крой булавками?

VII. Анализ урока.

Учитель анализирует урок, делает необходимые замечания. Оценивает работу бригад, объявляет оценки.

Домашнее задание : выучить правила подготовки ткани и деталей кроя к раскрою, принести ткань, детали кроя, рабочую коробку, зарисовать раскладку деталей кроя в тетради.


Прежде, чем начинать раскладывать детали выкройки, проведем небольшой тест .

Возьмите ткань за короткий край, поднимите до уровня глаз и внимательно рассмотрите. Теперь переверните её, возьмите за другой короткий край, повторите действия. Видите разницу? Нет? Вот и отлично.

Это означает, что по вертикали ваша ткань одинакова, то есть детали можно раскладывать способом «валет», т.е. «вверх ногами». Наиболее актуальна такая раскладка для деталей, напоминающих треугольник со скошенным углом, например, рукав. В этом случае расход ткани существенно уменьшается.

Только будьте внимательны! Так называемые ворсованные ткани , например, бархат, замша, мех, велюр, бобрик, лоден, махровая и некоторые шерстяные ткани, категорически нельзя раскладывать «валетом» , иначе цвет на разных участках будет отличаться.

Перед раскроем таких тканей обязательно определите направление ворса - проведите рукой вдоль кромки сверху вниз и обратно. Ворсованные ткани всегда кроят по направлению ворса для придания гладкости и лощености готовому изделию.

Другой подводный камень таят в себе ткани с вертикальным рисунком . В этом случае сэкономить на раскладке «валетом» также не получится, иначе одна половинка юбки или жакета окажется рисунком вверх, а другая - рисунком вниз.

Дополнительно хочу остановиться на тканях в клетку: они требуют подгонки и совмещения элементов, иначе готовое изделие будет выглядеть неопрятно и кустарно. Подгонка по клетке серьезно увеличивает расход ткани, минимум на 10% от основного размера, и тем больше, чем больше раппорт, т.е. повторяющийся элемент.

Чтобы не ошибиться в величине «надбавки» и правильно рассчитать нужное количество ткани, можно поступить следующим образом: взять с собой в магазин комплект выкроек и уже на месте вычислить нужную длину полотна.

Для обычных тканей, не требовательных к подгонке рисунка, можно воспользоваться и таким способом: взять самую большую простыню, разложить на ней детали выкройки, а потом измерить занятое пространство. При этом лучше сразу исходить из наиболее распространенной ширины ткани в 150 см.

Безусловно, ширина полотна может быть любой. Например, фланелевые ткани всего 75 см в ширину, и легко прийти в замешательство, рассчитав длину на ширину 150, которую в магазине придется пересчитывать на ширину 75. Занятие, скажу я вам, не для слабонервных.

Поэтому важно сначала присмотреть ткань, изучить все ее параметры, запомнить ширину, а потом провести контрольное измерение требуемой длины. Правда, при этом есть риск вернуться в магазин к «шапочному разбору», когда присмотренная ткань уже будет в руках другого покупателя.

Конечно, лучше уметь «на глаз» прикидывать нужное количество ткани. Только как этому научиться? Да очень просто! Ну, хорошо, не очень просто. Но возможно.

Вам потребуется:

1. Запоминать расходы ткани на уже сшитые модели, т.е. копить опыт.

2. Сначала изучать инструкцию к выкройке, где обычно указывают требуемые материалы и их количество, и только после этого отправляться в магазин.

3. Иметь примерное представление, что на брюки следует брать одну длину, а на жакет с рукавами - одну длину плюс длину рукава. Зная свои размеры, не так сложно рассчитать примерное количество ткани.

Безусловно, приблизительный расчет может иметь значительную погрешность, как в большую, так и в меньшую сторону. Больше - не меньше, а вот как сделать из одного метра два, вы узнаете чуть позже.

Если говорить о линии кроя, то она может быть долевой, поперечной и косой (не путать с кривой). При этом вне зависимости от выбранного направления кроя детали располагаются либо вдоль, либо поперек, либо наискосок. Другими словами, кроить следует в одном направлении. Детали, выкроенные в разных направлениях, могут привести к перекосу и неправильной посадке изделия.

При раскрое «по косой» все детали, независимо от их назначения, раскладываются по диагонали, причем, четко под углом 45 градусов. Крой под углом дает необыкновенно красивую драпировку на мягких струящихся тканях, однако при этом является самым расходным и неэкономным способом раскроя, да и не для всех тканей подходит. Чаще всего под углом кроятся только отдельные детали, преимущественно служебного назначения, например, косые бейки для обработки срезов пройм и горловины.

Наверняка из курса домоводства многие помнят, что ткань имеет две нити: нить утка и долевую нить. Основу ткани составляют именно долевые нити, а нити утка являются поперечными, их вплетают между натянутыми на ткацком станке основными нитями. В традиционном раскрое детали раскладываются по долевой нити. Исключение составляют некоторые ткани, имеющие специфический рисунок или фактуру. В этом случае допускается раскрой в поперечном направлении.

Обычно на готовых выкройках долевая нить уже отмечена специальной линией со стрелкой, остается только расположить детали на ткани так, чтобы эта линия была параллельна краю ткани или сгибу.

В зависимости от сложения ткани раскрой может быть четырех типов: в два слоя, в один слой, «от сгиба» и комбинированный.

Раскрой в два слоя

Такой способ актуален для зеркальных и одинаковых деталей.
Минус: низкая экономичность, остаются довольно большие неиспользованные куски ткани между деталями.
Плюс: одним движением ножниц выкраиваются сразу две детали - правая и левая.

Кстати говоря, бывают такие случаи, когда одинаковых деталей требуется много, например, для юбки-шестиклинки их нужно - сами догадываетесь сколько. С одной стороны - чего проще, сложить ткань в шесть раз, а потом один раз отрезать. Я пробовала так делать, ерунда получается.

Такое множественное сложение приводит к смещению деталей с очевидными последствиями: вырезать ровно получается только первые два слоя, остальные напоминают след пьяного тракториста.

Раскрой в один слой

Подходит для любых выкроек, всегда используется при раскрое одиночных деталей.
Минус: уходит больше времени на раскрой, требуется обвести и выкроить каждую деталь.
Плюс: единственный максимально экономичный способ раскладки, когда не хватает ткани.

Раскрой «от сгиба»

Незаменим для деталей без срединного шва, например, переднее полотнище юбки. При этом линия середины детали должна совпадать с линией сгиба ткани. Обратите внимание! Детали со сгибом вырезают без припуска, ведь шов в этом месте отсутствует.
Минус: подходит только для деталей со сгибом.
Плюс: точный раскрой детали (при раскрое такой детали в один слой возможны погрешности, а раскрой в два слоя неприемлем, так как получится две половинки).

Комбинированный

Является наиболее универсальным и идеальным: для деталей со сгибом складывается небольшой участок ткани, ровно на эту деталь, остальные детали выкройки максимально плотно раскладываются в один слой.
Минус: минусов нет.
Плюс: сочетает в себе все плюсы указанных выше способов.

Важное правило раскроя- сначала раскладываем крупные детали, а потом между ними размещаем мелкие и только потом скалываем и вырезаем!

Отдельного разговора заслуживает такая неотъемлемая часть любого раскроя, как припуски на швы.

Обычно выкройки приводятся без припусков, и их необходимо прочерчивать самостоятельно. Как мы уже говорили, лучше всего бумажные выкройки вырезать сразу с припусками. Это позволит сэкономить до 30% времени раскроя на переводе контуров детали на ткань и вычерчивании припусков. Тем более, может придти в голову переложить детали выкройки. Тогда припуски придется чертить заново по уже нарисованным ранее линиям. Согласитесь, не самое приятное занятие.

Поэтому для экономии времени и нервов берем детали с уже готовыми припусками и максимально плотно раскладываем их на ткани (помним о направлении долевой нити, ворса и рисунка!). Затем берем портновские булавки с круглыми головками и прикалываем деталь за припуск к разложенной ткани. Булавки должны быть максимально острыми и гладкими, иначе могут остаться дырки, а на трикотаже и вовсе пойдет «стрела».

Приколов детали, тщательно проверяем количество, зеркальность и парность деталей, сверяемся с инструкцией и - в путь!

Маленькое, но важное правило: приразрезании ткани нижнее лезвие ножниц должно касаться поверхности стола, нельзя резать ткань, держа ножницы на весу, получим очень кривые и рваные срезы.

Ножницы для раскроя должны быть очень острыми и не использоваться для резанья бумаги!

Бывают ножницы под левую и правую руку, леворукие стоят дороже, но существенно облегчают труд левшам.

После раскроя вынимаем булавки и переносим линии разрезов, вытачек, карманов. Это можно сделать несколькими способами.

Копировальные стежки, или силки

С технологией силков мы познакомились в ходе освоения

Портновский мел, карандаш или шариковая ручка

На бумажной выкройке вырезаем вытачку, прикладываем ее к изнанке правой половинки, обводим портновским мелком, затем складываем правую и левую половинки изнанкой друг к другу и прохлопываем ладонью место вытачки. Мел слегка осыпается, и на левой половинке проступают контуры вытачки.

При обводке карандашом или ручкой потребуется обвести каждую вытачку, однако перед нанесением разметки следует проверить на обрезке ткани, не остаются ли отпечатки на лицевой стороне.

«Волшебный» портновский мелок

Такой мелок очень подходит для тканей, на которых остаются следы от обычного мела и карандаша. Линии, сделанные «волшебным» мелком исчезают через 24 часа или сразу при утюжке. Такое волшебство накладывает серьезное обязательство: необходимо начать шить немедленно, иначе наутро вы найдете свою ткань без единой отметки.

Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что особую экономичность раскрою дает раскладка деталей в один слой или комбинированным способом; использование булавок для фиксации выкроек к ткани и формирование припусков уже на бумажной выкройке.

Использованные источники-



Публикации по теме