Рассказ дошкольникам про защитников родины. «Знакомство дошкольников с защитниками Отечества – основа воспитания гражданско-патриотических чувств» методическая разработка (подготовительная группа) на тему

От художественной литературы перейду к учебному пособию.
"Детям о Великой Победе. Беседы о Второй мировой войне" - очень хорошее информативное издание. Это небольшая детская книга о Великой Отечественной Войне . Материал подается с форме занятий-бесед, книга понятна школьникам всех возрастов. В тексте можно найти стихи о войне . После каждой темы читателю предлагается ответить на несколько вопросов. Книжка маленькая, в тонком переплете, но и цена скромная. Я проводила по этой книжке-брошюре беседы в 9-му мая со своими детьми. Книжку так же могут использовать школьние учителя и воспитатели детского сада для проведения тематических уроков и занятий.

К сожалению, книги в магазинах сейчас нет (на момент написания этих строк). Однако, её часто переиздают, поэтому ссылки на нее я оставлю. Возможно, на момент, когда вы читаете этот текст, книга появилась в магазинах.

»
»
»

Аннотация:
В пособии представлены занятия-беседы, посвященные Второй мировой войне и важнейшим событиям Великой Отечественной войны: началу войны, обороне Москвы, решающим сражениям, победе нашей страны над фашисткой Германией, освобождению народов Европы от фашизма.
Предлагаемый материал прост по форме, доступен по содержанию и может быть использован при проведении занятий по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников и младших школьников.
Пособие адресовано воспитателям ДОУ, учителям начальных классов, гувернерам и родителям.

Намного больше информации представлено в книге "Герои Великой отечественной войны. Люди и подвиги". Это издание можно с полным правом назвать энциклопедией Великой отечественной войны для школьников. Книжка не очень большая, но содержательная и при этом доступная по цене. И пока еще её можно найти в магазинах, хоть и не во всех.

»
»
»
»
»

Аннотация:
Книга "Герои Великой отечественной войны. Люди и подвиги" представляет краткую историю войны 1941-1945 гг., рассказывает о главных создателях побед - советских полководцах, и о тех, кто воплощал их замыслы, - о народных героях. Чёткие карты помогут проследить ход войны, последовательность военных операций и продвижение войск. Фотографии военных лет погрузят вас в атмосферу того времени. Красочные иллюстрации познакомят с оружием, техникой, военной формой и наградами той эпохи. Информативные статьи, написанные простым языком и дополненные интересными фактами, увлекут любого читателя.
В оформлении используются реальные фотографии военных лет, полученные из авторитетных архивов, что придает даже достаточно краткому изложению фактологическую достоверность.


Последнее время популярностью пользуются познавательные издания, написанные Еленой Ульевой. Она выпустила уже много книг. Одна из них - "Беседы о войне, энциклопедия для малышей" .

Эта книга построена в форме беседы дедушки, прошедшего войну, и его внука Миши, живущего в наше время. Дедушка рассказывает о том, кто такие фашисты, как началась война, о защите Брестской крепости, мобилизации... Каждая беседа посвящена отдельной теме. "Концентрационные лагеря", "Собаки на войне", "Концертные бригады", "Второй фронт", "Эвакуация", "Подвиг Ивана Кожедуба", "Ядерный взрыв в Японии" - всего 91 тема. Статьи небольшие, начинаются обычно диалогом дедушки и внука, далее следует подробный рассказ. Иллюстраций не очень много, в основном это портреты или небольшие тематические картинки - танк, рация, медаль. Но встречаются более интересные иллюстрации: виды оружия, боевая техника, форма и снаряжение солдат и офицеров.

В книге много тем и много информации, при этом изложена она понятно, короткими рассказами. Возможно, для дошкольников книга будет чуть сложновата, так как темы рассматриваются очень непростые. А вот младшим школьникам такое чтение будет посильно и полезно.

В продаже сейчас можно найти несколько разных изданий этой книги.

Эта статья предназначается мамам, папам, бабушкам, дедушкам – всем, кто хотел бы рассказать своим детям о таком празднике, как 23 февраля — День защитника Отечества.

23 февраля в нашей стране отмечается праздник – День защитника Отечества. Что наши дети знают об этом празднике?

Они знают ровно столько, сколько мы, взрослые им расскажем об этом.

Как же произошло создание Армии в России?

1918 год … В России идет гражданская война. Ужасное и тяжелое время для страны, измотанной революцией и войной…

15 (28) января 1918 года Совет народных комиссаров Советской России издал Декрет о создании Рабоче-крестьянской Красной армии. На фронте началась запись в новую армию солдат-добровольцев, из которых формировали красноармейские роты. 23 февраля 1918 г. председатель СНК В. И. Ленин опубликовал в «Правде» статью «Мир или война», в которой призвал: «… готовить революционную армию не фразами и возгласами, а созданием серьезной, всенародной, могучей армии».

История нашей родины сложна, многогранна и очень непроста. Восприятие истории – вопрос спорный, об этом дети узнают гораздо позднее. Важно то, чтобы дети знали, что защита Родины – это долг чести для каждого мужчины. Это идет из глубины веков…В этой статье мы покажем только самые великие, самые значимые примеры патриотизма, любви к родной земле.

Давайте начнем с былинных героев, с древней Руси…

Былина — от слова «быль», то есть то, что было в действительности, осталось в народной памяти и передавалось рассказчиками от поколения к поколению. Давным-давно на нашу страну шли враги: печенеги, половцы, разоряли и сжигали селения, грабили жилища, забирали в плен людей и увозили с собой добро. Эти страшные события не могли оставить равнодушными добрых молодцев - защитников земли русской. Народ создавал былины, а главными героями былин были – богатыри.

Перед нами картина Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри». На картине изображены три русских богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович — знаменитые герои народных былин, защитники родной земли. Васнецов писал о своей картине: « Картина моя – Добрыня, Илья и Алеша Попович на богатырском выезде примечают в поле, нет ли ворога, обижают ли кого». Посередине на вороном коне Илья Муромец, смотрит вдаль из-под ладони, в одной руке у богатыря копье и щит, в другой булава. Слева на белом коне Добрыня Никитич, вынимает меч из ножен, готовый в любой момент ринуться в бой. Справа на коне рыжей масти Алеша Попович, держит в руках лук со стрелами. Гордый боевой дух, стремление защищать свою землю русскую от врагов – вот суть этой картины.

Русский народ сложил прекрасные пословицы о защитниках своей земли:

Не родом богатырь славен, а подвигом.

Лучше того дела нет, чем родную землю от врагов защищать.

Моё богатство – сила богатырская, моё дело – Руси служить, от врагов оборонять.

В русском сердце прямая честь да любовь к Руси – матушке

Отечественная война 1812 года.

Не будем вдаваться в причины, побудившие французского императора Наполеона начать войну против России. Речь здесь идет о мужестве, стойкости, воле русских воинов – защитников родины. Накануне вторжения Наполеон говорил: «Я иду в Москву и в одно или два сражения всё кончу. Император Александр будет на коленях просить мира. Я сожгу Тулу и обезоружу Россию». Наполеон даже представить себе не мог, какое мощное сопротивление он встретит на пути…Русская армия ХIХ века имела патриотическую концепцию, автором которой был генералиссимус А. В. Суворов. Стержень патриотизма Суворова – готовность умереть за Россию.

Защищая свой дом, свою семью, свою родину, право на жизнь, русские люди обнаружили невиданную стойкость духа и самопожертвование, показали чудеса храбрости. Они вызывали в непобедимом до сих пор Наполеоне сначала удивление, а потом страх.

Лучше всех о русском патриотизме сказал М.Ю. Лермонтов в стихотворении «Бородино»

И молвил он, сверкнув очами: «Ребята! не Москва ль за нами? Умремте же под Москвой, Как наши братья умирали!» И умереть мы обещали, И клятву верности сдержали Мы в Бородинский бой.

Существует целая серия картин художников – баталистов о войне 1812 года.

Картина художника В.В. Верещагина «Конец Бородинского сражения».

Ну и конечно, гениальное произведение Л.Н. Толстого «Война и мир». Читать это произведение нужно осмысленно, вдумчиво. По мнению Толстого, русский народ глубоко патриотичен. При занятии французами Смоленска крестьяне сжигали сено, чтобы не продавать его своим врагам. Каждый по-своему старался причинить боль врагу, чтобы они почувствовали ненависть истинных хозяев земли. Купец Ферапонтов сжег собственную лавку, чтобы она не досталась французам. Настоящими патриотами являются русские солдаты. Их патриотизм и героизм показан в сценах под Аустерлицем, Смоленском, Бородиным. Героями и истинными патриотами у Толстого становятся внешне ничем не примечательные люди.

Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

Это отдельная страница в истории нашей родины. Плечом к плечу встал весь народ. «Все для фронта, все для победы!» — под этим лозунгом жила вся страна..

Об этой тяжелой войне можно говорить много слов… Герои Брестской крепости в течение 32 суток вели ожесточенные оборонительные бои. Группами и в одиночку. Пели «Катюшу»…

Битва под Москвой… «Велика Россия, а отступать некуда, позади Москва!». Этот призыв 28 героев-панфиловцев знала вся страна.

Немецкое командование вынуждено признать: «Силы, которые нам противостоят, являются по большей части решительной массой, которая в упорстве ведения войны представляет собой нечто совершенно новое по сравнению с нашими бывшими противниками. Мы вынуждены признать, что Красная Армия является очень серьезным противником… Русская пехота проявила неслыханное упорство, прежде всего в обороне стационарных укрепленных сооружений».

Сталинградская битва…И опять новый патриотический призыв: «За Волгой для нас земли нету!» Борьба за плацдармы у Волги, в особенности на Мамаевом кургане и на заводах в северной части города, продолжалась более двух месяцев. Сражения за завод «Красный Октябрь», тракторный завод и артиллерийский завод «Баррикады» стали известны на весь мир. Пока советские солдаты продолжали защищать свои позиции, ведя огонь по немцам, рабочие заводов и фабрик ремонтировали повреждённые советские танки и оружие в непосредственной близости от поля боя, а иногда и на самом поле боя. Дом сержанта Павлова мужественно удерживал оборону до полного освобождения города.

Блокада Ленинграда…

Гитлер принял решение «стереть город Ленинград с лица земли. После поражения Советской России дальнейшее существование этого крупнейшего населённого пункта не представляет никакого интереса… Предполагается окружить город тесным кольцом и путём обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землёй» Но город выжил. Но сколько жертв понес этот город-фронт в битве за жизнь…

Курская дуга…Тяжелейшая битва. 1200 танков, самоходных артиллерийских установок, тысячи самолетов в воздухе…И вот, он –долгожданный перелом в войне.

Говорить о мужестве и героизме защитников родины можно бесконечно, и это не является целью нашего рассказа. Главное – это то, чтобы наши дети понимали – родина у нас у всех одна. И нужно уметь защищать свою землю. «Самое лучшее предназначение есть защищать свое отечество» — сказал русский поэт Г.Р. Державин.

Современные защитники Отечества

Под Отечеством принято понимать страну предков человека, отчизну, Родину. Отечество… Это и природа, и человек, и существующие порядки и традиции, и культурное наследие, и многое-многое другое. М.Е.Салтыкову-Щедрину принадлежат слова: «Отечество — тот таинственный, но живой организм, очертания которого ты не можешь для себя отчетливо определить, но коего прикосновение к себе непрерывно чувствуешь, ибо ты связан с этим организмом неразрывной пуповиной».

Защитник отечества – это не только солдат, умеющий держать оружие и поставленный защищать границы своей страны. Если у человека нет совести, чести, нет чувства долга, нет чувства ответственности – то это не защитник родины. Настоящий защитник Отечества будет защищать ценности, традиции и все наследие, которое оставили ему родители, деды. Нашим детям нужно понимать, что посадить дерево во дворе своего дома, защитить слабого, обогреть бездомную собаку – все это тоже защита своего Отечества. Защитник этих нравственных принципов, этого наследия и может называться защитником Отечества, настоящим патриотом своей страны. Н.В. Гоголь сказал удивительно современные слова: «Если вы действительно полюбите Россию, вы будете рваться служить ей…».

С праздником Вас, защитники своего Отечества!

«Знакомство дошкольников с защитниками Отечества – основа воспитания гражданско-патриотических чувств»

(Опыт работы МБДОУ Детский сад комбинированного вида № 28 «Ручеек» г. о. Химкки м/р Сходня)

Одной из важнейших задач дошкольного учреждения является развитие у детей высоких нравственных качеств, в том числе патриотизма, гражданственности, уважение к своей истории, к людям, защищавшим отчий край в лихолетье, воспитание готовности к подвигу.

«Патриотическое воспитание направленно на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время», - говорится в «Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Сложное чувство патриотизма возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим близким, к детскому саду, родным местам, родной стране. Патриотические чувства возникают из социального опыта, воплощенного в продуктах материальной и духовной культуры, который усваивается ребенком на протяжении всего детства. Известна истина: что заложено в человеке в начале жизни, то остается навсегда. В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории России .

Перед нами стоит нелегкая задача – донести всю глубину понятия «гражданин Отечества» до маленького человека, привить ему любовь к Родине. Будущее наших детей сегодня зависит от социальной позиции каждого. Процветание семьи и Отчизны непосредственно зависит от воспитания уважения культуре и традициям своего народа, связи с прошлым, наличию культурной, исторической и национальной памяти.

Мы призваны сохранить свою духовность, разобраться и выбрать нужные ориентиры для воспитания детей, научить их любить не придуманную Родину, а такую, какая она есть. Каждый из нас знает: любить и беречь можно только то, что чувствуешь, понимаешь. А что может сегодня заинтересовать ребенка яркостью восприятия, чистотой, искренностью, красотой, глубоким содержанием? Это многовековая история и культура нашей Родины.

Почему же так остро стоит сегодня вопрос о гражданственности россиян и их патриотизме?

Утрачиваются понимания долга перед обществом и Родиной, размываются и отрицаются ранее существующие нравственные ценности и ориентиры, нарушается связь между поколениями, и это все ставит под угрозу государственность.

В связи с этим, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.

Работа по патриотическому воспитанию в дошкольных учреждениях является опорой дальнейшего формирования человека как гражданина, сына своего Отечества, испытывающего глубокие чувства по отношению к своей Родине, ее культуре, достижениям, традициям. Воспитание чувства патриотизма у дошкольника – процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убежденности и вдохновения.

На протяжении многих лет в нашем саду одним из приоритетных направлений является: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников».

Мы поставили перед собой нелегкую задачу – донести всю глубину понятия «гражданин Отечества» до маленького человека, привить ему любовь к Родине.

Мы определили содержание работы по патриотическому воспитанию дошкольников, разбили ее на блоки. Выделили блок «Гражданское воспитание», включили в него культурно-исторические, духовно-нравственные и других компоненты, знание истории и богатейших традиций Отечества.

Сам блок разбили на подразделы:

История Древней Руси Государства Российского;

Защитники земли русской;

Малая Родина.

Прежде чем начать работу по этой теме, мы познакомились с нормативными документами:

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2годы».

Постановление № 000 Правительства России от 01.01.01г. «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на 2006 – 2010 годы».

Федеральный закон от 01.01.2001 3 «О днях воинской славы и памятных датах России» (Принят Государственной думой 10 февраля 1995 года).

Поставили перед собой такие задачи:

Воспитание уважения к защитникам Отечества, интереса к русской военной истории;

Эмоциональное развитие через формирования чувств уважения, гордости, сопереживания, симпатии к воинам – защитникам Родины.

В преамбуле Федерального закона от 01.01.2001 3 говорится:

«История России богата знаменательными событиями. Во все века героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского государства. Помимо побед существуют события, достойные быть увековеченными в народной памяти.

Настоящий Федеральный закон устанавливает Дни русского оружия – Дни воинской славы (победные дни) России (далее воинской славы России) в ознаменование славных побед российских войск, которые сыграли решающую роль в истории России, и памятные даты в истории Отечества, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни государства и общества (далее – памятные даты России)».

В блоке «Гражданское воспитание», к подразделу «История Древней Руси Государства Российского» подобрали материал о подвигах Защитников Отечества, об истории Древней Руси и Государства Российского, старались выбирать яркие, образные, конкретные, вызывающие интерес эпизоды, которые привлекли бы их внимание.

Для ознакомления детей с Защитниками Отечества мы выбрали более ярких представителей, опираясь на Федеральный закон «О днях воинской славы (победных днях) России».

В разделе малая Родина мы знакомим детей с историей возникновения нашего микрорайона, героями – земляками, памятными местами.

Мы учитывали недостаточную сформированность у ребенка-дошкольника понимания социальных явлений, «чувство истории», выбирали более доходчивые формулировки объяснений, применяли целый комплекс методов и приемов, которые бы стимулировали детский интерес, мыслительную активность, эмоциональное восприятие.

Богатыри земли Русской.

Первыми защитниками на Руси были богатыри – мужчины, защищавшие женщин, стариков и детей. Богатырь – это человек безмерной силы, стойкости и отваги, совершающий воинские подвиги. Русь всегда была богата богатырями, такими как Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, богатырь – пахарь Микула Селянинович, купец – гусляр Садко, Великан – Святогор.

Как стража святой Руси, стоят они у заставы (границы) богатырской, мимо которой ни зверь не проскользнет, ни птица не пролетит

На Руси всегда были в почете солдаты, несущие воинскую службу.

В становлении Российского государства большую роль сыграли великие русские князья: Олег, Владимир Красное Солнышко, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах.

К 882 году князь Олег под своей властью объединил Северную и Южную Русь. Образовалось единое государство - Киевская Русь – с первым общерусским правителем. Перед Олегом отступили хазары и византийцы. Он прославился военными победами, а своим благоразумием и мудростью снискал к себе любовь подданных.

В дружину князя подбирали сильных и умелых воинов. Служба считалась почетной. С ранних лет детей учили владеть мячом, копьем, луком, обучали искусству верховой езды.

При князе Владимире Красное Солнышко в годах государственные границы Руси еще больше расширились. Строились новые города, сторожевые укрепления для борьбы со степняками, для защиты своих земель Князь Владимир ввел единое правление на Руси. Важнейшим делом князя было крещение Руси в 988 году.

Окончательно разгромил печенежские орды. Киев стал крупнейшим центром всего христианского мира. При Ярославе выдающихся успехов достигло просвещение, началось русское летописание.

В эпоху князя Владимира Мономаха к Руси были присоединены половецкие земли и дунайские города. Наступила эпоха расцвета литературы и искусства.

Юрий Долгорукий.

Прозвище Долгорукий было дано князю его современниками потому, что он присоединил к Суздальской земле очень много городов. Юрий Долгорукий считается основателем Москвы.

1240 году с севера-запада напали на Русь шведы. Шведский флот подошел к устью реки Невы. Новгородский князь Александр выступил навстречу и стремительно атаковал шведов. Славную победу одержали новгородцы в этой битве, а князя Александра с той поры стали называть Невским. Спустя два года вторглись на русскую землю немецкие рыцари-крестоносцы. 5 апреля 1242 года дружина Александра Невского встретилась с крестоносцами на льду чудского озера. Эту битву назвали «Ледовым побоищем».

Пришло время дать отпор Золотой Орде. Собрал князь Московский Дмитрий огромное войско. Целый день до ночи бились русские с татарами у реки Дон на поле Куликовом. После победы князя Дмитрия назвали Донским. Куликовская битва показала силу русского оружия и положила начало будущему освобождению Руси от татаро-монгольского ига.

Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.

События рубежа 16-17 в. в. получили название «смутное врем». Самозванцы, литовцы, поляки, разоряли страну. Устав от бесконечной смуты, народ России мечтал о твердой власти. А раз порядок в стране навести было некому, в народе созрела идея ополчения.

Православные люди, - обратился к жителям Нижнего Новгорода староста Кузьма Минин, получивший впоследствии всенародную признательность как «выборный от всея земли человек», - не пожалеем животов наших! Дворцы свои заложим – освободим Русскую землю!

Возглавил войско князь Дмитрий Пожарский. Выгнали русские воины поляков из Кремля, освободили Москву.

В память о народных защитниках Русской земли в центре Москвы на Красной площади (у Собора Василия Блаженного) на народные деньги, установлен памятник князю Дмитрию Пожарскому и гражданину Кузьме Минину от благородной России.

Петр 1.

Петр 1 стремился завоевать для России выходы к морям Черному и Балтийскому. С 1700 по 1721 год длилась Северная война. Россия воевала со Швецией. В знаменитой Полтавской битве тридцатитысячное войско шведов было наголову разгромлено русской армией. Вместе со своими солдатами сражался и Петр 1.

Полтавская битва прославила Россию на весь мир.

Непобедимый русский полководец Александр Васильевич Суворов.

Александр Васильевич Суворов прославил Россию блестящими победами на полях сражений. Под командованием Суворова была взята «неприступная» крепость Измаил. А в Швейцарии до наших дней помнят о переходе русских войск через Альпы. не проиграл ни одного сражения, а своим потомкам оставил книгу «Наука побеждать».

Русский полководец Михаил Илларионович Кутузов.

1812 году началась Отечественная война. Вся Европейская часть России была захвачена французами. Не только армия. Но и весь народ поднялся на защиту Родины. Около села Бородино главнокомандующий русской армии Кутузов решил дать генеральное сражение.

Бородинская битва развеяла миф о непобедимости французов. Бородинская битва показала стойкость русских, которые по словам Наполеона, «оказались достойными быть непобедимыми».

День Защитников Отечества.

В 1917 году произошла Октябрьская социалистическая революция. В России установилась власть людей труда – Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Не нравилось все это мировой буржуазии , и она решила, что советская власть должна быть уничтожена. Свои войска в Россию на западе направила Германия, на севере – Великобритания, на юге – Франция и Турция. Дальний восток оккупировали Япония и США. Молодому Советскому государству нужна была своя армия. И она была создана. 23 февраля 1918 года началось массовое вступление добровольцев в Красную армию. Наступление немецких войск на Петроград – в то время столицу советского государства – было остановлено.

Этот день – 23 февраля – впоследствии стал государственным праздником: Днем Красной армии. В 1946 году праздник переименовали в День Советской армии. Сейчас он называется Днем защитника Отечества.

Герои Великой Отечественной Войны. Маршал.

В нашем государстве есть свой отличительный знак – герб.

Определив содержание работы мы отметили, что воспитание маленького гражданина – это взаимосвязь различных аспектов, средств, методов, форм.

Всю нашу работа по ознакомлению детей с Защитниками отечества построили на принципах интеграции. Интегрированные занятия помогают воспитателям дать детям знания из разных сфер деятельности и реализовать творческие возможности детей: познавать, думать, обогащать словарь, петь, читать стихи, танцевать, рисовать, лепить, клеить, развивать физические качества, коммуникативные умения.

Интегративное содержание работы.

Задачи нравственного воспитания.

Воспитывать гордость за свою страну, воспитывать интерес к ее героическому прошлому.

Создавать бесценные ситуации сопереживания, в ходе которых дети впервые «прикасаются» к подвигу.

Воспитывать любовь и уважение к защитникам Отечества на основе ярких впечатлений и исторических фактов.

Воспитывать в детях такие нравственные качества, как любовь к своим близким, чувство гордости за членов семьи, переживших Великую Отечественную войну или погибших на полях сражений.

Воспитывать чувство уважения к ветеранам Великой Отечественной войны, желание заботится о них.

Закладывать в детские души уважение к современным российским воинам, надежным защитникам Отечества. Воспитывать желание, став взрослым, встать на защиту своей страны, своего народа.

Задачи умственного воспитания.

Развивать любознательность, расширять кругозор детей, узнать больше нового, полезного, интересного об истории родного края.

Познакомить с богатырями земли русской, князьями, героями освободителям, полководцами.

Показать ум, преданность Отечеству, непоколебимость и бесстрашие в борьбе с врагом.

Закрепить знания детей о том, как защищали свою Родину советские люди в Великой Отечественной войне.

Познакомить с защитниками Отечества, зарождая в детях чувство гордости и любви.

Доказать на конкретных примера, что покорить Россию невозможно, что не перевелись еще на нашей земле герои, имена которых навсегда остаются в благородной памяти потомков.

Закрепить знания о всех родах войск.

Формировать представления об особенностях воинской службы.

Дать знания о символике России.

Рассказать детям о героях своего родного города, об участии сходненцев в Великой Отечественной войне, о памятниках Славы и скорби.

Развитие словаря.

Активизировать словарь детей пословицами и поговорками, обогащать его путем уточнения понятий:

Русь, Россия, Отечество, Отчизна, государство, страна, граница, богатыри, шлем, щит, латы, кольчуга, булава , меч, дружина, несметная рать, засада, полон, герб, дань, воин, герой, защитник, священная война, окружение, блокада, тыл, разведка, разведчик, обелиск, парад, героизм, мир, награда, долг, устав, присяга, боевые традиции, солдат, служба, ветеран, форма, пехотинец, моряк, подводник, летчик, связист, артиллерист, крейсер, подводная лодка, парашют, истребитель, орудие, ракета, дзот, таран, фашизм, окопы, траншеи, генералы, маршалы, военноначальники, штаб;

защищать, оборонять, гордиться, сражаться, любить, праздновать, служить, маршировать, охранять, беречь, воевать, побеждать;

справедливая, священная, народная, героическая война.

Задачи физического воспитания.

Развить физические качества: силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость.

Задачи художественно-эстетического воспитания.

Учить детей непосредственно проявлять нравственные чувства в реальных практических поступках. Воспитывать действенное отношение к окружающему миру.

Развивать эстетическое восприятие, наблюдательность, внимание.

Помочь детям эмоционально воспринимать окружающее по средствам яркого, живого слова, музыки, изобразительного искусства.

Совершенствовать изобразительные навыки, способность к творческой деятельности.

Задачи трудового воспитания.

Развивать у детей трудовую деятельность с общественной мотивацией.

Воспитание у детей желание сделать что-то для других.

Приучать детей добросовестно относиться к любой работе, добиваться поставленной цели, воспитывать бережное отношение к общественному добру и природе родного края.

Формировать ответственность за результаты своего труда.

Военная история нашей страны полна героизма, истинного патриотизма, насыщена интересными, драматическими событиями, представлена удивительными, уникальными личностями. Все это дало нам богатейший материал для проведения организованной образовательной деятельности , праздничных досугов, которые ассоциируются у детей с идеями благородства, мужественности нашего народа. Народ России всегда защищал свое Отечество, родную землю, независимость от врагов. Сила духа и созидания народа отражены как в образах богатырей-защитников, так и в произведениях народного фольклора, легендах, в солдатских песнях, памятниках архитектуры.

Мы выбрали такие формы работы:

Формы работы.

- Организованная образовательная деятельность по ознакомлению детей с защитниками Отечества.

Проводим интегрированные занятия по ознакомлению детей с защитниками Отечества (богатырями, князьями, полководцами и историческими событиями), беседуем с детьми о главных сражениях, сыгравших важнейшую роль в ходе военных операций («Разгром фашистских войск под Москвой», «Блокада Ленинграда», «Сталинградская битва», «»Битва на Курской дуге»), о роли женщин в войне, о том, какой ценой досталась нашему народу Победа, о бесстрашных героях войны.

Знакомим детей с символикой России.

Для работы подобрали специальную методическую литературу:

«Дни воинской славы», «Беседы о детях – героях Великой Отечественной войны», «Детям о Великой Победе», «Наследники Великой Победы» - практическое пособие, «День Победы», Я. Нересов, В. Волков «Война народная» из серии «История России» и др.), «Дошкольникам о защитниках Отечества».

- Целевые прогулки к памятникам боевой славы, мемориальным доскам .

Целевые прогулки проводим, в сочетании с рассказами воспитателя о воинах-героях, соблюдением ритуальных моментов, возложением цветов, минута молчания.

- Работа с родителями.

Предлагаем родителям побывать у определенного памятника (на Поклонной горе, памятника Дмитрию Донскому, Минину и Пожарскому и др.), даем рекомендации родителям, как познакомить ребенка с памятником, на что обратить внимание, о чем рассказать, что должны дети знать о защитниках Отечества; вовлекаем родителей во все мероприятия по воспитанию у детей патриотических чувств; для родителей выставляем советы на ширмах «Что и как рассказывать детям об Армии, о войне, о Дне Победы».

По всем историческим событиям мы подобрали и продолжаем подбирать наиболее характерный литературный и иллюстративный материал, как для воспитателей (энциклопедии – Ю. Лубченков «Русские полководцы» из серии «История России»), так и для детей («Дмитрий Донской», «Александр Невский», «Бородино», О. Тихомиров «На поле Куликовом», С. Алексеев «Рассказы о Суворове» и др.).

Также собраны книги (И. Мельников «Секретный отряд», А. Твардовский «Рассказ танкиста», К, Селихов, Ю. Дерюгин «На красной площади» Т. Белозеров «Вечный огонь» и др.), и такие литературные произведения как А. Митяев «Наше оружие», «Почему армия всегда родная», Л. Кассиль «Твои защитники», А. Беслик «Наша армия» и др.

Сделали подборку поговорок, пословиц о доблести, смелости, героизме солдат.

К праздникам оформляем тематические выставки в книжных уголках.

- Использование технических средств обучения .

Слушаем с детьми музыкальные произведения о Родине, армии в грамзаписи, былины в пересказе для детей «Богатыри и витязи Русской земли» (из детской аудиокниге), просматриваем мультфильмы «Илья Муромец», «Князь Владимир», «Лебеди Непряды» и др., отрывки из диафильмов, слайдов.

Приобрели диски для частичного показа детям о Великих князьях русских («Иллюстрированная история государства Российского»).

Собираем фильмотеку о войне («Курская дуга»), диски с военными песнями (аудиоэнциклопедия «Великая Отечественная»).

- Рассматривание фотографий и иллюстраций, вырезок из журналов, плакатов, открыток, репродукций, картин.

Рассматривание картин сопровождаем объяснением и рассказом воспитателя. Рассказ краткий, четкий, эмоциональный.

Приобрели репродукции картины В. Васнецова «Богатыри», иллюстрации доспехов русского воина, солдат Великой Отечественной войны 1812 года;

портреты князей и полководцев; иллюстрации (наглядно-дидактическое пособие «Рассказы по картинкам» «Великая Отечественная война в произведениях художников», наглядно-дидактическое пособие «Мир в картинках» «День Победы» и др.), фотографии детей-героев Великой Отечественной войны, которые наравне с взрослыми боролись с врагом, фотографии памятных мест родного микрорайона.

У нас подобраны иллюстративный материал, фотографии, плакаты о современной армии и военной техники.

- Встреча детей с участниками Великой Отечественной войны, ветеранами труда (дедушками и бабушками воспитанников).

Организуются встречи воспитанников с участниками Великой Отечественной войны, также дети рассказывают сами о своих прадедушках и прабабушках, участвовавших в военных действиях, работавших в тылу, детей войны.

- Изготовление сувениров, самоделок, открыток, букетов в подарок Ветеранам.

К праздникам с детьми изготавливаем подарки папам, дедушкам, ветеранам.

- Продуктивная деятельность.

Во время образовательной деятельности рисуем, лепим, делаем аппликации и поделки на темы: «Защитники Отечества», «Наша армия», «Родина моя», «День Победы», «Богатыри Земли русской» и др.

- Выставки творческих работ детей и родителей.

Организовывали выставки «День Победы», «От защитников богатырей – до защитников наших дней».

- Музыкально-художественная деятельность: пение песен, разучивание танцев, инсценировки, театральные представления.

На музыкальных занятиях слушаем музыкальные произведения такие как Н Римского-Корсакова «Садко», А. Бородина «Богатырская симфония», военные марши и др., разучиваем песни В. Витлина «Пограничники», В. Кравченко «Моряки», Ю. Чичкова «Мы пока что дошколята», З. Левиной «Наша армия родная», В. Волкова «Любим армию свою», танцы «Яблочко», «Богатырский танец», «Синий платочек», «Российский флаг» и др., инсценировки «Богатырская застава», «Мы военные», «Этих дней не смолкнет слава», разыгрываем театрализованные представления. Большинство детей хотят быть похожими на богатырей – защитников Отечества: хотят быть смелыми, храбрыми, сильными, способными преодолеть любые трудности и преграды на своем пути. Мы вовлекаем детей в театрализованные представления с участием богатырей, смелых солдат. Куплены костюмы богатырей, гусаров, элементы военной формы.

- Культурно-досуговая деятельность.

Проводим развлечения, театрализованные представления, праздники: «День Победы», литературно-музыкальные композиции «День памяти и скорби», рисование на асфальте «Нам нужен мир», «День защитников Отечества», спортивные развлечения, «Олимпиады», «Веселые старты», « Здоровый дошкольник на стадионе Родина».

- Спортивные, подвижные, дидактические, народные, сюжетно-ролевые игры.

Подобрали богатырские игры-соревнования («Битва булавами», «Взятие крепости», «Лихой наездник», «Петушиные бои», «Меткий стрелок», «Разминируй поле», «Переправа», «Донесение» и др.), которые используем в развлечениях и праздниках.

Для свободной деятельности детей используем настольные игры «Кому что надо», «Разрезные картинки», «Кто быстрее соберет автомат», «На суше, в воздухе, на море», «О чем речь?» (этнография).

- Предметно-развивающая среда в группах.

Оформили в группах уголки родного края.

Особенно много уделяем внимание знакомству детей с Великой Отечественной войной 1гг., которую вел наш народ с фашистской Германией.

На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (прадедушек, прабабушек, участников Великой Отечественной войны), прививаем детям такие понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг» и т. д. Подводим ребенка к пониманию, что Родина помнит и чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей, их имена увековечены в названии городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

На тематической неделе «Никто не забыт, и ничто не забыто», дети рисуют, клеят, готовят подарки гостям, поделки для выставки детского творчества «Нам нужен мир», с детьми проводятся беседы «День Победы», «»Когда-то была война».

Одной из форм работы является праздничный досуг. Праздник дает возможность детям получить яркие впечатления от красоты воинских ритуалов, познакомиться с героями и мужеством солдат и офицеров, испытать гордость за своих близких, которые были на той страшной войне.

В нашем саду существует давняя традиция. Мы каждый год проводим праздник «День Победы», на который приглашаем участников Великой Отечественной войны, работников тыла, детей войны. Дети готовят приглашения, участвуют в выставке вместе с родителями. На празднике вместе с детьми принимают участие и сотрудники детского сада, исполняя стихи, военные песни, танцевальные композиции, показывая театрализованные представления.

После праздника дети совершают целевые прогулки к памятникам «Скорбящей матери», «Танк» по алее Славы, где возлагают цветы, читают стихи и чтят память героев минутой молчания.

Наши дети выступали в парке Величко на городском празднике, посвященном Дню Победы.

После общественного праздника с детьми проводятся беседы «Как ты провел праздничные дни?», «Где был, что видел?», «Смотрел ли ты по телевизору военный парад? Что тебе больше всего понравилось?».

В разделе «Малая Родина» мы знакомим детей не только с историей возникновения нашего микрорайона, но и с фронтовой жизнью людей и памятными местами.

Собрали фотографии памятных мест Сходни, проводим экскурсии к этим местам: к памятникам Славы, Скорби и мемориальным доскам, рассказываем о летчике Герое Великой Отечественной войны, жившем в нашем микрорайоне и погибшем на войне. Дети подготовительных групп посещают краеведческий музей в лицеи №21.

Большое место уделяем знакомству детей с современной армией. Дети должны знать о современных защитниках Отечества – летчиках, пехотинцах, моряках, пограничниках. Мы стараемся донести до детей необходимость защиты родных, родной страны от врагов, важность службы в армии. Каждый мальчик должен готовиться к тому, чтобы стать хорошим солдатом Российской армии.

Дети рассматривают военную форму современную и военных времен, собранную в мини-музее, головные уборы разных родов войск.

В группах проходят тематические недели «Наши солдаты – молодцы, наши солдаты – удальцы», где воспитатели рассказывают о военных профессиях, о разных родах войск, о современной армии.

Во время образовательной деятельности по физическому развитию детей и проведению подвижных игр способствуем проявлению разумной смелости, решительности, уверенности в своих силах с помощью подбора физических упражнений; создаем условия для выполнения упражнений, направленных на преодоление трудностей физического характера, развиваем у детей терпение и выносливость. Ведь перед нами стоит задача: вырастить не только морально здорового, но и физически крепкого человека.

Физически крепким должен быть и педагог. Мы проводим Дни здоровья для взрослых, в которых весь персонал с удовольствием участвует.

Для развития патриотических чувств у детей используем игры в «военных», сюжетную организованную деятельность из серии «разведчики», которые вызывают желание подражать воинам, быть выносливыми, смелыми, готовыми всегда придти на помощь товарищам.

Для свободной деятельности детей изготовлены настольные игры «Кому что надо», «Разрезные картинки», «Кто быстрее соберет автомат», «На суше, в воздухе, на море».

Особенно большой и яркий след в душе ребенка оставляют праздники, которые у нас по давней традиции проходят с участием пап, что создает определенный эмоциональный настрой, дарит огромную радость от взаимного общения, развивает чувство гордости за своих родителей. В спортивных праздниках папы соревнуются вместе с детьми или, как члены команды.

В праздниках много игр-соревнований, стихов, танцев, музыки, которые помогают воспитывать у детей интерес к армии, вызывать чувство восхищения героями, желание подражать им, а так же знакомить с военной службой в мирное время, формировать представления о воинском долге. Наш воспитатель по физической культуре всегда готовит с детьми военные танцы на современные мелодии, разучивает эстафеты. Дети испытывают большую гордость за своих пап, и всегда с призами уходят с праздника. В праздниках участвуют разные герои: Богатыри, Десантники, Баба Яга отправляет Лешего служить в армию.

В группах оформляют книжные уголки, готовят фотомонтаж с портретами своих пап и братьев, служивших в армии, участвуют в выставках детского творчества «Защитники Отечества», девочки готовят подарки мальчикам и поздравление на праздник.

Для родителей выставляются советы на ширмах «Что и как рассказывать детям об Армии».

Еще мы собираем иллюстрации, открытки по теме «Памятники и исторические места Москвы» (Кремль, Могила неизвестного солдата, Храм Христа Спасителя, памятник Юрию Долгорукому и другие.)

Режим занятий и/или досугов для дополнительной работы в детском саду:

1 занятие в неделю, в пределах 25-35 минут.

Организация и проведение таких мероприятий дает нам возможность воспитания гражданско-патриотических чувств у детей.

Проект « ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА»

Барабанщикова Татьяна Николаевна

Информационная карта проекта.

Тип проекта : 2 недели (краткосрочный)

Вид проекта : групповой, познавательный, личностно-ориентированный.

Участники проекта : дети старшей группы «Сказка», родители воспитанников, воспитатель Т.Н. Барабанщикова.

Продукт проекта : стенгазета «За что я папочку люблю», Альбом «Мой папа на защите Родины» (фото папы на службе в армии + описание)

Презентация проекта : Проведение спортивного праздника «Школа молодого бойца»

Краткая аннотация проекта : проект направлен на расширение представлений о Российской армии; на воспитание чувства уважения к российскому воину, его силе и смелости. Во время проекта дети познакомятся с историей возникновения праздника «День Защитника Отечества»; узнают, что военная служба была делом чести каждого солдата, а преданное служение своему Отечеству - высшим смыслом жизни и службы воина; совместно с родителями сделают альбом «Мой папа на защите Родины» (фото папы на службе в армии + описание)

Технологическая карта проекта.

Актуальность:

Народное придание гласит, что родная земля может накормить человека хлебом, напоить водой из своих родников, но защищать себя она не может. Это святое дело тех, кто ест хлеб родной земли, пьет ее воду, дышит ее воздухом и проникается ее красотой. Вот почему защита Отечества всегда была, есть и будет почетной обязанностью каждого гражданина России. Возникает необходимость уже с детства формировать у дошкольников чувство уважения к исторической памяти времен.

Сами по себе эти чувства не возникают, их нужно воспитать, и чем раньше, тем лучше, а это задача взрослых. Дети же воспринимают все события (в семье, в стране) на эмоциональном уровне. Для каждой семьи служба в армии является значимым событием в жизни, но родители не рассказывают об этом, а дети, не имея особого интереса, и не спрашивают. Этот интерес необходимо вызвать, развить и поддержать. В имеющейся литературе (детской и информационной), говорится об армии Советской, о Красном знамени с серпом и молотом, но с тех пор произошли большие изменения – армия стала российской, изменились символы, форма, условия службы. Эту информацию нужно найти, возникает идея создания проекта «Защитники Отечества»

Цель. Познакомить детей с ролью Российской армии в современном обществе, воспитывать чувство уважения и гордости к сегодняшним защитникам Отечества.

Задачи.

1. Расширять представления детей о назначении и функциях армии.

2.Формировать более полные представления о некоторых родах войск (танковые, ракетные, мотострелковые, авиация, подводные.)

4. Иметь представление о символах Вооруженных Сил России.

5. Развивать эмоционально-положительное отношение к защитникам Отечества, желание быть похожими на них.

6. Подвести детей к пониманию, того, что наша армия защищает всех людей, наша армия - освободительница, миролюбивая и гуманная.

Ожидаемый результат:

Дети познакомились с ролью Российской армии в современном обществе. Ребята знают о празднике «День Защитника Отечества» и понимают его важность. Расширились представления детей о назначении и функциях армии. Дети познакомились с символами Вооруженных Сил России. Дошкольники выражают стремление к эмоциональному, доброжелательному общению с защитниками Отечества, желание быть похожими на них.

Этапы работы над проектом:

Подготовительный этап :

1.Информирование родителей.

2. Формулирование целей и задач проекта.

3. Изучение литературы по теме проекта.

4. Изучение Интернет-ресурсов по теме проекта.

5. Анализ предметной среды группы.

6. Составление перспективного плана проекта.

7. Определение форм и методов работы.

8. Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, наглядно-дидактического материала.

9. Домашнее задание «Мой папа на защите Родины» (фото папы на службе в армии + описание)

10. Беседа с детьми «Кто такие Защитники Отечества?»

Основной этап:

1. Создание в группе условий для реализации проекта: выставка книг, альбом с фотографиями военных, иллюстрации военной техники, выставка игрушечной военной техники.

2.Подборка необходимой литературы и наглядно-информационного материала;

3. Разработка конспектов НОД

«Почему армия всем родная?»,

«На службе Отечества»

4.Разработка сценария праздника «Школа молодого бойца».

5. Разработка проекта.

6. Подборка сюжетно-ролевых игр:

«Моряки», «Десантники», «Танкисты», «Армейский порядок»

7.Подборка дидактических игр:

«Назови символ»,

«Разложи и назови правильно»,

«Что лишнее»,

«Посчитай пульки».

8. Подборка подвижных игр: «На учениях»,

«Один на один»,

«Меткий стрелок»,

«Саперы»,

«Строевая подготовка»

«Сигнальная азбука»

9. Беседы «Наша армия»,

«Что за праздник – папин день?»,

«Если страна без армии, то…»,

«Рода войск», «Какую военную технику вы знаете»

«Опасны ли военные профессии»

10. Запись рассказов детей о своих папочках для последующего оформления их на стенде в приемной группы.

11. Чтение художественной литературы, пословиц и поговорок, загадок об армии, подвигах, славе.

А.Митяев «Кто нужнее?»,

А. Барто «На заставе»,

Б. Никольский «Препятствие»,

М. Исаковский «У самой границы»,

Я. Длуголенцкий «Что могут солдаты»,

П. Берестов «Хочу быть военным моряком»,

В. Руденко «Мужской праздник»,

А. Оншуров «Пилот» «Российская армия»,

Н. Иванова «Военные профессии»,

В. Косовицкий «Будущий мужчина»,

И. Даренский «Защищаю во дворе маленьких и слабых»

12. Пальчиковые игры «Пограничники», «Бойцы - молодцы»

13. Составление альбома литературных произведений по теме «Защитники Отечества»;

14. Гимнастика для глаз «Самолет летит»

15. Рассматривание альбома «Военная техника», «Рода войск», «Наша Армия»;

16. Активизация детей к конструктивной игре: «Самолеты, вертолеты».

17. Активизация детей к изобразительной деятельности: рисование «На границе», лепка «Подарок для папы», аппликация «Самолет».

Заключительный этап:

Презентация продуктов проекта:

1.Стенгазета «За что я папочку люблю»

2. Альбом «Мой папа на защите Родины» (фото папы на службе в армии + описание)

3. Спортивный праздник «Не перевелись еще богатыри…»

Людмила Козинец
«Наши защитники». Консультация для воспитателей

«Наши защитники »

(консультация для воспитателей младших групп ) .

В работе по ознакомлению детей с окружающей общественной жизнью значительное место отводится формированию представлений о воинах нашей армии – защитниках нашей Родины . Дети узнают о мужестве и героизме воинов, об их доброте, о красоте воинских ритуалов. Стремление к героическому, естественное желание подражать военным создаёт благоприятные условия для формирования у ребёнка мотива «Хочу быть таким, как солдат : смелым, сильным, ловким.

Дети наблюдают за стройной колонной солдат, идущих по улице, знакомятся с содержанием писем старших братьев, находящихся на военной службе, из фильмов узнают о современном вооружении и об их особенностях службы в разных родах войск. Яркие впечатления остаются от встреч ребят с воинами.

В названии наших городов , парков, улиц живут имена героев гражданской и Великой Отечественной войн, в городах и посёлках в честь защитников Родины поставлены памятники. И когда дети приносят цветы к Вечному огню, они переживают чувство глубокого уважения к людям, отдавшим жизнь за Родину.

В работе с детьми младшего возраста педагог опирается на их эмоциональность и стремится вызвать интерес и чувство симпатии к воину.

Формирование представлений о воинах нашей армии у детей младшей группы осуществляется в основном в процессе повседневной жизни.

На занятиях воспитатель предлагает детям для рассматривания иллюстрации к книгам или репродукции с картин, где ярко выражен образ защитника Родины . В дальнейшем можно познакомить детей с воинами различных родов войск : моряками, танкистами, лётчиками. Если во время прогулки дети встречают солдата или моряка и узнают военного, то педагог может использовать такую встречу для того, чтобы поддержать интерес малышей к защитникам Родины .

Для закрепления представлений о воинах и чувства симпатии к ним, воспитатель может использовать игровые приёмы. Например : - «Дети, представьте себе, как будто вы моряки на корабле» . Можно раздать детям матросские шапки, бинокли и предложить детям подняться на корабль. Педагог направляет детей действия детей : «Наши моряки плывут на корабле, наблюдают за морем в бинокль, охраняют море». Затем воспитатель читает стихотворение С. Маршака :

«Мы живём на корабле,

Как на маленькой земле.

И родные берега

Охраняем от врага».

Это способствует формированию у малышей начальных представлений о службе моряков на корабле.

Таким образом, у младших дошкольников возникает интерес и чувство симпатии к воинам, появляются первоначальные представления о них : дети учатся различать военных по форме одежды, правильно называть их. На основе этих первых представлений у малышей рождается любознательность, стремление больше узнать о наших защитниках и это способствует расширению их представлений и воспитанию начал патриотических чувств.



Публикации по теме