Раз словечко, два словечко: когда ребенок начинает говорить? «Я» в речи ребенка.

У родителей всегда найдется повод для переживаний. Казалось бы, совсем недавно ребенок вообще не разговаривал, и вот, наступил долгожданный «прорыв» и малыш постоянно пытается что-то вам рассказать. Но о себе он почему-то говорит как будто со стороны: «Дима хочет пить» или «Катя надела платье». Нормально ли это, а если да, то до какого возраста? Как научить ребенка говорить о себе, как взрослый – «Я»? И что делать, если малыш зовет себя «Я», но при этом путает окончания, говоря «сделала» вместо «сделал»?

Когда ребенок начинает говорить о себе в третьем лице?

Все знают, что маленькие дети часто говорят о себе в третьем лице. Психологи связывают это с несформированным осознанием себя как отдельного человека, или неоконченной самоидентификацией.

Родителям не терпится научить малыша говорить, и они акцентируют его внимание на самых простых и важных словах: «мама, папа» и, конечно, имени самого ребенка. Известно, что первые слова у детей – это те, которые они слышат чаще всего. В сознании крохи закрепляются образы близких и понимание, как его зовут. Он может показывать на собственное отражение в зеркале, называя себя, например, «лялей» или своим именем. В полтора-два года формируется фразовая речь, и малыш начинает соединять слова в простые предложения. Вот в это время и начинается употребление детьми в речи словосочетаний типа «Возьми Катю на ручки».

Самоидентификация, или осознание ребенком своего «Я»

Ребенок осознает себя как личность постепенно. Считается, что лишь к собственному трехлетию дети психологически «сепарируются», или отделяются, от матери. Конечно, процесс это не одномоментный, однако обычно именно на возраст 3 года приходится кризис осознания себя как личности. Малыш начинает понимать, что он – не часть мамы, не какой-то абстрактный мальчик или девочка, а «Я». Он уверенно утверждает «Я хочу», «Дай мне». В трехлетнем возрасте дети настойчиво отстаивают свою самостоятельность, что может выражаться в капризах, негативизме, упрямстве, непослушании.

Если ребенок говорит о себе во втором лице

Примерно с середины третьего года жизни до 3 лет все малыши проходят некий этап самосознания. Активно пополняется словарный запас, ребенок, как губка, впитывает в себя всё, что слышит. Некоторые дети на вопрос: «Хочешь пить?» отвечают: «Хочешь». Это нормально для детей третьего года жизни, но специалисты утверждают – в три года подобного уже быть не должно. Речь трехлетки довольно понятна даже для посторонних, грамотно построена и содержит обозначение себя как «Я». Если у вашего ребенка есть отклонения от данных норм, рекомендуем обратиться к специалисту (неврологу, психологу).

До какого возраста ребенок говорит о себе в третьем лице?

Почти во всех семьях, где есть маленькие дети, с ними принято разговаривать определенным образом: «Сейчас мама Вову оденет, и Вова пойдет гулять»; «Маше понравилась кашка?»; «Мама и папа купят Дашеньке куколку». Такое обращение в чем-то оправдано с малышами, которым несколько месяцев от роду. Но мамы так вживаются в этот «отстраненный» образ, что продолжают говорить о себе в третьем лице и с двухлетками, да что там – порой и с четырехлетними детьми! Неудивительно, что дети, учась у взрослых, начинают повторять за ними: «Дай Кате яблоко» или «Саша хочет погулять». Родителям это кажется милым и даже забавным, но до определенного возраста. Если ребенок хорошо говорит, но называет себя по имени, это несколько режет слух.

Обычно дети перестают говорить о себе в третьем лице примерно к 3 годам. Психологи объясняют такую «революцию» детской речи взрослением и формирующимся самосознанием. Однако существуют примеры семей, в которых о детях никогда не говорили отстраненно, в третьем лице, и всегда обращались, как к остальным людям: «Ты хочешь пойти гулять?», «Какая игрушка тебе больше нравится?», «Я сейчас надену тебе штанишки». В остальном воспитание этих малышей ничем не отличалось от воспитания в обычных семьях: их так же сильно опекали, особо не поощряли их самостоятельность. Удивительно, но такие детишки не только никогда не говорили о себе в третьем лице, но и «кризис 3 лет» у них вообще никак не проявлял себя. Не было ни упрямства, ни негативизма, ни подчеркнутого «Я сам!».

Из приведенного примера становится понятно: проблема с переходом от третьего лица к первому в обозначении себя вполне может быть вызвана неправильным обращением к малышу взрослых. Представьте себя на месте ребенка! Говоря с ним, мама называет себя мамой, папа – папой, а бабушка – бабушкой. А при общении друг с другом родители говорят о себе совсем по-другому. К самому ребенку, даже в вопросах, обращаются: «Даша хочет кушать?». Вот и приходится малышу самостоятельно перестраиваться на «взрослую» речь, попутно переживая пресловутую самоидентификацию. Может, не стоит усложнять жизнь своим детям?

Некоторые психологи вообще не рекомендуют использовать в своей речи обозначение себя и ребенка в третьем лице. Таким образом, вы повысите шансы вырастить его независимым, уверенным в себе, активным и общительным. Если для вас обращение на «ты» и «я» – непосильная задача, рекомендуем хотя бы прислушаться к тому, как вы говорите с малышом. Попробуйте «разбавить» третье лицо первым. Говорите о себе «я готовлю обед», а не «мама готовит обед». Это определенно поможет вашему ребенку приблизиться к «нормальной» речи.

Ребенок (мальчик) говорит о себе в женском роде: это нормально?

Часто бывает, что мальчики говорят о себе в женском роде. Слышать из уст маленького сына фразы: «Я поела», «Я играла», «Я взяла» маме несколько странно, а некоторым даже страшновато. Девочки несколько реже говорят о себе в мужском роде, и обычно родителей это не так беспокоит. Причина подобной путаницы бывает банальна: мальчик проводит очень много времени с мамой, бабушкой или сестрой и попросту копирует их. Девочки говорят о себе как о мальчике реже, потому что обычно воспитание все-таки является женским делом. Исключение – когда девочка растет с одним папой или много времени проводит с братьями.

Не ругайте сына (или дочку) за «неправильное» произношение. Вообще не заостряйте внимание на этом вопросе. Просто продолжайте называть ребенка нормально, в соответствии с его полом. Если сын говорит: «Я построИЛА дорогу», ответьте: «Покажи, какую дорогу ты построИЛ! Вот какой ты отличный строитель!». Подчеркивайте в разговорах с ребенком разницу в поведении мужчин и женщин. Показывайте радость, если сын вам помог: «Ты настоящий мужчина, помогаешь женщине!». И не воспринимайте временные трудности с половой самоидентификацией у ребенка как проблему.

Когда ребенок начинает говорить о себе в первом лице и когда пора волноваться?

Родители, чьи малыши хорошо говорят, но постоянно называют себя в третьем лице, несомненно, интересует вопрос: «Когда ребенок начинает говорить о себе «Я»?».

Как уже было сказано выше, обычно дети перестают говорить о себе отстраненно к трем годам.

Если ваш ребенок в 3 года по-прежнему говорит о себе в третьем лице, не спешите паниковать, а прислушайтесь к собственной речи. Возможно, пора перестать недооценивать своего малыша и начать обращаться к нему, как к взрослому.

В 4 года редкие дети говорят о себе в третьем лице. Если же ваш малыш относится к таким детям, не спешите считать это признаком аутизма. Возможно, взрослые сами путают ребенка, говоря неправильно. Плюс, скорее всего, у него еще не до конца пройдет этап самоидентификации. Однако проконсультироваться у детского психолога и дефектолога все же не помешает.

Формирование правильного восприятия самого себя – важная часть жизни маленького ребенка. Желаем вам пройти этот период легко и не забывать о том, что малыш очень умен и восприимчив к речи взрослых.

Ситуация, когда ребёнок говорит слогами - нормальный этап развития речи. Со временем слоги должны переходить в слова и фразы. Если ребёнок «застрял» на слогах, это повод обратиться к логопеду.

Почему малыш говорит только первыми слогами

Речь ребёнка развивается поэтапно. Это не зависит от языка, и у всех детей происходит примерно одинаково. Начальные звуки младенца – крики и плач, хотя он быстро начинает различать голос матери. Примерно с 3 месяцев появляются протяжные звуки или гуление. Это реакция малыша на речь взрослого.

Ребёнок первые слова говорит слогами

Возраст 3-6 месяцев знаменуется многократным повторением одинаковых звуков. Это зачатки слов, обращённых к взрослому. Младенец смеётся, шевелит ртом, подражая речи мамы. Дальше развитие речи идёт следующим образом:

  • С 6-9 месяцев малыш издаёт звуки «м», «с». В это же время в его лексиконе появляются слоги, похожие на «ма» или «ба».
  • В период 9-12 месяцев малыш пытается произносить цепочки слогов, например, ма-ма.

Примерно с 12 месяцев у ребёнка появляются слова, которые связаны с миром ощущений и восприятием ребёнка. Он говорит о том, что видит и чувствует.

Новые слова малыш произносит не полностью. Он повторяет те звуки, которые ему проще произносить. Именно поэтому словарный запас малыша звучит забавно. Слово дай он может произносить как «ай», собаку называет «ав».

«Словарь младенцев» отличается о привычного языка, поэтому родители не всегда отслеживают ранние слова, поскольку ждут от него слова «мама» или «папа». В это время ребёнок уже освоил несколько слов, называя молоко «ако» или чай «тай». Новый язык дитя – это слоги. Обычно это начальный или ударный слоги.

Что делать, чтобы ребёнок начал говорить к 2 годам.

Малышу нужно подготовить свой речевой аппарат к произнесению слов. Помимо общения, необходимо, чтобы малыш сосал грудь и вовремя переходил на твёрдую пищу. Жевание разовьёт мышцы и упростит произнесение слов.

Чтобы ребёнок понимал и мог произносить правильно слова и предложения, нужно с младенчества говорить с ним ласково, но чётко. Если мама умилительно коверкает слова, она путает малыша. Позже он будет копировать неправильную мамину речь.

Значимое влияние оказывает на малыша развитие мелкой моторики пальцев.

Мышление и интеллект тесно связаны с умением оперировать мелкими деталями. Следует воздержаться от переучивания «леворукого» малыша. Пусть он работает удобной рукой, иначе «собьются» его мыслительные функции.

Начальная речь малыша – отдельные части слова. Правильно ли говорит ребёнок для своего возраста, может подсказать вам логопед.

С маленьким ребенком часто происходят неприятности. Проблемы появляются иногда совсем ниоткуда. Может поэтому, так часто верят в то, что ребенка сглазили.

Чтобы проблем с детьми, особенно с маленькими, было меньше, предлагаем обратиться к приметам. Вы можете прислушаться к ним, а можете и не прислушиваться. Помните, приметы и обычаи появлялись на протяжении многих лет, и много поколений применяли их в своей жизни.

После вечернего купания ребенка не нужно выливать воду до утра, чтобы не принести ребенку вреда. Часто люди не только восхищаются красивым и здоровым ребенком, но и завидуют.

Если хотите оградить от порчи и сглаза вашего ребенка, то три раза оближите ему лицо, при этом каждый раз сплевывайте на землю. До исполнения ребенку одного года не подносите его к зеркалу. Иначе, он начнет разговаривать позднее других детей.

В случае, когда ребенок долго не начинает ходить, помойте его отваром, сделанным из соломы. Эту солому нужно взять из трех скирд, причем чужих и ночью.

Если малыш встал первый раз на ножки, то ножом или топором обрубите пол крест-накрест, то есть то место, которое находится между ног ребенка. Считается, что это избавляет ребенка от пут, которые до сих пор его связывали. К тому же, в жизни ему не встретятся беды и горести, идти по жизненному пути он будет уверенно и легко. Не давайте целоваться ребенку, и он не будет немым. До исполнения года ребенку не шейте рубаху из новой ткани. Если у ребенка редкие зубы, то он будет счастлив в жизни.

Рожденный в «сорочке»

«Родился в сорочке» - это не аллегория, а факт. «Сорочкой» в этом случае является часть детского места внутри матки в виде тонкой пленки. В Англии она носит название

«Благословенной шапочки», так как находится на голове новорожденного. Говорят, что сорочку нужно хранить всю жизнь, и тогда ребенок, который в ней родился, будет всю жизнь счастлив и не утонет. Эта примета породила другую: на Руси новорожденного ребенка заворачивали в отцовскую рубаху, обязательно ношенную. Считалось, что это принесет ему счастье. В наше время эта примета приобрела еще одну последовательность. Малыша после рождения кладут на живот маме, чтобы ее тепло дало ему силы.

Седьмой ребенок

Считалось, что не только дети, рожденные в «сорочке» имеют какие-то особенные способности. Ими обладают так же те, кто родился седьмым ребенком в семье. А уж если у седьмого сына родился седьмой сын, или у седьмой дочери родилась седьмая дочь, то такой ребенок наделен даже магическими способностями. Этому ребенку приписывали дар предвидения и дар исцеления. Если ребенок в будущем выберет профессию врача, то лечить он сможет, даже просто прикасаясь к больному, или дав ему выпить воды. У такого врача будут выздоравливать все его пациенты. Единственно, чем нельзя злоупотреблять, это часто использовать свою целительную силу, так как при этом передается собственная энергия.

Отцовский плащ и материнская юбка

Существуют в большом количестве приметы, которые связаны с тем, какого пола ребенок и как он связан с матерью или отцом. Например, защитой для мальчика в старину считали материнскую юбку, отцовский плащ защищал девочку. Верили, что если мальчик похож на мать, то он будет счастливым, а счастливая девочка та, которая похожа на отца.

Волшебные ноги

Приписывали дар исцеления людям, которые рождались вперед ногами. Они способны лечить прикосновением, причем, прикасаются они своими ногами. Лечат они болезни спины, ног и различные травмы. Некоторые народы считают, что и мать такого младенца способной вылечить других при помощи своих ног. Разные народы по-разному относятся к энергии ног. Знатоки фен-шуй думают, что у человека ноги обладают «тяжелой» энергией.

Полная луна

Детям, рожденным в новолуние или в первых числах месяца, предсказывается долголетие и счастливая жизнь. Удачу и здоровье обещают детям, которые родились в полнолуние. С полной луной связывают «полноту жизни» и концентрацию всех сил, что в понимании некоторых и есть счастье. Некоторые мамы пробуют подгадать рождение малыша именно тогда, когда это нужно. Хотя дата родов всегда была непредсказуема. Поэтому не нужно отчаиваться, человек в течение своей жизни не раз получает возможность стать счастливым.

Шуба из меха

От старания родителей зависит благополучная жизнь их ребенка. Чтобы обеспечить благополучную жизнь новорожденному, его клали сразу же после рождения на шубу из натурального меха. Когда несли ребенка крестить в церковь, его оборачивали кожухом или меховой шубой.

Ложка из серебра

Лучшее, что могли подарить младенцу – это ложка из золота или серебра, которую ненадолго кладут в рот новорожденному. Во многих странах считают, что это сделает ребенка богатым. Существует еще поверье на богатство: если впервые навещают ребенка, то под одежду младенцу кладут денежку. Эта примета вполне практична. Для новорожденного нужно много приданного, и подарки деньгами компенсируют родительские расходы. То есть друзья и близкие делают все, чтобы родившийся ребенок не был в тягость семье.

Открой личико!

В наше время торжественная выписка из роддома отмечается всеми родственниками. Этот обычай произошел от обычая устраивать «свадьбу жизни» новорожденному. Все радовались рождению ребенка, пели и угощались, желали малышу всего хорошего. Делали это для того, чтобы духи видели, как все радуются и помогали оградить ребенка от болезней и горестей. Но показывали ребенка только близким людям, чтобы его не «сглазили». Прятали от посторонних до того, пока ребенку не исполнится 40 дней или 6 недель.

Вверх по лестнице

Много внимания в приметах обращалось на то, какие первые действия были совершены по отношению к новорожденному. Если ребенка после рождения пронесли по лестнице вверх, а не вниз, то он сделает в будущем хорошую карьеру.


Реки из молока

Чтобы у мамы в груди было много молока и чтобы уберечь от «сглаза» ребенка, воду в ванночке для купания в первый раз забеливают молоком. Можно так же отогнать «сглаз» тем, что положить в ванночку серебряную вещь, только не крестик. Не рекомендуется купать новорожденного в воскресенье и в пятницу. Нельзя простирывать пеленки и мыть руки в воде, которую использовали для купания ребенка.

Первый поцелуй

Малыша целуют многие. Следите, чтобы первым его поцеловал хороший человек, чтобы он был добрый и уважаемый, так как в будущем он будет влиять на жизнь малыша.

Влияние имени на судьбу

Считают, что от имени зависит счастье, удача и богатство человека. Не рекомендуют называть ребенка именем, которое уже есть у одного из членов семьи. Ангел – Хранитель может людей перепутать и охранять не того человека. Советуют называть именем родственника, которого уже нет в живых, если только судьба у него была хорошая. Считается, что если называть в честь кого-то, то ребенок перенимает не только имя, но судьбу и черты характера. Поэтому давали имена людей здоровых, счастливых, красивых и удачливых.

Ангел – Хранитель

Ангел-Хранитель появляется у ребенка только после освящения и наречения в церкви. До крестин никому не говорили имя новорожденного. На Руси ребенку даже давали тайное имя, которое считали настоящим. Настоящее же имя скрывали всю жизнь, боялись колдовства. Так было до 17 века. И в наше время в некоторых странах дети носят несколько имен.

Над колыбелью не вешали балдахин, так как считали, что Ангел-Хранитель стоит за правым плечом младенца, когда он спит. Современные мамы не всегда это соблюдают. Они считают, что балдахин защищает малыша от сквозняка и солнечного света, когда он спит. И хотя балдахин собирает пыль, он очень красиво выглядит.

Кума – кум

На Руси издавна считали крестины новорожденного большим праздником. Сидя за столом, тост, провозглашенный за здоровье ребенка, произносили так: «Чтоб так подпрыгивал наш (имя)!». При этом содержимое рюмки выплескивали вверх. Считалось, что от этого ребенок станет высоким. Крестными ребенка нельзя брать жениха с невестой, иначе их свадьба сорвется, и они не поженятся. Если крестный заглянет в церковную купель во время крещения, то малыш будет походить на своего крестного, даже если они не родственники.

Расти большой

Раньше считали, что на красоту ребенка могут повлиять сами родители. Съеденная горбушка только что испеченного хлеба влияла на то, чтобы у ребенка волосы кудрявились. Чтобы у новорожденной девочки кожа была ровной, белой и нежной, ее купали в белье, которое было белым.

Когда ребенок ползет или лежит, через него перешагивать нельзя, иначе он не вырастет. Чтобы малыш рос здоровым, нельзя доедать за ним хлеб.

Приданное

В некоторых странах есть поверье, что нельзя качать колыбель, если она пустая, так как с ребенком может случиться что-то плохое. Есть примета, что если качают, то вскоре родится второй ребенок. Для тех, кто хотел бы родить еще ребенка, есть такая примета: если вещи подросшего ребенка подарить или раздать кому-то, то скоро родится еще малыш: братик или сестренка. А если, наоборот, в доме хранятся вещи и колыбель ребенка, то мама не скоро забеременеет. Малышу нужно покупать новые вещи, так как старые притянут неприятности от своего владельца. Поэтому, если вам дарят поношенные вещи, то нужно хотя бы немного заплатить за них.


Нельзя целовать пяточки

Существуют забавные приметы, связанные с развитием малыша. Например, ногти не стригут, пока ребенку не исполнится один год; нельзя целовать пяточки, иначе пойдет поздно; если целовать щечки, то зубки прорежутся поздно; если будешь рыбой кормить, то не заговорит; вместе с ним смотреть в зеркало приносит бедность. Не стоит серьезно относиться к этим приметам. Бывает, что у ребенка уже с рождения длинные ногти, да и растут они очень быстро. Так же с рыбой, ее обязательно нужно вводить в рацион ребенка.

Первый зубик

Еще в древности считали, что у ребенка переходный период, когда прорезываются зубы. Чтобы он не подвергался опасностям, его защищали с помощью амулетов, таких как: коралловые изделия; ожерелье из полосок шелка красного цвета, все девять полосок которого перевязаны через равные промежутки узлами. Есть такая примета, если у ребенка первыми прорезались верхние зубки, то родится погодок. Если же вверху между зубами просовывалась монетка, то ребенок вырастет человеком успешным, симпатичным и с легким характером.

Чтобы облегчить прорезывание зубов, сделать эту процедуру безболезненной, нужно родственникам или друзьям подарить ложечки из серебра родителям малыша.

Щепотка соли

Чтобы защитить новорожденного, еще не крещеного ребенка, в его колыбель клали чеснок, предмет из железа или немного соли. Для защиты младенца от нечистой силы и ведьм в ножку колыбели втыкали нож или над изголовьем вешали крест из рябины. Старые люди рекомендуют не оставлять во дворе на ночь детские вещи, которые постирали, так как на них злые духи могут навести порчу.

Страстная Пятница

Если ребенка перестают кормить грудным молоком, то это означает, что он начал взрослеть. И отнимать от груди ребенка нужно тогда, когда хороший день. Нельзя, чтобы стрессовая ситуация сказывалась на его дальнейшей судьбе негативно. По православным традициям лучший день для этого – страстная Пятница, а вот простая пятница не подходит.

Если вы отнимите младенца от груди во время перелета птиц, то у него будет характер переменчивый, а сам ребенок будет беспокойным. Если вы хотите вводить в питание прикорм, то мама должна вылить немного своего молока или в воду или в огонь. Тогда для ребенка и мамы разрыв произойдет безболезненно. Чтобы судьба и характер малыша не портились, нельзя снова начинать кормить грудью, если вы уже бросили это делать.

Наумов день

В старину существовали особые дни, которые называли «детские», об этом знали во всех многодетных семьях. По русскому обычаю ребенка начинали учить в Наумов день, чтобы ему все пошло на ум.


Любых родителей волнует вопрос: когда ребенок начинает говорить? Ведь овладение речью - это важнейшая задача, с которой предстоит справиться малышу. Сделать это не так уж просто: нужно научиться воспринимать отдельные слова, повторять их и соединять во фразы. Взрослые должны помогать крохе. Зато какое счастье услышать впервые «мама» или «папа»!

Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Прежде чем сравнивать своего ребенка с ровесниками, стоит вспомнить: все дети индивидуальны. Это значит, что сроки появления осмысленной речи могут отличаться. Но все же важно следить за развитием малыша, чтобы не упустить какую-либо проблему. Большинство специалистов сходятся на том, что первые слова карапуз произносит в период с 10 до 12 месяцев, а словосочетания и предложения – в возрасте около двух. С рождения и до момента полноценного овладения речью пройдет несколько этапов.

Гуление и лепет

В первые два месяца малыш все свои эмоции может выражать исключительно плачем, разве что с разными интонациями. Ближе к трем месяцам появляется первое словечко - «агу». Гуление возникает благодаря случайным позициям, которые занимают губы, язык, гортань, то есть органы, входящие в голосовой аппарат. Оно происходит одинаковым образом у всех младенцев мира. Начиная с этого возраста с грудничком надо стараться побольше разговаривать. Не надо думать, что он ничего не понимает. Главное, он будет привыкать к звучанию родной речи, а немного позже - копить пассивный словарь.

После полугода гуление переходит в лепет. Карапуз начинают выговаривать и повторять простые слоги - ма, ба, да и другие. В это время малыш, можно сказать, настраивается на особенности того языка, на котором разговаривают окружающие взрослые. А если до восьми месяцев нет признаков лепета, то это повод проверить слух младенца.

Приблизительно после восьми месяцев лепет начинает меняться. Он становится более продолжительным, эмоционально окрашенным, слоги повторяются по несколько раз. Часто в этот период родители ошибочно радуются, считая, что малыш сказал первые слова. Но в большинстве случаев многократно повторенное «мама» или «папа» не несет никакого смысла. Ребенок просто повторяет слоги за взрослыми и тренирует свой речевой аппарат.

Зато у него появляется заметное понимание некоторых слов. Например, если мама постоянно проговаривает названия предметов с карапузом, то он на очередной вопрос «где часы?» повернет голову в их направлении. Также он с удовольствием подражает взрослым в простых действиях - пробует пить из чашки - и очень радуется, когда его понимают.

Когда ребенок начинает говорить «мама» и «папа»

А вот после 10 месяцев многие дети начинают говорить уже осмысленные слова. Чаще всего они состоят из двух одинаковых слогов, например, «мама», «папа», «баба», или состоят из одного слога: «дай», «на». Произношение их может быть несовершенно, но вполне узнаваемо. К тому же, говорит ребенок их не случайно, а в определенных ситуациях: слово «мама» может произноситься, когда она входит в комнату или выходит из нее.

Часто от врачей на вопрос, сколько слов должен говорить малыш к концу первого года жизни, можно услышать, что должно быть около 20 звукоподражательных слов. Это не только «мама» и «папа», но и конструкции типа «гав-гав», которое означает собаку, или «тик-так», заменяющее часы. Но если их меньше или даже нет, это еще не повод паниковать - скорее всего, карапуз вскоре догонит нормы.

В период после года ребенок быстро пополняет свой пассивный словарь. То есть, не имея еще возможности выговорить название предмета, он способен понять, о чем ведет речь взрослый. Кроха выполняет простые задания: дает мяч на просьбу старшего. У малыша появляется и часто используется указательный жест. Он сопровождается особыми требовательными интонациями. Годовалый карапуз раз за разом показывает на какую-либо вещь, ожидая, что взрослый будет произносить ее название. Таким образом он осознает, что один и тот же предмет всегда называется одинаково, а вот у остальных другие названия. Он запоминает все больше новых слов, и это важнейший этап в развитии. До появления активной речи при этом может пройти несколько месяцев.

Если у малютки нет неврологических заболеваний или проблем со слухом, то ответ на вопрос, когда ребенок начинает говорить, - 1,5 года. Чтобы это произошло, мама и папа должны выполнять простое условие: много разговаривать с малышом с первых месяцев жизни, обязательно правильно выговаривая слова. Сюсюканье способно замедлить развитие речи и вызвать проблемы в будущем. При этом дети могут по-разному учиться говорить. Одни не спешат с фразами из двух и более слов, зато хорошо выговаривают даже сложные звуки. Другие рано начинают произносить предложения, но их речь способны понять только самые близкие люди. И то, и другое можно считать вариантом нормы. Также стоит знать, что чаще всего мальчики начинают болтать позже девочек.

В 1,5 года в активном словаре малыша уже несколько десятков слов. Часто в этом возрасте он начинает задавать вопрос «что это?». К двум годам его речь заметно улучшается. Он лучше выговаривает звуки, его лексикон включает около 300 слов, используются наречия и глаголы. На третьем году жизни появляются настоящие предложения, в которые входят вопросительные слова, предлоги, прилагательные. К концу этого года ребенок научится использовать местоимения и соединительные союзы. Это завершающий этап формирования речи, но дальше предстоит ее совершенствование.

Во сколько дети начинают говорить первые слова

Можно сделать вывод, что ответ на вопрос, во сколько малыш заговорит, - около года. Именно в 12 месяцев появляются первые слова. Не надо их путать с лепетом, из которого они происходят. Грань между ними не всегда легко определить, но все же, если внимательно наблюдать за малышом, ее можно уловить.

Такие слова очень просты, они не содержат ударный слог. Обычно дети стараются обозначить наиболее важные и привычные вещи или действия. При этом пассивный словарь копится более активно. К году некоторые малыши могут сказать пару слов, например, «мама» или «папа», другие - 10-20, но это все вписывается в норму. Главный критерий: ребенок должен понимать обращенную к нему речь.

Чтобы малыш быстрее заговорил, родители не должны спешить выполнять его просьбу, если она сопровождается только жестами или мычанием. Нужно попросить его выразить свое желание словом.

Активная речь формируется скачкообразно. В год кроха усваивает лишь от 1 до 6 слов ежемесячно. Этот этап может длиться достаточно долго. Затем происходит скачок в развитии, и количество новых слов, которые ребенок усваивает в неделю, увеличивается до 12. Через некоторое время происходит еще один скачок, и малыш за день запоминает около 12 слов. На этой стадии пассивный и активный словари уравниваются, дальше они пополняются одновременно.

После полутора лет дети начинают все больше словечек выговаривать правильно, а не на своем языке. К 2 годам они могут соединять два и больше слов вместе. Если этого не происходит до двух с половиной лет, то рекомендуется обратиться к специалистам.

Почему может возникнуть задержка речевого развития

Родителям свойственно бросаться в крайности. Одни переживают, что ребенок в 1,5 года стихи еще не рассказывает. Другие, напротив, спокойно ожидают, когда карапуз заговорит сам, не задумываясь, в каком возрасте он должен был это сделать, хотя ему уже 4 года. Нужно придерживаться золотой середины. Не следует требовать от ребенка слишком многого, надо помнить, сколько ему лет. В то же время нельзя игнорировать существующую проблему, ведь задержки в развитии лучше начинать исправлять в раннем возрасте. Хотя большинство логопедов занимаются с детьми от трех лет, проблема может требовать медицинского вмешательства. Тогда чем младше ребенок, тем быстрее пройдет восстановление.

Речевые задержки встречаются не так уж и редко. Они могут быть вызваны самыми разными причинами.

  • Наследственностью. Вполне возможно, что кто-то из родителей начал поздно говорить, а малышу передалась эта особенность.
  • Проблемы, связанные со слухом или развитием речевого аппарата. Возможно, они недостаточно развиты, устанавливать это должны специалисты.
  • Неврологические нарушения, вызванные гипоксией в родах или некоторыми заболеваниями.
  • Короткая уздечка.
  • С крохой редко разговаривают.
  • Малыш - непоседа. Он спешит исследовать мир, его физическое развитие опережает речь.
  • Напряжение в семье. Дети чутко реагируют на настроение родителей, что сказывается на их развитии.
  • Ребенок растет в двуязычной семье. Часто так называемые дети-билингвы начинают говорить поздно, зато сразу на двух языках.

Так что, во сколько карапуз заговорит, в каком возрасте, зависит от самых разных причин, в том числе от его от его индивидуальных особенностей. Но некоторые признаки могут указывать на задержки речевого развития.

  • Годовалый малыш не произносит ни одного слова, даже звукоподражательного.
  • В 1,5 не откликается на свое имя, не знает название предметов - не реагирует, если его просят что-то назвать или принести.
  • В 2 года не повторяет слова за старшими, не может составить словосочетание хотя бы из двух слов.
  • К 2,5 годам не знает части тела и не различает цвета.
  • В 3 года не может составить предложение из нескольких слов, не понимает несложных рассказов.

По отдельности эти симптомы могут ничего не означать, но стоит обратить внимание на них и показать ребенка специалистам.

Как помочь малышу заговорить

То, когда ребенок начинает говорить, во многом зависит от родителей. Малышу обязательно нужно помогать.

  • Как можно больше разговаривать с ним, сколько угодно раз проговаривая свои действия. Слушая речь мамы и папы, он пополняет свой пассивный словарь, запоминает артикуляцию. Стоит сопровождать ежедневные занятия песенками и потешками, такой текст легко воспринимается.
  • Лучше использовать короткие фразы, сложные предложения кроха проигнорирует.
  • Рекомендуется подражать агуканью и лепету малыша. В этот момент он должен видеть лицо мамы, таким образом у него будет устанавливаться связь между звуками и их произношением.
  • Не нужно сюсюкать, речь должна быть внятной и правильной. Но можно, проговаривая предметы, использовать два названия: полное и звукоподражательное. Например - это собака, ав-ав. Тогда малыш сможет активно использовать слово, которое ему легче произнести. А со временем он перейдет к полной форме.
  • Полезно читать детям книги. Конечно, надо выбирать их по возрасту. Хороши потешки, короткие стишки с понятным смыслом. Годовалому карапузу, скорее всего, будет интересно рассматривать картинки. Немного позже нужно побуждать его называть предметы, изображенные на картинках. После полутора лет - стимулировать заканчивать строки в стихотворениях.
  • Очень важно достаточно внимания уделять мелкой моторике. Она напрямую связана с речью. Поэтому обязательно нужно заниматься с малышом: давать ему перебирать крупу, лепить с ним и рисовать, нанизывать бусины. Подойдут любые развлечения, в которых задействованы руки, полезно даже просто рвать бумагу. Не менее полезны и массаж ладоней.

Зная, в каком возрасте ребенок должен заговорить, мама и папа смогут не упустить ничего важного в развитии малыша. Если в год не так важно, сколько слов дети говорят, то в 3 уже должна быть настоящая речь. Если есть сомнения в том, что карапуз соответствует нормам, то стоит обратиться к специалистам.

Первой осознанной улыбки в исполнении младенца с нетерпением ждут все мамы. Она является признаком налаженного эмоционального контакта и для родителей означает очень многое. В этой статье мы расскажем, когда дети начинают улыбаться и можно ли их этому научить.

Как развивается навык?

Осознанная улыбка становится возможной тогда, когда младенец успешно проходит первичный этап психического и эмоционального развития. Новорожденный почти не контактирует с внешним миром, он находится в состоянии глубокого внутреннего сосредоточения. Это важно для того, чтобы процесс адаптации к новой среде обитания, отличной от внутриутробной, протекал более быстро. Единственный способ контакта в этом возрасте – плач. Им ребенок показывает свое неудовольствие мокрыми пеленками или усталость, голод или боль.


Улыбка как реакция на узнавание, на родного человека приходит позже, чем неосознанная улыбка. Многие замечали, как новорожденные улыбаются во сне. Трудно судить, снятся ли им сны, но этого наука не исключает. Однако улыбка или полуулыбка в этом случае является выражением становления нервной системы малыша – непроизвольным импульсным сокращением лицевых мышц.

Такая первая улыбка не связана с эмоциями, она исключительно физиологическая. А вот эмоционально улыбнуться маме малыш может не раньше, чем он начнет узнавать ее лицо и выделять его из других лиц и предметов. Зрение малыша к концу второго месяца жизни становится более острым, он уже может сосредотачивать ненадолго взгляд на лицах и предметах, расположенных недалеко от собственного лица. Именно к этому возрасту грудничок и может продемонстрировать свою первую настоящую улыбку.


Умение улыбкой выражать эмоции имеет большое значение и никогда не появляется изолированно от некоторых других навыков. Как только карапуз в 2-2.5 месяца начинает узнавать маму, папу, он не только может улыбкой показать это, но и демонстрирует общее оживление: в ответ на мамин голос или прикосновение начинает интенсивно размахивать ручками, ножками, выгибать спинку, поднимая животик вверх. Некоторые в 2 месяца начинают гулить и агукать, и первые звуки в большинстве случаев тоже совпадают с первой полноценной улыбкой.

Все эти признаки означают своевременное и нормальное эмоционально-психическое развитие, которое для малютки является не менее важным, чем развитие физическое.

В будущем, когда малютка начнет учиться сидению, ползанию, ходьбе, именно нормальное психическое развитие обеспечит ту самую необходимую мотивацию для освоения всего нового. Без нее замедлится и физическое развитие.


Причины его отсутствия

Нарушение сроков эмоционального развития может наблюдаться у детей недоношенных, рождение которых произошло преждевременно. Некоторое время им приходится «догонять» ровесников по многим позициям, а потому и эмоциональная сфера малышей начинает развиваться несколько позднее. Но непроизвольная улыбка даже у недоношенных детей обычно проявляется уже в первые дни жизни. Такие малыши наравне с доношенными могут закатывать глаза, когда засыпают и улыбаться.

Определенное нарушение сроков психологического созревания может наблюдаться и у детей, которые в период беременности испытывали физическое неблагополучие – резус-конфликт, гипоксию, хроническую нехватку витаминов и минералов. Родовые осложнения, травмы головы, шейного отдела, а также кровоизлияние в мозг после рождения также могут привести к нарушению работы некоторых отделов коры головного мозга и замедлению психического созревания или к развитию психических заболеваний, но диагностировать их в столь нежном возрасте практически невозможно.

Врачи давно заметили, что дети, от которых отказались в роддоме и которые оказались в доме малютки, начинают улыбаться очень поздно, а некоторые, вообще, не хотят этого делать. В связи с этим специалисты заключили, что контакт с матерью (тактильный, голосовой) очень нужен младенцу с самых первых дней. Лишенный этого контакта грудной ребенок чувствует себя одиноким, развитие его эмоциональности идет очень медленно.


Примечательно, что самым важным является именно тактильный контакт. Это легко понять, проанализировав, как дети, глухие или слепые от рождения, учатся улыбаться. Они делают это примерно в те же сроки, что и здоровые ровесники, при обязательном условии, что мама рядом, она прикасается к малышу, гладит его, кормит грудью.

Недостаточный уровень общения замедляет малыша в развитии психики и полноценных ответных реакций.

Многое зависит и от характера самого малыша, от типа темперамента, с которым он появился на свет. Так, сангвиники и холерики начинают расцветать ответными улыбками несколько раньше, чем сонливые и ленивые меланхолики. Есть, вообще, детки, которые первым делом начинают хмуриться – это выглядит очень смешно и необычно. Но это тоже можно считать проявлением нормального психического развития.




Что означают улыбки?

Поскольку грудной малыш существенно ограничен в способах выражения своих эмоций, то его крик и его улыбки могут означать довольно большой спектр эмоций. Это не только радость от узнавания родного лица, но и свидетельство благополучия. Так, малыш может улыбаться просто так, когда он сыт, когда ему сухо и тепло, когда он спит и его ничего не беспокоит – ни колики, ни газики, ни посторонние звуки. Именно так следует понимать распространенную ситуацию, когда грудничок, которого покормили, переодели и уложили в комфортную кроватку, смотрит в одну точку на потолок и улыбается. Ему просто хорошо и это не должно тревожить родителей.


Неуместные улыбки играют большую роль в диагностировании психических заболеваний, нарушений аутистического спектра, но только после того, как ребенку исполнится 3 года. К этому возрасту психические недуги, если они имеются, будут иметь и другие симптомы и проявления.

По мере развития речевой функции дети начинают улыбаться более адресно, а также могут улыбаться во сне, когда видят знакомые образы или им снится мама. Другие виды улыбки (издевательская, например) малышам не знакомы. С ними они познакомятся позднее, обычно после двух лет.


Учить ли малыша?

Обучение искусству улыбаться должно начаться с первого дня жизни ребенка. И лучшее упражнение – собственный пример. Чем чаще ребенку улыбаются взрослые, чем чаще он видит такую мимику, тем больше вероятность, что ему захочется повторить ее и улыбнуться в ответ. Поэтому главное – это общение, эмоциональный обмен радостью в сочетании с прикосновениями, нежным голосом. Все это поможет ребенку быстрее понять, что находится он в полной безопасности, что мир, в которой он пришел, совсем не враждебный.

Часто бывает так, что после первой улыбки кроха перестает радовать ею родителей и достаточно долго не повторяет этой мимики. Такое бывает.

Мало научить малыша, нужно постоянно поддерживать в нем этот новый эмоциональный навык.


Порой родители не замечают, что сами большую часть дня проводят с угрюмым и суровым выражением лица. Дети, как высокочувствительные детекторы, мгновенно «считывают» это и стараются подражать родным людям. Таким родителям нужно учиться улыбаться и проявлять собственные эмоции вместе с ребенком.

Чуть позднее ребенок начнет смеяться, обычно это происходит к 5 месяцам. И поначалу странные звуки могут пугать его самого. Тут родителям лучше не вмешиваться, довольно быстро грудничок поймет, что странные пугающие звуки он может производить самостоятельно, а потому они совершенно не опасны. С этого момента начинается период смеха без причины – ребенок просто «репетирует», а мама начинает переживать, что он смеется всему и постоянно.


Когда нужно обратиться к врачу?

Показать ребенка доктору-педиатру с жалобами на отсутствие улыбок в частности и наличие слабой эмоциональной картины в целом нужно в том случае, если есть дополнительные трудности в его развитии. Отсутствие улыбки у двух-трехмесячного младенца в сочетании с общей мышечной слабостью и отсутствием даже малейших попыток установить зрительный контакт и попыток удерживать голову в положении лежа на животе – очень тревожный признак.

Отсутствие узнавания, реакции на голос матери, на ее прикосновение, отсутствующий взгляд, плохой аппетит, беспокойный сон и частый плач, не связанный с голодом или потребностью в замене подгузника, – вот те признаки, которые являются сигналом к тому, чтобы обратиться к педиатру, получить направление на обследование головного мозга одним из существующих методов, а в последующем – получить лечение.


Ребенок начинает улыбаться тогда, когда соблюдены все необходимые для этого условия – как внутренние, так и внешние. А потому начать следует с себя и анализа общения с чадом. И только тогда, когда ничего не помогает, на помощь придет медицина.

О том, когда ребенок начинает улыбаться, смотрите в следующем видео.

Рассчитайте календарь прививок



Публикации по теме