Развитие мелкой моторики, как средство развития речи у дошкольников. Развитие мелкой моторики, как средство развития речи Развитие мелкой моторики средство развития речи

Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи

у детей раннего возраста.

Речь - неотъемлемая часть человека, необходимое условие существования человеческого общества, овладение способностью правильно воспринимать и понимать словесную информацию, а также точно и разнообразно выражать свои мысли и чувства, имеет исключительно важное значение, для полноценного и своевременного психического развития.

Роль развития речи ребенка, впервые годы жизни трудно переоценить. Овладение речью перестраивает процессы восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельности, а также «социализацию» ребенка. Грамотная, четкая, чистая и ритмическая речь – не дар природы, она приобретается человеком в детстве благодаря усилием родителей и семьи в окружении, котором растет ребенок.

В последнее время резко возросло количество детей раннего возраста с задержкой речевого развития. Ранний возраст является ответственным и уникальным для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка. В этот период развиваются моторные функции, речь, познавательная деятельность. К трем годам жизни ребенка – речь становится доминирующей линией развития.

Ученые давно уже доказана теснейшая связь между развитием движения рук и формированием произношения, где движения играют стимулирующую роль, активно и положительно влияя на развитие и функционирование речевых зон коры головного мозга, причем именно в дошкольном возрасте, пока идет процесс формирования речевой моторики.(1)

Все движения организма и речевая моторика имеют единый механизм, поэтому, чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребенка, чем быстрее он начинает говорить. Активная речь начинает формироваться, когда движение пальцев рук ребенка достигает достаточной силы и точности.

У детей с задержкой речевого развития очень часто наблюдается недостаточность двигательной сферы, в том числе недостаточная координация мелкой моторики пальцев рук. Развивая мелкую моторику и координацию движений руки, мы влияем на речевое развитие ребенка.

Работу по тренировке пальцев рук нужно начинать с самого раннего детства. С помощью простых поглаживаний ладоней и пальчиков ребенок получает психоэмоциональную поддержку. Малыши очень любят забавы с пальцами, которые сопровождаются веселыми стихами- прибаутками.

В дошкольном возрасте основной вид деятельности - это игра. Используя разнообразные игры и упражнения на мелкую моторику, необходимо обязательно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции.

Для определения уровня развития речи педагогами давно разработан такой метод: ребенка просят показать один пальчик. Два пальчика, три пальчика и если движения напряженные, пальчики сгибаются и разгибаются только вместе, то эти дети с проблемами в развитии речи. А это значит, что необходимо как можно больше заниматься с детьми пальчиковыми играми.

Работу по развитию мелкой моторики рук у детей с нарушением речи необходимо проводить систематически, уделяя ей по 7-10 минут ежедневно.

Все упражнения проводятся в игровой форме и их сложность должна выбираться педагогом в зависимости от уровня развития моторики рук ребенка.

Основные принципы проведения пальчиковых игр: - Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой. - При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением. - Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяются новыми. - Наиболее понравившиеся игры можно оставить в своей картотеке и возвращаться к ним по желанию ребёнка. - Не надо ставить перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может "отбить" интерес к игре. - Нельзя принуждать ребёнка к игре, а обязательно надо разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру. (3)

Для развития мелкой моторики ребенка чаще всего педагогами используются следующие упражнения игры:

1. Игра в пальчиковые игры: пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой, игры- манипуляции, театр в руке и т.д.

Эти игры сопровождаются обязательно чтением народных потешек. Они создают благоприятный фон, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание потешки, учат улавливать ритм речи.

2. Игровой массаж кистей рук. Крутить в руках бруски или шестигранный карандаш, грецкие орехи, мячи с шипами.

Игровой самомассаж кистей рук очень эффективный и является универсальным средством реабилитации тонких движений рук.

3. Физические игры и упражнения.

4. Упражнения, направленные на развитие ручной умелости, а также для своевременного овладения навыками самообслуживания. Это застегивание и расстегивание пуговиц разного размера, молний, кнопок, завязывания шнурков, узелков и т.д., плести косички из жестких ниток, разнообразные шнуровки.

5. Для развития тонкой ручной координации, важно также, чтобы ребенок регулярно занимался разнообразными видами ручной деятельности. Это рисование, аппликация, лепка, конструирование, выкладывание узоров из мозаики и счетных палочек.

Задача педагога донести и до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. В этом помогут различные семинары практикум для родителей «Развитие речи через пальчиковую игру», консультации «Игровой самомассаж и речь ребенка», бесед, мастер- класс «Играем и речь развиваем», разнообразные домашние задания «Игры на кухне с крупой»; рекомендации по их выполнению. Родители должны понять роль развития мелкой моторики рук ребенка в речевом развитии, чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру.(4)

Ребенок, у которой достаточно хорошо развита мелкая моторика, умеет логически рассуждать, у него высокий уровень развития памяти и внимания, связанной речи.

Литература

1.Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. М.: Просвещение. 2012.

2. Бардышева Т.Ю. Пальчиковые игры М.: «Карапуз- дидактика». 2006.

3. Емельянова Н. В. Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников // Вопросы дошкольной педагогики. - 2016. - №2.

4.Светлова И.Н. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. М.: Просвещение. 2001.

«Истоки способностей и дарований
детей находятся на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря,
идут тончайшие ручейки,
которые питают источник
творческой мысли»
В.А. Сухомлинский

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к нашим детям. Объем знаний, который необходимо передать им, неуклонно растет. Усвоение этих знаний должно проходить не механически, а осмысленно. Чтобы помочь детям справиться с поставленными задачами, необходимо своевременное и полноценное формирование познавательных процессов.
Проблема речевого и интеллектуального развития дошкольников существовала всегда. Но в настоящее время эта проблема является одной из самых важных, так как в последние годы отмечается увеличение количества детей с отклонениями в развитии. Учитывая, что отклонения в развитии (как в речевом, так и в познавательном) могут возникнуть уже в раннем возрасте, перед педагогами нашего учреждения, стоит задача предупреждения, своевременного выявление таких детей и оказание им индивидуальной коррекционной помощи. Сегодня широко известно, что развитие мелкой моторики пальцев рук через определенные зоны в коре головного мозга положительно сказывается на становлении детской речи, повышает работоспособность ребенка, его внимание и умственную активность, стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, гимнастика для пальчиков помогает ребенку при рисовании, письме, лепке, любой игровой и бытовой деятельности. Вот почему работа по развитию мелкой моторики является важной составляющей обучения ребенка.
Уважаемые родители! Если Вы заметили, что у Вашего ребенка есть трудности в речевом и познавательном развитии, воспользуйтесь приведенными, ниже играми и упражнениями на развитие мелкой моторики, и Вы заметите, как благотворно они повлияют на развитие Вашего ребенка.
Игры и упражнения
Массаж - ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также предплечья. Очень полезное и приятное занятие, великолепно активизирующее речевые центры мозга. Кроме того, такой массаж имеет позитивное влияние на иммунитет, на общее развитие и контакт между мамой и ребёнком. Особенно важно уделять много внимания массажу, если у ребёнка есть явные отставания в речевом развитии. Он даёт отличные результаты. Катание ладошкой карандашей, шариков по столу или другой поверхности. Такое занятие - дополнительный массаж ладошек и улучшение координации движений кисти.
Лепка из разных материалов (солёное тесто, пластилин, глина, обычное тесто). Кроме очевидного творческого самовыражения, малыш также развивает гибкость и подвижность пальцев, что способствует улучшению речи.
Фасолевые ванны - в миску или коробку нужно насыпать фасоль или горох, бросить туда мелкие игрушки и размешать. Малыш запускает руки в фасоль и выискивает игрушки. Эффекты: массаж, развитие координации пальцев.
Игры с крупами : перебирать в разные ёмкости перемешанные горох и фасоль, а затем и более мелкие крупы; пересыпать и перемешивать крупы.
Мозаика - игры с разными мозаиками также улучшают мелкую моторику, развивают сообразительность и творческие способности.
Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры - этим весёлым занятиям посвящены многие книги. Народная мудрость принесла к нам из глубины веков «Сороку-ворону», «Ладушки», «Козу-рогатую» и многое другое. А современные исследователи дополнили ассортимент увлекательных игр. Занимайтесь с крохой - игры и гимнастика для пальчиков способствует не только речевому, но и всестороннему развитию. А еще дома можно устроить пальчиковый театр.
Пазлы – красочные картинки разовьют внимательность, сообразительность, координирование работы глаз и кистей и нужную нам мелкую моторику.
Переливание жидкостей из одной емкости в другую.
Рвите бумагу. Как ни странно, это тоже хорошо развивает мелкую моторику рук.
Научите ребенка опускать предметы в узкие отверстия, например в горлышко бутылки.
Учите одеваться самим. З астегивание пуговиц и завязывание шнурков тоже отличная тренировка.
Рисуйте. Держание карандашей и кисточек в руках — отличный способ развития моторики, не хуже специальных упражнений. Учите малыша обводить рисунки и предметы по контуру. Рисуйте не только кисточками, но и пальцами. Сейчас для этого существуют специальные краски.
Вырезайте из бумаги разные фигурки. Начните с простых – круг, квадрат или треугольник, потом можете вырезать сложные картинки.
Шнуровки – сейчас в магазинах развивающих игрушек достаточный ассортимент разнообразных игр-шнуровок. Они отлично развивают мелкую моторику рук, к тому же благодаря им малыш овладевает повседневным практическим навыком шнурования обуви.
Игры с пуговицами и бусинами - нанизывание на нитку, застёгивание пуговиц на петли, перебирание пальцами бус из пуговиц или бусин. Можно нашить на одну ткань пуговицы разных размеров, а на другую - разные петли. Ребёнок будет тренировать пальчики, одновременно развивая сообразительность и осваивая понятия большой-маленький.
Моторику развивают и другие простые и привычные занятия – плетение косичек, расчесывание кукол, раскладывание игрушек по местам и многое другое. На прогулке стройте из песка или камешков замки, горки и другие постройки. Крупный песок и камни развивают ладошки. Позовите ребенка помочь вам по хозяйству – лепка пельменей, замешивание теста, прополка грядок, шитье, собирание ягод – отличная альтернатива играм. Используйте творческий подход, занимаясь со своим любимым крохой: все занятия сопровождайте сказками, придумываемыми по ходу действий. Речевое подкрепление увлекательных действий удвоит эффект. Включайте игры для развития мелкой моторики в свою повседневность: идя с малышом и держа его за руку, немного помассируйте ладошку, на прогулке разрешите ему потереть песок между ладонями и собрать мелкие камешки пальчиками в ведёрко, готовите из теста - выделите и ребенку кусочек. И, конечно же, много говорите с малышом, обсуждайте всё, что происходит. Совсем скоро он станет полноценным участником диалога! И какое бы Вы не выбрали занятие, важно, чтобы у ребенка осталось впечатление, что оно легкое, тогда он с удовольствием будет выполнять его в следующий раз.
Веселых игр вашему малышу и его маленьким пальчикам!

Ирина Носова
Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей дошкольного возраста

Добрый день. Вашему вниманию представлен опыт работы по теме «Развитие мелкой моторики , как средство развития речи детей дошкольного возраста ».

Проблема речевого и интеллектуального развития дошкольников существовала всегда . Но в настоящее время эта проблема является одной из самых важных, так как в последние годы отмечается увеличение количества детей с девиацией в развитии речи .

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития детей . Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие .

К сожалению, в последние годы у большинства детей , посещающих дошкольное образовательное учреждение, отмечается недоразвитие мелкой моторики кистей рук , речевые навыки развиты недостаточно , речь малопонятна для окружающих, не соответствует возрастным нормам .

Недостаточное развитие мелкой моторики , внимания, может привести к возникновению негативного отношения к посещению ребенком детского сада, а потом и к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Это и побудило нас систематизировать и обобщить накопленный материал по данной теме.

Что такое мелкая моторика ? Это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

В результате систематической работы по тренировке тонких движений пальцев повышается работоспособность коры головного мозга, вследствие чего улучшается память, внимание, ориентировка в пространстве, повышается тонус коры головного мозга, развиваются речевые центры коры головного мозга, стимулируется развитие речи ребенка , согласовывается работа понятийного и двигательного центров речи , улучшается артикуляционная моторика , развивается чувство ритма и координация движений, подготавливается рука к письму, поднимается настроение ребенка, обогащается словарь, речь становится чище.

Работа не содержит принципиально новых открытий и изобретений. Так как в программе детского сада не предусмотрены специальные занятия, поэтому развитие мелкой моторики рук возможно реализовать входе любого режимного момента :

ООД (лепка, конструирование, рисование, аппликация)

Утренний прием детей

Коррекционные занятия

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Игровая деятельность

Прогулки (дневная и вечерняя)

Одевание – раздевание

Прием пищи

Деятельность в центрах (книжном, природном, экспериментирования, конструирования)

Во время трудовой деятельности (дежурства, поручения, коллективный, ручной труд)

Таким образом, разные виды деятельности при целенаправленном их применении определяют успешную работу по развитию речи детей .

7 СЛАЙД (фото)

Для того чтобы работа по развитию мелкой моторики была результативной , в группе создана развивающая среда , которая включает в себя такие компоненты :

Центр ИЗО деятельности, который содержит все необходимое для подготовки руки к письму (различные лекала, трафареты, различные предметы для экспериментирования в рисовании, пластилин, глина, штамповки и другое).

Центр развития мелкой моторики , где сосредоточенны разнообразные конструкторы, мозаики, бросовый материал, различные инструменты, игры с прищепками и счетными палочками

Театрально-музыкальный центр, в котором есть аксессуары для развития моторики руки (пальчиковые театры, ширма для теневого театра, различные шапочки, а также игры и аксессуары, развивающие темп речи , тембр, силу голоса, интонацию.

Имеющийся материал расположен таким образом, что дети могут свободно, по интересам выбирать игрушки, пособия для этого вида деятельности, при желании не только воспроизводить, продолжать то, что они делали в совместной деятельности с воспитателем, но и проявлять свое творчество, а так же заканчивать начатую игру, работу, реализовывать свои замыслы.

Существует огромное количество средств развития мелкой моторики , некоторые из которых мы представим вашему вниманию

Массаж ладоней и кистей рук тонизирует центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов.

12 СЛАЙД (фото массаж с использованием карандаша)

13 СЛАЙД (фото Массажные шарики су джок)

Кроме того хорошим подспорьем в массаже рук будут всевозможные тренажеры (мячики, колючие шарики, колечки, карандаши) .

Пальчиковая гимнастика (игры) - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Эти игры эти очень эмоциональны, увлекательны, способствуют развитию речи и творческой деятельности.

15 СЛАЙД (фото пальчиковой гимнастики)

В ходе игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук . Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Игры с бусами (макаронами) . Потребуются бусины (макароны с крупным просветом) и длинный шнурок. Задача для ребенка : нанизать бусины (макаронины) на шнурок.

Нанизывать можно все, что нанизывается : пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки. Бусины можно сортировать по цвету, размеру, форме.

Игры с пластилином, тестом. Лепка - это очень полезно и отлично влияет на развитие мелкой моторики рук , т. к. в процессе лепки занимается самомассажем.

Не зависимо от результата, сам процесс лепки является прекрасным тренажером для маленьких пальчиков. Дайте ребенку кусочек пластилина, пусть он мнет, катает, щипает.

Рисование, раскрашивание (штриховка) . Процесс рисования включает в работу двигательные, зрительные, мускульные и осязательные анализаторы. Кроме того, живописание развивает память , сосредоточенность , мелкую моторику , учит малыша вдумываться и подвергать вещи анализу, соразмерять и находить разницу.

19 СЛАЙД (фото расскрашивание)

Упражнения в обводе контуров предметов. Рисование по трафаретам, закрашивание контурных предметов ровными линиями и точками.

20 СЛАЙД (фото штрихование)

Штриховка вертикальная, горизонтальная, наклонная

Игрушки и игры, развивающие мелкую моторику . Существуют множество фабричных игрушек направленных на развитие мелкой моторики , это всевозможные лабиринты, мозаики, конструкторы, пазлы. Помимо мелкой моторики эти игрушки развивают пространственно-зрительную координацию, дают представления о величине, цвете, форме, развивают наглядно действенное мышление.

22 СЛАЙД (фото)

Работа с материалом (вырезание из бумаги)

23 СЛАЙД (фото)

Упражнения с бумагой (бумагу можно мять, рвать мелкими кусочками )

24 СЛАЙД (фото)

Выкладывание фигур и картинок, картинок из счетных палочек

25 СЛАЙД, 26 СЛАЙД

Игры с пуговицами (выкладывание узоров)

(Игры со шнуровками и ленточками)

28 СЛАЙД (Игры с прищепками и наматывание клубков нитей)

Для того чтобы работа по развитию ручной моторики была эффективной , необходимо следовать ряду рекомендаций :

Работа должна быть систематичной и постоянной;

Работа должна соответствовать уровню общемоторного , психического развития ребенка ;

Работа должна соответствовать возрастным требованиям ;

Работа должна приносить ребенку радость (начинать игру можно только, когда ребёнок хочет играть, никогда не начинайте игру, если вы сами утомлены или если ребёнок неважно себя чувствует)

Отрабатывайте последовательно все упражнения.

Игровые задания должны постепенно усложняться.

Недопустимо переутомление ребёнка в игре.

Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях, и длительность их будет составлять не более 5 минут.

Спасибо за внимание и удачи в работе

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего и полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

С развитием мелкой моторики тесно связано развитие речи. На снимках головного мозга видно, что двигательная речевая область расположена рядом с двигательной областью, являясь её частью. Около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная близко от речевой зоны. Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Проведенные М.М. Кольцовой, Л.Ф. Фоминой исследования и наблюдения показали, что степень развития движений пальцев совпадает со степенью развития речи у детей. Формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Работа над развитием моторики рук дает возможность подготовить ребенка к дальнейшему обучению, позволяет тренировать мускульную память, оказывает благотворное влияние не только на становление речи и ее функций, но и на развитие высших корковых функций (памяти, внимания, мышления, оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательности), готовит руку к рисованию и письму.

Коррекционная работа должна быть направлена как на изменение конкретного вида неправильного навыка, так и на укрепление здоровья ребенка и развитие его ручной умелости. Основная задача заключается в организации всей жизни ребенка таким образом, чтобы в его повседневной деятельности развивались точность движений руки, ловкость пальцев, сила кисти, т.е. качества, которые позже будут необходимы для успешного обучения письму. Кроме того, работа над развитием моторики рук способствует овладению тонко координированными движениями рук, нормализации мышечного тонуса, синхронного взаимодействия между движениями и речью, запоминанию серии двигательных актов, развитию тонких двигательных координаций; развитию его слухового внимания; упражнениям, направленным на развитие тактильных ощущений кинетического компонента двигательного акта и упражнений, способствующих развитию динамической координации движений пальцев рук.

По мнению М. М. Кольцовой, "систематические упражнения по тренировке пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга" . Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка моторной стороны речи.

В последние годы у 66 % детей, поступающих в дошкольные образовательные учреждения, отмечается недоразвитие мелкой моторики кистей рук, недостаточно развиты речевые навыки, речь не соответствует возрастным нормам .

Организуя работу по развитию ручной моторики у дошкольников, следует учитывать их возрастные особенности. Так при работе с возрастом от 2 до 3 лет - важным этапом в развитии психики ребенка - рекомендовано использовать игры на развитие хватания, соотносящих движений, подражание движениям рук, развитие движений пальцев, кистей рук, так как в этот период закладывается фундамент для формирования новых психических образований, развиваются психические процессы, позволяющие малышу перейти на следующую возрастную ступень .

Основываясь на основные концепции дошкольного воспитания, в работе по развитию мелкой моторики следует придерживаться некоторых правил :

· задания необходимо подбирать с учетом их постепенно возрастающей сложности;

· учитывать индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности;

· работу проводить регулярно, систематически;

· соблюдать временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребенка;

· в процессе обучения и развития формировать у детей положительную мотивацию посредством создания ситуаций успеха;

· работу по развитию тонкой моторики проводить в системе различных видов занятий, индивидуальной работы, в виде рекомендаций родителям, а главное - начиная с раннего возраста ребенка: с первых дней посещения детского сада.

Недостаточно поместить ребенка в речевую среду, чтобы речь его стала развиваться. Необходимо стимулировать его собственную речь. Лучше всего этой цели служат пальчиковые игры и игры-манипуляции, в основе которых народное творчество - прибаутки и потешки. Эти игры хороши тем, что они позволяют многократно повторять маленькие несложные тексты, которые дети быстро запоминают и потом могут проговаривать вместе с воспитателем.

Подборка игр, их интенсивность, количественный и качественный состав (то есть количество упражнений и степень их сложности) варьируется в зависимости от индивидуальных особенностей детей.

Работу по развитию движений пальцев и всей кисти рук рекомендуется проводить во время утренней стимулирующей гимнастики, физкультминуток, в свободное время и после сна - по 2-3 минуты. Таким образом, пальчиковой гимнастикой каждый ребенок занимается по 7-10 минут в день. Упражнения необходимо подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами.

Для пальчиковой гимнастики с детьми раннего возраста используются игры: "Сорока - сорока", "Ладушки - ладушки", "Этот пальчик - бабушка", "Этот пальчик хочет спать", "Сидит белка на тележке", "Пальчики у нас попляшут; с детьми третьего года жизни - "Скачет зайка косой", "Моя семья", "Дружные ребята", "Коза рогатая", "Мы капусту рубим", "Ладушки - ладошки", "На дворе мороз и ветер", "Бабушкины ладошки", "Хомка, хомка, хомячок" и другие. В работе с детьми трех лет также часто используется выполнение упражнений с опорой на карточку . Использование таких карточек способствует развитию памяти, внимания, мышления, оптико-пространственного восприятия, воображения и наблюдательности.

Овладение тонко координированными движениями рук осуществляется путем специальных упражнений и игр. Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, синхронного взаимодействия между движениями и речью, запоминанию серии двигательных актов, развитие тонких двигательных координаций, необходимых для полноценного становления навыков письма . На простых, доступных для выполнения упражнениях дети учатся точно выполнять произвольные движения по команде взрослого. При этом следует следить за тем, чтобы упражнения выполнялись без лишнего напряжения. Показав упражнение два раза, предлагается ребенку выполнить без показа, по команде. Это развивает его слуховое внимание. На этом же этапе используются игры с воображаемыми предметами.

Для развития мелкой моторики рук детей важно научить также приемам самомассажа рук. Он оказывает действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов проводящих путей . В данных упражнениях используется традиционные для массажа движения: разминание, распределение, надавливание, пощипывание, потягивание за кончики пальцев. Для, более эффективного, самомассажа кисти используются грецкий орех, мячик-ежик, прищепки, су-джок. Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Массаж выполняется одной рукой, другая рука придерживает массируемую конечность. Продолжительность массажа 3-5 минут; проводится несколько раз в день. Выполнять упражнения надо обязательно каждой рукой по очереди.

После выполнения самомассажа следуют упражнения, направленные на развитие тактильных ощущений кинетического компонента двигательного акта и упражнения, способствующие развитию динамической координации движений пальцев рук. Необходимо уделять особое внимание упражнениям на отработку силы пальцев и кисти рук, упражнениям - играм на расслабление, на переключение позы, на ритмическую организацию движений, специальным упражнениям с речевым сопровождением, играм-манипуляциям, играм-потешкам. С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария, а их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности.

Также в коррекционной работе используются упражнения - игры с различными предметами (палочками, песком, крупой, бусинками, нитками, шнуровками и т.д.). Во время проведения игр с предметами особенно хорошо развивается мелкая моторика, укрепляется мускулатура пальцев, вырабатываются тонкие движения руки и пальцев, т.е. развивается ручная умелость . Как и любая игра, требующая концентрации внимания, игры с веревочкой производят психотерапевтический эффект, позволяя отключаться на время от забот повседневности. Врачи-физиотерапевты убеждаются, что упражнения с веревкой способствуют более быстрому восстановлению моторики пальцев после полученных травм рук. Учителя математики находят их полезными для объяснения некоторых абстрактных понятий и терминов.

Важны упражнения, развивающие графические навыки (обводка, орнаменты на бумаге в клетку, рисование по точкам без отрыва карандаша от бумаги, копирование изображений по клеточкам, продолжение узоров с соблюдением величины и направления штрихов, штриховка изображений в заданных направлениях, графические диктанты и т.д.). Выполняя их, дети не только приобретают нужные графические умения, но и учатся ориентироваться в ограниченной плоскости (строка в тетради в клетку), развивают мыслительную деятельность, внимание, память. Упражнения, игры, различные задания на развитие графических навыков являются одним из направлений коррекционной работы. Они способствуют развитию мелкой моторики и координации движений руки, помогают выработке нужных для письма качеств движений руки (ритмичность, размеренность, неторопливость, равномерность нажима, регуляции размаха), развивают зрительное восприятие и внимание.

Формированию навыков мелкой моторики способствуют проводимые занятия по лепке, рисованию.

На занятиях в качестве элемента двигательной активности и средства переключения на другой вид деятельности выступают физкультминутки, которые можно проводить в сочетании движений с речью детей. Использование физкультминуток с речевым сопровождением в стихотворной форме позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта.

Таким образом, для полноценного развития речи детей дошкольного возраста необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности; работу по развитию тонкой моторики следует проводить в системе различных видов занятий; в процессе обучения и развития - формировать положительную мотивацию.



Публикации по теме