Развитие в 1.2. Воспитание до двух лет: развиваем, наблюдаем, направляем

Точно сказать, что должен уметь ребенок в 1 год и 2 месяца, не так уж просто – слишком большая разница в этом возрасте бывает между разными детьми. Наличие или отсутствие определенных навыков после года зависит от множества факторов: от особенностей развития самого малыша до тех усилий и времени, которые тратили его родители на игру и занятия с ребенком до года.

Физическое развитие ребенка в 1 год и 2 месяца

В 1 год и 2 месяца рост и вес ребенка увеличивается очень незначительно, увеличение массы тела может составить 50-100 гр или вес вообще не увеличивается. Так что после года гораздо интереснее и полезнее оценивать физическое развитие ребенка по приобретаемым им навыкам и умениям. Считается, что ребенок в 1 год и 2 месяца должен уметь вставать без поддержки, стоять и ходить, держась за опору. Если малыш еще не начал ходить самостоятельно, это не должно вызывать особого беспокойства у родителей, большинство детей начинают ходить в возрасте от 12 до 18 месяцев, причем возраст, когда малыш сделает свой первый шаг, зависит не только от его физических способностей, но и от психологической готовности – было замечено, что робкие дети, выросшие «на ручках» начинают ходить позже и не потому, что их мышцы слабее, а из-за страха отпустить опору или отойти от родителей.

После года совершенствуются все двигательные навыки малыша, он уже гораздо лучше владеет своим телом – умеет разворачиваться, поворачиваться в разные стороны, наклоняться, гораздо увереннее чувствует себя на ногах, может быстро забраться и слезть с низких диванов, стульев или кровати.

К году и 2-м месяцам большинство детей переходит на «взрослый» стол , кормление грудью или молочной смесью постепенно сменяется 4-5-ти разовым кормлением. В этом возрасте у ребенка уже есть от 6 до 12 зубов, он может и должен жевать твердую пищу, самостоятельно пить из чашки и держать ложку в кулаке. Конечно, ребенок в 14 месяцев еще не способен самостоятельно есть или держать полный стакан с водой, но этот возраст отлично подходит для начала обучения ребенка правильно держать ложку и чашку. Если у вас еще нет специальной посуды для детей, то нужно приобрести наборы из качественного пластика – такая посуда не нагревается, не бьется при падании и не скользит по столу.

Нервно-психическое развитие ребенка

После года нервно-психическое развитие ребенка идет очень быстрыми темпами, малыш меняется буквально на глазах: сегодня он еще не мог удержать в руке кубик, а завтра уже выстраивает из них башню. Увеличивается интерес ребенка к разным игрушкам, которые можно разбирать, собирать или складывать.

Ребенок может длительное время играть одной и той же игрушкой , производя одни и те же движения, например, открывать и закрывать коробочку, крутить шарик или нанизывать кольца на пирамидку.

Родителям карапуза не стоит беспокоиться по поводу таких «навязчивых» повторений, в этом возрасте малыш совершенствует двигательные навыки и изучает связь между своими действиями и их результатом. Заметно изменяют и игры ребенка, если раньше он просто бросал кубики или тянул в рот кольца пирамидки, то теперь он старается достичь каких-нибудь результатов. Например, ставит несколько кубиков друг на друга, одевает 2-3 кольца пирамидки и радуется уже не только самому процессу игры, а своему успеху, охотно демонстрируя его и ожидая одобрения взрослых.

После года развиваются речевые навыки ребенка – он уже не просто произносит отдельные слова и словосочетания, а пытается с их помощью выражать какие-то желания, общаться с окружающими и очень любит демонстрировать свои умения, повторяя за взрослыми разные звуки. Малыши после года часто поют, любят «разговаривать» по телефону, причем копируя интонации взрослых, отвечают на вопросы и произносят услышанные слова, «переделав» их на свой лад . В этом возрасте, когда для ребенка повторение слов и звуков – веселая и новая игра, родителям стоит как можно больше разговаривать с ним, читать ему короткие и звучные стихотворения и петь вместе с ним песенки, побуждая его повторять их за ними.

В возрасте года и двух месяцев растет и развивается эмоциональное общение ребенка с родителями и другими взрослыми, окружающими его. Теперь малыш не просто копирует поведение и действие взрослых, а старается вызвать у них вполне определенные эмоции – восхищение, смех, радость. Дети уже понимают, какие их действия вызывают больше всего эмоций у взрослых и всячески стараются привлечь к себе внимание родителей, совершая именно их. Так что, если малышу не хватает внимания и ласки и он не может получить их с помощью улыбок, объятий или демонстрации своих умений, он будет добиваться желаемого капризами, плачем и истериками, которые «закатывают» большинство детей в этом возрасте.

Очень важно не поддаваться таким манипуляциям и не реагировать бурно на «неправильные» поступки ребенка, также нельзя заострять на них внимание или наказывать малыша, в этом возрасте они еще не понимают, за что их ругают и наказывают и такие поступки только уменьшают доверие ребенка к родителям.

После года подозрительность и недоверие детей к посторонним взрослым постепенно уменьшается или полностью исчезает – дети охотно подходят или идут на ручки к улыбающимся или к зовущим их людям, с интересом наблюдают за играми детей и пытаются общаться с ровесниками и малышами постарше. Более осторожные и недоверчивые малыши предпочитают держаться подальше от всех незнакомых и общаться с окружающими соглашаются только рядом с мамой или папой. Оба варианта поведения ребенка вполне нормальны и зависят от особенностей характера карапуза и от отношений родителей к окружающим – дети способны улавливать малейшие оттенки родительских чувств и вести себя соответственно им.

Трудно назвать все навыки, которыми должен обладать ребенок в этом возрасте. Большинство педиатров считают, что малыш должен уметь самостоятельно вставать и садиться, ходить с поддержкой, залазить на низкие поверхности и уверенно сидеть на стуле.

Важнейшим показанием развития ребенка в этом в возрасте считается его понимание речи взрослых, умение выполнять их простейшие просьбы и указания, также малыш должен подражать поведению взрослых в игре – укачивать и кормить куклу, катать машинку, пылесосить, стучать молотком и так далее.

Почти все современные малыши в этом возрасте знают не только назначение таких бытовых приборов как посуда или одежда, но и показывают, как надо говорить по телефону, «включают» телевизор с помощью пульта и охотно «загружают-разгружают» стиральную машину. Также среди обязательных навыков отмечается попытки общения с помощью слов, звукосочетаний и жестов.

Мальчики и девочки после года

После года различия в поведении мальчиков и девочек становится заметнее. Девочки быстрее усваивают новые навыки, проявляют больше интереса ко всему происходящему вокруг них, быстрее отвлекаются и предпочитают игре общение с взрослыми, причем маленьким принцессам в таком возрасте вполне хватает мамы, папы и других родственников.

Мальчики обычно несколько неусидчивее, им требуется больше времени на освоение нового, зато потом они могут достаточно долго заниматься новой игрушкой, не обращая внимания на происходящее вокруг. А вот сидение дома наедине с мамой или папой совсем не нравится маленьким непоседам, которые в этом возрасте больше всего любят гулять.

В далёкой древности дети росли без игрушек, развивающих книг, мультфильмов и занятий. Образ жизни древнего человека был таков, что абсолютно все делалось руками, и ребенок с рождения был включён в повседневные дела племени. Современная жизнь устроена иначе: не нужно охотиться на мамонтов, плести корзины, мастерить орудия, шить одежду. Стирает стиральная машина, обед варится в мультиварке, одежду и продукты мы покупаем в магазине. Именно поэтому современным родителям не избежать того, чтобы придумывать для своих карапузов занятия и игры. В каких-то занятиях обязательно присутствие взрослого, а какие нужны как раз для того, чтобы взрослый мог выкроить время на свои дела.

Как развлекают младенца

Пока малыш маленький, игры и занятия с ними очень просты. Кроху возрастом до года можно легко увлечь яркой погремушкой. Этот возраст больше всего связан с развитием разных ощущений. Малышу интересно всё: щупать, слышать, видеть, облизывать. Именно на знакомство с разными ощущениями лучше всего и направить свои усилия.



Можно вместе с крохой перебирать тряпочки разных фактур, нажимать на кнопки музыкальной игрушки, рассматривать крупные картинки в книжки. Иной раз мама может и отлучиться от ребёнка, оставив его с вращающимся или в развивающем коврике, где можно много всего потрогать и порассматривать. Однако к концу первого года жизни ребенок осваивает перемещение в пространстве: либо он уверенно и очень быстро ползает и встаёт у опоры, либо пытается делать первые шаги. С этого момента его интерес все больше направлен на изучение окружающего мира, и маме необходимо озадачиться новыми идеями занятий для крохи.

Проводим время вместе с малышом возраста 1-2 года

В возрасте 1-2 лет лучшим партнёром по играм является мама. Конечно, компания сверстников ребёнку тоже будет интересна, но развиваются дети именно в процессе совместной деятельности со взрослым. Чем же можно заниматься с ребёнком?

  • Пускаем мыльные пузыри . Обычно все малыши очень любят наблюдать, как летают разноцветные мыльные пузыри и смотреть за «волшебством» превращения воды в разноцветные переливающиеся пузыри. Им будет интересно, откуда берется столько лопающихся шариков, и ребенок обязательно захочет попробовать сам выдувать мыльный пузырь. Это занятие может растянуться, пока не кончится раствор в бутылочке.
  • Художественное творчество. Годовалый малыш с удовольствием порисует пальчиковыми красками, в 2 года ребенок уже вполне справится с жидкой гуашью, акварелью, карандашам и фломастерами. Маме нет смысла активно участвовать в процессе рисования: пусть ребенок сам изучает свойства красок, смешивает цвета и делает собственные открытия. От взрослого в этом процессе требуется лишь правильно организовать «рабочее место» художника и немного направлять его действия.

Творческие занятия с малышами от 1 года — рисование пальчиковыми красками

  • Лепка. Предложите малышу тесто для лепки или обычный мягкий пластилин. Можно показать крохе, как скатать шарик, колбаску, как сделать лепёшку. Не стоит требовать конкретных результатов или учить ребёнка лепить конкретные формы: малышам всегда интересно самим изучать свойства материала. Плюс такого занятия — развитие моторики.

Лепим из теста для лепки

  • Чтение книг. Дети 1-2 лет ещё не способны воспринимать длинную прозу и улавливать сюжетную нить. Как бы мы не любили сказки, 1-2 года – это возраст стихотворений и рифмы. Небольшие стихотворения на понятные и известные ребёнку темы будут в самый раз. Родителям при этом можно не «изобретать велосипед», и отдать предпочтения классике детской литературы. Еще, детки очень сильно любят специальные музыкальные детские книги.
  • Ролевые игры. Примерно в 1,5 года у малышей просыпается интерес к ролевым играм. В такой игре ребенок подражает взрослому, выполняя те действия, которые ежедневно наблюдает сам. Самые популярные сюжеты у малышей – накормить куклу, запеленать ее, покатать в коляске, уложить спать. Правда, многие манипуляции крохе ещё недоступны, поэтому без помощи мамы не обойтись. Чем старше ребенок, тем более «продвинутыми» становятся сюжеты его игр.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

  • Активные игры. Без них не должен обходиться ни один день с ребёнком. Не сидеть же постоянно за столом с кисточками, пластилином и книжками?! Обязательно нужно побегать и попрыгать, размяться. Например, можно развлечь малыша игрой в догонялки. Если ребенок ещё не умеет не то, чтобы бегать, но и уверенно ходить – можно покатать на полу мячик, попрыгать на фитболе.

  • Играем в игрушки. Недостаточно заставить всю детскую разными игрушками. Осваивать их ребенок может только со взрослым, поэтому мамам и папам обязательно нужно включаться в такие игры. Для малышей 1-2 лет идеально подойдут кубики, пирамидки, музыкальные инструменты, рамки с вкладышами, конструкторы с крупными деталями.

Игрушки для ребенка 1-2 года

  • Воздушные шарики. Детки обожают играть с воздушными шариками. На шарике можно рисовать, можно надувать и, не завязывая, отпускать – он будет очень весело и быстро свистеть в процессе сдувания. Ребёнок будет удивлен и заинтересован, как из такого маленького кусочка резины можно сделать легкий и большой шар. (Из личного опыта: небольшой надутый шарик засунули мальчику под футболку (как большой животик). Его радостному удивлению не было предела. Минут 10 он бегал со счастливым лицом обладателя чуда под футболкой! http://club-mam.com/parenting/chem-zanyat-rebyenka-v-1-2-goda.html)

Чем занять ребенка

«Отвлекающие» занятия для малыша (1-2 года)

Иногда маме необходимо занять малыша, чтобы сделать запланированные домашние дела или просто немного передохнуть. Оставлять ребёнка без дела и без присмотра не безопасно, поэтому лучше предложить ему какое-нибудь интересное занятие.

  • Бумажное раздолье. И в 1 год, и в 2 года, малыши проявляются большой интерес к тому, чтобы пошуршать бумагой, порвать или помять ее. Самый безопасный вариант – выдать карапузу рулон туалетной бумаги. Бумага с перфорацией интересно отрывается по листочкам, к тому же, какое удовольствие — размотать рулон и посмотреть, что же в середине. Здорово шуршат газеты и журналы, но их давать малышу не желательно: газеты сильно пачкают краской, а листы глянцевых журналов имеют острые края, о которые легко можно пораниться.
  • Мешок с сюрпризами. В текстильную сумку или подарочный мешочек складываем разные предметы и вручаем малышу. Детям интересно вынимать предметы один за одним, рассматривать их, складывать обратно. Кстати, многие малыши любят пошуршать пакетами из супермаркета. Это не лучшее занятие для ребёнка: малыш может надеть пакет на голову, откусить и вдохнуть кусочек целлофана. Такие игры возможны только под чутким контролем взрослого.
  • Кухонная утварь. Если маме нужно готовить обед – можно взять кроху с собой на кухню. Пластиковые контейнеры, силиконовые лопатки, кастрюли, ложки и поварёшки нравятся всем деткам.
  • Пересыпаем, переливаем. Надолго увлечь малыша может такое медитативное занятие, как переливание воды из ёмкости в ёмкость или пересыпание круп. Для игры нужен большой таз, который мы наполняем либо водой, либо чем-то сыпучим (крупными макаронами, фасолью) и разные баночки, коробочки, бутыльки. Если ребенок играет с макаронами или крупами – выбирайте такой вариант, чтобы частички были крупными.

Игры с КРУПОЙ для самых маленьких

  • Включаем в домашние дела. В некоторых ситуациях можно не пытаться занять ребёнка на время, а сделать домашние дела вместе. Например, дать ему влажную тряпочку и показать, как протирать пыль. В 2 года малыш сможет орудовать детской щёткой для пола и даже мыть посуду. Можно поставить карапуза на устойчивую поставку возле раковины, открыть кран с водой, намылить губку и дать помыть пластиковую посудку.
  • Интерактивные игрушки и мультики. Конечно, даже мультики ребёнку лучше смотреть вместе со взрослыми, но иногда маме нужно хорошенько сосредоточиться и совершенно не отвлекаться на ребенка 15-20 минут. Не стоит злоупотреблять этим способом и «выключать» малыша из повседневной жизни семьи, потому что наблюдение за действиями взрослых людей даёт намного больше для развития, чем самый «развивающий» мультфильм.

Совместные и раздельные занятия лучше чередовать, при этом обязательно нужно давать ребёнку возможность поскучать, побездельничать и самому придумать себе игру. Постоянное подсовывание готовых игр и занятий тормозит творческое развитие малыша и притупляет его познавательную активность.

Подведем небольшой итог.

  • Развлечения с участием взрослого:
    • Мыльные пузыри;
    • Воздушные шарики;
    • Рисование красками (пальчиковыми, акварельными, гуашью);
    • Лепка тестом или мягким пластилином;
    • Книги (можно музыкальные);
    • Ролевые и активные игры;
    • Игры с игрушками;
  • Самостоятельное времяпровождение ребенка:
    • Туалетная бумага / газеты / журналы;
    • Шуршащие пакеты;
    • Переливание воды;
    • Пересыпание круп;
    • Помощь по думу: мытье посуды / уборка;
    • Мультики.
    Мамам на заметку!

    Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Вот вашему карапузу и исполнилось 1 год и 2 месяца, а это значит, что теперь вы соседствуете с маленьким естествоиспытателем. Это тот самый возраст, когда маленькому человечку особенно хочется все потрогать, побросать на пол и, конечно же, попробовать на зуб. Теперь за малышом только глаз да глаз!

Физиологические параметры ребенка в год и 2 месяца: рост и вес малыша в возрасте одного года двух месяцев

  • Рост — диапазон нормы расширяется, теперь средние показатели составляют 74-82 см.
  • Вес — 10-13 кг.
  • Окружность головы — 46-48 см, груди — 48-51 см.

Зубы — их становится больше, у некоторых шустрых деток уже появляются первые жевательные зубки.

Внимание: не впадайте в панику, если ваши показатели немного отличаются, это нормально. Все детки разные, это обусловлено и состоянием здоровья, и генетикой. Но, если сильно переживаете, конечно, стоит проконсультироваться с врачами.


Что умеет ребенок в 1 год и 2 месяца: особенности развития крохи

  1. Уверенно ходит без посторонней помощи (в этом смысле мальчики ленивее девочек, часто ходить они начинают позже. Это не отклонение, а особенность психо-эмоционального развития).
  2. Повышается пассивный словарный запас , ребенок уже способен безошибочно выполнять маленькие просьбы (например, «принеси машинку» или «подойди к кроватке»).
  3. Может произносить короткие слоги, обозначающие слова («мама», «папа», «ба», «ням» «чёсь» — расческа, еще, конечно же, всеми любимая «кака», ну и т. д.).
  4. Может имитировать звуки, которые издают животные (барашка «бэ-э-э», киска — «мяу» и т. п.).
  5. Различает голоса близких и чужих людей.
  6. Умеет делать несложные манипуляции с предметами , играть с крупными игрушками (кататься на игрушечной лошадке, отталкиваясь ножками, нажимать на кнопочки, открывать-закрывать дверцы и ящики, расчесывать волосы).
  7. Может показывать на предметы и просить помочь (показывать пальчиком на высоко лежащую игрушку и говорить«дай» или показывать на холодильник со словом «ням»).
  8. Может просить, чтобы его покачали или покатали на плечах.

В этом возрасте детки обычно еще не умеют:

  • проситься на горшок;
  • орудовать ложкой.

Это комплексные навыки, более сложные, они приходят попозже.

Режим дня ребенка в 1 год и 2 месяца

Сон

Дневной сон сохраняется двухразовый, второй чуть покороче первого. Очень важно приучить малыша к четкому режиму дня, в то же время, чутко прислушиваясь к его потребностям. Если вы видите, что днем ребенок спит беспокойно и часто просыпается, стоит подумать о том, чтобы постепенно переходить на одноразовый сон днем, продлевая его продолжительность. Пока режим устанавливается, ребенка нужно будить, если он сам не просыпается вовремя. В дальнейшем это делать не рекомендуется, так как настроение малыша ухудшается. Спать стоит с открытой форточкой, а в теплое лето можно даже укладывать кроху спать на летней веранде.

Питание

Кормление остается 4-5-разовым (завтрак, обед, полдник, ужин, ночное кормление — по требованию). Иногда малыш просит грудь утром, это нормально, но тогда режим нужно немножко подкорректировать. Перерыв между кормлениями составляет 3-4 часа.
В этом возрасте зубов становится больше, могут даже появиться первые жевательные, поэтому в рацион нужно уже потихоньку добавлять более твердую пищу (хлеб, фрикадельки, печенье, кусочки фруктов).

Примерное меню для малыша в возрасте 1 год и 2 месяца

Завтрак: лучше давать кашку (уже можно не протирать ее, достаточно хорошо разварить крупу), овощи, творог, яйца, мясные и рыбные пюре. Из питья — молоко, травяные чаи, морсы.
Обед: обязательно суп (овощной или мясной), второе блюдо (с гарниром) и сладкое (компоты, муссы, кисели, суфле).
Полдник: желательно какое-то кисломолочное блюдо с фруктами и печеньем. Если вы заметили, что малыш неохотно кушает ужин, то полдник нужно сделать более легким.
Ужин: строится по принципу завтрака. Должен быть легким и хорошо усваиваемым, чтобы ребенок спокойно уснул.
Если ребенок перед сном набегался и проголодался, допустим легкий перекус (творожок, банан и т. д.)

Свежий воздух

Обязательно нужно гулять с малышом не менее 2-х раз в день по 1,5 часа. Летом, если позволяет погода, можно и все два.

Купание

В этом возрасте детки очень любят купаться и плескаться в воде, поэтому проблем быть не должно. Для поддержания гигиены достаточно мыться 2-3 раза в неделю и по необходимости. Температура воды должна быть комфортной. Также можно ввести обтирания мокрым полотенцем перед полдником.

Гимнастика

В этом возрасте детки и без специальных упражнений очень подвижны, поэтому лучше направить внимание на мелкую моторику и следить, чтобы ваш карапуз не слетел с лестницы в погоне за солнечными зайчиками. Малыш будет с упоением вытаскивать всю посуду из кухонных шкафов, а также разбрасывать папины носки, достав их с нижней полочки. Но не нужно злиться на него за это, таким образом очень хорошо укрепляются мышцы ручек. И, к тому же, самое время начать приучать ребенка к порядку, складывая все на место.


Чем занять ребенка в 1 год и 2 месяца — игры и занятия для малыша

Внимание:

В этом возрасте малыши начинают испытывать большую потребность в самовыражении и слово «нет» прочно входит в их лексикон. Здесь очень важно не переборщить с запретами и в, то же время, не потакать капризам. Старайтесь уважать предпочтения своего ребенка, не заставляйте его кушать, если он не хочет. Но послаблений в режиме дня делать не стоит, от этого маленький капризуля распояшется еще больше.

Развитие речи

Обязательно нужно много разговаривать с крохой. К примеру:

  • описывайте свои действия («давай будем собирать игрушки, возьмем зайку и положим в коробку», «одеваемся, достаем штанишки и натягиваем на ножки»);
  • называйте части тела (моем ладошки, игры и песенки про пальчики и т. д.);
  • описывайте, что видите на рисунке;
  • можно начать учить стишки , одновременно изображая то, что там происходит («Идет бычок, качается…»).

Интересное и познавательное. Попробуйте делать так:

  1. начните изучать формы и их свойства (для начала достаточно шара и куба). Шарики можно катать, забрасывать в корзинку. Из кубиков можно строить башенки. Со временем можно будет просить малыша разобрать предметы на шарики и кубики;
  2. изучайте свойства предметов. В воде можно плескаться и переливать ее, бумагу рвать или мять, открывать и закрывать крышки кастрюль. Это занятие на часы, главное, соблюдайте технику безопасности, помните про режущиеся зубки и желание все попробовать на вкус;
  3. рисуйте . Мелками, карандашами и в особенности красками! Это доставит вашему карапузу нескончаемое удовольствие и начнет развивать абстрактное мышление.

Общение. Тут тоже есть свои приемы:

  • начните осваивать вежливость (фразы: «привет», «доброе утро», «пока-пока», «пожалуйста» и т. д.);
  • учитесь делиться (игрушками, фруктами и т. п.).

Крупная моторика. Надо делать так:

  • закрепляйте навыки ходьбы , учитесь ходить по прямой линии (можно выложить разноцветными ленточками);
  • ходите по ступенькам за ручку , залезайте на бордюры и небольшие возвышенности, перешагивайте через предметы;
  • собирайте предметы (перекладывайте кубики с пола на стул). И все это — вместе!

Мелкая моторика. Очень важный момент, потому:

  • играйте в пирамидки и конструктор (важно: не стоит требовать собирать пирамидки правильно, в этом возрасте достаточно научиться нанизывать кольца на основание);
  • пересыпайте крупы и макароны из кастрюльки в кастрюльку ручками или ложкой (главное, в этот момент быть рядом, чтобы ребенок случайно не засунул макаронину в рот и не подавился);
  • играйте в прищепки. Пусть ваш малыш стаскивает прищепки с подушек, тканей и плюшевых игрушек.

Ребенок в год и два месяца очень любознателен. Постарайтесь уделить малышу больше внимания, ведь в этом возрасте оно ему так необходимо.

После первого Дня рождения в жизни малыша начинается новый, более осознанный этап. Рассказываем, каким направлениям в развитии крохи следует уделить основное внимание в это время.

Физическое развитие

Двигательная функция

Малыш в возрасте года уже уверенно стоит на ногах, а многие детки ходят. С этого момента начинается активное развитие двигательной функции. Чтобы ребёнок быстрее адаптировался к новым условиям и совершенствовал свои умения, взрослым нужно помогать малышу, но в меру. Не стоит делать за кроху то, что ему по силам выполнить самому. Иначе излишняя активность родителей будет тормозить этот процесс. Когда шаги при ходьбе ещё неуверенные - вкладывайте в детскую ладошку указательные пальчики, а не держите за запястья всей рукой. Внимательно изучите возможные «домашние» маршруты ребёнка и уберите с его пути все лишние предметы, которые могут помешать свободному проходу или поранить малыша.

Психомоторное развитие

Когда ребёнок уже активно ходит, садится и встаёт без посторонней помощи, стоит научить его более сложным движениям: прыжкам, приседаниям, лазанию. Развитию этих навыков будут способствовать регулярные и неутомительные игры-задания. Например, утро можно начинать с лёгкой зарядки-разминки, в течение дня - потанцевать под любимые детские мелодии, потопать ножками и похлопать в ладоши вслед за мамой. Ведь малыши в этот период активно подражают взрослым и копируют за ними все действия. Так же отличным вариантом игр, развивающих крупную моторику, станут прятки, салки или игры с мячом. Большой популярностью у родителей пользуются мобильные спортивные уголки для самых маленьких: с перекладинами, шведскими стенками, лесенками и матами. Но помните, любая новая активность должна быть понятной и простой, не вызывать у ребёнка сильных затруднений. Взрослые всегда должны сначала объяснить и показать малышу основные игровые моменты, а потом уже вовлекать его в эту активность.

Упражнения:

  • Поиграйте с ребёнком в футбол. Учите его отбивать мяч то правой, то левой ногой;
  • Проведите совместную разминку. Сделайте наклоны вправо-влево, потяните ручки вверх и в стороны, присядьте и обнимите себя за коленки и так далее.

Особое внимание следует уделить мелкой моторике. Для её развития включайте в ежедневные игры различные сортеры, крупные пазлы, развивающие доски: бизиборды, геодески. Усложняйте задания по мере взросления ребёнка. Мастерите и придумывайте с крохой свои обучающие развлечения: сортируйте крупы, собирайте бусы и браслеты, играйте в пальчиковые игры. Но будьте внимательны. В этом возрасте малыши продолжают пробовать всё на вкус, следите за тем, чтобы ребёнок не проглотил мелкую деталь.

Упражнения:

  • Ребёнок двумя пальчиками должен переложить каждую фасолинку из тарелки в кружку;
  • Вместе с мамой малыш скатывает шарики из пластилина, лепит их на бумагу в произвольном порядке, а дальше украшает каждую пластилиновую лепешку цветной пуговкой;
  • Кроха рисует цветочки пальчиковыми красками: горизонтальными движениями прорисовывает стебельки и листики, а подушечками пальцев - лепесточки и центр цветка.

Координация

Ближе к полутора годам ребёнок уже может справиться с несложными заданиями на координацию движений. Для таких игр можно использовать любые подручные средства: игрушки, посуду, одежду, книги или спортивный инвентарь: мячи, кегли, скакалку, обруч, постепенно усложняя и добавляя новые элементы.

Упражнения:

  • Попросите своё чадо собрать мячики (или другие предметы) и положить их в центр обруча (или кастрюлю);
  • Предложите карапузу переложить книги из стопки одну за одной на другое место.
  • Постепенно усложняйте задания: попросите ребёнка перешагнуть, не касаясь палочки (скакалки), запрыгнуть в обруч, закинуть мяч в корзину и другие игры.


А поговорить?

В возрасте одного года в лексиконе малыша помимо простых и наиболее значимых «мама, папа, баба» имеются и другие слова, которые могут состоять из произвольного набора звуков, букв или отдельных слогов. Но, чтобы речевой и познавательный навык у ребёнка развивался в хорошем темпе, родители должны помогать ему обогащать свой активный и пассивный словарный запас.
Каждый день читайте вместе с малышом стихи и сказки, рассматривайте картинки и объясняйте их значения, показывайте карапузу новые предметы, рассказывайте об их свойствах и качествах. Часто дети привыкают к тому, что их понимают с полуслова или даже с одной буквы и не стараются выговаривать слова полностью. Поэтому чтобы мотивировать кроху развивать речевые навыки, мамы и папы должны вовремя перестать разговаривать на их «детском языке». Помните, что до полутора лет у детей развивается функция понимания речи, а после - пополнения словарного запаса. Причём, если в возрасте года малыш орудует всего десятком слов, к двум годам в его арсенале их уже несколько сотен.

Упражнения:

  • Больше разговаривайте с ребёнком , описывая происходящие события и окружающие предметы;
  • Называйте малышу предметы , чтобы он показывал их на картинках;
  • Попросите кроху выбрать из кучи игрушек именно ту, которую вы назвали;
  • Добавляйте больше занятий по развитию мелкой моторики : сортировка мелких предметов, пальчиковые игры, лепка из пластилина, теста и кинетического песка, рисование пальцами;
  • Помните про игры с развивающими досками , сенсорные картинки с различными поверхностями.

Развитие логического мышления и памяти

На втором году жизни малыш начинает различать предметы, выделять их свойства и качества. Ребёнок уже может самостоятельно рассортировать игрушки по определённым признакам: животные, растения, формы, цвета, кроха приобретает навык сопоставления. Закрепить и улучшить новые умения помогут несложные игры-задания.
Для этого можно использовать красочные пособия с готовыми упражнениями в виде карточек, доски с прорезями в форме геометрических фигур, рамки-вкладыши, пирамидки, цветные кубики, конструктор с крупными деталями. Для начала ребёнку нужно объяснить смысл задания и дать возможность сделать всё самому. Помните, что темпы освоения нового материала малышом могут отличаться от ваших представлений, и на закрепление того или иного навыка может уйти не одна неделя. Запаситесь терпением, но будьте в меру настойчивы и дисциплинированны - занимайтесь регулярно.

Упражнения:

  • Соберите башню из 4-6 кубиков самостоятельно и попросите своё чадо повторить за вами;
  • Сделайте пирамидку из цветных колечек разного диаметра;
  • Игра «Найти маму для малыша»

Здесь понадобятся карточки с животными: на одной - взрослая особь, на другой - детёныши;

  • «Тёплое-холодное»

Сварите два яйца: одно быстро остудите, второе выложите на тарелку. Как только горячее яйцо станет в меру тёплым, достаньте из воды остывшее и дайте потрогать малышу, объясняя, где тёплое, а где холодное (только сначала всегда сами проверьте горячие предметы, чтобы ребёнок не обжёгся).


Развитие бытовых навыков

В возрасте 1-2 лет кроха начинает активно копировать взрослых. Он старается подражать маме и папе во всём, поэтому родителям стоит внимательно следить за своей речью и действиями. Ведь даже если ребёнок ещё не говорит, он всё слышит и ещё лучше запоминает. В это же время малыш пытается показать свой характер и проявить самостоятельность. Не пресекайте его инициативу, пусть учится сам есть ложкой, расчесывать волосы или месить тесто, если ему так хочется. Помощь карапуза должна быть вами оценена по достоинству, даже если после неё вас ждёт в два раза больше уборки - зато ребёнок будет ещё долго с улыбкой на лице помнить вашу благодарность и ощущать свою нужность.

Упражнения:

  • «Метёлка». Дайте малышу веник и пусть упражняется;
  • «Маленький повар». Нарежьте крупно картофелину и морковку, налейте воды в кастрюлю. Пусть кроха сварит суп для кукол (лучше «играть в повара» в ванной комнате);
  • «Мини-уборка». Попросите своё чадо протереть пыль - дайте ему влажную тряпочку (только ни в коем случае не смачивайте её средством для уборки - ребёнок может захотеть попробовать тряпочку на вкус).

Ролевые игры

Важным аспектом развития малыша в возрасте от года до двух лет является навык ролевых отношений. Легче всего его сформировать с помощью сюжетных и драматических игр. Они не только развивают творческое мышление и артистизм, но и приучают ребёнка к условиям взрослой самостоятельной жизни. Среди сюжетно-ролевых игр, самыми популярными оказываются «дочки-матери», «больница», «шофёр».
Даже в возрасте полутора-двух лет малыш уже может покормить куклу, полечить медвежонка или довезти кубики на грузовичке. Что касается драматических игр, здесь кроха действует в рамках заданного сюжета, без возможности его изменения. Это разнообразные домашние постановки или утренники в школах раннего развития, где даже малыши разучивают свои несложные, но главные «роли». Такая театральная практика тренирует память и развивает навык публичных выступлений.

Старое выражение "растет не по дням, а по часам" можно смело отнести к быстрому росту малышей в первые годы жизни. Каждый час малыша наполнен познанием мира и осознанием себя в нем.

Ребенок, 1 год и 2 месяца: развитие общее

Процесс развития его происходит стремительно, как только карапуз начинает ползать, он становится исследователем. Мир, наполненный непонятными вещами, нуждается в тщательном исследовании, каждый предмет необходимо осмотреть, ощупать и попробовать на вкус. С наступлением у маленького человека периода познания у родителей начинается время серьезных испытаний и повышенного внимания. Ребенка может заинтересовать абсолютно все. Поэтому о том, что опасные предметы должны находиться в недоступном для малыша месте, даже говорить не приходится. Если маленького «археолога» манит шкафчик с его одеждой и принадлежностями, в котором нужно покопаться, в этом нет ничего страшного, не стоит ругать малыша и запрещать ему любимое занятие. Запреты все равно ничего не дадут, это возраст отрицания. Лучше попытаться объяснить малышу предназначение заинтересовавших его предметов. Разбрасывать по дому свои игрушки - это еще одно любимое дело.

Ведь только взрослым такой процесс кажется беспорядком, а малыш воспринимает подобный бардак как забавную игру. К тому же движения, направленные на разбрасывание и вытаскивание предметов, заставляют работать мышечную систему карапуза, тем самым развивая ее, а наведение порядка и складывание игрушек на место терпеливый родитель может превратить в игру. Не все дети в возрасте 14 месяцев начинают говорить. Многие молчуны копят силы для того, чтобы удивить впоследствии взрослых своим словарным запасом, но понимают малыши отлично. Поэтому если ребенок не реагирует на запрет, это не значит, что он не понимает, возможно, это он просто протестует.

Развитие в этом возрасте происходит у каждого по-своему. Одни уже начинают пытаться самостоятельно проделывать первые неуклюжие шаги, а другие только ползают, зато очень быстро. Эти отличия у сверстников пугают многих родителей. Педиатры в таких случаях успокаивают их, объясняя различия в развитии многими факторами, среди которых рост и вес и наследственность. А старые люди говорят, что даже деревья в лесу растут по-разному: одно быстрее, другое медленнее. Передвигаться дети тоже начинают по-разному, один ребенок ходит самостоятельно уже после нескольких попыток, а другому требуется время и посторонняя помощь для преодоления нескольких шагов. Но в итоге малыши будут ходить одинаково хорошо, да так, что взрослые не будут поспевать за ними.

Ребенок, 1 год и 2 месяца: развитие психики

Личность формируется на самых ранних этапах развития человека, и к 14 месяцам уже проявляется характер ребенка, как правило, это время бунта и капризов. Связано такое поведение малыша с его стремлением осознать себя самостоятельной личностью. Родителям просто нужно запастись терпением на этот период и не реагировать остро на упрямство и капризы. Ругать и наказывать малыша за них не стоит, его психика еще очень ранима, и реакцией на наказание будет плач. Зашедшегося громким плачем ребенка успокоить довольно сложно, лучше потратить время на объяснения и уговоры или переключить внимание крохи на что-нибудь другое.

Параметры

Рост и в этом возрасте также зависят от различных факторов, в которых большое значение имеет наследственность и пол ребенка. Девочки, как правило, меньше мальчиков. Малыш крупных родителей, скорее всего, будет отличаться по параметрам от своего сверстника, мама и папа которого имеют более хрупкую конституцию. В основном вес мальчиков в 14 месяцев находится в диапазоне от 10,5 до 11 кг, а рост - от 76 до 79 см. Вес девочек колеблется от 9,5 до 10,1 кг, а рост - от 75 до 78,5см.

Меню для ребенка

А чем кормить такого малыша? Каким должно быть меню ребенка? 1 год 2 месяца - это тот период, когда по-прежнему должны присутствовать продукты, содержащие нежный белок, протертые каши из круп: гречки, пшеницы, риса, кукурузы или пшена на молоке, овощные пюре с добавлением легкого мясного бульона и фруктовые массы. Кондитерскую продукцию детям до трех лет употреблять не рекомендуется. Кормление считается правильным, если происходит в 4 или 5 приемов. Нельзя ограничивать малыша в жидкости, теплое питье полезно растущим клеткам маленького организма.

Будьте бдительны, но в меру!

Ребенок ходит или только пытается, а значит, он может схватить любой предмет и потянуть его в рот. Поэтому необходимо следить, чтобы мелкие и острые предметы не попадали в зону видимости малыша. Медики констатируют массу случаев, когда дети глотают или давятся бусинами, небольшими игрушками, пуговицами и тому подобным. Излишняя бдительность, как и недосмотр, вредят ребенку. Есть особо чистоплотные мамочки, стерилизующие игрушки своим малышам. Зачастую их дети страдают инфекционными заболеваниями ротовой полости из-за отсутствия иммунитета к вирусам и микробам, вызывающим подобные заболевания.

маленького члена семьи

Итак, если в вашем доме есть ребенок (1 год 2 месяца), режим его должен быть тщательно продуман. Кроме четырех-пяти кормлений в него должны быть включены прогулки и, конечно же, дневной сон. Если с такого возраста приучать ребенка просыпаться рано утром, кушать и укладываться спать в обеденное время (с двенадцати до двух или с часу до трех), например, согласно распорядку дня в детском саду, то когда придет время посещать дошкольное учреждение, малышу будет гораздо проще адаптироваться.

Увлекательные совместные игры с малышом

В какие играть игры с ребенком? 1 год 2 месяца - это период развития. Значит, и игры должны быть такого характера. Необходимо играть вместе с малышом, складывать по размеру пирамидку, строить башни и домики из различных кубиков, вкладывать в полые места геометрические фигуры соответствующей формы и цвета. Подобные занятия призваны развивать мышление, проводить сравнительный анализ и развивать мелкую моторику. с поющими при нажатии предметами позволяют изучать новые слова и развивают музыкальное восприятие ребенка. Матрешка научит малыша складывать и раскладывать конструкцию от большего к меньшему и, конечно же, обратно.

Так называемые сюжетные забавы помогут расширить словарный запас и мировосприятие карапуза. Например, игра «Что находится в кастрюле?» познакомит кроху с названием овощей и фруктов. Для этого понадобится емкость, в которую они будут уложены. Задача ребенка будет заключаться в выборе овоща или фрукта по его названию. Подобным образом можно ознакомить карапуза с другими предметами обихода. Игрушки, изображающие птиц и животных, помогут в игре. Например, можно устроить домашний театр. Малыш с удовольствием будет наблюдать за незамысловатым сюжетом мини-спектакля. Если взять картинки зверей, то можно начать учить названия животных, их действия и названия частей тела. Такая игра также полезна для развития творческого начала малыша.

с малышом

Какие следует проводить занятия с ребенком? 1 год 2 месяца - это возраст, когда обучение должно проводиться в игровой форме. Тогда занятия не будут ему в тягость, особенно если игра проходит с участием всех членов семьи. Дети в таком возрасте подражают взрослым. Поэтому, рассматривая картинки в книге и слыша названия предметов и вещей, малыш может делать такой же серьезный вид, как дедушка во время чтения газеты, и так же бережно, как мама, складывать свою игрушечную посуду или хмурить брови во время разговора по телефону, как папа. Дети познают мир через общение. Очень важно, что и как произносят взрослые. С ребенком нужно говорить правильно, не сюсюкая и не коверкая слова. Ведь он запомнит и будет говорить так же, как это делали окружающие его люди.

Игрушки: как выбирать?

Игрушки очень важны для мировосприятия, если у вас дома маленький ребенок (1 год и 2 месяца). Развитие его будет более стремительным, если уделять ему время, заниматься с ним. При выборе стоит руководствоваться правильной формой и цветом игрушечных животных и кукол. Обязательным условием для таких вещей является их безопасность, качество и материал, из которых они изготовлены.

Не стоит покупать маленьким детям разборные игрушки, включающие мелкие детали, которые они могут проглотить. Материал, использованный для их изготовления, не должен вызывать аллергию. Поэтому при выборе детской игрушки стоит обратить внимание, конечно же, на производителя и сертификацию его продукции.

Заключение

Теперь вам понятно, как познает мир ребенок (1 год и 2 месяца). Развитие в этот период происходит достаточно стремительно. Поэтому нужно помогать малышу обучаться всему новому.



Публикации по теме