Развивающие занятия для детей 0 3 месяца. Воспитание ребенка до года: главные советы родителям

Ребенок уже хорошо знает черты вашего лица. Подберите несколько разных шляп, шарфов и/или лент. Меняйте несколько раз головные уборы, демонстрируя изменения малыми. При очередной смене облика позволяйте ребенку внимательно вас рассмотреть, зафиксировать изменения, понаблюдать за вашими движениями. Игра развивает внимание и воображение.

Игры и упражнения для развития сенсомоторной сферы ребенка

Упражнения направлены на формирование слуховой, зрительной активности, двигательных способностей.
Целью подобных упражнений является развитие у малыша координации движений, представлений о величине, форме, цвете различных предметов, увеличение его двигательной активности.

Упражнения на развитие зрительного и слухового восприятия (для ребенка старше 7-10 дней)

Любую простую игрушку поднесите к ребенку на вытянутой руке, удерживая ее на расстоянии 60-70 см от лица малыша. Вскоре его взгляд задержится на предмете, после чего начните не спеша перемещать игрушку в разных направлениях.

Занимайтесь с ребенком, когда он пребывает в бодрствующем спокойном состоянии. Его ничто не должно беспокоить. Сам процесс занятий должен проходить в непринужденной обстановке и обязательно вызывать положительную ответную реакцию у ребенка.

Выполняя движения небольшой амплитуды, необходимо добиться того, чтобы взглядом малыш следил за предметом. Вы можете также приблизить руку на расстояние 20-30 см или удалить на 1,5 м от лица ребенка.

Упражнение длится 1-2 минуты. Выполняйте его не более 2 раз подряд и не чаще чем 2 раза в день.

Упражнение на развитие слуха

Чтобы выполнить это упражнение, нужно подобрать игрушку, издающую какие-либо звуки (колокольчик, погремушку), но не громкие. Слегка позванивайте колокольчиком, отводя поочередно руку в противоположные стороны на расстояние 60-70 см от лица ребенка. При этом каждый раз делайте паузы, давая возможность ребенку прислушаться к затухающему звуку. Ребенок будет искать глазами издающий звуки предмет.

В возрасте 2-3 месяцев в ежедневные занятия с ребенком необходимо вводить упражнения наразвитие способности удерживать внимание на движущихся и неподвижных предметах, стараясь увеличить продолжительность удержания им внимания.

Со временем можно увеличить амплитуду движений, давая возможность малышу повернуть голову в сторону звенящего колокольчика, поискать его глазами.

Упражнение проводится на втором и третьем месяце жизни малыша 1-2 раза в неделю.

Упражнение па развитие сенсомоторной и речевой деятельности ребенка

Для этого упражнения лучше всего подойдет какой-нибудь яркий предмет, привлекающий внимание малыша (шарик, бант и т. п.). Перемещайте его в разные стороны, одновременно разговаривая с ребенком. Например, можно обратиться к нему с вопросом «Где же шарик? А вот он где - посмотри!»

К этому возрасту можно чаще использовать игрушки, издающие различные звуки (например, колокольчик), которые будут особенно привлекать внимание ребенка. Активно перемещая игрушку в разных направлениях, постоянно спрашивайте у малыша: «А где теперь звенит?» - и отвечайте: «Сейчас вот здесь».

Во время игры предмет можно приблизить к ребенку, чтобы он смог его потрогать. Тем самым у него развивается хватательный рефлекс. Обращайте внимание на то, чтобы ребенок видел предмет полностью и фиксировал взглядом на нем. Лучше использовать игрушки разные по форме и в то же время удобные для хватания.

Воспитание детей лучше всего начинать уже с первых недель его жизни. Начиная с рождения и до года – это время активного физического развития малыша, его адаптации к окружающей среде и приобретения опыта. Всего двенадцать месяцев понадобится крохе, чтобы научиться улыбаться, агукать, узнавать голоса родителей, различать интонации и реагировать на их настроение. В период младенчества родители уделяют основное внимание соблюдению режима питания и полноценному уходу, но о воспитании ребенка тоже нельзя забывать. Именно до года на подсознательном уровне закладываются основные привычки малыша, формируются его склонности и личностные особенности. Дальнейшее развитие ребенка во многом зависит от воспитания его до года. Условно в этом периоде обычно выделяют 4 этапа, каждый из которых охватывает три месяца.

Воспитание ребенка до года: четыре основных периода

  1. От рождения до трех месяцев.
  2. От трех до шести месяцев.
  3. От шести до девяти месяцев.
  4. От девяти месяцев до года.

Первый период

Первый этап длится с момента рождения ребенка и до исполнения трех месяцев. В этот период родители должны сформировать у малыша хорошие привычки и предупредить появление вредных, заложить основы общения, развить сенсорное восприятие. Также, в этот период родителям необходимо правильно организовать режим питания, это важно для нормального прибавления в весе и формирования привычки к режиму. В первые три месяца у малыша должны выработаться следующие привычки:

  • засыпать на улице без пустышки;
  • держать головку;
  • некоторое время проводить в кроватке, развлекая себя самостоятельно;
  • подавать признаки недовольства при необходимости замены подгузника;
  • засыпать без укачивания;
  • ориентироваться в пространстве, реагируя на звуки и свет.

Особое внимание необходимо обратить на гигиену малыша. Каждое утро должно начинаться с приветливой улыбки мамы и проведения гигиенических процедур. Они заключаются в умывании личика и ручек, смены подгузника и подмывания. Ежедневные процедуры будут формировать у малыша полезную привычку к чистоте. Недопустимо, чтобы остатки мочи или фекалий раздражали кожу ребенка, поэтому замена подгузников должна проводится каждые три часа. Поскольку детская кожа очень нежная, ее поверхность обрабатывается кремом или присыпкой.

Для формирования привычки держать головку малыша необходимо выкладывать на животик, даже если он выражает недовольство. Постепенно эта процедура войдет у него в привычку, мышцы шеи и спинки натренируются. С каждым днем он будет все больше времени проводить на животе и созерцать окружающий мир из другого положения.

Как выработать привычку разговаривать? Для того, чтобы ребенок начал агукать, с ним необходимо играть. Хорошо, что когда малыш будет слышать песенки и потешки. Каждое действие, которое связано непосредственно с ребенком, следует комментировать, рассказывать, как надеваются штанишки, кофточка, как меняется памперс. Беседуя со своим ребенком, следует улыбаться, таким образом будет закладываться культура общения.

Игрушки и игры в возрасте от 0 до 3-х месяцев

Для малышей до 3-х месяцев педагоги-психологи рекомендуют игрушки, развивающие сенсорику, слух, зрение и координацию движений:

  • Погремушки, колокольчики, бубенчики и т.п. Для развития слуха позвените погремушкой у одного уха крохи, затем у другого. Скоро малыш начнет поворачивать голову в сторону источника звука;
  • Яркие игрушки из разнообразных материалов , которые можно ухватить, погладить. Вначале их показывают малышу, поглаживают ими по телу ребеночка, вкладывают в ручку. Вскоре кроха сам начнет их хватать и уверенно удерживать;
  • Разнообразные мобили (карусельки), которые крепятся над кроваткой крохи. Игрушки располагают на небольшом расстоянии от глаз ребеночка (примерно в 15-20 см). ;
  • Браслет с колокольчиком , который можно надевать поочередно на разные ручки;
  • Воздушный шарик , который можно привязать к руке. В скором времени малыш поймет, что шарик движется благодаря движениям его руки;
  • Схематическое изображение человеческого лица . Груднички очень любят рассматривать подобные изображения. Если расположить картинку на небольшом расстоянии от глаз малыша (приблизительно в 25-30 см), ему будет интересно изучать ее, пока мамы нет рядом.

Второй период

Он длится с третьего по шестой месяц, в это время происходит активное сенсорное, слуховое и зрительное восприятие и развитие. Второй этап включает в себя подготовку малышка к будущей речи. Для этого ему можно включать музыку разных жанров, главное, чтобы она была легкой и мелодичной. Классика, детские песенки, современная эстрада, народные мотивы – подойдет все. Для того, чтобы малыш гулил, лепетал, пищал, его внимание нужно обращать и на другие звуки. Ребенка нужно знакомить с окружающим миром, привлекая его внимание к шелесту листьев, чириканью воробьев, шуму струящейся воды – в этом и заключается познание (к примеру: вот стучит дождь по подоконнику, вот птички чирикают, а вот тарахтит трактор и т. д. ).

Умственное развитие малыша этого возраста начинается с общения. Родители должны играть с ребенком, развивая его зрительное, тактильное и слуховое восприятие. Начинать занятия с ребенком следует в период активного бодрствования, когда ребенок весел и его ничего не беспокоит. В противном случае занятия не дадут ожидаемого результата. Ребенок должен получать удовольствие от занятий/игры, поэтому от нее следует отказаться, если малыш голоден, болен либо капризничает. В этот период закладываются основы нравственного и эстетического воспитания, которые малыш получает благодаря общению со взрослыми.

Радость и любовь, подаренная крохе, станут фундаментом для формирования нравственного и эстетического воспитания.

В ежедневном распорядке ребенка обязательно должны присутствовать массаж и зарядка. В этот период упражнения становятся более разнообразными и готовят малыша к . Рекомендуем посмотреть рубрику

Игрушки и игры в возрасте от 3-х до 6-ти месяцев

Для игр с малышом подойдут все игрушки, которые использовались в возрасте до 3 месяцев. К ним стоит добавить:

  • Прорезыватели и другие игрушки для жевания и сосания, ведь в это время у детишек начинают резаться первые зубки ();
  • Удобный для захватывания мячик. Уже в возрасте полгода карапуз может играть с ним, сидя в коляске или на руках у мамы;
  • Мягкие крупные кубики с различными картинками на гранях. Малыши с удовольствием хватают их, подбрасывают, рассматривают картинки;
  • Резиновые и матерчатые фигурки различных зверей . В этом возрасте полезно играть с малышом в игру «Кто как делает?». Показываем собачку и озвучиваем ее: «гав-гав» и т.п. Скоро малыш сам соответствующими звуками будет «называть» игрушку;
  • Полугодовалые детки обожают рвать бумагу , отдайте малышу старые журналы, пусть удовлетворит свое любопытство;

  • Занимательным будет для крохи пальчиковый спектакль . Наденьте пальчиковые игрушки на руки (их можно купить в отделе игрушек или изготовить дома) и устройте представление для малыша;
  • Кроха начинает познавать свое тело. Для этого нужно показывать маленькому и называть части тела : глазки, ушки, носик, ножки, ручки…

Третий период

Третий период в воспитании ребенка до года охватывает возраст от 6 до 9 месяцев. На этом этапе карапуз становиться непоседливым и любознательным.. У детишек этого возраста активность возрастает в разы. Поскольку малыши уже умеют ползать, садиться, пытаются вставать, а некоторые и ходить, самое время уделить внимание физической подготовке.

Предоставьте ребенку возможность свободно перемещаться по дому. Для этого необходимо максимально (убрать провода, бьющиеся предметы, бытовую технику). Все дети в это время стремятся изучить содержимое шкафов. Не препятствуйте малышу, просто уберите все опасные предметы и наполните шкафы игрушками и вещами, с которыми кроха может поиграть.

Для хорошей физической формы продолжаем заниматься зарядкой и массажем, включив новые движения и упражнения.

Не стоит ставить ребенка в ходунки, подобные приспособления для обучения ходьбе вредны для неокрепшего позвоночника. Все ЗА и ПРОТИВ ходунков описаны в . Решать только ВАМ. Споры по поводу ходунков не закончатся никогда.

На этом этапе можно начинать приучать ребенка к горшку, присаживая его после сна и кормления, перед прогулкой и после нее. Через некоторое время ребенку станет понятно, для чего это делается. Читаем очень полезную статью о том как правильно приучать к горшку –

Приблизительно с семи месяцев ребенка нужно приучать к мытью ручек перед приемом пищи. Спустя некоторое время кроха привыкнет к этой процедуре, и будет самостоятельно подставлять ручки под струю воды. Так вырабатывается понятие чистоплотности.

Надевая перед кормлением нагрудничек и сразу же меняя испачканную одежду на чистую, мама прививает привычку к аккуратности. Причем, каждое свое действие родители должны проговаривать и объяснять: в грязных вещах ходить некрасиво и неприлично, поэтому сейчас переодеваемся в чистое.

Приучайте малыша кушать с нагрудничком, объясняя, зачем нужен этот предмет. Перед едой мойте руки маленькому, это со временем перерастет в хорошую привычку.

После полугода у детей начинают прорезываться зубки. Для ухода за полостью рта необходимо приобрести для крохи специальную зубную щетку, предназначенную для детей до года, и приучать маленького зубастика ежедневно ей пользоваться.

Игровая деятельность для ребенка важна в любом возрасте, не исключая возраст до года. Так малыши познают мир. С шести месяцев уже можно показывать ребенку ладушки и колокольчик, комментируя каждое движение. С семи-восьми месяцев демонстрируют, как действуют простейшие игрушки: мячик катится, колеса у машинки крутятся, юла кружится на одном месте. В это же время можно начинать показывать части лица: носик, глазки, зубки, ушки, лобик. Конечно, понимание придет не сразу, вначале дети будут находить их у родителей и игрушек, а уж потом – у себя. Можно придумать простейшую песенку, под которую ребенок с удовольствием продемонстрирует свои знания. Заниматься с детьми этого возраста нужно каждый день.

На этом этапе необходимо для пресечения плохих поступков познакомить ребенка со словами «нет» и «нельзя» . Если ребенок во время игры дерется, нужно взять его ручки и проговорить слово “нельзя” с объяснениями (мне больно, мне неприятно). Причину пояснять необходимо для того, чтобы ребенок научился реагировать на запретное слово, в противном случае, он просто не будет его замечать.

На счет слова “нельзя” , посмотрите в видео:

Начиная с 6 месяцев, у ребенка активно развиваются первые речевые навыки. Читайте малышу стишки и потешки, рассматривайте картинки, разыгрывайте маленькие представления с игрушками, постоянно разговаривайте с ребенком доброжелательно и ласково, не искажая при этом правильное произношение слов.

Игрушки и игры в возрасте от 6-ти до 9-ти месяцев

Обратите внимание на новые развивающие игрушки:

  • Музыкальные центры , развивающие слуховое внимание и координацию движений. Часто такие игрушки озвучивают различных зверюшек, музыкальные инструменты и т.д. Покажите малышу, как нажимать на кнопки, он быстро освоит игрушку и подолгу будет с ней заниматься;
  • Музыкальные игрушки (дудочка, ксилофон, барабан) помогают развить координацию движений и слуховые представления;
  • Игровые центры для развития мелкой моторики . Ваш карапуз с удовольствием будет манипулировать различными по форме фигурками и изучать их;
  • Книжки из ткани, пластика, картона помогут сформировать понимание речи, мелкую моторику и познавательный интерес;
  • Игрушки для купания . Уточки, лодочки, рыбки – эти плавающие зверюшки развивают познавательные способности и моторные навыки ();
  • Практически все дети этого возраста с удовольствием играют на кухне с посудой . Поделитесь с малышом пластиковыми емкостями, ложками, поварешками, формочками.

Четвертый период

Воспитание ребенка от девяти месяцев до года охватывает все сферы деятельности малыша: в этот отрезок времени он активно общается со взрослыми и пытается ходить самостоятельно. Поощряйте вашего карапуза, когда он сам встает на ножки. Водите ребенка, держась вначале за обе, а затем за одну руку. Наконец наступит момент, когда ребенок сможет удержаться несколько секунд в положении стоя без поддержки. Заинтересуйте его для этого игрушкой, которую нужно вложить в обе ручки. (). Нельзя запрещать ребенку подниматься там, где ему удобно, иначе он почувствует, что вставать на ножки запрещено в целом и перестанет предпринимать попытки.

Умственное развитие ребенка заключается в привитии навыка совершать действия с предметами. Нужно показать малышу как бить в барабан, катить машинку, дудеть в свистелку, брать и кушать яблочко и т.д. Театральное представление с напальчиковыми игрушками хорошо развивают воображение, память и речь ребенка, пусть они и являются простейшими.

Ближе к году ребенка знакомят с разными формами предметов, их размерами и материалом. Можно сортировать кубики с кубиками, а мячики с мячиками, искать только деревянные или пластмассовые предметы. Выбирать по соотношению проще, когда складывается пирамидка либо собирается матрешка. Как ребенок удивляется, когда внутри одной куколки оказывается еще одна, поменьше!

Полноценное воспитание включает в себя тесное общение с малышом. Разговаривать с ребенком нужно постоянно, однако копировать его речь и сюсюкать не рекомендуется. Таким образом можно спровоцировать развитие дефекта речи, который потом придется исправлять с помощью логопеда. Малыш не должен думать, что искаженные звуки являются правильными, он должен слышать только чистую речь.

Воспитывайте в ребенке собственным примером и методом объяснения доброе отношение к близким людям, животным и окружающему миру. Хвалите и поощряйте добрые поступки, пресекайте негативные действия. Необходимо создать доброжелательную атмосферу в семье, так стиль ваших отношений станет образцом для ребенка. Если во время игр ребенок начинает драться и толкаться, нужно без улыбки пресекать эти действия, используя слово «нельзя» . Запрет должен звучать строго и категорично, чтобы малыш обратил на него внимание и отнесся к этим словам серьезно. Следует помнить, что дети во всем копируют поведение взрослых людей, которые рядом. Иногда именно поведение родителей провоцирует на плохие действия в отношении других детей, поэтому прежде, чем вводить запрет, следует пересмотреть свое поведение.

Продолжайте занятия зарядкой, включив новые упражнения.

Для развития речи, памяти, внимания продолжайте читать с ребенком стихи (лучшими образцами будут сочинения А. Барто, К. Чуковского), играйте в пальчиковые игры, устраивайте мини-спектакли с пальчиковыми куклами, проводите музыкальные занятия.

Ближе к годовалому возрасту малыш должен показывать у себя различные части тела, делать «ладушки», махать «пока-пока», научиться играть с игрушками правильно (возить машинку, катать мяч, дудеть в дудочку и т.п.). Приучайте ребенка самостоятельно кушать сначала руками, а затем пользоваться кружкой и ложкой.

Игрушки и игры в возрасте от 9-ти до 12-ти месяцев

В последнем триместре из игрушек для развития крохи будут актуальны:

  • Пирамидки . К годовалому возрасту малыш уже может нанизывать кольца пирамидки, если ему показать, как это делать;
  • Кубики . Покажите маленькому, как можно построить из них башню, а затем развалить ее;
  • Заводные игрушки;
  • Матрешки;
  • Машинки будут полезны и мальчикам, и юным принцессам. С их помощью кроха должен научиться правильно играть с подобными игрушками;
  • Конь-качалка и машинка-каталка , в которой можно ехать, толкаясь ногами, будут способствовать физическому развитию;
  • Игрушки-каталки с длинной ручкой будут развивать координацию движений и навык ходьбы;
  • Отличным пособием для изучения различных частей лица и тела будет большая кукла (желательно, чтобы она была изготовлена из мягкого материала).

Определяющие принципы в воспитании ребенка до года

Зачастую молодые родители считают, что ребенок до года ничего не смыслит и не понимает. Это убеждение глубоко ошибочно, поскольку именно в это время закладываются основы воспитания, закрепляются плохие и хорошие привычки. Исходя из этого, в своем общении с малышом нужно руководствоваться следующими принципами:

  • воспитание ребенка должно ложиться на обоих родителей, поскольку именно в этот период формируется представление о семье. Безусловно, главным человеком в первые месяцы жизни ребенка является мама, папиной основной задачей становится посильная помощь – ведь мама должна набраться сил и передохнуть. Спокойная и счастливая мама – здоровый малыш!
  • очень важен тесный контакт ребенка с матерью. Раздражение, нежелание общаться, недостаточное внимание со стороны самого близкого человека может привести к недомоганию малыша, однако и приучать к рукам тоже не стоит;
  • с первых дней нужно, чтобы малыш слышал правильную и спокойную речь родителей, это развивает память и слух крохи;
  • предпосылки крепкого и здорового сна – это проветренное помещение, вечерняя прогулка и ванна с настоями лекарственных трав;
  • до года мама может спать вместе с ребенком, его сон от этого будет только крепче. Если же мама сама спит беспокойно, можно подождать, пока малыш крепко уснет, а потом отнести его в кроватку;
  • для правильного и полноценного питания подходит грудное молоко, после полугода требуется прикорм в виде овощных пюре и кашек;
  • физическое воспитание должно соответствовать возможностям детского организма. К примеру, присаживание не рекомендуются до трех месяцев, не следует помогать малышу садиться, поворачивать головку и вставать на ноги раньше времени – эти действия могут привести к патологии, поскольку кости и мышцы еще не окрепли;
  • после девяти месяцев у ребенка закладываются навыки поведения с посторонними людьми и неизвестными предметами, устанавливается крепкая связь с людьми, проводящими с ним большее количество времени. Приблизительно к 9-11 месяцам малыш начинает бояться чужих людей, он больше привязывается к тому, кого видит постоянно. К примеру, если за ребенком присматривает няня, она вполне может стать ему более близким человеком, чем родители.

“Важные мелочи” для воспитания

Чаще всего происходит так – до исполнения ребенку полутора лет родители больше всего озабочены его купанием, кормлением и пеленанием. Задумываться о воспитании им не приходит в голову, а меняется все лишь тогда, когда ребенок не хочет кушать или одеваться, хнычет и не выпускает ее из квартиры, хватаясь за подол. Ничего удивительного в этом нет – все черты характера в 3-4 года формируются уже с рождения, а значит, именно воспитание до года играет решающую роль. Кроме общей линии поведения родителей значительны и важные нюансы.

  • Уверенность
  • Грудное вскармливание

С грудным вскармливанием у молодых мам очень часто возникает много проблем.

“С моим первым ребенком я была уверена, что мне повезло, и никаких проблем у меня нет – ведь молока хватало, и все было замечательно. И только со вторым ребенком я поняла, что просто кормить ребенка недостаточно.”

Мамой формируется отношение ребенка к груди, его поведение, и в будущем отношение малыша к самой маме. При возникновении проблем с грудным вскармливанием, мама должна сразу же обратиться к консультанту. А еще лучше не ждать проблем, а просто сразу после рождения малыша пригласить консультанта домой.

  • Откладывание

У ребенка существует потребность быть с мамой постоянно, чаще он хочет находиться на ручках поблизости от груди. Необходимо приучать малыша к тому, что он может побыть какой-то период времени один, когда мама будет совсем рядом. Ближе к трем месяцам откладывание во время бодрствования становятся обязательным для будущего физического развития малыша. Таким способом развиваются моторные навыки, ребенок тренируется в переворачивании и ползанье. Лучше всего укладывать ребенка на спинку и класть рядом яркую игрушку. Если родители подвешивают сверху карусельку, то у ребенка не возникает потребности перевернуться и поползти – он будет просто лежать и смотреть вверх.

Бывают случаи, когда ребенок выражает бурный протест против откладывания. Конечно, вряд ли можно “разбаловать” ношением, но у мамы могут возникнуть такие дела, выполнение которых невозможно с ребенком на руках – вряд ли будет удобно переворачивать горячие котлеты или доставать запеченную курицу из духовки. Даже если мама использует , принять душ вместе с ребенком у нее вряд ли получится. Приучать кроху к откладыванию просто необходимо, иначе, повзрослев, он будет настолько активно возражать против удаления мамы, что это станет настоящей проблемой. Если прививать привычку малыша к самостоятельности постепенно, мама спокойно сможет оставить его на коврике и заняться неотложными делами, собственной гигиеной или приготовлением пищи.

Решает мама

Именно она решает, как лучше кормить малыша (лежа или сидя) и как держать его на руках. Конечно, ребенку больше нравится кушать, когда мама сидит, однако ночью это удобнее делать лежа. Малыш предпочитает, чтобы его носили столбиком, но если в данный момент маме удобнее держать его в позе колыбельки, то главной будет линия поведения мамы. Важнейшая потребность у ребенка – находится рядом с родным человеком, мамой, а какую позу она для этого выберет, решать именно ей.

Однако не всегда нужно проявлять строгость. Во время кормления можно разговаривать с малышом, пусть при занятии едой он услышит мамин ласковый голос. В этот момент недопустимо проявления грубости, даже если она направлена в сторону другого человека. Слишком громкий голос страшит кроху, он может стать нервным и капризным. Проявление любви и ласки в эти моменты формируют дальнейшее отношение к матери, а у мальчиков – в целом ко всем женщинам.

Поведение родителей

В первые месяцы своей жизни ребенок не может доступно выражать свои желания и потребности, однако, подобно губке, он впитывает в себя окружающую информацию. Огромная ответственность ложится на родителей, поскольку их поведение является определяющим в построении характера малыша. Все увиденное и услышанное в младенчестве откладывается в подсознании на всю жизнь, изменить и скорректировать эти воспоминания в будущем будет невозможно. Родители должны взять за правило самоконтроль и фильтрацию событий, происходящих вокруг собственного ребенка.


Постоянно нервничающая мама, разговаривающая на повышенных тонах, не должна удивляться, если через некоторое время точно такой же метод применит ребенок в разговоре с ней. Выпивающий и курящий отец, доносящий свои мысли с помощью мата, воспитает у ребенка в более сознательном возрасте ассоциативное поведение, а в дальнейшем – получит собутыльника.

Возраст ребенка до года считается своеобразным фундаментом, поэтому родителям стоит заранее задуматься о том, какое поведение выбрать. Совместное слушание музыки, веселые песенки, танцы с малышом на руках – эти моменты помогут в дальнейшем развитии малыша. Учеными доказано, что ребенок, которому рассказывали сказки и постоянно разговаривали, начинает говорить существенно раньше, чем детки, которым не уделяли должного внимания. А более раннее развитие речи положительным образом влияет на интеллектуальный уровень малыша.

Проблема бабушек и дедушек

К воспитанию ребенка до года часто привлекается старшее поколение, что в некоторых случаях разумно. Не всегда молодая мамочка в силах справится со свалившимися на нее проблемами в одиночку. Первое купание, первое пеленание после роддома, первое кормление в родных стенах – это маленькое испытание не только для ребенка, но и для его молодых родителей. Вот тут будет идеально, что на помощь могут прийти бабушки и дедушки.

Проблема возникает позже, и она заключается в расхождении взглядов на методы воспитания. Разговоры и ссоры по этому поводу могут разрушить любые хорошие отношения. Чтобы избежать этого, не стоит перекладывать слишком много на плечи бабушек, а если необходимо оставить их с ребенком – мягко, но уверенно изложить свои требования к питанию и режиму малыша. Не нужно забывать, что ответственность за дальнейшее поведение будет всецело лежать на родителях.

Главный принцип полноценного воспитания ребенка до года – участие в этом процессе обоих родителей. Именно в это время у малыша вырабатываются семейные привязанности, формируются представления об окружающей среде и близких ему людях. Несмотря на свою занятость, мама и папа ребенка должны постоянно находиться в режиме поиска новой информации, читать печатные издания, изучать психологические статьи, общаться на форумах и в жизни. Совершенствуясь, они смогут стать первыми и самым авторитетными людьми в жизни своего малыша.

  1. Фильм 1. Воспитание ребенка до трех лет.Толк и польза

    Как наказывать ребенка

К одежде для детей, находящихся в возрасте от 0 до 3-х месяцев, предъявляются особо высокие требования, ввиду высокой чувствительности их кожи.

Нижеприведенная статья, содержащая информацию о наиболее популярных производителях одежды для новорожденных, поможет родителям не только не ошибиться с выбором качественных вещей для своего ребенка, но и подобрать соответствующий размер одежды для них.

Одежда для новорожденных от 0 до 3 месяцев, как и для взрослых людей, имеют свою классификацию. Помимо традиционного разделения на летние, зимние и демисезонные вещи, а также универсальной одежды, например, носки, шапки и так далее, наиболее востребованными предметами детского гардероба являются:


Различия по сезону

Одежда для ребенка (один и тот же предмет) в возрасте от 0 до 3 месяцев может быть пошит из разных тканей, что позволяет отнести его к вещам нескольких сезонов. Вопреки данному факту, целесообразно иметь в виду их базовую классификацию.

В перечень составляющих летнего гардероба новорожденного можно отнести:

Одежда для новорожденного от 0 до 3 месяцев на зиму подразумевает обязательное наличие:

  • зимнего конверта или комбинезона на овчине или пуху;
  • тёплой шапки (из натурального меха или шерсти);
  • х/б чепчика, одеваемого под основную (тёплую) шапку;
  • пухового или шерстяного одеяла в коляску для продолжительных прогулок;
  • теплого комбинезона под верхнюю одежду (например, вязаного из шерстяных ниток);
  • слипов;
  • шерстяных носков;
  • ползунков;
  • теплых штанов и кофт для дома.

Для демисезонного использования (осень — весна) одежды недавно появившимся на свет ребенком, рекомендуется иметь:

  • на выбор: утепленный конверт или комбинезон – трансформер;
  • фланелевые шапки или чепчики;
  • распашонки;
  • теплые кофты, закрывающие кисти рук малыша;
  • плотные ползунки;
  • толстовки с длинными рукавами;
  • плюшевый плед в коляску для длительных прогулок;
  • шерстяную шапку;
  • теплые носки.

Как правильно выбрать

В выборе одежды для ребенка, недавно появившегося на свет, целесообразно руководствоваться базовыми правилами:


Как выбрать комплект для выписки

В абсолютном большинстве случаев первым предметом гардероба новорожденного становится конверт для выписки. Учитывая тот факт, что именно его выбор влечет для родителей наибольшее количество сомнений, опытные родители рекомендуют придерживаться основных правил, выведенных с опытом.

Готовясь к появлению девочки, будущим мамам и папам целесообразно при покупке комплекта для выписки обратить внимание на:

  • цвет вещей (не стоит ограничиваться традиционным розовым; новорожденной малышке идеально подойдет и белый, желтый, фиолетовый, зеленый);
  • тип комплекта (лучше всего подойдет для этой роли платье, а не привычный комплект из ползунков и распашонки);
  • наличие украшений (например, большого белого банта на конверте, украшенного стразами).

Приобретая комплект на выписку сына, родителям первостепенно следует учитывать:

  • цвет вещей (в данном случае привычный голубой цвет можно заменить на белый, коричневый, бежевый или зеленый);
  • стиль «основного» комплекта (вместо традиционного классического комплекта можно нарядить новорожденного мальчика, например, в модный костюм с имитацией галстука);
  • наличие украшений (например, рисунка, имитирующего классическую бабочку на внешней стороне конверта для выписки).

Детская одежда Little star. Таблица размеров

Одежда для новорожденных от 0 до 3 месяцев, представленная на современном потребительском рынке, создаётся как отечественными производителями, так и зарубежными. Компания Little Star с 2008 года заслуженно считается лидером среди российских поставщиков детских вещей.

Ассортимент рассматриваемой корпорации, обновляемый дважды в месяц, традиционно включает в себя комплекты на выписку, классические составляющие гардероба малыша (боди, чепчики, комбинезоны и так далее), крестильные наборы, халаты, пижамы, а также аксессуары для детской комнаты, например, балдахины, наматрасники и прочее.

Вся продукция под брендом Little Star соответствует ГОСТу, наиболее частым запросам родителей, а также текущей сезонности.

Таблицы размеров одежды компании Little Star:

Шапки/чепчики и другие головные уборы

Возраст Размер
0 – 1 месяц 35 – 36 см
2 месяца 37 см
3 месяца 38 см

Базовая и верхняя одежда

Возраст Рост Вес Окружность груди Размер
1 месяц 52 – 54 см 3 – 4 кг 34 – 35 см 50 – 52
2 месяца 55 – 58 см 4 – 5 кг 35 – 37 см 54 — 56
3 месяца 59 – 61 см 5 – 6 кг 38 – 40 см 56 — 62

Детская одежда Disney. Таблица размеров

Одежда для новорожденных под брендом Disney выпускается с начала 2000 – х годов и уже завоевала свою аудиторию, благодаря ярким цветам детских вещей, нестандартным принтам, используемым в производстве, а также высокому качеству и натуральности одежды.

Модельный ряд составляющих детского гардероба от Disney в основном включает в себя футболки, боди, ползунки, распашонки, платья, спортивные костюмы и классические кардиганы.

Определить наиболее подходящий размер одежды данного бренда можно с помощью традиционных измерений роста ребенка.

Стоит также учитывать, что нижеприведенная размерная сетка рассчитана на среднестатистический вес ребенка в конкретном возрасте.

Зная о лишних килограммах малыша или наоборот его худощавом телосложении, целесообразно выбирать вещи на размер больше или меньше в зависимости от конкретной ситуации.

Размерная сетка базовых вещей от корпорации Disney:

Возраст Рост Размер
0 – 1 месяц 50 – 56 см 17 — 18
2 месяца 57 – 63 см 19
3 месяца 63 – 68 см 20

Детская одежда Лорита. Таблица размеров

Одежда для новорожденных Lorita производится в Литве. По заявлению поставщика, для создания вещей данной фирмы используются 100% органические материалы, что минимизирует риск возникновения аллергических реакций или раздражения на нежной коже маленького ребенка.

Несмотря на натуральные ткани, стоимость одежды рассматриваемого производителя достаточно приемлема для среднестатистической семьи с одним или двумя детьми.

Модельный ряд Лориты включает в себя в основном нательные предметы гардероба: ползунки, распашонки, кофты, легкие толстовки, боди, комбинезоны и так далее.

Учитывая отсутствие возможности примерки вещей подобного рода новорожденным, производитель предлагает делать выбор в пользу конкретной модели, предварительно тщательно изучив размерную сетку, представленную ниже.

Размерная сетка базовых (нательных) вещей от фирмы Lorita:

Возраст Рост Размер
1 месяц 50 – 52 см 50
2 месяца 52 – 56 см 54
3 месяца 56 – 60 см 56

Фаберлик

Компания Faberlic, еще недавно известная исключительно как производитель декоративной косметики и парфюмерии, в настоящее время активно занимается разработкой и пошивом предметов гардероба для детей, недавно появившихся на свет. Фаберлик обещает идеальное соотношение цены и качества одежды, изготавливаемой из максимально натуральных тканей.

Ассортимент вещей, представленный на официальном сайте Faberlic, включает в себя не только нательные боди, ползунки, распашонки, но и утепленные зимние конверты и комбинезоны, а также их демисезонные аналоги.

Определить подходящий размер одежды, соответствующий базовым параметрам новорожденного, можно при помощи нижеприведённой таблицы, предлагаемой производителем.

Возраст Рост Размер
0 – 1 месяц 52 – 58 см 56
2 месяца 59 – 62 см 60
3 месяца 63 – 65 см 62

Эльфея

Одежда для новорожденных от 0 до 3 месяцев под торговой маркой Эльфея выпускается с 1995 г в Санкт – Петербурге. Характерной чертой данного производителя является наличие собственного интернет – магазина, в котором представленный ассортимент вещей для детей продаётся по заводским ценам с минимальной наценкой.

Несмотря на низкую стоимость, материалы, используемые в производстве одежды рассматриваемого бренда, максимально натуральные и безопасные для нежной кожи своего маленького обладателя.

Эльфея предлагает своим покупателям одежду на каждый сезон и жизненный случай: боди, конверты на выписку, утепленные куртки, демисезонные комбинезоны, шапки, перчатки, носки и так далее.

Размерная сетка продукции Эльфея для новорожденных:

Возраст Рост Размер
1 месяц 50 – 54 см 50
2 месяца 55 – 58 см 56
3 месяца 59 – 62 см 62

Jolly baby

Продукция российской компании Jolly baby выходит с 2006 г. Производитель тщательно подбирает натуральный материал для пошива детской одежды, что обеспечивает её соответствие требованиям РСТ.

Помимо гипоаллергенности тканей, подавляющее большинство вещей от Jolly baby создано в тёплых пастельных цветах, ассоциирующихся у младенца с телом матери. В их число традиционно входят комплекты на выписку, крестильные наборы, базовые (нательные) предметы гардероба, постельное белье.

Размеры одежды от Jolly baby:

Возраст Рост Размер
0 – 1 месяц 50 – 56 см 52
2 месяца 57 – 60 см 56
3 месяца 60 – 62 см 60

Трия

Одежда для детей, недавно появившихся на свет, от отечественной компании Трия выпускается на потребительский рынок с 90 – х годов прошлого века.

Большое количество наград, сертификатов соответствия, а также положительных отзывов от покупателей делают одежду рассматриваемого бренда (нательные комплекты, предметы верхнего гардероба, крестильные наборы, халаты) приоритетным выбором для молодых родителей.

Размерный ряд вещей, представленных российским брендом Трия:

Возраст Рост Размер
1 месяц 50 – 53 см 50 – 55
2 месяца 54 – 58 см 55 – 60
3 месяца 59 – 62 см 60 — 65

Зара Кидс

Детские вещи марки Zara Kids считаются премиальными среди своих аналогов, представленных на современном потребительском рынке.

Данный статус производителю удалось добиться за счет не просто качественного пошива вещей для новорожденных, но и их уникальному внешнему виду, ультрамодным принтам и высококлассному материалу, используемому в производстве комбинезонов, сарафанов, платьев, джинсов, брюк, а также верхней одежды для самых маленьких.

Размерная сетка детской одежды Зара Кидс:

Возраст Рост Размер
0 – 1 месяц 49 – 56 см 50
2 месяца 57 – 62 см 56
3 месяца 63 – 68 см 62

Гулливер

Всемирно известный производитель одежды Gulliver обеспечивает своих потребителей как качественной верхней одеждой, так и нательными комплектами для самых маленьких, производимыми из максимально натуральных тканей.

Соответствие требованиям международных организаций по контролю качества детской одежды позволяют рассматриваемому бренду по праву считать себя лидером в производстве вещей рассматриваемого сегмента.

Размеры базовой линейки одежды Гулливер:

Возраст Рост Размер
1 месяц 50 – 55 см 50
2 месяца 56 – 60 см 60
3 месяца 61 – 65 см 65

George

Английская фирма по производству одежды для новорожденных George славится своей приемлемой стоимостью при высоком качестве пошива и стильном внешнем виде создаваемых вещей. Абсолютное большинство товаров, доступное для заказа через интернет в настоящий момент, представляет собой нательные комплекты базовой линейки, а именно боди, слипы, комбинезоны, распашонки и ползунки.

Для правильного определения соответствующего размера одежды для своего ребенка, родителям целесообразно воспользоваться нижеприведенной размерной сеткой, представленной производителем:

Возраст Рост Вес
0 – 1 месяц 50 см 2.7 кг
2 месяца 56 см 4 кг
3 месяца 62 см 5.5 кг

Chicco

Производство итальянской корпорации Chicco берет начало в 1958 г. Именно с этого периода рассматриваемый бренд начинает создавать товары для самых маленьких, в том числе и одежду. Современный ассортимент вещевой продукции данной компании представлен нательными комплектами, верхней одеждой (куртки, комбинезоны, конверты), а также аксессуарами для младенцев.

Размерная сетка одежды Chicco:

Рост Возраст Вес Обхват груди Обхват талии Обхват бедер Размер
50 – 52 см 1 месяц 2.8 – 3.5 кг 38 44 43 44
54 – 56 см 2 месяца 3.6 – 4 кг 40 45 45 50
58 – 60 см 3 месяца 4.1 – 4.5 кг 42 46 47 56

Крокид

Фирма Крокид занимается пошивом дизайнерских коллекций одежды для новорожденных на собственных производственных фабриках в России и Узбекистане. В производстве вещей рассматриваемого бренда используются экологически чистые материалы, что подтверждено швейцарскими специалистами, работающими по стандарту Oeko-Tex Standard 100.

Выбрать конкретную модель среди большого разнообразия пижам, боди, ползунков, кофт, футболок, комплектов, а также верхней одежды от Crockid можно, использовав нижеприведенную размерную сетку:

Возраст Рост Обхват груди Обхват талии
0 – 1 месяц 54 – 55 см 40 см 40 см
2 месяца 56 – 60 см 42 см 42 см
3 месяца 60 – 62 см 44 см 44 см

Gloria Jeans

Глория Джинс – компания, специализирующаяся на производстве одежды для новорожденных на любое время года. Большое количество моделей детских нательных вещей, верхней одежды, шапок, обуви и аксессуаров, продаваемые в десятках магазинах по всей стране, свидетельствует о востребованности продукции данного бренда, а также соответствии требованиям современных родителей.

Размерный ряд одежды Gloria Jeans базируется на основных показателях младенца:

Возраст Рост Размер
0 – 1 месяц 50 – 56 см 18
2 месяца 57 – 61 см 19
3 месяца 62 – 68 см 20

Остин

В число вещей для самых маленьких, производимых брендом Ostin традиционно входят не только базовые предметы детского гардероба, но и эксклюзивная верхняя одежда, а также аксессуары для новорожденных (шапки, шарфы, слюнявчики, носки и так далее). Высокое качество и лимитированные коллекции одежды обуславливают высокую стоимость продукции рассматриваемой компании.

Для точного определения необходимого размера выбираемой одежды целесообразно воспользоваться нижеприведенной таблицей:

Возраст Рост Размер
1 месяц 54 – 56 см 55
2 месяца 57 – 59 см 58
3 месяца 60 – 62 см 60

Кенгуру

Одежда от компании Кенгуру по большому счету представляет собой аналоги известных дорогостоящих брендов, например, Armani, Gucci и так далее. Молодые родители, стремящиеся выделить своего новорожденного, покупая ему эксклюзивные вещи, готовы переплатить не только за бренд, но и качество создаваемых «Кенгуру» вещей.

Учитывая высокую цену предметов гардероба от рассматриваемого бренда, покупателю стоит предварительно тщательно изучить представленную ниже размерную сетку, чтобы в дальнейшем не разочароваться в своем приобретении:

Возраст Рост Размер
1 месяц 50 – 55 см 55
2 месяца 56 – 61 см 61
3 месяца 62 – 68 см 68

Учитывая отсутствие единых стандартов в обозначении размерной сетки, перед покупкой одежды для новорожденного целесообразно тщательно изучить таблицы соотношений основных показателей, требуемых для корректного определения размера вещей любого из брендов.

Используя вышеприведенные в статье данные, молодые родители без труда подберут одежду своему ребенку, находящемуся в возрасте от 0 до 3 месяцев.

Оформление статьи: Владимир Великий

Видео о одежде для новорожденных

Как выбрать одежду для новорожденных:

Гимнастика для новорожденных – что же это, как её грамотно проводить? Родителям надлежит знать основные упражнения для крохи, ведь чем раньше начать заниматься, тем гармоничнее будет развитие.

Польза и противопоказания

Плюсы. Гимнастика для новорожденных с первых дней жизни влияет не только на тело малыша, они подключают психику и способствуют её становлению. В организме всё взаимосвязано и маме нужно это понимать, чтобы обеспечить всестороннее развитие малышу.

Польза гимнастики для новорожденного ребенка:

  • развивает мышцы, улучшает двигательную координацию;
  • происходит стимуляция чувственного восприятия. При озвучивании действий включается в работу слух, речевые способности;
  • способствует ускорению начала ползания и самостоятельной ходьбы;
  • у новорожденных со временем появляется представление о своём теле;
  • упражнения, сделанные вовремя, дают эффект расслабления и помогают высвободить накопившуюся энергию.

Базовые движения может показать педиатр, если мама совсем не знает, как их выполнять. Для разных периодов имеются свои методы зарядки, подходящие для новорожденных.

Противопоказания. Не всегда гимнастика для новорожденных может быть безвредной, имеется ряд противопоказаний.

Когда стоит повременить:

  • порок сердца врождённый;
  • гемангиома новорожденных;
  • заболевания суставов;
  • внутричерепное давление повышено.

Разумеется, детям с противопоказаниями нужна нагрузка, но как правильно её распределять – лучше решать квалифицированному специалисту.

Как делать гимнастику новорожденному?

Родителям непременно хочется узнать, по каким принципам делать упражнения. Главное, чтобы проходило всё легко и без принуждений.

Гимнастика для новорожденных до месяца проводится очень осторожно. Запрещается трясти, хлопать или резко дергать малыша.

Уже с самого крошечного возраста гимнастика превращается в игру. Движения должны максимальным образом соответствовать естественным (как при ползании, при ходьбе), вовлекаются в работу группы мышц и суставы.

Основные правила:

  • если нет противопоказаний, целесообразно начинать гимнастику со 2-й недели;
  • поверхность подготавливают ровную и удобную. Идеально подойдёт стол для пеленания или в меру жёсткая кровать;
  • гимнастика и массаж для новорожденных становится частью распорядка дня, делать её следует ежедневно. В одно и то же время - желательно;
  • движения выполняются спокойно, без усилий, от конечностей (периферии) к центру;
  • при массаже спины, исключаются любые воздействия на позвоночный столб. Также следует избегать нажимов на область почек и сердца;
  • достаточно 3-5 повторений одного упражнения, общая продолжительность гимнастики – не дольше 10 минут;
  • проводить зарядку следует в проветренном, но тёплом помещении. Лучше заниматься, когда ребёнок голенький, без подгузников, летом можно на улице;
  • нагрузку нужно распределять между разными группами мышц, чтобы не возникало одностороннего развития;
  • перед зарядкой хорошо подойдёт разогревающий массаж, для подготовки к предстоящим упражнениям;
  • если малыш закапризничал и ему что-то не нравится, то зарядку лучше перенести на подходящее время.

Занятия натощак не рекомендуются, так же, как и сразу после еды, оптимально, когда ребёнок ещё сыт и пока не голоден. Если имеются заболевания и противопоказания, то нужно просто поглаживать малыша и чаще брать на руки, чтобы он чувствовал тепло и заботу.

Виды гимнастики и упражнения

Есть несколько основных вариантов гимнастических занятий. Классический вариант больше напоминает массаж, с дальнейшим подключением упражнений. Есть динамичный вариант, где задействовано большее количество групп мышц. Также, имеется эффективный комплекс зарядки на фитболе. Оптимальный вид упражнений родители могут подобрать сами, либо с помощью педиатра.

Динамичные виды гимнастики получили большое распространение, сейчас имеется масса направлений, отличающихся от всем привычной классики. Что выбирать – зависит только от родителей.

Основные принципы этого вида зарядки заключаются в активных движениях. Используются такие методы, как поднятие крохи за ручки, чтобы он повисел как обезьянка, раскачивание младенца за руки, поднятие ребёнка за ножки вверх, как бы заводя за голову. В этом виде тренировок используются различные раскачивания, поддержки, подъёмы. Важно при этом быть уверенными и чувствовать настроение ребёнка.

Гимнастика на фитболе для новорожденных. Гимнастика для новорожденных на мяче оказывает пользу, особенно покачивания и вибрация. Диаметр фитбола, оптимальный для грудничков – 75 см.

Базовые упражнения заключаются в покачиваниях малыша, лежащего на шаре, на животике. Можно просто делать покачивания, а затем добавлять пружинящие движения, держа младенца за ножки и надавливая на спинку. Можно покружить ребенка, держать за подмышки и поворачивая шар сначала в одну сторону, затем в другую.

Кроме этого, гимнастика новорожденного на фитболе благотворно сказывается на пищеварении, укрепляет мышцы и координацию.

Гимнастика новорожденных от 0 до 3 месяцев

Гимнастика для новорожденных 1 месяц. Что делать, когда ребёнок совсем крошечный, и как правильно воздействовать на детскую кожу, мышцы и крошечные суставы? Упражнения внедряют со 2-й недели, комплекс состоит из поглаживаний. Сначала гладить нужно от кистей рук к плечикам, от стоп к бёдрам, затем гладят спину младенца и живот. Традиционно рекомендуют рисовать пальцем восьмёрки на пятках и проводить простые сгибания-разгибания рук и ног.

Гимнастика для новорожденного 1 месяца жизни основывается на рефлексах. Полезно давать малышу хвататься за пальцы взрослого, это укрепит мышцы спины и рук. Позже ребенок начнёт поднимать головку.

Гимнастика для новорожденных в 2 месяца. В 1-2 месяца ребенок ещё не владеет в достаточной степени своим телом. Его движения по большей части рефлекторны, возникают в ответ на раздражитель. Нередко малыш сам пугается резко вздёрнутых ручек и просыпается при этом.

Основная задача гимнастики для новорожденного 2 месяца – упорядочить движения основанных на врождённых рефлексах.

Основные виды упражнений:

  • ползание. Ребёнка переворачивают на живот, сгибают ножки, чтобы колени смотрели по сторонам, и приставляют ладонь к ступням. Новорожденный отталкивается и движется вперёд;
  • бокс. Пока ребёнок на спине, мама может делать «боксирующие» движения руками крохи, главное не резко;
  • эмбриончик. Ребёнка кладут на спину, «группируют» его, ручки складываются крест-накрест, ножки поджимаются к животу. Голову наклонить по направлению к груди, при этом поддерживать;
  • шагание. Следует взять грудничка за подмышки, приподнять, наклонить корпус вперёд, малыш начнёт делать шаги рефлекторно. Шагание ускоряет процесс обучения ползанию и дальнейшей ходьбе.

Многие мамы используют мяч небольших размеров, чтобы ребёнок дотягивал до поверхности, где находится мяч. Крепко придерживая ребёнка, следует развернуть его животиком на мяч, руки оставить свисать, а колени развести в стороны. В такой позе мяч следует покачивать, это способствует нормализации тонуса мышц у новорожденных.

Гимнастика для новорожденных в 3 месяца имеет ряд особенностей. Здесь уже нужно стимулировать ребёнка двигаться самостоятельно.

Упражнение для конечностей:

  • ручки сводятся и разводятся на груди;
  • проводятся сгибания-разгибания ножек, делаются полукруги ногами;
  • упражнение «бабочка» полезно малышу: оба колена разводятся в стороны, ноги при этом согнуты;
  • из лежачего состояния приподнимать младенца за руки.
  • «Самолётик». Грудничка кладут на живот, держат ноги, а поднимают ладонью, держа за живот. Несколько секунд фиксируют ребёнка в воздухе так, чтобы ноги были слегка выше головы.
  • Присаживание. Осуществляется аккуратно, за ручки ребёнка из лежачего положения поднимают вверх, а затем тихонько кладут на бочок, чтобы не ударить затылком.
  • Движения не должны быть резкими, чтобы не навредить маленькому организму. Всё делается легко и аккуратно, если имеются сомнения, то нужно обратиться за советом к педиатру. Все элементы занятия и число повторов проговариваются вслух, так происходит не только физическое развитие у новорожденных, но и стимулируются его психические функции.

    Начинать гимнастику для новорожденных в домашних условиях необходимо с небольших нагрузок, постепенно добавляя новые действия и увеличивая количество повторений.

    Массаж и гимнастика

    Младенческий возраст — не помеха для начала занятий массажем и гимнастикой. Массаж — это пассивная гимнастика, система дозированных механических воздействий на мускулы и мышцы. Во время массажа мышцы приводятся в такое состояние, как если бы они хорошо поработали. Так, массаж мышц живота активизирует деятельность его гладкой мускулатуры, то есть перистальтику кишечника.

    Желательно, чтобы занятия проводились в одно и то же время. «Время» в данном случае — не какой-то определенный час, но определенная последовательность действий. Малышу для комфорта необходима предсказуемость событий, когда он знает, когда и что ожидать. Следовательно, вы можете заниматься перед купанием, после дневного сна, перед прогулкой — тогда, когда это удобно и вам, и ребенку. Гимнастикой и массажем нельзя заниматься сразу после еды, купания или ночного сна. Важно, чтобы малыш был настроен на занятия. Если он устал, голоден или просто не в настроении, отложите занятие.

    Проводить массаж и гимнастику лучше всего в проветренной комнате с температурой воздуха от 22 до 25 °С. Положите на любую твердую поверхность байковое одеяло, а поверх него — клеенку и простынку Первые сеансы массажа должны продолжаться не дольше 2 минут. Постепенно продолжительность массажа можно довести до 10 минут в день, а к 1 году — до 15 минут.

    Ни в коем случае нельзя делать массаж, если:

    — ребенок болен;

    — у малыша температура выше 37,5 °С;

    — у ребенка диатезная сыпь, гнойничковые или воспалительные заболевания кожи;

    — поставлен диагноз «порок сердца».

    Массаж можно делать через день, а гимнастические упражнения нужно выполнять ежедневно. Все свои действия желательно сопровождать словесными объяснениями — называть те части тела, к которым вы прикасаетесь, придумывать веселые песенки и стишки для определенных движений. Очень важно не забывать хвалить малыша во время занятий — это побудит его выполнять все, о чем вы его просите. Занимаясь со своим ребенком массажем и гимнастикой, вы заметите, как он и сам стремится повторить то, что вы только что проделывали с ним, радуется «игре», которую вы ему предложили.

    Развитие мелкой моторики ребенка во многом зависит от хорошего развития мышц рук и гибкости пальцев.

    Массаж рук для детей от рождения до 1,5 месяцев

    — Возьмите малыша за правую руку, нежно погладьте ее по направлению от запястья к предплечью и плечу, обходя локтевой сгиб, а затем к подмышечной впадине. Мышцы-сгибатели в этом возрасте еще сильно напряжены, поэтому не пытайтесь разгибать руку насильно, чтобы не причинить малышу боль. Повторите те же движения с левой рукой ребенка.

    — Возьмите кулачок ребенка в свою руку и раскройте его. Распрямите пальчики, погладьте каждый из них по боковым сторонам, от ладошки к кончикам, легонько нажмите на каждый ноготок, слегка помассируйте подушечки пальцев.

    Массаж и упражнения для рук для детей от 1,5 до 3 месяцев

    Малышу исполнилось всего лишь полтора месяца, а он так заметно изменился: мышцы-сгибатели уже меньше напряжены, появились новые движения и навыки.

    — Положите ребенка на спинку и сделайте массаж рук так же, как делали раньше, с той лишь разницей, что ваши «невесомые», поглаживающие движения должны стать более ощутимыми.

    — Возьмите руку малыша, обхватите запястье большим и указательным пальцами и растирайте в том же направлении, как при поглаживании, то есть вверх по руке.

    — Возьмите в свои руки кисти ребенка и легонько потрясите их, затем разведите его ручки в стороны и подвигайте ими так, как будто птица машет крыльями. Это упражнение хорошо расслабляет мышцы рук малыша.

    — Вложите в ручки ребенка свои большие пальцы — он тут же рефлекторно сожмет кулачки. Остальными пальцами обхватите его пальчики и вытяните (поднимите) его правую руку вверх, а левую опустите вниз, после чего поменяйте их положение. Повторите упражнение 3-4 раза.

    — Разведите руки малыша в стороны, положите их на стол, затем скрестите их на его груди и опять разведите в стороны. Повторите упражнение 3-4 раза.

    — Одной рукой возьмите руку ребенка, вложив свой большой палец ему в кулачок. Отведите руку в сторону, положите ее на стол, прижав другой рукой плечо ребенка к столу. Сгибайте и разгибайте руку в локте 3-4 раза. Повторите это упражнение с другой рукой.

    — Возьмите руку малыша за предплечье и легко поверните ладошку сначала влево, затем вправо, после чего разогните и согните руку в лучезапястном суставе. Проделайте это упражнение с другой рукой.

    Интерес к окружающему миру

    С рождения малыш попадает в предметный мир. Чтобы войти в этот мир, надо научиться познавать его, правильно воспринимать, действовать с предметами. Познавательная деятельность младенца начинается примерно с 2 месяцев, когда он сосредоточивает взгляд на объекте внимания и делает пока еще беспорядочные движения ручками.

    В возрасте до 3 месяцев развиваются такие важные способности, как зрительное слежение и рассматривание, слуховое внимание, кожная чувствительность. Не секрет, что большими знаниями обладают люди любознательные. Поэтому первое, что мы должны делать, как только у нас родился ребенок, — всемерно стимулировать его активность, не только физическую, но и познавательную. Новорожденному интересно все, но в первую очередь — те, кто его окружает.

    — Вспомните, с каким удовольствием вы делали в детстве разные гримасы. Состройте ребенку смешную рожицу и посмотрите на него, улыбаясь. Он может просто улыбнуться в ответ или попробует скопировать вашу гримасу. Высуньте язык, поднимите брови, наморщите нос — словом, поиграйте со своим лицом. Ребенок будет смотреть не отрываясь. Отодвиньтесь на минутку так, чтобы малыш не видел ваше лицо. Если игра его не утомила, вы увидите, как он начнет искать вас. Тогда продолжите игру до тех пор, пока ему не надоест.

    — Младенцам очень нравится, когда тело и ручки гладят какой-нибудь мягкой игрушкой. Еще лучше, если эта игрушка издает какие-нибудь звуки. Это может быть мягкая собачка, которая гавкает, если нажать ей на животик, или зайчик, пищащий при сдавливании. Возможно, это кукла, умеющая говорить: «Мама!» Погладьте и пощекочите ребенка игрушкой, а потом спрячьте ее себе за спину. Если ребенок начнет беспокоиться и искать игрушку, продолжите игру.

    — Дети довольно быстро начинают изучать свои руки: подносят ладошки поближе к лицу и шевелят пальчиками. Можно помочь ребенку — поиграть с его руками. Поднесите ручки ребенка к своим губам, подуйте на них, поцелуйте, подвигайте его пальчиками, приговаривая что-нибудь нежное и ласковое. Потом отпустите ручки и слегка отвернитесь, поглядывая на ребенка время от времени, так, чтобы он это замечал. Если он постарается снова привлечь ваше внимание — продолжите игру.

    Наблюдательность — еще одно необходимое качество, которое нужно развивать с самого нежного возраста. Ребенок приобретает знания об окружающем мире, наблюдая за всем происходящим вокруг. Чтобы развивать врожденную склонность к наблюдению, нужно сделать так, чтобы окружающее было интересным для ребенка, привлекало бы его внимание. Ребенок в этом плане мало отличается от нас: сев в поезд, мы с интересом начинаем смотреть в окно, но если пейзаж однообразен и скучен, внимание наше быстро переключается на что-либо более интересное. Если же ничего интересного нет, мы, скорее всего, предпочтем проспать всю дорогу.

    До 3 месяцев малыш больше всего времени проводит в своей кроватке. Как сделать его мир интересным? Лучшее средство для этого — подвесной мобиль.

    — Мобиль можно подвесить на шнуре (особенно удобно это получается на кроватке с пологом) или закрепить на кронштейне. Мобиль необязательно покупать, его можно сделать из обычной вешалки, подвесив к ней игрушки, шарики или ленточки. Висеть он должен так, чтобы ребенок мог рассматривать предметы, но не дотягивался бы до них.

    — Обязательно ходите с малышом по квартире, кладите его на диван, на кресло, на пол. Таким образом вы меняете поле зрения ребенка, а значит, тренируете его координацию в пространстве и чувство равновесия, даете возможность составить свои впечатления о доме.

    — Такая, казалось бы, простая игрушка, как погремушка, способствует развитию слуха, внимания, координации движений. К 3 месяцам (а нередко даже раньше) ребенок уже поворачивает голову в ту сторону, откуда доносится звук. Младенец хорошо реагирует на звуки на расстоянии не более полутора метров. Возьмите яркую погремушку и потрясите ее справа от малыша. Он повернет головку в сторону, откуда доносится звук. Похвалите умницу. Погремите игрушкой слева. Малыш с интересом устремит взгляд в эту сторону. Привлеките погремушкой внимание к себе.

    — Дайте ребенку потрогать погремушку. Поверхность игрушки должна быть гладкой. Погремушка должна быть яркой, удобной для захвата, безопасной и приятно звучащей. Помните, что слишком громкие звуки могут напугать ребенка.

    — Позвените около малыша колокольчиком так, чтобы звук раздавался справа, слева, сверху, сзади и т. п.

    — Привяжите воздушный шарик к ручке малыша ленточкой так, чтобы ребенок мог наблюдать за его движением и, следовательно, координировать движения своих глаз и рук. Только будьте внимательны и осторожны, чтобы шарик не лопнул и не напугал малыша.

    Полезны и приятны малышу будут и другие упражнения.

    А ну-ка подтянись!

    Здоровые новорожденные до 2 месяцев обладают хватательным рефлексом, который можно использовать для игры и физической тренировки малыша.

    Вставьте в ручки ребенка свои указательные пальцы и слегка поднимите руки. Малыш потянется за вашими руками и слегка приподнимется. Через 1-2 секунды опустите малыша, чтобы он отдохнул, потом опять приподнимите.

    Теперь вставьте в сжатые кулачки ребенка свои большие пальцы. Осторожно тяните его к себе до тех пор, пока малыш не «сядет».

    Помогите малышу ухватиться за деревянную палочку, пластмассовое или деревянное колечко и осторожно приподнимите.

    Как только ручки ребенка начинают слабеть, нужно осторожно положить его. Месяцам к двум он уже сможет приподниматься, держась за ваши пальцы.

    Игра развивает мелкую моторику, укрепляет мышцы, улучшает координацию.

    Наши маленькие ручки

    Осторожно, нежно погладьте правую ручку малыша по направлению от запястья к плечику, обходя локтевой сгиб, а затем к подмышечной впадине. Повторите те же действия с левой ручкой.

    Взяв кулачок ребенка в свою руку, раскройте его, погладьте ладошку, распрямите пальчики. Погладьте каждый пальчик, начиная от основания, а в заключение массажа слегка нажмите на ноготок.

    Игра необходима для физического развития, закаливания, укрепления эмоциональной связи мамы и ребенка.

    Наши пальчики

    Спойте потешку, перебирая детские пальчики:

    Сорока-белобока Кашу варила,

    Деток кормила.

    Этому дала,

    Этому дала,

    Этому дала,

    Этому дала,

    А этому не дала:

    — Ты воды не носил,

    Дров не рубил,

    Каши не варил —

    Ничего тебе не дам!

    Слегка погладьте ладошку малыша, мягко надавливая на основания пальцев.

    Игра развивает мелкую моторику, слух, память.



    Публикации по теме