Развивающие занятия для детей 6 месяцев. Ранее развитие дома: занятия с шестимесячным ребенком

Полгода малыш накапливал знания об окружающем мире. Он многому научился и многое понял. Например, четко знает, как привлечь внимание к своей персоне. «Не хотите со мной играть? Ладно! Тогда пеняйте на себя!» Маленький хитрец выбрасывает из кроватки и краем глаза наблюдает за реакцией взрослых. «Мамочка ругается? Замечательно! Она обратила на меня внимание!» Кроха жадно ловит самый родной на свете взгляд и жестами, голосом приглашает поиграть вместе с ним. Впрочем, в самостоятельности ему тоже не откажешь. Юный исследователь старается при первой же возможности выяснить, что же сделать с попавшимся под руку предметом. Сначала - в рот! Несъедобно? Ну, что ж, в качестве прорезывателя для зубов сгодится! Теперь - пощупаем, постучим, потрясем. Что бы еще с этим сотворить?

Вещи, которые малыш видит в руках взрослого, для него крайне притягательны. Причем ребячий интерес к «забаве» пропорционален отношению к ней старшего члена семьи. Отсюда - повышенный интерес к кухонной посуде, мобильному телефону или очкам. Кроха не раз наблюдал, как мама, папа или дедушка с ими манипулируют (в его понятии - играют). Пока еще дитя воспринимает каждую вещь как игрушку. Важно выбрать верные правила развивающих игр для ребенка 6 месяцев и обучить им кроху. Он должен знать: каждый предмет требует разумного применения. В противном случае даже игрушечный молоток может стать орудием разрушения.

Можно, конечно, в качестве альтернативных игрушек просто предоставить в бесконтрольное распоряжение малыша пустые контейнеры для продуктов, которые вкладываются друг в друга, кастрюли и прочую кухонную утварь. Грохот и звон отвлекут и развлекут шалуна: чем бы дитя ни тешилось… Но вскоре семья может столкнуться с ситуацией, когда чадо будет воспринимать кухню исключительно как комнату, наполненную «игрушками». Вы к этому готовы? Может быть, лучше, если жажду вкладывания, складывания и нанизывания ваш карапуз станет реализовывать, занимаясь привычными забавами: вкладышами, пирамидками, пазлами и кубиками? С другой стороны, без бытовых предметов в разумной и продуманной игре не обойтись. Однако кроху надо учить ими пользоваться! Вот, например, расческа. Играя с ребенком в куклы, продемонстрируйте, как расчесывают волосы игрушечкой красавице. Потом возьмите ручку малыша, вложите в нее расческу и совместными усилиями приведите в порядок шевелюру крохи, затем - мамы (папы). Все это желательно проделать перед зеркалом. И не забывайте озвучивать свои действия! Чем не игра? Причем обучающая и развивающая игра для ребенка 6 месяцев и очень полезная.

Некоторые родители наивно полагают, что смогут ограничивать поле деятельности 6-месячного малыша кроваткой или манежем. Как бы не так! Ему уже скучно развлекаться в тесном зарешеченном пространстве. Как привести в движение висящие и лежащие там игрушки, он уже давно знает. А за бортиком - столько неизведанного! И весьма удачно совпадает, что на этот же период приходится эпохальное событие: карапуз начинает ползать… Потому удержаться в рамках разумного (с точки зрения взрослого!) малышу просто невозможно! Освоение новых территорий сопряжено с опасностями и риском. Но зато так интересно!

Вырвавшись на свободу в 7 месяцев, наш пострел поспевает всюду. Иногда кажется, что на четвереньках он перемещается намного быстрее, чем вы на своих двоих. А уж сделать за короткий промежуток времени умудряется несравнимо больше, чем мама и бабушка, вместе взятые! Разрушения в квартире после его вылазок сопоставимы только с последствиями цунами. Но справедливости ради заметим, что такое случается лишь в одном случае: когда кроха предоставлен сам себе. Мамочка быстро понимает: легче в течение получаса развлекать чадо всевозможными развивающими играми с 6 месяцев , чем весь последующий день ликвидировать разгром. Обыграть и сделать увлекательным можно любой момент жизни крохи. Единственное предостережение: не превращайте в игру процесс питания. в этом деле - под строжайшим запретом! В противном случае, посчитав игрушками тарелку с кашей или чашку с чаем, малыш рискует не только обвариться, но и превратиться в «поросенка за столом». Те же правила касаются и грудного вскармливания. Попробовав один раз ущипнуть или укусить мамину грудь (как бы играя!) и не получив отпор, дитя может ввести этот ритуал в привычку. Любое подобное поползновение должно пресекаться в корне: «Нельзя!» И источник питания тут же убирается: «Будешь кусаться (щипаться), молочко убежит! Нет молочка!»

Естественно, нормальный процесс поглощения пищи должен сопровождаться ласковыми словами взрослых, называнием того или иного блюда, даже уговорами типа: «За маму, за папу». Возможно, это тоже не совсем верно с точки зрения педагогики, но необыкновенно распространено и действенно! Ведь так? В конце концов, ребенок же не в солдатской столовой, где царит строгий порядок и железная дисциплина!
Что еще в качестве правильных развлечений предложить юному игроману.

Все зависит от потребностей самого крохи, его возможностей и содержимого родительского кошелька.
Взрослые должны помнить, что игра - развивающийся в динамике процесс, который предполагает общение и взаимодействие с малышом. И это, пожалуй, самое главное!

Сейчас на прилавках детских магазинов - море игрушек на любой вкус и достаток. Есть среди этого изобилия замечательные авторские игры. Некоторые выполнены из экологически чистых материалов: дерева, камня. Но цены зашкаливают, и подобные игры по карману далеко не каждой семье. Остановимся на более доступных с точки зрения стоимости и простоты применения в домашних условиях. Для начала давайте рассмотрим развлечения из разряда «Прятки». Спрятаться можно самим: за шторку, за ширму, за дверь. А затем вопрошать оттуда тихим голосом: «Где мамочка? Куда она подевалась?» Тут же выглядываете с веселым видом: «Ку-ку! А вот и я!» Дети до года обожают игру «Прятки с платком». Сначала взрослый закрывает лицо тканью и говорит: «Где мама (бабушка)? Нету! Спряталась!» Несколько секунд выжидания… Потом кроха стягивает со взрослого платок и весело смеется, как бы говоря: «Да вот же ты!» Наконец, пытается спрятаться под платок сам. Взрослый помогает ему в этом и удивленно восклицает: «Где наш малыш? Куда он запропастился?» Ребенок затихает, но через мгновение начинает стаскивать с себя платок. Вы - радостно: «А вот и наш малыш!» В следующий раз накройте платком игрушку, например собачку. «Была собачка, и - нету! Убежала! Чу! Лает: «Ав-ав!» Давай поищем собачку!» Приподнимаете уголок платка и снова опускаете. Теперь найти игрушку должен малыш. Пропажа обнаружена? Рассмотрите ее со всех сторон. Разглядывание игрушек, называние их частей очень важно! Показываете глаз собачки: «Вот глазик. У мамы тоже есть глазик (показываете). И у Андрюши глазик. Вот он». Берете ручку крохи и показываете. Проделав такие манипуляции как минимум несколько раз в течение месяца, вы сможете смело задавать своему карапузу вопросы: «Где у тебя глазик? А где мамин глазик?» И он не ошибется! Таким же образом кроха узнает о существовании носика, ножек, ручек, головы, волосиков и т.д. Хорошо известно, что ребенок до года - крайне любознательное существо. Научившись ползать, он обследует все потайные шкафчики на предмет их содержимого: «Что там прячется?» Не меньшее любопытство вызывают у крохи свертки и пакеты. Заверните в бумагу погремушку или бубенчик.

Потрясите свертком и, сделав удивленное лицо, спросите: «Что там?» Заинтригованный, кроха попытается добраться до «тайны». С первого раза без вашей помощи ему вряд ли удастся это. Возьмите ручки малыша в свои и совместными усилиями распакуйте сверток. Дайте ребенку возможность поиграть игрушкой, а затем вновь заверните ее в бумагу. Теперь добраться до «сокровища» ему предстоит самостоятельно.

Мы привели здесь основные, но далеко не все варианты «Пряток». Придумать другие возможные нюансы развивающих игр для ребенка с 6 месяцев вполне смогут молодые и талантливые родители.
Наличие собеседника во время игры ребенку необходимо всегда. Именно партнерство вынуждает кроху использовать различные способы общения. Это могут быть неречевые компоненты: прикосновения, жесты, мимика, улыбка.

Инструкция

Родителям в этот период необходимо разнообразить занятия и игры с крохой, ведь именно сейчас ребенок активно познает окружающий мир, управлять свои телом и расположенными рядом предметами. Малышу в этом возрасте не нужно большого количества игрушек, обычно в ход идут вещи, которые есть в каждом доме и которые доставляют ребенку немало удовольствия.

Наиболее привлекательное для крохи место в квартире, конечно же, кухня. Детям очень нравятся всевозможные кастрюли, крышки, контейнеры. Вот и не отказывайте ребенку в удовольствии. Хорошо, если у вас есть посуда с хохломской росписью. Она безвредная, прочная, не бьется при падении. Малышам очень нравится стучать по тарелке ложкой, как это делают мама и папа, отправлять ее в рот. Для знакомства с цветами и размерами предложите крохе несколько пластиковых мисок или контейнеров. Вскоре малыш поймет, что маленькая миска легко помещается в большую. В пластиковую бутылку можно насыпать или фасоль, отличные маракасы.

Ещё одно обожаемое детьми место – ванная. Там можно придумать для шестимесячного крохи множество увлекательных игр. Можно взять два стаканчика и показать малышу, как переливается водичка из одного в другой, или проделать отверстия с пробке от пластиковой – получится удобная для деткой ручки лейка. Конечно, можно приобрести игрушки в магазине. Но быстро проходит к ним интерес, больше детишек привлекают вещи из «мира взрослых». Конечно, забавные резиновые животные или фигурки, которые клеятся на влажный кафель, не будут лишними при купании.

Шестимесячному карапузу можно предложить поиграть в куклу-неваляшку. Она вызовет большой интерес у крохи, ведь неваляшка забавно звенит и всегда принимает исходное положение. Кроме того, поиграйте с ребенком тряпичной куклой. Ее можно сделать самим, а можно купить готовую. Хорошо, если она будет выполнена из ткани различной текстуры, чтобы развивались тактичные ощущения крохи.

Игр для ребенка шести месяцев великое разнообразие. Малыш может прыгать у вас на коленях в такт любимой песенке или танцевать, находясь на руках. Главное, это желание родителей наполнить каждый день своего крохи интересными событиями.

Видео по теме

Обратите внимание

Игры и занятия с ребенком 6 – 9 месяцев. Под влиянием окружающих людей у ребенка с 7 месяцев начинают формироваться привычки, влечения, вкусы. Поэтому, для правильного развития ребенка взрослым необходимо помочь малышу понимать родную речь (называть отдельные предметы и действия в окружающей среде, на картинках и т.д.), учить ребенка вступать в контакт с людьми, способствовать дальнейшему развитию его двигательных навыков.

Источники:

  • игры для детей 6 месяцев

Чтобы психика ребенка развивалась нормально, с ним необходимо общаться как можно чаще уже с самого рождения. В первый месяц жизни вся информация воспринимается малышом через интонацию и прикосновения. И только незначительную ее часть ребенок впитывает визуально, причем в размытом образе, поскольку еще не имеет четкого зрительного восприятия.

Инструкция

Уже с первых дней ласково обращайтесь и разговаривайте с малышом, пойте ему короткие песни и рассказывайте стишки. Говорите с малышом сначала на расстоянии, а затем наклонитесь к его лицу. Во время общения обходите кроватку. Смена положения и звук с разных сторон вырабатывают у него сосредоточенность, слежение, и локализацию звука. Подвесьте в кроватке яркие игрушки, но не многоцветные. Обилие цветов тяжелее воспринимается и утомляет малыша. Можно повесить игрушки со звуковым сопровождением. Это развивает зрение и слух.

На время бодрствования оставляйте свободными ручки. Так у него быстрее произойдет адаптация к новому миру и разовьется координация и моторика. Кроме того, пеленание по пояс полезно для кожи. Оно оказывает эффект закаливания.

Приучайте малыша с самого рождения к личной гигиене, водным процедурам, гимнастике, солнечным и воздушным ваннам. Они полезны как для физического, так и для психического здоровья, поскольку благотворно действуют на нервную систему малыша. Все свои действия: переодевания, одевания, купания и прочие процедуры сопровождайте ласковыми комментариями.

Большое значение в физическом и психическом развитии ребенка имеет массаж. Он больше напоминает прикосновения и поглаживания. Однако этого вполне достаточно, чтобы снизить гормоны стресса и стабилизировать его эмоциональное состояние. Кроме того, малыш запоминает руки мамы. Это еще большее укрепляет связь матери с ребенком. Для этого же, как можно чаще берите малыша на руки. Прижимайте к груди. Позвольте то же самое сделать папе. Вскоре малыш начнет распознавать энергетику мамы, папы и посторонних людей.

Чтобы полноценно развить ребенка первого месяца жизни и старше, невозможно выбрать один из нескольких способов. Важно все и в совокупности.

В 6 месяцев ребенок начинает контролировать позу при сидении, встает в кроватке или манеже, держась за ограждение, ползает. Может манипулировать двумя предметами, умеет перекладывать игрушки из руки в руку, учится вкладывать предметы друг в друга.

Вам понадобится

  • Хорошее настроение малыша и спокойный ровный голос мамы.

Инструкция

В какие развивающие игры можно играть с шестимесячным малышом?

Надо постараться помочь ему закрепить приобретенные навыки и приобрести новые в игровой форме. Кроха осваивает простые игры - подражания, подражает в своих действиях взрослым. Возьмите погремушку и настучите простой мотив, дайте погремушку в руки , пусть тоже попробует.

Пойте песенки-потешки с упоминанием частей тела. Придумайте упражнения, в которых упоминались бы части его тела - глаза, нос, руки, ноги, и во время игры называйте их.

Играйте с малышом в игры «Сорока-белобока», «Ладушки», «Коза-рогатая», «Птички полетели».
Каждую игру можно заканчивать хлопаньем в ладошки и радостным: «Ура!»

Поиграйте в прятки с легким платком. Накройте игрушку и спросите: «Где зайка?», «Ура! Катюша нашла зайку!». Накройте свою голову, спросите: «Где мама?», «Ура! Катюша нашла маму!»

Показывайте фотографии близких родственников и говорите: «Это мама, это папа, это братик Рома».

Выходя из комнаты, машите ребенку рукой, говоря при этом: «Пока!»

Поучите ребенка говорить «Да», играя в слоника. Покажите игрушку слоника, и изобразите, как слон качает головой вверх - вниз, вверх – вниз. При этом задавайте вопрос: «Что говорит слон?», и сами отвечайте: «Слон говорит «ДА» - вверх – вниз, «ДА» - вверх – вниз.

Положите ногу на ногу и посадите малыша себе на лодыжку. Возьмите его за руки или поддерживайте за локти. Покачивайте ногой, рассказывайте потешки. Во время занятий пойте ему больше песенок, рассказывайте стихи.

Видео по теме

Полезный совет

Заканчивая любую игру, обнимите и поцелуйте ребенка, не забывайте хвалить его.

Источники:

  • Занятия с ребенком 6 месяцев - Детский сайт для родителей

Совет 4: В какие игры можно играть с 8 месячным ребенком

В возрасте восьми месяцев ребенок может различать многие из предметов, окружающих его. Он умеет играть с разными вещами, игрушками, оценивая их, сравнивая качество. По мере знакомства с окружающим миром развиваются и умственные способности малыша.

Где бы ни оказался восьмимесячный ребенок, он пытается обследовать как можно более обширную территорию. С любым предметом он способен заниматься подолгу, старается исследовать его с самых разных ракурсов, помахать им в воздухе, попробовать на вкус. Задача взрослого – в игровой форме попытаться ознакомить ребенка со свойствами предметов, научить концентрировать внимание, выполнять небольшие задания.

Какие игры можно предложить восьмимесячному ребенку

«Позвони в колокольчик» - ребенку дают колокольчик и показывают, как именно надо звонить в него. К язычку колокольчика можно привязать разноцветные ленточки, за которые удобно дергать.

Осязательная игра – в небольшую коробочку кладут кусочки разной ткани, которую интересно будет потрогать. Можно подобрать кусочки жесткой материи, мягкой, шелковистой, гладкой, мех и так далее. Включите в набор кусочек линолеума, плотной бумаги, большую пробку – вынимая предметы из коробки, ощупывая их, малыш учится различать их осязательно. Во время игры разговаривайте с малышом, называйте предметы, чтобы ребенок мог познакомиться с понятиями «гладкий», «шершавый», «мягкий» и другими.

«Переверни игрушку» - перед ребенком раскладывают игрушки в непривычном положении, например, куклу – вниз лицом. Если ребенок сам не постарается исправить положение, ему надо подсказать это.

К ладони малыша можно приклеить кусочек липкой ленты. Дети с большим интересом отрывают ее и стараются приладить обратно.

Игры для улучшения координации

Самая известная из малышовых игр – «ладушки». Ее можно разнообразить: похлопав в ладоши, ручки ребенка накрывают одеялом. Дети с интересом наблюдают, как руки исчезают и появляются заново.

Покатать мячик – по направлению к ребенку взрослый подталкивает мяч, побуждает ребенка вернуть его назад тем же способом.

Пирамидка – если ребенку показать один раз, как на стержень надевать колечки, он будет стараться делать это снова и снова. Задачу можно усложнить, раскачивая стержень из стороны в сторону – для этого выбирают пирамидку с полукруглым основанием.

В игровой форме ребенку можно объяснить выполнение многих повседневных дел. Например, чтобы научить малыша пользоваться чашкой, покажите, как напоить из нее мишку, куклу, собачку. Малыши, как правило, стараются повторить действия взрослого. Такие игры – хорошая ступенька перед более развернутыми играми с воображаемыми действиями, распространенными среди детей постарше.

Детям любого возраста интересен процесс приготовления пищи. Даже очень маленького ребенка можно вовлечь в него. Крохотному повару вручается кастрюля, ложка, пакеты и баночки из-под продуктов. Копируя мамины действия, он будет «вытряхивать» рис из пакетика в кастрюлю, размешивать ложкой «кашу».

На шестом месяце жизни ребенок начинает активно изучать все, что вокруг него происходит. В этом возрасте прогулки на улице превращаются в занимательные приключения, а домашние занятия радуют многообразием развивающих игр.

Забавные игры

Полугодовалый кроха стремится активно познавать окружающий мир. Чаще всего именно в этом возрасте наступает переломный момент, когда мамы чувствуют, что игры с любимым чадом переходят на новый уровень.

Развивающие координацию занятия – именно то, что нужно 6- крохе. Отличным вариантом станет забавная игра «Птички полетели». Ее суть достаточно проста – мама медленно рассказывает ребенку какую-нибудь сказку о птицах, а затем поднимает руки вверх и хлопает в ладоши на фразе «птички полетели». Со временем кроха научится ждать этого момента, заранее будет смеяться и активно участвовать в процессе игры.

Игра «У папы на плечах» гарантировано вызовет восторг у маленького непоседы. Отец должен посадить ребенка на плечи, придерживая его за спинку, и неспешно перемещаться по комнате. Так ребенок научится лучше контролировать свои движения и сохранять равновесие.

Если малыш уже умеет ползать, можно соорудить перед ним забавную полосу препятствий, положив несколько подушек в наволочках из разноцветной ткани. Кроха, который еще не проявляет желания участвовать в активных играх, может увлечься мячиком, кубиками, интерактивными игрушками и «говорящими» книгами.

Прогулки на улице

На шестом месяце жизни ребенок уже может гулять на улице в период бодрствования, поэтому разнообразить его досуг можно походом на детскую площадку. Совместное катание на качелях, первое знакомство с горкой в маминых руках, громкий смех детишек – все это вызовет у малыша море позитивных эмоций.

Прогулка в парке также поможет развлечь кроху, ведь вокруг - столько неизведанных ему вещей. Мама должна не только показывать крохе листочки и травку, но и озвучивать каждый предмет, несмотря на то, что ребенок еще не может воспроизводить услышанное. Чтобы привнести в поход ярких красок, можно привязать к коляске воздушный шарик, он точно не даст малышу заскучать.

Какие игрушки выбрать?

Шестой месяц жизни – время для непрерывного исследования. Ребенку можно предложить игрушки с открывающимися дверками, зеркальцами, кнопочками, колесиками, насаживающимися друг на друга стаканчиками и т.д. Главное, чтобы малыш самостоятельно экспериментировал с ними – гнул, колотил и бросал, под пристальным присмотром взрослых.

Очень часто полугодовалых детей начинают интересовать «взрослые» игрушки, к примеру, пульт от телевизора, мобильный телефон мамы и футляр от очков. Родители должны внимательно смотреть, чтобы кроха не поломал вещь и не проглотил мелкий предмет.

Рисование пальчиковыми красками

Среди игр до года рисование пальчиковыми красками занимает особое место, так как способствует развитию мелкой моторики, творческого мышления, памяти. Лучше всего приобрести специальные краски, предназначенные для детей до года. В их состав не входит никаких вредных веществ, которые бы могли вызвать отравление при попадании в рот. Занимаясь рисованием с ребенком 7 месяцев, важно правильно организовать рабочее место. Удобнее всего заниматься на полу или за столиком для кормления. Если боитесь, что ребенок все перепачкает, можно первые уроки проводить прямо в ванной.

Лепка из теста

Развитие до года обязательно должно включать занятия лепкой, так как они способствуют развитию мелкой моторики, что, в свою очередь, способствует более раннему развитию речи. Пластилин для детей в 7 месяцев не подходит из-за своей твердости, а тесто очень мягкое и пластичное. Тесто можно сделать самостоятельно из муки и воды, а можно купить специальное тесто для лепки в магазине. Для начала ребенку будет интересно просто разрывать пластичную массу на кусочки, эти кусочки можно приклеивать в специальный альбом, заполнять ими нарисованную баночку или коробочку. Покажите малышу, как можно скатать колбаску, помогите ему повторить за вами. Главное – следите, чтобы малыш не наелся теста и не засунул его в нос или ухо.

Игра «Сортер»

«Сортер» - это игрушка с отверстиями разных форм и прилагающимися к ним формочками. Данные игрушки предназначаются для детей от года, но с помощью мамы ребенок в 7 месяцев тоже может с ней играть. Называйте каждую фигурку и передавайте ребенку. Сортер можно купить в детском магазине или изготовить самостоятельно из подручных средств. Для семимесячного малыша вполне достаточно взять железную банку из-под сухой молочной смеси и проделать в крышке дырку диаметром чуть больше диаметра крышечек от детского пюре. Ребенок сможет складывать крышечки в банку, они падают внутрь с громким звуком, который будет веселить кроху.

Собирание пирамидки

В 7 месяцев ребенка можно знакомить со старой доброй игрушкой – пирамидкой. В продаже встречаются как всем привычные пирамидки с кольцами, так и пирамидки-стаканчики, а также другие оригинальные интерпретации этой замечательной развивающей игрушки.

Книжки

Специальные книжки для – тоже отличное развлечение. Малыши с большим удовольствием рассматривают яркие и интересные картинки. Лучше приобретать книжки с выпуклыми изображениями, вставками из ткани и других материалов, это способствует развитию тактильных ощущений ребенка. Давать же обычные бумажные книги не стоит, семимесячные малыши рвут их в два счета.

В этом возрасте ребенок умеет уже очень много. Он уже может самостоятельно переворачиваться со спины на живот и обратно, облокачиваться на одну руку, хватая другой игрушку, держаться пальчиками за руку взрослого, а некоторые дети в 6 месяцев могут уже сидеть. Малыш, скорее всего, пытается ползать на четвереньках, приближаясь к интересующей игрушке. А если взять его за подмышки, он будет упираться и отталкиваться ножками, как бы пританцовывая. Возможно, дитя пытается самостоятельно встать, держась за край кроватки. Шестимесячный ребенок изучает игрушку, ощупывая ее, а если игрушку спрятать, начнет искать. В этом возрасте малыш умеет самостоятельно играть до 10-15 минут, но с родителями ему будет интереснее.

Ребенок меньше кричит и плачет, теперь он пытается взаимодействовать с взрослыми с помощью лепета. Может создаваться впечатление, что малыш уже произносит слова, но это не так. В этом возрасте дети успешно имитируют взрослую речь, но смысловой наполненности в лепете пока нет. При этом малыш пытается понять смысл сказанного вами, например, он может найти взглядом вещь, о которой говорится, узнать по голосу отца и мать. В детском мышлении появляется первичное понимание о причинно-следственных связях. Он знает, что если нажать на кнопку – заиграет музыка и т.д. Малыш начинает интересоваться функциями и качествами окружающих предметов и просит показать их у взрослых.

Стимулировать развитие навыков и умений малыша лучше всего с помощью игр. Например, развитие речи можно поддерживать с помощью красочных книжек, которые содержат не только картинки, но и короткий текст. Читайте детям вслух, это поможет малышам раньше заговорить.

Важно начать развивать мелкую моторику рук. Тут помогут игры с коробочками или формочками, матрешками. Вложите ребенку в ладошки небольшой шарик, размером 5-6 см в диаметре, своими руками сожмите его руки с шариком внутри и покатайте его там. Поможет развитию мелкой моторики рук сжимание специальной игрушки-пищалки и игры со спиральками, по которым нужно двигать фигурки.

Игры, способствующие психоэмоциональному развитию

Знакомая всем с детства игра в ладушки не потеряла актуальности. Она способствует и развитию мелкой моторики рук, и появлению причинно-следственных связей.

Развитию речи поспособствует игра "Разговор с чашкой". Для нее нужно собрать вместе несколько чашек разного размера и поставьте их в картонную коробку. Поднося каждую ко рту, произнесите какое-то слово (например, имя ребенка). Малыш обратит внимание, что слово каждый раз звучит по-разному, а чем чаще будет их слушать, тем скорее начнет повторять.

Причинно-следственные связи поможет постичь игра с шариком, наполненным водой. Для этого наполните воздушный шарик небольшим количеством воды и привяжите к нему шнурок. Сжимайте и разжимайте шарик, чтобы малыш увидел, как меняется его форма, а затем дайте ребенку самому поиграть с ним. Экспериментальным путем дитя выяснит, что шарик подпрыгивает, когда его бросают, и качается, когда его вертят.


Налейте в пластмассовые бутылочки разное количество воды. Ударяйте ложкой по каждой за них, чтобы бутылки издавали разные звуки. Ребенок тоже заметит разницу и захочет присоединиться к игре.

Научите ребенка разбираться с проблемами тоже можно с помощью игр. Например, когда ребенок держит в обеих руках по игрушке, предложите ему третью. Поначалу он будет пытаться схватить ее, не освобождая рук, но скоро поймет, что это невозможно и сначала нужно выпустить хотя бы одну игрушку из рук.

Если спрятать любимую игрушку под одеяло, оставив видимой какую-то ее часть, малыш схватит ее за ту часть, которую увидит, а через какое-то время научится стаскивать с игрушки одеяло.

В возрасте 6 месяцев уже можно давать ребенку доску для игр, поместив на нее любимые игрушки малыша и те предметы, с которыми удобно обращаться.

Игры для развития координации

Медленно и внятно расскажите ребенку какую-нибудь сказку о птицах. Когда вы произносите фразу "Птички полетели", аккуратно поднимите руки малыша наверх и хлопните в ладоши. Через какое-то время он начнет ждать этого момента и заранее смеяться, а в дальнейшем и сам начнет хлопать в ладоши.

Ребенок будет учиться сохранять равновесие, если папа или мама посадят его на плечи и слегка пораскачивают. Малыш начнет контролировать свои движения, а кроме того, увидит мир с новой точки зрения.

Поможет развитию координации и покачивание малыша на ноге. Для этого сядьте на удобный стул и посадите малыша на ногу. Возьмите его за руки и начните покачивать ногой в такт какой-нибудь песенке.


Если ребенок уже учится ползать, соорудите для него полосу препятствий из нескольких подушек в разноцветных наволочках. Пускай малыш попытается перебраться через них.

Если ребенок не хочет ползать, можно подтолкнуть его к этому с помощью крутящегося шарика. Начните медленно вращать шарик на некотором расстоянии от ребенка, привлекая его внимание. Скорее всего, малыш заинтересуется и подползет поближе к шарику.

Поиграйте с мячиком, посадив ребенка на пол и начав катать перед ним мячик туда-обратно. Чтобы ребенку было веселее, пойте ему какую-нибудь песенку.

Игра в туннель поможет развитию не только координации, но и мыслительных навыков, пространственному ориентированию, решению задач. Чтобы построить туннель, вам понадобятся картонная коробка и небольшое детское одеяло. Обрежьте коробку с двух сторон, сделав туннель. Положите малыша на пол с одной стороны этого туннеля. Перейдите на другую сторону туннеля и позовите малыша. Когда он заберется в коробку, завесьте ваш конец туннеля одеялом, чтобы малыш не видел вас, а потом протяните руку к ребенку и потяните его к себе, чтобы он пролез на вашу сторону.

Комментировать статью "Как играть с ребенком в 6 месяцев"

Еще по теме "Развитие ребенка в 6 месяцев":

Ребенку 6 месяцев, усыновлен в 2 месяца. На настоящий момент не говорит слоги, только плач и Ы - какое-то мычание. В 6 месяцев для развития речи Вы можете только продолжать с ребёнком много разговаривать и всячески поощрять любую его двигательную активность.

Как играть с ребенком в 6 месяцев. хочет ходить в 7 месяцев. Ребенок в возрасте от 6 до 9 месяцев. Развитие ребенка после 6 месяцев. Версия для печати. Временами лежит и играет, а временами ноет. 6.Стоя опирается на всю стопу, но подгибает пальчики на одной ножке.

Девочки, расскажите, пожалуйста, в чем заключаются особенности ухода за ребёнком с шунтированной гидроцефалией? Могут ли такие дети посещать детские учреждения? Нужны ли учреждения специализированные?

Как играть с ребенком в 6 месяцев. Он уже может самостоятельно переворачиваться со спины на живот и обратно, облокачиваться на одну руку, хватая другой, держаться пальчиками за руку взрослого, а В этом возрасте малыш умеет самостоятельно играть до 10-15 минут...

Возрастные нормы. Ребенок от рождения до года. Уход и воспитание ребенка до года: питание, болезни, развитие. Стул 6-месячного ребенка. Девочки, сколько должен какать ребенок в 6 месяцев? Мы на ГВ, в 4.5 мес. ввели прикорм (2 зуба вылезло).

Как играть с ребенком в 6 месяцев. После рождения (в течение первых шести -восьми месяцев) мышечный тонус постепенно ослабевает. В этом случае голова и таз ребенка повернуты в сторону напряженных мышц, а туловище изгибается дугой.

Как играть с ребенком в 6 месяцев. Интересность: Комментировать статью " Как играть с ребенком в 6 месяцев ". что умеет/умел ваш малыш в 7 месяцев? С 7 - 8 мес. для установления связи между предметом и обозначающим его словом во время чтения потешек и...

У моей знакомой ребенок родился 1100 гр. в Волгограде выходили его, правда он плохо ходит в возрасте 4 лет, но там уже родители мало А с головой у него лучше здоровых. Они еще состоят в группе Право на чудо, там общаются мамы недоношенных детей и есть вообще...

Малышу 6 месяцев. Он хорошо держит голову, переворачивается на живот и обратно, ползает по пластунски. Диагноз ставят, т.к Двигательное развитие нормализовалось после 20 сеансов зверского массажа в 6 месяцев у массажистки, много работавшей с проблемными детками.

К шести месяцам многие дети могут сидеть самостоятельно, а с поддержкой - все малыши. Занятий много, но естественно за один день всем Развитие ребенка после 6 месяцев. Версия для печати. Сейчас нам 8 месяцев, сидим долго, вполне уверенно, ходим (даже я бы сказала...

Пишу, как обещала. чем можно заняться с ребенком в 7 месяцев. Уж не знаю будет ли это для вас ново, но это та информация, которая оказалась у меня под Играя с ребенком, следует называть игрушки, производимые действия, побуждать ребенка подражать действиям взрослых.

Ребенку 1год 10 мес.Чем занять? Подскажите, чем занять ребенка в этом возрасте? имеет ли смысл ходить на какие-нибудь занятия или еще рано? какие центры Мы для этого пошли в школу раннего развития, там очень много информации, как развивать и играть с ребенком.

Папины игры Мама и папа по-разному играют с ребенком. Поскольку каждый из них вносит что-то свое в общение с малышом, важно Как играть с 6-ти месячным. Ребенок в возрасте от 6 до 9 месяцев. Развитие ребенка после 6 месяцев. А чем можно развлечь 1 - месячного дитенк.

Дети с особенностями развития, инвалидность, уход, реабилитация, врач, больница, медикаменты. И мы тоже до где-то до месяцев 15 развивались нормально. Вернее физически он развивался медленно, ходить начал только в 17 мес. но был очень социальный, всем...

Возрастные нормы. Ребенок от рождения до года. Уход и воспитание ребенка до года: питание, болезни, развитие. Не растет совсем:(9 месяцев мылышу, рост - точно как в 6 был. Я понимаю, что дети неравномерно растут, но за 4 месяца хоть как-то должен был вырасти?

Занятия с полугодовалым ребенком. Развивающие игры. Раннее развитие. Я думаю, что запустила это дело, раньше занималась с ребенком, а потом пустила на самотек - вот и результат. Раннее развитие детей в повседневной жизни (от рождения до семи месяцев).

Развитие ребенка после 6 месяцев. Версия для печати. В 3 месяца малыш может съедать 5-10 г фруктового пюре в сутки, в 6 месяцев 50-60 г, а возрасте одного года 90-100 г. Следует отметить, что фруктовое пюре так же, как и сок...

Неправильное развитие. Вот сегодня в книге прочла: " 6 месяцев: Значительным достижением в координации считается, когда ребенок засовывает в рот свои ножки". Сижу, думаю: ребенок у меня кокой-то неправильный, ему восемь, а ножки в рот еще не разу не засовывал.Да и...

Как играть с ребенком в 6 месяцев. Мой (нетематический) в 6 мес. не сидел, не ползал, плохо переворачивался (умел, но ленился), тонус был повышен, согласных тоже не было, да и вообще "говорил" мало. Показатели развития ребенка к 6 месяцам (основные показатели развития...

Как играть с 6 -ти месячным.. Ребенок от рождения до года. Мамочки, может кто подскажет, чем занять 6 -ти месячного малыша? Мы играем в сороку, в ладушки и катаемся на маминых ножках, а на большее у мамы фантазии не хватает:(Подскажите пожалуйста.

Полгода – первый маленький юбилей и важный рубеж для малютки. В этом возрасте ползать, сидеть, благодаря чему у него есть возможность видеть окружающее пространство по-новому – из вертикального положения. Меняются и развлечения ребенка: он пристально разглядывает свои , будто изучая их вновь, начинает видеть и открывать в них другие качества.

Основная задача родителей – помочь своему чаду развиваться и совершенствовать свои навыки дальше, ведь еще столько нужно узнать и освоить. Отличным помощником в этом станут игры с малюткой.

Основная задача родителей полугодовалого ребенка - помочь природному развитию малыша, захватить его внимание и привлечь к изучению новых навыков

Значение игр для развития крохи

В полугодовалом возрасте малыш активно развивается, тщательно изучает все вокруг, и родители обязаны помочь ему в этом. Все обучение должно проходить в игровой форме.

Если мама и папа заботятся о благополучии своего малыша, им просто необходимо регулярно уделять ему время, играя дома. Чем же занять кроху в таком возрасте?

Современные психологи указывают на большое значение развивающих игр в жизни 6-тимесячного крохи, они помогают малышу совершенствовать уже имеющиеся навыки, а также приобретать новые.

Без подобных забав ребенок отстает от своих сверстников как в плане физического развития, так и интеллектуального – он начинает позже говорить, вставать на ножки и ходить (подробнее в статье: ). Такая статистика наблюдается сегодня во многих странах.

Формируем мелкую моторику

Сегодня в детских магазинах имеется огромный ассортимент обучающих игр, но для крохи в возрасте 6 месяцев подойдут самые простые развлечения. Родителям для этого стоит запастись как незамысловатыми игрушками, проверенными не одним поколением детишек, так и различными предметами обихода (коробочками, баночками, клубочками, пластмассовыми стаканчиками).

Пирамидка с кольцами

Обычная пирамидка с крупными кольцами – незаменимая игрушка для развития полугодовалого крохи. Конечно, ребенок не начнет сразу же самостоятельно собирать и разбирать ее, для начала нужно продемонстрировать ему, как это делается. В первую очередь, будем учить кроху разбирать пирамидку: показываем нижнее кольцо и просим ребенка снять его, делаем это сами, затем ручкой малыша, и только после серии упражнений кроха освоит этот навык. Когда ребенок научится управляться с одним кольцом, следует усложнить ему задачу и добавить еще пару колец на пирамидку. По мере развития и совершенствования навыка количество колечек нужно продолжать увеличивать.

Как только кроха научится разбирать пирамидку, можно переходить к следующему этапу – нанизыванию на стержень колец. Это задача требует от малыша большей сосредоточенности и умения координировать свои движения - такие манипуляции он освоит ближе к 7-8 месяцам, а может и позже.

Пирамидка – игрушка многофункциональная, она способствует развитию внимания, логики и мелкой моторики. Играя с ней, кроха познакомится с разными цветами и размерами предметов.



Несмотря на простоту конструкции, пирамидка является незаменимой вещью: она учит малыша различать формы, цвета и размеры предметов

Коробочка с игрушками

Небольшие контейнеры, ящички и коробочки с крышками станут отличными игрушками для полугодовалого малыша. Любознательные детки попытаются самостоятельно открыть их, желая узнать, что спрятано внутри. Если кроха не заинтересовался игрушкой, можно привлечь его внимание: потрясти коробочку, спросить, что в ней лежит, предложить открыть ее.

Когда ребенок научится снимать крышку , надо показать ему, как доставать игрушки из контейнера, а затем складывать их обратно. Вынимая из коробки предметы, можно рассказывать малышу о них, производить с ними разные манипуляции. Можно собрать целую коллекцию баночек и контейнеров, ребенок с интересом будет возиться с ними еще несколько последующих месяцев.

Стаканчик и мячики

По мере совершенствования навыков крохи продолжаем усложнять упражнения. Теперь нужно найти небольшую коробочку, мячики (это могут быть шарики, клубки или другие круглые предметы) и пластиковый стаканчик. Задача малютки – ручкой достать шарик из контейнера и бросить его в стакан . Для малыша 6 месяцев это достаточно сложное задание, но оно отлично развивает координацию движений, глазомер (ведь нужно попасть в стаканчик) и моторику пальчиков.

Тренируем крупную моторику

С целью совершенствования крупной моторики малыша можно развлечь его таким образом: лечь на пол, надев на ноги плотные носки, кроху разместить на своих ступнях лицом к себе. Удерживая малютку за ручки, приподнять ноги и двигать ими в воздухе в различных направлениях (в стороны, вверх-вниз, по кругу).



Такое развлечение научит ребенка доверять взрослому – между ними наладится устойчивая психологическая взаимосвязь. Также кроха будет совершенствовать крупную моторику, координацию, вестибулярный аппарат. Молодая мамочка же во время такой забавы сможет привести в тонус свой пресс и убрать животик после родов.

Это развлечение придется по вкусу и малышу, и его маме. Оно поможет крохе научиться ориентации в пространстве, разовьет его способность сохранять равновесие.

Учим ползать

В 6-7 месяцев большинство деток активно учатся передвигаться ползком. Многие специалисты, в том числе и доктор Комаровский, указывают на необходимость помочь малышу освоить этот навык.

Традиционный способ научить кроху ползать – (рекомендуем прочитать: ) положить любимую детскую игрушку недалеко от малыша , но так, чтобы он не смог дотянуться до нее ручкой. Что будет делать в такой ситуации ребенок? Конечно, попытается приложить все усилия, чтобы добраться до игрушки.

Сразу это у него не получится, но достаточно несколько раз позаниматься с малышом по 10-15 минут, и в итоге он поползет. Для начала нужно помогать крохе – подкладывать ему под грудь свернутое валиком полотенце или одеяло, так малютке будет легче приподнять туловище и освоить навык ползания.

Такая нехитрая забава принесет свои плоды очень скоро – кроха, стараясь дотянуться до любимой игрушки, обязательно подползет к ней. Но проводить уроки с малышом нужно каждый день.

Развиваем тактильные навыки

Новорожденный начинает познавать окружающее пространство именно путем тактильных ощущений, в полугодовалом возрасте их нужно продолжать совершенствовать. Помогут в этом простые развлечения с малюткой, а перышки, ленточки, кусочки шелковой или махровой ткани станут главными игрушками.

Открыть новые ощущения поможет такая забава: следует раздеть кроху до подгузника и уложить его на спинку, предметами с разной текстурой (что-то гладкое, пушистое, шероховатое) нужно водить по туловищу младенца. Из-за новых ощущений ребенок будет испытывать различные эмоции – то настороженно замирать, то радостно «агукать» и улыбаться (подробнее в статье: ). Начинать прикосновения нужно с животика, затем перемещаться к ручкам и ножкам, когда малыш успокоится, его следует перевернуть и погладить ему спинку.

В течение одного занятия не стоит использовать больше 2-3 предметов, этого малютке будет достаточно. Такая забава приносит удовольствие всем деткам, она дарит им новые ощущения и эмоции. Узнать об опыте других мам и других интересных развивающих решениях можно на видео.

Разговариваем с крохой

С полугодовалым крохой необходимо разговаривать как можно чаще. Разнообразные детские песенки, стишки и потешки способствуют формированию речевых навыков у ребенка в будущем.

В возрасте 6-8 месяцев можно выполнять с малюткой упражнение «Телефон». Для этого нужна телефонная трубка, в которую взрослый должен говорить простые слоги, но с различной интонацией. Итак, сев рядом с малышом, прикладываем телефон к своему уху и произносим, например, «ма-ма», потом «ма-ма?», затем подносим трубку к малышу, пусть он попытается что-то повторить.

Для деток постарше (от полугода до года) можно порекомендовать забаву под названием «Первые слова». Ее цель – обучить малютку подражанию звукам и лепетанию. Можно уложить ребенка на спинку и немного склониться над ним, чтобы он видел лицо взрослого. Взяв кроху за ручки, начинаем проговаривать слоги и короткие слова. Во время игры на каждом слове ручки разводим в стороны и сводим снова, такой прием поможет малютке концентрироваться на самом процессе «общения» с родителями. Малыш будет внимательно слушать речь взрослого, следить за его губами, пытаясь повторить движения.



Хотя малыш еще очень мал, родителям требуется активно общаться с ним и использовать разговорные элементы в играх - это понадобится малышу уже очень скоро

Что еще нужно знать о развивающих играх?

Все заботливые родители непременно окружают своего малыша вниманием и заботой, уделяя время играм и обучению. Важно еще, чтобы эти занятия приносили настоящую пользу и удовольствие, а не были в тягость ребенку или взрослым. Необходимо создать все условия для того, чтобы кроха полноценно развивался и обучался новому.

  • выбирайте подходящее время для развлечений и упражнений: желательно проводить их после сна или кормления, если ребенок устал или болеет, лучше их отложить;
  • для активного времяпровождения больше подходят утренние часы, на вечер нужно оставить более спокойные забавы;
  • не переутомляйте малыша развлечениями, для полугодовалого крохи достаточно и 15 минут в день, с 7-8 месячным ребенком можно заниматься дольше;
  • для хорошего самочувствия малютки комнату перед проведением обучения необходимо хорошо проветривать, иначе ребенок начнет капризничать, хныкать и быстро устанет;
  • в процессе игры старайтесь постоянно находиться с крохой на одном уровне - например, усадив малютку на пол, также устраивайтесь на полу;
  • регулярно хвалите и подбадривайте приятными словами малыша, если ему удалось справиться с заданием, так он будет ощущать поддержку взрослого и браться за новое дело с еще большим усердием;
  • наконец, вспомните сами, что такое быть ребенком, вернитесь в детство на некоторое время.

Веселые обучающие игры не только принесут удовольствие малышу, но и помогут ему сформировать новые навыки, лучше узнать окружающее пространство. Еще больше о методах развития малыша в 6 месяцев можно узнать из полезного видео.

Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог

Вот уже полгода позади. Кроха стал таким активным! Теперь к его ежедневным потребностям покушать и поспать прибавились новые занятия: познавать самого себя и мир вокруг. Игры с ребенком в 6 месяцев теперь должны быть более подвижными и активными. А так как у малыша развивается предметная деятельность, то и без развивающих игрушек не обойтись. Как играть с ребенком в полгодика, чтобы было и весело, и познавательно, и полезно?

Ниже представлены варианты игр, которые можно взять за основу, организуя досуг своего малыша. Однако стоит помнить: они рассчитаны на здоровых и развитых в соответствии с возрастом детей! Если у малыша диагностированы какие-либо отклонения от нормы, посоветуйтесь с педиатром.

Физическое развитие ребенка в 6 месяцев

Если раньше кроху без проблем можно было оставить одного на диване, то теперь это опасно. Нет больше «полешка», спеленатого по рукам и ногам. Хотя не все малыши в этом возрасте умеют ползать - лежать на одном месте полугодовалый ребенок точно не будет.

Теперь кроха может недолго сидеть (с опорой): это освобождает руки малыша, которые нужно чем-то занять. Если же малыш не сидит самостоятельно, необходимы упражнения для укрепления спины. Их можно включить в ежедневную гимнастику, превратив в игру. Например, упражнение «Подъемный кран». Из положения лежа на спине потягивайте малыша за ручки, пока он не сядет. В это время приговаривайте:

На большом подъемном кране
Мы поднимемся до мамы.
Мы поднимемся до крыши,
И еще, еще повыше!

«Тренировка мышц стимулирует рост и развитие мозга, - утверждает Джеки Силберг, автор увлекательной книги для родителей «125 развивающих игр для детей до года». – Игры, в которые взрослые играют с малышом, являются его подготовкой к взрослой жизни».

Существуют разные методики раннего развития детей. Следовать им или избрать собственный путь воспитания – личное дело каждого родителя, но игры для 6-месячного ребенка являются важным элементом любой методики, и на данном этапе им стоит уделить особое внимание.

Познаем себя!

Игры, направленные на изучение частей тела, уже в этом возрасте необходимы малышу. Совсем скоро на вопрос «Где ушки, носик, глазки?» ребенок все покажет сам, а пока родители должны помогать ему в «изучении анатомии».

«Для чего нужны нам ножки?»
Посадите ребенка напротив или на свои колени лицом к себе. Читайте стихотворение, показывая части тела на себе. В следующий раз можно показывать на малыше:

Для чего нужны нам ножки? Хлопаем обеими руками по ногам.
К маме бегать по дорожке.
Для чего нужны нам ручки? Рисуем пальцем кружки перед собой.
Рисовать кружки и тучки.
Ушки – чтобы песни слушать Показываем ушки.
Ротик, чтобы кашку кушать, Показываем ротик.
Глазки, чтоб на все смотреть, Показываем глазки.
Голос, чтобы песни петь . Поем любой звук.

«Вот такие у нас щечки – маленькие»

Возьмите ладошки малыша в свои руки. Похлопайте ими на манер «ладушек», приговаривая слова и прикасаясь ладошками к частям тела ребенка:

Ладушки-оладушки сладенькие…
Вот такие у нас щечки (ушки, глазки, ножки и т. д.) – маленькие.
Ладушек-оладушек сладенький,
Вот такой у Маши носик (ротик, лобик, животик и т. д.) маленький…

В этом возрасте ребенку интересны игры со своим отражением. Поднесите кроху к большому зеркалу. Пусть он посмотрит на свое и ваше отражение. Целуйте или поглаживайте ребенка, чтобы он видел, как это делает и зеркальная мама. Дайте крохе прикоснуться к стеклу. Показывайте разные мимические движения: улыбку, удивление, сердитость.


Развиваем слух, играя

Слушать, слышать, подражать очень важно для малыша! Мир звуков огромен, знакомьте своего ребенка с ним как можно раньше. Говорите постоянно, когда ребенок находится рядом: рассказывайте обо всем, читайте стихи, пойте.

«Как говорит собачка?»
Пусть малыш видел животных только на картинках, все равно играйте с ним в звукоподражания: «мяу-мяу, хрю-хрю, ква-ква» помогают не только узнавать животных, но и развивать детскую речь. Приложите пальчики ребенка к своим губам, когда мяукаете или жужжите, так он узнает, что звуки «ощутимы» – они теплые и щекочутся.

Важно, чтобы игрушки издавали звук. Не обязательно покупать игрушечное пианино или планшет: погремушки, неваляшки, резиновые зверушки с пищалками заинтересуют шестимесячного малыша не меньше. Потрясите погремушкой за спиной ребенка, а когда он повернется на звук, переместите игрушку в другое место, например, под одеяльце, и снова позвените. Находить источник звука – отличное упражнение для развития слуха.

Развиваем речь

Речь человека полноценно развивается только в процессе общения.

«Языку, так же как и чувству юмора, не учат, – пишут в своей книге «Ребенок от рождения до двух лет» Уильям и Марта Сирс, – его впитывают!»

Действительно, только слыша чужую речь, можно овладеть собственной. Обеспечьте кроху полноценным общением! К 6 месяцам ребенок уже лепечет, он становится настоящим собеседником! Улавливая интонации голоса родителей, малыш пытается им отвечать. Играя с ребенком, можно попутно упражняться и в речи. Всегда сопровождайте свои действия словами, будь то массаж, одевание или купание. Пение – отличный инструмент для развития, как речи, так и слуха. Пойте малышу, и совсем скоро он начнет вам подпевать.

Вы считаете, что первым словом ребенка должно быть заветное «мама»? Можно этому поспособствовать. Проговаривайте свои действия от третьего лица. Например: «Сейчас мама тебе покормит и сделает массажик».

Важно, чтобы ребенок уяснял связь между предметами и словами, которыми они обозначаются. Рассказывая стишок, например, про мишку косолапого, хорошо бы привлечь к рассказу игрушечного медвежонка: продемонстрировать, как он топает ногой, и показать, где же этот лоб, в который влетела шишка.

Олеся, мама годовалого Ильи: «Илюша в полгодика любил, когда мы играли в «гуси-гуси». Перед кормлением я всегда спрашивала: «Гуси-гуси? Га-га-га! Вы есть хотите? Да-да-да!» И вскоре сынок уже сам «гагакал» и «дадакал»! До сих пор эта фраза служит у нас сигналом к приему пищи».

Как играть, чтобы задействовать речь ребенка? Это просто, главное, чтобы слова стишков и пестушек повторялись родителями регулярно, и ребенок узнавал коротенькие тексты. Почему так хороши для игр именно рифмованные фразы? В них есть ритм, который дети четко улавливают. Пройдет всего несколько занятий, и в намеренные мамины речевые паузы посреди стишка кроха начнет вставлять свои звуки.


Тренируем зрение

Кроха в 6 месяцев узнает родных и радуется их появлению. Подобным образом он реагирует на хорошо знакомые предметы. Ребенок внимательно следит за перемещением любимых игрушек не только поворотом головы, но и всего тела. Как развивать зрение с помощью игр?

«Далеко-высоко-близко»
Выберите яркую игрушку. Поднеся ее близко к лицу малыша, привлеките внимание ребенка каким-либо звуком. После отдалите игрушку примерно на метр, снова привлеките внимание ребенка. Можно поднимать игрушку, заставляя кроху следить за ней взглядом, либо, наоборот, опускать вниз. Такие занятия предупреждают развитие косоглазия.

Малыш уже узнает какой-то предмет и реагирует на вопрос мамы: «Где мишка (кукла, мячик и т. д.)»? Усложните задачу, задавайте этот вопрос, когда знакомый предмет расположен в другом месте.

Отличный тренажер – небольшая (до 0,5 л) пластиковая бутылка, наполненная не более чем на две трети подкрашенной водой или крупами (лучше – ассорти). При этом бутылка должна удобно размещаться в руках ребенка, чтобы он мог вертеть и крутить ей: булькающая вода или перекатывающаяся крупа развивают не только зрение, но и слух.


Пальчиковые игры

Развитая мелкая моторика ребенка – это не только хорошая координация движений, но и речь! Об этом неустанно твердят и педиатры, и неврологи, и логопеды.

Какие игры способствуют развитию моторики? Прежде всего, пальчиковые. Уделять внимание пальчикам при массаже стоит с самого рождения малыша. До того времени, пока ребенок не будет в состоянии самостоятельно сгибать и разгибать пальчики в такт приговоркам, это должны делать взрослые.

Но стоит помнить, что физическое воздействие на пальцы ребенка должно быть настойчивым, но легким, не причиняющим боли. Суставы пальчиков еще хрупкие, и их легко травмировать!

Пальчиковые игры нужно проводить несколько раз в день. Начинать с небольшого массажа-растирания, чтобы улучшилось кровоснабжение. Далее переходить непосредственно к упражнениям, сопровождающимся ритмичными приговорками, например:

Мальчик-пальчик, улыбнись! Братцам-пальцам поклонись! (сгибая большой пальчик)
С этим братцем (загибая указательный) в лес сходи,
С этим - (средний палец) печку растопи,
С этим – суп свари густой (безымянный),
С этим (мизинец) – песенки попой!

Сгибая поочередно пальчики на каждой из ладошек, начиная с большого:

Раз, два, три, четыре, пять!
Нужно пальчикам поспать!
Разгибая по одному с мизинца:
Этот пальчик спать не хочет,
Этот – на весь дом хохочет,
Этот – хочет пошуметь,
А вот этот – песню спеть.
Тут родители пришли (массируя большой пальчик),
Шалунишки спать легли! (сжимаем ручку в кулачок)

Способствуют развитию моторики занятия с мелкими предметами. Прочно пришейте к куску ткани пуговицы разных форм и размеров и периодически давайте малышу их перебирать маленькими пальчиками.

Анна, мама двухлетней Арины: «В свое время нам очень помогли советы знакомого логопеда. С полугода мы стали заниматься пальчиковыми играми. Помимо того, что и говорить стали рано, уже в год небольшими фразами, так теперь я даже не боюсь давать ребенку ножницы. Под моим присмотром, разумеется, дочка уже неплохо ими орудует, координация очень хорошая!»



Игры с водой

Играть с водой можно во время гигиенических процедур. Главное, сопровождайте все действия словами! Каждый раз, умывая кроху, приговаривайте:

Водичка, водичка,
Умой Маше (другое имя) личико;
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!

Сделайте каждое купание незабываемым, «приглашайте» в ванночку семейство резиновых утят или небольшой мячик.

Ксения, мама девятимесячной Карины: «Дочка не случайно родилась по Зодиаку Рыбой. Воду обожает с рождения. Каждое наше купание – целое театрализованное представление: здесь и игрушки, и мочалки, и кричалки! А мы с папой – зрители. От нас требуют аплодисментов. Счастью нет предела».

Если кроха еще неуверенно сидит, замените на время ванночку глубоким пластмассовым тазиком: так и спине будет опора, и за игрушками тянуться далеко не нужно. При гипертонусе можно добавлять в воду отвары трав (лист брусники, шалфей, пустырник, корень валерианы), таким образом, игры будут иметь и лечебный эффект.

Игры с водой помогают развивать и тактильные ощущения. Налейте в мисочки воду разной температуры: комнатной, чуть потеплее, теплую. Опускайте поочередно в каждую из мисок ручку ребенка, приговаривая:

Это чистая водица для купанья не годится – холодна!
Эта чистая водица – умываться нам сгодится – неплоха!
Эта теплая водица для купанья пригодится – хороша!

Занятия с водой полезны не только для психического и эмоционального развития ребенка, они укрепляют иммунитет: вода – отличное средство для закаливания.

Развивающие игрушки

Для развития координации движений, тактильных ощущений, мелкой моторики необходимы соответствующие игрушки. С 6 месяцев ребенок способен играть одновременно с 2–3 предметами, и это позволяет делать игры более разнообразными, привносить в них сюжетность.

Например, построили башню из нескольких кубиков, а машинка-шалунишка, которой управляет мамина рука, въехала в постройку и сломала ее! Сколько смеха вызывает у малыша звук падающих кубиков и растерянное выражение на мамином лице! Повторяя регулярно эту игру, вы скоро заметите, что ребенок сам пытается толкать машинку в сторону сооруженной вами башни. Так малыш овладевает причинно-следственными связями.

Наполните ведерко или коробочку небольшими игрушками, покажите, как это весело, когда игрушки рассыпаются по ковру, если ведерко перевернуть! И уже сейчас можно тренировать координацию и мелкую моторику, ручкой ребенка складывая игрушки обратно в ведро.


Игровое поле малыша должно быть достаточно информативным: яркие игрушки разнообразных форм и фактур, среди которых обязательны и такие, которые реагируют на действия крохи, – звенят, пищат и т. д.

В каждом доме есть немало предметов, которые пригодны в качестве интересных и развивающих игрушек: деревянная и пластмассовая посуда, крышки от кастрюлек, пластиковые бутылки.

Развивающие игры для детей 6 месяцев не требуют приобретения особых, дорогих игрушек, разрекламированных модными производителями. Достаточно самых элементарных. Главное, чтобы игрушка не содержала мелких, непрочно прикрепленных деталей была изготовлена из безопасных материалов, ведь малыш все пробует на вкус!

Играйте с ребенком не только дома. На прогулке в позволяйте ему трогать листочки, травинки, камешки. Комментируйте все, что привлекает внимание ребенка, поясняя: «Это птичка, а это бабочка», «Вот какой большой дом!», «Посмотри, какая машина!».

Заключение

В 6 месяцев ребенок – не беспомощный малыш. Сейчас у него формируется игровая деятельность, а игра – важная составляющая правильного, гармоничного развития. Малыш стал общительнее, он лепечет и вполне способен проявлять радость или недовольство так выразительно, что родители все понимают. Слуховой и звуковой анализаторы малыша продолжают совершенствоваться. Особое же внимание стоит сосредоточить на развитии мелкой моторики. Это важно не только для ловкости пальцев, но и для формирования речевых навыков. А лучшими помощниками в этом станут развивающие игрушки с мелкими деталями разных размеров и фактур.

Видео по теме



Публикации по теме