Ребенка не принимают в классе. Конфликты в коллективе

Книга «Решаем школьные проблемы. Советы нейропсихолога» написана на материале, собранном в течение десятилетней работы Научно-исследовательского Центра детской нейропсихологии. Она раскрывает причины затруднений, которые дети могут испытывать в процессе школьного обучения, – это проблемы учебные, поведенческие, а также проблемы общения со сверстниками и взрослыми. В ней даются действенные советы, проверенные на практике. Книга адресована родителям школьников и учителям. Прочитав ее, взрослые смогут осознать собственные ошибки и, исправив их, достигнуть гармоничных отношений с детьми.

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

Часть II. Проблемы общения и самооценки

4. Если не принимает класс… или Как быть, если ребенка не любят одноклассники

«Отвергнутые – это те, с которыми не хочет дружить никто вообще, с которыми не желают иметь общих интересов, занятий, привязанностей, с которыми даже сидеть рядом не будут, хотя они, в свою очередь, тянутся к коллективу и принимают многих. Обычно их три-четыре человека в классе из тридцати.»

Школа – это дети, и только дети. После звонка коридоры наполняет визжащая, бурлящая, бегущая толпа, сторонясь которой учителя жмутся к стеночке. Кто же еще стоит в стороне от общей суеты большой перемены? Ведь предусмотрительность, свойственная человеку среднего возраста, не характерна для школьника.

От всеобщего ребячьего ликования, от общих детских мероприятий и затей всегда особняком стоят дети, которых не принимает коллектив. Иные уже и не делают попыток войти в эту демократичную на вид компанию, ударяясь о ее бурлящие волны, как о каменную стену. Каково быть отвергнутым? Представьте себя среди коллег, которые даже не замечают вас на работе. Они весело чаевничают, а вы делаете вид, что увлечены заданием начальника, хотя на самом деле глотаете слезы. Они планируют пикник, а вас даже не вносят в список желающих. Они обсуждают планы развития фирмы, а вы сидите тихо в сторонке, не имея права голоса. При таком положении дел вам захочется каждое утро ходить на работу, ощущая ежеминутно свою неполноценность? Это тяжело для взрослого, а ребенку-то?

Почему отвергают некоторых ребят? Кто виноват в их одиночестве – они сами, дети или родители? Как определить, что ребенку дискомфортно среди его братьев по разуму, и что надо сделать для того, чтобы ребенок чувствовал себя нормально?

Наш ребенок для нас самих, конечно, самый лучший. И это правильно. Так и должно быть. Но «вписаться в коллектив» – это не такое простое дело. В семье ребенок находится в обстановке полной любви и приятия. Вы его любите уже за то, что он есть. Группа ему подобных судит строже. С кем и из-за чего дети не хотят дружить? «Грязный», «ябеда», «зубрила», «дурак», «подлиза», «псих», «маменькин сынок», «богатенький Буратино», «новенький»… Отвергнутого обязательно отнесут к какой-то из этих групп, наделив обидным прозвищем. Дети чувствуют разницу между «нормальными», составляющими большинство, и тем, кто выбивается из общего ряда. Попробуем определить тех, кто не может вписаться в общую школьную массу.


«Ябеда» и «вредный». Что ябедничать и вредничать плохо – ясно всем. Но ведь нередко бывает так, что, когда сын приходит в слезах со двора, возмущенный папа бежит разбираться с обидчиками и докладывать их родителям о совершенных ими проступках, а милосердная, любящая бабушка в уголке тихо жалеет единственного внука…

«Врун». Ни одного из сверстников вашего ребенка не шокирует, если он исправит двойку в дневнике на более удачную оценку или скажет, что забыл тетрадь, если не выполнил домашнее задание. Скорее всего, детей будет раздражать вранье-выдумка, нормальное для дошкольника, но недопустимое в школьном возрасте. Если ваш фантазер хвастается тем, что у папы есть свой самолет и аэродром, а ему самому на день рождения подарили «мерседес», тут самое время разобраться, где источник этой лжи. В материальном недостатке семьи? В физической слабости? В невозможности утвердиться другим способом?


«Драчун» или «задира». Хоть без синяков никто не вырастает, приклеивается это прозвище только к тем, кто использует силу и кулак в качестве главных аргументов в решении любых вопросов. Может быть, ребенок видит, что так решаются проблемы в семье? А может быть, у него недостаточно развиты коммуникативные функции? Или причина его враждебных действий внутренняя, связанная с подкорковой недостаточностью и общей расторможенностью?

Если вы чувствуете, что ребенок одинок в коллективе, устраните вероятные причины этого. Возможно, в вашей семье трое детей, и вы не успеваете следить за старшим, полагаясь на его сознательность? Обратите внимание на его внешность: постригите, помойте, оденьте по моде.


«Мелкий». Здесь подразумевается физически слабый ребенок, не умеющий за себя постоять. Необходимо заняться с таким силовой подготовкой, закаливанием, записать его в спортивную секцию, предупредив тренера, что ваша цель – не олимпийские рекорды, а физическое развитие и формирование силы воли.

«Дурак». Это самое часто употребляемое слово в лексиконе школьника. Какие только значения в него не вкладываются! От девчачьего кокетливого – в ответ на мальчишечью выходку – до боевого клича перед дракой. Но клеймо «дурака», прилипшее к одному и тому же ученику, – это уже грозный признак. Любой класс единодушно отвергает того, кого бог обделил интеллектом.

Чаще всего так называют ребенка, который действительно отстает в развитии от других по всем аспектам или же развитие которого искажено, то есть поступки и реакции неадекватны обстановке. Тогда необходимо обратиться к специалисту, проверить уровень интеллекта, сходить на прием к нейропсихологу.

Помните, и в вашем классе был такой, сидящий за последней, а иногда и за первой партой с полным отсутствием какого бы то ни было выражения лица? Один развлекался на уроках тем, что запихивал в рот монеты, а потом у него текла зеленая слюна… Другой, поставленный в угол к раковине, изображал из себя посетителя бани и старательно тер подмышки. И это был его «звездный час», потому что класс весело смеялся, но звенел звонок, начиналась перемена – и внимание одноклассников переключалось на более достойный объект. А вот девочка, чуть не плачущая, когда к ней обращаются с любым вопросом, не способная дать ни одного вразумительного устного или письменного ответа учителю. Таким рисовали и рисуют тройки, закрыв глаза, а они сидят все школьные годы на своих последних партах, как зачумленные. Класс над ними даже не смеется – просто не замечает.

Школьник может временно оказаться в числе отвергнутых, если он новенький и пришел в класс с уже сложившимися отношениями. Но пройдет пара недель, и он обязательно займет в нем подобающее ему место.


Маша Забелина, когда перешла в другую школу, оказалась в числе отвергнутых. Из положения она вышла блестяще, и вот каким образом.

Учитель физкультуры в седьмом классе не разрешал девочкам ходить в тренировочном костюме, а требовал короткую форму. Девочки решили договориться и в знак протеста прийти на занятие в мужских «семейных» трусах. В результате трусы с собой принесли только две: «новенькая» Маша и еще одна девочка. На построении они стояли рядом – худенькая Маша, в трусах от груди до колен, с торчащими спичечными ногами, и Таня, очень крупная и толстая, в трусах, которые чуть ли не лопались на ней. Насколько смешно они выглядели, представляете сами. В тот же день Маша стала «принятой» в классе, ребятами был сполна оценен ее поступок, не только смешной, но и смелый.


А вот другая Маша, Маша Кислова, почувствовав себя чужой в новом классе, «перенесла» собственный день рождения на два месяца вперед и заявилась в школу с огромным фантастически красивым и вкусным тортом. Ничего, что урок литературы потратили на его поедание, зато все так к Маше потянулись и за полчаса узнали и о ее прежней школе, и о любимом коте, и о младшем братике. Уже на следующий день Маша шла в школу окруженная стайкой новых друзей, и не только девчонок.

Отношения в классе иногда формируются даже в отсутствие ребенка, если он часто или подолгу болеет.


Алеше врачи поставили диагноз – диабет. Медики советовали родителям отпускать мальчика на занятия, когда он чувствовал себя хорошо. Но мама и бабушка так боялись за Алешу, что в школу он не ходил никогда. Гулял молча и чинно в парке, держа за руку кого-то из взрослых. Глаза всегда грустные, вид серьезный. Чтобы хоть как-то разорвать круг одиночества Алеши, классный руководитель пытался организовать посещение больного детьми, но мама по телефону попросила этого не делать: вдруг дети занесут инфекцию? Так и коротал мальчишка дни без друзей и сверстников. Его фамилия фигурировала в классном журнале, но как этот ученик выглядит, знали лишь учителя, исправно обучающие его дома.

«Больных» класс отвергает, потому что не видит их и преспокойно без них обходится. А вот «маменькиных сынков и дочек» школьники еще и презирают, а то и ненавидят. Иногда их можно понять… Излишняя родительская любовь надежно изолирует ребенка от ровесников.


Дорогие мамы! Как бы ни сжигала вас любовь к своему ребенку, сколько бы вы ни ощущали счастья от внутреннего единства с собственным чадом, поймите: с того самого момента, как вы произвели его на свет, он – самостоятельная человеческая единица, имеющая право на свои секреты, поступки, ошибки, свою маленькую, но уже личную жизнь.

Навязанное взрослым мнение будет сразу заметно в кругу сверстников вашего ребенка, потому что система ваших взглядов не соответствует его возрасту и личности. Уважайте его право на независимость и личное мнение. Помните фрагмент из «Малыша и Карлсона», когда фрекен Бок презрительно говорит мальчику: «Какой же ты человек? Ты же еще маленький!» – на что Малыш резонно отвечает: «Я маленький человек!»

Саша – мальчик крепкий, упитанный, хорошего роста. Широкая спина загораживает сидящим сзади весь обзор, но пересадить даже за второй стол нельзя. Мама просила… Посмотреть на Сашу – неплохой мальчик, учится очень прилично, а по математике и другим техническим предметам – и вовсе хорошо. Он и теннисом занимается, и компьютер знает. Мама его – симпатичная дамочка, хороший врач-стоматолог. До седьмого класса она находила время, чтобы утром лично проводить сыночка до школьных дверей. Во все поездки и походы ходила вместе с ним, неся его рюкзачок и исхитряясь сунуть в пухлую ручку то булочку, то банан. Если Саша болел (а это случалось часто: то животик прихватит, то головка раскалывается), мама сама приходила к учителю, узнавала, что задали на дом. При необходимости она могла сходить к соседу-однокласснику, чтобы взять его тетрадь и посмотреть на сделанное в классе в Сашино отсутствие. Она тщательно следила за сыном и приходила разбираться в школу из-за каждой неудачной оценки, всегда находя причину, оправдывающую эту неудачу сыночка. А чтобы не рисковать, в дни самых ответственных контрольных и сочинений Саша «заболевал».

А в результате – не хотят общаться ребята с Сашей. Даже физику списать не просят. И в футбол играть не зовут. А Саша, прекрасно чувствуя сложившуюся вокруг него обстановку, тщетно заглядывает в глаза одноклассников, пытаясь завязать с ними дружбу. Да, тяжела участь «маменькиного сыночка»!

«Любимчик». В представлении детей это означает быть подхалимом и подлизой. Поговорите с таким ребенком, выясните, не пытается ли он путем угодничества зарабатывать хорошие оценки. Ведь будут ситуации, когда его знания придется кому-то оценить объективно!

Часто дети из этой категории входят еще в одну группу, презираемую одноклассниками, – группу «зубрил». Хоть ребята и понимают прекрасно, что в школу они ходят получать знания, почему-то тех, для кого кроме этого процесса ничего не существует, они не жалуют. «Зубрилами» обычно считают тех, кто ни за что не хочет делиться «знаниями» с остальными. Они не расстаются с книжечками даже на переменках, постоянно повторяя то, что уже сто раз выучили дома, на уроке они аккуратненько поднимают руку как раз в те моменты, когда класс замирает в полном недоумении. Но попробуй попроси у него списать домашнее задание! Как бы не так! Обольют холодным презрением, скажут: «Сам должен делать!» Просить у них быстро перестанут, но и по другим вопросам обращаться не будут. Так и придется им всю школьную жизнь общаться лишь с учебниками да с учителями, сердца которых тают от одного только вида примерных учеников.

Между «зубрилами» и «подлизами» тоже грань очень тонкая. Ведь школьники подчас отлично выученный урок расценивают как попытку понравиться «математичке» или «химозе». Но среди «подлиз» есть и особая группа. Это закоренелые троечники, которые нашли способ эти тройки получать без интеллектуальных затрат. Они представляют собой классических маленьких чичиковых, умеющих лебезить и прислуживать: они и доску лишний раз вытрут, и сумку учительскую до класса донесут, и шоколадку на стол подложат. И улыбаются они всегда так сладко, так умильно, что нормально воспитанному ребенку просто тошно делается. Дружить с «подлизой» не хочет никто.

Одноклассники опасливо сторонятся и тех, кого они считают «психованными». Это дети эмоционально неустойчивые, не умеющие владеть собой. Они либо начинают горько плакать тогда, когда по школьному этикету следует гордо задрать нос и показать, что «тебе до лампочки», либо в злобе швыряют книжки и тетрадки, а иные из них могут и легко послать куда подальше даже учителя, действия которого показались несправедливыми. Поскольку реакция такого «ненормального» непредсказуема, дети предпочитают не рисковать и в контакт не вступать. Вы ведь тоже постараетесь обойти стороной человека, чье поведение кажется вам странноватым.

Обычные классы обычных школ не принимают тех, кто принадлежит к другому социальному слою. Неважно, к какому. Одинаково неприятен и сынок «крутого» папаши, и дочка местных алкашей: одного будут презирать за «навороченный» мобильник и плеер, а другого – за неопрятность и поношенные вещи с чужого плеча.

В отдельную группу стоит выделить тех, кто оказывается временно отчужден с подачи учителя. К сожалению, такие случаи нередки. Зачитала Пелагея Никитична чье-то глупое сочинение в классе, снабдила его соответствующими комментариями – и вот уже все потешаются над незадачливым «автором». А ему-то каково? Бывает и по-другому.

…Лена читала с трех лет, в восемь выучила английский и немецкий, при проверке техники чтения демонстрировала не просто пулеметную быстроту, а выразительность и умение превратить текст в настоящий спектакль. «Вот так должны читать все!» – восторженно сказала однажды учительница, и от Лены одноклассники отвернулись, потому что «умная очень».

Тот ребенок, которого вы каждое утро кормите завтраком, а вечером целуете перед сном, может восприниматься одноклассникам не так, как вы себе это представляете. Вам он кажется коммуникабельным остряком и умницей. А кем считают его товарищи? Вдруг он уже попал в «черный список отверженных»? Как это определить?

Малыш был не принят сверстниками еще в детском саду, значит, велика вероятность того, что и класс его не примет.

Ваш ребенок вообще не хочет ходить в школу или выражает безразличие по этому поводу.

Он тревожный, замкнутый, а на его теле вы можете обнаружить синяки и следы от щипков.

Обычно разговорчивый в семье, он замолкает, когда речь заходит о классе и школьных товарищах.

У него может быть закадычный друг во дворе, моложе на два-три года, общение с которым доставляет ему колоссальную радость, так что на малейший зов друга он бежит сломя голову. Или его уличные приятели намного старше, и они вместе участвуют в сомнительных мероприятиях.

Ваш домашний телефон молчит. Никто из одноклассников не спрашивает заданий, не зовет гулять, не приглашает в гости. Ваш ребенок тоже не пользуется телефоном, даже тогда, когда это жизненно необходимо и грозит двойкой. Ему некому звонить, он не знает ни одного номера.

Если хотя бы два из названных признаков вы обнаружили в поведении собственного ребенка, то пора действовать.

Прежде всего выведите свое чадо на откровенный разговор, возможно, это будет не очень-то легким делом, но тут вы должны проявить и выдумку, и хитрость, и терпение. Обязательно сходите в школу. Чем более объективна информация, которой вы владеете, тем яснее план действий. Постарайтесь договориться о встрече с учителем в то время, когда уроки уже закончились: он будет свободен, а вас не увидят одноклассники. Не всегда обязательно ставить и собственного ребенка в известность об этом.

А если ваши худшие подозрения подтвердились? Вашим помощником может стать квалифицированный школьный психолог. Обратитесь за консультацией в психологический детский центр. Не пренебрегайте личными беседами с ребенком, вспомните какой-то случай из собственного детства, расскажите, как вам удалось преодолеть неприязнь других. Вы можете, конечно, сменить класс или школу, но гарантии, что там все пойдет гладко, вам никто не даст.

Однако лучше заранее предотвратить проблему, чем преодолевать ее героическими усилиями.

Результаты проведенного исследования по определению рейтинга основных человеческих качеств позволяют сделать вывод, что в сверстниках дети в первую очередь ценят качества эмоционально-личностного характера, такие как доброта, сердечность, искренность, чувствительность, веселость, уравновешенность, душевность. Обладателей этих качеств признает и полюбит любой здоровый коллектив. Заметим, правда, что в понимании детей сами эти слова имеют несколько не те значения, что в нашем, взрослом языке.

Итак, доброта в нашем с вами толковании – это очень абстрактное понятие. Например, если наши знакомые не дали нам вчера взаймы, нами это не будет расцениваться как жадность. Однако в понимании детей любая подобная мелочь непростительна и свидетельствует об отсутствии именно доброты.

Сердечность во взрослом понимании является составной частью душевности. Для детей сердечность – это умение сочувствовать всему живому, в том числе дворовым кошкам и собакам. А душевность в их понимании – это принятие других людей.

Искренность в понимании детей – это честность со всеми и во всем.

Особое внимание нужно обратить на качество «уравновешенность», или, как говорят сами дети, «спокойность».

На втором месте стоят морально-волевые качества. Это честность, справедливость, ответственность, отважность, решительность.

Честность в глазах школьника – это порядочность по отношению к кругу одноклассников (сказать неправду взрослому не считается зазорным).

Справедливость соответствует общему понятию и определяется детьми наиболее ясно и точно.

Ответственность подразумевает отношение скорее к учебе и в детских отношениях, как правило, не дифференцируется.

Отважность и решительность являются синонимами в детском толковании.

Старайтесь с малолетства привить любимому чаду эти качества, и тогда его будут любить не только родители.

В детском понимании от друга должно исходить тепло, потому что в первую очередь он обладает добротой. А доброта детям запоминается больше в мелочах. Приучайте ребенка находить в себе силы делиться всем, что в вашем понятии совершенно неделимо, и не говорите ему: «Не отдавай никому свой банан, а то ты до обеда останешься голодным». Дайте ему лучше лишний банан, пусть поделится. Или не давайте ничего. Положите в его пенал лишнюю ручку, объясните: «Вдруг кто-то забудет свою, ты ему поможешь». А если вы сами отправились с классом в театр или в зоопарк, старайтесь угостить конфетой или яблоком сначала друзей вашего ребенка, а уж потом его самого.

Научите вашего ребенка быть душевным – а это, как мы помним, в понимании детей выражается в добром отношении к одноклассникам. Расскажите ему о каждом из них что-нибудь хорошее, найдите в каждом какие-то достоинства, умейте оправдать недостатки. Не стоит сплетничать при ребенке и осуждать при нем его товарищей, учителей и знакомых. Вам будет неприятно услышать о своем сыне или дочке что-то плохое? Зачем же говорить это о других?

Научите ребенка сочувствовать чужому горю, не смеяться над неудачами других – и он станет сердечным. Не будьте равнодушны, подкормите вместе с ним дворовую собаку или синичку за окном, погладьте по головке чужого малыша, плачущего в песочнице. Пример взрослого всегда заразителен.

Веселость – это не признак легкомыслия, не заставляйте ваших детей быть слишком серьезными, пусть смеются, пусть хохочут, пусть учатся смотреть с юмором на мир! А для того чтобы развить этот дар, есть веселые стихи, смешные песни, забавные мультфильмы, детские анекдоты. Приучите вашего малыша видеть забавное в прогулке двух ворон на автобусной остановке или в игре котенка с улетающим осенним листком. Вокруг так много смешного!

Искренность (в нашем понимании – честность). Если вы хотите привить это качество, то должны демонстрировать его постоянно по отношению к объекту вашего воспитания. Да, всегда говорить «правду, и только правду» нелегко, зато приятно чувствовать себя свободным от лжи. Объясните это детям, расскажите, как легко запутаться в собственном вранье и оказаться в дурацком положении. Не бойтесь приводить примеры из своей жизни, это только укрепит ваш авторитет.

«Спокойность» (уравновешенность). Не дергайте ребенка по мелочам, не кричите на него, берегите его нервную систему, она так уязвима! Скинув на него свои отрицательные эмоции, вы успокаиваетесь. А ребенок, придя в школу, накопленные дома отрицательные заряды разряжает на других. Приучите его к спокойному, ровному тону в разговоре. Контролируйте свои эмоции, тогда малыш научится контролировать свои.

Даже если в этом нет особой необходимости, определите малыша в детский сад хотя бы в последний год перед школой. Дома он привыкает быть «солнцем», вокруг которого вертятся все планеты поменьше, нужно, чтобы он почувствовал себя равным среди равных, это снимет его эгоцентризм. А чтобы он научился «жить по правилам» (без чего не обойтись), позволяйте ему участвовать в таких детских играх, которые имеют четкие инструкции.

Каждый взрослый знает, как привить ребенку решительность, целеустремленность, чувство справедливости, силу воли. Только помните, что дети плохо дифференцируют эти понятия, а некоторые и вообще не понимают, о чем идет речь. Так что объясните это детям простым и ясным детским языком, на прозрачных примерах. А главное – наблюдайте за собственным чадом, прислушивайтесь, что говорят о нем учителя, соседи, друзья. Будьте объективны. И делайте выводы.

Успеваемость, желание учиться и, наконец, физическое здоровье наших детей зависят от того, насколько комфортно они себя чувствуют среди сверстников. Главное, чтобы ребенок шел в школу с легким сердцем. Помогайте ему, старайтесь понять, разделяйте его радости и беды. Пусть ваш любимец обретет чувство уверенности в себе!

Трудно поверить, что Анджелина Джоли когда-то не могла общаться со сверстниками, а Виктория Бекхэм была в оппозиции всему классу, – одноклассники кидали в нее грязью, по каким-то своим причинам считая будущую знаменитость совершенно «не крутой». С проблемами в коллективе в той или иной степени сталкивался каждый человек, но особенно болезненны эти столкновения в детском возрасте. Узнав о том, что ваш ребенок испытывает сложности в общении в школе или детском саду, срочно принимайте меры! Какие именно, рассказывает Рамблер/Семья.

Поговорите

Не стоит изобретать специальных воспитательных бесед и изображать психолога, а также сопровождать диалог словами вроде «А я говорила, что если ты будешь себя так вести – никто с тобой дружить не будет!». Нужно вместе осознать и принять, что у ребенка появились проблемы в общении со сверстниками, выяснить их причины и придумать, как можно наладить отношения с одноклассниками. Если у вас тоже были проблемы в учебе или не складывались отношения со сверстниками, расскажите об этом малышу – это поможет ему понять, что с вашей помощью он все преодолеет.

Помните, что ребенку необходимо выговориться! Иначе в его фантазиях небольшая проблема может превратиться в неразрешимую, а малыш будет переживать это в одиночку.

Начните с себя

При возникновении конфликтной ситуации важно разобраться, почему мишенью для насмешек дети выбрали именно вашего малыша. По мнению психолога Елизаветы Рыбиной, каждый ребенок выстраивает вокруг себя именно те отношения, которые ему привычны. «Если мама постоянно давит, приучает сына к роли жертвы, то странно потом удивляться, почему кто-то другой ведет себя с вашей крошкой точно так же, как вы. Самое ужасное, что впоследствии он обязательно женится на женщине, которая тоже будет его унижать, точь-в-точь как мама».

Также поводом для издевок может быть чрезмерная родительская опека. Ведь если бабушка караулит у ворот школы взрослого внука, а родители заставляют ребенка носить немодные, но «очень теплые» вещи, нападок со стороны класса практически не избежать. Пересмотрите свое отношение к подобным моментам и попробуйте найти компромисс, даже если вы уверены, что делаете все правильно.

Дарите любовь

Проблемы в коллективе

Многие родители уверены, что воспитывать сыновей нужно в строгости, но нередко такой подход распространяется и на дочерей. Однако директор по развитию в тренинговой компании EQuator Алена Алешина подчеркивает, что именно нехватка родительского внимания и ласки зачастую является причиной «плохого» поведения ребенка.

Даже если вы слишком заняты для того, чтобы много играть, гулять и разговаривать с малышом, его потребность в родительской любви должна быть удовлетворена. «Если трудно найти больше времени для ребенка, то хотя бы уделяйте ему больше внимания физически: обнимайте, целуйте, гладьте, делайте массаж, держите за руку», – объясняет Алена Алешина.

Сочините вместе сказку

Если в школе ребенка не уважают одноклассники, вследствие чего он находится в постоянном стрессе, попробуйте провести «домашнюю психотерапию» в игровой форме. Сочините вместе с малышом сказку: во-первых, это лучший способ выяснить обстоятельства конфликта, во-вторых, использование иносказания – это корректно и уважительно по отношению к малышу. Наконец, сказки просто успокаивают.

«Главный герой должен быть чем-то похож на вашего ребенка и иметь схожие трудности, – объясняет Алешина. – Включите в ваше повествование историю о том, из-за чего герой столкнулся с такими проблемами и что помогло ему справиться с ними. И пусть пути достижения желаемого будут нереальными (например, волшебная палочка) – ребенку в первую очередь важна история о том, что перемены возможны».

Учите держать удар

Личность и самоуважение в ребенке нужно воспитывать с пеленок, тогда он никогда не даст себя в обиду и сможет отстоять собственное мнение и интересы. Поэтому не общайтесь с малышом свысока, учитывайте его желания и потребности, спрашивайте его мнение даже при выборе одежды для прогулки и каши на ужин.

Обучая ребенка реагировать на несправедливость по отношению к себе и давать отпор, следите за тем, чтобы малыш не проявлял неуместной агрессии. Подскажите сыну или дочери, что в разных ситуациях следует действовать по-разному: иногда нужно стоять на своем, а в другом случае уместнее уступить.

Действуйте

Проблемы в коллективе

Алла Плотникова, директор и бизнес-тренер в тренинговом центре «Арсенал», уверена, что в сложных ситуациях ребенку необходима помощь взрослых. «На факт конфликта в коллективе необходимо обращать внимание школе и родителям, – считает Плотникова. – Если ребенок будет давать отпор в одиночку, его могут изувечить, это опасно».

Алла признается, что в 14-летнем возрасте тоже почувствовала на себе, что такое быть изгоем, как в фильме «Чучело». Хорошо, что в конфликт вмешалась ее мама, которая явилась домой к обидчице и ясно дала понять, что такое поведение ей с рук не сойдет. Конечно, подобную тактику не стоит использовать повсеместно, однако в определенных ситуациях она оказывается единственно верной.

Бойцовские примеры

Трудно поверить, но юная Анджелина Джоли не проявляла лидерских качеств и не пользовалась популярностью среди ровесников. В школе ее даже записали в группу детей, нуждающихся в помощи психотерапевта, оставив в характеристике пометку: «Несдержанна, склонна к социопатии». Однако, как рассказал ее отец Джон Войт, эти детские трудности закалили Анджелину и превратили в настоящего борца за справедливость. И когда из школы из-за проблем с бюджетом решили уволить учителя физкультуры, будущая звезда начала настоящую кампанию с пикетами «Сохраним нашего Смита». В итоге из претендентов на увольнение были уволены все, кроме тренера, а Энджи поняла, что способна влиять на происходящие события!

Школа также закалила характер Виктории Бекхэм. Правда, в ее случае ситуация была намного сложнее: по рассказам дизайнера, одноклассники бросали в нее грязь из лужи. «Я была совсем одна. У меня не было друзей», – вспоминает Бекхэм. Впрочем, тот тяжелый период сделал ее сильной и научил обращать куда меньше внимания на мнения окружающих, уделяя время воплощению задуманного.

Для подростков общение со сверстниками жизненно важно. В более раннем возрасте дети могут и дружить, и общаться только со старшими или младшими безболезненно для себя. А вот тинейджеры именно со сверстниками (а не с малышами и не с взрослыми!) формируют образ себя и мира, самооценку и опыт самостоятельных отношений между друзьями, влюбленными, коллегами по общему делу. С одногодками они учатся высказывать, доказывать, защищать или при необходимости пересматривать свою точку зрения. Они учатся говорить с людьми на «одном языке», соотносить себя с другими.

Поэтому, если вам кажется, что у подростка нет равных, комфортных для него, его устраивающих отношений со сверстниками, если его не принимают в тех компаниях, где он общается, постарайтесь разобраться, что и почему происходит, подумайте, чем можете помочь.

Конечно, подростки — народ ершистый и отстаивающий свою независимость и самостоятельность, поэтому от родителей в таких ситуациях потребуется особая деликатность.

Чаще всего отношения у подростков не складываются в следующих случаях.

Новичок в сложившемся коллективе

Типичный случай — подросток переходит в новую школу. Здесь взрослые могли бы помочь ему организовать какие-то мероприятия для всего класса (поездки, экскурсии, вечеринки, клуб по интересам и т.п.), где ребята смогли бы в неформальной обстановке познакомиться с ним, узнать о его интересах и сильных сторонах.

Белая ворона

Подросток не умеет делать то, что ценно в группе сверстников (не имеет того, что у них есть). Вообще, тинейджеров постоянно «передувает»: то им важно быть как все, то надо выделяться любой ценой. Особенно ярко этот маятник проявляется лет в 13-14. Те, что помладше, стремятся именно к «стайности», а ребята постарше уже умеют находить и проявлять собственную индивидуальность.

Взрослым важно помнить: чтобы быть «особенным», ребенку надо, во-первых, получить достаточно опыта «одинаковости» (и это «достаточно» у каждого мальчишки и девчонки свое). А во-вторых, найти, в чем именно ты можешь выделяться. И не путать одно с другим, конечно. И именно в последнем помощь и подсказки взрослых неоценимы.

Поговорите с ребенком о том, в чем он хотел бы походить на сверстников — только помните, что морализаторство тут не поможет. Важно, чтобы подросток был уверен, вы его и правда слушаете и слышите, не навязываете свою точку зрения, а готовы обсуждать его возможности вписаться в коллектив. Подскажите, в чем вы видите его уникальность, его отличительные качества, таланты, способности: подростку важно понимать, каким его замечают окружающие.

Инаковость

Подросток действительно слишком отличается от того круга, в который попал. Здесь нужно иметь в виду, что во взрослой жизни человеку крайне важно уметь находить общий язык с представителями разных слоев общества, разных культур, разных интересов. Быть уважительным и толерантным — сегодня эти качества ценятся и в личных отношениях, и в бизнесе все выше. Поэтому, каким бы ни было окружение вашего чада, помогите ему найти точки соприкосновения.

Однако это вовсе не значит, что он должен стать «как они» абсолютно во всем, не стоит бросаться в крайности. Более того, если вы действительно понимаете, что ваш подросток «не вписывается» именно потому, что слишком иной для данного коллектива, надо помочь ему найти тот круг общения, где он сможет стать своим. Сегодня с развитием онлайн-общения это сделать гораздо проще: тинейджеру уже не так сложно найти друзей в различных областях знаний, интересов, увлечений в любой точке мира.

Чего родителям точно не нужно делать, так это пытаться во всем винить сверстников, не желающих принимать их дочку или сына. Дескать, мой не такой, как они (слишком умный, слишком красивая, у него/нее другие интересы и т.п.), вот они и завидуют! И не принимают.

Возможно, зависть действительно имеется. Но поддерживать изоляцию не стоит. Лучше задуматься, где и как подросток может найти компанию «умных» или «успешных», равных себе, чтобы общаться именно с ними. Или прикинуть, что заставляет его избегать равных и «выделяться» на фоне чужой неуспешности. В этом случае речь, скорее всего, о низкой самооценке, которую важно вернуть к нормальному уровню.

анонимно , Женщина, 3 года лет

Добрый вечер ольга сергеевна! Прошу вашего совета, как правильно поступать в таких случаях, когда детки лет 4-6 не пускают мою дочь к себе в игру? Моей дочке 3г.И9мес., Она можно сказать с 10мес, еще сидя в коляске радовалась всем деткам на площадке, уже за 100метров радовалась от счастья, что мы идем туда. Она у меня громкая и радостная девочка и посей час, но бывают такие случаи, когда мы приходим на площадку, один из детей скажет - ее не пускать! И все за ним повторяют и говорят, -иди, не мешай. Еще станут и не пропускают ее на горку. Моя в громкий плач, спрашивает почему они не хотят с ней играть,упираясь лбом мне в ноги. А я стою столбом, пытаюсь объяснить тем деткам что так нельзя, площадка общая, не хотите играть с ней то не надо, а пропустить на горку обязаны. Но на мои слова ноль реакции! А родители где то в сторонке стоят и не вникают что происходит и как дети себя ведут. Я не знаю что делать, такое не часто бывает, но бывает. Говорю, не обращай внимания, играй одна. Но как одна, если она хочет в компанию? Как поступать в таких случаях? Или нам лучше сменить площадку и ходить к другим детям? Буду очень благодарна прочесть ответ!

Здравствуйте. Как я поняла из Вашего письма, время от времени бывает так, что дети по каким-то причинам не хотят играть с Вашей дочерью. А Вы пробовали понаблюдать, что происходит между детьми? С каким поведением Вашей дочери связано нежелание других брать ее в игру? Вы пишите: «Она у меня громкая и радостная девочка и посей час», может это как-то связано с тем, что иногда ее громкость и радость приходятся не к месту? Я не видела Вашу дочь, поэтому могу только фантазировать о возможных причинах. Итак, я Вам рекомендую сначала понаблюдать за тем, что в поведении Вашей дочери может вызывать такую реакцию детей. С другой стороны, порой жестокость маленьких детей по отношению к сверстникам никак напрямую не связана с поведением того, кого отвергают. И если Вы не найдете видимых объяснений такому поведению детей, то решение сменить площадку вполне разумно.

анонимно

Да, я задумывалась о том, что может причина в ее громкости? Бежит она к детям пища, может этим и раздражает. Но заметила только 2-3 девочек, которым она не нравиться, и подговаривают остальных. Бабушка одной из, услышала это, и при мне сделала замечание, что надо дружить со всеми. На что та, ответила, не хочу, а подружка ее - мне она не нравиться. Просто я делаю замечания своей, не кричи, не бегай за ними. А потом думаю, а может проблема не в моей дочке, а я ее только критикую! Мы на этой неделе в сад пойдем, и я очень надеюсь что она найдет себе подружек! Может мне не стоит так зацикливаться над этим, и беру все близко к сердцу? А потом сама же страдаю, и душа болит. Боюсь что бы девочка моя не была белой вороной(((

Во дворе или в игровой зоне детского сада можно часто заметить подобную картину: группа малышей играет вместе, при этом кто-либо из них берет на себя роль лидера, рассказывает, что надо делать, руководит другими детьми. Большинство ребят прислушиваются к его мнению и вливаются в игру, некоторые начинают спорить и лишь один ребенок сидит в стороне совершенно один.

Иногда дети могут отвергать ребенка и обижать его

Он видит играющих и внимательно наблюдает за ними, но сам старается стать «невидимкой». И надо сказать, это ему удается, потому что он не привлекает внимания со стороны других детей. Этот ребенок пытается даже не встречаться взглядами с коллективом, может подвинуться или отойти в тот момент, когда рядом пробежит кто-то из играющих детей.

При обращении к нему с какой-либо просьбой, например, подать закатившийся мячик, он попытается помочь, но потом снова скроется с поля зрения, чтобы дальше смотреть за игрой, в которой он не хочет участвовать. Возможно, малыш боится, что не сумеет или что его не примут.

И рассуждает он совершенно правильно: его не принимают. А почему происходит? Может быть, из-за того, что не умеет играть или не знает правил. И если в три года дети не очень хорошо могут играть в группе сверстников, то родителям не стоит очень волноваться по этому поводу. А вот если подобная ситуация продолжается и в шесть, и в семь лет, то это уже повод для беспокойства.

Очень часто бывает так, что гуляющие вместе с детьми мамы или бабушки увлеченно обсуждают что-либо друг с другом, не особенно обращая внимания на то, как именно играют их дети. Можно даже сказать, что ребенок, которого не приняли в игру, раздражает их, потому что он постоянно находится рядом и не дает спокойно пообщаться.

Мало кто пытается понять, почему именно происходит такая ситуация. Многие думают, что все это вопрос времени, который скоро разрешится сам собой. Это неправильно. Проблема может не только не решиться, а даже усугубиться и наложить отпечаток на всю дальнейшую жизнь ребенка.

Разберем основные возможные причины происходящего

Часто дети обижают тех, кто не похож на них

Самой частой причиной может быть несоответствие ребенка каким-либо общественным стандартам. Например, особенности внешних данных: малыш просто несимпатичный или у него есть какой-то дефект (косоглазие или большая родинка на лице, он хромой или инвалид). И что бы ни говорили нам дипломированные педагоги, без специально организованной и проведенной взрослыми работы дети не примут такого ребенка.

Причем не только в игру, но и в свой коллектив. А происходит так потому, что любой «не такой, как все» малыш уже изначально воспринимается другими негативно. Самое страшное, что у нас и во взрослом мире не привито гуманное отношение к таким людям.

Еще одна распространенная причина — незнание элементарных правил детского общения. Ведь часто бывает так, что ребенок проводит большую часть времени с взрослыми людьми, он слышит, как они общаются, какие слова употребляют, берет с них пример, а оказавшись в компании своих ровесников, понимает, что терминология сверстников ему попросту непонятна. И получается, что тот «взрослый» словарный запас, который так радовал родителей малыша, у его сверстников вызывает лишь раздражение и насмешки.

Учите ребенка общаться со сверстниками!

Также ребенку могут быть непонятны социальные роли окружающих его ребят. Он не хочет подчиняться лидеру компании, отказывается принимать его правила, потому что попросту не видит в этом смысла. Нельзя сказать, что это плохо, потому что это формирует личностное мнение ребенка, но, с другой стороны, именно это несет в себе угрозу одиночества и насмешек других детей. Они тоже могут не захотеть идти на компромисс и просто выгонят его из игры и компании, потому что так им будет проще.

Ролевые игры учат детей общаться

В результате всего этого у ребенка получается дефицит игрового опыта, который возник из-за нехватки социального опыта и природной застенчивости или агрессивности. Малыш не может исполнять определенную роль, либо может, но ему не по силам оставаться в ее рамках до окончания игры. Как вариант, он не хочет подчиняться кому-то по сюжету и потому у него возникает нежелание понять своего друга не только, как игрока со специально отведенной ролью в игре, но и как человека.

У ребенка в сознании стираются рамки и понятия. Он забывает о том, что здесь все не по-настоящему, что мальчик, играющий злого Карабаса-Барабаса, вовсе не собирается мучить его в реальной жизни. Он пугается и отказывается играть. Остальные дети не станут учить его и помогать. Ребенок уходит, плача и обижаясь на весь мир. Задача родителей в таком случае заключается в том, чтобы улучшить его социальную адаптацию, помочь ему научиться различать, где находится грань между вымыслом и реальностью.

Каким образом это можно сделать?

Ну, во-первых, необходимо с раннего детства играть с малышом в игры, где каждый берет на себя какую-либо роль. «Сегодня ты – Чиполино, а я – злой принц Лимон, но мы играем, и это значит, что в реальной жизни я не стану сажать тебя в темницу», - приблизительно так надо доносить до сознания ребенка, что это все просто игровые роли.

Дети любят не только настоящие игры, но и виртуальные…

Если дети не принимают его в свою игру из-за того, что у него не получается, надо создать новую, в которой он будет более успешен. Именно тогда социум воспримет его иначе. Но только не надо прерывать игру, в которую его не приняли, и объявлять о начале новой, правила которой знакомы вашему сыночку или дочке.

Не забывайте о том, что игры необязательно должны быть активными. Можно пойти другим путем. Например, ваш ребенок отлично рисует. Купите ему набор мелков и отправьте «творить» на асфальте. Уже через 20 минут остальные дети будут зачарованно следить, как из-под его руки плавно выходят красивые птицы или персонажи мультфильма.

Помогите вашему ребенку найти друзей!

Ваша основная задача — не пускать на самотек ситуацию, когда ребенок страдает от одиночества и ни в коем случае не ругать его за это! Ему и так тяжело, и в душе он переживает, что так получается. Поддерживайте его, помогайте. Но только не надо говорить: «Какие они все плохие, ты у меня один хороший, нечего с ними дружить!», иначе воспитаете привязанного к маминой юбке эгоиста.

Также необязательно заставлять ребенка общаться сразу с толпой в 20 человек, иногда 3-4 ребенка бывает более чем достаточно.

Но бывают ситуации, когда малыш уже никак не может влиться в тот коллектив, где его ранее не приняли. Не мучайте его. Просто смените атмосферу: переведите ребенка в другой детский сад, гуляйте с ним в другом дворе, пусть попробует начать жизнь с чистого листа и показать свои лучшие стороны.

Вам просто необходимо обеспечить его уверенность и эмоциональное спокойствие. Не опускайте руки в случае неудач, помните, что проблема решаема!



Публикации по теме